Состав, структура и динамика расходов бюджета

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,4 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Состав, структура и динамика расходов бюджета














Реферат

Состав, структура и динамика расходов бюджета

Введение

бюджет федеральный расход

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм, главным звеном которого является бюджет.

Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы. Таким образом, расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей в регулировании экономики государством.

На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, таких как: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

1. Состав и структура расходов бюджета

Расходы бюджета есть денежные средства, идущие на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. По экономическому содержанию расходы бюджета представляют собой денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическим лицами, между органами государственной власти и местного самоуправления в связи с распределением и использованием бюджетных фондов различных уровней. Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабы расходов бюджета увеличиваются темпами, превышающими темпы роста ВНП. Расходная часть охватывает всю экономику в связи с тем, что государство должно учитывать экономические интересы общества. Ежегодно структура бюджетных расходов устанавливается в бюджетном плане и определяется экономической ситуацией в стране и общественными приоритетами. Расходы бюджета связаны с функциями государства по управлению общественным развитием, через них оказывается воздействие на экономическое и социальное состояние общества. На величину, а также структуру расходов бюджета влияют множество факторов таких, как внешняя и внутренняя политика государства, государственное устройство, благосостояние населения, общий уровень развития экономики, доля государственного сектора в экономике и т.д. Их сочетание определяет систему бюджетных расходов государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Выделяют следующие виды классификации расходов бюджета:

. По экономическому содержанию расходы бюджета подразделяются на текущие и капитальные расходы.

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств организациям на их содержание и удовлетворение текущих потребностей. Эти расходы представляют собой расходы на государственное потребление содержание экономической и социальной инфраструктуры, национализированных отраслей экономики, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений, текущие субсидии нижестоящим государственным органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу. Эта группа расходов отражается в бюджете текущих расходов.

Капитальные расходы представляют собой затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов товарно-материальных ценностей. Они включают в себя капитальные вложения за счет бюджета в различные отрасли экономики, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям и местным органам власти. Капитальные расходы предназначены для финансирования долгосрочных бюджетных программ и обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность.

. По направлению финансирования.

Расходы бюджета могут направляться на финансирование экономики, социально-культурных мероприятий, науки, образования, здравоохранения, обороны; содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления; оплату расходов по внешнеэкономической деятельности; расходов по обслуживанию государственного долга; создание резервных фондов; финансирование приоритетных государственных программ.

. По ведомству - получателю средств.

Каждое направление расходования средств может быть подразделено на группы по ведомственной принадлежности - по министерствам и учреждениям-получателям.

. По целевому признаку.

Каждая сумма расходов, распределенная по отдельному направлению, может быть разделена в зависимости от конкретной цели расходования на следующие статьи: заработная плата и денежное довольствие; отчисления на социальные нужды; канцелярские и хозяйственные расходы; служебные командировки; стипендии; расходы на питание; государственные капитальные вложения и т.д.

С делением расходов по целевому признаку связано понятие защищенности статей расходов бюджета, которое означает финансирование ряда статей расходов в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения. К защищенным статьям бюджета текущих расходов относятся заработная плата (включая начисления на нее), пенсии, стипендии, государственные пособия, расходы на питание и медикаменты и некоторые другие. Все остальные статьи расходов относятся к незащищенным.

Наибольшую актуальность данная проблема имеет для федеративных государств, в которых на вышестоящем уровне могут приниматься законы, предполагающие дополнительные расходные обязательства нижестоящих бюджетов. Наличие защищенных статей бюджета ограничивает свободу действий органов власти при выработке государственной политики. Доля защищенных статей в структуре бюджета не должна быть высокой, принятие любого законодательного акта в этой области должно сопровождаться оценкой возникающих расходных обязательств, их целесообразности и соответствия имеющимся финансовым ресурсам.

. По территориальному признаку.

Расходы бюджета подразделяются в зависимости от государственного устройства на расходы федерального бюджета, расходы субъектов федерации и местные расходы для федерального государства или расходы центрального и местных бюджетов для унитарного государства.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетные расходы могут осуществляться в форме:

бюджетных ассигнований - предельных объемов денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, в виде:

бюджетных кредитов - денежных средств, предоставляемых бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах;

бюджетных инвестиций государственным предприятиям и другим юридическим лицам на определенных условиях, направляемых на создание или увеличение за счет бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

межбюджетных трансфертов - средств, предоставляемых одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В свою очередь межбюджетные трансферты могут осуществляться в виде дотаций, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе денежных средств без установления направлений и (или) условий их использования; субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации; и субсидий в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Согласно ст. 97 Бюджетного кодекса бюджетные средства также направляются на покрытие государственного долга Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговых обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговых обязательств, возникших в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, и создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций).

Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

2. Динамика расходов бюджета

Величина бюджетных расходов зависит от многих факторов. Она определяется объемом валового внутреннего продукта страны; величиной доходов государства, которая, в свою очередь, зависит от уровня налогообложения, собираемости налогов, неналоговых поступлений в бюджет; предпочтениями общества в пользу перераспределительных программ и рядом других факторов. В различных странах периодически принимаются программы сокращения отдельных видов расходов, направленные на экономию бюджетных средств и повышение эффективности их использования. Однако, для государственных расходов в целом характерна тенденция к опережающему росту по отношению к ВВП.

Рассмотрим более подробно факторы, определяющие динамику расходов:

. Экономическое развитие страны. Если страна находится на этапе экономического подъема, доходы бюджета растут и, как следствие, расширяются возможности по осуществлению бюджетных расходов. Политические силы, представляющие интересы различных общественных кругов (малообеспеченных слоев населения, предпринимателей, получающих государственные заказы и т.п.) оказывают давление на правительство с требованиями увеличить определенные расходные статьи.

Сокращать расходы на этапе экономического спада значительно сложнее, чем увеличивать при благоприятной ситуации в экономике. Стимулы к их росту более сильны и понятны обществу. В этом проявляется асимметрия интересов по отношению к росту государственных расходов. Выгоды от роста расходов очевидны, они проявляются достаточно быстро и их легче прогнозировать. (Например, положительный эффект социальных расходов заключается в повышении уровня доходов пенсионеров, инвалидов, семей с детьми). Напротив, выигрыш от экономии государственных средств не столь очевиден и проявляется в более длительной перспективе.

Сокращение расходов, особенно в части финансирования социальных программ, - это непопулярная мера. Поскольку программы ограничения расходов имеют сильную оппозицию, их успешная реализация возможна только при наличии политической воли, решительности правительства, а также дополнительной общественной поддержке.

. Человеческое развитие. Вложения в развитие человека - важная задача государства. Эти вложения нацелены не столько на получение краткосрочного результата, сколько на создание потенциала для устойчивого развития общества в будущем. Они связаны с развитием системы образования, здравоохранения, культуры и искусства и имеют значимый удельный вес в бюджетах развитых стран. В 2012 году в структуре федерального бюджета России расходы на образование должны составить 4,8% от общего объема расходов; на здравоохранение - 4,4% и физическую культуру - 0,3%; на социальную политику - 30,8%; на культуру, искусство и кинематографию - 0,7%.

Базой для планирования расходов на человеческое развитие являются демографические и социальные показатели - численность населения и отдельных его категорий (население с различным уровнем доходов; численность детей дошкольного и школьного возраста, студентов учебных заведений; число больных по различным группам заболеваний и т.д.). Величина таких расходов определяется двумя факторами - контингентом получателей и нормами расходов, которые рассчитываются на душу населения и закрепляются в нормативных законодательных актах, инструкциях и методиках. Если число получателей увеличивается, объем расходов также должен возрастать.

. Научно-технический прогресс. Развитие техники и технологии ведет к появлению новых видов общественных благ, а значит и новых сфер государственного регулирования. Например, бурное внедрение новых видов носителей информации в XX веке привело к резкому снижению затрат на копирование информационных продуктов. В результате перед производителями остро встала проблема защиты их авторских прав, которую должно обеспечивать государство.

За счет государственного бюджета финансируются такие проекты, которые не приносят коммерческого эффекта, но являются фактором национального престижа страны. Речь идет о фундаментальных научных разработках, технологиях военного назначения, исследовании космического пространства, развитии нанотехнологий и наноиндустрии. В странах, являющихся мировыми лидерами в сфере НТП, значимость государственной поддержки научно-технического развития оценивается очень высоко. Соответственно велик и удельный вес данных расходных статей в структуре бюджета.

. Институциональные и политические факторы. Государственные расходы закрепляются в законах, долгосрочных программах, соглашениях с международными организациями. Для их пересмотра в закон о бюджете необходимо вносить поправки, что ограничивает возможности по оперативному изменению расходов государства.

Государственные организации по своей природе являются бюрократическими. Они стремятся укрепить свои позиции, которые в свою очередь зависят от размеров их бюджета и подконтрольных расходов.

Являясь профессионалами в конкретной области, они лучше осведомлены о положении дел и отстаивают коллективные интересы. Напротив, потребители государственных услуг хуже информированы, разобщены, имеют противоречивые цели и задачи.

Находящиеся у власти политические силы также могут отстаивать повышение государственных расходов. Наиболее ощутимо это проявляется в период предвыборной кампании, когда действующее руководство может использовать расширение расходов для привлечения избирателей в поддержку своих кандидатов.

. Внешние обстоятельства. При возникновении чрезвычайных ситуаций, таких как войны или природные катаклизмы, роль государства в регулировании экономики существенно возрастает. Увеличиваются и государственные расходы, которые в дальнейшем с трудом поддаются сокращению.

Таким образом, мы видим, что на динамику расходов влияют различные внутренние и внешние факторы.

Динамика расходов бюджета на 2011-2014 гг.

В Бюджетном послании «О бюджетной политике в 2012-2014 годах» озвученном Президентом Федеральному Собранию Российской Федерации 29 июня 2011 года, важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста обозначена долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.

Соответственно, бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, сокращения дефицита, снижения зависимости от конъюнктурных доходов, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни, укрепления обороноспособности и безопасности, повышения эффективности и прозрачности государственного управления в условиях снижения зависимости от конъюнктурных доходов и сокращения дефицита.

В Бюджетном послании Президентом Д.А. Медведевым поставлены приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию развития страны, в том числе:

) интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны, в том числе и прежде всего - путем полномасштабного внедрения программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов;

) создание в рамках переходного периода предпосылок для введения, начиная с 2015 года, правил использования нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета;

) улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны;

) повышение отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;

) эффективная децентрализация полномочий публично-правовых образований.

Вклад федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов в интеграцию стратегического и бюджетного планирования будет состоять в том, что его разработка и исполнение будут осуществляться в увязке с корректировкой концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года при одновременном формировании государственных программ Российской Федерации и подготовкой к переходу, начиная с 2013 года, к «программному бюджету».

При этом в рамках подготовки к переходу к «программному бюджету» с 2012 года приказом Минфина России от 21.12.2011 г. №180н введена новая классификация видов расходов федерального бюджета, обеспечивающая, при сохранении всей необходимой бюджетной информации, ее систематизацию в увязке с формируемыми государственными и ведомственными программами.

Как указано в Бюджетном послании, необходима концентрация расходов на приоритетных направлениях, прежде всего, связанных с улучшением условий жизни человека, адресном решении социальных проблем, повышении качества государственных и муниципальных услуг, стимулировании инновационного развития страны, в том числе исходя из:

безусловного исполнения законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;

обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

индексации в 2012 году фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, и выплат, зависящих от размера денежного довольствия;

обеспечения реализации программ модернизации здравоохранения и образования;

обеспечения закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения постоянным и служебным жильем военных;

обеспечения реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;

обеспечения с 2012 года полиции за счет средств федерального бюджета;

поддержке инновационного и инвестиционного развития.

Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов является первым федеральным бюджетом, который сформирован и будет исполняться в условиях внедрения новых форм финансового обеспечения услуг, оказываемых федеральными государственными (казенными, бюджетными и автономными) учреждениями.

К настоящему времени федеральными органами исполнительной власти приняты все необходимые для этого нормативные документы, в основном определена структура сети подведомственных им учреждений.

По предварительным данным, с 1 января 2012 года из 8 780 федеральных государственных учреждений 3 600 функционируют в качестве казенных учреждений, 5 140 - бюджетных учреждений (с расширенными полномочиями) и 40 - автономных учреждений.

Тем самым уже в текущем бюджетном цикле, в соответствии с поставленной в Бюджетном послании задачей, апробируются и развиваются в увязке с формируемыми государственными программами новые формы финансового обеспечения государственных услуг, повышения их доступности и качества, создания условий для оптимизации бюджетной сети, стимулов для повышения результативности деятельности государственных учреждений и их работников.

Как отмечено в Бюджетном послании, основными направлениями работы по децентрализации полномочий должны стать подготовка и реализация предложений по передаче субъектам Российской Федерации федеральных государственных учреждений в сферах образования, здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, оптимизации субсидий региональным бюджетам, в том числе - их консолидация в рамках государственных программ Российской Федерации и повышение доли субсидий, распределяемых непосредственно федеральным законом о федеральном бюджете, стимулированию субъектов Российской Федерации по наращиванию налогового потенциала, сокращению предоставления кредитов субъектам Федерации.

Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2012-2014 год осуществлялось исходя из следующих основных подходов:

) определение «базовых» объемов бюджетных ассигнований на 2012-2013 годы на основе утвержденных Федеральным законом от 13.12.2010 №357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»;

) определение «базового» объема бюджетных ассигнований на 2014 год, исходя из необходимости финансового обеспечения «длящихся» расходных обязательств;

) уточнение базовых объемов бюджетных ассигнований на 2012-2014 годы с учетом:

осуществления с 2012 года финансового обеспечения полиции за счет средств федерального бюджета;

передачи субъектам Российской Федерации федеральных учреждений среднего профессионального образования и учреждений, осуществляющие дезинфекционную деятельность;

передачи субъектам Российской Федерации полномочий в области содействия занятости населения (за исключением социальных выплат безработным гражданам), в части выплат пособий при устройстве детей-сирот в семью;

передачи субъектам Российской Федерации финансового обеспечения содержания детей-сирот в семье опекуна и в приемных семьях, реализации мер по социальной поддержке реабилитированных лиц;

индексации с 1 апреля 2012 года на 6% денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, и выплат, зависящих от размера денежного довольствия, с 1 сентября 2012 года на 6% стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях, с 1 октября 2012 года на 6% фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих;

индексации по уровню инфляции, учтенной в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, публичных нормативных и приравненных к ним обязательств;

компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов (по оценкам бывшего министра финансов А. Кудрина они составят около 400 миллиардов рублей) с учетом снижения на 2012-2013 годы тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34% до 30% (с установлением ставки тарифа страховых взносов сверх установленной облагаемой базы 512 тыс. рублей в 2012 году и 573 тыс. рублей в 2013 году в размере 10%), а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20%. Компенсировать выпадающие доходы внебюджетных фондов планируется за счет изменений внутри самой шкалы сбора страховых взносов, что, по оценкам Кудрина, может погасить 160 миллиардов рублей, нефтегазовых доходов, расширенной приватизации активов, находящихся в госсобственности.;

индексации с 1 января 2012 года на 6%, с 1 января 2013 года на 5,5%, с 1 января 2014 года на 5,0% расходов на обеспечение выполнения функций (содержание) федеральных государственных органов и обеспечение деятельности федеральных государственных учреждений, в том числе на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц;

проведения реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;

увеличения пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц в связи с проведением реформы денежного довольствия;

формирования Федерального дорожного фонда;

завершения реализации отдельных проектов (подготовки к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС в г. Владивостоке в 2012 году, отдельных федеральных целевых программ и объектов капитального строительства, не входящих в федеральные целевые программы);

реализации новых федеральных целевых программ.

С учетом вышеперечисленных подходов структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов характеризуется следующими данными (таблица 2.1).

Таблица 2.1. Структура и динамика расходов федерального бюджета 2011-2014 годов по разделам классификации расходов, млрд. рублей

2011 год2012 год2013 год2014 годзаконзаконИзм. к предыдущему годупроектИзм. к предыдущему годупроектИзм. к предыдущему годуВСЕГО11027,112656,5+14,8%13730,7+8,5%14583,0+6,2%Условно утвержденные343,3833,6ВСЕГО (без учета условно утвержденных)11027,112656,5+14,8%13387,4+5,8%13749,4+2,7%в том числе:Общегосударственные вопросы844,6832,9-1,4%831,0-0,2%814,2-2,0%Национальная оборона1537,41853,3+20,5%2329,4+25,7%2737,4+17,5%Национальная безопасность и правоохранительная деятельность1242,11822,0+47,4%1981,3+8,8%2072,5+4,7%Национальная экономика1784,91797,2-0,7%1720,5-4,3%1653,0-3,9%Жилищно-коммунальное хозяйство234,1136,0-41,9%104,3-23,3%73,8-29,2%Охрана окружающей среды17,621,7+23,3%22,6+4,2%23,6+4,7%Образование560,0603,5+7,8%558,9-7,4%499,5-10,6%Культура, кинематография88,086,2-2,0%84,6-1,9%82,7-2,2%Здравоохранение503,7551,1+9,4%503,3-8,7%461,8-8,2%Социальная политика3135,33895,9+24,3%4155,3+6,7%4163,6+0,2%Физическая культура и спорт44,040,8-7,2%40,3-1,3%27,7-31,2%Средства массовой информации61,373,5+20,0%70,6-4,0%65,5-7,2%Обслуживание государственного и муниципального долга350,7388,4+10,8%482,3+24,2%579,2+20,1%Межбюджетные трансферты общего характера623,4553,9-11,1%503,0-9,2%494,7-1,7%

Заключение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

При изучении динамики расходов бюджета осуществленных в 2011 году и запланированных на 2012-2014 годы можно выявить общую тенденцию к их общему увеличению, что связано в свою очередь с планируемым увеличением доходных статей бюджета.

Рассматривая объем расходов по разделам классификации расходов, мы можем наблюдать существенное увеличение по разделам «Национальная оборона», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «Социальная политика». Связано это в первую очередь с выполнением приоритетных задач по укреплению обороноспособности государства, созданию профессиональной, эффективной по численности армии и ее переоснащению в рамках Государственной программы вооружения на 2011-2020 годы: закупкой современных видов вооружения и военной техники, повышением денежного довольствия военнослужащим и приравненным к ним лицам. В области социальной политики планируется рост расходов по причине планируемой индексации пенсий, пособий, стипендий, реализации программ по поддержке семей с детьми и инвалидов, ассигнований на компенсацию выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи со снижением тарифов страховых взносов в 2012-2013 годах.

Увеличивая расходы на обороноспособность, государство планирует ежегодное снижение расходов на экономику. Скептики видят в этом плохой знак, видя в этом тенденцию к созданию милитаристского государства и лоббировании интересов силовых ведомств. Соглашаясь с ними нельзя не отметить, что совокупные расходы на оборону в два раза выше расходов на экономику. Сокращается субсидирование отдельных направлений экономики, завершается реализация ряда федеральных целевых программ по поддержке сельского хозяйства, экономики отдельных регионов. В то же время увеличиваются ассигнования на НИОКР, поддержку развития инноваций, способствующих решению задач модернизации экономики.

Ежегодно будут снижаться расходы и на такие социально значимые сферы как образование и здравоохранение, что связано с передачей на уровень субъектов Российской Федерации расходов по содержанию и обеспечению деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования, деятельности 32 федеральных государственных учреждений Роспотребнадзора, осуществляющих дезинфекционную деятельность, завершением и сокращением финансирования широкомасштабных и затратных национальных проектов и программ, переходом на финансирование отдельных мероприятий в сфере здравоохранения за счет средств фонда медицинского страхования

Несмотря на звучащие лозунги о поддержке и развитии физкультуры и спорта в России также наблюдается тенденция к снижению федеральных расходов в этом направлении, связано это с тем, что бремя расходов перенесено главным образом на плечи бюджетов регионов.

Увеличиваются расходы на погашение и обслуживание государственного и муниципального долга в связи с необходимостью обеспечения частичного финансирования дефицита федерального бюджета через осуществление государственных заимствований и ростом абсолютных размеров государственного долга.

Список использованной литературы

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №145-ФЗ в ред. от 04.08.2013 г. №378-ФЗ. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">2.Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» от 13.12.2010 г. №357-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 01.06.2011 №105-ФЗ, от 20.07.2011 №251-ФЗ, от 06.11.2011 №302-ФЗ. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">.Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» от 30.11.2011 г. №371-ФЗ. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">.Березина М.П. Государственный бюджет в современной интерпретации. // Государство и политика. - 2009. - №22.

.Бюджетная система России: Учебник, 2-е изд. / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 703 с.

.Глазьев С. Как построить новую экономику. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">.Гусев А.А. Социально-экономическая сущность, задачи и функции государственного бюджета // Государство и политика. - 2009. - №12.

.Миндич Д. Как не споткнуться на старте. Россия становится одним из главных мировых центров развития инноваций. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">.Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. - М.: Инфра-М, 2009. - 469 с.

.Официальный сайт Министерства финансов РФ. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">.Президент представил Бюджетное послание. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">.Финансы: Учебник, 2-е изд./ Под ред. Ковалева В.В., М: ИНФРА, 2009. -640 с.

.Явлинский Г. Бюджет 2012-2014 ударит по образованию, здравоохранению и национальной экономике. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gr-yavlinsky.livejournal.com/2770.html.

Похожие работы на - Состав, структура и динамика расходов бюджета

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!