Роль государства в жизни общества. Этатизм и анархизм

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,27 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль государства в жизни общества. Этатизм и анархизм

Содержание

Введение

1. Теоретические основы государства и гражданского общества

1.1 Сущность государства

1.2 Институт гражданского общества

2. Место и роль государства в гражданском обществе

3. Этатизм и анархизм как теории взаимоотношения государства и гражданского общества

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако понять роль и место государства в истории общества можно только рассматривая его в контексте других - более широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая система.

Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости. Общество - мать государства, соответственно государство - продукт общественного развития. Государство проявляет заботу об обществе либо напротив, паразитирует или сокрушает общественный механизм. По мере того, как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство, оно также становится более совершенным, более цивилизованным [1, с.58].

Выявление закономерностей соотношения гражданского общества и государства позволяет правильно проанализировать весь путь, пройденный человечеством, понять современные проблемы государственности, увидеть перспективы политических и собственно государственных форм, в которых развиваются живые сообщества различных стран.

В настоящее время видится актуальным познание законов взаимовлияния политической системы и государства для того, чтобы в критические моменты развития общества и государства знать способы и механизмы возможного предотвращения революционных взрывов и социальных катастроф, резкой смены действующих государственно-политических режимов, нейтрализации негативных тенденций в развитии общества.

государство гражданское общество этатизм анархизм

Данная тема видится интересной не только в рамках курса "Теории государства и права. Изучением взаимодействия государства и общества занимаются представители многих наук - философии, социологии, политологии, правоведения, экономических наук, психологии. С развитием общества идет развитие и политической системы и государства, как составной ее части.

Казахстанские политологи уделяют большое внимание изучению взаимодействия государства и общества Казахстана и регулярно публикуют исследования по данной проблематике. Среди работ казахстанских ученых для нашего исследования наибольший интерес представляют труды таких авторов как А.Н. Насынбаев [2], Ертысбаев, М. Б [3]. Касымбеков, М.С. Машан, Ж. Мурзалин, А. Тулегулов [4], А. X. Бижанов [5], М. Ашимбаев [6]. Указанные ученые на основе транзитологических концепций анализируют посттоталитарные трансформации политической системы Казахстана и проводят комплексный политологический анализ отношений государства и общества постсоветского Казахстана.

Также при написании работы были использованы современные труды по теории государства таких авторов, как С.С. Алексеев [7], Н.И. Матузов, А.В. Малько [8], В.М. Корельский и В.Д. Перевалов [9], Лазарев В. В [1], также была проанализирована литература по теории государства советского периода таких авторов, как Манов Г. Н [10]. Матузов Н.И. [11], и других.

Особую помощь в написании работы оказала монография Н.А. Саякбаева, в которой дается самое общее представление о гражданском обществе и правовом государстве, а также особое внимание уделяется связи между гражданским обществом и правовым государством [12].

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о взаимосвязи политической системы и государства, месте государства в политической системе общества и его роли в ней, их взаимовлияния. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий "государство" и "политическая система, определить их содержание, а затем выявить соотношение и роль государства в политической системе общества.

Задачами, которые определяются целью работы, являются:

рассмотрение признаков, сущности, основ и закономерностей развития государства;

-раскрытие понятия политической системы общества и его характеристика;

определение места и роли государства в политической системе общества;

рассмотрение особенностей государства как составного элемента политической системы.

Предметом исследования являются соотношение государство - общество в теории российского государства и права.

Объектом исследования в курсовой работы являются теоретические положения правоведов - теоретиков, касающиеся роли и места государства в политической системе общества.

Основными методами настоящего исследования выступают общенаучные методы исследования - формально - логический, анализ и синтез, индукция и дедукция.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

1. Теоретические основы государства и гражданского общества

.1 Сущность государства

Определяя подходы к освещению вопроса о государстве, на наш взгляд, следует акцентировать внимание на таких аспектах, как проблема понимания государства, его сущность и закономерности развития. Прежде всего, подчеркнем, что государство - это сложное и исторически развивающиеся общественно-политическое явление.

Государство обеспечивает целостность и управляемость общества. Оно является политической организацией всего населения страны общества. Без государства невозможен общественный прогресс. Существование и развитие цивилизационного общества. Государство обеспечивает организованность и реализует народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности - считает С.С. Алексеев [7, с.13], с сем трудно не согласиться. Все это в значительной степени актуализирует проблему темы.

Среди рассматриваемых в научной литературе вопросов, обращает на себя внимание множество теорий происхождения государства. К наиболее относятся: теологическая (Ф. Аквинский); патриархальная (Аристотель, Филлер, Михайловский); патримониальная (Галлер); договорная (Т. Гоббс, Д. Люкк, Ж. - Ж. Руссо, П. Гольбах); теория насилия (Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский), психологическая (Л.И. Петражицкий); марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс).В.И. Ленин, Г.В. Плеханов [8, с.30]. Существуют и иные, менее известные теории. Но все они являются ступенями к познанию истины.

Столь же противоречивой проблемой остается определение государства. Многие ученые характеризовали государство, как организацию Правопорядка (порядка), усматривая в том его суть и главное назначение [9, с.113].

В буржуазную эпоху распространилось определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Однако данное понимание государства послужило поводом для различных упрощений. Так одни авторы отождествляли государство со страной, другие - с обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством) [9, с.114].

Трудности выработки дефиниции анализируемого явления породили неверие в возможность его формулирования вообще [13, с.645].

Определения государства, данные классиками марксизма-ленинизма [15, с.73], которые казалось были незыблемы, ныне подвергаются критике. Так исследователи подчеркивают, что они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство. Выводя на первый план насильственную сторону в определении государства, подчеркивают современные исследователи, не дает возможности увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка [9, с.115].

В современной научной литературе нет недостатка в определении государства. До недавнего времени оно определялось как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Однако в данном определении слабо отражена связь государства и общества.

''Государство, - подчеркивается в учебнике под редакцией В.В. Назарова, - это особая организация публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая представляя общество, осуществляет его интеграцию'' [15, с.115].

Существуют такие определения государства, которые носят абстрактный характер: ''Государство - это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из пирамиды всякого общества'' [8, с.52].

Наконец, тему определения государства завершим определением, данным в учебнике под редакцией В.М. Корельского и В.Д. Перевалова: ''государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управления делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок'' [9, с.116]. Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству.

Существенным компонентом при анализе проблемы государства является раскрытие его признаков. Они, собственно, и отличают государство от других организаций, входящих в политическую систему общества. Каковы же они?

  1. Государство в пределах своих границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества и населения объединяемого гражданством.
  2. Государство является единственным носителем суверенной власти, т.е. ему принадлежит верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.
  3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. Они обязательны для всех органов, объединений, организаций, должностных лиц и граждан.
  4. Государство есть механизм (аппарат) управления обществом, представляющий собой систему государственных органов и материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций.
  5. Государство - единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными органами, призванными стоять на страже законности и правопорядка.
  6. Государство, в отличие от других составляющих политической системы, располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими оборону, суверенитет и безопасность.
  7. Государство тесно и органически связано с правом, которое является нормативным выражением государственной воли общества [8, с.53].

Понятие государства включает в себя характеристику его сущности, т.е. главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном явлении. Среди теорий, относящихся сущности государства, можно выделить следующие

Теория элит, сформированная вначале ХХ века в работах В. Парето, Г. Моски и развита в средине века Х. Лассуэлом, Д. Сартори и др. Суть ее в том, что управляют государством элиты, поскольку, народные массы не способны выполнять эту функцию.

Технократическая теория, возникшая в 20-х годах ХХ столетия и распространившаяся в 60-70-х годах. Сторонниками ее были Т. Веблен, Д. Барнхейм, Д. Белл и др. Суть ее в том, что управляют обществом - специалисты, которые способны определять оптимальные пути развития.

Теория плюралистической демократии, которая появилась в ХХ столетии. Ее представителями были Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Даль и др. Смысл ее в том, что власть утратила классовый характер. Общество состоит из совокупности объединений людей (стратов). На их основе создаются различные организации, оказывающие давление на органы государства [1, с.274].

Указанные нормы внесли определенный вклад в определение сущности государства. В то же время в большинстве изданных в прошлые годы работ (его сущность рассматривалась однозначно с классовых позиций как орудие неограниченной власти) диктатуры господствующего класса. Напротив, в западных теориях государство показывается как надклассовое образование, инструмент примирения противоречий, представляющий интересы всего общества.

Ныне признана ошибочной трактовка государства исключительно с классовых позиций [8, с.48]. Такой подход обеднял в известной степени, искажал представление о государстве, содержал упрощенное, одностороннее понимание его сущности, ориентировал на приоритет насильственной сторон в данного явления и обострение классовых противоречий.

Как односторонний представляется подход, на котором базируется немарксистские учения. Правильно было бы вкладывать в понимание государства, отмечается в литературе, и классовый и общегосударственный подход [1, с.50].

Общечеловеческое предназначение государства состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил, обеспечения общесоциальной направленности осуществляемых им функций.

В современных условиях отдается приоритет общечеловеческим ценностям. Таким образом, государство соответствует уровню развития демократии и характеризуется развитием идеологического плюрализма, гласности, верховенства закона, охраны прав и свобод личности, наличием независимого суда и т.д.

Важно также подчеркнуть, что значение общесоциальной стороны государственной деятельности будет возрастать. одновременно с развитием данной тенденции будет сжиматься доля классового содержания.

Кроме всего вышеизложенного, наконец, на сущность государства влияет конкретно-исторические условия развития отдельных стран, религиозный и национальный факторы [8, с.52].

Важным пунктом работы, на наш взгляд, является освещение экономической, социальной и научной основы государства. Государство не может не существовать, нормально функционировать и развиваться без экономического фундамента, базиса, под которым обычно понимается система экономических (производственных) отношений данного общества, существующие в нем формы собственности. От базиса во многом зависит и собственно государственная финансово-экономическая основа (государственный бюджет). Мировая история свидетельствует, что на различных этапах развития государство имело различную экономическую основу и по-разному относилось к экономике.

Государство от стихийной рыночной экономики трансформировалось в сторону государственно-правового регулирования экономики, планирования и прогнозирования.

Наряду с экономической государство стало выполнять и социальную функцию - пенсионное законодательство, пособия безработным, минимальная заработная плата и др.

Советское государство опиралось на плановую экономику и общенародную собственность, которая превратилась в ничейную, что т привело к кризису.

Исторический опыт свидетельствует, что оптимальной экономической основой могут служить социально ориентированная рыночная экономика, опирающаяся на конкурирующие между собой различные формы собственности.

Социальную основу государства составляют те слои, классы и группы общества, которые в нем заинтересованы, активно его поддерживают. Таким образом, от широты социальной базы государства, активной поддержки его обществом зависит устойчивость, сил аи мощь государства, способность решать встающие перед ним задачи. Государство, имеющее узкую социальную основу неустойчиво.

Развитые государства, что особенно актуально для России в современных условиях, должно осуществляться на научной основе, которая исключает метод проб и ошибок. Поэтому необходимы научные экспертизы, оптимальные варианты, согласованность решений и результаты поступательного развития.

Одной из основных закономерностей эволюции государства на пути поступательного развития является то, что по мере совершенствования цивилизации и развития демократии оно превращается в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей.

Ученые акцентируют внимание на возрастании роли государства в жизни общества [9, с.122]. Аргументом тому служит распространение своей организующей деятельности на все сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы.

Под воздействием научно-технической революции и процесса мировой интеграции, создания мирового рынка в развитии государства появилась новая закономерность - сближение государств, их взаимообращение в результате взаимодействия.

Государство выступает важнейшим интегрирующим фактором, связывающим воедино политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах. Оно вынуждено заниматься общесоциальными проблемами - от строительства домов для престарелых, устройства связи, транспортных артерий до энергетического, экологического обеспечения будущих поколений людей. Как основной собственник средств производства, земли, ее недр, оно финансирует наиболее капиталоемкие отрасли науки и производства, несет бремя расходов на оборону. В качестве органа, управляющего общественными делами, государство посредством аппарата (полиция, тюрьма и т.д.) сохраняет целостность политической системы, обеспечивает правопорядок в обществе.

Неизбежно, здесь возникает масса противоречий, которые могут быть условно сведены к гипертрофированному пониманию роли государства в жизни общества и принижению значения отдельной личности. Поэтому только то государство может считаться социальным и демократическим, в котором созданы условия для реализации прав и свобод человека.

Для политической системы общества важное консолидирующее значение имеет суверенный характер государственной власти. Только государство имеет право выступать внутри и вне страны от имени народа и общества. Вхождение политической системы конкретного общества в мировое политическое сообщество во многом зависит от реализации суверенных качеств государства.

Политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической и психологической ауры находится в постоянном движении. Все ее элементы и компоненты работают как бы в равной степени, увязывая, согласовывая интересы социальных групп, вырабатывая политические решения. Когда же возникают чрезвычайные общественные ситуации (происходят стихийные бедствия, изменяется форма правления или политический режим), особая роль в разрешении их отводится государству. Причем в этом случае речь имеет не просто о государстве, а о его субстанциональном проявлении - государственной власти. Только законная государственная власть может обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.

Таким образом, проблемы понимания государства, его сущности и закономерности развития позволяют определить его как сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление; подтвердить наличие плюрализма в понимании и определении государства; определить его признаки, сущность, основы и закономерности развития.

1.2 Институт гражданского общества

В научной литературе существуют различные воззрения на гражданское общество и его сущность. Одни ученые используют понятие "гражданское общество" в качестве характеристики определенного состояния социума. При такой трактовке гражданское общество идентифицируется с государством особого типа, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности. Другое толкование гражданского общества связано с представлением о нем как об определенной сфере социума - сфере внегосударственных отношений и институтов. Государство создает те или иные - благоприятные или неблагоприятные - условия для функционирования автономной частной сферы и таким образом влияет на ее жизнь.

Развитие концепции гражданского общества с момента его возникновения в западной общественно-политической мысли показывает, что в общественных науках выделяют следующие основные подходы к определению сущности гражданского общества: как противопоставление анархии; как противоположность церкви; как комплекс общественных отношений, противоположных государству; как конкретный феномен западной цивилизации. Так, например, Т. Гоббс определял гражданское общество как союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества, а государство превалирует над гражданским обществом [16]. Дж. Локк и другие представители теории общественного договора в своих трудах обращали внимание на противостояние государства, воплощающего интерес общественный, и гражданского общества, воплощающего частный интерес.

Исторически понятие "гражданское общество", по мнению исследователей, восходит к идее платоновского общества-государства, аристотелевского полиса, цицероновского гражданского общества и т.д. Сам термин "гражданское общество" происходит из семьи латинских слов civis, civilic, civitas (гражданин, гражданский, город, государство). Как понятие о сообществе граждан, имеющем свои законы, и не зависящем от грубого произвола со стороны государства, оно вошло в употребление в XVII-XVIII вв., в период буржуазных революций против абсолютной монархии в Европе.

В числе первых мыслителей, "заметивших" гражданское общество как самостоятельную субстанцию, называют древнегреческого философа Платона (427-347 гг. до н.э.). Его рассуждения о естественных социальных потребностях, присущих людям от рождения, о главных добродетелях - мудрости, мужестве и просветленном эмоциональном состоянии, об идеальном человеческом обществе, его жесточайшая, хотя и непоследовательная критика государственной власти приводят к мысли о том, что кроме государственно-организованной есть и другие формы жизнедеятельности общества. Он уделял много внимания теме идеального государственного устройства, считая, что такое государство возможно лишь при совершенном распределении общественных обязанностей. А его ученик Аристотель, развивая идею полиса, рассматривал человека как существо общественное, политическое, а государство - как естественный продукт развития общества политических граждан [17]. Полис он считал высшей формой человеческого объединения. Вместе с тем Аристотель анализировал жизнь граждан и в других сферах жизнедеятельности общества: экономической, брачно-семейной, духовной, нравственной, научной, религиозной, где государственное вмешательство до определенного уровня развития производительных сил и отношений не требовалось. Здесь будет справедливым отметить в его трудах определенное разделение государства и гражданского общества. Поныне актуальны рассуждения Аристотеля о роли собственности в гражданском обществе: кто обладает собственностью, тот обладает добродетелью. Он критиковал Платона за стремление сделать государство "чересчур единым", потому что полагал, что оно "по своей природе … представляется неким множеством", а также считал крайностью идею учителя об отмене семьи и частной собственности.

Отделение государства от общества и превращение его и общества в относительно самостоятельные феномены произошло только в результате буржуазных революций и утверждения полного господства товарно-денежных отношений. В результате развития общественных отношений трансформировались и взгляды ученых о гражданском обществе. На этом временном отрезке (XVII-XVIII вв.) вопросы гражданского общества освещаются в концепциях естественного права и общественного договора. Известно, что в этих концепциях уделялось большое внимание свободе личности, самоценности отдельного человека, уважению к его собственности и неотъемлемости его гражданских прав [18, с.15].

Предпосылками формирования доктрины гражданского общества в период первых буржуазных революций и легитимизации воли народа стали такие идеи, как обоснование правомерности народного суверенитета Дж. Милтона (1608-1674 гг.); о естественном, божественном и гражданском праве как основе общества Б. Спинозы (1632-1677 гг.); о правовых принципах гражданского общества Дж. Локка (1632-1704 гг.); об институционализации гражданских и политических свобод Ш. Монтескье (1689-1755 гг.); о гражданственности, структуре общества и народного суверенитета Ж. - Ж. Руссо (1712-1778 гг.) [19, с.22].

Важную роль в формировании представлений о гражданском обществе сыграл Гегель, определив его как сферу действия частного интереса. Сюда же он включал семью, сословные отношения, религию, право, мораль, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Особое значение Гегель отводил противостоящим друг другу индивидам. "В гражданском обществе каждый для себя - цель, все другие для него ничто, - отмечал он, - но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объёма целей" [20, с.275].

Государство, представляющее собой сферу всеобщих интересов, Гегель считал более высокой ступенью развития, нежели гражданское общество. Государство, объединяя индивидов, организации, сословия, поднимается над обществом, разрешает его противоречия, примиряет противоположные интересы.

Гражданское общество, по Гегелю, - связующее звено, находящееся между разрозненными индивидами и государством как высшей формой человеческой организации. Гражданское общество и государство являются самостоятельными, но взаимодействующими институтами. Гражданское общество вместе с семьей составляют базис государства.

Вслед за Гегелем К. Маркс также рассматривал гражданское общество как исторический феномен, т.е. как результат и определенную ступень исторического развития. В своей работе "К критике гегелевской философии права" К. Маркс, обращаясь к реальной истории, подверг критике гегелевский подход к соотношению государства, гражданского общества и семьи. В отличие от Гегеля, становление, развитие и функционирование гражданского общества понималось Марксом несколько иначе. Маркс считал, что не Абсолютный дух, а семья и гражданское общество стали предпосылками возникновения государства [21, с.224].

История ХХ века показала, что основные принципы гражданского общества - свобода личности, частная собственность и др. - оказались жизнеспособнее всех других. Развитие в этот период таких социально-экономических прав, как право на создание профсоюзов, на ведение коллективных переговоров с работодателями, а также развитие государства всеобщего благосостояния можно считать новым важным этапом в процессе формирования современного гражданского общества, для которого характерен высокий уровень социальной интеграции.

Таким образом, на современном этапе были выработаны следующие основные постулаты концепции гражданского общества.

. Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми и культурными отношениями между людьми, независимое от государства, но взаимодействующее с ним [22, с.29].

. Гражданское общество - это комплекс добровольно сформировавшихся объединений индивидов (семьи, кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, конфессиональные и другие объединения, кроме государственных и политических структур.

. Условием возникновения гражданского общества является появление у всех граждан общества экономической самостоятельности на базе частной собственности. Гражданское общество - это общество цивилизованных рыночных отношений.

. Важной характеристикой гражданского общества является достижение высокого уровня самоорганизации и саморегуляции общества.

. Гражданское общество организуется после разделения сфер влияния между государством и гражданином. Сужение тотальной власти государства осуществляется через введение неотъемлемых прав человека по определенным неполитическим категориям. Категориями неотъемлемых прав считаются право на труд (экономика), на национальные культурные ценности (культура), на исполнение религиозных обрядов, на свободу обмена информацией, свободу самореализации. Все спорные вопросы между гражданами решаются независимым судом.

На сегодняшний день вопрос построения гражданского общества и его взаимодействия с государством в свете соблюдения политических прав и свобод граждан не потерял своей актуальности, особенно на постсоветском пространстве.

Проведенный ретроспективный анализ представлений предшествующих ученых о гражданском обществе показывает, что институт гражданского общества имеет богатую историю, которая, безусловно, сказалась не только на его содержательной стороне, но и наложила свой отпечаток на его понятие: до сих пор не выработано единого определения понятия "гражданское общество".

Существует множество определений понятия "гражданское общество", в различных источниках оно представлено по-разному. Проблемы определения общего понятия "гражданское общество" связаны с тем, что гражданское общество представляет собой сложный социальный феномен, имеющий многомерную структуру, включающий в себя различное множество противостоящих друг другу элементов. Отсюда и многовариантность существующих в науке теоретических аспектов и подходов изучения доктрины гражданского общества, а также попыток дать единое и всеобъемлющее определение.

Так, в учебнике теории государства и права, выполненном группой российских правоведов под руководством С.С. Алексеева, под гражданским обществом понимается общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения" [23, с. 47].

А в учебнике теории государства и права гражданское общество определяется как "свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализацию прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства" [24, с. 93].

В то же время А. Балгимбаев и А. Цеховой полагают, что с такой постановкой вопроса вряд ли можно согласиться, так как, по их мнению, гражданское общество существовало всегда, а не только с появлением правового государства. Они считают, что гражданское общество "не может поглотить какой-либо политический режим. Государственная власть может деформировать гражданское общество, сковать процесс функционирования его элементов, свести к минимуму автономию и самостоятельность индивидов и социальных групп, но не может полностью ликвидировать структуры гражданского общества. С другой стороны, гражданское общество не способно подменить государство, а тем более упразднить его, хотя оно может перехватить и узурпировать некоторые функции государства [25].

В научной литературе можно также встретить следующие определения гражданского общества: "Гражданское общество - собирательное понятие, охватывающее всю сферу бытия граждан и их объединений, т.е. всю сферу личной и семейной (частной) жизни каждого человека, не подверженную регламентации и контролю власть имущих, государства" [26, с. 146].

Некоторые источники рассматривают гражданское общество в противоречивом единстве с государством, сосуществующих между собой на принципе невмешательства в дела друг друга.

Таким образом, на современном этапе сложились следующие теоретические аспекты гражданского общества.

Гражданское общество - это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная:

) сетью добровольно образовавшихся негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т.д.) во всех сферах жизнедеятельности общества и 2) совокупностью негосударственных отношений - экономических, политических, духовных, религиозных и других.

Общепризнанным является рассмотрение природы гражданского общества как неполитического общества, как сферу семейных, хозяйственных, духовных отношений, существующих вне политики и без политики.

Гражданское общество в широком смысле - это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений. Гражданское общество в узком смысле представляет собой цивилизованное состояние общества, характерной чертой которого является равноправие личности, сообщества граждан и государства.

Понятие "гражданское общество" позволяет разграничить сферы политической и неполитической жизни общества и употребляется в двух значениях [27, с. 10].

Гражданское общество формируют три начала: индивидуальное, коллективное и государственное. Силой, связующей личность и общество, является государство (согласно другому подходу гражданское общество является связующим звеном между личностью и государством). Последнее выделяется на определенном этапе развития общества и объединяет его членов в гражданское сообщество, закрепляя законодательно его структурные элементы: хозяйственные, экономические, семейные, культурные, правовые и другие отношения с участием граждан.

Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан.

В условиях демократии гражданское общество добивается децентрализации государственной власти за счет передачи части властных полномочий органам самоуправления и стремится осуществлять бесконфликтное взаимодействие с государством. В своем развитии гражданское общество воздействует на формирование и закрепление демократических институтов государственной власти, способствует реализации института прав человека, формирует открытые политические системы. Государство призвано обслуживать гражданское общество, служить его интересам. Полномочия государства в гражданском обществе сводятся к минимуму.

Демократическое гражданское общество неотделимо от правового государства, точно так же как правовое государство неотделимо от гражданского общества. Гражданское общество выступает оборотной стороной правового государства, они не существуют друг без друга. Формирование гражданского общества представляет собой необходимое условие перехода к правовой государственности, равно как правовое государство является фактором, способствующим превращению общества в гражданское целое. Игнорирование этой закономерности проявляется в попытках посттоталитарных государств перейти к правовой государственности до создания гражданского общества. Однако подобный переход не может быть осуществлен в короткий срок, поскольку форсирование этого процесса ведет к разрушительным экономическим и социально-политическим последствиям.

Таким образом, на современном этапе выделяют следующие основные признаки гражданского общества:

наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

самоуправляемость;

конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

всеобщая информированность, и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;

жизнедеятельность базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен по принципу субординации);

многоукладность экономики;

легитимность и демократический характер власти;

правовое государство;

сильная социальная политика государства, обеспечивающая достаточный уровень жизни людей и др.

Гражданское общество имеет сложную структуру, которая включает в себя хозяйственные, экономические, этнические, религиозные и правовые отношения. Гражданские связи представляют собой отношения конкуренции и солидарности между юридически равноправными партнёрами. Структура гражданского общества - это совокупность устойчивых, относительно неизменных внутренних связей общества, обеспечивающая его целостность и отражающая как дифференциацию гражданского общества на элементы, так и их интеграцию в единую систему. Интегральный подход позволяет рассматривать гражданское общество как целостную, упорядоченную систему, включающую институционную, регулятивную, коммуникационно-функциональную и духовную подсистемы.

В современной научной литературе гражданское общество рассматривается как сложная и многоуровневая система невластных связей и структур. В этой связи гражданское общество включает в себя совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства, а также разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности.

Структуру гражданского общества составляют:

общественные объединения и организации;

негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, трудовые отношения, предпринимательство и др.);

совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);

политические партии и движения;

сфера воспитания и негосударственного образования;

система негосударственных средств массовой информации;

семья;

церковь и др.

В структурном отношении гражданское общество можно также представить в виде диалектической совокупности трех основных сфер:

экономическая - экономические отношения, и прежде всего отношения собственности;

политическая - отношения, возникающие в связи с удовлетворением политических интересов и свобод путем участия в различного рода партиях, движениях, гражданских инициативах, ассоциациях;

духовная - отражение процессов функционирования и развития гражданского общества в общественном и индивидуальном сознании, выражающихся в виде научных теорий, концепций на уровне общественной психологии в форме обыденного сознания, житейского опыта, традиций, обычаев и т.п.

Общественные науки выделяют четыре основные идейно-политические доктрины гражданского общества:

) либерально-демократическую (доктрина "рыночной демократии");

) социал-демократическую (концепция "демократического социализма" и "социалистического гражданского общества");

) авторитарно-буржуазную (доктрина "государственного капитализма" и авторитарно-социалистическую (доктрина "государственно-бюрократического социализма"). В основе такой классификации лежит противопоставление экономических укладов и форм государственного устройства. Это рыночная экономика, административно-плановая экономика, демократия и авторитаризм [28, с. 30].

Таким образом, ключевым понятием гражданского общества является понятие "гражданин". Гражданин является субъектом жизни общества, активно влияющий на процесс его изменений. По мнению А.Ю. Сунгурова, в рамках гражданского общества понятие "гражданин" раскрывается через понятие "участие", то есть через его деятельность в различных общественных организациях и институтах [29, с. 23].

Анализ национального законодательства показывает, что Казахстан взял курс на посторонние демократического общества, о чем заявил в пункте 1 статьи 1 своей Конституции: "Республика Казахстан утверждает себя демократическим, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы". Основы "рыночной демократии" заложены в статьях 5, 6, 10-39 Конституции (о равенстве государственной и частной собственности, о признании частной собственности на землю, о свободе предпринимательской деятельности и т.д.). Курс построения "рыночной экономики" в Казахстане неоднократно подчеркивался в посланиях главы государства нашей республики.

В идеологии "рыночной демократии" гражданское общество представляется прежде всего как экономическое общество, в котором государство ограничено в своих возможностях регуляции экономической жизни и контролируется гражданским обществом. То есть в соответствии со стратегией развития государства как демократического государства с рыночной экономикой на передний план выступает необходимость развития социальной организации гражданского общества, так как гражданское общество и рынок неразделимы. Полагается, что демократическое общество с рыночной экономикой делится на три сектора: государственный, рыночный и некоммерческий.

Государство может способствовать развитию социальной деятельности гражданского общества, создавая благоприятные условия для функционирования его структур, поощряя их и фактически превращая в свою социальную инфраструктуру. В конечном счете это приводит к становлению гражданской социальной политики в качестве базовой (как, например, в США). Кроме того, государство включает в деятельность, связанную с социальной политикой, самих ее объектов, т.е. социальные группы и институты, поощряя неформальную и формальную социальную деятельность отдельных лиц и их организаций, напрямую стимулируя социальные институты через различные трехсторонние механизмы.

2. Место и роль государства в гражданском обществе

Даже по этому узкому вопросу, решение зависит не только от политического устройства общества, но и от развития и состояния общественного сознания, то есть общества в целом. Но все же нам должны быть видны уже выработанные в историческом процессе политические общественные механизмы, способствующие решению, которые, по-видимому, послужат еще в ближайший исторически обозримый период времени. В самых общих контурах эти механизмы базируются на следующем:) государство как субъект власти в обществе обособлено от общества;

) объективно существует гражданское общество;

) гражданское общество стремится сдерживать и влиять на государство;

) выработано право, которое носит общечеловеческий (общественный в широком смысле) характер; его нормы, принципы и ценности формируются как государством, так и гражданским обществом; оно признано и обеспечивается мерами как государства, так и гражданского общества.

Здесь стоит повториться, существование этих четырех больших политических условий еще не определяет, что развитие общества должно было или должно будет пойти по тому направлению (скорее наоборот, обособление власти и есть проявление развития общественного сознания и усиления личного), но всего лишь позволяет общественному потенциалу осуществиться и в условиях противостояния гражданского общества и государства, поднять личность и ее интересы на должную высоту (даже в условиях возможных негативных проявлений личного и личных интересов).

Как отмечалось выше, в гражданском обществе сильны либеральные ценности и, влияя на государство, гражданское общество отстаивает, в том числе и их, так как это стало уже общественным интересом. Политически значимое влияние на государство сводится, в основном, к предотвращению неограниченного расширения государственной власти и к приданию государственной власти и государству положительных черт и функций.

Гражданское общество отстаивает базу для своего полноценного существования и влияния на государство. Оно борется за независимость от государства своих институтов (свобода создания и деятельности различного рода организаций и объединений) и, значит, против огосударствления гражданского общества. Стремится сохранить свободу предпринимательской деятельности (частную собственность на средства производства) и, значит, сохранить рыночное (не государственное, а общественное) управление экономикой. Стремится обеспечить независимость от государства средств массовой информации (свободу слова, радио, телевидение, печать), а по большому счету доступ всех граждан к общественно и лично значимой информации и свободу публично высказывать свое мнение по общественно значимым вопросам. Гражданское общество отстаивает право народа участвовать в деятельности государства, политической деятельности, право граждан избирать и быть избранными, право граждан на митинги и демонстрации и тому подобное, и значит, гражданское общество стремится укрепить демократию.

Обособленность государства от общества предопределяет произвол власти, то есть власть исходит из субъективной воли государства. Это субъективное государственное проявление с точки зрения общественного может быть как положительным, так и отрицательным. Так, например, можно наблюдать и случаи злоупотребления властью, и случаи проявления властью творческой инициативы. Отсюда и существовавшая идея просвещенного правителя, который реализует свою диктатуру во благо общества.

Однако, в действительности, "просвещенность правителя есть его приверженность ценностям и идеалам, выработанным общественным сознанием, и достигается она только в процессе, в котором участвуют многие и многие творческие личности на протяжении всей истории (это продукт общества в целом). Потому, обеспечение личной (субъективной) свободы только для государства никак не достаточно. Кроме этого, при отсутствии влияния гражданского общества на государство, власть со временем все более отдаляется от общества, начинает путать личные государственные интересы с общественными и игнорирует общество.

Очень важным было (или будет) достигнуть такого состояния, когда:

) свобода государства как субъекта сочеталась с такой же свободой всех людей, и в этом смысле, все субъекты, в том числе и государство, были бы равными;

) мера оценки результатов реализации этой свободы была единой и одинаковой в отношении всех субъектов, и положительное одинаково одобрялось и поощрялось, а отрицательное одинаково не одобрялось и запрещалось для всех, в том числе и государства.

Здесь речь идет о равенстве прав и свобод, в том числе прав и свобод государства. Достигнуть равенства свобод всех субъектов общества, фактически означало ограничить государство. И борьба гражданского общества против привилегий власть имущих фактически означала борьбу за свободу, равенство и справедливость.

Среди разных форм ограничения государства особое место занимает правовое ограничение, и вот почему. Во-первых, такой признак права как нормативность уже предполагает формальное равенство субъектов. Во-вторых, право (правосознание) относится к формам общественного сознания, оно основано на общечеловеческих ценностях и принципах, формируемых и развиваемых на протяжении длительной истории развития, а потому, право содержит в себе (в том числе) и объективное, не зависимое от отдельных правителей. В-третьих, право тесно связано с государственной деятельностью и обеспечивается силой самого государства.

Правовое ограничение государства выражает, в первую очередь, распространение обязательного действия права на государство и, во вторую очередь, закрепление в праве таких норм и принципов, которые обеспечивают равенство государства и личности, а также другие ограничения государства. И говоря о правовом ограничении государства, мы уже приступаем к рассмотрению правового государства. "Понятие правового государства (господствующее мнение) выражает связанность государства правом, прежде всего демократической конституцией и правовыми законами, изданными на основе конституции. Особую роль в этой связанности государства играет заложенная во всяком истинном праве нравственная идея справедливости и иные гуманные принципы [24, с.15].

Связь гражданского общества и государства ограниченного правом (правового государства) очевидна. "Поскольку понятие правового государства возникло именно в борьбе гражданского общества с бюрократическим государством абсолютистской монархии, оно с самого начала было определяемо гражданским обществом. Неслучайно, что и в гражданском обществе выделяли три следующих момента, связанных с правом:

"А) опосредование потребности и удовлетворение единичного посредством его труда и удовлетворения потребностей всех остальных, систему потребностей;

В) действительность содержащегося в этом всеобщего свободы, защиты собственности посредством правосудия;

С) забота о предотвращении остающейся в этих системах случайности и внимание к особенному интересу как общему с помощью полиции и корпораций [25, с.223].

Правовое государство является многосторонним явлением, и для правового государства ученые определяют следующие черты, оно включает в себя несколько главных целеустановок:

гарантию свободы отдельного человека (личности и объединений людей относительно государства);

правовое равенство, которое конкретизируется во взглядах о том, что законы должны иметь одинаковую для всех силу действия и что все граждане должны быть одинаково равны перед законом;

требование правовой безопасности, соизмеримости государственного действия. К этой целеустановке относится принцип охраны доверия (то есть государство обязано возмещать убытки, причиненные им, чтобы сохранять доверие к себе), запрет придания обратной силы закону, требование чёткости законов и запрет чрезмерности (то есть государство имеет право вмешиваться в свободу личности только там, где это действительно необходимо, и только в таком объеме, в каком вмешательство не будет превышать соразмерности отношений к преследуемой цели: требование соразмерности, умеренности);

разделение государственной власти в функциональном и институциональном смысле на власть законодательную, исполнительную и судебную практически должно осуществляться посредством государственных институтов, реализующих соответствующие полномочия.

Также, А.Н. Соколов отмечает "важнейшие характерные черты правового государства:

) связанность исполнительной власти правом и законом;

) ограничение усмотрения и пространства для суждений администрации;

З) запрет обратной силы законов;

) правовое равенство и равное пользование правом;

) всеохватывающая судебная защита от незаконных административных актов;

) сформированность, четкость и демократизм административного процесса;

) четкость принципа судебного процесса (прежде всего, право на обязательное выслушивание в суде каждого…);

) принципы преобразования уголовного права (…отмена смертной казни и т.д.);

) ответственность государства за действия своих органов…;

) компeнсация за вмешательство государства, если оно причинило лицу особый ущерб…;

) институт конституционной жалобы, которая открывает каждому гражданину путь в конституционные суды… " [26, с.15].

Разумная организация правового государства сохраняет свободу государства, ведь даже при том, что произвол отдельных должностных лиц и отдельных государственных органов в некоторой части ущемлен, благая воля государства в целом от этого только выигрывает. Если этому не противодействуют, а наоборот поддерживают гражданское общество и демократия, изменение правовых норм государством возможно. Потому государство реально может быть "просвещенным правителем и локомотивом общественного развития. Наряду с этим, благодаря правовому характеру государства и его правоохранительной деятельности, государство способно защитить права и свободы личности не только от незаконного вмешательства государства, но и от посягательств всех других субъектов. Только правовое государство способно (при существовании соответствующих потенций) оградить личность от вмешательства общества (тоталитарного или тотального). В этом проявляется основная положительная историческая роль государства как общественного института. Ведь без обособленной силы государства, защищавшей от подавления сначала только свою личность, но потом и чужую - охлократичное общество ограничивало бы личность.

Итак, в условиях правового государства свобода государства сочетается со свободой личности. А, говоря о творческой реализации свободы государства во благо всех, можно уже говорить о социальном государстве - то есть государстве, направляющем свою деятельность и обязанном направлять свою деятельность во благо всего общества в целом, всех и каждого в отдельности. А также говорить о гуманизме, то есть о ценности каждой личности и ее творческих (в самом широком смысле слова) неповторимых свободных и благих инициатив.

Можно выделить, что обособление от общества, государства как субъекта власти, существование и влияние гражданского общества на государство (в том числе посредством демократического процесса), построение правового государства все это создает механизм для совершенствования и развития человечества. Современное человеческое общество, в этом плане, находится сейчас на таком уровне развития, когда ему действительно требуется серьезное и значительное укрепление позиций личности, гражданского общества, демократии, правового государства. Но уже сейчас можно видеть, что дальше нас должно ждать гуманистическое общество, где принципы описанного механизма, такие как сдерживание, конфронтация, борьба и тому подобное, все больше будут отходить на второй план по той причине, что проявления личности (всех и в том числе государства) будут творческими, то есть положительными, во благо всех и каждого, просвещенными, а негативные проявления реже будут встречаться. Идеал подобного общества жил в умах многих и многих мыслителей и самых древних, и современных. Это свидетельствует не только о том, что такое общество является благом и целью, но и о достоверности и точности прогноза будущего развития человеческого общества (во всяком случае, в части повышения роли личности и нравственности). И такое уже реальное развитие общества по пути развития нравственности мы можем наблюдать на протяжении всей истории человечества и оно, несомненно, будет продолжаться.

Значит, сейчас мы все больше должны уделять внимание подходам, согласно которым общество в целом, вместо того подхода, когда оно акцентирует внимание на ограничении возможного негативного личности, будет делать акцент на позитивном личности и способствовать ему. Цель творческой деятельности каждой личности, осуществляемой во благо общества, определит задачу общества и государства: обеспечить реализацию этой цели, создать такие условия, когда эти благие цели личности реально могут быть осуществлены.

Для реализации благой цели личности, конечно, необходимы усилия самой личности, но только этих усилий может быть недостаточно (вспомните, что отдельный человек зависим от общества и как личность не может вообще существовать без общества, без его поддержки). Тогда, подобно тому, как ветер помогает паруснику и моряку плыть по морю, также и общественная среда должна способствовать достижению целей личности.

Уже обозначенный правовой мыслью подход к пониманию общественного и государственного регулирования, согласно которому действие правового регулирования (его результат) заключается не столько в установлении запретов для обеспечения общественного и государственного интересов, сколько в обеспечении прав и свобод граждан. Этот подход должен утвердиться и в понимании вообще функций общества. Человеческое общество (и гражданское общество, и правовое государство) обеспечивает свободу личности и не вторгается в её сферу, а также способствует жизнедеятельности личности. Вокруг сферы свободы личности общество создает поле для того, чтобы свобода личности никем не нарушалась и творческая деятельность личности могла быть реализована, достигла своих результатов. Общество, в числе функций которого имеется такое социальное действие, стремится к реализации потенциала любой личности, к достижению успеха каждым человеком. Это общество для человека.

3. Этатизм и анархизм как теории взаимоотношения государства и гражданского общества

К числу важнейших политических факторов и условий функционирования и развития гражданского общества относится характер его взаимоотношений с государством. Отношения государства и общества составляет один из самых живых вопросов современной политической литературы. Государство и общество - это своего рода две формы быта, которые существуют вместе и имеют непосредственное влияние друг на друга. Причем общество находится в диалектическом противоречивом единстве с государством: они взаимополагают, взаимодополняют и взаимоотрицают друг друга [27, с.40].

Нарастание спонтанности и стихийности в социальном развитии было отражением стремления индивида к свободе и автономии от государства и форм коллективной жизни. Процесс становления автономных от государства сфер жизнедеятельности человека отразило понятие "гражданское общество". С другой стороны, потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества, согласовании и интеграции устремлений индивидов и социальных групп выразило понятие "государство". Равновесие и взаимосвязь общественных, групповых и индивидуальных процессов государство осуществляет посредством управленческих функций, и здесь возникает проблема глубины вовлеченности государства в указанные процессы.

Обращаясь к теоретическим взглядам на проблему взаимоотношения государства и гражданского общества отметим, что либеральная трактовка гражданского общества отводит весьма скромную роль государству в регулировании общественной жизни. Сформировавшаяся идеология либерализма, как социально-философская теория индивидуализма, исходила из "представлений об изолированности свободной личности, осознающий свой личный интерес и стремящейся к наилучшему для нее самой" [28, с.254] и отводящей государству роль "ночного сторожа.

Идея государства как высшего результата и цели общественного развития в континентальной консервативной традиции, прежде всего в Германии и во Франции, восходит к Гоббсу и Гегелю. Это кредо можно обозначить как "государственное сознание" (Э. Форстхофф), стоящее в оппозиции не только анархизму, но и либеральным воззрениям. По Г. Гегелю не гражданское общество являлось движущей силой исторического прогресса, а государство. Примат государства по отношению к гражданскому обществу был связан с тем, что, как считал Г. Гегель, основой развития всего и вся выступает "Мировой Дух", "Абсолютная Идея". Именно государство воплощает "Мировой Дух", а гражданское общество есть "инобытие" Духа-Идеи. Государство, по Г. Гегелю, олицетворяет все добродетели. Оно - наиболее совершенное воплощение мировой саморазвивающейся идеи, самого могучего проявления человеческой личности, всеобщности политического, материального и духовного начал. Государство защищает человека от случайностей, обеспечивает справедливость и реализует всеобщность интересов. Гражданское общество и индивид подчинены государству, ибо именно государство интегрирует отдельных индивидов и их группы в органическую целостность, задавая смысл их жизнедеятельности. Опасность существования всеобъемлющего государства состоит в том, что оно поглощает гражданское общество и не стремится гарантировать гражданам их права и свободы [27, с.40].

В марксистской трактовке роли государства в обществе отмечаются две важнейшие стороны деятельности государства: его подверженность влиянию изменений в различных звеньях социально-экономической и социально-классовой структур и обратное влияние государства на структурные сдвиги в обществе, на всю систему политических отношений. Социал-демократическая традиция основана на признании политики сердцевиной гражданского общества. С помощью властных отношений политика пронизывает общественную жизнь, формирует облик гражданского общества, оказывает стабилизирующее воздействие на него. Государство должно, по мнению И. Шумпетера, участвовать в обеспечении функционирования гражданских институтов, дабы гарантировать, что они будут управляться демократически и что одна часть гражданского общества не превратится во все разрушающую силу, а рынок не подчинит себе общество. В связи с этим социал-демократы считали обязательным государственное регулирование экономических, социальных и иных процессов, введение гарантий прожиточного минимума, страхования и т.п. [28, с.43].

Собственно этатизм (от фр. état - государство) как термин, начал использоваться первоначально во Франции в 80-е гг. 19 в. и понимается с двух позиций.

С общетеоретической позиции под этатизмом подразумевается направление общественно-политической мысли, расценивающее государство как высший результат и цель общественного развития. Наиболее полно идеи о необходимости государственного вмешательства в различные сферы общества отражены в идеологии консерватизма и социализма, хотя сегодня отчетливо выделяется тенденция к слиянию различных течений политической мысли и появлению более рациональной и объективной точки зрения. Результатом подобного слияния является появление такого идеологического течения как неолиберализм, также предусматривающий определенное активное вмешательство государства, при сохранении базовых положений либерализма.

Консерватизм как определенная система воззрений на мир, человека и общество имеет свои представления о месте и роли государства. Представления эти сложились в противовес либеральным подходам к анализу. Программу консерватизма можно свести к двум центральным идеям.

Во-первых, позиция консерваторов в той или иной форме всегда сводилась к отстаиванию положений, в соответствии с которыми государство, путем активного воздействия регулирует общественные процессы.

Во-вторых, доминирование государства выражается в идее так называемого государственного социализма, где социализм понимается как контроль и воздействие государства на экономические и социальные процессы.

Государство, по Мюллеру, представляет собой совокупность всех человеческих отношений, как физических, так и духовных, соединение их в одно живое целое. Это есть не искусственное создание человеческого произвола, а живой организм, в котором отдельное лицо состоит живым членом, и вне которого оно немыслимо. По мысли Мюллера, основной ошибкой либеральных экономистов было их стремление обособить от государства "частные интересы и частную собственность", разделить "общественную" (государственную) и "частную" (внегосударственную, гражданскую) жизнь. Государство, по утверждению немецкого философа, "должно охватывать всю жизнь человека", оно выступает как могучая сила, всецело проникает в хозяйственные и социальные отношения, это есть "не простое юридическое учреждение, не отдельная отрасль человеческой образованности, но оно обнимает всю совокупность человеческих отношений и несет свою цель в самом себе. Государство, таким образом, является руководящей силой развития общества и источником национального богатства. Без государства невозможно не только хозяйственное развитие, но и непрерывное существование общества [29 с.28-30].

Таким образом, этатистские основы политической мысли формировались в первой половине XIX века в основном как ответная реакция на программу либерализма, изложенной в трудах представителей классической буржуазной политэкономии. Мыслители этого периода противопоставили либерально-буржуазному экономическому детерминизму, следующие принципы этатизма:

главенствующая роль государства в политических, духовных и экономических процессах (А. Мюллер, И. - Г. Фихте), а также в области правотворчества (Р. Штаммлер, Р. Штольцман);

государство есть источник развития (А. Мюллер, Б.Н. Чичерин);

необходимость активного влияния на все сферы общественного бытия, по причине отсутствия у общества способности к справедливому самоуправлению;

патернализм;

государственный интервенционизм - политика государственного регулирования социально-экономических процессов.

Необходимо отметить, что политическая жизнь общества не имеет смысла без таких элементов, как государство. Именно в политической жизни общества наиболее ярко проявляется неразрывность государства, права и личности. Государство может быть субъектом политической жизни не как отдельный, обособленный институт, а только как часть политической системы общества, её важнейший составной элемент. Именно в этом качестве государство в состоянии сконцентрировать в себе всё многообразие политических интересов, урегулировать явления политической жизни посредством общеобязательных установлений. Тем самым государство играет особую роль в политической системе и политическом процессе общества. Придавая целостность и устойчивость политической системе, оно становится способным выполнять основной объём работы по управлению обществом, пользуясь его ресурсами и упорядочивая его жизнедеятельность [30, c.87-88].

Сложный характер взаимосвязи и взаимозависимости государства и гражданского общества точно подметил лауреат Нобелевской премии американский ученный М. Фридман (Р. 1912): "…Общество таково, каким его мы сами делаем… Только от нас зависит создания такого общества, которое охраняет и расширяет свободу человеческой личности, не допускает чрезмерного расширения власти государства и следит за тем, чтобы правительство всегда оставалось слугой народа и не превращалось в его хозяина" [31, с. 75].

Исторически сложилось и научно обосновано: понятие "гражданское общество" используется в сопоставлении с понятием "государство", эти понятия отражают различные стороны жизни, противостоящие друг другу.

Сегодня государство определяется как особая форма организации политической власти в обществе, проживающем на определенной территории, обладающая суверенитетом и осуществляющее управление на основе права и с помощью специальных органов. Становление социального, правового государства в развитых и развивающихся странах осуществляется на принципах и постулатах теории социального либерализма (Берк, Дж. Ст. Милль, Кейнс) приемлющей как и активную роль государства в жизнедеятельности общества, так и ценности либерализма (свобода, частная собственность, конкуренция и т.д.) и представляет собой новый шаг в государственном строительстве.

В свою очередь, гражданское общество это система внегосударственных общественных отношений, которые формируются на основе реализации принципов индивидуальной свободы (Дж. Локк), правового равенства, их самодеятельности и самоорганизации, достигает наиболее полного воплощения в демократических правовых государствах (Дарендорф) и воплощается во всех сферах жизнедеятельности. Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать правила для реализации прав и свобод автономной личности [32, c.182].

В противоположность теориям государственного социализма анархизм выступал за социальную революцию не при помощи государства, а против государства. Государство - централизованную иерархию чиновников и военных - анархизм считал не менее жестоким, чем буржуазия, угнетателем и эксплуататором трудящихся.

Анархи́зм (от греч. anarhia - безвластие), общественно-политическое и социально-экономическое учение, отрицающее необходимость государственной власти и политической организации общества, провозглашающие своей целью освобождение человека от всех видов политического, экономического и духовного принуждения. Если взять энциклопедические политические и прочие словари советского времени, то там даются весьма пространные, порой в виде отдельных статей описания и анархизма и анархо-синдикализма. В "Философском энциклопедическом словаре" говорится: "Анархизм - мелкобуржуазное общественно-политическое течение провозглашающее своей целью освобождение личности от всех разновидностей политической, экономической и духовной власти." [33, c.87-88].

В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова анархизму дается такое определение: "Враждебное марксизму мелкобуржуазное реакционное течение, проповедующее анархию, отрицающее всякую государственную власть (в том числе диктатуру пролетариата) организованную политическую борьбу и руководящую роль пролетарской партии" [34, c.23].

Основная идея анархизма состоит в отрицании всякой государственной власти и проповеди ничем не ограниченной свободы каждой отдельно взятой личности. Анархисты выступали за немедленное уничтожение всякой государственной власти в результате "самопроизвольного", стихийного бунта масс и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей. Анархизм сложился в 1840-1870-х годах в Западной Европе; его идеологами были М. Штирнер, П. Прудон, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин. В России в 19 веке идеи анархизма нашли отражение в теории и практике революционного народничества, в деятельности различных анархистских групп в годы Первой русской революции (1905-1907) и Гражданской войны.

Движение анархизма не выработало универсальной тактики и форм организации массового движения. В различных странах складывались собственные варианты тактики анархизма. В 1876 году итальянский анархист Э. Малатеста выдвинул концепцию "пропаганды действием", признавая, что "бунтарские действия, направленные на утверждение социалистических принципов, являются наиболее эффективным средством пропаганды". Однако после провала нескольких крестьянских восстаний движение приняло форму индивидуальных террористических актов против высокопоставленных лиц, ставя своей целью продемонстрировать уязвимость государственных структур и подтолкнуть массовое восстание личным самопожертвованием. Жертвами анархистского террора стали президент Франции С. Карно (1894), австрийская императрица Елизавета (1898), король Италии Умберто I (1900), президент США У. Маккинли (1901). Террористические действия анархистов не получили массовой поддержки, и после 1901 года политический террор применялся ими только в России и Испании, где были особенно остры политические и социальные конфликты. Однако в России доля идейных анархистов среди террористов была незначительна.

Заключение

Итак, в результате реализации поставленных целей и решения задач курсовой работы можно сделать следующие выводы.

Понимание государства, его сущности и закономерности развития позволяют определить его как сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление; подтвердить наличие плюрализма в понимании и определении государства.

Демократическая политическая система - это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольный обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов.

Государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. Это подтверждается следующим:

.Государство выступает прежде всего в качестве альтернативы в борьбе между различными социальными группами, слоями, классами, с их противоречивыми интересами. Оно предотвратило самоуничтожение человеческого общества и делает это и сегодня, можно сказать, что в этом смысле государство "дало" жизнь политической системе общества.

2.Государство можно рассматривать как организационную форму, союз людей, и через государство каждый индивид включается в политическую систему общества.

.Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким либо образом организованных и представляющих интересы определенных групп или слоев. Государственность - форма бытия классового общества.

.Государство - важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество.

.Политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической и психологической ауры находится в постоянном движении. И когда приходит необходимость в изменении формы правления или политического режима, особая роль в реализации этой необходимости отводится государству. Только законная государственная власть мет обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.

Основой правового государства служит развитое гражданское общество, где действует принцип свободы экономической деятельности, основанной на верховенстве правовых законов. Гражданское общество и государство - не равнозначные понятия. С гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (государство и другие институты), ибо основной фигурой и содержанием гражданского общества являются приобретающие всеобщее социальное значение человек как личность и его частные интересы и потребности, свободная реализация которых возможна лишь вне политического контроля. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, культурные объединения, научные ассоциации, профсоюзы и др.

Гражданское общество - это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений, т.е. система экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Государство - лишь форма гражданского общества. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти.

Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан. Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. Верховенство государства по отношению к личности ведет к подчинению и разрушению гражданского общества.

С государством и обществом предполагает взаимоконтроль, взаимоограничение и взаимопомощь. Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать правила для реализации прав и свобод автономной личности.

В современной литературе выделяется два основных типа политического сознания по их полярному отношению к государству - "государственнический" тип (этатизм) и антигосударственнический тип (анархизм). Каждый из них имеет свою сложную структуру, широкий спектр идей и теорий, является подсистемой системы политического сознания.

Анархизм и этатизм как типы политического сознания отражают, осваивают политическую действительность и в определенной мере творчески содействуют формированию и разнонаправленному развитию противоречивых процессов в политической жизни, их ускорению или замедлению. Внутренняя целостность типов политического сознания определяет особенности понятийного, категориального аппарата соответствующих его подсистем, имеющих как внутриподсистемные, внугритиповые так и определенные межподсистемные, межтиповые связи и взаимодействия.

Необходимо отметить, что политическая жизнь общества не имеет смысла без такого элемента, как государство. Именно в политической жизни общества наиболее ярко проявляется неразрывность государства, права и личности. Государство может быть субъектом политической жизни не как отдельный, обособленный институт, а только как часть политической системы общества, её важнейший составной элемент. Именно в этом качестве государство в состоянии сконцентрировать в себе всё многообразие политических интересов, урегулировать явления политической жизни посредством общеобязательных установлений. Тем самым государство играет особую роль в политической системе и политическом процессе общества. Придавая целостность и устойчивость политической системе, оно становится способным выполнять основной объём работы по управлению обществом, пользуясь его ресурсами и упорядочивая его жизнедеятельность. В последних положениях и заключается сущность этатизма как теории взаимоотношения государства и гражданского общества, т.е. государство является центральным звеном всей политической системы, оно есть источник развития общества и обязано занимать активную позицию по отношению к гражданскому обществу.

Список использованной литературы

1.Теория государства и права. /Под ред. Проф.В. В. Лазарева. М.: Новый юрист, 1999.

2.Насынбаев А.Н., Арынов Е.М., Есекеев Б.Ж. Новый Казахстан: пять лет независимого развития. - Алматы: ИФ МН-АН РК, 1996

.Ертысбаев Е.К. Казахстан и Назарбаев: логика перемен. - Астана: Елорда, 2001

.Насанбаев А., Машан М., Мурзалин Ж., Тулегулов А. Эволюция политической системы Казахстана. В 2-х томах. - Алматы: Казак энциклопедиясы, 2001

.Бижанов А. X. Республика Казахстан: демократическая модернизация общества переходного периода. - Алматы: Онер, 1997

.Ашимбаев М. Политический транзит: от глобального к национальному измерению. - Астана: Елорда, 2002.

.Алексеев С.С. Государство и право. - М., 1993.

.Теория государства и права: Курс лекций / Под Ред.Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М., 1997.

.Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов /Под ред.В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М., 1997

.Манов Г.Н. Государство и политическая организация общества. М., 1974.

.Матузов Н.И. Правовая система. Саратов, 1987

.Саякбаев Н.А. Гражданское общество и правовое государство. - Алматы, 2000, - 42 С.

.Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990. - С.645

.Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.3. - С.63; - Т.22. - С. 200-201

.Общая теория права и государства. Под ред.В. В Назарова. - С.115.

.Локк Дж. Соч. В 3-х т. М.: Мысль, 1988

.Платон, Аристотель. Политика. Наука об управлении государством. М.: Изд-во Эксмо.; С-Пб.: Terra Fantastika, 2003.

.Голенкова З.Т., Витюк В.В., Гридчин Ю.В. и др. Становление гражданского общества и социальная стратификация. СОЦИС, 1995, № 5. С.15 - 24.

.Руткевич Е. Развитие идеи гражданского общества в истории социально-философской мысли. Е. Руткевич. Л.; М.: Мысль, 1999. Вып.3. С.21-35.

.Гегель Г. В.Ф. Философия права. М., 1990. С.275-277.

.Маркс К. Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т.13. С.224.

.Философия права в начале 21-го столетия через призму конституционализма и конституционной экономики. Издание Московско-Петербургского философского клуба. М., 2010. С.29.

.Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.М., Леушин В.И., Перевалов В.Д., Пучков О.А., Русинов Р.К., Семитко А.П., Тарасов Н.Н., Шабуров А.С. Теория государства и права. Учебник. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997. С.47.

.Теория государства и права. Под ред. Алексеева С.С. М.: Инфра-М, 2000.

.Балгимбаев А., Цеховой А. Гражданское общество: модели и реальность. Казправда. 2005.5 августа.

.Соколов А.Н. Идея правового государства в Германии и механизм ее реализации: Автореф. дис. докт. - Харьков. 1992.

.Основы местного самоуправления. Учебное пособие. М.: Муниципальная власть 2000 с.25

.Гринар Нильс, Скирбекк Гилье История философии. /Перевод с англ.В. И Кузнецова. М.: Владос 2003

.Сунгуров А.Ю. Организации - предпосылки в структуре гражданского общества. Полит. исслед. 1999. № 6. С. 23-35.

.Граждан В. Гражданское общество как система негосударственного управления // Власть №3 2004 с.22

.Мельвиль Ю.А. Политология. Из-во Проспект 2004.

.Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. Учебное пособие 4-е издание 2004 396с.

.Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. С.24.

34.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1964. С.23.

35.Витюк В.В. Гражданское общество: современное содержание понятия. Проблемы формирования гражданского общества. М.: Прогресс, 1993. С.10-29.

.Вершинин А.А. Концепции и модели гражданского общества. Новосибирск: Наука, 2000. С. 30-44.

Похожие работы на - Роль государства в жизни общества. Этатизм и анархизм

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!