Духовно-рыцарские ордена крестоносцев на Востоке

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,33 Кб
  • Опубликовано:
    2016-06-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Духовно-рыцарские ордена крестоносцев на Востоке

Оглавление

Введение.

Глава 1. Орден Храма (тамплиеров).

§ 1. Возникновение ордена.

§2. Устав. Внутренняя организация.

§3. Военная деятельность ордена.

§4. Падение ордена.

Глава 2. Орден Госпитальеров.

§1. Возникновение ордена.

§2. Внутренняя структура. Устав.

§3 . Военные действия.

§4. Последние годы пребывания в Святой Земле.

Глава 3. Тевтонский орден.

§1. Возникновение ордена.

§2. Устав. Внутренняя организация и обычаи.

§3. Война в Святой Земле.

Заключение

Введение

Служение обществу было одним из аспектов существования монашеских орденов, но жизнь в безбрачии и постах, посвященная чтению Библии и обработке земли мотыгой, не казалась привлекательной молодым людям, которых готовились к воинской службе. Военные ордена оказались самым подходящим местом для них, к тому же туда принимали даже в те годы, когда крестовый поход не был объявлен.

Назначением рыцарей Христа было не распространение Евангелия, а защита тех, кто имел к этому призвание и соответствующую подготовку.

Франки в своём первом крестовом походе 1095-1099гг. взяли Иерусалим. Это было результатом сочетания религиозного энтузиазма, военного искусства и опыта, экономической активности, доверительных отношений светской и духовной власти. Но болезни, отсутствие хоть какого-то медицинского ухода и голод вызывали смерти огромного количества рыцарей. А ведь даже те немногие, кто выжил, оказались способны одолеть ряд молодых и непрочных тюркских государств. Затем, хотя поход только частично увенчался успехом, большинство рыцарей и клириков пожелали вернуться домой. Осталось слишком мало воинов, чтобы завершить завоевание, а прибывавших подкреплений было едва достаточно, чтобы удержать то, что уже завоевано. Крестьяне, отправившиеся в большое паломничество в Иерусалим, были перебиты недалеко от Константинополя, а итальянские купеческие сообщества, которые так радовались открытию восточных рынков, вскоре перессорились по поводу прав на их использование. В такой ситуации идея крестовых походов могла существовать только до того момента, когда не найдётся мусульманский вождь, способный объединить мусульманские общности и воодушевить их на борьбу.

В последующие десятилетия каждый раз, когда у мусульман появлялся вождь, который отваживался напасть на государства крестоносцев, Запад реагировал на это слишком медленно. Всем была ясна необходимость какой-то новой формы военной организации, которая смогла бы обеспечить опытными рыцарями гарнизоны в изолированных и подвергаемых опасностям замках, которая могла бы собирать в Европе припасы и деньги для снабжения гарнизонов, а также транспорт, чтобы переправлять все это в Святую землю. Члены этой организации должны были разбираться в местных условиях и объяснять их новоприбывшим крестоносцам. Их не должны были касаться династические споры крупных родов. Такими качествами обладали военные ордена.

После окончания первого крестового похода, в 1099-1100 гг. часть рыцарей вернулась обратно в Европу. В Палестине осталось всего несколько тысяч рыцарей. Тогда и были созданы духовно-рыцарские ордена. Ордена создавались для того, чтобы упрочнить положение государства крестоносцев. Так, в начале XII в. в Палестине были учреждены военно-монашеские организации, или ордены: иоаннитов (госпитальеров) и тамплиеров. Позднее, в период Третьего Крестового похода, образовался еще один орден - Тевтонский, объединивший немецких рыцарей.

Это были и монахи, и рыцари. У них был особый монашеский устав и специальные - одновременно духовные и военные - начальники: магистры орденов.

Самыми крупными орденами крестоносцев на востоке были: Орден Храма (тамплиеров), орден Госпиталя (орден Святого Иоанна), и Тевтонский орден (Немецкий орден).

Свое полное развитие эта крестоносная идеология, относительно целей и содержания Крестовых походов, получит уже в XII-XIII вв., в процессе развертывания военно-колонизационного движения в Восточное Средиземноморье.

К теме крестовых походов и образованию военно-монашеских орденов историки обращались и обращаются довольно часто. Это одна из самых актуальных тем в истории средневековья. Литература по данной теме очень обильна и подробна. Но среди всей этой литературы много недостоверных сведений, паранаучных концепций и пр. Актуальность данной работы заключается в том, что она является обобщением действительно научных работ признанных авторов. Целью данной работы является освещение деятельности указанных выше трёх орденов в сжатой форме. Для этого следует решить следующую задачу: рассмотреть каждый орден в отдельности (его возникновение, устав и деятельность в Святой земле). Объектом данной работы является история военно-монашеских орденов (тамплиеров, тевтонцев и госпитальеров). А предметом - их деятельность и роль в Святой земле.

Историография

В историографии военно-монашеские ордена оцениваются по-разному. И чем позднее была написана работа, тем критичнее она относится к данному вопросу.

Так, Ж.-Ф. Мишо в «Истории крестовых походов» считает, что движение крестоносцев началось во Франции, авангардом крестовых походов являются именно французы. Подчеркивает положительные качества крестоносцев, иногда даже оправдывает их поступки.

Э. Лависс в книге «История тевтонского ордена» делает упор на роль немецкого государства, на роль Пруссии. В тоже время, даётся краткая и ясная характеристика тевтонского ордена в главе «Судьбы Тевтонского ордена». Могущество ордена автор видит, непосредственно, в пожертвованиях, которые делались ордену разными богатыми людьми.

А. Демурже в книгах «Рыцари христа» и «Жизнь и смерть ордена тамплиеров» рассматривает расцвет орденов в связи с дарениями, как и Э.Лависс. Большую роль отводит отдельным личностям. Например, в истории ордена тамплиеров решающую роль, по мнению автора, на этапе формирования играл Гуго де Пейн. У тевтонского ордена очень выделяет такую личность, как Германа фон Зальцу. А милитаризацию ордена Госпиталя рассматривает как выполнение орденом его главной задачи - охраны пилигримов. Уставы орденов рассматриваются автором как запись устоявшихся правил. Интересно как А.Демужре рассмотрел упадок орденов. Он считает, что орден Храма стал неким козлом отпущения, а упадок крестовых походов и потеря позиций в Святой Земле были лишь косвенными причинами. Что же касается ордена Госпиталя, то госпитальеры упустили много возможностей: были заняты какими-то внутренними распрями, упустили шанс установить отношения с монголо-татарами и пр.

В книге М. Марион история ордена Храма описана на основе главных документов, т.е. устава ордена, статутов и капитуляриев, папских булл. Описывая собор в Труа, уделяет ему большое внимание в качестве главной предпосылки формирования ордена. Считает, что орден Храма родился благодаря Гуго де Пейну, который хотел спасти свою душу. Даёт точную характеристику уставу, организации ордена.

Книга В. Урбана «Тевтонский орден» освещает историю ордена от его основания до упадка. В. Урбан говорит о том, что госпитальеры и тамплиеры уже не могли в должной мере выполнять военные функции, поэтому папа и сделал немецкий орден военным.

Также, даётся краткая характеристики крестовых походов и орденов крестоносцев в целом. Историю тевтонского ордена в Святой Земле он рассматривает в связи с их военной деятельностью на Востоке. Выделяет для причин распада такие как: религиозный идеализм, предрассудки, амбиции. А также недостаточность обеспечения, вопрос концентрации ресурсов (в Прибалтике или в Святой Земле), потерю надёжного тыла.

Э.Мешке в книге «Немецкий орден» считает, что история ордена началась с осады Акры. После чего там был основан госпиталь для немцев, т.к. уже существующие ордена помощи не оказали. Таким образом, орден возник из необходимости спасать немцев.

В статье М.А. Заборова орден Госпиталя характеризуется с точки зрения его роли в военных действиях. Автор характеризует военную мощь ордена как «летучие отряды» рыцарей. Он считает, что госпитальеры на востоке были и мощной политической силой. В книге «Крестоносцы на востоке» выделяются отрицательные стороны крестовых походов, пороки самих крестоносцев. Автор считает неправильным думать, что крестовые походы - это лишь идеологическое движение, что все крестоносцы «милосердные и праведные братья».

В.А. Захаров и В.Н. Чибисов в своей книге «Орден Госпитальеров» рассматривают орден как некий феномен. Они считают, что орден обеспечил себе существование до сих пор именно тем, что занимался, главным образом, заботой о раненных. Авторы решают вопрос хронологии ордена, его деятельность начинает анализироваться с появления странноприимного дома в Святой Земле. Авторы выделяют фигуру Реймонда де Пюи, считают, что при нём орден наращивает своё могущество. Ярко обрисована внутренняя структура ордена. Устав характеризуется, как довольно короткий, наказания, как суровые.

В основном, как зарубежные, так и отечественные историки, рассматривают военно-монашеские ордена как некий «продукт» крестовых походов, который был нужен для того, чтобы закрепиться в Святой Земле. А падение их связывают не только с переориентацией праведных интересов на личностные, но и с другими, внутренними причинами (помощь из Европы шла долго, не было надёжного тыла и пр.).


Глава 1. Орден Храма (тамплиеров)

§ 1. Возникновение ордена

О возникновении ордена нам известно немного. Традиционно считается, что первыми и главными в ордене были такие личности, как Гуго де Пейен и Жоффруа де Сент-Омер.

О личности Гуго де Пейна мы знаем крайне мало, разве что он был уже не молод, во многом он должен был походить на идеал благородного "Защитника Гроба Господня». По преданию, с маленькой группой соратников, он посвятил себя служению паломникам. Известно так же, что он отправился в крестовый поход вместе с Гуго Шампанским (Гуго де Пейн имел тесные связи с графами шампанскими) в 1104г. И оба они вернулись в 1108г. В 1114г. он снова отправляется в поход, но уже принимает решение оставаться в Святой Земле.

Известно, что правила каноников (служителей храма Гроба Господня) не устраивали Гуго де Пейена и Жоффруа де Сент-Омера: они хотели сражаться. Группа рыцарей разорвала связи с канониками Гроба Господня и с «тамошним хозяином» - Госпиталем.

Также, исследователи выделяют три фундаментальных положения, касательно образования ордена:

Орден был создан из-за того, что несколько рыцарей пожелали отречься от мира. Их поступок был продиктован религиозными мотивами.

Инициатива исходила от двоих человек, один из которых, Гуго де Пейен, стал первым магистром нового «воинства», как в то время именовался орден.

Основание ордена полностью отвечало пожеланиям религиозных и светских властей Иерусалимского королевства. Орден Храма, как и позднейшие военные ордены, объединял идеал монаха и рыцаря. Эта идея была поистине скандальной в эпоху, когда христианскому обществу навязывали модель трехчастного деления на сословия - одни молятся, другие воюют, а третьи трудятся. Ведь все эти три группы четко разделялись и иерархически подчинялись одна другой - духовенство главенствовало над двумя другими, а монашество составляло высшую прослойку самого духовенства.

Эти "Бедные рыцари Христа" могли бы пребывать в безвестности, если бы к 1126 г. не приняли в качестве собрата графа Гуго Шампанского. Он стал крестоносцем после того, как лишил сына наследства и передал свои земли племяннику Тибо де Бри. Гуго Шампанский после не покидал Святую Землю, где и умер в 1130 г., именно он послужил связующим звеном между Гуго де Пейеном и св. Бернаром. Клервоский аббат сразу же проникся горячей дружбой к магистру Бедных рыцарей, и призвал Папу, легата и архиепископов Реймсского и Сансского собрать Собор.

Некоторые рыцари отказались от мира и посвятили себя Христу. Перед патриархом Иерусалимским они обязались защищать паломников, охранять дороги и служить рыцарству Господню. Они следовали уставу регулярных каноников. Вначале тех, кто принял такое решение, было лишь девятеро, и в продолжение девяти лет они служили в мирской одежде и одевались в то, что им подавали в качестве милостыни верующие. Король Балдуин II, его рыцари и патриарх были преисполнены сострадания к этим людям и пожаловали им некоторую собственность и бенефиции. И так как у них не было церкви или жилища, которое бы им принадлежало, король поселил их в своих палатах, близ Храма Господня. Аббат и каноники Храма предоставили им для нужд их служения землю неподалеку от палат: поэтому их и назвали позднее "тамплиерами" - "храмовниками".

Орден прекрасно вписывался в идеологию крестовых походов.

§2. Устав. Внутренняя организация

В 1128г. во Франции, в Труа открылся собор, который признал орден. Дело было в том, что орден Храмовников не получал даров, потому что не имел официального признания церкви.

Ситуацию изменила поездка по Европе Гуго де Пейна 1127 - 1128гг., в которой он распространял сведения о своём ордене, собирал новых членов для ордена. А на соборе был принят устав. Помимо этого, началось активное движение по принесению даров ордену Храма. Гуго де Пейн вернулся первым магистром ордена, с собой он привёз несколько новых монахов. А за ними следовала большая толпа знати.

Своим названием тамплиеры были обязаны своему «главному дому» - их иерусалимской резиденции - храму Соломона. Первоначально они были «воинством бедных рыцарей Христовых». Устав, принятый на соборе в Труа, дал им другие наименования. Пролог сначала обращается к тем, кто «отказывается следовать собственной воле и желает с истинным мужеством служить рыцарством Господним», а затем персонально к новому «рыцарю Христову». Это выражение понравилось св. Бернарду. Первые пожертвования, например, от Рауля ле Гра из Шампани были адресованы «Христу и его рыцарям Святого града». Обиходные названия ордена Храма и тамплиеров вскоре вошли в практику: поэтому составители пролога французской версии завершают его такими словами: «Здесь начинается устав бедных рыцарей Храма». Дарственные акты этих лет часто адресованы «Богу и рыцарям храма Соломона в Иерусалиме», «Богу и святому воинству иерусалимскому храма Соломона».

На начальном этапе «бедные рыцари Христовы» почти не занимались проблемами организации: Гуго де Пейен был магистром, а остальные - братьями. Первые успехи ордена вынудили тамплиеров сделать следующий шаг, ведь от этого зависела эффективность его деятельности. Свои наиболее устойчивые черты организация ордена приобрела в течение магистерского правления Роберта де Краона (1136 (37) - 1149). Во время его была получена булла от папы (Omne Datum optimum), которая официально закрепила привилегии, предоставленные ордену к этому времени.

Гуго де Пейен отправился в Европу, имея в голове неписаные обычаи, по которым жил недавно основанный орден. Эти правила, должно быть, включали в себя тройственный обет бедности, целомудрия и послушания, характерные для всех монашеских орденов, и отводили важную роль патриарху Иерусалимскому, который принимал обеты первых тамплиеров. Правила наверняка устанавливали некоторые зачатки дисциплины: общую трапезу, употребление мяса трижды в неделю, ношение простой, без изысков, одежды, одинаковой для всех, наличие слуг и оруженосцев, а также каждодневный религиозный распорядок по образцу регулярных каноников Гроба Господня.

В Труа устав был составлен. Он всецело соответствовал представлениям братьев ордена - и соборных отцов - об их миссии. Они учли последние изменения - набор новых членов ордена, первые дарения. Приняв во внимание имеющийся опыт, собор разработал зачатки карательной регламентации. Наконец, иерархи подчеркнули религиозный характер ордена, детализировав возлагавшиеся на братьев обязанности службы Господу.

Третий этап, завершивший формирование изначального устава ордена, записанного на латыни: редакция патриарха Иерусалимского. Именно тогда рыцари получили право носить белый плащ, а все остальные носили монашеское одеяние черного или коричневого цвета. Временное присутствие в ордене клириков (что могло положить начало религиозной организации собственно ордена Храма), статус рыцарей-гостей тамплиеров (крестоносцев с Запада, которые во исполнение своего обета пилигрима изъявляли желание поступить на службу в орден на ограниченный срок, обычно на один год) - все это было вписано в устав именно патриархом.

марта 1139 г. папа Иннокентий II опубликовал буллу Оmne Datum optimum. Папа собрал в один текст все привилегии, преимущества и финансовые льготы, предоставленные тамплиерам.

Можно свести к следующему основные положения буллы:

орден находился под покровительством папы Римского, а не епископов;

магистра выбирали сами члены ордена;

устав мог изменять только сам магистр с одобрения капитула;

тамплиеры могли содержать для нужд ордена своих собственных священников;

тамплиеры освобождались от выплаты десятины.

В 1139 г. Великий магистр Роберт де Краон добился того, что членами ордена Храма могли становиться священники, в будущем братья-капелланы. Помимо того, тамплиерам было позволено открыть свои собственные часовни. В уставе упоминается о провинциях, во главе которых стояли командоры. После этого устав уже не меняли; но впоследствии к нему было сделано несколько дополнений. В первую очередь речь идет о приложениях, составление которых восходит к магистерскому правлению Бертрана де Бланфора (1156-1169) , подробно обрисовывающих иерархическую структуру ордена. В 1230, а затем примерно в 1260 г. были добавлены статьи относительно монастырской жизни, дисциплины, наказаний и приема в орден. В последующем, устав не изменялся.

К середине XII в. сформировались основные «внутренние» характеристики ордена: устав и привилегии были кодифицированы; двойное служение ордена - военное и религиозное - устоялось, и христианское общество его поняло, о чем свидетельствует поток дарений.

Орден имел следующую структуру. Главными должностными лицами поначалу были: магистр - имел много власти, но подчинялся капитулу; сенешаль, ведавший снабжением и бытом Дома; маршал, ответственный за военную подготовку и дисциплину в монастыре и нередко во время войны его возглавлявший; и смотритель одежд, занимавшийся экипировкой братьев. Командоры трех провинций Востока - Иерусалима, Триполи и Антиохии были подчинены только магистру и генеральному капитулу; каждый из них имел под своим началом собственного маршала и смотрителя одежд. За командорами Провинций шли шателены (управляющие замками) и командоры Домов; были еще командоры рыцарей, которые повиновались маршалу своего монастыря. Смотрители Домов, часто бывшие только сержантами, управляли сельскими владениями ордена. Легковооруженные отряды наемников из местных жителей (туркополов) подчинялись туркополье (turkopolier). Оруженосцы, также наемные, получали приказы от знаменосца. Тамплиеры объединялись в капитулы двух видов. Обычный капитул, вроде суда чести, собирался раз в неделю повсюду, где бы ни находились вместе четверо или более братьев, чтобы осуждать ошибки и решать вопросы каждодневного управления имуществом командорства. Генеральный капитул состоял из всей братии монастыря, великих бальи (высших судебных чинов) и командоров всех рангов. На генеральном капитуле обсуждали администрацию ордена, назначение должностных лиц. Это была и апелляционная курия для судебных дел, возвращенных обычными капитулами. Генеральный капитул одобрял решения, принятые советом магистра, своего рода тайным советом, где заседали великие бальи и избранные рыцари, принимавшие решения, касавшиеся внешней политики Дома. Также, по крайней мере, раз в год проводились генеральные капитулы провинций.

§3. Военная деятельность ордена

Главной причиной крестового похода было нестабильное положение в Святой Земле. На престоле оказался 12-тилетний мальчик, с легкомысленной матерью-регентшей, враждовали бароны. В этих условиях мусульман неожиданно возглавил грозный Зенги, первый из четырех великих вождей ислама, начавших джихад, священную войну над христианами. Зенги захватил графство Эдессу, которое не сумел защитить граф Жослен де Куртене. Именно потеря Эдессы вызвала второй крестовый поход.

Первую проповедь крестового похода прочел на Пасху 1146 г. Св. Бернард. 27 апреля 1147 г. сто тридцать рыцарей ордена Храма собрались в Париже на капитул под председательством магистра Франции Эврара де Барра и папы Евгения III. Скорее всего, уже к этому моменту они были готовы начать поход. Людовик VII и Алиенора Аквитанская, вместе со всей французской знатью, дали обет отправиться в крестовый поход. Император Конрад III не хотел участвовать в походе, тогда Бернар отправился в Германию и почти силой вынудил его начать военные приготовления.

Именно в то время, на генеральном капитуле ордена Храма, в их новом доме в Париже, Евгений III даровал тамплиерам право носить на левой стороне плаща изображение алого креста.

Германские войска первыми двинулись по маршруту через Венгрию и Византию. Французы следовали тем же путем. Добравшись до Адринополя, крестоносцы подверглись атаке куманов и печенегов, состоявших на службе у Византии. Пришлось договариваться с Константинополем о свободном проходе через его земли. В конце концов, в июне 1147 г. армия Людовика VII переправилась через Босфор. Едва дойдя до Никеи, французы столкнулись с остатками германских крестоносцев, разбитых турками-сельджуками при Дорилее. Конрад вернулся в Константинополь, откуда чуть позже морем добрался до королевства Иерусалимского. Людовик VII углубился в горы Малой Азии, не имея ни достаточного запаса продовольствия, ни надежных проводников. К тому же его армия находилась среди враждебного населения. Неотступно преследуемое турками, крестоносное воинство медленно ползло вперед, слабея день ото дня. В горах Кадмоса командир авангарда Жоффруа де Ранкон двинулся быстрее и, позабыв об отданных ему приказах, оторвался от основных сил, обремененных обозом и обслугой. Он оставил армию беззащитной перед ливнем стрел турок. В этой ситуации король был восхищен самоотверженностью и дисциплинированностью отряда тамплиеров. Крестовый поход закончился самым плачевным образом. Людовик VII оставил часть своей армии в Адалии, где она была перебита, и отправился на корабле в Антиохию.

Борьба за Домаск и Аскалон.

Людовик VII прибыл в Антиохию в начале весны 1148-го г. Князь Раймунд Антиохийский, дядя королевы, стремился побудить крестоносцев напасть на Алеппо, находившийся во власти самого опасного из сыновей Зенги - Нур-ад-Дина. Вскоре, в июле 1148 г., Людовик VII уехал из Антиохии. Можно выделить следующие причины такого поступка: 1). Людовик прежде всего стремился поклониться гробнице Христа, которая была в Иерусалиме, а не в Антиохии. 2). Направление на взятие Дамаска было более приоритетным, Людовик обещал отдать его графу Фландрии, Филиппу Эльзассокму. 3). Эдесса была населена преимущественно строптивыми армянами, которые всегда возобновляли свою борьбу.4). У Людовика возникни личные причины - его жена, Алиенора, хотела развода, что побудило его срочно уехать в Иерусалим. Туда же из Константинополя прибыл Конрад III.

Собравшись вместе, французские и германские крестоносцы, рыцари Иерусалимского королевства, тамплиеры и госпитальеры осадили Дамаск. К большой радости эмира Алеппо Нур-ад-Дина, который бросился на помощь своему дамасскому сопернику Унуру. В конце июля 1148 г., после непонятных маневров и после умело проведенной кампании по дезинформации, крестоносцы сняли осаду.

С1136 по 1143 гг. к северу и востоку от Аскалона было построено три замка: Бетгибелен, порученный госпитальерам, Ибелен, и Бланшгард. Их задача состояла в предупреждении набегов аскалонских воинов на Иерусалим. Тамплиеров не пригласили принять участие в этой оборонительной операции.

После провала под Дамаском Балдуин III решил покончить с Аскалоном. С моря Аскалон блокировал флот под командованием Жерара Сидонского; со стороны суши король приказал привести в боеспособное состояние замок Газы, расположенный к югу от Аскалона, и поручил его охрану тамплиерам. Осада Аскалона была долгой. Город едва не пал 16 августа 1153 г. и тамплиеры сыграли в этом заметную роль. Дело обстояло следующим образом: франки соорудили большую осадную башню, а жители Аскалона попытались ее сжечь, но ветер, изменив направление, перебросил огонь на крепостную стену. Образовалась брешь. Тамплиеры первыми оказались на месте, чтобы воспользоваться плодами того, что выглядело делом рук божьих, человек сорок из них ворвались в город. Другие тамплиеры преградили прочим сражающимся путь в город. Защитники Аскалона смяли и перебили отряд из сорока тамплиеров, и, в качестве вызова, развесили их тела на укреплениях.

В дальнейшем растёт количество военных операций, в которых участвует орден.

В 1177 году тамплиеры участвуют в Битве при Рамле, в которой побеждают христиане.

К 1191 году после двухлетней осады крестоносцам удается овладеть крепостью Акры. Тамплиеры разместили в городе свой гарнизон.

июля 1199 года крестоносцам, при активном участии тамплиеров, удаётся отвоевать Иерусалим.

В 1241 году тамплиеры договариваются с Дамаском о нападении на султана Египта Аюба. Нападают на силы ордена Госпиталя, выгоняют из Акры тевтонцев.

В 1244 году в битве при Форбии египтяне в союзе с хорезмийцами наносят жестокое поражение объединенным силам крестоносцев. С поля боя живыми выбрались 33 тамплиера.

§4. Падение ордена

В 1289 г. магистр ордена Храма Гильом де Боже узнал через одного из своих тайных агентов при каирском дворе султана Калауна, что тот собирается напасть на Триполи. Магистр предупредил графа, который не прислушался к его словам. В мае город пал.

Тогда Калаун обратил внимание на Акру, он начал крупномасштабные приготовления к осаде. В 1291 г. преемник Кадауна Малик-аль-Ашраф осадил город, со стороны суши. 17 мая мусульмане пробили брешь в стене и ворвались в Акру. Контратака, предпринятая военными орденами, была провалена. В этом бою Гильом де Боже получил смертельную рану.

Весть о гибели де Боже и падении Акры тут же достигла Сидона, его преемником стал Жак де Моле. В июне 1300 г. орден при поддержке крестоносцев с Запада и кипрских войск совершили несколько морских рейдов на Александрию, дельту и сирийское побережье. Тамплиеры во главе с Моле заняли и обороняли островок Руад в виду Тортосы. Маршал ордена Бартоломе командовал отрядом из ста двадцати рыцарей, пятисот стрелков и четырехсот служителей. Но у них не было кораблей, что и стало причиной их поражения.

В июне 1306 г. папа Климент V, вызвал к себе магистра ордена. У него уже находились составленный им доклад о крестовом походе. Жак де Моле прибыл во Францию в конце 1306 г. В июне 1307 г. в Париже Жак де Моле провел капитул ордена. Вероятно, на нем обсуждались надоедливые слухи об ордене, ходившие с 1305 г. Теперь речь шла уже не о традиционных упреках в высокомерии, корыстолюбии и пр. Родилось обвинение в ереси, идолопоклонстве и содомии. Это вызывало большее беспокойство.

В письме от 14 сентября 1307 г. король приказал арестовать тамплиеров. Из текста письма ясно, что при необходимости к ним могли применять пытки. После пыток, естественно, начались признания. Из признаний вытекало, что тамплиеры поклоняются идолам, считают Иисуса ложным пророком, не верят в таинства, магистры и сановники отпускают братьям грехи, способствуют обогащению ордена любыми средствами. Обвинения, выдвинутые против тамплиеров, образуют единое целое, призванное дискредитировать орден, сблизив его с еретиками, в частности с катарами, и представив доказательства его полного искажения исламом.

марта папа собственной властью издал буллу «Vox in excelso», упразднившую орден Храма, 3 апреля, в сопровождении Филиппа Красивого и его сына Людовика Наваррского, папа во всеуслышание объявил приговор.

Обвинения против ордена не были обоснованы. Конечно, частные случаи корыстолюбия или какого-то другого греха, имели место быть, но не в масштабе всего ордена.

Мотивы Филиппа Красивого историки рассматривают неоднозначно. Скорее всего, он хотел завладеть богатствами ордена (возможно, это была косвенная цель). С помощью упразднения ордена он смог значительно увеличить свои богатства.

Возможно, Филипп сам верил в греховность ордена. Даже если это было не так, как монарх, он должен был поддерживать порядок. Преступления должны были быть наказаны, иначе это вызвало бы непонимание в очень религиозных умах населения.

Военные неудачи в Святой Земле тоже играли свою роль, ведь большая часть вины ложилась на плечи тамплиеров. Вследствие этого Филипп Красивый старался как можно больше урезать привилегии ордена.

Нужно учитывать и конфликт Филиппа с папой Бонифацием VIII. А ордена были потенциальными орудиями папства.

Международные военные ордены служили препятствием на пути развития централизованных монархий. В рамках современного государства для них не оставалось места: им надлежало покориться, если не исчезнуть. Орден Храма оказался «козлом отпущения». Если он и поплатился за другие ордены, то, в конечном счете, дело встало из-за пустяка: орден госпитальеров был еще и благотворительным. Против ордена Храма выдвигались разоблачения Эскье де Флуарана, которые прекрасно сочетались со всеми стереотипными представлениями о ереси. Уничтожение ордена Храма, безусловно, означало лишь конец первого этапа. Если же второй этап, упразднение ордена госпитальеров, преодолеть не удалось, то это лишь потому, что дело тамплиеров завершилось и обернулось не совсем так, как хотел Филипп Красивый и его советники.

Глава 2. Орден Госпитальеров

§1. Возникновение ордена

Ранний период орден едва восстанавливается из полулегендарных известий средневековых хронистов. Обычно историки ссылаются на скупое сообщение архиепископа Гийома Тирского о некоем святом муже Жераре, который якобы основал орден около 1070 г., построив вместе с несколькими купцами-амальфитанцами странноприимный дом, или госпиталь на земле бенедиктинского монастыря в Иерусалиме. Позднее они же возвели другой монастырь, при котором учредили приют для паломников с особым отделением для больных. Монастырь этот был посвящен блаженному Иоанну Элеймону, александрийскому патриарху VII в., от него будто бы и пошло название "иоанниты". Достоверно, во всяком случае, одно: зародышем ордена послужила религиозно-благотворительная корпорация (известна печать ордена, на которой изображен лежащий больной - с лампой у ног и крестом в изголовье).

Считается, что папа Урбан II собирался основать независимый странноприимный дом. Это было составной частью плана поддержки паломников нового типа - крестоносцев.

февраля 1113г. папа Пасхалий II буллой «Pie postulatio voluntatis» признавал независимость ордена, ставил его под папский контроль. А также, подчинял все странноприимные дома Европы ордену.

Сначала братья ордена не были независимы. Они были мирянами. До 1099г. они посещали службы монахов - клириков храма Святой Марии Латинской. Только после 1100г. они просили каноников храма Гроба Господня проводить службы в церкви ордена - церкви Святого Иоанна Крестителя.

Такая близость порождала путаницу в дарениях храму. Эта путаница отчётливо прослеживается в дарственных грамотах XIIв. (например, граф Санчо дАстарак принёс дар Богу, Гробу Господню и Иерусалимскому госпиталю).

Только в 1113г. Госпиталь был признан международным милосердным независимым орденом. Тогда в нём не было черт военного ордена. Хотя братья уже не ограничивались только тем, что давали приют паломникам. Они начинают сопровождать паломников в дороге и защищают их при помощи оружия.

В дальнейшем, за канониками храма Гроба Господня и Госпиталем закрепляются схожие функции: литургическая и функция милосердия.

Орден госпиталя долго не был военным. Считается, что до 1129г. военно-монашеский орден по типу ордена Храма существовать не мог.

Но, также, известно, что госпитальерам была поручена охрана некоторых замков. Так, в 1136г. король Иерусалима Фульк отдал им под защиту замок Бетгибелин. А в 1142г. граф Триполитанский передал ордену под охрану замок Крак. Конечно, орден мог использовать и вооруженных наёмников. Поэтому, возможно, милитаризация ордена произошла позже.

Известно, что папа Иннокентий III, обращаясь к христианскому миру с особым посланием, упомянул не только заслуги ордена по уходу за больными и убогими, но и сказал о том, что братья жертвуют своими жизнями, обороняя паломников от неверных.

Такая речь папы привлекала людей, особенно молодых, которые мечтали о подвигах. Также, в орден стали поступать новые пожалования. Например, 1136г. им передали замок Гибелин. Также, крупный феодал Альфонс I в своём завещании разделил своё имущество между тремя орденами: Гроба Господня, ордена Храма и госпитальеров.

Первые упоминания о рыцарях и сержантах встречаются только в 1182г., в статутах Роже де Мулена. В Маргатских статутах за 1203-1206гг. впервые описывается военная структура ордена. Могли существовать и более ранние тексты, которые в последствие были утрачены.

Известно, что папа Александр III дважды (в 1168-1170гг. и в 1178-1180гг.) убеждал госпитальеров чтить свою первоначальную миссию (заботу о паломниках) и не участвовать в военных действиях (кроме тех случаев, когда король Иерусалима призывает их для обороны королевства). Госпитальеры участвовали в египетских походах короля Амори I в 1164-1669гг. Т.е. к этому времени орден был именно военно-монашеским.

Точки зрения историков разделяются, но точно можно сказать, что милитаризация ордена произошла после образования ордена Храма, т.е. после 1129г.

§2. Внутренняя структура. Устав

Постепенно орден становится независим от местной власти иерархии. Он приобретает сотни деревень с десятками тысяч зависимых крестьян. Он меняет своё название - «Рыцари госпитальеры ордена святого Иоанна Иерусалимского».

Орден, вступление в который сулило заманчивые перспективы - земное благоденствие и гарантировавшееся церковью небесное спасение, - сделался притягательной силой для сеньоров, но куда более - для мелких рыцарей.

При Великом Магистре Реймонде де Пюи в ордене начинают видеть защитника новоприобретенных земель. Орден начинает вести войны против мусульман и охранять паломников. Он встаёт в один ряд с орденом тевтонов и тамплиеров.

Иерусалимский странноприимный дом становился крупным лечебным комплексом. Госпиталь мог разместить более тысячи больных. Интересно, что в Правилах госпиталя больные именовались господами, а рыцари - слугами. Члены ордена должны были присматривать за больными, прислуживать им во время приёма пищи. Сами госпитальеры именовали себя «слугами бедных во Христе» (т.е. слугами больных). В условиях того времени, такая забота была невероятным благородством, она вызывала восхищение у многих людей, всё это увеличивало число дарений ордену.

Госпитальеры открывают большое количество госпиталей по всей Европе.

Всё это требовало учреждения чёткой организованной структуры, которая как раз появилась при Реймонде де Пюи. В частности, он придал военный характер деятельности ордена, несмотря на то, что папы всячески призывали членов ордена осуществлять свои первоначальные задачи. Этот процесс повлёк за собой выделение трёх классов внутри ордена. Именно при Реймонде руководство в ордене перешло к рыцарям, осуществляющим военные функции. Это была первая группа. Вторая - клирики - была оттеснена на второй план. Они, обычно, являлись капелланами в госпиталях. Третью группу составляли служащие братья. Они ухаживали за больными и участвовали в сражениях в качестве вспомогательных войск. Также орден содержал и наёмное войско «туркополов». Оно состояло из крещёных мусульман и местных христиан (греков и сирийцев). Толку от таких войск было немного. Они должны были сеять панику в рядах противника, вступать в бой там, где тяжеловооруженные рыцари не могли сражаться.

В дальнейшем иерархия начинает усложняться, создается градация соподчиненных должностей и титулов: в самом верху иерархической лестницы ордена находится Великий магистр, за ним располагаются восемь "столпов" провинций - они занимают главные посты в ордене; далее следуют их заместители - лейтенанты, потом бальи трех разрядов, великие приоры, приоры и т. д. Обладатели каждого титула получают и внешние знаки различия. Интернациональный по составу, орден строго требовал от всех вступавших в него документальных доказательств благородного происхождения, притом в нескольких поколениях.

Устав ордена формируется тоже при Реймонде де Пюи между 1120-1124 и 1153гг. Причём, устав формировался в два приёма: первые пятнадцать статей были пронизаны идеями первого магистра Герарда, затем, к ним добавилось ещё четыре статьи. Устав базировался на принципе записи ранних устных правил. Изначально статуты устава были написано по-французски, но Реймонд велел перевести их на латынь. В уставе очень много статей, касающихся заботы о паломниках и больных. Также, устав требовал послушания, мудрости и целомудрия от своих членов. Такие требования, обычно, предъявляли все уставы военно-монашеских орденов.

§3 . Военные действия

Госпитальеры стали своего рода мобильной гвардией государства крестоносцев. Богатства и влияние ордена увеличивались. Его положение укреплялось тем, что папская власть здесь была призрачной, ведь Рим был довольно далеко. Госпитальеры были почти автономной корпорацией. Госпитальеры всячески подчеркивали свою независимость от баронов и епископов. Не испрашивая дозволения последних, они заводили собственные церкви. Подчас иоанниты позволяли себе откровенно дерзкие выходки. Госпитальерам все сходило с рук. Хотя они причиняли подчас прямой ущерб иерусалимской короне, но королям приходилось считаться с воинами апостольского престола: рыцари св. Иоанна играли серьезную роль в военных предприятиях против сарацин, выступая обычно в авангарде либо прикрывая отход христианских отрядов; численность госпитальеров вместе с тамплиерами почти равнялась численности всех воинских контингентов Иерусалимского королевства.

В 1124 г. госпитальеры отличились при взятии важного портового города Тира. Воины-иоанниты принимали самое активное участие в снятии турецкой осады с другого порта - Яффы.

Во время второго крестового похода, при осаде Дамаска, госпитальерам удалось разгромить мощный конный отряд турок, спешивших на помощь осажденным. В 1153 г. магистр ордена Раймунд де Пюи выступил инициатором похода войск Иерусалимского королевства на Аскалон.

Осада приняла затяжной характер. Большая часть военачальников считала разумным отказаться от дальнейших попыток захватить город. Великому магистру иоаннитов и патриарху Иерусалимскому стоило больших трудов убедить короля Балдуина III продолжить осаду. В итоге Аскалон пал, в нем был размещен гарнизон из госпитальеров и храмовников.

Иоанниты в 1168 г. поддержали необдуманное решение иерусалимского короля Амори I захватить Каир. Магистр ордена Жильбер де Ассайли (1162-1170), рассчитывая на большую наживу, убедил короля не ждать помощи от союзника - императора Византии. Ещё по дороге госпитальеры обагрили свои мечи невинной кровью, устроив резню мусульман в городе Бильбайс. Каир им взять так и не удалось.

Несмотря на провал операции и потери, иоанниты, наравне с тамплиерами, оставались серьезной военной силой. К 1180 г. под контролем ордена находилось до двадцати пяти замков в Палестине. Огромные средства, приходившие из-за моря, позволяли госпитальерам содержать хорошо вооруженные отряды наемников.

Но после пришествия к власти Салах ад-Дина положение резко изменилось. Опасность была столь велика, что в 1184 г. магистр госпитальеров Роже де Мулен (1177-1187) вместе с магистром тамплиеров и патриархом Иерусалимским вынуждены были отправиться за море просить помощи у европейских монархов, но Запад был глух к просьбе. Только король Англии Генрих II согласился предоставить на святое дело крупную денежную сумму.

По возвращении из поездки магистры орденов, патриарх, прочие представители знати ввязались в междоусобную борьбу. Опираясь военно-монашеские ордена, трон в Иерусалиме захватил авантюрист Ги де Лузиньян. Правда, великий магистр госпитальеров, будучи хранителем королевской казны, в последний момент попытался отказаться выдать заговорщикам ключи от сокровищницы.

Отсутствие сплоченности в стане христиан играло только на руку египетскому полководцу. Враг неуклонно двигался к Иерусалиму. 1 мая 1187 г. под Назаретом госпитальеры вместе с тамплиерами предприняли отчаянную попытку остановить войска Саладина (европейская вариация имени полководца). В кровопролитном бою погиб великий магистр иоаннитов де Мулен, но достигнуть поставленной цели не удалось.

Наскоро собрав войско, в июле 1187 г. Ги де Лузиньян двинулся навстречу султану Египта. 4 июля близ деревни Хаттин произошла решающая битва. Армия египтян превосходила войско франков в несколько раз. Можно сказать, что исход битвы был предрешен.

Разгром крестоносцев имел ужасающие масштабы. Их войско просто перестало существовать. Король Иерусалима оказался в плену. Оба крупнейших в Палестине военно-монашеских ордена оставили на поле брани большую часть своих воинов. Сотни людей попали в плен.

Султан был милосерден. Он даровал жизнь всем, кроме госпитальеров и тамплиеров. Они были отданы на растерзание.

Один за другим пали Акра, Торон, Сидон, Бейрут, Назарет, Яффа, Аскалон. Иерусалим защищать было некому. 2 октября 1187 г. город открыл свои ворота. Всему населению была гарантирована жизнь, за выкуп всякий мог получить свободу. Более того, султан безвозмездно даровал свободу трем тысячам бедняков; остальные, кто не смог внести выкуп, были обречены попасть в рабство.

В этой ситуации госпитальеры повели себя не лучшим образом - они отказались внести выкуп за единоверцев.

В 1187 г. после разгрома крестоносцев Салах ад-Дином при Хаттине и взятия Иерусалима уцелевшие госпитальеры покинули город, в котором продержались 88 лет. После утраты Иерусалима госпитальеры наряду с храмовниками остались единственной боеспособной силой сохранившихся на Востоке франкских государств. Они приобрели важные позиции и в делах их управления, внутренней и внешней политики. Ни один политически ответственный шаг не предпринимался без ведома и участия великого магистра ордена. В руках иоаннитов все еще оставались грозные Крак де Шевалье и Маргат. Благодаря своим разросшимся европейским владениям иоанниты располагали значительными денежными средствами. К 1244 г. у ордена имелось до 19 000 поместий.

§4. Последние годы пребывания в Святой Земле

В 1250г. Иерусалим был включен в сирийский султанат Айюбидов, боровшийся с мамлюками. А в 1260г. в него вторглись монголо-татары и население бежало. Но крестоносцы, занятые своими делами, упустили возможность установления отношений с монголами.

В Святой Земле шёл процесс борьбы между венецианцами и генуэзцами. Театром военных действия были водные пространства между Тиром и Акрой, а также сам город Акра. Генуэзцев поддерживали госпитальеры. Однако, венецианцы одержали вверх. После чего, генуэзцы оставили на сохранение своё недвижимое имущество ордену Госпиталя и поклялись не возвращаться в Акру 3 года.

Госпитальеры участвовали и в распре за корону Иерусалима. Они, вместе с генуэзцами и каталонцами поддерживали кандидатуру Конрадина, сына Конрада II в противовес другому претенденту, Гуго II.

Пока орден был занят распрями и личным обогащением, султан Египта и Сирии Бейбарс разгромил основные опорные пункты крестоносцев в Палестине и Сирии. Султан двинулся на город Арсуф, который, помимо других защитников, обороняли 270 рыцарей госпитальеров. После падения Нижнего города, Крепость оборонялась сорок дней. Однако её пришлось сдать на условиях свободного из неё выхода. Но султан обманул защитников. 180 выживших братьев были закованы в кандалы, а затем показаны на победном параде султана. После пал госпитальерский портовый город Акра. В 1267г. Бейбарс попытался снова напасть на Акру, но в этот раз ему не удалось взять город. После чего он направляется в Киликию, где находились большие владения госпитальеров.

В Антиохии у госпитальеров был большой дом и госпиталь при нём. В боях всё это было сожжено, погибли все рыцари.

Наступление мамлюков, упущенный шанс установления дружбы с монголо-татарами, внутренние раздоры привели орден Госпиталя к большим людским и земельным потерям.

Положение ордена было такое, что он не мог не только вести наступательные действия, но и даже не мог достойно обороняться. Помимо людских и территориальных потерь, госпитальеры не имели надёжного тыла.

А Бейбарс продолжал своё наступление. В 1270г. он подошёл к замку госпитальеров Крак де Шевалье. У рыцарей полностью отсутствовало желание сражаться. Осада началась 3 марта, а 21 марта рыцари оставили первое кольцо укреплений замка. 7 апреля защитники сдали крепость, им позволили отступить в Триполи.

В мае султан взял другой замок госпитальеров - Аккар.

Госпитальеры были вынуждены просить мира. Условия были довольно жесткими: они получали мир в отношении областей Маргата и Тортозы, при условии, что они больше не будут получать дань с мусульманских народов, а также, уступят половину территории вокруг Маграта и не будут строить в этой местности новых укреплений.

Великие Магистры ордена (Гуго де Ревель, его преемник Николай де Лорня) всячески пытались поправить материальное положение ордена. Из Европы госпитальерам стало поступать больше денег, но их долги были слишком большими для быстрого поправления дел. Также, производились попытки изменения устава, чтобы он более соответствовал своему времени.

В 1277г. Бейбарс умирает. В Сирию вторгаются монголо-татары. Всё это дало шанс госпитальерам перевести дыхание и начать наступление. Они даже продвинулись до Букайской равнины. Но это были уже их последние победы.

В Каире власть захватил султан Калавун. Он вынашивал тайные планы захвата крепости Маргат. И ему эту удалось. Это было крупным поражением, т.к. Маргат считалась самой сильной христианской крепостью на Переднем Востоке.

Позже был осажден Триполи. Госпитальеры прибыли на помощь городу, но безуспешно. Город пал. Из христианских городов осталась только Акра. Правда, султан Калавун умирает в 1290г., но наступление возобновляет его сын.

Акра в тот период представляла собой город, в котором существовало несколько постоянно враждующих группировок. Немалую роль в этой борьбе играли и ордена госпитальеров и тамплиеров, причём, они поддерживали противоположных претендентов. В 1291г. город пал. Правда, отдельные части держались ещё несколько дней: дома госпитальеров, тамплиеров и тевтонов. Из всех членов орденов удалось спастись лишь 7 госпитальерам и 10 тамплиерам.

После падания Акры идея крестовых походов утратила свою жизнеспособность. Папы предпринимали попытки возродить крестовые походы, но ни одна из них не увенчалась успехом.

Не желая примириться с потерей своих владений Святой земле, рыцари ордена не оставляли мысли об отвоевании Палестины. Великий магистр Жан де Вильер с немногими уцелевшими "братьями" перебрался в том же году на Кипр, в королевство Лузиньянов, где госпитальеры уже раньше имели свои замки и поместья. Анри II Лузиньян, носивший также громкий титул короля Иерусалимского, пожаловал им Лимиссо и папа Климент V утвердил это пожалование.

Глава 3. Тевтонский орден

§1. Возникновение ордена

рыцарь орден тевтонский тамплиер

Возникновение ордена можно отнести ко времени конца третьего крестового похода.

Один набожный немец, по воле Бога, построил в Иерусалиме больницу для своих земляков. Это было в 1128 г. В дальнейшем, больничные служители, не довольствуясь уходом за больными, берутся за оружие и превращаются в военный Тевтонский орден. Хоть орден и был новым, он быстро догнал в своём развитии орден Храма и Госпиталя. Этому способствовало покровительство папы, различных королей и пр. Орден быстро получает новые привилегии, земельные владения. Замок его гроссмейстера был одним из самых великолепных в Палестине.

Если же говорить более подробно, то нужно вернуться к осаде и взятию Акры. Именно тогда несколько горожан из Бремена и Любека устроили в войске под парусом одного из ганзейских кораблей госпиталь. Когда затем бюргеры Бремена и Любека пожелали вернуться на свою родину, они передали госпиталь, со всеми собранными пожертвованиями и всем имуществом, капеллану герцога Конраду и казначею по имени Бурхард. Эти двое приняли обет ордена иоаннитов и положили начало, учредив госпиталь в честь Девы Марии, они назвали его «Немецкий госпиталь пресвятой Девы Марии в Иерусалиме» в надежде на то, что Святая земля будет возвращена христианской вере и тогда главный дом ордена образуется в Иерусалиме. Когда взяли Акру, братья купили в городе сад, где и поставили госпитальную церковь и странноприимный дом.

Основание госпиталя было необходимостью. Немцы не привыкли к таким жарким условиям, они умирали от болезней и жажды. А орден Госпиталя оказывал помощь преимущественно англичанам и французам, т.е. немцы в своих страданиях были предоставлены сами себе. Инициатива основания ордена была поддержана наиболее выдающимся представителем германской знати герцогом Фридрихом Гогенштауфеном. Он склонил на свою сторону Патриарха Иерусалимского, госпитальеров и тамплиеров. Когда он попросил папу Целестина III утвердить новый монашеский орден, тот быстро сделал это. Братья нового ордена занимались уходом за больными, подобно госпитальерам, а жили по уставу тамплиеров. Новое братство было названо Немецким орденом Госпиталя Святой Марии в Иерусалиме. Его короткое и более известное название - Немецкий орден.

В 1197 г., когда в Святую землю прибыло следующее войско крестоносцев из Германии, госпиталь уже процветал и оказывал услуги своим соотечественникам. Братья не только заботились о больных, но и обеспечивали жильем, деньгами и пищей нуждающихся. Значительная часть немецких крестоносцев прибыла из Бремена. Именно от этих бюргеров, когда-то основавших его, госпиталь получил обильные дары. Гости ордена отмечали в госпитале относительно большое число братьев, которые были подготовлены как рыцари, однако обратились к религиозной жизни.

Узкая полоска земли, которую занимали христианские королевства в Святой земле, была защищена цепочкой замков. Однако гарнизоны их были малочисленны, и христианские предводители страшились, что внезапное нападение турок может подвергнуть их осаде, прежде чем подоспеет помощь из Европы. В защите страны приходилось полагаться на тамплиеров и госпитальеров, которые имели грозную репутацию, но после поражений в 1187 г. они уже не справлялись с решением таких задач. К тому же оба ордена непрерывно враждовали друг с другом. Германцы, прибывшие в Акру в 1197 г., полагали, что их госпитальный орден может обеспечить гарнизонами несколько пограничных замков, и попросили папу сделать их орден военным. Он согласился, издав соответствующую буллу в 1138 году.

Нужно сказать, что первые шаги ордена были довольно трудными. Ещё, когда в 21.12.1196г. папа Целестин III даровал госпиталю привилегии и независимость от ордена Госпиталя, госпитальеры выразили протест. Орден Госпиталя до 1258г. требовал, чтобы тевтонцы вернулись под его опеку. Но при магистре Германе фон Зальце орден приобрел настоящее могущество.

§2. Устав. Внутренняя организация и обычаи

Рыцарь, вступавший в орден, давал обеты бедности, целомудрия и послушания. Как только рыцарь приносил клятву, ему уже ничего не принадлежало лично, все имущество в ордене было общим. Теоретически они были обязаны заботиться о больных и тем самым чтить свое первоначальное предназначение. Рыцари посещали службы через регулярные интервалы времени в течение дня и ночи. Они носили одежду «церковных цветов» и поверх нее надевали белый плащ с черным крестом.

Несмотря на то, что в составе ордена были священники, санитары в госпиталях и женщины-сиделки, Госпиталь святой Марии Германской в Иерусалиме был главным образом военным орденом и состоял в основном из рыцарей, которым требовались кони, оружие и прочее снаряжение для войны. Поэтому орден в значительной степени компенсировал рыцарю затраты на коня, оружие и военное обмундирование. О некоторых вещах рыцарь должен был заботиться сам, так как кольчуга должна была быть подогнана, меч - правильного веса и длины, а конь и всадник - привычны друг другу. Правила ордена заботились о том, чтобы оружие и доспехи не становились предметом тщеславия - запрещалось их украшение золотом или серебром или окраска в яркие цвета.

У каждого рыцаря было по десять вооруженных мужчин, их называли «полубратья» или «серые плащи» они исполняли свои обязанности в течение длительного времени или всю жизнь, по своему выбору, служили оруженосцами или сержантами, согласно своему положению, отвечая в бою за сменную лошадь и новое снаряжение рыцаря, сражаясь бок о бок с ним, когда это требовалось.

Наказания для тех, кто нарушал устав, могли быть легкими, умеренными, суровыми или очень суровыми. Например, в течение года такой рыцарь должен был спать со слугами, носить одежды без креста, довольствоваться хлебом и водой три дня в неделю. Он был лишен важной привилегии рыцаря - получать святое причастие с собратьями. Это было умеренное наказание. Наказанием за более тяжкие проступки были кандалы и темницы. Когда срок наказания истекал, подсудимый иногда возвращался к своим обязанностям или его изгоняли. И только три проступка не прощались - малодушие перед лицом врага, уход к неверным и содомия. За первые два преступник изгонялся из ордена, последний грозил пожизненным заключением или смертной казнью. Более обыденные проступки, особенно мелкие, наказывались поркой и лишением еды.

Устав тевтонцев был коротким. Он насчитывал 39 статей без преамбулы.

Ordensbush [орденская книга (нем.)] - это официальная редакция статутов ордена. Она была составлена в 1442г., включала в себя преамбулу, устав и законы (нужно заметить, что эти законы были выработаны в ходе собраний генеральных капитулов в 1291г.), законы после 1291г. (кодекс наказаний) и кутюмы (64 статьи).

Верховный руководитель тевтонцев первоначально назывался магистром, но со временем, когда в ордене возникла необходимость в отдельных руководителях в Германии, Пруссии и Ливонии, уже этих людей стали называть магистрами, а первое лицо ордена - Великим магистром (Гроссмейстером). Поскольку таким же был обычай и других орденов, в подобном названии должности кроется претензия на то, что Великий магистр тевтонских рыцарей равен главам орденов Тамплиеров и Госпитальеров.

Великий магистр избирался Великим (или Всеобщим) капитулом и исполнял свои обязанности до своей смерти или отставки. Гроссмейстер выполнял в первую очередь функции дипломата и управляющего хозяйством. Он встречался со знатными людьми и церковниками из мест, где протекала деятельность ордена, вел пространную переписку.

Казначей отвечал за финансовые вопросы.

Великий командор отвечал за повседневную деятельность в областях, не связанных напрямую с военными действиями. Он управлял младшими по рангу официальными лицами, контролировал казначея в сборе и расходовании средств, вел переписку и хранил сообщения в архивах.

Маршал отвечал за готовность к военным действиям.

Дела, затрагивающие подданных ордена, торговых партнеров и других правителей, решались в атмосфере монаршего двора. Гроссмейстер выслушивал просьбы, внимал доводам и давал ответ после того, как приходил к определенному решению.

§3. Война в Святой Земле

В 1200г., король Иерусалимский Амальрик II продал рыцарям небольшой участок земли к северу от Акры. Кроме этого участка и госпиталя в порту Акры у тевтонских рыцарей было несколько разбросанных по побережью владений - у Яффы, Аскалона и Газы, несколько поместий на Кипре. Позднее Тевтонский орден приобрел заметные владения в Святой земле. Другие ордена испытывали некоторое чувство зависти и подозрительности (ведь орден был совсем новым). Они мешали ордену приобрести твёрдые позиции в Палестине.

Орден начал быстро расти после избрания Германа фон Зальца магистром в 1210 году. Он стал третьим магистром ордена.

Герман фон Зальца был выходцем из Тюрингии, из семьи министериалов, которые считались рыцарями, но были не вполне благородного происхождения. Родители Германа не обладали ни богатством, ни высоким происхождением. Герман фон Зальца использовал все возможности, чтобы вымостить для своего ордена дорогу к славе. В более старом ордене он вряд ли бы смог подняться так высоко, его таланты не окупили бы его происхождения. Тевтонский орден же был малочислен, умения Германа быстро заметили. Он рано стал магистром - в тридцать лет.

Известность и славу Герман фон Зальца получил во время Пятого крестового похода. Он присоединился к экспедиции в 1217 г., высадился в Дамиетте, египетском порте. Значительная доля участников похода была рыцарями. Среди участников похода была достигнута предварительная договоренность о стратегии и тактике, чего так недоставало в предыдущих походах. Герман собрал так много денег и людей в поход, он постоянно добивался новых привилегий для своего ордена.

Магистр лично воевал под Дамиеттой все четыре года. Когда крепость пала, крестоносцы отправились вверх по Нилу к Каиру. Это наступление в итоге обернулось неудачей. Фридрих II отсрочил свой отъезд, переговоры затягивались, крестоносцы начали возвращаться домой. Крестоносцам был предложил Иерусалим, но папский легат не хотел успокаиваться и отказался от выгодного предложения и убеждал великих магистров тамплиеров, госпитальеров и тевтонских рыцарей предпринять финальное наступление в 1221 году, попавшее в ловушку в дельте Нила. Результатом было полное поражение, потеря почти всей армии и утрата Дамиетты. Герман оказался среди пленных. Его вскоре выкупили, но он имел причины решить, что будущее его ордена не лежит исключительно в Святой земле.

Герман фон Зальца не обвинял Фридриха II, оставался преданным династии Гогенштауфенов. Он приезжал в Германию в 1223 и 1224 гг. по делам империи, договариваясь об освобождении датского короля Вальдемара II, который был захвачен графом Генрихом Шверинским, что поставило государства северной Европы на грань всеобщей гражданской войны. Герман, который, без сомнения, знал графа с Пятого крестового похода, договорился о выкупе короля. Частью достигнутого сложного соглашения было обещание датского монарха участвовать в предстоящем походе Фридриха II. В качестве видного представителя империи фон Зальца был способен утвердить в общественном сознании роль тевтонских рыцарей в качестве ведущей силы в немецком движении крестоносцев. Когда император объявил, что исполнит свой обет крестоносца в 1226 или 1227 году, тевтонские рыцари осознали, что, предоставив большое число рыцарей для крестового похода императора, они получат преимущества.

Имперский флот, который в 1227 году отплыл из Бриндизи, почти немедленно вернулся в порт, поскольку эпидемия унесла жизнь Людовика, графа Тюрингского, и поразила множество прочих крестоносцев. Хотя император был отлучен папой Григорием IX за провал наступления в Святой земле, Фридрих II не торопился в Рим в поисках примирения - он знал престарелого папу достаточно хорошо и понимал, что достигнет этого, лишь заплатив непомерную цену. Наоборот, он вновь посадил свои войска на корабли, как только позволило их состояние. Фридрих просчитался. Его отказ разрешить спор с папой быстро предопределил неудачу этого крестового похода. Везде он встречал недружелюбный прием, люди просто отказывались идти в поход с тем, кто был отлучен от церкви. В таких обстоятельствах Фридрих становился еще ближе к Тевтонскому ордену. Он наделил орден особыми правами в Иерусалиме, после того как город был возвращен христианам вверил им сбор пошлин в Акре.

Фридрих не мог оставаться в Святой Земле надолго. Понимая это, Великий магистр избегал конфликтов с местной знатью и другими орденами. Следуя такому курсу, он спас орден от гонений, которые последовали, когда Фридрих II покинул Акру в 1229 г. Он добился снятия отлучения от церкви, которому подвергся орден за поддержку Фридриха в крестовом походе.

Герман фон Зальца сопровождал невезучего императора обратно в Италию и содействовал его примирению с папой Григорием IX. Он расстался с надеждой утвердить свой орден в Святой земле на прочном основании и вскоре выслал первый отряд рыцарей в Пруссию. Он не ошибся. К 1231г. большинство имперских гарнизонов было изгнано, и еще через тринадцать лет Иерусалим вновь оказался в руках мусульман. После этого христиане в Святой земле уже только оборонялись.

Тевтонские рыцари не пренебрегали своими интересами в Средиземноморье. Их рыцари стали еще более необходимыми для обеспечения гарнизона в Акре, чем раньше. Но Акра была портовым городом, совсем неподходящим местом, чтобы жить. Рыцари расположились в окрестностях города, где климат был здоровее, где была возможность ездить верхом и охотиться. В 1220 г. они приобрели заброшенный замок в Галилее у семьи Хенненбергов и начали отстраивать его на средства, получаемые в виде пошлин в Акре. Новую большую крепость назвали Монфор. Окружающие Монфор земли были самыми богатыми в северной Галилее, и орден округлял здесь свой владения в 1234 и 1249 гг., однако замок находился слишком далеко, чтобы гарнизон мог защищать местных земледельцев от набегов. В 1227 г. крестоносцы получили помощь пилигримов в дополнительном финансировании строительства фортификационных сооружений, а в 1228 году им пожертвовал деньги Фридрих II. Второй замок был построен тремя милями южнее и тоже прилепился на краю скалы.

Хотя тевтонские рыцари потеряли Монфор в 1271 г., они сохраняли значительные силы в Акре вплоть до 1291 г., когда даже соединенные силы всех военных орденов не смогли удержать эту цитадель. Великий магистр перенес свою ставку в Венецию, откуда мог руководить крестовыми походами против мусульман.

Один из длительных споров внутри Тевтонского ордена заключался в следующем: нужно ли концентрировать ресурсы на обороне Святой земли, или использовать их в Прибалтике, или оставаться в Священной Римской империи. Медленно и постепенно тевтонские рыцари перенацелили свое внимание и силы на иные крестовые походы - в прибалтийских землях.

Заключение

В начале крестовых походов и образования военно-монашеских орденов предполагалась, что воины Креста будут примерами доблести, мужества и благодетели. Ведь весь свой успех (или неудачи) они приписывали Божьей милости, придавали большое значение молитвам верующих.

Ордена крестоносцев были тем средством, которое позволило крестоносцам закрепиться в Священной Земле. Ведь не имея укрепленных баз, с налаженным подвозом продовольствия, с прочным тылом, удержаться в стране мусульман было бы невозможно.

Ордена играли важную роль в военных предприятиях на Востоке. Они обычно выступали или в авангарде рыцарских соединений, или в арьергарде, прикрывая их отход. После падения Иерусалима в 1187г. ордена оставались единственной боеспособной силой. Естественно, это увеличило влияние магистров орденов. Но ордена существенно ослабляла их алчность.

Ордена приносили высокую пользу не только в военное, но и в мирное время. Высокая дисциплина бойцов быстро привела к возникновению множества орденов не только на Ближнем Востоке, но в Испании, а затем и в других странах.

К XIIв. в руках орденов сосредотачивается колоссальное денежное и земельное имущество, они превращаются во влиятельную военно-политическую силу не только на Востоке, но и на Западе.

Всё это начинает вызывать зависть к орденам. Члены их становятся высокомерны, политика иногда идёт в разрез с устремлениями христианских государств и церкви. Они активно пользовались своими привилегиями, в них всё более нарастали алчные стремления. Начались частые конфликты с местной администрацией. Ордена как будто превращаются в «государство в государстве». Всё это вело к тому, что ордена не выполняли больше своей задачи - укрепления на Востоке.

Упадок крестового движения, потеря всех оплотов в Святой земле приводит к прекращению деятельности орденов на Востоке. Некоторые из них продолжают или начинают активную деятельность в Европе.

Литература

1.Демурже А. Рыцари христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI- XVIвв./ А. Демурже; пер. с фр. М.Ю.Некрасова. СПб.: Евразия, 2008. 542С.

2.Демурже А. Жизнь и смерть ордена тамплиера/А.Демурже [электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.litmir.me/br/?b=120321&p=1> (дата обращения 25.11.14.).

.Заборов М. Крестоносцы на Востоке/ М. Заборов. М.: Наука, 1980. 320с.

.Заборов М. Мальтийские рыцари/Заборов М. [электронный ресурс]. Режим доступа: <http://krotov.info/history/12/misho/zaborov9.htm> (дата обращения 27.11.14.).

.Захаров В.А., Чибисов В.Н. Орден госпитальеров / В.А. Захаров, В.Н. Чибисов. СПб.: Алетейя, 2009. 464с.

.Лависс Э. «История тевтонского ордена»/ Э. Лависс // Тевтонский орден. Крах крестового похода на Русь [электронный ресурс]. Режим доступа: <http://royallib.com/book/shumov_s/tevtonskiy_orden_krah_krestovogo_nashestviya_na_rus.html> (дата обращения 28.11.14.).

.Марион М. История ордена тамплиеров/ М. Марион [электронный ресурс]. Режим доступа:://royallib.com/read/melvil_marion/istoriya_ordena_tamplierov.html#0 <http://royallib.com/read/melvil_marion/istoriya_ordena_tamplierov.html> (дата обращения 25.11.14.)

.Машке Э. Немецкий орден/ Э.Машке [электронный ресурс]. Режим доступа: http://royallib.com/read/mashke_erih/nemetskiy_orden.html#0 <http://royallib.com/read/mashke_erih/nemetskiy_orden.html> (дата обращения 28.11.14.).

.Урбан В. Тевтонский орден/В.Урбан; пер. с англ. П.Румянцева. М.: Хранитель, 2007. 178с.

Похожие работы на - Духовно-рыцарские ордена крестоносцев на Востоке

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!