Миграция в республике Башкортостан

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    География, экономическая география
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    184,25 Кб
  • Опубликовано:
    2016-08-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Миграция в республике Башкортостан

ВВЕДЕНИЕ

мигрант социологический демографический экономический

Одной из ключевых проблем современного мира является миграция, так как она способна нарушить стабильность и устойчивость территорий. В первой половине 1990-х гг. существенно вырос приток населения в Российскую Федерацию из бывших союзных республик. В последующие годы поток мигрантов в Россию стал уменьшаться в связи с политической и социально-экономической стабилизацией положения в государствах.

Существенные изменения претерпели миграционные процессы внутри России. В результате реформирования экономические связи между регионами нарушились, что повлекло снижение интенсивности миграционного движения населения между территориями страны. Спад производства, рост цен на товары первой необходимости и на жилье заметно ослабили миграцию населения между городом и селом. Интенсивные в годы советской власти процессы урбанизации, рост городов и увеличение городского населения, по существу, прекратились .

Таким образом, миграционные процессы населения в России перестали отвечать геополитическим, социально-экономическим интересам государства. Нужно отметить и то, что в новых рыночных условиях у государства не было опыта регулирования миграционных процессов как на межгосударственном уровне, так и межрегиональном. Кроме того, осуществлять контроль было невозможно и на внутрирегиональных уровнях. Российское государство, отказавшись от положительного опыта миграционной политики Советского государства, по существу, ничего нового не внесло. В результате миграционная активность населения упала, миграционные потоки изменили направление. На смену сложившемуся в советские годы вектору «Запад-Восток» пришел вектор «Восток-Запад» .

Сегодня, спустя более 20 лет, актуален вопрос модернизации миграционной политики. Главным образом появляется потребность в эффективной миграционной политике в регионах, поскольку демографическая и социально-экономическая ситуация в субъектах России имеют существенные различия.

Республика Башкортостан (Далее - РБ) входит в число наиболее привлекательных для мигрантов регионов Российской Федерации. Данная ситуация наблюдается с начала 2000-х годов и вызвана с рядом причин: во-первых, республика выделяется экономикой, для которой характерны многоотраслевая структура с высоким уровнем комплексного развития, развитое сельское хозяйство, наличие и разнообразие природных ресурсов, мощный промышленный и научно-технический потенциал, динамично развивающиеся денежно-кредитные отношения, перспективная туристическая и рекреационная деятельность. Во-вторых, республика отличается толерантностью населения. РБ имеет разнообразный этнический состав и на протяжении многих времен различные национальности мирно проживают по соседству друг с другом. Сегодня в регионе насчитывается примерно 130 национальностей, которые по языковой классификации относятся: к алтайской (башкиры, татары, чуваши, казахи), индоевропейской (русские, украинцы, белорусы, немцы, евреи, молдаване, армяне, латыши) и уральской (марийцы, мордва, удмурты) языковым семьям.

В настоящее время в Башкортостане официально трудятся граждане из 43 зарубежных стран, общее число которых примерно 40 тысяч человек. Доля трудовых мигрантов из общего числа занятых в республике составляет 2,5 %. Наибольшая часть заняты в сфере строительства (60%), сельского хозяйства (12%), производства и распределения товаров и услуг (6 %), а также в сфере транспорта и связи (1,2%). Наибольшее количество рабочей силы на рынок труда РБ поступает из Вьетнама, Турции, Азербайджана, Узбекистана и Таджикистана.

Однако в последнее время обнаруживается рост ксенофобии к мигрантам со стороны населения. Местные жители видят в них источник социальной нестабильности. Нередко сейчас можно услышать о росте преступности среди приезжих из СНГ, про исламский экстремизм, про конкуренцию на рынке труда. Действительно, несмотря на контрольно-надзорную деятельность, нарушения миграционного законодательства в регионе были и есть. Об этом свидетельствует не только народное недоумение, но и данные Управление ФМС России по РБ. Только за 2015 год к административной ответственности в миграционной сфере были привлечены 8 тысяч иностранных граждан. Согласно отчетности Управления, эти показатели выше по сравнению с прошлым годом.

Возникает неоднозначная ситуация: пока квалифицированные, трудоспособные россияне, не найдя себе достойного применения в республике, переезжают в другие регионы и страны, их рабочие места восполняет приток мигрантов. Так, в прошлом году число выбывших из Башкортостана в другие регионы РФ достигло примерно 48 тысяч человек, а в другие страны уехали более 10 тысяч граждан. Данная тенденция с каждым годом увеличивается. Основными причинами смены места жительства являются: работа, учеба, причины личного характера, экологическое неблагополучие и т.д.

В условиях обострения социально-экономической обстановки, молодежь, не обнаружив в своей малой родине перспектив для развития, мигрируют за пределы региона или государства в поисках наиболее подходящих для себя социальных и экономических условий. Это общая проблема не только отдельного субъекта Российской Федерации, но и страны в целом.

Цель курсовой работы - определить влияние миграционных процессов на социально-экономическое развитие республики Башкортостан

Объектом изучения выступают миграционные процессы в регионе, их причины, особенности, последствия. Предметом данной работы является миграция трудовых ресурсов в республике Башкортостан. Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи: - охарактеризовать ход развития миграционных процессов в Башкортостане;

проанализировать входящий и исходящий поток мигрантов в республике Башкортостан;

рассмотреть особенности миграции молодежи в республике;

изучить нормативно-правовые аспекты миграционной политики в регионе;

выяснить степень эффективности миграционной политики еспублики Башкортостан. Структуру курсовой работы определили поставленная цель и сформулированные задачи. Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОТОКИ ВХОДЯЩИХ И ИСХОДЯЩИХ МИГРАНТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

§1.1 История миграционных процессов в республике Башкортостан до 1990-х годов

Для Башкортостана, находящегося на стыке двух материков, миграция имеет большое значение в расселении народов, поскольку миграционное движение непосредственно влияет на динамику численности и на структуру населения. Если посмотреть на историю Башкортостана, то можно сказать, что многонациональный состав сформировался вследствие массовых переселений народов. Размеры миграционных процессов и направления её потоков никогда не были устойчивыми.

В 17-18 вв. отмечался миграционный поток из Западной Сибири, средневолжских и прикамских зон страны на территорию республики. Основными причинами смены места жительства были усиление феодальной эксплуатации и недостаточная обеспеченность землей в территориях. Переселенческий поток заселял в основном Южный Урал - это былo связано с освоением промышленности: развивалось горнорудное дело и разрабатывались рудные месторождения. В 19 веке новому притоку населения способствовали отмена крепостного права в 1861 году и Столыпинская аграрная реформа.

В начале 20 века население Башкортостана было вынуждено эмигрировать из-за неблагополучной политической и социально-экономической обстановки: на фоне революций вспыхнула Гражданская война, актуальной становилась агитационно-пропагандисткая работа, усиливался идеологический контроль, проводилась коллективизация, результатом которой была ликвидация личного крестьянского хозяйства.

В советское время регион выступал как некий «донор», который обеспечивал жителями, рабочей силой другие субъекты страны. В 1930-е годы после пройденных войн и революции тысячи жителей региона по всему СССР активно принимали участие на стройках «пятилеток».

В годы Великой Отечественной войны направления потоков миграции в корне изменились: Башкортостан был одним из центров размещения эвакуированного населения (около 278 тысяч человек). Впоследствии население республики участвовало в восстановлении городов и промышленных центров, которые были разрушены в годы войны. Существенное миграционное движение было связано с освоением целинных территорий Сибири, Казахстана. До 1975 года республика отличалась положительным миграционным сальдо, но затем вплоть до 1988 года наблюдалась миграционная убыль населения. В период 1959 - 1970 гг. Башкортостан за счет процессов оттока населения из территорий потеряла 230,6 тыс. человек, за 1971 - 1980 гг. - 296,1 и за 1981 - 1990 гг. - 252,2 тыс. человек. Данная ситуация была обусловлена высокой урбанизацией в республике, индустриальным развитием Урало-Поволжского региона, интенсивным освоением восточных территорий России. За 1959-1990-е гг. из Башкортостана иммигрировали 800 тысяч человек.

В советское время произошли большие изменения и во внутриреспубликанской миграции населения. Это, прежде всего, касается движения населения между городом и сельской местностью. Два обстоятельства способствовали такому направлению миграционного движения. Во-первых, интенсивные темпы урбанизации: появление новых и развитие старых городов увеличили их миграционную емкость. Во-вторых, оттоку сельского населения способствовало существенное отставание социальной инфраструктуры и техническое отставание сельской местности

от городов. В данном процессе большая роль отводилась оттоку молодого населения села, то есть жителей в возрасте до 30 лет .

Таким образом, в годы советской власти для Республики Башкортостан была характерна высокая территориальная подвижность населения. Показатели интенсивности миграции постоянно превышали общероссийский уровень. Распад СССР, разрушение экономических связей между регионами, снижение уровня жизни, политическая нестабильность в стране, другие кризисные явления в обществе привели к существенному ослаблению территориальной подвижности населения.

§1.2 Миграционная ситуация в Башкортостане с 1990 года по настоящее время

С развалом СССР миграционная ситуация в корне изменилась: стала неравномерной интенсивность территориального движения, возникли новые направления потоков, стало иным соотношение между численностью населения выбывающего и прибывающего в республику. Возникли новые факторы и причины миграции. Если прежде отток населения из Башкортостана превышал его приток, то теперь соотношение между ними стало обратным .

Наибольшие показатели по интенсивности миграции сложились с Западно-Сибирским, Восточно-Сибирским и Дальневосточным экономическими районами. Отток населения из региона определялись освоением нефтяных и газовых месторождений Тюменской области и плановым перераспределением населения. Активно в этот период теряла свое население сельская местность, жители которой меняли свое место жительства в связи с безработицей с тяжелыми условиями работы в сельском хозяйстве и сравнительно низким уровнем дохода.

До 1994 года входящий поток мигрантов в республике только возрастал, а доля исходящего потока уменьшилась. В то же время положительное сальдо миграции достигло своей максимальной величины и составило 31,8 тыс. человек. Такой всплеск увеличения входящего миграционного потока был связан с ростом межнациональной напряженности в новых государствах, образованных на обломках союзных республик и выдавливанием из них русскоязычного населения .

Миграция в республике вплоть до 2000-х гг. восполняла естественную убыль населения. Миграционные процессы в этот период претерпели изменения, так как менялся вектор внутренних миграций жителей. После 2000-х значительную долю миграционного движения составляла внутриреспубликанская и межрегиональная миграция, а процент миграции с ближним и дальним Зарубежьем сократился.

В корне изменилось соотношение между прибывшим и выбывшим населением. Причем в этом отношении можно выделить два периода: первый период до 2004 г. и второй - 2004-2006 гг. Если в первом периоде приток населения в республику превышал его отток, то во втором, наоборот, отток населения из республики оказался больше, чем приток. Таким образом, Башкортостан становится регионом, перераспределяющим свое население и рабочую силу за пределы своей территории. Исследователи отмечают, что это связано, в том числе и с возросшим удельным весом молодых людей в составе населения республики .

Важно отметить то, что характеристику миграции нельзя изучать отдельно от демографических процессов, так как миграция - это механизм демографической динамики. Эти два процесса совместно формируют население той или иной территории.

На сегодняшний день демографическая ситуация Башкортостана отличается устойчивой убылью населения и отрицательным сальдо миграции. В связи с этим данная проблема не раз поднималась на обсуждение. Так Президент Башкортостана Рустэм Хамитов на одном из своих выступлений отметил: «...демографическая ситуация в республике - в зоне нашего особого внимания. В качестве ключевых параметров, оказывающих решающее влияние на эту ситуацию, выступают уровень рождаемости, показатели смертности, а также характеристика миграционной ситуации. <…> вопрос миграции не такой простой. Да, создаются проблемы. В том числе с правонарушениями, с отсутствием легальности, с вопросами «вхождения» этих людей в наше общество. Но, похоже, что без миграции, без увеличения миграции мы вопросы увеличения нашей численности не решим» . В регионе складывается неоднозначная ситуация: отток собственного населения и приток мигрантов неравносилен. С одной стороны, жители республики едут туда, где выше материальный достаток, где есть гарантированное трудоустройство и где предоставляются комфортные условия для жизнедеятельности, а с другой, республика испытывает кадровый голод компетентных рабочих, специалистов и в связи с этим ограничивается неквалифицированным трудом мигрантов из СНГ. На том же выступлении глава Башкортостана обозначил необходимость разработки целой региональной программы, как для привлечения мигрантов, так и для удержания населения своей территории, в первую очередь сохранение интеллектуального потенциала.

Перспективы роста населения республики не самые лучшие: по прогнозам Федеральной службы государственной статистики к 2025 году численность трудоспособного населения региона уменьшится на 400 тысяч человек, когда как на сегодняшний день данный показатель составляет более 70 тыс. человек. В связи с этим важно инициировать необходимые меры, которые позволили бы предотвратить такие негативные тенденции. Необходимо провести глубокий анализ демографической ситуации Башкортостана: следует рассмотреть тенденции и факторы, которые оказывают влияние на решение жителей эммигрировать. Однозначно при анализе нужно учитывать реальные инструменты и ресурсы, которыми обладает региональная власть для реализации эффективной демографической политики. Так, например, к.эк.н. Галин Р.А. в своей работе «Роль миграции в социально-демографическом и экономическом развитии республики Башкортостан», учитывая современную демографическую ситуацию, предложил несколько вариантов развития экономики. Одним из приоритетных факторов является приток дополнительной рабочей силы в виде мигрантов. По его мнению, территориями с целью выхода мигрантов из Башкортостана в перспективе могут выступать Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Таджикистан. Особое внимание автор уделяет соседним субъектам Свердловской, Челябинской, Оренбургской области и Пермскому краю, где существует диаспора башкир в основном из выходцев республики. Они вполне могут представлять перспективу в качестве входящего миграционного потока, но лишь при условии усиления культурных связей и введения просветительской деятельности на этих территориях.

Нельзя однозначно оценить сложившуюся демографическую ситуацию в регионе. Более тщательный анализ данных процессов демонстрирует негативные тенденции в демографическом развитии республики Башкортостан: сокращение численности и старение населения, постепенное уменьшение трудовых ресурсов, падение рождаемости и др. Сегодня Башкортостан относится к регионам с нестабильными миграционными показателями. Согласно официальной статистике, в Республике Башкортостан в прибытиях и выбытиях лидирует обмен с российскими регионами. В этом плане лидируют республика Татарстан, Челябинская, Свердловская и Самарская области. Данную тенденцию можно объяснить особенностями географического положения и культурно-бытовыми связями.

За последние десятилетия в регионе наблюдается отток населения, как в другие территории России, так и в Зарубежье. Данный миграционный отток наравне с естественной убылью приводит к сокращению населения в РБ. По коэффициенту миграционного прироста среди субъектов ПФО республика за 2014 год занимает лишь 8 место из 14, когда как лидерами по этому показателю являются соседняя республика Татарстан, Нижегородская и Самарская области. В целом Башкортостан если и имел миграционный прирост, то только за счёт международной миграции, поскольку межрегиональный миграционный обмен отличается отрицательным значением. Причинами тому служат высокий уровень жизни в других регионах и межрегиональное соседство.

Миграция в республике имеет специфические внутрирегиональные особенности. До 2010 года положительный миграционный прирост складывался в центральной и западной части субъекта. На сегодня только центральная зона сумела сохранить положительное миграционное сальдо. В остальных зонах, кроме северо-восточной, сохраняется миграционный прирост в категории населения старше пенсионного возраста, а северо-восточной части вовсе характерна миграционная убыль для всех возрастных групп. Данная тенденция связана с тем, что центр является привлекательной зоной в плане развитости инфраструктуры, выгодного экономико-географического положения, наличия производственного и научного потенциала и т.д. Миграционный прирост складывается за счет граждан, которые приехали получить образование, трудоустроиться или же по личным причинам. А в других территориях наблюдается обратная ситуация: миграционная убыль за счет выезда на учебу, работу. Только за 2015 год число выбывших из республики составило примерно 57 тысяч, а прибывших 51 тысяч человек. Свыше 100 тысяч жителей мигрировали внутри Башкортостана. Данные показатели миграции, характеризующиеся нестабильностью, явно демонстрируют серьезную социальную проблему для республики.

ГЛАВА II. ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В современных условиях социально-экономического развития и формирования рыночной экономики вопрос трудовой миграции становится все более актуальным. Острой эта проблема является и в Башкортостане, поскольку трудовая миграция является важным компонентом развития субъекта на межрегиональном уровне.

 Башкортостан всегда был привлекательным регионом для трудовой миграции с точки зрения разнообразия его природных ресурсов и мощного экономического потенциала. Республика отличается разнообразием отраслей рыночной специализации: черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Дополняют хозяйственный комплекс Башкортостана топливная промышленность, электроэнергетика, пищевая и легкая промышленность, а также сельское хозяйство. Кроме того, республика является полиэтничной. В Башкортостане в мире и согласии проживают представители 130 наций и народностей. С одной стороны, пребывание трудовых мигрантов накладывает отпечаток на социальное самочувствие местного населения, оказывает определенное влияние на уровень социальной напряженности. С другой стороны, российское общество нуждается в трудовых мигрантах в силу сложившейся социально-демографической ситуации .

Для начала проанализируем рынок труда республики Башкортостан, поскольку в большей степени проблема трудоустройства становится актуальной при смене места жительства. Согласно Башстату в постоянной трудовой деятельности занято около 2 миллионов граждан. Причем соотношение занятости городского и сельского населения заметно отличаются: 1,2 млн. граждан к 670 тысячам человек. Около 75% занятых в экономике граждан трудятся на предприятиях и в организациях. Оставшаяся часть - это либо индивидуальные предприниматели, либо лица, работающие в подсобном хозяйстве или же фермеры. Данные занятости в отраслевом разрезе можно увидеть в приведенной ниже таблице (данные на апрель 2016 года):

Таблица 1. Разрез отраслевой занятости в республике Башкортостан.


Помимо занятых жителей в республике есть категория безработных, численность которой на 2015 год составила 124 тыс. человек. 38, 5% из контингента безработных приходится на молодых людей до 30 лет. Ежегодно в центры занятости за содействием в поиске подходящей работы обращаются более 90 тыс. граждан. Из этого числа в 2014 году в центры занятости республики обратились около 32 тыс. молодых людей (34 % от общего числа), которые испытывали трудности в поиске работы.

Остро стоит вопрос реальной заработной платы, которая упала за прошлый год практически на 10%. Высокой заработной платой отличаются сферы производства нефтепродуктов (средняя з.п. равняется 61 тыс. руб./мес.), добычи полезных ископаемых (52 тыс. руб./мес.), химпроизводства (39 тыс. руб./мес.).

Следовательно, рассматривая ситуацию на рынке труда, можно оценивать мотивы миграции башкирской молодежи. Молодой человек, находясь в такой безальтернативной ситуации на рынке труда, предпочитает уехать за пределы региона и работать на экономику другой территории.

Другим важным вопросом на сегодняшний день в республике является дефицит трудовых ресурсов. В этих условиях экономика Башкортостана видит два варианта решения проблемы:
1) замещение недостатка трудовых ресурсов высокопроизводительной техникой;

) обеспечение дополнительного притока рабочей силы в виде мигрантов в регион;

Первый вариант решения проблемы требует вложения больших денежных инвестиций, поэтому в решении ситуации с трудовыми ресурсами приоритетным направлением в экономической политике является обеспечение притока мигрантов.

Миграция оказывает влияние на самые различные сферы жизни общества - социальную, экономическую, культурную. Она не только усложняет демографическую структуру, но и этнический состав населения. Активизация миграционных потоков из стран СНГ и дальнего зарубежья внесла новые элементы в этнокультурные и социальные процессы, протекающие в регионе .

Перед исследователями встает достаточно сложная задача объективного, всестороннего исследования миграционных процессов. Это возможно при комплексном подходе к изучению данной проблемы - необходимо использовать новые методы и подходы, опираться как на данные статистики, так и на другие эмпирические источники, в том числе материалы социологических исследований .

В историографии за последние несколько лет собран обширный эмпирический материал, раскрывающий те или иные аспекты миграционных процессов в Республике Башкортостан. Отдельной строкой исследовалась молодежь в миграционных процессах как численно превалирующая составная часть миграции. В 2008 году исследователями было проведены опросы «Трудовая миграция в Республике Башкортостан и вопросы межнационального взаимодействия», «Положение трудовых мигрантов в Республике Башкортостан», посвященные проблемам

мигрантов, временно прибывшим в республику на заработки, и влиянию трудовой миграции на различные стороны жизни Башкортостана .

Приехав в Башкортостан, не все переселенцы, являясь в основной своей массе вынужденными мигрантами из стран ближнего зарубежья, смогли решить вопросы, связанные с процессом адаптации в новой местности, личным благоустройством. Кроме того, подавляющее большинство мигрантов являются представителями молодежи. У данной демографической группы завышенный уровень ожиданий, что вызывает противоречие между ожидаемой и реальной действительностью.

 

Таблица 2. Направления миграционных потоков по видово-сроковой системе учета ФМС.

Показатель

Выезд/приезд за границы республики

Регистра-ционный паспорт-ный учет

Срочная регистрация по месту жительства (на срок более 9 месяцев)

Число возвративших=ся




Всего

в том числе






12 мес.

36 мес.

72 мес.


Выбывшие

9223

1962

764

332

271

1762

Прибывшие

9128

5115

2049

552

323

265

1964

Прирост / убыль

-95

-384

87

-212

-9

-6

202


Согласно результатам исследования, большая часть иностранных граждан приехала в Башкортостан на временные заработки (71,3%), около четверти (24%) хотели бы здесь остаться жить. Более половины (53,9%) указали, что приехали в Башкортостан одни, остальные - с родственниками, земляками, друзьями. Прибыли в республику не в первый раз 58% трудовых мигрантов; каждый второй из них отметил, что приезжает сюда каждый год; примерно каждый четвертый - один раз в 2-3 года; каждый десятый - один раз в 4-5 лет .

Значительная часть опрошенных мигрантов (около 80 %), часто выезжающих на заработки приезжают только в Башкортостан, и в будущем также планируют работать именно здесь. В другие регионы России выезжали на заработки 14,4% респондентов и примерно столько же хотели бы выезжать туда в будущем. Среди причин выбора других регионов России мигранты указывали, главным образом, возможность там больше заработать и, как правило, называли те регионы, где постоянно проживают или работают их родственники, земляки, друзья .

Время пребывания мигрантов в республике колеблется от 4-6 месяцев до нескольких лет. Наибольшую группу опрошенных (53%) составили те, кто приехал в Башкортостан от одного до восьми месяцев назад. Значительно представлены те, кто прибыл более двух лет назад (22,8%). Среди них 23% указали, что планируют уехать не ранее чем через два года . Анализ по странам исхода показывает, что среди тех, кто находится в Башкортостане в течение более двух лет представлены в большей мере выходцы из Турции и Вьетнама.

Вопрос о легальном статусе трудового мигранта был сформулирован следующим образом: «Вы стоите на миграционном учете?». Утвердительно ответили 86,3% респондентов. Не стоят, но собираются встать на миграционный учет 7,9% мигрантов; 0,7% ответили, что не собираются этого делать. Не ответили или затруднились ответить 3,6% .

Наибольшая доля мигрантов, которые ответили, что не стоят на миграционном учете, но занимаются решением этого вопроса, зафиксирована среди азербайджанцев (18%), мигрантов из дальнего зарубежья (14%) и наименьшая - у узбеков (1,4%). У остальных их доля колеблется от 9 до 11%. Причины, по которым трудовые мигранты не встают на миграционный учет, связаны, в первую очередь, с отсутствием необходимых документов (миграционной карты, прописки, других документов). Среди опрошенных 3,4% указали, что постановка на миграционный учет требует много времени и денег. Часть мигрантов связала решение этого вопроса с отсутствием помощи со стороны работодателя .

Опрос показал, что проблему постановки на миграционный учет трудовым мигрантам самостоятельно решить сложно; необходима помощь со стороны. Около трети мигрантов, вставших на миграционный учет, помощь получили от работодателей; 16,4% - от родственников и друзей; 3,9% - от посредников, которые оказывают такие услуги за плату. Самостоятельно решили этот вопрос только около 28% опрошенных .

Согласно данным, на сегодняшний день в Башкортостане зарегистрировано около 146 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства. Большинство мигрантов прибыло из стран СНГ: Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Казахстан, Украина, Кыргызстан. Из этого количества более 64 % прибыли с целью трудоустройства. К основным сферам занятости можно отнести: строительство, торговля, сельское хозяйство, коммерческая деятельность. У остальных 36 % целью переезда являются вступление в брак, желание жить в своей малой родине, жить среди лиц своей тюркской группы, так же пребывание в благоприятной экологической обстановке и др.

Таким образом, данные исследования и статистики выявили достаточно высокий уровень остроты социально-экономических проблем, которые стоят перед мигрантами, приехавшими в Башкортостан из российских регионов и из-за ее пределов. Приехав в республику, мигранты не могут решить проблемы связанные с трудоустройством, решением жилищного вопроса, уровнем и качеством жизни в целом. Наиболее остро они встают перед представителями международной миграции - теми, кто прибыл в Башкортостан из-за пределов России; численно преобладающей возрастной группой здесь по-прежнему остается молодежь.

ГЛАВА III. МИГРАЦИЯ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ И ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ МИГРАЦИИ

§3.1 Основные демографическо-экономические аспекты миграции молодежи республики

В Башкортостане отмечается высокая миграционная подвижность трудоспособного населения среди национальных республик ПФО, поэтому наиболее активными участниками миграционных процессов являются молодые люди, возрастные границы которых заключены между 14 - 30 годами. Нижний возрастной порог определяется достижением возраста трудового совершеннолетия, а верхний порог означает достижение трудовой и социальной стабильности.

Сегодня в республике Башкортостан насчитывается более 1 миллиона молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет (это 26% от общего количества населения). В связи со своими специфичными особенностями данная категория населения больше склонна к миграции, является более гибкой и подвижной, что не затрудняет процесс переезда. По нашему мнению, именно на молодых людей стоит делать упор в регионах, решая миграционные вопросы, потому что именно молодые люди представляют потенциал для развития территории.

Решение смены места жительства у молодых людей обусловлено различными факторами. Основными причинами повышения миграционной мобильности в молодежной среде являются проблемы безработицы и сложности с трудоустройством, получение качественного образования, желание рационального проведения досуга, улучшение материального положения, жилищно-бытовые условия, поиски перспектив карьерного роста. В основном в зоне риска под воздействием этих причин находятся жители сел, малых и средних городов региона. Эти проблемы можно связать с неоднородным социально-экономическим развитием территорий, неэффективными каналами трудоустройства, неразвитой институциональной и социальной инфраструктуры и т.д.

В последнее десятилетие в республике наблюдается тенденция увеличения образовательной эмиграции молодых людей в университеты Москвы, Санкт- Петербурга и соседних регионов. С 2009 года отток молодежи из Башкортостана увеличился в 4 раза. Если раньше уезжали из региона 4-5 тысяч человек, то на сегодняшний день эта цифра в 5 раз выше. Во-первых, эту ситуацию можно объяснить влиянием системы единого государственного экзамена, поскольку именно ЕГЭ существенно влияет на формирование потоков образовательной эмиграции башкирской молодежи. Во - вторых, причиной может служить цепная реакция, когда отъезд одного вызывает подобную реакцию и у других, один поселившийся в мегаполисе сманивает других.

В связи с оттоком молодежи за пределы республики обостряется такая проблема, как «утечка умов». Многие молодые люди видят больше базовых возможностей для собственного развития в других регионах, странах. О характере этого явления в республике в одном из своих интервью говорил заместитель премьер- министра Правительства РБ Дмитрий Шаромов: «Очень важно, чтобы люди и уезжали, и приезжали. Но главное здесь - понять, куда люди уезжают и зачем уезжают. Иногда бывает, что люди устремляются за длинным рублем. Но все-таки чаще всего это происходит с целью личностного роста». Он так же отметил необходимость создания в республике условий для удержания своего населения и привлечения мигрантов извне. Главным направлением внутреннего регионального развития являются создание рабочих мест, улучшение качества образования, открытие производственных предприятий, развитие науки и технологий, поддержание предпринимательской деятельности и др. К примеру, сегодня функционирует материально-техническая база инновационного развития, научных разработок; созданы уникальные центры коллективного доступа и центры прототипирования в области нефтехимии, радиоэлектроники и биотехнологий. Также для студентов и школьников проводятся ежегодные конкурсы, фестивали науки, стартап-туры и многое другое. Следовательно, региональная власть работает вплотную над проблемой «утечки умов» и борется с оттоком молодых людей, создавая необходимые перспективы для развития и жизнедеятельности.

Таким образом, последние десятилетия общая совокупность миграционных потоков привела к отрицательному результату развития республики. Одной из негативных тенденций является отток интелеллектуального и трудового потенциала РБ молодежи и приток неквалифицированных трудовых мигрантов.

§3.2. Риски и перспективы развития миграции в республике Башкортостан

Сегодня никого не удивляют, ставшие привычными заметки о негативном поведении мигрантов, характеризующих их как зачинщиков ссор, драк и нарушителей закона. Эта информация носит ограниченный характер, смещая фокус внимания в сторону негативных оценок. О том, что в обществе сформировался негативный образ трудового мигранта, нередко связанный с его национальной принадлежностью доказывают и результаты исследований. Этот стереотип порождает пренебрежительное отношение ко всем трудовым мигрантам и способствует разжиганию межнациональной розни .

Таблица 3. Результаты опроса на тему «Люди с какой этнической принадлежностью настораживают и вызывают опасения?», в %.

Этническая идентификация

Башкиры

Русские

Татары

Другие

аварцы

3,2

5,0

4,4

1,9

азербайджанцы

26,4

20,5

19,7

17,3

армяне

31,2

24,4

25,4

23

вьетнамцы

40,1

32,9

33,8

36,5

грузины

16,6

24,4

20,4

13,5

25,6

19,1

16,3

28,9

корейцы

19,9

16,2

10,6

25

таджики

31

32,5

25,9

25,8

таджикские цыгане

41,7

43,4

45,8

36,5

турки

4,3

7,1

5,9

1,9

узбеки

25,6

26,3

26,5

25,4

чеченцы

38,2

39,8

38,6

28,9

другие

1,9

3,5

2,5

7,7


Трудовая миграция и сейчас играет немаловажную роль в воспроизводстве трудовых ресурсов, в последующие годы значение её будет только возрастать. Мигранты превратились в фактор развития как принимающих стран, так и стран происхождения. Чтобы добиться поставленной руководством республики целей, заключающихся в положительной отдаче от миграции и снижения отрицательных ее аспектов, для этого надо активно предпринимать участие по управлению этими процессами, в том числе приглашая экспертов и ученых для разработки направлений и программ. Необходимо создавать систему индикаторов и показателей миграционных процессов и затем на основе мониторинговых исследований оценивать эффективность управленческих решений в данной сфере .

В складывающейся демографической ситуации, при которой произойдет резкое сокращение трудовых ресурсов, экономика республики может иметь несколько вариантов развития. Наиболее эффективным направлением в экономической политике могло быть покрытие предстоящего дефицита трудовых ресурсов путем существенного повышения производительности труда на основе введения в производство новой техники и технологии. Однако данное направление требует значительных инвестиций. Если же учесть, что практически во всех отраслях экономики велика доля устаревшего, отработавшего оборудования и техники, то только за счет данного фактора полностью покрыть дефицит трудовых ресурсов вряд ли окажется возможным. Другим направлением в экономической политике, позволяющим преодолеть сокращение трудовых ресурсов является обеспечение притока мигрантов в республику.

При анализе миграции населения и разработке миграционной политики необходимо исходить из ситуации в естественном движении населения. Миграция населения не должна выступать самоцелью. С точки зрения воспроизводства населения она как бы должна восполнять те демографические «провалы», которые являются следствием естественного движения. С этой точки зрения необходим анализ современной демографической ситуации в республике .

Население Республики Башкортостан характеризуется относительно низким удельным весом горожан. На начало 2010 г. в городах проживало 2465,7 тыс., или 60,6%, в сельской местности -1606,2 тыс., или 39,4% населения. Удельный вес городского населения за последние годы стабилизировался. Это связано с несколькими обстоятельствами: с замедлением темпов притока мигрантов в города, переводом ряда поселков городского типа в разряд сельских поселений, а также с естественной убылью городского населения. Из 21 города республики наиболее крупным является ее столица - Уфа, в которой на начало 2010 г. проживало 1038,1 тыс. человек, или 42,6% горожан и 25,5% всего населения республики. Со второй половины 1990-х гг. и в численности сельского населения также не произошло больших изменений .

Учет демографического фактора важен и в регионах. В составе регионов России функционируют более двух десятков национальных образований, в которых при регулировании демографических процессов нельзя не учитывать этническую компоненту. Степень проявления указанных особенностей в регионах заметно различается, что предполагает разработку территориальной политики в области народонаселения. Такая политика должна опираться на глубокий анализ состояния воспроизводства населения региона .

На наш взгляд, в перспективе следует использовать два последних фактора. Таким образом, в будущем в экономической политике должен быть сделан упор, с одной стороны, на улучшение организации, стимулирования труда и другие факторы, которые обеспечат повышение производительности труда, с другой - на приток дополнительной рабочей силы из других территорий .

§3.2 Миграционная политика в республике Башкортостан

За всю историю развития республики Башкортостан на территории протекали сложные миграционные процессы. Политическая устойчивость, социально-экономическая стабильность, отсутствие межнациональных конфликтов - определяющие факторы миграционного притока из других регионов России в республику.

В Башкортостане отмечается положительный опыт регулирования миграционной политики. С 1992 года Министерство труда и занятости населения РБ занимается вопросами приёма и обустройства мигрантов. В 1994 году при Министерстве труда и занятости населения РБ, согласно Постановлению кабинета Министров РБ, была сформирована Миграционная служба, которая позже была преобразована в самостоятельный территориальный орган. Для осуществления надзора, контроля и оказания государственных услуг в сфере миграции функционирует Управление Федеральной миграционной службы России по республике Башкортостан.

Согласно Постановлению Совета Министров РБ «О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам», мигранты, которые прибыли на территорию республику, должны в срочном порядке обратиться в отдел труда и занятости населения города (района) с заявлением о признании их беженцами или вынужденными переселенцами. В случае признания человека беженцем или вынужденным переселенцем принимаются меры по их размещению и созданию необходимых условий: социальное и медицинское обеспечение, торговое обслуживание, создание рабочих мест и плюсом создание дополнительных мест в школах, дошкольных учреждениях. При этом беженцы и вынужденные переселенцы, согласно Закону РБ «О социальном обслуживании населения в Республике Башкортостан», пользуются теми же правами в сфере социального обслуживания, что и граждане Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан социальные услуги предоставляются гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов бесплатно.

К примеру, в 2014 году актуальным стал вопрос, который связан с притоком мигрантов в субъект из Украины. В миграционной службе было зарегистрировано более 5 тыс. переселенцев, 67% которых находятся в трудоспособном возрасте. Профессиональное образование имеют около половины мигрантов, 10 % вообще не имеют никакого образования и только 362 человека с высшим образованием. Трудоустроиться из общего числа переселенцев смог каждый третий, и только 600 человек покинули республику по причине невозмозможности или нежелания работать. Но устроившись на работу, украинские беженцы должны платить налог НДФЛ 30 % (вместо 13 %), как и иностранцы. Помимо рабочих мест, беженцам из Украины в порядке очереди предоставили жилье, места в школах и детских садах, обеспечили необходимой медицинской и психологической помощью.

В республике с 2006 года действовал проект федеральной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Башкортостан соотечественников, проживающих за рубежом», который позволял компенсировать естественную убыль населения, а также трудовых ресурсов на территории республики за счет привлечения соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства. Но данная подпрограмма прекратила действие и в настоящее время находится в отсрочке на разработку.

Сегодня в Башкортостане миграционная политика регулируется Концепцией миграционной политики республики Башкортостан ( Далее- Концепция) на период до 2025 года и основывается на следующих принципах:

а) обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

б) недопустимость любых форм дискриминации;

в) гармонизация интересов личности, общества и государства;

г) взаимодействие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Республике Башкортостан, органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления Республики Башкортостан, развитие институтов социального партнерства и гражданского общества;

д) защита рынка труда;

е) дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания, социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик мигрантов;

ж) учет особенностей развития республики в целом и ее административных территорий;

з) открытость и доступность информации о миграционных процессах и принимаемых решениях в области реализации государственной миграционной политики;

и) научная обоснованность принимаемых решений.

Основными целями миграционной политики согласно Концепции являются:

)           обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития Республики Башкортостан;

2)      усиление конкурентных преимуществ Республики Башкортостан с помощью трудовых мигрантов;

)        регулирование миграционных (внутренних и внешних) процессов с учетом экономических потребностей республики и ее муниципальных образований.

Реализация концепции предполагает объединение усилий государства и общества, которые направлены на выработку единых подходов к развитию и совершенствованию миграционных процессов в республике, координацию совместной работы по улучшению миграционной ситуации.

Также выполнение приоритетных направлений Концепции позволит к 2025 году обеспечить устойчивый миграционный прирост населения, создать условия для приема, адаптации и интеграции мигрантов в общество, использовать возможности внешней трудовой миграции для покрытия дефицита трудовых ресурсов.

Для достижения поставленных целей Правительством РБ в данной Концепции предложено большое количество мероприятий, которые требуют крупных вложений и запаса времени. Однако, по нашему мнению, есть 2 важных фактора для привлечения мигрантов в республику: доступность жилья и гарантия трудоустройства. Для этого требуется точечное распределение переселенцев в те села и города, куда в первую очередь требуются трудовые ресурсы. Стоит учесть важный аспект при проведении этих мероприятий - это социальное сопровождение мигрантов. Последнее практически отсутствует при реализации миграционного законодательства в РБ. Однако в субъекте сложилась положительная практика взаимодействия государственных органов власти с третьим сектором при решении актуальных миграционных вопросов. Благодаря такому сотрудничеству, к примеру, была разработана Долгосрочная Концепция демографической политики РБ.

Миграционная политика в регионе должна опираться на общегосударственные интересы при этом учитывая свои региональные интересы. Полноценное решение проблем, связанных с миграцией, возможно только при эффективным миграционном законодательстве, как на государственном, так и на региональном уровнях и осуществлении действенных мер по его реализации. Миграционная политика должна быть полной: то есть должна включать как внешнюю, так и внутреннюю миграцию. Оформление иммигрантов и внутренних мигрантов требует сильного упрощения. Лишь при этих условиях возможно реальное управление процессами миграции в интересах социально-экономического развития как страны в целом, так и в регионах в частности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.      Хилажева Г.Ф., Данилко Е.С. Миграция молодежи из Башкортостана // Развитие человеческого потенциала как условие и фактор модернизации России и ее регионов Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 297-300.

.        Демографический потенциал Республики Башкортостан: состояние и тенденции развития / отв. ред. Р.М. Валиахметов, Г.Ф. Хилажева; Уфа: АН РБ; Гилем, 2013. С. 56-58.

3.      М. Мурзабулатов Демография народов республики Башкортостан// Ватандаш 2014 г. №2.

4.      Богатырева М. Р. Миграция населения и развитие социально-трудовых отношений в республике Башкортостан // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 9. С. 93-97.

5.      Богатырева М.Р. Трудовая миграция в республике Башкортостан // Экономика. Управление. Право. 2013. № 5 (41). С. 11-13.

6.      Сабирова З.Р. Миграция в России в начале ХХ века на примере белорусов Башкортостана // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 171-173.

7.      Рахматуллина Ю.Д., Акчурин Б.Г. Миграция в республике Башкортостан: содержание и пути оптимизации // Проблемы и достижения современной науки. Материалы международной научно-практической конференции. Уфа, 2014. С. 240-242.

8.      Товышева И.З. Трудовая миграция в республике Башкортостан. Тенденции развития и механизм регулирования. Уфа: Башкирский государственный университет, 2014. С. 31-32;

9.      Сафиуллин Р.Г., Сафиуллина Р.М., Фаронова Ю.В. Геомиграционная ситуация в муниципальных районах республики Башкортостан: методика территориального мониторинга // Актуальные вопросы университетской науки Сборник научных трудов. Уфа, 2016. С. 212-223.

10.    Габдрафиков И.М., Карабулатова И.С., Хуснутдинова Л.Г. Социальная адаптация трудовых мигрантов в мусульманских регионах России: роль и место этноконфессионального фактора в Поволжье // Социально-экономические и гуманитарно-философские проблемы современной науки М.; Уфа; Ростов-на-Дону, 2015. С. 116-127.

11.    Габдрафиков, И.М., Хуснутдинова, Л.Г. Этнические общины и мигранты в Башкирии особенности интеграции // Новые этнические группы в России / Под ред. В.В. Степанова, В.А. Тишкова. М., 2008. С. 231-260.

12.    Хилажева Г.Ф. Миграционное поведение жителей республики Башкортостан // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2015. Т. 20. № 3 (79). С. 75-85;

13.    Сафиуллин Р.Г., Хамадеева З.А., Глухих И.А. География миграционных процессов Республики Башкортостан: содержание, эволюция, политика. Уфа: УГАЭС, 2012. С. 25-26.

14.    Нигматуллина Т.А. Студенческая миграция: факторы и последствия // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 8 (63). С. 50-53.

15.    Черных И.Р. Регионы-экспортеры и регионы-импортеры рабочей силы на межрегиональном рынке труда на примере республики Башкортостан // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 3 (42). С. 152-157.

.        Хилажева Г.Ф., Мухамадеева Р.Р., Варганова О.Ф., Юлбарисова Ю.Ш. Трудовая миграция и вопросы межнационального взаимодействия в Республике Башкортостан. Уфа: АН РБ: Гилем, 2011. С. 95-96.

17.    Шевалдина Е. И. Основные направления регулирования демографических процессов в Республике Башкортостан: учебное пособие. Уфа: Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015. С. 24-25.

18.    Мурзагалеев Р. И., Михайличенко Д. Г. Влияние миграционных процессов из Центральной Азии на социально-экономические, социокультурные и политические процессы России (на примере республики Башкортостан). Уфа: Изд-во БИСТ АТиСО, 2014. С. 121-123; Кулешов Д. Н.,

19.    Асмандиярова Н. Р., Биккинин И. А., Гайнанов Д. А. Незаконная миграция. Проблемы предупреждения на региональном уровне (по материалам Республики Башкортостан): монография. Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2009. С.108.

20.    А.Ф. Ахметова, Д.У. Ишназаров Миграционные процессы в республике Башкортостан:причины и современное состояние// «Международный студенческий научный вестник» 2014 г.

21.    Г.Ф. Хилажева «Миграционное поведение жителей республики Башкортостан» // «Вестник академии наук РБ», 2015 г., т.20, с. 75-85.

22.    Дмитриев А.В., Мукомель В.И. Этническая иммиграция: конфликтное измерение // Россия в глобальных процессах: поиски перспективы/отв. ред. чл.-кор. РАН М.К.Горшков. -М., 2008. С. 119-126;

.        Ростовская Т.К. Молодежь - основной субъект трудовой миграции // Социальные инновации в развитии трудовых отношений и занятости в XXI веке Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; Под общей редакцией З.Х. Саралиевой. 2014. С. 568-574.

24.    Вишневская Н.Г., Хамадеева З.А. Миграция трудовых ресурсов в республике Башкортостан: география, причины, последствия // Труд и социальные отношения. 2013. № 5. С. 122-128.

25.    Богатырева М.Р. Системный подход в вопросах трудовой миграции как фактор развития социально-трудовых отношений в республике Башкортостан // Теория и практика общественного развития. 2014. № 9. С. 109-110.

26.    Шевалдина Е.И. Миграционная ситуация и ее влияние на трудовые ресурсы в республики Башкортостан // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 3-4 (34). С. 55-58.

Похожие работы на - Миграция в республике Башкортостан

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!