Функции искусства в обществе

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,25 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Функции искусства в обществе















Контрольная работа

по предмету: Социология

на тему: Функции искусства в обществе

Введение

Слово "искусство" - первоначально обозначало всякое мастерство более высокого и особого сорта ("искусство мышления", "искусство ведения войны"). В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, и созданных благодаря нему произведений - произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой - от произведений науки, ремесел, техники. Причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства. Реальные и душевные источники искусства, т.е. художественного творчества, усматриваются в различных явлениях: фантазии (романтизм), многообразном стремлении к изменению (Шиллер), стремлении к подражанию (Аристотель, современный натурализм), стремлении к символическому изображению (немецкий идеализм, экспрессионизм) и во многом другом. Но это все образные определения искусства. Философия же дает следующее определение. Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов. В практической деятельности у людей складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные и безобразные, трагические и комические, т.е. эстетически. В процессе художественного творчества эстетические представления художников закрепляются, "овеществляются" различными материальными средствами (красками, звуками, словами и т.д.) и предстают как произведения искусства. Эстетические представления людей, закрепленные художественными средствами в произведении искусства, называются художественными образ.

1.Место и роль искусства в обществе

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства - жизнь людей - чрезвычайно разнообразен и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Вопрос, какую роль играет искусство в человеческой жизни, столь же древен, как и первые попытки его теоретического осмысления. Правда, как замечает Столович Л.Н., на самой заре эстетической мысли, выражаемой подчас в мифологической форме, собственно, и вопроса никакого не было. Ведь наш далекий предок был уверен в том, что проткнуть изображение бизона реальной или нарисованной стрелой- значит обеспечить удачную охоту, исполнить воинственный танец - значит наверняка победить своих врагов. Спрашивается, какие же сомнения могли быть в практической действенности искусства, если оно было органически вплетено в практическую жизнь людей, было неотторжимо от ремесла, творившего мир необходимых для существования людей предметов и вещей, было связано с магическими обрядами, благодаря которым люди стремились воздействовать на окружающую их действительность?

Стоит ли удивляться их вере в то, что Орфей, которому древнегреческая мифология приписывает изобретение музыки и стихосложения, мог своим пением склонять ветви деревьев, сдвигать камни и укрощать диких зверей.

Мир художественных образов, по убеждению античных мыслителей и художников, «подражавший» жизни, становился неотьемлемой частью истинной жизни человека. Еврипид, например, писал:

Нет, не покину, Музы, алтарь ваш…

Истинной жизни нет без искусства…

Но как воздействует на человека удивительный мир искусства?

Уже античная эстетика стремилась дать ответы на этот вопрос, однако они не были однозначными. Платону, признавшему только такие произведения искусства, которые укрепляют нравственные основы аристократического государства, подчеркивал единство эстетической действенности искусства и его нравственного значения.

На «подражании» действительности, по Аристотелю, основывается способность искусства оказывать на человека и моральное и эстетическое воздействие, формируя сам характер его чувств: « Привычка же испытывать огорчение или радость при восприятии того, что подражает действительности, ведет к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с действительностью. История художественной культуры запечатлела немало случаев, когда восприятие искусства послужило непосредственным импульсом для совершения тех или иных поступков, для изменения образа жизни. Таким образом, истоки искусства - в действительности, но произведение искусства представляет особый собой мир, предполагающий восприятие, отличное от восприятия реальности.

Если же зритель, принимая искусство за реальность, порывается установить справедливость, физически расправляясь с актером, играющим злодея, стреляет в киноэкран или бросается на картину с ножом, угрожает романисту, беспокоясь за судьбу героя романа, то все это очевидные симптомы или психической патологии вообще, или же, по крайней мере, патологии художественного восприятия.

Искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность и силу, будь то эмоция или интеллект, а на человека в целом. Оно формирует, подчас безотчетно, неосознанно саму систему человеческих установок, действие которых проявится рано или поздно и зачастую непредсказуемо, а не просто преследует цель побудить человека к тому или иному конкретному поступку. Сила искусства в том и состоит, чтобы взывать к человеческой совести, пробуждать его духовные способности. Искусство не устаревает. В книге академика философа И.Т. Фролова « Перспективы человека» содержатся рассуждения о том, почему искусство не устаревает. Так, в частности, он замечает: « Причина этого - в неповторимой оригинальности произведений искусства, их глубоко индивидуализированном характере, обусловленном в конечном счете постоянной обращенностью к человеку. Уникальное единство человека и мира в произведении искусства, «человеческая действительность», познаваемая им, глубоко отличают искусство от науки не только по используемым средствам, но и по самому объекту его, всегда соотнесенному с личностью художника, его субъективным мировосприятием, тогда как наука стремится выйти за эти пределы, устремляется к «надчеловеческому», руководствуясь принципом объективности. Поэтому наука стремится и к строгой однозначности восприятия знания человеком, она находит соответствующие средства для этого, свой язык, тогда как произведения искусства не имеют такой однозначности. искусство функция духовный социальный

2. Функции искусства

Функции искусства в его отношении к человеку. Поскольку человеком является и индивид, и вид - человеческий род, человечество, постольку проблема отношения искусства к человеку имеет два масштаба - исторический и биографический. Анализ исторического процесса формирования художественной потребности человечества позволил определить ее как потребность очеловечивания человека, отрыва его от исходного животного состояния, его одухотворения, возвышения над биофизическими и утилитарными практическими нуждами. Изучение первобытного искусства, места, занимаемого им в жизни древнейшей общины, и роли, которою оно там играло, показало, что искусство действительно с самого начала одухотворяло, облагораживало, возвышало человека, активно развивало в нем дремавшие на первых порах духовные потенции.

Но и в дальнейшем, на протяжении всей истории культуры, степень приобщенности к искусству характеризовала общий уровень духовности, эмоциональной «чувствительности», эстетической восприимчивости людей, их способность не ограничиваться удовлетворением одних только физиологических и утилитарных потребностей. Искусство развивает духовность человека всесторонне - целостно - в единстве мыслей, чувств, воли, воображения, вкусов, в единстве его эстетического, нравственного, гражданственно-политического отношения к миру, в единстве его сознания и самосознания


2.1 Духовные (идеологические) функции искусства

Эстетическая (способность к восприятию и преобразованию мира по законам красоты)

Желание творить и созерцать красоту заложено в человеке изначально. Откуда в человеке эта потребность и что за этом стоит - это уже другой вопрос. Но сам «инстинкт красоты» у человека несомненен. Даже маленькие дети проявляют «эстетическую заинтересованность», т. е. предпочитают красивые предметы некрасивым. Если мы искусственно блокируем удовлетворение эстетических потребностей, т. е. лишим человека возможности созерцать прекрасное, он будет испытывать колоссальные трудности. Психологи называют это «эстетическим голодом». Ребенок, с детства лишенный возможности соприкасаться с красивыми вещами, получает тяжелое психическое поражение. Инстинкт красоты, заложенный в человеке, столь силен, что проявляется даже у детей, у которых контакт с миром ограничен (например, у слепорожденных или даже у слепоглухих детей). Хотя представление о красоте у таких детей деформировано, сама способность восхититься красотой, способность получать эстетическое наслаждение проявляется в полной мере. Таким образом, эстетическое чувство у человека не является лишь плодом воспитания и данью цивилизации. Это одно из фундаментальных свойств человеческой природы.

Гедонистическая (доставление удовольствия, наслаждения)

Искусство доставляет людям наслаждение и создает глаз, способный наслаждаться красотой красок и форм, ухо, улавливающее гармонию звуков. Гедонистическая функция (вторая сущностная функция) как и эстетическая пронизывает все другие функции искусства. Еще древние греки отмечали особый, духовный характер эстетического наслаждения и отличали его от плотских удовольствий.

Предпосылки гедонистической функции искусства:

1) художник свободно (мастерски) владеет жизненным материалом и средствами его художественного освоения; искусство - сфера свободы, мастерского владения эстетическим богатством мира; свобода (мастерство) вызывает восхищение и доставляет наслаждение;

) художник соотносит все осваиваемые явления с человечеством, раскрывая их эстетическую ценность;

) в произведении гармоническое единство совершенной художественной формы и содержания, художественное творчество доставляет людям радость постижения художественной правды и красоты;

) художественная реальность упорядочена и построена по законам красоты;

) реципиент испытывает приобщенность к порывам вдохновения, к творчеству поэта (радость сотворчества); 6) в художественном творчестве есть игровой аспект (искусство моделирует деятельность человека в игровой форме); игра же свободных сил - еще одно проявление свободы в искусстве, доставляющее необычайную радость.

Воспитательная (духовно-нравственное становление личности)

Является важнейшей функцией искусства. Отражая мир в его эстетическом своеобразии, показывая прекрасное или безобразное, трагическое или комическое, возвышенное или низменное, искусство облагораживает эмоциональный мир человека, воспитывает чувства, формирует интеллект, вызывает ощущение эстетической радости.

Познавательная функция (отражение объективного мира и его усвоение)

В. Г. Белинский отмечал, что истина открылась человечеству впервые в искусстве, а немецкий философ Ф. Шеллинг считал искусство высшей формой познания. Благодаря искусству перед нами оживают исторические события и люди других эпох и стран, мы знакомимся с образами жизни других наций, получаем массу впечатлений, которые не может дать изучение архивных документов. Представьте, что вы никогда и ничего не слышали о культуре итальянского Возрождения. Тем не менее, внимательно рассмотрев, скажем, «Сикстинскую мадонну» Рафаэля Санти или «Джоконду» Леонардо да Винчи, вы сможете многое рассказать о той эпохе, о ее людях, их идеалах, образе жизни, общем характере культуры. Если же сопоставить названные произведения со средневековой иконой, результат будет еще более показательным. В фантастических произведениях нередко писатели опережают науку и совершают открытия, которые в реальности свершаются спустя много лет. Так, например, исследователи подсчитали, что в романах Ж. Верна присутствует 108 научно-технических идей. Из них ныне осуществлены 98. У Герберта Уэллса из 86 идей сейчас реализованы 77, у Александра Беляева из 50 - 47.

.2 Практические (социально-организующие) функции искусства

Группа социально-организующих функций искусства выражает его колоссальную роль в формировании и стабилизации личности и социума. Это, во-первых, воспитательная функция искусства, решающая задачу формирование человека, личности определенного типа общества. Искусство в этом отношении оказывается очень деликатным воспитателем, добирающимся ненавязчиво через чувства человека до самых глубин его натуры. Воздействие искусства так сильно, что оно может «научить» и негативному поведению в противовес интересам социума. Во-вторых, к этой группе отнесем и психотерапевтические функции искусства, такие как гедонистическая (наслаждение образным миром), эвристическая (побуждение творческой энергии), релаксационная (удовольствие - расслабление). Не случайно психотерапевты при общении со своими пациентами прибегают к услугам искусства, музыки. В этой же группе социально-организующая функция искусства, образы которого способствуют сплочению и организации социальных групп и общностей. Каждое государство, поэтому, имеет гимн, необходимую символику, так же как и каждая организованная в некоторое сообщество социальная группа.

.3 Коммуникативные функции искусства

Коммуникативная функция искусства - это способность устанавливать контакты между человеческими индивидами и коллективами, служить одним из наиболее активных и эффективных средств общения между людьми, поколениями и народами. Искусство - не только созидатель и носитель разнообразной эстетической и другой информации, но и чрезвычайно активный и эффективный способ передачи этой информации, своеобразная форма социальных контактов и социального взаимодействия.

В этом смысле коммуникативная функция искусства выполняет роль специфического «языка», посредством которого воплощаются и передаются определенные идеи, чувства, отношения и т. д. Другими словами, коммуникативная функция искусства - это исторически оформившаяся знаково-символическая система, посредством которой фиксируются, выражаются, сохраняются и становятся всеобщим достоянием результаты эстетически-художественного преобразования действительности.

Именно диалогический характер постижения человеком искусства принципиально отличает его от изучения научных знаний - или технических проектов, процессов, монологических по своей природе, т. е. предполагающих усвоение передаваемой информации, а не ее порождение совместными усилиями отправителя и получателя, превращающихся в партнеров единого действия.

Рассмотрение коммуникативной функции искусства как социально-эстетической проблемы и определение ее фундаментальных особенностей позволяет соотнести ее с обобщением тех представлений, которые накапливались в смежных областях знаний - в психологии и педагогике. Исследования в этих областях связывают коммуникативную функцию искусства с системой образов, которые находятся в определенных взаимоотношениях. Внешние отношения этих образов связывают их не только с их создателями, но и со зрителями, слушателями, читателями, для духовного воздействия на которых они, эти образы, и создаются. Так выявляется связь произведения искусства с художественным восприятием. Отсюда возникла потребность рассмотреть означенную категорию в пределах комплекса перечисленных наук.

С точки зрения психолога А. А. Леоньева, искусство есть развитие личности, а не просто носитель какой-то информации, и поэтому оно должно быть понятным. Для этого необходима коммуникативная функция искусства. Анализируя коммуникативную функцию искусства, А. А. Леонтьев отмечает, что коммуникативность искусства особенно ясно видна со «стороны» коммуникатора. Поскольку, как и во всяком общении, в общении с искусством происходит процесс «перемены ролей» (Я. Яноушек), процесс моделирования коммуникативно значимых особенностей личности реципиента. (В. А. Леонтьев, 1997).

Это взаимопонимание в искусстве является своего рода полигоном для развития эмоционально-волевых, этических и других сторон личности. Мы учимся чувствовать, хотеть, «относится» к другим людям - через искусство. Оно - то, на чем мы учимся быть людьми. Соответственно, воспитательное значение коммуникативной функции искусства заключается в его художественном воздействии на человека.

Как известно, у людей есть много средств коммуникации: «естественная» (словесная) - речь, мимика, звуковая сигнализация, изображения, письменность, однако все они рассчитаны на воздействие через рассудок. В свою очередь, искусство может обходиться без них, может пользоваться всеми ими, но лишь как техникой, т. к. его действие специально нацелено, прежде всего, на возбуждение эмоций. Человек же переживает эти чувства и по чисто физиологическим причинам, и по ассоциациям с интонациями речи и другими привычными звучаниями. Поскольку все виды коммуникации, рассчитанные на действие через рассудок, построены преимущественно на жестком закреплении знаков за смыслом, то и намеренность воздействия в них обнажена. Это поддерживает у реципиента состояние настороженности и критичность к воспринимаемой информации. В искусстве же связь сигналов с воздействием гораздо более пластична, сигналы неопределенные по смыслу многозначны, что представляет реципиенту гораздо больше свободы в реагировании.

Вывод

ФУНКЦИЯ ИСКУССТВА (от лат. function - исполнение, осуществление) - роль, которую выполняет искусство в жизни человека и общества. Искусство отражает жизнь человека в нераздельности ее при родных, социальных и личностных моментов. Отсюда вытекает многообразие его функций как по отношению к отдельному человеку (зрителю, слушателю), так и их множеству, составляющему публику, а через нее к обществу в целом. Многообразие функций свойственно и науке, но в искусстве оно получило более разностороннее развитие в силу его способности давать целостную картину мира.

Всемирно-историческое назначение искусства - воспринимать мир во всей его полноте, сохранять целостность личности, культуры и жизненного опыта человечества. Полифункциональность искусства многое объясняет в его природе. Однако, чтобы понимание этой природы было полным, следует найти некую единую, объясняющую все его многообразные функции сущностную цель. Вернемся к примеру с палкой. Человек может использовать ее по-разному, но прямое специальное ее назначение - быть средством опоры при ходьбе. Ложка может служить разным практическим задачам, даже задаче обороны, однако то, во имя чего она создана, однозначно: инструмент для еды. Практика искусства многогранна, но есть одна его сущностная цель - социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство делает личность истинно человеческой и истинно общественной, вовлекая в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа. Искусство непринужденно и непосредственно воздействует на сокровенное и индивидуальное мироотношение личности, утверждая ее самоценное значение.

Список литературы

1.Ванелов В.В. Что такое искусство. - М., 1988.

2.Каган М.С. Морфология искусства. - Л., 1979.

.Кармин А.С. Культурология. - СПб., 2001.

4.Махлина С.М. Язык искусства в контексте культуры. - СПб., 1995.

5.Толпыкин, В.Е., Толпыкина, Т.В. Культурология / В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина. - М.: Эксмо, 2010.

6.<http://esthetik.narod.ru/funktsii_iskusstva/index.html>

.http://gendocs.ru/v31857


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!