Тест экзистенциальных мотиваций

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    50,55 Кб
  • Опубликовано:
    2016-08-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Тест экзистенциальных мотиваций

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основания экзистенциально-аналитического подхода исследования фундаментальных мотиваций жизни человека

.1 Введение в экзистенциальный анализ и теорию мотивацию

.2 Раскрытие структуры мотиваций и предпосылок исполненности на каждом уровне

.2.1 Структура первой фундаментальной мотивации (1ФМ)

.2.2 Структура второй фундаментальной мотивации (2ФМ)

.2.3 Структура третьей фундаментальной мотивации (3ФМ)

.2.4 Структура четвертой фундаментальной мотивации (4ФМ)

Глава 2. Методологические основания исследования и обзор разработанных методик

.1 Описание существующих количественных методик исследования экзистенциальной исполненности

.2 Методология исследования валидности новой версии ТЭМ

.2.1 Анализу внутренней структуры теста

.2.2 Обзор методик для анализа внешней валидности

Часть 3. Эмпирическое исследование валидности теста экзистенциальных мотиваций

.1 Структура эмпирического анализа процедура исследования

.1.1 План эмпирического исследования

.1.2 Выборка

.2.2 Анализ надежности

.2.3 Анализ внешней валидности теста

.2.4 Анализ различий между группами

.3 Обсуждение результатов

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Введение

Настоящее исследование посвящено созданию психометрического инструмента для современного экзистенциального анализа. В рамках научного направления существует потребность создания валидного и надежного теста, который поможет исследователям и практикам количественно измерить исполненность жизни человека в разрезе четырех экзистенциальных мотиваций. Теоретически этот конструкт разработал А.Лэнгле, четыре экзистенциальные мотивации и двенадцать их предпосылок имеют четкую структуру, они описаны подробно в ряде теоретических работ автора и качественных исследованиях, которые дополняют теорию новыми наблюдениями (ссылки на работы исследователей). Разработка инструментов количественного анализа является важной зоной для развития направления, поскольку тест на исполненность в разрезе четырех экзистенциальных мотиваций даст возможность подтвердить теоретически заданную структуру и проводить дальнейшие количественные исследования дополняющие теорию новыми наблюдениями.

Первый тест экзистенциальных мотиваций был создан А. Лэнгле и Экхардом в 2001 году. Он основан на теоретической модели и отображает уровень субъективного переживания исполненности на каждой из мотиваций. (Eckhart P. 2001). Этот тест был взят в основу для создания русскоязычного теста экзистенциальных мотиваций, перевод был апробирован на российской выборке (Koryakina U.M., 2011). Тест не прошел полной психометрической проверки, а так же есть предположение, что в силу кросс-культурных различий, вопросы немецкого теста не могут быть равносильно применимы к российской выборке. (Geisinger, Kurt F.1994). Таким образом, в настоящий момент актуальна проблема отсутствия валидного и надежного теста экзистенциальных мотиваций, который бы отвечал теоретическим основам современного экзистенциального анализа.

Для решения данной проблемы Шумским В.Б и Уколовой Е.М. была создана новая версия «Теста Экзистенциальных мотиваций - ТЭМ», основанная на теоретической структуре четырех экзистенциальных мотиваций, предложенной Лэнгле. Исследовательский вопрос данного исследования: Является ли ТЭМ надежным и валидным инструментом для оценки субъективной исполненности личности в разрезе четырех мотиваций?

Для ответа на данный вопрос мы составили следующий план:

·        Операционализация конструкта

·        Проведение теста на независимой выборке

·        Анализ структуры теста методом кластерного и факторного анализа

·        Стандартизация инструмента по итогам анализа

·        Анализ надежности

·        Оценка внешней валидности инструмента

Данные шаги были выделены в связи с целью провести комплексный анализ методики, обосновать с теоретической и методической точки зрения валидность теста. А также мы предполагаем, что полученные количественные результаты отобразят новые тенденции, которые смогут внести дополнительные исследовательские траектории в изучении четырех экзистенциальных мотиваций. Для этого нам необходимо рассмотреть теоретические основания современного экзистенциального анализа, в частности структуру четырех экзистенциальных мотиваций.

Глава 1 Теоретические основания экзистенциально-аналитического подхода исследования фундаментальных мотиваций жизни человека


В данном разделе будут даны основные представления о теоретических основаниях теории экзистенциальных мотиваций и основном содержании предпосылок исполненности каждой из них. Мы дадим определение каждого из конструктов, которые будут теоретической основой составления методики.

 

.1 Введение в экзистенциальный анализ и теорию мотивацию


В центре экзистенциального анализа стоит понятие экзистенции, Лэнгле дает следующее определение: «Экзистенция означает наполненную смыслом, воплощаемую свободно и ответственно жизнь в создаваемом самим человеком мире, с которым он находится в отношениях взаимовлияния/взаимодействия и противоборства». (Ленгле, 2001). Исходя из этого определения, ключевой идеей взаимодействия человека и мира в экзистенциальном анализе являются ответственность и свобода. Экзистенция дает возможность выбора действия в фактической реальности, в которой человек оказался. Эта реальность может, как содействовать, так и противодействовать, однако неизменным остается право человека занять позицию по отношению к ситуации. Экзистенциальный анализ как метод ставит своей целью помочь человеку найти путь к экзистенции, полному проживанию своей жизни с опорой на персональную ответственность и свободу.

Таким образом, в практическом фокусе мы имеем дело с человеком и экзистенциальной ситуацией. Для определения структуры ситуативного аспекта можно выделить четыре основных категории, с которыми имеет дело человек в течение жизни (Шумский В. Ларченко О., 2009)

1.      Условия и возможности внешнего мира

2.      Жизнь как человеческая природа во всей витальности;

.        Бытие самим собой;

.        Будущее со всеми его возможностями для реализации

События, с которыми мы встречаемся в жизни, и всё то, что нас затрагивает и оказывает влияние, можно соотнести с вышеизложенными категориями. Именно поэтому соотнесенность с миром, жизнью, самостью и будущим считаются фундаментальными категориями экзистенции. Это обозначает, что человеку необходимо найти и занять собственную позицию по отношению к категориям, что возможно при условии глубокого познания каждой из них. Ориентировка на эти фундаментальные условия дает структуру психотерапевтической помощи человеку, который сталкивается с ограничениями в проживании экзистенции на том или ином уровне.

Рассмотрим более подробно основные характеристики, присущие мотивам человека:

.        Ситуации и предметы являются мотивами только когда касаются человека лично.

.        Каждая мотивация связана с эмоцией, осознаваемой или неосознаваемой

.        У человека есть внутренняя готовность и предрасположенность быть мотивированным

.        Мотив не определяет ценность и значимость результата действия. То, что человек является к чему-то мотивированным, не является оправданием действию.

.        Мотивами может быть то, что человек переживает субъективно как позитивное.

Вышеизложенные характеристики указывают на то, что мотив отображает затронутость человека тем или иным содержанием, и он сопровождает и определяет человека в отношениях с ситуацией. Мотивации соотносятся с выделенными основными категориями жизни и являются основой для действия человека в его стремлении к экзистенции и проживанию содержаний жизни. Таким образом, эти четыре фундаментальных условия экзистенции одновременно представляют собой и четыре экзистенциальные фундаментальные мотивации человека (Ленгле, 2001):

·              Мотивация к жизни и бытию в этом мире, с его условиями и возможностями - «мочь быть»

·              Мотивация к проживанию ценности бытия в мире - «нравится жить»

·              Мотивация к реализации своего персонального, аутентичности, и к справедливости - «иметь право быть таким, какой ты есть»

·              Мотивация к экзистенциальному смыслу и созданию того, что имеет ценность, то есть к тому, чтобы «долженствовать действовать»

Каждая из мотиваций как бы запрашивает человека к экзистенции, дает ему душевную динамику и побуждает двигаться в направлении исполненности. И этот внутренний толчок может привести человека к исполненности при условии наличия опор, которые в экзистенциальном анализе называются «предпосылками экзистенциальных мотиваций». Предпосылка исполненности экзистенциальной мотиваций обозначает некоторую субъективную категорию, которую человек может найти в окружающей реальности и определить для себя. К каждой мотивации выделяется по три предпосылки исполненности. Рассмотрим их более подробно, описав структуру каждой из мотиваций.

 

.2 Раскрытие структуры и контента мотиваций и предпосылок исполненности на каждом уровне.

 

.2.1 Структура первой фундаментальной мотивации (1ФМ)

Жизнь забрасывает нас в разные условия и наделяет каждого своими возможностями, с учетом этой заданной ограниченности человек и пребывает в мире. Сталкиваясь с реалиями жизни, человек невольно спрашивает себя: Могу ли я быть здесь, в этих условиях? Это вопрос первой фундаментальной мотивации (1-я ФМ). Возможность быть человеку дает наличие защиты, пространства и опоры. Эти три категории являются предпосылками исполненности 1-ой ФМ, раскроем подробнее значение каждой из них.

Рассмотрим более подробно роль защиты в исполненности первой мотивации. Прежде всего, защищенность - это субъективная категория для человека, защита - это то, что я всегда могу нести в себе, мои «психические стены». Они нужны человеку для того, чтобы принять и выдержать условия, в которых он оказался. Отвечая на вопрос, когда я чувствую себя защищенным, человек чаще всего обращается к опыту принятия, самим собой и другими людьми. Ощущение того, что «здесь меня принимают», дает чувство защищенности, и человек переживает возможность быть в мире. Также человек несет в себе и самопринятие, которое во многом определяет его знание о своих возможностях и дает уверенность в своих действиях и защиту при столкновении с превратностями жизни.

Быть в мире - это значит обнаружить себя в пространстве. Человек находит себя точкой во времени и месте каждую секунду. Мы сталкиваемся с пространством нашего дома, города, страны, в которой мы живем. Наше тело также является пространством, которое несет нас в жизнь. Переживание пространства очень важно для человека, оно дает ему место в жизни, свободу, в телесных ощущениях переживание пространства связано с дыханием. Чтобы обходиться с пространством внутренней жизни, человеку необходимо уметь выйти на дистанцию по отношению к своему переживанию, суметь взглянуть на него со стороны.

Опора для человека - основание, на котором он стоит, она дает силы не упасть. Опереться на что-то - значит доверить себя в полной мере, именно поэтому переживание доверия к себе и миру исходит из формирования опоры. Мы можем найти внутреннюю опору в своем теле, в возможностях и способностях и опыте, а также внешнюю опору во внешних закономерностях и структурах. Опыт доверия к себе и к миру формирует в человеке фундаментальное доверие, которое дает сильную опору для того, чтобы мочь быть. (Ленгле, 2009)

 

.2.2 Структура второй фундаментальной мотивации (2ФМ)

Помимо базовой потребности мочь быть в этом мире, человек запрашивает от жизни возможность качественного проживания, то есть ощущения «нравится быть в этом мире». Это относится ко второй фундаментальной мотивации и так же сопровождается тремя предпосылками: соотнесенность, время и близость.

Соотнесенность возникает из взаимодействия с другим, человек уже может обнаружить себя в переплетении разных отношений не только с людьми, но и с категориями, деятельностью, всем, что его затрагивает и запрашивает выразить отношение. Из этого следует необходимость признания ценностей иного, импульс к тому, чтобы с этим иным соотноситься, происходит порождение чувств и переживаний относительно мира. Именно отношения отражают взаимодействие, в котором может быть выражено определенное качество, нравится ли мне это или нет.

Соотнесенность напрямую связана с переживанием времени. Для установления контакта, взаимодействия и формирования собственного отношения необходимо иметь достаточно времени. Время обеспечивает пространство для возникновения отношений, оно также является мерой ценности взаимодействия, оно дает основу переживания радости или грусти, делает переживания протяженным и динамичным.

Сохранение эмоциональной соотнесенности во времени рождает близость. Эта категория носит особое переживание жизни в соотнесении с другим человеком, когда происходит внесение контекстов жизни другого, рождаются чувства, которые вносят динамику переживания жизни. Наличие чувств дает возможность пережить ценность.(Ленгле,2009)

1.2.3 Структура третьей фундаментальной мотивации (3ФМ)

Третья экзистенциальная мотивация касается бытия человеком самим собой и проживания жизни в соответствии с собственной аутентичностью. Умение разграничивать свое и иное, принятие решений в соответствии с собственными установками позволяют человеку прийти к экзистенции бытия самим собой. Третья ФМ связана с тремя предпосылками: справедливое отношение, заинтересованное внимание, признание ценности.

Справедливое отношение к человеку является важным фактором в формировании его представлений о том, что является хорошим, а что - негативно. На субъективном уровне человек для себя отмечает и отличает справедливость от несправедливости по отношению к себе, так он формирует представление том, что правильно и неправильно, и это дает ему возможность действовать в соответствии с сформировавшимся представлением. Это дает возможность быть самим собой в этих действиях и во взаимоотношениях с другими. Справедливое отношение к себе и другим дает возможность видеть свою позицию и позицию другого человека, признавать и отмечать разницу.

Заинтересованное внимание к личности человека связано с тем, что признана и замечена его индивидуальность. Быть увиденным другим помогает увидеть себя самого и отграничить своё от иного, выйти на дистанцию. Благодаря самодистанцированию появляется возможность взглянуть на себя и принять в своей индивидуальности. Тогда возникает признание ценности себя и иного. Это переживание дает основу для проживания бытия самим собой и делает возможным встретить другого в полноте его индивидуальности.

 

.2.4 Структура четвертой фундаментальной мотивации (4ФМ)

Человек задается вопросом: В чем смысл жизни и зачем я пришёл в этот мир. Этот вопрос связан с четвертой мотивацией - стремлением к реализации смысла и тремя предпосылками: включенность во взаимосвязи, возможности для деятельности, ценность в будущем.

Включенность во взаимосвязи - это нахождение себя в структурах и контекстах, которые переплетены в жизни человека и в которые он включен: это взаимосвязи в семье, на работе, в личной жизни и в деятельности. Найти себя в этом переплетение и почувствовать частью важного является одной из предпосылок к обретению смысла.

Будучи включенным в контекст и структурные взаимосвязи жизни, человек оказывается в пространстве, которое дает ему возможности для деятельности. Способность увидеть эти возможности и их реализовать запрашивает от него активных действий, принятия решения и ответственности. Все это дает основания для реализации творческого потенциала человека, он работает над делом, которое выбрал и за которое взялся, таким образом, приходит прикосновение к ценности этого дела в будущем.

Рассматривая выделение экзистенциальных мотиваций человека в исторической перспективе, необходимо отметить, что мотивация к смыслу (4 ФМ) была впервые выделена В. Франклом и была обозначена им, как наиболее глубокая и основополагающая. Затем, современный экзистенциальный анализ назвал еще три фундаментальных духовных условия, которые предшествуют мотивации смысла. (Ленгле,2001)

Таким образом, вышеизложенная структура описывает модель экзистенциально-аналитических содержаний жизни человека. Данная модель является объемной по части содержания каждой из предпосылок, в то же время достаточно четкой и структурной. С научной точки зрения ученые отмечают следующее качество предложенной модели: «с системной науковедческой теории в данном случае речь идет о фрактальной модели, в которой информация всегда содержится в целостной форме, начиная с мельчайшего и заканчивая всеохватывающими элементами». (Kriz J.1999.).

Именно благодаря четкой структуре модель представляется хорошей основой для создания тестового инструмента. Предложенная модель мотиваций, разложенная на предпосылки, может быть опериационализирована в тестовую методику.

Глава 2. Методологические основания исследования и обзор разработанных методик


На основании вышеизложенной теоретической модели был разработан ряд психометрических методик. В данном разделе мы подробнее рассмотрим каждую из них, а также дадим обоснование актуальности создания и валидизации новой версии ТЭМ.

 

.1 Описание существующих количественных методик исследования экзистенциальной исполненности


Первостепенно, следует отметить, что центральным положением в подходе к разработке психометрического инструмента в экзистенциальном анализе является то, что инструмент направлен на изучение «субъективной правды» каждого респондента, то есть только человек может дать оценку своей исполненности в разных сферах его жизни. Именно поэтому опросники, разработанные в данной парадигме, не включают в себя шкалу социальной желательности и используются только в рамках консультирования, психотерапии или исследовательских целях.

Одним из первых разработанных психометрических инструментов стала шкала Экзистенции, методика, разработанная А.Лэнгле и К.Орглером. Шкала направлена на измерение качества жизни личности, связанного с компонентом смысловой наполненности. Тест работает с тем, насколько человек считают свою жизнь экзистенциально исполненной. Структурная модель теста в большей степени основывается на теоретической модели Франкла, который описал базовые антропологические способности способствующие обнаружению смысла в экзистенциальной ситуации, каждая способность соотносится со шкалой, всего их четыре:

.        Самодистанцирование

.        Самотрансценденция

.        Свобода

.        Ответственность

Тест состоит из 46 пунктов, измеряет показатель по четырем шкалам, двум факторам личности: Персональность и Экзистенциальность, имеет один суммарный показатель - субъективно переживаемая мера исполненности.

Первоначальная версия теста была разработана на немецком языке, методика была переведена на русский язык и валидизирована Майниной И.Н на выборке 1000 человек. В рамках валидизации был проведен анализ внутренней структуры опросника, а так же внешняя валидность с помощью дополнительных методик: Самоактуализационный тест (POI). В работе была использована адаптированная версия теста POI в адаптации Н.Ф. Калининой "Личностный опросник Айзенка" Опросник "Шкала депрессии" Бека. (Майнина И.Н., 2010). Данный тест непосредственно измеряет уровень исполненности на уровне 4 ФМ - реализация смысла и основывается на теории Франкла.

Методика, которая относиться к теории современного экзистенциального анализа- это первый тест экзистенциальных мотиваций, разработанный А. Лэнгле и П. Экхартом в 2001 году. (Eckhart P. 2001).

Тест разработан на немецком языке, версия А. Лэнгле и П. Экхарда апробирована и валидизирована на выборке из 1000 человек. На основе этого теста был выполнен перевод на русский язык, который адаптировала Корякина Ю.М. Русскоязычная версия ТЭМ прошла апробацию на выборке из 200 человек. Анализ надежности был произведен расчетом коэффициента Альфа-Кронбаха. Оценка внешней валидности произведена с помощью сопоставления результатов и проверки корреляционной связи показателей шкал теста ТЭМ с показателями теста СЖО (смысложизненных ориентаций), Шкалой депрессии А. Бека, тестом тревожности Ч. Спилбергера и личностным опросником Г. Айзенка. Использовался ранговый коэффициент корреляции Спирмена. (Корякина Ю. М. 2010).

В итоговом описании анализа тест не прошёл полную психометрическую проверку по следующим основаниям. Была проведена проверка внешней валидности и надежности с использованием коэффицента Альфа-Кронбаха. Однако не был проведен полный анализ внутренней структуры опросника, а также перевод с немецкого языка мог вызвать погрешности в опреационализации конструкта в силу кросс-культурных различий.

В последние годы в рамках зарубежных исследований, исследователи создали и представили на конференции английскую версию ТЭМ. В ходе дискуссии было выявлено, что, выбранные на основе результатов эксплораторного факторного анализа вопросы не соответствуют теоретической структуре, поэтому тест не был в дальнейшем использован в исследовательских целях.

Мы проанализировали вышеизложенные исследования и подходы к созданию ТЭМ и выработали следующий методологический подход к анализу валидности разработанной методики.

 

.2 Методология исследования валидности новой версии ТЭМ


Рассмотрим более подробно с методологический подход анализа внутренней структуры теста, использованный в предыдущем исследовании ТЭМ.

Анализ надежности, проведенный в исследовании Корякиной основан на использовании коэффицента Альфа-Кронбаха, который лежит в основе классической теории тестирования. На основе классической тестовой теории строились многие исследования, а так же опору на эти основания можно встретить и во многих современных работах психологов

В рамках этого подхода лежит следующие основания:

Наблюдаемый балл = реальный балл+случайная ошибка измерения

·        Ошибка наблюдения это случайная величина, которая имеет нормальное распределение, реальный балл не связан с ошибкой измерения

·        Ошибки измерений между шкалами так же не имеют связи

Данный подход имеет ряд ограничений, основное из них - это невозможность проанализировать ошибку измерения в связи с отдельными вопросами теста. Мы обратим внимание на исследование надежности в рамках КТТ. Существует несколько подходов к определению этого показателя. Используется ретестовая надежность, которая показывает насколько результаты респондентов воспроизводятся по истечении некоторого времени. Реализуется процедура: тест, замер, ретест. В психологических исследованиях показатель надежности может не работать, если измеряемый конструкт является склонным к изменчивости во времени, таким образом, мы не можем сказать, что проблема именно в методике. В исследованиях по валидизации тестов экзистенциально-аналитического подхода мы не обнаруживаем ссылок на использование данного метода.

Так как чаще всего мы имеем дело с данными по методике, проведенной один раз на определенной выборке, показатель, который измеряется - внутренняя согласованность вопросов теста. Для измерения применяется коэффициент Альфа-Кронбаха, который отражает внутреннюю согласованность элементов теста, описывающих тот или иной объект. Крокер и Алгина обозначают, что коэффициент альфа определяет нижний уровень коэффициента надежности. Например, В тесте ТЭМ, апробированном на русской выборке показатель Альфа-Кронбаха равен 0.95, таким образом, это означает, что 95% дисперсии наблюдаемых оценок является следствием дисперсии истинных баллов испытуемых. (Linda Croker, James Algina, 2010). То есть, ориентируясь на данный показатель, мы можем говорить о высокой согласованность вопросов между собой и ориентации всего теста на измерение определенного конструкта. Таким образом, версия перевода текста показывает высокие показатели по внутренней согласованности.

Однако в исследовании внутренней валидности теста не хватает анализа структуры и доказательства того, что предложенные вопросы относятся к той или иной мотивации и предпосылке.

 

.2.1 Анализу внутренней структуры теста

При подходе к анализу внутренней структуры изначального теста (97 вопросов) нашей целью является рассмотреть взаимосвязи между переменными и определить те вопросы, которые выпадают из конструкта.

Для первичной обработки и выявления структуры для создания модели мы можем использовать эксплораторный факторный анализ или кластерный анализ.

Мы использовали кластерный анализ, так как мы опирались на заданную теоретическую структуру, а так же нам было важно обратить внимание на содержание пункта и отобрать наиболее подходящие теории вопросы.

Проанализировать каждый вопрос, относящийся к предпосылкам, его группировку в кластер было интересно нам и с точки зрения дополнения теоретических оснований и выявления тенденций для дальнейших исследований.

Для анализа результатов мы использовали полученную методом Варда диаграмму кластеров. При анализе результатов были использованы результаты экспертных оценок. Выделив вопросы, которые имеют наиболее высокую согласованность с конструктом, мы посмотрели, сколько экспертов так же отнесли вопрос к выделенному конструкту. Это позволило сделать нам более внимательно и комплексно отобрать вопросы, которые соответствовали конструкту не только статистически, но и теоретически. (Tabachnick & Fidell 2007).

Использование экспертных оценок позволит нам оценить конструктную валидность теста - насколько содержание вопросов теста соответствует конструкту.

Далее мы применим конфирматорный факторный анализ для анализа соответствия выбранной модели нормам.

 

.2.2 Обзор методик для анализа внешней валидности

Для анализа внешней валидности необходимо подобрать методики, которые измеряет схожие с ТЭМ конструкты. Так как аналогичных методик в рамках экзистенциального анализа нет, мы предлагаем применить проверенные методики. С одной стороны, необходимо оценить корреляции с методиками, которые так же измеряют субъективное благополучие. Для этого мы выбрали «Шкалу субъективного счастья Любомирски». Методика была разработана Любомирски и Леппером в 1999 году, перевод и адаптацию осуществил Леонтьев в 2003 году. Тест активно и успешно используется в психологических исследованиях последних лет. (Осин Е. Леонтьев Д.,2008)

Методика направлена на измерение переживания человеком собственной жизни в целом, в итоге отображающего уровень психологического благополучия. Мы применили этот тест, гипотетически предполагаем, что при показатели высокой экзистенциальной исполненности по ТЭМ будет обнаруживаться высокий показатель по «Шкале субъективного счастья».

Среди тестов, которые непосредственно связаны с субъективной оценкой человеком своей жизни, есть методика, направленная на измерение самоуважения человека - «Шкала самоуважения Розенберга». В этой методике категории отношения к себе и оценки поступков лежат на полюсе от отрицательно до положительного. Измерение основывается исключительно на внутреннем ощущении человека относительно этих показателей. В методике выделяется два фактора: самоунижение и самоуважение. (Rosenberg М., 1972)

Согласно теоретическим основанием самоуважение тесно связанно с предпосылкой исполненности 3ФМ - самоценностью. Мы так же предполагаем, что показатели по общему баллу методики Розенберга будут иметь положительные корреляции с общим баллом по ТЭМ.

Для анализа внешней валидности ТЭМ мы применили методику «Локус контроля». Тест был разработан Дж. Роттером в 1950 году, в его основе лежит поведенческая психологии. Тест выявляет два полюса поведения человека - экстернальный и интернальный. Интернальный полюс проявляется в том случае, когда человек является активным участником собственных действий, а экстернальный - пассивным объектом влияния других людей или внешних обстоятельств. Мы предполагаем необходимым использование этого теста, так как в основе экзистенциального подхода лежит принятие человеком ответственности за свою жизнь, осознание того, что у человека всегда есть свобода выбрать стратегию поведения в обстоятельствах, в которых он оказался. Именно поэтому мы формулируем предположение о положительной связи интернального локуса контроля и высокого показателя по ТЭМ.

В исследовании внешней валидности мы так же применили методику, которая была переведена и валидизирована Осиным Е.Н. в 2007 году. (Осин Е. Н., 2010.).

Тест направлен на измерение 4 форм отчуждения на основе концепции экзистенциального невроза Мадди С., связанных с 5 сферами жизни человека. Опросник содержит 9 субшкал, измеряют они следующие формы отчуждения: вегетативность, бессилие, нигилизм, авантюризм, в связи со следующими сферами: отчуждение от работы, от общества, отчуждение в межличностных отношениях, от семьи и отчуждение от самого себя.

Данная методика представляется нам инструментом, который является подходящим для исследования внешней валидности ТЭМ. На основе предыдущих исследований субъективное отчуждение отрицательно связано с показателями осмысленности жизни, субъективного благополучия, самоэффективности, интернальности, личностного динамизма, чувства связности, одиночества, потока, витальности и самоактуализации. (Осин Е. Н., 2010.) Вышеперечисленные показатели непосредственно связаны с конструктами, измеряемыми в ТЭМ. Мы предполагаем, что в случае хорошей структуры и валидности теста, у респондентов с высоким уровнем исполненности по ТЭМ, будут низкие показатели по шкалам отчуждения.

Одним из самых известных клинических психологических тестов является тест MMPI, который был разработан в 1940 году С. Хатуэем и Дж. Маккинли на основе клинических наблюдений был разработан и апробирован ряд вопросов, а так же введена шкала нормирования баллов. В тест входить 550 утверждений, которые направлены на изменение 10 основных диагностических шкал, определяющих особенности личности. На каждый вопрос респондент выбирает из вариантов: «верно», «неверно», «не могу сказать», наиболее ему подходящий.

Для валидизации и разработки методики авторы MMPI использовали следующий подход: исследователи составили ряд утверждений, которые предъявили независимой группе здоровых людей. Таким образом, они выделили нормативные показатели по тесту MMPI. Затем, были получены данные по тесту в группах людей с различными клиническими диагнозами. Полученные данные исследователи сопоставили, и на этой основе этого отобрали утверждения, достоверно дифференцирующие группу здоровых респондентов, а так же каждую из клинических групп. Отобранные утвержденные объединили в шкалы, их назвали в соответствии с клиническими группами, в которых была валидизирована шкала. (Собчик Л.Н., , 2007)

После разработки тест был несколько раз модифицирован, а так же адаптирован на российской выборке в сокращенной версии - Минимульт. В тесте 71 вопрос, направленные на измерение 11 шкал, три из которых оценочные, измеряющие искренность испытуемого, достоверность его результатов и балл коррекции для внесения поправки на излишнюю осторожность испытуемого. Другие шкалы оценивают следующие свойства личности: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, паранойяльность, психастения, шизоидность. Результаты данного теста активно используются, как в клинической практике, так и во многих психологических исследованиях.

Мы решили применить этот тест к анализу внешней валидности данной методики из-за его доказанной многими исследованиями валидности и надежности. Нам было интересно посмотреть, как будет связана экзистенциальная исполненность с общими показателями психологического состояния респондента. Так же, экзистенциальный анализ описывает случаи личностных расстройств и клинических случаев, связанных с тем, что путь к проживанию жизни на той или иной мотивации заблокирован. На этих теоретических основаниях мы предполагаем, что показатели по шкале «Истерия» будет связаны с баллами, полученными у респондентов по шкале исполненности в третьей ФМ - «могу быть собой». Показатели по шкале «Депрессия» будут связаны с результатами по второй ФМ - «нравится быть». А шкала «Ипохондрия» и «Психастения» будет связана с баллами первой ФМ - «мочь быть». Таким образом, использование теста «Минимульт» в связи с личностным опросником ТЭМ кажется нам интересной возможностью для исследования потенциала корреляций личностных и клинических опросников со сходными конструктами, а так является надежным способом исследовать внешнюю валидность.

Глава 3. Эмпирическое исследование валидности теста экзистенциальных мотиваций.

 

.1 Структура эмпирического анализа процедура исследования.


В предыдущей главе был сделан обзор теоретической модели, на который построен ТЭМ. В данной главе мы дадим описание проведенным эмпирическим процедурам, опишем результаты и выдвинем предположение об интерпретации полученных результатов.

Исследовательский вопрос исследования: Является ли ТЭМ валидным и надежным инструментом для дифференцирующей оценки исполненности человека в разрезе четырех экзистенциальных мотиваций?

 

.1.1 План эмпирического исследования

Для ответа на данный вопрос мы построили следующий план исследования:

·        Операционализация конструкта

·        Разработка пунктов теста для оценки конструкта

·        Проведение теста на независимой выборке

·        Анализ структуры теста методом кластерного и факторного анализа

·        Стандартизация инструмента по итогам анализа.

·        Анализ надежности применением критерия Альфа-Кронбаха

·        Оценка внешней валидности инструмента

 

.1.2 Выборка

Выборку исследования составили 900 человек: 618 женщин и 282 мужчин, в возрасте от 18 до 75 лет . Средний возраст респондента: 28 лет. Выборка набиралась путем интернет рассылки методом снежного кома, для составления опроса использовался инструмент для социальных исследований - 1ka.si.

.1.3 Инструменты

На основании вышеизложенной теоретической структуры четырех экзистенциальных мотиваций была выделена структура для составления опросника. Целью было составить перечень вопросов, которые бы отобразили содержание 12 предпосылок и способствовали определению респондентами своей позиции в каждой из них. Шумским В.Б и Уколовой Е.М. были разработаны прямые и обратные вопросы, по 6-10 на каждую из предпосылок.

Табл.1 Шкалы и субшкалы ТЭМ с количеством вопросов для измерения в первоначальной версии

Шкалы

Субшкалы

Количество вопросов

Доверие

Опора

9


Защищенность

7


Пространство

8

Ценность жизни

Соотнесенность

6


Время

10


Близость

8

Аутентичность

Заинтересованное внимание

9


Справедливое отношение

8


Признание ценности

7

Смысл

Возможности для деятельности

8


Включенность во взаимосвязи

8


Ценность в будущем

8


Вопросы направлены на субъективный опыт респондента,       на каждый вопрос предоставлены 4 варианта ответа по шкале Ликерта от «полностью не согласен» до «полностью согласен». Полная версия теста из 97 вопросов с ключами в приложении 1. Вопросы предоставлялись респондентам в рандомизированном порядке.

Для анализа конструктной валидности и корректировки пунктов теста, мы предложили 14 экспертам оценить составленные пункты теста. Для этого каждое утверждение теста эксперт должен был соотнести с предпосылкой, которую утверждение измеряет. Экспертную группу составили преподаватели и практикующие консультанты экзистенциального направления. Эти данные позволили дополнить анализ структуры теста и выбрать наиболее подходящие утверждения для финальной версии теста.

Для анализа внешней валидности необходимо сопоставить результаты ТЭМ с результатами тестов, анализирующих сходные конструкты. В предыдущий главе мы дали подробное обоснование методикам, которые были использованы. Для анализа внешней валидности 200 респондентам после предъявления ТЭМ было предложены пройти следующие тесты: Минимульт, Тест на самоотчуждение, Шкала субъективного благополучия, Тест на самоуважение Розенберга и тест на измерения «Локус контроля».

Подобранные методики являются качественными психометрическими инструментами, которые подобраны в соответствии с измеряемыми нами конструктами.

.1.4 Процедура исследования

Методом интернет рассылки респонденты получали ссылку на тест. Респондентам предлагалось выразить степень собственного согласия относительно 97 утверждений ТЭМ. Порядок вопросов рандомизирован. Респонденты проходили тест анонимно.

Следующим этапом был сбор данных для проведения внешней валидизации теста. Респондентам предъявлялся ТЭМ, а затем они проходили один из тестов для оценки внешней валидности. Выборка для проведения сравнительного анализа на каждый инструмент оценки внешней валидизации с ТЭМ составила от 100 до 200 человек.

3.2 Результаты исследования

.2.1 Проверка внутренней структуры теста методом кластерного и конфирматорного факторного анализа.

Для анализа внутренней структуры опросника первоначально нам необходимо провести анализ функционирования 97 вопросов, мы опираемся на теоретическую структуру из 4 мотиваций и 12 предпосылок. Для оценки мы применили иерархический кластерный анализ для выявления вопросов наиболее сходных к выделенной теоретической структуре и показавших наибольший уровень согласованности. Был применен метод Варда, по итогам кластеризации проведен анализ и выделен ряд вопросов показавших наибольший коэффициент согласованности. Для отбора вопросов, наиболее сходных по структуре и соответствующих модели, показавших наибольший коэффициент согласованности мы так же опирались на данные экспертной оценки, отбросив вопросы, которые эксперты не соотнесли с предполагаемой нами предпосылкой.

Рис. 1 Диаграмма по итогам кластерного анализа методом Варда

Для анализа и отбора пунктов мы первоначально выделили пункты с высокими показателями согласованности. Затем, ориентируясь на содержание пункта, на коэффициент согласованности мы отобрали ряд вопросов с наиболее высокими показателями, относящимися к каждой предпосылке.

Параллельно мы провели анализ результатов экспертной оценки. Посчитали количество экспертов, которые верно отнесли вопрос теста к изначально предполагаемой предпосылке. Максимальный балл - 13, по числу экспертов.

Учитывая показатели согласованности и ответы экспертов, мы отобрали следующие пункты теста.

Табл. 2 Отобранные вопросы в финальной версии ТЭМ с коэффицентами согласованности с другими пунктами и экспертными оценками

Предпосылка

Утверждение

Согласованность

Экспертный балл

Справедливое отношение

Я бываю, несправедлив по отношению к другим людям*

0.85

11

Справедливое отношение

Я не всегда ориентируюсь на то, что считаю правильным*

0.54

7

Справедливое отношение

Я часто поступаю не так, как подсказывает мне совесть*

0.62

8

Признание ценности

Я понимаю, что мне не хватает чувства собственного достоинства*

0.77

10

Признание ценности

Мне не за что себя уважать*

0.77

9

Признание ценности

Я ценю себя за то, какой я есть

0.85

10

Опора

В жизни у меня есть надежная опора

0.77

10

Опора

Мне не на что опереться в жизни*

0.77

10

Опора

Я не чувствую поддержки от близких людей*

0.92

12

Время

Я постоянно ощущаю острую нехватку времени*

0.92

12

Время

Мне постоянно не хватает времени на то, что я считаю для себя действительно важным*

0.69

9

Время

Моя жизнь проходит в постоянной суете и спешке*

0.85

11

Защищенность

Обычно я чувствую себя небезопасно*

0.92

12

Защищенность

Этот мир полон угроз и опасностей*

0.92

12

Защищенность

Я чувствую себя хорошо защищенным от превратностей жизни

1

13

Пространство

Я чувствую, что мне не хватает пространства для жизни *

0.92

12

Пространство

Я чувствую, что обстоятельства моей жизни давят на меня *

0.62

8

Пространство

Мне достаточно пространства для жизни и развития

0.92

12

Возможности для деятельности

У меня достаточно возможностей выбрать то, чем заниматься

0.85

11

Возможности для деятельности

Мне некуда приложить свои силы и способности*

0.77

10

Возможности для деятельности

Меня не увлекает ни одна из сфер деятельности *

0.77

10

Включенность во взаимосвязи

Я нашел свое место в жизни

0.46

6

Включенность во взаимосвязи

Я чувствую себя частью чего-то важного

0.77

10

Включенность во взаимосвязи

Я чувствую себя востребованным миром

0.69

9

Ценность в будущем

Для меня важнее будущее, чем прошлое

0.92

12

Ценность в будущем

Мне многое нужно сделать в жизни

0.62

8

Ценность в будущем

Я чувствую, что в будущем мне предстоит что-то важное

0.85

11

Заинтересованное внимание

Я смотрю на окружающий мир с заинтересованным вниманием

0.62

8

Заинтересованное внимание

Мне интересно наблюдать за самим собой

0.85

11

Заинтересованное внимание

Меня не занимает мой внутренний мир*

0.77

10

Соотнесенность

Чаще всего, я не чувствую себя эмоционально включенным в происходящее*

0.54

7

Соотнесенность

Происходящее вокруг не затрагивает меня эмоционально*

0.54

7

Соотнесенность

Я предпочитаю занимать отстраненную позицию по отношению ко всему, что происходит в мире*

0.46

6

Близость

Мне трудно сближаться с людьми *

0.92

12

Близость

Я предпочитаю не вступать в контакт с людьми без крайней необходимости*

0.54

7

Близость

Я предпочитаю сохранять дистанцию по отношению к другим людям*

0.54

7

*- обозначены обратные пункты шкалы

Таким образом, применение анализа согласованности пунктов в соотнесении с данными экспертов дает возможность посмотреть на пункты теста не только с точки зрения их статистической нагрузки, но и контекстно. Интересно увидеть, что пункты с высокой согласованностью 0.94-1 получили наибольшее одобрение экспертов. С методологической точки зрения этот способ, мы предполагаем, является эффективным при анализе личностных опросников, где все конструкты могут быть связаны и необходимо следить за смысловой нагрузкой вопросов.

На основе кластерного анализа мы выделили 36 вопросов, по три на каждую из предпосылок. Для анализа выбранной структуры переменных мы применили конфирматорный факторный анализ в программе Mplus.

Итоговая 12 факторная модель продемонстрировала отсутствие перекрестных нагрузок или дополнительных ковариаций. Значение индекcа модели (RMSEA) = 0.94, что подтверждает качество модели. Все стандартные факторные нагрузки значимы и имеют высокие показатели (в диапазоне 0.71-0.92).

Табл. 3 Коэффициенты конфирматорного анализа, полученные в программе Mplus. SCF = scaling correction factor, CFI = comparative it index, RMSEA - root mean square error of approximation, SRMR = standardized root of mean residual

Model

χ2(df)

scf

cfi

rMsea (90% conidence interval)

srMR

12-factor model

1347.431* (528)

1.268

0.945

0.044 (0.041-0.046)

0.037


3.2.2 Анализ надежности

Для анализа надежности разработанной методики мы использовали критерий Альфа-Кронбаха. Мы получили следующие результаты по коэффициентам.

Табл. 4 Коэффициенты надежности Альфа-Кронбаха в соответствии с мотивациями и предпосылками



Alfa-Kronbakh

 

1 ФМ

Опора

0.764

0.820


Защищенность

0.702


 


Пространство

0.746


 

2ФМ

Время

0.723

0.736

 


Соотнесеность

0.648


 


Близость

0.733


 

3 ФМ

Справедливое отношение

0.552

0.701

 


Признание ценности

0.739


 


Заинтересованное внимание

0.518


 

4ФМ

Ценность в будушем

0.629

0.806

 


Включенность во взаимосвязи

0.755


 


Возможности для деятельности

0.715


 

 

 

 

Общий показатель:

0.894


Таким образом, коэффициенты Альфа-Кронбаха, как по предпосылкам, так и по мотивациям, соответствуют показателям в диапазоне от 0.7 до 0.8, что соответствует норме и подтверждает надежность теста.

3.2.3 Анализ внешней валидности теста

Для анализа валидности теста мы применили несколько методик, которые описали в главе методология.

Предоставим результаты исследования, которые мы получили при анализе корреляций. В таблице предоставлены значимые коэффициенты корреляции провели анализ внешней валидности теста и получили следующие значимые (p<0.05) корреляции с тестами.

Табл. 5 Корреляции с тестом минимульт, шкалы и предпосылки

 ФМ

Ипохондрия

Депрессия

Истерия

Психопатия

Паранойя льность

Психастения

Шизоидность

Гипомания

1ФМ

 -0,25

 -0,30

- 0,22

 -0,21

-0,03

-0,22

-0,25

-0,09

2ФМ

0,00

-0,23

-0,09

-0,13

+0,05

-0,24

-0,13

-0,07

3ФМ

-0,05

-0,18

-0,24

-0,14

-0,06

-0,20

-0,10

-0,07

4ФМ

 -0,34

 -0,62

 -0,42

 -0,41

-0,17

-0,50

-0,41

-0,19


Таким образом, на основе полученных корреляций, мы отмечаем следующие тенденции. С теоретической точки зрения мы можем обосновать отрицательную связь с 1ФМ с шестью шкалами «Минимульта», так как базовое «мочь быть» является основанием для проживания последующих уровней исполненной экзистенции.

Мы наблюдаем отрицательную значимую высокую корреляцию в связи с 4 ФМ во всех шкалах. Уточним, что 4 ФМ отражает возможность для деятельности и реализации смысла. Изначально, в теории Франкла экзистенциальная исполненность связывалась с 4ФМ - реализацией смысла. В теории Лэнгле мы встречаем дополнение об исполненности в смысле, как четвертом шаге после реализации первых трех ФМ, описанных выше. Смысловой контекст проживания жизни отрицательно связан с клиническими шкалами, так как он реализуется после проработки первых трех шагов ФМ. Рассмотрим более подробно связи с каждой из них.

Шкала «Ипохондрия» имеет значимую отрицательную корреляцию с исполненностью 1 ФМ - «мочь быть», а так же с 4 ФМ - «реализация смысла». В контексте 1 ФМ это подтверждает наше предположение о том, что ипохондрия, как повышенная тревожность блокирует доступ к тому, чтобы человек мог быть в этом мире. Подтверждение ожидаемой связи свидетельствует о внешней валидности шкалы измерения 1 ФМ.

«Депрессия» имеет значимую отрицательную корреляцию с показателями шкал 1ФМ, 2ФМ, 4ФМ. Эти данные подтверждают наше предположение о связи шкалы с 2ФМ - «нравиться быть».

Мы так же получили значимые отрицательные корреляции по шкале «Истерия» с исполненностью в 3 ФМ. Это подтверждает наше предположения, так как данная шкала на теоретических основаниях имеет связь с реализацией «мочь быть собой».

Мы так же наблюдаем высокие отрицательные корреляции шкалы «Психастения» со всеми четырьмя уровнями ФМ. Шкала психастении в тесте «минимульт» отображает высокие показатели по тревожности. Мы предполагаем, что этот показатель может быть связан с несколькими показателями в разрезе ФМ, но наиболее всего с 1ФМ.

Табл. 6 Корреляции с тестом Локус контроля


Интернальность

Экстернальность

1 ФМ

0,36

-0,37

2 ФМ

0,25

-0,25

3 ФМ

0,31

-0,32

4 ФМ

0,48

-0,49

Общий балл ЭИ

0.44

-0.45


Полученные данные показывают, что балл исполненности по шкалам ТЭМ связан с Локусом контроля. При внешнем локусе контроля (экстернальность) - мы наблюдаем отрицательные корреляции, то есть внешний локус контроля связан с низкими показателями экзистенциальной исполненности. Обратно, внутренний локус контроля связан с высокими показателями по ТЭМ.

Таким образом, подтверждается внешняя валидность, а так же связь с теоретическими основаниями, согласно которым, именно личная ответственность и проявление свободы помогают человеку в проживании экзистенции.

Табл. 7 Корреляции с тестом на субъективное благополучие и тестом Розенберга на самоуважение, тестом на отчуждение


Тест на самоуважение

Тест на отчуждение

Шкала субъективного благополучия

1 ФМ

0,24

-0,63

0,63

2 ФМ

-0,08

-0,55

0,44

3 ФМ

-0,33

-0,53

0,51

4 ФМ

0,49

-0,55

0,53

Общий балл

0.31

-0.7

0.66


Мы обнаружили положительную связь теста на Самоуважение Розенберга и показателей исполненности в ТЭМ, респонденты, которые на субъективном уровне уважительно относятся к себе, демонстрируют высокие показатели по тесту ТЭМ.

Были получены высокие отрицательные коэффициенты корреляции теста на отчуждения и ТЭМ. Тест на отчуждение основывается на теоретических конструктах смысла, оценивает показатели смыслоутраты. Полученные результаты подтверждают, что ТЭМ направлен на измерение сходного конструкта в обратном ключе. Результаты по шкале субъективного благополучия имеют положительную корреляцию с каждой из ФМ и общим показателем.

3.2.4 Анализ различий между группами

Мы использовали t-критерий для определения, есть ли различия между группами респондентов, которые проходили тест. Мы выделили группы по полу и по возрасту. По результатам анализа значимых различий между группами респондентов обнаружено не было, тест функционирует одинаково, как для мужчин, так и для женщин, а так же в разных возрастных группах.

 

.3 Обсуждение результатов


На основе полученных результатов мы можем сделать вывод о подтверждении валидности Теста Экзистенциальных мотиваций, который выступил основным предметом изучения данного исследования. На основе расчетов кластерного анализа и экспертных оценок мы отобрали модель, состоящую из 36 вопросов, которые получили наивысшие экспертные оценки и высокие показатели согласованности. Данный подход сочетания экспертного мнения и статистики проявил себя как хороший метод для анализа вопросов психологических тестов, где помимо статистических процедур необходимо постоянно учитывать теоретические основания и возможную статистическую согласованность теоретически различных конструктов. Таким образом, это позволило нам учесть ошибки предыдущего исследования разработки ТЭМ. Что касается самой выбранной модели, она была доказана с помощью эксплораторного факторного анализа, показав допустимые параметры качества модели. Исследование данной модели было осуществлено не на репрезентативной выборке, тест был получен респондентами методом интернет-рассылки, что не может гарантировать качественные входные данные. Так же, мы должны отметить, что имеем не равные группы мужчин и женщин, которые приняли участие в исследование. Возрастная группа так же в основном представлена респондентами от 20 до 35 лет, что могло повлиять на результаты. Мы предполагаем важным дальнейшее исследование отобранных пунктов на репрезентативной выборке, а так же дополнительного анализа, как качественного, так и количественного полученного тестового материала.

На основании полученных результатов согласованности мы так же должны обратить внимание на пункты с низким уровнем согласованности и средними оценками экспертов. Анализ баллов экспертов позволит определить сходные конструкты, которые может измерять вопрос теста. Такой дополнительный анализ позволит улучшить качество теста и создать новую версию для апробации.

В сравнении с предыдущими исследованиями, направленными на разработку тестов экзистенциальных мотиваций, в данной работе мы усовершенствовали подход к анализу, применив анализ структуры, экспертные оценки и ряд методик для исследования внешней валидности. Показатели надежности Альфа-Кронбаха в данной версии теста оказались ниже, чем в переводе немецкой версии при адаптации Корякиной. Это может быть связано с использованием нами четырехмерной шкалы Ликерта, а не шестимерной, как в предыдущих исследованиях. Так же, это является зоной для развития инструмента, усовершенствования теста и повышения внутренней согласованности пунктов.

Мы применили количественный подход для исследования внешней валидности теста, были получены интересные тенденции, которые могут дополнить практическими выводами теоретические основания. Подтверждена гипотеза о связи внутреннего локуса-контроля и высокой экзистенциальной исполненностью, что может быть дополнительной темой для исследования. Применение клинического теста «Минимульт» оказалось удачным и доказало внешнюю валидность с ТЭМ, который, по сути, является опросником субъективного психологического опыта. В этих результатах мы встречаем подтверждение внешней валидности теста и свидетельство хорошего дифференцирующего потенциала. Тест так же продемонстрировал связь с методиками, заявленными для анализа внешней валидности: Тест на самоуважение, Тест на отчуждение и шкала субъективного благополучия. Для анализа валидности данное исследование может быть дополнено применением качественных процедур, проведению интервью с респондентами, а так же рефлексией использования теста в психологической практике работы с клиентами в рамках экзистенциально-аналитического подхода.

ТЭМ, состоящий из 36 вопросов - версия, которая была стандартизирована по итогам анализа, представляет собой тест, который прошел психометрическую проверку, но может быть улучшен с помощью дополнительных исследований.

По сравнению с предыдущими работами данная версия теста отличается следующими качественными преобразованиями. Пункты теста являются оригинальными утверждениями, сформулированными российскими экспертами экзистенциального анализа. Был проведен анализ контента группой экспертов экзистенциального анализа, что позволило улучшить тест. Выборка исследования составила 900 человек, что позволяет делать статистические выводы из анализа и проводить структурный анализ. Был проведен анализ внешней валидности, не только с личностными тестами субъективных психологических параметров, но и с клиническим опросником мини-мульт, что существенно дополнило данные о внешней валидности теста.

Составление данного теста является важным шагом к развитию качественных психометрических инструментов в исследовании экзистенциального анализа. Методика может быть применима в исследовательских целях, для анализа тенденций изменений в экспериментах, а так же для дополнительного исследования экзистенциальных феноменов. Методика не может быть использована, как диагностический тест или тест отбора, так как измеряет субъективный взгляд респондента на собственную жизнь. Однако есть потенциал для дополнительного исследования в консультативной практике и усовершенствования инструмента, возможно, с помощью дополнения открытых вопросов.

Заключение

По итогам проведенного анализа мы выполнили заявленные этапы анализа валидности новой версии ТЭМ. На основании полученных данных мы можем говорить о валидности и надёжности исследуемого конструкта.

Были даны теоретические основания о структуре и содержании экзистенциальных мотиваций, на основе четырех фундаментальных мотиваций и 12 предпосылок разработали 97 пунктов теста экзистенциальных мотиваций. После кластерного анализа и использования экспертных оценок была сформирована модель из 36 вопросов, которые показали наибольшую согласованность и были отобраны экспертами. Конфирматорный анализ подтвердил качество предложенной модели.

Мы достигли целей, которые были поставлены в данном исследовании. На основании результатов можем сказать о валидности и надежности инструмента ТЭМ. В тоже время, можем выделять ряд зон для развития инструмента в дальнейших исследованиях.

Практическая значимость проведенной работы состоит в том, что инструмент позволит проводить исследования и выявлять уровень исполненность в мотивациях, полученная нами методика использовалась в качестве инструмента в ряде исследовательских магистерских работ наших коллег.

Настоящее исследование может быть усовершенствованно в дальнейшем, путем применения новых процедур валидизации и трансформации самого теста.

Список литературы

экзистенциальный анализ мотивация тест

1.     Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семёнов Д.В. Некоторые психометрические показатели русскоязычного варианта Шкалы субъективного счастья С. Любомирски и Х. Леппер // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 7

2.      Зайцев В.П. Вариант психологического теста Mini-Mult. - Психол. ж., 1981, № 3, С. 118-123.

.        Корякина Ю. М. адаптация опросника экзистенциальных мотиваций «ТЭМ» (Тест экзистенциальных мотиваций) а. лэнгле, П. Экхард, экзистенциальный анализ / №2 , 2010

.        Кривцова С.В. , Лэнгле А. Орглер К. Шкала экзистенции (Existenzskala) А. Лэнгле и К. Орглер.// Экзистенциальный анализ. №1. 2009. С.141-170

.        Осин Е. Н. Опросник субъективного отчуждения. М.: Смысл, 2010. Е. Н.

.        Собчик Л.Н., Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (MMPI) Практическое руководство. - М.: Речь, 2007. - 224 с.

.        Ларченко О.М. Шумский В.Б. О соотношении между имманентным и трансцендентным на примере экзистенциального анализа Экзистенциальный анализ №1. Бюллетень, 2009 Москва,

.        Лэнгле А.. Фундаментальные мотивации экзистенции как действенная структура экзистенциально-аналитической терапии// Экзистенциальный анализ/№1, 2009.

.        Лэнгле А. Концепция смысла В. Франкла - вклад в психотерапию. Часть 2 // Экзистенциальный анализ. Бюллетень №2, 2010

.        Лэнгле А. Экзистенциальный анализ -найти согласие с жизнью Московский психотерапевтический журнал, 2001.

.        Майнина И.Н. Адаптация Шкалы экзистенции А. Лэнгле, К. Орглер к русскоязычной выборке: дипломная работа.2010.

.        Осин, Е.Н., Леонтьев, Д.А. (2008). Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия. В сб.:Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов

.        Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

.        Eckhart P. Skalen zur Erfassung existentieller Motivation, Selbstwert und Sinnerleben // Existenzanalyse. 2001. Vol.18. № 1. S. 35-39.

15.    Koryakina U.M. (2011) Oprosnik eksistencialnich motivaciy “TEM” (Test eksistencialnich motivaciy) A. Längle, P. Eckhard (The Test of Existential Motivations “TEM” of A. Längle and P. Eckhard) // Eksistencialnyi analis, № 3, P. 169-179.

.        Geisinger, Kurt F. Cross-cultural normative assessment: Translation and adaptation issues influencing the normative interpretation of assessment instruments. Psychological Assessment, Vol 6(4), Dec 1994, 304-312

.        Linda Croker, James Algina: Introduction to Classical and Modern Test Theory Линда Крокер, Джеймс Алгина «Введение в классическую и современную теорию тестов» Москва, Логос, 2010

.        Rosenberg М.,Self-Esteem Scale // Measures of Social Psychological Attitudes / Ed.Robinson J.P., Shaver P.R. Ann Arbor: Institute for Social Research, 1972. P. 98-101.

.        Tabachnick, B. G., & Fidell, L. S. (2007). Using multivariate statistics (5th ed.). Upper Saddle River, NJ: Pearson Allyn & Bacon

Приложение 1


Уважаемый участник опроса, пожалуйста, оцените с помощью шкалы, какое утверждение наиболее соответствует Вашей жизни.

Отвечайте спонтанно, не пропуская ни одного высказывания



ВЫСКАЗЫВАНИЕ

Насколько это высказывание соответствует моей жизни не соответствует - соответствует

1

Близость

Я предпочитаю сохранять дистанцию по отношению к другим людям*

o----o----o----o

2

Заинтересованное внимание

Я смотрю на окружающий мир с заинтересованным вниманием

o----o----o----o

3

Время

Время - это то, что представляет для меня особенную ценность

o----o----o----o

4

Заинтересованное внимание

В моей жизни мало людей, которым я по-настоящему интересен*

o----o----o----o

5

Включенность во взаимосвязи

В моей жизни есть порядок и структура

o----o----o----o

6

Опора

В жизни я прочно стою на своих ногах

o----o----o----o

7

Возможности (пространство) для деятельности

Меня не увлекает ни одна из сфер деятельности*

o----o----o----o

8

Заинтересованное внимание

Мне интересно наблюдать за самим собой

o----o----o----o

9

Пространство

Обычно я чувствую скованность и напряжение*

o----o----o----o

10

Защищенность

Как правило, я чувствую, что мне ничего не угрожает

o----o----o----o

11

Защищенность

Я чувствую себя хорошо защищенным от превратностей жизни

o----o----o----o

12

Близость

Мне нравится чувствовать близость с людьми

o----o----o----o

13

Заинтересованное внимание

Мне важно уделять достаточно времени самому себе

o----o----o----o

14

Опора

Я нередко испытываю тревогу и страх*

o----o----o----o

15

Справедливое отношение

Мне трудно принимать всерьёз свои чувства*

o----o----o----o

16

Близость

Мне трудно сближаться с людьми*

o----o----o----o

17

Близость

В компании людей я чувствую тепло и радость

o----o----o----o

18

Опора

Я могу положиться на самого себя и на свои способности

o----o----o----o

19

Близость

Поддержание близких отношений вызывает у меня трудности и разочарования*

o----o----o----o

20

Справедливое отношение

Ко мне часто приходит мысль, что я живу неправильно*

o----o----o----o

21

Защищенность

Я чувствую, что моя жизнь хорошо защищена

o----o----o----o

22

Время

Мне постоянно не хватает времени на то, что я считаю для себя действительно важным*

o----o----o----o

23

Пространство

Я чувствую себя внутренне свободным

o----o----o----o

24

Справедливое отношение

Я бываю несправедлив по отношению к другим людям*

o----o----o----o

25

Пространство

Мне достаточно пространства для жизни и развития

o----o----o----o

26

Ценность в будущем

Мне больше нечего ждать от жизни*

o----o----o----o

27

Опора

Я часто бываю неуверенным в себе*

o----o----o----o

28

Время

 Темп моей жизни вполне устраивает меня

o----o----o----o

29

Время

Я могу хорошо структурировать свое время

o----o----o----o

30

Пространство

Я чувствую, что мне не хватает пространства для жизни*

o----o----o----o

31

Признание ценности

Я понимаю, что мне не хватает чувства собственного достоинства*

o----o----o----o

32

Заинтересованное внимание

Меня не сильно интересует внутренний мир других людей*

o----o----o----o

33

Возможности (пространство) для деятельности

Мне некуда приложить свои силы и способности*

o----o----o----o

34

Ценность в будущем

Я не знаю, чего хочу от жизни*

o----o----o----o

35

Время

Бóльшую часть времени я занимаюсь тем, что считаю действительно важным

o----o----o----o

36

Ценность в будущем

Моя жизнь совершенно бесполезна*

o----o----o----o

37

Признание ценности

Близкие люди высоко ценят меня

o----o----o----o

38

Пространство

Я могу создать необходимое для меня жизненное пространство

o----o----o----o

39

Опора

Мне не на что опереться в жизни*

o----o----o----o

40

Пространство

Мне необходимо больше свободы*

o----o----o----o

41

Включенность во взаимосвязи

У меня нет жизненных ориентиров*

o----o----o----o

42

Заинтересованное внимание

o----o----o----o

43

Справедливое отношение

Я полагаюсь на то, что считаю правильным

o----o----o----o

44

Возможности (пространство) для деятельности

Я нашел свое место в жизни

o----o----o----o

45

Время

Я постоянно ощущаю острую нехватку времени*

o----o----o----o

46

Соотнесенность

Я не могу назвать себя эмоционально открытым человеком*

o----o----o----o

47

Соотнесенность

Я предпочитаю занимать отстраненную позицию по отношению ко всему, что происходит в мире*

o----o----o----o

48

Близость

Мне трудно ощутить то, что чувствует другой человек*

o----o----o----o

49

Заинтересованное внимание

 Обычно я встречаю заинтересованное отношение к себе

o----o----o----o

50

Включенность во взаимосвязи

В моей жизни есть смысл

o----o----o----o

51

Пространство

Как правило, я спокоен и расслаблен

o----o----o----o

52

Ценность в будущем

Я чувствую, что в будущем мне предстоит что-то важное

o----o----o----o

53

Защищенность

Этот мир полон угроз и опасностей*

o----o----o----o

54

Возможности (пространство) для деятельности

Мир для меня - широкое поле возможностей

o----o----o----o

55

Время

Часто я не знаю, чем занять свободное время* (смысл?)

o----o----o----o

56

Близость

 Нет никого, с кем я был бы близок по-настоящему*

o----o----o----o

57

Заинтересованное внимание

 Мне комфортно в одиночестве

o----o----o----o

58

Включенность во взаимосвязи

Я не чувствую себя включенным в общество*

o----o----o----o

59

Включенность во взаимосвязи

Я живу в своем собственном мире*

o----o----o----o

60

Защищенность

Обычно я чувствую себя небезопасно*

o----o----o----o

61

Пространство

Я чувствую, что обстоятельства моей жизни давят на меня*

o----o----o----o

62

Возможности (пространство) для деятельности

У меня есть то, чем я действительно хочу заниматься

o----o----o----o

63

Время

У меня есть чувство, что я трачу зря время своей жизни * (смысл?)

o----o----o----o

64

Ценность в будущем

Для меня важнее будущее, чем прошлое

o----o----o----o

65

Опора

Я привык доверять другим людям

o----o----o----o

66

Признание ценности

Я ценю себя за то, какой я есть

o----o----o----o

67

Время

Обычно у меня есть чувство, что время тянется слишком медленно*

o----o----o----o

68

Опора

Я не доверяю самому себе*

o----o----o----o

69

Близость

Эмоциональная близость другого человека вызывает у меня дискомфорт*

o----o----o----o

70

Защищенность

Мне трудно принимать самого себя* (3-я ФМ?)

o----o----o----o

71

Ценность в будущем

Я не имею определенных целей и намерений в жизни*

o----o----o----o

72

Ценность в будущем

Мне многое нужно сделать в жизни

o----o----o----o

73

Признание ценности

Мне не за что себя уважать*

o----o----o----o

74

Возможности (пространство) для деятельности

Я чувствую себя востребованным миром

o----o----o----o

75

Справедливое отношение

Я часто поступаю не так, как подсказывает мне совесть*

o----o----o----o

76

Справедливое отношение

Я считаю, что жизнь справедлива ко мне

o----o----o----o

77

Соотнесенность

Происходящее вокруг не затрагивает меня эмоционально*

o----o----o----o

78

Справедливое отношение

Я не всегда могу отстаивать то, что считаю правильным*

o----o----o----o

79

Справедливое отношение

Я чувствую, что другие люди относятся ко мне несправедливо*

o----o----o----o

80

Признание ценности

Я отношусь к другим людям без уважения*

o----o----o----o

81

Соотнесенность

Я предпочитаю не вступать в контакт с людьми без крайней необходимости*

o----o----o----o

82

Включенность во взаимосвязи

Я чувствую себя частью чего-то важного

o----o----o----o

83

Опора

В жизни у меня есть надежная опора

o----o----o----o

84

Справедливое отношение

Я не всегда ориентируюсь на то, что считаю правильным*

o----o----o----o

85

Включенность во взаимосвязи

Моя жизнь пуста и бессмысленна*

o----o----o----o

86

Возможности (пространство) для деятельности

Я чувствую, что у меня мало возможностей для самореализации*

o----o----o----o

87

Соотнесенность

Я легко вступаю в контакт с людьми

o----o----o----o

88

Соотнесенность

Чаще всего, я не чувствую себя эмоционально включенным в происходящее

o----o----o----o

89

Ценность в будущем

Я чувствую, что могу сделать в жизни что-то хорошее

o----o----o----o

90

Включенность во взаимосвязи

Я не чувствую согласованность своей жизни с жизнью других людей*

o----o----o----o

91

Признание ценности

Другие люди относятся ко мне без должного уважения*

o----o----o----o

92

Защищенность

Я могу спокойно воспринимать условия, в которых живу

o----o----o----o

93

Опора

Я не чувствую поддержки от близких людей*

o----o----o----o

94

Признание ценности

Другие люди не ценят меня*

o----o----o----o

95

Время

 Моя жизнь проходит в постоянной суете и спешке*

o----o----o----o

96

Возможности (пространство) для деятельности

Я меня достаточно возможностей выбрать то, чем заниматься

o----o----o----o

97

Заинтересованное внимание

Я нахожу окружающий мир скучным* (3-я и 4-я ФМ?)

o----o----o----o


Пожалуйста, укажите Ваш возраст____________ и пол______

КЛЮЧИ к опроснику

Шкалы

Субшкалы

Количество вопросов

Номера вопросов

Доверие

Опора

9

6,14*,18,27*,39*,65,68*,83,93


Защищенность

7

10,11,21,53*,60*,70*,92


Пространство

8

9*,23,25,30*,38,40*,51,61*

Ценность жизни

Соотнесенность

6

46*,47*,77*,81*,87,88


Время

10

3,22*.28,29,35,45*,55*,63*,67*,95*


Близость

8

1*,12,16*,17,19*,48*,56*,69*

Аутентичность

Заинтересованное внимание

9

2,4*,8,13.32*,42*,49,57,97*


Справедливое отношение

8

15*,20*,24*,43,75*.76,78*,79*


Признание ценности

7

31*,37,66,73*,80*,91*,94*

Смысл

Возможности для деятельности

8

7*,33*,44,54,62,74,86*,96*


Включенность во взаимосвязи

8

5,41*,50,58*,59*,82,85*,90*


Ценность в будущем

8

26*,34*,36*,52,64,71*,72,89


Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 1 до 6 («совершенно не согласен» - 1 балл, «скорее не согласен» - 2 балла, «скорее согласен» - 3 балла, «совершенно согласен» - 4 балла). Ответам на обратные вопросы (со звездочкой) присваиваются баллы от 4 до 1.

Затем суммируются баллы для каждой из 12 субшкал и для каждой из 4 шкал (Д, Ц, А, С), затем рассчитывается общий показатель

Шкала Доверие Д = Д1 +Д2 + Д3

Шкала Ценность жизни Ц = Ц1 +Ц2 + Ц3

Шкала аутентичность А = А1 +А2 + А3

Шкала Смысл С = С1 +С2 + С3

Общий показатель ЭИмо = Д + Ц + А + С


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!