инструменты. Он одушевлял их (начало анимизма), уговаривал и дальше хорошо помогать (элементы магии), оберегал от посторонних, а если подводили, ломал. Таким образом, выходит, что фетишизм - самая древняя форма религии [5].
Шаманизм - вера в то, что отдельный человек (шаман) обладает сверхъестественными способностями. Шаманизм возникает на более позднем этапе развития, когда появляются люди, обладающие особым социальным статусом. Шаманы были хранителями информации, имеющей большое значение для данного рода или племени. Шаман совершал ритуал, который назывался камлание (ритуал с плясками, песнями, во время которых шаман общался с духами). Во время камлания шаман якобы получал указания от духов о способах решения проблемы или лечения больных [5]. Элементы шаманизма присутствуют в современных религиях. Так, например, священникам приписывается особая сила, позволяющая им обращаться к Богу.
Таким образом, первобытные религиозные верования послужили базой для всех последующих форм религии и их элементы сохраняются до сих пор, иногда оказывая значительное влияние на жизнь современного общества.
. Связь образцов художественной деятельности с архаическими формами религии
Интерес к проблеме происхождения искусства и религии связан, во-первых, с многочисленными открытиями произведений первобытного искусства, которые вот уже в течение ста лет удивляют мир. Эти открытия заставляют пересматривать прежние представления о жизни и культуре первобытных людей, их материальных и духовных потребностях. Хотя искусство и религия порождены принципиально различными социальными потребностями, возникли они в одно время и реализовались первоначально в единой, не расчлененной системе духовно-практической деятельности, которую представлял собой первобытный мифологически-обрядовый комплекс.
Зачатки художественного творчества возникали в непосредственной связи с двумя сторонами жизни первобытных людей. Во-первых, в процессе трудовой деятельности, прежде всего изготовления орудии труда. Во-вторых, в процессе развития средств общения между людьми. Эта связь отчетливо прослеживается в эпоху, которую археологи называют «верхним палеолитом» (40-10 тыс. лет назад), то есть временем, когда впервые появились люди современного физического типа (кроманьонцы). Археологи нашли многочисленные орудия труда того времени, украшенные разнообразным орнаментом, а иногда резными или скульптурными изображениями животных [2 c.156]. Важно отметить, что в этих изделиях украшения подчинены функциональному назначению орудия: красота не противостоит пользе, а лишь дополняет её. Выдающимся образцом подобных изделий служит копьеметалка, найденная в 1940 году в Мае д'Аэиле (Франция). Один её конец - крючок, в который при метании копья упирался конец его древка, - представляет собой скульптурное изображение козла.
Зачатки искусства связаны не только с изготовлением орудий труда, но и с развитием общения между людьми. Первоначально (у формирующихся людей - питекантропов и синантропов) средства общения, по-видимому, были непосредственно вплетены в процесс деятельности и представляли собой нечленораздельные жесто-звуковые комплексы. В дальнейшем процесс общения отделяется от процесса труда. В верхнем палеолите, у людей современного физического типа развивается членораздельная звуковая речь, которая служит формой выражения логического понятийного мышления [5]. Но, кроме того, средства общения реализуются в рисунке и жесте, которые в большинстве случаев являются элементами обрядового комплекса.
Содержание этой информации было различным, оно включало в себя и иллюзорные магические представления, но это не меняет сути дела. Рисунок с самого начала был не только реализацией эстетической потребности, но и средством выражения определенных образов и мыслей, передачи их другим людям. Обе эти стороны находились в неразрывном единстве, о чем говорят многие наблюдения этнографов. Так, например, индейцы племени бороро, нарисовав на песке животное в натуральную величину (тапира, пантеру), вынимали песок из контура, углубление засыпали пеплом от костра, а места глаз и пятен на шкуре животного покрывали темным песком. При лунном свете, в багровых отблесках костра рисунок казался реальной, расстеленной на песке шкурой зверя [2 c. 49].
Говоря о Центральной Азии, следует отметить, что корни религиозных верований данного региона уходят в глубокую древность. В неглубоких, но труднодоступных гротах ущелья Зараутсай в горах Кухитанг (Сурхандарьинская область) сохранилось около 200 рисунков человека, самые древние из которых относятся к периодам мезолита и неолита, а самые последние - к эпохе бронзы. Наскальная живопись Зараутсая является уникальной и признана памятником мирового значения (12-5 тыс. лет до н.э.).
Одним из наиболее ранних среди наскальных рисунков магического значения исследователи считают мотив руки - пятерни, который был весьма распространен и в последующие времена. Отпечаток или контур руки считается знаком присутствия в данном месте оставившего его человека. Позднее он приобретает значение символа обладания или оберега. В бассейне среднеазиатского Междуречья круг, ромб и крест служили символами или атрибутами солнечных божеств. Сосуды со знаками, сделанными от руки в виде креста, позднее встречаются в памятниках разных эпох. Этот знак интерпретировался как охраняющими содержимое сосуда.
Первобытные изображения зверей выполняли несколько практических функций, в том числе и функцию иллюзорного, магического замещения реального зверя. В тех условиях магическое отношение к животному не только не препятствовало, но, напротив, способствовало его реалистическому воспроизведению: чем более был похож «заместитель» зверя на него самого, тем сильнее были иллюзии, что обрядовое действо обеспечит обильную добычу [4 c.327].
Танец, как часть искусства, так же связан с древнейшими формами религии. Так, А. Ф. Анисимов приводит свидетельство одного этнографа о так называемой «бизоньей пляске» индейского племени майданов в Северной Америке. Бизоний танец они устраивали тогда, когда бизоньи стада удалялись от стойбищ индейцев. Танец преследовал цель вернуть добычу, обеспечить успех в охоте. В каждом туре пляски участвовали от пяти до пятнадцати индейцев. В руках - оружие. Танец, изображающий охоту, длится непрерывно две, а то и три недели, пока не появятся бизоны. Танцоры сменяют друг друга. Когда кто-либо из танцоров устаёт, он падает, подражая бизону, и в него пускают стрелу с затупленным наконечником. Присутствующие за ноги оттаскивают упавшего из круга и копируют свежевание бизона. Подобные обряды известны и у других народностей. В этом обряде можно четко выделить нисколько существенных особенностей первобытной магии. Во-первых, становится ясно, что охотничья магия возникает как продолжение охотничьих, то есть трудовых, действий людей. Во-вторых, в «бизоньем танце» чётко выступает главная особенность магических обрядов овладения добычей. Этот танец - попытка выдать желаемое за действительное, подменить реальный процесс охоты его имитацией [8,c 98].
В этих первоначальных формах магический ритуал хотя и содержит в себе элементы веры в сверхъестественное (в виде веры в сверхъестественную связь между ритуалом и результатами самой охоты), но они здесь сочетаются с многими другими его сторонами: и с упражнением охотников в силе и ловкости, и с точным воспроизведением повадок зверя, и, наконец, с эмоционально-эстетическим освоением ритма телодвижений, что в дальнейшем послужит основой возникновения танца. Это слияние и переплетение происходило прежде всего в обрядах. Обряд никогда не выполнял только одну магическую функцию. Он представлял собой сложное многостороннее образование, которое служило формой реализации сразу нескольких социальных потребностей. Помимо удовлетворения потребности в иллюзорном восполнении практического бессилия первобытных людей (эта потребность реализовалась в вере в магическую, сверхъестественную силу обряда), обряд удовлетворял их познавательную, эмоционально-экспрессивную, учебно-воспитательную и эстетическую потребности. В охотничьем танце, в изображениях и масках, которые были его компонентами, по свидетельству этнографов, очень точно фиксировались особенности поведения зверей, их повадки. В обряде тем самым находила свою реализацию потребность познания особенностей животных - объектов охоты и передача этих знаний новым поколениям. Немаловажную роль играл первобытный обряд и как форма проявления эмоций, как способ эмоциональной разрядки.
Наконец, обряд удовлетворял и зарождавшуюся эстетическую потребность первобытных людей. Он органически включал в себя компоненты как изобразительного искусства (рисунки, скульптуры зверя, его маски), так и танцевально-музыкального. Археологические данные свидетельствуют о том, что значительная часть рисунков животных на стенах пещер, а также их скульптурные изображения использовались первобытными людьми в обрядовых церемониях [8c.360].Так, в пещере Монтеспан (Франция) были найдены остатки трех скульптур пещерных львов. Шея и грудь одного льва были испещрены следами попаданий дротиков и копий. Другие две скульптуры были почти разбиты - также, очевидно, в результате попаданий в них копий и дротиков. В той же пещере обнаружена глиняная скульптура медведя. Между его передними ногами лежал череп молодого медведя, который, очевидно, первоначально увенчивал скульптуру. Эта скульптура была изрешечена круглыми дырками, вероятно, следами попаданий копий или дротиков. Подобные примеры свидетельствуют о несомненной связи между изобразительным искусством эпохи палеолита и обрядами первобытных охотников.
. Полифункциональность первобытного искусства, основные периоды его развития
Первобытное искусство имеет несколько периодов развития, Древнейшие его памятники, известные науке, найдены в Западной Европе (главным образом на территории Франции и Испании). Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека современного типа (около 33-го тысячелетия до н. э.). Возникновение искусства означало огромный шаг вперёд в развитии человечества, способствовало укреплению социальных связей внутри первобытной общины, формированию духовного мира человека, его начальных эстетических представлений. Тесно связанное с первобытными мифологическими воззрениями, оно основывалось на анимизме (наделении природных явлений человеческими качествами) и тесно связанном с ним тотемизме (культе животного - прародителя рода). Характерной чертой палеолитического искусства, воплощавшего свои представления в живых, персонифицированных образах, является яркий, стихийный реализм. Поразительная жизненность многих палеолитических изображений обусловлена особенностями трудовой практики и мировосприятия палеолитического человека, ведь жизнь первобытного охотника напрямую зависела от знания животных и их повадок.
Первые произведения первобытного изобразительного искусства появились в зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33-18-е тыс. до н. э.). С этого времени на больших пространствах от Сибири до Западной Европы широко распространились женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами - так называемые Венеры, по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы [8 c.412].
Одновременно с ними появляются обобщённо-выразительные изображения животных (статуэтки из камня, кости и глины: гравированные фигуры или головы на кости, камне, роге), воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя и др. Наскальные, в том числе пещерные, изображения эпохи палеолита переживают расцвет в солютрейское и мадленское время (20-11-е тыс. до н. э.) - главным образом на юге Франции (росписи в пещерах Монтиньяк, Нио, Ласко, «Три брата» и др.) и Северо-Западе Испании [8 c.419].
При всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщённости палеолитическое искусство остаётся интуитивно-спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нём отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.
В позднем палеолите получает развитие архитектура. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными в землю примерно на треть куполообразными постройками (округлыми или прямоугольными в плане), иногда с длинными тоннелеобразными входами. В качестве строительного материала иногда использовались кости крупных животных. Многочисленные палеолитические стоянки обнаружены во многих районах Европы и Азии, в том числе на территории бывшего СССР (на Украине и в Белоруссии, на Кавказе и Дону, в Сибири и др.) [4 c.63].
Искусство мезолита (переходного периода от палеолита к неолиту; примерно с 10 - 8-го тыс. до н. э.) отражает существенные экологические изменения (окончание ледникового периода), повлиявшие на многие стороны жизни первобытного человека: распространение стоянок под открытым небом, интенсивное развитие рыболовства и охоты, создание новых орудий, изобретение лука, начало одомашнивания животных, переход к более активной производительной деятельности. Мезолитические наскальные изображения (открытые в Восточной Испании) резко отличаются от палеолитических. Важное место в них занимают изображение человека в действии, многофигурные композиции: сцены сражений, охоты и т. п. Выделяется несколько стилистических групп изображений. Первая, к которой, в частности, относятся рисунки из Аддоры (Сицилия), отличается относительным реализмом. Мезолитический художник освобождает фигуру человека от деталей, мешающих передаче движения, действия, сложных ракурсов, массовых сцен [4 c.93]. К концу периода мезолита условные фигуративные изображения постепенно уступают место разнообразным знакам и символам.
В эпоху неолита (примерно с 8-5-го тыс. до н. э.) и период бронзы (примерно 3-2-е тыс. - начало 1-го тыс. до н. э.) появились изображения, передающие более сложные и отвлечённые понятия, наметилось стремление создать картины реальной жизни. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства (керамика, обработка металла, ткачество; получило широкое распространение связанное с ними искусство орнамента). Первоначально те или иные виды орнамента имели магический, культовый смысл, но по мере развития обретали и чисто художественную выразительность.
Наиболее зрелые формы культуры, связанные с интенсивным развитием земледелия и скотоводства, сложились в Малой и Передней Азии, а также на северо-востоке Африки. Впоследствии здесь возникли первые классовые общества и рабовладельческие государства. Здесь уже в 3-м тыс. до н. э. сложились основные виды искусства - архитектура, скульптура, живопись.
Высокого уровня здесь достигло искусство керамики - строгие по формам сосуды из светлой глины с изящными, лаконичными росписями, выполненными красно-коричневыми красками. Росписи включают как геометрические мотивы, имеющие, вероятно, символическое значение (полосы, волнистые линии, треугольники, ромбы, сетчатые узоры и др.), так и лёгкие стилизованные изображения птиц и зверей (преимущественно козлов и баранов).
В более отдалённых районах (например, на Севере Европы и Азии, где долго сохранялся рыболовно-охотничий первобытный уклад жизни) вплоть до 1-го тыс. до н. э. сохранились видоизменённые древние формы искусства. Здесь обнаружено большое число жизненно убедительных скульптурных изображений (преимущественно голов лосей, медведей, водоплавающих птиц), чаще всего составляющих часть культовой деревянной утвари и каменного оружия (находки из Оленеостровского могильника в Карелии, 4-3-е тыс. до н. э., торфяников Шигир и Горбуново в Приуралье, 3-2 тыс. до н. э.; единичные находки в Финляндии, Швеции и др.) [5].
Средневековой Европе переходу к оседлости и земледелию сопутствовало бурное развитие производства керамики, прошедшего на протяжении неолита и эпохи ранней бронзы сложную эволюцию и породившего множество как местных, так и общеевропейских культурных центров. Простые, преимущественно округлые или прямостенные сосуды выполнялись от руки. На юго-востоке Европы (территория Греции, Югославии, Болгарии, Румынии, Молдовы) и в Средней Азии преобладала многоцветная расписная керамика со спиралевидным узором, орнаментом из треугольников или лент, заполненных точечной инкрустацией. Зодчество эпох неолита и ранней бронзы представлено общинными поселениями (многокомнатные дома столбовой конструкции или с каркасной основой из плетёных прутьев, обмазанных глиной, в Центральной и Восточной Европе; сырцовые дома в Средней Азии и др.). О прогрессе строительной техники говорят многочисленные мегалитические постройки, сложенные из крупных монолитных каменных блоков. Они встречаются почти повсеместно.
В эпоху бронзы повысилась производительность труда, начались имущественная дифференциация и разложение первобытной общины. В этот период наивысшего расцвета достигло эгейское искусство, развивавшееся под воздействием восточных цивилизаций и оказавшее большое влияние на становление культуры Средиземноморья, и особенно Древней Греции. В Европе и Азии в 1-м тыс. до н. э. продолжался процесс разложения первобытной общности людей, постепенно формировались племенные и этнические объединения (древние германцы, иллирийцы, кельты, норманны, саки, сарматы, скифы, славяне древние, древние тюрки, финно-угры древние, фракийцы, этруски). Для этого времени в средневековой Европе характерны скромная посуда с простым штампованным геометрическим узором, связанная с традициями неолита, бронзовые фибулы, подвески, мечи с орнаментированными в геометрическом духе рукоятями. [6].Искусство обработки металла достигло здесь высокого уровня на рубеже бронзового и железного веков.
С середины 1-го тыс. до н. э. искусство «варварских» народов Европы и Центральной Азии воспринимало усиливающееся воздействие античной цивилизации и позднее, с процессом сложения феодализма, включилось в общеевропейский поток развития средневековой художественной культуры. Однако богатое и разнообразное искусство, органически связанное с традициями первобытного искусства, продолжало существовать вплоть до XIX-XX вв. у народов, в значительной степени сохранивших первобытнообщинные отношения (у аборигенов Австралии, Океании и Южной Америки, эскимосов Канады и Северо-Восточной Сибири, народов Африки).
Искусство обладает множественностью целей или полифункциональностью. Функция искусства (от лат. function - исполнение, осуществление) - роль, которую выполняет искусство в жизни человека и общества. Искусство отражает жизнь человека в нераздельности ее при родных, социальных и личностных моментов [1c.180]. Отсюда вытекает многообразие его функций как по отношению к отдельному человеку (зрителю, слушателю), так и их множеству, составляющему публику, а через нее к обществу в целом. Многообразие функций свойственно и науке, но в искусстве оно получило более разностороннее развитие в силу его способности давать целостную картину мира.
Некоторые исследователи искусства насчитывают десять ее функций, рассмотрим некоторые из них. К духовным (идеологическим) функциям относятся эстетическая (способность к восприятию и преобразованию мира по законам красоты). Желание творить и созерцать красоту заложено в человеке изначально [1.c 110]. Откуда в человеке эта потребность и что за этом стоит - это уже другой вопрос. Но сам «инстинкт красоты» у человека несомненен. Даже маленькие дети проявляют «эстетическую заинтересованность», т. е. предпочитают красивые предметы некрасивым. Если мы искусственно блокируем удовлетворение эстетических потребностей, т. е. лишим человека возможности созерцать прекрасное, он будет испытывать колоссальные трудности.
Следующая функция гедонистическая (доставление удовольствия, наслаждения). Искусство доставляет людям наслаждение и создает глаз, способный наслаждаться красотой красок и форм, ухо, улавливающее гармонию звуков. Гедонистическая функция (вторая сущностная функция) как и эстетическая пронизывает все другие функции искусства [1c.204]. Еще древние греки отмечали особый, духовный характер эстетического наслаждения и отличали его от плотских удовольствий.
Предпосылки гедонистической функции искусства:
) художник свободно (мастерски) владеет жизненным материалом и средствами его художественного освоения; искусство - сфера свободы, мастерского владения эстетическим богатством мира; свобода (мастерство) вызывает восхищение и доставляет наслаждение;
) художник соотносит все осваиваемые явления с человечеством, раскрывая их эстетическую ценность;
) художественная реальность упорядочена и построена по законам красоты;
) реципиент испытывает приобщенность к порывам вдохновения, к творчеству поэта (радость сотворчества); 6) в художественном творчестве есть игровой аспект (искусство моделирует деятельность человека в игровой форме); игра же свободных сил - еще одно проявление свободы в искусстве, доставляющее необычайную радость [1,c 115].
Одной из важнейших функций является воспитательная (духовно-нравственное становление личности). Отражая мир в его эстетическом своеобразии, показывая прекрасное или безобразное, трагическое или комическое, возвышенное или низменное, искусство облагораживает эмоциональный мир человека, воспитывает чувства, формирует интеллект, вызывает ощущение эстетической радости.
Познавательная функция несет научный смысл (отражение объективного мира и его усвоение). Благодаря искусству перед нами оживают исторические события и люди других эпох и стран, мы знакомимся с образами жизни других наций, получаем массу впечатлений, которые не может дать изучение архивных документов [6].
К практическим (социально-организующим) функциям искусства относится во-первых, воспитательная функция искусства, решающая задачу формирование человека, личности определенного типа общества. Искусство в этом отношении оказывается очень деликатным воспитателем, добирающимся ненавязчиво через чувства человека до самых глубин его натуры. Воздействие искусства так сильно, что оно может «научить» и негативному поведению в противовес интересам социума. Во-вторых, к этой группе отнесем и психотерапевтические функции искусства, такие как гедонистическая (наслаждение образным миром), эвристическая (побуждение творческой энергии), релаксационная (удовольствие - расслабление). Не случайно психотерапевты при общении со своими пациентами прибегают к услугам искусства, музыки. В этой же группе социально-организующая функция искусства, образы которого способствуют сплочению и организации социальных групп и общностей. Каждое государство, поэтому, имеет гимн, необходимую символику, так же как и каждая организованная в некоторое сообщество социальная группа [1.c 120].
Изучение первобытного искусства, места, занимаемого им в жизни древнейшей общины, и роли, которою оно там играло, показало, что искусство действительно с самого начала одухотворяло, облагораживало, возвышало человека, активно развивало в нем дремавшие на первых порах духовные потенции. Но и в дальнейшем, на протяжении всей истории культуры, степень приобщенности к искусству характеризовала общий уровень духовности, эмоциональной «чувствительности», эстетической восприимчивости людей, их способность не ограничиваться удовлетворением одних только физиологических и утилитарных потребностей. Искусство развивает духовность человека всесторонне - целостно - в единстве мыслей, чувств, воли, вкусов, в единстве его эстетического, нравственного, гражданственно-политического отношения к миру, в единстве его сознания и самосознания.
Заключение
Цель данной контрольной работы является - изучение архаических форм религии, проблемы происхождения искусства и выявление его роли в человеческой жизни. Для достижения цели были поставлены задачи, такие как
Изучение периода появления религии, характеристики ее основных древнейших форм, обоснование связи образцов художественной деятельности с архаическими формами религии, и описание полифункциональности первобытного искусства, и основных периодов его развития.
В ходе написания контрольной работы были рассмотрены самые древние формы религии, присущие первобытному обществу. Особое внимание было уделено связи древнейших форм религии с искусством, их роли в первобытном обществе и для культуры в целом. Так же рассмотрена полифункциональность искусства первобытного человека, основные периоды его развития и становления.
Таким образом, анализ исторического процесса формирования художественной потребности человечества позволил определить ее как потребность очеловечивания человека, отрыва его от исходного животного состояния, его одухотворения, возвышения над биофизическими и утилитарными практическими нуждами. Искусство выражает взгляд на человека и окружающий его мир в ракурсе вечности и всеобщности. В любом подлинном произведении искусства, независимо от времени его создания и от того, в системе какой национальной культуры оно возникло, выражается миросозерцание человека, ядром которого является духовность. Искусство и религия на протяжении многих веков тесно взаимодействовали. Большую часть своей истории искусство по преимуществу существовало в рамках, устанавливаемых религией.
Сделаем вывод, что первобытные религиозные верования оказали значительное влияние на развитие человеческого общества и культуры, способствовали развитию и укреплению человеческих объединений, сами изменяясь под влиянием общественного развития. Они послужили базой для всех последующих форм религии и их элементы сохраняются до сих пор, иногда оказывая значительное влияние на жизнь современного общества.
В процессе написания работы были использованы материалы монографий, учебных пособий, книг, журналов таких авторов Борев Ю.Б., Крывелёв И.А., Анисимов А.Л. и других.
Итак, поставленные цели достигнуты, актуальность темы исследования доказана.
Список использованных источников
1.Борев Ю.Б. Эстетика - М, : Высш. шк., 2002. - 511с
2.Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. Спб.,1996.- 250с.
.Крывелёв И.А. История религий.- М.: Политиздат, 1988. 563 с.
.Тэйлор Э.Б. Первобытная культура.-М.: Изд-во полит.лит., 1989. 573 с.
.Д. М. Угринович, статья « Искусство и религия», журнал «Наука и религия» № 12, 1981г, №1 1982 г.
.Клейн Л., статья «Персонализм: «культура и личность», журнал «Развитие личности» №3,2014г. - [Электронный ресурс]
.Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества - М.; Л.: Наука, 1966 г. - 244 с.