Методические основы дистанционного обучения на базе компьютерных технологий

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,92 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методические основы дистанционного обучения на базе компьютерных технологий













Методические основы дистанционного обучения на базе компьютерных технологий

Содержание

Введение

1. Изучение роли компьютерных технологий в процессе обучения

2. Этапы развития компьютерных технологий

3. Дистанционное обучение как путь получения знаний

3.1 Основные черты дистанционного обучения и формы занятий

3.2 Цели дистанционного обучения и его особенности

3.3 Преимущества и недостатки дистанционной формы обучения

4. Определение роли преподавателя в процессе получения дистанционного обучения

5. Развитие дистанционного обучения в Беларуси

Заключение

Введение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информатики. Этап её развития в настоящий момент можно характеризовать как телекоммуникационный. Эта область общения, информации и знаний. Исходя из того, что профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование. Дистанционная форма обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т.д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны.

В наше время стереотипы разрушаются очень быстро и то, что еще недавно казалось единственно верным и правильным, сейчас уже не вызывает столь однозначной оценки. Образовательный процесс относится к числу тех процессов, которые не могут существовать без системного применения новых схем и подходов в образовании. Дистанционное обучение является одним из важных аспектов образования в целом.

Дистанционное обучение через Интернет значительно расширяет образовательные возможности, особенно тех детей, которые проживают в небольших городах или сельской местности. Средняя школа с использованием дистанционного обучения станет прекрасной возможностью для получения всестороннего качественного образования.

Дистанционное обучение для школьников - это прекрасная возможность не только углубить свои знания, но и получить навыки информационно-коммуникативной культуры. Обучение каждого учащегося ведется по индивидуально созданной для него программе. Для того, что бы получить образование дистанционно не нужно приезжать в центр дистанционного обучения. Достаточно всего лишь зарегистрироваться на сайте, выбрав, таким образом, школу дистанционного обучения.

Обучение on-line поможет детям сэкономить много времени и сил и сформировать в себе правильные подходы к получению знаний. Дистанционное среднее образование станет прекрасной возможностью открыть для ребенка новые горизонты в познании окружающего мира и получении нужного объема знаний.

Объект исследования: дистанционное обучение и компьютерные технологии.

Предмет исследования: методические основы дистанционного обучения на базе компьютерных технологий.

Методы исследования: изучение и анализ литературы по развитию дистанционного обучения; наблюдения за развитием компьютерных технологий; выявление преимуществ и недостатков дистанционной формы обучения.

Цель курсовой работы: выявление особенностей использования компьютерных технологий дистанционного обучения.

Задачами курсовой работы являются:

определение понятия "дистанционное обучение";

выявление достоинства и недостатков дистанционного обучения;

раскрытие дистанционного обучения;

дистанционное обучение компьютерная технология

выявление ряда основных условий применения компьютерной технологии обучения в учебном процессе;

определение роли преподавателя в процессе получения дистанционного обучения,

развитие дистанционного обучения в Беларуси.

Гипотеза исследования - если в учебный процесс в условиях гуманизации образования в современной школе внедрить компьютерную технологию обучения, то создаются предпосылки для повышения качества усвоения изучаемого материала и компьютерной грамотности в целом, сокращения времени обучения, а также применения новых способов реализации ведущих принципов обучения: проблемности, когнитивности, индивидуализации.

В сфере программного обеспечения, которое является необходимым условием дистанционного обучения, наблюдается постепенный переход от информационной ориентации к интерактивной. В мультимедийных обучающих программах пользователю отводится всё более активная роль, предполагающая свободу выбора действий и получения индивидуальных результатов. Развитие интерактивных обучающих программ позволит увеличить созидательную составляющую современного образования. Дистанционные формы обучения снимают многие психологические проблемы, связанные с коммуникацией учащихся, позволяют им быть более искренними. Возможность поработать над своей мыслью помогает учащимся устранить погрешности устного общения. Открытость дистанционных форм деятельности расширяет мировоззрение учеников до планетарного уровня. Чувство близости всех стран и континентов - одно из первых, возникающих практически у каждого школьника, который начинает работать с электронной почтой или Web-системой сети интернет.

Развитие дистанционного обучения позволяет не только обеспечить населению нашей страны доступ к качественному образованию, но и даст возможность завоевать определенное место на мировом рынке образовательных услуг.

1. Изучение роли компьютерных технологий в процессе обучения

Процесс вхождения школы в мировое образовательное пространство требует совершенствование, а также серьёзную переориентацию компьютерно-информационной составляющей. Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку "ручные методы" без использования технических средств давно исчерпали свои возможности. Наиболее доступной формой автоматизации обучения является применение ЭВМ, то есть использование машинного времени для обучения и обработки результатов контрольного опроса знаний учащихся. Всё большее использование компьютеров позволяет автоматизировать, а тем самым упростить ту сложную процедуру, которую используют учителя информатики при создании методических пособий. Тем самым, представление различного рода "электронных учебников", методических пособий на компьютере имеет ряд важных преимуществ.

Во-первых, это автоматизация, как самого процесса создания таковых, так и хранения данных в любой необходимой форме.

Во-вторых, это работа с практически неограниченным объёмом данных.

В ХХІ веке информационно-коммуникационные технологии стали важнейшим фактором, определяющим развитие общества. Информатизация государственного управления, экономической и социальной сфер, общественной и индивидуальной жизни граждан является необходимым условием, выполнение которого позволяет любой стране претендовать на достойное место в современной информационной цивилизации.

В Республике Беларусь 1 марта 2007 года принята "Комплексная программа системы образования на 2007 - 2010 годы". Основная цель программы: повышение качества образования на основе создания современной информационной образовательной среды, широкого использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной практике.

Суть программированного обучения состоит в высокой степени структурированности предъявляемого материала и пошаговой оценке степени его усвоения. При программированном обучении информация предъявляется небольшими блоками в печатном виде либо на мониторе компьютера. После работы над каждым блоком учащийся должен выполнить задания, показывающие степень усвоения изучаемого материала.

Преимущество программированного обучения состоит в том, что оно позволяет обучающемуся двигаться в собственном, удобном для него темпе. Переход к следующему блоку материала происходит только после того, как усвоен предыдущий.

Компьютер оценивает ответы обучающихся и определяет, какой материал должен быть предъявлен следующим. Отличительной особенностью компьютерного обучения является то, что обратная связь здесь может быть такой богатой и красочной, как в современных компьютерных играх со звуковым сопровождением.

Исследования показывают, что компьютерное обучение позволяет обучающимся довольно быстро усваивать учебный материал. В настоящее время компьютерное обучение является неотъемлемой составной частью других активных методов обучения.

Компьютерные (новые информационные) технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, ещё не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

Компьютерные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Главная цель внедрения информационных технологий в учебный процесс - повышение его качества и эффективности. Применение компьютеров в учебном процессе сделает знания учеников более прочными и глубокими, повысит их способности к самообучению. При этом обязательно должны сократиться временные издержки на получение заданного результата. Следует добиваться, чтобы на всех этапах учебной деятельности информационные технологии заняли адекватное место.

Различают три варианта компьютерных технологий:

"проникающая" технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач);

основная - определяющая, наиболее значимая из использованных в данной технологии частей;

"монотехнология" - обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера.

Новые перспективы для создания благоприятных условий обучения открывает применение информационных и коммуникативных технологий в специальном образовании.

В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития - это и речевые патологии, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.

Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приёмов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.

Область применения информационных технологий достаточно широка и разнообразна, можно выделить три основные сферы их использования в области образования лиц с ОПФР:

компенсаторная сфера. Применение информационных и коммуникационных технологий позволяет возместить (компенсировать) нарушения функций организма и оптимизировать процесс получения знаний учащимися;

дидактическая сфера. Способствуют оптимизации учебно-воспитательного процесса, стимулируют появление новых технологий обучения учащихся с особенностями психофизического развития;

коммуникативная сфера. Облегчают процесс коммуникации, позволяют реализовать свои способности, содействуют расширению социальных связей.

Применение и использование современных информационных ресурсов сопряжено с определенными трудностями, которые связаны с ограниченностью информации о современных информационных ресурсах, отсутствием специального компьютерного и программного обеспечения, недостаточной компетентностью педагогов в вопросах их использования, а также функциональные ограничения учащихся.

Так, к основным функциональным ограничениям у лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата можно отнести трудность или невозможность выполнения мелких и точных движений; недостаточность контроля и координации произвольных движений; недостаточность вспомогательных функций рук; синхронизации движений, зрительно-моторной координации рук; ограничение подвижности, недостаточный объем и сила движений, быстрая утомляемость.

У лиц с нарушениями слуха - сложность или невозможность восприятия звука, а также определение локализации, громкости, высоты и качества звуков.

У лиц с интеллектуальной недостаточностью затруднения обусловлены недоразвитием высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, а также низкой мотивацией и контролем своей деятельности, сложностью в распознавании и интерпретации сенсорных раздражителей, знаков и символов и др.

У лиц с нарушениями зрения сложность или невозможность восприятия световых ощущений, формы, размера, очертаний и цвета визуального раздражителя.

Информационные технологии способны внести существенный вклад в решение наиболее острых проблем современной коррекционной педагогики: разработку инструментов педагога для выявления соотношения между обучением и развитием ребёнка; создание новых "обходных путей" обучения, основанных на применении информационных ресурсов; проектирование новых содержательных областей специального образования; разработку новых способов качественной индивидуализации обучения; разработку специальных педагогических технологий нового типа на основе широкого применения компьютерного моделирования объектов и явлений в любых знаковых формах".

В качестве "обходного пути" к современным информационным ресурсам, информация для людей с нарушениями зрения представляется в слуховой и тактильной модальности (программы экранного чтения, речевые синтезаторы, тактильные дисплеи с брайлевской строкой, средства вывода рельефно-графической информации), для людей с ослабленным зрением предназначены технологии экранного увеличения. В сурдопедагогике и логопедии информационные ресурсы используются для формирования и коррекции произносительной стороны речи. Существуют также информационные ресурсы, предназначенные для коррекции развития психических функций при обучении детей с ОПФР математике, чтению, письму.

При этом одно из преимуществ компьютерных средств обучения заключается в том, что компьютер может комплектоваться с учётом нужд и потребностей людей с ограниченными возможностями. В этом направлении ведутся различные разработки.

Так, для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможно изменение конфигурации клавиатуры, применяется мембранная клавиатура с повышенной чувствительностью, клавиатура с увеличенными клавишами. Могут использоваться специальные пальцевые датчики. Для людей с нарушениями слуха разработаны специальные компьютерные технологии, при которых голос говорящего человека преобразуется в визуальные символы на экране монитора.

Для людей с нарушениями зрения используется специальная клавиатура с насечками на клавишах, программы, с помощью которых озвучивается информация - так называемый "Экранный чтец".

Компьютерные технологии разработаны также для людей с заиканием, алалией, афазией, дисграфией и дислексией, дислалией, дизартрией, ринолалией и др.

Модернизация системы образования детей с нарушениями слуха основана на личностной ориентированности, дифференциации и индивидуализации образования при обеспечении государственных образовательных стандартов; всеобщей компьютерной грамотности, развитии информационных технологий в школе.

Будучи реальным воплощением высших форм абстрактного мышления, компьютер становится важнейшим средством коррекции нарушений всех уровней и форм интеллектуальной деятельности глухих детей. Речевое развитие играет решающую роль в развитии ребёнка как личности. Снижение слуха обуславливает ограничение социального общения и познания окружающего мира. Это ограничение влияет на формирование психики учащегося. Все сферы познавательной деятельности испытывают дефицит. Страдает речь, восприятие, память, внимание, представление, мышление. Обучение детей с нарушением слуха осуществляется на полисенсорной основе. Значимой с этой точки зрения является опора на зрительный анализатор. При обучении детей с нарушением слуха на начальном этапе применяются специализированные программы, разработанные лабораторией компьютерных технологий ИКП РАО (Е.Л. Гончаровой, Т.К. Королевской, О.И. Кукушкиной): "Состав числа", "Лента времени", "В городском дворе". Для обучения детей дактильной форме речи и её закрепления в практике общения, применяются компьютерные программы "Дактильный букварь", "Дактильная речь". При этом на уроке компьютер выступает в качестве нового средства коррекционного обучения, средством организации совместной деятельности учителя и учащихся, самих учащихся.

акцент на визуально-пространственные образы (глухие дети имеют большие возможности развития символической памяти);

сочетание развивающего метода обучения, представленного в курсе жестовой письменности, с традиционным объяснительно-иллюстративным методом, предполагающим наличие статической и динамической компьютерной графики.

Иллюстрации и анимация выполнены в стилизованном виде, располагающем к шутливой, доброжелательной форме общения с компьютерной программой. Это в сочетании с дружественным интерфейсом программы и выраженным стремлением детей к самостоятельной работе с современной техникой создаёт ощущение комфорта и побуждает к активному восприятию информации.

Использование поясняющего видеоматериала в привычной для глухих невербальной форме. Процесс речевой реабилитации подразумевает знакомство с новыми словами. В иллюстративной форме не каждое слово можно разъяснить. А смысл многих незнакомых слов может оказаться для глухого недоступным без дополнительного разъяснения, даже если к слову имеется однозначный жест. Человек с нормальным слухом обращается в этом случае к словарю, глухой человек - к системе РУКОВОДСТВО, которая даёт жестовое толкование сложных для понимания слов.

Использование данной компьютерной программы, в конечном итоге, приводит к устранению препятствий в общении глухих с вербальным миром за счет того, что сами глухие совершенствуют навыки вербальной речи (основное направление), основам жестовой речи обучается определенный контингент слышащих (вспомогательное направление).

Для глухих и слабослышащих детей предназначена компьютерная технология "Видимая речь", которая позволяет поставить голосовую речь у этой категории детей.

"Визуальный тренажер произношения" включает в себя 12 модулей и позволяет в несколько раз ускорить процесс формирования речевых навыков. Тренажер "Красноречие" активно развивает словообразовательные навыки учащихся.

Тренажер "Учись быстро читать" предназначен для развития навыков чтения при нарушенном темпе их формирования. Он позволяет дозированно воздействовать на формирование узнавания лексических единиц разной длины, автоматизирует первоначальные сенсомоторные навыки различных видов чтения.

Имеются программы озвучивания текстов на компьютере, которые позволяют работать на нем слепым и слабовидящим детям. Чрезвычайно полезными в коррекционной работе с детьми зарекомендовали себя компьютерные музыкальные редакторы.

При работе с детьми дошкольного возраста используется простая в пользовании компьютерная логопедическая программа "Игры для Тигры". Каждое занятие с использованием данной специализированной компьютерной программы является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным образовательным потребностям ребёнка с нарушениями речевого и языкового развития. Компьютерная технология "Игры для Тигры" предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока - Звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика, использование которых позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик:

звукопроизношение,

просодические компоненты устной речи,

фонематический слух и восприятие,

лексические и грамматические средства языка,

коммуникативные навыки,

артикуляционная моторика,

обратные речевые кинестезии,

мелкая моторика пальцев рук (работа с манипулятором - мышью, клавиатурой),

слуховое и зрительное восприятие, внимание,

вербальная и зрительная память,

воля и мотивация,

словесно-логическое мышление.

В программе результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку. Кроме того, программа содержит цифровые оценочные шкалы, позволяющие установить объективное состояние речевых и языковых средств ребёнка. Объективная оценка деятельности осуществляется и в устной форме - если задание выполнено верно, компьютерный герой хвалит ребёнка или указывает на неправильное выполнение задания. Программа заведомо исключает отрицательную оценку для того, чтобы создать ситуацию успеха при работе с программой и положительного настроя детей на преодоление возникших в процессе выполнения заданий затруднений.

Таким образом, программа представляет пользователю объективную оценку результатов деятельности в трёх вариантах - визуально, в звуковом и цифровом виде. Это позволяет в дальнейшем сформировать у ребёнка навыки самоконтроля собственной речи. При разработке данной компьютерной программы был применен принцип моделирования деятельностной среды, активное участие в которой принимает и сам ребёнок, используя понятные и доступные для него средства управления и визуальные образы. Данный подход позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий.

Таким образом, компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии.

На современном этапе развития теории и практики специальной психологии и коррекционной педагогики бесспорна необходимость подготовки специалистов, компетентных в области применения компьютерно-опосредованных технологий изучения и обучения детей с различными нарушениями в развитии.

Ещё одна важная задача - это формирование информационной культуры педагогов. Она не ограничивается знанием основных программных пакетов и умением с их помощью решать профессиональные задачи. В первую очередь педагог должен осознать место информационных технологий в процессе обучения, сопоставить их со своими педагогическими и методическими приоритетами и пристрастиями. Он должен научиться применять компьютер там и тогда, когда это эффективнее всех других форм, и все это с учетом ограниченных ресурсов.

Для педагога использование информационных ресурсов предоставляет широкие возможности проектирования обучающей среды, реализации принципиально новых форм и методов обучения, развития личности обучаемого.

Всё это вместе взятое даёт перспективу роста возможностей социальной адаптации, коммуникации, доступа к образованию и уровня достижений, расширение сфер трудовой деятельности лиц, нуждающихся в особой помощи.

За компьютерными технологиями будущее. Уже сегодня компьютер нашел применение практически во всех областях деятельности человека, и владение им становится неотъемлемой чертой культурного человека. Поэтому перспективным направлением является не только использование компьютеров в обучении учащихся, но и овладение самими учащимися навыками информационных пользователей, что откроет перед ними перспективы роста возможностей социальной адаптации, коммуникации, доступа к образованию, расширению сфер будущей трудовой деятельности, жизнеспособности.

2. Этапы развития компьютерных технологий

Сегодня выделяют несколько направлений развития информационных технологий с использованием компьютерной техники. Они определяются по различным признакам.

Но, несмотря на признак, развитие информационных технологий началось с того момента, как появился первый персональный компьютер. Процесс развития во много зависит от уровня возникающих потребностей в информационных технологиях, которые способны удовлетворить существующие запросы и используются в профессиональной деятельности человека. На данный момент уровень развития информационных технологий достиг своего пика и способен удовлетворить как профессиональные, так и бытовые потребности человека в любой сфере его жизнедеятельности.

В развитии информационных технологий выделяют несколько этапов в соответствии с признаками деления. Так, допустим, в соответствии с первым признаком деления, таким как виды инструментария, выделяют несколько этапов развития информационных технологий:

Первый этап: Развитие ручной информационной технологии, которая содержала в себе следующие инструменты: перо, чернильница и книга. Коммуникационное общение на данном этапе производилось путем отсылке писем по почте. Этап длился до половины девятнадцатого века, а основной целью технологий было предоставление информации в нужной форме.

Второй этап: Начинает свое развитие с конца девятнадцатого века. Бурно развивается механическая технология, которая состоит из следующего инструментария: пишущей машинки, телефона, диктофона, почта.

Третий этап: Развитие электрической технологии, к основным инструментам которой относят большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Данный этап развития датируется 40-60 годами. На данном этапе развития информационных технологий меняется их содержание и цель.

Четвертый этап: Развитие электронной технологии, главной целью которой является не банальная передача данных, а осуществление процессов автоматизированного управления деятельностью. В качестве инструментария использовались ЭВМ, автоматизированные системы управления, информационно-поисковые системы. Теперь главной целью информационных технологий является раскрыть суть содержания информации. Данный этап определен в 70-хх годах.

Пятый этап: Развитие компьютерной технологии, которая имела следующий инструментарий: персональный компьютер с разнообразными стандартными программами. Данный этап - это этап начала массового использования локальных и глобальных компьютерных сетей.

В соответствии со вторым признаком - видом задач и процессов обработки информации - выделяют следующие этапы развития информационных технологий:

Первый этап: Развитие технологий, которые позволяли осуществлять обработку данных в режиме коллективного пользования.

Второй этап: Создание и развитие информационных технологий, которые позволяли решить стратегические задачи.

В соответствии с третьим признаком деления - проблемами, которые стояли на пути информационного общества, развитие информационных технологий происходило в несколько следующих этапов:

этап: Характеризуется проблемами обработки больших баз данных в условиях ограниченных аппаратных устройств.

этап: Распространение и развитие ЭВМ.

этап: Становление компьютера в роли инструмента непрофессионального пользователя, а информационных систем - средства поддержки принятия им решения.

этап: Создание современных информационных технологий межорганизационных связей и информационных систем.

Развитие информационных технологий берет свое начало со средины девятнадцатого века и до сегодняшнего дня этот процесс не прекращается.

Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека как для профессиональной сферы, так и для бытовой.

Признак деления - вид задач и процессов обработки информации

1-й этап (60 - 70-е гг.) - обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.

-й этап (с 80-х гг.) - создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач.

Признак деления - проблемы, стоящие на пути информатизации общества

1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.

-й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии IBM / 360. Проблема этого этапа - отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.

-й этап (с начала 80-х гг.) - компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы - средством поддержки принятия его решений. Проблемы - максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.

-й этап (с начала 90-х гг.) - создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:

выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;

организация доступа к стратегической информации;

организация защиты и безопасности информации.

Признак деления - преимущество, которое приносит компьютерная технология

1-й этап (с начала 60-х гг.) характеризуется довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом этапе была психологическая - плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные системы, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.

-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем - ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.

-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие информационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.

Признак деления - виды инструментария технологии

1-й этап (до второй половины XIX в.) - "ручная информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.

-й этап (с конца XIX в.) - "механическая технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.

-й этап (40-60-е гг. ХХ в.) - "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.

Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

-й этап (с начала 7-х гг.) - "электронная" технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить стоящие перед новой концепцией информационной технологии поставленные задачи. Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.

3. Дистанционное обучение как путь получения знаний

Многое меняется в стенах школы, в методике и технологии обучения. Педагоги и учащиеся вовлечены в глобальные процессы обучения через Интернет, используют мгновенные средства коммуникации. Среди них растет популярность идеи "сделай сам", идеи непрерывного образования. Информационно-коммуникационная среда позволяет сделать открытой систему образования, чтобы человек мог учиться в удобное для него время, в удобном ритме, по индивидуальной, комфортной для него программе.

Информатизация образования соответствует вызовам XXI века. Среди ее задач - обеспечение доступности и равных возможностей получения полноценного образования.

Дистанционное обучение в широком смысле - это процесс получения знаний на расстоянии при помощи современных технологий, главную роль среди которых играет Интернет. Именно с развитием всемирной паутины связывают широкое распространение дистанционного образования по всему миру в качестве серьезной альтернативы традиционным формам обучения. И это вполне закономерно, учитывая, какие возможности оно предоставляет учащимся.

В основу дистанционного образования положена определенная модель передачи знаний. Источниками знаний являются информационные ресурсы сети, как специальным образом подготовленные, так и уже существующие в базовой телекоммуникационной среде, например: базы данных, информационные системы и т.п. Телекоммуникации также обеспечивают доставку участникам процесса изучаемого материала или их работу с учебным материалом, размещенном на сервере, интерактивное взаимодействие преподавателя и учащегося в процессе обучения, предоставляют учащимся возможность самостоятельной работы с информационными источниками сети, возможность работать в группе, а также оценку знаний и умений, полученных в ходе обучения.

В отличие от различных форм заочного обучения, дистанционное образование обеспечивает, с одной стороны, эффективную оперативную обратную связь, заложенную в самом учебном материале, а с другой - непосредственную систематическую обратную связь с преподавателем по сети, а также возможность общения в сети с партнерами.

Дистанционное образование может иметь целью как систематическое обучение (сертифицированная подготовка, повышение квалификации, переподготовка специалистов), так и открытое образование (повышение общеобразовательного и культурного уровня населения, популяризация научных знаний).

В настоящее время в отечественной и мировой практике можно выделить несколько вариантов организации дистанционного образования:

образование по типу экстерната;

университетское образование;

образование на основе одновременного взаимодействия в сети нескольких учебных заведений;

организация автономных образовательных учреждений, специализирующихся на различных формах дистанционного образования;

локальное образование на основе автономных обучающих систем;

дистанционное образование, интегрированное с традиционными способами, или, иначе, дистанционная поддержка образовательного процесса.

Дистанционное обучение - способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.

Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:

потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей;

работа с детьми - инвалидами или часто болеющими;

при заочной (экстернатной) форме обучения;

выполнение проектов и исследовательских работ;

работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);

увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.).

Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:

создания образовательного пространства;

формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности;

развития критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и учеником. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (звук, графика, видео, анимация). В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются:

электронная почта (с помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учеником: рассылка учебных заданий и материала, вопросы преподавателя и к преподавателю, отслеживание истории переписки);

телеконференции (они позволяют: организовать общую дискуссию среди учеников на учебные темы; проводить под управлением преподавателя, который формирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих на конференцию сообщений; просматривать поступившие сообщения; присылать свои собственные письма (сообщения), принимая, таким образом, участие в дискуссии);

пересылка данных (услуги FTR-серверов);

гипертекстовые среды (WWW - серверы, где преподаватель может разместить учебные материалы, которые будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW - документах можно: размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию); ресурсы мировой сети Интернет (ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал); видеоконференции (видеоконференции в настоящее время не столь распространены в школах из-за высокой стоимости оборудования для проведения конференций. Однако перспективность такого вида обучения очевидна: преподаватель может читать лекции или проводить занятия со слушателями "в живом эфире", имея при этом возможность общения со слушателями. Такая практика весьма популярна в Европе и США, где решены технические проблемы проведения видеоконференций по телекоммуникационным каналам связи).

3.1 Основные черты дистанционного обучения и формы занятий

Успешность и качество дистанционного образования, в общем случае, зависят от эффективной организации и качества используемых материалов, а также руководства процессом, мастерства участвующих в нём педагогов. Дистанционное образование предполагает тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, четкую постановку задач и целей обучения, организацию доставки необходимых учебных материалов.

Необходимо обеспечивать максимально возможную интерактивность между курсантом и преподавателем, обратную связь между курсантом и учебным материалом, предоставлять возможность группового общения, предусматривать высоко эффективную обратную связь, чтобы обучающиеся были уверены в правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Обратная связь должна быть как пооперационной, оперативной, так и отсроченной в виде внешней оценки.

Структурирование содержания дистанционного курса должно быть модульным, так, чтобы курсант мог четко осознать свое продвижение от одного законченного блока материала к другому. Слишком крупные модули заметно снижают мотивацию к процессу обучения.

Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния и любого объема и содержания. В этих условиях на первый план при дальнейшем рассмотрении дистанционного образования выходят педагогические проблемы его организации.

Принципиальным отличием дистанционного образования от традиционных видов является то, что в его основе лежит учение, то есть самостоятельная познавательная деятельность обучаемого. Отсюда, необходима гибкая система организации дистанционного образования, позволяющая приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно курсанту. Важно, чтобы курсант не только овладел определенной суммой знаний, но и научился самостоятельно их приобретать, работать с информацией, овладел способами познавательной деятельности, которые в дальнейшем мог бы применять в условиях непрерывного самообразования.

Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем своей практической деятельности. В ходе такого обучения обучающиеся должны уметь (научиться) приобретать и применять знания, искать и находить нужные ля них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией.

Дистанционное образование, индивидуализированное по своей сути, не должно вместе с тем исключать возможности коммуникации не только с преподавателем, но и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны при организации дистанционного образования, так как одним из условий успешности обучения является включение обучаемого в коллективную познавательную деятельность, дефицит которой вытекает из самого феномена дистанционного образования.

Система контроля за усвоением знаний и способами познавательной деятельности, способностью, умением применять полученные знания на практике, в различных проблемных ситуациях должна носить систематический характер, строиться как на основе оперативной обратной связи (заложенной в текст учебного материала, а также в организацию обращения к преподавателю или консультанту курса), так и отсроченного контроля (например, при итоговом тестировании).

Таким образом, характерными чертами дистанционного образования являются:

Гибкость: обучающиеся не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе, что представляет большое преимущество для тех, кто не может или не хочет прекратить свой обычный уклад жизни. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса (предмета, дисциплины) и получения необходимых зачетов по выбранным курсам (модулям).

Модульность: в основу дистанционного образования кладется модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной области знаний. Это позволяет из выбора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям.

Экономическая эффективность: средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное образование обходится на 50% дешевле традиционных форм образования. Опыт отечественных негосударственных центров дистанционного обучения показывает, что их затраты составляют примерно 60 процентов затрат на подготовку специалистов по дневной форме. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий дистанционного обучения на большее количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств, например, в выходные дни.

Новая роль преподавателя: на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Он управляет учебными группами взаимоподдержки, помогает обучаемым в их профессиональном развитии. Асинхронное, как правило, взаимодействие обучающегося и преподавателя предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время.

Специализированные формы контроля: в качестве форм контроля используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы.

Использование специализированных технологий: технология дистанционного образования - это совокупность методов, форм и средств взаимодействия в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний. Технология строится на фундаменте определенного содержания и должна соответствовать формам его представления.

Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.

Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей интернета. Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы - пользователи оставляют на одном из сайтов свою работу по определённой теме с помощью записей. От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференции - проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач.

3.2 Цели дистанционного обучения и его особенности

Практически все специалисты в области дистанционного обучения понимают его как учебный процесс под руководством учителя, полностью сетевой или интегрированный с традиционным обучением. При дистанционном обучении выделяют следующие цели:

подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;

подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;

углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;

ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла;

базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;

дополнительное образование по интересам.

Разработчики технологии дистанционного обучения указывают на следующие его особенности:

гибкость (каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний);

дальнодействие (расстояние от места, где находится ученик, до образовательного учреждения не является препятствием);

асинхронность (преподаватель и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе);

массовость (количество обучающихся может быть любым);

рентабельность (экономическая эффективность дистанционного обучения; средняя оценка зарубежных и отечественных образовательных систем дистанционного обучения показывает, что они обходятся приблизительно на 10-50% дешевле);

новая роль преподавателя (тьютора), когда на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами и т.д., взаимодействие преподавателя с учениками осуществляется, в основном, асинхронно с помощью почты или систем связи, допускаются и приветствуются также и очные контакты;

новая роль обучающегося (требуется исключительная мотивированность, самоорганизация, трудолюбие и определенный стартовый уровень образования);

новые информационные технологии (компьютеры, аудио - и видеотехника, системы и средства телекоммуникаций и др.).

Если говорить о технологиях дистанционного обучения, то, безусловно, основной (базовой) технологией является Интернет-технология. Помимо этой технологии, в дистанционном обучении используются кейс-технология и телекоммуникационная технология.

Дистанционное обучение может проводиться с использованием схем, комбинирующих различные средства дистанционного обучения.

Наиболее популярными схемами проведения дистанционного обучения являются:

дистанционное обучение с использованием дистанционных курсов;

дистанционное обучение с использованием тренажеров;

дистанционное обучение с использованием вебинаров;

дистанционное обучение с использованием видеоуроков;

полностью самостоятельное дистанционное обучение с использованием электронных учебников.

3.3 Преимущества и недостатки дистанционной формы обучения

В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. В нашей стране только в последнее десятилетие информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие, но уже уверенно стали завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Среди них все чаще мы начинаем говорить о дистанционном обучении, одном из самых свободных и простых методов обучения. Любая система имеет свои преимущества и недостатки, перед схожими системами. Это связано с множествами факторов, которые обуславливают данную систему. Рассмотрим преимущества и недостатки дистанционного обучения.

Технологичность - обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой. Сегодня нельзя представить технологичность без развития Интернет сетей, скоростного доступа в Интернет, использования мультимедиа технологий, звука, видео, что делает курсы дистанционного обучения полноценными и интересными.

Преимущества дистанционной формы обучения очевидны:

Возможность осуществления обучения без отрыва от рабочего места, в удобное время (свобода и гибкость графика обучения);

Возможность определить индивидуальные сроки и темп обучения;

Высокая доля самостоятельности наряду с возможностью в любое время получить помощь от преподавателя (возможность для творчества);

Возможность привлечения к образовательному процессу и оказанию оперативных консультаций ведущих специалистов вне зависимости от географической удаленности преподавателей и обучаемых (доступность образования вне зависимости от географического положения);

Возможность использования приобретенных навыков работы с Интернет-технологиями в профессиональной деятельности и обучении (мобильность обучения);

Использование в обучении самых современных учебных средств и технологий (технологичность, использование новейших технологий).

Очевидные недостатки дистанционного обучения:

Отсутствие очного общения между обучающимся и преподавателем;

Исключение влияния индивидуального подхода;

Необходимость наличиия целого ряда индивидуально-психологических условий, например, жёсткой самодисциплины;

Необходимость постоянного доступа ко "всемирной паутине";

Отсутствие частой возможности изложить свои знания в словесной форме, превалирующее влияние письменной основы обучения;

Нехватка детально разработанных учебных программ и курсов;

Отсутствие постоянного контроля над учеником;

Недостаток практических знаний.

Дистанционное обучение может оказаться недостаточно эффективным для людей с низкой самоорганизацией. В силу своей специфики, качественные дистанционные программы требуют более высокого уровня самодисциплины, высокой организованности и целеустремленности со стороны обучаемого. Необходимо искать решение этих проблем в организации новых форм учебной работы: выполнение творческих коллективных проектов, формирование и представление в сети Интернет индивидуального образовательного пространства, включающего собранные самим обучаемым учебные и научные ресурсы по предложенной дисциплине, участие в совместной работе в виртуальных научных лабораториях и сетевых деловых играх

Каждый волен сам выбирать, каким образом получать образование, юридически дипломы, полученные в результате очного и дистанционного образования, равны. Но, тем не менее, вряд ли дистанционное обучение когда-нибудь заменит очную форму обучения, хотя они прекрасно друг друга дополняют.

Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. Учащемуся предоставляется возможность оперативной связи, а преподавателю - корректировать и контролировать его работу. Учащийся может выбрать свой темп изучения материала (может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса, что очень важно в средних образовательных учреждениях с повышенным уровнем обучения: специализированные школы, гимназии и др.).

В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от ситуации может оперативно реагировать на запросы ученика, применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов. Время, отводимое на консультации с учителем, порой бывает недостаточно, поэтому очень удобно ученику и учителю общаться и решать возникающие вопросы по Интернету.

Многие родители охотно обращаются к дистанционному обучению в школе, чтобы не допустить появления "долгов" по учебе, отставания (т.к. их дети в силу тех или иных обстоятельств иногда не посещают все школьные занятия). Также можно серьезно улучшить положение дел в учебе и ребенка, который регулярно ходит в школу, но не демонстрирует полноценную успеваемость.

Но дистанционное обучение требует таких нешуточных качеств как ответственность, умение планировать время, самостоятельность при выполнении работ и т.д. - все, что требуется от взрослого человека. Поэтому родители обязательно должны участвовать в процессе обучения. Причем участие этих взрослых не требует технических, профессиональных знаний, умений. Они должны проявлять глубокую заинтересованность в деятельности ребенка, говорить с ним о его занятиях, побуждать его не пропускать учебное время, не опускать руки перед трудностями, радоваться его успехам. Используя дистанционное обучение в школе, можно добиться неплохих результатов.

Информационные технологии имеют большое значение не только в учебном процессе (на уроках, в методической работе), но и во внеурочной и внеклассной работе для поддержки общественной жизни школы.

Как еще можно использовать дистанционное обучение в школе:

организовать курсы гуманитарного, естественнонаучного и технико-технологического профилей;

использовать дистанционное профильное обучение;

создавать творческие работы, своё портфолио, разработать интернет-страницу;

участвовать в дистанционных конкурсах и проектах;

создавать ученическую страницу в школьном журнале (для учеников и педагогов);

учиться на дистанционных курсах;

Несомненно, дистанционное образование помогает:

учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности;

решать психологические проблемы учащихся;

снимать временные и пространственные ограничения и проблемы;

правильно оценить и рассчитать свои силы, организовать свою деятельность;

расширять коммуникативную сферу учеников и педагогов;

проявлять свои способности к созиданию, реализовать потребность фантазировать, придумывать, творить.

4. Определение роли преподавателя в процессе получения дистанционного обучения

При организации дистанционного образования огромную роль играют непосредственные участники этого процесса - как обучаемые, так и преподаватели, координаторы дистанционных курсов, консультанты и кураторы учебных групп. Все они используют возможности Интернет для решения конкретных педагогических задач. Причем, если обучаемому вполне достаточно просто владеть интернетом на уровне пользователя, то от преподавателей и кураторов требуются определенные знания и умения по организации работы курсантов в телекоммуникационной среде в рамках поставленных дидактических задач:

знание назначения, особенностей устройства и функционирования телекоммуникационной среды;

знание условий хранения и передачи информации внутри сети;

знание основных сетевых информационных ресурсов и особенностей работы с ними;

знание особенностей организации и проведения телекоммуникационных проектов;

знание особенностей организации и проведения тематических телеконференций;

знание методических основ организации работы преподавателя и обучаемых в сети;

знание основных правил поведения пользователей в сети, основ телекоммуникационного этикета;

умение работать с электронной почтой, телекоммуникациями, сетевыми информационными службами;

умение отбирать и обрабатывать информацию, полученную по сети;

умение проводить поиск информации по сети;

умение готовить информацию к передаче по сети с использованием текстового редактора, графического редактора и необходимых утилит;

умение организовать, разработать и провести сетевой учебный проект, тематическую телеконференцию.

Применение современных технологий позволяет наладить достаточно эффективный процесс обучения с большим, по сравнению с традиционной моделью, количеством учащихся и снижением необходимого объема затрачиваемых усилий для передачи знаний каждому конкретному ученику.

Преподаватель, как субъект дистанционного обучения, является главным звеном в обеспечении высокой эффективности образовательного процесса. Общение и взаимодействие в процессе обучения преподавателя и обучаемого способствует творческому развитию обучаемых, взаимному обогащению информацией, а компьютерные и коммуникационные технологии являются лишь инструментарием для освоения учебного материала и решения в дальнейшем профессиональных задач. В итоге, мы наблюдаем вовлечение учащегося в процесс обучения, активизацию всех его творческих возможностей, ресурсов для решения проблем и т.д. Вовлечение в процесс непрерывного взаимодействия всех участников учебного процесса позволяет придать взаимоотношениям между обучающимся и обучающим форму активного сотрудничества, а процессу обучения - сотворчества, и, как следствие, заключает в себе важнейший фактор - социальную активность субъектов процесса обучения. Таким образом, использование информационных технологий в образовательном процессе утверждает уникальный тип его организации, обуславливаемый изменением взгляда на опосредующую функцию компьютера в системе социальных взаимодействий: компьютер начинает выступать как одно из средств социализации [4]. Среди опрошенных не оказалось тех, кто бы абсолютно ни использовал в процессе обучения персональный компьютер и ресурсы Интернета. Большинство студентов (84 процента) имеют возможность использовать сеть Интернет в образовательных целях, и используют интенсивно, практически ежедневно, 63 процента опрашиваемых, и, как следствие, считают данную форму обучения доступной 84 процента респондентов.

Интерес к учебной деятельности и удовлетворенность ее организацией является одним из важнейших факторов, поддерживающих учебную мотивацию и желание продолжить обучение. Учебные заведения, которые могут мотивировать учащихся путем разработки интересных, увлекательных учебных материалов и путем улучшения качества социального взаимодействия в самом учебном заведении, вероятно, скорее добьются желаемых результатов, чем те, кто не учтет данный аспект [8].

Сегодня много говорится о преимуществах дистанционной формы обучения в системе образования, при этом речь заходит о том, что роль преподавателя меняется, и его возможности расширяются.

Каждое занятие обогащает, помогает получить новые знания, умения и навыки как в преподавании тех или иных дисциплин, так и в общении с аудиторией. Даже опытные педагоги чувствуют бесконечность этого процесса. Более того, дистанционная форма обучения развивает комплексы, люди, не имеющие возможности общаться тет-а-тет, замыкаются в себе, боятся окружающего мира, общества, в котором они живут. Свобода времени и творчества - это замечательно, но творчество не должно вытеснять сам процесс обучения, процесс общения преподавателя и аудитории друг с другом в реальное время и в реальном месте. Это жизнь, и заменять настоящую жизнь виртуальной не следует.

Преподаватель должен помочь учащемуся определить задачи первой очереди и финальную цель, к которой все должны стремиться и какими путями. И главная задача преподавателя обеспечить обучающихся большим объемом ресурсов, которые могут быть получены с помощью информационных технологий. Таким образом, важным фактором для пользователей дистанционного обучения является возможность получать информационные услуги. Наибольшая эффективность достигается при чередовании компьютерных технологий: аудиотехнологии (аудиоконференции), видеотехнологии (видеоконференции), аудиовидеотехнологии (телекоммуникации), локальные и глобальные сети, мультимедиа. Среда мультимедиа сделала реальным интерактивность и живость систем дистанционного обучения. В докторской диссертации Потаповой Р.К. "Новые информационные технологии и лингвистика" говорится, что использование компьютерных телекоммуникаций в качестве технологической основы дистанционного обучения связано с возросшими возможностями компьютерных технологий, а именно:

возможность оперативной передачи информации любого типа, объема;

возможность хранения этой информации в памяти компьютера и перенести на свой носитель информации;

возможность редактирования, распечатки информации;

возможность доступа к удаленным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через Интернет;

возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени;

возможность диалога с любым партнером;

возможность запроса информации по любому интересующему вопросу

Дистанционное обучение с использованием информационных технологий отражает изменение самого процесса обучения: от подхода, ориентированного на преподавателя (teacher-oriented approach), до подхода, полностью ориентированного на обучающегося (student-oriented approach), или, другими словами, от программ, где обучающемуся отводилась пассивная роль, до программ, которые давали полную свободу творчества. Процессы синтеза идей создают условия для новых оригинальных подходов в методике компьютерного обучения [6, 212].

От информационной компетентности преподавателя напрямую зависит качество дистанционного образования. От преподавателя требуется умение включения в учебный процесс большего количества встроенных в программы факультативных функций и средств: - контроль за обучающимися в виде подсчета правильных ответов или электронных тетрадей, воспроизводящих все, что делал обучающийся;

средства групповой, индивидуальной или парной работы;

средства доступа для преподавателя с целью дополнения материала;

большой набор упражнений и видов учебной деятельности для выбора преподавателем или обучающимся;

обучающие курсы и программы, которые содержат наряду с дискетами и компакт-дисками учебники дополнительных упражнений и книги для преподавателя [6, 85].

Таким образом, роль преподавателя в процессе дистанционного обучения остается вполне традиционной, но к ней добавляются необходимость овладения новыми технологическими средствами взаимодействия с обучаемыми и навыки работы в новом режиме. Плюсы такого решения очевидны: масштабировать и накапливать знания гораздо проще, стираются временные и географические границы, снижается стоимость цикла овладения знаниями. Имеются и минусы, о которых так же не стоит забывать.

5. Развитие дистанционного обучения в Беларуси

Образование у нас развивается, безусловно, медленнее, чем на Западе. Вместе с тем платформы поддержки дистанционных систем становятся все мощнее и такой формат уже давно перешёл грань "эксперимент - реальность".

В ряде учреждений образования Республики Беларусь накоплен значительный научно-методический и кадровый потенциал, информационные ресурсы и технологии для организации дистанционного обучения:

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники;

Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Белорусский национальный технический университет;

Государственный институт управления и социальных технологий БГУ;

Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ;

Республиканский институт высшей школы;

Полоцкий государственный университет;

Белорусский государственный экономический университет;

Белорусско-российский университет;

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка и другие.

Коммуникационной основой системы дистанционного обучения являются компьютерные сети системы образования и науки: Юнибел, Баснет, мультисервисная сеть БГУ.

Анализ показал, что как государственные, так и негосударственные учреждения образования используют в процессе самостоятельной контролируемой работы студентов электронную почту, факс, телефон, телевидение, компьютерные сети. Большинство учреждений для проведения учебного процесса формируют комплекты учебно-методических материалов (кейсы). Основу кейса составляют издания на компакт-дисках, где широко представлены текстовые учебные материалы, системы тестового контроля знаний и реализованы информационно-справочные части учебных курсов.

В системе общего среднего, среднего специального и профессионально-технического образования дистанционное обучение используется, в основном, как дополнительная форма обучения, для работы с талантливыми детьми, а также при обучении детей с ограниченными физическими возможностями.

При получении высшего образования система дистанционного обучения основывается на образовательных стандартах специальностей, установленных для всех форм обучения. Особенностью создаваемой в Республике Беларусь системы дистанционного обучения является то, что она находится на стадии развития.

Процесс развития дистанционного обучения в Республике Беларусь сдерживается рядом причин:

недостаточное нормативное правовое обеспечение процесса дистанционного обучения;

узкий состав участников эксперимента по внедрению системы дистанционного обучения;

отсутствие единых подходов при создании электронных учебно-методических комплексов (УМК);

отсутствие разработок УМК на иностранных языках;

отсутствие специальных программ для дистанционного обучения социально незащищенных слоев населения и лиц с ограниченными физическими возможностями;

недостаточное финансирование системы дистанционного обучения Республики Беларусь за счет бюджетных средств;

проблемы при организации дистанционного обучения в магистратуре.

Дистанционное обучение - это особая форма получения знаний, не требующая значительных временных и финансовых затрат, покупки дополнительного оборудования или литературы. Можно забыть о потере времени, утомительных командировках и значительных расходах на обучение. С точки зрения эффективности такое образование ничуть не уступает классическим бизнес-семинарам, более того, оно имеет ряд неоспоримых преимуществ:

возможность привлечения к процессу сразу нескольких обучаемых;

создание единой образовательной среды, что, безусловно, снижает расходы.

Дистанционный формат предполагает индивидуальный темп обучения, технологичность и мобильность, но требует от участников более сильной мотивации и самодисциплины.

Таким образом, такое образование - это экономия времени и возможность получить максимум информации, не покидая рабочего места.

Заключение

В условиях информатизации процесса образования возрастает роль компьютерной технологии обучения как новой информационной технологии. А так как главное в новых информационных технологиях - это компьютер с соответствующим техническим и программным обеспечением, то в связи с этим были выделены основные особенности компьютера как инструмента человеческой деятельности и принципиально нового учебного средства, раскрывающие основные его достоинства с позиций деятельностного подхода к обучению.

Актуальность применения компьютерной технологии обучения в условиях гуманизации образования связана с тем, что современная педагогика и методика ищет новые способы реализации ведущих принципов обучения (проблемность, когнитивность, индивидуализация), которые наиболее естественно могут воплощаться с помощью компьютерной технологии обучения.

В ходе работы над курсовой работой была получена информация о состоянии современного образования: организация учебного процесса, базирующейся на принципе самостоятельного обучения студента с помощью развитых информационных ресурсов дистанционного обучения. Внедрение и развитие дистанционного обучения в настоящее время имеет существенные перспективы для своего дальнейшего усовершенствования. Преимущества дистанционного обучения связаны с применением современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования. Уже сейчас происходят существенные изменения в преподавательской деятельности, месте и роли преподавателя в учебном процессе, его основных функциях, а также в организации учебной деятельности учащихся и студентов. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и во времени. В то же время они имеют возможность учиться в любое удобное для них время, в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Отличительной особенностью дистанционного обучения является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео - и аудиозаписи, электронные библиотеки, - вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории. Проведение видео - и телевизионных лекций, круглых столов, компьютерных видео - и текстовых конференций, возможность частых, вплоть до ежедневных, консультаций с преподавателем по компьютерным коммуникациям делают взаимодействие обучаемых с преподавателями даже более интенсивными, чем при традиционной форме обучения. Интенсивные телекоммуникационные взаимодействия обучаемых между собой и с преподавателями консультантами позволяют проводить электронные семинары и деловые игры.

Говоря о дистанционной форме образования, следует говорить о создании единого информационно-образовательного пространства, куда следует включить всевозможные электронные источники информации (включая сетевые): виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, киберклассы, пр. Когда речь идет о дистанционном обучении следует понимать наличие в системе учителя, учебника и ученика. Это взаимодействие учителя и учащихся. Отсюда следует, что главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов-координаторов. Не следует отождествлять дистанционную форму с заочной формой обучения, ибо здесь предусматривается постоянный контакт с преподавателем, с другими учащимися киберкласса, имитация всех видов очного обучения, но специфичными формами. Следовательно, требуются теоретические проработки, экспериментальные проверки, серьезные научно-исследовательские работы. К сожалению, то, что мы сегодня видим в Интернете и в большинстве своем на компакт-дисках, никак не отвечает элементарным педагогическим требованиям. Отсюда значимость проблемы, связанной с разработкой самих курсов дистанционного обучения и методикой их использования для различных целей базового, углубленного, дополнительного образования.

Следовательно, дистанционное обучение является новой формой обучения, наряду с очной, заочной, экстернатом, что подтверждает гипотезу исследования.

Дистанционное обучение призвано решать специфические задачи, затруднённые для достижения в обычном обучении: усиление активной роли учащегося в собственном образовании, получение возможности общения учащегося с педагогами-профессионалами, возможность соревнования с большим количеством сверстников, расположенных в различных городах и странах при помощи участия во всевозможных проектах, конкурсах, олимпиадах. Эти задачи относятся к развитию творческой составляющей образования.

Мы узнали, что среда дистанционного обучения характеризуется тем, что учащиеся отдалены от преподавателя в пространстве и во времени, однако это не мешает поддерживать диалог при помощи средств телекоммуникаций, что дает определенные преимущества перед другими системами обучения. К этим преимуществам можно отнести гибкость, модульность, параллельность, дальнодействие, асинхронность и другие.

Педагогическая деятельность системы дистанционного обучения сильно отличается от традиционной, так как требуется наличие специфических знаний, умений, навыков у преподавателя. Сюда можно отнести знание и умение применять современные информационные технологии при подготовке учебного материала, умение поддержать студента (способствовать его успешному продвижению, помощь в нахождении информации). Таким образом, от преподавателя требуется не только свободное владение учебным предметом, но и специальными знаниями в различных областях.

Таким образом, дистанционное обучение - это альтернатива, ни в коем случае не замена, традиционному образованию. Система дистанционного обучения призвано обеспечить доступность образования при сохранении его качества.

Реферат

Курсовая работа ____ страницы.

Ключевые слова: компьютер, технологии, дистанционное обучение, преподаватели, обучение, знания

Объект исследования: дистанционное обучение и компьютерные технологии

Предмет исследования: методические основы дистанционного обучения на базе компьютерных технологий

Методы исследования: изучение и анализ литературы по развитию дистанционного обучения; наблюдения за развитием компьютерных технологий; выявление преимуществ и недостатков дистанционной формы обучения

Цель курсовой работы: выявление особенностей использования компьютерных технологий дистанционного обучения

Задачами курсовой работы являются: определение понятия "дистанционное обучение" выявление достоинства и недостатков дистанционного обучения; раскрытие дистанционного обучения; выявление ряда основных условий применения компьютерной технологии обучения в учебном процессе; определение роли преподавателя в процессе получения дистанционного обучения, развитие дистанционного обучения в Беларуси.

Выводы: использование дистанционного обучения на базе компьютерных технологий позволяет повысить эффективность обучения в средней школе

Предложения: данная курсовая работа может быть использована как материал для школ.

Похожие работы на - Методические основы дистанционного обучения на базе компьютерных технологий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!