Управление финансовыми рисками

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,79 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление финансовыми рисками

Содержание

Введение

. Теоретические основы управления финансовыми рисками

.1 Понятие, виды, классификация, функции и особенности финансовых рисков

.2 Оценка степени риска, алгоритм управления и основные методы управления финансовыми рисками

.3 Сущность, содержание, структура, функции и этапы организации риск-менеджмента

. Анализ финансовых рисков на примере предприятия ООО «Вавилон»

2.1 Экономическая характеристика ООО «Вавилон»

2.2 Анализ результатов финансово-экономической деятельности предприятия

.3 Проблемы управления финансовыми рисками ООО «Вавилон»

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Целью предпринимательства является получение максимальных доходов при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности.

Вместе с тем, при осуществлении любого вида хозяйственной деятельности объективно существует опасность (риск) потерь, объем которых обусловлен спецификой конкретного бизнеса. Риск - это вероятность возникновения потерь, убытков, непоступлений планируемых доходов, прибыли.

Риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата: отрицательный (ущерб, убыток); нулевой; положительный (выгода, прибыль).

Риском можно управлять, т.е. использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.

Рыночная экономика несет в себе риск хозяйственной деятельности предприятия. Нестабильная экономическая среда Российской Федерации, внутри которой действуют предприятия, предполагает необходимость систематического анализа финансового состояния. При этом основным объектом исследования должны стать финансовые риски предприятия и возможные пути снижения их воздействия.

Последствия финансовых рисков влияют на финансовые результаты предприятия, они могут привести не только к определенным финансовым потерям, но и к банкротству предприятия. Поэтому одной из задач финансового менеджера является определение именно тех финансовых рисков, которые оказывают влияние на деятельность конкретного предприятия. Главным для финансового менеджера является управление этими рисками или такие действия, которые позволили бы свести к минимуму воздействие данных рисков на деятельность предприятия.

1. Теоретические основы управления финансовыми рисками

.1 Понятие, виды, классификация, особенности финансовых рисков

Под классификацией рисков следует понимать их распределение на отдельные группы по определенным признакам для достижения определенных целей. Научно обоснованная классификация рисков позволяет четко определить место каждого риска в их общей системе. Она создает возможности для эффективного применения соответствующих методов и приемов управления риском. Каждому риску соответствует свой прием управления риском.

Разделяют несколько видов финансовых рисков:

Ценовой риск <#"justify">В зависимости от возможного результата (рискового события) риски можно подразделить на две большие группы: чистые и спекулятивные.

Чистые риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата. К этим рискам относятся: природно-естественные, экологические, политические, транспортные и часть коммерческих рисков (имущественные, производственные, торговые).

Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата. К ним относятся финансовые риски, являющиеся частью коммерческих рисков.

Классификация рисков по сфере возникновения, в основу которой положены сферы деятельности, является самой многочисленной группой. В соответствии со сферами предпринимательской деятельности обычно выделяют: производственный, коммерческий, финансовый и страховой риск:

Производственный риск связан с невыполнением предприятием своих планов и обязательств по производству продукции, товаров, услуг, других видов производственной деятельности в результате неблагоприятного воздействия внешней среды, а также неадекватного использования новой техники и технологий, основных и оборотных средств, сырья, рабочего времени. Среди наиболее важных причин возникновения производственного риска можно отметить: снижение предполагаемых объемов производства, рост материальных и/или других затрат, уплата повышенных отчислений и налогов, низкая дисциплина поставок, гибель или повреждение оборудования и др.;

Коммерческий риск - это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем. Причинами коммерческого риска являются: снижение объема реализации вследствие изменения конъюнктуры или других обстоятельств, повышение закупочной цены товаров, потери товаров в процессе обращения, повышения издержек обращения и др.;

Финансовый риск связан с возможностью невыполнения фирмой своих финансовых обязательств. Основными причинами финансового риска являются: обесценивание инвестиционно-финансового портфеля вследствие изменения валютных курсов, неосуществления платежей;

Страховой риск - это риск наступления предусмотренного условиями страховых событий, в результате чего страховщик обязан выплатить страховое возмещение (страховую сумму). Результатом риска являются убытки, вызванные неэффективной страховой деятельностью как на этапе, предшествующем заключению договора страхования, так и на последующих этапах - перестрахование, формирование страховых резервов и т.п. Основными причинами страхового риска являются: неправильно определенные страховые тарифы, азартная методология страхователя.

Формируя классификацию, связанную с производственной деятельностью, можно выделить следующие риски:

Организационные риски - это риски, связанные с ошибками менеджмента компании, ее сотрудников; проблемами системы внутреннего контроля, плохо разработанными правилами работ, то есть риски, связанные с внутренней организацией работы компании;

Рыночные риски - это риски, связанные с нестабильностью экономической конъюнктуры: риск финансовых потерь из-за изменения цены товара, риск снижения спроса на продукцию, трансляционный валютный риск, риск потери ликвидности и пр.;

Кредитные риски - риск того, что контрагент не выполнит свои обязательства в полной мере в срок. Эти риски существуют как у банков (риск не возврата кредита), так и у предприятий, имеющих дебиторскую задолженность, и у организаций, работающих на рынке ценных бумаг;

Юридические риски - это риски потерь, связанных с тем, что законодательство или не было учтено вообще, или изменилось в период сделки; риск несоответствия законодательств разных стран; риск некорректно составленной документации, в результате чего контрагент в состоянии не выполнять условия договора и пр.;

Технико-производственные риски - риск нанесения ущерба окружающей среде (экологический риск); риск возникновения аварий, пожаров, поломок; риск нарушения функционирования объекта вследствие ошибок при проектировании и монтаже, ряд строительных рисков и пр.

Признаки классификации финансовых рисков

Признаки классификации финансовых рисковВиды финансовых рисковПо характеризуемому объектуРиск отдельной финансовой операции; Риск различных видов финансовой деятельности Риск финансовой деятельности предприятия в целомПо совокупности исследуемых инструментовИндивидуальный финансовый риск (присущий отдельным финансовым инструментам) Портфельный финансовый риск (присущий нескольким финансовым инструментам, выполняющим однотипные функции)По комплексности исследованияПростой финансовый риск, который не расчленяется на отдельные подвиды Сложный финансовый риск, который состоит из подвидовПо источникам возникновенияВнешний, то есть финансовый, не зависящий от деятельности самого предприятия Внутренний финансовый риск, зависящий от деятельности самого предприятияПо уровню финансовых последствийРиск, влекущий только экономические потери; Риск упущенной выгоды Риск, влекущий получение дополнительной прибылиПо характеру проявления во времениВременный финансовый риск; Постоянный финансовый рискПо уровню финансовых потерьДопустимый финансовый риск; Критический финансовый риск; Катастрофический финансовый рискПо возможности предвиденияПрогнозируемый финансовый риск; Непрогнозируемый финансовый рискПо возможности страхованияСтрахуемый финансовый риск; Нестрахуемый финансовый риск

Функции риска:

защитная - проявляется в том, что для хозяйствующего субъекта риск это нормальное состояние, поэтому должно вырабатываться рациональное отношение к неудачам;

аналитическая - наличие риска предполагает необходимость выбора одного из возможных вариантов правильного решения;

инновационная - проявляется в стимулировании поиска нетрадиционных решений проблем;

регулятивная - имеет противоречивый характер и выступает в двух формах: конструктивной и деструктивной.

.2 Оценка степени риска, алгоритм управления и основные методы управления финансовыми рисками

Многие финансовые операции (венчурное инвестирование, покупка акций, селинговые операции, кредитные операции и др.) связаны с довольно существенным риском. Они требуют оценить степень риска и определить его величину.

Степень риска - это вероятность наступления случая потерь, а также размер возможного ущерба от него.

Риск может быть:

1.допустимым - имеется угроза полной потери прибыли от реализации планируемого проекта;

2.критическим - возможны непоступление не только прибыли, но и выручки и покрытие убытков за счет средств предпринимателя;

.катастрофическим - возможны потеря капитала, имущества и банкротство предпринимателя.

Количественный анализ - это определение конкретного размера денежного ущерба отдельных подвидов финансового риска и финансового риска в совокупности.

Иногда качественный и количественный анализ производится на основе оценки влияния внутренних и внешних факторов: осуществляются поэлементная оценка удельного веса их влияния на работу данного предприятия и ее денежное выражение. Такой метод анализа является достаточно трудоемким с точки зрения количественного анализа, но приносит свои несомненные плоды при качественном анализе. В связи .с этим следует уделить большее внимание описанию методов количественного анализа финансового риска, поскольку их немало и для их грамотного применения необходим некоторый навык.

В абсолютном выражении риск может определяться величиной возможных потерь в материально-вещественном (физическом) или стоимостном (денежном) выражении.

В относительном выражении риск определяется как величина возможных потерь, отнесенная к некоторой базе, в виде которой наиболее удобно принимать либо имущественное состояние предприятия, либо общие затраты ресурсов на данный вид предпринимательской деятельности, либо ожидаемый доход (прибыль). Тогда потерями будем считать случайное отклонение прибыли, дохода, выручки в сторону снижения. в сравнении с ожидаемыми величинами. Предпринимательские потери - это в первую очередь случайное снижение предпринимательского дохода. Именно величина таких потерь и характеризует степень риска. Отсюда анализ риска прежде всего связан с изучением потерь.

В зависимости от величины вероятных потерь целесообразно разделить их на три группы:

1.потери, величина которых не превышает расчетной прибыли, можно назвать допустимыми;

2.потери, величина которых больше расчетной прибыли относятся к разряду критических - такие потери придется возмещать из кармана предпринимателя;

.еще более опасен катастрофический риск, при котором предприниматель рискует понести потери, превышающие все его имущество.

Если удается тем или иным способом спрогнозировать, оценить возможные потери по данной операции, то значит получена количественная оценка риска, на который идет предприниматель. Разделив абсолютную величину возможных потерь на расчетный показатель затрат или прибыли, получим количественную оценку риска в относительном выражении, в процентах.

Говоря о том, что риск измеряется величиной возможных. вероятных потерь, следует учитывать случайный характер таких потерь. Вероятность наступления события может быть определена объективным методом и субъективным.

Объективным методом пользуются для определения вероятности наступления события на основе исчисления частоты, с которой происходит данное событие.

Субъективный метод базируется на использовании субъективных критериев, которые основываются на различных предположениях. К таким предположениям могут относиться суждение оценивающего, его личный опыт, оценка эксперта по рейтингу, мнение аудитора-консультанта и т.п.

Таким образом, в основе оценки финансовых рисков лежит нахождение зависимости между определенными размерами потерь предприятия и вероятностью их возникновения. Эта зависимость находит выражение в строящейся кривой вероятностей возникновения определенного уровня потерь.

Построение кривой - чрезвычайно сложная задача, требующая от служащих, занимающихся вопросами финансового риска, достаточного опытами знаний. Для построения кривой вероятностей возникновения определенного уровня потерь (кривой риска) применяются различные способы: статистический; анализ целесообразности затрат; метод экспертных оценок; аналитический способ; метод аналогий. Среди них следует особо выделить три: статистический способ, метод экспертных оценок, аналитический способ.

Суть статистического способа заключается в том, что изучается статистика потерь и прибылей, имевших место на данном или аналогичном производстве, устанавливаются величина и частотность получения той или иной экономической отдачи, составляется наиболее вероятный прогноз на будущее.

Несомненно, риск - это вероятностная категория, ив этом смысле наиболее обоснованно с научных позиций характеризовать и измерять его как вероятность возникновения определенного уровня потерь. Вероятность означает возможность получения определенного результата.

Финансовый риск, как и любой другой, имеет математически выраженную вероятность наступления потери, которая опирается на статистические данные и может быть рассчитана с достаточно высокой точностью.

Чтобы количественно определить величину финансового риска, необходимо знать все возможные последствия какого-либо отдельного действия и вероятность самих последствий.

Применительно к экономическим задачам методы теории вероятности сводятся к определению значений вероятности наступления событий и к выбору из возможных событий самого предпочтительного исходя из наибольшей величины математического ожидания, которое равно абсолютной величине этого события, умноженной на вероятность его наступления.

Вариация - изменение количественных показателей при переходе от одного варианта результата к другому.

Дисперсия - мера отклонения фактического знания от его среднего значения.

Таким образом, величина риска, или степень риска, может быть измерена двумя критериями: среднее ожидаемое значение, колеблемость (изменчивость) возможного результата.

Среднее ожидаемое значение - это то значение величины события, которое связано с неопределенной ситуацией. Оно является средневзвешенной всех возможных результатов, где вероятность каждого результата используется в качестве частоты, или веса, соответствующего значения. Таким образом, вычисляется тот результат, который предположительно ожидается.

Анализ целесообразности затрат ориентирован на идентификацию потенциальных зон риска с учетом показателей финансовой устойчивости фирмы. В данном случае можно просто обойтись стандартными приемами финансового анализа результатов деятельности основного предприятия и деятельности его контрагентов (банка, инвестиционного фонда, предприятия-клиента, предприятия-эмитента, инвестора, покупателя, продавца и т.п.)

Метод экспертных оценок обычно реализуется путем обработки мнений опытных предпринимателей и специалистов. Он отличается от статистического лишь методом сбора информации для построения кривой риска.

Данный способ предполагает сбор и изучение оценок, сделанных различными специалистами (данного предприятия или внешними экспертами) вероятностей возникновения различных уровней потерь. Эти оценки базируются на учете всех факторов финансового риска, а также статистических данных. Реализация способа экспертных оценок значительно осложняется, если количество показателей оценки невелико.

Аналитический способ построения кривой риска наиболее сложен, поскольку лежащие в основе его элементы теории игр доступны только очень узким специалистам. Чаще используется подвид аналитического метода - анализ чувствительности модели.

Анализ чувствительности модели состоит из следующих шагов: выбор ключевого показателя, относительно которого и производится оценка чувствительности (внутренняя норма доходности, чистый приведенный доход и т.п.); выбор факторов (уровень инфляции, степень состояния экономики и др.); расчет значений ключевого показателя на различных этапах осуществления проекта (закупка сырья, производство, реализация, транспортировка, капстроительство и т.п.). Сформированные таким путем последовательности затрат и поступлений финансовых ресурсов дают возможность определить потоки фондов денежных средств для каждого момента (или отрезка времени), т.е. определить показатели эффективности. Строятся диаграммы, отражающие зависимость выбранных результирующих показателей от величины исходных параметров. Сопоставляя между собой полученные диаграммы, можно определить так называемые ключевые показатели, в наибольшей степени, влияющие на оценку доходности проекта.

Анализ чувствительности имеет и серьезные недостатки: он не является всеобъемлющим и не уточняет вероятность осуществления альтернативных проектов.

Метод аналогий при анализе риска нового проекта весьма полезен, так как в данном случае исследуются данные о последствиях воздействия неблагоприятных факторов финансового риска на другие аналогичные проекты других конкурирующих предприятий.

Индексация представляет собой способ сохранения реальной величины денежных ресурсов (капитала) и доходности в условиях инфляции. В основе ее лежит использование различных индексов.

Например, при анализе и прогнозе финансовых ресурсов необходимо учитывать изменение цен, для чего используются индексы цен. Индекс цен - показатель, характеризующий изменение цен за определенный период времени.

Таким образом, существующие способы построения кривой вероятностей возникновения определенного уровня потерь не совcем равноценны, но так или иначе позволяют произвести приблизительную оценку общего объема финансового риска.

Алгоритм управления финансовыми рисками

Основным этапом алгоритма управления финансовыми рисками является разработка и выбор мероприятий по преодолению финансовых рисков.

Основными методами управления финансовыми рисками, являются следующие методы.

Отказ от совершения рискового мероприятия означает для предпринимателя потерю возможного выигрыша. Возможность уберечься от потерь и получить прибыль в рискованном контракте - высшее предназначение теории риска.

Предупреждение потерь за счет одного страхования - самый низкий уровень теории предупреждения потерь от риска. Инвестор готов отказаться от части доходов, заплатить за возможность снижения риска до нуля.

Когда используется страхование как услуга кредитного рынка, финансовый менеджер предприятия должен определить приемлемое для него соотношение между страховой премией и страховой суммой. Страховая премия - это плата за страховой риск страхователя страховщику; страховая сумма - денежная сумма, на которую страхуются материальные ценности или ответственность страхователя.

К признанию ущерба прибегают, во-первых, когда сумма ущерба невелика и ей можно пренебречь. Во-вторых, разновидностью признания ею ущерба является диверсификация рисков, то есть превращение одного риска в другой или "измельчение" одного вида рисков на несколько с меньшими объемами ущерба каждого.

Управление финансовыми рисками предприятия основывается на определенных принципах, основными из которых являются:

-осознанность принятия рисков;

-управляемость принимаемыми рисками;

-независимость управления отдельными рисками;

-сопоставимость уровня принимаемых рисков с уровнем доходности финансовых операций;

-сопоставимость уровня принимаемых рисков с финансовыми возможностями предприятия;

-экономичность управления рисками;

-учет временного фактора в управлении рисками;

-учет финансовой стратегии предприятия в процессе управления рисками;

-учет возможности передачи рисков.

Основные методы управления финансовыми рисками.

Высокая степень финансового риска проекта приводит к необходимости поиска путей ее искусственного снижения.

Снижение степени риска - это сокращение вероятности и объема потерь.

Метод управления рискомМеры, соответствующие методу управления рискомИзбежание рискаОтказ от осуществления финансовых операций, уровень риска по которым чрезмерно высок Отказ от использования в высоких объёмах заёмного капитала Отказ от чрезмерного использования оборотных активов в низколиквидных формах Отказ от использования временно свободных денежных активов в краткосрочных финансовых вложенияхЛимитирование концентрации рискаПредельный размер (удельный вес) заёмных средств, используемых в хозяйственной деятельности Минимальный размер (удельный вес) активов в высоколиквидной форме Максимальный размер товарного (коммерческого) или потребительского кредита, предоставляемого одному покупателю Максимальный размер депозитного вклада, размещаемого в одном банке максимальный размер вложения средств в ценные бумаги одного эмитента Максимальный период отвлечения средств в дебиторскую задолженностьХеджированиеХеджирование с использованием фьючерсных контрактов Хеджирование с использованием опционов Хеджирование с использованием операции "своп"ДиверсификацияДиверсификация видов финансовой деятельности Диверсификация валютного портфеля ("валютной корзины") предприятия Диверсификация депозитного портфеля Диверсификация кредитного портфеля Диверсификация портфеля ценных бумаг Диверсификация программы реального инвестированияРаспределение рисковРаспределение риска между участниками инвестиционного проекта Распределение риска между предприятием и поставщиками сырья и материалов Распределение риска между участниками лизинговой операции Распределение риска между участниками факторинговой (форфейтинговой) операцииСамострахование (внутреннее страхование)Формирование резервного (страхового) фонда предприятия Формирование целевых резервных фондов Формирование резервных сумм финансовых ресурсов в системе бюджетов, доводимых различным центрам ответственности Формирование системы страховых запасов материальных и финансовых ресурсов по отдельным элементам оборотных активов предприятия Нераспределенный остаток прибыли, полученной в отчетном периоде

Диверсификация представляет собой процесс распределения капитала между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой.

Диверсификация позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности. Например, приобретение инвестором акций пяти разных акционерных обществ вместо акций одного общества увеличивает вероятность получения им среднего дохода в пять раз и соответственно в пять раз снижает степень риска.

Диверсификация является наиболее обоснованным и относительно менее издержкоемким способом снижения степени финансового риска.

Диверсификация - это рассеивание инвестиционного риска. Однако она не может свести инвестиционный риск до нуля. Это связано с тем, что на предпринимательство и инвестиционную деятельность хозяйствующего субъекта оказывают влияние внешние факторы, которые не связаны с выбором конкретных объектов вложения капитала, и, следовательно, на них не влияет диверсификация.

Внешние факторы затрагивают весь финансовый рынок, т.е. они влияют на финансовую деятельность всех инвестиционных институтов, банков, финансовых компаний, а не на отдельные хозяйствующие субъекты.

К внешним факторам относятся процессы, происходящие в экономике страны в целом, военные действия, гражданские волнения, инфляция и дефляция, изменение учетной ставки Банка России, изменение процентных ставок по депозитам, кредитам в коммерческих банках, и т.д. Риск, обусловленный этими процессами, нельзя уменьшить с помощью диверсификации.

Таким образом, риск состоит из двух частей: диверсифицируемого и недиверсифицируемого риска.

Диверсифицируемый риск, называемый еще несистематическим, может быть устранен путем его рассеивания, т.е. диверсификацией.

Недиверсифицируемый риск, называемый еще систематическим, не может быть уменьшен диверсификацией.

Причем исследования показывают, что расширение объектов вложения капитала, т.е. рассеивания риска, позволяет легко и значительно уменьшить объем риска. Поэтому основное внимание следует уделить уменьшению степени недиверсифицируемого риска.

Информация играет важную роль в риск-менеджменте. Финансовому менеджеру часто приходится принимать рисковые решения, когда результаты вложения капитала не определены и основаны на ограниченной информации. Если бы у него была более полная информация, то он мог бы сделать более точный прогноз и снизить риск. Это делает информацию товаром, причем очень ценным. Инвестор готов заплатить за полную информацию.

Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-либо приобретения или вложения капитала, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

Лимитирование - это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд, при заключении договора на овердрафт и т.п. Хозяйствующими субъектами он применяется при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала и т.п.

Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхованию. Самострахование представляет собой децентрализованную форму создания натуральных и страховых (резервных) фондов непосредственно в хозяйствующем субъекте, особенно в тех, чья деятельность подвержена риску.

Создание предпринимателем обособленного фонда возмещения возможных убытков в производственно-торговом процессе выражает сущность самострахования. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных затруднений финансово-коммерческой деятельности. В процессе самострахования создаются различные резервные и страховые фонды. Эти фонды в зависимости от цели назначения могут создаваться в натуральной или денежной форме.

Так, фермеры и другие субъекты сельского хозяйства создают, прежде всего, натуральные страховые фонды: семенной, фуражный и др. Их создание вызвано вероятностью наступления неблагоприятных климатических и природных условий.

Резервные денежные фонды создаются, прежде всего, на случай покрытия непредвиденных расходов, кредиторской задолженности, расходов по ликвидации хозяйствующего субъекта. Создание их является обязательным для акционерных обществ.

Акционерные общества и предприятия с участием иностранного капитала обязаны в законодательном порядке создавать резервный фонд в размере не менее 15% и не более 25% от уставного капитала.

Акционерное общество зачисляет в резервный фонд также эмиссионный доход, т.е. сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной при их реализации по цене, превышающей номинальную стоимость. Эта сумма не подлежит какому-либо использованию или распределению, кроме случаев реализации акций по цене ниже номинальной стоимости.

Резервный фонд акционерного общества используется для финансирования непредвиденных расходов, в том числе также на выплату процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности прибыли для этих целей.

Хозяйствующие субъекты и граждане для страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества взаимного страхования.

Наиболее важным и самым распространенным приемом снижения степени риска является страхование риска.

Сущность страхования выражается в том, что инвестор готов отказаться от части своих доходов, чтобы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение степени риска до нуля.

Хеджирование (англ. heaging - ограждать) используется в банковской, биржевой и коммерческой практике для обозначения различных методов страхования валютных рисков. Так, в книге Долан Э.Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика этому термину дается следующее определение: Хеджирование - система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятностные в будущем изменения обменных валютных курсов и преследующая цель избежать неблагоприятных последствий этих изменений. В отечественной литературе термин хеджирование стал применяться в более широком смысле как страхование рисков от неблагоприятных изменений цен на любые товарно-материальные ценности по контрактам и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущих периодах.

Контракт, который служит для страховки от рисков изменения курсов (цен), носит название хедж (англ. hedge - изгородь, ограда). Хозяйствующий субъект, осуществляющий хеджирование, называется хеджер. Существуют две операции хеджирования: хеджирование на повышение; хеджирование на понижение.

Хеджирование на повышение, или хеджирование покупкой, представляет собой биржевую операцию по покупке срочных контрактов или опционов. Хедж на повышение применяется в тех случаях, когда необходимо застраховаться от возможного повышения цен (курсов) в будущем. Он позволяет установить покупную цену намного раньше, чем был приобретен реальный товар. Предположим, что цена товара (курс валюты или ценных бумаг) через три месяца возрастет, а товар нужен будет именно через три месяца. Для компенсации потерь от предполагаемого роста цен необходимо купить сейчас по сегодняшней цене срочный контракт, связанный с этим товаром, и продать его через три месяца в тот момент, когда будет приобретаться товар. Поскольку цена на товар и на связанный с ним срочный контракт изменяется пропорционально в одном направлении, то купленный ранее контракт можно продать дороже почти на столько же, на сколько возрастет к этому времени цена товара. Таким образом, хеджер, осуществляющий хеджирование на повышение, страхует себя от возможного повышения цен в будущем.

Хеджирование на понижение, или хеджирование продажей - это биржевая операция с продажей срочного контракта. Хеджер, осуществляющий хеджирование на понижение, предполагает совершить в будущем продажу товара, и поэтому, продавая на бирже срочный контракт или опцион, он страхует себя от возможного снижения цен в будущем. Предположим, что цена товара (курс валюты, ценных бумаг) через три месяца снижается, а товар нужно будет продавать через три месяца. Для компенсации предполагаемых потерь от снижения цены хеджер продает срочный контракт сегодня по высокой цене, а при продаже своего товара через три месяца, когда цена на него упала, покупает такой же срочный контракт по снизившейся (почти настолько же) цене. Таким образом, хедж на понижение применяется в тех случаях, когда товар необходимо продать позднее.

Хеджер стремится снизить риск, вызванный неопределенностью цен на рынке, с помощью покупки или продажи срочных контрактов. Это дает возможность зафиксировать цену и сделать доходы или расходы более предсказуемыми. При этом риск, связанный с хеджированием, не исчезает. Его берут на себя спекулянты, т.е. предприниматели, идущие на определенный, заранее рассчитанный риск.

Спекулянты на рынке срочных контрактов играют большую роль. Принимая на себя риск, в надежде на получение прибыли при игре на разнице цен, они выполняют роль стабилизатора цен. При покупке срочных контрактов на бирже спекулянт вносит гарантийный взнос, которым и определяется величина риска спекулянта. Если цена товара (курс валюты, ценных бумаг) снизилась, то спекулянт, купивший ранее контракт, теряет сумму, равную гарантийному взносу. Если цена товара возросла, то спекулянт возвращает себе сумму, равную гарантийному взносу, и получает дополнительный доход от разницы в ценах товара и купленного контракта.

менеджмент финансовый риск

1.3 Сущность, содержание, структура, функции и этапы организации риск-менеджмент

Риск - это финансовая категория. Поэтому на степень и величину риска можно воздействовать через финансовый механизм. Такое воздействие осуществляется с помощью приемов финансового менеджмента и особой стратегии. В совокупности стратегия и приемы образуют своеобразный механизм управления риском, т.е. риск-менеджмент. Таким образом, риск-менеджмент представляет собой часть финансового менеджмента.

В основе риск-менеджмента лежат целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода (выигрыша, прибыли) в неопределенной хозяйственной ситуации.

Конечная цель риск-менеджмента соответствует целевой функции предпринимательства. Она заключается в получении наибольшей прибыли при оптимальном, приемлемом для предпринимателя соотношении прибыли и риска.

Риск-менеджмент представляет собой систему управления риском и экономическими, точнее, финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления.

Под стратегией управления понимаются направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решения. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии.

Тактика - это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.

Риск-менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей подсистемы (субъекта управления). Схематично это можно представить следующим образом.

Объектом управления в риск-менеджменте являются риск, рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска. К. этим экономическим отношениям относятся отношения между страхователем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между предпринимателями (партнерами, конкурентами) и т.п.

Субъект управления в риск-менеджменте - это специальная группа людей (финансовый менеджер, специалист по страхованию, аквизитор, актуарий, андеррайтер и др.), которая посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления.

Процесс воздействия субъекта на объект управления, т.е. сам процесс управления, может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. Процесс управления независимо от его конкретного содержания всегда предполагает получение, передачу, переработку и использование информации. В риск-менеджменте получение надежной и достаточной в данных условиях информации играет главную роль, так как оно позволяет принять конкретное решение по действиям в условиях риска.

Информационное обеспечение функционирования риск-менеджмента состоит из разного рода и вида информации: статистической, экономической, коммерческой, финансовой и т.п.

Эта информация включает осведомленность о вероятности того или иного страхового случая, страхового события, наличии и величине спроса на товары, на капитал, финансовой устойчивости и платежеспособности своих клиентов, партнеров, конкурентов, ценах, курсах и тарифах, в том числе на услуги страховщиков, об условиях страхования, о дивидендах и процентах и т.п.

Тот, кто владеет информацией, владеет рынком. Многие виды информации часто составляют предмет коммерческой тайны. Поэтому отдельные виды информации могут являться одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества или товарищества.

Менеджер, обладающий достаточно высокой квалификацией, всегда старается получить любую информацию, даже самую плохую, или какие-то ключевые моменты такой информации, или отказ от разговора на данную тему (молчание - это тоже язык общения) и использовать их в свою пользу. Информация собирается по крупицам. Эти крупицы, собранные воедино, обладают уже полновесной информационной ценностью.

Наличие у финансового менеджера надежной деловой информации позволяет ему быстро принять финансовые и коммерческие решения, влияет на правильность таких решений, что, естественно, ведет к снижению потерь и увеличению прибыли. Надлежащее использование информации при заключении сделок сводит к минимуму вероятность финансовых потерь.

Любое решение основывается на информации. Важное значение имеет качество информации. Чем более расплывчата информация, тем неопределеннее решение. Качество информации должно оцениваться при ее получении, а не при передаче. Информация стареет быстро, поэтому ее следует использовать оперативно.

Хозяйствующий субъект должен уметь не только собирать информацию, но также хранить и отыскивать ее в случае необходимости.

Информация играет важную роль в риск-менеджменте. Финансовому менеджеру часто приходится принимать рисковые решения, когда результаты вложения капитала определены и основаны на ограниченной информации Если бы у него была более полная информация, то он мо1 бы сделать более точный прогноз и снизить риск. Это делает информацию товаром, причем очень ценным. Инвестор готов заплатить за полную информацию.

Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-либо приобретения или вложения капитала, когда имеется полная ин формация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

Функции риск-менеджмента

Риск-менеджмент выполняет определенные функции. Различают два типа функций риск-менеджмента:

функции объекта управления;

функции субъекта управления.

К функциям объекта управления в риск-менеджменте относится организация:

разрешения риска;

рисковых вложений капитала;

работы по снижению величины риска;

процесса страхования рисков;

экономических отношений и связей между субъектами хозяйственного процесса.

К функциям субъекта управления в риск-менеджменте относятся:

прогнозирование;

организация;

регулирование;

координация;

стимулирование;

контроль.

Прогнозирование в риск-менеджменте представляет собой разработку на перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Прогнозирование - это предвидение определенного события. Оно не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Особенностью прогнозирования является также альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющая разные варианты развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. В динамике риска прогнозирование может осуществляться как на основе экстраполяции прошлого в будущее с учетом экспертной оценки тенденции изменения, так и на основе прямого предвидения изменений. Эти изменения могут возникнуть неожиданно. Управление на основе предвидения этих изменений требует выработки у менеджера определенного чутья рыночного механизма и интуиции, а также применения гибких экстренных решений.

Организация в риск-менеджменте представляет собой объединение людей, совместно реализующих программу рискового вложения капитала на основе определенных правил и процедур. К этим правилам и процедурам относятся: создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т.п.

Регулирование в риск-менеджменте представляет собой воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости этого объекта в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по устранению возникших отклонений.

Координация в риск-менеджменте представляет собой согласованность работы всех звеньев системы управления риском, аппарата управления и специалистов.

Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.

Стимулирование в риск-менеджменте представляет собой побуждение финансовых менеджеров и других специалистов к заинтересованности в результате своего труда.

Контроль в риск-менеджменте представляет собой проверку организации работы по снижению степени риска. Посредством контроля собирается информация о степени выполнения намеченной программы действия, доходности рисковых вложений капитала, соотношении прибыли и риска, на основании которой вносятся изменения в финансовые программы, организацию финансовой работы, организацию риск-менеджмента. Контроль предполагает анализ результатов мероприятий по снижению степени риска.

Организация риск-менеджмента и этапы организации риск-менеджмента

Риск-менеджмент по экономическому содержанию представляет собой систему управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления.

Как система управления, риск-менеджмент включает в себя процесс выработки цели риска и рисковых вложений капитала, определение вероятности наступления события, выявление степени и величины риска, анализ окружающей обстановки, выбор стратегии управления риском, выбор необходимых для данной стратегии приемов управления риском и способов его снижения (т.е. приемов риск-менеджмента), осуществление целенаправленного воздействия на риск. Указанные процессы в совокупности составляют этапы организации риск-менеджмента.

Организация риск-менеджмента представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в единой технологии процесса управления риском.

Первым этапом организации риск-менеджмента является определение цели риска и цели рисковых вложений капитала. Цель риска - это результат, который необходимо получить. Им может быть выигрыш, прибыль, доход и т.п. Цель рисковых вложений капитала - получение максимальной прибыли.

Любое действие, связанное с риском, всегда целенаправленно, так как отсутствие цели делает решение, связанное с риском, бессмысленным. Цели риска и рисковых вложений калитка должны быть четкими, конкретизированными и сопоставимыми с риском и капиталом.

Следующим важным моментом в организации риск-менеджмента является получение информации об окружающей обстановке, которая необходима для принятия решения в пользу того или иного действия. На основе анализа такой информации и с учетом целей риска можно правильно определить вероятность наступления события, в том числе страхового события, выявить степень риска и оценить его стоимость. Управление риском означает правильное понимание степени риска, который постоянно угрожает людям, имуществу, финансовым результатам хозяйственной деятельности. Для предпринимателя важно знать действительную стоимость риска, которому подвергается его деятельность.

Под стоимостью риска следует понимать фактические убытки предпринимателя, затраты на снижение величины этих убытков или затраты по возмещению таких убытков и их последствий. Правильная оценка финансовым менеджером действительной стоимости риска позволяет ему объективно представлять объем возможных убытков и наметить пути к их предотвращению или уменьшению, а в случае невозможности предотвращения убытков обеспечить их возмещение.

На основе имеющейся информации об окружающей среде, вероятности, степени и величине риска разрабатываются различные варианты рискового вложения капитала и проводится оценка их оптимальности путем сопоставления ожидаемой прибыли и величины риска.

Это позволяет правильно выбрать стратегию и приемы управления риском, а также способы снижения степени риска.

На этом этапе организации риск-менеджмента главная роль принадлежит финансовому менеджеру, его психологическим качествам. Об этом подробнее будет рассказано в следующей главе.

При разработке программы действия по снижению риска необходимо учитывать психологическое восприятие рисковых решений. Принятие решений в условиях риска является психологическим процессом. Поэтому наряду с математической обоснованностью решений следует иметь в виду проявляющиеся при принятии и реализации рисковых решений психологические особенности человека: агрессивность, нерешительность, сомнения, самостоятельность, экстраверсию, интроверсию и др.

Одна и та же рисковая ситуация воспринимается разными людьми по-разному. Поэтому оценка риска и выбор финансового решения во многом зависит от человека, принимающего решения. От риска обычно уходят руководители консервативного типа, не склонные к инновациям, не уверенные в своей интуиции и в своем профессионализме, не уверенные в квалификации и профессионализме исполнителей, т.е. своих работников.

Экстраверсия - есть свойство личности, проявляющееся в ее направленности на окружающих людей, события. Она выражается в высоком уровне общительности, живом эмоциональном отклике на внешние явления.

Интроверсия - это направленность личности на внутренний мир собственных ощущений, переживаний, чувств и мыслей. Для интровертивной личности характерны некоторые устойчивые особенности поведения и взаимоотношений с окружающими, опора на внутренние нормы, самоуглубленность. Суждения, оценки интравертов отличаются значительной независимостью от внешних факторов, рассудительностью. Обычно человек совмещает в определенной пропорции черты экстраверсии и интроверсии.

Неотъемлемым этапом организации риск-менеджмента является организация мероприятий по выполнению намеченной программы действия, т.е. определение отдельных видов мероприятий, объемов и источников финансирования этих работ, конкретных исполнителей, сроков выполнения и т.п. Важным этапом организации риск-менеджмента являются контроль за выполнением намеченной программы, анализ и оценка результатов выполнения выбранного варианта рискового решения.

Организация риск-менеджмента предполагает определение органа управления риском на данном хозяйственном субъекте. Органом управления риском может быть финансовый менеджер, менеджер по риску или соответствующий аппарат управления: сектор страховых операций, сектор венчурных инвестиций, отдел рисковых вложений капитала и т.п. Эти секторы или отделы являются структурными подразделениями финансовой службы хозяйствующего субъекта.

Отдел рисковых вложений капитала в соответствии с уставом хозяйствующего субъекта может осуществлять следующие функции:

·проведение венчурных и портфельных инвестиций, т.е. рисковых вложений капитанов в соответствии с действующим законодательством и уставом хозяйствующего субъекта;

·разработка программы рисковой инвестиционной деятельности;

·сбор, обработка, анализ и хранение информации об окружающей обстановке;

·определение степени и стоимости рисков, стратегии и приемов управления риском;

·разработка программы рисковых решений и организация ее выполнения, включая контроль и анализ результатов;

·осуществление страховой деятельности, заключение договоров страхования и перестрахования, проведение страховых и перестраховых операций, расчетов по страхованию;

·разработка условий страхования и перестрахования, установление размеров тарифных ставок по страховым операциям;

·выполнение функции аварийного комиссара, выдача гарантии по поручительству российских и иностранных страховых компаний, возмещение убытков за их счет, поручение другим лицам исполнение аналогичных функций за рубежом;

·ведение соответствующей бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности по рисковым вложениям капитала.

2. Анализ финансовых рисков на примере предприятия ООО «Вавилон»

.1 Экономическая характеристика ООО «Вавилон»

Общество с ограниченной ответственностью «Вавилон» (далее - Общество) существует с 1999 г.

Общество было учреждено для осуществления производственной, научно-технической и хозяйственной деятельности, выполнения работ и осуществления услуг, предусмотренных предметом и основными задачами деятельности Общества в целях удовлетворения общественных потребностей и получения его участниками максимальной прибыли на вложенный капитал путем осуществления различных видов производственной, научно-технической и коммерческой деятельности, не противоречащей действующему законодательству РФ и на основании Устава.

Основными видами деятельности Общества являются:

1. Коммерческая, посредническая и торгово-закупочная деятельность.

. Организация торговли, включая оптово-розничную, через сеть магазинов и другие торговые точки сантехническим оборудованием.

. Открытие сети собственных и арендуемых торговых точек, в том числе магазинов для реализации товаров, работ, услуг и продукции промышленного назначения.

4. Производство электромонтажных работ; производство изоляционных работ; производство санитарно-технических работ, монтаж прочего инженерного оборудования; производство отделочных работ.

Все вышеперечисленные виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ.

Общество имеет право пользоваться кредитом российских и зарубежных банков - и коммерческим кредитом в иностранной валюте, а также приобретать валюту на аукционах, валютных биржах, у юридических лиц и иностранных граждан в порядке, установленном законодательством.

Общество для достижения установленных целей своей деятельности имеет право от своего имени заключать сделки, приобретать иметь в собственности движимое и недвижимое имущество, производственное оборудование, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени осуществлять имущественные, коммерческие и финансовые сделки, сдавать в залог свое имущество, быть истцом и ответчиком в суде.

Уставный капитал предприятия определяет минимальный размер имущества предприятия, гарантирующего интересы его кредиторов. Прибыль предприятия формируется из доходов от уставной деятельности после возмещения материальных и приравненных к ним затрат, расходов на оплату труда, выплат процентов за кредит.

Финансовые результаты деятельности предприятия устанавливаются на основании годовой и квартальной бухгалтерской отчетности. Высшим органом управления предприятия является общее собрание его участников. Собрание состоит из участников или назначенных ими представителей. Из числа участников избирается председатель, который организует подготовку, проведение и оформление документов общего собрания участников. Исполнительным органом ООО «Вавилон» является администрация, возглавляемая директором. Директор назначается общим собранием участников, подотчетен ему и организует выполнение его решений.

Администрация решает все вопросы деятельности предприятия, кроме вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания участников. Директор образует администрацию предприятия по согласованию с общим собранием участников. Штатное расписание предприятия разрабатывается администрацией и утверждается директором по согласованию с общим собранием участников, исходя из производственной необходимости и фонда заработной платы.

ООО «Вавилон» имеет магазин, располагающийся в центральном районе пгт. Забайкальск. Этот магазин представляет очень большой ассортимент сантехнического оборудования, а также сопутствующих товаров (бытовая химия). Работает без выходных, семь раз в неделю, без перерывов с 9.00 до 24.00. Ценовая политика направлена на потребителей с уровнем дохода - средний.

Магазин ООО «Вавилон» размещается в отдельно стоящем здании. Здание включают в себя следующие группы помещений: торговое помещение; складское помещение (для хранения сухих продуктов, инвентаря, белья); административно - бытовое помещение (кабинет директора, комната работников, гардеробная); технические помещения (вентиляционная камера, щитовая, бойлерная, тепловой узел). Оборудование в торговом зале размещается таким образом, чтобы покупатель имел свободный доступ к торговым прилавкам, витринам и холодильникам.

Следует отметить, что ООО «Вавилон» - предприятие небольшое, штат сотрудников насчитывает 18 человек. Из них: генеральный директор, заместитель генерального директора по экономике и финансам, финансовый директор, бухгалтер, 2 товароведа, 8 продавцов, 2 уборщицы и 2 дворника.

Управление осуществляется генеральным директором, заместителем генерального директора и финансовым директором. В каждом подразделении есть свой руководитель: финансовый директор - бухгалтерия, заместитель директора, товаровед, МОП, продавец. Все отделы взаимосвязаны между собой и подчиняются генеральному директору.

Грамотно построенная организационная структура - один из факторов успеха предприятия, потому, что она определят взаимосвязи и подчинения на предприятии, определяет также гибкость и адаптивные способности фирмы, что в нынешних условиях экономики также немаловажно.

Можно определить структуру управления компании - линейно-функциональная. Так как во главе предприятия стоит руководитель, который осуществляет все функции управления и подчиняется по всем вопросам вышестоящему начальнику. Так складывается соподчиненность руководителей различных уровней по вертикали (линия), которые одновременно осуществляют административное и функциональное управление, но вместе с тем все составляющие предприятия несут на себе и функциональную нагрузку. Линейно-функциональная структура имеет ряд преимуществ, что позволяет оперативно и эффективно управлять. Она наиболее простая: имеет один процесс связи, каждый подчиненный имеет только одного начальника. Это способствует четкому и оперативному управлению, повышению ответственности руководителя за эффективность работы возглавляемого им звена. Но эта структура характерна для малых предприятий, где круг решаемых вопросов незначителен и торгово-закупочных связей немного.

2.2 Анализ результатов финансово-экономической деятельности предприятия

Анализ результатов финансово-экономической деятельности предприятия проведен на основании технико-экономические показателей ООО «Вавилон», которые взяты из формы №1 «Бухгалтерский баланс» и формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2009-2011 годы. Для анализа структуры имущества предприятия проведен анализ пассива и актива балансов за последние 3 года.

Проведем анализ актива баланса, который содержит сведения о размещения капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, т.е. о вложении его в конкретное имущество и материальные ценности, расходов предприятия на производство и реализацию продукции и об остатках свободной денежной наличности.

Расчет абсолютного изменения производится с помощью вычисления разницы между соответствующими показателями на конец и начало года, а относительное отклонение вычисляется посредством деления результата абсолютного отклонения на значение показателя начала года. Расчеты представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Анализ актива ООО «Вавилон»

ПоказательАбс. знач., тыс. руб.Удельный вес, %ИзменениеНа начало 2009 г.На конец 2011 г.На начало 2009 г.На конец 2011 г.Абс., тыс. руб.В уд. весах, %В% к началу 2009 г., %В % к итогу баланса, %1. Внеоборотные активы--------Немат. активы--------Основные средства799109316222946375,9Незавершенное строительство30746,20,08-303-6,12986,1Долгоср. фин. вложения--------Прочие внеоб. активы--------ИТОГО по разделу 11160109723122-63-13,41,32. Оборотные активы--------Запасы и затраты184224973750655130,713,2Дебит. задолженность1658186533,5382074,5124,1Денежные средства кратк. фин. вложения47-1-4,7-11000,1Прочие об. активы29632266,526-0,58,80,5ИТОГО по разделу 238434734789689118-181,8Всего активов49495831------

Как показывают данные, представленные в таблице 2.1, основные средства предприятия увеличились на 1093 тыс. руб. и составляют 222% всего имущества предприятия, возросли и запасы, увеличилась и дебиторская задолженность, которая составляет на конец 2011 года 38%.

Анализ пассива позволяют определить, какие изменения произошли в структуре собственного и заемного капитала, сколько привлечено в оборот предприятия долгосрочных и краткосрочных заемных средств, т.е. пассив показывает, откуда взялись средства, кому обязаны за них предприятия. Составим аналитическую таблицу актива баланса (таблица 2.2), расчеты абсолютного и относительного изменения по рассматриваемым показателям аналогичны с расчетами актива.

Таблица 2.2

Анализ пассива ООО «Вавилон», тыс. руб.

ПоказательАбс. знач. (тыс. руб.)Удельный вес, %ИзменениеНа начало 2009 г.На конец 2011 г.На начало 2009 г.На конец 2011 г.Абс., тыс. руб.В уд. весах, %В % к началу 2009 г., %В % к итогу баланса, %1. Собст. капитал1441175729,1230,13316121,936,39Уставный капитал880,160,14--0,1--Фонды и резервы--------Нераспр. прибыль1433143328,9624,58--4--ИТОГО по разделу 12882319858,2354,84316110,966,392. Долгос. обязательства--------Долгос. кредиты и займы--------Прочие долг. обязательства--------ИТОГО по разделу 2--------3. Краткос. обязательства--------Краткосрочные кредиты и займы19361232039,1221,13-704-17,9936,3614,23Кредиторская задолженность1572284231,7648,74127016,9880,7925,66Доходы буд. периодов--------Резервы предс. расходов--------Прочие кратк. обязательства--------ИТОГО по разделу 33508407470,8869,87566-1,0116,1311,44Всего пассивов49495831------

Данные таблицы 2.2 показывают, что на рассматриваемом предприятии увеличились краткосрочные кредиты и займы на 12320 тыс. руб., увеличилась кредиторская задолженность предприятия на 2842 тыс. рублей, что составляет 25,66%.

Сравнительный анализ изменений или динамики актива и пассива баланса ООО «Вавилон» представлен в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Динамика актива и пассива баланса ООО «Вавилон», тыс. руб.

Актив (имущество)На начало 2009 года, тыс. руб.На конец 2011 года, тыс. руб.Изменение, тыс. руб.1. Внеоборотные активы11601097-631.1 Основные средства79910932941.2 Нематериальные активы---1.3 Прочие внеоборотные активы3074-3032. Оборотные активы384347348912.1 Материальные оборотные активы213828196812.2 Дебиторская задолженность165818652072.3 Денежные средства47--472.4 Прочие оборотные активы---БАЛАНС49495831882Пассив (источники имущества)---1. Собственные средства144117573161.1 Уставный капитал8801.2 Добавочный капитал---1.3 Реинвестированная прибыль1433143302. Заемные средства350840745662.1 Долгосрочные пассивы-*-2.2 Краткосрочные кредиты и займы19361232-7042.3 Кредиторская задолженность157228421270

По данным таблицы 2.3 важнейшие экономические показатели ООО «Вавилон» имеют следующую динамику сравнения 2011 года и 2009 года:

-общая стоимость имущества организации за анализируемый период увеличилась на 882 тыс. руб.;

-стоимость иммобилизованных активов или недвижимого имущества увеличилась на 63 тыс. руб.;

-стоимость мобильных активов увеличилась на 891 тыс. руб.;

-стоимость материальных оборотных активов возросла на 681 тыс. руб.;

-величина собственных средств организации возросла на 316 тыс. руб.;

-величина заемных средств возросла на 566 тыс. руб.;

-величина собственных средств в обороте (разница итогов раздела 3 и 1) увеличилась на 379 тыс. руб.

Сравнительный анализ основных технико-экономических показателей ООО «Бастион» представлен в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Основные технико-экономические показатели ООО «Вавилон», тыс. руб.

Наименование показателейЕд. изм.2010, тыс. руб.2011, тыс. руб.Изменениетыс. руб.%Объем реализованной продукциитыс. руб.1000950-50-5Выручка от реализации товаровтыс. руб.83414971201370616,43Себестоимость реализации товаровтыс. руб.67937785231058615,58Прочие операционные доходы и расходытыс. руб.2350280045019,15Внереализационные доходы и расходытыс. руб.43385342097,00Фондоотдачатыс. руб.0,0490,039-0,01-0,2Рентабельность продукции%11,02142,980,27Коэффициент обновления основных фондов-0,390,24-0,15-0,38Коэффициент износа основных средств-0,540,49-0,05-0,09Коэффициент выбытия основных средств-0,220,10-0,12-0,55Затраты на 1 рубль товарной продукциируб.67,9482,6614,720,22Производительность труда-177,47196,2018,7310,55Валовая прибыльтыс. руб.1547718597312020,16Чистая прибыльтыс. руб.1102013300228020,69Доля чистой прибыли в общей сумме прибыли%100100--Доля прибыли от основной деятельности%71,271,520,320,004Рентабельность продаж%11,02142,98+0,27

По итогам таблицы 2.4, проведя анализ показателей, можно сказать, что выручка от реализации товаров в 2011 году по сравнению с 2010 годом выросла на 13706 т.р., что составило 16,43%. При этом себестоимость продукции выросла на 10586 т.р., что составило 15,58%. Предприятие произвело и реализовало на 50 т.р. продукции меньше, что составило 5%.

Фондоотдача за этот период уменьшилась на 0,01 т.р., что составило 0,2%. Рентабельность продаж увеличилась на 2,98%, что составило 0,2% прироста.

Коэффициент обновления уменьшился на 0,15 (-0,38%), коэффициент износа - на 0,05 (-0,09%), а коэффициент выбытия - на 0,12 (-0,55%).

Затраты на 1 рубль товарной продукции увеличились на 1,72 руб. (0,22%).

Валовая прибыль возросла на 3120, что составило 20,16%. Чистая прибыль уменьшилась на 2280 т.р. (20,69%). Доля прибыли от основной деятельности увеличилась на 0,32% (0,004% прироста). Прочие операционные доходы увеличились на 450 т.р. (19,15%), а внереализационные на 420 т.р. (97%). Отсюда увеличение прибыли от обычной деятельности составило 2280 т.р. (20,69%).

Для анализа ликвидности сгруппируем актив и пассив баланса следующим образом:

А1 (первая группа актива) - наиболее ликвидные активы - включают в себя абсолютно ликвидные активы, такие, как денежная наличность и краткосрочные финансовые вложения:

А2 (вторая группа актива) - быстро реализуемые активы: готовая продукция, товары отгруженные и дебиторская задолженность.(третья группа актива) - медленно реализуемые активы: материальные запасы и затраты прибавить прочие.

А4 (четвертая группа актива) - трудно реализуемые активы: куда входят основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство, итог первого раздела актива.

П1 (первая группа пассива) - кредиторская задолженность - среднесрочные обязательства со сроком погашения до одного года

П2 (вторая группа пассива) - среднесрочные обязательства со сроком погашения до одного года (краткосрочные кредиты банка); краткосрочная задолженность прибавить строки с 630 по 660.

ПЗ (третья группа пассива) - долгосрочные обязательства.

П4 (четвертая группа пассива) - постоянные пассивы: собственный капитал, находящийся постоянно в распоряжении предприятия, итог третьего раздела.

Как было рассмотрено ранее, для абсолютной ликвидности баланса необходимо выполнение следующих условий: А1 ³ П1, А2 ³ П2, А3 ³ П3, А4 ³ П4. Проведем расчет всех показателей ликвидности и представим их в таблице 2.5.

Таблица 2.5

Итоговая таблица по ликвидности баланса

Коэффициентыэталон2009 год2010 год2011 годначалоконецначалоконецначалоконецКоэффициент общей ликвидности1,5¸21,111,101,101,091,091,00Коэффициент текущей ликвидности1¸21,111,101,10001,00Коэффициент абсолютной ликвидности0,1¸0,3000000,002Коэффициент срочной ликвидности0,2¸0,40000,0370,0370,078Коэффициент промежуточной ликвидности0,3¸0,70,100,040,040,0840,0840,13Коэффициент материального покрытия0,5¸10,941,031,030,960,960,83Коэффициент обеспеченности собственными средствами-0,100,090,090,080,080,001

Данные таблицы 2.5 показывают на снижение коэффициента ликвидности ООО «Вавилон» указывает на то, что возможности предприятия по погашению обязательств начинают снижаться. Полученные коэффициенты показывают, что предприятие не в состоянии своевременно оплатить свои счета. Это свидетельствует о неблагополучном финансовом положении и наличии ряда финансовых рисков.

Расчет показателей склонности предприятия к банкротству представлен в таблице 2.6.

Таблица 2.6

Анализ склонности предприятия к банкротству

Показатель2009 год2010 год2011 годначалоконецначалоконецначалоконецN11,111,101,101,091,091,00N20,240,180,180,0850,0850,18Z1- 0,68- 0,69- 0,69- 0,67- 0,67- 0,57Z22,161,131,971,291,281,19K10,220,160,160,190,190,25K20,160,120,120,170,170,23К30,080,0460,200,130,060,05К4000000К52,261,182,061,351,351,25

Данные таблицы 2.6 показывают, что ООО «Вавилон» в начале 2009 года по своим показателям относилось к первому классу надежности, а к концу 2009 года спустилось на второй класс надежности. В 2010 году наблюдаем ту же тенденцию, в начале 2009 года по своим показателям относилось к первому классу надежности, а к концу 2009 года спустилось на второй класс надежности. Не изменилось это положение и в 2011 году, в начале 2011 года - первый класс надежности, а к концу 2011 года - второй класс надежности.

.3 Проблемы управления финансовыми рисками ООО «Вавилон»

Анализ результатов деятельности ООО «Бастион» показал, что на пред-приятии имеют место следующие риски:

-Риск снижения финансовой устойчивости. Этот риск генерируется в ООО «Вавилон» несовершенством структуры капитала, порождающим несбалансированность положительного и отрицательного денежных потоков предприятия по объемам. Этот риск генерирует угрозу банкротства предприятия.

-Риск неплатежеспособности предприятия, наличие этого риска доказывает снижение уровня ликвидности оборотных активов, порождающим разбалансированность положительного и отрицательного денежных потоков предприятия во времени. По своим финансовым последствиям этот вид риска также относится к числу наиболее опасных.

-Структурный риск. Этот вид риска генерируется неэффективным финансированием текущих затрат предприятия, обуславливающим высокий удельный вес постоянных издержек в общей их сумме.

-Для предприятие остаются актуальными и инфляционный риск и налоговый риск. В условиях инфляционной экономики они выделяется в самостоятельный вид финансовых рисков. Есть вероятность введения новых видов налогов и сборов на осуществление отдельных аспектов хозяйственной деятельности; возможна увеличение уровня ставок действующих налогов и сборов; изменение сроков и условий осуществления отдельных налоговых платежей; есть вероятность отмены действующих налоговых льгот в сфере хозяйственной деятельности предприятия. Являясь для предприятия непредсказуемым (об этом свидетельствует современная отечественная фискальная политика), он оказывает существенное воздействие на результаты его финансовой деятельности.

Так как деятельность предприятия основана на сделках, своевременное исполнение которых партнерами и контрагентами является одним из важнейших условий устойчивости и прогнозируемой работы предприятия. Поэтому риски, связанные с неисполнением хозяйственных договоров, так же оказывают влияние на деятельность ООО «Вавилон». Среди таковых можно отметить риск отказа партнера от заключения договора после переговоров, риск возникновения дебиторской задолженности, риск заключения договора с неплатежеспособным партнером, риск заключения договора на условиях, отличающихся от обычных, и пр. К независящим от предприятия причинам возникновения данных рисков следует отнести в первую очередь непрогнозируемую неплатежеспособность хозяйствующих партнеров, так как несостоятельность одного предприятия сказывается на финансовом положении его партнеров, и т.д. по цепочке вплоть до платежеспособности рядовых покупателей, не получающих зарплату на предприятии.

Рассматривая систему управления рисками, используемую на предприятии ООО «Вавилон» следует выделить такие методы снижения степени риска как методы диссипации и самострахование.

Кроме вышеперечисленных методов в ООО «Вавилон» используется один из приемов компенсации риска - «мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды». Данное предприятие приобретает различные актуализируемые компьютерные системы нормативно-справочной информации, заказывает прогнозно-аналитические исследования консультационных фирм и отдельных консультантов.

Анализируя используемую в данной организации систему управления

рисками в целом, можно сказать, что хотя некоторые приемы снижения риска на предприятии используются довольно успешно, сама система не является полной.


Заключение

Последствия финансовых рисков влияют на финансовые результаты предприятия, они могут привести не только к определенным финансовым потерям, но и к банкротству предприятия.

В ходе исследования были рассмотрены теоретические основы управления риском на предприятии, изучены общие методы снижения риска, рассмотрены эффективные механизмы управления рисками предприятия в современных условиях хозяйствования.

На основе теоретических материалов был проведен анализ влияния рисков на функционирование предприятия на примере ООО «Вавилон». На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что в целом финансовое положение ООО «Вавилон» за 2011 год улучшилось, однако уровень ликвидности предприятия достаточно низкий. Кроме того, в предшествующем периоде наблюдалось ухудшение финансовых показателей ООО «Вавилон», т.е. положение данного предприятия нельзя назвать устойчивым. Таким образом, можно сделать вывод, что на исследуемом предприятии не уделяют достаточно внимания проблеме управления рисками.

На предприятии имеют место следующие риски: снижения финансовой устойчивости, неплатежеспособности предприятия, структурный риск, для предприятие остаются актуальными и инфляционный и налоговый риск, есть риск риски неисполнения договоров, возникновения. С учетом выводов, сделанных на основе анализ финансового состояния исследуемого предприятия, рисков и методов, используемых для их снижения, были разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления рисками. Одним из основных и наиболее радикальных направлений финансового оздоровления ООО «Вавилон» является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности продаж и достижению безубыточной работы: более полное использование производственной мощности предприятия, повышение качества и конкурентоспособности продукции, снижение ее себестоимости, рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов и потерь.

Проведенный анализ финансового состояния предприятия ООО «Вавилон» показал, что значительную долю собственного оборотного капитала составляет дебиторская задолженность.

В целях снижения финансовых рисков, оптимизация структуры продаваемый продукции включает следующие элементы: анализ покупательского спроса на отдельные продукты; учет ограничений, связанных с потребностью рынка в отдельных продуктах; выбор с учетом рыночного спроса рационального сочетания цен и объемов реализации; прогноз потока денежных средств для сравнения плановой и оптимальной программ производства.

Так как основным средством политики цен служат дифференцированные цены и различные скидки и надбавки, то более внимательный учет всех колебаний спроса будет способствовать совершенствованию ценообразования ООО «Вавилон».

Маркетинговые программы должны включать продуктовые, ценовые, сбытовые и коммуникационные стратегии.

В целом, на данном этапе развития предприятия считаем целесообразным применить стратегию обороны и укрепления.

Для эффективного управления финансовыми рисками и рисками вообще необходимо опираться на научные разработки, умело комбинировать известные методы и применять их в ежедневной работе. Главное, чтобы система управления финансовыми рисками была простой, прозрачной, практичной и соответствовала стратегическим целям предприятия.

Список литературы

1. Анализ и оценка экономического состояния предприятия. Методические указания по курсовому проектированию для студентов, обучающихся по специальности «Экономика и управление на предприятии» / Составитель О.А. Кузнецова - Самара: МИР, 2012. - 28с.

. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. - М.: ДИС, 2009.

3. Барнгольц СБ. Экономический анализ хозяйственной деятельности на со временном этапе развития. - М.: Финансы и статистика, 2013.

4. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2012.

. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. - Киев: Ника-Центр Эльга, 2009.

6. Ван Хорн Дж. Основы управления финансами: Пер. с англ./Под ред. И.И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2011.

7. Волков И.М., Грачева М.В. Проектный анализ. - М.: Банки и биржи, ИО «ЮНИТИ», 2012.

. Грунин О., Грунин С. Экономическая безопасность организации-СПб.: Питер,2009. - 160.: ил.

. Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория: Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2011.

. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. «Комплексный анализ бухгалтерской отчётности», М.: Дело и сервис, 2009.

. Дробозина Л.А. Финансы: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н.П. Любушина - М.: ЮНИТИ, 2012. 13. Основы экономической безопасности. (Государство, регион, предприятие, личность)./ Под ред. Е.А. Олейникова. - М.: ЗАО «Бизнес-школа», 2007.-288 с.

. Ришар Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2011. - 54 с.

. Справочник директора предприятия/ Под ред. Проф. М.Г. Лапусты. 6-е изд., испр., измен. И доп.-М.:ИНФРА - М, 2011.-832с.

. Туровец О.Г., Родионов В.Б., Бухалков М.И. «Организация производства и управление предприятием», ИД «ИНФРА-М», 2007

. Черкасов В.В. Деловой риск в предпринимательской деятельности. К. -2007.

. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник.- М.: Инфра-М, 2013.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!