Послания хоть и не являются обязательными нормативными актами, но служат ориентиром в законодательной деятельности Федерального Собрания, предусмотренной Конституцией РФ по защите прав и свобод личности. Анализ посланий Президента России позволяет сделать вывод, что на протяжении ряда лет глава государства ориентирует все государственные органы на эффективную работу в сфере реализации и защиты прав и свобод граждан, указанных в Конституции РФ.
2. Современное состояние института президентства в РФ И субъектах федерации
2.1 Политический режим президента В. Путина
Владимир Путин - одна из центральных фигур нашей эпохи, человек, правивший в Кремле в тот самый период, когда огромная российская нация пришла в себя после почти полного разорения. Благодаря своему положению Путин полностью изменил картину отношений между русскоязычной частью мира и Западом, а заодно де-факто закрепил за собой право говорить от имени всех самовластных правителей мира. Ни один западный лидер за последнее время не сумел настолько сильно изменить ни облик своей страны, ни ее место на международной арене.
В условиях, когда общество оказалось социально и идеологически расколотым, в качестве основы государственной политики В.Путиным был избран принцип «социального контракта» - консолидации государства, бизнеса и общества, который позволял ему, с одной стороны, не отказываться от социальных обязательств перед гражданами, с другой стороны, - от постулатов либеральной идеологии. Таким общественным компромиссом явилась реформа государственных символов.
Как прагматичный политик, В.Путин демонстрирует готовность к диалогу с представителями всех политических сил, включая оппозиционные. Принцип равноудаленности он использует также в экономической и в конфессиональной сферах.
Подтверждая приверженность демократической направленности преобразований, В. Путин в то же самое время демонстрировал решительность при нейтрализации влияния на власть тех олигархов, которые финансировали и контролировали СМИ, развязавшие против президента пиар-кампанию. Эти события породили беспокойство по поводу положения независимых средств массовой информации в России.
Экономическая программа В.Путина - сделать Россию совместимой с мировым хозяйством, создать общепринятую в мире экономическую среду, обеспечив при этом приток необходимых внутренних и внешних инвестиций. Характеризуя механизм осуществления современной власти в различных сферах, А. Яковлев констатировал: «экономика либеральная, политика авторитарная».
В ежегодных Посланиях Федеральному Собранию Президент России акцентирует внимание на создании условий для высокого уровня жизни в стране, «жизни безопасной, свободной и комфортной», которая возможна только при зрелой демократии и развитом гражданском обществе. Стремление соответствовать «гуманистическим ценностям, широким возможностям личного и коллективного успеха, выстраданным стандартам цивилизации» является, с точки зрения президента, приоритетной задачей России, как страны европейской цивилизации.
Л. Шевцова считает, что произошел переход от выборного самодержавия при Б. Ельцине к бюрократически-авторитарному режиму, сформированному В. Путиным. Известный отечественный политолог называет бюрократически-авторитарным правление, при котором власть сосредоточена в руках лидера и осуществляется при опоре на бюрократию и силовые структуры. Нередко подобные режимы включают в себя и либералов-технократов, которые придают им импульс развития. Но эти режимы нестабильны и рано или поздно встают перед дилеммой: либо двигаться в сторону демократии, либо жесткой диктатуры. С формированием бюрократически-авторитарного режима, полагает Л. Шевцова, «пространство для укрепления демократического вектора в России катастрофически сжалось. Есть основания опасаться, что в случае экономического и социального кризиса возобладает именно национал-популистский рецепт решения российских проблем».
Некоторыми политологами стал использоваться термин «управляемая демократия» для характеристики современного политического режима. Данный термин - это косвенный индикатор происходящего. Между тем, существуют и прямые признаки отхода нынешней политической системы России от базовых принципов конкурентной политики. Так, практически консенсусно российским политологическим сообществом признаются в качестве таковых следующие признаки:
резкое ослабление политического влияния региональных элит и большого бизнеса;
установление прямого или косвенного государственного контроля над главными телеканалами страны;
постоянно нарастающее по масштабам использование «административного ресурса» на выборах регионального и федерального уровней;
фактическая ликвидация системы разделения властей;
формирование непубличного стиля политического поведения.
Получив конституционное большинство в Государственной Думе, политическая партия «Единая Россия», заявившая о полной поддержке политики действующего президента, имеет неограниченные возможности для осуществления политических и экономических реформ, изменения политической системы общества, что и было продемонстрировано в конце 2004 г. путем принятия федерального закона, изменяющего порядок избрания глав исполнительной власти субъектов федерации. Увеличение проходного барьера для политических партий с пяти до семи процентов также трудно назвать демократической мерой.
«…Усилив свой контроль над государством, - констатирует Л. Шевцова, - Путин и только он будет ответственен за Россию. Он уже никого не сможет обвинить в своих неудачах. Между тем, чем выше ответственность, тем сильнее угроза утратить доверие и поддержку общества в случае провалов и ошибок. Попытавшись переложить ответственность на правительство и парламент, лидер будет лишь подрывать собственный режим, коль скоро все институты являются откровенным продолжением исполнительной власти».
Своеобразие политического режима действующего президента позволило ряду исследователей охарактеризовать его «путинским». А В. Никонов ввел термин «путинизм», под которым он понимает нынешний российский режим и идеологию президента.
Некоторые исследователи считают, что действия президента обусловлены потребностями и ожиданиями общества. Так, Е. Шестопал утверждает, что «сегодня власть делает то, чего хочет общество».
Устойчивость и стабильность режима во многом зависят от эффективности государственного управления. Инициируя проведение административной реформы, правящий режим пытается сформировать системные очертания механизма принятия решений за счет изменения характера и стиля деятельности административных структур. Однако, как отмечает А. Соловьев, особую настороженность вызывает тот факт, что большинство действий режима нацелено на усечение прав населения, резкое повышение контроля над его политической активностью и, тем самым, на вытеснение с политического рынка всех сколько-нибудь значимых форм политического протеста.
Стремление режима управлять политическими контактами с бизнесом, солировать на партийном и медийном рынках, контролировать гражданские структуры и т.д. свидетельствует о том, что он пытается подменить собственной активностью активность всех своих политических партнеров. В результате вполне естественный процесс политизации государственного управления трансформируется в процесс управления политикой с сопутствующим ему перехватом представительских функций у населения и бизнеса, пренебрежением мнений гражданских контрагентов и торможением политической активности общества.
Поскольку складывающаяся на наших глазах система управления несовместима с демократической формой организации политической власти, и в обществе, и в системе управления возникают и углубляются разнообразные разломы и противоречия, создаются узлы напряжения. В итоге режим «управляемой демократии» начинает трансформироваться в чисто «административный», что чревато тяжелыми последствиями для самой власти.
В предвыборной борьбе 2003 г. именно на борьбе с бюрократией акцентировали внимание правые, но народ им не поверил - с российской бюрократией пока еще никто не смог справиться. Поэтому граждане России проголосовали за тех самых административных работников, которые и должны в соответствии со своими обязанностями обеспечить ускоренное продвижение реформ. Именно эту партию поддерживает президент, а с именем президента народ связывает наступившую стабильность и улучшение жизни. Именно он сможет справиться с бюрократией, заставит двигаться заржавевший механизм государственного управления, сможет перераспределить богатства страны в пользу народа, а не отдельных олигархов. И народ прав, потому что в соответствии с Конституцией России именно президент обладает наибольшим объемом властных полномочий, достаточным для приведения в порядок государственного хозяйства.
В противовес пессимистичным прогнозам ряда политологов в отношении демократического развития страны президентская команда, напротив, заявляет о возвращении реального смысла слова «демократия» всем демократическим институтам, которое стало возможным благодаря проводимой политике. Суть таких заявлений заключается в том, что деятельность президента пользуется поддержкой большинства населения, то есть реализуется главный принцип демократического общества. Высокий рейтинг президента свидетельствует о такой поддержке и о доверии к его политике со стороны граждан.
«Сочетание либеральной экономики, жесткой власти, открытой, независимой внешней политики характерно для консерватизма в его голлистской разновидности» , - считает В. Никонов. Именно на этих столпах строил свою политику президент Франции Шарль де Голль, которая принесла ощутимые для страны результаты. Именно такой политике придерживается российский президент Владимир Путин. С одним лишь отличием: у России и Франции различный демократический опыт, несопоставимый как по временному интервалу, так и по качественным параметрам.
Пики популярности Путина приходились на конец 1999 - начало 2000, конец 2003, 2008 и 2014. "Три из четырех - это фактически война, - отмечает эксперт. - Начало второй чеченской войны - рейтинг Путина вырос где-то с 31% в августе 1999 до 80% в ноябре и до 84% в январе - и он избирается в первом туре. 2003 год - это предвыборная мобилизация, кампания в СМИ, обещания, рост пенсий и так далее. Третий пик - это передача поста от Путина к Медведеву с главным лозунгом продолжения "курса Путина на стабильность" и затем война с Грузией. Рейтинг достигает 88%. И сейчас тоже - 86% или 85%, по последним данным".
Однако, по словам эксперта, нынешняя ситуация отличается тем, что предыдущие пики приходились на период экономического роста. Он также отмечает, что с 2008 года рейтинг Путина только падал - с небольшими всплесками на фоне выборов. Как отмечает Волков, "предвыборная мобилизация 2012 года практически не сработала, и Олимпиада тоже дала всего лишь несколько процентов" - "тренд был вниз".
Ситуацию, как известно, изменили события вокруг Крыма, "пропагандистская кампания в СМИ" и одновременное наступление на свободные массмедиа - рейтинг Путина опять стал зашкаливать. Но теперь страна находится в начале нового экономического кризиса, и декабрьский опрос "Левада-центра" показал, что "обвалилось все практически, кроме оценок президента": "Больше всего обвалились ожидания: респонденты считают, что ситуация будет хуже, и в экономике, и везде", - отметил эксперт.
При этом он прогнозирует, что оценки деятельности Путина в любом случае тоже пойдут вниз, хотя это произойдет с некоторой задержкой: "И в 2008 году было так: сначала рухнули вот эти все оценки, а потом начала снижение "символическая фигура", - отметил социолог.
По мнению эксперта, Крым вернул Путину так называемый "тефлоновый рейтиг.
2.2 Создание аппарата полпредства и аппаратов ГФИ в Пермском крае как форма эффективного управления субъектом Федерации
В 2001 году Президентом РФ В.В. Путиным были созданы федеральные округа. В каждом округе был создан аппарат представителя Президента РФ, а в каждом регионе - аппарат главного федерального инспектора.
По законам управления, созданным, как считается, в Римском государстве, управлять эффективно как в коллективе, так и в субъекте управления, в котором более пяти-семи участников, практически невозможно.
Когда в Российской Федерации было сформировано 89 субъектов, управлять таким количеством административных единиц из Администрации Президента было очень сложно. Практика показала, что такая система управления неэффективна. Кризисные 1990-е годы только подтвердили это. Поэтому одним из первых указов Президента РФ Владимира Путина стал указ о создании федеральных округов.
В некоторых регионах наблюдалось грубое несоответствие регионального законодательства Конституции Российской Федерации. Центр слабо управлял процессами и административно, и политически.
Одна из первых задач, которая была поставлена аппаратам полпредов по округам, заключалась в приведении в соответствие с федеральными нормами региональных законодательств.
В ряде субъектов речь даже шла о создании своих воинских подразделений, не только касающихся структур МВД. Как мне кажется, предшественниками, работающими в аппарате полпреда, была проведена большая работа: законодательства были приведены в соответствие.
Развитие регионов происходит неравномерным образом. Есть очень продвинутые территории, есть менее. Одной из задач создания аппарата полпредства и аппаратов ГФИ была в том, чтобы у всех регионов были равные права и равные возможности, чтобы всем регионам оказывалась необходимая поддержка из центра...
В 90-е годы центр пытался подтянуть отстающие регионы, однако это в любом случае является трудной задачей, когда речь идет о 89 субъектах.
Конечно, в рамках ПФО появилась возможность индивидуально подходить к каждому региону. Задача полпредства - поддержать те регионы, которые отстают с точки зрения администрирования, внутреннего управления. В некоторой степени это подтягивание территорий с точки зрения социально-экономического развития.
Уровень бюджетной обеспеченности в Республике Мордовии за 5-7 лет вырос практически в два раза, республика из глубоко дотационной к 2008 году выросла в самообеспеченную практически на 100 процентов за счет развития экономики.
Приемная Президента РФ в Пермском крае была открыта в сентябре 2010 года. Открытие состоялось в преддверии череды выборов (в Государственную Думу и президентских), для того чтобы организовать приём граждан, провести мониторинг проблем, которые волнуют жителей Пермского края.
Создание этих структур повлияло на уровень жизни регионов, в данном случае Приволжского федерального округа. Произошло так или иначе выравнивание территорий, сказывается административная, управленческая помощь руководителям субъектов округа. Это в конечном счете повлияло на уровень жизни каждого человека, на социально-экономическое развитие каждой территории.
Что касается Приёмной Президента, за три года стало ясным то, что она может оказывать большую помощь жителям, обратившимся в данную структуру. Несмотря на то, что процент положительно решенных вопросов может и не самый высокий - это 20-25%, но при этом дополнительно порядка 50% обратившихся получают консультационную помощь, причем самого разного характера: правового (это бесплатный прием адвокатов, юристов, которые ведут у нас прием на базе приёмной Президента РФ), тематические приемы по различным проблемам.
Таким образом, открытие Приёмной Президента РФ в Пермском крае можно рассматривать с точки зрения политических задач, но практика показала, что приёмные очень гармонично вписались в систему органов власти Пермского края, как федеральных органов власти, которых у нас 30, так и региональной, муниципальной власти. В Приёмную сегодня обращаются не только жители Пермского края, но и руководители федеральных структур, региональной власти, муниципальной власти в том случае, когда им нужна консультация, административная поддержка, которую, собственно говоря, мы им стараемся оказывать.
Кроме рассмотрения обращений граждан и представителей органов власти, Приёмная выполняет третью функцию - она стала площадкой для диалога жителей населения и власти, как федеральной (тематические приёмы с участием федеральных структур), так и региональной власти с участием исполнительных и муниципальной органов власти.
В том числе это площадка для диалога между властями, потому что, к сожалению, у нас не всегда хватает должного взаимодействия между федеральными, региональными и муниципальными органами власти. Мы проводим различные мероприятия, тематические приёмы, совещания, на которых обсуждаем ту или иную проблематику, которая волнует как жителей Пермского края, так и органы власти. Существование такой площадки для взаимодействия позволяет быстрее и эффективнее находить решения, миновав бюрократическую волокиту с бумагами и письмами.
Помимо вышеперечисленных функций, Приёмная Президента РФ выполняет аналитическую функцию. В Приёмную обращаются люди по наиболее острым, животрепещущим вопросам. Это позволяет проводить качественный мониторинг проблем, существующих в крае, в том числе и в разрезе территорий края. Получается, что мы в курсе проблем, которые волнуют жителей Пермского края и которые требуют решения. Разумеется, информация, собранная с помощью такого мониторинга, передается исполнительной региональной власти, в аппарат полпреда и Администрацию Президента РФ.
Конечно, одной из ключевых задач аппарата ГФИ по Пермскому краю, Приёмной Президента РФ является контроль за исполнением указов Президента РФ и поручений полпреда в ПФО. Михаил Бабич очень энергичный, эффективный управленец. Инициативы, которые сегодня рождаются в аппарате полпреда, находят подтверждение в территориях. Очень много эффективных проектов было реализовано за последние годы, один из них - проект межрегиональных авиаперевозок. Он показал свою востребованность и эффективность и теперь будет реализован в других округах РФ.
В ПФО данный проект был пилотным. Была проведена огромная работа, и мы видим, что проект показал свою эффективность.
Невзирая на статус федеральной структуры Аппарата ГФИ, наблюдаются сложности решения задач социально-экономического развития региона, которые лежат на исполнительной власти. Поэтому в лице аппарата ГФИ и Приёмной Президента РФ руководители региональной и муниципальной власти всегда находят поддержку. Кто-то, возможно, считает, что аппарат ГФИ и Приёмная Президента РФ в Пермском крае только собирают информацию и докладывают в администрацию Президента РФ. Это не совсем так, потому что в первую очередь здесь информируют местные власти о проблемах, а что ещё более важно - о возможности возникновения проблем.
У представителей президента сложились во многом доверительные отношения с руководителями исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.
Существует большое количество нерешенных проблем, поэтому будет поставлено большое количество задач. Аппарат ГФИ и Приёмная Президента РФ нашли свое место в системе федеральных и региональных органов власти и показали свою эффектность, несмотря на свой небольшой размер.
Советники аппарата ГФИ по Пермскому краю курируют все сферы жизни региона: экономику, социальную сферу, политику, безопасность, инфраструктуру. Приёмная Президента РФ является уникальной площадкой с точки зрения инструментария для решения вопросов, важных для жителей Пермского края на любом уровне. А раз эти структуры востребованы среди жителей Пермского края и органов власти, то в будущем их ждет много работы.
3. Предложения по улучшению института президента в РФ
В указах Президента Российской Федерации, равно как и в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации, выражаются наиболее важные аспекты, актуальные направления его правовой политики. Особенно четко это прослеживается в указах, которыми одобряются различные концепции, стратегии, программы - документы, рассчитанные на долгосрочную перспективу, определяющие главные цели, приоритеты и этапы развития различных сфер общественных отношений. Также немаловажную роль играют «тематические» указы Президента, посвященные конкретным вопросам совершенствования механизма и средств правового регулирования.
Предлагаются два основных направления оптимизации правовой политики Президента России: «статусное», предполагающее ряд мер но более четкому определению положения Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти, его соотношения с парламентом (особенно в части формирования Правительства), уточнению его функции «гаранта Конституции», отходу от доктрины «подразумеваемых полномочий», а также упрочению ею авторитета в обществе, и «инструментальное».. означающее совершенствование системы средств президентской правовой политики: четкое определение места его указов в ряду других нормативных правовых актов (первым и основным шагом должно стать издание закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации»), принятие мер по повышению эффективности реализации посланий Президента Федеральному Собранию, более искусное использование президентского вето с акцентом на его превентивную функцию, издание закона «О Президенте Российской Федерации».
Первоочередным шагом, интегрирующим в себе отдельные рекомендации по оптимизации президентской правовой политики, представляется разработка и утверждение указом Президента Концепции правовой политики в Российской Федерации, призванной стать основой совершенствования системы правового регулирования, задающей долгосрочные ориентиры, направленной на поступательное, эволюционное правовое развитие страны.
Заключение
Появление института президентства в; Российской Федерации положило начало реформе всей исполнительной вертикали вплоть до регионального уровня. За прошедшие годы институт президентства преодолел переход из одной; политической системы в другую, сохранив и упрочив свою стабильность, а с 1993 г изменив свой статус и место среди высших органов государственной власти.
Проанализировав современный конституционный статус института Президента можно сделать следующие выводы.
Во-первых, в России сформулированы основы республики смешанного типа «полупрезидентской» (президентско-парламентской), при которой президент избирается всеобщимголосованием (в этом её отличие от парламентской формы); он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительство; наряду с президентом действует председатель правительство и министры, образующие правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы).
Во-вторых, Президент РФ - это влиятельная, активная политическая сила, которая может и оказывает значительное воздействие на всю систему государственной власти, на внутреннюю и внешнюю политику страны.
В третьих, в конституционно правовом статусе главы государства, в нынешней системе взаимодействия его с правительством имеется достаточный потенциал конфликта за преобладающую роль в определении правительственной политики:
В-четвертых, с принятием Конституции активизируется законодательный процесс. Президент Российской Федерации стремится упрочить свой правовой статус усилить свое влияние как главного участника политической жизни страны. Конструктивными здесь могут быть достижения сбалансированной компетенции и реальных полномочий, налаживание динамического равновесия всех институтов власти.
президент полпредство конституционный
Список использованных источников и литературы
Нормативно-правовые акты
.Конституция Российской Федерации 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.
.Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Юстицинформ, 2007. С. 896.
.Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 31 декабря 1999 г. // Российская газета. 2000. 5 янв.
Литературные источники
.Баранов Н.А. Политический режим В.Путина // Перспективы политического развития России: Материалы Всероссийской научной конференции. Саратов, 19-20 апреля 2007 г. / Отв. Ред И.Н.Тарасов. Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2007. С.3-6.
.Безруков А.В. Формирование органов государственной власти субъектов РФ: поиск оптимального варианта // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 10.
.Бобылева К.Н. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 3, 4.
.Малышев В.А. Административные механизмы охраны и защиты материнства и детства // Право и жизнь. 2009. № 130 (4).
.Никонов В. Путинизм // Современная российская политика: Курс лекций / Под ред. В.Никонова. М., 2003.С.29.
.Президент и исполнительная власть: Федеральная доктрина и региональная практика: На примере Республики Бурятия // Юридический институт ИГУ. Сибирский Юридический Вестник.
.Шевцова Л.Ф. Смена Режима или Системы? // Полис. 2004. №1.С.50
.Шестопал Е.Б. Авторитарный запрос на демократию, или почему в России не растут апельсины // Полис. 2004. №1.С.26.
Источники информации в сети Интернет
.Хараськин О.А. Мы востребованы у жителей Пермского края.http://www.gfi59.pfo.ru/?id=70106
.Эксперт "Левада-центра" рассказал о новом "тефлоновом" рейтинге Путина и о том, на сколько его хватит.