морфологическими (соотношение видовременных форм глаголов-сказуемых в объединяемых предложениях);
3) синтаксическими (порядок слов и предложений, союзы зато, однако, так, что, и многие другие, употребленные в присоединительном значении, параллелизм построения), ритмомелодическими (интонация частей и целого), стилистическими (анафора, эпифора, лексическое кольцо).
2.1 Типы текстов
В русском языке существует три типа текстов: рассуждение, повествование и описание.
Рассуждение - тип текста, основанный на построении цепи умозаключений. Употребителен в различных стилях. В научной речи направлен на объяснение причин того или иного явления. Например: "Объем, который занимают пары, в несколько сот раз больше объема воды, из которой они образовались. Пары окружают горящее тело и оттесняют от него воздух, а без воздуха горение невозможно. Вот почему вода гасит огонь". В художественной речи рассуждение связано с оценкой событий, человеческих характеров. Здесь оно направлено на создание образности. В публицистическом стиле рассуждение основано на анализе фактов. И поскольку в публицистике действуют свои особые семантические и прагматические правила, то рассуждение здесь строится по законам истины:
) тот, кто делает утверждение, ручается за истинность выражаемой пропозиции;
) говорящий должен быть в состоянии представить свидетельства в пользу истинности выражаемой пропозиции и т.п. Но бывает так, что делающий утверждение не владеет истинной информацией и как результат - ложная информация, искажающая сущность жанра. Наряду с фактографической точностью в публицистике рассуждение связано со страстностью, убежденностью автора - качествами, которые, как правило, отражаются в подборе языковых средств, в построении рассуждения. Вспомним очерки и статьи, ставшие сегодня уже классическими: "Летом 1941 года Гитлер, осуществляя давно заготовленный план, без объявления войны нагло напал на Советский Союз. Все, что произошло затем, у нас на свежей памяти. Она глубоко ранена неслыханным в истории насилием, которое учинили над нашей страной Миллионные орды гитлеровцев." (К. Федин).
Инвариантная схема рассуждения как типа текста включает в себя ряд компонентов:
) перечень структурно-композиционных частей (тезис; развитие тезиса; его доказательство или опровержение; вывод, т.е. подтверждение правильности тезиса или его неправильности. Это дедуктивное рассуждение. В индуктивном рассуждении тезис опущен: вначале идут факты; затем их анализ и синтез; выводы);
) набор языковых средств, обусловленных типовой ситуацией общения и структурой рассуждения (усложненные синтаксические конструкции; вводные слова, связывающие абзацы, вопрос "почему?" после тезиса и т.п.). Рассуждение модифицируется как ряд вариантов в форме размышления, доказательства, объяснения. У каждого жанра своя информационная модель, восходящая к инвариантной схеме рассуждения
Повествование - тип текста, основанный на рассказе о событиях, действиях. Тексты повествовательного характера встречаются в книжных стилях: публицистическом и художественном, - и в разговорной речи. В художественной речи повествование связано с вымыслом автора и направлено на раскрытие образа. В публицистической речи повествование непосредственно связано с передачей фактов, в разговорной речи - работает на создание эмоционально-оценочной информативности текста. Инвариантная схема повествования как типа текста включает ряд компонентов:
) характеристику ситуации общения, в которой определяется отношение автора к получателю информации, формулируются задачи общения, называются функции общения;
) перечень структурно-композиционных частей, в который, как правило, входят начало события (или завязка), развитие события (развитие действия, кульминация), конец события (или развязка);
) набор языковых средств, свойственных повествовательному типу письма:
а) ряды глаголов-сказуемых со значением последовательности действий;
б) формы слов или словосочетания, выражающие обстоятельственные значения времени, места и др. В "чистом" виде повествование почти не существует: оно, как правило, включает в себя элементы описания и рассуждения.
Описание - тип текста, основанный на изображении свойств, явлений природы, предмета, характера человека и т.п. Художественная литература представлена такими видами описаний, как: пейзаж (описание природы), портрет (описание внешности человека), интерьер (описание помещения). От дискурса зависит использование тех или иных видов описаний. Так, в художественной речи описания характеризуются наличием полных прилагательных, предложений с однородными членами, повествовательных предложений усложненной конструкции: "Я не видел глаз более прелестных, чем у Белинского. Голубые, с золотыми искорками в глубине зрачков, эти глаза расширялись и сверкали в минуты воодушевления; в минуты веселости взгляд их принимал пленительное выражение пленительной доброты и беспечного счастья. Голос у него был слаб, но приятен: говорил он с особенными ударениями и придыханиями". Описание связано с образностью художественной речи. Научное описание ориентировано на раскрытие существенных признаков и явлений предметов, поэтому в подобных случаях в описаниях будут активизироваться языковые средства, группирующиеся вокруг обобщенности-отвлеченности - одной из стилевых черт научного стиля. В деловой речи описание представлено разными жанрами: это и описание отдельного предмета, и производственная характеристика, описание обстановки (в следственных протоколах) и т.п. Описание в деловом стиле строится так, чтобы не появлялась возможность инотолкования.
Инвариантная схема описания как текста включает следующие компоненты:
) характеристику ситуации общения;
) структурно-композиционные элементы: собственно описание, общее впечатление от увиденного, обобщение;
) набор языковых средств, зависящих от ситуации общения и структуры текста. Каждая информационная модель текста-описания представляет собой модификацию инвариантной схемы.
текст стиль научный деловой
Глава II. Тексты различных стилей и их построение
2.1 Особенности построения научных текстов
Научный стиль, принадлежит к числу книжных стилей литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический его характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.
Стиль научных работ определяется, в конечном счете, их содержанием и целями научного сообщения - по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития. Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности выражения при сохранении насыщенности содержания. Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами, в частности интернациональными. Не следует, однако, переоценивать степень этой насыщенности: в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-25 процентов общей лексики, использованной в работе.
Большую роль в стиле научных работ играет использование в них абстрактной лексики: развитие, творчество, самосознание, осмысление, движение, выражение, длительность, интенсивность, течение и др. Слова употреблены в прямом (номинативном) значении. Научный стиль имеет свою фразеологию, куда можно отнести составные термины (грудная жаба, солнечное сплетение, щитовидная железа, прямой угол, точка пересечения, наклонная плоскость).
В научных работах часто встречается употребление формы единственного числа имен существительных в значении множественного. Например: Волк - хищное животное из рода собак (называется целый класс предметов с указанием их характерных признаков).
Широко используются в научных работах имена прилагательные, уточняющие содержание понятия указанием на различные его признаки и тем самым выполняющие терминологическую функцию. Из синтаксических особенностей научного стиля следует отметить тенденцию к сложным построениям.
В сложных предложениях, используемых в научных текстах, часто встречаются составные подчинительные союзы, характерные для книжной речи вообще: благодаря тому что; вследствие того что; ввиду того что; в связи с тем что; в силу того что; несмотря на то что; в то время как; между тем как; тогда, как и др., позволяющие более точно, чем простые причинные, уступительные, временные союзы, выявить отношения между частями сложного предложения.
Для связи частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом и четкое построение, используются слова и сочетания, указывающие на эту связь: поэтому, при этом, сначала, затем, в заключение, таким образом, итак, следовательно, и др.
Средствами связи частей текста служат также вводные слова и сочетания: во-первых, во-вторых, наконец, с одной стороны, с другой стороны и т.д., указывающие на последовательность изложения.
Отличием научного стиля от всех других стилей является то, что его можно разделить на три подстиля:
. Научный. Адресат этого стиля - ученый, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. В собственно научном стиле речи не объясняются факты, общеизвестные в науке, а термины объясняются только новые. Отличается этот стиль большим объемом предложений и частым употреблением цитат. Заглавие текстов этого стиля, как правило, отражает тему или проблему, которой посвящена работа ("О языке художественной литературы"). Ведущий тип речи стиля - рассуждение.
. Научно-учебный. Адресованы работы в данном стиле будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Объясняются практически все термины, учебный текст обычно начинается с объяснения понятия. Объем предложений значительно меньше, чем в собственно научном подстиле, реже употребляются цитаты. Заглавие указывает на тип учебного материала (учебник, практикум, сборник и т.д.). Ведущий тип речи - описание.
. Научно-популярный. Адресат - любой интересующийся той или иной наукой. Цель - дать представление о науке, заинтересовать читателя. Естественно, точность отображения фактов у этого подстиля гораздо ниже, чем у предыдущих, он приближается к публицистическому стилю. Чтобы заинтересовать читателя, в текстах данного подстиля рассматриваются не только необходимые для раскрытия темы факты, но и интригующие, занимательные, иногда даже недоказанные гипотезы. Примеров значительно больше, чем в собственно научном и научно-учебном подстилях. Термины здесь менее частотны, чем в других подстилях, объясняются через аналогию, то есть бытовые ситуации, знакомые каждому читающему (броуновское движение - толпа в метро в час пик). Объем предложений меньше, чем в собственно научном и научно-учебном подстилях. Цель стиля позволяет использовать цитаты не очень точные и без подробных сносок.
Преобладающий тип речи - повествование. Среди особенностей этого подстиля можно назвать употребление эмоциональных слов, метафор, эпитетов, вопросительных и восклицательных предложений.
2.2 Особенности построения текстов публицистического, официально-делового и художественного стилей
B публицистическом стиле реализуется функция воздействия агитации и пропаганды, с которой совмещается функция чисто информативная (сообщение новостей). В публицистических произведениях затрагиваются вопросы весьма широкой тематики-любые актуальные вопросы современности, представляющие интерес для общества: политические, экономические, моральные, философские, вопросы культуры, воспитания, повседневного быта. Публицистический стиль находит применение в общественно-политической литературе, периодической печати (газетах, журналах), политических выступлениях, речах на собраниях и т.д. В рамках публицистического стиля широкое распространение получила его газетно-журнальная разновидность. К основным чертам языка текста газеты относятся:
) экономия языковых средств, лаконичность изложения при информативной насыщенности;
) отбор языковых средств с установкой на их доходчивость (газета - наиболее распространенный вид массовой информации);
) наличие общественно-политической лексики и фразеологии, переосмысление лексики других стилей (в частности, терминологической лексики) для целей публицистики;
) использование характерных для данного стиля речевых стереотипов, клише;
) жанровое разнообразие и связанное с этим разнообразие стилистического использования языковых средств: многозначности слова, ресурсов словообразования (авторские неологизмы), эмоционально - экспрессивной лексики;
) совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей (научного, официально-делового, художественного, разговорного), обусловленное разнообразием тематики и жанров;
) использование изобразительно-выразительных средств языка, в частности средств стилистического синтаксиса (риторические вопросы и восклицания, параллелизм построения, повторы, инверсия и т.д.).
Значительную часть лексики газетного стиля составляют общелитературные слова и различные термины (науки, военного дела, искусства, спорта): и те и другие в соответствующем контексте могут переосмысливаться и приобретать публицистическую окраску.
Многие публицистические жанры (очерк, фельетон, памфлет, полемическая статья) характеризуются свободным использованием всех ресурсов национального языка, включая его изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, различные стилистические фигуры). Нередко произведения публицистики отличаются большой эмоционально-экспрессивной насыщенностью, проникнуты пафосом высоких гражданских чувств, и сила их воздействия органически связана с яркостью и образностью языка.
Среди книжных стилей языка официально-деловой стиль выделяется своей относительной устойчивостью и замкнутостью. С течением времени он, естественно, подвергается некоторым изменениям, вызванным характером самого содержания, но многие его черты, исторически сложившиеся жанры, специфическая лексика, фразеология, синтаксические обороты придают ему в целом консервативный характер.
Характерной чертой официально-делового стиля является наличие в нем многочисленных речевых стандартов - клише. Если в других стилях шаблонизированные обороты нередко выступают как стилистический недостаток, то в официально-деловом стиле в большинстве случаев они воспринимаются как вполне естественная его принадлежность.
Официально-деловой стиль - это стиль документов: международных договоров, государственных актов, юридических законов, постановлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т.д. Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт. К ним относятся:
) сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств;
) стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы (удостоверение личности, различного рода дипломы, свидетельства о рождении и браке, денежные документы и т.д.), употребление присущих этому стилю клише;
) широкое использование терминологии, номенклатурных наименований (юридических, дипломатических, военных, административных и др.), наличие особого запаса лексики и фразеологии (официальной, канцелярской), включение в текст сложносокращенных слов, аббревиатур;
) частое употребление отглагольных существительных, отыменных предлогов (на основании, в отношении, в соответствии с, в деле, в силу, в целях, за счет, по линии и др.), сложных союзов (вследствие того что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что и др.), а также различных устойчивых словосочетаний, служащих для связи частей сложного предложения (на случай, если.; на том основании, что.; по той причине, что.; с тем условием, что.; таким образом, что.; то обстоятельство, что.; тот факт, что. и т.п.);
) повествовательный характер изложения, использование номинативных предложений с перечислением;
) прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его конструирования;
) тенденция к употреблению сложных предложений, отражающих логическое подчинение одних фактов другим;
) почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств;
) слабая индивидуализация стиля.
Неоднородность тематики и разнообразие жанров позволяют выделить в рассматриваемом стиле две разновидности: официально-документальный стиль и обиходно-деловой стиль. Язык законодательных документов включает в себя лексику и фразеологию государственного права, гражданского права, уголовного права, кодекса законов о труде, кодекса законов о браке и семье и т.д. К ней примыкает лексика и фразеология, связанная с работой административных органов, служебной деятельностью граждан и т.д.
В другой разновидности официально-делового стиля обиходно-деловом стиле, как было уже сказано, находят свое отражение служебная переписка (деловое письмо, коммерческая корреспонденция), официальные деловые бумаги (справка, удостоверение, акт, протокол), частные деловые бумаги (заявление, доверенность, расписка, автобиография, счет и др.). Все они характеризуются известной стандартизацией, облегчающей их составление и использование и рассчитанной на экономию языковых средств, на устранение неоправданной информационной избыточности.
Художественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передает мысли и чувства автора, использует все богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи.
Эмоциональность художественного стиля значительно отличается от эмоциональности публицистического стиля. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для осознания образов используются все языковые средства.
Художественный стиль реализуется в форме драмы, прозы и поэзии, которые делятся на соответствующие жанры (например: трагедия, комедия, драма и другие драматургические жанры; роман, новелла, повесть, и другие прозаические жанры; стихотворение, басня, поэма, романс и другие поэтические жанры).
Отличительной особенностью художественного стиля речи можно назвать употребление особых фигур речи - художественных тропов, придающих повествованию красочность, силу изображения действительности. Художественный стиль имеет эстетическую функцию воздействия. В нем наиболее ярко отражается литературный и, шире, общенародный язык во всем его многообразии и богатстве, становясь явлением искусства, средством создания художественной образности. В этом стиле наиболее широко представлены все структурные стороны языка: словарный состав со всеми прямыми и переносными значениями слов, грамматический строй со сложной и разветвленной системой форм и синтаксических типов.
Заключение
В ходе исследования была достигнута цель, поставленная во введении. Была дана характеристика тексту и его типам, а так же рассмотрены особенности построения текстов различных стилей.
Итак, мы выяснили что, текст - это ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств: повторения одних и тех же слов, местоимений, частиц и др. Текст существует в двух речевых формах: в форме диалога и в форме монолога.
Диалог - это одна из форм речи, в которой обмен высказываниями происходит непосредственно между участниками беседы.
Монолог - одна из форм речи, в которой развернутое высказывание состоит из ряда предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Монолог обращен к слушателям, читателям, самому себе (внутренний монолог).
Текст имеет структуру построения. Он делится на абзацы, выделяющие микротемы текста. Правильность построения текста состоит в соответствии требованиям внешней связности, внутренней осмысленности, возможности своевременного восприятия, осуществления необходимых условий общения. Правильность восприятия текста обеспечивается не только языковыми единицами и их соединениями, но и необходимым общим фоном знаний. Для того чтобы овладеть стилистическими умениями, нужно научиться определять стиль готового текста, производить его стилистический анализ, совершенствовать стиль заданного текста, а также создавать собственный текст заданного стиля. При таком анализе обычно уточняется основная мысль текста, определяется его тип, и анализируются языковые средства.
Мы рассмотрели тексты различных литературных стилей, их лексические и функциональные особенности. Знание, а главное умение использования теоретических основ позволило выявить языковые особенности построения текстов современного русского литературного языка на уровне лексики, грамматики и синтаксиса.
Мы выяснили, что целью научного стиля можно назвать выявление и описание фактов, закономерностей, открытий, а так же привлечение людей к науке. В научном стиле речи объясняются факты, общеизвестные в науке, термины, открытия. Заглавия текстов этого стиля, как правило, отражает тему или проблему, которой посвящена работа. К этому стилю относятся диссертации и учебные пособия. Текст научного стиля широко использует абстрактную лексику и большое количество прилагательных, позволяющих описать те или иные научные факты и события.публицистическом стиле реализуется функция воздействия агитации и пропаганды. В публицистических произведениях затрагиваются вопросы весьма широкой тематики - любые актуальные вопросы современности, представляющие интерес для общества: политические, экономические, моральные, философские, вопросы культуры, воспитания, повседневного быта. Тексту этого стиля свойственно использование изобразительно-выразительных средств языка, в частности средств стилистического синтаксиса, отбор языковых средств с установкой на их доходчивость, использование клише и переосмысление лексики других стилей.
Характерной чертой официально-делового стиля является наличие в нем многочисленных речевых стандартов - клише. Этому стилю свойственна сжатость, компактность, четкость изложения, прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его конструирования. Используется в большей степени для деловой документации.
Отличительной особенностью художественного стиля речи можно назвать употребление особых фигур речи - художественных тропов, придающих повествованию красочность, силу изображения действительности. Художественный стиль имеет эстетическую функцию воздействия. В нем наиболее ярко отражается литературный и, шире, общенародный язык во всем его многообразии и богатстве. В этом стиле наиболее широко представлены все структурные стороны языка: словарный состав со всеми прямыми и переносными значениями слов, грамматический строй со сложной и разветвленной системой форм и синтаксических типов.
Список использованной литературы
1. Баранов М.Т. Русский язык. М., 2008.
3. Власенков А.И. Русский язык. М., 2009.
. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 2001.
5. Голованова Д.А. Русский язык и культура речи. М., 2009.
. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2002.
. Изюмская С.С. Русский язык и культура речи. М., 2009.
8. Каменская О.Л. Текст и коммуникация. М., 1990.
9. Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. М., 2011.
. Львова С.И. Русский язык. М., 2011.
. Максимов В.И. Русский язык и культура речи. М., 2002.
. Михайлова Е.В. Русский язык и культура речи. М., 2009.
. Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. М., 2012.
14. Рыбченкова Л.М. Русский язык. М., 2009.
15. Сарьянова Д.Т. Русский язык и культура речи. НГГУ, 2007.
16. Топоров В.Н. Текст: семантика и структура. М., 1983.
17. Чепасова А.М. Современный русский язык. М., 1999.
. Чередниченко А.П. Современный русский язык. М., 1999.
. Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. М., 2009.
. Щербаева Е.А. Русский язык и культура речи. М., 2009.