Правосознание как форма общественного сознания

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правосознание как форма общественного сознания

Содержание

Введение

. Основные теоретико-правовые подходы к пониманию сущности правосознания

. Сущность и структура правового сознания, развитие учений о проблемах правового сознания на исторических этапах развития теории государства и права

Заключение

Список литературы

Введение

Общепринято считать понятие «правосознание» одной из важнейших категорий в осмыслении феномена права.

На современном этапе развития государства и в сложных политико-правовых условиях современной действительности существенно возрастают требования к уровню правосознания всех членов общества. Основным фактором формирования законопослушного общества является положительное отношение различных субъектов правоотношений к нормам права и действующим законам.

Будучи одной из форм общественного сознания, правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, чувств, людей, их объединений, всего общества в целом относительно права и правовых явлений. Это познавательно-оценочное отношение людей к прошлому и действующему законодательству, идеи о его дальнейшем совершенствовании, о законности, правосудии. Сюда также входит осознание объективной необходимости права в современном обществе, его социального назначения, связи с такими демократическими идеалами, как справедливость, свобода, естественные и неотъемлемые права личности. Наконец, это и отношение к актам поведения людей, их оценочная характеристика с точки зрения правомерности или неправомерности, совокупность психологических установок и ценностных ориентаций на неукоснительное соблюдение норм права.

Определяясь уровнем развития общества, и в первую очередь экономических отношений, правосознание носит исторический характер. Каждая эпоха развития человечества характеризуется различными, порой противоречивыми, правовыми взглядами (оправдание рабовладения, сословного деления населения, идеи народовластия и свободы личности и т.д.).

Правосознание тесно связано с другими формами общественного сознания - с моральными воззрениями, политическими взглядами, философскими концепциями, идеологическими теориями, отражает национальные, религиозные, бытовые и иные особенности. В правовой идеологии возможны различные взгляды и идеи, их борьба между собой (отношение к смертной казни, праву собственности на землю, к соотношению полномочий парламента и президента и др.).

1.Основные теоретико-правовые подходы к пониманию сущности правосознания

Правовое сознание формировалось на протяжении всей человеческой истории и укрепляло правопорядок любого государства. Существуют различные научные подходы к изучению сущности правосознания и его генезиса. С увеличением количества исследований ученых в различных отраслях права открываются и новые теоретико-правовые проблемы, обнаруживаются ранее незамеченные пробелы в понимании правосознания, появляется необходимость в корректировке тезисов, которые прежде казались бесспорными. Поэтому представляется целесообразным констатировать развитие правового сознания как неполного исследования в проблемах теории и права.

Для целостного понимания, решения теоретических и практических проблем правового сознания необходимо признание необычайной сложности и значимости этого социального явления и соответствующего понятия. Это признание должно увести правовое сознание от юридизации, нацелить на выход его за пределы не только политической, юридической, но и иных сфер социальной жизни, пребывающих в конкретно-историческом проявлении и постоянном изменении. Оно позволит использовать способности правового сознания пребывать за пределами материального, проявленного, условного мира и постигать истинный смысл собственного и всего государственно-правового бытия.

История политических и правовых идей свидетельствует о том, что издавна в трактовках государственно-правовых явлений очень часто наблюдался у зарубежных и отечественных мыслителей выход далеко за пределы материального, рационального, позитивного, условного, юридического в сферу безусловного, вечного, божественного (Ю.С. Гамбаров, митр. Иларион, И.А. Исаев, Л. Леви-Брюль, И. Кант, Р.А. Папаян, Платон и др.). Эта традиция таилась в подсознательной сфере у философов и ученых советского периода (Г. Гроций, Д.Я. Самоквасов, О.И. Чистяков), она начала проявляться и в трудах современных ученых (Р.С. Байниязов, А. Бергсон, О.Э. Лейст, Г.В. Мальцев, А.Ю. Мордовцев, В.С. Нерсесянц, В.В. Попов, В.М. Сырых, В.Н. Синюков, О.И. Цыбулевская и др.).

Правосознание представляет собой форму или область человеческого сознания. Данное явление по сущности идеальное, но непосредственно не наблюдаемое, которое с давних пор является предметом дискуссий среди представителей российской науки. Учеными не раз предпринималась попытка уяснить конкретную роль правосознания в процессе правотворчества и правореализации. Правосознание можно рассматривать как совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей или социальных общностей к действующему (желаемому) праву. Проблемам правосознания в настоящее время исследователи уделяют повышенное внимание.

В юридической литературе принято выделять следующие основные этапы или циклы изучения правового сознания.

Так, по мнению О.Н. Мигущенко, необходимо выделить три цикла изучения правового сознания: первый - до монголо-татарского нашествия; второй - до 1917 года; третий - после 1918 года. В основе критериев выделения циклов исследователь считает необходимым рассмотреть колебания, обусловленные борьбой противоречий государственного и индивидуального.

Н.М. Юрашевич определяет четыре этапа изучения правового сознания: 1917 - середина 30-х годов XX века - первый; середина 30-х - середина 50-х годов XX века - второй; середина 50-х - конец 70-х годов XX века - третий; начало 80-х годов XX века - четвертый.

Первоначально проблемы правосознания в России рассматривались во второй половине XIX века, как раз тогда, когда произошла кодификация российского законодательства и происходила активная дискуссия о взаимовлиянии законов и правосознания.

Ученые, проводившие исследования в конце XIX - начале XX века, предлагали три основных определения правового сознания. Правовое сознание - это: 1) положительное отношение к праву; 2) совокупность правовых переживаний; 3) устойчивые правовые взгляды, которые не включают психологический аспект.

В дореволюционный период правосознание преимущественно рассматривалось во взаимосвязи с национальной культурой, с определенными историческими фактами. Изучением особенностей российского правового сознания того времени занимались известные ученые И.А. Ильин, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, B.C. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, Б.Н. Чичерин и др. Основные утверждения и выводы, касающиеся понимания сущности правосознания ученых дореволюционного периода приведены ниже.

Основа правового сознания лежит вне правовых норм, и она берет свое начало из морали, религии или из целей общества. Как считало большинства юристов того времени, право находится вне нравственности и строится на принципах без учета религии и не считается обязательным. Правовое сознание является предметом исследования по причине наличия регулирующих функций и ни в коем случае не может рассматриваться отдельно от теории права.

Ученые дореволюционного периода описывали отдельные элементы правового сознания, и не пытались дать определение самому понятию. Национальные чувства и воззрения составляют основу идеологической сферы правосознания. Основателем психологического направления российской правовой науки является Л.И. Петражицкий, который в своих трудах акцентировал внимание на соотношение права и психики человека.

Преимущественное внимание при таком понимании обращалось все же на право, а не на психологию отдельных индивидов, которые позволят понять мотивы поведения в общем, а значит и в частности, правового поведения каждого индивидуума по отдельности.

В научной литературе того времени не существовало единого общепризнанного понятия правосознания. Наряду с данным термином применялись такие понятия как правопонимание, правоубеждение и др. Европейские ученые определяли сущность правового сознания через призму чувств и интуиции. Они отрицали его разумный характер. Известный немецкий юрист Р. Иеринг отмечал: «Правосознание, правовое убеждение - суть абстракции науки, которые народу неизвестны: сила права, совершенно, как и сила любви, основывается на чувстве; рассудок и понимание не могут заменить недостатка в чувстве»

Итак, в дореволюционный период правовое сознание рассматривалось учеными не как самостоятельное и самодостаточное явление, а как существующая взаимосвязь с другими явлениями, такими как государство или право.

Октябрьская революция и утверждение советской власти в России сменили социально-экономические и идеологические основы существующей государственной системы. Так, в советской правовой науке проблеме правового сознания также уделялось достаточно внимания, однако исследование правосознания на данном этапе развития правовой мысли проходило под влиянием особых историко-политических условий и с существующими ограничениями в свободе научной мысли.

В послереволюционный период неоднозначно оценивались исследования в сфере правосознания. Так, по мнению В.В. Сафронова, русское национальное правовое сознание в советский период не только не развивалось, а, наоборот, всячески подавлялось. Совершенно противоположной точки зрения придерживались М.А. Рейснер, П.И. Стучка, которые считали, что проблемы правового сознания весьма актуальны и широко освещались в работах послереволюционного периода.

Неоднократно отмечалось отсутствие целостного и четкого понимания правосознания, большая часть исследований была направлена на изучение новых типов правового сознания (коммунистическое, социалистическое, революционное, классовое), нежели на разработку проблем самого понятия. Практически все исследователи представляли правосознание как классовое явление, которое обусловливалось общественным бытием и материальными условиями жизни.

С середины 30-х вплоть до середины 50-х годов XX века представители юридической и философской науки перестали активно исследовать вопросы правосознания. Причиной происходящего спада в изучении правосознания стали сложные политические условия государства, проводимые репрессии, оправдание культа личности Сталина, излишняя идеологизация общей теории права и государства, а также пренебрежительное отношение к достижениям ученых того времени.

Так постепенно к середине 50-х годов ХХ века наблюдается рост интересов к проблемам правосознания. Возобновляются социологические исследования в данной области, анализируется и исследуется опыт, накопленный российской юриспруденцией в прежние годы. Проводимые социолого-правовые исследования были вынуждены приспосабливаться к жесткому социалистическому варианту существующего типа позитивизма, который имел в советском правоведении весьма ограниченную сферу применения. Проводимые исследования были направлены на изучение действующего законодательства и социальный контекст его реализации, в частности, на проблемы эффективности действующего законодательства и правоприменительной деятельности, правового сознания, социального, юридического и психологического механизмов действия законов. Понятие права отождествлялось с законодательством.

2.Сущность и структура правового сознания, развитие учений о проблемах правового сознания на исторических этапах развития теории государства и права

В это же время появляются научные мысли о сущности правового сознания, главной идей которых является понимание его как категории права или как сознание. Однако нельзя придерживаться только одной конкретной позиции понимания правового сознания, так как каждая из них (и категория права, и категория сознание) отображает в себе грани процесса его формирования. Такие позиции не исключают существование каждой категории по отдельности, однако их целесообразнее применять в дополнении друг к другу.

Примечательным моментом данного периода являются исследования авторов, которые рассматривают проблему правового сознания как ключевой компонент права и совместно с разработкой других юридических понятий (О.С. Иоффе, А.Р. Ратинов, М.Д. Шаргородский и др.).

Особый интерес представляет исследование структуры правосознания, проводимое И.Е. Фарбером. В структуре правового сознания он выделял две стороны: 1) познавательная сторона (правовая идеология); 2) эмоционально-волевая сторона (правовая психология). Под правовой идеологией он понимал систему правовых идей, которые отражают интересы и потребности класса. А под правовой психологией совокупность чувств, убеждений, привычек и мотивов юридически значимых волевых действий. Правовое сознание, по его мнению, есть не что иное, как форма общественного сознания, составляющая совокупность правовых взглядов и чувств, обладающая нормативным характером и состоящая из знаний и оценки правовых явлений с учетом справедливости и новых правовых требований, которые выражаются через различные потребности, (экономические и политические) и интересы общественного развития.

И.Е. Фарбер сформулировал основные положения в области теории структуры правового сознания, которые послужили основной многих последующих разработок в период становления советской юридической науки и еще одной важной разработкой ученого являлись исследования признаков правового сознания.

На проблемы правового сознания 50-х годов ХХ века оказали влияние различные факторы - это и экономические и политические преобразования, и наука в целом, и культура, и мораль, и менталитет граждан. Однако стоит отметить, что истолкование понятия правосознания по И.Е. Фарберу не учитывает наличие поведенческих компонентов, что свидетельствует об отрицании наличия устойчивых моделей поведения в определенных стандартных ситуациях (привычек, установок, ценностей, ориентации), а без этих компонентов невозможно проводить правильную оценку уровня правосознания, в том числе и индивидуального, и общественного, и группового.

В 60-е годы ХХ века отдельно изучаются проблемы индивидуального правосознания, устанавливаются взаимосвязь и его непосредственное влияние на общественное и групповое правосознание. Структурные элементы и неповторимые черты индивидуального правосознания формируют некое особенное и различное правосознание в рамках одной социальной группы.

Однако с такой позицией сложно согласиться ввиду того, что такое понимание сущности правового сознания приводит к отождествлению политики с ведущим институтом управления и регулирования общественной сферы, которая властно главенствует и подчиняет себе все остальные сферы общественной жизни людей, самостоятельно создавая при этом основные приоритеты и цели развития.

В научных работах данного периода были определены основные тенденции и направления анализа изучаемой структуры правовой категории (и правовой психологии, и правовой идеологии), правосознание понималось как структурная часть обыденного и теоретического правосознания, как общественное и индивидуальное правосознание.

В 70-80-е годы ученые продолжают исследовать проблемы структуры правового сознания. Основываясь на уже сложившемся понимании структуры правового сознания, исследователи занимаются разработкой различных вопросов, связанных с данной тематикой: правосознание и моральное сознание; право и правосознание; право и правовая культура; правосознание и политическое сознание; индивидуальное правосознание и общественное сознание.

Научное исследование сущности структуры правового сознания продолжается. Системный подход выступает основой научных разработок данного периода. Его суть заключается в том, что при рассмотрении структуры правового сознания сама правовая категория рассматривается как нечто целое, а его структурные элементы как взаимосвязанные части. Основой исследований выступает методологическая установка о представлении структуры правосознания как совокупности закономерных связей между элементами системы.

Начиная со второй половины 80-х годов ХХ века, проводится большое количество исследований правового сознания различных социальных групп, появляются многочисленные работы, посвященные проблемам правового сознания. Особое внимание продолжает уделяться вопросам модели и структуры правосознания. Модель социальной структуры правового сознания рассматривается на трех уровнях: общественном, групповом и индивидуальном.

Весьма расширились границы социологического подхода к исследованию проблем правового сознания, который позволил более широко исследовать и другие правовые явления, такие как общественное мнение о праве, престиж права, социальный механизм действия права, правовая активность личности и др.

После распада СССР многими учеными и правоведами предпринимаются попытки переосмысления некоторых ранее звучавших положений, относящихся к понятию, сущности, структуре, функциям правосознания.

Учитывая особенности изучения проблем правового сознания XIX - XXI века, можно сделать вывод о сущности процесса его формирования. В целом это процесс, продвигающий эволюцию общественного сознания к новому уровню коллективного разума. Исследования многих философов и юристов в этой области составили значительные труды. Известные отечественные ученые (Л.И. Петражицкий, М.А Рейснер, И.Е. Фарбер и др.) внесли огромный вклад в изучение правосознания.

Современная теория права уделяет проблемам правового сознания особое внимание. Так, правовая действительность отражается в правосознании в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации в форме социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях. Правовое сознание не может существовать обособленно от иных форм общественного сознания (например, морали или политического сознания), которые активно воздействуют на формирование правовых идей и убеждений. Основными функциями правосознания являются информационно-познавательная, оценочная и регулятивная. Информационно-познавательная функция правосознания способствует распространению правовой информации и накоплению правовых знаний как отдельными людьми, так и обществом в целом. Оценочная функция развитого правосознания позволяет легко оценить правовые явления, а регулятивная способствует выработке и распространению правомерного поведения. В современной российской науке четко определилась тенденция на более глубокое, всестороннее изучение содержательных компонентов правового сознания, таких, как структура правосознания, его виды, способы формирования, факторы, обусловливающие деформацию правосознания.

Проанализировав основные теоретико-правовые подходы к пониманию сущности правового сознания, можно сделать вывод о том, что правовое сознание выступает одной из форм общественного и индивидуального познания. Изучение правового сознания отдельных индивидов, групп, всего общества в целом возможно посредством проведения оценки правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений к отношению о действующих или желаемых нормах права. Правосознание как самостоятельный и целостный феномен включает в себя различные теоретико-правовые аспекты психологического, юридического, социального, политического, морального содержания, которые непосредственно влияют на особенности его формирования. Правосознание обуславливает поведение в юридически значимых ситуациях. Обобщив выводы, правовое сознание можно определить как самостоятельный и целостный феномен общественного и индивидуального познания, влияющий на поведение людей в юридически значимых ситуациях.

Заключение

В работе рассмотрены основные теоретико-правовые подходы к пониманию сущности правосознания. Важность исследований автора заключается в изучении проблем формирования правового сознания во взаимосвязи с правопорядком государства. Правосознание выступает основой правовых норм, законов любого государства и распространяется на всех участников общественных отношений независимо от их воли и желания.

Особое внимание обращено на сущность и структуру правового сознания, развитие учений о проблемах правового сознания на исторических этапах развития теории государства и права.

С развитием юридической науки учеными предлагалось множество понятий и представлений о правосознании, при этом отсутствовал единый взгляд на сущность, свойства, структуру и природу данного явления. Правовое сознание выступает ключевым компонентом правовой системы государства, и его следует изучать с учетом существующих научных подходов. Феномен правосознания существует в системе форм индивидуального и общественного познания, оказывая при этом огромное влияние на государственно-правовую действительность.

Изучая общие закономерности развития и функционирования государства и права, теоретико-правовые подходы к изучению сущности правового сознания, автор делает вывод о необходимости корректировки понятия правосознания и предлагает новое современное определение данному явлению.

Список литературы

правосознание государство политический моральный

1. Бреднева В.С. Уровни правосознания и юридическая деятельность: монография. - Южно-Сахалинск: СахГУ, 2010. - 164 с.

. Бурлаков В.И. Феномен правосознания // Мир юридической науки. - 2014. - № 3. - С. 12-19.

. Демченко Т.И. О законных основаниях правового сознания // Lex russica. - 2014. - № 5. - С. 523- 534.

. Короткова О.И. Теоретико-правовой анализ правосознания как необходимый компонент проведения политико-правовых реформ // Государственная власть и местное самоуправление. - 2010. - № 11. - С. 5-9.

. Лапаева В.В. Социология права как юридическая дисциплина? // Социологические исследования. - 1999. - № 7. - С. 47-57.

. Мигущенко О.Н. Историческое и логическое в понимании правосознания // История государства и права. - 2006. - № 9. - С. 24-26.

. Остроумов Г.С. Правовое осознание действительности. - М.: Наука, 1969. - 175 с.

. Певцова Е.А. Новая теория правосознания как основа эффективного применения права и преобразования правовой культуры России // Материалы Второго Международного конгресса правоведов «Инновационное развитие правовой среды». 25-26 апреля. - М., 2014. Часть III. - С. 85-97.

. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. - СПб.: Типография М. Меркушева, 1910. - Т. 2. - 516 с.

. Сапогов В.М., Алексеев Д.Е. Организационно-правовые проблемы преодоления деформации правосознания несовершеннолетних осужденных // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2014. - № 5. - С. 99-104.

. Сафронов В.В. Правосознание гражданина: дис. ... канд. юрид. наук. - Красноярск, 2004. - 242 с.

. Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. - М.: Юридическая литера- тура, 1963. - 205 с.

. Юрашевич Н.М. Эволюция понятия правового сознания // Правоведение. - 2004. - № 2. - С. 165-181

Похожие работы на - Правосознание как форма общественного сознания

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!