- каждое публично - правовое образование (Российская Федерация, субъект РФ и муниципалитет) должно своим нормативным правовым актом определить условия и порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания в отношении своих автономных учреждений. Указанный нормативный правовой акт принимается:
) Правительством Российской Федерации - в отношении федеральных автономных учреждений;
) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта
РФ - в отношении региональных автономных учреждений;
) местной администрацией - в отношении муниципальных автономных учреждений.
Порядок формирования и финансового обеспечения заданий учредителя для федеральных автономных учреждений установлен Постановлением
Правительства РФ от 18 марта 2008 года № 182 «Об условиях и порядке формирования государственного задания в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения государственного задания».
Следует охарактеризовать наиболее важные положения указанного постановления в части формирования государственных заданий для федеральных автономных учреждений.
Государственное задание федеральному автономному учреждению составляется в соответствии с основными видами деятельности последнего, предусмотренными в уставе, по форме, предусмотренной постановлением
Правительства РФ, - по разделам на каждый вид услуг (работ), которые предусматриваются заданием (один вид услуг/работ - один раздел задания).
Государственное задание составляется на этапе формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается в срок не позднее одного месяца после официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период федеральными органами исполнительной власти (государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении федеральных автономных учреждений.
Установленные в отношении федеральных государственных учреждений государственные задания (за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне) размещаются на официальном сайте Казначейства РФ. Задания и отчеты об их исполнении (за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне) также могут быть размещены на официальных сайтах соответствующих главных распорядителей средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения, и федеральных органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя федеральных бюджетных или автономных учреждений.
Субъекты РФ и муниципальные образования должны принять собственные нормативные правовые акты, определяющие условия и порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения задания в отношении бюджетных и автономных учреждений.
Для обеспечения соответствия форм задания на всех уровнях публичной власти представляется целесообразным на региональном и муниципальном уровнях применять форму задания, установленную для федеральных государственных учреждений Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 года № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания». Однако субъекты РФ (муниципальные образования) вправе с учетом требований федеральных законов и нормативных правовых актов разработать собственную форму государственного (муниципального) задания. Возможная форма государственного (муниципального) задания для региональных и муниципальных автономных и бюджетных учреждений, подготовленная на основе федеральной формы, приведена в прил. 2.
Нормативным правовым актом субъекта РФ (муниципального) по формированию и финансовому обеспечению заданий для государственных (муниципальных) учреждений должно быть установлено, кто готовит проекты заданий автономным и бюджетным учреждениям. Представляется целесообразным порядок, в соответствии с которым задания государственным (муниципальным) автономным и бюджетным учреждениям формируются органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия их учредителей, при участии самих учреждений.
Как и для федеральных государственных учреждений, задание региональным и муниципальным автономным учреждениям рекомендуется формировать по разделам - предусматривая отдельный раздел на каждый вид услуг (работ). В случае установления задания на услуги и работы одновременно задание должно состоять их двух частей: первая часть включает требования к услугам, вторая часть - требования к работам.
Например, муниципальное задание учреждению культуры на услугу «Проведение городских праздников», включающее праздничные мероприятия и возведение сцены и декораций, должно содержать следующие части: первая часть - муниципальная услуга по проведению праздничных мероприятий на городских праздниках; вторая часть - работа по возведению сцены и декораций для проведения городских праздников.
Следует отметить, что разница между услугами и работами заключается в отсутствии или наличии материального «результата» деятельности: услуга по определению не имеет непосредственного материального воплощения и потребляется одновременно с ее производством, а результатом выполнения работы является некий материальный продукт.
При этом законодательство Российской Федерации на момент написания книги не содержит определения работы, выполняемой в рамках государственного (муниципального) задания. Что касается определения государственных (муниципальных) услуг, то они определены в законодательстве недостаточно четко. Бюджетный кодекс РФ (ст. 6) определяет услуги через государственное (муниципальное) задание. 27 июля 2010 года был принят Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», однако в нем содержатся лишь определения государственных (муниципальных) услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления. Общее же определение государственных (муниципальных) услуг, как и определение работ, выполняемых в рамках государственных заданий, в указанном законе не содержится.
автономный финансовый затраты учреждение
Глава III. Финансовое обеспечение задания
Согласно Закону об автономных учреждениях (п. 3 ст. 4) финансовое обеспечение выполнения автономным учреждением государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества и расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, а также с учетом мероприятий по развитию автономных учреждений, перечень которых определяется учредителем.
Финансовое обеспечение задания, установленного автономному учреждению, осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ порядок формирования и финансового обеспечения государственных (муниципальных) заданий каждый уровень власти определяет самостоятельно - в отношении своих учреждений.
При этом ст. 20 Закона об автономных учреждениях установлено положение о том, что объем финансового обеспечения выполнения задания, установленного учредителем государственному или муниципальному учреждению, не может зависеть от типа такого учреждения. Исходя из юридического смысла данной статьи, ее можно трактовать следующим образом: порядок расчета объемов финансового обеспечения государственных (муниципальных) заданий учредителя для автономных, бюджетных и казенных учреждений должен быть одинаков.
Финансовое обеспечение заданий для федеральных государственных Учреждений.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 18 марта 2008 года № 182 «Об условиях и порядке формирования государственного задания в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения государственного задания» финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральными автономными учреждениями осуществляется за счет бюджетных ассигнований путем предоставления федеральному автономному учреждению:
субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание им услуг (выполнение работ);
субсидии на возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным автономным учреждением учредителем или приобретенного федеральным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В связи с принятием Федерального закона № 83-ФЗ в указанное Постановление Правительства РФ были внесены изменения (Постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 года № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания»). В частности, при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания для федеральных автономных учреждений с 1 января 2011 года должны учитываться расходы на мероприятия по развитию автономных учреждений (перечень данных расходов определяется учредителем).
Таким образом, размер субсидий на выполнение задания учредителя для федеральных автономных учреждений определяется на основе нормативных затрат:
на оказание государственных услуг (выполнение работ) в рамках задания;
на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества и уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Если федеральное автономное или бюджетное учреждение в рамках государственного задания оказывает платные услуги в случаях, установленных федеральными законами, то размер субсидии рассчитывается с учетом средств, планируемых к поступлению от оказания платных услуг. При этом конкретные виды затрат, относимые к нормативным затратам на услуги и содержание имущество, должны быть указаны в порядках определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и содержание имущества федеральных государственных учреждений всех типов, которые должны утвердить в срок до 1 декабря 2010 года:
главные распорядители средств федерального бюджета (федеральные ГРБС), в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения;
федеральные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей федеральных автономных и бюджетных учреждений.
Федеральные ГРБС должны утвердить порядки определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и содержание имущества подведомственных им казенных учреждений для того, чтобы обеспечить возможность определять объем сметы казенного учреждения с использованием нормативов. При этом применение нормативов для определения объема сметы не является обязательным, однако такая возможность должна существовать для федеральных ГРБС в виде «опции».
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ № 182 при изменении типа федерального бюджетного учреждения, которое финансировалось по смете, на автономное учреждение данному автономному учреждению должна в течение трех лет предоставляться субсидия на выравнивание финансового обеспечения выполнения государственного задания. Размер субсидии рассчитывается как разность между объемом финансирования учреждения по смете и объемом финансового обеспечения выполнения государственного задания созданным автономным учреждением.
Субсидия федеральному автономному или бюджетному учреждению предоставляются на основе соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, заключаемого между учредителем и учреждением в соответствии с примерной формой, утвержденной Минфином и Минэкономразвития России. Соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года. Субсидия федеральному автономному учреждению перечисляется на счет, открытый учреждением в банке, на счет в финансовом органе субъекта РФ (муниципалитета) или на счет территориального органа Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета федеральному автономному учреждению. Отметим, что бюджетные учреждения, в отличие от автономных учреждений, не вправе открывать счета в банках в соответствии с п. 14 ст. 9.2 Закона «О некоммерческих организациях».
Определение нормируемых затрат
По всем услугам (работам), оказываемым (выполняемым) государственными (муниципальными) учреждениями в рамках заданий, формируются натуральные нормативы потребления рабочего времени и материальных ресурсов.
Указанные натуральные нормативы государственных (муниципальных) услуг (работ) включают нормы потребления по следующим основным агрегированным блокам затрат:
фонд рабочего времени сотрудников, непосредственно занятых в процессе оказания услуг (выполнения работ);
материалы, потребляемые в процессе предоставления услуги (выполнения работы);
мягкий, хозяйственный и прочий необходимый инвентарь;
питание (в случае, если предоставление услуги включает в себя организацию питания для клиентов).
Отметим, что вышеприведенный список не может рассматриваться как закрытый - в него могут входить иные блоки затрат в соответствии со спецификой деятельности конкретных учреждений. При этом составляющие указанные блоки затрат нормы потребления могут быть значительно дифференцированы не только по услугам учреждений различных отраслей, но и по отдельным услугам внутри отрасли.
По видам расходов, включенным в нормативную часть стоимости услуги, органы государственной власти и местного самоуправления в соответствии с закрепленными за ними полномочиями могут установить нормативы затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и выполнение работ. Нормативы устанавливаются в натуральном и денежном выражении по каждой услуге (работе) на все необходимые виды затрат в рамках указанных групп расходов.
Определение накладных затрат
Затраты учреждений, не связанные непосредственно с предоставлением услуг и выполнением работ: коммунальные услуги, услуги связи, административно-технический персонал, определяются расчетным путем, поскольку по ним невозможно корректно установить нормы потребления. При этом указанные виды затрат, являющихся, по сути, суммой накладных расходов в стоимости услуг (работ), выполняемых учреждением, можно разделить на два типа:
) затраты, которые регулярно осуществляются при оказании учреждением услуг и выполнении работ - такие как оплата коммунальных услуг, услуг связи и пр.;
) затраты, в осуществлении которых нет четко установленной периодичности - например, приобретение нового оборудования взамен физически и (или) морально устаревшего, ремонт зданий и помещений и т.п.
Определение объема финансового обеспечения выполнения задания
Рассчитанная нормативно-затратным способом стоимость государственных (муниципальных) услуг и работ является основой для определения размера субсидии автономному учреждению на выполнение задания учредителя с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество.
Определенные по нормативам расходы на оказание конкретной услуги (выполнение работы) с «надбавкой» в виде доли постоянных расходов образуют полную стоимость государственной (муниципальной) услуги (работы), предоставляемой автономным учреждением в рамках выполнения государственного(муниципального) задания. Полная стоимость всех государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в рамках государственного (муниципального) задания в соответствии с основными уставными видами деятельности автономного или бюджетного учреждения, определяет размер субсидии учреждению на выполнение задания.
Заключение
До сих пор нет однозначного ответа - нужны ли автономные учреждения или нет? И не будет ли сокращения финансирования для таких учреждений. На данный момент не так много учреждений культуры, в.ч. театры, перешло в автономные учреждения.
Федеральный закон «Об автономных учреждениях» был принят в конце 2006 года. Принятию этого закона предшествовала острая дискуссия театральной общественности с властями. Проект закона неоднократно дорабатывался с учетом серьезных замечаний Союза театральных деятелей России. Благодаря этому в окончательной редакции закона «Об автономных учреждениях», принятой Государственной Думой и подписанной Президентом, заложены необходимые гарантии для государственных и муниципальных организаций, изменяющих тип своего учреждения с бюджетного на автономное. Главные из этих гарантий - это сохранение при таком переходе имущественного комплекса и государственного (муниципального) финансирования.
По сути, при изменении типа учреждения с бюджетного на автономное изменяется способ хозяйствования, расширяется хозяйственная самостоятельность учреждения, но полностью сохраняется его государственная поддержка.
Предметом для полемики был и наблюдательный совет как высший орган управления АУ. Хотя разработчики законопроекта утверждали, что этот орган будет рассматривать исключительно финансовые и хозяйственные вопросы, не вмешиваясь в художественно-творческую деятельность, руководители театров явственно ощутили тенденцию к возврату чего-то подобного пресловутым назначаемым сверху художественным советам. Но и здесь был найден компромисс. Одновременно с Федеральным законом «Об Автономных учреждениях» был принят Федеральный закон "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях", а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений" (№ 175-ФЗ от 03.11.06). Этим законом, в частности, внесено дополнение в «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», где появилась новая статья (41.1), позволяющая не только в театрах, но и в любых других АУ сферы культуры обойтись без наблюдательного совета.
Все это определяется федеральным законом, и театральная общественность должна добиваться его неукоснительного соблюдения по отношению к театрам, как в столицах, так и в регионах России.
Список литературы
1.Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли. /Л.П. Дашков - М.: Маркетинг, 2012. - 205 с.
2.Денисова, Л.П. Организация и технология коммерческой деятельности: учеб. Пособие. /И.Н. Денисова - М.: ИНФРА - М, 2009. - 488 с.
.Гаджинский, А.М. Современный склад. Организация технологии, управления и логистика: учебно-практическое пособие/А.М. Гаджинский - М,: Вебли, 2009. - 176 с.
4.Панкратов Ф.Г., Серегин Т.К. Коммерческая деятельность <#"justify">7.Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учеб. - М: Инфра-М, 2004. - 248с.