Отраслевая диверсификация инвестиционной стратегии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,11 Кб
  • Опубликовано:
    2016-08-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Отраслевая диверсификация инвестиционной стратегии















Отраслевая диверсификация инвестиционной стратегии

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. Отраслевая диверсификация инвестиционной стратегии

.1 Стратегическое управление инвестиционной деятельностью

.2 Значение отраслевой диверсификации инвестиционной стратегии

.3 Определение отраслевой направленности стратегии

. Разработка инвестиционной стратегии ООО «Эталон»

.1 Характеристика компании

.2 Цели стратегического развития

.3 Параметры инвестиционного проекта компании

. Расчетное задание №14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность любого предприятия, так или иначе, связана с вложением ресурсов в различные виды активов, приобретение которых необходимо для осуществления основной деятельности этой фирмы. Но для увеличения уровня рентабельности фирма также может вкладывать временно свободные ресурсы в различные виды активов, приносящих доход, но не участвующих в основной деятельности. Такая деятельность фирмы называется инвестиционной, а управление такой деятельностью - инвестиционным менеджментом фирмы.

Процесс инвестирования играет важную роль в экономике любой страны. Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост государства, занятость населения и составляет существенный элемент базы, на которой основывается экономическое развитие общества. Поэтому проблема, связанная с эффективным осуществлением инвестирования заслуживает серьезного внимания, особенно в настоящее время - время укрупнения субъектов рыночных отношений и передела собственности.

Инвестиции это процесс вложения капитала в денежной, материальной и нематериальной формах в объекты предпринимательской деятельности или финансовые инструменты. С целью получения текущего дохода (прибыли) и обеспечения возрастания капитала. Инвестиции являются главной формой, реализующей стратегию развития предприятия.

Инвестиции обеспечивают динамичное развитие предприятия и позволяют решать следующие задачи:

расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов;

приобретение новых предприятий;

диверсификация (освоение новых областей бизнеса).

Как правило, начальные этапы деятельности предприятия связаны с концентрацией его инвестиционной деятельности на одной, хорошо знакомой отрасли. Западная практика показывает, что многие из наиболее удачливых инвесторов достигли высокого уровня доходов благодаря этой стратегии. В то же время среди инвесторов, использующих эту стратегию, наблюдается наибольшее число банкротств, что связано с более высоким уровнем риска. Поэтому вопросы отраслевой диверсификации инвестиционной стратегии предприятия приобретают повышенную актуальность.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопросов отраслевой диверсификации инвестиционной стратегии.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:

рассмотрение теоретических основ отраслевой диверсификации инвестиционной стратегии;

разработка инвестиционной стратегии на примере конкретного предприятия;

проведение практических расчетов при решении задачи.

В качестве объекта исследования в курсовой работе выступает общество с ограниченной ответственностью «Эталон».

Предметом исследования является вопрос отраслевой диверсификации инвестиционной стратегии.

В качестве теоретической и методологической основы исследования были использованы труды следующих авторов Батенин К.В., Попков В.П., Бромвич М., Сурин А.В., и др.

Информационной основой исследования являются издания периодической печати, законодательные акты и т.д.

1. Отраслевая диверсификация инвестиционной стратегии

.1 Стратегическое управление инвестиционной деятельностью

Стратегическое управление инвестиционной деятельностью носит целевой характер, т.е. предусматривает постановку и достижение определенных целей. Будучи четко выраженными, стратегические инвестиционные цели становятся мощным средством повышения эффективности инвестиционной деятельности в долгосрочной перспективе, ее координации и контроля, а также базой для принятия управленческих решений на всех стадиях инвестиционного процесса.

Стратегические цели инвестиционной деятельности организации представляют собой описанные в формализованном виде желаемые параметры ее стратегической инвестиционной позиции, позволяющие направлять эту деятельность в долгосрочной перспективе и оценивать ее результаты.

Формирование стратегических целей инвестиционной деятельности должно отвечать определенным требованиям [7].

Во-первых, цели должны быть достижимыми. В них должен быть заключен определенный вызов для организации, ее сотрудников и финансового менеджмента. Они не должны быть слишком легкими для достижения. Но они также не должны быть нереалистичными, выходящими за предельно допустимые возможности исполнителей. Хотя в основе разработки стратегических инвестиционных целей лежит идеальное представление или желаемый образ стратегической инвестиционной позиции организации, их необходимо сознательно ограничивать по критерию реальной достижимости с учетом факторов внешней инвестиционной среды и внутреннего инвестиционного потенциала [14].

Во-вторых, цели должны быть гибкими. Стратегические цели инвестиционной деятельности организации следует устанавливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в инвестиционной среде. Финансовые менеджеры должны помнить об этом и быть готовыми внести модификации в установленные цели с учетом новых требований, выдвигаемых к организации со стороны внешней инвестиционной среды, общего экономического климата или параметров внутреннего инвестиционного потенциала [14].

В-третьих, цели должны быть измеримыми. Это означает, что стратегические инвестиционные цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить или оценить, была ли цель достигнута.

В-четвертых, цели должны быть конкретными. Стратегические инвестиционные цели должны обладать необходимой специфичностью, помогающей однозначно определить, в каком направлении должны осуществляться действия. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате инвестиционной деятельности, в какие сроки ее следует достичь и кто будет ответственным лицом за основные элементы инвестиционного процесса. Чем более конкретна цель, чем яснее намерения и ожидания, связанные с ее достижением, тем легче выразить стратегию ее достижения [13].

В-пятых, цели должны быть совместимыми. Совместимость предполагает, что стратегические инвестиционные цели соответствуют миссии организации, ее общей стратегии развития, а также краткосрочным инвестиционным и другим функциональным целям.

В-шестых, стратегические инвестиционные цели должны быть приемлемыми для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации. Стратегические цели инвестиционной деятельности организации разрабатываются для реализации в долгосрочной перспективе главной цели финансового менеджмента - максимизации благосостояния собственников организации. Но цели организации также должны быть приемлемыми для тех, кто их выполняет и на кого они направлены (сотрудники организации, клиенты организации, местное сообщество и общество в целом и деловые партнеры).

Рисунок 1.1 - Классификация стратегических целей инвестиционной деятельности организации

Формирование стратегических целей инвестиционной деятельности организации требует предварительной их классификации по определенным признакам. С позиций финансового менеджмента эта классификация стратегических целей строится по следующим основным признакам (рисунок 1.1).

В основе разработки инвестиционной стратегии организации лежат принципы новой управленческой парадигмы - системы стратегического управления.

.2 Значение отраслевой диверсификации инвестиционной стратегии

В процессе разработки стратегических направлений инвестиционной деятельности предприятия последовательно решаются три главные задачи:

) определение соотношения различных форм инвестирования на отдельных этапах перспективного периода;

) определение отраслевой направленности инвестиционной деятельности;

) определение региональной направленности инвестиционной деятельности.

Остановимся на второй задаче разработки инвестиционной стратегии

Определяя отраслевую направленность своей инвестиционной деятельности, предприятия выбирают две принципиально разные инвестиционные стратегии: конкурентную, направленную на максимизацию инвестиционной прибыли в рамках одной отрасли, или портфельную, направленную на снижение уровня инвестиционного риска и максимизацию инвестиционной прибыли за счет использования преимуществ межотраслевой деятельности.

Для определения отраслевой направленности инвестиционной деятельности необходимо исследовать целесообразность:

отраслевой концентрации (или диверсификации) инвестиционной деятельности;

различных форм диверсификации инвестиционной деятельности:

а) в рамках определенной группы отраслей,

б) в разрезе различных, не связанных между собой групп отраслей [5].

Как правило, начальные этапы деятельности предприятия связаны с концентрацией его инвестиционной деятельности на одной, хорошо знакомой отрасли. Западная практика показывает, что многие из наиболее удачливых инвесторов достигли высокого уровня доходов благодаря этой стратегии. В то же время среди инвесторов, использующих эту стратегию, наблюдается наибольшее число банкротств, что связано с более высоким уровнем риска.

Стратегия отраслевой концентрации может использоваться лишь на трех первых стадиях жизненного цикла предприятия. На последующих стадиях по мере удовлетворения потребности рынка в продукции ей на смену должна придти стратегия отраслевой диверсификации инвестиционной деятельности.

Отраслевая диверсификация инвестиционной деятельности в рамках определенной группы отраслей (например, сельскохозяйственного производства, пищевой промышленности, транспорта) позволяет инвесторам более широко использовать накопленный опыт в области маркетинга, производственных технологий и тем самым повышать эффективность инвестирования при существенном снижении уровня инвестиционных рисков. Стратегия диверсификации инвестиционной деятельности предприятия реализуется при формировании стратегических зон хозяйствования, на которых лежит полная ответственность за разработку ассортимента конкурентоспособной продукции, эффективной сбытовой, а также инвестиционной стратегий [3].

Стратегия диверсификации эффективна лишь при благоприятном прогнозе конъюнктуры соответствующих товарных рынков. Это обусловлено определенными ее недостатками. Во-первых, смежные отрасли, как правило, имеют аналогичный во времени отраслевой жизненный цикл, что увеличивает инвестиционный риск (особенно в традиционных отраслях). Во-вторых, продукция смежных отраслей обычно подвержена влиянию одинаковых во времени конъюнктурных циклов, что еще больше увеличивает инвестиционный риск.

Необходимость использования стратегии отраслевой диверсификации инвестиционной деятельности в разрезе различных, не связанных между собой групп отраслей определяется тем, что для многих крупных предприятий, ведущих свою деятельность на протяжении длительного периода времени, традиционно избранные отрасли сдерживают темпы перспективного развития, получение высокой отдачи от инвестиций. Для таких предприятий обеспечить новые возможности развития и повысить уровень конкурентоспособности может инвестирование в иные альтернативные группы отраслей. Условием такой диверсификации инвестиционной деятельности является формирование стратегических центров хозяйствования, в состав которых включается несколько стратегических зон хозяйствования. Стратегический хозяйственный центр полностью формирует свою инвестиционную стратегию, являющуюся самостоятельным составным элементом инвестиционной стратегии предприятия. За счет выбора отраслей с различными стадиями жизненного цикла и с различными во времени колебаниями конъюнктуры на их продукцию существенно снижается уровень инвестиционных рисков.

В процессе отраслевой диверсификации инвестиционной деятельности предприятие может избрать либо наступательную инвестиционную стратегию, когда в качестве критерия поиска объектов инвестирования используются будущие преимущества отраслевого конгломерата, либо защитную, когда поиск объектов инвестирования направлен на устранение слабостей отдельных отраслевых производств.

1.3 Определение отраслевой направленности стратегии

Определение отраслевой направленности инвестиционной деятельности является наиболее сложной задачей разработки инвестиционной стратегии. Она требует поэтапного подхода к прогнозированию инвестиционной деятельности в увязке с общей стратегией экономического развития предприятия.

На первом этапе исследуется целесообразность отраслевой концентрации или диверсификации инвестиционной деятельности. Как правило, начальные этапы деятельности предприятия связаны с концентрацией ее на одной отрасли, наиболее хорошо знакомой инвесторам. Обзор западной практики показывает, что многие из наиболее удачливых инвесторов достигли высокого уровня благосостояния, используя стратегию концентрации, т.е. не выходя за рамки моноотраслевой деятельности. Особенно яркие примеры дает нам производство отдельных видов наукоемкой продукции (компьютерная техника, компьютерные программы и т.п.) или продукции, удовлетворяющей новые потребности обширного круга потребителей. В то же время следует отметить, что среди инвесторов, использующих эту стратегию, наблюдается наибольшее число банкротств. Это связано с том, что концентрация связана с более высоким уровнем инвестиционных рисков, чем могут позволить себе многие инвесторы [12].

Стратегия отраслевой концентрации (если она несмотря на высокий уровень риска все же избирается инвестором), может быть использована лишь на первых трех стадиях жизненного цикла предприятия, т.к. при благоприятных обстоятельствах она может обеспечить наиболее высокие темпы производственного развития или увеличения капитала. На последующих стадиях жизненного цикла предприятия по мере удовлетворения потребности в продукции (товарах, услугах) основного контингента потребителей ей на смену должна прийти стратегия отраслевой диверсификации инвестиционной деятельности.

На втором этапе исследуется целесообразность различных форм отраслевой диверсификации инвестиционной деятельности в рамках определенной группы отраслей. Такими группами могут быть отрасли сельскохозяйственного производства, пищевой промышленности, транспорта и т.п. Такая отраслевая диверсификация позволяет инвестору более широко использовать накопленный опыт в сфере маркетинга, производственных технологий и т.п., а следовательно в большей мере предопределять эффективность инвестирования. Кроме того, использование отраслевой диверсификации даже в таких ограниченных рамках позволяет существенно снизить уровень инвестиционных рисков.

Диверсификация инвестиционной деятельности предприятия в рамках определенной группы отраслей связана с формированием „стратегических зон хозяйствования" (такое формирование осуществляется в процессе разработки общей стратегии экономического развития компании). На стратегической зоне хозяйствования лежит полная ответственность за разработку ассортимента конкурентоспособной продукции, эффективной сбытовой стратегии, а также обеспечивающей их инвестиционной стратегии.

Вместе с тем, такая стратегия инвестиционной деятельности также не лишена определенных недостатков. Основной из них заключается в том, что смежные отрасли в рамках определенной их группы имеют, как правило, аналогичный во времени отраслевой жизненный цикл, что усиливает инвестиционный риск, особенно в традиционных отраслях экономики. Кроме того, продукция таких отраслей подвержена обычно влиянию одинаковых во времени конъюнктурных циклов, что в еще большей степени усиливает инвестиционный риск в отдельные неблагоприятные периоды. Поэтому использование стратегии диверсификации инвестиционной деятельности в рамках определенной группы отраслей эффективно лишь при благоприятном прогнозе конъюнктуры соответствующих товарных рынков.

На третьем этапе исследуется целесообразность различных форм диверсификации инвестиционной деятельности в разрезе различных не связанных между собой групп отраслей. Необходимость использования такой стратегии определяется тем, что для многих крупных и средних компаний, осуществляющих свою деятельность на протяжении длительного периода, традиционно избранные отрасли (отдельные или в рамках определенных групп), сдерживают темпы перспективного развития, получение высокой отдачи от инвестиций, а иногда предопределяет стратегическую уязвимость в конкурентной борьбе. Обеспечить новые возможности развития для таких предприятий может инвестирование в иные альтернативные группы отраслей.

Условием осуществления такой диверсификации инвестиционной деятельности является формирование так называемых „стратегических центров хозяйствования", в состав которого включаются несколько стратегических зон хозяйствования. Стратегический центр хозяйствования полностью формирует свою инвестиционную стратегию, которая является самостоятельным составным элементом инвестиционной стратегии компании. За счет выбора отраслей с различными стадиями жизненного цикла и с различными во времени колебаниями конъюнктуры на их продукцию существенно снижается уровень инвестиционных рисков [7].

Диверсификация инвестиционной деятельности, осуществляемая в процессе второго и третьего этапов разработки отраслевой направленности инвестиционной стратегии, позволяет получить эффект синергизма, при котором общий эффект многоотраслевой деятельности предприятия значительно больше, чем эффект отдельных отраслевых его подразделений. Для получения эффекта синергизма в процессе отраслевой диверсификации инвестиционной деятельности предприятие может избрать наступательную инвестиционную стратегию, когда в качестве критерия поиска объектов инвестирования используются будущие преимущества отраслевого конгломерата, или защитную инвестиционную стратегию, когда поиск объектов инвестирования направлен на устранение слабостей отдельных отраслевых производств.

С отраслевым выбором инвестиционной деятельности связано, таким образом, две принципиальные инвестиционные стратегии - конкурентная ипортфельная.

Отраслевая диверсификация инвестиционной стратегии осуществляется с учетом предварительной оценки прогнозируемого развития отдельных отраслей (или их групп). Примерная форма такой оценки приведена в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Форма оценки прогнозируемого развития отдельных отраслей при определении отраслевой диверсификации инвестиционной стратегии

Параметры оценки отрасли

Шкала интенсивности оценки в баллах

1 Уровень перспективности развития с учетом стадии жизненного цикла

низкий - высокий

2 Степень устойчивости к экономическому спаду

низкая - высокая

3 Уровень насыщенности спроса на продукцию

повыситься - снизится

4 Степень государственной поддержки развития (кредитной, налоговой, ресурсной)

снизится - повыситься

5 Уровень конкуренции

возрастет - снизится

6 Уровень государственного регулирования цен на продукцию

повыситься - снизится

7 Уровень государственного регулирования текущих затрат и нормы прибыли

повыситься - снизится

8 Надежность обеспечения сырьевыми ресурсами

снизиться - повыситься

9 Прогрессивность используемой техники и технологий

низкая - высокая

10 Прочие отрицательные факторы, оказывающие влияние на рост эффективности инвестиций

возрастут - уменьшатся

Сумма баллов


Средний балл по шкале интенсивности



Приведенная форма оценки является упрощенной, однако доступной для любого предприятия, т.к. осуществляется собственными или привлеченными инвестиционными менеджерами, выступающими в качестве экспертов [4].

Более надежные данные для выработки направлений отраслевой диверсификации дает углубленная оценка инвестиционной привлекательности отдельных отраслей, под которой понимается интегральная их характеристика с позиций перспективности развития, уровня доходности и риска инвестиций.

Оценка инвестиционной привлекательности отдельных отраслей (подотраслей) экономики осуществляется по следующим основным элементам (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 - Характеристика основных составных элементов оценки инвестиционной привлекательности отраслей экономики

Каждый из перечисленных элементов, которые рассматриваются как синтетические (агрегированные) результаты проведения оценки, включает в себя конкретные аналитические оценочные показатели, расчет которых основывается на соответствующих статистических данных и экспертных оценках.

. Уровень перспективности развития отрасли оценивается на основе следующих основных показателей и характеристик:

значимость отрасли в экономике страны. Количественную оценку этого показателя составляют фактический и прогнозируемый удельный вес продукции отрасли в валовом внутреннем продукте страны с учетом осуществляемой структурной перестройки экономики;

устойчивость отрасли к экономическому спаду. Уровень этой устойчивости определяется на основе анализа соотношения динамики объема отраслевого производства продукции и динамики валового внутреннего продукта страны;

социальная значимость отрасли. Она характеризуется численностью занятых в отрасли работников, их удельным весом в общей численности занятого населения страны;

обеспеченность развития отрасли собственными финансовыми ресурсами. Для такой оценки используются показатели объема и удельного веса капитальных вложений, осуществляемых за счет собственных финансовых ресурсов предприятий отрасли; удельный вес собственного капитала в общем используемом его объеме предприятиями отрасли и другие;

степень государственной поддержки развития отрасли. Количественную оценку этого показателя составляют данные об объеме государственных капитальных вложений в отрасль; объеме льготного государственного кредитования предприятий отрасли; системе налоговых льгот, связанных с деятельностью предприятий отрасли и другие.

стадия жизненного цикла отрасли. Такая оценка осуществляется только по тем отраслям (подотраслям) экономики, развитие которых осуществляется по отдельным стадиям жизненного цикла (отдельные отрасли и подотрасли, например, сельскохозяйственные, не носят характера циклического развития). В соответствии с концепцией жизненного цикла отрасли он состоит из следующих пяти стадий: рождение; рост; расширение; зрелость; старение [6].

. Уровень среднеотраслевой рентабельности деятельности предприятий отрасли оценивается на основе следующих коэффициентов:

коэффициент рентабельности активов. Он позволяет судить об уровне генерирования прибыли активами предприятий с учетом отраслевой специфики их деятельности;

коэффициент рентабельности собственного капитала. Он является приоритетным в рассматриваемой системе показателей данной группы, так как позволяет судить о среднеотраслевой норме прибыльности инвестиций;

коэффициент рентабельности реализации продукции. Этот показатель дает представление о норме отраслевой прибыли в составе средних цен на ее продукцию;

коэффициент рентабельности текущих затрат. Использование этого показателя дает представление о потенциальных возможностях формирования диапазона цен на продукцию с позиций сложившегося уровня затрат на ее производство и реализацию [14].

Учитывая высокую вариабельность значений этих показателей в динамике, вызванную нестабильностью экономических условий развития предприятий на современном этапе, эти показатели рассчитываются и изучаются за ряд последних лет.

. Уровень отраслевых инвестиционных рисков оценивается на основе следующих показателей:

коэффициент вариации среднеотраслевого показателя рентабельности собственного капитала по отдельным годам анализируемого периода. Этот коэффициент является традиционным измерителем уровня инвестиционного риска в динамике;

коэффициент вариации показателей рентабельности в разрезе отдельных предприятий отрасли. Он характеризует внутриотраслевой диапазон колебаний уровня финансовых (инвестиционных) рисков;

уровень конкуренции в отрасли. Количественно этот показатель характеризует число предприятий, функционирующих в данной отрасли (в сравнении с другими отраслями), а также число предприятий, занимающих монопольное положение на рынке (по критерию удельного веса реализации продукции).

уровень инфляционной устойчивости цен на продукцию отрасли. Такую оценку можно получить путем соотнесения показателей динамики уровня цен на продукцию отрасли с динамикой индекса оптовых цен в целом по стране или индекса инфляции;

уровень социальной напряженности в отрасли. В определенной степени об этом позволяет судить сравнение показателя среднего уровня заработной платы работников отрасли с реальным уровнем прожиточного минимума в стране [3].

На основе оценки трех перечисленных элементов (синтетических оценочных характеристик) и их ранговой значимости в общей характеристике инвестиционной привлекательности рассчитываются интегральные показатели уровня инвестиционной привлекательности отдельных отраслей экономики.

На первом этапе расчетов рассчитывается ранговая значимость отраслей по каждому элементу их оценки. В процессе такой оценки все аналитические показатели, используемые для характеристики отдельных элементов инвестиционной привлекательности отраслей, рассматриваются как равнозначные (при необходимости значимость каждого из аналитических показателей может быть дифференцирована на основе экспертной оценки). Ранговая значимость отрасли по каждому элементу оценки определяется как средняя ранговая ее значимость по всем входящим в данный элемент аналитическим показателям.

На втором этапе расчетов на основе ранговой значимости отрасли по каждому элементу рассчитывается интегральный ранговый показатель оценки их инвестиционной привлекательности.

Учитывая, что отдельные элементы оценки играют разную роль в принятии инвестиционных решений, их значимость дифференцируется экспертным путем. В процессе проводимой автором оценки инвестиционной привлекательности отдельных отраслей экономики экспертным путем (на основе опроса инвестиционных менеджеров ряда инвестиционных компаний) установлена следующая значимость отдельных элементов при расчете интегрального рангового показателя:

уровень перспективности развития отрасли - 20 %;

уровень среднеотраслевой рентабельности деятельности предприятий отрасли - 65 %;

уровень отраслевых инвестиционных рисков - 15 % [11].

Естественно, приведенная значимость отдельных элементов оценки в определенной мере носит субъективных характер, так как зависит от состава и квалификации экспертов, периода проведения экспертного опроса и других факторов. В связи с этим, при проведении оценки инвестиционной привлекательности отраслей экономики в меняющихся экономических условиях приведенная значимость отдельных элементов требует уточнения.

Расчет интегрального рангового показателя оценки инвестиционной привлекательности отраслей экономики осуществляется по формуле:

, (1)

где РИПо - интегральный ранговый показатель инвестиционной привлекательности отрасли экономики;

РЭОi - средний ранговый показатель по рассматриваемому элементу оценки отрасли;

ЗЭОi - значимость соответствующего элемента в общей оценке отрасли, выраженная десятичной дробью [9].

На третьем этапе расчетов на основе рассчитанных интегральных ранговых показателей оценки инвестиционной привлекательности отдельных отраслей проводится соответствующая их группировка. В процессе такой группировки устанавливаются:

приоритетные отрасли по уровню инвестиционной привлекательности;

отрасли с высоким уровнем инвестиционной привлекательности;

отрасли со средним уровнем инвестиционной привлекательности;

отрасли с низким уровнем инвестиционной привлекательности.

При использовании результатов оценки уровня инвестиционной привлекательности отраслей экономики в целях отраслевой диверсификации инвестиционного портфеля предприятия необходимо иметь в виду, что ряд показателей оценки имеет высокий уровень динамики. Поэтому с изменением экономических условий деятельности предприятий отдельных отраслей такая оценка должна пересматриваться (периодичность такого пересмотра составляет обычно два года).

2. Разработка инвестиционной стратегии ООО «Эталон»

.1 Характеристика компании

Общество с ограниченной ответственностью «Эталон», осуществляет оптовую торговлю упаковочными материалами и разовой посудой.

Компания «Эталон» это большой выбор упаковочной и одноразовой продукции, представленной в наших торговых павильонах г. Комсомольска-на-Амуре.

За время многолетней работы компания «Эталон» приобрела статус стабильной компании и заняла лидирующее место в Хабаровском крае. Это обусловлено слаженной работой коллектива, регулярным пополнением ассортимента продукции качество и надежность которой неоднократно подтверждалось на разнообразных выставках

В этом сыграл большую роль широкий ассортимент:

упаковочной продукции из полиэтилена: пакеты фасовочные, пищевая пленка, мусорные мешки, пакеты типа «Зиплок», пакеты с петлевой и вырубной ручкой и типа «майка»;

одноразовой посуды: тарелки, столовые приборы, стаканы, чашки кофейные и посуда для кафе быстрого питания «FastFood»;

барные аксессуары, бумажные салфетки, фольга;

подарочной упаковки: банты, ленты-завязки, конверты для цветов и многое другое.

Компанией «Эталон» представлен следующий ассортимент продукции:

Посуда одноразовая;

Пакеты;

Пакеты фасовочные;

Пленка пищевая;

Скотч;

Шпагаты, веревки;

Хозяйственные товары;

Расходные материалы, канцтовары;

Подарочная упаковка;

Укрывной материал (агротекс), пленка парниковая полиэтиленовая;

Товары для пикника и отдыха;

Новогодняя продукция.(Strength, Weakness, Oportunity, Threats) - анализ сильных и слабых сторон, возможностей и риска. Матрица SWOT-анализа представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Матрица SWOT-анализа


Возможности 1 Расширение ассортимента 2 Увеличение объема продаж 3 Расширение рынка сбыта путем открытия новых торговых точек

Угрозы 1 Усиление конкуренции 2 Потеря доли рынка 3 Уменьшение объема продаж

Сильные стороны 1 Квалифицированное обслуживание покупателей 2 Небольшой масштаб организации 3 Прямые поставки от производителей

ПОЛЕ «СИВ» Сильные стороны 2 и 3 способствуют реализации возможностей 2 и 3.

ПОЛ «СИУ» С помощью сильных сторон 1 и 3 следует пытаться нейтрализовать угрозы 1 и 2

Слабые стороны 1 Малый объем продаж 2 Недостаточно широкий охват рынка 3 Низкая рекламная активность

ПОЛЕ «СЛВ» С помощью возможностей 1 и 3 можно преодолеть слабости 1 и 2.

ПОЛЕ «СЛУ» Слабая сторона 2 способствуют повышению риска угроз 1 и 2 и должна быть устранена.

- анализ производится с целью изучения среды бизнеса, правовых условий, сильных и слабых сторон своего предприятия и предприятий-конкурентов, а также комплексного взаимовлияния рассматриваемых факторов. Сопоставление всех составляющих SWOT-анализа позволяет сформировать парные комбинации на полях матрицы SWOT-анализа, таблица 2.2.

На полях матрицы SWOT-анализа рассматриваются все возможные парные комбинации и выделяются те, которые должны быть учтены при разработке стратегии:

поле СИВ (силы и возможности) показывает, какие сильные стороны необходимо использовать, чтобы получить реальную отдачу от возможностей во внешней среде;

поле СЛВ (слабости и возможности) показывает, за счет каких возможностей внешней среды организация сможет минимизировать и преодолеть имеющиеся слабости;

поле СИУ (силы и угрозы) показывает, какие силы необходимо использовать организации для устранения угроз;

поле СЛУ (слабости и угрозы) показывает, от каких слабостей необходимо избавиться, чтобы попытаться предотвратить нависшую угрозу.

Матрица возможностей представлена в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Матрица возможностей

Вероятность использования возможностей

Влияние возможностей на организацию


Сильное

Умеренное

Малое

Высокая

ПОЛЕ «ВС» Расширение рынка сбыта путем открытия новых торговых точек

ПОЛЕ «ВУ» Расширение ассортимента

ПОЛЕ «ВМ»

Средняя

ПОЛЕ «СС»

ПОЛЕ «СУ» Увеличение объема продаж

ПОЛЕ «СМ»

Низкая

ПОЛЕ «НС»

ПОЛЕ «НУ»

ПОЛЕ «НМ»


Дальнейший анализ сводится к определению критически важных угроз и возможностей. Матрица угроз представлена в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Матрица угроз

Вероятность реализации угроз

Влияние угроз на организацию


Разрушение

Критическое состояние

Тяжелое состояние

«Легкие ушибы»

1

2

3

4

5

Высокая

ПОЛЕ «ВР»

ПОЛЕ «ВК»

ПОЛЕ «ВТ» Потеря доли рынка

ПОЛЕ «ВЛ»

Средняя

ПОЛЕ «СР»

ПОЛЕ «СК» Усиление конкуренции

ПОЛЕ «СТ»

ПОЛЕ «СЛ»

Низкая

ПОЛЕ «НР»

ПОЛЕ «НК» Уменьшение объемов продаж

ПОЛЕ «НТ»

ПОЛЕ «НЛ»


Возможности, находящиеся в полях «ВС», «ВУ», «СС» имеют большое значение для организации. Такую возможность как расширение рынка сбыта путем открытия новых торговых точек необходимо обязательно использовать.

Угрозы, находящиеся в полях «ВТ» (потеря доли рынка), «СК» (усиление конкуренции), должны находиться в поле зрения руководства и быть устранены в первую очередь.

Таким образом, SWOT-анализ предполагает возможность оценки фактического положения и стратегических перспектив компании, получаемых в результате изучения сильных и слабых сторон компании, ее рыночных возможностей и факторов риска. SWOT-анализ имеет управленческую и стратегическую ценность, если связывает воедино факторы внутренней и внешней среды и сообщает, какие ресурсы и возможности понадобятся компании в будущем.

.2 Цели стратегического развития

Анализируя тенденции рынка оптовой торговли упаковки и упаковочных материалов, в современный пост кризисный период в целях сохранения устойчивости рыночного положения предприятиям отрасли необходимо расширять спектр сопутствующих услуг.

Одним из направлений расширения бизнеса ООО «Эталон» может является создание отдела полиграфии, для размещения на предлагаемом ассортиментном ряде продукции полиграфических элементов и логотипов.

По данным маркетингового исследования российского рынка полиграфии и типографии, проведенного компанией GLOBAL REACH CONSULTING, почти половину от общего объема импорта продукции полиграфии занимает упаковочная продукция. В первую очередь это картонки, ящики и коробки из гофрированной и негофрированной бумаги и картона. Импортная пошлина на данный товар в России составляет 15 %.

Главным поставщиком упаковочной продукции в Россию является Украина. В тройку лидеров также входят Польша и Китай. В 2015 г. объем импорта упаковочной продукции в Россию сократился в среднем на 29 %. Сокращение импорта наблюдалось из всех стран-экспортеров.

Печать и оформление упаковки обеспечивают выполнение двух из 4-х основных функций упаковки. Упаковка с печатью должна эффективно рекламировать, т.е. представлять упакованный продукт потребителю и предельно точно информировать последнего о содержимом упаковки.

Отсюда необходимо сделать важный вывод, что сегодня упаковка сама активно влияет на уровень развития полиграфии. Постоянно появляются новые печатные машины, краски, технологии и непрерывно совершенствуются традиционные методы печати. Так что упаковка невольно стала двигателем прогресса полиграфии.

Таким образом, в качестве инструмента роста продаж предлагается усовершенствование дополнительных услуг ООО «Эталон». В частности создание отдела упаковочной полиграфии.

Создание отдела упаковочной полиграфии поможет предприятию обрести долгосрочные контракты с крупными потенциальными потребителями, что обеспечит дополнительный стабильный доход.

Основной конкурент на рынке города Комсомольска-на-Амуре ООО «Конком-Упак». Однако стоит отметить что сами они не являются продавцами упаковки и упаковочных материалов, а только выполняют полиграфические работы.

У ООО «Эталон» не стоит задача отбить часть рынка у потребителей «Конком-упак», расчет ставиться в основном на привлечение новых клиентов, желающих сэкономить и пользующихся пока не большими партиями предлагаемой продукции.

.3 Параметры инвестиционного проекта компании

стратегический управление инвестиционный проект

Для реализации данного проекта потребуется дополнительная аренда помещений, закупка необходимого оборудования и составление штатного расписания отдела.

Дополнительная аренда помещения будет осуществлена в месте нахождения основного склада ООО «Эталон». Стоимость кв. м. аренды составляет 280 р. Необходимая площадь 60 кв.м.

Таким образом, расходы на аренду помещения составят:

* 60 = 16 800 рублей в месяц.

Годовые расходы на аренду помещения отдела полиграфии составят:

800 * 12 = 201 600 рублей.

Таблица 2.4 - Стоимость оборудования

Статья затрат

Сумма, тыс.р.

Минипринтер 4080

420

Монтаж и техническое тестирование

25

Обучение персонала

15

Годовой комплект расходных материалов (чернила, полотно)

88

Итого

548


Таким образом, стоимость основного оборудования составит 548 тыс.р. Нормативный срок службы оборудования 7 лет. Помимо основного оборудования требуется дополнительное оборудования для оформления помещения и рабочего места дизайнера и полиграфиста.

Таблица 2.5 - Дополнительное оборудование

Наименование

Кол-во

Цена за ед., р.

Сумма, р.

Компьютер на базе P-IV

1

25000

25000

Стол компьютерный офисный

1

6000

6000

Стул

3

900

2700

Кресло

1

3600

3600

Стеллаж

2

3300

6600

Пластиковые ячейки

10

250

2500

Итого



46400


Стоимость дополнительного оборудования составляет 45,4 тыс.р.

Таблица 2.6 - Расчет амортизации оборудования

Наименование

Срок службы

Стоимость

Норма амортизации

Амортизационные отчисления, тыс.р.

Основное производственное оборудование

7

548

0,143

78,29

Компьютер на базе P-IV

3

25

0,333

8,33

Стол компьютерный офисный

8

6

0,125

0,75

Стул

6

2,7

0,167

0,45

Кресло

5

3,6

0,200

0,72

Стеллаж

8

6,6

0,125

0,83

Пластиковые ячейки

3

2,5

0,333

0,83

Итого


594,4


90,20


Нормативный срок службы дополнительного оборудования разный, поэтому сведем данные для расчета амортизации в одну таблицу.

Таким образом, стоимость необходимого оборудования составляет 594,4 тыс.р. Амортизационные отчисления составляют 90,2 тыс.р. в год. Ежегодное техническое обслуживание по договору с фирмой-поставщиком оборудования составляет 40 тыс.р.

Главой оперативного персонала отдела полиграфии является дизайнер и полиграфист.

Годовые затраты на заработную плату с учетом отчислений во внебюджетные фонды (с 2012 года 30 %), составят 1 077 360 рублей.

Проведенные исследования путем анкетирования постоянных клиентов и потенциальных покупателей и заказчиков полиграфии на упаковочных материалах и разовой посуде позволяют прогнозировать увеличение реализации продукции порядка 60 %. Именно эта доля продукции будет реализовываться с полиграфией.

Таблица 2.7 - Штатный состав отдела полиграфии

Наименование штатной единицы

Заработная плата в месяц, р.

Отчисления во внебюджетные фонды, р.

Заработная плата в год с отчислениями во внебюджетные фонды

Дизайнер

1

20000

6800

321600

Полиграфист

2

36000

12240

578880

Хозяйственный работник

1

11000

3740

176880

Итого

4

67000

22780

1077360


Таким образом, в 2015 году себестоимость реализованной продукции составила 14 665 тыс.р.

Согласно плановым прогнозам, реализация продукции с учетом открытия отдела полиграфии увеличится на 60 %, следовательно, себестоимость продукции увеличится на 14 665 * 0,6 = 8 799 тыс.р.

В целях сохранения низкого диапазона цен и большей привлекательности дополнительной услуги, политика ООО «Эталон» в области ценообразования на первоначальном этапе должна быть очень демократичной. Средняя торговая наценка в 2015 году на стандартную продукцию составляла 30 %. Оптимальным должна стать торговая наценка на изделия с использованием полиграфии в размере 40 %. Это не сильно ударит по бюджету основных потребителей и привлечет их внимание на стилизацию и собственный дизайн предлагаемых товаров в нашей упаковке и посуде.

Таким образом, при торговой надбавке в размере 40 %, выручка от реализации запланированного отделом объема продаж составит 8 799 * 1,4 = 12 318,6 тыс.р.

Согласно данного бюджета расходов, функционирование отдела обойдется ООО «Эталон» в 10 816,2 тыс.р. в год.

Таблица 2.8 - Расчет бюджета расходов отдела

Статья расходов

Сумма, тыс.р.

Доля, %

Себестоимость продукции

7333

79,05

Аренда помещения

201,6

2,17

Заработная плата

804

8,67

Отчисления во внебюджетные фонды

273,4

2,95

Расходные материалы

88

0,95

Электроэнергия

80

0,86

Техническое обслуживание

40

0,43

Прочие расходы (5 %)

366,65

3,95

Амортизация оборудования

90,2

0,97

Итого

9276,85

100


Прибыль отдела полиграфии ООО «Эталон» таким образом, составит 763,3 тыс.р. В качестве системы налогообложения выбрана упрощенная система налогообложения (УСНО) со ставкой 6 % от доходов.

Срок окупаемости капитальных вложений в проект составляет менее года. Точный срок окупаемости составит: 594,4 / 763,33 = 0,78 года.

Построим финансовый профиль проекта на 5 лет. Ставку дисконтирования примем на уровне 12,5 %.

Таблица 2.9 - Финансовый профиль проекта

Показатель

0

1

2

3

4

5

Инвестиции

594,4






Доходы


12318,6

12318,6

12318,6

12318,6

12318,6

Расходы


11555,26

11555,26

11555,26

11555,26

11555,26

Чистый денежный поток

-594,4

763,34

763,34

763,34

763,34

763,34

Кумулятивный денежный поток

-594,4

168,94

932,28

1695,62

2458,96

3222,3

Дисконтированный денежный поток

-594,4

678,52

603,13

536,12

476,55

423,60

Кумулятивный дисконтированный денежный поток

-594,4

84,12

687,26

1223,38

1699,92

2123,52


Как показывает рисунок 2.1 и таблица 2.9, в долгосрочном периоде при принятой ставке дисконтирования 12,5 %, по прошествии 5 лет накопленный доход проекта без учета инфляции составит 3 222,3 тыс.р., дисконтированный же доход за этот же период составит 2 123,52 тыс.р.

Рисунок 2.1 - Денежные потоки проекта в долгосрочном периоде

Период окупаемости проекта без учета инфляции 0,78 года, а с учетом инфляции срок окупаемости составит 0,88 года. Таким образом инфляция выступает фактором затормаживающим доходность и развитие проекта.

3. Расчетное задание №14

Компания имеет возможность инвестировать до 103 у.ед., при этом цена источников финансирования составляет 13 %.

Необходимо составить оптимальный инвестиционный портфель компании, если:

) проекты поддаются дроблению;

) проекты не поддаются дроблению;

) проекты А и С являются взаимоисключающими.

Таблица 3.1 - Исходные данные

Альтернативные проекты

Инвестиции, млн.р.

Поступления, млн.руб. в год



1

2

3

4

А

93

34

42

31

27

B

56

45

56

41

36

C

59

67

84

62

54

D

64

28

35

26

23


Рассчитаем чистый приведенный эффект (NPV) и индекс рентабельности для каждого проекта (РI).

Проект А.

NPV = 34 / (1,13)1 + 42 / (1,13)2 + 31 / (1,13)3 + 27 / (1,13)4 - 93 = 8,02 млн.р.

PI = 101,02 / 93 = 1,086

IRR = 17,29 %.

Проект B.

NPV = 45 / (1,13)1 + 56 / (1,13)2 + 41 / (1,13)3 + 36 / (1,13)4 - 56 = 78,17 млн.р.

PI = 134,17 / 56 = 2,395

IRR = 74,11 %.

Проект C.

NPV = 67 / (1,13)1 + 84 / (1,13)2 + 62 / (1,13)3 + 54 / (1,13)4 - 59 = 142,16 млн.р.

PI = 201,16 / 59 = 3,41

IRR = 113 %.

Проект D.

NPV = 28 / (1,13)1 + 35 / (1,13)2 + 26 / (1,13)3 + 23 / (1,13)4 - 64 = 20,31 млн.р.

PI = 84,31 / 64 = 1,317

IRR = 74,11 %.

Сведем полученные данные по проектам в таблице 3.2.

Таблица 3.2 - Полученные данные по проектам

Проект

NPV

PI

IRR

А

8,02

1,09

17,29

B

78,17

2,40

74,11

C

142,16

3,41

113

D

20,31

1,32

28,19


Таким образом, по убывающему показателю PI инвестиционные проекты ранжируются следующим образом: C, В, D, А.

Таким образом, при условии, что проекты поддаются дроблению, оптимальным портфелем будет являться портфель, приведенный в таблице 3.3.

Таблица 3.3 - Оптимальный портфель

Проект

Инвестиция

Часть инвестиции включаемая в портфель, %

NPV

С

59

100

142,16

B

44

78,57

61,42

Итог

103


203,59


Таким образом, 100 % финансирование идет по проекту с наибольшей степенью доходности. На оставшуюся сумму инвестирования 44 млн.рублей, финансируем проект В. Это составит 44 / 78,17 * 100 = 78,57 %. Соответственно с проекта В сумма NPV будет уменьшена пропорционально финансированию.

Общий доход портфеля составит 203,59 млн.руб. при инвестировании 103 млн.руб.

Проекты не поддаются дроблению.

Оптимальную комбинацию находят перебором всех вариантов проектов и расчетом суммарного значения NPV для каждого варианта. Комбинация, максимизирующая сумму NPV, будет оптимальной.

В таблице 3.4 составим комбинацию проектов, учитывая что проекты А и С являются взаимоисключающими.

Таблица 3.4 - Возможные комбинации проектов

Комбинация проектов

Инвестиции

NPV

ВС

115

220,34

BD

120

98,49

CD

123

162,48


При условии что пара проектов является взаимоисключающими, теоретически возможны следующие сочетания проектов в портфеле: (ВС), (BD) и CD. В таблице 3.4 приведены требуемые суммы на инвестирование и рассчитан суммарный NPV для каждого варианта. Анализируя данные таблицы 3.4 можно сказать что не одну комбинацию мы не сможем профинансировать, т.к. предельная сумма инвестиционных возможностей 103 млн.руб., а на финансирование комбинаций необходимо минимум 115 млн.рублей. Таким образом, оптимальным будет инвестирование в один проект, с максимальной отдачей, это проект С.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью настоящего исследования являлось рассмотрение вопросов отраслевой диверсификации инвестиционной стратегии.

В ходе исследования, в первой главе были рассмотрены основы отраслевой диверсификации инвестиционной стратегии.

Стратегическое управление инвестиционной деятельностью носит целевой характер, т.е. предусматривает постановку и достижение определенных целей. Будучи четко выраженными, стратегические инвестиционные цели становятся мощным средством повышения эффективности инвестиционной деятельности в долгосрочной перспективе, ее координации и контроля, а также базой для принятия управленческих решений на всех стадиях инвестиционного процесса.

Определяя отраслевую направленность своей инвестиционной деятельности, предприятия выбирают две принципиально разные инвестиционные стратегии: конкурентную, направленную на максимизацию инвестиционной прибыли в рамках одной отрасли, или портфельную, направленную на снижение уровня инвестиционного риска и максимизацию инвестиционной прибыли за счет использования преимуществ межотраслевой деятельности.

Отраслевая диверсификация инвестиционной деятельности в рамках определенной группы отраслей (например, сельскохозяйственного производства, пищевой промышленности, транспорта) позволяет инвесторам более широко использовать накопленный опыт в области маркетинга, производственных технологий и тем самым повышать эффективность инвестирования при существенном снижении уровня инвестиционных рисков. Стратегия диверсификации инвестиционной деятельности предприятия реализуется при формировании стратегических зон хозяйствования, на которых лежит полная ответственность за разработку ассортимента конкурентоспособной продукции, эффективной сбытовой, а также инвестиционной стратегий.

В процессе отраслевой диверсификации инвестиционной деятельности предприятие может избрать либо наступательную инвестиционную стратегию, когда в качестве критерия поиска объектов инвестирования используются будущие преимущества отраслевого конгломерата, либо защитную, когда поиск объектов инвестирования направлен на устранение слабостей отдельных отраслевых производств.

Во второй главе была произведена разработка инвестиционной стратегии на примере конкретного предприятия.

В качестве инструмента повышения эффективности деятельности предприятия предложен проект по повышению прибыльности ООО «Эталон» по созданию отдела полиграфии, с целью нанесения полиграфических элементов на упаковочные материалы.

Стоимость необходимого оборудования составляет 594,4 тыс.р. Амортизационные отчисления составляют 90,2 тыс.р. в год.

Проведенные исследования путем анкетирования постоянных клиентов и потенциальных покупателей и заказчиков полиграфии на упаковочных материалах и разовой посуде позволяют прогнозировать увеличение реализации продукции порядка 60 %. Именно эта доля продукции будет реализовываться с полиграфией.

Основной частью расходов в отделе полиграфии является себестоимость продукции и составляет 81,4 % расходов отдела в целом.

Прибыль отдела полиграфии ООО «Эталон» таким образом, составит 763,3 тыс.р. В качестве системы налогообложения выбрана упрощенная система налогообложения (УСНО) со ставкой 6 % от доходов.

Срок окупаемости капитальных вложений в проект составляет 0,78 года. С учетом реализации проекта выручка ООО «Эталон» увеличивается на 57,89 %. Увеличение выручки способствует росту валовой прибыли в размере 53,21 % или 3 519,6 тыс.р. На сумму прочих расходов отнесены капитальные вложения в проект. Чистая прибыль ООО «Эталон» с учетом реализации проекта увеличиться на 22,23 %, что достаточно эффективно. В последующие периоды прочие расходы в виде капитальных вложений будут отсутствовать, что позволит увеличить чистую прибыль предприятия.

Большая доходность дает предприятию полные возможности для укрепления своего финансового состояния и наращивания экономического потенциала с целью дальнейшего успешного развития.

В третьей главе были проведены практические расчетов при решении задачи по формированию оптимального инвестиционного портфеля. Сделаны соответствующие выводы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1    Антикризисное управление: Учебное пособие для технических вузов, В.П.Крыжаковский, В.И.Лапенков, В.И.Лютер и др., под ред. Э.С.Минаев и В.П.Панакумина. - М.: «Издательство ПРИОР», 2012. - 538с.

2   Базилевич, А.И. Инновационный менеджмент предприятия: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / А.И. Базилевич; под ред. В.Я. Горфинкеля. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 231 с.

3       Басовский, Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник - М.: ИНФРА-М, 2012. - 240 с.

         Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 512 с.

         Балабанов, И.Т. Сборник задач по финансам и финансовому менеджменту: Учеб. пособие. - 2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 96 с.

6            Бочаров, В.В. Управление инвестиционным портфелем. // СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. - 312 с.

              Дробозина, Л.А., Окунева Л.П., Андросова Л.Д. и др., «Финансы. Денежное обращение. Кредит.», Учебник для вузов. Под редакцией проф. Л.А. Дробозиной. - М: Финансы, ЮНИТИ, 2012 г. - 479с.

8       Кочановский, М.В. Развитие институциональной среды малого бизнеса / Волго-Вят. акад. гос. службы. - Н. Новгород, 2011. - 67 с.

9            Мелкумов, Я.С. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 196 с.

10     Сергеев, И. В., Веретенникова И. И. Организация и финансирование инвестиций. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 514 с.

11     Теплова, Т.В. Финансовый менеджмент: Управление капиталом и инвестициями. //М.: Государственный университет, высшая школа экономики, 2011. - 210 с.

12 Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 448 с.

13  Финансовый менеджмент. Практикум». Под. ред. Н.Ф.Самсонова, учеб. пособ. - ЮНИТИ-ДАНА, 2011 г.- 269с.

14     Шикин, Е. В. , Чхартишвили А. Г. Математические методы и модели в управлении. - Москва: Дело, 2012.- 440 с.

Похожие работы на - Отраслевая диверсификация инвестиционной стратегии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!