Социальная работа со старшеклассниками девиантного поведения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    40,81 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная работа со старшеклассниками девиантного поведения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФГБОУ ВПО "ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

КЫЗЫЛСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ






Социальная работа со старшеклассниками девиантного поведения

(на примере МБС (К) ОУ номер 10 VIII вида Г.Кызыла)














Кызыл 2016

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретико-методологическая часть в изучении девиантного поведения старшеклассников

.1 Несовершеннолетний возраст как объект социальной работы

.2Проявления девиантного поведения детей и подростков

.3Классификация отклоняющегося поведения

Глава 2. Эмпирическая часть исследования социальной работы со старшеклассниками девиантного поведенеия

.1 Анализ результатов исследования

Заключение

Список литературы

Приложение

девиантный старшеклассник несовершеннолетний социальный

Введение

Актуальность темы исследования. Произошедшее к концу XX в. изменение социально-экономического положения, негативные миграционные и демографические процессы повлекли за собой существенные перемены в обществе. Экономические трудности в России и сопровождавшая его деструкция систем государственного регулирования во всех сферах социально-хозяйственной жизни страны вызвали серьезные изменения в социальной сфере. Прежде всего, они отразились на общем положении семьи и детства. Последние 10 лет в России прослеживается устойчивая тенденция увеличения количества семей, не обеспечивающих должных условий для воспитания и содержания своих детей. Итак, данное исследование актуально ввиду сложившегося в современной России положения семьи и детства.

Непростое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового приводит к трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период подрастающему поколению. Резко возросла преступность среди молодежи. 70% преступлений совершается лицами до 30 лет. Среди них выделяются подростки. Рост подростковой преступности увеличивается темпами роста правонарушений в других группах. Причем появляются все новые виды отклоняющегося поведения. Подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством, совершают экономические преступления.

Корректирование отклоняющегося поведения современного "трудного" подростка возможно. Необходимо разбираться не только в сущности происходящих общественных процессов, но и знать норму и патологического поведения, психологические факторы трудновоспитуемости, формы проявлений нарушения поведения возрастные особенности психики, основные причины появления "трудных" детей и подростков.

Объектом исследования дипломной работы являются старшеклассники с девиантным поведением.

Целью исследования является изучение девиантного поведения у старшеклассников в специализированной школе.

Поставленная цель дипломной работы решается посредством следующих задач:

рассмотреть понятие несовершеннолетних детей;

изучить особенности девиантного поведения детей и подростков;

провести исследования ценностных ориентаций среди старшеклассников;

изучить документационные материалы МБС (К) ОУ номер 10 VIII вида г. Кызыла.

Теоретический аспект работы. При проведении исследования использовались нормативно-правовые акты, монографии и иные работы по данной теме. Изложенный материал построен на трудах таких ученых, как Н.М Ершова, Л.М. Пчелинцева, Е. Чефранова, И.М. Кузнецова, М. Антокольская и других авторов.

Практическая значимость основана на сборе документальной базы МБС (К) ОУ номер 10 VIII вида г. Кызыла, анализ документов и результаты исследования будут полезны для студентов, аспирантов, учителей школ в выявлении особенностей девиантного поведения среди старшеклассников.

Методы исследования: анализ документов школы, отчеты школы, личные наблюдения, использования методики М. Рокича "Ценностные ориентации".

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретико-методологическая часть в изучении девиантного поведения старшеклассников

1.1 Несовершеннолетний возраст как объект социальной работы

Одна из самых характерных особенностей несовершеннолетних - психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно. Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

Несовершеннолетний возраст самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. "Несовершеннолетний возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь" [1, С. 121].

Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие трудного подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет. Гендерное отличие заключается в том, что мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость. Девочки склонны к позерству, не терпят равнодушия к себе, театральны. На самые мелкие обиды могут реагировать рыданиями [1, С. 128].

Для несовершеннолетних характерна полярность психики:

1.Целеустремленность, настойчивость и импульсивность.

2.Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать.

.Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе.

.Потребность в общении сменяется желанием уединиться.

.Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью.

.Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью.

.Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но, не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.

Стенли Холл назвал несовершеннолетний период периодом "Бури и натиска" [41, С. 253]. По его утверждению в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что "в жизни надо испытать все". А ведь ничего особенного (с точки зрения подростка) не произошло: она просто изменила мнение.

Одно из новообразований несовершеннолетнего возраста - чувство взрослости. Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у трудного подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к подростку относятся как к "маленькому".

Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и "наградить" (опять таки, по своему разумению - карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь). До реальной взрослости далеко - и физически, и психологически, и социально, но так хочется. Подросток объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь") [43, С. 93].

Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания - не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений. Ведь внешнее копирование взрослых отношений - это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант несовершеннолетней социализации. И где еще можно потренироваться, как не в своей семье? Встречаются по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием, или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается. Впрочем, лишь небольшая часть несовершеннолетних достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой в наше время является социальная инфантильность.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.

Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге, причем, о таком, которому можно было бы доверять "на все 100", как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, друг является аналогом психотерапевта. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с несовершеннолетним максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны - потребность в единственно-преданном друге, с другой - частая смена друзей [7, С. 99].

У несовершеннолетних существуют и так называемые референтные группы. Референтная группа - это значимая для трудного подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах подростка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться [8, С. 16].

Каждый подросток, с точки зрения психологии - человек с "пограничной" психикой; своеобразие возраста таково, что более или менее выраженная "психопатология" в большинстве случаев является "нормой". Вместе с тем, представления о неизбежности каких-то чудовищных катаклизмов в период взросления, по мнению психологов, сильно преувеличены. Большинство несовершеннолетних проходит этот возраст в соответствии с известными критериями вариантов нормы, и успешно адаптируется в обществе [8, С. 37].

В переходном возрасте подросток испытывает внутренний конфликт: желанное прощание с детством и его безмятежностью и тяжесть расставания с отсутствием ответственности. Возникающие взрослые экзистенциальные и мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Подросток свято верит в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности. Борясь с собственным одиночеством, и осознавая сложность проблем, подросток начинает искать себе подобных. Так образуются молодёжные компании, и формируется несовершеннолетняя субкультура в противовес миру взрослых. Учебная деятельность и школа перестаёт быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками. Для подросткового возраста характерна направленность поиска на собственную личность, самоисследование и самоанализ.

Таким образом, для более успешной воспитательной работы необходим поиск новых форм, наиболее эффективных методов воздействия на каждого отдельного подростка. Положительные качества формируются постепенно, при настойчивой работе педагога. Они сначала сосуществуют с отрицательными, и лишь настойчивая ежедневная воспитательная работа, совместные усилия всего педагогического коллектива, школы, семьи, привлечение общественных организаций, целенаправленная работа социального педагога дает возможность получить положительные результаты в перевоспитании несовершеннолетних.

.2 Проявления девиантного поведения детей и подростков

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам (Невский И.А.). Известный социолог И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали. Каждый человек отличается своеобразием реакций на воздействия окружающей среды. Поведение проявляется в индивидуально-своеобразных формах, не всегда адекватных. Часто образ поведения, приобретенный в определенных условиях, становится привычным.

Нервная система обладает способностью формировать и закреплять привычки, в том числе вредные, которые по мере их закрепления, воспринимаются как нормальное явление. Т.е. то, что в субъективном восприятии подразумевается как положительное, объективно является проявлением отклоняющегося поведения.

Значит, если вовремя заметить появление вредной привычки, устранить ее путем замены на новую, положительную привычку, означает изменить стиль поведения. Эффективность управления поведением зависит от состояния эмоционально-волевой сферы, осознания наличия вредной привычки, стремления освободиться от нее, организации соответствующей повседневной деятельности, направленной на формирование иного типа поведения. Нельзя забывать при этом о мотивации поведения.

Всестороннее и многоплановое изучение отклоняющегося поведения учеными педагогами, психологами, социологами, медиками, юристами говорит о том, что можно прогнозировать появление той или иной вредной привычки и в целом отклоняющегося поведения. Природа отклоняющегося поведения неоднородна, различают поведение девиантное, т.е. отклоняющееся от принятых в обществе норм; делинквентное - преступное, криминальное; аддиктивное - характеризующееся стремлением к употреблению одурманивающих (наркотических) веществ; аномальное, характеризующееся наличием мозговой патологии.

Мотивация поведения и система ценностей личности.

Взаимосвязь мотивов поведения и системы ценностей наиболее полно отражены в работах К.К Платонова, С.Л. Рубинштейна, Н.И.Непомнящей, В. Франкла, В.И.Супрун и др. Проблема формирования нравственного поведения в новых социальных условиях стала особенно актуальной. В г. в Москве была организована ассоциация "Достоинство человека", объединяющая общественные, государственные, религиозные организации, средства массовой информации, частных лиц.

Основными задачами ассоциации являются: защита достоинств человека от всех форм глумления, унижения, формирование в общественном сознании нравственных ценностей, борьба с нравственной дезориентацией молодежи, которая призвана нейтрализовать влияние отрицательных факторов, воздействующих на формирование личности.

Формирование системы ценностных ориентаций как важнейшего компонента структуры личности зависит от наличия "понимаемых" и "реально действующих" мотивов, которые находятся в сложном взаимоотношении друг с другом и потребностями человека. А. Маслоу - один из основателей гуманистической психологии, - изучая жизнь, ценности, отношения людей, которые казались ему наиболее психически здоровыми и творческими, стремился найти у них качественные отличия, другую систему мотивации, ценности, мышление и восприятие. Им были выделены черты самоактуализирующейся личности. В результате исследования он пришел к выводу, что самоактуализирующимся людям присуща метамотивация - мотивация поведения, вызываемого потребностями и ценностями роста. Он подчеркивал, что ценности существуют в самой природе человека и могут быть найдены в ней. Маслоу отделяет дефицитные ценности от бытийных. К последним он относит истину, добро, красоту, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, и т. д. Процесс самоактуализации не свободен от влияния прошлого опыта, непродуктивных форм поведения, социального влияния, вредных привычек.

С.А. Беличева классифицирует социальные отклонения в девиантном поведении следующим образом:

1 .социальные отклонения корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищения, кражи, спекуляция, протекция, мошенничество и др.);

2. агрессивные ориентации: действия, направленные против личности (оскорбление, хулиганство, побои, убийства, изнасилования);

Под отклонениями в поведении детей и подростков понимаются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают родителей, учителей, общественность. Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим людям и обществу в целом. Отдельные поступки значимы не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие особенности личности, тенденции их развития за ними скрываются. Следовательно, придавая поступкам, поведению ребенка, подростка ту или иную направленность, содержание, значимость, общественность тем самым оказывает произвольное, целенаправленное влияние на развитие этих процессов или механизмов, лежащих в основе нравственных и иных личных свойств и качеств ребенка. Или, наоборот, препятствуя тем или иным поступкам, поведению, значимые в жизни подростка взрослые, создают помехи, задерживают развитие соответствующих свойств и качеств личности ребенка (Невский И.А., 1993). Отклоняющееся поведение детей и подростков, с одной стороны, может рассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения и развития (тенденция) соответствующих особенностей личности, с другой стороны, выступать в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности, средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее формирование (т.е. воспитательного средства). Рассматривая поведение как феномен, свидетельствующий о том, или ином состоянии личности, тенденции ее развития, необходимо помнить, что одни и те же внешне сходные особенности поведения могут свидетельствовать о разных процессах, происходящих в психике индивида, и наоборот. Поэтому, квалифицируя ту или иную особенность поведения ученика как отклонение, стоит, прежде всего, учитывать условия, стабильность, частоту его проявления, особенности личности, характер, возраст и многое другое. И только после этого выносить то или иное суждение или тем более определять меру воздействия. Совершается грубейшая педагогическая ошибка, чреватая неприятными последствиями. Угодные или удобные по каким-либо причинам особенности поведения ученика (услужливость, не критичность, внимательность к учителю, готовность поступить ожидаемым образом и т.п.) расцениваются педагогом как положительные, поощряются им, а подросток преподносится классу в качестве социального образца для подражания. При этом педагог не только не видит, а буквально культивирует у этого ребёнка приспособленчество, угодливость, конформизм и другие отрицательные особенности.

Проявления отклонения в поведении детей и подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными в зависимости от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности. Если ситуации часто повторяются, наслаиваются, реакции закрепляются, возникают устойчивые психологические образования (комплексы), приводящие к развитию того или иного типа поведения. Так формируется активно-приспособительное или пассивно-приспособительное поведение: деструктивно-агрессивное, направленное на революционную перестройку, изменение деятельности группы и своего собственного поведения в ней; деструктивно-компенсаторное, когда перестройка деятельности группы и своего поведения сопровождается и закрепляется крупной уступкой ее требованиям. Особое место занимает компенсаторно-иллюзорная форма поведения, когда неудовлетворение потребности и притязания, устойчивый психологический дискомфорт подростка находят выход в искусственном возбуждении, опьянении, одурманивании себя расторможенностью общения, музыкой, танцами, никотином, алкоголем, наркотиками, токсическими и лекарственными веществами. По сути дела, речь идет о компенсаторном поведении, которое выражается в крайних формах конформизма или нонконформизма. Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для любой последующей работы, педагогу требуется приложить довольно много усилий, которые могут оказаться бесплодными.

Профессиональная помощь предполагает инициацию контакта, вызывание и усиление у подростка потребности в продолжение общения. Одним словом, контакт - как доверительные отношения, положительно переживаемое психическое состояние, как инструмент исследования, изучения и коррекции. Эффективность контакта зависит от того, отвечает ли педагог, работающий с подростком, определённым требованиям. Для успеха во взаимодействии необходимо быть настроенным на "юношескую волну", обладать определённой симпатией к подростку, искренним интересом к его жизни, мечтам, тревогам. При этом, как подчёркивает А.Е. Личко, педагог должен обладать большой гибкостью - уметь быстро переходить в нужный момент от свободного общения к директивному руководству, от совета к наставлению, от терпеливого выслушивания к активному оспариванию, а от него к сопереживанию. Умение сопереживать является важным требованием, предъявляемым к педагогу, работающему с детьми, подростками. Формально-нейтральное отношение, нарочитая объективность, недостаток сопереживания легко могут быть расценены подростком как безразличие, холодность или даже эмоциональное отвержение. Информацию он может получить и из других источников, а здесь для него важнее эмоциональный контакт. Выражение "меня не понимают" в языке подростка означает, что он не находит сопереживания. Однако эмоциональные реакции педагога, его высказывания, ободрения в процессе работы не должны сопровождаться утратой истанции, приводить к фамильярности в общении.

Итак, девиантное поведение детей и подростков - явление комплексное и сложное. Оно может иметь внешние и внутренние причины. Девиантное поведение связано с индивидуально-типологическими особенностями личности, которые создают благоприятную либо неблагоприятную основу для воздействия негативных внешних, социальных (социокультурные нормы, традиции) и внутренних (ценностные ориентации, установки, потребности и т.д.) факторов. Возникая на уровне ситуативных поведенческих реакций при определенном сочетании указанных факторов, девиантное поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в поведении. При этом складывается дезадаптивное поведение детей и подростков, которое осложняет их социализацию в обществе в целом. Работа педагога с девиантными детьми и подростками должна основываться как на симптоматическом подходе (работа с конкретными симптомами отклонений), так и каузальном, т.е. профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих). Особое значение в силу возрастной динамики отклоняющегося поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей и подростков.

1.3 Классификация отклоняющегося поведения

Реакция протеста (оппозиции). Одна из наиболее частых реакций в подростковом возрасте. Это непостоянная и преходящая реакция, характеризующаяся избирательностью и направленностью. Чаще всего эта реакция возникает у подростка, когда в семье конфликтная обстановка, и эта реакция направлена против родителей, которые, по мнению подростка, виноваты перед ним. Протестные формы поведения возникают у подростков в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношениями близких.

Причиной реакции протеста могут быть конфликты между родителями или их равнодушное отношение к подростку, несправедливое или болезненное для его самолюбия наказание, запрещение чего-либо, что значимо для подростка.

Протестные реакции могут быть у подростков из-за чрезмерных претензий, предъявляемых родителями, когда они ставят перед ним непосильную задачу - в совершенстве овладеть иностранным языком, каким-либо видом спорта, музыкой и прочим, требуют примерного поведения, чтобы он стал отличником в школе или походил на кого-то из своих сверстников, а подросток не в состоянии соответствовать тому, чего ожидают от него родители. Реакции протеста подростки могут проявить и в школе, если учителя журят их за плохую успеваемость или какие-то проступки. Реакции протеста бывают пассивными и активными. Пассивные реакции протеста - это замаскированная враждебность, недовольство, обида на взрослого, который вызвал такую реакцию подростка, утрата с ним прежнего эмоционального контакта, стремление избегать общения с ним. Реакции активного протеста могут проявляться в виде непослушания, грубости, вызывающего и даже агрессивного поведения в ответ на конфликт, неправильные методы воспитания, наказания, упреки, оскорбления. Возникает психотравмирующая ситуация с отрицательно окрашенными переживаниями подростка. Протестная реакция направлена против тех лиц, которые явились источником его переживаний. Такие реакции сравнительно непродолжительны и свойственны подросткам с возбудимым типом акцентуации характера. Но у подростков с психопатией или с органическими заболеваниями головного мозга реакции активного протеста могут быть интенсивными, сопровождаться двигательным возбуждением по типу "двигательной бури". В гневе он проявляет агрессию, ломает предметы, разражается бурной злобной тирадой в адрес тех, кто, по его мнению, виноват в такой ситуации. Наряду с нарушением поведения у подростка возникают и вегетативные реакции - лицо краснеет, потоотделение повышено, пульс учащен, подросток часто и глубоко дышит.

Активные реакции протеста выражаются и в стремлении делать назло, причинить вред человеку, который обидел подростка, с помощью оговоров, лжи, кражи, вплоть до жестоких поступков и даже убийства животного, принадлежащего этому человеку. Таким поведением подросток мстит обидчику. В некоторых случаях реакция протеста закрепляется и в последующем распространяется на взрослых вообще. Подросток проявляет протестную реакцию в разной обстановке, и сила его реакций не соответствует раздражителю. Из-за обиды, после наказания или вследствие чрезмерных претензий родителей подросток может убежать из дома. Некоторые подростки с истерическими чертами характера стараются не убегать далеко, хотят, чтобы их заметили знакомые или родители, обратили внимание на его побег и вернули домой. Некоторые после этого требуют к себе особого внимания или стремятся вернуть прежнее отношение родителей.

Реакция оппозиции бывает и при повторном браке родителей, когда в семье появляется отчим или мачеха и их дети, или если в семье рождается еще один ребенок. Это своеобразная детская ревность, когда подростку уделяется внимания меньше, чем было раньше, и соперничество с новым членом семьи за прежнюю степень внимания матери.

В поведении таких подростков может быть нарочитость, демонстративность, стремление шокировать всех своим поведением. Например, подростки начинают употреблять спиртное, с родителями ведут себя вызывающе, совершают прогулы в школе, нелепым образом изменяют свою внешность - "назло всем стану панком", выбривают себе часть волос на голове и т.п.

Такое поведение чаще всего свойственно подросткам с истерическим чертами характера - истерической психопатией или истерическими чертами характера. При этом главная цель подобного поведения подростка - привлечь к себе внимание любым способом, стараясь вернуть прежнюю любовь родителей. В пьянстве тоже элемент нарочитости, подросток и не стремится скрыть его от родителей, а намеренно выставляет напоказ, бравируя выпивками и получая от этого удовлетворение - " вот я им отомстил, так им и надо", особенно если родители негативно относятся к пьянству. Несмотря на поведение, таких ребят очень жалко. Своими подчас нелепыми, утрированными поступками они как бы взывают о помощи: "Помогите мне, полюбите меня, я так одинок!" Они не умеют это выразить словами, такое выражение эмоционального состояния вообще несвойственно подросткам, а тем более не скажут этого родителям, на которых они обижены за их невнимание, но этот безмолвный призыв о помощи отчетливо звучит в каждом их поступке.

Реакция имитации. Имитация - это стремление подражать во всем кому-либо. В детстве ребенок подражает своим родителям, старшим братьям или сестрам и вообще многим взрослым. Дети играют "во взрослые игры", отражающие ситуации, участниками или свидетелями которых они были, например, после посещения поликлиники или прихода врача на дом они играют в "доктора и больного", причем стараются копировать интонации и жесты, говорят "взрослым" голосом. Играя в "дочки-матери", они подражают интонации и поведению своей матери. Школьники играют "в учителя и плохого ученика". Дети, видевшие, как их родители употребляют спиртное, играют "в гостей", при этом со всей серьезностью разливают "вино" по бокалам, "чокаются" друг с другом и говорят подслушанные у взрослых фразы и т.д.

В подростковом возрасте они обычно избирают себе "кумира" - киногероя, актера, популярного певца или музыканта - и стараются копировать его и в одежде, и в прическе, и в поведении. Иногда они, подражая популярным спортсменам, начинают заниматься карате, силовыми видами спорта, накачивают себе мышцы, принимают анаболики и хвастаются своей физической силой перед сверстниками. Когда они в качестве кумира избирают "положительного" героя и в своем стремлении к подражанию не доходят до крайностей, то в этом никакой патологии нет, как правило, с возрастом это проходит. Но если объектом подражания является "отрицательный" герой - вот тогда родителям следует заранее быть готовым ко всяким неприятностям. Со свойственным этому возрасту максимализмом подросток постарается не только копировать "отрицательного" героя, но и "переплюнуть" его во всех отрицательных поступках. И самые большие неприятности ждут родителей, когда подросток избирает объектом для подражания реального человека - взрослого или сверстника, злоупотребляющего алкоголем, а особенно лиц с криминальным прошлым. Открыв рот, подростки с упоением слушают о "подвигах" асоциальных личностей, не имея возможности определить, где правда, а где ложь или вымысел, а те, найдя в их лице благодарных слушателей, еще больше привирают. Чтобы заинтересовать и привлечь подростков. Вот это уже чревато не только ранним злоупотреблением алкоголем, но и различными криминальными действиями. И совсем не обязательно, что таких "отрицательных" героев с восторгом слушают только подростки, сами склонные к асоциальному поведению, или дети алкоголиков. Немало случаев, когда вполне послушные мальчики из непьющих семей тоже заслушивались подобными рассказами. Для них это другая жизнь, захватывающая и полная приключений, а именно так преподносят свои "подвиги" не раз судимые лица.

Подросткам льстит такое внимание взрослого человека, тем более что тот обращается с ними как бы на равных. И довольно часто во дворе вокруг таких асоциальных личностей группируются подростки. Но уголовнику нужна не только аудитория заинтересованных слушателей, он стремится быть лидером и использовать подростков в своих целях. Постепенно он начинает вовлекать их в пьянство, вначале покупает спиртное на свои деньги, затем требует, чтобы они просили деньги у родителей или приносили из дома ценные вещи.

Отказать такому кумиру подросток не в состоянии - ведь он расценивает его уже как "друга", равноправного товарища. Даже многие взрослые не могут отказать, когда их уговаривают выпить приятели, а уж подросток тем более не устоит. А если такой уголовник уже создал вокруг себя группу подростков, то отказать ему не может никто, иначе он станет посмешищем, "маменькиным сынком", "трусом" и т.д.

Собственной нравственной позиции у подростков еще нет. Их этические понятия формируются под влиянием родителей, а если родители этого не делают, - то под влиянием любого человека, которого подросток просто "уважает". Они могут на словах говорить, что пьянство и воровство - это плохо, но чем плохо они не знают.

В отличие от взрослых, они еще не умеют использовать чужой негативный опыт. Они не осознают, что такое преступление, закон, тюрьма и все, что с этим связано. Со слов родителей они знают, что воровать нельзя, но сами объяснить, почему нельзя, они вряд ли сумеют. Подростки не знают и не бояться социальных последствий правонарушений.

Не зная, что такое криминал и как общество за это наказывает, подростки в группе с асоциальным или криминальным лидером могут совершить любой поступок, если прикажет лидер и за ним последует вся группа. Даже кратковременное пребывание в такой группе заметно сказывается на поведении подростка. Прежде послушный и хороший ученик перестает подчиняться родителям, так как первая задача отрицательного лидера - дискредитировать родителей в глазах подростков, чтобы поднять свой престиж. Подростку уже скучно в школе и не хочется быть дома, потому что в группе все гораздо интереснее, там "настоящая, взрослая" жизнь, свои тайны и секреты - это вторая задача отрицательного лидера - добиться, чтобы подростки не рассказали родителям, где и с кем они проводят время и чем занимаются. Поэтому подростки становятся скрытными, огрызаются на расспросы родителей, если не сумеют соврать убедительно, а в дальнейшем уже начинают обманывать их, опять-таки по подсказке "лидера", и родители могут даже не подозревать, кто теперь руководит всей жизнью их ребенка. Обычно группа формируется из мальчиков, так как у девочек другие проблемы - их внешность, влюбленность, сексуальные связи и прочее. Им неинтересны рассказы бывалого уголовника, а ничем другим он их привлечь не может. Но иногда членами группы становятся девочки из неблагополучных семей, полностью подчиняющиеся всем требованиям лидера и нормам поведения, установленным им в группе.

В такие группы часто вовлекаются и внешне непривлекательные девочки, которых другие члены группы и сам лидер используют для сексуальных потребностей, а они, ранее не имевшие успеха у сверстников и завидовавшие своим более красивым подругам, имевшим поклонников, расценивают это как мужское внимание, гордятся этим и хвастаются перед сверстницами. Если в группе пьют, то девочки делают то же самое, если вся группа совершает криминальные действия, и они тоже.

Реакция группирования со сверстниками. Реакция группирования со сверстниками по своим проявлениям при крайних выражениях близка к вышеописанной реакции, за исключением того, что здесь нет взрослого отрицательного лидера. Таким лидером становится кто-то из членов самой группы, особенно если он старше других, имеет опыт употребления спиртного и физически сильнее остальных. Стремление к группированию со сверстниками вообще присуще подростковому возрасту, даже если это не достигает степени крайних асоциальных проявлений.

Но если "лидер" имеет криминальные наклонности или опыт, то такая подростковая группа может превратиться в "банду", тщательно охраняющую свою территорию от подростков из других домов или таких же групп, в "борьбе" с которыми проходит вся их жизнь.

Подростки начинают увлекаться силовыми видами спорта, "качаются", чтобы увеличить мышечную массу и свою физическую силу, овладевают различными приемами - самбо, карате, иногда придумывают какое-либо "устрашающее" название для своей группы, заимствованное из зарубежных фильмов. "Лидер" становится для них непререкаемым авторитетом, обычно он бесстрашен, всегда готов вступить с любым в драку и отстоять свое право управлять группой с позиции силы. Группа собирается во дворе или ином месте (подвал, чердак, пустырь, стройка). "Накачав" мышцы, в дальнейшем они бросают спорт и проводят время в пьянках, картежных играх, сексуальных оргиях - для этого в группу вовлекаются и девочки, хотя вначале группа обычно бывает однополой, могут совершать и криминальные действия. Но далеко не всегда подростки создают такую "банду" с асоциальными формами поведения. Реакция группирования может объединять подростков и по интересам - занятия спортом, какими-либо хобби. Но практика показывает, что в любой неконтролируемой родителями группе подростков рано или поздно может появиться новый участник, способный вовлечь других членов группы в пьянство. Этому возрасту вообще свойственна подверженность чужому влиянию. причем с большей легкостью подростки поддаются отрицательному влиянию, чем положительному. Реакция эмансипации. Это борьба подростка за свою самостоятельность, независимость, самоутверждение. Он хочет освободиться от контроля и опеки взрослых любыми способами.

Чем больше подростка контролируют и подавляют, тем больше он хочет избавиться от влияния взрослых. Наперекор им он начинает поступать "по-своему", демонстрирует, что он уже "самостоятельный".

Если бы родители не принуждали его к чему-либо, он бы сам мог это сделать, но как только они заставляют его сделать это, он сделает прямо противоположное, чтобы "доказать", что он уже взрослый".

С таким поведением наверняка сталкивались многие родители, объясняя его упрямством и неподчинением их авторитету. На самом деле это вполне закономерная реакция для этого возраста и со временем она проходит. Крайние формы она приобретает именно при неправильном поведении родителей - если они гиперопекают или проявляют деспотизм и требования беспрекословного подчинения. Если в младшем возрасте ребенок еще мог подчиняться такому давлению родителей, потому что была сильной зависимость от них, то в подростковом возрасте возможны крайние формы - побеги из дома и бродяжничество.

Но у некоторых слабых подростков, имеющих деспотичных родителей, особенно в неполных семьях, когда мать подавляет сына и ли дочь, эта зависимость остается на всю жизнь. Даже будучи в браке и имея собственных детей, такие мужчины и женщины, как говорится, "держатся за материнскую юбку", нуждаются в ее опеке, бегают к матери за советом по любому пустяковому поводу, беспрекословно подчиняются ей и шагу не могут ступить без ее одобрения.

А в других случаях подростки, наоборот, чем больше родители проявляют свой деспотизм, тем неправильнее ведут себя подростки. Побеги из дома. Есть много причин побегов детей из дома, например, когда с ними плохо обращаются в семье, унижают или бьют, когда родители - алкоголики. Многие девочки убегают после сексуального насилия со стороны отчима или пьяного отца, когда мать не смогла или не захотела защитить их от этого.

Побег может быть вызван реакцией оппозиции. Обычно первый побег бывает после какой-то ссоры или психической травмы, а затем эта форма реагирования закрепляется, и в дальнейшем подросток уже на любую неприятность отвечает побегом из дома. Побеги можно рассматривать как реакцию протеста на недостаточное внимание родителей или на их чрезмерные требования и деспотизм, протест против навязываемого им образа жизни, который они возненавидели.

Многие подростки, воспитывавшиеся во внешне благополучных семьях с достаточным материальным положением, сбежав из дома, свою новую жизнь расценивают как "свободу от семьи и школы", им нравится, что они сами себе добывают средства к существованию, могут пить и принимать наркотики, не опасаясь наказания родителей, развлекаться так, как они хотят, и приобретают "опыт жизни" и сексуальный опыт.

Они считают, что родители не принимают их всерьез, игнорируют их интересы, относятся к ним, как к маленьким детям. Девочки недовольны, что родители запрещают им пользоваться косметикой, носить одежду, которая им нравится, но которую осуждают родители, контролируют, с кем они проводят время и как развлекаются, особенно при раннем начале сексуальной жизни, они считают своих родителей "отсталыми", консерваторами, старыми, не понимающими и не приемлющими образа жизни молодежи.

А убежав из дома, они избавляются от надоевшей опеки и контроля учителей и родителей, от всех обязанностей и принуждений, расценивая свою жизнь как легкую, веселую и свободную.

В некоторых случаях побег из дома случается после того, как подросток совершил проступок и боится наказания взрослых, особенно часто это бывает у робких, "забитых" подростков, которых жестоко наказывают родители. Убежав из дома, ребенок старается забыть тяжелую обстановку в семье, отвлечься от проступка, который толкнул его на побег.

Иногда подростки совершают побеги из дома из-за недостаточного надзора или ради поиска развлечений и новых впечатлений, приключений и свободы. Убегают из дома дети и подростки, склонные к фантазерству и мечтательности, начитавшись книг о знаменитых путешественниках и дальних странах.

Если побег связан с тем, что в семье с ними плохо обращались, они категорически не хотят возвращаться домой. Их даже больше устраивает детский приемник, куда они обычно попадают, пока не найдут их родителей, так как подростки намеренно скрывают свой адрес и фамилию, называют вымышленные данные, чтобы их не отправили домой.

Дромомания. Это склонность к бродяжничеству. Она рассматривается психиатрами как один из вариантов расстройства контроля над импульсивными побуждениями - обычно это неудержимое влечение к дальним странствиям.

Истинная дромомания встречается сравнительно редко, в основном при психических заболеваниях - шизофрении, эпилепсии. Побеги таких больных обычно возникают без какой-либо внешней причины или мотива, им предшествует беспричинно изменившееся настроение, и сами подростки потом не могут объяснить, что их толкнуло на побег. Нередко они сами возвращаются домой измученными и голодными. Дромомания - это импульсивное влечение и обусловлено самим психическим заболеванием. Реакции увлечения. Большинству подростков свойственны различные увлечения и хобби. Они могут быть устойчивыми, например коллекционирование, занятие спортом, но могут быть и нестойкими,когда подросток увлекается то одним, то другим.

У некоторых подростков увлечения связаны со стремлением быть в центре внимания. Они участвуют в художественной самодеятельности. в школьных спектаклях и драмкружках, публикуют свои стихи и другие литературные произведения в школьной стенгазете. Некоторые избирают изысканные, необычные хобби, чтобы выделиться среди сверстников. В большинстве случаев в этом нет никакой патологии, со временем эти увлечения проходят или сохраняются, но отрицательного воздействия на поведение подростка не оказывают.

Патологией являются чрезмерно выраженные увлечения, когда из-за них подросток забрасывает школьные занятия и все свое свободное время отдает хобби. Бывает, что ради пополнения своей коллекции или добычи денег для реализации хобби, подросток совершает противоправные действия, например мелкое воровство, спекуляция или попрошайничество, может сойтись с асоциальными личностями.

Чрезмерным бывает и увлечение силовыми или боевыми видами спорта для защиты и нападения - самбо, карате, дзюдо и другие. Причем опасно в этом случае не само по себе занятие такими видами спорта, а те цели, ради которых подростки овладевают приемами самозащиты и нападения. Став значительно крепче и сильнее своих сверстников и зная многие приемы, они начинают задирать не только ровесников, но и взрослых прохожих, намеренно провоцируя драку, чтобы "продемонстрировать" свою силу и бесстрашие.

В группе они стремятся к лидерству, добиваясь подчинения других подростков с помощью физической силы. Ощущение своей силы и превосходства может стать причиной криминальных действий с насилием, когда такой подросток првоцирует всю группу на драку, или с целью грабежа, когда группа подростков избивает случайного прохожего, чтобы отнять у них деньги или вещи.

Некоторые подростки, увлекающиеся силовыми видами спорта, злоупотребляют анаболиками для наращивания мышечной массы, что причиняет значительный вред здоровью.

Реакции компенсации и гиперкомпенсации. Это возникновение личностных проявлений и таких форм поведения, с помощью которых подросток старается скрыть, замаскировать свои слабые стороны. Или они являются средствами психологической защиты, например, когда подросток переживает чувство собственной неполноценности из-за своего физического или психического недостатка.

При реакциях гиперкомпенсации поведение может иметь карикатурный характер, вследствие чего могут ухудшиться отношения с окружающими и возникнуть дезадаптация. Примером реакции гиперкомпенсации может служить показная бравада, стремление занимать общественные посты, нелепое изменение своего внешнего вида, раннее начало курения и употребления спиртного у неуверенных в себе, робких подростков. Иногда реакция гиперкомпенсации проявляется лишь в мечтах и фантазиях подростка. Например, застенчивая или внешне непривлекательная девочка в своих фантазиях видит себя роковой красавицей, в которую влюблены все ее одноклассники и даже взрослые мужчины. Физически слабый подросток может в своих мечтах представлять себя атлетом, подобно Шварцнеггеру, и этим как бы компенсирует свое собственное чувство неполноценности. Если ребенка подавляют деспотичные родители, добиваясь беспрекословного послушания. он может компенсироваться в играх с младшими детьми, становясь их лидером, требуя от них безоговорочного подчинения. Ребенок, страдающий заиканием, может представлять себя великолепным и красноречивым оратором и т.д. Реакции компенсации и гиперкомпенсации чаще всего свойственны подросткам, которым родители уделяют мало внимания и любви, сиротам, детям, растущим в неполных или деформированных семьях, а также подросткам, страдающим комплексом неполноценности из-за физического дефекта, дефекта речи, подросткам-инвалидам и страдающим неврозами. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Сюда относятся различные группы онанизма (мастурбации) у подростков, включая групповую и совместную мастурбацию, раннее начало половой жизни, беспорядочные половые связи, например в подростковой группе. Вовлечение подростка в группу может быть вызвано именно рано пробудившимся сексуальным влечением, реализовать которое в иных условиях подросток не может. "Доступность" девочек - членов группы может показаться весьма привлекательной для подростка, и именно по этой причине он стремится в такую группу. Формирующееся сексуальное влечение еще не дифференцировано, поэтому для его удовлетворения могут использоваться и сексуальные извращения.

Малолетняя проституция. Многие девочки после побега из дома становятся малолетними проститутками. Не имея возможности зарабатывать на жизнь, чаще всего они попадают под влияние асоциальных личностей, которые приобщают их к пьянству и проституции.

Бывает, что психически больных девочек или девочек из неблагополучных семей, где родители алкоголики, взрослый отрицательный лидер вовлекает в подростковую группу, затем "пускает по рукам", а когда они ему надоедают, "продает" сутенерам или сам становится им, и девочки безропотно соглашаются и на это, не требуя ни денег, ни хорошего отношения. Такие девочки не видят для себя никакого выхода, да и не ищут его. Подчас они горюют лишь о том, что их изгнали из группы, где они чувствовали хоть какое-то мужское внимание и были бы согласны вновь вернуться и всех "обслуживать". Некоторые утешаются тем, что теперь "внимание" оказывают им взрослые "клиенты", и не представляют себе иной жизни. Сами девочки не испытывают сексуального влечения ни к своим сверстникам, ни к взрослым мужчинам. Раннее начало сексуальной жизни, в отличие от мальчиков, не связано с рано пробудившимся сексуальным влечением. Некоторые из таких девочек подверглись изнасилованию в подростковой группе, но сами они это не считают изнасилованием, рассказывают, как они пили спиртное с другими подростками, а потом "ребята стали приставать и заставили", но никаких сожалений по этому поводу девочки не испытывают. Некоторые и не помнят своего первого сексуального партнера, так как давно это было.

Для них ранняя сексуальная жизнь - обыденное понятие. Они не связывают ее с возможным материнством, хотя многие сделали по несколько абортов и самопроизвольных выкидышей. Ни отвращения, ни удовольствия от сексуальных контактов они не испытывают.

Большинство малолетних проституток злоупотребляют и алкоголем, и наркотиками, если они им попадаются. У некоторых есть все признаки алкоголизма. Они совершенно не тяготятся своей ролью, не протестуют, когда их унижают и бьют, смиряются со всеми трудностями своей "профессии", разделяют "клиентов" и сутенеров на "плохих" и "хороших", полностью зависят от своего сутенера, а иногда даже влюбляются в него. Их даже не интересуют заработки. Если сутенер дает им немного денег или кормит, одевает и покупает спиртное, они считают, что он хороший, добрый, "не бьет", "заботится".

Их внешняя "взрослость" и "опыт" сочетается с психической инфантильностью и примитивностью интересов. Как правило, у всех есть психические отклонения или заболевания - психопатия, олигофрения в степени дебильности, органические заболевания головного мозга, реже - шизофрения. Многие крайние нарушения поведения подростков (за исключением тяжелых психических заболеваний) вызваны неправильным поведением родителей. Бывает, что родители не только некритичны к своим "методам" воспитания детей, но чаще винят в этом самого ребенка или его сверстников, которые "втянули" его в плохую компанию. Виноваты все, кроме самих родителей, - и школа "плохо воспитывает", и ребенок "трудный", и друзья "плохие". Большинство вышеописанных реакций - компенсации, увлечений, эмансипации, группирования со сверстниками, имитации - свойственно подавляющему большинству подростков и может не принимать таких крайних форм.

Остальные формы относятся к компетенции воспитательных органов системы просвещения и охраны общественного порядка и нуждаются во врачебной диагностике.

Наконец, личностно-диагностический подход позволяет относить нарушения поведения к трем основным проявлениям динамики личности: состояниям, реакциям, развитию. Различают патологические и непатологические формы нарушения поведения по нескольким признакам. Первым из них является возникновение нарушения не только в исходной психотравмирующей ситуации, но и за ее пределами. Вторым признаком считают стереотипный характер проявления девиантного поведения. Третьим является полиморфизм девиантного поведения, при котором присутствуют антидисциплинарные, антиобщественные, делинквентные, аутоагрессивные поступки у одного и того же лица. Четвертый признак - сочетание нарушений поведения с расстройствами невротического типа, эмоциональными и саматовегетативными проявлениями. Наличие этого признака имеет важное значение для различения патологических форм и микросоциальной запущенности. Пятый признак указывает на наличие динамики развития девиантного поведения: формирование стереотипов поведения - переход их в аномальный характер и патологию влечений, т.е. трансформацию личности. В основе патологических форм поведения лежит, как правило, патология личности в результате врожденных и приобретенных причин социально-психологического и биологического порядка. Отклоняющееся поведение проявляется при неправильном воспитании, конфликтных отношениях в семье, школьной неуспеваемости, имитации патологического поведения подростковой группой.

Гиперкинетические расстройства - это группа нарушений поведения, которая характеризуется ранним началом проявлений, сочетанием чрезмерно активного поведения с выраженной невнимательностью, отсутствием упорства при выполнении инструкций и задач. Эти поведенческие характеристики проявляются во всех ситуациях и обнаруживают постоянство во времени.

Гиперактивность выражается в плохой адаптивности ребенка. Начало подобных нарушений в поведении фиксируется не позднее 7-ми лет. В более позднем возрасте острое начало гипердинамического поведения у ребенка школьного возраста может быть обусловлено психогенными причинами или психическими расстройствами. Условно считается, что появление проблем с поведением до 10 лет - тип начала в детском возрасте. Если проблемы с поведением до 10 лет отсутствуют, а появляются после 10 лет - тип начала в подростковом возрасте.

Расстройства поведения в несколько раз чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Не рекомендуется ставить диагноз нарушенного поведения по однократным или эпизодическим проявлениям. Расстройство должно проявляться не менее 6-ти месяцев.

Расстройства поведения, ограничивающиеся семейным окружением, связаны с нарушением детско-родительских отношений (неродные мать, отец), включает антисоциальное и агрессивное поведение. Может иметь место воровство из дома денег, имущества и т.д., жестокость против членов семьи, поджог дома. Социальные отношения вне семьи у подростков в пределах нормы. Сюда относятся расстройства поведения, которые выявляют общие критерии нарушения поведения, а также должны присутствовать 3 и более симптомов из перечня проявлений нарушенного поведения, один из которых фиксируется на протяжении 6 месяцев. Нарушения поведения ограничиваются пределами семьи.

Несоциализированные расстройства поведения характеризуются сочетанием упорного агрессивного поведения, которое включает непослушание, грубость, хулиганские действия. Обычно расстройства встречаются в разных ситуациях, но могут быть и в школе. Ребенок одинок, взаимоотношения со сверстниками плохие, он в изоляции, отвержен, непопулярен.

Социализированные расстройства поведения включают общие критерии расстройства поведения, при этом должны присутствовать минимум 3 симптома, один из которых - на протяжении 6-ти месяцев. Расстройства, как правило, наблюдаются вне дома в группе сверстников, отношение с которыми хорошее. Взаимоотношения со взрослыми нарушены, преобладают асоциальные формы поведения в том числе и в школе (курение, распитие спиртных напитков, употребление наркотиков, хулиганские действия по отношению к младшим).

В рубрику "расстройства поведения" включается повторяющееся стойкое расстройство поведения, при котором нарушаются основные права других людей, или важнейшие, соответствующие возрасту нормы и правила. Такое поведение наблюдается по меньшей мере 6 месяцев. Основные проявления:

·проявление необычайно частых для своего возраста вспышек гнева;

·частые споры со взрослыми;

·активный отказ выполнять требования взрослых или нарушение правил поведения;

·совершение таких поступков, которые досаждают другим людям;

·обвинение других в своих ошибках или неправильном поведении;

·обидчивость; проявление частого негодования; частые обманы или нарушения обещаний;

·частые проявления злобы и мстительности;

·драчливость;

·использование оружия, способного причинить вред другим (клюшка, кирпич и т.п.);

·несмотря на запреты родителей, часто допоздна остается на улице;

·проявление физической жестокости к людям и животным;

·преднамеренное разрушение чужой собственности;

·кража вещей;

·пропуски школьных занятий;

·побеги из дома;

·совершение преступлений на виду у жертвы (выхватывание кошельков, сумок);

·принуждение к половым отношениям;

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Мы уже рассматривали, что человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека.

Глава 2. Эмпирическая часть исследования социальной работы со старшеклассниками девиантного поведенеия

.1 Анализ результатов исследования

Наше исследование проводилось на базе МБС (К) ОУ № 10 VIII вида г. Кызыла. В анкетировании приняли участие 30 подростков в возрасте 13-18 лет.

Целью исследования было изучение ценностных ориентаций детей. Задачами выступали:

)выявить особенности ценностных ориентаций у старшеклассников с девиантным поведением;

)выявить направленности личности старшеклассников с девиантным поведением.

Исходя из цели исследования, нами были проработаны экспертные источники по проблеме ценностных ориентации старшеклассников с девиантным типом поведения. На основании изученных работ была использована методика для исследования ценностных ориентации у старшеклассников данной категории:

Методика М. Рокича "Ценностные ориентации" (Приложение 1).

Для исследования ценностных ориентации личности мы использовали методику М. Рокича "Ценностные ориентации". Методика состоит из двух классов ценностей:

Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойства личности является предпочтительным в любой ситуации.

Испытуемым были предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом) на листах бумаги в алфавитном порядке. На первое место мы попросили поставить то качество, которое наиболее выражено у испытуемого, на второе - чуть менее выражено. На последних местах попросили расположить качества, которые испытуемый считал наименее характерными.

После основной серии мы попросили испытуемого расшифровать ценности, отвечая на следующий вопрос: "Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?".

В результате исследования ценностных ориентаций и направленности личности старшеклассников с девиантным поведением были получены следующие данные.

Таблица 1. Терминальные ценности с девиантным поведением

РангЦенности по степени значимости, подростков с девиантным типом поведенияАктивная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)6,84Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)7,12Здоровье (физическое и психическое)7,2Наличие хороших и верных друзей8,04Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)9Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)8,28Общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)8,56Интересная работа8,88Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие8,72 Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)8,76 9,1Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)9,08 9,72Счастливая семейная жизнь9,29Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)9,2Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)9,5Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом9Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)10Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений8,7

Как видно из таблицы 1, терминальные ценности старшеклассники с девиантным поведением высоко ценят свободу (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках), любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), а также высоко оценивается активная деятельная жизнь, жизненная мудрость и здоровье. Дети с девиантным типом поведения низко оценивают развлечения, общественное призвание (уважение окружающих, коллектива), наличие хороших и верных друзей, и далее низко оценивается уверенность в себе, творческая деятельность.

Чтобы достоверно убедиться в ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением, мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена:

где N - длина одного статистического ряда, d - разность между рангами каждой варианты по двум коррелируемым признакам.

Корреляция между терминальными ценностями подростков с девиантным поведением не являются статистически значимой, что свидетельствует о существенном различии терминальных ценностей данных групп испытуемых.

Таблица 2. Инструментальные ценности подростков, с девиантным и благополучным типом поведения

№РангиПодростки с девиантным типом поведения1Воспитанность8,52Аккуратность73Независимость8,34Высокие запросы8,25Исполнительность8,56Образованность7,17Жизнерадостность 7,48Самоконтроль 7,19Непримиримость к недостаткам810Рационализм 811Твердая воля7,212Широта взглядов7,413Эффективность в делах7,214Смелость в отстаивании своего мнения8,115Терпимость716Честность 7,217Чуткость 7

Как видно из таблицы 2, инструментальные ценности подростков с девиантным поведением высоко ценят воспитанность, исполнительность, далее высоко оценивается независимость, аккуратность, высокие запросы, т.е. высокие требования к жизни и высокие притязания, а также низко оценивается терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения).

Заключение

Так, старшеклассники с девиантным типом поведения высоко ценят такие ценности как любовь, свободу, а низкую оценку дают развлечениям, общественному признанию, наличию хороших и верных друзей, творчеству. Старшеклассники с девиантным типом поведения считают, что человек должен быть независимым, аккуратным и иметь высокие запросы. Они считают, что наименее выраженными в человеке должны быть такие качества, как смелость в отстаиваниях своего мнения и взглядов, широта взглядов. Проведенное нами исследование имеет теоретическую и практическую значимость, оно дает материал для качественно нового рассмотрения вопросов обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Учет влияния различных ситуаций развития, которые обусловлены характером жизнедеятельности, поведением людей и функциями выполняемыми населением, значительно расширяет сферу выбора человеком своих жизненных идеалов, ценностей. Ведь в зависимости от того, на какие ценности ориентируется подросток, к чему стремиться в жизни, что хочет получить или создать, в чем видит личностную ценность общения и взаимодействия с другими людьми, мы можем говорить о его личностной зрелости.

Список литературы

1.Алмазов, Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Б.Н. Алмазов. - Свердловск: Урал. ун-т, 2009. - 150 с.

2.Алмазов, Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся: учеб. пособие / Б.Н. Алмазов, Л.А. Грищенко. - Свердловск: Свердл.инж.инст-т, 2007. - 180с.

3.Беличева, С. А. Основы превентивной психологии: научное издание / С. А. Беличева. - М.: Ред.- изд. Центр консорциума "Социал. здоровье России", 2003. - 198 с.

4.Березин, С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта подростков /С.В. Березин. - Самара: Ярмолпросвет, 2005.- 244 с.

.Битенский, В.С. Психологические факторы в развитии токсикомании у подростков/ В.С. Битенский, А.Е. Личко, Б.Г. Херсонский //Психологический журнал.- М., 1991.-Т.12.- С. 34-42

.Блейхер, В. М. Практическая патопсихология / В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.П. Боков. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 320 с.

.Боголюбова, Т.А. Наркотизм в России. Состояние и меры борьбы // Состояние и тенденции насильственной преступности в Российской Федерации.- М., 1993.- С.71-75

8.Бубнова, С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система / С.С. Бубнова // Вопросы психологии. - М., 1999. - №5. - С.38-44.

9.Владимирова, Е.К. Исследование ценностных ориентаций личности / Е.К. Владимирова // Психологический журнал. - М., 2001. - №4. - С.15-21.

.Воронов, В.В. Технология воспитания / В.В. Воронов. - М.: Школьная пресса, 2002. - 528 с.

11.Ганнушкин, П.Б. Клиника психопатий. Их динамика, статистика, систематика / П.Б. Ганнушкин. - М.: Медицинская книга, 2007. - 124 с.

12.Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студентов / А.Д. Гонеев, Н. Н. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластелина. - М.: Академия, 1999. - 280 с.

.Гришко, А.Я. О наркомании среди подростков // Социологические исследования. - М., 1990. № 2.- С.43-49

.Гулдинг, М. Психотерапия нового решения: Теория и практика / М. Гулдинг, Р. Гулдинг. - М.: Независ. фирма "Класс", 2007.- 266 с.

15.Демин, М.В. Проблема ценности и ценностного отношения / М.В. Демин // Вестник Моск. ун-та. Сер.философии. - М., 2004. - 63 с.

16.Жуков, Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме / Ю.М. Жуков // Психологические проблемы регуляции поведения. - М.: Просвещение, 2006. - 277 с.

.Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров. - М.: Просвещение, 2006. - 128 с.

18.Змановская, Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2003. - 288 с.

19.Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / В.П. Кащенко. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 304с.

20.Кле, М. Психология подростка/ М.Кле. - М.: Педагогика, 1991. - 176 с.

.Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг.- М.: ТЦ Сфера, 2003. - 160 с.

.Клейбери, Ю.А. Психология девиантного (отклоняющегося) поведения / Ю.А. Клейбери // Вопросы психологии. - 1998. - №5. - С.141-145.

23.Кудрявцев, И.А. Смысловая сфера несовершеннолетних с психическими расстройствами совершивших насильственные правонарушения / И.А. Кудрявцев, О.Ф. Семенова // Психологический журнал. - 2002. - №3. - С.54-62.

.Лебединская, К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика трудных подростков / К.С. Лебединская, М.М. Райская, Г.В. Грибанова. - М. Педагогика, 1998. - 168 с.

25.Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. -256 с.

.Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учебное пособие/ В.Т. Лисовский. - СПб: СПБГУП, 2000. - 519 с.

.Максимова, Н.Ю. О Склонности подростков к аддиктивному поведению / Н.Ю. Максимова // Психологический журнал. - М.,1996. - Т.17. - № 3.- С. 18-24

.Миньковский, Г.М. Вопросы обеспечения эффективности индивидуальной профилактической работы / Г.М. Миньковский // Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. - М.: Педагогика, 2007. - 64 с.

.Немов, Р.С. Психология образования / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: Владос, 1994.- 360 с.

.Непомнящая, Н.И. Ценностность как личностная основа. Типы. Диагностика. Формирование / Н.И. Непомнящая. - М.: Педагогика, 2000. - 211с.

.Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 250 с.

32.Осипова, А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов /А.А. Осипова. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 512 с.

33.Патаки, Ф. Некоторые проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения/ Ф. Патаки // Психологический журнал. - М., 2007. - №4. - С.27-35.

.Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М.: Мир, 2004. - 233 с.

.Селецкий, А.И. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением / А.И. Селецкий, Б.С. Тарарухин. - Киев: Вишица Школа, 2001. - 236 с.

.Смирнова, Е.О. Психология ребенка / Е.О. Смирнова.- М.: Юность, 2007.- 196 с.

.Социальные отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М.: Юрид.лит., 2009. - 196 с.

.Степанов, В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей и родителей / В.Г. Степанов. - М.: Академия, 2007. - 320 с.

.Стурова, М.П. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема / М.П. Стурова, В.И. Силенков // Педагогика. - М., 1999. - №7. - С.38-42.

.Устименко, С.Ф. Межличностные отношения трудных школьников / С.Ф. Устименко // Вопросы психологии. - М., 2004. - №1. - С.27-33.

42.Фельдштейн, Д.И. Трудный подросток / Д.И. Фельдштейн. - М.: Знание, 2008. - 258 с.

.Харченко, И.И. Ориентация и предпочтения учащейся молодежи в профессионально-трудовой сфере / И.И. Харченко // Экономика. - М., 2000. - №2. - С.13-21.

44.Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический проект; Трикста, 2005. - 336 с.

.Яковлев, А.М. Преступность и социальная психология (Социально-психологические закономерности противоправного поведения) / А.М. Яковлев. - М.: Юрид.лит., 2001. - 208 с.

Приложение 1

МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. Рокич)

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на почках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Разработайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".

стимульный материал

Список А (терминальные ценности):

  • активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
  • жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл достигаемые жизненным опытом);
  • здоровье (физическое и психическое);
  • интересная работа;
  • красота природы и искусства (переживание прекрасною в природе и в искусстве);
  • любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  • материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
  • наличие хороших и верных друзей;
  • общественное призвание (уважение окружающих, коллектива товарищей по работе);
  • познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
  • продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
  • развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
  • развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
  • свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
  • счастливая семейная жизнь;
  • счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
  • творчество (возможность творческой деятельности);
  • уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

  • аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
  • воспитанность (хорошие манеры);
  • высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
  • жизнерадостность (чувство юмора);
  • исполнительность (дисциплинированность);
  • независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
  • непримиримость к недостаткам в себе и других;
  • образованность (широта знаний, высокая общая культура); - ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
  • рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
  • самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
  • смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;
  • твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
  • терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
  • широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
  • честность (правдивость, искренность);
  • эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
  • чуткость (заботливость).

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора экспертизы.

Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны изменения инструкций, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

. "В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?"

. "Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?"

. "Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?"

. "Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?"

. "Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?"

. "Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?"

. "Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?"

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистические ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Похожие работы на - Социальная работа со старшеклассниками девиантного поведения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!