Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,45 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий

План

Введение

Понятие и состав земель особо охраняемых территорий

Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий

Земли рекреационного назначения

Особо ценные земли

Заключение

Список литературы

Понятие и состав земель особо охраняемых территорий

Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Земли особо охраняемых территорий имеют особое природо-охранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (п. 1 ст. 94 ЗК РФ). К числу таких территорий закон относит особо охраняемые природные территории, в том числе лечебно-оздоровительные местности и курорты, земли природоохранного, рекреационного, историко-культурного назначения и иные особо ценные земли, признанные федеральными законами.

Порядок отнесения земель к особо охраняемым территориям федерального значения, порядок их использования и охраны устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок признания земель особо охраняемыми территориями регионального и местного значения, порядок их использования и охраны устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Правительство Российской Федерации, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на которых находятся пригородные зеленые зоны, городские леса, городские парки, охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.).

Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных Земельным кодексом и федеральными законами.

Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законами. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации (ст. 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.).

Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавались особо охраняемые природные территории, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изъятие земельных участков или иное прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих участков особого правового режима.

В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности (п. 5 ст. 95 ЗК РФ)

На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается:

-предоставление садоводческих и дачных участков;

-строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий;

-движение и стоянка механических транспортных средств, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

-иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами. Названные общие требования, характеризующие правовой режим земель особо охраняемых территорий, сформулированы в Земельном кодексе Российской Федерации. Они дополняются также предписаниями

Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. Закон обязывает вести государственный кадастр особо охраняемых природных территорий. В него включаются сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, их эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценностях. Порядок его ведения устанавливается Правительством Российской Федерации.

1.Государственные природные заповедники. Такие территории учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации при условии согласия субъектов Российской Федерации на отнесение его территории к объектам федеральной собственности. Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Земли государственных заповедников находятся в федеральной собственности и предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования. Земельные участки в границах государственных заповедников приватизации не подлежат. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления.

Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники. Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).

На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные и редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на облегчение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории. Эта деятельность осуществляется в порядке установленном индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.

Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.

2.Национальные парки учреждаются постановлением Правительства РФ при условии согласия субъектов Российской Федерации на отнесение соответствующих территорий к объектам федеральной собственности. Конкретный национальный парк функционирует на основе положения, утвержденного государственным органом, в ведении которого он находится.

Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Земельные участки в границах национальных парков приватизации не подлежат. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения названных земель за счет федерального бюджета и иных, не запрещенных законом источников.

На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, исторических и иных особенностей. В этой связи на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:

а)заповедная, в пределах которой запрещена любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;

б)особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории, которой допускается строго регулируемое посещение;

в)познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;

г)рекреационная, предназначенная для отдыха;

д)охраны историко-культурных объектов, в пределах которых обеспечиваются условия для их сохранения;

е)обслуживания посетителей, предназначения для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;

ж)хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

Земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения, не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей и собственников, деятельность которых не оказывает негативного (вредного) воздействия на земли национальных парков, не нарушает их режима. Национальные парки имеют исключительное право на приобретение указанных земель.

На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, историко-культурным объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка. Так, не разрешаются:

а)разведка и разработка полезных ископаемых;

б)деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;

в)деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;

г)предоставление на территории национальных парков садоводческих и дачных участков;

д)строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков;

е)рубки главного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство, промышленная заготовка дикорастущих растений, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

ж)движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав леса по водотокам и водоемам;

з)организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;

и)вывоз предметов, имеющих историко-культурное назначение.

Порядок предоставления и аннулирования лицензий, предоставления в аренду земельных участков природных объектов и сооружений определяется Правилами подготовки и заключения договора аренды земельного участка национального парка, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 января 2007 г. № 47. Передача в аренду зданий и сооружений осуществляется в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ. Находящиеся в пользовании (владении) национальных парков земельные участки и природные объекты могут быть переданы в аренду, если она допускается законодательством Российской Федерации. Земельные участки и природные объекты предоставляются в аренду по результатам конкурса или аукциона. Предоставление земельных участков и природных объектов в аренду для целей, связанных с обеспечением регулируемого туризма и отдыха, разрешается на срок до 50 лет.

Победитель конкурса (аукциона) заключает с национальным парком договор аренды с указанием в нем всех реквизитов и условий, перечисленных в названном Положении.

В договоре должно быть закреплено право собственности арендатора на воздвигнутые им в соответствии с проектной документацией объекты, а также обязанности собственника по распоряжению ими по истечении срока договора аренды земельного участка, природного объекта.

Субаренда (поднаем) земельных участков, природных объектов, зданий, сооружений на территории национального парка и передача арендатором обязанностей по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставление арендного имущества в безвозмездное пользование, а также передача арендных прав в залог и внесение их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив не допускаются.

Размер арендной платы за пользование земельными участками, природными объектами определяется по соглашению сторон, но не ниже базовых размеров арендной платы, устанавливаемых соответствующими органами исполнительной власти при аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Доходы, получаемые от арендной платы за пользование земельными участками, природными объектами, в полном объеме остаются в распоряжении национальных парков и расходуются ими на природоохранные цели. При этом национальный парк уплачивает земельный налог с площади земельных участков, переданных в аренду в установленном порядке.

3.Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации. Их территории (акватории) включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Территория природных парков располагается на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.

Решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Создание природных парков, связанных с изъятием земельных участков и водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением органов власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством РФ.

На территории природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменения исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. Помимо этого могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности этих территорий.

Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемом органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами в области охраны окружающей среды и органами местного самоуправления.

4.Государственные природные заказники - это территории (акватории), имеющие особо ценное значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

Государственные природные заказники могут быть федерального и регионального значения. Они могут иметь различный профиль, в том числе быть:

а)комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

б)биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

в)палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

г)гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных

д)геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства РФ, регионального - органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Задачи и особенности режима особой охраны территорий конкретного государственного заказника федерального значения определяются положением о нем, утвержденным специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Государственными природными заказниками не могут быть объявлены территории (акватории), находящиеся в границах территорий государственных природных заповедников и национальных парков.

Государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федераций по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления. В соответствии с земельным законодательством создание государственных природных заказников согласовывается с собственниками, владельцами, пользователями участков земли и акваторий, на которых они расположены.

На территориях государственных природных заказников и их отдельных участках постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Основной перечень запрещенной деятельности назван в Примерном положении о государственных природных заказниках Российской Федерации.

Государственные природные заказники обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру их границ.

5.Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Они могут быть федерального и регионального значения.

Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федераций. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Названные органы утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. На территориях, занятых памятниками природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Передача памятников природы и их территорий под охрану этих лиц оформляется охранным обязательством, паспортом или другим документом, выданным специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Расходы собственников, владельцев и пользователей земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов.

Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев (п. 10 ст. 95 ЗК РФ).

6.Дендрологические парки и ботанические сады признаются природоохранными учреждениями. В их задачи входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач. Земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.

Находящиеся на балансе дендрологических парков и ботанических садов здания, сооружения и помещения приватизации не подлежат.

Дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального и регионального значения. Они образуются соответственно решениям исполнительных органов государственной власти Российской Федерации.

На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

Территория дендрологического парка и ботанического сада может подразделяться на:

а)экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков и ботанических садов;

б)научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков и ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений;

в)административную.

Задачи, научный профиль, особенности правового положения, организационное устройство, особенности охраны конкретного дендрологического парка и ботанического сада определяются в положениях о них, утверждаемых органами исполнительной власти, принявшими решение об образовании этих учреждений.

7.Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов - это земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, которые относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. Ими признаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождения минеральных вод, лечебные грязи, рапа лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются для профилактики и лечения заболеваний человека (п. 1 ст. 96 ЗК РФ). Они могут быть признаны лечебно-оздоровительными местностями федерального, регионального или местного значения.

Освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории с природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, признаются курортами.

Правовой режим названных территорий регулируется Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г.

Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.

Природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью. Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут использоваться также для промышленного розлива. Природные лечебные ресурсы предоставляются на основании лицензии в порядке, определенном Правительством РФ. Застройка земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется с соблюдением правил, установленных законодательством для проведения работ на особо охраняемых природных территориях.

В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Имеется Положение об округах санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения. Оно утверждено Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1423.

Округа санитарной охраны устанавливаются на местностях, если их природные лечебные факторы не относятся к недрам. Округа горносанитарной охраны устанавливаются в местах, где имеются объекты, относящиеся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие полезные ископаемые, отнесенные к категории лечебных). Внешний контур округа санитарной (горно-санаторной) охраны - граница лечебно-оздоровительной местности, курорта федерального значения, курортного региона (района).

В составе округа выделяется до трех зон. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии с законодательством (ст. 55 ЗК РФ).

Режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (скважин, источников), месторождений лечебных грязей, других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий. На территории этой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях, при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.

Для скважин, источников и других очагов разгрузки минеральных вод границы первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 15 м от оголовка скважины или контура очага разгрузки. Для лечебных пляжей, а также акваторий, предназначенных для купаний, границы первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 м от контура пляжа по суше и не менее 300 м от линии уреза воды по акватории водного объекта, а при ширине водного объекта менее 300 м - по его противоположному берегу.

Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождению лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов.

Границы второй зоны устанавливаются с учетом геоструктурных, гидрогеологических, геоморфологических и ряда других факторов.

Режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей, месторождений лечебных грязей, других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещения промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Границы третьей зоны определяются по совокупности площадей распространения всех природных лечебных факторов и объектов с учетом возможного воздействия на них источников загрязнения.

Вынесение на местность установленных границ округа санитарной или горно-санитарной охраны осуществляет орган местного самоуправления не позднее чем через шесть месяцев после утверждения округа.

8.Земли природоохранного назначения - это земли, которые выполняют природозащитные функции:

-водоохранных зон рек и водоемов;

-запретных и нерестоохранных полос;

-лесов, выполняющих защитные функции;

-противоэрозионных, пастбишезащитных и полезащитных насаждений;

-иные земли, выполняющие природоохранные функции.

На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного ре - жима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Юридические лица, в интересах которых выделяются земельные участки с особыми условиями использования, обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками.

В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации (п. 5 ст. 97 ЗК РФ).

Правовой режим таких территорий в настоящее время определяется Федеральным законом от 7 мая 2001 г. «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Традиционное природопользование - это исторически сложившиеся способы природопользования, обеспечивающие неистощительное использование объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

С учетом особенностей правового режима территорий традиционного природопользования такие территории законодательно признаны особо охраняемыми природными территориями федерального, регионального и местного значения.

Соответственно уровню своей значимости данные территории образуются решениями Правительства РФ, решениями органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Размеры таких территорий определяются с учетом следующих условий:

-поддержания достаточных для обеспечения возобновляемости и сохранения биологического разнообразия популяций растений и животных;

-возможности осуществления лицами, относящимися к малочисленным народам, различных видов традиционного природопользования;

-сохранения исторически сложившихся социальных и культурных связей лиц, относящихся к малочисленным народам;

-сохранения целостности объектов историко-культурного наследия.

На территории традиционного природопользования могут выделяться следующие их части:

-поселения, в том числе имеющие временное значение и не постоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;

-участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления промысла рыбы и морского зверя, сбора дикорастущих растений;

-объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность.

Земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в безвозмездное пользование.

Использование природных ресурсов, находящихся на территории традиционного природопользования, для обеспечения традиционного образа жизни осуществляется лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обычаями малочисленных народов. Эти народы и их общины вправе безвозмездно пользоваться также общераспространенными полезными ископаемыми, находящимися на территориях традиционного природопользования, для личных нужд.

Лица, не относящиеся к малочисленным народам, но постоянно проживающие на территории традиционного природопользования, пользуются природными ресурсами для личных нужд, если это не нарушает правового режима территорий традиционного природопользования. Пользование природными ресурсами, находящимися на территории традиционного природопользования, гражданами и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности допускается, если указанная деятельность не нарушает правового режима территорий традиционного природопользования.

На земельных участках, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования, для обеспечения кочевки оленей, водопоя животных, проходов, проездов, водоснабжения, прокладки и эксплуатации линий электропередач, связи и трубопроводов, а также других нужд могут устанавливаться сервитуты в соответствии с законодательством Российской Федерации, если это не нарушает правового режима территорий традиционного природопользования.

В случае изъятия земельных участков и других обособленных природных объектов, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования, для государственных или муниципальных нужд лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов предоставляются равноценные земельные участки и другие природные объекты, а также возмещаются убытки, причиненные таким изъятием.

Земли рекреационного назначения

земля рекреационный правовой охрана

К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки и лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

а)Использование учебно-туристических троп и трасс может осуществляться согласно закону на основе сервитутов, при этом указанные земельные участки у правообладателей из использования не изымаются.

Сервитуты, как известно, бывают публичные и частные. Для рекреационных нужд на основе сервитута возможно, в частности, пользование земельными участками лесного и водного фондов. Так, Лесной кодекс РФ (ст. 21) разрешает гражданам свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный лесной сервитут). Кроме того, пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей прямо рассматривается Лесным кодексом РФ (ст. 80) одним из видов лесопользования.

б)

Похожие работы на - Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!