Особенности современной денежно-кредитной системы в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    51,13 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности современной денежно-кредитной системы в Российской Федерации















Особенности современной денежно-кредитной системы в Российской Федерации

Содержание

Введение

. Понятие и сущность денежно-кредитной системы

.1      Понятие денежно-кредитной системы

.2      Структура денежно-кредитной системы

.3      Механизм функционирования денежно-кредитной системы

. Современная денежно-кредитная система РФ

.1 Анализ денежно-кредитной системы РФ

.2 Методы регулирования денежно-кредитной системы РФ

Заключение

Список использованных источников

Введение


Главной задачей денежно-кредитной системы РФ на современном этапе развития является поиск направления развития инвестиционных механизмов для реализации в финансово-денежной практике принципов конкуренции рыночной экономики. Только эффективно функционирующая денежно-кредитная система, которая соответствует требованиям экономических законов, позволит добиться качественного реформирования экономики, способствующей улучшению социально-экономической ситуации в стране. В связи с этим изучение и анализ денежно-кредитной системы на всех этапах ее развития в России является актуальной задачей.

В последние годы наметились существенные преобразования в становлении кредитного механизма денежно-кредитной системы РФ. Были сформированы основные пути развития денежного и кредитного механизмов, закончился раздел клиентской базы между финансовыми институтами.

Денежно-кредитная система на данном этапе развития - это важная сфера национального хозяйства любой страны, которая претерпевает существенные изменения.

Переходный период в экономике, повышение эффективности ее функционирования, создание необходимых финансовых институтов требуют дальнейшего развития денежно-кредитных отношений. Деньги и кредит способствуют развитию производительных сил, ускоряют формирование источников капитала для расширения воспроизводства на основе достижений научно-технического прогресса. Денежно-кредитная система необходима для быстрого и цивилизованного становления предприятий в условиях рыночной экономики, внедрения новых видов предпринимательской деятельности внутри страны и во внешнем экономическом пространстве.

На сегодняшний день становление и развитие денежно-кредитной системы в РФ полностью не изучено, что обусловлено следующими причинами:

после распада Советского Союза, кредитная система до сих пор не полностью реформирована;

аналитики основываются на несовершенной статистической информации, что приводит к игнорированию традиций формирования национальных кредитных систем.

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей денежно-кредитной системы РФ на современном этапе ее развития.

Объектом работы является механизм функционирования денежно-кредитной системы в России.

Предмет изучения - денежно-кредитная система Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели в ходе выполнения работы необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть понятие и сущность денежно-кредитной системы;

охарактеризовать структуру денежно-кредитной системы России и ее основных элементов;

изучить механизм функционирования денежно-кредитной системы;

провести анализ современного состояния денежно-кредитной системы в России;

рассмотреть методы регулирования денежно-кредитной системы РФ.

1. Понятие и сущность денежно-кредитной системы


1.1    Понятие денежно-кредитной системы

Денежно-кредитная система состоит из двух связанных и дополняющих друг друга систем: денежной и кредитной.

В основе денежной системы лежит категория денег, а кредитной - экономический кредит. Современная кредитно-денежная система характеризуется распределением функций между разными институтами. В частности, эмиссионные функции выполняют центральные банки, тогда как кредитные функции в основном выполняются коммерческими банками.

Денежная система - это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством, частью которой является валютная система, наделенная относительной самостоятельностью.

Деньги в процессе эволюции прошли несколько основных этапов, в ходе которых они меняли свою форму: металлические, бумажные, кредитные и электронные.

Металлические деньги изначально выступали в форме золотых и серебряных монет, и просуществовали до XVII века. Появлению бумажных денег в обращении способствовали следующие причины:

стирание монет со временем;

сознательная порча металлических монет - снижение металлического содержания монет с целью получения дополнительного дохода в казну;

выпуск в обращение бумажных денег с принудительным курсом целью получения эмиссионного дохода.

Бумажные деньги появились в России в 1769 году. Бумажные деньги - это денежные знаки, выпускаемые для покрытия бюджетного дефицита и не разменные на металл, но наделенные государством принудительным курсом. В силу того, что бумажные деньги выпускаются для покрытия дефицита государственного бюджета, размер их эмиссии зависит от потребностей правительства страны, при этом потребности товарного оборота не учитываются. Таким образом, особенностью бумажных денег является их неустойчивость и обесценение, которые могут быть вызваны следующими причинами:

переизбыток денег в обращении;

снижение доверия к правительству;

отрицательный платежный баланс.

По мере развития обращения денежные формы заменяются кредитными деньгами.

Кредит подразумевает постоянную смену форм капитала: денежная форма переходит в товарную, товарная - в производственную, далее обратно в товарную и денежную. Таким образом, кредит представляет собой экономические отношения, включающие в себя мобилизацию свободных денежных средств народного хозяйства и населения и их перераспределение на условиях возвратности, срочности, платности в целях расширенного воспроизводства.

Кредитная система - это совокупность кредитно-финансовых институтов, которые осуществляют аккумулирование и мобилизацию денежных средств на рынке ссудных капиталов.

Кредитная система в условиях рыночной экономики характеризуется двумя основными понятиями:

совокупность кредитно-расчетных и платежных отношений, основанных на определенных формах и видах кредитования;

совокупность кредитно-финансовых институтов, осуществляющих свою деятельность на кредитном рынке.

Первое понятие основано на движении ссудного капитала в его стоимостной и товарной форме в виде банковского, коммерческого, государственного и иных разновидностей кредита.

Второе подразумевает, что кредитная система при помощи кредитно-финансовых институтов осуществляет накопление временно свободных денежных средств и предоставление их в форме кредита организациям, государству и другим заемщикам.

Существуют два основных подхода к определению понятия кредитной системы:

функциональный подход, согласно которому кредитная система представлена видами кредита, методами кредитования;

институциональный подход, согласно которому кредитная система представлена кредитно-финансовыми учреждениями.

Кредитная система функционирует при помощи кредитного механизма, который представляет собой:

систему отношений по поводу аккумулирования денежных средств и мобилизации ссудного капитала между кредитными институтами и отраслями экономики;

систему отношений по поводу распределения ссудного капитала между кредитно-финансовыми институтами на финансовых рынках;

взаимоотношения между национальными кредитными институтами и международными валютно-кредитными организациями.

Роль кредитной системы в экономике страны связана со следующими потребностями:

организация кредитных отношений при помощи финансово-кредитных институтов, осуществляющих аккумулирование временно свободных денежных средств и направление их в форме кредита на развитие производства и торговли;

управление денежными потоками на рынке ссудных капиталов;

организация движения денежных средств в экономике при помощи финансово-кредитных институтов, которые выступают посредниками в обеспечении движения средств между разными субъектами рынка.

В мировой экономике различают два типа кредитных систем:

сегментированные - они существуют при установлении государством законодательных ограничений на проведение определенными финансово-кредитными институтами отдельных операций на финансовом рынке;

универсальные - они характеризуются отсутствием государственных ограничений на осуществление операций кредитными институтами, а также наличием системы контроля со стороны государства за деятельностью этих институтов.

Для отнесения кредитной системы к одному из этих типов рассматривается наличие или отсутствие запрета на проведение коммерческими банками операций с корпоративными акциями за свой счет, поскольку данные операции обладают высоким уровнем риска. Результатом этого является степень участия банков в финансировании корпораций.

Посредством кредитной системы происходит выражение сущность и функций кредита. Кредитная система находится в тесной взаимосвязи с денежной, в связи с чем, часто можно встретить единое понятие «денежно-кредитная система». Основной функцией кредитной системы является мобилизация временно свободных денежных средств и предоставление их во временное пользование за определенную плату государству, юридическим и физическим лицам.

В случае классификации по форме собственности группы принято называть уровнями. Кредитная система, в которую входят только государственные кредитные учреждения, называется одноуровневой. Кредитная система, в которую входят как государственные, так и негосударственные кредитные учреждения, называется двухуровневой.

В любой стране существует своя совокупность денежно-кредитных институтов, которая отличается от других стран. Отличия обусловлены историческими особенностями развития кредитно-денежных отношений, а также законодательными особенностями регулирования деятельности кредитных учреждений. В промышленно развитых странах денежно-кредитные системы, как правило, схожи между собой.

.2      Структура денежно-кредитной системы

Согласно одному из определений, денежно-кредитная система - это исторически сложившаяся форма организации денежного обращения, установленная государством в определенной стране.

Денежно-кредитная система состоит из банковской системы и системы специализированных финансовых институтов (рис.1).



Рис.1 Структура денежно-кредитной системы

Банковская система - это совокупность банковских учреждений на территории страны. Как правило, банковская система имеет два уровня - Центральный банк и коммерческие банки (рис.2).

Одноуровневая банковская система основывается на горизонтальных связях между банками, функционал которых универсален.

Двухуровневая банковская система строится на связях между банками по горизонтали и вертикали. По вертикали формируются отношения подчинения центральному банку в качестве руководящего и регулирующего органа остальных элементов системы.

На первом уровне банковской системы находится центральный банк, за которым законодательно закрепляются монополия на эмиссию национальных денежных знаков и ряд других функций в области кредитно-денежной политики.

На втором уровне банковской системы находятся коммерческие банки, которые концентрируют основную часть кредитных ресурсов, осуществляют различные банковские операции и оказывают финансовые услуги для юридических и физических лиц. Коммерческие банки формируются на акционерных началах и делятся на государственные, акционерные и кооперативные.

Рис.2. Структура банковской системы РФ

Банковская система РФ является одним из основных элементов финансовой системы. В настоящее время банковская система подвергается серьезным изменениям в отношении своей структуры и функций. Изменения происходят на законодательном уровне и основываются на основе опыта зарубежных стран, ранее проведенных реформ, а также современных представлений о сущности и назначении банковских институтов.

В банковскую систему России входит три группы кредитно-финансовых учреждений:

Центральный банк России;

коммерческие банки;

специализированные кредитно-финансовые учреждения.

Основу кредитной системы составляет Центральный банк РФ, собственность и имущество которого принадлежит государству. На него возложены основные функции по регулированию экономики.

Основными сферами деятельности центральных банков являются следующие:

осуществление эмиссии кредитных денег в наличной форме;

кредитование коммерческих банков;

хранение кассовых резервов других банков;

осуществление расчетных операций;

контроль за деятельностью прочих кредитных институтов.

Коммерческие банки представляю собой кредитные институты, осуществляющие широкий перечень банковских операций, в том числе кредитных, фондовых, посреднических.

Специализированные кредитно-финансовые учреждения осуществляют деятельность в определенных отраслях хозяйства. Как правило, они развиваются в узких секторах рынка капиталов и выполняют одну-две операции. К таким учреждениям относятся:

инвестиционные банки;

сберегательные учреждения;

страховые компании;

пенсионные фонды;

инвестиционные компании.

Инвестиционные банки осуществляют операции по выпуску и продаже ценных бумаг, привлекая капитал путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков.

Сберегательные учреждения мобилизуют временно свободные денежные средства населения и финансируют коммерческое и жилищное строительство.

Основной функцией страховых организаций является страхование жизни, имущества и ответственности, а их участие в кредитной системе заключается в финансировании крупнейших корпораций в области промышленности, транспорта и торговли.

В пенсионных фондах формируется страховой фонд экономики, необходимый для процесса расширенного воспроизводства. Пенсионные фонды вкладывают свои денежные резервы в облигации и акции частных компаний и ценные бумаги государства, принимая участие в финансировании экономики страны.

Инвестиционные компании являются промежуточным звеном между индивидуальным денежным капиталом и корпорациями, функционирующими в нефинансовой сфере. Различают несколько видов инвестиционных компаний в зависимости от колебаний курсов ценных бумаг. В основном инвестиционные компании вкладывают свои средства в акции корпораций.

На сегодняшний день специализированные кредитно-финансовые институты играют важную роль на финансовом рынке страны, являясь, по сути, резервуаром долгосрочного капитала. Это, однако, не означает, что роль коммерческих банков в экономике существенно уменьшилась. Коммерческие банки продолжают выполнять важнейшие функции денежно-кредитной системы: депозитно-чековую эмиссию, коммерческий кредит, краткосрочное финансирование и т.д.

1.3    Механизм функционирования денежно-кредитной системы

К основным инструментам денежно-кредитной политики относятся:

операции на открытом рынке - сделки с государственными облигациями;

изменение резервных норм коммерческих банков;

изменение учетной ставки - изменение процентной ставки, по которой центральные банки взыскивают платежи по кредитам коммерческих банкам.

Кроме того применяется прямое регулирование государством величины процентной ставки и установление для коммерческих банков лимитов кредитования.

Инициатором купли-продажи ценных бумаг является государство, а коммерческие банки принимают участие в данном процессе. Операции на открытом рынке способствуют уменьшению или увеличению денежной массы, находящейся в обращении, что влечет стимулирование или сдерживание роста экономики. Для сокращения количества денег в обращении Центральный банк навязывает коммерческим банкам покупку ценных государственных бумаг. Когда в экономике наблюдается спад - Центральный банк скупает ценные государственные бумаги. Таким образом, Центральный банк является основным звеном, регулирующим денежное обращение в стране.

Денежно-кредитная политика ЦБ РФ - это совокупность мероприятий, целью которых является изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и прочих показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Целью денежно-кредитной политики является регулирование экономики путем оказания влияния на состояние совокупного денежного оборота, который состоит из денежной массы в обращении и безналичных денег на банковских счетах.

Данная политика ориентирована на стимулирование денежно-кредитной эмиссии или на ее ограничение в периоды экономических подъемов.

Основные инструменты, применяемые ЦБ РФ при реализации денежно-кредитной политики классифицируются по ряду признаков:

в зависимости от формы воздействия: прямые и косвенные;

в зависимости от объекта воздействия: предложение и спрос на деньги;

в зависимости от характера параметров, определяемых в процесс регулирования: количественные и качественные.

К основным инструментам денежно-кредитной политики ЦБ РФ относятся следующие:

изменение норм обязательных резервов, которые размещают коммерческие банки на счетах ЦБ РФ;

установление официальной учетной ставки;

реализация операций с ценными бумагами и иностранной валютой.

Конкретный набор инструментов для проведения денежно-кредитной политики зависит от целей, стоящи перед государством на том или ином этапе экономического развития.

В соответствии с инструкцией №1 “О порядке регулирования деятельности коммерческих банков” и Указания о порядке формирования централизованных фондов банковской системы России за счет взносов коммерческих банков ЦБР образует резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются за счет резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов.

Фонд обязательных резервов представляет собой обязательную норму вкладов коммерческих банков в Центральный банк РФ, которая устанавливается на уровне закона и рассчитывается как определенный процент от суммы вкладов коммерческих банков. Назначение данного фонда заключается в том, чтобы при необходимости гарантировать возможность коммерческим банкам своевременно и полностью выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.

Центральный банк РФ воздействует на кредитную политику коммерческих банков и влияет на объем денежной массы в обращении, результатом чего является сокращение суммы свободных денежных средств в распоряжении коммерческих банков, которые используются для проведения активных банковских операций. Снижение нормы резервов дает возможность коммерческим банкам в полной мере использовать сформированные им кредитные ресурсы.

Особое место среди инструментов регулирования денежно-кредитной сферы ЦБ РФ занимает учетная ставка, которая выступает оперативным инструментом государственного воздействия на рынок ссудных капиталов. В рыночной экономике централизованное регулирование уровня учетной ставки задает определённую направленность движению кредита по горизонтали между банком и заемщиком, а также по вертикали - между Центральным банком и коммерческими банками. Учетная ставка является ориентиром для рыночных процентных ставок. Ее изменение по кредитным ресурсам ЦБ РФ увеличивает или сокращает предложение кредитных ресурсов, тем самым регулируя спрос на них.

Вследствие того, что практически все коммерческие банки используют в той или иной мере кредиты ЦБ РФ, воздействие учетных ставок распространяется на всю экономику страны.

К операциям ЦБ РФ на открытом рынке относятся купля-продажа ценных бумаг по определенному курсу. Это является наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Операции на открытом рынке влияют на объем свободных денежных ресурсов, которые находятся в распоряжении коммерческих банков, приводя к их сокращению, либо увеличению, что, в свою очередь, влияет на ликвидность банков. Данное воздействие проводится ЦБ РФ путем изменения цен покупки или продажи ценных бумаг коммерческих банков.

ЦБ РФ представляет интересы страны во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также иных международных валютно-финансовых организациях.

Центральный банк России выступает проводником единой государственной валютной политики, которая состоит из комплекса мероприятий, направленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны. Реализация данной функции осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и другими федеральными законами.

ЦБ РФ от имени Правительства РФ регулирует резервы иностранной валюты и золота, выступая хранителем государственных золотовалютных резервов. Он проводит регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота.

В целях реализации перечисленных функций ЦБ РФ может открывать свои представительства на территории других стран.

ЦБ РФ выступает органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных учреждений.

Регулирование кредитных учреждений представляет собой систему мер, при помощи которых Правительство обеспечивает стабильное функционирование банков, предотвращая кризисные явления в банковской сфере.

Контроль над банковской деятельностью осуществляется для обеспечения устойчивости коммерческих банков. Он подразумевает под собой целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Основной целью банковского регулирования и надзора является обеспечение стабильности банковской системы, защита интересов кредиторов и вкладчиков. Вмешательство в оперативную деятельность коммерческих банков со стороны ЦБ РФ может быть только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Функция надзора и контроля над банковской деятельностью реализуется ЦБ РФ следующими инструментами:

установление обязательных правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета, предоставления и составления отчетности;

Для обеспечения устойчивости кредитных учреждений ЦБ РФ вводит обязательные нормативы, в том числе:

минимальный размер уставного капитала для новых коммерческих учреждений;

минимальный размер собственного капитала для действующих кредитных учреждений;

максимальный размер не денежной части уставного капитала;

предельный размер риска на одного заемщика;

максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения и многие другие.

Развитая система специализированных кредитно-финансовых учреждений дает возможность аккумулировать свободные денежные капиталы и сбережения и предоставлять их в распоряжение торгово-промышленных корпораций и государства. Таким образом, становление и развитие денежно-кредитной системы - одно из важнейших направлений экономики страны.

2. Современная денежно-кредитная система РФ

 

.1 Анализ денежно-кредитной системы РФ


В настоящее время денежно-кредитная система РФ характеризуется недостатком системности и четкости методологических подходов. Это находит выражение в следующих тенденциях:

отсутствие четких задач политики процентной ставки;

отсутствие методики оценки спроса на деньги и концептуальных подходов к формированию денежного предложения;

неэффективное управлении золотовалютными резервами.

По опыту развитых стран основной целью денежно-кредитной политики является обеспечение основных показателей макроэкономической устойчивость: экономического роста, занятости, ценовой стабильности, высокой конъюнктуры финансового рынка.

В планах Центрального банка РФ завершение перехода на режим таргетирования инфляции. Под инфляционным таргетированием обычно понимается разновидность денежно-кредитной политики, при которой центральный банк публично объявляет количественный показатель допустимой инфляции и берет на себя обязательство обеспечить рост цен в пределах установленного диапазона. Основным механизмом достижения данной цели является воздействие на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. Но при этом в качестве инструмента денежно-кредитной политики применяется краткосрочная процентная ставка.

В соответствии с этим, в ближайшее время перед Банком России стоит задача превращения процентной ставки в основной инструмент денежно-кредитной политики. Планируется обеспечить постепенное сужение диапазона процентных ставок по собственным операциям ЦБ РФ и снижение волатильности ставок денежного рынка.

Важное значение, также приобретает повышение качества управления международными резервами, с целью обеспечения их сохранности и высокой доходности, а также снижения инвестиционных рисков.

За последние годы заметна тенденция к постоянному сокращению количества коммерческих банков в РФ. Эксперты считают, что к 2016-2017 году в стране останется 500-600 банков. Данные прогнозы основаны на динамике количества коммерческих банков за последнее десятилетие.

По данным ЦБ РФ по состоянию на 01.01.15 года в России действовало 834 коммерческих банка, из которых только половина относится к крупным и соответствует новым требованиям по величине уставного капитала. За 2014 год было закрыто 89 банков, а количество банков с 2007 по 2015 год уменьшилось на 302 банка, при этом сокращение банковского сектора происходит практически по всем Федеральным округам. При сохранении данной тенденции региональные банки могут просто исчезнуть.

Одной из проблем, вследствие которой происходит и прогнозируется сокращение количества банков, является выдвижение новых требований к уставному капиталу банка.

Исходя из требований Банка России к уставному капиталу, многие банки претерпевают следующие трансформации:

объединяются с целью увеличения и сохранения капиталов;

крупные банки поглощают более мелкие банки;

закрываются в связи с банкротством или в связи с невозможностью мелких банков выполнять требования ЦБ по работе и размеру уставного капитала.

Данные процессы идут в банковском секторе постоянно, но после издания ЦБ РФ новых требований к величине уставного капитала количество таких процессов резко возросло. Помимо этого часть банков закрывается в принудительном порядке вследствие нарушения законов.

По мнению экспертов, финансовый кризис, который на данный момент прогрессирует в стране, приводит к тому, что сокращение количества коммерческих банков в России будет продолжаться. Невозможно однозначно сказать, плохо это или хорошо. Ясно только то, что на сегодняшний день в России присутствует дефицит качественных банковских услуг в регионах и дисбаланс пока не меняется.

Состояние крупных коммерческих банков усилилось после экономического кризиса 2009 года по результатам 2013 года. В результате активного роста кредитования крупного бизнеса в 2014 году данный тренд сохранился. Вследствие чего перспективы развития банковского сектора в 2015 году будут сопровождаться ростом сосредоточения активов на крупных кредитных организациях.

В настоящее время деятельность коммерческих банков в Российской Федерации расширяется за счет выдачи средств на финансирование хозяйства, проведения сделок с ценными бумагами, осуществления посреднических и трастовых сделок и пр. В этой связи подвергается изменениям и организационная структура банков.

К специальным кредитным учреждениям относятся организации, представляющие те или иные формы кредитов или занимающиеся выполнением одной из функций коммерческого банка. Специальные кредитные учреждения необходимы для дополнения банковской системы функциями, которые наиболее требуются в определенном секторе экономики.

2.2 Методы регулирования денежно-кредитной системы РФ


Регулирование денежного обращения в России осуществляется Центральным банком РФ. В соответствии с Федеральным законом «О центральном банке Российской федерации» основные инструменты денежно-кредитной политики банка:

процентные ставки по операциям Банка России;

нормативы обязательных резервов;

операции на открытом рынке;

рефинансирование банков;

депозитные операции;

валютное регулирование;

установление ориентиров роста денежной массы;

прямые количественные ограничения.

Важным элементом становления и развития денежно-кредитной системы является государственное регулирование кредитно-финансовых институтов.

Основными направлениями государственного регулирования денежно-кредитной системы являются:

политика центрального банка в отношении кредитно-финансовых учреждений;

налоговая политика правительства в смешанных и государственных кредитных институтах;

законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различных институтов денежно-кредитной системы.

Целями контроля со стороны государства за деятельностью институтов денежно-кредитной системы являются:

проверка соответствия деятельности учреждений действующему законодательству;

анализ риска операций;

проверка ликвидности деятельности;

анализ рентабельности операций, структуры доходов и расходов;

проверка фискальной и социальной защиты сотрудников банковских учреждений.

Центральные банки развитых стран направляют свою политику в основном на коммерческие и сберегательные банки. Реализация политики центрального банка осуществляется в следующих формах:

учетная политика;

регулирование нормы обязательных резервов;

проведение операции на открытом рынке;

оказание прямого воздействия на рынок ссудных капиталов.

Учетная политика центрального банка заключается в учете коммерческих векселей коммерческих банков, получаемых ими от различных организаций. Центральным банком производится выдача кредитных ресурсов на оплату векселей и определение учетной ставки. Учетная политика центрального банка ориентирована на лимитирование переучета векселей, установление максимальной суммы кредита для каждого банка. Таким образом, происходит влияние на величину выдаваемых банком ссуд. Учетная политика, как правило, сочетается с государственным установлением процентных ставок по кредитам и вкладам. Не смотря на то, что банки преимущественно наделены самостоятельностью в определении процентов во ссудам и вкладам, они основываются на учетной ставке центрального банка. Необходимо заметить, что специфика учетной политики центрального банка имеет свои особенности, которые связаны с состоянием кредитной системы, ролью государства и центрального банка в экономике страны.

Одной из форм государственного регулирования денежно-кредитной системы является определение центральным банком нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Оно заключается в обязанности коммерческих банков осуществлять хранение части своих кредитных ресурсов на беспроцентных счетах в центральном банке. Норма резерва подлежит изменению в зависимости от изменений, происходящих на рынке капиталов. Ее рост отражается снижением кредитной экспансии коммерческих банков, а снижение приводит к расширению кредитных ресурсов. Нормы резервов колеблются от 5 до 20% в разных странах.

Следующей формой регулирования центральным банком денежно-кредитной системы выступают операции центрального банка на открытом рынке с государственными облигациями путем их купли-продажи кредитно-финансовыми институтами. Реализация государственных облигаций приводит к уменьшению денежных ресурсов банков и прочих кредитно-финансовых институтов, что отражается повышением процентной ставки на рынке ссудных капиталов. Это обязывает кредитные институты приобретать определенную долю государственных облигаций, осуществляя тем самым финансирование дефицита государственного бюджета и государственного долга.

Еще одной формой регулирования центральным банком денежно-кредитной системы является прямое вмешательство государства в кредитную систему страны посредством издания прямых предписаний органов контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. В отдельных случаях центральным банком проводится контроль за выдачей крупных кредитов, их лимитирование, а также выборочная проверка кредитных учреждений. Как правило, методы прямого воздействия направлены на деятельность коммерческих и сберегательных банков, и редко - других кредитно-финансовых институтов.

Налоговая политика также является одним из методов регулирования денежно-кредитной системы. Она заключается в изменении налоговых ставок на прибыль, получаемую различными кредитно-финансовыми институтами. Налог на прибыль распространяется на кредитно-финансовые учреждения на общих основаниях.

Следующим способов регулирования денежно-кредитной системы выступает государственное участие в деятельности кредитно-финансовых учреждений, что находит выражение в следующих направлениях:

приобретение части кредитных институтов государством путем национализации;

организация новых учреждений;

долевое участие государства путем приобретения акций кредитно-финансовых учреждений.

При помощи данного способа государство эффективно воздействует на состояние всей кредитной системы страны. Серьезное воздействие на регулирование кредитной системы оказывают законодательные меры, реализуемые правительством и местными органами власти. Данные органы формулируют законы и инструкции, которые содержат регламенты деятельности кредитно-финансовых институтов. Основная регулирующая функция отводится при этом исполнительной и законодательной власти, которыми издаются законы, которые определяют деятельность кредитно-финансовых институтов.

Исполнительная власть реализуется в данном случае через центральный банк и министерство финансов.

Таким образом, система государственного регулирования денежно-кредитной системы представляет собой сложной, эффективный и довольно противоречивый механизм.

Заключение

денежный кредитный государственный регулирование

Современная денежно-кредитная система - это совокупность денежно-кредитных институтов денежно-кредитного регулирования и денежно-кредитных инструментов.

Развитая и эффективной функционирующая денежно-кредитная система является гарантией успешного развития экономики любой страны. Становление и развитие денежно-кредитной системы в Российской Федерации выявило определенные проблемы и недостатки ее элементов, в связи с чем возникла необходимость проведения реформирования денежно-кредитной системы России для решения следующих задач:

улучшение экономического климата в стране;

достижение относительно равных условий доступности ресурсов для различных организаций;

формирование эффективного механизма, который даст возможность государству осуществлять регулирование финансовыми потоками, в том числе кредитными, и направлять их на решение важных экономических проблем: модернизацию экономики, развитие производства, внедрение новых технологий.

отлаженность хозяйственного оборота и платежно-расчетной системы;

способность обеспечить сбалансированность спроса и предложения на товарном рынке, избежание товарного дефицита;

определение степени влияния на состояние денежной массы в стране инфляции и роста цен;

сведение к минимуму нехватки денежных средств у предприятий для выплаты заработной платы, финансовых оборотных средств.

В широком смысле денежно-кредитная политика направлена на борьбу с инфляций и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через регулирование денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок. В узком смысле целью денежно-кредитной политики является достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, изменение ставки Центрального Банка и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок.

В настоящее время необходимо сформировать механизмы, обеспечивающие благоприятные условия для привлечения капиталов в финансовые институты. Представляется целесообразным создание ряда отраслевых банков развития, а также перепрофилирование крупных кредитных институтов с государственным участием в преимущественное финансирование наукоемких и обрабатывающих отраслей промышленности.

По отношению к другим кредитным институтам требуется осуществлять гибкую политику в банковском секторе, ориентированную на развитие специализации и концентрации банковского капитала. Внесение изменений в законодательство РФ, необходимо структурировать денежно-кредитную систему таким образом, чтобы часть организаций специализировалась на расчетах, часть - на различных видах займов, а часть - на инвестиционной деятельности. Наряду с этим, требуется стимулирование слияний банковских структур для повышения уровня концентрации банковского капитала. С целью решения этих вопросов необходимо объединить усилия законодательной и исполнительной власти и самих субъектов денежно-кредитной системы.

Среди актуальнейших проблем развития и функционирования денежно-кредитной системы в России можно выделить следующие:

существование мелких учреждений, которые вследствие слабой финансовой базы неспособны качественно справиться с потребностями клиентов;

проблема ипотечного кредитования заключается в недостаточной развитости рынка жилья и несоответствии цен на жилье среднему уровню доходов населения;

отсутствие благоприятных условий для развития рынка корпоративных ценных бумаг;

отсутствие реальной законодательной базы для регламентации рынка специализированных небанковских институтов.

Таким образом, на основании перечисленных проблем денежно-кредитной системы России, можно сделать вывод, что основной задачей на сегодняшний день является реструктуризация самой системы и повышение качества управления кредитных учреждений.

Список использованных источников


1.      Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (10 июля 2002 г.)

.        Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (с изменениями на 29 декабря 2014 года) (редакция, действующая с 1 марта 2015 года)

.        Астрелина, В. В. Управление ликвидностью в российском коммерческом банке : учеб. пособие / В. В. Астрелина, П. К. Бондарчук, П. С. Шальнов. - М.: Форум : ИНФРА-М, 2012. - 175 с.

.        Банковские риски: учебник / под ред. О. И. Лаврушина, Н. И. Валенцовой. -3-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2013. - 292 с.

.        Банковское дело : учеб. для бакалавров / под ред. Е. Ф. Жукова, Ю. А. Соколова. - М. : Юрайт, 2012. - 590 с.

.        Банковское дело: учебное пособие / под ред. М. А. Петрова. - Москва : Рид Групп, 2011.- 240 с.

.        Белоглазова, Г. С., Кроливецкая, Л. В. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка / Г. Г. С. Белоглазова, Л. В. Кроливецкая. - Москва: Юрайт, 2012. - 608 с.

.        Горелая, Н. В. Организация кредитования в коммерческом банке : учеб. пособие / Н. В. Горелая. - М. : Форум : ИНФРА-М, 2012. - 207 с.

.        Жарковская, Е. И., Арендс, И.У. Банковское дело / Е.И. Жарковская, И.У. Арендс. - Москва: Омега-Л, 2010. - 304 с.

.        Киреев, В. Л. Банковское дело : учебник / В. Л. Киреев, О. Л. Козлова. - М: КНОРУС, 2012. - 239 с.

.        Когденко, В. Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика : учеб. пособие для вузов / В. Г. Когденко, М. В. Мельник, И. Л. Быковников. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 471 с.

.        Колпакова, Г. М. Финансы, денежное обращение и кредит : учеб. пособие для бакалавров / Г. М. Колпакова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 538 с.

.        Костерина, Т. М. Банковское дело : учеб. для бакалавров / Т. М. Костерина ; Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 332 с.

.        Лаврушин, О.С. Основы банковского дела / О.С. Лаврушин. - Москва: Кнорус, 2011. - 392 с.

.        Основы банковского дела / Коробов, Ю. А. и др.; под ред. Ю.А. Коробова, Г.Д. Коробовой. - Москва: ИНФРА-М, 2010. - 448 с.

.        Роль кредита и модернизация деятельности банков в сфере кредитования: монография / под ред. О. И. Лаврушина. - М. : КНОРУС, 2012. - 267 с.

.        Семибратова, О. В. Банковское дело / О. В. Семибратова. - Москва: Academia, 2012. - 224 с.

.        Тавасиев, А. М. Банковское дело: управление кредитной организацией : учеб. пособие / А. М. Тавасиев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2011. - 639 с.

.        Управление финансами. Финансы предприятий : учебник / под ред. А. А. Володина. - 2-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 509 с.

.        Финансы, денежное обращение и кредит : учеб. для бакалавров / под ред. Л. А. Чалдаевой. - М. : Юрайт, 2012. - 540 с.

.        Шапкин, А. С. Экономические и финансовые риски: оценка, управление, портфель инвестиций : учеб. пособие / А. С. Шапкин, В. А. Шапкин. - 9-е изд. - М. : Дашков и К, 2013. - 543 с. - 5 экз. 

Похожие работы на - Особенности современной денежно-кредитной системы в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!