вступление
|
1 период
|
связка
|
2 период
|
связка
|
3 период
|
заключение
|
E-dur
|
E-dur
|
E-dur, Gis-dur dis-moll
|
Dis-moll E-dur
|
|
E-dur, C-dur E-dur
|
|
16 тактов
|
13 тактов (4+9)
|
3 такта
|
11 тактов (4+7)
|
1 такт
|
15 тактов (4+6+5)
|
19 тактов
|
|
Период неквад-ратного строения
|
|
Период неквад-ратного строения
|
|
Период неквад-ратного строения
|
|
Произведение начинается с
фортепианного вступления, которое состоит из 15 тактов, и строится на аккордово
- аккомпанирующих функциях. Далее начинается первая часть произведения, которая
представляет собой период неквадратного строения с расширением, состоящий из 2
предложений (13 тактов).
День ли царит, тишина ли ночная,
Всюду со мной, мою жизнь наполняя,
Дума все та же, одна, роковая,-
Все о тебе!
Первое предложение, состоит из 4
тактов, где проходит основная тема сначала в партии сопрано, а затем в октавный
унисон всем хором, и заканчивается незавершенной каденцией на седьмой низкой
ступени.
Второе предложение, расширено за
счет повтора слов «Всё о тебе», состоит из 9 тактов и завершается полной
совершенной каденцией.
С первых строк произведение
проникнуто любовью: автор говорит об источнике своих дум, мыслей, стремлений -
о своей любимой. Этому восприятию способствует и скачкообразность мелодии,
будто отражая мысли и чувства влюбленного.
Вторая часть предваряется фортепианным
предыктом на доминантовой функции, приводящей нас в тональность gis-moll, в которой и начинается
часть.
Вторая часть написана в форме
периода неквадратного строения с расширением, состоящего из двух предложений
(11 тактов).
С нею не страшен мне призрак былого,
Сердце воспрянуло, снова любя…
Вера, мечты, вдохновенное слово, -
Все, что в душе дорогого, святого,-
Все от тебя, все, все от тебя,
Все от тебя!
В первом предложении проведение
основной темы поручено партии альта в унисон, оно состоит из 4 тактов и
заканчивается автентической каденцией.
Второе предложение неквадратного
строения, расширено за счет повтора слов «Всё от тебя». Начинается предложение
проведением темы в партии сопрано, на словах «всё от тебя» присоединяются все
голоса в нюансе p, подготавливая кульминацию второй части.
Третьей части произведения (репризе)
так же предшествует небольшая фортепианная связка, построенная на доминантовой
функции основной тональности E-dur.
Реприза представляет собой период
неквадратного строения, состоящий из трех предложений (15 тактов).
Будут ли дни мои ясны, унылы,
Скоро ли сгину я, жизнь загубя,-
Знаю одно, что до самой могилы
Помыслы, чувства, и песни, и силы,
Все для тебя! Все для тебя!
Помыслы, чувства и песни, и силы, -
Все, все, все, все от тебя
Реприза произведения динамическая,
так как именно здесь помещена кульминация всего произведения.
Первое предложение состоит из 4
тактов, начинается проведением темы в партии сопрано, с третьего такта всем
хором в октавный унисон.
Второе предложение состоит из 6
тактов и заканчивается отклонением в тональность C-dur.
Третье предложение состоит из 5
тактов, которое начинается с возвращения в тональность E-dur, затем происходит
отклонение в тональность второй ступени fis-moll, и приходит к
кульминации произведения на доминанте E-dur, завершаясь полной несовершенной каденцией на терцовом тоне.
Характеристика
фактуры
Фактура произведения -
мелодико-гармоническая (смешанная), так как основная мелодия проходит в партии
го сопрано, а остальные голоса являются гармонической поддержкой.
Хочется обратить внимание на партию
фортепианного сопровождения. Она в большей мере является самостоятельной,
являясь гармонической поддержкой хора, в основном несет изобразительную
функцию, где отражается все разнообразие чувств влюбленного человека - волнение
и радость, трепет и восторг; может исполняться как отдельное сочинение.
Динамика.
Фразировка.
Создавая музыкальную фразу,
композитор точно следует за поэтическим текстом, об этом говорит и структура
каждой части.
Вступление начинается на mf в темпе Andantino, оно вводит нас в
атмосферу томления и ожидания.
Первая фраза отличается
волнообразным движением мелодии в нюансе f, передавая слушателю волнение и
трепет чувств главного героя.
Вторая фраза начинается
секвенционным проведением темы с нюанса mp, и постепенно выводит
нас на кульминацию первой части, за счет постепенного повышения тесситурных
условий хора.
Вторая часть начинается со слов «С
нею не страшен мне призрак былого» унисоном партии альта в удобных для этой
партии тесситурных условиях и в динамике f, передавая тему в следующей фразе в
партию сопрано в той же динамике.
Однако в середине фразы, на словах
«Всё от тебя» происходит динамический спад до нюанса mp, а затем постепенное
нарастание динамики до mf.
В репризе произведения мы можем
видеть идентичную динамику и фразировку, как и в первой части произведения,
кроме последнего предложения, где композитором обозначена основная кульминация
произведения - это одно из самых торжественных и ликующих мест во всем
произведении. Здесь раскрыто чувство особой искренней теплоты и надежды. Кульминация
звучит особенно чисто и светло.
Завершается произведение большим
фортепианным заключением, где в динамике fff проводится основная тема штрихои
marcatissimo, отражая высшую степень ликования. Однако в конце произведения
автор как будто возвращается к нежным мечтам о счастье и завершается
динамическим спадом к mf, p, и наконец pp, символизируя чистоту помыслов и
чувств.
Темп
В начале произведения композитором
выписан темп Andantino (скорее чем Andante). В этом темпе проходит
фортепианное вступление, которое заканчивается отклонением от темпа ritardando (замедляя) и ritenuto molto (очень замедлить). Эти
отклонения как будто подводят нас к основному темпу произведения Allegro agitato (скоро взволнованно),
который очень точно отражает общее настроение произведения.
В конце первой и третьей части
композитором выписаны замедления темпа, тем самым подчеркивая кульминации -
частную и общую.
Основной размер произведения 9/8.
Этот размер является сложным с триольной пульсацией. Очень важно, чтобы
дирижер, исполняющий данное произведение ощущал триольную пульсацию, учитывая
особенности фортепианного сопровождения шестнадцатыми длительностями. Размер
изменяется только один раз в фортепианном вступлении на размер ¾, соответственно
изменяется и пульсация внутри доли.
Гармонический анализ хорового
произведения. Ладотональные особенности хорового произведения
Основная тональность произведения E-dur. В данном произведении
встречаются отклонения и модуляции.
E - cis - E - C - E -
fis - E - cis - E - gis - cis - E - cis - C - fis - E
Тонально-гармонический план
вступления:
| | | | | | | | | | | ||
период:
| | | | | | | | | | | | | |
Связка:
| | |
период:
| | | | | | | | | | |
Связка:
|
Реприза (3 период):
| | | | | | | | | | | | | | |
Заключение:
| s | T | | T | | T | | | | | T s | T s | T s T | T s T | T I T | T I T ||
Гармонические средства,
использованные П.И. Чайковским в романсе «День ли царит», очень однообразны.
Кроме аккордов основных функций композитор использует аккорды III и VI ступени, DD, альтерацию.
3. Вокально-хоровой
анализ романса «День ли царит»
2. Вид хора - двухголосный с divisi в партии сопрано и альта.
. Диапазон партий
и хора
Сопрано I
Сопрано II
Альты I
Альты II
Общий диапазон хора
Тесситура в произведении средняя,
удобная для всех голосов. Единственный момент не удобства представляет
подготовка кульминации в репризе произведения, где голоса находятся в низких
тесситурных условиях и для того чтобы прослушать аккорд приходится применять
искусственный ансамбль.
Надо отметить мастерство автора
переложения, насколько он разнообразно использует тембровые краски хоровых
партий. В произведении важны и характерный тембр каждой партии, красота
звучания отдельных регистров и общее тембровое единство и слитность.
Характеристика звука - при
исполнении данного произведения звук хора должен быть мягкий, легкий, полетный,
чтобы гармонировать в ансамблевом звучании с аккомпанементом, где отражается
различная гамма чувств.
Атака звука мягкая.
В произведении дыхание в основном
общехоровое по фразам. Исключение составляют музыкальные фразы в кульминациях
частей, где применяется цепное дыхание.
Исполнительские
штрихи
Основной штрих, используемый в
произведении legato, однако в кульминациях можно использовать штрих non legato, для более яркого и
действенного показа кульминации. А в фортепианной партии встречается штрих marcatissimo в заключительном
фрагменте произведения, подчеркивая тем самым бурный характер произведения и
выплеск чувств.
Хоровой ансамбль
Качественное исполнение произведения
«День ли царит» безусловно, требует от исполнителей выполнение следующих видов
хорового ансамбля: высотно-интонационного, темпоритмического, тембрового,
динамического, дикционного.
Высотно-интонационный ансамбль
напрямую связан с общехоровым строем. В основе хорошего ансамбля лежит работа
над унисонным ансамблем хоровых голосов. Ансамбль унисонов, прежде всего,
предусматривает слияние голосов по тембру и высоте звучания. При этом главное
внимание уделяется воспитанию у хористов умения слушать и слышать друг друга,
умения подстраивать и уравновешивать свои голоса в звучании совей партии.
Только при условии идеального
мелодического звуковысотного ансамбля можно добиться чистого гармонического
интонирования.
При работе над гармоническим строем
обязательно нужно обращать внимание на унисонные удвоения в аккорде,
усиливающее звучание данных звуков. Нужно обратить внимание хора, что при
унисонном звучании партий следует исполнять ноту динамически тише.
Осмысленность и красочность
гармонического ряда предполагает некоторое динамическое выделение наиболее
характерных для каждой данной гармонии звуков. В аккордовом изложении хору
необходимо добиваться стройности звучания всех партий.
Темпоритмический ансамбль так же
крайне важен в данном произведении. Разнообразный ритм хоровой партитуры
произведения требует от исполнителей единого ощущения темпа, метра и ритма,
синхронного совпадения голосов по вертикали и пульсирующим шестнадцатыми
аккомпанементе.
Кроме высотно-интонационного и
ритмического ансамблей хормейстеру нужно добиваться тембровой целостности
голосов, благодаря которой лучше прослушивается вся хоровая «ткань»
произведения. Следует отметить, что тембровый ансамбль влияет на общехоровой
строй, а значит крайне важно добиваться предельной слитности голосов внутри
партии и между партиями.
Исполнение данного произведения
требует так же от коллектива монолитного динамического ансамбля. Работа над
динамическим ансамблем предполагает достижение уравновешенности по силе голосов
внутри одной хоровой партии и согласованность силы звучания хоровых партий в общехоровом
ансамбле. Для достижения единства в их исполнении необходимо формирование у
всех певцов одинаковых навыков регулирования силы звука за счет выработки
однотипности работы певческого дыхания.
Достижение ритмического ансамбля в
произведении «День ли царит» облегчается методом концентрации внимания
исполнителей на выразительном и логичном произношении литературного текста в
ритме произведения, а так же умением певцов соотносить ритмический рисунок
хоровой партии с мелкими длительностями в фортепианном сопровождении.
Артикуляционный ансамбль важен при
выработке единой манеры произношения текста. Артикуляционный ансамбль напрямую
связан с дикционным, работа над которым требует постоянного внимания
хормейстера.
В данном произведении встречается
очень много сонорных согласных, которые нужно пропевать на высоте ноты, на
которую поставлен данный слог. Активизировать согласную «Р» - произносить
утрировано. При использовании цепного дыхания, обратить внимание на соединение
окончания слова со следующим словом.
Кроме того, для успешного исполнения
произведения «День ли царит» важен еще один вид ансамбля - ансамбль хор -
фортепианное сопровождение. В данном произведении П. Чайковский поручает
фортепиано роль равноправного члена ансамбля. Разложенные длинные и короткие
арпеджио фортепианной партии требуют точного темпоритмического совпадения с
хоровой партитурой, которая выписана более крупными длительностями.
Обязательным условием данного вида ансамбля является соблюдение динамического
баланса между хором и инструментом.
4. Исполнительский
анализ: приемы дирижирования
Основной задачей исполнителей
является создание целостного художественного образа произведения Чайковского
«День ли царит». При этом необходимо следовать авторскому замыслу, точно
исполнять его указания, касаемые темпа, динамики, фразировки и т.д.
Разучивая данное произведение,
дирижер должен видеть перед собой главную цель - раскрыть идейно-художественную
сущность произведения. Технические трудности не должны мешать хормейстеру в
достижении основной цели. При работе над данным произведением необходимо
обратить внимание на разграничение функций рук: хор - фортепиано.
Дирижер должен обладать огромной
волей и эмоциональностью. Выражение лица, постановка корпуса, рук - все должно
воздействовать на хор. Артикуляция также должна способствовать выразительности
исполнения. Формой рта дирижер напоминает хору о характере звука, помогает в
отношении дикционного ансамбля, а выражением лица создает различные
эмоциональные нюансы произведения.
Восторженный и бурный характер
произведения требует насыщенного, свободного и наполненного жеста дирижера и,
конечно же, максимальную эмоциональную отдачу. Дирижеру необходимо найти
наиболее яркие и выразительные приемы дирижирования, особенно при показе
кульминационных моментов произведения. Так же дирижеру необходимо постоянно
ощущать пульсацию мелкими длительностями, которая проходит в партии
фортепианного сопровождения. Предельно точным должен быть пок4аз при
кратковременном отклонении от основного темпа.
Дирижер должен проанализировать,
почувствовать и передать в жесте текстовую фразировку, плавно подвести хор к
кульминации. Музыка и текст должны рассматриваться хормейстером как единое
целое, во взаимодействии музыкальных и поэтических средств выразительности.
Выразительная фразировка позволяет
избегать однообразного исполнения и пения по слогам. Большое значение в
исполнении фразировки играет дыхание, (как мы уже упоминали выше, в этом
произведении оно по-фразовое и цепное), ведь именно благодаря дыханию, мы можем
объединить мысль фразы в единую линию.
В работе над динамикой дирижеру
следует обратить внимание на формирование у певцов навыка пения на p, которое требует активизации
дыхания и постоянного его контроля.
Романс «День ли царит» - это яркое,
самобытное произведение, являющееся высокохудожественным образцом классического
искусства.
Данное переложение романса может
быть исполнено высокопрофессиональным хоровым коллективом, обладающим гибкой
вокально-хоровой техникой, а так же способностью понять и оценить тонкий смысл поэтического
текста.
Так же может исполняться учебными
коллективами профессиональных училищ и вузов, с целью повышения
профессионального мастерства участников хора и студентов хормейстеров.
Литература
1. Анисимов Л. Дирижер - хормейстер. [Текст] / Л.: Музыка,
1976. 125 с.
2. Асафьев Б. О музыке Чайковского. [Текст] / Л.: Музыка,
1972. 89 с.
. Берберова Н.Н.П.И. Чайковский. [Текст] / СПб.:
Лимбус-Пресс, 1997. 54 с.
. Гусев В.Е. Песни и романсы русских поэтов. [Текст] / М.:
Советский писатель, 1965. 246 с.
. Егоров А.Б. Теория и практика работы с хором. [Текст] /
М.: Музыка, 1951.
. Зиновьев Л.П. Вокальные задачи ауфтакта в хоровом
дирижировании. [Текст] / СПб.: Композитор, 2007.
. Калинина Н.А.П.И. Чайковский. [Текст] / М.: Детская
литература, 1988. 36 с.
. Кунин И.Ф. Жизнь замечательных людей. [Текст] / М.:
Молодая гвардия, 1958. 104 с.
. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И., Методика
работы с детским вокально - хоровым коллективом [Текст] / - М.: Издательский
центр «Академия», 1999.
. Позднякова Т.И., Липкань Н.В. Хоровое дирижирование и
чтение хоровых партитур. [Текс] /: учебно-методическое пособие / Т.И.
Позднякова, Н.В. Липкань - Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2013. - 92 с.
. Полинин Ю.Н. Произведения П.И. Чайковского. [Текст] / М.:
Музыка, 1973. 76 с.
. Романовский Н.В. Хоровой словарь. [Текст] / М.: Музыка,
1984. 134 с.
. Синявская Н. О гармонии П.И. Чайковского. [Текст] / М.:
Композитор, 1983. 101 с.
. Способин И.В. Элементарная теория музыки. [Текст] / И.В.
Способин. - М.: Кифара, 2006. 46 с.
. Строение музыкальных произведений: учебное пособие - 2-е
изд. [Текст] / Мазель Л.Б.М.: Музыка, 1979. 110 с.
. Формы музыкальных произведений: учебное пособие. [Текст]
/ Н. Холопова - 3е изд. СПб.: Лань, 2006. 240 с.
. Фролов А.А. Секреты музыкального языка. [Текст] / А.А.
Фролов - 1-е изд. - СПб.: Питер, 2002. 99 с.
. Чесноков, П.Г. Хор и управление им. [Текст] / М.:
Композитор, 1961. 170 с.
19. http://vk.com/im? sel=5293581
20. http://www.jooov.net/text/685180/elena_obraztsova-den_li_tsarit_pchaykovskiy-aapuhtin.htmls
. http://istoriyamuziki.narod.ru/chaykovskiy-romansi.html
. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Алексей Апухтин