Образование и развитие древнерусского государства

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,56 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Образование и развитие древнерусского государства

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет»

Факультет заочного обучения









КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: история

на тему: «Образование и развитие древнерусского государства»

Выполнена студенткой

Копенкиной Анной Александровной

курса БМЗ-151 группы

Проверила: Мухина Н.Е.






г.

Содержание

Введение

. Восточные славяне в период, предшествовавший образованию государственности

. Предпосылки образования древнерусского государства

. Принятие Русью христианства

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Древнерусское государство формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, что позволило ему появиться, произрастая лишь на одной общинной основе. Суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян.

Академик Б.А. Рыбаков писал «…. в это время (период VI-IX вв.) окончательно дозрели высшие формы родоплеменного общества в виде прочно организованных союзов племен, и постепенно изживали себя основные ячейки родового строя - маленькие разрозненные и замкнутые родовые коллективы, хозяйственная необходимость которых была обусловлена примитивной техникой подсечного земледелия».

Распад родовых общин привел к группировке хозяйственно самостоятельных семей на основе принципа соседства. Рождалась соседская община, способная «выдержать» систему классовой организации общества. Уничтожение принудительного родового равенства и замена родовой собственности семейной и личной вели к неравномерному накоплению прибавочного продукта в разных семьях, к росту имущественного неравенства. Это предопределило зарождение государственности у славян.

На место рода должна была встать какая-то новая структурная форма, придававшая устойчивость славянскому обществу в целом.

Важность изучения становления древнерусского государства заключается в том, что государственные и правовые институты, созданные в этот период, легли в основу формирования последующих форм государства в России и других государств. Так, первый правовой источник «Русская правда» послужил базой для создания последующих правовых документов русского государства.

1. Восточные славяне в период, предшествовавший образованию государственности

В письменных источниках начала новой эры упоминаются племена, жившие в Восточной Европе под названием «венед(т)ы» («анты»). Впервые такое наименование встречается у греческого писателя и государственного деятеля Плиния Старшего. О «венедах» упоминал и римский историк Тацит. Между славянами-венедами начала века нашей эры и племенами праславян существует прямая связь.

В начале новой эры складывалось многочисленное этническое образование славян, заселявших восточную и центральную Европу между Днепром на востоке и Одером на западе. Предположительно, на севере территория их расселения достигала левобережья Припяти, а на юге - рубежа лесостепи и степи.

Письменные источники более позднего времени, II-V вв. (труды Прокопия Кесарийского - византийского историка, Иордана - готского историка) свидетельствуют о проживании антов (восточных венедов) между Днепром и Днестром и к востоку от Днепра.

Во второй половине I тысячелетия н.э. славяне занимали значительную территорию, простиравшуюся между Эльбой на Западе, Волго-Окским междуречьем на северо-востоке, оз.Ильмень - на севере и северным Причерноморьем - на юге. Обширность территории обусловила дифференциацию славян. Можно выделить восточных, западных и южных славян.

Большую территорию, на которой сформировалась древнерусская народность заселяли восточнославянские племена. Достаточно подробно расселение восточных славян описал древнерусский летописец Нестор (XI-нач. XII в.).

На основании различных источников можно представить картину размещения славянских племен следующим образом:

Поляне жили на правобережье Днепра с центром в Киеве;

Древляне - к северу от полян в междуречье Роси и Припяти с центром в Искоростене;

Дреговичи - севернее древлян и полян на левобережье Припяти;

Бужане и волыняне - западнее полян, по верхнему течению Южного Уличи и тиверцы - западнее бужан и волынян в бассейне Днестра;

Хорваты (белые хорваты) - в Закарпатье;

Северяне - на левом берегу Днепра, в бассейне реки Сулы, Сейма, Десны до Северного Донца;

Радимичи - на востоке, в бассейне среднего и верхнего течения Оки и Москвы реки.

Основной хозяйственной единицей владевшей землей, орудиями труда, скотом, продуктами труда была родовая община. Она состояла из группы кровнородственных семей. Хозяйство велось совместно, всей общиной. Земельные участки периодически перераспределялись между отдельными семьями. Частной собственности на землю не было.

В I половине I тысячелетия у восточных славян начался процесс отделения ремесла от земледелия, развития товарного производства. Это привело к появлению наряду с родовой общиной - общины территориальной (соседской), (т.н. «мир» или «вервь»). Начался процесс разложения первобытного строя, который был связан с дальнейшим развитием пашенного земледелия.

Процесс классообразования у славян проходил на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую. Известную роль в ходе образования государства играли неразвитые рабовладельческие отношения.

Форму общественных отношений, существовавших у славян в VII-VIII вв. можно определить как «военную демократию». Ее признаками являлись: участие всех мужчин племени в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение).

Наличие соседской общины и патриархального рабства (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозило процесс социальной дифференциации.

Племенные союзы в военно-политических целях объединялись в более крупные формирования - «союзы союзов». Центром одного из них был Киев. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань). В IX в. большая часть слаянских племен объеденилась в территориальный союз, получивший название «Русская земля». Центром объединения был Киев, где правила полулегендарная династия Дира, Аскольда и Кия.

В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян, Киевский и Новгородский, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI вв. это государство включает в себя территории других славянских племен: древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.

. Предпосылки образования древнерусского государства

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов. Предпосылки образования древнерусской государственности обозначились в VII-VIII в. н.э..

Образование государства у восточных славян совпало и было обусловлено разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. Они заменялись территориальными, политическими и военными союзами. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 (по другим оценкам - 10) племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.

Предпосылки, обусловившие образование древнерусского государства, можно разделить на несколько групп:

А)Социально-экономические предпосылки.

В первую очередь принимать во внимание те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VII-IX вв. Так, развитие земледелия, особенно пашенного, в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (то есть, происходило отделение военного труда от производительного).

На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли.

В районах распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую. Такая община, как и раньше, в основном состояла из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных больших семей, владевших орудиями труда и скотом. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не происходило - производительность земледельческого труда оставалась очень низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда. Кроме того, на лесной территории восточнославянского мира сохранялось подсечное земледелие, а из-за своей трудоемкости оно требовало усилий всего рода. Так сложилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.

Б) Социально-политические предпосылки.

Усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения инициировали становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины, как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах. Так В.О. Ключевский считал, что причину образования государства у восточных славян можно определить как «военно-проммышленную». Он писал: «Государство становится возможно, когда среди населения, разбитого на бессвязные части с разобщёнными или даже враждебными стремлениями, является либо вооружённая сила, способная принудительно сплотить эти бессвязные части, либо общий интерес, достаточно сильный, чтобы добровольно подчинить себе эти разобщённые или враждебные стремления. В образовании Русского государства принимали участие оба укачанных фактора, общий интерес и вооружённая сила».

Кроме того, межплеменная борьба приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В итоге, власть князя, которую он стремился превратить в наследственную, все менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы все более отчуждались от интересов соплеменников.

В) Внешнеполитические предпосылки.

К внешним факторам следует отнести, прежде всего, военно-политическое давление, которое оказывали на славянский мир его соседи - кочевые народы, прежде всего хазары и норманы. Стремление кочевников взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Взимая, например, продукты промыслов, в первую очередь, пушнину со своих соплеменников и обменивая их на предметы потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начала осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что привело к объединению ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.

С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Не случайно долгое время великие князья на Руси назывались по примеру Хазарского каганата хаканами (каганами). Эталоном государственно-политического устройства считалась Византийская империя.

Следует иметь в виду то обстоятельство, что существование в Низовьях Волги мощного Хазарского каганата защищало восточных славян от набегов кочевников, которые, в предшествующие эпохи (гунны в IV V вв., авары в VII в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в итоге, появлению начатков государственности.

древнерусский государство христианство

3. Принятие Русью христианства

Важнейшую роль в формировании Руси как крупнейшего европейского государства, в развитии ее экономических, политических, семейных связей с Европой и Византией сыграло принятие в 988 году князем Владимиром христианства, в качестве государственной религии на Руси было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в городе Корсуни (Херсонесе) - центре византийских владений в Крыму. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение, поскольку оно способствовало скорейшему отмиранию пережитков родового строя. В первую очередь это касалось брачного права. В высших кругах господствовало многоженство. Христианская церковь с самого начала способствовала ликвидации старых брачных форм и последовательно проводила эту линию в практику. И если уже в XI в. моногамный брак получил на Руси окончательное признание, то в этом была немалая заслуга христианской церкви.

Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей: церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, чеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.

Принятие на Руси христианства как государственной религии определялось рядом причин. Возникновение в VII - IX вв. классового раннефеодального строя и государственной религии явилось результатом связанных друг с другом процессов. Формирование местных княжений и создание на их основе в IX в. древнерусского государства с центром в Киеве требовало в свою очередь изменений в идеологической области, религии. Попытки же противопоставить христианству реформированный языческий культ не привели к успеху. Русь в IX - X вв. традиционно была связана с Константинополем - Царьградом и со славянами в Центральной Европе и на Балканском полуострове, также находившемся в тесном общении с Византией. Эти связи в значительной степени определяли церковную ориентацию Руси на восточно-христианский мир и на константинопольскую кафедру. Киевские князья могли сами выбирать то направление христианства, в наибольшей степени отвечающее политическим и культурным нуждам государства.

Христианство утверждало равенство людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле. Принятие христианства укрепило государственную власть и территориальное единство киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской и античной культуры.

Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

Русь стала страной где осуществилось необычайное и довольно прочное сочетание христианских догматов, правил, традиций и старых языческих представлений. Возникло так называемое двоеверие. Христиане молились в церквях, клали поклоны перед домашними иконами, но одновременно справляли старые языческие праздники. Так, праздник Коляды слился с Рождеством Христовым и Крещением. Сохранился и праздник Масленицы, который и доныне отмечается перед Великим постом. Народное сознание упорно вплетало старые языческие поверья в свой быт, приспосабливая христианскую обрядность к провеянным веками явлениям природы, которые так внимательно и точно определялись язычеством. Двоеверие стало удивительной отличительной чертой истории русского и других христианских народов, населявших Россию. Когда мы говорим об историческая значении христианства, то, прежде всего, имеем в виду последующее развитие церкви, её постепенное укоренение на русской почве и то всестороннее влияние на русскую жизнь - экономическое, политическое, духовное культурное, которое церковь стала со временем оказывать. При церквях и монастырях создавались школы, и первые древнерусские грамотеи прошли выучку в монастырских кельях. Здесь же трудились и первые русские художники, создавшие с течением времени прекрасную школу иконописи. Монахами, деятелями церкви в основном являлись создатели замечательных летописных сводов, разного рода светских и церковных сочинений, поучительных бесед, философских трактатов.

Церковь и духовенство активно работали на укрепление семьи, общества, государства, способствовали унижению уровня эксплуатации. Однако, содействуя развитию культуры, грамотности, церковь одновременно всеми силами подавляла культуру, основанную на языческих традициях и обрядах.

Заключение

Древнерусское государство было не первым государственным образованием у восточных славян. Славяне прошли длительный путь государственного развития. Образование Новгородского и Киевского княжеств было подготовлено развитием многих государственных образований славян в период разложения первобытнообщинного строя и становления феодализма.

В процессе объединения всех восточнославянских земель сформировалась древнерусская народность.

Образование древнерусского государства решило целый ряд важнейших задач, среди которых:

.Формирование государственного образования ускорило перерастание последней стадии развития первобытно-общинного общества в более прогрессивное - феодальное, что создало благоприятные условия для развития хозяйства (увеличились производительность труда, площадь засеваемых земель и т.д.);

.Государство укрепило обороноспособность восточно-славянского населения предотвратив его физическое уничтожение со стороны кочевников (хазар, печенегов, половцев и т.д.);

.На базе древнерусского государства впоследствие сформировалась древнерусская народность (общность территории языка, культуры, менталитета);

4.Мощный импульс получила древнерусская культура;

5.Древнерусское государство подняло авторитет восточных славян в Европе, о чем свидетельствуют широкие международные связи Киевской Руси (с Византией, Римом, Польшей, Чехией, Болгарией и т.п.), брачные союзы Киевского княжеского двора с королевскими династиями Западной Европы;

.Древнеславянское государство положило начало государственности не только славянских, но и неславянских народов (угро-финского населения и др.);

.Древнерусское государство затромозило продвижение кочевых народов, ослабив их натиск на Византию и страны Центральной Европы;

9.Древнерусское государство стало своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом и Востоком.

Список использованной литературы

1.Думин С.В., Турилов А..А. Откуда есть пошла Русская земля? // История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России 9 - нач. 20 в. М.: Просвещение, 1991.

.Исаев И.А. История государства и права России: Учеб. пособие. - М.: Юрист, 1993.

.Ключевский В.О. Курс русской истории. Т.2. - М.: Мысль, 1987.

.Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Три модели развития России.- М.: Юнити, 2000.

.Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель.// Вопросы истории, 1991, №2.

Похожие работы на - Образование и развитие древнерусского государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!