При возникновении чрезвычайных ситуаций, таких войны или природные катаклизмы, роль государства в регулировании экономики существенно возрастает. Увеличиваются и государственные расходы, которые в дальнейшем с трудом поддаются сокращению.
Глава 2. Анализ формирования и исполнения расходной части федерального бюджета за период 2007-2010 годы
.1 Анализ динамики состава расходов федерального бюджета по плану за период 2007-2010годов
По данным ФЗ « О федеральном бюджете на 2007 год» от 26.12.2006г., ФЗ « О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» от 27.07.2007 года и «основных характеристиках федерального бюджета на 2008-2010годы» от 03.04.2007г. проведём анализ плановых показателей расходной части федерального бюджета.
Анализ динамики расходов федерального бюджета Российской Федерации позволит определить тенденцию изменения расходов федерального бюджета Российской Федерации в целом и по каждому виду расходных статей за период 2007-2010 гг. Таким образом, можно будет проследить, увеличивается или снижается величина расходов федерального бюджета Российской Федерации в целом и по каждому виду расходных статей в абсолютном размере и в процентах, какие виды расходов увеличиваются или снижаются наиболее быстрыми темпами.
По данным таблицы 1,приведённой в приложении 2, видно, что величина расходов федерального бюджета Российской Федерации в течение всего исследуемого периода возрастает. При этом наибольшее значение величины расходов федерального бюджета России наблюдается в 2010 году - 7658,4 млрд. руб., что на 33,5 млрд.руб. больше чем в 2009 г. и на 1088,1 млрд.руб. - в 2008 г. Динамику плановых показателей можно охарактеризовать как положительную, так как на протяжении четырёх лет отмечается увеличение расходов средств федерального бюджета, что связано с развитием страны в целом.
Если рассматривать расходы федерального бюджета по статьям расходов, то можно отметить, что наибольшие расходы отмечаются по таким статьям, как межбюджетные трансферты, национальная оборона и национальная экономика.
Расходы по статье «Межбюджетные трансферты» увеличились практически в 1,5 раза за период с 2007 по 2010 год, что наглядно представлено в таблице 1. Наибольший рост размера расходов бюджета в течение анализируемого периода отмечается в 2010 году: на 294,6млрд.руб.по отношению к 2009 году и на 871,3 млрд.руб. по отношению к 2007 году. Огромные расходы на межбюджетные трансферты вызваны тем, что выравнивание уровней бюджетной обеспеченности производится государством с помощью межбюджетных трансфертов, которые в виде дотаций, субсидий или субвенций направляются во все районы.
Второй расходной статьёй по объему является национальная оборона. Она является основным элементом безопасности государства (наряду с правоохранительной деятельностью и предупреждением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).
Бюджетные ассигнования на национальную оборону стабильно растут на протяжении последних лет. Наибольшее увеличение наблюдается в период 2007-2008 годов, которое составило рост расходов на 137,6млрд.р.Расходы были увеличены почти в 1,2 раза. В 2010 году расходы на национальную оборону составили 1161 млрд. руб, что в 1,4 раза больше чем в 2007году. Параметры расходов на национальную оборону, заложенные в бюджеты последних лет, отражают последовательно проводящуюся в государстве политику укрепления его обороноспособности. В целом, бюджеты последних лет позволили стабилизировать ситуацию по финансированию Вооруженных сил и перейти от поддержания жизнеспособности армии на минимальном уровне к модели развития.
Ещё одной из самых весомых статей расходов федерального бюджета являются расходы на «Общегосударственные вопросы».На протяжении всего исследуемого периода наблюдается рост расходов по этой статье. За весь рассматриваемый период они увеличились с 808,2 млрд.руб. (в 2007 году) до 1042,3мллрд.руб.(в 2010году).Общий рост составил 234,1 млрд.руб. или увеличение в 1,3 раза. уменьшится по отношению к запланированному в 2009 году на 7,83 млрд. руб.. К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Непосредственно увеличение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям, помощников судей арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных судов и т.д.), проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации. И таких ассигнований в каждом подразделе очень много, что свидетельствует о росте этого показателя в целом.
Значительный объем расходов государства на национальную безопасность страны в целом и на защиту отдельного гражданина в частности - вынужденная, но необходимая мера.
Деньги по статье «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» идут на борьбу с преступностью и терроризмом, на предотвращение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, борьбу с незаконным оборотом наркотиков. Динамика расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность характеризуется стабильным ростом расходов в абсолютном выражении на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Наибольший рост раcходов по этой статье наблюдается в 2009 году По отношению к 2008 году расходы по статье «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» увеличились на 161млрд.руб(в 1,2 раза).
Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает незначительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Расходы на социальную политику за период с 2007 по 2010годы увеличиваются на протяжении всего периода. Общее увеличение составило 211,9(почти в 2 раза). Наибольший рост расходов на социальную политику наблюдается в 2009 году. По отношению к 2008 году расходы или увеличены на 89,4 млрд.руб.
Резкое увеличение расходов по статье «Национальная экономика» наблюдается в2008 и 2009 году. По 2008-2009годы они выросли почти вдвое. В 2008 году они увеличились по отношению к 2007 году на 221 млрд.руб., а в 2009году ещё на 83,8 млрд.руб. Такое резкое увеличение расходов на национальную экономику объясняется увеличением объемов государственного антикризисного стимулирования.. Затем наблюдается постепенное снижение расходов, т. к. ослабляется влияние кризиса. Одной из основных задач государства является создание и поддержание благоприятного делового климата за счет эффективного регулирования, создания соответствующих условий развития экономики, а также защиты и поддержки отечественных производителей.
Расходы на образование возрастали на протяжении всего исследуемого периода. Наибольший рост расходов наблюдается в 2008 году по отношению к 2007,которые составили +31,1 млрд.руб.и в 2010году по отношению к 2009 году, которые составили +25,6 млрд.руб. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией национального проекта "Образование", также увеличением заработной платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.
Наименьший рост расходов наблюдается по статье «Охрана окружающей среды». За период с 2007 по 2010 годы они выросли лишь на 2,9 млрд.руб. Низкий темп роста расходов по этой статье связан с финансированием в больших объемах приоритетных направлений.
Расходы федерального бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство в динамике за исследуемый период наиболее увеличились в 2009году. По отношению к 2008 году рост расходов по данной статье составил 22,3 млрд руб. В 2010 году наблюдается сокращение финансирования данной сферы, хотя расходы надо увеличивать, т.к. в РФ существует множество проблем именно в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Конституция РФ гарантирует права граждан на охрану их здоровья, поэтому задача государства - обеспечить для каждого гражданина получать качественную медицинскую помощь. Здравоохранение и спорт - это один из наиболее важных показателей, т. к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. Т.е. с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д. Государство финансирует развитие здравоохранения за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также через систему обязательного медицинского страхования (ОМС), созданную в России в 1991 году. Основные расходы на здравоохранение приходятся на региональные бюджеты и внебюджетные фонды, включая ОМС, при этом доля последних ежегодно увеличивается. В 2006 году Президент РФ инициировал реализацию приоритетного проекта «Здоровье», предусматривающего дополнительное финансирование из федерального бюджета, что позволило увеличить долю его средств в общем объеме финансирования. Увеличение расходов наглядно представлено в таблице 1. За исследуемый период расходы увеличились в 1.4 раза(на 68,2 млрд.руб.)Наибольшее увеличение произошло в 2010 году. По сравнению с 2009 годом рост составил 40,4 млрд.руб.
Основные расходы на культуру несут бюджеты субъектов РФ. Финансовая поддержка кинематографии и научных исследований в области культуры, кинематографии и СМИ оказывается в большей степени из федерального бюджета. Одна из немногих статей расходной части федерального бюджета, по которой наблюдается снижение расходов. Это связано с расходами на более приоритетные направления. За исследуемый период расходы снизились на 0,3 млрд.руб.Наибольшее снижение наблюдается в 2009.По отношению к 2008 году расходы снизились на 12,5 млрд.руб.
.2 Анализ динамики структуры расходов федерального бюджета за период с 2007 по 2010годы
Анализ динамики структуры расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2007-2010 года позволит определить, какие статьи расходов занимали наибольший и наименьший удельный вес в общем объеме расходов федерального бюджета Российской Федерации, а также как они изменялись в динамике.
Структура расходов федерального бюджета Российской Федерации - это доля каждой статьи расходов в общем объеме расходов федерального бюджета Российской Федерации.
Все необходимые расчеты для анализа динамики структуры расходов федерального бюджета Российской Федерации в период с 2007 г. по 2010 г. представлены в таблице 2(приложение 3) по данным Министерства финансов РФ.
По данным таблицы 2 видно, что за период с 2007 по 2010 годы расходы федерального бюджета возросли на 40%. На стадии развития страны расходы непременно должны увеличиваться с каждым годом.
Межбюджетные трансферты занимают наибольший удельный вес в классификации расходов. Менее финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,14-1,12% в общем объеме расходов занимают: 1. культура, кинематография и СМИ; 2. жилищно-коммунальное хозяйство; 3. охрана окружающей среды.
По данным таблицы 2 видно, что наиболее крупные расходы приходятся на межбюджетные трансферты, доля которых с 2007 по 2010 годы увеличилась с 33,76% до 35,46%.Они занимают наибольший удельный вес в классификации расходов в связи с тем, что выравнивание уровней бюджетной обеспеченности производится государством с помощью межбюджетных трансфертов, которые в виде дотаций, субсидий или субвенций направляются во все районы.
На втором месте по удельному весу в общем объеме расходов федерального бюджета занимают бюджетные ассигнования на национальную оборону. На протяжении изучаемого периода их удельный вес то снижается, то повышается. В среднем за изучаемый период составляют 15% от общего объёма расходов федерального бюджета. Снижение в 2008 и 2009 годах доли расходов на национальную оборону объясняется не пропорциональным ростом расходов на данную статью и общего объёма расходов федерального бюджета, т.к. в абсолютном выражении наблюдается стабильный рост на протяжении последних лет.
Одной из причин современного роста расходов на национальную оборону является хроническое недофинансирование и исключение из перечня приоритетных направлений развития и оказания государственной поддержки как сектора национальной обороны, так и обеспечение государственного оборонного заказа, наблюдавшиеся в последние десятилетия.
Основными статьями расходов для Министерства обороны РФ всегда являлись, прежде всего, расходы на вооружение, обеспечение личного состава, организацию боевой подготовки и материально-техническое обеспечение, составляющее суммарно около 75 % всех затрат.
Приблизительно на одном уровне по удельному весу в совокупных расходов находятся расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, и расходы на общегосударственные вопросы. На протяжении исследуемого периода удельный вес варьирует около 13% по обеим статьям. Незначительные отклонения говорят об устойчивом росте, пропорциональному росту совокупных расходов федерального бюджета.
Удельный вес расходов на национальную экономику растёт до 2010 года. В 2010 году наблюдается снижение на 3,41% по отношению к 2009 году. Это объяснятся тем, что в период 2008-2009 годов было необходимо дополнительное финансирование сферы экономики. Дополнительное финансирование связано с экономическим кризисом, необходимы были антикризисные меры. Сейчас же эта необходимость постепенно пропадает, что и обуславливает снижение расходов на данную сферу.
В расходах на жилищно-коммунальное хозяйство в относительном выражении, как и в абсолютном наблюдается снижение. В 2010 году их удельный вес в общем объёме расходов федерального бюджета ниже даже доли этих расходов в 2007 году. Финансовое оздоровление предприятий жилищно-коммунального хозяйства в определенной степени зависит от финансовой поддержки из федерального бюджета. В федеральном бюджете интересы жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации учитываются в рамках межбюджетных отношений в Федеральном фонде компенсаций и в Федеральном фонде софинансирования расходов, в том числе в рамках финансирования ФЦП «Жилище».
В 2007 г. по данной статье здравоохранение и спорт запланировано использовать 3,8% от общих расходов, в 2008 г. - 3,2% от общих расходов, в 2009 г. - 3,2% от общих расходов, в 2010г-3,59.
В 2009г. в сравнении с 2008г.расходы на амбулаторную помощь, скорую медицинскую помощь, санаторно-оздоровительную помощь, заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, санитарно-эпидемиологическое благополучие, физическую культуру и спорт, другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта занимают в структуре также 3,2%,
Несмотря на снижение в относительном выражении за период, в абсолютном наблюдается рост. Это связано с увеличением совокупных расходов и не пропорциональным ростом расходов на данную статью.
Из федерального бюджета в основном финансируются высшее профессиональное образование и научные исследования в образовательной сфере. Доля расходов на образование значительно увеличилась лишь в 2010 году. По отношению к 2009 году рост составил 0,32%. В предыдущие годы наблюдается снижение доли данных расходов в общем их объеме, хотя по сравнению с 2007 годом в 2010 они выросли на 23%.
В 2007 г. по плану на социальную политику должно израсходоваться 3,9 % от совокупных расходов, в 2008 г. - 4,7 %, в 2009 г. - 4,7 %, в 2010-5,58% от совокупных расходов. Единственная статья, по которой наблюдается стабильное увеличение расходов в относительном выражении. По отношению к 2008 и 2009 годам в 2010 расходы были увеличены на 0,83%.
Расходы на окружающую среду в относительном выражении на протяжении всего исследуемого периода находятся почти на одном уровне-0,14%.Следовательно,рост расходов на данную статью пропорционален росту общего объёма расходов федерального бюджета РФ. Совокупное увеличение за исследуемый период составило +26,1%(2010год в сравнении с 2007годом).
Расходы на кинематографию и средства массовой информации были резко снижены в 2009 году. По отношению к 2008 году в 2009 они снизились на 0,34%, при том что их удельный вес в 2009 году в общем объёме расходов составил лишь 0,92%.Это объясняется финансированием более приоритетных направлений, незначительно снижая расходы по направлениям, не являющимся приоритетными.
.3 Анализ исполнения расходов федерального бюджета за период с 2007 по 2009 годы
Анализ исполнения расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2007-2009 годы позволит определить, в полном ли объёме были исполнены расходные обязательства, которые были запланированы. Также выявить, по каким статьям расходов федерального бюджета был осуществлён перерасход, т.е. дополнительное финансирование, а по каким было осуществлено недофинансирование и выяснить причины этого.
Все необходимые расчеты для анализа исполнения расходов федерального бюджета Российской Федерации в период с 2007 г. по 2009 г. представлены в таблице 3(приложение 4) по данным Министерства финансов РФ.
На основе таблицы 3, можно сделать выводы о том, что на протяжении всего исследуемого периода фактические расходы превышают плановые. В 2007 г. расходы федерального бюджета составили 5 983 млрд. руб.(что на 9,51% больше плановых), в 2008 г. - 7566,6 млрд. руб.(что на 15,16% больше плановых), в 2009 г. - 9 636,8 млрд. руб.(что на 26,39% больше плановых)Отклонения неизбежны, ведь в процессе исполнения бюджета могут возникнуть чрезвычайные ситуации, бедствия, непредвиденные обстоятельства, получение доходов в большем размере, чем планировалось или же, наоборот, в меньшем. и др. Всё это заставляет вносить изменения в бюджет. В данном рассматриваемом периоде превышение фактических расходов над плановыми вызвано экономическим кризисом, который заставил увеличить финансирование многих отраслей.
Наименьшее отклонение от плана за исследуемый период отмечается в 2007 году, т. к. тогда кризис ещё проявлялся не так ярко, как в 2008 году.
Наибольшее отклонение от плана в 2007 году наблюдается по статье жилищно-коммунальное хозяйство. Его финансирование было превышено более чем в 5 раз над плановым.
Также большое отклонение от плана наблюдается по статье национальная экономика. Отклонение составило 39,3%.Это связано с антикризисным стимулированием экономики.
Недофинансирование в размере 4,8% произошло в сфере здравоохранения и спорта.
По всем остальным статьям расходов федерального бюджета РФ наблюдается приблизительное равенство плановых и фактических показателей. За исследуемый период 2007 год является единственным, в котором большинство фактических расходов приблизительно равны плановым.
В 2008 году наблюдается большее отклонение от плана, нежели в 2007году. Общее отклонение составляет 15,16%.
Основными статьями перерасхода являются так же жилищно-коммунальное хозяйство и национальная экономика. Отклонение фактических расходов на жилищно-коммунальное хозяйство от плановых составило 127,42%,т.е. Было израсходовано в двое больше, чем было запланировано. Отклонение фактических расходов на национальную экономику от плановых составило 42,42%.
В отличии от 2007года,в котором здравоохранение и спорт были профинансированы не в полном объёме, в 2008 году осуществлено дополнительное финансирование данной сферы. Превышение фактических расходов над плановыми составило 27,44% или 60,1млрд.руб.
Недофинансирование лишь по статье общегосударственные вопросы.
Дополнительное финансирование межбюджетных трансфертов на 402,2 млрд.руб. Вызвало превышение фактических расходов над плановыми на 17,7%.Несмотря на небольшой относительный показатель, т.к. Межбюджетные трансферты занимают лидирующее место по объёму расходов федерального бюджета, в абсолютном выражении получилось достаточно большое превышение расходов над плановыми.
За 2008 год нет ни одного направления, которое было бы непрофинансировано в полном объёме.
По всем остальным статьям наблюдается небольшое отклонение в пределах 4-8%.
В 2009 на жилищно-коммунальное хозяйство перерасход составил 91,41% или +72,4 млрд.руб. К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации. Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики. году произошли самые большие отклонения расходов федерального бюджета РФ от плановых за весь рассматриваемый период. Общее отклонение фактических расходов от плановых составило 26,39%, что в абсолютном выражении составило 2011,9 млрд.руб.
Существенные отклонения наблюдаются по многим статьям. Наибольшее отклонение в относительном выражении, так же как и в прошлых исследуемых годах остаётся за жилищно-коммунальным хозяйством и национальной экономикой. Отклонение расходов фактических от плановых на национальную экономику составляет +105,86% или 849 млрд.руб. К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации.
Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.
Данный показатель по прогнозу сейчас находится на 3 месте, то уже в 2011 он займет второе место.
Наибольшее отклонение в абсолютном выражении конечно же в расходах на межбюджетные трансферты-1172,5 млрд.руб. Или +48,43 %.
Значительный перерасход наблюдается по таким статьям как здравоохранение и спорт-+50,43% или +118,1млрд.руб., культура, кинематография и средства массовой информации-+58,97% или +41,4 млрд.руб. И охрана окружающей среды-+27,45% или + 2,8млрд.руб, а также образование-+32,49% или +102,5млрд.руб. Здравоохранение и спорт - это один из наиболее важных показателей, т. к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. Т.е. с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д.
По некоторым статьям наблюдается небольшой перерасход в относительном выражении, но достаточно существенный в абсолютном. По статье национальная оборона-+11,94% или +177млрд.руб,национальная безопасность и правоохранительная деятельность-+7,77% или +72,4 млрд.руб.
Недофинансирование наблюдается по двум статьям-социальная политика(-10,73%) и общегосударственные вопросы(-15,06%). Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает незначительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета.
Согласно изменениям в бюджетном законодательстве в структуре расходов в 2010 и 2011 году появится новая статья условно утвержденные расходы. То есть некий объем средств, который не распределен по разделам и статьям, что даст возможность планировать новые возникающие обязательства. В соответствии со статьей 199 БК РФ, эти расходы должны составлять в объеме не мене 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода.
2.4 Выводы и предложения
Таким образом, исходя их вышесказанного, можно увидеть, что наибольший удельный вес в классификации расходов занимали и занимают межбюджетные трансферты. Доля расходования этих средств на протяжении трех лет постоянно увеличивалась и в 2010 г. уже составляла 35,46%. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение доли межбюджетных трансфертов в 2011 году до 38%. Основную долю в статье «Межбюджетные трансферты» занимают «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов». В среднесрочной перспективе прогнозируется рост объема межбюджетных трансфертов для перечисления государственным внебюджетным фондам. В динамике этот показатель растет. Это обусловлено необходимостью проведения дополнительных мер по укреплению и сбалансированности системы пенсионного обеспечения, решению задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитие страны и т.д.
Второе место в распределении бюджетных средств занимает статья «Национальная экономика». В течение трех лет отмечалась положительная динамика расходов по данной статье, а максимальная сумма расходов отмечена в 2009 г.(по факту) - 1 650,9 млрд руб (19%). Однако уже в 2010 г. расходы по данной статье снижены, и их доля составила только 8%.(по плану)
Основное место в структуре статьи «Национальная экономика» занимают бюджетные ассигнования на топливно-энергетический комплекс, транспорт, сельское хозяйство и рыболовство и другие вопросы в области национальной экономики.
Еще один лидер в распределении бюджетных средств - это статья «Национальная оборона». Несмотря на то, что доля расходов по данному направлению уменьшилась до 12% в 2009 г., в денежном же выражении на протяжении трех лет отмечается положительная динамика увеличения расходов с 822 млрд руб в 2007 г. до 1 061,1 млрд руб в 2009 г.(по факту) В 2010 г. доля расходов по статье «Национальная оборона» увеличена до 15%.
Основными статьями расходов для Министерства обороны РФ являяются расходы на вооружение, обеспечение личного состава, организацию боевой подготовки и материально-техническое обеспечение, составляющее суммарно около 75 % всех затрат.
В 2010 г. тройка лидеров по расходованию бюджетных средств остается неизменной.
На основе проведенного анализа определены основные задачами в области бюджетных расходов. Это:
сокращение числа федеральных целевых программ, обеспечение концентрации средств бюджета по наиболее эффективным и социально значимым проектам;
снижение расходов на содержание государственного аппарата;
продолжение децентрализации инвестиционного процесса через расширение государственно-коммерческого финансирования проектов;
повышение эффективности использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс путем концентрации их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;
усиление контроля за использованием бюджетных средств;
обеспечение приоритетного финансирования расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.
федеральный бюджет расходный трансферт
Заключение
Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
Многообразие видов расходов бюджетов предусматривает необходимость их группировки по функциональному и экономическому назначению, а также ведомственной принадлежности.
В первую очередь применяется экономическая классификация расходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы. Экономическая группировка расходов бюджета предполагает распределение бюджетных средств в зависимости от целей и условий их выделения. Ее использование дает возможность для включения расходов бюджетов в расчеты валового внутреннего продукта и валового регионального продукта, для анализа влияния бюджетных расходов на структуру общественного потребления и накопления. Она является базовой при оценке целевого использования бюджетных средств.
Специфика федерального бюджета состоит в том, что его расходные обязательства осуществляются в общих интересах населения, проживающего на всей территории страны.
Состав и структура расходов федерального бюджета - один из ключевых экономических индикаторов, характеризующий приоритетные направления социально-экономической политики государства. На основании анализа параметров федерального бюджета на 2007-2010 годы были установлены основные изменения. Среди них можно отметить следующие: наибольшими темпами выросли расходы на межбюджетные трансферты, национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность и национальную экономику; также увеличиваются расходы на культуру, кинематографию, средства массовой информации, государственные капитальные вложения. Также нужно отметить, что снизились плановые расходы на жилищно-коммунальное хозяйство. Уменьшение расходов произошло за счет исключения в 2008 и 2009 г. расходов на прикладные научные исследования в ЖКХ. За счет этого были увеличены расходы на жилищное и коммунальное хозяйство.
В целом же, с каждым годом наблюдается увеличение расходов едва ли ни по каждой статье. Межбюджетные трансферты по-прежнему занимают центральное место в системе расходов федерального бюджета РФ. Доля расходования этих средств на протяжении трех лет постоянно увеличивалась и в 2010 г. уже составляла 35,46%. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение доли межбюджетных трансфертов в 2011 году до 38%. Основную долю в статье «Межбюджетные трансферты» занимают «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов». В среднесрочной перспективе прогнозируется рост объема межбюджетных трансфертов для перечисления государственным внебюджетным фондам.
Второе место в распределении бюджетных средств занимает статья «Национальная экономика». В течение трех лет отмечалась положительная динамика расходов по данной статье, а максимальная сумма расходов отмечена в 2009 г.(по факту) - 1 650,9 млрд руб (19%). Однако уже в 2010 г. расходы по данной статье снижены, и их доля составила только 8%.(по плану) один лидер в распределении бюджетных средств - это статья «Национальная оборона». Несмотря на то, что доля расходов по данному направлению уменьшилась до 12% в 2009 г., в денежном же выражении на протяжении трех лет отмечается положительная динамика увеличения расходов с 822 млрд руб в 2007 г. до 1 061,1 млрд руб в 2009 г.(по факту) В 2010 г. доля расходов по статье «Национальная оборона» увеличена до 15%.
В 2010 г. тройка лидеров по расходованию бюджетных средств остается неизменной.
Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РФ.
Важнейшая задача - обеспечить его прозрачность для всех членов общества. Необходимо добиться, чтобы федеральный бюджет стал средством стабилизации государственных финансов. Он должен превратиться в надежную опору и гаранта для всех определенных законом получателей средств. Решить названные задачи можно, лишь объединив усилия Президента Российской Федерации, Правительства РФ и палат Федерального Собрания. Правительство РФ должно стать организующим центром этой работы.
Список используемой литературы
1.Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изменениями от 27.07.2010 г.)
2.Федеральный закон РФ "О федеральном бюджете на 2007 год" от 26.12.2006 г.
.Федеральный закон « О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» от 27.07.2007г
.Проект федерального закона «О Федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» от 02.05.2007г
5.Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. М.: ИД ФБК-Пресс, 2000.
.Бюджетная система России: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. Г.Б.Поляка.- М.: Юнити-Дана, 2007. - 703 с.
.Бюджетная система Российской Федерации. Учебник/ Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М.: Юрайт, 2001. - 615 с.
.Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник.- М.: Издательство - торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. - 344 с.
.Государственные и муниципальные финансы России: Учебное пособие / Л.С. Гринкевич, Н.К. Сагайдачная, В.В. Казаков, Ю.А. Рюмина. - М.: Кнорус, 2007. - 560 с.
.Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. - М.: Экономистъ, 2007. - 763 с.
.Доходы от использования гос. имущества // Экономический вестник Саха, - 2005. - № 3. - с.21-24.
.Финансовое право: Учебник / Под ред. Н. И. Химичевой. - М.: Юристъ, 2001. - 749 с.
.Финансы: Учебник для вузов / Под. ред. Л.А. Дробозиной.- М.: Юнити, 2002. - 527 с.
.Финансы: Учебник / Под. ред. А. Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 504 с.
.Финансы: Учебник / Под. ред. Проф. В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби, 2003. - 512 с.
.Финансы: Учебник / Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 462 с.
17.Официальный сайт министерства Финансов РФ// www.minfin.ru
18.Официальный сайт Госкомстата РФ//www.gks.ru
.Официальный сайт Центрального Банка РФ// www.cbr.ru
.Сайт "Бюджетная система Российской Федерации"//www.budgetrf.ru
.Официальный сайт Федерального Козначейства РФ //www.roskazna.ru/
Приложение 1
Виды расходов, финансируемые исключительно из федерального бюджета
·обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
·функционирование федеральной судебной системы;
·осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);
·национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
·фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу;
·государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
·государственная поддержка атомной энергетики;
·ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
·исследование и использование космического пространства;
·содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
·формирование федеральной собственности;
·обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
·компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
·пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
·проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
·федеральная инвестиционная программа;
·обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
·обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
·финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
·официальный статистический учет;
·прочие расходы
Приложение 2
Таблица 1. Плановые показатели расходов федерального бюджета за период с 2007 по 2010 годы(млрд.руб) в абсолютном выражении
Наименование2007год2008годАбсолютное отклонение в 2008г от 200 7г2009годАбсолютное отклонение в 2009г от 2008г2010годАбсолютное отклонение в 2010г от 2009гВ с е г о5463,56570,31106,87624,91054,67658,433,5Общегосударст венные вопросы808,2899,691,4976,476,81042,365,9Национальная оборона822959,6137,61061,5101,9116199,5Национальная безопасность и правоохранительная деятельность662,9771,1108,2932,1161999,667,5Национальная экономика497,2718,222180283,8544,2-257,8Жилищно-коммунальное хозяйство5356,93,979,222,371-8,2Охрана окружающей среды8,1 9,3114,8110,20,9110,8Образование277,930931,1315,56,5341,125,6Культура, кинематография и средства массовой информации67,882,714,970,2-12,567,5-2,7Здравоохранение и спорт206,4218,311,9234,215,9274,640,4Социальная политика215,6 273126,62362,489,4427,565,1Межбюджетные трансферты1844,3 2272,4123,212421148,62715,6294,6Приложение 3
Таблица 2.Плановые показатели расходов федерального бюджета за период с 2007 по 2010 годы(млрд.руб) в относительном выражении
Наименова ние22007 годОотноситель ное выражение в %2008 годОтносительное выражение в %Относительное отклонение от 2007г2009 годОтноси тельное выражение в %Относительное отклонение от 2008г2010 годОтно Ситель ное выра жение в %Отно Ситель ное отклонение от 2009гВ с е г о5463,51006570,3100=7624,91007658,4100Общегосу дарственные вопросы808,214,79899,613,69-1,1976,412,81-0,891042,313,610,8Националь ная оборона82215,05959,614,61-0,441061,513,92-0,68116115,161,24Националь ная безопас ность и правоохранительная деятель ность662,912,13771,111,74-0,4932,112,220,49999,613,050,83Националь ная экономика497,29,1718,210,931,8380210,52-0,41544,27,11-3,41Жилищно-коммуналь ное хозяйство530,9756,90,87-0,179,21,040,17710,93-0,11Охрана окружающей среды8,1 0,159,30,14-0,0110,20,13-0,01110,140,01Образование277,95,093094,7-0,38315,54,14-0,57341,14,450,32Культура, кинематография и средства массовой информации67,81,2482,71,2600,0270,20,92-0,3467,50,88-0,04Здравоохра нение и спорт206,43,78218,33,32-0,46234,23,07-0,25274,63,590,51Социальная политика215,6 3,952734,160,21362,44,750,6427,55,580,83Межбюджетные транс ферты1844,3 33,762272,434,5900,83242131,75-2,832715,635,463,71
Итоги приведены без учета условно-утвержденных расходов
*По данным Министерства Финансов РФ
Приложение 4
Таблица 3. Исполнения расходов федерального бюджета за период с 2007 по 2009 годы
Наименование2007 год план2007 год факт%выполнения2008 год план2008 год факт%выполнения2009 год план2009 год факт%выполненияВ с е г о5463,55983109,516570,37566,6115,167624,99636,8126,39Общегосударст венные вопросы808,2812,1100,48899,68835,292,84976,4829,484,94Национальная оборона822822,1100,01959,611040,8108,461061,51188,2111,94Национальная безопасность и правоохранительная деятельность662,9667,2100,65771,18835,5108,35932,11004,5107,77Национальная экономика497,2692,6139,3718,211025142,728021651205,86Жилищно-коммунальное хозяйство53294,9556,4256,91129,4227,4279,2151,6191,41Образование277,9294,6106,013093355114,89315,5418132,49Культура, кинематография и средства массовой информации67,8771104,7282,7888,8107,3870,2111,6158,97Здравоохранение и спорт206,4196,595,2218,32278,2127,44234,2352,3150,43