Современные представления о социализации мужчины в современном обществе

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,36 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современные представления о социализации мужчины в современном обществе

Содержание

Введение

Глава 1. Особенности социализации мальчиков и историография вопроса

.1 Историография вопроса

.2 Особенности социализации мальчиков

Глава 2. Характеристика представлений о социализации юношей в современном обществе

Заключение

Список источников

Список литературы

Введение

Изучение психологии мужчины и женщины их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но так же ко всему обществу в целом. Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.

«Гендерная роль - дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Гендерные роли - вид ролей социальных, они нормативны, выражают определенные социальные ожидания проявляются в поведении. На уровне культуры они существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности. Гендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении».

Семья является одним из важнейших институтов социализации. Так, давно доказано, что «с самого рождения ребенку необходим отец, который является неким образцом для создания, в частности, у мальчиков, мужской идентичности». Считается, что физический уход, выхаживание и заботу о детях осуществляет мать, а дело отцов - защита от внешних опасностей и, в большей или меньшей степени, жизнеобеспечение. Традиционная точка зрения приписывает отцу дисциплинирующую роль, именно твердая мужская рука поддерживает растущего ребенка на истинном пути, заставляя его подчиняться нормам поведения в обществе. Все это, несомненно, имеет место быть, но, следует учесть меняющуюся современность и те условия, в которых мы живем.

Цель моей курсовой работы выявить современные представления о социализации мужчины в современном обществе.

В ходе исследования я поставила следующие задачи:

1. Выявить основные культурные ценности, которые передаются по отцовской линии.

. Выяснить основные навыки - бытовые и хозяйственно-трудовые, образовательные, поведенческие и коммуникативные прививающиеся сыну и расценивающиеся в культуре как чисто мужские.

. Определить соотношение тех ценностных норм, которые считаются в культуре мужскими вообще и отцовскими в частности (мужские и отцовские ценности: обязанности и права, моральные нормы, идеальные образы каким образом они внедряются в человеческое поведение и воспитание).

Главным источником для написания курсовой работы послужил полевой материал, собранный в деревне Такапи Балезинского района Удмуртской республики в 2013 г. Мною были опрошены 15 человек мужского пола.

-22 лет - 5 чел.

-36 лет- 6 чел.

-49 лет - 4 чел.

Что касается первой возрастной группы, то ее наличие дает нам современное представление молодых людей о семейной жизни, об отцовстве, об их представлениях о методах воспитания и взаимоотношениях между детьми и родителями.

Следующий возрастной отрезок является самым репродуктивным, он дает нам данные о раннем опыте отцовства, о тех способах и методах, которые мужчины используют в воспитании детей.

Информаторы в возрасте от 46-49 лет делятся с нами теми навыками, которыми они поделились с сыновьями (бытовые и хозяйственно-трудовые, образовательные).

По этническому признаку все корреспонденты относятся к удмуртам. Таким образом, аудитория моноэтнична, и поэтому прослеживается ответы, имеющие черты национального быта удмуртов.

Глава 1. Особенности социализации мальчиков и историография вопроса

1.1Историография вопроса

Гендерные различия являются предметом исследований многих ученых. Но «при разработке гендерной проблематики исследователи традиционно уделяли внимание преимущественно женщинам и женскому - «мужская» же тематика долго оставалась на периферии гендерного анализа. Недостаточная разработанность данной проблематики послужила одной из причин всплеска интереса к теме «мужского» у представителей многих гуманитарных дисциплин - психологов, этнографов, филологов, историков, культурологов. В настоящее время данная тематика находится в фокусе научного и общественного внимания, как в России, так и за рубежом».

В отечественной психологии опубликованы исследования, направленные на изучение представлений об образах мужчин и женщин, например, работа В.С. Агеевой «Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы». Также вышли переводные и отечественные монографии: Ш. Берна, Е.П. Ильина, И.С. Кона и учебные пособия И. С. Клециной, в которых осуществляется анализ современных подходов к проблеме. Был опубликован ряд обзорных работ посвященных гендерным различиям мужчин и женщин Ю.Е Алешиной, А.С.Волович, А.В. Визгиной, С.Р. Пантилеева.

По мнению отечественных исследователей Ю.Е.Алешиной, А.С. Волович, И.С. Кона, Т.Н.Титаренко «процесс полоролевой социализации у мальчиков протекает более сложно, чем у девочек. На мальчиков, по мнению И.С. Кона, родители оказывают более сильное давление, чтобы они не участвовали в делах, противоречащих полоролевым представлениям. Требования, предъявляемые к мальчикам, более нормативны, чем требования, предъявляемые к девочкам».

По мнению, Т.А. Репиной на неблагоприятные факторы полоролевой социализации, влияет то, что с «самого детства воспитанием занимается мать, а затем воспитатель в детском саду и мальчики вынуждены брать женскую модель». Также исследователь видит причину в размывании понятий мужественности и женственности в современном обществе. Проявляется и тенденция снижения авторитета отцов в семье, отчего мужская модель становится менее значимой для мальчиков.

С переходом в общественную систему воспитания (дошкольное учреждение или школу) социальное давление на мальчиков усиливается, так как, с одной стороны, воспитатели и учителя отличаются более высоким традиционализмом, а с другой - сами родители, готовя ребенка к встрече с новой для него системой социальных оценок, повышают жесткость нормативных стандартов. Все это побуждает мальчиков «откреститься» от «женского» мира, его ценностей и создать свой, «мужской». Переход к этому этапу начинается в пять-семь и активизируется в восемь-двенадцать лет, когда возникают первые мужские компании (в детском саду, школе, дворе), в которых формируются новые межличностные отношения, становящиеся источником мужских ролевых моделей и сферой реализации маскулинных качеств. Этот процесс характеризуется негативизмом по отношению к девочкам и формированием особого «мужского», грубого и резкого стиля общения.

Происшедшие за последние десятилетия изменения быта привели к тому, что «мужских» дел почти не осталось и у мальчиков нет возможности проявить себя настоящим мужчиной в семье, где, прежде всего, и происходит усвоение ребенком половой роли. Таким образом, в ходе половой социализации мальчиков возникает определенное противоречие. С одной стороны, постоянные и настойчивые требования «будь мужчиной», «ты ведешь себя не по-мужски», а с другой - отсутствие возможности сформировать и проявить мужские типы поведения.

Поэтому особенно важно отцовское влияние при воспитании сыновей, поскольку в мужской природе существует стремление к риску, приключениям, а в женской природе - настороженность, стремление оберегать, сохранять свое потомство. Риск в поведении собственных детей для матери недопустим. При отсутствии отца в семье мужские черты у мальчиков вырабатываются очень медленно, главными личностными качествами у них становятся агрессивность.

.2 Особенности социализации мальчиков

В настоящее время проблемы, связанные с гендерной социализацией являются актуальными в исследованиях по этнографии.

С самого момента рождения, ребенок усваивает, что значит быть мальчиком и девочкой, то есть происходит усвоение моделей поведения, которые в обществе рассматриваются как чисто мужские и женские.

Главным фактором для формирования половой идентичности ребенка является наличие людей, служащих ему моделью полоспецифического поведения и источником информации о половой роли. Мальчики в этом смысле оказываются в менее благоприятной ситуации, чем девочки. Мать обычно проводит с маленьким ребенком гораздо больше времени. Отца ребенок видит реже и не в таких значимых ситуациях, поэтому в глазах младенца он является менее привлекательным объектом. Все это объясняет тот факт, что «первичной для ребенка, как для мальчика, так и для девочки является отождествление с матерью. В дальнейшем именно мальчику предстоит решить более трудную задачу: изменить первичную женскую идентификацию на мужскую, опираясь на культурные стандарты маскулинности и образцы поведения значимых взрослых мужчин».

Ранняя гендерная социализация представляет собой процесс подражания родителям. Мальчики хотят быть похожими на папу, девочки на маму. Родители в свою очередь, навязывают ребенку гендерно-типичные модели поведения. Например, родители ругают сына, если он плачет, но не объясняют, как он должен изменить свое поведение. Выстраивают систему запретов, например, довод родителей девочке «будь аккуратной, ты же девочка».

Родители сильнее идентифицируются с детьми своего, нежели противоположного пола. В этом случае родитель замечает больше сходства между собой и ребенком, и более раним к его эмоциональным состояниям. Это во многом зависит от самосознания родителя.

В мужском обществе сохраняется потребность отличаться от женщин. Отделение от материнского начала является необходимым моментом мужской самоидентификации. У них быть мужчиной - значит, прежде всего, не быть женственным. В современном обществе резко сократилось число и удельный вес исключительно мужских сообществ. Но все так же сохраняется потребность в закрытом от женщин общении с себе подобными.

Культурные стереотипы маскулинности и фемининности различаются не только по степени, но и по характеру закрепленных в обществе свойств: мужчины чаще описываются в терминах трудовой и общественной деятельности, а женщины - в семейно-родственных и сексуальных терминах. Такая избирательность присутствует и в индивидуальном сознании, предопределяет направленность нашего внимания. Дело не столько в том, что мальчик должен быть сильнее девочки, сколько в том, что параметр «сильный» «слабый», занимающий центральное место в образах маскулинности (мальчиков постоянно оценивают по данному параметру), может быть менее существенным в системе фемининных представлений (девочек чаще оценивают по их привлекательности или заботливости). Важнейшим социальным институтом, поддерживающим маскулинные ценности, остается иерархическое мужское сообщество, где существуют такие положения, что мальчика делают мужчиной не женщины, а другие мужчины, которые могут и не являться отцами. Кроме того, мальчики раньше отделяются от родительской семьи.

В современном социуме от мужчин ждут больше проявлять заботы о детях, выражения нежных чувств. Все это требует от мужчин навыков, которыми большинство пока не обладает. Кроме того, необходимы преобразования социальных институтов. Все больше мужчин вовлекается в семейную жизнь, но преградой на пути являются учреждения, где они работают и где нет никакой значимой поддержки. Возможно даже, что мужчины изменились больше, чем принято считать, просто обычно люди готовы выделять лишь тех индивидов и составляющие поведения, которые доказывают традиционные стереотипы.

Так, в ряде исследований говорится о том, что «наличие отца и его положение в семье влияют на способности ребенка, его интерес к учебе». По зарубежным данным, «мальчик лучше учится, если он чаще бывает с отцом и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Само собой, что активный, деловой, нацеленный на успех отец, вызывает у сына стремление соответствовать этому образцу. Таким образом, прочное, уверенное, лидирующее положение мужчины в семье благоприятно влияет на школьные успехи сына. А грубость, авторитарность, жесткость отца вызывают у мальчика чувство неуверенности в себе, тревоги, заставляя тем самым избегать риска. Такой школьник боится трудного материала, особенно неправильно его понять, что проявляется в страхе перед математическими и физическими задачами».

В неполных семьях отсутствие мужчины оказывает негативное влияние на развитие ребенка, особенно мальчика. Такие дети труднее адаптируются к обществу сверстников, нередко совершают асоциальные поступки, а, став взрослыми, испытывают трудности личной жизни. Но это не говорит о том, что в полных семьях все так хорошо. Есть случаи, когда даже при наличии отца вырастают негармоничные тревожные и плохо социализированные дети.

Мальчики особенно чувствительны к падению престижа отца в семье, они усваивают образ мужчины как «лишнего» и невольно переносят этот образ на самих себя. Если отец сохраняет привязанность детей, то потеря уважения к отцу ведет к потере самоуважения, что является препятствием для личностного роста. Когда сын не уважает отца, не испытывает к нему чувства любви, его собственное отношение к себе может не пострадать, и, отвергнув образ отца, будет просто искать другие мужские идеалы. И, наконец, есть случаи, когда даже при доминирующем положении матери, мальчик испытывает к отцу чувство любви и жалости и унижение отца воспринимает как свое собственное.

Из выше приведенных примеров можно выделить 3 варианта развития мужских качеств у мальчиков: недостаток этих качеств, избыток и норма.

При недостатке мужских качеств ребенок растет пассивным, послушным, аккуратным, мало интересуется спортом. Такой мальчик нравится родителям, родственникам, учителям, поскольку не доставляет никаких хлопот.

При избытке мужских качеств растет нагловатый, самоуверенный человек, который ищет удовольствие в драках, а девочек не считает за людей. Такой тип никому не нравится. Однако часто подростки воспринимают хамство и силу как единственное средство утверждения своего мужского «я», что компенсирует недостаток мужских качеств.

При норме мужских качеств мальчик уверен в себе, обладает чувством собственного достоинства, в меру агрессивен. Он инициативен, интересуется специфически мужскими предметами. Он четко осознает себя будущим мужчиной, защитником слабых, у него иногда могут быть вспышки агрессии.

идентичность социализация юноша воспитание

Глава 2. Характеристика представлений о социализации юношей в современном обществе

Считается, что физический уход, выхаживание и заботу о детях осуществляет мать, а дело отцов - защита от внешних опасностей и, в большей или меньшей степени, жизнеобеспечение, и, по мнению мужского пола это в какой-то степени верно и, что эти качества должны ценится в мужчине «Он (сын) должен уметь всё… Должен заботиться о жене, детях, зарабатывать деньги, помогать по хозяйству».

Вместе с тем ценится у мужчин умение передать сыну те навыки и знания, которые пригодятся в будущей взрослой жизни.

« Нужно дать ему те навыки, которыми должен обладать отец это ответственность, трудолюбие, терпение. Мужчина должен быть сильным, как физически, так и внутренне. Мой отец всегда говорил мне, что настоящий мужчина должен отвечать за свои поступки, нести за них ответственность, знать, что он хочет от жизни и идти к цели, которую сам перед собой поставит…».

Некоторые мужчины ставят на первый план физическое воспитание «Я считаю, что физическое воспитание это главная цель в воспитании сына, потому что будущему мужчине необходимо быть крепким, он должен уметь показать, что он сильный не только на словах, но и на деле».

Но все же есть мнения, что необходимо развивать ребенка разносторонне, то есть и физически и нравственно «Не надо только физически, потому что не всегда все решает сила, необходим и ум, мышление. Что, если только будет сильным, а в голове пусто?...». «Да духовно-нравственное воспитание играет важную роль, ребенок должен читать книги, ходить на выставки, смотреть художественные фильмы. Все это воспитывает в ребенке человека, который стремится к знаниям, которому все интересно. Мне кажется, очень важно даже воспитывать духовно».

В решение главных вопросов же мужчины берут на себя ответственность и стремятся тому же научить своих сыновей «В решении главных, сложных вопросов я стараюсь поставить точку. Я думаю, что нужно воспитывать сына так, чтобы он играл в семье решающую роль». «Отец чаще всего решает вопросы…». «Я думаю папа. Он всегда говорит, как мне поступить в той или иной ситуации… папа принимает решение и знает, как будет лучше всем».

Спорным является вопрос о том, необходимо ли строго воспитывать детей и нужно ли применять насилие в воспитании.

«Я думаю ребенка нужно воспитывать в строгости, а то становится распущенным… чтобы знал, как нельзя поступать.». «Да иногда надо строго, чтобы знал, как нельзя вести себя все равно, когда подрастет, поймет, что родители все же были правы. Физическое наказание нельзя, думаю, лучше всегда поговорить и объяснить все, насилием ничего не решится».

Стоит отметить, что отцам необходимо быть для своих сыновей примерами, тем, кому можно и нужно подражать , со слов Васильева А.Н. «отец должен собственным примером воспитывать сына, то есть так вести себя, показывать каким должен быть мужчина. Он должен находить время для общения с детьми, на домашние дела». «Именно отец должен заложить в сыне чувство отцовства, на собственном примере показать какие качества должны быть в отце».

Важно, также мнение корреспондентов о том, какими качествами и навыками должен обладать мужчина. Так многие делают упор на физические и хозяйственно-трудовые навыки «Будущий мужчина должен уметь чинить вещи, которые сломались, как он жене будет помогать… Надо поэтому учить». «… мужской (обязанностью)… строительство дома и его ремонт, тяжелые дела».

Очень большое значение в социализации ребенка имеет игра и совместное времяпрепровождение с родителями. «Когда папа и сын играют вместе, то они общаются, узнают друг друга ближе, передается опыт не только от отца к сыну, но и от сына к отцу. Нужно играть в игры, которые развивают мышление, игры-стратегии те же солдатики и конструктор». Совместная деятельность отца и сына способствует дальнейшему процессу становления мужской идентичности. «Нужно вместе чем-то заняться, например, отремонтировать сломанный стул, нужно учить сына разбираться в деталях машинных, в общем, вместе всем этим заняться, разобраться. Ну, когда сын собирает конструктор, он определяет какая деталь, куда подходит, подгоняет их по размеру, мне кажется, это развивает, а потом и пригодится».

По мнению, основной, массы респондентов школьная жизнь ребенка, безусловно, их интересует. Но собрания это прерогатива матери. Так со слов одного из информаторов «…я редко, но интересуюсь. Жена ходит на собрания, помогает по домашней работе. Я, конечно, иногда чем-то помогу. Но ходить на собрания я не люблю, потому что там одни женщины бывают».

Интересны ответы молодых людей, юношей. Они стараются выражать свою позицию, в отношении воспитания, подходят, в основном к вопросам не так серьезно, нежели старшее поколение. Поэтому эти ответы более непосредственны и дают мне возможность, с другой стороны (со стороны младшего возраста) изучить волнующие меня вопросы.

Например, как они относятся к обязанностям возложенных на них, так со слов одного информатор « Я помогаю (имеется в виду дом уборка), когда попросят» и каким образом дети делят между собой эти обязанности. «Да делю, бывает, что, например, я уберусь в своей комнате, а сестра в своей».

В семье чаще всего, бывает разделение обязанностей между детьми, это помогает детям быстрее и эффективнее справится с работой, совместная цель укрепляет и сплачивает детей. «Да делю, бывает, что, например, я уберусь в своей комнате, а сестра в своей», «Я набираю воду в бане, а сестра убирается дома».

Есть такие вопросы, которые касаются представлений детей о «чисто папиных обязанностях», «…папа принимает решение и знает, как будет лучше всем. Только папа может чинить машину, пилить дрова, выполнять в общем мужскую, сложную работу».« Папа должен уметь строить, чинить, у меня папа умеет готовить, это такие обязанности, которые мама не сумеет выполнить».

Таким образом, в обществе все еще твердо закреплен стереотип за мужчинами как защитниками своей семьи и примером для своего потомства. По мнению, многих информаторов, сыновья должны быть физически и нравственно крепкими, ответственными и трудолюбивыми людьми. И для этого ребенка необходимо воспитывать в соответствующей атмосфере. Основная масса респондентов, считают, что для воспитания сына, безусловно, очень важно присутствие отца, который воспитает настоящего главу семьи.


Социализация - процесс необходимый для получения навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Целью курсовой работы было выявление представлений о социализации мужчин в современном обществе.

В ходе исследования был проведен опрос, он выполнялся преимущественно среди сельского населения. По его итогам, можно проследить такую тенденцию, как сохранение и приоритет традиции. То есть, большинство опрошенных, придерживаются уже давно укоренившихся норм, однако наблюдаются некоторые изменения социальных статусов мужчин и женщин. Культурные сдвиги и научно - технический прогресс делают незначительными аспекты «природной» дифференциации полов. Это содействует постепенному разрушению традиционных гендерных стереотипов в сельской местности. Респонденты отводят важную роль бытовым и хозяйственно-трудовым навыкам. Здесь мужчины стараются занять первенствующее положение. Но их участие в образовательной и коммуникативной области оказывает на детей незначительное влияние. Мужчины объясняют это тем, что они не находят на это времени и стеснением. Это свидетельствует о том, что сфера деятельности мужчин изначально была направлена на то, что отец должен содержать семью, а воспитание входит в число обязанностей женщины.

«Идеальный тип «настоящего мужчины», который всегда был условным и проецировался в прошлое, теперь окончательно утрачивает свою монолитность, а некоторые его компоненты, например, агрессивность, раннее считавшиеся положительными, стали проблематичными и уместными только в определенных условиях».

Я считаю, что необходима дальнейшая разработка вопросов и проблем, связанных с социализацией юношей. В перспективе дальнейшего развития исследования необходимо провести опрос и среди городского населения, чтобы оценить данную тему взглядом городского населения. Ведь, как известно, городское население и сельское различны по темпам развития, модернизации, приверженностью к традициям. Соответственно и отношение к проблеме социализации мужчин будут различными.

Список источников

Полевые материалы автора

1. Васильев Николай Витальевич, 1967 г.р., д. Мазепи Балезинского р-на УР, обр. сред., шофёр, удмурт, ныне прож. в д. Такапи Балезинского р-на УР.

. Васильев Александр Николаевич, 1991 г.р., д. Такапи Балезинского р-на УР, студент ГГПИ им. Короленко, удмурт, ныне прож. в г. Глазове УР.

.Князев Владимир Вячеславович, 1964 г.р., д. Кобиньпи Балезинского р-на УР, обр. сред., шофёр, удмурт, ныне прож. в п. Балезино УР.

. Князев Евгений Владимирович 2000 г.р., п. Балезино., ученик 7 кл., ныне прож. в п. Балезино.

. Князев Александр Вячеславович, 1966 г.р., д. Кобиньпи Балезинского р-на УР, обр. сред.спец., механик, удмурт, ныне прож. в д. Исаково Балезинского р-на УР.

. Князев Кирилл Александрович., 1999 г.р., д. Исаково Балезинского р-на УР, ученик 7 кл., ныне прож. в д. Исаково Балезинского р-на УР.

. Иванов Владимир Леонидович, 1964 г.р., д. Удмурт Караул Красногорского р-на УР, обр.сред., шофёр, удмурт, ныне прож. в д. Такапи Балезинского р-на УР.

. Иванов Евгений Владимирович, 1998 г.р. .,д. Такапи Балезинского р-на УР., ученик 9 кл., ныне прож. в д. Такапи Балезинского р-на УР.

.Ложкин Алексей Николаевич., 2000 г.р., с. Хохряки Завьяловского р-на УР., ученик 5 кл., ныне прож. в с. Хохряки Завьяловского рна УР.

. Вахрушев Юрий Анатольевич, 1978 г.р., д. Такапи Балезинского р-на УР., обр.сред., сотрудник МЧС., удмурт, ныне прож. в д. Такапи Балезинского р-на УР.

. Фёдоров Дмитрий Александрович, 1987 г.р., д. Такапи Балезинского р-на УР, обр.сред., рабочий-литейщик, удмурт, ныне прож. в п. Балезино УР.(

. Баженов Николай Викторович, 1978 г.р., п. Балезино УР., обр. высш., инженер-механик., удмурт, ныне прож. в п. Балезино УР.

.Стародумов Андрей Владимирович, 1977 г.р., д. Такапи Балезинского р-на УР, обр.сред., механизатор, удмурт, ныне прож. в д. Такпи Балезинского р-на УР.

.Стародумов Анатолий Владимирович , 1977 г.р., д. Такапи Балезинского р-на УР, обр.сред., шофер в пожарной части, удмурт, ныне прож. в д. Такапи Балезинского р-на УР.

.Стародумов Юрий Владимирович, 1979 г.р., д. Такапи Балезинского р-на УР, обр.сред., животновод, удмурт, ныне прож. в д. Такапи Балезинского р-на УР.

Список литературы

1.Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 2011. №4. С

.Введение в гендерные исследования. I: Учебное пособие/ Под ред. И.А. Жеребкиной - Харьков: ХЦГИ,2001; СПб.:Алетейя, 2001. С. 585.

3.Клёцина И.С. Гендерная психология и направления ее развития // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клёциной. - СПб, 2003. - С.

.Кон И. С. Общество и ребенок. М.: - 2003.

.Мужской сборник. Вып.2. «Мужское» в традиционном и современном обществе: Константы маскулинности. Диалектика пола. Инкарнации «мужского». Мужской фольклор/ Сост. И.А. Морозов. - М.: Лабиринт, 2004. - С. 5

.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования ред. Е.Г. Силяева М.: - 2002.

.Репина Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду // Вопросы психологии. 1984. № 7. С. 62

Похожие работы на - Современные представления о социализации мужчины в современном обществе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!