заселяли семью из 2-3 человек. Задуманное в проекте функционирование дома нарушилось. Дом-коммуна перестал существовать как единый организм и превратился в неудобное для жизни семейное общежитие. Развернулась работа над созданием «жилища переходного типа», обоснование которого было дано крупным общественным деятелем архитектором Н. Малютиным. Он писал о необходимости строить жилье таким образом, чтобы была возможность жить семьей и по желанию пользоваться всеми формами обслуживания или самим готовить и самим воспитывать детей. Дома-коммуны переходного типа уже не имели в виду отмену индивидуального домашнего хозяйства. Общественные помещения рассматривались как дополнительные, выполняющие лишь подсобную роль. Этот тип домов-коммун нашел широкое применение в Нижнем Новгороде.
Так, в 1930 году в Сормове, в районе Дворца культуры на ул. Энгельса, А. Яковлевым был запроектирован дом-коммуна, состоящий из семи корпусов: пяти жилых, одного культурно-общественного и одного детского. По проекту был построен лишь один жилой корпус для многосемейных, где впервые в стране были применены четырехкомнатные квартиры в трех уровнях.
По инициативе рабочих, строителей, печатников, швейников организовалось рабочее жилищно-строительное кооперативное товарищество «Культурная революция», для которого архитектор В. Медведев составил проект дома-коммуны.
Жилой комбинат строился в центре города, в районе драматического театра. Автор удачно решил объемно-пространственную композицию, состоящую из пяти самостоятельных объемов, четыре из которых это шестиэтажные корпуса коридорно-секционного типа и пятый - здание детского сада и яслей. Однокомнатные квартиры и комнаты заселялись студенческой молодежью и одиночками, двух- и трехкомнатные квартиры - семейными. В трехкомнатных квартирах имелись кухонные ниши с вытяжными шкафами. Поэтажно располагались общие кухни, красные уголки, библиотеки-читальни. В цокольных этажах размещались душевые, прачечные, ванные и другие, подсобные и хозяйственные помещения. На плоской крыше предусматривался солярий. Двухэтажная столовая размещалась в пониженной части центрального корпуса.
При капитальном ремонте дома в 50-е годы была произведена перепланировка квартир, несколько изменился и внешний облик дома-коммуны: плоская крыша была заменена на скатную, что дало возможность использовать чердачное пространство в качестве подсобных помещений. В настоящее время столовая и первые этажи двух жилых корпусов заняты административными учреждениями, не имеющими отношения к дому.
Мало кому известно, что клуб им. Ф. Дзержинского на ул. Воробьева является составной частью дома-коммуны, который в 20-30-е годы имел название «Дом чекиста».
Он был построен в 1929-1932 годах по проекту А. Тюпикова и представлял собой многофункциональный комплекс, где помимо жилых помещений имелись клуб, библиотека-читальня, театральный зал со сценической частью и артистическими, танцевальный зал-фойе, столовая с буфетом, спортивный зал с душевыми и раздевальными комнатами. В отличие от остальных домов-коммун, построенных в Нижнем Новгороде, здесь отсутствовали детские учреждения, что объясняется его малой вместимостью - всего 100 жителей. В доме было запроектировано несколько типов квартир: трех- и четырехкомнатные со всеми удобствами и жилые комнаты на одного-двух человек с обобществленными помещениями: кухней, туалетом и душевыми. Крупное монументальное здание сознательно поставлено с отступом от главной улицы, и, таким образом, оно не нарушает исторически сложившуюся мелкомасштабную застройку.
На фасадах использована ритмика глухих ленточных ограждений балконов, пластика полукруглых балконов индивидуальных квартир и вертикальное остекление лестничных клеток. Дом чекиста - практически единственный из известных дом-коммун, который с успехом функционировал в довоенный период и сохранился в первоначальном виде до наших дней. В середине 50-х годов жилая часть дома была занята под административные помещения, фасады и интерьеры общественных помещений не претерпели существенных изменений. В 1982 году в Нижнем Новгороде было принято решение об охране его как памятника истории и архитектуры.
С 1929 по 1934 год велось строительство еще одного дома-коммуны в Канавинском районе, на площади Революции, перед железнодорожным вокзалом, который носил название «Дом железнодорожника».
Здание, занимающее угловое положение, своей архитектурой заставляет обратить на себя внимание. Акцентом всей композиции стал скругленный угол. В результате ритмического чередования прозрачных лент стекла и глухих горизонтальных плоскостей этой центральной части возник динамический облик дома-корабля. Дом является одним из примеров конструктивизма в нашем городе.
Дома-коммуны отражали дух своего времени. Они были важным этапом в становлении советской архитектуры и ярко характеризовали социальные поиски архитекторов. В настоящее время сохранилось очень мало таких построек.
Наряду с экспериментами в области жилища в 20-30-е годы видное место занимает поиск новых типов общественных зданий. Важные изменения в общественной жизни страны нашли свое отражение в архитектуре зрелищных зданий, административных учреждений, учебных заведений, спортивных сооружений. На примере строительства новых Дворцов культуры в Нижнем Новгороде видно постепенное формирование нового типа многофункционального сооружения.
По всей стране строятся Дворцы труда для рабочих в память о В.И. Ленине. В Нижнем Новгороде проектирование Дворца труда было поручено архитекторам Е. Мичурину, С. Новикову, А. Полтанову, В Чистову. Место было выбрано в районе «Ленинского городка» в Канавине. При создании облика здания архитекторы обращаются к формам прошлого. Композиция выполнена в духе классической архитектуры, но авторы специально огрубляют и упрощают ее.
Ритм простых вертикальных пилястр идет по всем фасадам. Центральный выступающий объем входа подчеркивается двумя колоннами, стеклянным витражом за ними, а также подписями в венчающей части. Дворец культуры им. В.И. Ленина, как он стал называться позднее, в своей основе имел четкую симметричную планировочную схему - развитые театральную и клубную части. По центральной оси располагался вход в зрительный зал, в боковых крыльях разместились клубные помещения, читальный и малые залы.
В 1930 году по проекту тех же авторов строится и Дворец культуры в Сормово.
В отличие от классической композиции Канавинского, Сормовский дворец обладал уже свободной, ассиметрично развитой в пространстве композицией. Отказ от приверженности к симметрии - одно из завоеваний архитекторов в этот период. Они не «вписывают» разные по назначению помещения в заранее придуманную жесткую планировочную схему, а следуют за логикой развития замысла. Главный вход запроектирован с угла, что определилось расположением здания на площади пред парком культуры и отдыха. Акцентами служили три выступающих объема: центрального входа, концертно-зрелищной и клубной части. Авторы стремились выразить новые идеи при помощи упрощенных архитектурных форм, хотя на фасадах еще прослеживаются элементы классики, нарочитая симметрия отдельных частей здания.
Одним из лучших примеров архитектуры периода конструктивизма в Нижнем Новгороде явилось здание Дома Советов, которое было возведено в Нижегородском кремле в 1929-1931 годах по проекту московского архитектора А. Гринберга, построившего дом как сочетание плоскостей и поверхностей строгих геометрических форм из стекла и бетона.
Это был второй Дом Советов в стране (первый был построен в Брянске в 1926 году, по проекту этого же архитектора). Дом Советов - это политический и общественно-административный центр города. Расположенный на возвышенности Дом Советов удачно вписался в отведенный участок. К главным воротам кремля - Дмитриевским - здание обращено щедро остекленным полуцилиндром, поставленным на простые железобетонные столбы, образующими галерею перед входом. В верхней части полуцилиндра расположен большой конференц-зал с амфитеатром на 800 человек, куда ведут удобные лестницы, а место под амфитеатром использовано под фойе. Внутренняя планировка его очень удобна, кабинеты уютны, хорошо освещены. Из всех помещений открывается прекрасный вид на Волгу и кремлевский сквер. Надпись «Дом Советов» участвует в композиции бокового фасада и является важным элементом архитектуры общественных зданий этого периода. Вход с торца заглублен. Над ним узкой горизонтальной лентой выступает трибуна-балкон. Своеобразие зданию придают рисунок и разные по величине и пропорции окна - от узких «лежачих» до стеклянных витражей. Угловые балконы имеют сплошное бетонное ограждение. Характерным архитектурным элементом являются выступающие объемы лестничных клеток с вертикальным остеклением. В настоящее время здание взято по государственную охрану как памятник советской архитектуры периода ее становления.
В годы, связанные с индустриализацией, по всей стране, в том числе и в Нижнем Новгороде возникла потребность в большом количестве школ, училищ, техникумов, институтов. Одним из первых шагов в формировании нового типа школьного здания явилась постройка в 1927 году школы им. 10-летия Октября на Верхне-Волжской набережной (ныне институт травматологии и ортопедии) по проекту А. Яковлева. Удобный план школы отличается от сложившейся еще до революции коридорной системы гимназических зданий с двусторонним расположением классов. Здесь коридоры становятся шире и освещаются естественным светом с одной стороны. В этой школе впервые в Н. Новгороде введен расширенный состав общешкольных помещений: спортзал, зал собраний, мастерские, обсерватория и столовая.
Не меньший интерес представляет и комплекс индустриального института на Верхне-Волжской набережной (ныне Нижегородский государственный технический университет им. Алексеева), который был построен по проекту московского архитектора Д. Чечулина.
Композиция отражает внутреннюю организацию здания. Параллельно стоящие учебные корпуса, объединенные протяженным зданием, образуют озелененные дворики для отдыха. Парадную часть института представляет корпус с центральным входом со стороны ул. Провиантской, над которым располагается зал собраний со стеклянным витражом. Перед входом расположена широкая лестница. Здание института является монументальным сооружением периода конструктивизма.
В 20-30-е годы серьезное внимание обращалось к развитию спортивных сооружений - стадионов. Самым среди них был построен стадион «Локомотив», построенный в 1928-1930 годах, спроектированный архитекторами К. Мичуриным и В. Орельским (инженеры В. Бочкарев и Н. Киселев). Стадион разместился в Канавинском районе, рядом с Дворцом культуры им. В.И. Ленина и «Ленинским городком». Архитектура спортивных сооружений также развивалась в поисках новых композиционных решений. Здание для спортивно-массовой работы несет типичные черты нового направления: общая ассиметричная структура, подчеркнутая диагональ кровли, выступающий полукруглый объем лестничной клетки с вертикальным остеклением.
Наряду с административными, учебно-просветительными, культурно-зрелищными строятся и другие типы зданий, необходимость которых вызвана новыми потребностями, в частности учреждения общественного питания и централизованного приготовления пищи. Такими сооружениями были фабрики-кухни. Наиболее значительной по своим размерам была фабрика-кухня в Сормове, построенная по проекту московского архитектора В. Кринского в 1929 году. В настоящее время она перестроена и переоборудована в Сормовскую кондитерскую фабрику.
Причем фабрики-кухни рассматривались как полноправные архитектурные сооружения.
Художественные принципы новой архитектуры получили отражение и в зданиях гостиниц, которые возводились в 20-30-е годы на центральных площадях и магистралях. Многие из них явились крупными градостроительными объектами, представляющими интерес с архитектурно-художественной точки зрения.
Гостиница «Центральная» (ныне «Россия») на Верхне-Волжской набережной - одна из наиболее интересных по архитектуре (архит. А. Гринберг и М. Смуров). Монументальное здание занимает угловое положение. Планировочная структура ее до сих пор отвечает требованиям, предъявляемым к сооружениям такого типа.
В первоначальном проекте А. Гринбергу удалось создать новаторский облик здания, характеризующийся простыми геометрическими формами. Общий горизонтальный строй композиции подчеркнут плоской кровлей, ритмом «лежачих» окон и заглубленных лоджий. Пятиэтажное здание тактично вписалось в окружение, заняв подчиненную роль по отношению к сложному силуэту кремля. Оно определило высоту последующей застройки набережной. В процессе строительства авторы переработали фасад, используя при этом элементы классики.
Новые эстетические концепции конструктивизма воплотил и внешний облик здания гостиницы «Волна» в Автозаводском районе, построенной в 1934 году по проекту архитектора В. Орельского.
Архитектура зданий 20-30-х годов отличалась многообразием типов. Именно в этот период происходит становление и формирование архитектуры Нижнего Новгорода.
Наиболее крупное и комплексное строительство в 30-е годы продолжалось в Соцгороде автозавода. В проекте планировки Автозаводского района, разработанном в 1933-1935 годах Д. Меерсоном, были заложены и развиты прогрессивные по тому времени идеи функционального зонирования территории и комплексного обслуживания населения. Территория, расположенная с наветренной стороны на значительном расстоянии от заводского комплекса, была разбита прямоугольной сеткой улиц на 8 укрупненных жилых кварталов, между которыми выделена озелененная школьная, а на восточной окраине - коммунальная зона и центр прилегающим к нему парком культуры и отдыха.
На проект застройки центральной площади был проведен конкурс. Первая премия была присуждена А. Гринбергу. Окончательный проект разработан московской архитектурной мастерской И. Голосова. По этому проекту был построен киноконцертный зал (ныне кинотеатр «Мир»), универмаг, поликлиника и заложены фундаменты Дворца культуры. Война помешала осуществлению этого проекта.
Кварталы по периметру обстраивались протяженными пяти-, шестиэтажными домами. Внутри кварталов проектировались детские учреждения и площадки для отдыха населения, в подвальной части жилых домов - гаражи и самодеятельные прачечные. Гаражи построены не были, а помещения прачечных переоборудованы под раз мастерские бытового обслуживания. На магистральных улицах в первых этажах предусматривалось размещение библиотек, магазинов, сберкасс, почтовых отделений. В коммунальной зоне были запроектированы фабрика-кухня, центральная прачечная, хлебозавод, пожарное депо, гараж для личных машин.
На территории Соцгорода начались и первые в Н. Новгороде опыты типового проектирования. В 1933 году на проспекте Кирова были построены пять одинаковых пятиэтажных домов по проекту института норм и стандартов (ИННОРС), являющихся одним из прототипов будущих типовых жилищ, а в 1935 году по проекту московского архитектора Л. Лихацкой - первый в стране типовой детский сад. Основные идеи планировки Соцгорода получили реальное воплощение и дальнейшее развитие в застройке города.
В 1934-1939 годах проектирование отдельных кварталов Соцгорода вели проектный отдел Автостроя и московские организации _ Горстройпроект, архитектурные мастерские братьев Весниных и И. Голосова. Несмотря на то что работы велись по единому проекту с однотипными прямоугольными кварталами, отсутствие творческой связи между мастерскими привело к тому, что стилистические кварталы №3, 4 и 8 оказались мало связаны между собой и тем более с рядом расположенной застройкой 1930-1932 годов кварталов между проспектами Кирова и Жданова (ныне пр. Молодежный). Существенным недостатком является и то, что парадность и монументальность архитектурных сооружений нарастает не к центру, а, наоборот, к периферии района. Так, примитивная архитектура строчной застройки кварталов №1 и 2 по пр. Октября сменяется улучшенной архитектурой 3-го квартала, соседствующей с величественной застройкой 4-го.
По сравнению с первой пятилеткой в Соцгороде изменилась не только архитектура. В целом улучшилось качество строительства и особенно отделочных работ, расширилась сеть учреждений обслуживания, строчная застройка была заменена периметральной с соответствующим увеличением габаритов домов. Однако в кварталах №3, 4 и 7 наряду с капитальными многоэтажными продолжали возводиться двухэтажные дома облегченной конструкции.
В центральной части города строились только капитальные преимущественно пятиэтажные жилые здания. Из-за отсутствия свободных участков для квартальной застройки они располагались штучно или небольшими группами на пл. Минина и Пожарского, В.-Волжской набережной, ул. Минина, Белинского, Добролюбова, Грузинской и других.
Во второй и третьей пятилетках значительно увеличился ввод в эксплуатацию как массовых, так и уникальных общественных зданий.
В 1933-1938 годах завершается строительство Дома связи на пл. М. Горького (архит. М. Гинцберг), гостиницы «Россия» на В.-Волжской набережной и реконструкция Народного дома на ул. Белинского (архит. А. Гринберг и М. Смуров), технического университета (архит. Д. Чечулин). Фасады их были обогащены классическими деталями самими авторами или в результате конкурсов, проведенных с участием Союза архитекторов. Э. Мичурин украсил фасады Дома связи пилястрами и карнизом с модульонами.
И. Нейман поставил перед северным фасадом технического университета четыре квадратные колонны, увенчанные скульптурами, переработал вход, ввел русты на стенах. А. Гринберг и М. Смуров до начала строительных работ изменили фасады оперного театра и в процессе строительства - фасады гостиницы «Россия». Последнюю работу можно считать наиболее удачной. Здесь хорошо прорисованные детали не нарушили первоначального объема сооружения, вместе с тем сделали его масштабно и стилистически связанным с застройкой набережной.
Как неудачный пример можно рассматривать реконструкцию бывшего здания Народного дома под театр оперы и балета.
От старого здания здесь сохранились только наружные стены. В их пределах был сделан зрительный зал, к которому пристроены все остальные помещения. Зрительская часть получилась неуютной и непарадной, а сценическая - затесненной и неудобной. В процессе переработки конструктивистских фасадов за счет сокращения площади фойе был пристроен к главному фасаду портик с четырьмя парами квадратных колонн, стены обработаны рустами и увенчаны скромным карнизом с модульонами. Запроектированные над главным входом скульптуры не были выполнены. Стоимость реконструкции превысила стоимость строительства нового театра. В послевоенные годы он дважды подвергался реконструкции.
После отказа от конструктивизма преемственность в использовании классического архитектурного наследия наблюдалась повсеместно. Конечно, зодчие понимали ее по-разному. Одни считали, что нужно совершенствовать и обогащать конструктивизм. Другие предлагали использовать только основные принципы классики, а третьи были приверженцами прямого использования лучших образцов прошлых эпох. Это и определило три творческих направления в архитектуре нашего города.
Первое направление в Нижнем Новгороде не получило широкого распространения, однако некоторый след оставило. Для него характерны приемы раннего конструктивизма - выявление во внешних формах внутреннего содержания и конструктивного решения сооружения, наличие на фасадах больших глухих плоскостей и широких окон. Однако эти плоскости расчленялись поясками или рустами, окна обрамлялись наличниками, а здание венчалось карнизом. Таким образом, конструктивистские фасады обогащались упрощенными классическими деталями. Лучшим образцом этого направления можно считать автозаводский универмаг (архит. Л. Наппельбаум).
Он является примером того, как, используя витражи, оконные и дверные проемы различных размеров, их обрамления и карнизы, путем гармонизации отдельных частей объема и тонкой прорисовки простых по форме деталей можно добиться художественной выразительности сооружения. По огромным витражам и развитому главному входу без труда угадывается назначение здания. Правильно решена и градостроительная задача. Обтекаемая форма здания удачно оформляет острый угол квартала и как бы рассекает потоки пешеходов на две улицы, идущие вдоль фасадов.
Под влиянием архитектуры универмага И. Нейман запроектировал стеклянный витраж над входом в технический университет им. Алексеева. Витраж вместе с монументальной лестницей сделали вход в здание парадным, значительно улучшив его первоначальный фасад.
Второе направление, которое господствовало в середине 30-х годов, условно можно назвать рациональным, или упрощенным, классицизмом. Здания, как правило, проектировались по классическим канонам - зрительно облегчающимися кверху, с симметричными фасадами. При этом использовались упрощенные стилизованные, а иногда и вновь приобретенные детали. К наиболее удачным примерам этого направления можно отнести радиусный дом в квартале №8 Соцгорода автозавода.
В середине 1930-х годов за «школьной линией», в западной части района началось строительство квартала №8 (между современными ул. Краснодонцев и Ватутина, пр. Ильича и Молодежным). Его проект разрабатывался в столичной мастерской №3 братьев Весниных - ведущих зодчих страны. По их чертежам были построены Дворец культуры московского автозавода, Дом общества политкаторжан в Москве, ДнепроГЭС. Одним из признанных архитектурных шедевров мастерской братьев Весниных стал квартал №8 Автозавода. Самый известный дом этого квартала - радиусный (архитекторы Н. Красильников и П. Полюдов).
Он резко выделяется оригинальностью решения объемно-пространственной композиции из всех жилых зданий, которые тогда возводились в стране. Дом, расположенный с южной стороны квартала, имеет форму дуги. Он буквально собирает солнечную энергию и тепло. Возможно, идея возникла благодаря опыту, полученному авторами проекта при строительстве одного из крупнейших промышленных объектов - легендарного ДнепроГЭСа, имеющего дугообразную форму.
Фасад радиусного дома с внешней стороны делится на три части. Первый этаж выделяется с помощью цвета и декоративного оформления, в том числе и за счет высоких прямоугольных полуарок, обрамляющих входы в подъезды. Средний ярус - это второй-пятый этажи дома, украшен небольшими полукруглыми балконами, расположенными в шахматном порядке. Наконец, третий уровень - это шестой и седьмой этажи, подчеркнутые изящной белой колоннадой, поддерживающей дугу-навес. Линия седьмого этажа оформлена с помощью миниатюрных квадратных балкончиков. Средний и верхний ярусы имеют единое цветовое решение - приглушенный желтый цвет. Сочетание различных элементов придает зданию неповторимый вид. Со стороны двора дом имеет сегментную, выгнутую форму. В его среднем ярусе присутствуют вставки - лоджии. Это дом квартирного типа, лишь шестой и седьмой этажи предназначались под общежитие для инженерно-технических работников завода. Его подъезды были оснащены лифтами. В 1937 году здание было введено в эксплуатацию. В конце 1930-х годов семиэтажный радиусный дом считался одной из трех высоток района. Монументальный радиусный дом, величественно выделявшийся на общем фоне, придавал неповторимый вид архитектурному ансамблю одного из главных проспектов Соцгорода. В этом необычном доме проживали особые люди - «трудовая элита» района: лучшие рабочие и инженеры, заслуженные врачи и учителя. Советская эпоха ярко отразилась в истории этого уникального здания.
Сейчас ансамбль застройки квартала № 8 с радиусным домом является памятником федерального значения и охраняется государством. Сегодня идея здания-дуги оказалась весьма востребованной, ее активно используют современные архитекторы. Миниатюрными копиями автозаводского радиусного дома представляются жилые здания, расположенные по улице Гордеевской.
Третье направление, которое условно можно назвать декоративным классицизмом, характеризуется некритическим использованием архитектурного наследия и пышным декоративным убранством фасадов не только общественных, но и жилых зданий. Наиболее представительный из них стоит на ул. Минина.
Несмотря на, казалось бы, излишнее количество горизонтальных членений и насыщенность архитектурными деталями, благодаря простой кубической форме, большим одинакового размера окнам, мощным цокольной части и венчающему карнизу, а также высококачественной декоративной штукатурке дом производит впечатление единого целого и напоминает здание эпохи Возрождения. Дворовый фасад, на который выходит часть балконов и красивые многоэтажные веранды, хорошо просматриваются с ул. Минина и подкупает своей пластичностью и выразительностью.
В предвоенные годы было достигнуто очень высокое качество общестроительных и особенно отделочных работ. На большей части зданий декоративная штукатурка до настоящего времени находится в удовлетворительном состоянии, хотя ее красивая фактура зачастую скрыта последующей окраской.
Лучшие жилые и общественные здания в рассматриваемый, самый короткий период становления архитектуры города были построены на переломном рубеже конструктивизма и критического освоения классики. Однако смена архитектурной направленности и разбросанность строительства не позволили создать крупные градостроительные ансамбли, хотя большая часть зданий и сооружений хорошо вписалась в существующую застройку, придав ее более крупный масштаб.
Для советской архитектуры 30-е годы оказались переходом, не реализовавшим свои возможности. Развернувшиеся в нашей стране процессы были прерваны войной 1941-1945 гг.
Заключение
конструктивизм новгород предвоенный сооружение
Список литературы
1.Автозавод-ONLINE «История района», газета, выпуск 17.06.2011-01.07.2011.
2.Агафонов С.Л. Горький. Балахна. Макарьев. 2-е изд. испр. и доп.- М.: «Искусство», 1987.-327с., ил. (Архит.-худож. памятники городов СССР).
.Бубнов Ю.Н., Орельская О.В. Архитектура города Горького: Очерки истории. 1917-1985. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1986.-191с.
.Памятники истории и культуры Горьковской области: Справочник Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1987.-319с., ил. (составитель Кессель А.В.)
."Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство", - М.: "Сов. Энциклопедия" Книга 1. А-М., 1986-447с.