Крестовые походы и их роль в мировой истории

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    4,2 Мб
  • Опубликовано:
    2014-12-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Крестовые походы и их роль в мировой истории

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ









КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

«КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ И ИХ РОЛЬ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ»










АРМАВИР 2013 ГОД

Оглавление

Введение

Глава 1. Европа, Византия и исламский мир во второй половине XI века

.1 Паломничество на Восток

.2 Византийская империя и исламский мир накануне Крестовых походов

.3 Европа во второй половине XI века. Причины Крестовых походов

Глава 2. Начало Крестовых походов

.1 Клермонский Собор

.2 Поход «бедноты»

.3 Первый Крестовый поход

Глава 3. Образование государств крестоносцев на Ближнем Востоке

.1 Образование государств крестоносцев

.2 Духовно-рыцарские ордена

Глава 4. Последующие Крестовые походы

.1 Второй Крестовый поход

.2 Третий Крестовый поход

.3 Четвертый Крестовый поход. Падение Константинополя

Глава 5. Упадок Крестоносного движения

.1 Анализ неудачных Крестовых походов

Глава 6. Отношение византийцев и мусульман к крестоносцам

.1 Взаимоотношения византийцев и крестоносцев

.2 Взаимоотношения мусульман и крестоносцев

Глава 7. Значение и роль Крестовых походов в мировой истории

.1 Значение и роль Крестовых походов. Запад

.2 Значение и роль Крестовых походов. Восток

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Введение

Исследуемая мной тема в этой работе актуальна с тех давних времен по сегодняшний день. К последним ярким проявлениям этой темы можно отнести оккупацию Ирака и военные действия в Ливии. Также аналогическую ситуацию, на мой взгляд, в данный момент мы наблюдаем в Сирии. И до сих пор практически все агрессивные действия имеют «благие намерения», подкрепленными патриотическими лозунгами.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что она поможет сделать сравнительный анализ основных причин противоречий во внешней политике между христианским и исламским миром возникших в период средневековой истории. Время масштабных военных экспедиций католической церкви и западных держав на Ближний Восток, ставивших своей официальной целью освобождение Святой Земли от неверных-мусульман и завладение общехристианскими святынями, отданными на поругание исламу, выпало на XI век и определило дальнейшее развитие истории на многие века.

Противостояние двух мировых религиозных систем и захватнические интересы многих держав, являются наиболее драматическими моментами в истории Средних веков.

Практическая значимость работы заключается в том, что будут выявлены новые причинно-следственные связи Ближневосточных вопросов; возможность лучше организовать эффективность образовательного процесса учащихся.

Объектом данного исследования являются организация крестоносного движения, его участники, организация местного управления, образование и деятельность рыцарских орденов на захваченных территориях, а также близкие контакты имеющихся религий и цивилизаций и роль этих событий в мировой истории.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1095 года по 1270 год. Он характеризуется началом движения крестоносцев после выступления папы Урбана II на Клермонском Соборе, а заканчивается подписанием мирного договора с аль-Мостансиром.

Территориальные рамки исследования включают территорию Европы, Византию, Балканы, Ближний Восток, Палестину, Малую Азию.

Предлагаемая к рассмотрению работа состоит из введения, 7 глав, заключения и списка литературы.

Во «Введении» обосновывается актуальность, теоретическая и практическая значимость исследования, дается структура работы.

В I главе «Европа, Византия и исламский мир во второй половине XI века» освещены социально-экономические предпосылки Крестовых походов.

Во II главе «Начало Крестовых походов» показан социальный состав участников Крестовых походов и их экономические и религиозные интересы.

В III главе «Образование государств крестоносцев на Ближнем Востоке» показан процесс образования государств крестоносцев и роль духовно-рыцарских орденов в Крестовых походах.

В IV главе «Последующие Крестовые походы» освещено развитие крестоносного движения.

В V главе «Упадок Крестоносного движения» показан анализ неудачных Крестовых походов и высвечены социальные противоречия в крестоносном войске, лежащие в основе завершения Крестового движения.

В VI главе «Отношение византийцев и мусульман к крестоносцам» раскрыты социально-политические и культурно-экономические взаимоотношения всех участников описанных событий.

В VII главе «Значение и роль Крестовых походов в мировой истории» отображены последствия Крестовых походов на развитие всемирной истории.

В «Заключении» подводятся итоги проведенной работы, даются рекомендации относительно того, как следует продолжить начатую работу в рамках новых исследований.

Глава 1. Европа, Византия и исламский мир во второй половине XI века

.1 Паломничество на Восток

С незапамятных времен устремлялись христиане к своей великой святыне - Гробу Господню. Император Константин Великий (306-337), сделав новую религию дозволенной, а затем и господствующей, воздвиг в ее честь множество храмов, освящение же церкви Святого Гроба превратилось в народное торжество. Верующие, собравшиеся со всех концов Восточной Римской империи, вместо темной пещеры увидели прекрасный мраморный храм, вымощенный блестящими каменьями и украшенный стройной колоннадой.

Великое переселение народов в V-VI веках, способствовало христианизации, что направило в Иерусалим новые массы христиан, на этот раз - с запада.

Из хаоса религиозных и политических смут, колебавших Аравию, вышел человек смелых мыслей, провозгласивший новую веру и новое царство. То был Мухаммед - в начале VII века началась мусульманская эра, но пилигримов это не остановило.

В XI веке наступил пик паломничества. В качестве покаяния и искупления грехов тысячи людей устремляются в Палестину. Любовь к благочестивым странствиям становится привычкой, законом. Посох странника теперь виден в руке и нищего, и богача. Причинами паломничества могли стать как истинная вера, так и стремление избежать наказание за какое-либо преступление - все служит поводом, покинуть домашний очаг и устремиться в неведомые страны. Путник, отправляющийся в Иерусалим, превращался при этом в сакральную особу - его отбытие и благополучное возвращение обычно становились как бы церковным праздником. Каждая христианская страна на его пути должна была брать его под охрану и защиту, предоставляя широкое гостеприимство. И результатом всего этого стало снова резко умножившееся число приезжих богомольцев в Иерусалиме; особенно много собиралось их на Пасху - всем хотелось увидеть священный огонь, зажигающий светильники у Гроба Господня.

Арабы не препятствовали таким паломничествам, но христианское чувство иногда сильно оскорблялось проявлениями мусульманского фанатизма: так, фатимидский халиф Аль-Хаким велел в 1009 разрушить храм Святого Гроба. Уже тогда, под впечатлением этого события, папа Сергий IV проповедовал священную войну, но безуспешно (по смерти Аль-Хакима, впрочем, разрушенные храмы были восстановлены). Но с годами пилигримам гораздо чаще приходилось становиться жертвами мусульманского населения, что было вызвано беззащитностью паломников перед арабскими законами. Рассказы возвращавшихся пилигримов развивали в религиозно настроенных массах западного христианства чувство скорби о печальной участи святых мест и сильное негодование против неверных. Кроме религиозного одушевления, были и другие мотивы, могущественно действовавшие в том же направлении. В XI веке ещё не совсем заглохла страсть к передвижениям, составлявшая как бы последние отголоски великого переселения народов.

Религиозные путешествия, как правило, сливались с торговыми. К богомольцам и купцам примыкали также и рыцари-искатели приключений. Крупные феодалы, иногда в сопровождении целых сотен вооруженных рыцарей, отправлялись на поклонение “святым местам”. Они видели великолепные храмы и дворцы, видели роскошь, в которой жили византийские и арабские богачи. С Востока купцы привозили предметы роскоши и пряности, вызывающие у западноевропейских рыцарей представлении о фантастическом изобилии стран Востока.

Паломническое движение идейно и практически подготовило Крестовые походы: оно способствовало разрастанию религиозно-подвижнических настроений, познакомило европейцев с дорогами на Восток, с положением в восточных странах, а главное - распалило у феодалов неутолимую жажду овладения заморскими землями.

1.2 Византийская империя и исламский мир накануне крестовых походов

В конце XI века средиземноморские земли были поделены между исламским миром, Византийской империей и христианской Европой. В то время как мусульманский и византийский Восток представлял собой центр блистательной вековой цивилизации, католический Запад только выходил из варварства, в которое его ввергли долгие междоусобицы и экономическая отсталость.

Византия уже была феодальной страной. Свободное крестьянство почти исчезло. Оно перестало служить основой военной мощи Византии, в войсках которой главную роль теперь играли наемники из варягов и англо-саксов. Внешнеполитическое положение Византии накануне крестовых походов также было очень сложным. С запада империю теснили норманны, незадолго перед тем покончившие с завоеванием южноитальянских владений Византии и основавшие свои княжества в Южной Италии и Сицилии, правда, при помощи венецианцев, боявшихся усиления норманнов на Адриатическом море, Византии удалось задержать их наступление. За это Венеция получила многочисленные торговые льготы и целый квартал в Константинополе.

Турки-сельджуки готовили новое наступление на Византию с востока. Печенеги угрожали с севера. Печенеги, нашедшие поддержку у славян Балканского полуострова, угнетаемых Византией, в 1091 г. подошли к самым стенам Константинополя. Византии удалось отвести эту опасность, вступив в связь с половцами, которые разгромили печенегов.

Таким образом, ко времени Первого крестового похода Византия несколько оправилась от внешних ударов и готовилась к борьбе с турками.

В критические для государства моменты, византийские императоры обращались с просьбами о помощи к папе, к императору, даже к некоторым феодальным государям (в том числе и к русским). Такие просьбы были для государей Запада предлогом для вмешательства в восточные дела; они порождали на Западе преувеличенное представление о легкости завоевания Востока, раздираемого внутренними столкновениями.

Если говорить о мусульманских странах, то к концу XI века исламский мир являл собой неординарную картину, в которой сочетались упадок и подъем, достижение великих духовных высот и нравственное одичание, высокое внутреннее единство, и чудовищный калейдоскоп из мелких и мельчайших политических и религиозных образований. Мир приверженцев пророка Мухаммеда к этому времени расширился до гигантских размеров.

Ислам был един и непримирим по отношению к язычеству. Более мягким, было отношение к «людям писания» - христианам и иудеям - которых в то время считали просто заблудшими, но не потерянными для истинной веры. Это своеобразие мусульманского мировоззрения сыграло немалую роль как накануне, так и во время крестовых походов.

Исламская доктрина, завещанные Мухаммедом, основывается на Коране - священной книге всех мусульман. Коран, вопреки устоявшемуся мнению, по сути своей не религиозное произведение. Это, если можно так выразиться, образ жизни. Религия и политика, экономика и право, общественная и частная жизнь, мир и война - все это включает в себя и сводит в единую систему.

Большая часть Анатолии накануне Крестового похода находилась в руках кочевых племён тюрок-сельджуков и сельджукского султаната, которые исповедовали ислам суннитского толка. (см. Приложение 2) Некоторые племена во многих случаях не признавали над собой даже номинальной власти султана, либо пользовались широкой автономией. К концу XI века сельджуки потеснили Византию в её границах, заняв практически всю Анатолию. Однако, тюрки больше были обеспокоены решением внутренних проблем, чем войной с христианами. Постоянно возобновляемый конфликт с шиитами и гражданская война, разразившаяся из-за прав наследования султанского титула, приковывали к себе гораздо большее внимание сельджукских правителей.

На территории Сирии и Ливана относительно независимую от империй политику вели мусульманские полуавтономные города-государства, руководствуясь в первую очередь своими региональными, а не общемусульманскими интересами.

Египет и большую часть Палестины контролировали шииты из династии Фатимидов. Значительная часть их империи была утеряна после прибытия сельджуков. Фатимиды надеялись увидеть в лице крестоносцев силу, которая влияла бы на ход политики на Ближнем Востоке против интересов сельджуков, извечного врага шиитов, и с самого начала похода вели тонкую дипломатическую игру.

В целом же мусульманские страны претерпевали период глубокого политического вакуума после смерти практических всех ведущих лидеров примерно в одно время. И на востоке, и в Египте, началась ожесточённая борьба за власть. Гражданская война среди сельджуков привела к полной децентрализации Сирии и образованию там небольших, враждующих между собой городов-государств.

1.3 Европа во второй половине XI в.

Причины крестовых походов

Общим именем крестовых походов обозначают военно-колонизационные предприятия европейцев на Востоке, падающие на период между 1096 и 1270гг.

В крестовых походах принимали участие самые разнообразные общественные классы, и причины, которые заставляли их двигаться на Восток, были, конечно, различны.

Большую роль в этом движении играли, во-первых, феодалы. Мелкое рыцарство, которое шло в эти походы, стремилось к захвату новых земель и крепостных крестьян. На их родине большая часть земель была уже занята под пашню. Кроме того, в следствии обычая не дробить феод между наследниками, поддерживался порядок единонаследия: феод передавался старшему сыну. В итоге младшие сыновья оставались без земли, возникло своего рода избыточное рыцарское население. К этому присоединялся расчет на прямой грабеж сказочных богатств Востока, о которых у рыцарей было преувеличенное представление. Многие рыцари успели запутаться в долгах и поэтому поход на Восток представлялся удобным предлогом для избавления от кредиторов.

Для крупных феодалов - королей, герцогов, графов-захваты на Востоке обещали расширение их владений, усиление их политического влияния, увеличение доходов. Крупные феодалы мечтали о том, чтобы на богатых землях Востока основать подвластные им государства по образцу своих европейских владений.

Но не одни феодалы стремились на Восток. В этом движении крупную роль играли города, особенно итальянские. Для них экспедиции на Восток представляли большой торговый интерес. Так как завоевания турок-сельджуков нарушили и ослабили торговые связи с Востоком, то захват территорий в Передней Азии должен был укрепить роль итальянских городов как посредников в торговле Востока с Западом. Кроме того, Византия была для них постоянным торговым соперником, даже не смотря на то, что ее торговое влияние к концу XI века заметно ослабло. Торговые города Италии стремились вытеснить этого конкурента и основать свои фактории на восточном побережье Средиземного моря. Все это побуждало итальянские города к участию в крестовых походах, и их роль была значительна, так как только они могли взять на себя снабжение армии крестоносцев, и организовать их перевозку по морю.

Но начались крестовые походы с массового движения крестьянства. Это было связано с положением крестьян в XI веке. Основная их масса была закрепощена и подвергалась усиленной эксплуатации. Они шли в крестовые походы, чтобы спастись от гнета феодалов, они рассчитывали на новые земли, и свободу, которой были лишены на родине.

И последние, необходимо отметить главенствующую идеологическую роль церкви в крестовых походах. Церковь и в частности папы в известном смысле их возглавляли и давали им идеологическое обоснование. Крестовые походы были объявлены благочестивым делом. Но за религиозными лозунгами скрывались чисто практические цели. Для папства, крестовые походы были лишь началом реализации плана господства церкви над всем христианским миром и о создании новых христианских владений на Востоке, не следует так же забывать, что крестовые походы способствовали и росту доходов церкви. Церковь производила сборы на крестовые походы. Эти сборы представляли добровольные пожертвования, но зачастую носили характер принудительных налогов.

Итак, во второй XI в. европейский мир исчерпал потенциал своего дальнейшего развития. Западной цивилизации нужно было выходить за свои географические рамки для того чтобы общество продолжало развиваться дальше, а не «консервироваться», что как правило, губительно для прогресса.

Глава 2. Начало Крестовых походов

.1 Клермонский собор

Клермонский собор открылся в 1095 году, в Оверни. Вопрос об Иерусалиме был десятым по счету среди проблем, поднятых Святыми Отцами. Он обсуждался на главной площади города, до отказа переполненной людьми. Первым выступил Петр Пустынник, голос его дрожал от слез, но слова били подобно ударам тарана. Призыв отшельника немедленно подхватил папа. Он вещал с высокого престола, воздвигнутого в центре площади, и речь его была слышна повсюду. Урбан начал с того, что описал позорное положение детей Христовых под гнетом неверных, он предупредил: поработив до конца Восток, неверные возьмутся и за Европу - угрозы их уже слышны, и кое-где претворяются в жизнь. В подобных условиях молчать и выжидать - значит предавать самих себя и Бога Живого. Урбан II принимал на себя руководство организацией похода и обещал важные льготы будущим воинам Божьим, в том числе отмену их долгов и заботу о семьях, оставшихся в Европе.

Речь папы неоднократно прерывалась взрывами пламенного энтузиазма. Перед благородными и бескорыстными душами намеки Урбана открывали Царство Небесное, перед честолюбивыми и алчными материальные блага.

Тут же, в Клермоне, люди давали торжественные клятвы и нашивали на свои одежды красный крест, отсюда и пошло имя «крестоносцы» и название их миссии - «Крестовый поход».

Новоявленные крестоносцы просили Урбана быть их предводителем; но папа, занятый, европейскими делами, отказался, поставив вместо себя епископа Адемара Дюпюи, первым выразившего желание ступить на «путь Божий».

Возвратившись с Собора, епископы стали поднимать народ в своих епархиях, на которое население откликнулось. Подобным настроениям способствовала крайне тяжелая жизнь тех времен. Простые люди недаром ждали конца света. Повсюду господствовало крепостное рабство. Неурожайные годы следовали один за другим. Голод усугубляли грабежи, этот вечный бич земледелия и торговли. Жители сел и городов без сожаления покидали землю, которая не могла их прокормить и предоставить элементарной безопасности, покидали тем охотнее, что Церковь за участие в походе снимала с них кабалу, задолженность и налоги. К беднякам присоединялись и всякого рода темные личности; надежда на легкую поживу, природная склонность к разбою и полная уверенность в безнаказанности была для них лучшим стимулом взять крест.

Многие вельможи собрались в поход, чтобы не утерять власть над подданными. Все они имели массу грехов, но помимо их искупления, надеялись и на богатую добычу. Даже самые мелкопоместные из числа рыцарей рассчитывали стать князьями в Святой земле. Пример подавали епископы, не скрывавшие надежд на новые епархии в Азии и на солидные куши от Восточной церкви.

В основе крестоносного движения лежали не только материальные стимулы. Определяющую роль в подготовке похода, несомненно, сыграл религиозный энтузиазм, многократно усиленный Церковью.

2.2 Поход «бедноты»

Во всей двухвековой эпопее крестовых походов в Святую Землю трудно найти событие более масштабное чем то, которое в более поздние времена получило название «крестовый поход бедноты». Уникален, в первую очередь, сам масштаб этого явления: по подсчетам современных историков, число принявших крест, вероятно, превосходило пятьсот тысяч человек, а возможно, и приближалось к миллиону. Для средневековой Европы, где город в пять тысяч жителей считался крупным, а королевские и императорские армии редко превышали десять-пятнадцать тысяч человек, эти цифры кажутся просто невероятными.

В своей клермонской речи папа Урбан II, помимо всего прочего, назначил и дату выступления крестоносного воинства в поход - 15 августа 1096 года. Устанавливая такую довольно отдаленную дату, римский первосвященник учитывал все многочисленные трудности по организации этой крупнейшей общеевропейской акции. Значительное время было необходимо на сбор рыцарских ополчений, на подготовку вооружения и транспорта. Немаловажно и то, что день выступления приходился на время после сбора урожая, что позволяло обеспечить гигантское многонациональное войско крестоносцев съестными припасами на его пути к Константинополю, где был назначен общий сбор. Но эффект клермонской речи оказался гораздо более значительным, чем мог предполагать сам папа, и привел к таким последствиям, к которым церковь вряд ли стремилась.

Важно отметить, что эта волна великого крестьянского выступления сильно испугала феодальный класс. Обезлюдели тысячи деревень, некому было убирать господский урожай, не из кого стало выбивать налоги и недоимки. Это, антифеодальное по своей сути, движение, только проходящее под религиозными лозунгами, начало угрожать самим основам существующего строя. Действительно, это небывалое устремление народных низов к свободе, хотя и не направлялось прямо против господ, грозило лишить деревню рабочих рук, а может быть, и сломать всю социальную структуру общества. Лишь тогда церковники и сам папа Урбан II поняли, какую лавину они вызвали своими недостаточно продуманными воззваниями. И теперь те же тысячи священников, что еще месяц назад призывали всех к походу, принялись увещевать крестьян оставаться дома - они мол, не умеют владеть оружием, а их семьи будут только обузой на долгом и трудном пути и могут помешать Христову воинству в его священной войне с неверными. На кого-то эти призывы возымели действие, и настоящего социального катаклизма удалось избежать. В этом крупном народном выступлении уже меньше было собственно крестьян, и был особенно велик процент бродяг, нищих, разбойников и прочего деклассированного элемента. И это привело к довольно печальным последствиям.

Дело в том, что эти толпы энтузиастов, распаляемые голодом и подстрекаемые своими вождями из фанатично настроенных монахов, не стали ждать далеких битв с неверными и обрушились на тех, кого они считали врагами Христа - на многострадальных евреев. Были убиты тысячи евреев, сотни синагог разрушены до основания. Прокатившись кровавым потоком по Германии, крестоносные отряды к началу лета вышли к границам Венгрии. Но здесь они столкнулись с сильнейшим сопротивлением местных жителей. Один за другим венгры разгромили несколько крупных отрядов, и наконец, дали бой главной армии крестоносцев под командованием графа Эмиха Лейнингенского. Почти все их войско - а, по свидетельству современников, в нем насчитывалось до двухсот тысяч человек - полегло под копытами венгерских коней, и лишь жалкие остатки его смогли впоследствии добраться до Константинополя.

К началу августа под стенами византийской столицы оказалась огромная толпа нищих, оборванных, голодных, но вооруженных людей. До Константинополя дошло около шестидесяти тысяч крестоносцев-крестьян, и всю эту армию нужно было кормить. Причем, эта орда, лишенная понятия о воинской дисциплине, тут же приступила к тому, что у нее получалось лучше всего, то есть к грабежам. Уговоры сохранивших здравомыслие вождей, и даже самого Петра Пустынника, не возымели никакого действия. Нищие ватаги продолжали бесчинствовать: они разоряли сады и виноградники, поджигали дома и, позабыв о своей святой миссии, начали грабить даже церкви и монастыри. После того, как в стычках с «франками» - так называли пришельцев византийцы - вдобавок еще и погибло несколько греков, терпение императора окончательно лопнуло, и он поспешил избавиться от столь опасного соседства. Собрав весь свой флот, он переправил крестоносцев на азиатский берег Босфора, в крепость Циботус (европейцы называли ее Цивитот), непосредственно граничившую с владениями сельджуков. Алексей I Комнин, несомненно, понимал, что это плохо вооруженное и лишенное дисциплины войско не может воевать с сельджуками. По свидетельству современников, он даже пытался отговорить «паломников» от ведения боевых действий, советуя дождаться прихода рыцарского войска. Но ни его уговоры, ни увещевания Петра Пустынника не помогли. «Христовы воины», охваченные духом благочестия и надеясь на богатую добычу, рвались в бой с сарацинами. В конце концов, Петр, глядя, что его авторитет уже ничему не может помочь, умывает руки и возвращается в Константинополь. С этого момента войско крестьян, лишенное теперь даже иллюзорного единоначалия, было окончательно обречено на гибель. 21 октября 1096 года беспечная армия пилигримов была разбита турками-сельджуками, и лишь немногим удалось спастись.

Крестовый поход бедноты в основе своей являлся не чем иным, как своеобразным, религиозно окрашенным актом социального протеста крепостных против феодальных порядков. Он представлял собою в некотором роде продолжение прежних, пассивных антифеодальных выступлений крепостной деревни. Массам крепостных пришлось дорого заплатить за попытку осуществить мечты об освобождении, совершив религиозный подвиг. Наивные иллюзии, вскормленные церковью в крепостной массе, придавленной умственной нищетой, разбились при первом же столкновении с реальной действительностью. Крестьяне обрели на Востоке не землю и волю, а только собственную гибель.

2.3 Первый Крестовый поход

Безусловно, отряды феодалов были подготовлены значительно лучше: были лучше вооружены, чем крестьяне, и успели запастись деньгами, распродав часть своих земель. Многие двинулись в поход, забрав с собой все свое имущество и свои семьи

Армия Первого Крестового похода, как было решено в Клермоне, должна была двигаться под командованием нескольких лидеров в Константинополь. Там армии предстояло собраться под лидерством папского легата Адемара из Ле-Пюи. Ожидалось, что разные экспедиции, собравшись в Константинополе, выйдут оттуда единой боевой единицей и проложат себе путь через Малую Азию до тех пор, пока не восстановят христианское правление в этом регионе, захватив Святую землю и святой город Иерусалим.

Крестоносцы шли в Константинополь пятью основными группами. Каждую партию феодальных рыцарей, путешествовавших вместе со слугами, священнослужителями, монахами, паломниками и другими не участвовавшими в боевых действиях лицами, возглавлял один из феодальных баронов или группа таких баронов. Характерно, что каждая группа в основном состояла из вассалов и друзей лидера. Армия крестоносцев с самого начала представляла собой концентрации отдельных феодальных сил.

Алексей Комнин был искренне заинтересован в оказании всей возможной помощи европейским рыцарям, участвовавшим в Крестовом походе. В то же время он понимал, что присутствие крупных формирований вооруженных европейских солдат на территории его империи является потенциальной угрозой для его собственных интересов. Алексей также хотел использовать армии крестоносцев, если, конечно, получится, для улучшения своего положения в Малой Азии. Именно это, в конечном счете, послужило основной причиной его обращения за помощью к папству. Алексей, несомненно желавший видеть Святую землю в руках христиан, еще больше хотел вернуть утраченные византийские территории в Малой Азии, на которых теперь господствовали турки.

Поэтому Алексей потребовал, чтобы каждый лидер крестоносцев по прибытии в Константинополь давал клятву. В нее были включены следующие обеты: 1) не подвергать опасности византийские интересы; 2) восстановить византийское правление во всех бывших византийских городах, которые крестоносцы будут захватывать; 3) признавать господство византийского императора в любых других городах, которые крестоносцы могут захватить и оставить за собой. Алексею было известно, что европейская знать привыкла закреплять свои обязательства перед западными сюзеренами клятвой. Он не видел причин, почему они не должны дать аналогичную клятву уважать территориальные права Византии.

Когда большая часть войск и лидеры армии крестоносцев прибыли в Малую Азию, начались военные операции Крестового похода.

Малой Азии турки непрерывно тревожили отряды крестоносцев. Турки опустошили страну, так что рыцарям пришлось терпеть голод. Крестоносцы были совершенно не готовы к переходам при палящей жаре. Их тяжелое вооружение накалялось, люди и кони падали от солнечных ударов.

Крестоносцы пересекли Малую Азию и были дружественно встречены в княжестве Малой Армении, в Киликии. Тогда же Болдуин и захватил город Эдессу, лежавший на пути из Месопотамии в Сирию и, чрезвычайно важный по своему стратегическому положению, и основал графство Эдесское. За тем более года было потрачено на осаду Антиохи. Взятие Антиохи сопровождалось дикой резней мусульман. Здесь было основано второе владение крестоносцев - княжество Антиохия. Увлекшись грабежами и захватами, вожди крестоносцев не спешили к своей предполагаемой цели - Иерусалиму. Только в 1099 г. значительно поредевшее войско крестоносцев достигло Иерусалима и взяло его после ожесточенного штурма. Вслед за этим последовала резня перед которой бледнеет разгром в Антиохи. Чудовищные расправы сменялись религиозными церемониями, после чего они возобновлялись с еще большим ожесточением.

Успеху Первого Крестового похода способствовало то, что объединенному войску западноевропейских рыцарей противостояли разрозненные и враждующие друг с другом сельджукские султанаты. Самое же мощное мусульманское государство Средиземноморья - Египетский султанат - лишь с большим опозданием двинуло в Палестину основные части своей армии и флота, которые крестоносцам удалось разбить по частям.

В итоге крестоносцы образовали Иерусалимское королевство (1099-1291), графство Эдесское (1098-1144), княжество Антиохийского (1098-1268) и графство Триполи (1109-1289)

Глава 3. Образование государств крестоносцев на Ближнем Востоке

.1 Образование государств крестоносцев

крестовый поход паломничество византия

После взятия Иерусалима крестоносцы постепенно овладели значительной частью восточного побережья Средиземного моря. При помощи венецианцев, генуэзцев и пизанцев было захвачено несколько портовых городов.

Так на Востоке возник ряд крестоносных государств. (см. Приложение 4) Крупнейшим из них было королевство Иерусалимское, включавшее в себя Палестину и часть Сирии. Первым государем Иерусалимского был Готфрид Бульонский. От Иерусалимского королевства номинально зависели три вассальных государства: графство Триполи, княжество Антиохия и графство Эдесса. В действительности они были совершенно независимы.

Особое место занимала в государствах крестоносцев церковь. В Иерусалимском королевстве было создано пять архиепископств и девять епископств, а также учреждено много монастырей. За свое участие в Крестовом походе церковь получила изрядную долю захваченных земель: к католическим прелатам перешли владения, принадлежавшие раньше мусульманскому духовенству, а отчасти и христианским церквам, в том числе греческой.

В королевствах и в княжествах крестоносцы с точностью воспроизвели феодальную систему господствовавшую на Западе, особенно во Франции. Законы Иерусалимского королевства, или так называемые «Иерусалимские ассизы», известны нам лишь в поздней, измененной редакции, записанной

в XIII в. на Кипре, где долго сохранялись политико-юридические порядки Иерусалимского королевства.

«Иерусалимские ассизы» перечисляли, в каких случаях король имеет право требовать службы от вассалов, ревниво заботясь о том, чтобы королевская власть не превышала своих требований к последним. Королевская власть была ограничена «высокой палатой» - собранием крупных феодалов, без которого король не мог принять ни одного важного решения. В случае нарушения королем прав какого-либо из феодалов все феодалы могли отказать королю в службе. В государствах крестоносцев господствовала феодальная иерархия в том виде, в каком она существовала в Западной Европе. Вся территория была разделена на рыцарские феоды, обязанные военной службой. Некоторые пришедшие с рыцарями крестьяне были возведены в рыцарские звания и получили рыцарские феоды. Этого требовала защита завоеванной страны и убыль в рядах крестоносцев. Но большей частью крестьяне должны были арендовать землю у рыцарей, уплачивая за это часть урожая. Церковь завладела огромными земельными площадями и была свободна от налогов и военной службы. Основную массу трудящихся в крестоносных государствах составляло крепостное крестьянство, главным образом из арабов-мусульман, а так же из греческих и сирийских христиан, жестоко эксплуатировавшихся новыми господами. Они должны были отдавать своим новым господам часть урожая и всевозможные промышленные изделия. Повинности не были фиксированы обычаем и зависели от воли господ. Местные крестьяне ненавидели западных феодалов, презиравших их как иноверцев, и не раз оказывали им сопротивление - очень частыми были народные восстания.

3.2 Духовно-рыцарские ордена

Духовно-рыцарские ордена - это военно-монашеские организации западноевропейских рыцарей, возникшие в XII в. в эпоху крестовых походов с целью защиты паломников и больных при христианских святынях в Палестине. Кроме монашеских обетов безбрачия, бедности и послушания, члены духовно-рыцарских орденов давали обет с оружием в руках защищать христиан и христианскую веру. Крупнейшие духовно-рыцарские ордена иоаннитов, тамплиеров и тевтонцев возникнув в Святой Земле, распространились затем по всей Западной Европе, причем их обширные владения, призванные служить крестовым походам, с потерей в конце XIII в. христианских крепостей в Палестине, стали источником прибыльной коммерческой деятельности.

Духовно-рыцарские ордена приносили обет верности римскому папе и, выведенные из подчинения епископам и светским государям, служили укреплению папской власти.

Владения орденов были объединены в провинции и округа - комтурии во главе с комтурами и капитулами. Каждый орден возглавлял великий магистр, у иоаннитов и тамплиеров его резиденция находилась в XII-XIII вв. в Святой Земле. Генеральный капитул собирался нерегулярно и играл лишь подчиненную роль.

Иоанниты - духовно-рыцарский орден св. Иоанна (сначала Александрийского, впоследствии Иоанна Крестителя) при госпитале в Иерусалиме. Основан около 1070 как братство, обслуживающее паломников и немощных (отсюда название - госпитальеры). Около 1155 получили по образцу тамплиеров устав духовно-рыцарского ордена. Центральный госпиталь в Иерусалиме в конце XII в. обслуживал более полутора тысяч пациентов, в нем имелось родильное отделение и приют для младенцев. Постепенно обязанности по уходу за паломниками и немощными перекладывались на «служащих братьев» (сержентов) и орденских священников. Верхушку ордена составляли рыцари, в основном младшие отпрыски знатных семейств, занятые исключительно военным делом. В 1291, с потерей христианских владений в Палестине, иоанниты переселяются на Кипр.

Тамплиеры (храмовники) - духовно-рыцарский орден Храма Соломона. Основан Гуго Пайенским в 1118 на предполагаемом месте храма Соломона в Иерусалиме.

Приобретя в крестовых походах и в качестве многочисленных пожертвований немалые средства, орден тамплиеров стал одним из самых богатых духовных учреждений Западной Европы и первым освоил новые тогда банковские услуги - депозит и трансакции, чему способствовала разветвленная сеть орденских домов и значительный военный потенциал, гарантировавший безопасность хранения. После потери в 1291 христианских владений в Палестине орден переместился в Париж.

Духовно-рыцарские ордена иоаннитов и тамплиеров были крупнейшими образованиями подобного рода, но оказались далеко не единственными. С середины XII века новые военно-монашеские объединения начинают появляться одно за другим. Историки подсчитали, что за период в полтора века с 1145 по 1295 гг. возникло не менее двенадцати рыцарских орденов. Многие из них оказались однодневками, но некоторые достигли весьма значительных успехов.

Тевтонский орден. Главным отличием вновь возникающих орденов от первопроходцев военно-монашеского движения было то, что все они, за малым исключением, носили ярко выраженный национальный характер, но орден Тевтонских рыцарей также известен как немецкий.

Цели его были абсолютно сходными с первоначальными замыслами иоаннитов: призрение страждущих, лечение больных, оказание посильной помощи паломникам. Единственное отличие заключалось в том, что все это предназначалось только для немцев, хотя в исключительных случаях в помощи не отказывали и иноплеменникам. Военных задач общество перед собой не ставило, и вообще носило более светский характер, чем аналогичные учреждения. В таком виде оно просуществовало до падения в 1187 году Иерусалима. Настоящий же взлет Тевтонского ордена приходится на начало XIII в., когда немецкие рыцари перенесли главное направление своей деятельности с Востока в Европу.

Но надежды на особый вклад этих орденов в дело борьбы с мусульманами оказались тщетны. Руководство этих орденов больше интересовалось торговыми, политическими и другими делами, причем как на своей новой родине, так и в Европе. Постепенно эти организации превратились в крупнейших ростовщиков и землевладельцев на европейском континенте и оказывали порой решающее влияние на международную и внутреннюю политику многих государств Старого Света.

Глава 4. Последующие Крестовые походы

.1 Второй крестовый поход

Во втором крестовом походе приняли участие коронованные особы - французский король Людовик VII и германский император Конрад III.

И в этом походе кроме рыцарей приняла участие масса крестьянства из охваченных голодом местностей. Рыцари смотрели на крестьян, как на обузу, от которой лучше избавиться. Когда выяснилось, что сухопутная дорога через Малую Азию слишком трудна и опасна, рыцари сели на корабли, оставив крестьян на произвол судьбы. Почти все крестьяне погибли.

К этому времени произошли крупные перемены на Востоке, чрезвычайно неблагоприятные для крестоносцев, занятых своими внутренними раздорами. Успехи крестоносцев объяснялись в значительной степени тем, что они имели дело с разрозненными силами отдельных мусульманских государей. Но во второй половине XII в. на Востоке произошло объединение в одно государство Египта, части Сирии и части Месопотомии. Во главе этого государства, центром которого был Египет, стал султан Салах-ад-Дин, курд по происхождению.

Теперь крестоносцам пришлось иметь дело не с разобщенными силами отдельных турецких эмиров, а с большим государством Саладина, который поставил себе цель вытеснить крестоносцев из Сирии и Палестины.

В 1187 г. Саладин нанес крестоносцам страшное поражение при Тивериадском озере. После этого мусульмане в короткое время взяли Акру, Яффу, Сидон, Бейрут, Аскалон и Иерусалим - главную опору крестоносцев на Востоке. На условии выкупа населению Иерусалима было разрешено уйти, но без лошадей и без оружия. В результате почти все покинувшие город погибли от голода. Кто не смог выкупиться, тот был продан в рабство.

Таким образом, второй крестовый поход, по сути, провалился. В 1149 году религиозная идея похода совершенно отступает на задний план. Также во время похода обострились серьезные противоречия между «франками» и Византией.

4.2 Третий крестовый поход

Потеря Иерусалима дала толчок к третьему крестовому походу (начался он в 1189г.), в котором участвовали три государя. Во главе этого крестового похода стояли германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп 2 Август и английский король Ричард Львиное Сердце.

Третий крестовый поход не дал крупных результатов. Крестоносцы воевали не только с Саладином, но и с Византией, владения которой они рассчитывали захватить. Фридрих Барбаросса, пройдя Малую Азию, утонул в реке и немецкое ополчение, не пожелавшее двигаться дальше, частью вернулось на родину, частью погибло в Сирии от эпидемии. Только незначительные остатки немецкой армии присоединились к французам и англичанам. Филипп II Август и Ричард Львиное Сердце непрерывно ссорились между собой. Тем не менее были достигнуты некоторые военные успехи, взят город Акра, ставший теперь столицей прежнего Иерусалимского королевства. Вскоре после этого Филипп II Август вернулся во Францию. Ричард еще некоторое время продолжал воевать. Он добился у Саладина незначительных уступок. За крестоносцами осталась узкая полоска побережья и объединившееся теперь с Триполи княжество Антиохия. Богомольцам и купцам Запада разрешено было посещать Иерусалим. Ричард Львиное Сердце захватил у византийцев остров Кипр. Здесь образовалось Кипрское королевство, просуществовавшее 250 лет.

Третий крестовый поход обострил противоречия в Европе и усилил конфронтацию Запада с Византией. Тем не менее, он предотвратил падение государств крестоносцев. Столицей Иерусалимского царства стала Акра. Следствием похода стало также образование Кипрского королевства (1192-1489), после того как Кипр был продан Ричардом I госпитальерам, а затем перешел к бывшему Иерусалимскому королю Ги де Лузиньяну.

4.3 Четвертый Крестовый поход

Взятие Константинополя

Четвертый крестовый поход (1202-1204) особенно ярко обнаружил истинные цели крестоносцев, незамаскированные какими-то было религиозными лозунгами. Он был начат французскими и итальянскими феодалами по призыву папы Иннокентия III, стремившегося к созданию мирового государства под властью пап. Первоначально целью похода намечался Египет - главная держава Востока, владевшая Иерусалимом. Но результатом похода была Византия. (см. Приложение 5) К началу XIII в. Византия в экономическом и военно-политическом виде была ослаблена, хотя западным державам она еще представлялась очень богатой страной. Экономическая сила империи в течение XIII в. была подорвана тем, что Запад вступил в прямые торговые связи с Востоком через гавани основанных крестоносцами государств. Торговля Византии пострадала также от того, что византийское правительство вынуждено было предоставлять торговые привилегии итальянским купеческим республикам, чтобы получать от них помощь против нападений турок и итальянско-сицилийских выходцев из Нормандии. В результате сокращения византийской торговли доходы от казны упали. Борьба с турками, крестоносцами и другими нападавшими на Византию внешними врагами требовала новых средств. Увеличивались налоги. Росла нищета трудящегося населения. Его разоряли набеги турок, грабежи крестоносцев, войны, налоги, лихоимство чиновников. Ко всему этому надо добавить непрерывную борьбу между различными группами землевладельческой и чиновной знати, которые использовали недовольство масс.

В конце XII века в Византии происходят частые дворцовые перевороты. Политика правителя новой династии Ангелов (с 1185 г.) Исаака способствовала утрате Византией Болгарии и Сербии. При Алексее III, пришедшим к власти в результате дворцового переворота 1195 г., государственные дела приходят в полное расстройство. Империя по фактически распалась на полунезависимые феодальные владения, была разорена, не имела серьезной военной силы.

Это положение Византии объясняет легкость, с которой ее завоевали западные феодалы - участники крестового похода. Решающую роль в изменении направления четвертого похода сыграла Венеция, стремясь сокрушить своего главного торгового соперника - Византию.

Не имея ни денег, ни флота, чтобы переправиться в Египет, крестоносцы обратились за помощью к Венеции. Венецианский дож Энрико Дандолло потребовал от них за услуги 85 тыс. марок серебра. Крестоносцы согласились на это требования, однако когда их ополчение собралось в Венеции, то оказалось, что они не набрали необходимую сумму. Тогда Дандолло, желавший помешать походу в Египет, с которым у венецианцев были оживленные торговые связи, потребовал от крестоносцев в виде компенсации помочь Венеции завоевать город Задар, принадлежавший Венгрии. Когда же город был завоеван, Дондолло по сговору с предводителем крестоносцев итальянским князем Бонифацием Монферанским направил крестоносцев против Константинополя, избрав предлогом династические распри в Византии. Особенно неприглядную позицию занял папа Иннокентий III .Получив обещание, что в случае успеха греческая церковь будет подчинена Риму, Иннокентий III способствовал разгрому Византии, пожертвовал освобождением «гроба господня»

В 1204 г. крестоносцы штурмом взяли Константинополь. Целые кварталы были сожжены крестоносцами, мало дорожившими памятниками античного и византийского искусства. Бронзовые статуи крестоносцы использовали для чеканки монет. В ограблении города наряду с рыцарями активное участие принимали католические аббаты и монахи.

Описание этих событий мы встречаем в древнерусских летописях. За падением столицы последовал захват большей части владений Византийской империи. Крестоносцы совершенно оставили план похода на Египет и основали свое государство, которое было названо Латинская империя.

Четвертый крестовый поход был последним крупным деянием и вместе с тем выражением глубокого идеологического кризиса крестоносного движения, жертвой которого стала крупнейшая православная держава.

Глава 5. Упадок Крестового движения

.1 Анализ неудачных крестовых походов

Последующие крестовые походы ничего не изменили в сложившимся положении. С XIII века пропаганда крестовых походов пошла на убыль. Последние крестовые походы уже не привлекали народные масса. Население, которое раньше толпами устремлялось на Восток, стало недоверчиво относиться к проповеди новых походов. Рыцари уже не рассчитывали на сколько-нибудь прочные захваты на Востоке. Крестьяне не видели в походах ничего, кроме неизбежной гибели.

Только на фоне страшных народных бедствий понятны так называемые «детские походы».

Крестовый поход детей (1212). Пожалуй, самая трагическая из попыток возвратить Святую Землю. В религиозное движение, зародившееся во Франции и в Германии, были вовлечены тысячи крестьянских детей, которые были убеждены, что их невинность и вера свершат то, чего не смогли добиться взрослые силой оружия.

Религиозный пыл подростков подогревали родители и приходские священники. Папа и высшее духовенство противодействовали предприятию, но пресечь его не смогли. Несколько тысяч французских детей под предводительством пастушка Этьена из Клуа близ Вандома (ему явился Христос и вручил письмо для передачи королю) прибыли в Марсель, где их погрузили на корабли.

Два корабля затонули во время шторма на Средиземном море, а остальные пять дошли до Египта, где судовладельцы продали детей в рабство.

Новейшие исторические исследования ставят под сомнение как масштабы этого похода, так и сам его факт в той версии, как он обычно преподносится. Высказывается предположение, что под «Крестовым походом детей» на самом деле имеется в виду движение собравшихся в крестовый поход бедняков (крепостных, батраков, поденщиков), потерпевших неудачу уже в Италии.

Последующих крестовых походов мы коснемся лишь в общих чертах:

Пятый крестовый поход (1217-1221). На 4м Латеранском соборе в 1215 папа Иннокентий III объявил новый крестовый. Выступление было намечено на 1217, его возглавили номинальный король Иерусалима Иоанн Бриеннский, король Венгрии Андрей II и др. В Палестине военные действия шли вяло, однако в 1218, когда прибыли новые подкрепления из Европы, крестоносцы перенесли направление удара на Египет и захватили город Дамиетту, находившийся на берегу моря.

Египетский султан предложил христианам уступить Иерусалим в обмен на Дамиетту, но папский легат Пелагий, не дал на это согласия. В 1221 крестоносцы предприняли неудачный штурм Каира, попали в тяжелое положение и были вынуждены сдать Дамиетту в обмен на беспрепятственное отступление.

Шестой крестовый поход (1228-1229). Этот крестовый поход, иногда его называют “дипломатическим”, возглавил Фридрих II Гогенштауфен, внук Фридриха Барбароссы. Королю удалось избежать военных действий, путем переговоров он (в обмен на обещание оказать поддержку одной из сторон в межмусульманской борьбе) получил Иерусалим и полосу земель от Иерусалима до Акры. В 1229 Фридрих короновался в Иерусалиме как король, но в 1244 город был вновь завоеван мусульманами.

Седьмой крестовый поход (1248-1250). Его возглавил французский король Людовик IX Святой.

Военная экспедиция, предпринятая против Египта, обернулась сокрушительным поражением. Крестоносцы взяли Дамиетту, но на пути к Каиру были наголову разбиты, а сам Людовик попал в плен и вынужден был заплатить за свое освобождение огромный выкуп.

Восьмой крестовый поход (1270). Не вняв предостережениям советников, Людовик IX вновь пошел войной на арабов. На этот раз он направил удар на Тунис в Северной Африке. Крестоносцы оказались в Африке в самое жаркое время года и пережили эпидемию чумы, погубившей самого короля (1270).

С его смертью завершился этот поход, ставший последней попыткой христиан освободить Святую Землю.

Так же стоит отметить нарастающие социальные противоречия в крестоносном войске. Хотя католические хронисты старательно расписывают братские отношения, будто бы соединявшие всех крестоносцев, независимо от их социальной принадлежности, в монолитный корпус борцов христовых., но это не соответствует действительности.

Во время похода контрасты в положении бедняков и благородных усилились. Тяготы войны углубили пропасть между простым народом, который первым становился их жертвой, и рыцарями, а тем более предводителями крестоносцев. В результате и отношения различных по своей социальной природе участников крестоносного войска приобретали все более напряженный характер. Крестьяне и рыцарская мелкота, фактически оказавшаяся в положении, близком к тому, в котором находились бросившие свои поля землепашцы, постепенно проникались недоверием к сеньорам.

Чисто приобретательские устремления сеньоров и рыцарства выявились с полной отчетливостью: их распри за каждый клочок захваченных земель совсем заслонили общие, т. е. по замыслу папства благочестивые, цели предприятия. А между тем освободительные чаяния бедняков - главнейшая пружина их участия в походе - отнюдь не заглохли: они, как и раньше, выражались среди рядовых крестоносцев в религиозной форме. Освобождение Иерусалима из рук "неверных" - вот что в глазах массы казалось заветной целью. С ее достижением связывались смутные надежды на лучшую жизнь в земле обетованной.

Военные экспедиции христиан на Ближний Восток прекратились после того, как мусульмане взяли Акру в 1291. Хотя Римские Папы вплоть до XV в. и организовывали походы в Европе во имя истребления Ересей, но это были лишь отголоски былого.

Гроб Господень остался за «неверными». Великая битва, длившаяся 200 лет завершилась. С господством крестоносцев было покончено раз и навсегда.

Глава 6. Отношение византийцев и мусульман к крестоносцам

.1 Взаимоотношения византийцев и крестоносцев

Крестовый поход, конечно, не был первым столкновением византийцев с европейцами, и возможно именно более ранние контакты оставили не очень хорошее впечатление от европейцев, плюс то, что в самом характере византийцев заложена некоторая подозрительность и осторожность.

Византийцы и крестоносцы общались в силу необходимости, и эти взаимоотношения распространялись на очень незначительную группу людей, в основном это были политические военные бытовые вопросы, в решении которых принимали участие представители высших кругов обеих сторон.

В целом византийцы восприняли крестоносцев как гостей, и всеми силами пытались им помочь, но одновременно присутствовало ощущение тревоги и неприязни по отношению к чужеземцам.

Император Византии, Алексей Комнин, в крестовом походе

видел исключительно политическое предприятие, целью которого были обогащение и нажива. Он не мог побороть в себе опасений, что начнется натиск на Константинополь, и конечно страх за судьбу империи не мог не отразиться на отношении к крестоносцам. Но наряду со страхом в мыслях императора существует и желание использовать крестоносцев в своих целях, заставив их отвоевать территории, ранее принадлежавшие империи. И это желание преобладает над всеми остальными.

Вообще по отношению к крестоносцам византийские власти были очень осторожны. Что вполне объяснимо. Византийцы считали крестоносцев ненадежными партнерами и, оказывая им помощь, не особо стремились вести совместные действия.

Крестоносцы, по мнению византийцев болтливы, жадны, им свойственны подлость и лживость. Но оценка крестоносцев не однобока: византийцы отмечают и положительные качества, например бесстрашие, находчивость, целеустремленность. Нельзя сказать, что греки недооценивают рыцарей, скорее наоборот угроза, исходящая от крестоносцев несколько преувеличена.

В целом можно сказать, что в отношении к крестоносцам византийцам свойственна двойственность с преобладанием отрицательных черт, но сам фактор двойственности позволяет говорить о достаточно объективной оценке крестоносного войска.

Византийцы отмечают, что крестоносцы непочтительны по отношению к традициям империи и постоянно стремятся их нарушить, оскорбляя тем самым греков.

Говоря о крестоносцах нельзя не упомянуть о религии, поскольку именно религиозные мотивы стали официальным поводом к организации похода и именно религиозные противоречия послужили одной из причин для разногласий между византийцами и крестоносцами, и стали практически непреодолимым препятствием на пути взаимопонимания между ними.

Всего несколько десятилетий прошло с момента разделения церквей и еще не сложилось четких канонов и правил, но уже явно прослеживаются разногласия между ними.

Византийцы не воспринимают поход как некое религиозное действо, они видят в этом, скорее посягательство на свое государство. Казалось бы, что крестовый поход мог послужить поводом к объединению церквей, ведь найден общий враг в лице турок - мусульман, который в равной степени посягает на значимые для обеих сторон религиозные ценности, но наоборот именно в течение похода церкви еще более отдаляются друг от друга.

Византийцы воспринимают крестоносцев - католиков как еретиков, аналогичным образом думали крестоносцы. Византийцы с большим трудом признают в крестоносцах единоверцев, но в начале похода готовы были к примирению церквей и только благодаря агрессивным действиям рыцарей взаимоотношения двух религиозных течений еще больше обострились.

В целом можно сказать, что в восприятии византийцами крестоносцев с точки зрения религии прослеживаются следующие особенности. Во-первых, крестоносное движение не воспринимается как движение религиозной направленности и не является фактором, объединяющим две ветви христианства. Во-вторых, византийцы, плохо знакомы с обрядами европейской церкви и трактуют их по-своему, стремясь очернить религиозные традиции крестоносцев.

Но, несмотря на явные противоречия между греками и крестоносцами существует и нечто общее, что византийцы не могут не отметить: например, значимые для всех религиозные ценности, такие, как Гроб Господень и «священный гвоздь». И, все же, византийцы на момент начала крестового похода, готовы признать в крестоносцах единоверцев, пусть и с оговорками. Даже само то, что крестоносцев приняли на территории империи и на первом этапе похода византийцы даже включились в военные действия говорит о том, что, несмотря на все противоречия, между византийцами и крестоносцами существовала на тот момент некая духовная связь, и как это не странно именно крестовый поход послужил ее окончательному разрыву.

Относительно военной стороны взаимоотношений можно сказать, что основным определением здесь может быть сотрудничество, несмотря на то, что обе стороны не стремились к сотрудничеству, они вынуждены были идти на этот шаг. Поскольку без сотрудничества они не могли достигнуть желаемого: крестоносцам необходима была помощь в переправе в Малую Азию и в организации снабжения армии, а греки желали при помощи крестоносцев вернуть себе утерянные территории на востоке. Между вынужденными «союзниками» существовали очень натянутые отношения с момента прибытия крестоносного войска на территорию Византии, что подтверждают постоянные военные столкновения между рыцарями и византийцами, понимая необходимость сотрудничества, они пытались не замечать их.

Взаимоотношения в бытовой сфере между крестоносцами и византийцами практически не освещены в «Алексиаде». Они ограничиваются упоминанием того, что крестоносцам выделили определенный участок под лагерь и кратким описанием событий связанных с принятием некоторых крестоносцев при дворе.

На основании столь отрывочных и скудных сведений можно сделать следующие выводы. Византийские власти пытались проявить себя гостеприимными хозяевами, что подтверждает достаточно пышный прием крестоносцев при дворе им выделяют лучшие покои, для них организовывают пиры, им дарят ценные подарки в огромных количествах. Многое отличает обе стороны и в отношении правил поведения и обычаев. Незнание традиций друг друга приводит к непониманию и усиливает ощущение отчужденности с обеих сторон. Вряд ли всю информацию относительно поведения крестоносцев при дворе можно считать объективными, но если даже часть ее - правда, то несовпадение в бытовой сфере могли стать еще одной причиной непонимания между народами.

Дипломатические отношения между крестоносцами и византийцами являлись очень важной частью взаимодействия между ними. Именно благодаря дипломатическим талантам лидеров обеих сторон стало возможно то взаимодействие, которое способствовало достижению целей, поставленных перед участниками похода.

Все упоминания о каких-либо формальных переговорах показывают, насколько сложным был этот процесс, практически каждая попытка договориться приводила к военным столкновениям, но как уже говорилось выше, достижение договоренностей было необходимо всем участникам похода и по этому, не смотря на столкновения, переговоры продолжались.

Принимая во внимание общий уровень образованности, существующий на тот момент в Европе, возникает вопрос о том, на каком языке шло общение между крестоносцами и византийцами, и здесь на основании текста источника можно предположить несколько вариантов. Первое, это то, что при ведении переговоров обе стороны обращались к помощи переводчиков и второе, что, возможно, общение велось на латыни что подтверждает то, что Анна часто называет крестоносцев латинянами. Достаточно высокий уровень образованности позволяет утверждать, что многие, если не все, представители элиты Византии владели латинским языком.

В целом же можно утверждать, что переговоры были успешными и именно дипломатические действия с обеих сторон позволили на первом этапе создать объединенные военные силы и заключить ряд договоров.

Отношения двух цивилизаций были трудными и противоречивыми и наиболее остро все противоречия между Византией и крестоносцами проявились в период первых побед, во время событий связанных с взятием Никеи, когда у «союзников» возникло ощущение близости достижения целей, и необходимость действовать вместе стала тяготить их. Но даже здесь нельзя говорить о полном разрыве отношений. Ведь император пытался выкупить крестоносцев из плена и не отказал им в помощи, при переправе домой.

Отношения были тем сложнее, что крестоносцы с их несколько варварскими обычаями не вписывались в атмосферу императорского двора. Среди этого изящного общества, при этом дворе, с его церемониями и строгим чинопочитанием, западные крестоносцы производили впечатление людей неотесанных, довольно плохо воспитанных, неприятных, стеснительных, непрошеных гостей. Вместе с тем они и не пытались в него вписаться, выказывая глубокое презрение к грекам.

6.2 Взаимоотношения мусульман и крестоносцев

Время перед появлением первых крестоносцев было для мусульман (и для евреев) периодом напряженных религиозных ожиданий.

Очевидно, что так называемая Большая Сирия (т. е. Сирия, Ливан и Палестина) не была единой монолитной мусульманской страной. В ней происходили не только религиозные расколы среди самих мусульман, там еще и сохранялись крепкие общины местных христиан - как в городах, так и в сельских местностях. Мельхиты (православные христиане) искали помощи и защиты у византийского императора, однако другие христианские общины (яковиты, несториане, марониты и др.), кажется, предпочитали мирное сосуществование с мусульманскими властителями, которые не мешали им следовать направлению в христианской религии. Многие христиане состояли на службе у мусульман и даже делали успешную карьеру. Например, некоторые из них работали в городских управлениях и занимались медициной. Еще благополучнее складывалась для христиан ситуация в Египте, где копты занимали почти все важные посты в налоговом аппарате, а армянские христиане служили в армии офицерами.

Иерусалим был для мусульман «третьим самым святым Божьим местом» и местом проживания многих мусульманских мистиков. В мусульманском видении конца света Иерусалиму отводилось особое место в день Страшного Суда.

Многие мусульмане не смогли сразу оценить все значение крестоносного движения и взятия христианами Иерусалима. Франков часто принимали за византийские войска, и никто не ожидал, что они сумеют удержаться в Палестине.

Поначалу мусульмане, захваченные крестоносцами врасплох, растерялись. Но некоторые их лидеры скоро осознали все значение христианского вторжения и взялись за организацию ответного удара. Али ибн Тахир аль-Сулами (1039-1106) был суннитским ученым при мечети в Дамаске. Его «Kitab al-jihad» (1105) стал первым трактатом о священной войне, написанным после появления на Ближнем Востоке франков. В отличие от некоторых своих современников, аль-Сулами не путал франков с византийцами. Он видел в экспедиции крестоносцев христианский джихад, начавшуюся с Запада, целью которой была помощь ближневосточным христианам и захват Иерусалима. Аль-Сулами представил триумф крестоносцев в Сирии как симптом морального и политического разложения ислама и дряхлости халифата, но он же заверял читателей в неизбежности конечной победы ислама, поскольку пророк Мухаммад предсказал, что мусульмане на время потеряют Иерусалим, но потом не только вернутся в него, но и захватят Константинополь.

Джихад Трактат аль-Сулами был первым, написанным о священной войне против крестоносцев. Сам же джихад не был чем-то новым для мусульман. К священной войне против неверных призывал Коран, правда только против многобожников, то есть язычников.

Джихад (священная война) дословно переводится как «стремление», то есть стремление распространить ислам. Согласно учению суннитов, предводительство в священной войне должно принадлежать халифу. И действительно, в VIII и IX веках одной из обязанностей халифа Аббасидской династии было стоять во главе джихада. Гарун ар-Рашид (766-809), например, каждый второй год вел свои войска на Византию, а в другие годы руководил паломничеством (хадж) в Мекку. Священные войны за распространение ислама велись также против язычников-тюрков в Трансоксании и в Средней Азии и против идолопоклонников-индусов в северной Индии. Добровольцы, отправлявшиеся в такие войны, назывались «газии», в случае смерти на поле боя они приобретали статус мучеников.

Священная война бывает двух видов: внутренняя - против личных пороков и внешняя - против неверных. Внешняя война тоже бывает двух видов: наступательная и оборонительная. Наступательная - это наложенная на всех мусульман обязанность расширять мусульманские территории. В борьбе против неверных участвуют добровольцы, но все мусульмане обязаны поддерживать ее морально и давать средства на ее ведение. Оборонительная же война ведется в случае вторжения агрессоров на мусульманские территории, и в борьбе с ними обязаны принимать участие все взрослые мусульмане.

Некоторые средневековые авторы считали, что джихад - это только оборонительная война, но эта точка зрения разделялась очень немногими. Большинство авторитетных теоретиков утверждали, что джихад будет вестись до тех пор, пока весь мир не будет обращен в ислам.

В богословии шиитов наступательную священную войну может объявить только имам, а поскольку имам сокрыт от людей, то и джихад до приближения конца света объявлен быть не может. Поэтому Фатимиды-исмаилиты и правители-шииты Шейзара (северная Сирия), часто воюя с крестоносцами, не использовали понятие священной войны. К тому же многие мусульмане, особенно шииты и последователи суфизма, считали, что внешняя война занимает второе место после войны со злом в собственной душе.

Сторонники джихада подчеркивали особый статус Иерусалима в исламе, и в XII-XIII веках было написано несколько трактатов о достоинствах Иерусалима, Палестины и Сирии. Подобные трактаты писались и во время арабских войн с Византией. Появлялись также и описания паломничества к гробницам пророков, мучеников и святых мужей ислама, находившимся на территории, оккупированной в то время франками.

В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим, перебив или взяв в плен практически все мусульманское население; для того чтобы заново населить город, были приглашены арабы-христиане из Трансиордании. В некоторых же местах, например в Рамле, население бежало еще до прибытия крестоносцев, однако было немало и таких городов и селений, где прежние жители решили остаться. Франки ввели более разумное управление страной, и их присутствие предоставило местным сельским жителям хоть какую-то защиту от мародеров - бедуинов и тюрков. Мусульмане, оставшиеся на франкских территориях, должны были платить подушный налог (в мусульманских землях такой налог платили христиане и евреи), однако, в отличие от христиан, они были освобождены от уплаты десятины. Испанский мусульманин Ибн Джубайр, в 1184 году совершавший паломничество в Мекку и на обратном пути проехавший через Иерусалимское королевство, отмечал, что франкские феодалы хорошо обращались с мусульманскими крестьянами и что последние платили меньше налогов, чем крестьяне в соседних мусульманских странах. Он даже всерьез опасался массового перехода крестьян-мусульман в христианство.

Но все-таки христиане, которые при владычестве сельджуков беспрепятственно отправляли свои религиозные обряды, теперь встретились с нетерпимостью католических церковнослужителей, в глазах которых все некатолики были полуеретиками. К социальному гнету добавились конфессиональные тяготы.

Масса арабского населения деревень и городов подверглась истреблению в ходе завоевания Сирии и Палестины крестоносцами. Часть мусульман - земледельцев и ремесленников - вынуждена была покинуть насиженные места.

Таким образом на оккупированных франками территориях отношения с местным населением были неоднозначными и время от времени вспыхивали бунты.

Представители мусульманской и франкской военной аристократии не только воевали друг с другом, но и поддерживали дипломатические и светские отношения. Им иногда случалось приятно проводить время в обществе друг друга и даже вместе охотиться. Мусульмане и христиане торговали друг с другом, купцы постоянно курсировали между Дамаском и христианской Акрой. Путешественник Ибн Джубайр отмечал, что «солдаты занимались своей войной, а люди жили мирно». Однако, несмотря на подчас тесные связи мусульман с христианами, культурообмен был невелик.

Мусульманские и христианские аристократы на Ближнем Востоке восхищались религиозным фанатизмом и военным искусством друг друга, но мало интересовались чужой культурой.

Глава 7. Значение и роль Крестовых походов в мировой истории

.1 Роль крестовых походов в мировой истории. Запад

Крестовые походы это не только известные нам военные экспедиции, но и регулярные перевозки, благодаря которым ежегодно, весной и летом, в Палестину попадали сотни тысячи вооруженных и безоружных паломников. Необходимые для перевозок расходы или переводы денежных средств способствовали распространению банковской системы по всей Европе. Пизанцы, генуэзцы и венецианцы извлекли наибольшую выгоду из Крестовых походов. Многим из них эти походы предоставили возможность приобрести целые кварталы и привилегированные торговые рынки в латинских государствах. Также была ослаблена Византия, что дало огромные торговые дивиденды Средиземноморским государствам

Появляются ранее неизвестные навигационные приборы, например, компас. «Арабские» цифры, заимствованные арабами у индусов, в том числе и ноль, появились в Европе благодаря переводу на латынь основополагающих трактатов по арифметике и алгебре ученого аль-Хорезми. В Сирии европейцы познакомились с техникой изготовления стекла, внедренного в Венеции, с новыми сельскохозяйственными культурами (сахарный тростник, хлопок, фрукты), а также новыми видами кустарного производства (шелка, камлота, пурпура, парчи). Более тесные контакты, установившиеся при Крестовых походах, способствовали распространению предметов роскоши в Европе, в то время как западные товары, в свою очередь, проникали на мусульманские и византийские рынки. Являясь активными центрами торговой и финансовой деятельности, государства крестоносцев одни из первых начали чеканить монету из золота (имитацию динара).

В политической сфере развития Запада, Крестовые походы также сыграли немалое значение. Уже сам по себе уход на Восток наиболее беспокойных элементов феодального мира содействовал созданию централизованных государств на Западе.

Если говорить о религиозном аспекте, то по итогам Крестовых походов, папство дискредитировало себя, а в следствии власть Папы Римского значительно ослабла. Главная цель - объединение христианской церкви под эгидой Рима достигнута не была, скорее наоборот, православие и католицизм приняло окончательно обособленный друг от друга характер.

7.2 Роль крестовых походов в мировой истории

Восток

В то время как для Западной Европы Крестовые походы послужили своеобразным толчком к настоящей революции экономической и культурной, то для Востока священная война бедствие, которое привело к упадку и мракобесию, затянувшимся на долгие годы.

Мусульманский мир, охваченный страхом пред лицом «франков», которые несли смерть и разрушения, во избежание уничтожения, был вынужден выработать механизм консолидации, несмотря на межплеменные и межконфессиональные разногласия (шииты, сунниты). Этот процесс начался во времена правления Салах ад-Дина, только почти через 100 лет, после начала Крестовых походов. На Востоке сейчас не могут рассматривать Крестовые походы, как простой эпизод из прошлого. Сегодня отношение мусульман к европейцам подвержено влиянию событий, которые происходили семь веков назад. Сейчас, в наше время, политические и религиозные лидеры арабского мира, с целью оправдания своих действий и привлечения на свою сторону общественности, моральной и финансовой поддержки, сравнивают себя с Салах ад-Дином и другими лидерами, боровшимися с армией крестоносцев. Именно поэтому не только в умах простых людей, но и в некоторых официальных речах Израиль предстает как новое «государство-крестоносец».

В основной своей массе арабский Восток видит в Западе настоящего врага. Любое враждебное действие по отношению к Западу, связанное с политикой, военными действиями или нефтью, это всего лишь так называемый «справедливый реванш».

Заключение

Крестовые походы представляли собой захватнические войны западноевропейских феодалов в странах Восточного Средиземноморья, продолжавшиеся с 1096 по 1270 года их организаторами являлись католическая церковь и правители феодальных государств Западной Европы.

Первые крестовые походы являлись широким военно-колонизационным движением европейцев на Ближний Восток. В нем участвовали, наряду с крупными и мелкими феодалами - рыцари, горожане и массы крестьянства. В крестовых походах активно участвовало купечество северо-итальянских городских республик: Венеции, Генуи, Пизы. Все участники преследовали цели, которые являлись захватническими. Именно эти цели наиболее полно отразились в Четвертом крестовом походе и захвате Константинополя. Жажда легкой добычи, завоевание огромных богатств, земель и торговых путей были для крестоносцев истинными целями походов на Восток.

В XI-XIII веках в Европе происходили прогрессивные экономические изменения, а значит, отпадали причины к участию в крестоносном движении. Купечество осталось довольно подрывом посреднической роли Византии в торговле между Западом и Востоком. В странах Западной Европы происходило расширение внутреннего рынка. Феодальное рыцарство получило возможность наниматься в королевские войска, значение которых возрастало с укреплением королевской власти.

После восьмого крестового похода пало последнее владение крестоносцев в Сирии - город Акра. Именно поэтому 1291 год считают окончанием крестовых походов в Переднюю Азию. На Востоке рыцари сохранили лишь остров Кипр, завоеванный еще Ричардом Львиное сердце.

Итогом крестовых походов стало разорение стран Восточного Средиземноморья, что и отображено в моей исследовательской работе.

Для Западной Европы самым важным итогом крестоносного движения был захват западноевропейскими странами торговых путей по Средиземному морю, находящихся ранее в руках стран Восточного Средиземноморья и Византии.

Крестовые походы, на мой взгляд, создали мощный информационный импульс, который, безусловно, повлиял на изменения мировоззрения средневекового человека. Это время тесного соприкосновения западной и восточной культуры.

Я надеюсь, что моя исследовательская работа окажется полезной для практикующих педагогов, студентов среднеспециальных и высших учебных заведений, а также учащимся школ, изучающих данную тему. Это поможет им понять происходящие в данный момент события на Ближнем Востоке через призму Крестовых походов, реализовать самостоятельные научные изыскания.

Проведенный анализ в моей работе, я уверен, поможет не только учащимся, но нынешним и будущим политическим деятелям в разработке эффективных методов и приемов по разрешению Ближнее Восточных вопросов в свете причинно-следственных связей того давнего времени с окружающей нас реальностью.

История - крайне взрывоопасный материал, и с ней нужно обращаться очень осторожно. В истории ничего изменить нельзя, но можно с ее помощью установить новую несправедливость, изломать жизнь своих современников и нанести свежие, долго незаживающие раны будущим поколениям.

Список литературы

1.     Брандедж Д. Крестовые походы. Священные войны Средневековья/ изд. Центрполиграф, 2011г.

.       18. Гибб Г. Дамасские хроники Крестоносцев, «Центрполиграф», 2009г.

2.      Доманин А. Крестовые походы под сенью креста/ изд. Центрполиграф, 2003г.

.        Дударев С.Л. Из истории военной повседневности времен крестовых походов.

.        Дударев С.Л.Особенности раннего этапа джихада времен крестовых походов (1099-1174).

.        Жуанвиль Жан - История Крестовых походов/ изд. Центрполиграф, 2008 г.

.        Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке.

.        Комнин Анна - Алексиада/ изд. Наука, 1965 г.

.        Лависс Э. Эпоха крестовых походов/ изд. Русич, 2002 г.

.        Лучицкая С.И. Образ Другого: мусульмане в хрониках Крестовых походов, СПб. «Алетейя», 2001.

.        Маалуф А. Крестовые походы глазами арабов/ перевод Лащук И.П. Мишо Жозеф-Француа - История Крестовых походов/ изд. Алетейа, Москва, пер. С.Л. Клячко 2001 г.

.        Монусова Е. История Крестовых походов/ изд. АСТ, 2010г.

.        Норман А. Средневековый воин. Вооружение времен Карла Великого и 14. Перну Р. Крестоносцы / пер. с фр. А.Ю. Карачинского, Ю.П. Малинина; Научн. ред. Ю.П. Малинин. - СПб.: Евразия, 2001.

.        Райли-Смит Джонатан - История крестовых походов/ изд. Крон-Пресс, 1998г.

.        Там Ж. Крестовые походы/ изд. Олимп, ред. Жукова Н.Б., Москва, 2002г.

.        Крестовых походов/ изд. Центрполиграф, 2008г.

.        Успенский Ф.И. История крестовых походов/ изд. Даръ, Москва, 2005г.

.        Хилленбранд К. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Мусульманская перспектива.

Приложение 1

Речь папы Урбана II в 1095 году

«Поскольку вы обещали Богу, как сыны его, энергичнее обычного поддерживать в вашей среде надлежащий мир и еще добросовестнее соблюдать права церкви, вам следует потрудиться над тем, чтобы обратить силу вашей ревности еще на какое-либо другое божье и ваше дело. Здесь необходимо, чтобы вы ускоренным порядком поспешили на помощь вашим братьям, обитающим на востоке и нуждающимся в вашей неоднократно обещанной им помощи. На них обрушились, как об этом большинству из вас уже сообщено, турки и арабы, которые добрались вплоть до Средиземного моря, до того места, которое зовется «рукой Св. Георгия», у самых границ Романии. Продолжая производить дальнейшие захваты земель этих самых христиан, они одержали верх над ними, неоднократно разбили их в бою, многих убили или же взяли в плен, церкви разгромили, а империю опустошили. И если вы спокойно опустите еще в течение некоторого времени все эти насилия, они одолеют много большее количество преданных Богу людей.

Поэтому и обращаюсь со смиренной просьбой, и не я, а Господь, чтобы вы, глашатаи христовы, почаще убеждали всех, к какому бы кто ни принадлежал сословию, как пеших, так и конных, как бедных, так и богатых, чтобы они своевременно посодействовали восточным христианам в изгнании из пределов христианского мира той негодной породы людей. Говорю это присутствующим, поручаю передать это отсутствующим. Ведь Христос повелевает это.

Да станут ныне воинами те, кто раньше являлся грабителем. Пусть ныне ведут справедливый бой с варварами те, кто в прежние времени сражался против братьев и соплеменников. Да получат ныне вечную награду те, кто прежде за малую мзду были наемниками. Пусть двойная честь увенчает труды тех, кто, не щадил себя во вред и телу, и душе. Кто здесь горестен и беден, там будет богат; кто здесь недруг Богу, там станет другом ему. Пусть идущие во Святую землю не медлят, но сдав в надежные руки свое имущество и собрав средства на путевые издержки, по прошествии зимы, в ближайшую весну с Богом бодро выступят в путь.»

Речь папы прерывалась возгласами слушателей: «Так хочет Бог!.»

Приложение 2

Первый Крестовый поход


Приложение 3

Ближний Восток накануне Крестовых походов


Приложение 4

Государства Крестоносцев на Востоке



Приложение 6

Карикатура на американское правительство


Приложение 7

Пропагандистский плакат. На плакате Саддам Хуссейн изображён рядом с Саладином


Похожие работы на - Крестовые походы и их роль в мировой истории

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!