Антиинфляционная политика государства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    59,34 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Антиинфляционная политика государства

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА





КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»

на тему: «Антиинфляционная политика государства»


Выполнил

Макаренко А.А.




Нижневартовск

Содержание

Введение

1. Теоретические основы инфляционных процессов в экономике

1.1 Сущность инфляции, причины возникновения

1.2 Виды инфляции и их классификация

.3 Последствия инфляции

1.4. Цели и методы антиинфляционной политики государства

2. Инфляция и антиинфляционная политика в Российской Федерации

.1 Тенденции развития инфляционных процессов в России

.2 Основные направления антиинфляционной политики в России

2.3 Перспективы инфляции в России

заключение

список использованной литературы

Введение

В настоящее время инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, отрицательно влияя на все стороны жизни общества. Она не обошла стороной и Россию. Инфляция влечет за собой ряд последствий: обесценивание результатов труда, уничтожение сбережений юридических и физических лиц, препятствие долгосрочным инвестициям и экономическому росту. Инфляция является самым эффективным средством перераспределения национального богатства - от более бедных слоев общества к более богатым, усиливая тем самым его социальное расслоение.

Сейчас никто не назовет точной даты, когда человечество впервые столкнулось с инфляционной проблемой. Однако люди всегда пытались ответить на вопрос: как привести в равновесие постоянно возрастающие расходы и бюджетные доходы? Решение этой проблемы за счёт выпуска в обращение дополнительного количества денег и повлекло за собой такое экономическое явление, как инфляция. Практика показывает, что экономисты пытаются предложить свои пути борьбы с инфляцией и считают их наиболее эффективными, но пока без особых результатов.

Большое внимание этой проблеме уделялось со стороны таких известных экономистов, как Дж. Кейнс, Л. Хейн, С. Богданкевич и др. Однако уже во многих развитых странах это экономическое явление не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются эффективные методы её ограничения и регулирования. В последнее время в США, Японии и странах западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции. Но, к сожалению, для России проблема инфляции по-прежнему остается значимой. Популярность и противоречия этого экономического явления определили актуальность выбора исследования.

Необходимо отметить, что рассматриваемая тема исследования освещена в литературе в достаточной степени. В настоящее время разрабатываются программы сдерживания инфляции, предлагаются методы ее регулирования. Кроме того, множество современных экономистов, таких как В. Адрианов, В. Смирнов, Т. Лукьянчикова и др., пытаются найти пути борьбы с этим экономическим явлением.

Целью курсовой работы является изучение и анализ антиинфляционной политики государства.

Задачи:

рассмотреть сущность, причины и методы измерения инфляции;

выявить виды инфляции и механизм их действия;

- определить цели и меры регулирования антиинфляционной политики государства;

проанализировать антиинфляционную политику в России;

инфляция ценовой политика

1. Теоретические основы инфляционных процессов в экономике

1.1 Сущность инфляции, причины возникновения

Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX этот термин употребляется так же в Англии и во Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ веке сразу после первой мировой войны. В советской экономической литературе понятие возникло лишь в середине 20-х годов.

В настоящее время существует разнообразное количество определений инфляции. Инфляция (от лат. inflatio - вздувание) - повышение общего уровня цен на товары и услуги. В результате инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению к денежному товару - золоту, а также по отношению ко всей массе рядовых товаров и к иностранной валюте, сохраняющей прежнюю реальную ценность или обесценившейся в меньшей степени.

В западную теорию инфляции начинают проникать идеи теории цены, оттесняя господствовавшие ранее теории денег. Современная трактовка цены включает ряд элементов, каждый из которых нацелен на объяснение определённых факторов ценообразования, связанных с формированием потребительского спроса; предложением товаров и услуг; соотношением спроса и предложения в зависимости от различных форм рынков; формированием цен факторов производства.

Таким образом, инфляция - это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением, т.е. повышение общего уровня цен, а не цены какого отдаленного товара на рынке. Следует помнить так же, что к инфляции приводит не всякий рост цен. Могут оказать влияние изменения в динамике производительности труда, структурные сдвиги в экономике и попытки её слишком активного регулирования со стороны государства, непродуманная налоговая политика и др.

Многие экономисты пытались и пытаются объяснить истинные причины инфляции. Дж.М. Кейнс и его последователи считали, что они заключены в чрезмерном спросе при полной занятости, т.е. со стороны спроса. Неоклассики искали причину в росте производственных расходов или издержек производства, т.е. со стороны предложения. Современные экономисты, например, А.С. Булатов руководствуются тем, что распространенная причина инфляции - денег много, товаров мало; покупательский спрос превышает товарное предложение. Причина роста цен обычно не одна, их бывает несколько. В основе инфляционного повышения цен могут лежать различные, как правило, взаимосвязанные факторы. При этом меняются масштабы, характер, темпы инфляции.

Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут изменяться вследствие роста производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий, и т.п. Следовательно, что не всякий рост цен - инфляция, поэтому особенно важно выделить действительно инфляционные причины роста цен.

.2 Виды инфляции и их классификация

Как известно, существует несколько видов инфляции.

Инфляция спроса (рис. 1.1) - это явление нарушения равновесия между спросом и предложением в сторону спроса. Причиной такого смещения может быть увеличение государственных заказов (к примеру, военных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и практически полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности населения. В результате этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров; повышаются цены.

Рис. 1.1

Инфляция предложения (рис. 1.2.), где рост цен объясняется возрастанием издержек. Этот вид инфляции обычно связан с воздействием экзогенных факторов - неурожаев, стихийных бедствий. В результате инфляция издержек сокращает прибыли и объем продукции, которые предприятия намерены предложить при существующем уровне цен, и смещает кривую предложения влево. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения опять восстанавливается, но уже при более высокой цене.

Рис. 1.2.

Таким образом, инфляция предложения гораздо сложнее инфляции спроса, т.к. правительство в данном случае встает перед ситуацией: либо увеличить спрос для стимулирования производства, что чревато еще большим обострением инфляции и скачком цен; либо бездействовать, что приведет к глубокому спаду, который может вернуть к прежнему уровню, но это обернется для экономики значительной потерей реального выпуска.

Кроме того, инфляция может быть ожидаемой и неожидаемой.

Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее с достаточной степенью надежности, она зачастую даже является прямым результатом действий Правительства.

Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения. В случае наличия у населения инфляционных ожиданий такая ситуация вызовет резкое увеличение спроса, что само по себе создает трудности в экономике.

Рассмотрим виды инфляции с точки зрения соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста:

. Сбалансированная инфляция - цены различных товаров неизменны относительно друг друга, она не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и соответственно должна увеличиваться цена конечной продукции. В этом случае по результатам среднегодового роста цен поднимается процентная ставка Государственного банка и, таким образом, ситуация становится равносильной ситуации со стабильными ценами. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции.

. Несбалансированная инфляция - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Она является большой бедой для экономики. Еще страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами долгое время. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования.

В зависимости от величины роста цен инфляцию делят на три вида:

. Ползучая (умеренная) инфляция - это инфляция, темпы роста цен, в условиях которой не превышают 10% в год. Такую инфляцию современная экономическая теория рассматривает как благо для экономического развития.

. Галопирующая инфляция - для нее характерен темп роста цен на 20% до 50% в год. Это уже серьезное напряжение для экономики. Поскольку деньги быстро теряют свою покупательную способность, население стремится избавиться от них, скупая товары, валюту, недвижимость и т.д. Нарушается функционирование финансового рынка, а затем и всей экономики.

. Гиперинфляция - цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (больше 50% в год). В некоторых литературных источниках можно встретить термин «стагнации», когда предложение не растет длительное время. Стагнация, сопровождающаяся инфляцией, разрушает экономику и не создает механизма выхода на путь эффективного роста, т.к. не приводит к росту предложения.

.3 Последствия инфляции

Прежде чем разрабатывать определенные методы регулирования инфляции и программы ее сдерживания, необходимо задуматься к каким последствиям в экономике это приведет. Они настолько противоречивы и разнообразны, поэтому требуют к себе особого внимания и понимания.

. Одним из последствий является перераспределение доходов и богатства. Этот процесс возможен в условиях, когда доходы не индексированы, а кредиты предоставляются без учёта ожидаемого уровня инфляции. Она ведёт к перераспределению национального дохода по различным направлениям:

между разными сферами производства и регионами в силу неравномерного роста цен;

между населением и государством, так как последнее использует излишнюю денежную эмиссию в качестве дополнительного источника своих доходов. Выпуская необеспеченные товарами бумажные деньги, государство фактически осуществляет скрытое налогообложение граждан через действия эффекта инфляционного налогообложения;

. Отставание цен государственных предприятий от рыночных цен. В государственном секторе рыночной экономики цены издержек производства и товаров пересматриваются реже и дольше, чем в частном секторе. В условиях инфляции каждое повышение своих цен госпредприятия вынуждены обосновывать, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. В условиях ежемесячного неожиданного и скачкообразного роста инфляции подобный механизм даже технически трудно осуществим. В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного секторов, государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок.

. Ускоренная материализация денежных средств. Население и корпорации стремятся материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные запасы. Фирмы разрабатывают планы по активизации использования денежных ресурсов. Отрицательное здесь заключается в том, что стимулируется поспешный и чрезмерный темп накопления материальных запасов впрок.

. Нестабильность экономической информации. Она мешает составлению бизнес - планов. Цены есть главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация - главная для бизнеса. В ходе же инфляции цены постоянно меняются. Падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса.

. Падение реального процента. Реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции.

. Обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы. Рост инфляции практически всегда сочетается с высокой, хотя и неполной занятостью и большим объемом национального производства. И наоборот, снижение инфляции совпадает по времени со спадом производства и ростом безработицы.

Как видим, последствия инфляции противоречивы и требуют особого внимания к себе. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой стороны, рост цен ведет к обесценению неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а наиболее сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее совершенную организацию производства. В лучшем положении оказываются социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если их номинальные доходы будут расти темпом, обгоняющим рост цен. Кроме того, от инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.

.4 Цели и методы регулирования антиинфляционной политики государства

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:

сокращение инфляционного потенциала;

предсказуемость динамики инфляции;

снижение темпов инфляции;

стабилизация цен.

Стратегическая цель антиинфляционной политики - привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.

В рамках первого предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усиливать инфляцию.

Второй подход рекомендуется сторонниками монетаризма. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Если мероприятия бюджетной политики непосредственно направлены на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной политики объектом регулирования является денежный рынок. Суть кредитно-денежной политики состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру через изменение количества находящихся в обращении денег (эмиссия). Традиционными инструментами денежно-кредитной политики, влияющими на размер и структуру денежной массы, являются:

) Операции на открытом рынке ценных бумаг. Покупая ценные бумаги, банк увеличивает денежную базу, продавая - сокращает ее. Широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг. Учетно-процентная или дисконтная политика заключается в регулировании учетной ставки процента (в РФ - ставка рефинансирования). Учетная ставка - это ставка, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у центрального банка. Если центральный банк повышает учетную ставку, то объем заимствований уменьшается. В результате произойдет сокращение денежной массы в стране, так как уменьшатся операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При этом получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банки будут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении.

) Норма обязательного резервирования. Обязательные резервы - это та часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.

) Валютная политика (валютное регулирование). Целевые показатели валютного курса предусматривают следование денежно-кредитной политики страны валюты-якоря. Целевые показатели обменных курсов лишают ЦБ самостоятельности в денежно-кредитной политике на собственном финансовом рынке; создают возможности для внешних спекулятивных атак. Достижение реального валютного курса ставится в зависимость от уровня внутренних цен. Что касается фиксированных курсов с возможностью корректировки, то после валютного кризиса 1991 г. большинство стран от них отказалось именно из-за чрезмерно высокой зависимости от внешних спекулятивных атак.

) Таргетирование инфляции - установление целевых показателей. Таргетирование инфляции предусматривает непосредственное следование целевым показателям инфляции. ЦБ обязан следовать одному цифровому показателю инфляции или его установленному диапазону. Таргетирование способствует укреплению доверия к данному финансовому рынку, так как показывает, что низкий уровень инфляции - главная цель политики регулирования финансового рынка в данной стране. Однако таргетирование инфляции не может быть эффективным в странах, которые не обладают устойчивостью финансового рынка.

Денежную эмиссию Центральный банк осуществляет через приобретение каких-либо уже функционирующих в экономике активов. В связи с этим можно выделить три наиболее распространенные канала эмиссии денег:

. Валютный канал эмиссии. Увеличение денежной массы через пополнение валютных резервов государства действует как инфляционный фактор. Данный канал эмиссии наиболее эффективен в условиях экономического роста, обеспечивающего автоматическое увеличение спроса на деньги.

. Фондовый канал эмиссии. Этот канал активно используется в некоторых странах, например в Японии и Германии. Правительство выпускает и размещает облигации займа в целях аккумулирования средств для финансирования бюджетов развития, потом они превращаются в активы ЦБ, который обменивает их на деньги.

. Кредитный канал эмиссии. ЦБ РФ непосредственно кредитует коммерческие банки или гибко управляет их ликвидностью. Данный канал эмиссии опасен тем, что исключает реальную оценку финансируемых проектов, который осуществляется через механизм фондового рынка.

Монетарные методы воздействия на инфляцию могут быть действенными только в условиях сбалансированной экономики, когда изменение денежного предложения затрагивает по цепочке производственных связей весь хозяйственный комплекс. В этих случаях возникновение несоответствия между денежной и товарной массами, расширение спроса в результате искусственного увеличения объема денежного предложения вызываются просчетами в денежно-кредитной политике, наличием бюджетного дефицита, нарушениями платежного баланса.

Иногда в качестве альтернативы чисто монетарным методам борьбы с инфляцией предлагают так называемую политику цен и доходов. Ее суть состоит в том, что правительство замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен - ростом расходов на оплату труда.

Сторонники такой политики считают, что контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционными ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию, подрывая при этом способность монополий повышать цены, а профсоюзов - зарплату. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня.

Когда в стране инфляция достигает таких размеров, что грозит перерасти в гиперинфляцию, выбор правительства имеется только в отношении того, как сокращать темп роста денежной массы: резко («шоковая терапия») или постепенно (градуировано). Эта задача решается по-разному в зависимости от социально-экономической обстановки в стране. Достоинством шоковой терапии считают то, что при ее последовательном проведении у экономических субъектов возникает доверие относительно намерений правительства и их инфляционные ожидания снижаются, следовательно, инфляция пойдет на убыль. Издержками шоковой терапии является резкое сокращение объема производства и занятости.

Одним из вариантов шоковой терапии является проведение предваряющей либерализацию цен (или совмещение с ней) денежной реформы конфискационного типа с последующим проведением жесткой монетарной политики. Реформы такого типа предполагают проведение обмена старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен. При этом на суммы подлежащих обмену старых денег нередко накладываются определенные ограничения, иногда дифференцированные для различных экономических субъектов.

Реформы конфискационного типа могут оказаться полезными при переходе от подавленной к открытой инфляции. В этом случае конфискационная денежная реформа выравнивает номинальную массу новых денег по сложившемуся уровню реальных доходов. Такого рода денежная реформа может оказаться эффективной в долгосрочном аспекте при условии одновременного изменения денежной и кредитной политики в сторону ее ужесточения. При проведении политики постепенного снижения темпов роста денежной массы - градирования - инфляционные ожидания порождают инфляционную инерцию - прошлая инфляция рождает будущую. Одним из факторов, порождающих инфляционную инерцию, является индексация денежных доходов, которая часто ассоциируется с защитой от инфляции, хотя на деле провоцирует ускорение роста денежной массы и самой инфляции. Попытки следовать этим путем приводили лишь к увеличению инфляции.

Необходимой составляющей антиинфляционной политики, направленной на предотвращение гиперинфляции, является снижение темпа прироста денежной массы, приводящее к спаду производства и сокращению занятости. Выбор между шоковой терапией и градуирования осуществляется в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации в стране. В условиях высокой инфляции перед правительством стоят две главные задачи: не допустить глубокого спада производства и защитить население от обнищания.

Эффективность государственной антиинфляционной политики.

Серьезные исследования в области организации денежных отношений позволили развитым странам выработать достаточно эффективный механизм воздействия денежно-кредитной политики на процессы в реальной экономике. В развитых странах уровень инфляции составляет 2-3%. В США в 2010 г. индекс потребительских цен составил 3,4%, что выше показателя за 2009 год, когда этот индекс составил 2,7%. Причем связано это было с повышением цен на энергоносители, продукты же питания подорожали лишь на 2,3%, а продукты животного происхождения всего лишь на 1,4%. В зоне евро уровень инфляции еще меньше. Можно отметить характерную особенность: даже при удорожании энергоносителей в развитых странах их воздействие на уровень инфляции не оказывается определяющим. В России удорожание определенных товаров или услуг называется в качестве основной причины возникновения инфляционных процессов.

В развивающихся странах наблюдается более активное участие государства в регулировании денежных отношений. Несмотря на признание России страной с рыночной экономикой, по сути, она продолжает оставаться типичным примером экономической системы с развивающимися рынками. Характерными особенностями таких систем являются незавершенность структурных изменений, неразвитость финансовых рынков, подверженность угрозе внешних шоков. Неустойчивая внутренняя и внешняя среда способствует к накоплению системных дисбалансов, к которым относится открытая инфляция. Характерной особенностью России является устойчивый, достаточно высокий уровень инфляции, несмотря на усилия властей. Это свидетельствует о наличии постоянно действующих факторов, влияющих на характер денежных отношений, а также об ограниченности и неэффективности действующих методов управлениями этими отношениями.

История регулирования российской инфляции обнаруживает несамостоятельность денежно-кредитного регулирования. Несмотря на освоение Центральным банком РФ всех инструментов воздействия на масштабы денежного обращения и стоимость денег, инфляция не находится в полной мере под контролем центрального эмиссионного органа страны. И причина не только в немонетарных причинах инфляции. Кредитно-денежная политика жестко связана с другими видами экономической политики, в частности валютной и фискальной, и конкретным состоянием экономики.

Анализ использования инструментов денежно-кредитной политики в России показывает, что наиболее важные их них, прежде всего, уровень процентных ставок и валютный курс за последние годы стабилизировались. Процентные ставки по кредитам до одного года (в рублях) юридическим лицам в течение 2010 г. изменялись за первый квартал - 16,6 %, за второй - 15,8 %. Это свидетельствует о том, что процентная политика исчерпала свои возможности по стимулированию экономики. Ставки по кредитам находятся на пределе инфляционного уровня и могут быть снижены только после сокращения инфляции. С 3 февраля 2008 г. ставка рефинансирования ЦБ РФ снижена до 10% годовых.

Несмотря на то, что новая процентная ставка стала одной из самых низких с 1992 г., всплеска активности на российском экономическом пространстве, по мнению финансовых аналитиков, это не вызовет.

Стабилизировался валютный курс. Официальный курс доллара США и евро по отношению к рублю в 2009-2010 гг. не претерпел существенных изменения. Наоборот наблюдается тенденция укрепления рубля по отношению к доллару, что должно способствовать снижению инфляции.

Влияние монетарных методов воздействия на инфляцию в условиях российской экономики ослабляется низким уровнем монетизации по причине несбалансированности российской экономики в целом. Особенностью структуры российской экономики является слабой развитие товаров народного потребления. Диспропорция между накопленными денежными средствами и товарным предложением досталась ей в наследство от планового хозяйства. Резкий рост инфляции должен был дать толчок развитию производства потребительских товаров. Однако усилия руководства страны по стимулированию роста ВВП затронули, прежде всего, экспортные отрасли, а также традиционно развитые в России предприятия: добычу полезных ископаемых, оборонные отрасли, транспортное машиностроение, авиацию и некоторые другие. В то же время, отрасли связанные с производством потребительских товаров, постоянно отстают в своем развитии как от других отраслей, так и от ускоренного роста дохода населения. Постоянный рост инфляции сказывается на качестве использования доходов населения. Наблюдается постоянный рост доли расходов населения, используемых на покупку товаров и услуг, в общем объеме доходов. Снижение доли доходов населения, используемых на накопление, ограничивает возможности расширения производства продукции в стране, что затрудняет выход из инфляционных процессов.

Для стабилизации денежной системы и осуществления эффективной антиинфляционной политики государству необходимы:

оздоровление экономики в целом, преодоление спада инвестиционной активности и обеспечение приемлемых темпов роста производства;

разработка и осуществление государственной экономической стратегии, способствующей становлению конкурентоспособного, высокотехнологического и наукоемкого производства;

усиление стимулов производственного накопления у предпринимателей и населения;

изменение структуры производственных фондов в целях расширения производства товаров народного потребления;

стимулирование кредитной инвестиционной деятельности банков;

совершенствование налоговой системы, обращая особое внимание на регулирующую роль налогов;

формирование и развитие единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, земли, труда и т.д.;

создание условий для превращения зарубежных долларовых запасов в товары производственного назначения для национальной экономики;

- изменение денежно-кредитной политики, а также платежно-расчетного механизма в пользу безналичных расчетов в целях тесной увязки всех элементов рыночных товарно-денежных отношений;

стимулирование экспортной продукции, в том числе вооружения, и проведение разумной протекционной политики.

Осуществление этих мероприятий в комплексе потребует определенного времени, но они неизбежно приведут к укреплению национальной денежной единицы и стабилизации денежной системы России в целом.

Получается, что Россия (как представляется властям) в ценовом отношении следует за другими странами, где глобальный финансово-производственный кризис привел к замедлению инфляции - потребители стали значительно разборчивее и тратят деньги с большой неохотой, не зная, будет ли у них возможность в будущем иметь хоть какие-нибудь источники дохода. Но следует за ними Россия исключительно оригинальным образом - снижает инфляцию до такого уровня, который в индустриальных и многих развивающихся странах был бы признан невообразимо высоким.

Одним из направлений регулирования инфляции являются ее внешние факторы, значение которых возросло в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности России. Курсовая политика Банка России, сглаживание резких колебаний курса рубля по отношению к доллару и евро, ползучая девальвация в целях поощрения экспорта, то есть, политика «слабого» рубля снижает эффективность регулирования инфляции, направленного на укрепление рубля на внутреннем рынке. Это связано с зависимостью внутренних цен от валютного курса рубля в условиях значительной доли (до 50%) импортных товаров на российском потребительском рынке. Причем даже при временном повышении курса рубля к доллару цены не снижаются.

В условиях российской экономики основным фактором наблюдаемой инфляции выступает покупка Банком России выручки в иностранной валюте, поступающей от экспортных операций. Это приводит к появлению избыточной денежной массы в экономике. Инфляционного эффекта валютных интервенций можно было бы избежать, используя такой инструмент денежно-кредитного регулирования как операции на открытом рынке, а именно путем оперативной продажи Банком России государственных ценных бумаг коммерческим банкам.

В результате поступающая в результате валютных интервенций дополнительная денежная масса оперативно изымается и, соответственно, инфляционного эффекта не возникает. Влияние валютных интервенций на уровень инфляции в России объясняется между тем не столько невозможностью стерилизовать денежную массу, сколько неумением её правильно трансформировать в форме интервенций в реальный сектор экономики. Следовательно, проблема заключается не в избытке денежной массы, а в неумении правильно «канализировать» дополнительный её выпуск, в результате чего денежные средства аккумулируется на корреспондентских счетах в коммерческих банках.

2. Инфляция и антиинфляционная политика в Российской Федерации

.1 Тенденции развития инфляционных процессов в России

Основной целью денежно-кредитной политики Российской Федерации в 2000-е годы было замедление темпов инфляции, показателем которой считается индекс потребительских цен. В послании Президента РФ Федеральному собранию в 2004 году была поставлена задача снижения его до 3%. Прогнозом социально-экономического развития РФ на 2008 - 2010 гг. предусмотрено снижение индекса потребительских цен в 2010 г. до 5 - 6% против 7 - 8% в 2007 г. Однако фактическое значение индекса потребительских цен в 2007 г. (11,9%) увеличилось по сравнению с 2006 г. (9%) - впервые после 1998 года, а в 2008 г., и вовсе, составило 13,5%.

Средние темпы инфляции в промышленно развитых странах являются низкими с начала 1990-х годов, что отражает успехи в проведении мер по стабилизации инфляции 1970-х - начала 1980-х годов. В частности, ее темпы в среднем колеблются на уровне 2-3 %, хотя в начале 1980-х годов они составляли около 9 %.

Инфляция в России имеет сложный характер и подвержена влиянию многих факторов. Одни из них оказывают влияние в долгосрочном периоде, другие - на коротком отрезке времени. Отдельные факторы носят эпизодический характер, но тоже оказывают сильное воздействие. На протяжении всего постсоветского периода состав факторов, определяющих поведение индекса потребительских цен и характер их влияния на инфляцию, постоянно менялся.

При анализе монетарных факторов, влияющих на динамику инфляции в постсоветский период, традиционно выделяют три временных интервала: февраль 1992 - февраль 1995; март 1995 - сентябрь 1998; октябрь 1998 - по настоящее время. В каждом из них цены формировались по своим законам. Структурные сдвиги, происходившие в экономике на рубеже этих временных интервалов, существенно повлияли на устойчивые взаимосвязи между основными макроэкономическими показателями.

Первый временной отрезок характеризовался небывало высокими темпами роста инфляции и денежной массы. Достаточно сложно проводить эконометрическое оценивание на указанном временном интервале, так как в этот период не наблюдалось каких-либо устойчивых взаимосвязей между экономическими переменными. Более того, правительство продолжало регулировать цены на социально значимые потребительские товары (прежде всего на продукты питания) и на часть продукции ТЭК (нефть, нефтепродукты, уголь).

Период с марта 1995 г. по июль 1998 г. характеризуется непродолжительной стабилизацией основных макроэкономических процессов, прежде всего инфляции. Существенно замедлились и темпы роста денежной массы.

Основным фактором, определяющим динамику индекса потребительских цен на данном этапе, являлся номинальный обменный курс рубля к доллару. Нужно отметить, что на протяжении всего периода Банк России осуществлял политику валютного «коридора», контролируя динамику номинального курса рубля. В то же время влияние изменений денежной массы на инфляцию заметно снизилось по сравнению с предыдущим периодом.

Анализ инфляции с октября 1998 г. позволяет сделать вывод о нестабильности коэффициента эластичности инфляции на всем посткризисном периоде. Принято считать, что влияние денежных факторов на инфляцию в последние годы ослабло. И связано это, прежде всего с функционированием Стабилизационного фонда.

Несмотря на волатильность и наблюдавшееся в последние годы резкое ослабление позиций американской валюты на мировом рынке при одновременном укреплении позиций евро, доллар остается доминирующей иностранной валютой в России. Объясняется это двумя основными причинами: сырьевой направленностью российского экспорта; чрезвычайно высокой степенью долларизации российской экономики, сложившейся в процессе перехода к рынку.

В 2005 - 2007 гг. наблюдается чистый приток частного капитала, который ежегодно увеличивается. Необходимо отметить, что в 1994 - 2004 гг. происходил ежегодный отток капитала (в 2000 г. максимум - 24,8 млрд. долл.). В государственном секторе в 1994 - 2004 гг., напротив, наблюдается ежегодный приток капитала (исключение 2000 г.), что было вызвано ростом внешних заимствований. В 2005 - 2006 гг. тенденция изменилась в связи с отказом от новых внешних заимствований и досрочным погашением внешнего долга страны. Значительная финансовая «подушка», аккумулированная в Стабилизационном фонде, позволила России 2005 - 2007 гг. досрочно погасить значительную часть государственного внешнего долга - свыше 45 млрд. долл.

Но уже в 2008 году в связи с мировым финансовым кризисом чистый отток капитала составил 130 млрд. долл. По данным Центробанка, чистый отток в январе - феврале 2009 года составил 33,5 млрд. долларов, в том числе, в январе - 29 млрд. долларов, в феврале - 4,5 млрд. долларов.

Высокими остаются темпы роста денежного предложения, что было вызвано, прежде всего, высокими ценами на товары российского экспорта (в первую очередь на энергоносители). Так, за 2004 г. прирост денежной базы составил 24,9%, за 2005 г. - 31,6%, за 2006 г. - 39,6% и за 2007 г. достиг 37 %. За 2004 г. прирост денежной массы составил 35,8%, за 2005 г. - 38,6%, за 2006 г. - 48,8% и за 2007 год прирост составил 52 %. Превышение темпов роста денежной массы над денежной базой обусловлено снижением доли наличных денег в обращении.

Влияние монетарных факторов на инфляцию не так велико, как раньше, а ее ускорение, наблюдаемое с апреля 2007 г., связано главным образом со скачком цен на продукты питания в результате заметного роста цен на продовольствие на мировых рынках при низких темпах роста отечественного производства и сохранении локального монополизма. Поэтому с октября 2007 г. были снижены ввозные пошлины на молоко и молочную продукцию и сыры; инициировано подписание соглашений между производителями продовольственных товаров и торговыми сетевыми компаниями о замораживании цен на отдельные виды социально значимых продуктов, также с октября 2007 г. проводились товарные интервенции на рынке зерна.

При этом рост экспортных цен «возвращается» странам - экспортерам в виде повышения цен на ввозимые ими товары. Например, важнейшим фактором повышения мировых цен на продовольствие является именно рост производства биотоплива из сельскохозяйственного сырья (кукурузы, пшеницы, рапса, сахарного тростника, пальмового масла). Но его эффективность объясняется многократным ростом цен на нефтепродукты в последние годы. Так что «продовольственный» фактор в российской инфляции - это косвенный результат действия основного фактора - роста цен на нефть.

Между тем международные финансовые институты, уже в середине 2008 года, фиксировали внимание на проявившейся угрозе финансово-денежной нестабильности российской экономики.

Западные аналитики считают, что именно политика массированного наращивания бюджетных инвестиций в инфраструктуру и социальную сферу стала источником макроэкономической дестабилизации и инфляции. С этим трудно спорить, так как бюджетный дефицит в 2008 г. вырос до 13 %.

Дефицит бюджета России в 2009 году достигнул 1,5-2,5 триллионов рублей, инфляция превысила 8%.

В 2010 году уровень инфляции повысился до уровня около 9%.

В 2011 году уровень инфляции снизился до 6%.

В 2012 году уровень инфляции повысился до 6,58%.

В 2013 году опять снизился до 6,45%.

2.2 Основные направления антиинфляционной политики в России

Основной формой борьбы с инфляцией является антиинфляционная политика. Антиинфляционная политика - это комплекс мер государственного регулирования экономики, направленных на борьбу с инфляцией. К настоящему времени выделились основные направления антиинфляционной политики: дефляционная политика (или регулирование спроса); политика доходов (или политика издержек); конкурентное стимулирование производства.

Дефляционная политика - методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитные и налоговые механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиление налогового пресса, ограничения денежной массы и т.д. Такая политика, как правило, вызывает замедление экономического роста и кризисные явления.

Политика доходов предполагает одновременный (параллельный) контроль за ценами и заработной платой путем их полного замораживания или установления им пределов роста. Такая политика малоэффективна, поскольку замедление роста цен вызывает дефицит товаров, а последующая отмена ограничений опять вызывает скачок цен. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко.

Конкурентное стимулирование производства - промышленная политика, которая характеризуется всемерной государственной поддержкой отечественного товаропроизводителя и национального производства. Включает меры как по прямому стимулированию предпринимательства путем значительного снижения налогового бремени, так и по косвенному стимулированию сбережений для населения (снижение налогов с населения).

Существуют также и другие меры: индексация (полная или частичная) - компенсация потерь в результате обесценения денег; формы сдерживания контролируемого роста цен - проявляются, во-первых, в «замораживании» цен на определенные товары, во-вторых, в сдерживании их уровня в определенных пределах.

Уникальный характер российской инфляции требует использования особых методов ее регулирования, соответствующих сложившимся реальным условиям. При этом цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Важные задачи в борьбе с инфляцией - преодоление экономического спада, кризиса платежей, спада инвестиционной активности, формирование стабильной социальной и рыночной среды.

Цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Попытки справиться с инфляцией путем рестрикционной (ограничительной) денежной политики в российских условиях имеют значительно более тяжелые последствия, чем сама инфляция, так как являются тормозом экономического роста, решения социальных задач.

Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка экономики и ее приспособление к потребностям рынка благодаря демонополизации и регулированию деятельности существующих монополий, стимулированию конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т.д.

В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией будет возможность восстановления государственных структур управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при проведении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен. Вместе с тем сохраняется необходимость государственного регулирования цен на энергоносители, продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги, услуги ЖКХ.

При переходе к рынку становится необходимой цивилизованная приватизация с учетом реальных экономических, технологических и экологических потребностей общества на базе реальной оценки приватизируемого имущества, обеспечивающей соответствующие поступления средств в государственный бюджет.

Блокировка финансовых факторов инфляции связана с решением проблемы собираемости налогов.

Особое внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию налоговой системы:

сокращению количества взимаемых налогов;

пересмотру налоговых платежей, включаемых в издержки производства, которые стимулируют рост цен - отчислений в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, платы за землю, налога на имущество и т.д.;

изменению методики налогообложения;

ликвидации государственной задолженности перед отраслями и сферами народного хозяйства;

регулированию перераспределительных отношений между бюджетами Федерации и бюджетами регионов.

Важным направлением в антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма формирования валютного курса.

Основой внешнеэкономической деятельности продолжают оставаться развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановить «бегство» капитала за рубеж и обеспечить своевременность и полноту уплаты налогов по этим операциям.

Предстоит нейтрализовать внешние факторы инфляции за счет использования налоговых пошлин и развития импорта заменяющих производств. Кроме этого, России предстоит преодолеть зависимость экономики, бюджета, валютного курса, ценообразования от внешних факторов, конъюнктуры мировых рынков.

Большое значение для сдерживания инфляции может иметь перестройка экспорта и импорта. Речь идет о переходе с сырьевой ориентации экспорта на технологические виды продукции, а также отказ от бросовых цен, по которым реализуется отечественное сырье и теряется экспортная выручка на десятки миллиардов долларов в год.

Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики играет Центральный банк РФ, который осуществляет денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное и стабильное развитие экономики, а также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы приводят к ослаблению инфляционного давления, сокращение же объема наличных денег позволяет уменьшить темпы инфляции.

Улучшение структуры денежной массы предполагает и более активное воздействие Банка России на денежный оборот, увеличение уровня монетизации. Россия должна перейти к полноценной системе среднесрочного таргетирования инфляции на 3- 5 лет с учетом мирового опыта.

Необходимо прямое управление кредитной эмиссией, направленной на восстановление хозяйственных связей и банковской системы, сохранение прироста производства на 7-8% в год. Для сдерживания инфляции нужна поддержка инвестиционной активности коммерческих банков (хотя бы в рамках льгот по созданию обязательных резервов Банка России), как это принято в мировой практике. Кредитование инвестиционной деятельности должно стать важнейшей стратегической задачей банков.

Важную роль в борьбе с инфляцией играет снятие инфляционных ожиданий как у хозяйствующих структур, так и у населения, что в значительной мере может быть обусловлено экономической и политической стабильностью в стране, более взвешенными выступлениями в средствах массовой информации.

Успешное осуществление антиинфляционной политики возможно только на основе разработки нормативных актов, регулирующих все сферы рыночных отношений и безусловного выполнения существующего законодательства.

Антиинфляционная модель для России.

Главная задача антиинфляционной модели - это управление инфляционным процессом в интересах подъема национального производства и экономики в целом. Как свидетельствует мировой опыт, данное экономическое явление может быть вполне контролируемым и регулируемым.

Современными экономистами и государственными чиновниками предлагаются разнообразные методы и даже программы борьбы с инфляцией, но она требует тщательного подхода к себе. Ведь несколько неверных шагов могут привести к ужасающим последствиям. Не зря, мировой опыт свидетельствует о необходимости теоретического обоснования антиинфляционной стратегии экономического роста. А она требует проведения поэтапных мер, направленных на регулирование инфляции.

Общеэкономические меры.

. Следует завершить начатые реформы (предприятий, бюджетной, налоговой, банковской систем и т. д.) в целях формирования цивилизованных рыночных отношений.

2. Необходима смена целевой ориентации экономической политики - с подавления инфляции любой ценой на рост ВВП. Без подъема национального производства невозможно реальное оздоровление финансовой, денежной, банковской систем.

3. Первоочередной антиинфляционной мерой является преодоление кризиса инвестиций путем оживления инвестиционного процесса, концентрации средств на приоритетных проектах.

4. Традиционно делается ставка на привлечение иностранных инвестиций для экономического развития. Но Россия не может рассчитывать на их крупный приток. Во-первых, в мире мало свободных капиталов. Во-вторых, иностранный капитал занял выжидательную позицию по отношению к России из боязни потерь в связи с недоверием к социально-экономической обстановке. В-третьих, для нашей страны наибольший интерес представляют прямые инвестиции в производство, а иностранный капитал предпочитает портфельные.

Сдерживание финансовых факторов инфляции:

. Ключевое место в антиинфляционной стратегии занимает оздоровление бюджетов всех уровней и преодоление специфических форм проявления бюджетного кризиса в России:

- неисполнение бюджета, финансирование в произвольном объеме;

- нецелевое использование бюджетных средств;

-финансирование бюджетных расходов платежными средствами различной ликвидности;

- слабый контроль за исполнением госбюджета.

2. Проблемой остается сокращение бюджетного дефицита. Неинфляционным источником его сокращения должны стать экономический рост, увеличение налогооблагаемой базы.

3. Для сдерживания инфляции необходима научно обоснованная налоговая политика, которая не должна затруднять бизнес. Налоговая политика в России должна ориентироваться не только на фискальные цели, но и на регулирование развития экономики.

4. Специфическим для России направлением антиинфляционной политики является преодоление кризиса неплатежей в хозяйстве, препятствующего экономическому подъему. В этой связи актуальной задачей является восстановление платежно-расчетной системы, нормализация денежных расчетов, ликвидация взаимной задолженности предприятий друг другу и бюджету.

Регулирование денежных факторов инфляции:

. Антиинфляционная политика предусматривает регулирование эмиссии денег и скорости их обращения. Однако в России, резкое ограничение денежной эмиссии по рецептам монетаристов привело к сужению официальной денежной массы. Судя по мировой практике, денежная эмиссия должна осуществляться по трем каналам - кредитование государства, хозяйства и под прирост официальных золотовалютных резервов. Однако аргентинская модель «валютного управления», поднятая некоторыми российскими экономистами во время резкого усиления инфляции под влиянием валютно-финансового кризиса в августе 1998 г., неприемлема в условиях России. Во-первых, нет надежды на пополнение резко сократившихся официальных золотовалютных резервов за счет масштабного западного кредита. Во-вторых, эмиссия денег только под прирост чистых международных резервов без учета потребностей реального хозяйственного оборота в соответствии с законом денежного обращения приведет к дефляционному сжатию денежной массы в обращении.

2. Не менее важно совершенствование структуры официальной денежной массы в обращении. Снижению потребности оборота в наличных деньгах будут способствовать: развитие различных платежных карточек; совершенствование безналичных расчетов и т.д.

3. В антиинфляционных мерах особое место принадлежит регулированию скорости обращения одноименной денежной единицы, так как увеличение ее равносильно дополнительной эмиссии денег при прочих равных условиях.

4. Чтобы взять инфляцию под контроль, необходима реальная статистика и внедрение экономико-математической модели денежного обращения в ценах анализа и прогнозирования многоплановых денежных потоков.

Регулирование цен и заработной платы - составная часть многофакторной антиинфляционной стратегии. Практика России подтвердила, что рыночное регулирование цен недостаточно в условиях несовершенной конкуренции и однозначной зависимости динамики цен от курса рубля к доллару в связи с высокой долей импорта. Даже при снижении курса доллара к рублю цены не снижаются.

Для регулирования инфляционного процесса необходимо нейтрализовать и его внешние факторы. Ведь поспешная отмена монополии внешней торговли и валютной монополии, интеграция России в мировую экономику - это позволило усилить влияние внешних факторов инфляции. Механизм «импортируемой» инфляции проявляется также в повышенном спросе на доллары и другие иностранные валюты. Таким образом, составной частью антиинфляционной политики является регулирование валютного рынка и стабилизация курса рубля.

Для сдерживания внешних факторов инфляции необходимо более эффективное регулирование внешнеэкономической деятельности, совершенствование экспортного и валютного контроля. Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки валютной стратегии, стратегии внешних заимствований. В частности, целесообразно установить минимум золотовалютных резервов, чтобы противостоять кризисам, присущим рыночной экономике, тем более в условиях так называемого догоняющего развития.

Разработка эффективного законодательства. Отсутствие действенных законов, регламентирующих функционирование взаимосвязанных секторов рыночной экономики и ответственность экономических субъектов рынка - одна из причин дестабилизации экономики и инфляции в России. Принятые законы обеспечивают лишь половину потребности рыночной экономики в них. Для нормализации предпринимательской деятельности необходим механизм реализации законов, контроль за их исполнением.

Борьба с теневой экономикой. Любая стабилизационная программа обречена на провал, если власть не в состоянии противостоять «теневой» экономике, которая контролирует примерно половину ВВП. Огромный ущерб стране наносит крупномасштабное «бегство» капитала, неуплата налогов, таможенных пошлин и т.д. Поэтому необходимо разработать эффективные меры по искоренению криминала в экономике.

Таким образом, инфляция - это достаточно контролируемый процесс и требует к себе пристального внимания. Конечно, бороться с ней можно и просто необходимо, но делать это надо тщательно, продумывая каждое действие. Ведь малейший опрометчивый шаг может привести к серьезным последствиям. Кроме того, следует не забывать о мировом опыте, но применять его возможно лишь при непосредственной адаптации к современным условиям России.

.3 Перспективы инфляции в России

Одним из возможных путей регулирования инфляции является таргетирование. Режим таргетирования инфляции подразумевает публичное объявление целевых значений инфляции на определенную перспективу, а стабильность цен становится долгосрочной целью. Другие цели, такие как полная занятость или относительная стабильность обменного курса, также могут учитываться, но являются второстепенными. При этом если власти четко придерживаются поставленных целей и добиваются их, режим таргетирования инфляции ведет к снижению инфляционных ожиданий.

Режим таргетирования инфляции является достаточно новым методом денежно-кредитной политики, который тем не менее уже сейчас широко распространен в мире. Впервые о переходе к прямому таргетированию уровня инфляции заявила Новая Зеландия в 1990 г. Впоследствии этот режим был применен денежными властями Канады, Великобритании, Швеции, Финляндии, Австралии, Испании, Израиля, Чехии и Чили. Сначала таргетирование инфляции использовалось исключительно в развитых странах, а развивающиеся страны практически повсеместно использовали режим фиксированного обменного курса. Однако уже в конце 1990-х годов его начали использовать развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. В настоящее время 23 страны применяют таргетирование инфляции, из которых лишь 7 являются развитыми.

До недавнего времени в экономической литературе доминировала точка зрения, согласно которой режим таргетирования инфляции является гораздо более требовательным к институциональной и макроэкономической среде по сравнению с альтернативными режимами денежно-кредитной политики. Достаточно жесткие условия, при выполнении которых считалось целесообразным переходить к таргетированию инфляции, заставляли развивающиеся страны и страны с переходной экономикой очень нерешительно подходить к реализации нового режима денежно-кредитной политики.

В последнее время, после того как стали очевидны положительные результаты, достигнутые странами, перешедшими к режиму таргетирования инфляции, в экономической литературе также стала преобладать более нейтральная точка зрения. Например, есть утверждение, что не существует абсолютно жестких условий, выполнение которых необходимо для внедрения режима инфляционного таргетироваиия. Другими словами, невыполнение каких-либо из ряда условий не должно становиться препятствием для перехода к инфляционному таргетированию.

Стоит отметить, что большая часть таких условий на самом деле относится не только и не столько к режиму таргетирования инфляции, сколько к любому режиму денежно-кредитной политики. Более того, практика показывает, что выполнение жестких технических условий может оказаться менее важным, чем постоянное улучшение таких условий после перехода к таргетированию инфляции. Перечислим эти условия, а также оценим степень их выполнения в Российской Федерации.

. Институциональная независимость: центральный банк должен обладать легальной автономией и не испытывать давления со стороны властей, которые могут привести к возникновению конфликтов с объявленной целью по инфляции.

. Требования к структуре экономики: успешная реализация режима таргетирования инфляции требует, чтобы цены в стране были свободными, экономика не испытывала сильной зависимости от цен на экспортируемое сырье и колебаний обменного курса, а долларизация экономики была минимальной.

. Развитая финансовая система - для обеспечения стабильности финансовой системы при осуществлении таргетирования инфляции и эффективной работы трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики необходимы устойчивая банковская система и развитые финансовые рынки.

Таким образом, ни одно условие в РФ не выполнено полностью. Однако очевидно, что все приведенные условия важны для любого режима денежно-кредитной политики, а некоторые из них являются более значимыми для режимов, альтернативных таргетированию инфляции. В частности, независимость ЦБ от фискальных властен и бюджетно-налоговая политика, направленная на поддержание соответствующего режима, являются более значимыми для режима фиксированного обменного курса, чем для инфляционного таргетирования. В то же время, конечно, есть и такие условия, которые более важны для успешного осуществления именно таргетирования инфляции, например, наличие качественной статистики по макроэкономическим показателям страны.

Одновременно следует отметить, что улучшение институциональной среды в странах, использующих режим таргетирования инфляции, обычно происходило не до, а после момента перехода к новому режиму денежно-кредитной политики. Во всех странах, совершивших переход к режиму таргетирования инфляции, не выполнялись условия успешного внедрения такого режима. В то же время после перехода к новому режиму степень выполнения этих условий увеличивалась.

Не существует жестких обязательных условий, которые должны выполняться при успешном переходе к режиму таргетирования инфляции. Конечно, это не означает, что начальные условия абсолютно неважны: опыт стран, применяющих инфляционное таргетироваиие, говорит о том, что чем более точно соблюдались условия успешного внедрения данного режима, тем выше были достигнутые макроэкономические результаты. Однако практически при любых начальных условиях развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, осуществившие переход к таргетированию инфляции, развивались динамичнее, чем прочие страны.

Отметим, что после перехода к режиму таргетирования инфляции результаты, достигнутые развитыми странами, были в целом выше, чем полученные в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Действительно, развивающиеся страны чаще не выполняли целевые ориентиры по снижению инфляции, чем развитые. С одной стороны, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, как правило, значительно снижают темпы инфляции после перехода к новому режиму денежно-кредитной политики. С другой - высокая волатильность инфляции и, следовательно, более частое невыполнение объявленных целей характерно, прежде всего, для тех стран, которые добиваются значительного снижения инфляции, а не для тех, у кого целевые ориентиры изменяются слабо.

Вообще говоря, тот факт, что макроэкономические показатели значительно улучшаются после начала применения режима таргетирования инфляции, даже если начальные условия были не слишком благоприятными, свидетельствует в пользу высокой значимости для макроэкономической динамики инфляционных ожиданий и веры экономических агентов в то, что центральный банк будет стараться выполнить заявленную цель по инфляции.

Отметим также, что многие страны, которые собираются внедрять режим инфляционного таргетирования, характеризуются лучшими макроэкономическими условиями, чем страны, которые уже перешли к такому режиму денежно-кредитной политики. Как правило, у кандидатов на внедрение инфляционного таргетирования меньшие темпы инфляции, бюджетный дефицит и более быстрый экономический рост. Следовательно, можно ожидать, что таким странам режим таргетирования инфляции принесет еще больше выгод по сравнению со странами, которые начали применять таргетирование инфляции ранее.

В то же время целесообразно выделить ряд ситуаций, при которых переход к режиму таргетирования инфляции является нежелательным, а также оценить степень близости ситуации в РФ к описываемым.

. В некоторых небольших экономиках с малым ВВП на душу населения возможности ЦБ по проведению денежно-кредитной политики и независимость финансовой системы столь малы, что эффективная реализация режима таргетирования инфляции практически невозможна.

. В ряде небольших открытых экономик зарплаты и цены практически полностью определяются ценами за границей и обменным курсом; в таком случае режим инфляционного таргетирования не будет иметь преимуществ по сравнению с режимом фиксированного обменного курса.

. До настоящего времени практически не было стран, которые бы осуществляли переход к режиму инфляционного таргетирования при двузначных темпах инфляции; несмотря на то, что в таких условиях объявление целей по инфляции способно снизить инфляционные ожидания, ЦБ может понести значительные издержки, так как данные цели с большой вероятностью не будут выполняться, кроме того, если цели не будут выполнены несколько раз подряд, инфляционные ожидания могут вновь вырасти.

. Переход к режиму таргетирования инфляции может быть нежелательным в том случае, если органы государственной власти не поддерживают такого шага, при этом эффективное применение данного режима невозможно без здравой бюджетно-налоговой политики.

. Режим таргетирования инфляции стоит внедрять лишь тогда, когда руководители ЦБ страны готовы жестко придерживаться объявленных целей и решений: режим инфляционного таргетирования является гибким инструментом денежно-кредитной политики, однако для его успешного применения важно обеспечить полное доверие экономических агентов к проводимой политике и заявлениям руководителей центрального банка.

Таким образом, в настоящее время, после снижения инфляции в РФ до уровня около 7% и по мере роста поддержки перехода к режиму таргетирования инфляции органами государственной власти в нашей стране выполнены, хотя и частично, все необходимые условия для введения нового режима денежно-кредитной политики. Не выполняется лишь условие, связанное с независимостью динамики денежного предложения и инфляции в стране от внешних факторов, что создает определенные трудности для перехода к режиму таргетирования инфляции в РФ.

Несмотря на то что есть страны, в которых переход к режиму таргетирования инфляции представляется нецелесообразным, в целом данный режим является весьма гибким инструментом денежно-кредитной политики, который может быть адаптирован для применения в конкретных государствах. Как правило, в развивающихся странах и странах с переходной экономикой финансовые сложности отличаются от проблем, возникающих в развитых странах. Выделяют 5 важнейших негативных характеристик развивающихся стран:

некачественный финансовый менеджмент в общественном секторе;

слабый финансовый сектор и неразвитость институтов на финансовом рынке;

недостаточное доверие экономических агентов к органам государственной власти, осуществляющим денежно-кредитную политику;

значительная долларизация экономики;

высокая чувствительность экономики к динамике международных потоков капитала.

Кроме того, для многих развивающихся стран характерна значительная неопределенность по поводу трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, который работает в стране.

Необходимым условием повышения доверия населения к проводимой центральным банком денежно-кредитной политике является улучшение качества управления государственными финансами. В то же время отметим, что переход к таргетированию инфляции может сам по себе создать предпосылки для ужесточения денежно-кредитной политики. Это может произойти в том случае, если значительные расходы бюджета будут приводить к регулярному невыполнению заявленных целей по инфляции.

Проблема недостаточного доверия экономических агентов к действиям денежных властей в развивающихся странах и странах с переходной экономикой является весьма серьезной, так как успешность реализации режима таргетирования инфляции во многом зависит от инфляционных ожиданий. Если же цели по инфляции не будут выполняться, то инфляционные ожидания не только не снизятся, но и могут вырасти. Впрочем, на первом этапе перехода к инфляционному таргетированию органы денежно-кредитного регулирования могут принять ряд мер, чтобы увеличить вероятность достижения объявленных целей. Такими мерами являются выбор подходящего целевого ориентира инфляции, ширины коридора, в который должна уложиться инфляция, а также размах допустимых колебаний фактического уровня инфляции вокруг целевого.

Значительная долларизация экономики также создает препятствия для успешного перехода к режиму инфляционного таргетирования, так как она может сильно повлиять на трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики. В частности, долларизация экономики повышает значимость обменного курса по сравнению с внутренними процентными ставками. При этом центральный банк начинает уделять большее внимание платежному балансу, а не инфляции. В то же время степень долларизации во многом зависит от действующего режима денежно-кредитной политики, то есть инфляционное таргетирование способно со временем само по себе снизить долларизацию экономики.

Наконец, успешному переходу к режиму таргетирования инфляции может помешать отсутствие надежной статистики. В большинстве развивающихся стран качественная статистика малодоступна. Применение инфляционного таргетирования в таких условиях затруднено, что приводит к большей волатильности инфляции, чем она могла бы быть при более качественной статистике.

Таким образом, применение режима таргетирования инфляции, как показывает опыт перешедших к нему стран, улучшает макроэкономические показатели, однако некоторые страны не спешат к нему перейти в силу особенностей своей экономической стратегии.

Что касается России, то особенностью нашей экономики является ее экспортно-сырьевая направленность. В условиях роста цен на сырье укрепление рубля негативно влияет на не сырьевой экспорт, для которого оно означает увеличение издержек. Однако в такой ситуации возможности ЦБ РФ по сдерживанию укрепления рубля все равно ограничены, так как перед ним стоит задача обеспечения стабильности цен, а поддержание неизменного обменного курса приводит к росту денежного предложения и инфляции. Кроме того, для производителей, ориентирующихся на внутренний рынок, укрепление рубля может быть выгодно, так как вызывает удешевление импортного оборудования и технологий. Наконец, огромную роль в стерилизации избыточной ликвидности играет Стабилизационный фонд. Иными словами, указанная особенность российской экономики не создает непреодолимых барьеров для перехода к режиму таргетирования инфляции. Мировой опыт также говорит о том, что инфляционное таргетирование может успешно применяться в странах, сильно зависящих от цен на полезные ископаемые (в качестве примеров можно привести Чили, Мексику, Норвегию).

Гораздо более серьезной проблемой является отсутствие у ЦБ РФ реальных эффективных инструментов воздействия на инфляцию. В настоящее время влияние на инфляцию оказывается в основном за счет изменения денежной базы при купле-продаже валюты. Но такой инструмент в условиях инфляционного таргетирования не является приемлемым, так как в значительной мере зависит от внешнеэкономической конъюнктуры. Для эффективного таргетирования инфляции ЦБ РФ должен иметь возможность влиять на ситуацию на денежном рынке через процентные ставки, чему может способствовать как развитие рынка облигаций Банка России, так и постепенное повышение роли процентной политики ЦБ РФ по мере роста реальных процентных ставок в стране.

Банк России рассчитывает, что инфляция в РФ в 2014 г. уложится в 5-6%. Об этом глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина сообщила на форуме Московской биржи, отметив необходимость поддерживать макроэкономическую стабильность при любых условиях.

Она напомнила, что ориентир по инфляции на текущий год составляет 5% с возможностью отклонения на 1,5 процентного пункта в ту или иную сторону в зависимости от возникновения непредвиденных факторов. Некоторые из этих факторов, по ее словам, уже реализовались, но Банк России рассчитывает уложиться в диапазон 5-6%.

Глава ЦБ также подчеркнула, что в среднесрочной перспективе мега регулятор рассчитывает добиться снижения инфляции в России до 4%, что благоприятно скажется на инвестиционной привлекательности страны.

В свою очередь глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев полагает, что в середине 2014 г. инфляция год к году может составить 7%, но затем снизится.

Накануне Всемирный банк снизил прогнозы темпов экономического роста России. По мнению экспертов банка, ВВП страны вырастет в 2014 г. лишь на 1,1%, а инфляция немного превысит верхнюю границу целевого диапазона, установленного Банком России на 2014 г. (4-5%).

В середине марта 2014 г. совет директоров Банка России, сославшись на сохранение «существенных инфляционных рисков», оставил ключевую ставку на уровне 7% годовых и объявил о том, что в ближайшие месяцы она снижаться не будет.

Заключение

Анализ литературы позволил сделать вывод, что инфляция - это сложное многофакторное явление, вызывающее споры и разногласия экономистов, кроме того, наносящее серьезный ущерб экономике страны и ее населению. Исходя из всех достаточно похожих друг на друга определений, можно сказать, что инфляция - это некий денежный феномен, выраженный в устойчивом и непрерывном росте цен, вызванным избытком денежной массы в обращении.

Раскрывая причины инфляционных процессов, важно отметить, что находятся они как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обуславливаются экономическими и политическими отношениями в стране. К наиболее распространенным относятся: отсутствие должного контроля за денежной массой и неоправданная эмиссия бумажных денег, несбалансированность государственных доходов и расходов, инфляционно опасные инвестиции, повышение зарплаты и т.д. Но вот последствия инфляции могут проявляться в течение многих десятилетий, поэтому важно их заранее предусмотреть.

В российской экономике инфляция имеет свои особенности и проблемы. Основными проблемами снижения темпа инфляции в России являются: зависимость внутренних цен на энергоносители от мировых цен на нефть; опережающий инфляцию рост цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ; ухудшение качества эмиссии денег в связи с преобладанием валютного и снижением кредитного канала эмиссии; изъятие средств в стабилизационный фонд и формирование бюджета с профицитом.

Основным методом борьбы с инфляцией является антиинфляционная политика, которая представляет собой систему мер по предупреждению и преодолению инфляции. Основными антиинфляционными мерами на период 2008-2010 г.г., утвержденными Правительством РФ являются: ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов; сдерживание роста цен на горюче-смазочные материалы посредством стимулирования конкуренции, в том числе путем организации биржевой торговли, увеличения предложения на внутреннем рынке за счет снижения налоговой нагрузки и стимулирования технологического обновления нефтяного сектора; стимулирование роста предложения продовольственных товаров путем повышения уровня конкуренции, облегчения выхода на рынки крестьянских и фермерских хозяйств, совершенствования системы регулирования импорта сельскохозяйственной продукции; меры по повышению доверия населения к финансовым рынкам и банковской системе, направленные на увеличение склонности населения к сбережениям и замедление скорости обращения денег; проведение консервативной денежной и бюджетной политики.

Перечисленные меры помогут сбить темпы инфляции лишь на конкретный временной период, но для ценовой стабильности в долгосрочной перспективе необходим переход от разрозненных мер к единой комплексной программе по снижению темпов инфляции. В рамках данной программы необходимо обеспечить формирование научно обоснованной ценовой политики и создание благоприятных макроэкономических условий. Ценовая политика должна базироваться на следующих принципах: демонополизации экономики и рынков; стимулирование рыночной конкуренции; уменьшение числа торговых посредников; правовое регулирование торговых наценок посредников с учетом социальной значимости товаров и услуг; жесткий контроль за соблюдением установленных предельных значений цен (тарифов) на продукцию естественных монополий и услуги ЖКХ.

Помимо установления единой ценовой политики в рамках достижения ценовой стабильности необходимо также формирование соответствующих макроэкономических условий. В числе: проведение предусмотренных радикальных реформ по модернизации экономики, социальной сферы, государства в целях повышения конкурентоспособности России в условиях вступления в ВТО; снижение зависимости экономического роста и инфляции от внешних факторов, неустойчивой конъюнктуры мировых рынков; увеличение инвестиций в производственные технологии, человеческий капитал, инфраструктуру в целях модернизации экономики, в том числе экспортных и не сырьевых отраслей; активное противостояние коррупции и теневой экономики, которая, по оценкам Роскомстата и МВД, контролирует от 25 до 50 % ВВП соответственно, декриминализация позволит увеличить производство на 20 %; сдерживание «бегства» капитала за рубеж, которое продолжается хотя и в меньших масштабах; дальнейшее совершенствование законодательства, преодоление его противоречивости, бессистемности, а также ужесточение контроля за исполнением законов; повышение качества экономической политики с учетом предыдущих ошибок, усиление ее предсказуемости, по оценке Всемирного банка, может увеличить вероятность новых инвестиций на 30 %; восстановление доверия в российском обществе - к властным структурам, банкам, корпорациям, рублю, так как оно влияет на мотивацию сделок, трансакционные издержки, инициативы участников рыночной экономики.

Список использованной литературы

1.       Агапова Т.А., Серегина С.Р. Макроэкономика. Учебник. М.: Дело и сервис, 2008. С. 210 -215

2.      Абель Э., Бернаке Б. Макроэкономика. Учебник. СПб: Питер, 2010. С. 560 - 568.

.        Анисимов А.А., Артемьев Н.В., Тихонова О.Б. Макроэкономика. Учебник. М., 2011. С. 247 - 256.

.        Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Макроэкономика. Учебник. М.: Инфра-М, 2007. С. 230 - 239.

.        Вахрин П.И. Финансы, денежное обращение, кредит. Учебник. М.: Дело, 2008. С. 251 - 260.

6.   Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэконоика. Учебник. СПб.: Питер, 2008. С. 344 - 352.

7.       Галицкая С.В. Денежное обращение. Кредит. Финансы: Учебное пособие. М.: Международные отношения, 2008. С. 255 - 262.

8.      Кураков Л.П. Экономическая теория. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009. С. 455 - 457.

.        Лаврушин О.И., Мамонова И.Д., Фетисов Г.Г. Организация деятельности Центрального Банка. М.: КНОРУС, 2009. С. 185 - 187.

.        Селищев А.С. Макроэкономика Учебник. СПб: Питер, 2009. С. 366 - 368.

.        Тюрина А.Д., Шилина С.А. Макроэкономика. Конспект лекций. М., 2008. С. 46 - 49.

.        Шевчук Д.А. Макроэкономика. Конспект лекций. М., 2009. С.64 - 74.

.        Денежное обращение и банки: Учеб пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Г.В. Толоконцевой. М.: Финансы и статистика, 2010. С. 142 - 144.

.        Деньги, кредит, банки / Под ред. Е.Ф.Жукова. М.: Дело, 2009. С. 464 - 466.

.        Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. М.: КНОРУС, 2007. С. 134 - 136.

.        Макроэкономика: теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. М.: КНОРУС, 2006. С. 90 - 93.

.        Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.Д. Камаева. - 7-е изд., перераб и доп. М.: Владос, 2008. С. 556 - 558.

Похожие работы на - Антиинфляционная политика государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!