Прямой налог на доходы физических лиц Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    60,68 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Прямой налог на доходы физических лиц Российской Федерации

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

.1 Характеристика элементов налога на доходы физических лиц

.2 Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц

ГЛАВА II. ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ДОХОДЫ БЮДЖЕТА

.1 Оценка поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет

.2 Проблемы и контроль налога на доходы физических лиц

.3 Перспективы развития налога на доходы физических лиц

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что налог на доходы физических лиц является основным в системе налогообложения населения. Налог на доходы физических лиц входит в пятерку налогов, обеспечивающих свыше 90% поступлений в бюджет России. Его уплачивают десятки миллионов российских граждан - более половины всего населения страны.

Цель данной курсовой работы исследование прямого налога НДФЛ Российской Федерации и перспектив его развития в условиях рыночной экономики Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

.        Дать подробную характеристику элементов налога на доходы физических лиц;

.        Выявить порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц;

.        Проанализировать оценку поступлений налога на доходы физических лиц;

.        Подробно изучить проблемы и контроль налога на доходы физических лиц;

.        Рассмотреть перспективы развития налога на доходы физических лиц.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

.1 Характеристика элементов налога на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц, т.е прямой налог на их личные доходы, существует практически во всех странах. В последние годы во всех экономических развитых странах происходит смещение в сторону увеличения удельного веса в структуре бюджета подоходного налога и взносов в фонды социального страхования.  В настоящее время в РФ налог на доходы физических лиц по сумме поступлений в бюджет занимает третье место после налога на прибыль организации и НДС и является основным налогом с населения. Основополагающим документом, регулирующим порядок взимания рассматриваемого налога, является вторая часть НК РФ. Особенностью налога на доходы физических лиц является то обстоятельство, что хотя он и удерживается из дохода физических лиц, но ответственность за его исчисление и перечисление в бюджет несет организация, выплачивающая доход, выступая при этом в качестве налогового агента государства.

Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются граждане, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, но не являющиеся резидентами Российской Федерации. Таковыми являются те физические лица, которые (согласно 11 ст. НК РФ) находятся на территории России менее 183 дней в году.

Объектом налогообложения у физических лиц - резидентов Российской Федерации является доход, полученный ими от источников в России, а также за ее пределами. Для нерезидентов РФ объектом налогообложения признается доход, полученный на территории России. Круг доходов, представленных в Налоговом кодексе РФ, достаточно широк. Основными из них являются: дивиденды и проценты, выплачиваемые российской или иностранной организацией; страховые выплаты при наступлении страхового случая; доходы, полученные от предоставления в аренду имущества; доходы от реализации недвижимого имущества, акций, иных ценных бумаг; вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей, оказание услуг; доходы, полученные от использования любых транспортных средств, а также от использования трубопроводов, линий электропередачи и иных средств связи. Следует отметить, что структура доходов населения за последнее десятилетие серьезным образом изменилась и расширилась и заработная плата уже не находится в числе первых в этом списке.

Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.

При определении налоговой базы учитываются доходы, полученные плательщиком, как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база должна определяться отдельно по каждому виду доходов, для которых установлены различные ставки.

В соответствии со статьей 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Объект налогообложения (статья 209 НК РФ).

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиком от доходов:

в РФ и (или) за ее пределами - для физических лиц - резидентов;

в РФ - для физических лиц - нерезидентов.

В соответствии со статьей 41 первой части НК РФ, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможной ее оценки в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

Для целей определения объекта налогообложения налоговыми резидентами РФ и лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, предусмотрена статья 208 Налогового кодекса РФ.

Данная статья состоит из трех основных частей (пунктов), которые определяют:

) перечень доходов, которые в целях исчисления налога на доходы физических лиц относятся к доходам от источников в РФ (п.1);

) перечень доходов, которые в целях исчисления налога на доходы физических лиц не относятся к доходам, полученным от источников в РФ (п. 2);

) перечень доходов, которые в целях исчисления налога на доходы физических лиц относятся к доходам, полученным от источников за пределами РФ (п. 3).

Определение трех указанных видов (перечней) доходов, по нашему мнению, вполне объяснимо.

Первый и второй перечень доходов необходим для лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. Поскольку данные лица уплачивают налог только с доходов от источников в РФ, то необходимо определить доходы, которые косвенно могут иметь те же самые признаки.

Иными словами, от первой группы доходов необходимо отличать доходы, указанные во втором перечне, получение которых косвенно связанно с деятельностью в РФ, но которые не относятся к доходам от источников в РФ.

Первый и третий перечень доходов необходим для налоговых резидентов РФ. Это обусловлено тем, что объектом налогообложения для данных лиц является как доход, полученный от источников в РФ, так и от источников за пределами РФ.

Налоговая база (статья 210 НК РФ).

Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. По налогу на доходы физических лиц налоговая база представляет собой стоимостную характеристику облагаемого дохода.

В зависимости от уплаты налога налоговая база по налогу на доходы физических лиц исчисляется:

. Российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, постоянными представительствами иностранных организаций, являющимися налоговыми агентами, - по доходам, выплачиваемым физическим лицам;

. Индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, и другими лицами, занимающимися в установленном действующем законодательством порядке частной практикой, по доходам, полученным от такой деятельности;

. Физическими лицами по доходам:

полученным от других физических лиц, не являющимися налоговыми агентами;

полученным от источников, находящихся за пределами РФ (только для физических лиц - резидентов РФ)

полученным от налоговых агентов, не удержавших налог.

Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, они не уменьшают налоговую базу.

Налоговый период (статья 216 НК РФ).

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые ставки (статья 224 НК РФ).

Основная ставка НДФЛ в 2013 году - 13%. Применяется для любых доходов, за исключением тех, для которых установлены специальные ставки НДФЛ - 9%, 15%, 30%, 35%.

Ставка НДФЛ 35% применяется для:

. доходов от стоимости выигрышей и призов, в части превышающих установленные размеры;

. доходы от процентов по вкладам в банках, в части превышающих установленные размеры;

. суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств, в части превышения установленных размеров.

Ставкой НДФЛ 30% облагаются:

доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций.

Ставка НДФЛ 15% действует в отношении:

Ставка НДФЛ 9% применяется для:

. доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ;

. доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.

Доходы, не подлежащие налогообложению (статья 217 НК РФ).

Приведенный в статье 217 НК РФ перечень доходов, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц, является исчерпывающим. Иначе говоря, все иные доходы физического лица, не поименованные в указанном перечне, подлежат налогообложению на общих основаниях.

В главе 23 НК РФ рассматривается целый комплекс налоговых вычетов.

Сумма доходов, полученная работником организации, может быть уменьшена на установленные Налоговым кодексом РФ налоговые вычеты.

Налоговый вычет - это денежная сумма, уменьшающая доход работника при исчислении НДФЛ. Виды и размер налоговых вычетов определены в статьях 218 - 221 НК РФ.

Налоговые вычеты бывают:

стандартные (статья 218 НК РФ);

социальные (статья 219 НК РФ);

имущественные (статья 220 НК РФ);

профессиональные (статья 221 НК РФ).

Организация может уменьшить доход работника на стандартные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты. Социальные налоговые вычеты работник может получить в налоговой инспекции по месту своего учета, при подаче декларации о доходах за прошедший год.

Объединение социальных налоговых вычетов по НДФЛ позволит налогоплательщику управлять своим социальным пакетом и направлять при необходимости совокупную сумму социальных вычетов на одну цель: на образование, на лечение, на страхование или распределять ее иным образом по своему усмотрению.

Имущественный налоговый вычет может быть предоставлен работнику организацией в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли в них, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение. Правда, для получения данного вычета работнику необходимо представить в организацию от налоговой инспекции подтверждение права на имущественный вычет.

Профессиональные налоговые вычеты организация может предоставить только тем лицам, с которыми у нее заключены гражданско-правовые договоры (например, договор подряда или поручения, авторский договор и др.).

Стандартные налоговые вычеты организация может представить только штатным сотрудникам. Данные вычеты уменьшают только сумму дохода, облагаемую НДФЛ по ставке 13%. Если доход работника облагается по другой налоговой ставке (например, 9%), то сумма этого дохода на стандартные налоговые вычеты не уменьшается. [с.204 - 219]

Доход работников, облагаемый НДФЛ, уменьшается на стандартные налоговые вычеты ежемесячно. Стандартные налоговые вычеты могут быть предоставлены в следующих суммах:

руб.;

руб.;

руб.

Если налоговый вычет больше, чем доход работника, то НДФЛ с него не удерживается (ст. 210 НК РФ).

Перечень лиц, имеющих право на стандартный налоговый вычет в размере 3000 руб. в месяц, приведен в подпункте 1 пункта 1 статьи 218 НК РФ.

Этот вычет предоставляется работникам, которые:

пострадали на атомных объектах в результате радиационных аварий и испытаний ядерного оружия. В частности, на Чернобыльской АЭС, на объекте «Укрытие», на производственном объединении «Маяк»;

являются инвалидами Великой Отечественной войны;

стали инвалидами I, II и III групп из-за ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или Российской Федерации, и др.

Перечень лиц, имеющих право на стандартный налоговый вычет в размере 500 руб. в месяц, приведен в подпункте 2 пункта 1 статьи 218 НК РФ.

Данный вычет предоставляется работникам, которые:

являются Героями Советского Союза или Российской Федерации;

награждены орденом Славы трех степеней;

являются инвалидами с детства;

стали инвалидами I и II групп;

пострадали в атомных и ядерных катастрофах (если они не имеют права на стандартный налоговый вычет в размере 3000 руб.) и др.

Налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах с 1 января 2012 года:

400 рублей - на первого ребенка;

400 рублей - на второго ребенка;

000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка;

000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.

Стандартный вычет на детей можно применять до месяца, в котором доход, исчисленный налоговым агентом нарастающим итогом с начала календарного года, превысит 280 000 руб. (подп. 4 п. 1 ст. 218 <#"884368.files/image001.gif">

                                  Рис.1                                  Рис.2

Динамика налоговых доходов консолидированного бюджета за 2011 -2012 год (млрд. руб.)

Из данных представленных видно, что общие доходы в периоде с 2011 по 2012 года имеют положительную тенденцию роста. Этот аспект свидетельствует о том, что экономика страны вышла их экономического кризиса 2008 года, т.к. размер поступлений в бюджет увеличивался из года в год.

Определим относительное отклонение налоговых доходов по годам

Таблица 2.1.1. Относительное отклонение налоговых доходов в период 2011-2012, %

Вид налога

2011

2012

Изменение, %

Налог на прибыль организации

2270,54

2355,92

3,75

НДФЛ

1995,81

2261,48

3,3

НДС

1753,58

1886,45

7,57

Акцизы

603,88

783,64

29,77

Налог на имущество

678,03

785,49

НДПИ

2042,55

2459,40

20,41


Таким образом можно сделать вывод, что поступления от налога на прибыль организации за период с 2011 по 2012 увеличились на 85,38 млрд.рубл или на3,75%.Поступления от налога на доходы физических лиц за данный период увеличились на 265,67 млрд.рубл или на 3,3%. Поступления от налога на добавленную стоимость увеличились на 132,87 млрд.рубл или на 7,57%. Поступления от акцизов увеличились на 179,76 млрд.рубл или на 15,8%. Налог на имущество увеличился на 107,46 млрд.рубл или на 15,8%. Поступления от налога на добычу полезных ископаемых увеличились на 416,85 млрд.рубл или на 20,41%. Таким образом можно сделать вывод, что все статьи налоговых доходов в периоде с 2011 по 2012 год имели тенденцию роста.

Рис. 3

Структура начислений по НДФЛ за 2011 год, удерживаемому налоговыми агентами (млрд.рубл)

Таким образом, можно сделать вывод, что преобладает в структуре налога на доходы физических лиц ставки 13% (является фиксированной и основной) 30%(применима к нерезидентам страны), 9%(применима в отношении доходов от долевого участия в деятельности организации, в виде дивидендов), и иные налоговые ставки.

Для более детального анализа налоговых доходов рассмотрим таблицу удельного веса доходов консолидированного бюджета (таблица 2.1.2).

Табл.2.1.2. Структура доходов консолидированного бюджета за 2011-2012, %

Вид доходов

2011

2012

Всего налоговых доходов

14788,39

16562,92

Налог на прибыль организаций

15,35

14,22

НДФЛ

13,50

13,65

НДС

11,86

11,39

Акцизы

4,08

4,73

Налоги на имущество

4,59

4,74

НДПИ

13,81

14,85


Из данных представленной таблицы видно, что наибольший удельный вес в общем объѐме доходов имеют налог на прибыль организации, который снизился на 1,13%, налог на доходы физических лиц, имеет не большую тенденцию к росту, увеличение составило 0,15%. Наименьший удельным весом обладают акцизы, налоги на имущество.

.2 Проблемы и контроль налога на доходы физических лиц

На сегодняшний день доля налога на доходы физических лиц в доходах местных бюджетов составляет значительную долю. Это говорит о том, что данный налог самый собираемый. В то же время плательщиками данного налога являются физические лица, имеющие доходы в муниципальных образованиях, т.е. 100% данного налога собирается в муниципальных образованиях, а 80% поступает в бюджеты субъектов Российской Федерации. Из этих доходов в основном формируются фонды финансовой поддержки муниципальных образований, откуда поступают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Исходя из этого, напрашивается вывод, что дефицитность муниципальных образований искусственно создана законодателем.

Если в Бюджетном кодексе Российской Федерации закрепить норматив для городских округов не 20%, а 60%, то бюджет городского округа будет бездефицитным. В этом случае есть еще один аспект -встречное финансирование, т.е. НДФЛ сначала направляется в бюджет субъекта Российской Федерации, а из бюджета субъекта Российской Федерации в местные бюджеты. При этом теряется время для местных бюджетов в получении доходов. Для решения обозначенной проблемы необходимо внести изменения с Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 61, 61.1, 61.2) в части доходов от налога на доходы физических лиц перераспределить его следующим образом по видам муниципальных образований:

% - городским округам;

% - муниципальным районам;

% - городским и сельским поселениям, входящим в муниципальные районы.

По сути, перераспределение налоговых доходов должно привести к сокращению дотационности местных бюджетов, а в случае возникновения излишних доходов у муниципальных образований предусмотрены «отрицательные» трансферты от муниципальных образований в региональный фонд финансовой поддержки субъекта Российской Федерации.

Контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов осуществляют налоговые органы. В целях контроля организуются налоговые проверки, которые подразделяются на:

а) камеральные, проводимые по месту нахождения налогового органа по представленным налогоплательщиком отчётным документам (налоговая декларация, форма 2-НДФЛ и т.д.);

б) выездные, связанные с выездом проверяющих на место нахождения налогоплательщика;

в) встречные, проводимые в связи с проверкой деятельности другого налогоплательщика в целях сверки данных, представленных налогоплательщиком с данными, зафиксированными у другого налогоплательщика в связи с хозяйственными отношениями;

г) повторные выездные, проводимые уже после проведения выездной проверки налогоплательщика.

Налоговой проверкой могут быть охвачены не более чем три календарных (с 1 января по 31 декабря) года деятельности налогоплательщика.

В целях организации деятельности налоговых органов по проведению проверок налогоплательщиков, законодатель устанавливает для них следующие права:

а) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

б) проводить налоговые проверки в установленном порядке;

в) производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

г) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

д) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в установленном порядке;

е) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

ж) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

з) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном Налоговым кодексом;

и) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

к) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

л) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски гражданско-правового характера в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом;

м) другие права в соответствии со ст. 31 Налогового кодекса РФ.

По результатам проводимых налоговых проверок налоговый орган составляет акт. По результатам рассмотрения акта и приложений к нему руководитель налогового органа или его заместитель выносит одно из следующих решений:

а) о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;

б) об отказе в привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;

в) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

По ходу проверок могут быть выявлены налоговые правонарушения. Конкретной мерой ответственности за совершенное налоговое правонарушение является налоговая санкция. Налоговый кодекс РФ предусматривает налоговые санкции только в виде денежных взысканий (штрафов).

Штраф - это взыскание имущественного характера, которое выражается в получении с правонарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств.

Необходимо отметить, что налоговые правонарушения не ограничиваются рамками административно-правовых (налоговых) отношений. В действиях налогоплательщика могут усматриваться признаки состава уголовного преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ (Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица). Субъектом данного преступления может быть как налогоплательщик, так и налоговый агент.

Основным отличием административного (налогового) правонарушения от уголовного преступления является сумма не уплаченного в бюджет налога и наличие прямого умысла на неуплату налога. Если действия налогоплательщика или налогового агента по неуплате в бюджет налога носили умышленный характер и сумма неуплаченного налога за период в пределах трёх финансовых лет подряд составляет более ста тысяч рублей, то наступает уголовная ответственность по ч. 1 ст. 198 УК РФ. Если сумма не уплаченного в бюджет налога за период в пределах трёх финансовых лет подряд составляет более пятисот тысяч рублей, то наступает уголовная ответственность по ч. 2 ст. 198 УК РФ.


В настоящее время в России за счет данного налога обеспечиваются относительно стабильные поступления доходов в местные и региональные бюджеты, однако потенциал налога используется далеко не в полной мере, и в первую очередь это касается реализации его социальной функции.

Принятие проекта Министерством Финансов Федерального закона «О внесении изменений в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»(о прогрессивном налоге на доходы физических лиц)

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.

Статьей 1 законопроекта предлагается внести изменение в пункт 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в части введения прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физических лиц в зависимости от величины доходов налогоплательщиков.

В настоящее время для налогообложения большинства видов доходов физических лиц установлена единая ставка в размере 13 процентов. При этом для доходов, не связанных с выполнением налогоплательщиком работ (оказанием услуг), Кодексом установлена повышенная ставка в размере 35 процентов.

Главой 23 Кодекса определены виды доходов, при получении которых у налогоплательщика не возникает обязанность по уплате налога на доходы физических лиц. Действующая система налогов и сборов в Российской Федерации ориентирована на снижение налогового бремени за счет применения стандартных, социальных, имущественных, профессиональных налоговых вычетов.

Введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов для большинства видов доходов одновременно с расширением круга налогоплательщиков способствовало легализации оплаты труда многими работодателями и в связи с этим увеличению налоговой базы.

Существующая на сегодняшний день система обложения налогом на доходы физических лиц позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы Российской Федерации. Ее введение с 1 января 2001 года и неизменность в течение последних лет стали одним из признаков упрощения и стабильности законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации. Значительно упрощены исчисление и уплата налога, его администрирование налоговыми органами. Положительные изменения в данной области должны не только сохраняться, но и развиваться, чему, по нашему мнению, не будет способствовать переход к предлагаемой шкале налоговых ставок.

Кроме того, введение прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физических лиц существенно увеличит затраты на администрирование.

Статьей 2 законопроекта предусмотрено вступление в силу федерального закона с 1 января 2011 года, что не соответствует статье 5 Кодекса, которой предусмотрен иной порядок вступления в силу актов законодательства о налогах.

Также введены меры налогового стимулирования (предоставление льгот по налогу на доходы физических лиц) В частности, был расширен перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, за счет включения в указанный перечень:

сумм оплаты работодателями лечения и медицинского обслуживания усыновленных детей работников, их подопечных (в возрасте до 18 лет), а также бывших работников;

доходов, полученных налогоплательщиками при реализации дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей;

единовременных компенсационных выплат медицинским работникам;

имущества (жилое помещение и (или) земельный участок из государственной или муниципальной собственности), полученного налогоплательщиком в собственность бесплатно.  Также были освобождены от налогообложения:

суммы, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде грантов на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, грантов на развитие семейной животноводческой фермы;

субсидии, предоставляемые главам крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Перечисленные нормы применяются в отношении грантов и субсидий, полученных после 1 января 2012 года, и направлены на стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств.

Кроме того, в целях повышения защиты интересов потребителей туристических услуг предусмотрено освобождение от обложения НДФЛ доходов в натуральной форме в виде оплаты услуг, оказываемых туристам при предоставлении им экстренной помощи.

Одновременно были упорядочены некоторые льготы по НДФЛ. Так, с 2012 года начало действовать ограничение для освобождения от налогообложения т.н. «золотых парашютов» - выходные пособия стали освобождаться от налогообложения НДФЛ в размере, не превышающем в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер - для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

С 2013 года уточнен порядок предоставления имущественного налогового вычета в следующих случаях:

при приобретении родителями за свой счет имущества в долевую собственность с несовершеннолетними детьми в части доли (долей), приходящейся на несовершеннолетних детей, а также в случае приобретения ими имущества в собственность несовершеннолетнего ребенка;

при распределении вычета в случаях приобретения имущества в общую долевую либо общую совместную собственность.

Основными направлениями налоговой политики на плановый период 2014 и 2015 годов, одобренными Правительством Российской Федерации, является перераспределение зачисления НДФЛ в пользу бюджетов субъектов РФ. Так, с 80% до 85% увеличивается норматив зачисления НДФЛ в бюджеты субъектов РФ. Органы власти субъектов РФ теперь будут обязаны устанавливать нормативы отчислений в местные бюджеты от НДФЛ, исходя из зачисления в размере не менее 15% вместо действующих 20% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ. С 10% до 5% сокращается норматив зачисления НДФЛ в бюджеты муниципальных районов, с 20% до 15% - НДФЛ, взимаемый на межселенных территориях, с 20% до 15% - НДФЛ в бюджеты городских округов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налог с физического лица - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта, например работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход.

Анализ налога на доходы физических лиц показывает, что он, как и вся налоговая система РФ, находится в постоянном развитии. Даже после принятия второй части Налогового кодекса РФ налог на доходы физических лиц в той ли иной мере изменялся с появлением каждой новой редакции Налогового кодекса. В теоретическом же плане, налог вполне проработан, и в предшествующее десятилетие накоплен определенный опыт его взимания.

Налог на доходы физических лиц является главным регулятором доходов населения. Он предусматривает не только взимание налога, но и предоставление налоговых льгот. Следует отметить, что в нашей стране самая маленькая ставка подоходного налога, 13%.Это федеральный налог, поэтому его платят практически все категории граждан, получающие, тот или иной доход, прибыль, в процессе своей трудовой, профессиональной или иной деятельности.

Принципы подоходного налогообложения, заложенные в главе 23 НК РФ, по своему содержанию и практической реализации схожи с принципами научной теории и мировой практики подоходного налогообложения. Так, цели взимания и основные черты налога на доходы физических лиц в России во многом схожи с принятыми во многих развитых странах аналогичными налогами. Однако имеются специфичные, свойственные только нашей системе подоходного налогообложения, особенности его взимания, к числу которых следует отнести самую низкую в Европе ставку налога.

Необходимо отметить, что налогообложение в Российской Федерации в сталкивается с целым рядом объективных и субъективных трудностей.

Отсутствие стабильности в проведении экономической и финансовой политики. Несовершенство налогового законодательства, запутанность и неоднозначность трактовки законодательных и нормативных актов. Низкий уровень доходов подавляющего большинства населения. Уклонение от налогообложения части граждан.

Что касается непосредственно рассматриваемого налога, то из-за продолжающегося реформирования налоговой системы в целом, он также далек от совершенства. Так, учет и применение льгот по данному налогу достаточно сложны. В связи с этим, в него постоянно вносятся поправки и изменения, регулирующие порядок его исчисления и взимания. Однако есть и положительные моменты: налоговой реформой, проводимой в стране, взят курс на снижение налоговой нагрузки на налогоплательщика, значительно расширена система льгот в подоходном налогообложении, впервые введены социальные, имущественные и профессиональные вычеты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ

. Налоговый кодекс РФ, часть первая и вторая от 31.07.1998 N 146-ФЗ

. Налоги и налогообложение: Учебное пособие /Под ред. Б.Х.Алиева. - М.: Финансы и статистика, 2005. - с.204 - 219

. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / В.Р. Захарьин. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011.

. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / ВЗФЭИ; Под ред. А.З. Дадашева. - М.: ИНФРА-М: Вузовский учебник, 2010.

. Алиев А.М. «Состояние, тенденции и проблемы налогообложения доходов физических лиц», 2010.

7. Зрелов А.П. Налоги и налогообложение.5-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2010.

. Качур О.В. Налоги и налогообложение. - М.: Кнорус, 2011.

9. Рахманова С.Ю. Актуально о НДФЛ. - М.: Бератор-Паблишинг, 2008.

. Викуленко А.Е. Налогообложение и экономический рост России. - М.: Прогресс, 2009.

. Косов М. Е., Осокина И. В. Налогообложение физических лиц. М.: Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА», 2009.

. Вещунова Н.Л. Налоги Российской Федерации. Спб.: «ПИТЕР», 2008.

. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Налогообложение юридических и физических лиц. М.: Изд-во «ЭКЗАМЕН», 2008 - 446с.

. Лысов Е.А. Особенности налогообложения в России и пути его совершенствования // Российский налоговый курьер. - 2009. - №8.

. Воронин, К. Н. Стандартные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц /К. Н. Воронин. //Налоговый вестник. -2009. - № 11.

Электронные ресурсы

.        http://www.minfin.ru - официальный сайт Министерства Финансов РФ.

.        http://www.nalog.ru - официальный сайт Федеральной налоговой службы

.        http://www.consultant.ru- Консультант Плюс

Похожие работы на - Прямой налог на доходы физических лиц Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!