Система государственного стратегического планирования в РФ
Введение
Важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности российской экономики в современных условиях является наличие эффективно функционирующей системы государственного стратегического управления.
Государственное стратегическое планирование - регламентируемая законодательством деятельность органов государственной власти и иных участников процесса государственного стратегического планирования по прогнозированию социально-экономического развития, программно-целевому планированию и стратегическому контролю, направленная на повышение уровня социально-экономического развития, рост благосостояния граждан и обеспечение национальной безопасности
Актуальность данной темы контрольной работы подтверждается тем, что на сегодняшний день стратегический характер приобрела деятельность, направленная на преодоления кризисных явлений в экономики. В этом направлении в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации ведётся активная работа по мониторингу мер, направленных на оздоровление экономики.
Целью данной контрольной работы является углубление знаний о системе государственного стратегического планирования в РФ.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
определить участников процесса государственного стратегического планирования, их полномочия;
рассмотреть правовое обеспечение плановой работы в РФ;
исследовать систему плановых документов, подготавливаемых в России;
определить основные цели, структуру и содержание Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.
. Участники процесса государственного стратегического планирования, их полномочия
Согласно статьи 9 ФЗ РФ от 28 июня 2014 г. №172 "О стратегическом планировании в Российской Федерации", участниками стратегического планирования на федеральном уровне являются:Президент Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Участниками стратегического планирования на уровне субъекта РФ являются:законодательный орган государственной власти субъекта, высшее должностное лицо субъекта (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта), высший исполнительный орган государственной власти субъекта, исполнительные органы государственной власти субъекта, контрольно-счетный орган субъекта, иные органы и организации.
Участниками стратегического планирования на уровне муниципального образования являются органы местного самоуправления, а также муниципальные организации.
Полномочия участников стратегического планирования (ст. 10 ФЗ РФ от 28 июня 2014 г. №172):
. Президент:
) осуществляет руководство государственной политикой в сфере стратегического планирования,определяет цели и задачи стратегического управления, определяет порядок осуществления мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования;
) принимает иные решения в сфере стратегического планирования.
) определяет и уточняет направления, цели и приоритеты социально-экономической политики, цели социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, утверждает документы стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности РФ;
. Палаты Федерального Собрания РФ осуществляют законодательное регулирование в сфере стратегического планированияи проводят обсуждение стратегии социально-экономического развития и основных направлений деятельности Правительства.
. Правительство Российской Федерации:
) определяет порядок разработки, корректировки и взаимоувязку документов стратегического планирования и содержащихся в них показателей,обеспечивает согласованность и сбалансированность данных документов по вопросам, находящимся в ведении Правительства РФ, и утверждает такие документы;
) определяет цели, задачи и показатели деятельности федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства РФ;
) определяет порядок осуществления мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации;
) обеспечивает методическое обеспечение стратегического планирования;
) осуществляет иные полномочия в сфере стратегического планирования.
. Совет Безопасности Российской Федерации:
) осуществляет стратегическое планирование в области обеспечения национальной безопасности РФ;
) осуществляет иные функции в сфере стратегического планирования в соответствии с решениями Президента РФ.
. Счетная палата Российской Федерации:
) осуществляет полномочия в сфере стратегического планирования в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации";
) осуществляет иные полномочия в сфере стратегического планирования в соответствии с законодательством РФ.
. Центральный банк Российской Федерации:
) осуществляет полномочия в сфере стратегического планирования в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
) осуществляет иные полномочия в сфере стратегического планирования в соответствии с законодательством РФ.
. Федеральные органы исполнительной власти:
) разрабатывают документы стратегического планирования на федеральном уровне, осуществляют координацию и методическое обеспечение стратегического планирования в отдельных сферах государственного управления;
) разрабатывают планы деятельности федеральных органов исполнительной власти и утверждают отчеты об их реализации;
) осуществляют мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования на федеральном уровне;
) осуществляют иные полномочия в сфере стратегического планирования.
. Органы местного самоуправления осуществляют полномочия в сфере стратегического планирования в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона.
.Правовое обеспечение плановой работы в Российской Федерации. Система плановых документов, подготавливаемых в России
Государственное социально-экономическое планирование предполагает в качестве обязательного условия учет взаимосвязи макроэкономических и финансовых показателей. Макроэкономические показатели выступают в качестве объекта социально-экономического планирования, а финансовые - сформированы в рамках государственного бюджета.
Взаимосвязь этих трех элементов государственного планирования столь важна, что основные положения по ее регулированию предусмотрены Бюджетным кодексом РФ. Наиболее существенными механизмами связи между социально-экономическим развитием и бюджетной системой являются следующие.
. Социально-экономическое развитие субъектов РФ обеспечивается не только их собственными бюджетными ресурсами, но и различными формами финансовой помощи за счет федерального бюджета. Такая практика призвана гарантировать жизнеспособность всех структурных элементов единой экономической системы страны.
. При разработке федерального, региональных и местных бюджетов за основу принимаются показатели прогноза социально-экономического развития соответствующего уровня, что обеспечивает достоверность и реалистичность расчета доходов и расходов этих бюджетов. Тем самым обеспечивается единство всех аспектов государственного планирования, что необходимо для сохранения целостности и сбалансированности всех составляющих экономического пространства России.
Минэкономразвития России разработало нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, регламентирующие порядки создания и работы с документами стратегического планирования, а также будет разработана и запущена федеральная информационная система стратегического планирования, целью которой является информационное обеспечение стратегического планирования.
Основное назначение плановых документов федерального уровня состоит в том, чтобы обеспечить Правительство РФ, его рабочие органы, органы субъектов Федерации, рядовых граждан и их общественные объединения:
. Системой научно обоснованных представлений о возможных направлениях социально-экономического развития общества, базирующейся на законах рыночного хозяйства.
. Системой представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, путях их достижения.
. Комплексной системой целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и конкретных мероприятий, намечаемых к реализации в течение планируемого периода.
Перечисленные проблемы решаются в процессе разработки:
а) долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных комплексных прогнозов социально-экономического развития;
б) концепции социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу;
в) федеральных целевых программ, предусматривающих решение стратегически важных для страны задач, различного временного горизонта.
В соответствии с Российским законодательством все перечисленные плановые документы подлежат опубликованию.
. Основные цели, структура и содержание Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года разработана Министерством экономического развития РФ в соответствии с поручением Президента РФ в 2008 году.
Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ содержит:
оценку текущей социально-экономической ситуации, степени достижения целей социально-экономического развития;
прогноз социально-экономического развития на долгосрочный период;
определение целей социально-экономического развития и целевых показателей в долгосрочной перспективе, а также условий, факторов, ограничений и рисков их достижения;
определение приоритетов социально-экономической политики и задач, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития;
определение основных тенденций, приоритетов и задач экономики в долгосрочной перспективе в сферах развития человеческого потенциала, внедрения инноваций, модернизации экономики, развития экономических институтов, развития финансово-бюджетных систем, развития национальной конкурентоспособности, внешнеэкономической политики, территориального развития;
оценку финансовых ресурсов, необходимых для реализации концепции долгосрочного социально-экономического развития;
оценку позиций РФ в мировой экономике и их изменения в долгосрочной перспективе.
Структура:. Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития.
. Целевые ориентиры:высокие стандарты благосостояния человека; социальное благополучие и согласие; экономика лидерства и инноваций; сбалансированное пространственное развитие; экономика, конкурентоспособная на мировом уровне;институты экономической свободы и справедливости;безопасность граждан и общества.
. Направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития:создание высоко-конкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику; структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития; закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов); расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда.. Этапы инновационного развития
Второй этап(2013 - 2020 годы) - рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу, улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.. Развитие человеческого потенциала - направления демографической политики, политики модернизации здравоохранения и образования, развития пенсионной сферы и социальной помощи, развития культуры, формирования эффективных рынков труда и жилья.. Развитие экономических институтов и поддержание макроэкономической стабильности. Внешнеэкономическая политика
Приоритетные направления внешнеэкономической политики:
. Обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере.
. Содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг.
. Интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики.
. Повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов.
. Формирование интегрированного евразийского экономического пространства.
. Создание в России международного финансового центра, превращение рубля в региональную резервную валюту и расширение использования рубля во внешнеторговом обороте.
. Усиление роли России в решении глобальных вопросов и формировании мирового экономического порядка.. Региональное развитие. Основные макроэкономические параметры инновационного развития до 2020 года
Заключение
Предлагаемый Федеральным законом подход к формированию системы государственного стратегического планирования базируется на опыте и достижениях отечественной и мировой практики, включает в себя инструменты государственного стратегического планирования, применяемые в настоящее время в Российской Федерации и за рубежом.
Основными задачами, решаемыми Министерством при осуществлении стратегического планирования, являются:
формирование системы стратегического управления;
разработка и мониторинг реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;
мониторинг проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации.
Эффективное функционирование системы стратегического управления особенно актуально в период финансового кризиса и дефицита Федерального бюджета. Формирование системы государственного стратегического управления позволит изменить подход к среднесрочному прогнозированию, увязать его с прогнозированием долгосрочных тенденций развития, обеспечить координацию разработки, реализации долгосрочных стратегий и программ развития Российской Федерации в целом, а также отдельных регионов и секторов экономики, их взаимную увязку по целям, срокам и мероприятиям.
Кроме того, данная система предполагает развитие механизмов «управления по результатам», обеспечивающих четкую взаимосвязь между результатами деятельности органов государственной власти и бюджетными средствами, выделенными на их достижение.
Список использованных источников
1 Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Сборник Законодательства РФ №30 от 24.07.1995г. (изменения от 09.07.1999). - URL: #"justify">Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации). - URL: #"justify">Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России. - М.: Дело, 2009.
Логвинов С.А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: Учебное пособие / С.А. Логвинов, Е.Г. Павлова. - М.: Финуниверситет, 2011.
Невская Н.А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: Учебное пособие/Н.А. Невская - М.: Юрайт,2013
Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие [Электронный ресурс] / Т.Н. Бабич, И.А. Козьева, Ю.В. Вертакова, Э.Н. Кузьбожев. - М.: ИНФРА-М, 2012.
Теория прогнозирования и планирования: Учеб.пособ./ А.Н. Петров, И.Я. Блехцин, М.М. Максимов и др.; ГОУ ВПО «С.-Петерб. Гос. Ун-т экономики и финансов». - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.
Задача
Имеются данные численности наличного населения города Х за 2006-2014 гг. (на начало года в тыс. чел.) (см. Таблицу 1).
Года2006 г.2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.Числ. насел.140,4144,0140,4143,2144,1143,4144,1145,4146,7Таблица 1 - Исходная информация (на начало года в тыс. чел.)
. Постройте прогноз численности наличного населения города Х на 2015-2016 гг., используя методы:
скользящей средней;
экспоненциального сглаживания;
наименьших квадратов.
. Постройте график фактических и расчетных показателей.
. Рассчитайте ошибки полученных прогнозов при использовании каждого метода.
. Сравните результаты и сделайте выводы.
Решение:
Для расчета прогноза численности наличного населения города Х на 2015-2016 гг., поочередно используем методы:
скользящей средней;
экспоненциального сглаживания;
наименьших квадратов.метод скользящей средней.
Для того, чтобы рассчитать прогнозное значение, необходимо:
. Определим величину интервала сглаживания равную 3 (n = 3).
. Рассчитаем скользящую среднюю для первых трех периодов по формуле (1):
(1)
где m - скользящая средняя за каждый период,
Уфi - фактические данные за каждый период;
= (Уф1 + Уф2 + Уф3)/ 3 = (140,4+144+140,4)/3 = 141,6
Полученное значение заносим в таблицу в средину взятого периода.
Далее рассчитываем m для следующих трех периодов (1).
= (Уф2 + Уф3 + Уф4)/ 3 = (144+140,4+143,2)/3 = 142,5
.Далее по аналогии рассчитываем m для каждых трех рядом стоящих периодов.
Для решения задачи составим таблицу 2.
Таблица 2- Расчет показателей методом скользящей средней
№ п/пГодыЧисл. насел., чел. (Уф)Скользящая средняя (m)Расчет средней относительной ошибки (Уф-m/Уф*100)12006 г.140,4--22007 г.144141,61,732008 г.140,4142,51,542009 г.143,2142,60,452010 г.144,1143,60,462011 г.143,4143,90,372012 г.144,1144,30,182013 г.145,4145,40,092014 г.146,7146,0-Суммы1291,7 4,5102015 г.145,8 112016 г.145,7
5. Рассчитав скользящую среднюю для всех периодов, строим прогноз на 2015-ый год (2).
(2)
где Уi - прогнозные данные;
Уфl - последнее значение фактических данных;
Уфр - предпоследнее значение фактических данных;- последнее значение скользящей средней;
У10 = (146,7-145,4)/3+145,4 = 145,8
Определяем скользящую среднюю m для 2015 года (1).
= (145,4+146,7+145,8) /3 = 146
.Строим прогноз на 2016 год (2).
У11 = (145,8-146,7)/3+146 = 145,7
Заносим полученный результат в таблицу.
.Рассчитываем среднюю относительную ошибку (3):
(3)
где ε - средняя относительная ошибка;
Ʃ(Уфi-mi/Уфi*100) - сумма значений средней относительной ошибки; - количество периодов.
ε = 4,5/7 = 0,64%
II метод экспоненциального сглаживания.
. Определяем значение параметра сглаживания, используя формулу (4):
где σ - параметр сглаживания;- количество периодов.
σ= 2/ 9+1 = 0,2
. Определяем начальное значение Uoдвумя способами:
способ (средняя арифметическая) (5)
(5)
где Uo - начальное значение скользящей средней;
ƩУф - сумма значений фактических данных;- количество периодов.
= 1291,7/9 = 143,5
способ (принимаем первое значение базы прогноза)
= 140,4
Таблица 3- Расчет показателей методом экспоненциального сглаживания
№ п/пГодыЧисл. насел., чел. (Уф)Эксп. взвеш. средняя (m)Расчет ср. относ. oшибки (Уф-m/Уф*100)IIIIII12006 г.140,4143,5140,42,20,022007 г.144142,9140,40,82,532008 г.140,4143,1141,11,90,542009 г.143,2142,6141,00,41,652010 г.144,1142,7141,41,01,962011 г.143,4143,0142,00,31,072012 г.144,1143,1142,20,71,382013 г.145,4143,3142,61,51,992014 г.146,7143,7143,22,02,4Суммы1291,71287,81274,310,913,0102015 г. 144,3143,9 112016 г.
. Рассчитываем экспоненциально взвешенную среднюю для каждого года.
(6)
где Ui- экспоненциальная взвешенная средняя;
Уфi - фактические данные за каждый период;
σ - параметр сглаживания;- экспоненциальная взвешенная средняя за предыдущий период.
1 способ (6):U2 = 140,4*0,2+0,8*143,5 = 142,9U3 = 144*0,2+0,8*142,9= 143,1И т.д. по каждому периоду 2 способ (6):U2 = 140,4*0,2+0,8*140,4= 140,4 U3 = 144*0,2+0,8*140,4 = 141,1
И т.д. по каждому периоду
. Рассчитываем прогнозное значение (2):
У10= 146,7*0,2 + 0,8*143,7 = 144,3 - I способ
У10 =146,7*0,2 + 0,8*143,2 = 143,9 - II способ
. Рассчитываем среднюю относительную ошибку (3):
ε = 10,9/9 = 1,21% - I способ
ε = 13,0/9 = 1,45% - II способ
метод наименьших квадратов.
. Определим условное обозначение времени как последовательную нумерацию периодов базы прогноза. Рассчитаем графы (Уф*Х) и (Х^2), и занесём в таблицу соответствующие показатели.
. Далее приведём формулы для расчёта промежуточных коэффициентов а ив:
(7)
(8)
где Уфi - фактические данные за каждый период;
Х - условное обозначение времени;- количество периодов.
Для решения используем таблицу 4.
Таблица 4 - Расчет показателей методом наименьших квадратов
№ п/пГодыЧисл. населения, чел. (Уф)Условное обозначение времени, ХУф*ХХ^2метод наимен. квадратов (m)Расчет ср. относ. ошибки (Уф-m/Уф*100)12006 г.140,41140,41141,10,522007 г.1442288,04141,71,632008 г.140,43421,29142,31,342009 г.143,24572,816142,90,252010 г.144,15720,525143,50,462011 г.143,46860,436144,10,572012 г.144,171008,749144,80,582013 г.145,481163,264145,40,092014 г.146,791320,381146,00,5 Суммы1291,7456495,52851291,75,5102015 г.146,610 112016 г.147,211
. Рассчитаем коэффициенты (7), (8):
а = (6495,5-(45*1291,7)/9)/(285-45^2/9) = 0,6= 1291,7/9 - (0,6*45)/9 = 140,4
. Рассчитываем m для каждого года по формуле (9):
(9)
где a и b - промежуточные коэффициенты;
Х - условное обозначение времени.
m1 = 0,6*1+140,4 = 141,1m2 = 0,6*2+140,4 = 141,7 и так далее по каждому периоду
. И, наконец, рассчитываем среднюю относительную ошибку (3):
ε = 5,5/9= 0,61%
Построим график фактических и расчетных показателей.
Сравним полученные результаты по прогнозам, разработанным различными методами, и средним относительным ошибкам.
ε =0,64% - методом скользящей средней
способ: ε =1,21%; 2 способ: ε =1,45% - экспоненциальной взвешенной средней государственный стратегический планирование
ε =0,61% - методом наименьших квадратов
Ответ: Минимальный размер ошибки по прогнозным данным получен при использовании метода наименьших квадратов, следовательно, прогнозные данные, полученные этим методом, более точные.