Роль финансов домашних хозяйств в системе финансовых отношений

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    489,9 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль финансов домашних хозяйств в системе финансовых отношений














Роль финансов домашних хозяйств в системе финансовых отношений

Введение

домашний экономический финансы бюджет

На протяжении длительного времени домашнее хозяйство являлось основополагающим фактором в формировании мировозрения, ценностных ориентаций, повышении финансовой грамотности населения, становлении личных финансов граждан.

Современная теория финансовой науки рассматривает финансы домашних хозяйств в качестве одного из основных элементов финансовой системы, характеризующих форму сложившихся взаимоотношений между населением и государством [1,с.80].

Домашние хозяйства играют большую роль в развитии страны, и это доказывает необходимость изучения их места и роли в современной экономике.

Актуальность изучения обусловлена следующими факторами:

Во-первых, в домашнем хозяйстве или в семье закладываются основы финансовой грамотности, передаются обычаи, традиции, нормы поведения, общечеловеческие отношения, выходящие за рамки семьи.

Во-вторых, семья является главным социальным институтом, в котором происходит формирование личности.

В-третьих, домашнее хозяйство выступает посредником между индивидом (как его полноправным членом) и государством [2,с.99].

Цель работы: изучить домашние хозяйства, выявить роль домохозяйств в современной экономической системе, провести анализ бюджета домашних хозяйств, выработать практические рекомендации по оптимизации расходных статей бюджета домохозяйств.

Объект исследования: домашние хозяйства Республики Беларусь.

Предметом исследования: функции домохозяйства и его финансовые отношения с другими субъектами экономики .

К основным задачам исследования относятся следующие:

изучить литературу по данному вопросу, сделать выборку материала;

дать определение домашнему хозяйству как субъекту экономических отношений;

детально изучить бюджет домашних хозяйств;

выявить роль домашних хозяйств в современной экономической системе;

на основе статистических данных проанализировать приходные и расходные статьи бюджета домохозяйств;

- определить влияние государства на развитие домашних хозяйств;

выработать направление оптимизации расходных статей домашних хозяйств.

1. Домашние хозяйства в современной экономической системе

.1      Теоретические основы и экономическая сущность домашнего хозяйства как субъекта экономики

Экономика представляет собой сложную, многоуровневую, развивающуюся систему. Экономическая система общества состоит из более мелких экономических систем - государственного сектора, домохозяйств и предприятий.

Домохозяйство - это малая система, которая представляет владельцев ресурсов и потребителей в рамках семьи. Экономическая деятельность такой системы связана с продажей труда и иных ресурсов, получением зарплаты и других доходов, приобретением потребительских товаров, а также созданием некоторых экономических благ и услуг (например, приготовление пищи, пошив одежды, ремонт, строительство, выращивание овощей и фруктов и др.) для удовлетворения потребностей внутри семьи [3,с.31].

В финансовой системе домохозяйства как отдельный структурный элемент выделяются недавно. Это связано с возрастанием их роли в экономике: большая часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг идет в сферу личного потребления, спрос на потребительские товары и услуги определяется и регулируется доходами населения характером социальной политики государства. Кроме того, в домохозяйствах образуются сбережения, которые могут быть инвестированы в различные сферы экономики[4,с.68].

Наравне с коммерческими предприятиями и государством домашние хозяйства это одна из структурных единиц экономики, крупнейший и влиятельный субъект рыночных отношений. Домохозяйства являются связующим звеном в экономической системе, так как охватывают экономические объекты и процессы, происходящие там, где постоянно проживает человек, семья.

Необходимо отделить внешние связи домашнего хозяйства от внутренних отношений, поскольку первые учитываются субъектами хозяйствования рыночной сферы и государства.

К внешним отношениям домохозяйства можно отнести сделки с субъектами хозяйствования сферы экономики, рынка и государства по поводу покупок товаров, оформления финансовых, транспортных и других услуг.

Внутренние отношения домашнего хозяйства предопределены производством и услугами по обеспечению потребления благ для воспроизводства рабочей силы и человеческого капитала[5,с.87].

Домохозяйства предлагают на рынок факторы производства (труд, капитал, предпринимательские способности), взамен получают доход и часть его потребляют, другую часть дохода сберегают.

В системе национальных счетов, принятой ООН и рядом международных организаций в 1993 году, домашнее хозяйство определяется как «лицо или небольшая группа людей, которые проживают совместно на одной жилищной площади, вносят свой доход и богатство полностью или частично в общий фонд. Сообща потребляют некоторые товары и услуги, главным образом жилье и продукты питания» [6].

Понятие домохозяйства объединяет всех потребителей, наёмных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства, лиц, занятых и незанятых в общественном производстве.

Социально-экономическая сущность домашних хозяйств проявляется через их функции.

На современном этапе можно выделить перечень функций, которые выполняют домашние хозяйства, являясь неотъемлемой частью экономической системы и представляя собой ее крупный сектор:

воспроизводство рабочей силы (деторождение и воспитание детей, их образование);

формирование человеческого капитала;

удовлетворение индивидуальных и прочих потребностей членов семьи;

сбережение и накопления материальных и иных ценностей;

владение факторами производства;

предпринимательство;

пополнение доходной части государственного бюджета посредством уплаты налогов и других видов обязательных платежей;

инвестирование экономики путем представления своих сбережений;

формирование спроса на потребительские товары и услуги.

В разных странах состав домохозяйств может сильно различаться в зависимости от традиций, образования, культурных особенностей, религии, господствующей морали и экономической ментальности, климата и других условностей.

Основные признаки домохозяйства :

• совместное проживание и обустройство быта;

• совместное ведение хозяйства;

• обладание определёнными ресурсами;

• самостоятельность в принятии хозяйственных решений;

• стремление к максимальному удовлетворению потребностей.

Основу домохозяйств обычно составляют семейные хозяйства. Однако данные понятия хотя и близки, но не совпадают.

Под семьей понимается группа, объединяемая общностью семейно-родственных связей, которая необязательно проживает под одной и той же крышей и имеет общий бюджет. Домашнее хозяйство представляет собой группу людей, объединенных общими задачами воспроизводства человеческого капитала, местом проживания, бюджетом и обычно семейно-родственными связями[7,с.270].

Одним из основных признаков различия домохозяйства и семьи является наличие обособленных бюджетов каждого домохозяйства. Например, семья, состоящая из родственников трех поколений (дедушка, бабушка, отец, мать и внуки) может осуществлять свою деятельность как в рамках одного домохозяйства (проживая совместно), так и нескольких, живя по раздельности и имея разные бюджеты. В первом случае семья совпадает с домохозяйством, во втором - состоит из нескольких домохозяйств. В то же время этот признак относителен. С одной стороны, раздельное проживание не исключает денежную и натуральную помощь от одних членов большой семьи другим. С другой стороны, в совместно живущих семьях, считающихся единым домохозяйством, помимо взносов в общесемейный бюджет, каждый член семьи обладает и личными средствами к существованию.

Признаки, по которым можно дать классификацию домашним хозяйствам:

•        территориально-региональная принадлежность (местность, регион страны, природно-климатическая зона и т.п.);

•        демографическая характеристика (семейные и несемейные домохозяйства, число членов домохозяйства, половозрастные характеристики);

•        имущественная характеристика (характер жилья, число комнат, наличие автомобиля, дачи, земельного участка и т.п.);

•        доходная характеристика (среднедушевой доход, доходная группа, источники дохода и т.п.);

•        экономическая характеристика (занятость, отрасль производства, сектор экономики, тип предприятия, должность и т.п.);

•        трудовой потенциал (число трудоспособных, уровень образования, профессиональная подготовка и т.п.);

•        социальный статус домохозяйства (определяется по главе семьи или члену семьи, имеющему максимальный доход).

Классификация домохозяйств позволяет создавать модели и механизмы для регулирования социально-экономических процессов в данном социуме. Что в свою очередь позволяет государству на основе правовых отношений и экономических подходов обеспечивать условия для здорового образа жизни населения, расширенного воспроизводства человеческого капитала и повышения эффективности общественного потребления, существенного сокращения безработицы.

В Республике Беларусь по данным Национального Статистического Комитета различают несколько видов домохозяйств:

•домашние хозяйства, состоящие из одного человека;

•домашние хозяйства без детей;

•домашние хозяйства с детьми в возрасте до 18 лет.

.2      Бюджет домашних хозяйств

Домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики не может находиться вне финансовых отношений, оно постоянно вступает в такие отношения, возникающие как внутри домашнего хозяйства, так и с внешними по отношению к домашнему хозяйству рыночными субъектами.

Финансы домашнего хозяйства представляют собой денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов этого хозяйства и производства. Фонд денежных средств объединяет финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении семьи, и является частью национального дохода общества. Объем денежного фонда зависит от усилий каждого члена домохозяйства.

Финансовые ресурсы домохозяйства в свой состав включают:

.        Собственные средства, т.е. заработная плата каждого члена семьи, доход от подсобного хозяйства, прибыль от коммерческой деятельности;

.        Средства, полученные в форме кредита, дивиденты, проценты;

.        Средства, поступившие из бюджетных и внебюджетных фондов (пенсии, пособия, ссуды).

Финансовые ресурсы формируют бюджет домашнего хозяйства.

Бюджет домашнего хозяйства - это форма образования и использования фонда денежных средств конкретного хозяйства, он объединяет совокупные доходы членов домашнего хозяйства и расходы, обеспечивающие их личные потребности. (таблица 1.2.1).

Таблица 1.2.1 - Бюджет домашнего хозяйства

Доходы

Расходы

Заработная плата.

Соцстрахование.

Предпринимательский доход.

Налоги и обязательные сборы

Доходы от собственности (рента, процент, дивиденд, арендные платежи).

Потребление (товары первой необходимости, престижные товары, предметы роскоши).

Государственные трансфертные платежи (пенсии, стипендии, пособия, бесплатные услуги здравоохранения и образования).

Инвестиции в человеческий капитал.

Доходы в натуральной форме (доходы от подсобного хозяйства, оплата частных услуг).

Добровольные пожертвования и взносы в общественные организации.

Доходы из прочих источников.

Прочие расходы.


Сбережения.

Источник: составлено автором.

В современных условиях наиболее распространенные типы управления бюджетом домашних хозяйств следующие:

.Общий семейный бюджет. Все финансовые ресурсы, принадлежащие обоим супругам, расходуются совместно.

.Два личных бюджета. Каждый супруг ведет личный бюджет и самостоятельно оплачивает свои личные расходы.

.Три бюджета (семейный и личные бюджеты ). Это оптимальный вариант управления личными финансами: каждый из супругов имеет свой личный бюджет плюс общий с супругом бюджет на расходы по ведению домашнего хозяйства.

В рамках бюджета формируются обособленные денежные фонды:

индивидуальные - для отдельных членов семьи (покупка различных товаров, расходы на образование, медобслуживание, развлечение);

совместный - для покупки товаров общего пользования (телевизора, холодильника и т.п.);

накопления и обеспечения (резервный фонд), используемый для будущих капитальных расходов (покупки жилья, участка земли, средств транспорта, формирования первоначального капитала для коммерческой деятельности, для отдыха и обеспеченной старости).

Денежные доходы представляют собой объем денежных средств, которыми располагает домохозяйство (семья) для обеспечения своих расходов. Различают следующую квалификацию денежных доходов:

.        по источнику дохода :

заработная плата и дополнительная оплата трудовой деятельности;

доходы от предпринимательской деятельности; доходы от ценных бумаг;

арендная плата за переданное во временное пользование имущество;

страховое возмещение;

доходы от реализации имущества;

выплаты из государственных денежных фондов;

прочие доходы.

.        по равномерности поступления:

регулярные (оплата труда, арендная плата и др.);

периодические (авторские гонорары, доходы по ценным бумагам, др.);

случайные или разовые (подарки, доходы от реализации имущества);

.        по надежности поступления :

гарантированные (государственные пенсии, доходы по госзаймам);

условно-гарантированные (оплата труда);

негарантированные (гонорары, комиссионное вознаграждение) [8,с.76].

Для измерения доходов домашних хозяйств используют понятия совокупных, располагаемых, номинальных и реальных доходов населения. Под совокупными доходами понимают общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг за счет социальных фондов.

Натуральные доходы можно оценить по средним ценам реализации соответствующих товаров на рынке.

Для населения более существенное значение имеет показатель располагаемых доходов, или доходов, остающихся в распоряжении домашних хозяйств. Они образуются из совокупных доходов путем вычета налогов и обязательных платежей. В общей сумме располагаемые доходы населения образуют часть валового внутреннего продукта, которая расходуется на потребление и накопление [4,с.87].

Номинальные доходы - доходы домашнего хозяйства за определенный период в денежной форме.

Реальные доходы зависят от соотношения темпов роста располагаемых доходов и индекса потребительских цен за определенный период. Для домашних хозяйств реальные доходы, наряду с размерами имущества и ранее накопленных сбережений, входят в число наиболее важных показателей, определяющих уровень их благосостояния.

Фактические затраты на приобретение материальных и духовных ценностей, необходимые для жизни, представляют собой денежные расходы домашних хозяйств и натуральное самообеспечение.

Все расходы домохозяйств можно классифицировать по следующим признакам:

.        по степени регулярности:

постоянные расходы (на питание, коммунальные услуги и др.);

регулярные расходы (на одежду, транспорт и др.);

разовые расходы (на лечение, товары длительного пользования);

.        по степени необходимости:

- первоочередные (необходимые) расходы на питание, одежду, медицину;

- второочередные (желательные) расходы - образование, страховые взносы;

- прочие расходы (остальные);

.        по целям использования:

- потребительские расходы (на покупку товаров и оплату услуг);

- оплата обязательных платежей;

- накопления и сбережения во вкладах и ценных бумагах;

покупка иностранной валюты ;

прирост денег на руках населения [8,с.79].

Расходную часть бюджета домашних хозяйств можно разбить на три основных раздела:

- обязательные платежи;

- расходы на потребление;

- денежные сбережения.

К первому следует отнести налоги и сборы с физических лиц, возврат основной суммы полученного в банке кредита и выплату процентов по нему, а также страховые взносы.

Ко второму - коммунальные и другие платежи населения за потребленное им электричество, газ, услуги городской и междугородной телефонной связи, потребительские расходы на покупку товаров и оплату услуг медицины и образования.

К третьему разделу относится та часть денежных доходов, оставшаяся после потребительских расходов и уплаты налогов и других обязательных взносов, и которая является источником денежных накоплений и сбережений.

Расходы бюджета домохозяйства играют существенную роль в экономике страны. Используя свои доходы, семья обеспечивает формирование и развитие рынка товаров и услуг. Реализуя свои накопления и сбережения, она увеличивает спрос на ценные бумаги, расширяя тем самым фондовый рынок. Кроме того, большое значение домохозяйства как субъекта предложения важнейших производственных ресурсов - труда и предпринимательской деятельности. И наконец, члены семьи, занимаясь воспитанием детей, выступают главными потребителями социально-культурной сферы, которая финансируется государством.

.3      Роль домашних хозяйств в современной экономической системе

Домохозяйство - один из важнейших рыночных институтов. Роль домашних хозяйств в развитии рыночных отношений относительно велика и определяется следующими моментами:

Во-первых, домохозяйства обеспечивают необходимый уровень потребительского спроса, без которого невозможно функционирование рыночного механизма.

Домашние хозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, производимые фирмами и государством на рынке товаров и услуг. Тем самым формируют платежеспособный спрос и предложение и стимулируют производственный потенциал страны в целом.

Во-вторых, сбережения домохозяйств являются источником инвестиций, что очень важно в условиях развивающейся экономики.

Накопления домохозяйств идут на покупку ценных бумаг, акций, хранятся в виде сбережений в кредитно-банковских учреждениях, которые участвуют в процессе экономического кругооборота и посредством которых домашние хозяйства инвестируют свои накопления в экономику.

В-третьих, домохозяйства - это субъекты предложения на рынке факторов производства (предпринимательской способности и труда).

Домашние хозяйства имеют в своем распоряжении производственные ресурсы: трудовые, природные, капитальные, предпринимательские способности, которые они поставляют фирмам и государству. Плата за ресурсы служит материальной основой доходов домохозяйств и используется для покупки потребительских товаров и услуг.

В-четвёртых, именно домохозяйство - основа формирования, производства и реализации человеческого капитала.

Домашние хозяйства формируют человеческий капитал, способствуют накоплению запаса знаний, навыков, способностей, умению квалифицированно выполнять работу. Воспроизводя рабочую силу, домохозяйства способствуют насыщению рынка труда человеческими ресурсами.

В-пятых, возможность домохозяйств налаживать семейный бизнес способствует не только росту личного благосостояния, но и развитию рыночной экономики в целом.

Финансовые отношения домохозяйств с другими субъектами экономики схематично изображены на рисунке 1.3.1.

где Yc - доход в форме социальных выплат (пенсии, пособия и т.п.);

Yp - денежные переводы из-за границы;

Yz - заработная плата;

C - потребительские расходы домохозяйств;

T - налоги и сборы, уплачиваемые государству;

S - сбережения.

Рисунок 1.3.1 - Финансовые отношения домохозяйств с другими субъектами экономики*

Но данная схема не совсем точно показывает - какие же связи существуют между основными экономическими агентами - субъектами экономических отношений, участвующих в производстве, обмене и потреблении экономических благ, т.е. между домохозяйствами, фирмами и государством. На рисунке 1.3.2 изображена модель кругооборота доходов и продуктов в экономической системе, которая наглядно иллюстрирует взаимодействие домохозяйств с другими экономическими субъектами и роль домохозяйств в рыночной экономической системе.

Рисунок 1.3.2 - модель кругооборота доходов и продуктов в экономической системе* *Источник [9, с. 22].

В процессе взаимодействия у домохозяйств возникают финансовые отношения:

с предприятиями и организациями, производящими товары, работы и услуги, которые они продают домохозяйствам на рынке товаров и услуг, используя полученные доходы для расширения производственной деятельности;

с государством по поводу формирования и использования бюджета и внебюджетных фондов, а также через систему национальной обороны страны, систему образования и медицинского обслуживания;

с коммерческими банками по поводу предоставления во временное пользование, хранящихся на различных счетах денежных средств, а также по поводу заимствования денежных средств (домашнее хозяйство как кредитор и как заёмщик банка);

со страховыми компаниями (страховщиками) по поводу страхования своих рисков;

с другими домашними хозяйствами;

с работодателями.

Все участники кругооборота заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника рынка зависит от благополучия других. Даже один и тот же субъект рынка может быть и в составе домашнего хозяйства, и государственного учреждения, и участником бизнеса. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.

Домашние хозяйства стараются максимально удовлетворить свои желания и потребности; фирмы - получить максимальную прибыль; государство - достигнуть максимального благосостояния в обществе.

Каждый из них занимает определенное место в системе общественного разделения труда и, чтобы реализовать свои экономические интересы, должен предложить то, что необходимо другим субъектам - носителям рыночных отношений.

Таким образом, домашние хозяйства, являясь крупнейшим субъектом экономики, участвуют во всех микро- и макрорегулирущих процессах и являются неотъемлемой частью экономического потенциала страны.

От результатов экономической деятельности домашних хозяйств зависит не только благосостояние отдельной хозяйственной единицы, но и всего населения страны.

2. Анализ финансов домашних хозяйств Республики Беларусь

.1Анализ доходов домашних хозяйств

Доходы домашнего хозяйства - это часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов домашнего хозяйства. Эти доходы должны возместить все физические и умственные способности людей, израсходованные в процессе производства, т.е. возместить трудовые затраты. Так как ресурсы у отдельных категорий домохозяйств оказываются недостаточными для поддержки на требуемом уровне жизненных сил, тогда государство за счет бюджета и внебюджетных фондов и предприниматель за счет прибыли пополняют средства некоторых категорий домохозяйств.

В 2014 году общий объем денежных доходов населения составил 522,1 трлн. рублей, в расчете на душу населения - 4592 тыс. рублей.

Основные показатели денежных доходов населения Республики Беларусь за 2013-2014 годы приведены таблице:

Таблица 2.1.1 - Основные показатели денежных доходов населения Республики Беларусь за 2012-2014 гг


2013

2014

Отклонение

Денежные доходы населения, млрд. руб.

442 285,8

522 088,3

79802,5

Денежные доходы в расчете  на душу населения, тыс. руб.в месяц

3 893,6

4 592,0

698,4

Реальные денежные доход  населения, в %% к предыдущему году

116,3

100,0

-16,3

Реальные располагаемые денежные доходы населения, в %% к предыдущему году

116,3

100,1

-16,2

*Источник: [10].

По данным, представленных в таблице, номинальные денежные доходы населения составили в 2014 году 522088,3 млрд. рублей и по сравнению с 2013 годом увеличились на 18%. При этом реальные денежные доходы населения в 2014 году упали на 16,3% по сравнению с 2013 годом.

Реальные доходы населения это доходы, используемые населением для потребления и накопления. В отличие от номинальных доходов, реальные доходы населения характеризуют количество приобретаемых материальных благ и услуг с учётом изменения розничных цен.

Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом, налогов, сборов и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен на товары и услуги) в 2014 году составили 100,1% к уровню 2013 года. Темпы роста реальных располагаемых денежных доходов населения Республики Беларусь изображены на графике 2.1.1.

Рисунок 2.1.1 - Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2014 году ( в %% к соответствующему периоду предыдущего года)*

*Источник: [10].

Как видно из данных графика рост реальных располагаемых денежных доходов по республике в январе 2014 года резко упал до отметки 109,4% и к концу года достиг отметки 100,1% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

Рисунок 2.1.2 - Реальные располагаемые денежные доходы населения по областям и г. Минску в 2014 (в %% к 2013 году)*

*Источник: [10].

По данным графика увеличение реальных располагаемых денежных доходов в 2014 году произошло лишь в городе Минске и Минской области на 2,3% и 0,3% соответственно. По всем остальным областям наблюдается снижение от -0,4% до -1%, наиболее низкий показатель по Могилевской области. Он составил -2,8 % по отношению к 2013 году.

При настоящем состоянии экономики источниками доходов домохозяйств являются заработная плата, предпринимательский доход, доходы от собственности, государственные трансфертные платежи, натуральные доходы и прочие.

Данные о структуре денежных доходов населения Республики Беларусь в процентах к общей сумме за 2013-2014 годы представлены в таблице 2.1.2.

Таблица 2.1.2 - Структура денежных доходов населения за 2013-2014гг (в %)

Показатели

2013 год

2014 год

Темп роста

оплата труда

64,1

63,8

- 0,3

доходы о предпринимательской деятельности

10,3

10,4

 0,1

трансферты населению

21

20,9

- 0,1

доходы от собственности и прочие доходы

4,6

4,9

 0,3

*Источник: [10].

По данным представленным в таблице можно сделать вывод о том, что основным и крупнейшим источником дохода является заработная плата. Она составляет в 2013 и 2014 годах 64,1% и 63,8% от общей суммы доходов соответственно. Остальные 35,9% и 36,2% - это доходы от предпринимательской деятельности, трансферты населению, доходы от собственности и прочие доходы. По сравнению с 2013 годом темпы роста снизились по показателям: оплата труда (- 0,3%) и трансферты населению (- 0,1%). По показателям доходы от предпринимательской деятельности (0,1%) и доходы от собственности и прочие доходы (0,3%) наблюдается незначительное увеличение темпов роста.

Весь доход домашнего хозяйства можно разделить на три основных группы:

.        Натуральные доходы - продукты, полученные в личном подсобном хозяйстве или в порядке натуроплаты от сельскохозяйственных предприятий, и потребленные в домохозяйстве.

.        Денежные доходы - заработная плата, премии, доплаты, надбавки к заработной плате, социальные выплаты работодателями; доходы от предпринимательской деятельности в форме прибыли, дивидентов, процентов по ценным бумагам и вкладам, арендная плата и др.

.        Государственные социальные выплаты (трансферты): пенсии, пособия и другие платежи из бюджета и внебюджетных социальных фондов.

По данным выборочного обследования домашних хозяйств по уровню жизни в 2014 году располагаемые ресурсы в расчете на домашнее хозяйство составили 8,2 млн. рублей в месяц и по сравнению с 2013 годом увеличились на 1,6 млн. рублей или на 23,6% [10].

Распределение домашних хозяйств по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов в 2014 году в процентах к итогу приведено на рисунке 2.1.3.

Рисунок 2.1.3 - Распределение домашних хозяйств по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов в 2014 году (в %% к итогу)*

*Источник: [10].

Из приведенных выше данных можно сделать вывод, что наибольшее количество домохозяйств имеют доход от 2000,0 до 3500,0 тыс. рублей. С увеличением дохода уменьшается количество домашних хозяйств, имеющих детей до 18 лет.

Доля домашних хозяйств с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума составила:

в 2014 году - 3,4%;

в 2013 году - 4%;

в том числе:

в городах и поселках городского типа:

в 2014 году - 2,7%;

в 2013 году - 3,3%;

в сельских населенных пунктах:

в 2014 году - 5,2%;

в 2013 году - 5,9%.

Очевидно, что число домохозяйств с уровнем ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума в 2014 году стало меньше.

Как уже было отмечено ранее, основным доходом населения Республики Беларусь является заработная плата.

Начисленная среднемесячная заработная плата по отраслям за 2014 год, а также ее изменение по сравнению с данными за 2013 год представлена в таблице 2.1.3 [Приложение А].

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в январе-декабре 2014 года составила 6091,3 тыс. рублей, в январе-декабре 2013 года она составила 5061,4 тыс. рублей. Увеличение произошло на 1029,9 тыс. рублей или на 20,3% больше чем в 2013 году[10].

Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-декабре 2014 г. по сравнению с январем-декабрем 2013 года увеличилась на 0,3%.

Таким образом, при увеличении номинальной заработной платы населения республики ее потребительские способности падают.

Важная часть доходов домохозяйств - это государственные денежные выплаты на социальные нужды - пенсии, пособия и другие виды помощи нетрудоспособным, безработным и другим малообеспеченным слоям населения.

Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду и социальной защите населения, в 2014 году составила 2559,7 тыс. человек, в 2013 году эта цифра равнялась 2537,3 тыс. человек.

Средний размер назначенных пенсий составил:

в 2014 году - 2643,5 тыс. рублей;

в 2013 году - 2206,8 тыс. рублей.

При увеличении численности пенсионеров в 2014 году в сравнении с 2013 году на 0,88%, средний размер назначенных пенсий увеличился на 19,8% соответственно.

Реальный размер назначенных пенсий в процентах к предыдущему году составил:

в 2014 году - 103,1%;

в 2013 году - 100,5%,

т.е. произошло увеличение реального размера пенсии на 2,6%.

Численность граждан, которым предоставлена государственная адресная социальная помощь:

ежемесячно в 2014 году - 57,1 тыс. человек, в 2013 году - 70,3 тыс. человек;

единовременно в 2014 году - 29,5 тыс. человек, в 2013 году - 28,7 тыс. человек.

Всего пособие получили в 2014 году 217,8 тыс. человек, а в 2013 году - 200,7 тыс. человек. При этом средний размер ежемесячного социального пособия составил в 2014 году 277,6 тыс. рублей (в 2013 г. - 181,0 тыс. рублей), а средний размер единовременного социального пособия составил в 2014 году - 854,1 тыс. рублей (в 2013 г. - 644,3 тыс. рублей)[10].

Доходы от предпринимательской деятельности - еще один основной источник дохода домохозяйств.

В Республике Беларусь на 01.01.2015г. хозяйственную деятельность осуществляли 363695 организации малого предпринимательства (на 01.01.2014г - 357127 единиц). Средняя численность работников в этих организации составляет на 01.01.2015г.___тыс. человек (на 01.01.2014г. - 846,7 тыс. человек).

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в организациях малого бизнеса в 2014 году составила тыс. рублей (в 2013г. - 4617,8 тыс. рублей). Чистую прибыль от хозяйственной деятельности получили в 2014 году в сумме млрд. рублей (в 2013г. - 20,7 млрд. рублей)[10].

Все сказанное позволяет сделать вывод, что в Республике Беларусь крупнейшим источником доходов домохозяйства является заработная плата, достигающая более 63% от общего размера дохода (в развитых странах этот показатель достигает трех четвертей от общей суммы поступлений). Второй источник составляет одну пятую всех доходов домохозяйств - это так называемые трансфертные платежи в форме пенсий, пособий, стипендий и тому подобное. И наконец, доходы от предпринимательской деятельности, которые на сегодняшний день имеют только одну десятую долю в общей доле доходов, что говорит о недостаточном развитии предпринимательства в республике.

.2Анализ расходов домашних хозяйств

Расходы домашних хозяйств представляют собой фактические затраты на приобретение материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни. К ним относится самая большая группа расходов - потребительские.

Потребительские расходы - денежные расходы домашних хозяйств на питание (включая расходы на питание вне дома), покупку алкогольных напитков, непродовольственных товаров и оплату услуг. В состав потребительских расходов не включаются налоги и страховые взносы, материальная помощь и другие расходы, не связанные с потреблением, а также все расходы, связанные с производством сельскохозяйственной продукции в личном подсобном хозяйстве и накоплением (вклады в банки, покупка недвижимости, иностранной валюты и так далее).

Структура потребительских расходов домохозяйств Республики Беларусь отражена в таблице 2.2.1.

Таблица 2.2.1 - Структура потребительских расходов домохозяйств Республики Беларусь за 2013-2014гг в процентах к итогу


2013 год,%

2014 год,%

Темп роста,%

питание

39,9

41,6

1,7

алкогольные напитки

2,6

2,5

-0,1

непродовольственные товары

38,9

35,7

-3,2

оплата услуг

18,6

20,2

1,6

*Источник: [10].

Потребительские расходы домохозяйств в 2014 году снизились по сравнению с 2013 годом по показателям алкогольные напитки и непродовольственные товары на 0,1 и 3,2 процента и увеличились - на питание и оплату услуг на 1,7 и 1,6 процента.

Потребительские расходы домашних хозяйств в 2013-2014 гг по данным выборочного обследования по уровню жизни в процентах к итогу представлена в таблице 2.2.2.

Таблица 2.2.2 - Потребительские расходы домашних хозяйств в 2013-2014гг по кварталам (в процентах к итогу)


2014г I кв

2014г II кв

2014г III кв

2014г IV кв

2013г I кв

2013г II кв

2013г III кв

2013г IV кв

Расходы на покупку продуктов питания,в т.ч. питание вне дома

41,4

42,8

41,4

40,9

42,2

41,3

38,0

38,5

Алкогольные напитки

2,4

2,7

2,3

2,4

2,7

2,7

2,4

2,5

Непродовольственные товары - всего

35,2

34,0

36,0

37,4

36,4

37,5

40,3

Из них: Одежда, обувь

9,2

8,3

8,9

9,9

9,5

10,0

10,6

12,6

Предметы личного пользования

2,3

2,0

1,9

2,1

2,4

2,0

1,9

2,1

Предметы бытового назначения

4,5

4,4

4,5

4,7

5,5

5,0

5,8

5,7

Оплата услуг, всего

21,0

20,5

20,3

19,3

18,7

18,5

19,3

18,0

Из них: услуги ЖКХ

6,3

5,1

4,4

5,6

5,4

4,2

3,5

4,7

Медицинских и санаторно-оздоровительных услуг

1,4

1,3

0,9

1,0

1,2

1,4

1,1

1,2

Услуг образования

1,9

1,1

1,5

1,3

2,1

1,0

1,7

1,1

Услуг учреждения культуры, спорта, туристических и экскурсионных услуг

1,5

2,2

2,7

1,1

1,1

1,8

3,0

1,3

Услуг общественного транспорта

2,1

2,3

2,4

2,1

1,6

2,0

2,1

2,0

Услуг связи

4,0

4,0

4,1

4,3

3,8

3,8

3,7

3,8

*Источник: [10].

Анализируя данные приведенные в таблице среди расходов населения как в 2013 г. так и в 2014 г. доминируют расходы на питание и услуги, в частности услуги ЖКХ. Доля расходов на питание составила 41,6% (в 2013 году - 39,9%), на покупку непродовольственных товаров - 35,7%(в 2013 году - 38,9%), на оплату услуг - 20,2%(в 2013 году - 18,6%).

Потребительские расходы в расчете на домашнее хозяйство по сравнению с 2013 годом увеличились на 1,1 млн. рублей или на 22,2% и составили в 2014 году 5,8 млн. рублей в месяц.

Потребительские расходы домашних хозяйств с различным составом в 2014 году изображены на рисунке 2.2.1.

Рисунок 2.2.1 - Структура потребительских расходов домашних хозяйств с различным составом в 2014 году(в %% к итогу)*

*Источник: [10].

В 2014 году по мере того как увеличивается количество членов домохозяйства расходы на питание уменьшаются и наоборот - расходы на непродовольственные товары увеличиваются.

Вторая группа денежных расходов домашних хозяйств - это обязательные и добровольные платежи. К обязательным платежам относятся налоги, сборы, пошлины, отчисления, которые взимаются органами исполнительной власти в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды.

Республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги, сборы и другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами Республики Беларусь, пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин), а также проценты за пользование налоговым кредитом, отсрочкой (рассрочкой) уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пеней и уплаченные в бюджет в 2013-2014 годах изображены на рисунке 2.2.2.

Рисунок 2.2.2 - Доходы бюджета по основным видам налогов за 2013-2014гг (млрд. руб.)*

*Источник: [11].

Увеличение расходов по уплате налогов в бюджет в 2014 году в сравнении с 2013 годом составили:

по группе налогов «Налоги на доходы и прибыль» на 3 700,60 млрд.рублей;

по группе налогов «Налоги на собственность» на 2027,20 млрд.рублей;

по группе налогов «Налоги на товары и услуги» на 19747,00 млрд.рублей;

по группе налогов «Другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи» на 4597,10 млрд.рублей.

Отрицательная динамика наблюдается по группе налогов «Доходы от внешнеэкономической деятельности» - 4,40 млрд.рублей.

Структура налогов, уплачиваемых организациями и населением в бюджет Республики Беларусь за 2013-2014 годы представлена в таблице 2.2.2

Отдельные члены домохозяйств по собственной инициативе производят добровольные платежи в страховые организации при страховании от различных рисков, негосударственные пенсионные фонды, благотворительные фонды и др.

За январь-декабрь 2014 года взносы страховых организаций республики по прямому страхованию и сострахованию составили 7 318,8 млрд рублей. Темп роста страховых взносов за январь-декабрь 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года составил 110,1%.

По добровольным видам страхования за январь-декабрь 2014 года страховые взносы составили 3 950,7 млрд. рублей, что на 318,4 млрд. рублей больше, чем в аналогичном периоде 2013 года.

Страховые взносы по обязательным видам страхования за январь-декабрь 2014 года - 3 368,1 млрд. рублей, что на 355,3 млрд. рублей больше, чем в аналогичном периоде 2013 года[12].

И, наконец, нельзя не упомянуть группу расходов - сбережения и накопления домашних хозяйств, которые представляют собой отказ от потребления в текущем периоде с целью увеличения возможности покупок в будущем. Домашние хозяйства накапливают средства для приобретения дорогостоящих ценностей (земли, домов, транспортных средств), строительства либо для капитализации путем вложения в ценные бумаги и банковские депозиты.

2.3Государственная поддержка и развитие домашних хозяйств в Республике Беларусь

Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека[13].

В связи с этим государство разрабатывает ряд мер, направленных на удовлетворение социальных потребностей населения, поддержание приемлемого для страны уровня жизни, корректировку резких различий в доходах и потреблении населения, предоставление населению социальных услуг, обеспечение закрепленных в Конституции и иных законодательных актах страны социальных гарантий.

Согласно Закону Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. № 124-З «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» размер МЗП, установленный и проиндексированный с учетом инфляции в соответствии с законодательством, является обязательным для нанимателя в качестве низшей границы оплаты труда работников.

Размер месячной минимальной заработной платы устанавливается Советом Министров Республики Беларусь ежегодно с 1 января. Так, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 декабря 2014 г. № 1151 «Об установлении размера месячной минимальной заработной платы» месячная минимальная заработная плата с 1 января 2015 года установлена в размере 2100100 рублей.

В каждой стране, независимо от уровня ее экономического развития, есть, так называемые, социально уязвимые слои населения, имеющие ограниченные материальные ресурсы и, в связи с этим, нуждающиеся в социальной поддержке. Это малообеспеченные граждане и семьи, в число которых с наибольшей вероятностью попадают многодетные и неполные семьи, одинокие инвалиды и пенсионеры, безработные граждане. Для снижения количества домохозяйств с доходами ниже прожиточного минимума государство ввело систему адресной социальной помощи. Размер такого ежемесячного социального пособия не имеет фиксированной величины. Он напрямую зависит от уровня материального положения семьи и составляет разницу между критерием нуждаемости (100-120 процентов бюджета прожиточного минимума) и фактическим среднедушевым доходом.

Государство прямо или косвенно влияет на доходы домохозяйств.

Прямое влияние, как было сказано выше, это адресная социальная помощь малообеспеченным гражданам. Сюда же можно отнести пособия по материнству, семейные пособия, пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком. Право на получение таких пособий определено Законом Республики Беларусь от 29.12.2012 г. № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».

Косвенное влияние происходит через налоговую и кредитную системы.

Применяя налоги и сборы в качестве одного из инструментов экономической политики, государство, во-первых, обеспечивает необходимые поступления в бюджеты различных уровней, во-вторых, оказывает влияние на структуру бюджетов домашних хозяйств путем стимулирования рационального для общества использования получаемых доходов, и, в-третьих, перераспределяет часть доходов в пользу наименее социально защищенных слоев населения.

Государство применяет льготное налогооблажение. Налоговые льготы - это исключение из общих правил налогообложения для отдельных категорий объектов или субъектов налогообложения или льготы полного или частичного освобождения от уплаты налогов, предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.

Налоговым кодексом Республики Беларусь налоговые льготы устанавливаются в виде:

освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины).

К ним относятся льготы социального характера: освобождение школ, освобождение для предприятий, использующих труд инвалидов; освобождение от земельного налогу, от сбора за проезд и др.;

дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины). К примеру, льготы по подоходному налогу;

пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок.

Например: ставки 5 %, 10 % и 12 % по налогу на прибыль, 10 % по НДС при реализации детских товаров;

в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь[11].

Льготное кредитование - одно из немногих направлений социальной политики государства. Основным документом, регулирующим все тонкости получения льготного кредита на строительство, является Указ Президента РБ №13 от 6 января 2012 г. «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений».

Категории граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий:

.Многодетные семьи.

.Военнослужащие.

.Граждане, постоянно проживающие и работающие в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек и в городах спутниках.

.Молодые семьи, имеющие 2-х несовершеннолетних детей и не относящиеся к категориям граждан, указанным ранее.

Преимущество льготного кредита:

. Льготная процентная ставка.

. Кредит направлен на улучшение жилищных условий граждан.

. Оказание финансовой помощи государства молодым и многодетным семьям в погашение задолженности по льготным кредитам, полученным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

. Предоставление отсрочки в погашении задолженности по кредиту (включая проценты за пользование кредитом)[14].

Республика Беларусь, как уже было отмечено, придерживается курса социального государства, и ее политика неизменно направлена на улучшение качества жизни своих граждан.

Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011г. № 136 утверждена Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы.

Основными целями этой Программы - это рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Предусмотрено повышение реальных денежных доходов населения к 2015 году в 1,7-1,76 раза по отношению к 2010-му на основе обеспечения роста ВВП в 1,62-1,68 раза, производительности труда - в 1,63-1,68 раза, объемов промышленного производства - в 1,54-1,6 раза, сельского хозяйства - в 1,39-1,45 раза, инвестиций в основной капитал за пятилетие - в 1,9-1,97 раза.

Основными задачами программы являются :

формирование условий для развития человеческого потенциала на основе создания полноценной семьи, роста реальных доходов и улучшения комфортности жизни населения, улучшения здоровья и повышения уровня культуры и качества образования граждан;

создание благоприятных условий для реализации предпринимательской инициативы субъектов хозяйствования, в том числе усиление мотивации к эффективной работе и повышение ответственности работников за результаты и качество своего труда;

совершенствование структуры экономики на основе приоритетного развития ресурсосберегающих, наукоемких и высокотехнологичных производств с высокой долей добавленной стоимости и прогрессивных видов услуг[15].

Для выполнения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы разработаны многочисленные мероприятия. Перечислим некоторые из них:

.        В области развития человеческого потенциала:

·        Разработка и внедрение новых высокотехнологичных методов укрепления здоровья женщин и детей, направленных на решение демографических проблем государства.

·        Создание адаптивной образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития, дальнейшее развитие их интегрированного обучения с обеспечением к 2016 году охвата таким обучением до 70 процентов от общего числа детей данной категории.

·        Увеличение размера финансовой поддержки безработным, организующим предпринимательскую деятельность, связанную с внедрением и реализацией научных исследований и разработок.

·        Повышение тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетной сферы в целях обеспечения последовательного сближения их заработной платы со средним уровнем заработной платы по республике.

·        Установление размера минимальной заработной платы на уровне не ниже размера минимального потребительского бюджета семьи из четырех человек на начало года в целях обеспечения ее уровня не менее трети от средней заработной платы за отчетный период.

·        Периодическое повышение размеров пенсий в связи с ростом средней заработной платы и изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

·        Мониторинг пенсионного обеспечения, в том числе соотношения минимальных пенсионных выплат и бюджета прожиточного минимума пенсионера, повышение минимальных пенсионных гарантий и пенсий получателей старших возрастных когорт.

·        Включение в систему государственной адресной социальной помощи пособий на детей старше трех лет и бесплатного обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни, назначаемых с учетом совокупного дохода семьи.

.        В области развития предпринимательства и деловой активности:

·        Совершенствование процедуры участия субъектов малого и среднего предпринимательства в государственных закупках товаров (работ, услуг).

·        Повышение эффективности функционирования и дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

·        Проведение конкурсов инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства для оказания государственной финансовой поддержки по приоритетным направлениям развития предпринимательской деятельности.

·        Расширение критерия, дающего право на применение упрощенной системы налогообложения, и освобождение микроорганизаций, уплачивающих налог на добавленную стоимость[16].

Решение поставленных задач позволит обеспечить устойчивые темпы социально-экономического развития страны и существенное повышение уровня благосостояния населения.

3. Оптимизация расходных статей бюджета домашних хозяйств в Республике Беларусь

В Республике Беларусь домашние хозяйства неодинаковы по размеру, половозрастному составу и другим признакам. Распространены в основном домашние хозяйства, состоящие из одного, двух, трех и реже четырех человек.

В расходной части бюджета домашних хозяйств наибольший удельный вес имеют потребительские расходы. Как отмечалось выше, динамика потребительских расходов существенно не изменилась по сравнению с 2013 годом. Основную часть потребительских расходов в 2014 году составили расходы на питание, в т.ч. питание вне дома, - 41,6%; расходы на непродовольственные товары - 35,7%, куда входят одежда, обувь, предметы личной гигиены, товары культурно-бытового назначения; расходы на оплату услуг - 20,2% - это, в первую очередь услуги ЖКХ, медицинские и санаторно-оздоровительные услуги, услуги образования, транспорта, связи, услуги учреждений культуры, спорта, туристических и экскурсионных услуг. Расходы на алкогольные напитки составляли 2,5%[10].

В целях увеличения свободных денежных средств домашним хозяйствам следует пересмотреть статьи расходов на предмет их уменьшения.

По статье потребительские расходы сокращение возможно следующим образом:

·        покупка продуктов питания на оптовых базах;

·        ограничение покупок алкогольных напитков;

·        покупка непродовольственных товаров на различных сезонных распродажах, в рассрочку без участия кредитных организаций;

·        приобретение энергосберегающей бытовой техники;

·        отказ от поездок на личных автомобилях;

·        установление счетчиков потребления воды, газа;

·        ограничение использования различной бытовой техники;

·        снижение потребления услуг медицинского обслуживания в коммерческих структурах;

·        организация отдыха на территории республики;

·        выполнение домашних работ своими силами (уборка, приготовление пищи, ремонт).

Для каждого конкретного домашнего хозяйства подходят те или иные методы для сокращения расходных статей семейного бюджета. Грамотно используя данные рекомендации можно значительно снизить уровень потребительских затрат.

Заключение

В данной курсовой работе было проведено исследование по теме «Роль финансов домашних хозяйств в системе финансовых отношений».

В процессе работы были рассмотрены следующие вопросы:

.        Теоретические основы и экономическая сущность домашнего хозяйства как субъекта экономики.

.        Бюджет домашних хозяйств.

.        Роль домашних хозяйств в современной экономической системе.

.        Анализ доходов домашних хозяйств.

.        Анализ расходов домашних хозяйств.

.        Государственная поддержка и развитие домашних хозяйств в

Республике Беларусь.

.        Оптимизация расходных статей бюджета домашних хозяйств в Республике Беларусь.

Более конкретно можно сказать, что домашние хозяйства являются субъектом экономической системы, активно участвуют в создании валового внутреннего продукта страны, пополнении доходной части государственного бюджета.

Домашние хозяйства - источник воспроизводства человеческого капитала и предпринимательских способностей. В нём человек удовлетворяет свои потребности, в нём осуществляется организация потребления и быта людей, физическое и духовное развитие личности.

Анализ доходной и расходной частей на основе статистических данных показал, что основным источником дохода в Республике Беларусь является заработная плата и социальные выплаты государства, а потребительские расходы - составляют наиболее большой удельный вес в общей сумме расходов населения.

Сбережения и накопления домашних хозяйств являются весом вкладом в инвестиции экономики страны.

Государство предпринимает ряд мероприятий по поддержке домашних хозяйств с низким уровнем дохода, развитию малого бизнеса.

Была сделана попытка выработать практические рекомендации по оптимизации расходной части бюджета домашних хозяйств в Республике Беларусь.

Рассмотренные вопросы раскрывают процесс функционирования и жизнедеятельности домашнего хозяйства, раскрывают его суть, обосновывают роль домашнего хозяйства в современной экономической системе.

Список используемых источников

1.      В. Глухов. «Финансы домашних хозяйств: Структура и управление»/ В. Глухов//Финансы и налогооблажение. - 2008 - № 26. - С. 80-84.

.        В. Глухов. «Финансовые отношения в домашнем хозяйстве»/ В. Глухов//Финансы и налогооблажение. - 2008 - № 26. - С. 99-102.

.        Экономическое теория: учебное пособие/М.Н.Базылева, Н.И.Базылев. - 2-е издание - Минск: Современная школа, 2010. - 640 с.

.        Финансы домохозяйств: учебное пособие/Е.Н.Дмитриева/Магаданский институт экономики.- Магадан: Кордис, 2007. - 360 с.

.        К.С.Айнабек «Теория общественных хозяйств». Учебник: исправленный и дополненный. - Караганда: КЭУК, 2014. - 608 с.

.        Финансово-кредитный энциклопедический словарь - http://www finance_loan.academic.ru - Дата доступа 25.12.2014.

.        Олейник А.Н. Институциональная экономика: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 416 с.

.        Финансы и налогооблажение. Труды молодых специалистов Полоцкого государственного университета».2008 - № 26 - С.76-79. М

.        Макроэкономика: учеб.пособие/И.В.Новикова, А.П.Морова, А.О.Тихонова и др.; под ред. И.В.Новиковойи Ю.М.Ясинского. - Мн.: Акад.упр. при Президенте Респ.Беларусь, 2006. - 343 с.

.        Официальный сайт Национального статистического комитета РБ. - режим доступа

.        Официальный сайт Министерства по налогам и сборам РБ.

.        Официальный сайт Министерства финансов РБ.

.        Конституция Республики Беларусь 1994 года. Ст.1, ст.2. Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

.        Информационный Интернет-портал

.        Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. - Минск: “Беларусь”, 2010. - 186с.

.        Мероприятия по выполнению Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы. - Минск: “Беларусь”, 2011. - 56с.

Приложение

Таблице 2.1.3 - Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата за 2013-2014 годы


2013г (рублей)

2014г (рублей)

Темп роста,%

Всего

5 061 418

6 091 344

20,3

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

3861074

4 615 264

19,5

Рыболовство, рыбоводство

3671293

4 118 521

12,2

Промышленность

5 483 215

6 586 912

20,1

Строительство

6 392 767

7 973 294

24,7

Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования

4 555 113

5 955 839

30,7

Гостиницы и рестораны

3 542 249

4 591 223

29,6

Транспорт и связь

5 404 002

6 882 952

27,4

Финансовая деятельность

8 322 776

10298153

31,9

Операции с  недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям

6 068 767

7 980 530

31,5

Научные исследования и  разработки

6 830 661

7 955 351

16,4

Образование

3 470 224

4 121 265

18,8

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

3765 243

4 568 044

21,3

Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг

4114 508

4 766 407

15,8

Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

4 111 565

4 663 401

13,4

*Источник: [10].

Таблице 2.2.2 - Доходы бюджета Республики Беларусь по видам доходных источников за 2013-2014 годы


2013 год

2014 год


млрд. рублей

удельный вес в доходах бюджета, %

млрд. рублей

удельный вес в доходах бюджета, %

1

2

3

4

5

Доходы бюджета, контролируемые МНС, всего

133900,5

100

168151,0

100

Налоговые доходы

114553,5

85,6

14239,3

84,9

Налоги на доходы и прибыль

50 057,8

37,4

53 758,4

32,0

Подоходный налог

26 991,8

20,2

32 092,0

19,1

Налог на прибыль

21 525,2

16,1

19 994,4

11,9

Налог на доходы

1540,8

1,2

1671,9

1,0

Налоги на собственность

7591,2

5,7

9618,4

5,7

Земельный налог

2435,5

1,8

2808,1

1,7

Налог на недвижимость

5155,7

3,9

6810,3

4,0

Налоги на товары и услуги

55104,5

41,2

74851,5

44,5

Налог на добавленную стоимость

30490,7

22,8

26,2

Налог при упрощенной системе налогообложения

2790,7

2,1

3468,5

2,1

Единый налог с ИП и иных физических лиц

891,1

0,7

985,7

0,6

Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

599,7

0,4

756,3

0,4

Акцизы

16 894,1

12,6

20 416,1

12,1

Налог на игорный бизнес

330,3

0,2

411,5

0,2

Сборы с заготовителей

12,9

0,01

10,8

0,01

Налог за владение собаками

5,8

0,004

8,0

0,005

Отчисления от доходов от оказания услуг электросвязи

193,3

0,1

240,7

0,1

Специальные сборы (пошлины)

6,7

0,005

31,6

0,02

Экологический налог

838,4

0,6

984,7

0,6

Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

2050,6

1,5

3383,8

2,0

Утилизационный сбор

-

-

23,0

0,01

Единый налог на вмененный доход

-

-

78,7

0,05

Оффшорный сбор

18,3

0,01

13,9

0,01

Другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи

1781,7

1,3

4597,1

2,7

Отчисления в иннов. фонды

489,8

0,4

0,0

-

Государственная пошлина

921,3

0,7

2938,8

1,7

Поступления по отмененным налогам прошлых лет

18,7

0,01

15,8

0,01

Иные налоги, сборы (пошлины) и обязательные платежи

351,9

0,3

1642,5

1,0

Неналоговые доходы

19347,0

14,4

25311,7

15,1

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности

7809,2

5,8

12067,5

7,2

Доходы от предприним. и иной приносящей доходы деятельности

5652,6

4,2

8064,7

4,8

Штрафы, удержания

958,7

0,7

1379,8

0,8

Прочие неналоговые доходы

4926,4

3,7

3799,8

2,3

*Источник: [11].

Похожие работы на - Роль финансов домашних хозяйств в системе финансовых отношений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!