Отдельная кухня советской семьи: быт в эпоху коммунизма

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,01 Кб
  • Опубликовано:
    2016-07-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Отдельная кухня советской семьи: быт в эпоху коммунизма















Реферат

Отдельная кухня советской семьи: быт в эпоху коммунизма

Первичное назначение кухни - приготовление еды - не претерпевает изменений.

Коммунальная кухня предназначена для приготовления еды. Там стоят плиты, шкафы, и у каждой «ячейки» коммунальной квартиры есть своя собственность - одна или несколько конфорок, полка для хранения скоропортящихся продуктов, обычно расположенная между двух оконных рам. Мойка - общая. После приготовления еда выносится с кухни в свою комнату, где накрывается или уже накрыт стол. Там принимается пища, после чего грязная посуда возвращается на кухню, где она моется в общей мойке и возвращается обратно в комнату, где обычно стоит сервант, т.е. функция столовой отдана приватному жилому пространству комнаты.

В отдельной кухне начинают не только готовить, но и есть. По-видимому, это коренная трансформация повседневности, так как в соответствии с дореволюционным устройством, пища принималась в специально отведенной столовой. Коммунальные жильцы ели в собственных комнатах.

Перераспределение функций между помещениями кухни и общей комнатой создало напряжение между пространством и его функцией, так как и кухня, и общая комната отныне могли претендовать на функцию столовой. Выбор в пользу того или иного пространства реализуется по нескольким типичным сценариям.

С одной стороны, функция столовой становится принадлежностью кухни и вытесняется из пространства жилых комнат. Эта перемена продиктована рациональными соображениями - не приходится тратить время и силы на перенос готовых блюд, предметов сервировки и грязной посуды из одного помещения в другое. Однако такая трансформация напрямую связана с выходом отдельной кухни из статуса подсобного помещения. Как уже говорилось, кухня становится, по сути, жилой комнатой. Без этого качественного изменения даже факт наличия собственной кухни вряд ли был бы достаточным условием для принятия пищи на кухне.

Интересно обозначить полупрозрачную границу между кухней и столовой в текстах статей и на визуальном материале. Признается, что кухня и столовая в современной квартире - единое целое, например: «Много отведено места и кухне, которая в отдельной квартире служит одновременно и столовой» (Рудаков, 1960, Семья и школа).

В энциклопедии домашней хозяйки, статья про «столовую» отсутствует вовсе, а в статье «кухня» написано: «если кухня используется и как столовая, то в ней рекомендуется поставить небольшой стол и стулья. Для хозяйки наиболее удобен табурет» (Краткая энциклопедия домашнего хозяйства, 1962 (1958), 450).

В конечном итоге, именно столовая становится камнем преткновения. Столовая - отдельная комната для принятия пищи, разделенная с пространством ее приготовления (кухней) и всеми остальными пространствами, кажется вызывающим излишеством.

В письмах в адрес Второго всесоюзного съезда архитекторов, вопрос о кухне/столовой тоже не обойден вниманием: «Вместо однокомнатной квартиры для малосемейных лучше несколько увеличить кухню, чтобы она могла быть и столовой, а комнату разделить на две небольших».

Кухня предназначалась проектировщиками в том числе и для приема пищи, но, из анализа писем и иллюстраций очевидно, что она не всегда воспринималась как таковая в силу либо убеждения о необходимости столовой, либо из-за банальной нехватки места на самой кухне.

Представленные в Приложении 4 два рисунка и три фотографии демонстрируют интерьер общей комнаты в отдельной квартире. Мы видим большие комнаты, в которых есть обеденный стол. Он может быть не покрыт ничем, или накрыт скатертью. Особый интерес представляет последнее изображение, иллюстрирующее статью про новинку техники - электровафельницу. Женщина наливает тесто из кастрюли) в вафельницу. Предмет и действие, которое можно было бы ожидать увидеть в соответствующем пространстве кухни, показывается в интерьере жилой комнаты: на заднем плане угадывается длинная стена с большим окном, тяжелая тканевая занавеска, картина, сервант, на котором стоят какие-то предметы и пятно, которое можно принять за кресло или за диван.

Приложение 5 показывает сходство в интерьерах и схемах жилых комнат коммунальных и отдельных квартир. Очевидные совпадения тем более удивительны, что разница между ними состоит в наличии собственной кухни, которая перенимает функцию приема пищи у жилой комнаты коммунальной квартиры. Однако, если судить по обстановке помещений, одна из жилых комнат периодически продолжает служить столовой.

Показательны воспоминания респондента, получившего отдельную трехкомнатную квартиру по принципу коммуналки: две комнаты занимала семья респондента и одну комнату - семья соседей. В этом случае завтраки и обеды происходили на кухне, а ужины, когда собиралась вся семья, - в одной из своих комнат. Примечательно, что после того, как оставшаяся комната была выкуплена и квартира полностью перешла во владение семьи, кухня стала местом и семейных ужинов.

В фильме «Взрослые дети» семья, живущая в отдельной квартире, собирается на завтраки, обеды и ужины за столом в проходной комнате двухкомнатной квартиры, служащей одновременно и спальней для родителей-пенсионеров, и столовой. Возможно, такое «нерациональное» использование времени и пространства связано с «образцово-показательной» хозяйкой Татьяной Ивановной, с видимым удовольствием и удовлетворением занимающейся домашней работой, сервировкой стола, приготовлением еды, заготовкой варенья.

Если у Булгакова кухня названа «царством поварихи Дарьи Петровны» , то ее наследница - коммунальная кухня, стала пространством множества хозяек (и хозяев), от чего сразу перестала быть царством. Илья Утехин подробно описывает этот феномен в различии отношения к приватному и публичному пространству. В частности, он пишет: публичное пространство рассматривается жильцами с сугубо практической точки зрения, в перспективе прагматической функциональности. Всякий стремится извлечь из данного пространства максимум пользы, в пределах того сложного баланса потребностей, выгод и интересов, который поддерживается в квартирах. Коннотации эстетического свойства гораздо менее актуальны» (Утехин, 2001, 32).

Другими словами, кухня воспринимается прагматически, в первую очередь как место для приготовления пищи, несмотря на то, что кухня - одно из самых полифункциональных пространств в коммуналке. Внешний вид коммунальной кухни, даже не красота, а чистота и порядок зависят от заведенных в конкретной квартире обычаев. Характерен в этом отношении пример Ильи Утехина, описывающий, как две семьи, пользующиеся одной газовой плитой и имея по две конфорки в собственности, моют каждый только свою половину плиты.

Возвращаясь к тезису Утехина об обделённости публичного пространства эстетическими коннотациями, и коммунальной кухни как частного случая, проанализируем эстетику отдельных кухонь. Дефицит или, по меньшей мере, сильно ограниченный выбор ставит под сомнение правомерность постановки вопроса о специальной эстетике отдельной квартиры, так как её хозяева практически не могли формировать интерьер в современном смысле слова. Тем не менее, в эстетическом измерении пространства кухни происходит борьба за хороший вкус.

Советы в прессе провозглашают лаконизм (если не аскетизм), мобильность, подвижность, легкость и гармоничность форм - вектором эстетического развития интерьера кухни. На вопрос читателей: «как сделать кухню уютной» автор журнала «Семья и школа» предлагает ассиметричный ответ «в ней не должно быть ничего лишнего; не надо бумажных кружев и других подобных украшений: они только разводят пыль» (Рудаков, 1960, Семья и школа). Разворачивается борьба за хороший вкус и борьба с мещанством. Однако, несмотря на привлекательность идеи чистой функциональности, предлагаются и некоторые декоративные стратегии.

В качестве одного из самых оригинальных примеров декора кухни можно привести проекты национальных кухонь, напечатанные в журнале «Декоративное искусство» за 1960-й год (Приложение 6).

Декоративные элементы введены за счет:

1)цвета (в оригинале на первой картинке заметен контраст белого и красного цветов)

2)керамики

)элементов орнамента на занавесках, скатерти и полотенцах

)растений в горшке (в другом издании был опубликован даже специальный рекомендованный список растений для кухни, которые «не боятся соседства с газовой плитой», среди которых алоэ, аспидистра, пальма финиковая, пеларгония розово-красная и др.)

Эти приемы декорирования универсальны для всей квартиры. Их характерными чертами является бюджетность, но в тоже время создается эффект уюта, одомашнивания помещений - тех самых «лабораторий». Возврат к национальным истокам становится упражнением в связке индивида и общества через эстетические приемы.

Декоративность не должна быть оторвана от функциональности: цвет - это приложение к уже существующим стенам, керамика используется в хозяйстве, орнамент - лишь часть необходимых полотенец и занавесок, растения в горшках производят кислород и, как элемент живой природы, благотворно влияют на человека.

Этот основной принцип продолжают и красивые баночки для круп, варений и специй.

В 1960-м году в Москве проходит выставка декоративно-прикладного искусства, на которой происходит поистине революционное открытие: «пластмасса поставлена на службу человеку!» В частности, для кухни, предлагается столовый набор из солонки, перечницы и горчичницы, а также - сырница. Экспериментальные образцы отличаются удобством в производстве, а «впечатление стандартности предметов» предполагается решить за счет вариации с цветом. «Это более повседневные вещи, и, естественно, их декоративное решение должно быть скупее, спокойнее, так как иначе предметы могут стать назойливыми и быстро надоесть» (Декоративное искусство СССР, 1960).

В журналах печатаются узоры для вышивки на скатертях, полотенцах и подстаканниках, даются советы по расстановке мебели. Одна из самых полномасштабных инструкций дается в книге «Удобно и красиво», ввиду того, что мебельное производство не успевало перестроиться для удовлетворения резко возросшего спроса на кухонные гарнитуры. «Более опытный любитель, уже овладевший некоторыми навыками, может сам соорудить обстановку для кухни-столовой. В книге вы найдете чертежи и описания того, как изготовить кухонный шкаф, буфет, табуретку, стол» (Воейкова, 1959).

В представленных кухонных интерьерах отдельных квартир в фильмах «Взрослые дети» и «Июльский дождь» обстановка действительно напоминает образцы из журналов, в том числе - отделкой светлой плиткой стен на два метра от пола, аккуратными занавесками на окнах. Хотя молодежный быт, представленный в «Июльском дожде», с вырезками из журналов, наклеенными поверх белой плитки, контрастирует с аккуратностью и порядком на кухне пенсионерки Татьяны Ивановны, но оба помещения оставляют ощущение обжитости, незримого присутствия своего хозяина или хозяйки.

Основным материалом для мебели в малометражных квартирах был ДСП, в том числе и на кухне. По воспоминаниям респондента после переезда: «на кухне не было ничего, и тогда-то произошла покупка первого кухонного гарнитура. Где и как его доставали - я не помню. Привезли его - он оказался из какого-то ДСП, простенький, это были вот эти классические шкафы-коробки кухонные». «В первые годы при производстве мебели использовались почти исключительно натуральные материалы: бук, орех, дуб, хвойные породы, береза. Однако в дальнейшем новые требования к мебели обусловили использование иных материалов, таких как пластмасса, стекло, хром, сталь, ДСП» (Колосова, Удод, 2013, 40).

В отдельной квартире можно было смело поворачивать кран, уверенно открывать дверцу шкафа, наступать на плитку в ванной и без опаски садиться на стул или втыкать вилку в розетку. В фильме «Черемушки»встречается эпизод, в котором Маша, придя в свою новую квартиру, удивляется, что дверца шкафа не скрипит. Ни половицы, ни двери, ни дверцы шкафов не издают ни звука, что приводит ее в полный восторг.

Новые материалы и новые практики приводили к тому, что человек становился хозяином этого небольшого, выделенного ему государством островка, где он мог чувствовать себя уверенно и властно, что меняло его практики на уровне телесности по крайней мере в 1960-е годы.

Как пишет И.Утехин в отношении коммунальных квартир, «наряду с распределением площади в публичном пространстве ключевой вопрос здесь - распределение между участниками сообщества времени использования тех или иных бытовых удобств, находящихся в совместном пользовании» (Утехин, 2001, 60). Так как блага публичных помещений воспринимаются как конечный ресурс, а участники следят за справедливым распределением ограниченного ресурса, то эффективными стратегиями распределения становится живая очередь и расписание.

Про достаточность или недостаточность места на кухне в коммунальной квартире судить сложно, но чаще всего все жильцы коммуналки одновременно готовить еду не могут. Поэтому заведен довольно строгий режим, продиктованный распорядком дня большинства работающих. «Часы-пик» образуются утром и вечером, соответственно до ухода на работу и после возвращения с работы домой. В это время те, кто по каким-то причинам не ходит на работу, скорее всего, будут принуждены не пользоваться этим и без того ограниченным ресурсом.

В отдельной кухне наступает свобода от учета расписания других жильцов и свобода в распоряжении временем. Больше не надо подстраиваться под своих соседей. Трансформируется временной распорядок дня.

Полифункциональность пространства кухни, как коммунальной, так и отдельной, особенно проявляется во временном распорядке в зависимости от сезонов и от времени суток.

Сезонно отдельная кухня также превращалась в лабораторию по приготовлению домашних заготовок, которые хранились либо на балконе (при его наличии) либо в холодильном шкафу под окном. Советские журналы, кулинарные книги и энциклопедии посвящали домашним заготовкам значительные разделы, а прорезиненные крышки и способы стерилизации и закупоривания банок остались в культурной памяти как элемент быта.

Варить варенья и солить огурцы в коммунальной квартире гораздо труднее, чем в отдельной, так как эти процессы затратны по времени и могут вызвать недовольство и зависть соседей. Хранение банок с заготовками также неочевидно решается в коммунальной квартире, так как длительное присутствие личных вещей в общем пространстве не приветствуется, а в отсутствие массового производства холодильников хранение продуктов осуществляется между рамами окон и на черной лестнице.

В отдельной квартире все хранение продуктов было устроено в пространстве кухни. Этому служили холодильные шкафы, которые устраивались под кухонным окном, а также весь кухонный гарнитур, разрабатываемый для рационального и экономичного расположения всего необходимого на скромных 5 м2. Отдельная кухня, вкупе с дачами, появившимися у многих горожан в послевоенный период, способствует появлению различного рода заготовок. Респондент рассказывает, как на кухне, где хозяйкой выступала бабушка, появился мини-огород, который представлял собой ящик с землей, установленный на подоконнике, где росла свежая зелень.

На коммунальной кухне в ночь обычно стирали. Один из респондентов рассказывает: «Стирали на кухне. На кухне и в ночь, чтобы никому не мешать. Кипятили белье. И вот этот запах стирки... Он особенный - хозяйственное мыло и сода». У Ильи Утехина читаем: «Веревки, пересекающие всю кухню, находятся в совместном пользовании, но зоны над столами жильцов используются преимущественно данными жильцами: никто не хочет, чтобы над его столом висело чужое белье. Иногда же веревки натянуты над плитами, чтобы сушить белье экспресс-методом - над огнем. Зажженные плиты тогда оставляют на всю ночь, чтобы к утру белье было сухое (Утехин, 2001, 117).

Не менее интересно, что ночью хрущевская кухня также становится другим местом. Как рассказывает второй респондент:

«Я приходил на кухню только для того, чтобы поесть и потом, вскоре, десяти лет от роду, по ночам я занимал кухню, потому что я печатал фотографии. Она преображалась в темную комнату». Оказывается, фотоувеличитель мог быть поставлен только на кухню. Ночью на кухне часто читали или занимались. Отчасти кухня перенимает некоторые функции классического «кабинета», где можно уединиться для работы или отдыха.

Советский человек получает возможность распоряжаться своим личным временем, так же как и своим персональным пространством. В этой модели повседневности у него появляется право на индивидуальность вкуса.

В коммуналке не все можно приготовить из-за запахов или длительности приготовления. «Свободное распространение запахов - составная часть того явления, которое мы будем именовать «прозрачностью» пространства коммунальной квартиры» (Утехин, 2001, 30). В отдельной квартире человек получает возможность готовить самые пахнущие блюда, например, вспоминает респондент, «у нас папа всегда делал хрен. Домашний хрен это вообще что-то. Это адская совершенно работа, потому что его сначала чистить надо, а потом через мясорубку. Такая простая мясорубка, рукой крутить. Слезы на весь дом. Весь дом плакал, поэтому все это закрывалось, открывалась форточка, вода почему-то должна была литься, считалось, что так меньше плакали, это папина была работа». В коммунальной квартире, конечно, домашний хрен можно было сделать, только обрекая себя на войну с соседями.

Право на индивидуальность гастрономического вкуса в коммунальной квартире могло достигаться только через это противостояние с другими жильцами. Как вспоминает Ирина Хакамада: «он (отец) варил рис в своем солдатском котелке и жарил селедку в соевом соусе. Все соседи плотно закрывали двери и молча ненавидели папу в тот момент, а мама кричала, что вонь невыносимая и ее достали эти японцы».

В отдельную подглаву мы вынесли анализ кухни как социального пространства, как пространства общения.

Коммунальная кухня ассоциируется в первую очередь с общением с соседями, которое носит вынужденный, а не добровольный характер. Конечно, в зависимости от размера коммунальной квартиры (И. Утехин выделяет три типа: малая, средняя и большая), от однородности/неоднородности её состава и от индивидуальных особенностей отношений между соседями зависит и характер отношений, реализуемый на кухне. Тем не менее, именно кухня в коммунальной квартире выступает пространством для решения насущных вопросов.

Сравним с остальными пространствами коммунальной квартиры: ванная и уборная используются в индивидуальном порядке, поэтому служить местом общения не могут, если не считать объединяющей всех утренней очереди для проведения утреннего туалета. Прихожая и коридор - пространства проходные, часто захламленные вещами жильцов, и их использование связано с ежедневным графиком каждого отдельного жильца и предполагает определенную краткосрочность прохода по коридору или нахождения в прихожей. Собственные комнаты жильцов маркируются по принципу «Мой дом - моя крепость» и, как отмечает Илья Утехин, нарушение границы частной комнаты будет считаться очень значительным проступком.

Соответственно, остается кухня как место обязательного использования (невозможно не питаться), достаточно просторное для сразу нескольких членов коммунальной жизни, с приблизительно совпадающим графиком использования и предполагающее продолжительное по времени нахождение на кухне.

Возможно разделение типов общения на коммунальной кухне по цели. К первому типу относится специально организованное или стихийное обсуждение квартирных проблем, принятие совместных хозяйственных решений. Ко второму типу относится нейтральное общение в рамках общих понятий о вежливости и взаимопомощи, которое может включать в себя добрососедские услуги; например, поставить чайник или помешать суп.

В противовес вынужденному, как считает Илья Утехин, на кухне существует и добровольное общение: «На кухне человек может находиться даже тогда, когда он в данный момент не готовит никакой пищи и не выполняет другой домашней работы, а просто желает пообщаться» (Утехин, 2001,148). Данные моих респондентов говорят об обратном: добровольно-дружеское общение между жильцами одной коммунальной квартиры происходило в комнатах, когда они приходили друг к другу в гости.

Как следует из приведенных Ильей Утехиным примеров, приходят на кухню за общением в основном те, кого по советским меркам можно расширительно назвать маргиналами - пьяницы, одинокие старухи и т.д. Тем не менее пространство коммунальной кухни никогда не расширяется до семейного общения. Оно всегда остается в пределах комнат, так же как и дружеское общение вписывается лишь в рамки индивидуальной комнаты.

Отдельная кухня продолжает оставаться пространством для общения - но уже семейного. Выдача отдельных квартир перегруппировала типичный состав жителей квартиры. При расселении из коммуналки происходит определенная фильтрация: как свидетельствует один из респондентов семье (то есть родителям и несовершеннолетней дочери) дают квартиру, а взрослому сыну - отдельную комнату в другой коммуналке. В политическом и идеологическом дискурсе появляется семья как опора государства. Нормой считается нуклеарная семья, проживающая в отдельной квартире.

Об этой же новой функции кухни сказано в «Современной квартире»: «Стол, установленный на кухне и предоставленный в распоряжение других членов семьи для их работ, дает возможность хозяйке дома во время пребывания на кухне воспользоваться обществом мужа или детей. Во многих случаях это единственная возможность общения с членами семьи во время дневных хозяйственных забот женщины».

В фильме «Старшая сестра» множество разговоров проходит именно на кухне. Повседневный, «дежурный» разговор о произошедшем за день, о планах и тревогах случается после рабочего дня, за ужином, когда собирается вся семья. Серьезный разговор между героями об их дальнейшей судьбе также происходит на кухне, с той разницей, что они в верхней одежде и не едят. Важно отметить, что дверь на кухню всегда открыта - это пространство слито с комнатой и разговор равномерно распределяется по всему пространству квартиры.

В рассказе Виктора Драгунского «Хитрый способ» от Дениски и папы требуется придумать, как помочь маме с мытьем посуды. Дениска обращается к конвейерному методу, о котором он вычитал в газете, и предлагает съедать обед последовательно, по одному, чтобы вместо трех приборов приходилось мыть только один. На что отец ему возражает: «все-таки гораздо веселее есть всем вместе, а не трехступенчатым потоком». Совместное принятие пищи сопровождается также семейным общением, это место и время для разговора. Интересно, что с момента, когда мама выдает такое задание своим домашним (а это предположительно происходит после завтрака) до самого обеда, родители и Дениска никак не общаются между собой - мама уходит готовить обед, папа читает газету, потом слушает радио, а Дениска обдумывает разные варианты избавления мамы от мытья посуды. «И когда наступило время обеда и мама накрыла на стол и мы все расселись, я сказал:

Ну что, папа? Ты придумал?»

Семейное общение, или шире - дружеское общение, с появлением отдельной квартиры во многом начинает проходить на кухне, что было фактически исключено на коммунальной кухне.

В коммунальных квартирах роль гостиной выполняет комната: накрывается стол. Пример: эпизод из фильма «Июльский дождь», в котором приехавшего из деревни дедушку торжественно принимают в комнате.

Кроме застолья, в коммунальной квартире проходят дружеские вечера с танцами. Как вспоминает один из респондентов: «у папы патефон был и пластинок двадцать. Там был Вадим Козин, Георгий Виноградов, Изабелла Юрьева. В основном, это были танго, и романсы, и фокстроты. И вот мы выносили этот патефон на площадку (имеется в виду планировочная особенность квартиры - большая площадка в начале коридора в коммунальной квартире - авт.) и все (гости семьи и соседи по коммунальной квартире - авт.) танцевали».

С появлением отдельных квартир, кухня частично перенимает функцию гостиной. «Застольная» модель праздника преимущественно сохраняется за комнатой, которая лучше способствует особой атмосфере, так как из поля зрения убираются все стадии черновой подготовительной работы - грязная посуда, запахи жареного, вареного и прочее. Накрытый стол в комнате придает дню торжественность и уникальность. Более того, в комнате значительно (по сравнению с кухней) больше места, часто стоит диван, на котором могут уместиться гости.

Тем не менее, появляется другая модель общения, характерная для отдельных кухонь в 1960-е годы, показанная в фильме «Июльский дождь». «Кухня на одну хозяйку» становится центром дружеской посиделки, где важную роль играет алкоголь, сигареты и гитара. Юрий Визбор начинает петь на кухне, когда время на часах показывает половину двенадцатого ночи, гости курят, происходит отрывистый разговор, стоит бутылка шампанского, еды почти нет.

Как образно сформулировал Юлий Ким в своей песне:

Чайхана, пирожковая-блинная,

Кабинет и азартный притон,

И приемная зала гостиная,

По-стариннному значит - салон,

И бездомному барду ночлег,

Одним словом московская кухня:

Десять метров на сто человек!

Особенно интересен случай принятия гостей, представленный в фильме «Взрослые дети». Два поколения семьи - родители-пенсионеры и их 25-летняя дочь Люся с мужем, будучи кровными родственниками, начинают вести совместную жизнь по аналогии с коммунальной квартирой. Двухкомнатная квартира классической планировки (в которой одна комната смежная/проходная) становится домом для двух семей. Приглашенные молодыми людьми гости, собравшись в одной комнате, постепенно «захватывают» все пространство квартиры. Страдая от шума и желая обрести уединение, отец, играющий в шахматы с соседом, уходят на кухню.

Новый способ времяпрепровождения, не ограниченный нормами сосуществования в коммунальной квартире, трансформирует повседневность. Кухня в этом случае дает приют тем, кто желает изолироваться или отделиться от основной компании.

Кухня также выступает пространством не-общения или уединения. Можно высказать предположение, что кухня в «хрущёвке» отчасти перенимает функциональную и смысловую нагрузку того, что в XIX веке называли кабинетом. Кабинет - это место, где можно почитать газету, покурить и побыть в одиночестве, причем, как и в XIX веке, эта функция востребована скорее мужчинами, чем женщинами.

Наиболее явно кухня приобретает черты кабинета в вечерне-ночные часы. В комнатах, скорее всего, спят дети и супруг/супруга, уставшие за день. Отдельная кухня - это более или менее автономное помещение в плане освещения, проходимости и мебели - там стоят необходимые для разнообразных занятий стол и стулья, иногда диванчик.

В ситуации, когда двухкомнатная квартира почти наверняка имеет одну проходную комнату, а про однокомнатную и говорить нечего, становится востребованным пространство - прибежище, буквально - место для временного одиночества, где можно отдохнуть не только «в кругу друзей» и не только «в кругу семьи», а в том числе и от друзей, и от семьи. Это важнейшая трансформация повседневности. Таким образом, советский человек получает не только независимость от соседей по коммуналке, но и возможность уединения и свободы даже от членов своей семьи.

Отдельная кухня способствовала формированию образа жизни человека, который описывается как современный. В статье Институты «оттепельного» общества» культурологов М.Майофис и И. Кукулина приводится следующее утверждение: концепты «молодежь» и «современный» в период «оттепели» приобрели актуальный политический смысл (в чем СССР отчасти совпадал со странами Западной Европы и США (Майофис, Кукулин, 2016).

Действительно, книги по домоводству и устройству квартиры 1960-х представляют обобщенный образ «современной квартиры современного человека». Предложенные советы подходят не только новоселам, въехавшим в новую квартиру, но всем и каждому, кто хочет идти в ногу со временем.

Сигналом новой эпохи становится определение человека именно как современного, а не как советского, то есть не через территориально-политическую принадлежность, а через временную. Государственные границы стали более проницаемыми. Дополнительная идеологическая составляющая определения «современный» в СССР носила смысл конкурентоспособности с западным.

Книга «Современная квартира. Планировка и оборудование», выпущенная в Варшаве в 1965 году и продававшаяся в СССР году богата иллюстрациями. Представлены интерьеры из Англии, Бельгии, Германии, Италии, Канады, США, Франции, Канады и других стран, выполненные в знакомом минималистичном дизайне 1960-х. Отметим также, что Хрущев одним из первых советских руководителей начал ездить за границу много и активно. За десятилетие с 1954 по 1964 год Хрущёв побывал в США, Индии, Египте, Дании, Норвегии, Швеции. Поскольку роль личности многократно возрастает в авторитарных и тоталитарных системах, можно предположить, что «насмотренность» и открытость внешнему миру первого лица СССР способствовала тому, что «хрущёвки» удивительно вписываются в общемировой строительный тренд 1960-х годов.

В этой связи интересно обратиться к генеалогии отдельной кухни, которая, как и аналоги «хрущёвок», пришли с Запада. Дизайнерским прототипом проекта рациональной «хрущёвской кухни», (Oldenziel, Zachmann,2009) считают Франкфурскую кухню, придуманную австрийским архитектором Маргарете Шютте-Лихоцки в 1926 г. Проект кухни не стал популярным, так как основывался на эргономике и на практике быстро оказывался неудобным. Однако в послевоенное десятилетие идеи Шютте-Лихоцки оказались востребованы благодаря экономичности и множество европейских стран применяли её принципы при разработке строительные планов и мебельных гарнитуров для кухни.

Заокеанской сестрой франкфуртской кухни можно считать американскую чудо-кухню, своеобразную лабораторию, имевшую в своей основе антропометрию и технологизацию. Существует ряд работ историков дизайна (Henthorn, 2000), и историков технологии (Oldenziel, Zachmann, 2009), в которых высказывается мысль об экспансии американского образца кухни на послевоенные рынки сбыта.

В действительности, американская и советская концепции кухни и риторика, обрамляющая их, отличаются незначительно. Американский исследователь в области коммуникации (Barnes, 2014), анализируя дебаты первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва и премьер-министра США Ричарда Никсона, пишет, что отношения между государством и его народом зеркальны отношениям мужа и семьи. Отдельная кухня одновременно воплощает в себе коммунистическую идею «наилучших условий жизни и труда для наибольшего количества людей» и капиталистической веры в конкуренцию для обеспечения населения наилучшими из возможных товарами и услугами. Важнейшей общемировой тенденцией становится признание права каждого отдельного человека на комфортные условия существования. Государства в развитых странах, от СССР до США, стремятся эти потребности максимально рационализировать и удовлетворить их с минимальными затратами.

«Современный» из нейтрального определения «относящегося или характеризующего текущее время» становится синонимом «прогрессивного», «актуального», «соответствующего запросам времени», то есть приобретает ярко выраженную позитивную оценку.

Как объясняет респондент, быть современным - это значит читать «Новый мир» Твардовского, ходить в Политехнический музей и в театры, но главное - это быть в курсе новостей культуры, поддерживать обсуждение литературных и театральных новинок, которое дарило удивительное чувство современности.

Конечно, и «Новый мир», и Политехнический музей, и театры 1960-х, а также множество факторов, которые невозможно перечислить, составляли образ жизни этого современного человека. Но в контексте данной работы стоит отметить роль отдельной кухни в самореализации современного советского человека.

«Мы ели мороженое, пили лимонад, болтали часами. Часами спорили, разговаривали. Кому что понравилось и каждый аргументировал, почему именно… И было такое интересное чувство сопричастности к моменту. Вот прямо ты себя ощущал, что будто ты в этот момент, даже тем, что ты это знаешь, что ты это прочитал, что ты уже творишь вот это вот время, эту историю».

Общение такого формата, вызывающее это ощущение современности, происходило в молодежных кафе, где было более нейтральным, и в отдельных квартирах, которые располагали к большей открытости, душевности и откровенности. На кухне же собираются самые близкие люди при различных сценариях: отделившись от общей компании находящейся в комнате, или тихо пьющих чай или водку, когда домашние уже спят. Маленькое пространство способствовало чувству уединения и близости, которое в дальнейшем подвергнется ностальгическим воспоминаниям. Именно отдельная кухня выступила важнейшим условием формирования постоянного дружеского круга, поскольку в собственной квартире человек имел возможность постоянно поддерживать и обновлять дружеские связи.

Появившийся самиздат читали также на кухне. Общий принцип циркуляции текстов состоял в передаче текста на одну ночь, за которую нужно было успеть «проглотить» произведение. Читать ночью можно было только в кухне, причем именно в отдельной. В коммунальных кухнях на ночь гасился свет. Просидеть там всю ночь, занимаясь своими личными делами, не было возможности, так как плата за электричество в местах общего пользования делилась на всех жильцов. Щепетильность жильцов коммунальных квартир по отношению к справедливости, понимаемой, в частности, как равная оплата коммунальных услуг, неизбежно привела бы к конфликту.

Как отдельное жилье в целом было направлено на создание нового, современного человека, одновременно советского, и, так называемого, «человека мира», так отдельная кухня выступала необходимым условием поддержания требуемого от современного человека образа жизни. Современность, воплощенная в СССР государственной политикой посредством технологизации, автоматизации экономики, встречалась в пространстве кухни с людьми, ведущими современный образ жизни. Этот сплав порождал необыкновенные формы взаимодействия людей с пространством и определял их повседневную жизнь.

Выводы

1.Проект отдельной квартиры, принятый для массовой реализации в 1960-х, зафиксировал посемейное поквартирное заселение как норму повседневности и возвращение представления о женщине как о домашней хозяйке, отвергавшееся прежде лозунгами революции и первым десятилетием советской власти.

.И отдельные, и коммунальные кухни формально относились к подсобным помещениям, однако изменение плана квартиры, при котором отдельная кухня из помещения общего пользования переходила в частное пользование семьи, повысило функциональную нагрузку на кухню и ее символический статус до уровня жилого помещения.

.Кухня в отдельной квартире, в отличие от коммунальной кухни, становится местом не только приготовления, но и приема пищи и частично перенимает функции кабинета и гостиной.

.Проект пятиметровой кухни, основанный на принципах рационализации и эргономики, реализованный в хрущевской типовой квартире, не соответствовал нуждам советских семей, стихийно освоивших это пространство, сообразуясь со своими потребностями.

.Отдельная кухня предоставила советскому человеку не только приватное пространство, но и личное время.

.Отдельная кухня способствовало появлению новых практик общения, предоставляя возможность как уединения (и от соседей, и от членов собственной семьи), так и формирования дружеского круга.

Библиография

кухня советский образ функциональный

Источники:

Официальные документы:

  • Декрет ВЦИК от 20.08.1918 «Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах» [Электронный документ] // Интернет-архив «Библиотека нормативно-правовых актов СССР».

(<#"justify">Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 31.07.1957 от 4.20.1955 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» [Электронный документ] // Интернет-архив «Библиотека нормативно-правовых актов СССР».

<#"justify">Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 31.07.1957 «О развитии жилищного строительства в СССР» [Электронный документ] // Интернет-архив «Библиотека нормативно-правовых актов СССР».

(<#"justify">Письма:

Казакова О. (Ред.) Косенкова Ю. (Составитель) (2013) Письма, поступившие в адрес Второго всесоюзного съезда советских архитекторов (октябрь-декабрь 1955 г.). Здесь и далее цит. по: Эстетика «оттепели»: новое в архитектуре, искусстве, культуре. Под редакцией М. РОССПЭН.

Издания по домоводству 1950-х - 1960-х:

  • Артманис, Б.А.; Николаев, А.П. (1959) «Современная мебель и квартира», Рига: Академия наук Латвийской ССР.
  • Бошкатов Я. И., Бояр О. Г., Власов Л. Ф., и др. (Ред.) 1962 (1958) Краткая энциклопедия домашнего хозяйства: В 2 т. М.: Советская энциклопедия.
  • Воейкова И.Н. (1959) Удобно, красиво. М.: Молодая гвардия.
  • Маасс Я., Реферовская М. (1965) Современная квартира. Планировка и оборудование. Варшава: Аркады.

Фильмы:

  • «Подкидыш» (Т. Лукашевич, «Мосфильм», 1939)
  • «Шумный день» (реж. Г. Натансон, А. Эфрос, «Мосфильм», 1960).
  • «Взрослые дети» (реж. В. Азаров, «Мосфильм», 1961).
  • «Черемушки» (реж. Г. Раппапорт, «Ленфильм», 1962).
  • «Гадюка» (реж. В. Ивченко, киностудия им. А. Довженко, 1965).
  • «Старшая сестра» (реж. Г. Натансон, «Мосфильм», 1966).
  • «Июльский дождь» (реж. М. Хуциев, «Мосфильм», 1966).

Художественные произведения:

  • Булгаков М.А. (1925) Собачье сердце.
  • Драгунский В. (1960) Хитрый способ. Денискины рассказы [Электронная книга] // Сайт «Библиотека Максима Мошкова».

(<#"justify">Газеты и журналы 1955-1963 гг.

·«Архитектура и строительство Москвы»

·«Декоративное искусство СССР»

·«Литературная газета»

·«Работница»

·«Семья и школа»

·«Советская женщина»

Статьи в журналах

  • Алабян К. (1955) Для одной семьи //Литературная газета. №141.
  • Астрова П., Вашанова Л. (1962) Цветы в комнате» // Работница. № 1.
  • Брюно А. (1960) Ваша квартира // Семья и школа. №10.
  • Декоративное искусство СССР (1960) №7, № 10.
  • Иванов Г. (1962) Сегодня и завтра // Советская женщина. №3. С. 37.
  • Краснова З. (1960) Хороший вкус в убранстве жилья // Семья и школа. №1.
  • Рудаков О. (1960) Удобно и красиво // Семья и школа. №11.

Мультимедийные материалы

docukino (2012) "Никита Хрущев. Голос из прошлого" Дополнительные материалы Эп. 3.4 [видеоролик] реж. Артём Чащихин-Тоидзе. «Первый Канал» и студия «Артель 2010» // YouTube. 12 июня (<https://www.youtube.com/watch?v=R95Q4lGmRvE>) Просмотрено: 30.04.2016

  • Академия Арзамас. Коммуналки глазами иностранцев [электронный материал]

(<#"justify">Гончарук Д. (2015) Хрущёвка как музей // Сайт издания «Парламентская газета» (https://www.pnp.ru/news/detail/110235) Просмотрено: 04.06.2015.

Григорьев Ю.П. (2005) Интервью в Москве «Архитектор обязан быть психологом» 20.10 ( <#"justify">Ким Ю. Чайхана [песня из пьесы "Московские кухни"] (#"justify">Хакамада И. (2000) Интервью в Москве 30.05 (С Гениной О.) // Персональный сайт И. Хакамады (#"justify">Исследовательская литература:

  1. Глебкина Н.В. (2010) Репрезентация повседневности в советском кинематографе конца 1950-1960-х гг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии. Кафедра истории и теории культуры РГГУ. Рукопись. М.
  2. Гордон Л., Клопов Э. (1977) Социальное развитие рабочего класса СССР: рост численности, квалификации, благосостояния рабочих в развитом социалистическом обществе. Историко-социологические очерки. М.: Наука.

Ерофеев Н. (2016) Принцип экономии был определяющим. Как и зачем создавались «Новые Черемушки» // [Электронная статья] Colta.ru <#"justify">Казакова О. (ред.) (2013) Эстетика «оттепели»: новое в архитектуре, искусстве, культуре. М.: РОССПЭН.

Колосова И., Удод М. (2013) Особенности проектирования мебели для типового малогабаритного жилья в России в 1960-1970-е годы. [Электронный документ] Вестник ТГАСУ. № 4 (<#"justify">Лебина Н.Б. (1999) Повседневная жизнь советского города: Нормы и аномалии. 1920-1930 годы. СПб.: Журнал «Нева» - Изд.-торг. дом «Летний сад».

  • Лебина Н.Б. (2015) Повседневность эпохи космоса и кукурузы: Деструкция большого стиля: Ленинград, 1950-1960-е гг. СПб.: Крига; Победа.
  • Майофис М., Кукулин И. (2016) Институты «оттепельного» общества // [электронная статья] (<#"justify">Орлов И.Б. (2010) Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления. М.: Издательский дом ГУ -ВШЭ.

    Орлова Г.А. (2004) Советский бытовой энциклопедизм: 50-е // Философский век. Альманах. Вып. 27. Энциклопедия как форма универсального знания: от эпохи Просвещения к эпохе Интернета / Отв. Редакторы Т.В. Артемьева, М.И. Микешин. - СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей. (<#"justify">Паперный В. (1996) Культура Два. М.: «Новое Литературное Обозрение». [Электронный документ] // Библиотека Гумер. (#"justify">Утехин И. (2001) Очерки коммунального быта. М.: ОГИ.

  • Хан-Магомедов С.О. Хрущевский утилитаризм. Плюсы и минусы // Казакова О. (ред.) (2013) Эстетика «оттепели»: новое в архитектуре, искусстве, культуре. М. РОССПЭН. С. 117-136.
  • Чернова Ж. В. (2002) Романтик нашего времени: с песней по жизни // В кн.: О муже(N)ственности / Сост.: С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение. С. 452-476.
  • Якушенко О.(2013) Репрезентация массового жилья в художественном кино 1960-х - 1970х гг.: от «Черёмушек» к «Иронии судьбы»// Материалы научной конференции студентов и аспирантов (19-20 апреля 2013 года, Санкт-Петербург) Конструируя «советское»? Политическое сознание, повседневные практики, новые идентичности. СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге. С. 158-165.
  • Похожие работы на - Отдельная кухня советской семьи: быт в эпоху коммунизма

     

    Не нашли материал для своей работы?
    Поможем написать уникальную работу
    Без плагиата!