Основной вопрос философии: материализм и идеализм

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,88 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основной вопрос философии: материализм и идеализм

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

Кафедра философии и идеологической работы

Специальность 1-24 01 03 Экономическое право

Допущена к защите

Начальник кафедры философии и идеологической работы

подполковник милиции

С.В. Масленченко


КУРСОВАЯ РАБОТА

Основной вопрос философии: материализм и идеализм

Автор работы

Курсант 4102 группы

факультета милиции

рядовой милиции

Чубовский Глеб Витальевич

Руководитель

Доцент кафедры философии и идеологической работы, кандидат философских наук, доцент

Лойко Лариса Егоровна

МИНСК 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Материалистическая традиция в европейской философии

Глава 2. Идеалистические традиции в европейской философии

Глава 3. Материализм и идеализм в философии права

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

В курсовой работе будет рассмотрен основной вопрос философии, материализм и идеализм. Мы выделим исторические этапы развития философии, на которых основной вопрос философии приобретал своеобразную, зависящую от социокультурных условий, формулировку. Рассмотрим работы философов, в которых формировались материалистическая и идеалистическая традиции европейской философии, а также их преломление в области философии права.

С самых древних лет, человеческая цивилизация хотела знать, в чем заключается смысл жизни и для чего мы все были рождены. Этими вопросами с незапамятных времен занимались как лучшие умы, так и самые простые люди, представители различных сословий и национальностей. Размышляя на самые разные темы они того не подозревая уже начинали развитие такой науки как философия. Именно эта наука дала возможность ответить людям на множество возникающих у них вопросов. Так что же такое философия?

Философия - это наука о наиболее общих законах функционирования и развития природы, общества и духовно познавательной деятельности человека [1, с. 8].

Наука философия, как и мышление человека очень многогранна, она способна поднимать любые темы и исходя из этого решать множество существующих вопросов, создавать теории, выдвигать гипотезы, а так же осуществлять толкование вечных вопросов. Философия, как и любая наука, имеет четко выстроенную систему. Структуру философии можно четко определить и отграничить разделами. Разделы формируются по предмету исследования. Они подразделяются на фундаментальные и прикладные.

К фундаментальным разделам относятся: онтология, гносеология, аксиология, философская антропология, праксиология, методология диалектика, социальная философия, философия истории. К прикладным можно отнести: философия религии, философия политики, философия искусства, философия права, философия науки, философия техники, философия культуры, философия любви.

Постановка и решение различных проблем тесно связаны с мировоззренческой позицией мыслителей по вопросу об отношении мышления к бытию. Исторически по данному вопросу в философии сложились две основные точки зрения - материализм и идеализм [1, с. 18].

Цель курсовой работы - установить взаимосвязь между проблемой первичных оснований бытия и формированием материалистической и идеалистической традиций в истории философской мысли.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

. Рассмотреть историю становления и онтологические основания материализма в европейской философии.

. Выделить этапы развития, мировоззренческие приоритеты, субъективные и объективные модификации идеализма в истории европейской философской рефлексии.

. Проанализировать влияние основного вопроса философии на становление и развитие философии права.

ГЛАВА 1. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

материалистический идеалистический традиция философский

В этой части мы поговорим о материалистической традиции в европейской философии. Мы определим, что такое материя, историю развития этого понятия. Определим периодизацию развития материалистической теории в европейской философии, а так же рассмотрим каждый из периодов и его представителей.

На протяжении всего своего жизненного пути человек наблюдает окружающий мир, - множество предметов и процессов, свойств и отношений. Нас окружает множество вещей, к которым мы привыкли: реки, озера, моря, пустыни, леса, звезды и планеты, которые так далеки и неизвестны нам. Но говоря обо всем этом нужно помнить, что человек совершил огромный подвиг, чтобы соединить все это многообразие вещей и увидеть в них, что-то единое и общее.

Наблюдая за естественными процессами, такими как: рост и распад, соединение и разложение, древние мыслители заметили, что некоторые свойства предметов сохраняются. Такую постоянно сохраняющуюся основу веще они назвали субстрат, так называемая первоматерия.

Субстрат (от позднелат. substratum основа, букв.-подстилка), общая материальная основа явлений; совокупность относительно простых, качественно элементарных материальных образований, взаимодействие которых обусловливает свойства рассматриваемой системы или процесса. В самом общем смысле С. всех существующих форм изменений и процессов в мире является движущаяся материя. Будучи неисчерпаема и бесконечна в структуре, пространстве и времени, она выступает субстанциальной основой всех свойств, связей, взаимодействий и законов действительности [2, с. 617].

Еще в V в. до н.э. была выдвинута гипотеза об атомном строении материи. Первое время она понималась как субстанция основа всего существующего в мире.

Средневековая философия исходила из принципа множества и индивидуализации в философии, исходя из этого при всей огромной совокупности предметов и явления, одновременно проживающих и происходящих в мире, они сохраняют свою оригинальность, и неповторимость. Средние века принято отсчитывать, начиная с V в. н.э., то есть со времени упадка Римской империи, и до XV в. Распаду империи предшествовали интересные события, связанные с религией [3, с. 83].

Говорить о материалистической теории в средневековой философии было не так легко. В те годы на первый план вышла религия. Философия средневековья фактически становилась служанкой богословия. Средневековый мир философии пребывал в уверенности об откровенности истины Священного Писания. Идея откровенности была в первую очередь нужна отцам церкви, которыми она и была разработана, а закреплялась она в догмах.

Таким образом, средневековую философию можно охарактеризовать в первую очередь как служанку богословия. Она была подчинена священным писаниям, религиозным догмам. Философы придерживались идеалистической точки зрения, все упиралось в религию. Она стала основополагающей причиной замедление развития, как философской мысли, так и науки в целом. Но с окончанием этого временного этапа произошло множество изменений, как в философской мысли, так и в жизни людей. Теория получила новый толчок, люди освободились от заточения своих мыслей, они получили возможность выражения, закрепления, и развития их.

Эпоха нового времени ознаменовывала новый виток в развитии науки и культуры. Философская наука так же не стояла на месте. Появлялось множество новых теорий и концепций. Эпоха Нового времени - это период в истории мировой цивилизации, когда все общество словно встряхнулось от длительной спячки в кошмарной среде и увидело мир новыми глазами (равно как и самих себя [4, с. 105].

Т. Гоббс определял материю как тело (субстанцию), рассматриваемое в отношении его формы (акциденции) [5 с. 81]. В противоположность Томаса Гоббса можно поставить английского философа Дж. Беркли, который отрицал существование материи. Он считал: все, что существует, является существующим лишь постольку, поскольку оно либо воспринимается субъективным духом как идея в ощущениях, либо само воспринимает идеи. Материя же, по определению, есть не чувствующая, немыслящая субстанция, воздействующая на дух извне и порождающая в нем идеи. Таким образом, материя не является ни идеей, воспринимаемой духом в ощущениях, ни воспринимающей идеи субстанцией, а следовательно, не существует [6, с. 105].

Этот период заставил абсолютно иначе взглянуть на человека, обращая в первую очередь внимание на разумно-чувственную сторону человека. Новое время - это не только время социально-экономических и политических переворотов, но и время «брожения умов». Произошло своего рода второе Возрождение - возрождение Разума [6, с. 106]. Таким образом, можно сказать, что Европейская философия нового времени была полна и многогранна, ее наполняли мысли различных ученых и теоретиков.

Одним из представителей философии Нового Времен являлся Ф. Бекон. О его вкладе в историю философии можно сказать то, что он был сторонником опытного, во главе всего он ставил науку. По его мнению, она должна взращивать идеи, приносящие практическую пользу, она должна развивать человеческий мир путем внедрения в него новых технологий, путем разработки инновационных теорий. Он негативно относился к средневековой схоластике, она шла к истине лишь путем чистых рассуждений, не прибегая к практике.

По его мнению действия схоластов можно было расценивать, как простое упражнение в мышлении и практической пользы от этих действий очень мало. Основной особенностью теории Бэкона являлось то, что в своих трудах он отталкивался от индуктивного метода мышления, в основе которого лежала практика, а также реальные элементы природы, при взаимодействии с которыми, и рождалась истина [7, с. 496].

Индукция Бэкона состоит из трех основных "таблиц представления инстанций (примеров) разуму". Первая - "Таблица присутствия" (tabulaessentiaeetpraesentiae). В нее собирают случаи, где присутствует данное свойство ("природа") а ,внутреннюю причину ("форму") которого ищут. В таблице II собирают случаи, в которых исследуемая "природа" отсутствует. Таблица III стала прообразом метода сопутствующих изменений Д. С. Милля, который в своей логике следовал идеям Ф. Бэкона и Д. Гершеля. Однако в отличие от построений Милля, индуктивная логика Бэкона ориентировала не на разрозненное действие трех канонов -единственного сходства, единственного различия и сопутствующих изменений, но непременно на тесное взаимодействие всех трех "Таблиц" [7, c. 501].

Еще одним представителем философии Нового Времени являлся Т. Гоббс. Его главным произведением считается трехтомник «Основы философии». Но особенностью Гоббса являлось то, что у него не существовало чисто философских работ: он рассматривал вопросы онтологии, гносеологии, методологии вплетены в ткань его общественно-политических рассуждений.

Гоббс, признает бытие природы. Он отталкивается от собственной теории, исходя из которой природа - объект, а сам человек - субъект. Гоббс не считает Декартовское обоснование объективности существования природы достаточно веским. Он считал, что восприятие человеком природы является не действительным, он ощущает ее материальную сторону. Для человека природа это совокупность меток и образов, можно сказать, что ничего объективного они в себе не несут. По его мнению, общим признаком всего бытия считалось движение.

Это движение мы ощущаем своими органами чувств и именно благодаря этому и воспринимаем природу. Таким образом, ощущение материи возникает путем столкновения двух видов движений. Все эти объективные признаки говорят о наличии самих тел, но не говорит о их качественном содержании и наполнении.

Гоббс считает, что основой познания является само мышление человека, его мысленные представления о вещах, вещах конечных. Он придерживается мысли, что конечная вещь имеет свой определенный вес, обладает смыслом, но является делимой. Иных признаков по теории Гоббса нам обнаружить не представляется возможным.

Кредо своей философии Гоббс определил так: «Рассуждение есть шаг, рост знания - путь, а благоденствие человеческого рода - цель. Центральным звеном и основным признаком жизни общества, по Гоббсу, является государство. Оно - Левиафан, земной бог. Государство олицетворяет собой власть, будь она выборной или наследственной. Оно призвано гарантировать права граждан на свободу в рамках закона, собственность, неприкосновенность, безопасность личности и общества. В силу своей общей природы все люди равны, отличительные особенности (рост, цвет глаз, волос и так далее.) не относятся к сущностным признакам человека. Власть, как всеобщий хранитель общественной жизни, должна быть незыблемой. Где нет власти, там нет удовольствия от жизни в обществе. Только государство оберегает человека от звериного состояния войны всех против всех, писал Гоббс [4, с. 15].

Невозможно в полной мере определить Гоббса как философа-материалиста. Установить первоначальность бытия в своих работах он никогда не ставил. Но основной его целью являлось познать первоосновы, тем самым познать бесконечное.

Дж. Локк является известным философом Нового Времени, представлял материалистическую философскую школу. Основополагающей работой Локка являлся объемный том «Опыт о человеческом разумении», который отличался от работ других философов своей наполненностью, в ней содержались не только философские знания, но и знания в области медицины. Основной идей концепции Локка являлось: «нет ничего в разуме чего раньше не было бы в ощущениях» [8, с. 120].

Проанализировав лишь этот небольшой тезис уже можно сделать вывод каких взглядов придерживался Джон Локк. Согласно тезису Локка: «доопытный разум - чистая доска» [8, с. 122]. Таким образом, можно сказать, что теория Джона Локка основывалась на познании человеком сущности вещей и процессов происходящих вокруг него, он должен анализировать и сопоставлять, исходя из увиденного он формируем собственное умозаключение. «Этот богатый источник большинства наших идей, зависящих всецело от наших органов чувств и через них входящих в разум, я и называю «ощущениями» [8, с. 124].

Локк считал, что мир возможно познать, но для этого нужно сделать большой упор на чувственное познание. По его мнению, разум является лишь исполнителем и он просто воспринимает информацию, полученную им от органов чувств. Но одновременно с этим Локк не противоречит самостоятельности разума в решении конкретных задач в пределах поставляемого ему чувственного материала.

Большой вклад в развитие материалистической концепции сделали немецкие философы. Представители немецкой философии анализировали происхождение и развитие мира. Представителями немецкой классической философии являются Маркс, Фейербах.

Л. Фейербах не признавал себя материалистом. Главным звеном философии для него являлось не изложение аспектов природного бытия, а раскрытие человека и собственно человеческой сущности, который по его мнению является естественно-чувственным существом. Таким образом, он первым сосредоточил свое внимание не на разуме и способностях человека к познанию, а на мире человеческих чувств, считая его сущностью человеческого «Я», его сущностным признаком.

Л. Фейербах вошел в историю как сторонник антропологического материализма («антропос» - человек). Человеческая направленность философии Фейербаха в первую очередь отличалась направленностью философской мысли на человеческие чувства. Но неверно полагать, что Фейербах совершенно не обращал внимания на человеческие историю, на выявление ее движущих сил, которые планомерно оказывали влияние на человека.

С философией Фейербаха в научной мысли появились очень смелые, но в то же время взвешенные и популярные теории. Он переосмысливал влияние истории на развитие человека, а также вступил в спор с религией. Он оспаривал существующие мировоззрения и выдвигал гипотезы, что виной всего является религия и решение всех проблем кроется в изменении предмета культа.

Материалистическую теорию развивал Маркс. Фундаментальной, теоретической основой философии марксизма является диалектический материализм, наука о наиболее общих законах движения и развития природы. Материалистический характер философии марксизма проявляется в том, что она признает материю в качестве единственной основы существования мира. Диалектическая сущность марксизма определяется признанием всеобщей взаимосвязи предметов и явлений мира, находящихся в движении и развитии.

Главным отличием философии марксизма от всех предшествующих учений заключается в распространении материализма на понимание истории общественного развития, в выяснении роли человеческой практики в познании, тесном единстве и взаимовлиянии материализма и диалектики.

Таким образом, проанализировав несколько теорий философов Нового Времени, можно сделать вывод, что философская наука, а в частности философы-материалисты перешли к этапу открытого богоборчества. Они самостоятельно отстаивали свои точки зрения, формировали научные концепции абсолютно не подпадающие под мнение церкви. Но этим отличалась наука Нового Времени, она могла выйти за грань религии и пойти дальше. Ее больше не притесняла церковь, она могла распахнуть крылья и сделала это, трудами известных философов.

Проанализировав материалы и источники можно сделать вывод о последовательном развитии материализма в философской мысли Европы. Тяжелым временем, как для материализма, так и для всей философии стал период средневековья. Господствующее место в тот период времени заняла религия, все было основано на священных писаниях и религиозных догмах. Но как это всегда бывает, наступила оттепель, она ознаменовалась Новым Временем.

Этот период отличался расцветом философской мысли, развитием науки, но самое главное, что философы-материалисты вступили в открытое противостояние с религией. Они начали выдвигать смелые теории противоречащие религиозным догмам. Таким образом, можно сказать, что с течение времени происходило становление теории материализма.

ГЛАВА 2. ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

В этой части мы поговорим о идеалистической традиции в европейской философии. Мы определим, что такое идеализм, историю развития этого понятия. Определим периодизацию развития идеалистической теории в европейской философии, а так же рассмотрим каждый из периодов и его представителей.

Идеалистическая теория является прямой противоположностью материализма. Материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального. Таким образом, идеализм в своем понимании близок к религии, идеализм придерживается и разделяет в своих концепциях религиозные догмы. Согласно этой концепции все сотворил Бог и он является вершиной всего. Идеализм рассматривает сознание как, что-то отстраненное от природы, в силу чего мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и агностицизму.

Идеализм (франц. idealisme, от греч.ιδέα - идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено [2, с. 181].

Впервые этот термин был употреблен Лейбницем. Концепция идеализма в своей сущности подразделяется на два типа: объективный и субъективный. Объективный идеализм, принимающий за основу действительности личностный или безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание, и субъективный идеализм, сводящий знания о мире к содержанию индивидуального сознания. Однако различие между субъективным и объективным идеализм не абсолютно. Объективно-идеалистические системы содержат элементы субъективного идеализма; с др. стороны, субъективные идеалисты, пытаясь уйти от солипсизма, нередко переходят на позиции объективного [9, с. 15].

Говоря о объективном идеализме нужно в первую очередь упомянуть древнегреческого мыслителя Платона. Говоря о идеях Платона можно сказать, что он не выделял, главной идеи, он признает их многообразие. Идеальное в философии - это всё то, что не воспринимается нашими органами чувств и не имеет физических качеств. Основной идеей концепции идеализма является то, что для того, чтобы познать, нужно отстраниться от органов чувств и формировать свое представление, опираясь лишь на разум.

Изначально стоит понимать, что идеализм Платона является объективным, он противоречит всякому субъективизму. В основе объективного идеализма Платона лежат сущности, бестелесные по своей природе, но существующие объективно независимо от субъекта. Поскольку они бестелесны, учение это - идеализм. Поскольку они существуют объективно, это объективный идеализм.

Платон говорил, что все видимые нам вещи физического мира являются отражениями или тенями бестелесных идей, находящихся в высшей и невидимой сфере. В его понимании идеи образуют особенный мир. Весь чувственный мир с обнимаемой им природой и обществом рассматривается Платоном как отражение и как воплощение этого вознесенного над чувственной действительностью особого мира идей. Это идеальная действительность, а идеи существуют объективно, вне и независимо от человека.

У Платона высшая действительность есть «единое». Это не абстрактное арифметическое или математическое единство всего сущего, а «тождество всего идеального и материального, тот первопринцип, из которого только путем его дробления возникает идеальное и материальное» [10, с. 61].

Немецким приверженцем теории объективного материализма был Ф. Гегель. Основной идеей философии Гегеля является тождество бытия и мышления. Согласно его теории ни материя, ни человеческое сознание не могут рассматриваться как первооснова мира. Сознание человека не представляется вывести из материи, так же и нет возможности представить как материя породила человеческий разум. Основой всего Гегель считал, является Абсолютная идея, или Мировой дух, - вне человеческое сознание.

Рассматривая все более подробно и начиная с самого начала, первоначалом является Абсолютная идея - тождество бытия и мышления. По Гегелю принцип тождества бытия и мышления заключается в том, что вначале все - и природа, и человек, и общество присутствуют в Абсолютной идее потенциально. Затем Абсолютная идея сама становится природой, человеком, обществом, моралью, искусством и так далее [11, с. 72.].

«Гегель понимает реальность (или бытие в целом) как некую абсолютную идеальную сущность - Мировой разум, Логос, Дух, Сознание, Субъект, которую он называет Абсолютом. Важнейшее свойство Абсолюта - творческая активность, развитие, развертывание. В самом развитии он проходит различные стадии, проявляясь или развертываясь в различных формах существования и стремясь при этом к своей высшей цели - к самопознанию» [12, с. 205].

Абсолют проходит три стадии: Идея, Природа, Дух. Идея (Логос, чистая рациональность, субъективность) содержит в себе принцип саморазвития, в силу которого она в самоотчуждении сначала объективируется в Природу, а затем, через отрицание отрицания, возвращается к себе самой в Духе [13, с. 67]..

Гегель не старался дать объяснения того, как из Абсолютной идеи рождается Природа или из Природы - Дух, но он утверждал, что этот факт существует и избегать его нельзя. Порождение духа он объясняет путем покидания природы Абсолютной идеей, преодолевая собственное инобытие, и возвращаясь к самой себе в качестве Абсолютного духа. Важнейшая идея Гегеля состоит в том, сто конечный результат (синтез) не может рассматриваться в отрыве от процесса его порождения, «голый результат» есть «труп» [12, с. 211].

«В соответствии с Гегелем, абсолютная идея пытается познать саму себя. Она для этого развивает способности мышления в своем инобытии - сначала в вещах, затем в живом (чувствительность, раздражимость, психика) и, наконец, в человеке (сознание). Этот процесс сложный, противоречивый. Сменяется много поколений и форм познания абсолютной идеи - от мифологии до самой вершины - философии. В философии тоже был долгий путь познания абсолютной идеи. Каждый философ лишь понемногу узнавал отдельные стороны абсолютной идеи» [14, с. 181].

Таким образом, говоря о философии Гегеля можно сказать, что основополагающей идеей его концепции являлась теория существования Абсолютного духа, который и являлся основой всего. Основной особенностью абсолюта являлось невозможность его существования без движения и самопознания. Самопознание в теории Гегеля выходило на новый этап, он стал основополагающим двигателем его теории, именно на этом пункте и было основано развитие идеалистической теории Гегеля.

Ф. Шеллинг основой философской теории признавал философию природы. Понимание природы Шеллинга отличалась от понимания природы Фихте. Шеллинг выделял природу в самостоятельный и независимый предмет изучения. Это было обусловлено его интересом к естественным наукам, и ведомый этими интересами он ставил природы в самый центр своего изучения.

Теория Шеллинга сталкивалась с большим воздействием и конкуренцией со стороны естественных наук. В большинстве своем она противоречила научным теориям и в связи с этим по своему научному значению она скоро утратила силу. Но его воззрение сыграло важную роль в развитии идеализма. Оно ограничило доминирование теории механицизма и ввело новые понятия о всеобщей связи явлений природы. Шеллинг считал, что обычное логическое мышление является мышлением рассудка. Оно дает нам низшее познание, а также дает возможность сравнить его с познанием разума.

Переосмыслив свое учение Шеллинг сделал вывод, что его философия природы раскрывает лишь половину задачи построения философской системы. Кроме философии природы, принимающей за первичное объект, необходимо и другое учение: «Исходя от субъективного, как от первичного и абсолютного», необходимо показать, «как отсюда возникает объективное» [15, с. 14].

В «философии откровения» Шеллинг пошел против собственной философии природы, а также противоречил своим ранним взглядам по отношению к религии. Позиция Шеллинга шла в разрез его собственных теорий и мировоззрений, на протяжении жизни он разработал множество теорий и занимался их обоснование и доказыванием.

Вторым видом идеализма является субъективный идеализм. Особенностью этого философского подхода является в отвержении существования объективной реальности, в независимости от воли и сознания субъекта. Относительно их понимание и к миру окружающему нас, они считают миром совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий и считают, что действия являются неотъемлемой частью мира. Таким образом, существует лишь то, что мыслится субъектом, а все остальное либо не представляется реальным, либо является плодом этого сознания. Субъективный материализм отличается отдалением от понятия восприятия, а на первый план выходит мышление и воображение. Воспринимается лишь то, что мыслит сам субъект сознания, а прочее не существует в реальной действительности.

Дж. Беркли выступал против научных теорий своих предшественников. Он выступал с критикой материи как субстанции, первоосновой всего в мире, а также теории о пространстве как вместилище всех природных тел. Так же он оспаривал теории происхождения понятий материи и пространства.

Учение Беркли основано на отвержении материи, он видит существование лишь человеческого сознания, в котором он отделяет идеи и души. В своем труде «Опыт новой теории знания» он ставил целью опровержение всеобщего предвзятого мнения. Философию Беркли можно охарактеризовать как реакцию философствующего богослова на изменение мышления, связанную с духом времени, на общественный оптимизм с его верой в разум и разумное будущее человечества, верой в предстоящее развитие науки и ее решения насущных проблем.

Беркли построил свою концепцию критики материализма на состоятельных слабостях философского материализма, который множество столетий отыскивал исходную субстанцию бытия, которая стала бы прямым подтверждением теории. В тот период времени материалисты еще не знали, что этой субстанции, которую можно назвать началом и основой всего на самом деле не существует. Идеалисты постоянно донимали их просьбами показать эту субстанцию. Именно таким образом и разрушалась концепция материализма, ведь пока человеку на самом деле не покажешь и не дашь потрогать существующую материю, он никогда не начнет верить, и не станет сторонником этой концепции.

Философию Беркли его научную деятельность можно охарактеризовать как поиск истины. Несмотря на то, что некоторые его концепции являлись абсолютно противоречащими самим себе, он продолжал научное исследования и формировал знания, которые в последующем помогли ему найти слабую точку материалистов. Его идеи получили последующее продолжение в работах других идеалистов этого периода времени.

Философия Беркли стала первоосновой учения Д. Юма. Особенность философии Юма было то, что он был единомышленником, как материалистов, так и идеалистов. Большое количество времени отдал рассмотрению работ Беркли их переосмыслению. Относясь с недоверием к существующим концепциям Юм был также сдержан и в своих гипотезах, либо в толковании новых истин. Сосредоточив свое внимание на гносеологических вопросах [4, с. 135].

В период Нового времени все большие обороты набирало естествознание, оно незамедлительно развивалось. Философия утрачивала абсолютную ценность. Период Нового времени ознаменовывался победой конкретики и научной практики, а выдвигаемые философией абстрактные мысли представления утрачивали свои силы по отношению к людям. Им больше не хватало голой теории, они требовали подкрепления ее практикой. «Между тем по меньшей мере стоит выяснить, не может ли наука о человеке достичь той же точности, которая, как обнаруживается, возможна в некоторых частях естественной философии» [16, с. 132].

Вопросы объективного существования причинно-следственных связей в окружающем нас мире заняли центральное место во всех философских работах Юма. Он эти связи не отрицает, но и не отстаивает их наличие. Нет причинных связей между прошлым и будущим. Предположение о существовании подобной связи является следствием привычки [4, с. 136].

В итоге Юма не отрицает ни Бога, ни мира, ни его познаваемости ни мышления, в итоге он пришел ко мнению, что все наши представления, все то что мы знаем и то, что считаем естественным и действительным является лишь плодом нашей веры в то, что это действительно так и есть.

Проанализировав работы философов различных периодов, придерживавшихся философии идеализма, можно сказать то, что на протяжении всего времени идеализм непосредственно соприкасался с материализмом, и эта борьба научных теорий отслеживалась на всех периодах. Наиболее благоприятным периодом для развития идеализма была античность и средневековье. В период Нового времени идеалистическую школу начали серьезно оспаривать. Это было связано в первую очередь с развитием естественных наук и желанием людей получить объективную истину подкрепленную практикой.

ГЛАВА 3. МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ В ФИЛОСОФИИ ПРАВА

В этой части будет рассмотрен вопрос материализма и идеализма в философии права. В первую очередь стоит разъяснить понятие философии права, история формирования этой философской отрасли и становление понятия философия права. Рассмотрим теории представителей материализма и идеализма философии права. Философия права является наиболее абстрактной юридической дисциплиной, основная цель которой состоит в раскрытии права как особой формы общественного сознания. Философия права предназначена дать ответ на наиболее важные вопросы о познаваемости природы права, соотношения права, религии и морали, общих принципов взаимодействия теории права и законов.

Философия права, наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения. От юридических наук, изучающих конкретные правовые системы, отличается тем, что ставит и решает эти проблемы на философском уровне. Философия права сложилась и длительное время выступала как составная часть философской систем

Под правом с юридической точкой зрения понимается совокупность норм, обязательных для действий в данном обществе. Исходя из этого, философию права можно трактовать как реконструкцию наиболее общих принципов права каждой эпохи, которые определяют основные концепции и механизмы действий в обществе. Философско-правовая проблематика шире познавательных, методологических и иных возможностей юридической науки. Тем более философия права несводима к гносеологии или культурологии. Это самостоятельная философская дисциплина, составная часть общей философии [17, с. 140.].

Философия права - это единая исследовательская и учебная дисциплина, которая исследует наиболее общие принципы жизненного мира человека и его познания, принципы взаимодействия повседневной реальности человека с системным миром, всеобщие принципы существования, познания и преобразования правовой реальности [17, с. 140].

Представителем античной философии права является Платон. Эпоха, в которой жил Платон, отличилась глубоким кризисом формы греческой государственности, важнейшим элементом которой являлся город-государство - полис. Кризис проявлялся в постоянно бушующих войнах союзов городов-государств, объединенных вокруг Афин и Спарты, так и во внутренней войне, в полисах разворачивавшейся между сторонниками аристократического и демократического общественного устройства. Вместе с тем этот период отличался скачком в развитии культуры и философской мысли, в этот период наиболее ярко выразились духовные черты греческого искусства, гражданственности, достоинства свободного человека.

Платон развивал учение Сократа, которое заключалось в познании мира на внечувственном уровне, познание мира божественных идей. Согласно учению Платона, бытие - это бытие идей. Вещи же земного, дольнего, мира существуют лишь в той мере, в какой они причастны этим вечным идеям, обладающим всей полнотой бытия. Это относится как к вещам чувственным, так и к вещам умопостигаемым, включая государство, правопорядок.

По мнению античного философа, существование государства обусловлено тем, что через них выражается всеобщая объективная идея государства, которая сама вечна и неизменна. Именно этой идеи придерживался Платон и старался выразить ее в своих диалогах, посвященных правовой и политической проблематике. Так же философ старался укрепить отношения в полисах, остановить соприкосновения людей вызывающие конфликты между классами, но печальной действительностью являлось то, что полисы уже были тронуты признаками разложения. Важнейшими работами Платона, направленными на переосмысление сущности государства и справедливости, являются диалоги «Государство» и «Законы».

Основной темой «Государства» являлось определение справедливости, являющейся важнейшей чертой идеального государства, которое выступает у Платона ни как механизм, подчиняющий себе человека, а наоборот как средство всестороннего развития человеческой личности. Истинное существование человека возможно лишь в государстве и через государство. Цели человека являются истинными лишь тогда, когда они соотносятся с целями всего государства.

Говоря о философии Платона, стоит сказать о его приверженности к идеалистической школе. Развитие им философии права заключалось в обосновании необходимости существования государства и нахождение человека в нем. Платон считал государства основным механизмом развития человеческой личности, ведь лишь находясь в социуме человек может проанализировать свои мысли и сравнить их с иными представлениями.

Впервые философия права как самостоятельная философская дисциплина оформляется Гегелем. Правом, по мнению Гегеля, являлось наличное бытие свободной воли. «Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли» [18, с. 120]. По мнению Гегеля невозможно обхватить понятие право лишь с точки зрения юриспруденции, она охватывает все вокруг, - наличное бытие всех отраслей свободы. Таким образом, это является идеалистической концепцией понимания философии права. По мнению Гегеля, разум и дух творят свою работу в сфере общественных отношений людей при помощи индивидуальной воли отдельных лиц, и создает объективный мир свободы, то есть право.

«Философская наука о праве, - отмечает Гегель, - имеет своим предметом идею права - понятие права и его осуществление» [18, с. 59]. Идея права, являющаяся свободой по замыслу Гегеля, расширяет понимание права и вводит в него новые понятия, позволяя мыслить более широко и открыто. Ее сфера объективного духа представляет как идеальная правовая деятельность - объективация формы права и свободы

Свою концепцию философии права Гегель разрабатывает и трактует именно как философскую науку о праве, отличную от юриспруденции, а занимаясь позитивным правом (законодательством) имеет дело по его характеристике, лишь с противоречиями [19, с. 289].Основной задачей философии права по мнению Гегеля, состояло в постижении мыслей, являющихся основополагающим началом права, а подлинная мысль о праве является его непосредственным понятием. Философия, поясняет Гегель, «есть наивысший способ постижения абсолютной идеи, потому что ее способ есть наивысший - понятие» [19, с. 296].

Различая право и закон, Гегель старается исключить их противоположность и противопоставление. Он утверждает, что понятие право может искажаться в ходе деятельности законодательства и создания закона, поэтому не данное форме закона содержит в себе право. В философских изречениях Гегеля речь идет о внутреннем различении понятия права на различных ступенях ее конкретизации. «То обстоятельство, что насилие и тирания могут быть элементом позитивного права, - подчеркивал он, - является для него чем-то случайным и не затрагивает его природу» [18, с. 62].

Гегель утверждает, что законы отражают национальные особенности народа, его историческое формирование, а также культурные особенности. Не маловажными являются и условия жизни, но вместе с тем утверждает, что историческое исследование и историческое познание отличаются от философского способа рассмотрения, находятся вне его. Исторический материал, не будучи сам по себе философски-разумным, приобретает в гегелевской концепции философское значение лишь тогда, когда он раскрывается как момент развития философского понятия [20, с. 20].

Таким образом, говоря о философии права Гегеля, можно сказать, что она была направлена на отстаивание идеалистической точки зрения и раскрытие понятия права не только со стороны юриспруденции, но и с философской точки зрения. Философия дала возможность шире рассмотреть понятие право, осмыслить его с другой стороны, ранее недоступной юристам правоведам.

Приверженцем материалистической концепции философии права является Ш. Монтескье. Рассмотрение философии права Монтескье стоит производить через анализ его объемного труда «О духе законов». В своем произведении он анализирует право. Выделяет несколько типов законов - законы всеобщие, относящиеся ко всем людям; законы правления, относящиеся в первую очередь к людям стоящим во главе государств; законы связанные с проявлением человеческой свободы и законы относящиеся к характеристике свойств различных народов. Каждый из представленных законов характеризуется кругом их действий.

По мнению Монтескье, существовало несколько основных естественных законов: стремиться к миру, стремиться к добыче средств пропитания и стремиться к воспроизведению рода. Но согласно его учению из этих законов вытекает и четвертый закон, согласно которому у человека существует необходимость жить в обществе и быть частью социума.

Рассуждая о природе государства, Монтескье выделял три его формы - республиканскую, монархическую и деспотическую. Слабым местом республиканской формы Монтескье считал, ее зависимость от мнения большинства людей. Так как в этой форме государственные вопросы решались вынесением их на рассмотрение народа, они были весьма субъективны и в соответствии с этим были подчинены страстям, как и любой человек находящийся в социуме.

Монтескье в своих теориях придерживался идеи разделения властей. По его мнению разделить власть в государств будет уместно на три ветви : законодательную, исполнительную и служебную. Такое разделение создает в государстве необходимое равновесие внутри системы государственной власти и препятствует попыткам ее узурпации.

Основой концепции Монтескье являлось то, что государство должно стоять на страже общественной морали и гражданских свобод, всесторонне защищать права и интересы своих граждан, а также выражать их мнение в издаваемых законах, направленных на улучшение положения государства и внутри его. Нормы права были призваны обеспечить нравственный образ жизни в государстве, путем регулирования поведения граждан, останавливая их от совершения общественно опасных действий, которые могли нанести неизгладимые последствия, как самому гражданину, так и государству в целом.

Большой вклад в развитие философии права внес К. Маркс. Он развивал такую отрасль философской науки как философия права. Раскрытием темы философии права Маркс занялся еще в юном возрасте, большое внимание уделял книгам Савиньи, посвященным римскому праву.

В своем критическом анализе гегелевской философии государства и права Маркс сконцентрировал критику на учении о государстве и его отношениях с гражданским обществом. По его мнению, чтобы понять истинную природу общества и государства, подлинно философская критика современного государственного строя должна не только вскрыть его противоречия, но и показать их генезис [21, с. 117].

Маркс считает, что государственный строй является лишь внешней формой государства, а не его объективной сущностью. Подтверждением теории Маркса являлись такие государства как Соединенные Штаты Америки и монархическая Пруссия, они имеют один и тот же социальный строй, но абсолютно различный государственный строй. Маркс отрицает превращение суверенитета в сущность государства, так как вследствие этого прусский монарх или любой другой монарх (или, например, тиран) с абсолютистскими амбициями будет претендовать на суверенитет как на свою субъективную форму властвования [21, с. 119]. Маркс осуждал эту монархическую концепцию государства, она отстраняет народ от управления государством и исключает его действия по воздействию на власть. Маркс отрицает подчинение законодательной власти исполнительной, подчинение, снимающее с исполнительной власти всякую узду.

Таким образом, говоря о теории философии права, можно сказать, что Маркс не являясь теоретиком права выдвигал смелые позиции, которые в большинстве своем были верны. Он произвел большое впечатление на теоретиков права своими учениями. Его концепции заставляли задуматься о сущности права в государстве. Он внес большой вклад в формирование европейской теории философии права.

Подводя итог этой части можно сделать вывод, что философия права основной целью ставила расширение понятия права и рассмотрение ее не только со стороны юриспруденции с ее устоявшимися канонами, но и заглянуть более глубоко. Рассмотреть ее с как идеалистической точки зрения, так и с материалистической. Таким образом, философы различных эпох были разработаны концепции по познанию права, они выдвинули собственные самостоятельные теории формирования государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе поднимался главный вопрос философии, соотношение материализма и идеализма. На протяжении всех эпох философы, приверженцы различных школ выдвигали свои теории. В первооснову всего одни ставили материю, а другие разум.

На разных этапах истории изменялись и философские школы. В античности наблюдался резкий скачок как науки, так и философской мысли. Люди были открыты для новых мнений и теорий, но уже в тот момент наблюдалось зарождение противостояния философских мнений. Связано это было с полярным мышлением философов, материалистов и идеалистов.

Период средневековья ознаменовался доминированием идеалистической концепции. Связано это было в первую очередь с усилением статуса религии. Основой всего, в период средневековья являлись религиозные писания, догмы. Они стали основой человеческого поведения, являлись нормами поведения.

В этот период большой толчок со стороны церкви получил идеализм. Философские писания были основаны на теориях, в соответствии с которыми началом всего стал дух. Эти теории зарождали понятие идеала, к которому и стремились все люди. Материалисты не могли открыто высказывать свои мысли, они были подвержены влиянию церкви, которая заметно укрепилась в этот период времени.

Эпоха Нового времени дала возможность материалистам внести свой вклад в философскую наука. Этот период времени является очень насыщенным. Множество философов, со своими смелыми теориями занимались развитием как материализма так и идеализма. Особое развитие получил материализм, который во многом переплетался с развивающимися естественными науками.

Развитие науки, а в частности естественных наук подтолкнуло философов к развитию материалистической школы.

Говоря о развитии материализма и идеализма можно сказать, что две эти теории получили планомерное развитие и на каждом историческом этапе оказывали воздействие на людей. Я считаю, что обе теории интересны и достойны глубокого изучения. Мыслители различных эпох старались доказать правдивость и обоснованность своих теорий.

Обе теории достойны существования, но стоит заметить то, что каждая эпоха желала видеть свои концепции. Человек подвержен переменчивости и ему необходимо право выбора вот и с этими теориями получилось именно так. Материализм и идеализм являются абсолютно противоположными теориями, в связи с этим каждый может сделать выбор какой из теорий он будет придерживаться.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2.Философский энциклопедический словарь / Л. Ф. Ильичёв [и др.] ; под общ. ред. Л.Ф. Ильичева. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

.Губин, В.Д. Философия : Учебное пособие / В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов ; под ред. В.Д. Губин. - М. : ТОН - Осторожье, 2001. - 704 с.

.Бабаев, Ю.В. Основы философии : Учебное пособие / Ю.В. Бабаев - М. : Мысль, 1997. - 246 с.

.Гоббс, Т. Левиафан / Т. Гоббс. - М. : Мысль, 2001. - 240 с.

.Беркли, Д. Трактат о принципах человеческого знания / Д. Беркли. - М. : Мысль, 2000. - 510 с.

.Бэкон, Ф. Великое восстановление наук 1-2 / Ф. Бэкон. - Киев : Издательство «ЭКМО», 1995. - 524 с.

.Локк, Дж. Опыт о человеческом разумении : Сочинения / под ред. И.С. Нарского. - М. : Мысль,1985. - 560 с.

.Игнатович, В.Н. Введение в диалектико-материалистическое естествознание: Монография / В.Н. Игнатович. - Киев : Издательство «ЭКМО», 2007. - 468 с.

.Альгин, А.П. Философия : Учебное пособие / А.П. Альгин. - М. : СЗАГС, 2007. - 72 с.

.Гриненко, Г.В. История философии : учебник / Г.В. Гриненко - 2-е изд. - М. : Юрайт-Издат, 2007. - 395 с.

.Западная философия от истоков до наших дней : в 4 т. / сост.: Д. Реале. - Санкт-Петербург - ТОО ТК «Петрополис», 1997. - Т. 4. - 258 с.

.Кабанов, П.Г. Философия: Учебное пособие / П.Г. Кабанов - 2-е изд. - М. : ун-та. 2007. - 230 с.

.Копнин, П.В. Диалектика, логика, наука / П.В. Копнин. - М. : Наука, 1973. - 464 с.

.Юм, Д. Трактат о человеческой природе / Д. Юм. - Мн. : ООО Попурри, 1998. - 720 с.

.Юрчук, В.С. Философия права : Курс лекций / В.С. Юрчук. - М. : МИЭМП, 2007. - 180 с.

.Гегель, Г. Философия права / Г. Гегель. - М. : Мысль, 1990, - 220 с.

.Чанышев, А.Н. Начало философии / А.Н. Чанышев. - М. : Мысль, 1982, - 184 с.

.Нерсеянц, В.С. Гегелевская философия права / В.С. Нерсеянец. - М. : Мысль, 1983, - 315 с.

.Зотова, А.В. Философия : Учебник / А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина ; под ред. А.Ф. Зотова. - М. : Академический Проект; Трикста, 2004. - 688 с.

.Балашов, Л.Е. Философия : Учебник / Л.Е. Балашов. - М. : Юрайт-Издат, 2009, - 664 с.

Похожие работы на - Основной вопрос философии: материализм и идеализм

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!