Методика развития равновесия у учащихся младших классов на уроках физической культуры и здоровья

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,58 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методика развития равновесия у учащихся младших классов на уроках физической культуры и здоровья















Методика развития равновесия у учащихся младших классов на уроках физической культуры и здоровья

Введение

координационный воспитание ребенок

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Младший школьный возраст - период, когда закладываются основы здоровья, гармонического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для физического совершенствования ребенка. Однако сложившаяся система школьного образования учитывает лишь санитарно-гигиенические нормы условий жизни школьников и приводит нормирование двигательных качеств и навыков.

За последние годы вопросы физического воспитания все больше и больше привлекают внимание педагогической, медицинской и родительской общественности. Согласно последним данным, состояние здоровья детей младшего школьного возраста оценивается - многими специалистами как неудовлетворительное, что вызывает озабоченность педагогов, врачей, общественности.

Это выражается в низких показателях физического развития и двигательной подготовленности детского населения. Более трети детей испытывают постоянные учебные перегрузки и затруднения в усвоении обычных образовательных предметов.

Практическое осуществление поставленных задач физического воспитания школьников начальных классов представляет определенную трудность, что связано с отсутствием упорядоченного набора наиболее оптимальных средств, учитывающих морфо-функциональные и двигательные возможности, интересы и потребности учащихся младшего школьного возраста, а также методики их грамотного и направленного применения.

В настоящее время достаточно четко определены основные формы организации физического воспитания школьников (урок физической культуры; физкультурно-оздоровительные формы занятий физическими упражнениями в режиме дня школьника; внеклассные и внешкольные формы занятий), установлены общие требования к содержанию и методике занятий физическими упражнениями с детьми разного школьного возраста.

Среди актуальных проблем школьников физического воспитания значительное место занимает такая специфическая проблема, как развитие у детей основных двигательных качеств (быстроты движений, силы мышц, выносливости к мышечным усилиям разной интенсивности, вестибулярной устойчивости и других качеств).

Хорошее физическое воспитание, полученное в период естественного роста и развития, имеет большое значение для деятельности человека в зрелые годы, обеспечивает высокую работоспособность на протяжении многих лет жизни.

Одной из главных задач физического воспитания учащихся начальных классов является целенаправленное развитие двигательных и координационных способностей. Младший школьный возраст / 6-10 лет / - благоприятный период для развития и совершенствования двигательных и координационных способностей, в том числе и для развития функции равновесия . В этом возрасте имеются хорошие предпосылки для формирования и совершенствования Функции равновесия с применением специальных упражнений.

Способность человека сохранять равновесие в различных статических позах и движениях является жизненно важным двигательным навыком, требующим специальной тренировки. Занятия физической культурой и спортом предъявляют большие требования к развитию координационных способностей, в том числе и к развитию функции равновесия . Качественное выполнение многих физических упражнений , предусмотренных программой физического воспитания учащихся начальных классов , зависит от этих способностей , от уровня тренированности и подготовленности детей, оптокинетической устойчивости.

Вместе с ходьбой , бегом и другими видами двигательной деятельности способность ребенка удерживать равновесие в условиях различных статических поз и движений имеет жизненно важное значение , так как от этой способности зависит дальнейшее развитие координации движений и воспитания основных физических качеств. Умение детей правильно ориентироваться в пространстве и точно выполнять физические упражнения с сохранением устойчивой позы в условиях ограниченной и повышенной площади опоры, а также после различных передвижений и ускорений на снарядах /опорных и акробатических прыжков, стоек на руках , переворотов и вращательных движений достигается за счет развития и совершенствования функции вестибулярного и двигательного анализаторов , принимающих участие в поддержании устойчивого положения тела и сохранении равновесия . Высокий уровень развития равновесия позволяет быстрее овладевать техникой выполнения разнообразных физических упражнений и дает возможность более рационально управлять развитием и совершенствованием координационных и двигательных способностей детей младшего школьного возраста.

Различные движения и рабочие позы, которые встречаются в повседневной жизни человека, включают элементы статического и динамического равновесия. Поэтому правильное и точное выполнение движений не может быть совершено без достаточно высокого уровня развития координационных способностей и целенаправленной тренировки вестибулярного аппарата , участвующего в поддержании устойчивого равновесия.

Среди актуальных проблем физического воспитания школьников значительное место занимает проблема развития у детей основных двигательных качеств, в том числе развитие равновесия.

Целью курсовой работы является разработка методики организации и проведения урока физической культуры с целью развития равновесия у детей младшего школьного возраста.

В результате поставленной цели в курсовой работе выявлены следующие задачи:

-    изучить двигательные, координационные способности, возрастные и индивидуальные особенности развития функции равновесия у мальчиков и девочек 6-10 лет и выявить детей, имеющих отставание в развитии равновесия;

-       изучить анатомо-физические особенности развития детей младшего школьного возраста;

-       разработать методику развития функции равновесия у учащихся начальных классов;

-       проанализировать эффективность разработанной методики развития равновесия у учащихся младших классов.

Объект исследования: исследование влияния подвижных игр на развитие равновесия у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры и здоровья.

Предметом исследования является изучение методики организации и проведения уроков физической культуры в школе для развития равновесия у школьников младших классов.

База исследования: Гимназия № 10, города Гродно.

Раскрытие предмета исследования работы, достижение ее цели и поставленных задач основывается на применении общенаучного метода, диалектического метода познания, которые включают в себя анализ, синтез, комплексный и другие подходы.

Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, практических рекомендаций, библиографического списка.

Глава 1. Обзор литературы

.1 Задачи физического воспитания детей школьного возраста

Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Всё это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.

В школьном возрасте достигается определенный уровень физической и умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать программный материал теоретических учебных дисциплин и физкультурных программ обучения.

Национальное использование досуга, в котором элементы физической культуры являются эффективным средством против пассивного времяпрепровождения, позволяет исключить негативные проявления ряда антисоциальных поступков (хулиганство, употребление наркотиков, алкоголя и т.п.).

И наконец, физкультурная активность в период бурного развития организма существенно облегчает решение общевоспитательных задач (нравственных, трудовых, эстетических).

Направленное использование физической культуры в воспитании детей и молодежи школьного возраста предусматривает решение следующих задач.

Согласно представлениям современной теории педагогики, физическое воспитание может рассматриваться как процесс передачи и результат овладения населением духовными и материальными ценностями, накопленными в сфере физической культуры. Педагогическая система физического совершенствования человека является соподчиненной структурной организацией, функционирующей в структурных «блоках» социальной системы физического воспитания. В общеобразовательных школах предмет физического совершенствования выражается преимущественно общефизической подготовкой.

Программа физического воспитания школьников подразумевает организационные формы занятий, в полной мере компенсирующие дефицит двигательной активности, возникающий в условиях насыщенного общеобразовательного процесса. Однако в реальных условиях функционирует только одна форма - урок физкультуры, который проводится два-три раза в неделю. Дополнением являются самостоятельные занятия физическими упражнениями, происходящие стихийно в виде подвижных и спортивных игр.

Разнообразие педагогической направленности и содержания форм занятий является необходимым условием освоения учащимися предмета физического совершенства, выпадение той или иной формы занятий из организационной структуры физического воспитания заметно снижает его эффективность и как следствие, исключает возможность достижения требуемого педагогического результата.

Уроки физической культуры и здоровья решают ряд задач [6].

Оздоровительные задачи:

-    укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию: формирование правильной осанки, развитие различных групп мышц тела, правильное и своевременное развитие всех систем организма и их функций, укрепление нервной системы, активизация обменных процессов;

-       обеспечение оптимального для каждого возраста и пола гармоничного развития физических качеств. В младшем школьном возрасте необходимо обращать внимание на всестороннее развитие физических качеств, однако акценты делаются на воспитание координационных способностей, а также быстроты движений. В среднем школьном возрасте большое внимание уделяется воспитанию скоростных способностей во всех ее формах, а также добавляется скоростно-силовая подготовка, не связанная с предельными напряжениями силового компонента. В старшем школьном возрасте целесообразно проводить работу по воспитанию скоростно-силовых и собственно силовых качеств, а также общей и анаэробной выносливости;

-       повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды. При любой возможности физкультурные занятия, в том числе и уроки физкультуры, целесообразно проводить на свежем воздухе, а не в зале;

-       повышение общей работоспособности и привитие гигиенических навыков. Эти задачи требуют, чтобы школьники ежедневно выполняли физические упражнения, принимали водные, воздушные, солнечные процедуры, соблюдали режимы учебы и отдыха, сна, полноценного питания. Особенно это относится к младшему и среднему школьному возрасту, так как именно в этот период осуществляется наиболее интенсивное развитие всех систем и функций организма.

Образовательные задачи:

-    формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков. У школьников необходимо формировать следующие пять групп двигательных умений и навыков:

умения и навыки, с помощью которых человек перемещает себя в пространстве (ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах);

навыки управления статическими позами и положениями тела при передвижениях (стойки, исходные положения, различные позы, строевые упражнения и т.д.);

умения и навыки выполнять различные движения с предметами (мячи, скакалки, ленты, гантели, палки);

навыки управления движениями рук и ног в сочетании с движениями в других звеньях тела (кувырки, перевороты, подъемы, висы, упоры, равновесия);

умения выполнять комплексные движения для преодолевания искусственных препятствий (прыжки опорные, лазание, прыжки в длину и высоту).

-    формирование необходимых знаний в области физической культуры и спорта. Учащиеся должны знать:

условия и правила выполнения физических упражнений;

влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма;

правила самостоятельной тренировки двигательных способностей;

основные приемы самоконтроля во время занятий физическими упражнениями;

роль физической культуры в семье и т.д.

Воспитательные задачи:

-    воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. Решение данной задачи в деятельности педагога по физической культуре и спорту предусматривает создание необходимых предпосылок к самостоятельным физкультурным занятиям учащихся, а это обусловливает необходимость:

      повышения физкультурной грамотности школьников;

2       стимулирования положительной мотивации к физической культуре;

         формирования основ правильной техники выполнения жизненно важных двигательных умений и навыков; формирования организационно-методических умений, дающих возможность правильно построить школьнику свое самостоятельное занятие, дозировать нагрузку, применять адекватный метод воспитания физических качеств, осуществлять простейший самоконтроль и т.д.

-    воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных и т.д.), содействие развитию психических процессов.

Перечисленные задачи представлены в официальных документах, регламентирующих физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях (школа, училище, лицей, колледж и т.п.). Они играют роль ориентировочных установок для всех сторон направленного использования физической культуры в период школьного возраста [5].

Двигательная активность - видовая потребность в движении, проявляющаяся в выполнении определенного количества двигательных актов. Двигательная активность человека преимущественно может быть недостаточной (гипокинезия), избыточной или оптимальной. Границы оптимальной двигательной активности зависят от возраста, уровня физического развития, тренированности и других факторов. Резко выраженные крайности двигательной активности сопровождаются стрессовыми реакциями.

Движение - как моторная функция организма есть изменение положения тела или его частей.

Физические качества - определенные социально обусловленные совокупности биологических и механических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность.

Физическая подготовка - общая физическая подготовка. Включает разностороннее развитие физических качеств.

Одна из основных задач физического воспитания школьников - гармоничное развитие всех сторон их моторики, в том числе и способности к равновесию.

1.2 Сущность, значение и классификация координационных способностей в управлении движениями

Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функцией и умение управлять своими движениями. Еще Т.Ф. Лестгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность «умение изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью».

Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Поэтому в младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей [16].

Одной из задач развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста является - развитие специфических координационных способностей: способности ориентированию в пространстве, к точности, равновесию и др., которые особенно важны для отдельных видов спортивной и профессиональной деятельности.

Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи.

Значимость воспитания координационных способностей объясняется четырьмя основными причинами:

-    хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движения­ми, к увеличению двигательного опыта.

-       только сформированные координационные способности - необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.

-       координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих Фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.

-       разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.

Поэтому, помимо физических качеств, в школьном возрасте не менее важно совершенствование координационных способностей детей и подростков. Тем более, что этот возраст, особенно младший школьный является наиболее благоприятным в этом отношении.

Под координационными способностями понимаются способности человека к согласованию и соподчинению отдельных движений в единую, целостную двигательную деятельность.

Координационные способности связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени и включают:

-    пространственную ориентировку;

-       точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам;

-       статическое и динамическое равновесие [12].

Пространственная ориентировка подразумевает:

-    сохранение представлений о параметрах изменения внешних условий (ситуаций);

-       умение перестраивать двигательное действие в соответствии с этими изменениями.

Человек не просто реагирует на внешнюю ситуацию. Он должен учитывать возможную динамику её изменения, осуществлять прогнозирование предстоящих событий и в связи с этим строить соответствующую программу действий, направленную на достижение положительного результата.

Для эффективного формирования координационных способностей необходимо на базе общего подхода к физическому воспитанию выработать конкретные пути и средства совершенствования соответствующих видов координационных способностей с учетом их места и роли в общей системе двигательной деятельности человека [9].

Отсюда и вытекает необходимость классификации координационных способностей.

Применительно к детскому спорту можно выделить следующие наиболее значимые, фундаментальные координационные способности человека в процессе управления двигательными действиями:

-    способность к реагированию;

-       способность к равновесию;

-       ориентационная способность;

-       дифференцированная способность, разновидностями которой является способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения; ритмическая способность.

Способность к реагированию это способность быстро и точно начать движения соответственно определенному сигналу. Различают зрительно-моторную реакцию и слухо-моторную реакцию. Критерием оценки служит время реакции на различные сигналы. Например, старт по свистку, отмашки флажка или сигнал, поданный голосом [5].

Способность к равновесию - это сохранение устойчивого положения тепа в условиях разнообразных движений и поз. Различают статическое и динамическое равновесие. Первыми применять так называемые упражнения на «равновесия», то есть движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия. К ним относятся упражнения на различные виды равновесия на одной или двух ногах с продвижением вперед или шагом, бегом, прыжками, различные виды лазания и так далее.

Второй путь основан на избирательном совершенствовании анализов, обеспечивающих сохранение равновесия. Для совершенствования вестибулярной функции следует применять упражнения с прямолинейными и угловыми ускорениями. Например, кувырок вперед, перекат в сторону (колесо).

Ориентационная способность - это способность к определению и изменению положения тела в пространстве и во времени, особенно с учетом изменяющейся ситуации или движущегося объекта. Например, выход после прыжка в три оборота, акробатические прыжки, вольные упражнения в спортивной гимнастике и так далее.

Способность к дифференцированию - это способность к достижению высокой точности и экономичности отдельных частей и фаз движения, а также движения в целом. Например, бросок в кольцо с различных точек, ритмическая способность при броске [8].

Ритмическая способность - это способность определять и реализовывать характерные динамические изменения в процессе двигательного акта. Ритмический характер работы организма позволяет выполнять наиболее эффективно каждое двигательное действие с относительно маленькими наполнениями. Например, выполнение вольных упражнений под музыку.

Воспроизведение пространственных, силовых и временных параметров движений проявляется в точности выполнения двигательных действий. Их развитие определяется совершенствованием сенсорных (чувствительных) механизмов регуляции движений. Точность пространственных перемещений в различных суставах (простая координация) прогрессивно увеличивается при использовании упражнений на воспроизведение поз, параметры которых задаются заранее. Точность воспроизведения силовых и временных параметров двигательного действия характеризуется способностью дифференцировать мышечные усилия по заданию или необходимости, связанной с условиями выполнения данного упражнения. Развитие точности временных параметров движений направлено на совершенствование так называемого чувства времени, т. е. умения дифференцировать временные характеристики двигательного действия. Его развитие обеспечивается упражнениями, позволяющими изменять амплитуду движений в большом диапазоне, а также циклическими упражнениями, выполняемыми с различной скоростью передвижения, с использованием технических средств (например, электролидеры, метрономы и т. д.). Развитию этого качества содействуют упражнения, позволяющие изменять продолжительность движений в большом диапазоне [6].

В целостном двигательном действии все три ведущие координационные способности - точность пространственных, силовых и временных параметров - развиваются одновременно. Вместе с тем правильно выбранное средство (упражнение) позволяет, акцентировано воздействовать на одну из них. Нарастание утомления ведет к резкому повышению числа ошибок в точности воспроизведения, и если выполнение упражнения продолжается, то возможно закрепление ошибок. Сохранение устойчивости тела (равновесие) необходимо при выполнении любого двигательного действия. Различают статическое и динамическое равновесие. Первое проявляется при длительном сохранении определённых поз человека (например, стойка на лопатках в гимнастике), второе - при сохранении направленности перемещений человека при непрерывно меняющихся позах (например, передвижение на лыжах). Совершенствование динамического равновесия осуществляется с помощью упражнений циклического характера (например, ходьба или бег по наклонной плоскости с уменьшенной шириной опоры). Вестибулярная устойчивость характеризуется сохранением позы или направленности движений после раздражения вестибулярного аппарата (например, после вращения). В этих целях используют упражнения с поворотами в вертикальном и горизонтальном положениях, кувырки, вращения (например, ходьба по гимнастической скамейке после серии кувырков). Навыки в статическом равновесии формируют посредством постепенного изменения координационной сложности двигательного действия, а в динамическом - за счёт постепенного изменения условий выполнения упражнений [7].

.3 Анатомо-физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста

В детском возрасте должен быть особо выделен период прихода ребенка в школу. В этот период происходит адаптация к новым условиям существования, неодинаково переносимым детьми.

В первые недели и месяцы обучения у первоклассников обнаруживаются неблагоприятные сдвиги нервной и сердечно-сосудистой систем, снижение темпов нарастания массы тела, изменения неспецифической реактивности организма. Наблюдаются значительные индивидуальные различия в сроках адаптации от 3 до 16 недель.

Не все дети 7-летнего, а особенно 6-летнего возраста физически и психологически готовы к школьному режиму и обучению. У детей, начинающих обучение раньше 7 лет, трудности адаптации возрастают. Среди 7-летних детей число не обладающих функциональной готовностью к школе колеблется от 0 до 14,7%, а среди 6-летних - от 10 до 50%. К показателям, на основании которых можно судить о степени функциональной готовности детей к обучению, относятся уровни развития психики, здоровья и моторики. Развитие моторики определяет соматическую зрелость, адаптацию к школьным нагрузкам. Современные шестилетки отличаются недостаточной физической подготовленностью, низким уровнем работоспособности, низкой устойчивостью внимания, быстрой утомляемостью, преобладанием непроизвольного внимания над произвольным, а также повышенной чувствительностью к ограничению двигательной активности и низкой сопротивляемостью к инфекционным заболеваниям [7].

Для облегчения и сокращения сроков адаптации шестилеток к школьному режиму большое значение имеет ступенеобразный (тренирующий) режим учебной работы и двигательный режим, обеспечивающий организм биологической потребностью в движениях. При таком режиме относительно устойчивое приспособление по показателям работоспособности, вегетативным сдвигам наступает через неделю после начала учебного года.

Обеспечение высокой двигательной активности - одна из главных проблем успешного обучения 6-летних школьников, которая решается путем разумного сочетания учебной деятельности детей с повышенной двигательной активностью в течение всего времени пребывания в школе. Ежедневные занятия физическими упражнениями в середине учебного дня (после 2-3 уроков), кроме этого, проведение гимнастики до уроков, 1-3 физкультминутки во время каждого урока, уроков физической культуры, гигиенической гимнастики после дневного сна, подвижных игр и спортивных развлечений в конце продленного дня удовлетворяют потребность 6-летних детей в движении, укрепляют их здоровье и положительно сказываются на умственной работоспособности.

Методика физического воспитания детей должна отвечать возрастным морфофункциональным и психическим особенностям их организма. Известно, что для детей младшего школьного возраста, и особенно для шестилеток, наиболее обременительным элементом школьного режима является длительное сидение за партой, что способствует хронической перегрузке позвоночника. Поэтому позвоночник должен быть предметом особых забот при подборе упражнений во время физкультминуток. Это наклоны, прогибания, вращения. Следует использовать и упражнения в положении сидя за партой - так называемые позотонические упражнения. Это энергичные сокращения и напряжения попеременно мышц разгибателей и сгибателей конечностей и туловища с одновременным сильным растягиванием мышц-антагонистов. Начинать и заканчивать цикл этих упражнений целесообразно потягиванием мышц, так как сидение за партой связано с наклоном туловища вперед. В конце занятия выполняются упражнения на внимание [2].

У 6-летних детей наблюдается бурный рост тела в длину. Ребенок теряет избыточную округлость, у него интенсивно растут скелет и мускулатура, усиливается процесс окостенения, начинается формирование и окостенение грудной клетки и позвоночника. Быстрый скачкообразный рост приводит к несоответствию структуры и функции органов и систем, что делает организм 6-летнего ребенка чрезвычайно податливым к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, в том числе к ограничению двигательной активности, статическим нагрузкам, психическому напряжению. Поэтому школьный режим шестилеток должен включать разнообразные формы и средства физического воспитания, обеспечивающие высокий уровень двигательной активности.

Установлено, что в возрасте 6-7 лет значительно увеличиваются по сравнению с детьми 4-5 лет резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, позволяющие выполнять продолжительное время аэробную работу умеренной интенсивности. Сердечно-сосудистая система 6-летнего ребенка способна удовлетворить потребность организма при выполнении нагрузок на выносливость мощностью 60-70% от максимальной. Многими авторами показана возможность развития выносливости у 6-7-летних детей с помощью широкого включения в уроки физической культуры и физкультурно-оздоровительные занятия циклически повторяющихся комплексов физических упражнений, равномерного бега, ходьбы на лыжах, езды на велосипеде и других упражнений циклического характера. Высокая эффективность педагогического воздействия объясняется тем, что в 6-7 лет наблюдается естественный бурный прирост выносливости и как следствие - повышенной чувствительности к воздействию физических нагрузок, направленных на ее развитие. Стимулировать развитие выносливости необходимо, так как она тесно связана с работоспособностью ребенка и определяет его готовность к обучению в школе, способствует успешному преодолению учебных нагрузок, лучшему усвоению знаний по общеобразовательным предметам, значительно повышает его физическую работоспособность и положительно сказывается на развитии скоростно-силовых качеств [4].

Такие нагрузки, как, например, бег умеренной интенсивности (40-60% от максимальной скорости), способствует повышению функциональных возможностей организма, снижению заболеваемости. Объем равномерного бега для детей 6 лет должен составлять 1000-1500 м, которые они успешно преодолевают за 8,5-9 мин без особого напряжения.

В этом возрасте можно развивать практически все качества и обучать всем движениям, чему способствует интенсивное развитие двигательной функции. Отставание прироста физических качеств от прироста антропометрических показателей свидетельствует о неправильной методике физического воспитания и отрицательно сказывается как на физическом развитии, так и на умственной работоспособности [10].

Комплексное развитие физических качеств с направленным развитием выносливости создает базу для освоения более сложных по координации двигательных действий.

На начальных этапах обучения необходимо заложить фундамент физического совершенствования человека, который будет служить залогом его дальнейших успехов в умственной, трудовой и спортивной деятельности.

Возраст 7-9 лет, характеризуется замедлением темпов роста, плавностью развития, постепенностью изменений структур и функций организма. Высшая нервная деятельность, двигательная функция достигают достаточно высокой степени развития и способствуют в этом возрасте овладению технически сложными формами движения, требующими точности, высокой согласованности движений, быстроты, гибкости и ловкости.

Повышается способность детей к выполнению малоинтенсивной работы в течение сравнительно продолжительного времени. Особенно высока чувствительность к действию малоинтенсивных упражнений, развивающих выносливость у детей в возрасте до 11 лет. С 12 до 15 лет эффективность этих упражнений снижается, выносливость стабилизируется или даже незначительно падает.

Дети младшего школьного возраста хорошо переносят кратковременные скоростно-силовые упражнения (прыжки, акробатические упражнения, упражнения на снарядах). С 9 до 11-12 лет у мальчиков прослеживается высокая чувствительность к динамическим силовым упражнениям. У девочек силовая выносливость с 9 до 11 лет достигает показателей 15-16-летних девушек.

Статические усилия у младших школьников сопровождаются быстрым утомлением. Однако для поддержания правильной осанки во время сидения за партой, правильной позы во время выполнения физических упражнений необходимо применять статические усилия при обязательном контроле за дыханием. Для профилактики дефектов осанки больше внимания необходимо также уделять развитию мышц туловища. В связи с тем, что относительные величины силы мышц (на 1 кг массы тела) близки к показателям взрослых людей, в этом возрасте широко используются упражнения для воспитания силы, связанные с преодолением массы тела (типа лазанья в наклонном и вертикальном положениях). При этом необходимо помнить, что мышцы имеют тонкие волокна, бедны белком и жирами, содержат много воды, поэтому развивать их надо постепенно и разносторонне. Большие по объему и интенсивности нагрузки приводят к высоким энергозатратам, что может повлечь за собой общую задержку роста. Необходимо избегать асимметрических упражнений, чрезмерного развития гибкости, резких толчков во время приземлений при прыжках, неравномерной нагрузки на левую и правую ноги, больших нагрузок на нижние конечности. Эти упражнения могут вызвать смещение костей таза, неправильное их сращение, привести к плоскостопию, нарушениям осанки у детей.

Ограничена у детей младшего школьного возраста и способность работать «в долг». Они прекращают интенсивную работу, когда кислородный долг составляет лишь 1 л. Выносливость к работе субмаксимальной интенсивности возрастает лишь к 12 годам. В состоянии покоя, и тем более при мышечных нагрузках, у детей наблюдается большая напряженность функций сердечно- сосудистой и дыхательной систем, состоянии покоя, и тем более при мышечных нагрузках, у детей наблюдается большая напряженность функций сердечно- сосудистой и дыхательной систем, высокая кислородная стоимость работы.

В работе с детьми младшего школьного возраста важное место занимает развитие мышления, состоящего в переходе от наглядно-образного к словесно-логическому, рассуждающему мышлению, окончательное формирование которого происходит уже в подростковом возрасте. Своевременному формированию и успешной перестройке всех психических процессов в значительной мере содействует целенаправленная двигательная деятельность [8].

Кроме формирования жизненно необходимых навыков ходьбы, бега, прыжков, метаний, на уроках физической культуры необходимо научить детей сохранять правильную осанку, анализировать мышечные ощущения, контролировать свои действия, решать тактические задачи.

В этом возрасте у детей еще слабо развита устойчивость внимания. Им свойственна высокая эмоциональность, сильно развита потребность в движениях. При невозможности удовлетворить эту потребность у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, быстро наступает утомление. Сопротивление утомлению осуществляется у младших школьников за счет движений, которые являются защитной физиологической реакцией на перенапряжение. В этом случае никакие запреты и замечания учителя не помогут. Помогут только упражнения.

.4 Основные приемы воспитания координационных способностей

Координационная способность - определение более емкое, чем ловкость и рассматривается этот вопрос шире.

Ловкость - только часть координационных способностей.

Координацией является одна из важных функций употребления движениями человека, а именно: согласование разнообразных двигательных действий человека в одно целое или систему, соответственно поставлен­ных двигательных задач.

Двигательное действие - это сложное структурное образование, элементом которого являются следующие части движения:

-    интеллектуальная (когнитивная);

-       чувствительная (сенсорная);

-       исполнительная (моторная).

Между этими элементами существуют многообразные связи, которые еще более усложняют анализ координационных способностей. Существует много типов координационных способностей [3].

тип. Реагирующая способность (слуховая и зрительная).

Способность к реагированию совершенствуется методом упражнений в самых разнообразных движениях. Наиболее эффективным в этом возрасте является повторное реагирование на внезапно появляющиеся сигналы или на изменение окружающей ситуации. Этот метод довольно скоро дает заметный положительный результат. Введение элемента соревнований и игровой метоп позволяет создать высокий эмоциональный фон и побуждает детей делать задания быстрее и точнее.

Для воспитания способности к реагированию следует применять:

-    свободный бег, дополнительный заданиями, на внезапные остановки, возобновление и изменение передвижений, выполнение поворотов, преодоление препятствии (линий и невысоких предметов);

-       бег из усложненных стартовых положений (лежа на спине, на животе стоя спиной к направлению движения, стоя на одном или двух коленях, из приседа, седа и тому подобное);

-       интенсивность движения, ее изменения: ходьба обычная - бег быстрый, бег медленный - бег ускоренный;

-       упражнения с короткой и длинной скалкой (вбегать и выбегать).

При выполнении всех перечисленных выше упражнений постепенно усложняются условия, в которых выполняется задание. Оно выражается в увеличении скорости реагирования, в требовании реагировать на неожиданные различные громкости неожиданных сигналов, в увеличении сложности выполнения движений и повышения требований к точности.

2 тип. Способность к равновесию.

Она может быть статической и динамической. В этом отношении полезны упражнения, связанные с вращением в различных плоскостях головы, конечностей, туловища. К ним относятся повороты, кувырки, перевороты, повороты или комбинации упражнений [5].

Фактором, который влияет на устойчивость равновесия в условиях опоры, относятся:

-    положение общего центра тяжести по отношению к плоскости опоры;

-       высота снаряда, служащего опорой, его устойчивость;

-       скорость движения тела, его равномерность и другие.

Для совершенствования способности к статическому равновесию необходимо использовать следующие методические приемы: удлинение времени сохранения позы, временное исключение зрительного самоконтроля, уменьшение площади опоры, включение предварительных и сопутствующих движений, введение противодействий.

Основой совершенствования способности к динамическому равновесию является адаптация к различным внешним условиям. К важным средствам воспитания динамического равновесия относится подвижные и спортивные игры, в которых резко меняется направление движения.

тип. Дифференцированная способность.

При воспитании способности дифференцировать различные параметры, следует использовать такие методические приемы, как включение зрительного анализатора, задание на точность, «сближаемые» и «контрастные» задания.

При воспитании точности движений используется метод «контрастных» заданий. Прыжки на максимальную длину, равную половине максимального результата, броски с ближних дистанций и дальних и тому подобно. Указанные приемы намного эффективнее, чем многократное повторение.

В процессе развития у детей пространственной точности мета­тельных движений при изменении веса снаряда важно использовать вариативную методику, а не стабильную [7].

Сущность вариативного метода заключается в постоянном чередовании снарядов разного веса при метании на одно и тоже расстояние. Разница во времени вариативной и стабильной методик проявляется уже на первом занятии.

Воспитание у детей способности точно реагировать величины силовых усилий содействуют упражнения, имеющие предметно обозначенную цель и количественно оцениваемый результат. Например, метание малого мяча в цель, броски мяча в корзину, вращение на одной ноге в заданной плоскости (начерченный на полу круг с разметкой) и так далее.

Использование этого метода позволяет повысить активность и интерес детей, достичь более полного осмысления, обстановки применения изучаемых действий, добиваться более быстрого образования координационных связей во взаимных движениях.

При воспитании дифференцировки временных интервалов используют звуковые сигналы, которые выступают как источники срочной информации. Добиваясь точного согласования действий со звуками и сигналами, воспитатель обучает детей выполнять упражнения в определенном темпе.

Для ознакомления детей с основными временными понятиями в обучении выполнять движения в медленном, среднем и быстром темпе, формирование длительности темпа выполнения упражнений рекомендуется применять следующие задания:

-    коллективный подсчет от одного до десяти, под звуки метронома, установленного на частоту 60 и 120 ударов в минуту.

-       выполнение общеразвивающих упражнений в медленном и быстром темпе (наклон на один счет и затем на четыре счета и тому подобное).

-       ходьба на месте в медленном темпе с постепенным переходом на быстрый (по 8 шагов в каждом темпе).

-       прыжки на месте на одной и двух ногах (8 прыжков - быстро, 8 -медленно) и другие.

тип. Ритмическая способность [9].

Средствами развития ритмической способности являются физические упражнения, выполняемых в различных временных и пространственных соотношениях, танцы, танцевальные шаги.

Для создания представления о ритме можно применять музыку, счет и другие звуки (хлопки, удары в бубен и другие), они могут предшествовать и сопутствовать выполняемым движениям.

Наиболее рациональное формирование ритмической способности проходит при попеременном выполнении упражнений под музыку и без музыкального сопровождения (метод ритмической активности).

Большое значение имеют упражнения, которые дети выполняют сообща или держась за руки, и их движения четко согласуются с музыкой.

В содержании занятий необходимо включать ритмическую ходьбу, фигурное марширование, несложные перестроения, марш, вальс, народные мелодии и другие движения.

тип. Способность к переключению - проектирование оптимальной программы действий: контроль, корректировка и перестройка двигательной реакции в соответствии ситуации. Например, единоборство, борьба и спортивные игры.

В процессе управления в движении необходимо использование различных видов коррекционных способностей, а ловкость является проявлением конвекционных способностей в быстрых, точных и относительно сложных движениях.

Двигательные координационные способности называются способности к согласованию определенных двигательных действий и операций в единое целое с учетом поставленной цели.

Отсюда следует сделать вывод по координационным способностям.

Коррекционные способности - это один из ведущих факторов эффективной двигательной деятельности.

Коррекционная способность более широкое понятие, чем ловкость, и включает его в себя.

В управлении движениями действиями координационные способности занимают промежуточное положение между координационными способ­ностями (физические качества) и двигательными навыками и умениями.

Глава 2. Методы и организация исследования

.1 Методы исследования

В научно-исследовательской работе по теории физической культуры ис-пользуется большое количество различных методов и методик. Среди них можно выделить такие группы, как общенаучные, собственно педагогические, психологические, биологические, социологические. Все они тесно связаны между собой.

Оценка уровня физической подготовленности проводилась в апреле 2013 года. Учащиеся были ознакомлены с программой. По таблицам был рассчитан индивидуальный показатель каждого физического качества, а затем составлен профиль общего уровня физической кондиции каждого ученика и всего класса в целом.

Педагогический эксперимент проводился с целью выявления эффективности разработанной экспериментальной программы. Педагогические эксперименты бывают разными: может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Определяющая роль при эксперименте принадлежит научной гипотезе. Исследование гипотезы - это форма перехода от наблюдения явлений к раскрытию законов их развития. Надежность экспериментальных выводов прямо зависит от соблюдения условий эксперимента.

Конкретизирующий компонент исследования уточняет различные условия, факторы и обстоятельства, в которых происходит изменение объективного и преобразующего компонентов:

-    конкретизация места и времени, в границах которых ведется исследование;

-       указание необходимых условий для обучения, воспитания и развития учащегося;

-       перечень использованных в обучении методов, принципов, способов контроля, полученных данных;

-       уточнение подходов решения той или иной педагогической задачи.

Надо знать, что все компоненты взаимно дополняют друг друга, характеризуя с разных сторон результат исследований как единое целое.

В процессе исследования использовались разнообразные методы регистрации результатов: запись в журнал, фотосъемка.

Методы математической статистики использовались для обработки результатов эксперимента, при этом определялись:

Средняя арифметическая величина

 ,(1)

где - знак суммирования;

Xi - полученные в исследовании значения (варианты);- число вариант.

Среднее квадратическое отклонение:

 ,(2)

где - среднее значение;

 - значение отдельного варианта.

Чаще всего выделенные виды исследования применяются комплексно, составляют целостную взаимосвязанную, последовательную парадигму (модель) исследования.

В заключительной, или итоговой, части экспериментальной работы осуществлялся сравнительный анализ состояния работы до и после проведения эксперимента. Были сделаны выводы по результатам работы и даны рекомендации для совершенствования работы по физическому воспитанию в части проведения уроков физической культуры и здоровья в младших классах средней школы.

.2 Организация и проведение исследования

Выделяют пять признаков (закономерностей) воспитания коррекционных способностей.

Основным методом являются упражнения (многократное повторение), а средством - физические упражнения.

Координационные способности будут возрастать, если их целенаправленно развивать совместно с координационными способностями (быстрота, сила).

Тренировочные средства бывают общие, то есть совершенствовать общий уровень способностей, выполняемых в грубой форме. И специальные - это совершенствование определенных координационных способностей и выполняемые с высокой точностью.

Используемые тренировочные средства (двигательные навыки) должны технически правильно разучиваться и правильно выполнять под контролем сознания это:

-    наблюдение тренера или спортсмена;

-       объективно дополнительная информация (приемы самоконтроля);

-       использование зеркала или запись на видеопленку.

Использование дополнительных тренировочных средств, которые улучшают функцию анализаторов. При относительной пассивности занимающегося (использование вращающегося кресла или площади), для тренировки всестороннего аппарата (способность к равновесию).

Выбор тренировочных средств должен быть таким, чтобы воздействовать на определенные двигательные способности согласно выборочной задачи. Например, для волейболиста дифференцированная способность, для бегуна-спринтера - реагирующая способность.

Результат обучения будет в том случае, если с помощью методических примеров будет повышаться сложность тренирующих средств.

Существуют методические примеры для воспитания конкретных способностей:

-    варьирование способа выполнения движения (старт из разных исходных положений, из положения лежа, сидя).

-       изменение внешних условий (помещения, температура, ветер, снег и так далее).

-       комбинирование двигательных навыков (полосы препятствий).

-       выполнение упражнения при недостатке времени (приседание за 30 секунд).

-       варьирование применяемой информации (зрительной, слуховой, вестибулярной, тактической). Например, старт по сигналу голосом, отмашка, хлопок по плечу, выстрел.

-       выполнение упражнения после предварительной подготовки - для совершенствования ориентационной, дифференцированной, реакционной способностей и способностей к переключению двигательных действий.

Основным средством развития и совершенствования координационных способностей являются координационные упражнения. Их множество, и разделяются они на две группы:

-    упражнения, совершенствующие координационные способности, скоростно и скоростно-силовых движений. Ими можно развивать двигательную ловкость (бег на короткую дистанцию, прыжки и метания);

-       упражнения для страховки координационных способностей в движении на выносливость, предъявляются повышенные требования в дифферентационной, ориентационной и ритмической способностях при значи­тельном утомлении (лыжи, бег на длинные дистанции, спортивные игры и так далее).

Методические приемы для совершенствования координационных способностей, которые делятся на две группы:

Изменение способа выполнения движения:

-    направление движения - ведение с изменением направления;

-       силовые движения;

-       темп движения;

-       объем движения;

-       ритм движения;

-       исходное и конечное положение;

-       зеркальное выполнение движения.

2 Изменение условия выполнения при сохранении способа:

-    постоянно меняющееся условие;

-       постоянные силовые упражнения;

-       предварительная нагрузка;

-       предварительные раздражители вестибулярного аппарата;

-       дополнительное задание во время применения;

-       комбинирование с другими упражнениями.

Эти приемы носят общий характер и применяются при выполнении различных координационных способностей.

Важнейшие требования к методике воспитания физических качеств в период возрастного становления организма - всесторонность воздействий, соразмерность нагрузок и функциональность возможностей растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития.

Развитие ловкости в период занятий в школе у детей идет по пути образования новых форм координации движений. Чтобы успешно решить эти задачи, детей нужно обучать широкому кругу разнообразных двигательных действий.

Была поставлена задача - экспериментально изучить использование упражнений на равновесие на уроках физической культуры для развития координационных способностей учащихся младшего школьного возраста.

Необходимо было:

-    выявить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей;

-       определить уровень развития координационных способностей детей младшего школьного возраста;

-       внедрить в уроки физкультуры упражнения на равновесие для развития координационных способностей детей младшего школьного возраста.

На первом этапе исследования было проведено тестирование уровня развития координационных способностей учащихся 4 классов. В тестировании приняли участие две группы испытуемых по 7 человек в каждой. 4 «Б» класс стал - экспериментальным, 4 «В» класс контрольным. Были подготовлены следующие тесты:

-    для оценки динамического равновесия использовался тест - балансирование на гимнастической скамейке.

-       для оценки статического равновесия использовался тест - «Стойка на одной ноге».

-       для оценки комплексного проявления координационных способностей школьников использовался тест - «Три кувырка вперед».

В тестировании приняли участие все испытуемые - экспериментальной и контрольной группы.

Результаты предварительного тестирования показали примерно одинаковый уровень развития координационных способностей учащихся обеих групп.

На втором этапе исследовательской деятельности в уроки физической культуры была внедрена экспериментальная методика для развития координационных способностей.

Для подготовительной части урока выбраны следующие упражнения:

-    сохранение равновесия после резкого изменения направления движения;

-       чередование ходьбы с поворотами;

-       комплекс ОРУ на месте.

Для основной части урока были подготовлены специальные задания - выполнение упражнений на равновесие:

-    ходьба по гимнастической скамейке;

-       ходьба по гимнастической скамейке с поворотами;

-       уменьшение площади опоры во время ходьбы - по малому бревну;

-       повторение упражнений с закрытыми глазами, которое рекомендуют многие авторы.

Все предложенные задания и упражнения были внедрены в уроки ФК экспериментального 4 «Б» класса и регулярно проводились на протяжении апреля месяца 2013 года. Учащиеся 4 «В» класса на уроках ФК упражнения на равновесие выполняли только по учебному плану.

Для учащихся 4 «Б» класса упражнения на сохранение равновесия после резкого изменения направления движения и чередование ходьбы с поворотами были введены в группу разновидностей ходьбы, бега, прыжков. Комплекс ОРУ на равновесие использовался вместо традиционных ОРУ в подготовительной части урока. Ходьба по гимнастической скамейке, ходьба по гимнастической скамейке с поворотами, уменьшение площади опоры во время ходьбы - по малому бревну и повторение упражнений с закрытыми глазами использовались, как подводящие и подготовительные упражнения при решении образовательных задач урока в основной его части.

На последнем этапе было проведено повторное тестирование по ранее описанным тестам. Анализ полученных результатов тестирования показал, что результаты экспериментального класса изменились во всех тестах на много больше, чем в контрольном классе.

Глава 3. Исследование эффективности методики развития равновесия у учащихся младших классов на уроках физической культуры и здоровья в гимназии

.1 Тестирование учащихся младших классов

Для оценки комплексного проявления координационных способнос­тей школьников можно использовать тест «Три кувырка вперед». Школьник встает у края матов, уложенных в длину, приняв основную столку. По команде он принимает положение упора присев и последовательно, без остановки выполняет три кувырка вперед, стремясь сделать это за минимальный промежуток времени.

После последнего кувырка ученик вновь принимает основную стойку. Фиксируется время выполнения задания и оценка результата.

При выполнении теста следует обратить внимание на следующее: обязательное принятие положения упора присев, запрещение на выпол­нение длительных кувырков, фиксация после последнего кувырка по­ложения основной стойки.

А также для оценки динамического равновесия балансирование на гимнастической скамейке в двух вариантах.

Оборудование: гимнастическая скамейка (ширина 10 см), секундомер. Процедура тестирования.

Вариант 1 - испытуемый должен выполнить на узкой поверхности гимнастической скамейки четыре поворота (влево и вправо), не падая. Поворот закончен, когда испытуемый вернется в исходное положение. Результат - время выполнения четырех поворотов (с точностью до 0,1 секунд).

Общие указания и замечания. После объяснения, демонстрации и опробования, ученик выполняет задание. Если он потерял равновесие (соскочил со скамейки), то дается одна штрафная секунда. Прикасание к земле более трех раз - упражнение необходимо повторить.

Вариант 2 - стоя на узкой поверхности гимнастической скамейки, испытуемый должен за 20 секунд выполнить как можно больше поворотов влево и вправо, не падая со скамейки. Результат - количество выполненных поворотов за 90 секунд с точностью до пол-оборота.

Общие указания и замечания. Поворот считается законченным тогда, когда испытуемый возвращается в исходное положение. Если учащийся потерял равновесие (упал, соскочил со скамейки), счет поворотов прерывается. После принятия испытуемому вновь исходного положения счет продолжается. При наличии нескольких гимнастических скамеек тест можно проводить сразу с несколькими учащимися.

Еще для оценки равновесия мы применяли (использовали) тест «Стойка на одной ноге».

Оборудование: секундомер.

Процедура тестирования. По команде «можно» испытуемый становится на левую ногу, правую сгибает в коленном суставе и ставит ее на опорную ногу чуть выше колена и немного развернув ее вправо. Руки ставятся на поясе, глаза закрыты.

Результат - время выполненное в стойке на одной ноге.

Общие указания и замечания. Секундомер включается тогда, когда учащийся становится на одну ногу, выключается - при отрыве пол стопы учащимся и при касании второй ногой пола, то есть при потере равновесия; при выполнении теста учащимся необходима страховка.

3.2 Обобщение результатов исследования

Результаты тестирования до проведения испытаний представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 Результаты тестирования в контрольной группе перед проведением исследования

ФИО занимающихся

Три кувырка вперед

Балансирование на гимнастической скамейке

Стойка на одной ноге

1

Александров Дмитрий Анатольевич

10,4

7

4

2

Баканина Людмила Павловна

11,5

5

7

3

Зубович Наталья Юрьевна

10,8

6

5

4

Локшин Геннадий Рафаилович

10,3

4

4

5

Турин Валентин Олегович

10,5

6

7

6

Шелагин Анатолий Васильевич

9,8

5

8

7

Шупик Александр Николаевич

9,9

4

9


Таблица 2. Результаты тестирования в экспериментальной группе перед проведением исследования

ФИО занимающихся

Три кувырка вперед

Балансирование на гимнастической скамейке

Стойка на одной ноге

1

Долгих Виктор Александрович

8,9

7

7

2

Каменец Федор Федорович

9,5

5

8

3

Конев Юрий Борисович

8,9

7,5

6

4

Локшин Геннадий Рафаилович

9,3

6,5

9

5

Турин Валентин Олегович

9,2

8

6

Шелагин Анатолий Васильевич

8,6

7,5

11

7

Шупик Александр Николаевич

8,2

5,5

9

В таблицах 3 и 4 представлены результаты после проведения исследования.

Таблица 3. Результаты тестирования в контрольной группе после проведения исследования

ФИО занимающихся

Три кувырка вперед

Балансирование на гимнастической скамейке

Стойка на одной ноге

1

Александров Дмитрий Анатольевич

7,6

7

15

2

Баканина Людмила Павловна

7,5

7,5

20

3

Зубович Наталья Юрьевна

7,8

8

22

4

Локшин Геннадий Рафаилович

6,9

8,1

25

5

Турин Валентин Олегович

7,0

7,5

20

6

Шелагин Анатолий Васильевич

7,3

7

19

7

Шупик Александр Николаевич

7,2

8

26


Таблица 4. Результаты тестирования в экспериментальной группе после проведения исследования

ФИО занимающихся

Три кувырка вперед

Балансирование на гимнастической скамейке

Стойка на одной ноге

1

Долгих Виктор Александрович

8,4

8

26

2

Каменец Федор Федорович

8,5

7,5

27

3

Конев Юрий Борисович

7,6

7,5

24

4

Локшин Геннадий Рафаилович

8,5

8,1

25

5

Турин Валентин Олегович

8,3

7,9

20

6

Шелагин Анатолий Васильевич

7,9

7,8

27

7

Шупик Александр Николаевич

7,9

7,9

26


На основании полученных данных до и после проведения исследования определим среднюю арифметическую величину. Результат представим в таблице 5.

Таблица 5. Средняя арифметическая величина до и после начала исследования

Тесты

Группы

М, до исследования

М, после исследования

Три кувырка вперед

Экспер.

8,9

8,3


Контр.

10,4

7,3

Балансирование на гимнастической скамейке

Экспер.

6,5

7,9


Контр.

5

7,5

Стойка на одной ноге

Экспер.

8

26


Контр.

7

20


Анализируя результаты тестирования в контрольной и экспериментальной группе, можно сделать вывод, что данная методика работает как в индивидуальных показателях, так и при групповом анализе.

По всем проводимым тестам, есть заметный прирост показателей, что подтверждает правильность выбранной методики.

Следовательно, такую методику развития равновесия у детей младшего школьного возраста можно включать в программу общей физической подготовки учащихся.

Заключение

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Младший школьный возраст - период, когда закладываются основы здоровья, гармонического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для физического совершенствования ребенка. Однако сложившаяся система школьного образования учитывает лишь санитарно-гигиенические нормы условий жизни школьников и приводит нормирование двигательных качеств и навыков.

Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Поэтому в младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей.

Под координационными способностями понимаются способности человека к согласованию и соподчинению отдельных движений в единую, целостную двигательную деятельность.

Координационные способности связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени и включают:

-    пространственную ориентировку;

-       точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам;

-       статическое и динамическое равновесие.

Применительно к детскому спорту можно выделить следующие наиболее значимые, фундаментальные координационные способности человека в процессе управления двигательными действиями:

-    способность к реагированию;

-       способность к равновесию;

-       ориентационная способность;

-       дифференцированная способность, разновидностями которой является способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения; ритмическая способность.

Дети младшего школьного возраста хорошо переносят кратковременные скоростно-силовые упражнения (прыжки, акробатические упражнения, упражнения на снарядах). С 9 до 11-12 лет у мальчиков прослеживается высокая чувствительность к динамическим силовым упражнениям. У девочек силовая выносливость с 9 до 11 лет достигает показателей 15-16-летних девушек.

Основным средством развития и совершенствования координационных способностей являются координационные упражнения. Их множество, и разделяются они на две группы:

-    упражнения, совершенствующие координационные способности, скоростно и скоростно-силовых движений. Ими можно развивать двигательную ловкость (бег на короткую дистанцию, прыжки и метания);

-       упражнения для страховки координационных способностей в движении на выносливость, предъявляются повышенные требования в дифферентационной, ориентационной и ритмической способностях при значи­тельном утомлении (лыжи, бег на длинные дистанции, спортивные игры и так далее).

На первом этапе исследования было проведено тестирование уровня развития координационных способностей учащихся 4 классов. В тестировании приняли участие две группы испытуемых по 7 человек в каждой. 4 «Б» класс стал - экспериментальным, 4 «В» класс контрольным. Были подготовлены следующие тесты:

-    для оценки динамического равновесия использовался тест - балансирование на гимнастической скамейке.

-       для оценки статического равновесия использовался тест - «Стойка на одной ноге».

-       для оценки комплексного проявления координационных способностей школьников использовался тест - «Три кувырка вперед».

В тестировании приняли участие все испытуемые - экспериментальной и контрольной группы.

Результаты предварительного тестирования показали примерно одинаковый уровень развития координационных способностей учащихся обеих групп.

На втором этапе исследовательской деятельности в уроки физической культуры была внедрена экспериментальная методика для развития координационных способностей.

Анализируя результаты тестирования в контрольной и экспериментальной группе, можно сделать вывод, что данная методика работает как в индивидуальных показателях, так и при групповом анализе.

По всем проводимым тестам, есть заметный прирост показателей, что подтверждает правильность выбранной методики.

Следовательно, такую методику развития равновесия у детей младшего школьного возраста можно включать в программу общей физической подготовки учащихся.

Используя активную двигательную деятельность как форму тренировки, можно ускорить и усовершенствовать процесс развития координации движений. Однако следует помнить, что это должен быть не хаотический набор движений, а правильно и строго организованный педагогический процесс, в котором физические упражнения выполнялись бы с определенными нагрузкой и дозировкой соответственно возрасту занимающихся.

Равновесие развивается на основе совершенствования рефлекторных механизмов в процессе созревания вестибулярного анализатора. Сенситивным периодом развития данной способности является возраст от 7 до 12 лет.

Для развития равновесия рекомендуется выполнять различные гимнастические элементы (кувырки, повороты, перевороты) и специальные, так называемые вращательные упражнения: круговые движения головой, повороты на месте кругом (поворачивая весь корпус и переступая с ноги на ногу).

Список использованных источников

1  Блинов Н.Г., Игишева Л.Н., Практикум по психофизиологической диагностике. - М.: Физкультура и спорт, 2010 г. - 200с.

2       Вильчковский Э.С. Физическое воспитание школьников. - М.: Логос, 2002. − 425 с.

3  Волков Л.В. Физические способности детей и подростков.- Киев: Здоровье, 2001. − 177 с.

4  Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2001. - 264 с.

5  Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей школьного возраста. - М.: Академия 2014. − 271 с.

6       Кожухова Н.Н. Руководителю по физической культуре в школьных учреждениях: - М.: Издательский центр "Академия", 2002. − 320 с.

7  Лайзане С.Я. Физическое воспитание школьников. - М.: Просвещение, 2004. - 268 с.

8  Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Собр. Пед. соч., т. 4, "Физкультура и спорт", 2003 − 270 с.

9  Лупандина Н.А. Физическая подготовка школьников. - СПб.: Нева, 2003. - 326 с.

10 Максименко A.M., Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2009 г. - 165с.

11     Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у школьников.-СПб,2003.-365с.

12 Раевский Р.Т. Физическая подготовка школьников. - М.: Высшая школа, 2002. - 317 с.

13     Ращупкин Г.В. Физическая культура школьников. - СПб.: Нева, 2004. - 327 с.

         Сальникова Г.П. Физическое развитие школьников. - М: Дело, 2012 - 320 с.

15 Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка:. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 368 с.

16     Тарасова Т.А. Контроль физ. состояния детей школьного возраста: мет.-е рекоменд. для руководителей и педагогов ДОУ - М. ТЦСфера, 2005. − 85 с.

Похожие работы на - Методика развития равновесия у учащихся младших классов на уроках физической культуры и здоровья

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!