История образования лицея в России

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,82 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История образования лицея в России

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет имени Н.Ф.Катанова»

Медико-психолого-социальный институт

Кафедра социальной работы







История образования лицея в России

Реферат

(по дисциплине «История и философия образования»)











Абакан 2009 г.

Оглавление

Введение

. Понятие о лицеи в России

. Лицеи 19 века

.1 Демидовский

.2 Одесский

.3 Кременецкий

.4 Царскосельский

.5 Нежинский

.6 Московский

Заключение

Введение

В последние годы проявилось скептическое отношение к лицейском образованию. Оно выражается, в частности, в том, что характерный для лицейского образования напряженный систематический труд, требующий воли и глубокой самоотдачи в освоение фундаментальных представлений о мире, остро необходимый в интересах государства для развития наукоемких производств, создания высоких технологий во многих сферах жизнедеятельности общества, подменяется лоскутками «платных образовательных услуг», ограниченность, фрагментарность и бессистемность которых пугает возможной потерей целого поколения учащихся, призванных стать профессиональными и социальными лидерами страны.

Современное обращение к лицейской тематике в истории педагогики связано с двумя моментами. В 90-е годы в стране появились школы с таким названием (либо общеобразовательные, либо профессиональные, возникших из бывших ПТУ и техникумов). Кроме того, долгое время лицейская тематика в советской истории педагогики сосредотачивалась вокруг Царскосельского (пушкинского) лицея, в то время как о Катковском лицее в Москве, Ришельевском в Одессе, Демидовском в Ярославле, Кременец-Подольском на Украине, Нежинском князя Безбородко писали очень мало. В последнее время благодаря работе А.Е.Егорова (1999) этот пробел стал восполняться.

Остается неясным положение лицеев в российской педагогической культуре в целом, слабо просматривается их связь с зарубежной лицейской традицией.

Объект - Образование

Предмет - История образования лицея в России

Задачи:

1)Выявить приобрел ли лицей свою завершенность

2)Определить, что из жизни лицея уже сейчас уходит в прошлое и становится достоянием истории

)Выяснить отличается лицей «новой волны» от лицея традиционного

лицей обучение образовательный

1. Понятие о лицеи в России

Лицей - средняя школа, учреждаемая по инициативе правительства для подготовки к университету.

Лицей - тип среднего или высшего учебного заведения в Российской Федерации с начала 1990-х годов. Название лицей принимают некоторые средние учебные заведения с углубленным изучением дисциплин по определенному профилю [Ранацевич, Е.С., 2001].

Основополагающими принципами лицея являются поиск духовных символов времени, напряженная работа души и воли во имя нравственных идеалов.

Традиция лицейского образования развита в российской педагогической культуре меньше гимназической. В начале 19 века этот тип учебного заведения проник в Россию. Тогда и возникли многие лицеи. В основе их были: увлечение античной культурой в эпоху просвещения 18 века, стремление создать учебное заведение как с точки зрения будущего выпускников, и с позиции педагогических достижений того времени, подражание наполеоновской Франции и, наконец логическое завершение педагогической традиции закрытых учебных заведений для дворянства 18 века.

Лицей призван решать такие уникальные задачи: формировать социокультурное пространство для решения средствами образования приоритетных проблем общественно-экономической жизни города, региона и всей страны; по достоинству отражать ментальность всего российского социума, самобытность и многообразие путей исторического развития его народов, соразвитие ученика и учителя в процессе совместной творческой деятельности; утверждать общечеловеческие ценности во взаимоотношениях между людьми.

Лицей призван стать центром духовного притяжения различных поколений, он бросает вызов обществу непредсказуемостью личностно ориентированных образовательных траекторий, нарушая идиллические перспективы профессионального самоопределения спонтанным озарением и неожиданностью жизненно важных решений.

2. Лицеи 19 века


Демидовский - это первый лицей в России, возник в 1803 году в Ярославле. Назван так, по имени завешавшего капитал известного заводчика П.Г. Демидова. Был создан для дворян и иных детей (для дворян был пансион при лицее, который тогда назывался Училище высших наук). Училище работало в связке с Московским университетом, оттуда направлялся проректор, организовывавший совет профессоров лицея. Принимались сюда выпускники главных народных училищ или выдержавшие испытания на базе домашнего дворяне 9-11 лет. Курс включал словесность, латынь, французский, немецкий, математику, естествознание и технологию, право, политэкономию, статистику, географию, историю, физику, химию, красноречие, богословие и историю русской церкви.

По выпуске присваивался 14 класс Табели о рангах, то есть личное дворянство. Срок обучения составлял 6 лет. Училище приравняли к университету. С 1833 года оно было преобразовано в лицей, принимавшиеся в него гимназисты проходили сокращенный трехлетний курс только высших наук. Тогда же лицей получил профессиональную направленность - право и коммерция. Вскоре были добавлены агрономия, лесоводство, бухгалтерия и делопроизводство. В 1868-1870 преобразован в Демидовский юридический лицей, то есть произошел окончательный выбор направленности. Форма лицеистов сравнялась с формой студентов университета, директора и профессура стали назначаться из Москвы, а четырехлетний курс обучения, равный курсу юридического факультета университета фактически приравнял лицей к таковому в начале 20 века. В Демидовском лицее работал преподавателем К.Д. Ушинский, поэтому после 1918 года лицей действует как Ярославский университет имени К.Д. Ушинского.

2.2 Одесский

Одесский лицей или Ришельевский возник из частного пансиона французского эмигранта де Вольсена при покровительстве А.Э. Ришелье, тогда губернатора Новороссии (знаменитый дюк - герцог, ставший впоследствии премьер-министром Франции) в 1803 году. Затем в 1805 он был преобразован в благородный воспитательный институт, существовавший как филиал коммерческой гимназии того же года создания. Только в 1811 году он стал казенным учебным заведением и интернатом для детей с четырех лет и восьмилетним курсом. А с 1817 года был переименован в лицей с начальным ланкастерским училищем и двумя дополнительными училищами. В высшем училище, собственно лицее, проходили коммерческие, правовые, политические, экономические науки. При лицее действовал дворянский пансион и педагогический институт.

В те годы Ришельевский музей скорее представлял среднюю школу, гимназию, нежели ВУЗ или университет. Управление осуществляло совет из 4 родителей во главе с градоначальником. В период 1829-1837 годов обучение включало 11 классов (лет), из которых 3 - начальное, 4 - гимназическое, 4 - лицейское (отделение философское и юридическое, затем физико-математическое и юридическое, восточных языков, коммерческих и естественных наук). Затем гимназия была отделена, а с 1862-1865 годов лицей превратился в Новороссийский университет (Одесский университет).

.3 Кременецкий

Кременецкий (Кременец - Подольский, Волынский) лицей был основан в 1805 году польским магнатом Т.Чацким для распространения польской культуры на Украине и подготовки образованных чиновников для неё. Он считался государственным и был подчинен МНП, но существовал на пожертвования. В нем были низшее (4 года-класса) и высшее (3 курса по 2 года) отделения. В низшем проходили русский, польский, латынь, немецкий, французский, арифметику, географию, этику, словесность; в высшем - математику, словесность, право. Курс был перегружен, в особенности юридическими дисциплинами. С 1831 года лицей был закрыт в связи с польским восстанием и множеством лицеистов, участвовавших в нем. Профессура была переведена в Киев, где стала работать в открывшемся там университете Святого Владимира. Ныне это Тарнопольский педагогический институт.

.4 Царскосельский

Царскосельский (с 1844 после перевода в Петербург - Александровский) лицей, единственный из учебных заведений данного типа в Санкт- Петербурге, просуществовавший до 1917 года, интересен как пример общеобразовательной школы не только в пушкинский период 1811-1817 годов. Тогда в него были приняты 30 воспитанников 10-12 лет (принимались только дети дворян и государственных служащих). Затем прием возрос до 100-150 человек в год, обучавшихся в меньшей части своей бесплатно (учитывались заслуги родителей перед страной), остальные за плату. В правах он был равен университету, выпускники шли на государственную службу по учебным успехам. По желанию могло проводиться военное обучение. При нем существовал пансион для поступающих (впоследствии приготовительные классы).

С 1877 года курс лицея представлял сочетание: средняя общеобразовательная школа (Закон Божий, русский, латинский, французский, английский и немецкий языки, математика, естествознание, география, психология, логика, чистописание, музыка, рисование, пение) сочеталась с высшей университетского типа, но с явным юридическим профилем (право, политэкономия, статистика, история общая, философии и литературы, богословие, гигиена). Курс состоял из шести классов или 12 лет обучения. Традицией лицея стали совет его выпускников и права автономии в решениях конференции профессоров, напоминавшей университетскую автономию. В лицее преподавала лучшая петербургская профессура. Лицей за 107 лет существования сделал 74 выпуска, подготовив более 2 тысяч выпускников. Имена многих из них стали гордостью России. Почти половина государственных деятелей империи, - министров, членов государственного совета, сенаторов,- учились здесь.

.5 Нежинский

Нежинский (князя А.А. Безбородко, соратника Екатерины 2) лицей, созданный на завещанные им средства, был открыт в 1820 году как гимназия высших наук с девятилетним курсом. В состав его предметов входили: Закон Божий, латынь и греческий, русский, немецкий, французский, математика, история и география, словесность, философия, технология, химия, естествознание, государственное хозяйство, финансы, право и судопроизводство. С 1832 года был реорганизован в физико-математический лицей, общий гимназический курс оделен от лицейского, только3 высших класса-года с 6 отделениями (на каждом по семестру), стали считаться собственно лицеем. В 1840 направленность изменилась на юридическую (3года). При лицее существовал до 1863 года интернат для дворянских детей. С 1875 года лицей был превращен в историко-филологический институт, готовивший преподавателей древних языков. Выпускниками Нежинского лицея были П.Г. Редькин, Н.В. Гоголь. Сейчас это Нежинский педагогический институт.

.6 Московский

Московский (Катковский) в память Николая (сына Александра) лицей возник на благотворительные средства М.Н.Каткова, П.М.Леонтьева, банкира С.С. Полякова и при поддержке правительства. Открыт был в 1868 году, закрыт в 1917. Имел 8 гимназических и 3 лицейских (университетских) класса. В нем была более обширная программа древних языков по сравнению с гимназиями, поэтому новые языки учащимся приходились проходить вечером. Вольнослушателям лицея разрешалось посещать лекции в Московском университете, кроме медицинского факультета, оттуда же набиралась профессура. 3 года обучения в лицее засчитывались за прохождение факультета университета, экзамены лицеисты сдавали вместе со студентами. Лицеисты делились на пансионеров, полупансионеров и приходящих. В правление лицея и в его попечительский совет входил московский генерал-губернатор. Только здесь имелись тьюторы (туторы) на каждые 15 пансионеров, боровшиеся за их нравственность, успеваемость и физическое состояние, о чем писались отчеты. В 1872-78 годах при лицее открылась Ломоносовская учительская семинария. В 1899 экзамены по трем факультетам (историко-филологическому, юридическому, физико-математическому), затем только по юридическому, стали сдаваться прямо в лицее, а не в университете. Задачей этого лицея было дать полное общее среднее образование, а также высшее юридическое (или педагогическое в качестве преподавателя для гимназии).

3. Представление о современных лицеях России

Период с 1985 по 2003гг. можно назвать переходным для всех сфер общественной жизни России, в том числе и для образования. Сегодня происходит стабилизация, как системы образования, так и её основных компонентов: содержания, структуры, технологий, стандартов и др. Данная тенденция способствовала созданию различных образовательных проектов. Среди них разработанный в ГОУ - лицее № 1502 при МЭИ проект «Лицей как профильная школа в системе интеграции школа - вуз».

Современному лицейскому образованию свойственна тенденция профилизации обучения. Имея общие черты с гимназиями, лицеи, однако, принципиально отличаются от них тем, что взаимодействуют с вузами и к настоящему времени приобрели признаки обучения, направленного на индивидуальное развитие личности.

Сегодня лицейское образование развивается прежде всего в школах с физико-математическим уклоном, деятельность которых инициируется университетами (МГУ, ЛГУ, НГУ) и крупнейшими техническими вузами (МИФИ, МГТУ им. Н.Ф.Баумана, Московский и Санкт-Петербургский физико-техническими институтами, МЭИ и др.). Лицеи имеют свою идеологию, методологию и концепцию развития основу которой составляют принципы системности и целостности в единстве ценностно-целевой, содержательной и результативной сторон.

Если сравнивать лицеи с гимназиями, то первые имеют более выраженную профессионально-ориентированную направленность обучения за счет непосредственного участия преподавателей в лицейском образовании и особенно в учебном процессе, где они составляют не менее 30-50% от общего числа учителей.

Специфические особенности современного лицейского образования формировались в постсоветской России. Во-первых, его реформирование осуществлялось как «возвратная модернизация» с учетом ретроспективного анализа; во-вторых, значительную роль в возрождении лицеев сыграли вузы (в сотрудничестве «школа - вуз); в-третьих, активизировалась система повышения квалификации учителей - предметников, преподававших в школах и лицеях профилирующие предметы; в-четвертых, более естественной и определенной становилась профориентация учащихся, мотивированных на повышенные учебные нагрузки, связанные с профессиональным самоопределением; в-пятых, укрепились договорные основы сотрудничества образовательных учреждений с вузами, сформировались интегративные связи на уровне целей и ценностей, содержания лицейского образования, структуры учебного процесса.

Связь с вузом обеспечивает лицеям относительную независимость и самостоятельность, поскольку вуз зачастую выступает соучредителем образовательного учреждения. Содержание образования (учебный план, программы) опирается на мощную методическую и технологическую базу вуза. Специфика лицейских учебных программ состоит в том, что глубина обучения достигается не количеством фактов (объемом состава содержания), а ориентацией на овладение методами научного познания, характерными для той или иной области предметного знания. [Карпов А.О, .2004].

В силу высокой концентрации ресурсов лицеи обладают большим образовательно-развивающим потенциалом. Не случайно лицейское образование в дореволюционной России приравнивалось к университетскому. Многие российские лицеи, функционировавшие в государственной структуре образования, выполняли свою высокую миссию, внося весомый вклад в сферу образования России.

Заключение

Образование - способ постичь и обрести культуру, необходимую для созидания жизни.

Лицей - это профильное интегративное образовательное учреждение, обладающее полифункциональной системой, которая отличается высоким образовательным потенциалом, направленных на развитие не только своих «коренных» питомцев, но и всех других учащихся, желающих повысить свой интеллектуальный уровень, благодаря наличию образовательно-адаптивных структур, осуществляющих психолого-адаптивных структур, осуществляющих психолого-дидактическую адаптацию.

Лицей - колыбель романтизма, свободы и братства. Возвышенные умонастроения его воспитанников вот уже почти два века питают умы передовой молодежи и служат источником вдохновения для тех, кто выбрал путь служения науки, культуре и общественному прогрессу.

При наличии сегодня в России значительного количества лицеев до сих пор не удалось прийти к устойчивому определению своеобразия и сути лицейского образования. Лицей сосредоточен на том, что еще не выкристаллизовывалось в образовании.

Современный лицей вырабатывает новее чувство мира, в нем присутствует не только холизм - идея целостного живого мира, возникает глубинная экология, востребованная постиндустриальной цивилизацией и развитием наука. Именно в лицее проявляются контуры образования будущего - образование есть явление культуры, понимание управления которым не всегда может быть успешным в логике построения бескомпромиссных экономических схем.

Отношение окружающих к лицею - барометр, по которому можно судить о многих болевых точках социума. Размышляя о природе любви к лицею, начинаешь по-новому ощущать жизненные процессы.

Похожие работы на - История образования лицея в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!