Роль правовых отношений в современном обществе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,7 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль правовых отношений в современном обществе

Оглавление

Введение

Глава I. Правовые отношения: понятие и признаки

1.1 Понятие правовых отношений

.2 Признаки правовых отношений

Глава II. Роль правовых отношений в современном обществе

2.1 Классификация правовых отношений

.2 Правоотношение: место и роль государственных и муниципальных учреждений как участников гражданских правоотношений

Заключение

Список использованных источников

Введение

Термин «правовое отношение» представляет собой один из главных терминов юриспруденции. Определение права как системы норм, принятых или узаконенных государством, исследует одну из сторон правовой реальности. Данные нормы координируют общественные отношения между людьми.

В связи с тем, что подобные регуляторы выступают по отношению к каждому отдельному лицу или организации как некоторый формальный фактор, то определение «право» в этом смысле имеет беспристрастный характер, т.е. не принадлежит какому-либо субъекту, не образовывает его личного, хотя бы и социального свойства. В связи с этим нормы права, а также право как систему норм именуют объективным правом.

Нормы права, тем не менее, имеются не сами по себе, а для людей и их организаций, включая и государство. Они существуют для того, чтобы координировать действия людей, давая им свободу выбора, возможность поведения и использования материальных и духовных благ, а также связывая их свободу и поведение существенными рамками, предписаниями, запретами и т.п.

Правоотношение представляет собой одну из главных категорий права, в частности - гражданского права. Система классификации гражданских правоотношений на абсолютные и относительные, на вещные и обязательственные возникла, беря свое начало с эпохи господства римского права. Несмотря на это, определенного показателя данной классификации разработано не было, именно это стало предпосылкой появления проблем о том, к какой классификационной категории возможно приписать тот или иной тип правоотношений, но и о точности традиционной классификационной схемы в целом.

Целью данной курсовой работы является исследование основных подходов к классификации правовых отношений.

Задачи курсовой работы: 1) исследовать понятие правовых отношений; 2) рассмотреть признаки правовых отношений; 3) исследовать классификацию правовых отношений; 4) исследовать правоотношение: место и роль государственных и муниципальных учреждений как участников гражданских правоотношений.

Степень разработанности проблемы. Значительный вклад в разработку проблем классификации правовых отношений внесли ученые-цивилисты М.М.Агаркова, Н.Г. Александрова, С.С. Алексеева, С.Н. Братуся, Ю.С. Гамбарова, Д.М. Генкина, Ю.И. Гревцова, О.С. Иоффе, O.A. Красавчикова, Я.М.Магазинера, В.К. Райхера, Ю.Г. Ткаченко, Ю.К. Толстого, Е.А. Флейшиц, P.O.Халфиной, Г.Ф. Шершеневича, В.Ф. Яковлева и др.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые регулируются нормами права.

Предмет исследования - понятие правоотношения и его классификация.

Практическая значимость исследования обусловлена полученными в процессе его проведения результатами, способствующими научному осмыслению основных подходов к классификации правовых отношений. Обобщение и анализ значительного теоретического материала позволили развить понятийный аппарат и представления в области правовых научных знаний.

В данной работе использованы следующие методы исследования - метод системного анализа, методы сравнительного анализа, методы обобщения и систематизации.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Глава I. Правовые отношения: понятие и признаки

.1 Понятие правовых отношений

гражданский правовой отношение

Правовые отношения - одна из главных и точных форм социального бытия права. Они исследуют процедуру выражения правовых норм в общественную жизнь. Право существует, работает, воплощаясь в трех важных областях: правосознании, нормах права и правовых отношениях. Устанавливаясь с идей, мыслей и образов о правовом регулировании и заканчивая разработкой точных правовых норм и их будущим осуществлением в поведении людей совершенствуется социальная жизнь права. Правовые отношения, следовательно, эго та установленная сфера гражданского общества, в которой воплощаются правовые идеалы и юридически установленные модели должного поведения в области права. И это говорит о значимости вопросов осознания правовой природы и главных признаков правоотношения.

Наряду с этим определение правового отношения в юриспруденции издревле и по традиции является широко обсуждаемым вопросом. В какой-то части это возможно пояснить многогранностью и недостаточной правильностью осознания категории общественного отношения, а также высокой идеологизированностью его в период существования СССР. Если посмотреть с иной точки зрения, то можно отметить многоплановость научных взглядов в юридической науке, в особенности школ и потоков всеобщего правопонимания, именно это сказалось на постановке вопроса: что такое правовое отношение?

С позиции философской науки, общественное отношение предстваляет собой состояние взаимосвязи и взаимозависимости между людьми, выражающиеся в их взаимодействии. «Основным видом отношения является связь, которая определяется как отношение зависимости. Категория «отношение» является родовой в сопоставлении с категорией «связь». В глобальном смысле общественные отношения -представляют собой «это как объективированная, унаследованная, так и совокупная живая, чувственная и т. п. деятельность людей, выступающая в качестве сотрудничества многих индивидов в связи с их отношением друг к другу».

В повседневной жизни люди, подчиняясь своим частным и/или общественными интересам, принимают участие между собою в экономические, политические и другие отношения. Разновидности определенных общественных отношений формируются соответствующей областью социальной жизни и существующими общественными нормами и правилами поведения. Каждый вид общественных норм и правил поведения благоприятствует появлению и совершенствованию определенных типов социальных отношений. Человеку присуща способность преувеличивать роль общественного контроля, понимать его настолько, насколько оно помогает защите и удовлетворению их интересов, следовательно, правовые отношения исследуются и анализируются большей частью как итоги воздействия правовых норм, способных скоординировать процедуры поведения в правовой области. На основе вышеизложенного, следует сделать вывод о том, что в науке существует наиболее широко распространенное осознание правового отношения как общественного отношения, скоординированного правовой нормой. Этот термин, описанный еще в 1958 г. С.Ф. Кечекьяном на бытовом и практическом уровнях справедливо до сих пор представляет определенную историческую ценность. Ученые, практикующие в области юриспруденции, и обычные граждане следуют вышеописанному осознанию сущности правовых отношений. Данный термин предоставляет возможность вычленять и классифицировать правовые отношения от других общественных отношений, осознавая в их государственно-обязательный аспект и обеспеченность мерами государственного принуждения.

Тем не менее, в общей теории права такое осознание правоотношения как скоординированного правовой нормой общественного отношения является причиной появления широких дискуссий, поскольку в юриспруденции не имеется четкости в определении терминов «связь», «фактическое отношение», «общественное отношение» в их взаимопереходах друг в друга. Наиболее известна фраза А.П. Дудина: «Все авторы, несмотря на различие точек зрения, согласны в одном: правоотношение образуется из двух начал, основ - норм права и фактических общественных отношений. Но эти два начала, как правило, принимаются не за моменты (стороны) одного целого, а за самостоятельные и разные, хотя и тесно взаимосвязанные явления… Поэтому-тo дальше и начинаются разногласия: у одних авторов из взаимодействия этих начал получается особое идеологическое отношение, возникающее в результате воздействия норм права на поведение людей и представляющее собой связь прав одного лица с корреспондирующими им обязанностями другого лица, у других - форма урегулированного нормами права общественного отношения, у третьих - само урегулированное общественное отношение, участники которого вступают носителями субъективных нрав и обязанностей, у четвертых - мысленная модель поведения, у пятых - юридически очерченная связь между субъектами...». По нашему мнению, в этой фразе наиболее полно можно заметить целый ряд существующих мнений на понятие правоотношения. Одновременно с этим следует подчеркнуть, что и сам А.П. Дудин дополнил своим высказыванием целый перечень дискуссионных замечаний. Его попытка в своей монографии «Диалектика правоотношения» определить внутреннюю правовую сущность правовых отношений, возникающих кроме правовых норм в итоге хаотичного совершенствования не представляется успешной.

В связи с этим необходимо обратить внимание на появившуюся за последние годы в трудах Ю.И. Гревцова тенденцию исследования юридической природы правовых отношений сквозь три главные элемента, принимающих участие друг за другом в их формировании: связь - фактическое отношение - общественное отношение.

Связь представляет собой состояние зависимости или подчиненности одного явления или субъекта от другого: это то, что предрешает вероятность и характер последующих отношений. Она вполне может быть односторонней или взаимной, побуждая и обуславливая последующую взаимозависимость отношений. «Если общественное отношение носит результирующий характер, а общественная связь - процессуальный, то тогда в определенном смысле общественное отношение выступает как возможность определенных типов связей, существующих в виде взаимодействия, а общественная связь- как действительность взаимодействия»11. Здесь необходимо заметить, что связь между субъектами следует исследовать как нормативно-социальную причину или условие последующего взаимодействия в пределах социального отношения. Это означает, что правовая норма, координируя связи субординации или партнерства между сторонами, и их взаимодействие в дальнейшем. Состояние связанности на уровне правового статуса предсказывает характер изменяющегося поведения субъектов. Тем не менее, практическая сущность деятельности людей в большинстве случае обширнее любой схемы, и общественная связь, выражаясь в реальном отношении между субъектами, затрудняется разносторонностью определенных поведенческих актов.

Фактическое общественное отношение представляет собой специфический камень преткновения в теории правовых отношений. Большинство ученых замечают, что в основе любого правового отношения находится фактическое отношение причастных субъектов, но что под ним понимается, не все осознают одинаково. К примеру, В.А. Тархов, высказал предложение осознавать фактические отношения в нескольких смыслах: «1. как отношения не имеющие общественного значения; 2. как отношения, действительно существующие, в отличие от конструируемых теоретически или воображаемых; 3. как отношения, существующие до правового регулирования; 4. как отношения, лишь частично имеющие общественное значение и потому лишь частично подвергаемые правовому регулированию». С данным высказыванием возможно согласиться, но, тем не менее, по нашему мнению, реальная тайна фактических общественных отношений, находящихся в основе правоотношений, заключается в том, что они являют собой практически все многообразие поведения субъектов, которое составляет суть взаимодействия сторон.

Следовательно, правовое отношение является возникшей в фактическом взаимодействии сторон связь между субъектами, скоординированную правовыми нормами.

.2 Признаки правовых отношений

Правовое отношение как частное проявление мира юридической практики и в роли одной из главных категорий юриспруденции квалифицируется специфическими признаками. Многие ученые делают акцент и определяют одинаковые признаки правового отношения, но и в данной проблеме можно увидеть противоречие взглядов, а также присутствуют сомнительные аспекты. К примеру, Л.С. Явич считает, что в противоположность всем другим общественным отношеням правоотношения: «а) всегда носят волевой характер и относятся к области юридической надстройки над экономическим базисом; б) действия их субъектов осуществляются (должны осуществляться) в рамках субъективных прав и юридических обязанностей; в) возникают при наступлении юридических фактов... г) являются особой формой проведения в жизнь того, что установлено в качестве возведенной в закон воли господствующих классов, формой реализации объективного и субъективного права».

Согласно взглядам Н.И. Матузова, основное в правоотношениях - это то, что они появляются на основе правовых норм, а их участники представляются как носители взаимно перекликающихся друг с другом юридических прав и обязанностей. Взаимосвязь между правом и обязанностью, вернее, их обладателями и есть правоотношение. Наиболее объемный список главных признаков правового отношения приводит, основываясь на социологическом подходе Ю.И. Гревцов. Он замечает, что: а) правовое отношение - особый вид социальных отношений в обществе, механизм возникновения и реализации которого подчиняется общим закономерностям установления и осуществления социального отношения; б) его сторонами могут быть только лица, обладающие качествами субъекта права; в) содержанием правового отношения выступает взаимодействие его сторон; г) только в рамках правоотношения происходит использование или защита субъективных прав, свобод, исполнение юридических обязанностей; д) в современном обществе правовые отношения - один из основных легитимных путей достижения человеком пели, интересов в рамках правопорядка и законности; е) правовые отношения в отличие от иных социальных отношений характеризуются тесной связью с юридическим нормативом.

Полагаем, что подобная «разноголосица» в фиксировании характерных признаков правовых отношений формируется не только особенностью той или иной школы, направлению правопонимания, но и неучитыванием, другими словами, соединением структурных и функциональных признаков, которыми описывается любое социальное явление, включая и правоотношение. Наряду с этим, структурные признаки выступают как теоретические выводы в виде абстракции внутренних характеристик явления, предопределяющих его структурную организацию. Это свойственные подобному явлению черты, обнаруживающие его сущностное описание в совокупности определяющие его суть. Этот тезис редко принимается во внимание в правовых разработках, следовательно, появляется разнообразие взглядов в определении главных признаков права, его норм, правовых отношений и т. д. Основываясь на вышеприведенном выводе возможно вынести на рассмотрение следующий довод о том, что главные структурные признаки правоотношений это: характеристики ею как особой разновидности общественных отношений; возникновение и осуществление на основе норм права; связь субъективною права и юридической обязанности в качестве юридического содержания правоотношения; волевой характер; гарантированность мерами государственного принуждения.

Проанализируем содержание этих признаков.

. Правовые отношения появляются на основе норм права, что объясняет их самобытность и дает возможность отличать от других разновидностей социальных отношений. Конкретно правовая норма содержанием своих структурных элементов - гипотезы, диспозиции и санкции - определяет и стимулирует появление и совершенствование отношения в будущем, обозначая при этом главные его юридические параметры. Это представляется возможным посредством возникновения определенных жизненных условий появления правоотношения, объема и содержания субъективных прав и юридических обязанностей сторон, утверждением санкций за неисполнение требований, находящихся в норме. Тем не менее, правовая норма существует, действует не только и не столько фактом своего нахождения в содержании позитивного права. В таком качестве она играет в основном общеидеологическую, воспитательную роль и является основой появления общих правовых состояний или общерегулятивных правовых отношений. Основополагающее значение правовых норм можно сказать заключается в том, что они призваны быть нормативной основой, юридической почвой возникновения прав и интересов граждан и иных субъектов в пределах появляющихся определенных правовых отношений.

. Правовое отношение описывается наличием своего юридического содержания, состоящего во взаимной связанности субъективных прав и юридических обязанностей сторон. «Связь между правом и обязанностью, а точнее, между их обладателями и есть правоотношение». Это дает возможность высказать мнение о представительно-обязывающем содержании правоотношения, в котором субъективному праву одной стороны противостоит, корреспондирует юридическая обязанность другой стороны. Тем самым появляется возможность четко отличать правовые отношения от всех других общественных связей по формальной определенности их содержания, производной от норм права, согласно которым они возникают. Субъективное право и юридическая обязанность представляют собой реальную правовую структуру, своеобразный «нерв» правового отношения, они координируют юридическую оформленность действий сторон. Сами субъективные права и обязанности производны от правового положения, статуса субъектов.

. Правовое отношение принято называть волевым отношением. Другими словами можно сказать, что в нем воплощаются, с одной стороны, определенна в норме права государственная воля, а с другой - воля субъектов, участников юридической связи. Государственно-волевой характер правоотношения необходимо рассматривать в том смысле, что государственная власть через деятельность правотворческих органов представляется создателем и регулятором правовых норм, контролирующих заимодействие субъектов. Определенная в праве государственная воля заключает в себе юридически провозглашенную и гарантированную свободу деятельности участников правовых отношений и вместе с этим непосредственную или потенциальную возможность государства проводить свою волю в жизнь. Участники правовых отношений, проявляя свою заинтересованность в достижении целей взаимодействия, действуют вполне сознательно, реализуя при этом свою свободную волю. Прежде чем сложиться, правовые отношения осознаются людьми, проходят через их волю и сознание. Однако этот «субъективно-волевой» характер правоотношении не следует преувеличивать. Между тем практически все административно-правовые, уголовно-правовые и уголовно-процессуальные отношения возникают и развиваются как властеотношения, в которых властный орган юридически «навязывает» свою волю подвластным субъектам. Особенно наглядно это прослеживается в правовых отношениях по привлечению виновных к юридической ответственности. Таким образом, субъективно волевой характер правового отношения следует понимать как сознательно-волевое поведение сторон в соответствии с нормой права.

. Правовые отношения отличаются от всех других общественных отношений своей юридической гарантированностью. Именно через систему реально существующих правоотношений нормы права обеспечивают эффект гарантированного результата в поведении сторон. Это означает, что процесс осуществления субъективных прав и исполнение юридических обязанностей находится под непосредственным или потенциальным контролем правоохранительных органов. И если нарушаются субъективные права или создаются препятствия их осуществлению, а также при неисполнении юридических обязанностей заинтересованные субъекты могут прибегнуть к защите правоохранительных органов. Юридическая гарантированность правоотношений заложена в санкциях правовых норм и реализуется посредством повседневной работы специальных органов по охране права от нарушений и восстановлению нарушенных прав и свобод субъектов.

В последние годы в пауке наметились тенденция в качестве особого признака правового отношения подчеркивать, что участниками его могут быть только лица, обладающие особым качеством или свойством, выражающимся в понятии правосубъектности. Имеются все основания с этим согласиться. Дело в том, что история знает немало примеров дискриминации отдельных людей и даже целых социальных классов, не признаваемых на основании реакционного законодательства полноправными участниками правовой жизни. Рабы и крепостные крестьяне не участвовали в большинстве правовых отношений как их субъекты. Следовательно, наделение правоспособностью и дееспособностью конкретных субъектов - физических и юридических лиц - является необходимым юридическим условием их вступления в систему государственно гарантированных правовых связей.

Подходя к проблеме общего определения правового отношения, следует, на наш взгляд, постараться избежать двух крайностей: сведения его сущности к правовой форме и отождествления с реальным фактическим отношением, лежащим в его основании. Мысль P.O. Халфиной о том, что: «Ценность понятия правоотношения заключается и в том, что оно обозначает конкретное, реальное общественное отношение, облеченное в форму права, являющееся реализацией нормы», - в целом верна. Правовое отношение - есть особая разновидность общественного отношения, возникающего с целью обеспечения законных интересов его участников, урегулированное нормой права и юридически организованное в качестве взаимосвязи субъективных прав и юридических обязанностей. В научной литературе последних лет особо подчеркивается индивидуализированный характер правового отношения как персонифицированного выражения взаимодействия между субъектами.

Глава II. Роль правовых отношений в современном обществе

.1 Классификация правовых отношений

Правовые отношения многообразны и разноплановы. Еще Н.М. Коркунов рассматривал всю совокупность юридических отношений как юридический быт общества. Другими словами, система правовых отношений, действительности имеющихся в обществе, составляет правовую последовательность событий. Тем не менее, в подобное осознание правопорядка проникает ошибка, поскольку «центр тяжести» правопорядка базируется не столько в разнообразии юридических связей между людьми, сколько в их особенном качественном состоянии - правомерности. Несмотря на это, правовые отношения в качестве действий и правовых итогов человеческого взаимодействия устанавливают правовой порядок в обществе, выявляют его самобытность, вошедшую в историю.

Классификация правовых отношений достаточно многообразна и определяется различными критериями. Однако в ней заметную роль играет принцип дихотомии. В соответствии с этим принято выделять следующие виды правоотношении, простые и сложные, регулятивные и охранительные, материальные и процессуальные, активные и пассивные, конкретные и общие, абсолютные и относительные. К тому же, на наш взгляд, эту классификацию можно дополнить и иными видами, пока не очень признаваемыми в науке. К таким видам правовых отношений можно отнести: первичные и вторичные, добровольные и обязательные, правомерные и противоправные. Рассмотрим их основные черты.

В зависимости от степени сложности все правовые отношения делятся на простые, или элементарные, и сложные, пли комплексные. Простым правоотношением является такая правовая связь между двумя субъектами, в которой субъективному праву одной стороны противостоит, корреспондирует юридическая обязанность другой стороны. Например, договор займа, в котором в качестве субъектов выступают «заимодавец» и «заемщик» (ст. 807 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) (далее - ГК РФ). Содержанием такого правоотношения выступает субъективное право заимодавца передать в собственность заемщику деньги или другие вещи и юридическая обязанность последнего возвратить долг. Связь между сторонами здесь довольно простая, элементарная, отсюда и наименование подобных правоотношений. Однако большинство правоотношений имеют сложный, комплексный характер, состоящий в том. что каждая из сторон правового отношения, а их может быть и более двух, имеет одновременно как субъективные права, так и юридические обязанности. Например, в договоре купли-продажи продавец обязан передать покупателю продаваемую вещь и одновременно имеет субъективное право получить стоимость товара. Покупатель имеет субъективное право получить товар, но вместе с icm он обязан уплатить стоимость покупки.

В зависимости от функциональной роли правовые отношения делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные характеризуются тем, что возникают из так называемых правоустановительных норм и опосредуют правомерно развивающуюся человеческую деятельность. Основанием их возникновения является правомерные юридические факты, а содержанием - реализация субъективных прав и юридических обязанностей в процессах повседневного соблюдения, исполнения и использования права. В свою очередь, охранительные правоотношения в своем возникновении определяются деятельностью контрольно-надзорного и охранительного характера, возникают и связи с обнаружением факта совершенного правонарушения и привлечением виновных к ответственности, а также при восстановлении нарушенного права. Именно в форме правоохранительных отношений осуществляется деятельность правоохранительных органов путем применения правовых норм при строгой процессуальной урегулированности действий должностных лиц. Деление правоотношений на регулятивные и охранительные не следует абсолютизировать и связывать с наличием так называемых регулятивных и охранительных норм права. Все правовые отношения в равной мере являются регулятивными и охранительными одновременно в том смысле, что они являются процессом и результатом правового регулирования и при этом всегда охраняются государством. Очевидно, что в основе этой классификации лежит изначальная направленность человеческой деятельности либо на правомерные результаты поведения при строгом соблюдении требований правовых норм, либо на совершение действий по рассмотрению и разрешению юридических дел о правонарушениях и применению санкций к правонарушителям.

В зависимости от специфики норм права все правоотношения делятся на материально-правовые и процессуальные. Материально-правовые возникают в соответствии с нормами материального права и являются юридической формой реализации основных прав, свобод и юридических обязанностей, являющихся содержанием общего правового статуса субъектов. Это правоотношения, содержанием которых выступают субъективные права и обязанности граждан, органов государства и общественных объединений в области конституционного, гражданского, трудового, уголовного и другого права по основным вопросам их жизнедеятельности. Процессуальные правоотношения формируются на основе норм процессуального права и выполняют функцию обслуживания, обеспечения правильности и законности развития материально-правовых отношений. Наиболее наглядно процессуально-правовые отношения просматриваются в правоприменительной деятельности судов по рассмотрению и разрешению юридических дел. Весьма распространенными видами процессуальных отношений являются гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и административно-процессуальные.

В соответствии с содержанием юридической обязанности принято выделять активные и пассивные правовые отношения. Активные правоотношения складываются на основании обязывающих норм и выражаются в юридическом долге обязанной стороны совершать какие-то активные действия: выполнить обусловленную договором работу, возвратить долг, передать имуществе) и т.д. Активное поведение обязанного субъекта в данных обстоятельствах является гарантией удовлетворения интересов управомоченного субъекта. Правоотношения пассивного типа, по мнению С.С. Алексеева, выражают статическую функцию права и складываются преимущественно при реализации управомочивающих и запрещающих норм права. Конкретным содержанием пассивных правоотношений является обязанность субъекта воздержаться от активной деятельности в интересах управомоченной стороны. Например, обязанность не создавать препятствия владельцу собственности при осуществлении им своих правомочий.

В зависимости от степени конкретности содержания и субъектного состава все правовые отношения делятся на конкретные и общие, или общерегулятивные, статусные. Большинство реально существующих правоотношений имеют конкретный характер, ибо в них четко определены участники, ясно выражена юридическая связь между управомоченной и обязанной сторонами, и возникают они на основе юридических фактов. Именно такой характер имеют правовые связи между кредитором и должником, покупателем и продавцом, заказчиком и исполнителем работ и т. д. Все многообразие реальных правовых отношений, имеющих индивидуализированное выражение в сферах гражданского, трудового, семейного, уголовного и другого права, относится к разряду конкретных правовых связей. Они всем известны, лежат как бы на поверхности правовой жизни общества, составляя ее повседневную «прозу» (С.С. Алексеев, Н.И. Матузов). Вместе с тем, наряду с конкретными правоотношениями, существуют и так называемые общие, или общерегулятивные, которые не вписываются в привычную схему индивидуализированной юридической связи между двумя субъектами. Они признаются не всеми учеными ввиду их несколько абстрактного характера. Отрицают их самостоятельность и научную значимость, например, В.К. Бабаев, Л.Б. Венгеров на том основании, что в них отсутствует четкость в определении субъектов и правовой связи между ними.

В науке, в частности цивилистической, общеустановленна градация е правовых отношений на абсолютные и относительные. В основе этой классификации находится критерий конкретности субъектов и правовой связи между ними, другими словами, то, согласно чему распределяются общие и конкретные отношения. Возникает своего рода «удвоение сущностей». В реальности, абсолютными правоотношениями именуются такие, которые характеризуются определенностью активного субъекта и неопределенным кругом лиц на пассивной стороне. В относительных правоотношениях определенными должны быть субъекты на обеих сторонах, активной и пассивной. Такова цивилистическая трактовка этого вопроса. Аналогично отмечает В.М. Сырых, что в общетеоретическом плане в абсолютных правоотношениях индивидуализирована лишь управомоченная сторона, носитель субъективного права. В качестве обязанной стороны выступает все общество и каждый его член. Относительные же правоотношения характеризуются поименной определенностью всех участников. Таким образом, нетрудно усмотреть, что абсолютные правоотношения - это и есть общерегулятивные, а относительные - это не что иное, как конкретные. Удвоение наименований одних и тех же явлений стало возможным в результате недопонимания между цивилистами и теоретиками и своеобразного консерватизма отраслевой юридической науки по отношению к общеправовым понятиям.

Здесь рассмотрены основные виды правовых отношении, которые в той или иной мере признаются и выделяются в научной литературе. Вместе с тем классификация эта не является исчерпывающей. Думается, следует обратить внимание на факты существования, условно говоря, первичных и вторичных правовых отношений. В основе такого деления лежит социально-юридическая природа правовых отношений, степень их зависимости от основных сфер общественной жизни. На это обращает внимание Л.С. Явич, отмечая, что: «… есть правоотношении, которые регулируют фактически существующий вид общественных отношений, и такие правоотношения, которые сами по себе... образуют особый вид общественных отношений, без них вообще не существующих».

В зависимости от волеизъявления субъектов правовые отношения можно классифицировать на добровольные и обязательные, точнее, государственно-обязательные. В основе такого деления лежит волеизъявление субъектов по поводу вступления в правовую связь. Действительно, сфера гражданского, трудового, семейного и иных отраслей частного права характеризуется проявлением личной свободы и самоинициативы. Хочет покупатель купить вещь - вступает в правовое отношение, желает пассажир воспользоваться услугами городского транспорта - заключает договор (своим поведением) по перевозке пассажирок, имеют намерение жених и невеста создать семью - регистрируют гражданский брак и т.д.

Наконец, в соответствии с авторской концепцией, псе правовые отношения можно классифицировать на правомерные и противоправные. Первые характеризуются в своем возникновении и развитии соответствием субъективных прав, юридических обязанностей и результатов поведения субъектов нормам права. Это правовая деятельность, не расходящаяся с требованиями законности, образующая нормальную, «здоровую» ткань правовою порядка общества. Подобных правовых отношении в структуре правопорядка подавляющее большинство, и отсюда вырисовывается объективная закономерность правовой жизни: чем больше удельный вес, общее количество правомерных правовых отношений в обществе, тем прочнее его правовой порядок. Нестабильность же и непрочность правопорядка объясняется не только разгулом преступности, но и в значительной мере существованием неправомерных отношений. Имеющееся в юридической науке их отрицание, непризнание в качестве негативного, по реального явления правовой жизни представляется искусственным и надуманным. Стопроцентной законности не знало ни одно государственно-организационное общество. Всегда были и есть факты правового произвола, злоупотребления правом, ошибки в правоприменительной деятельности, латентные правонарушения. Подобные явления существуют в виде юридически оформленной деятельности, то есть в качестве незаконных правовых отношений. Практика изменения или отмены состоявшихся судебных и иных правоприменительных решений достаточно распространена, и это воочию подтверждает существование неправомерных правовых отношений. Думается, что юристы-практики вряд ли могут отрицать их существование или недооценивать их вред, поскольку они составляют побочный, негативный продукт их повседневной работы.

.2 Правоотношение: место и роль государственных и муниципальных учреждений как участников гражданских правоотношений

В 2010 г были внесены и вступили в силу существенные изменения законодательства (Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - ФЗ № 83 от 08.05.2010 г ), Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и др.), непосредственно затронувшие гражданско-правовой статус государственных и муниципальных учреждений как участника гражданских правоотношений. Анализ правовых последствий, а также разработка на теоретическом уровне рекомендаций по оптимизации и адаптации вступающих нововведений весьма актуальны, ведь помимо только состоявшихся нововведений, планируется внесение изменений в законодательство о некоммерческих организациях, к которым относятся государственные и муниципальные учреждения. И эти поправки включены в проект Концепции развития гражданского законодательства.

Государственные и муниципальные учреждения способны по своей природе вступать в правоотношения, причем как между собой, так и с иными организациями или гражданами. Иными словами, способны осуществлять то самое социальное взаимодействие, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, не запрещенном государством или гарантированном и охраняемом им в лице определенных органов. Правоотношение, по мнению, теоретика права В.Б. Лазарева, определяет конкретное поведение (деятельность) сторон и вносит элемент урегулированности и порядка в общественную практику, имеет социально-экономическую основу и собственно юридические свойства. Изучая правосубъектность государственных и муниципальных учреждений, невозможно не затронуть юридические свойства правоотношений в которые данные юридические лица вступают, специфику социально-экономической природы их возникновения. О.С. Иоффе отмечал, что проблема правоотношения является одной «из наиболее сложных и в то же время наименее разработанных проблем правовой науки».

Как реальное общественное явление правоотношение обладает содержанием и формой. Затрагивая историю вопроса, необходимо отметить, что юристы, изучавшие право СССР, часто ограничиваются указанием на то, что правоотношение выступает в качестве идеологической (юридической) формы лежащего в его основе экономического отношения, и вслед за этим переходят к анализу юридического содержания правоотношения. Вопрос же о взаимодействии содержания и формы самого правоотношения до последнего времени оставался в тени. Наиболее четко мысль о необходимости их исследования выражена в работах М.П. Каревой и Ц.А. Ямпольской. М.П. Карева отмечает: «Правоотношения, выступая в отношении к своему социально-экономическому содержанию как форма его опосредствования, сами в качестве общественных отношений имеют свое особое содержание (классово-волевое), не сливающееся с опосредствуемым социально-экономическим содержанием, и свою форму».

Интересно рассмотреть, во все ли типы гражданских правоотношений могут вступать государственные и муниципальные учреждения, это особенно актуально в связи с значительной численностью данных организаций (по данным на 2010 г., в субъектах Российской Федерации существует 278 тысяч государственных и муниципальных учреждений). Анализируя участие указанных учреждений в имущественных и личных неимущественных отношениях, нужно сказать, что ни они не обладают правом собственности на вверенное им государством или муниципальными органами власти имущество, на него распространяется правовой режим права оперативного управления. В то же время, в зависимости от типа государственного или муниципального учреждения (бюджетное, автономное, казенное), разнится и степень его имущественной ответственности (см. ст. 120 ГК РФ). С внесением изменений ФЗ № 83 от 08.05.2010 г, многие бюджетные учреждения должны быть реорганизованы в казенные, причем при этом условии их права и обязанности, а соответственно, и полномочия как участника гражданских правоотношений существенно не изменятся, в отличие от тех учреждений, которые останутся именно «бюджетными».

От того какой именно деятельностью занимается данное учреждение и от целей создания зависит также и степень ограничения его в имущественных правах. Так как государственные и муниципальные учреждения - участник гражданских правоотношений, не обладающий общей правоспособностью, оно, с одной стороны, вправе вступать в имущественные правоотношения, а с другой, далеко не во все их виды. Реализация личных неимущественных прав государственными муниципальными учреждениями ограничена в основном спецификой их юридической личности. Так, многие из личных неимущественных прав могут относиться исключительно к физическому лицу как человеку, и связаны с психологическими и физическими особенностями его личности и никак не применимы к юридическим, лицам, а значит, и к учреждениям.

Особый отпечаток на характеристику государственных и муниципальных учреждений как участника гражданских правоотношений накладывает то, что оно может быть создано исключительно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием.

Подводя итог, важно отметить, что государственные и муниципальные учреждения, как и иные субъекты права, полномочны вступать в гражданские правоотношения, быть носителями определенных гражданских прав и обязанностей как таковых. Они являются специфическим объектом гражданского права, обладают особой правосубъектностью, могут быть различны по организационно-правовой форме, по сфере деятельности и целям создания, и в соответствии с законодательством, в зависимости от этих условий зависит круг гражданских правоотношений, субъектами которых данные учреждения могут выступать, а также объем полномочий , ими осуществляемый. Существование государственных и муниципальных учреждений оказывает большое влияние на качественный состав гражданских правоотношений в Российской Федерации, очевидна их особая роль. Так как, являясь зачастую инструментами реализации социальной политики государства, они вступают в отношения зачастую не взаимовыгодные, с интересной экономической и хозяйственной составляющей.

Заключение

Правоотношения представляют собой главную область общественной жизни. Повсюду, где действует право, его нормы, там непрерывно рождаются, заканчиваются или трансформируются правоотношения. В частности они усовершенствованы в гражданском обществе, правовом государстве. Они сопутствуют человеку в течение всей его жизни. Этот факт является ответом на главный вопрос - в чем причина, что правоотношения являются одним из важных вопросов теории права.

Основываясь на том, что было изложено выше возможно прийти к выводу о том. что правоотношения представляют собой те же нужные для жизни человечества общественные отношения, с той только разницей что приобрели через законодателя и иные правотворческие органы правовой статус и тем самым находящиеся под юрисдикцией государства.

Главными признаками правоотношений как одного из видов общественных отношений называют: их подчинение общеобязательным нормам права; характерное для них свойство регулярности, неоднократной повторяемости; их общественную значимость; их свойство порождаться между конкретно-определенными лицами (субъектами); направленность поведения их участников по отношению друг к другу; вероятность их обеспечения силой принуждения посредством государственных органов.

Следовательно, пpавоотношение является одним из основополагающих этапов механизма пpавового pегулиpования. По словами С.С.Алексеева, «это жизнь ноpмы пpава». Не будет отношений - не существенным будет наличие права вообще, т.к. его нормы не к чему будет соотносить. Но и не всякие общественные отношения, будут относиться к правовым, а только те, которые представляют собой область интересов права, координируются им. Следовательно, чем более качественно законотворчество, тем меньше вопросов появляется между участниками, тем более эффективны итоги их взаимодействия.

Список использованных источников

1.Конституция Российской Федераци / от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.

.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410..

3.Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 19. Ст. 2291.

4.Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Ареланов К.М. [и др.] Комментарии к Гражданскому Кодексу Российской Федерации. Ч. 2: учебно-практический комментарий/ Под ред. Сергеева Л.П. - М.: «Проспект» 2011.

5.Бачило И.Л. Причины и суть эволюции государственных и правовых институтов в условиях информационного общества// Вопросы правоведения. 2011, № 3.

6.Венгеров А.Б. Прямое действие Конституции: правовые, социальные и психологические аспекты // Общественные науки и современность. 1995, № 5.

.Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики / Под общ. ред. В.А. Белова. - М.: Юрайт-Издат, 2007.

.Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 1. / Е.Н. Абрамова, Н.М. Аверченко, Ю.В. Байгушева [и др.]: / Под ред. А.П. Сергеева. - М.: «РГ Пресс», 2010.

.Гревцов Ю.И. Правовые отношения // Общая теория государства. Т. 2. - М.,2001.

11.Ершова И.В. Хозяйственная деятельность государственных учреждений: проблемы теории и практики // Юрист. 2011, № 5.

12.Леонова Г.Б. Учреждение как субъект гражданского права [Текст]/ Г.Б. Леонова// Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1998, № 1.

Похожие работы на - Роль правовых отношений в современном обществе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!