Бюджетный процесс в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,25 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бюджетный процесс в России

Содержание

Введение

1. Бюджетное планирование. Принципы, задачи и методы бюджетного планирования. Методы бюджетного регулирования

2. Бюджетный процесс. Задачи и стадии бюджетного процесса

3. Бюджетный процесс зарубежных стран

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Актуальность темы. Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Как правило, раз в год, во время утверждения проекта бюджета разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Эта война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты, так и государственные предприятия, и частный сектор.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях произошло преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства отвечает требованиям времени.

В связи с этим изучение бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Такой подход базируется на трех факторах:

.По средствам механизма бюджета государство способно активно вмешиваться в экономику страны, в жизнь каждого гражданина в частности, выполнять, взятые на себя социальные обязательства;

.Способствует грамотному использованию денежных средств, полученных с физических и юридических лиц, в качестве налогов, сборов и т.д., т.е. позволяет максимально эффективно распределить и использовать денежные средства;

.Позволяет проконтролировать, целенаправленно ли использовались денежные средства, эффективность их использования, по средствам контрольной функции, а также выявлять возможные недочёты и неточности, новые пути решения проблем.

Поэтому в целях объективного и всестороннего исследования выполнения бюджета, государство разработало механизм бюджетного процесса. Основная цель бюджетного процесса - максимально эффективное использование денежных средств (бюджета), находящихся в собственности государства. Целью курсовой работы является: исследование теоретических основ бюджетного процесса, последовательная характеристика всех стадий прохождения бюджетов в их периодическом цикле, рассмотрение теоретических основ бюджетного планирования и методов бюджетного регулирования, а также рассмотреть бюджетный процесс в других странах.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи исследования:

.Собрать необходимую информацию по исследуемой теме;

.Рассмотреть экономические основы бюджетного процесса и бюджетного планирования;

.Рассмотреть бюджетный процесс в других странах.

Предметом исследования работы является бюджетный процесс.

В процессе работы над материалами, мной были исследованы следующие вопросы:

.Принципы, задачи и методы бюджетного планирования;

.Методы бюджетного регулирования;

.Понятие и сущность бюджетного процесса и его значение;

.Составление проекта бюджета;

.Рассмотрение проекта бюджета. утверждение бюджета, принятие закона о бюджете;

.Исполнение бюджета;

.Составление и утверждение отчёта об исполнении;

.Бюджетный процесс в других странах.

1. Бюджетное планирование. Принципы, задачи и методы бюджетного планирования. Методы бюджетного регулирования

Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Экономическая сущность такого планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. В ходе бюджетного планирования финансы активно воздействуют на основные экономические и качественные показатели государственных программ развития страны и выявление резервов эффективного использования природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Принципы бюджетного планирования:

.Регулирование бюджетных вопросов едиными правовыми нормами;

.Адресный и целевой характер направления бюджетных средств;

.Непрерывность планирования годового бюджета;

.Стабильность финансовых показателей (норм, налоговых ставок, смет); Балансовый метод.

Основные задачи бюджетного планирования:

.Определение общего объема бюджетных ресурсов и их распределение по отдельным министерствам и ведомствам, конкретным бюджетополучателям;

.Определение необходимых пропорций между централизованными и децентрализованными финансовыми ресурсами;

.Выявление финансовых резервов государства и муниципальных органов власти;

.Расчет доходов и расходов бюджетов с разбивкой по статьям и временным периодам;

.Обеспечение сбалансированности бюджетов или источников покрытия их дефицитов (определение направлений расходования профицитов);

.Бюджетное регулирование;

.Государственный финансовый контроль за ходом выполнения бюджета. Бюджетное планирование осуществляют соответствующие органы государственной власти и финансовые органы: Министерство финансов Российской Федерации, территориальные финансовые органы, налоговые органы, бюджетополучатели.

Существуют различные методы бюджетного планирования:

.Нормативный метод бюджетного планирования. Суть его в определении целевых расходов бюджета в пределах прогнозируемых доходов. Бюджетополучатели составляют сметы планируемых расходов, распорядитель бюджетных средств анализирует и корректирует сметы бюджетополучателей, приводит величину расходов в соответствие с доходами бюджета, выбирая приоритетные направления, и согласовывает проект плана бюджета с Правительством. Проект бюджета представляется Правительством законодательному органу, который вносит поправки, согласовывает их с Правительством и принимает бюджет на планируемый год в виде федерального закона.

.Индексный метод основан на анализе динамики таких показателей, как уровень инфляции, уровень реальной заработной платы или реальных доходов и др. Полученные на основе сравнения статистических данных индексы позволяют применить их к прогнозному расчету несоизмеримых показателей. Точность прогнозного расчета увеличивается при увеличении количества и весомости учитываемых индексов.

.Балансовый метод позволяет составить баланс расходов и доходов бюджета, распределить их по планируемым периодам и среди бюджетополучателей всех уровней. Прогноз балансов трудовых, материальных и финансовых ресурсов, спроса и предложения на внутреннем и международном рынках, доходов и расходов позволяет увязать потребность макроэкономики в ресурсах производства с планированием источников получения, производства и распределения ресурсов, обеспечить равновесие рыночной экономики.

Балансовый метод используется для выработки социальной, бюджетной, кредитно-денежной и внешнеэкономической политики государства. Он позволяет определить имеющиеся диспропорции в макроэкономике и разработать пути их преодоления.

.Программно-целевой метод используется для приоритетного бюджетного планирования выполнения государственных целевых программ, обеспечения их необходимыми ресурсами.

.Метод экспертного прогнозирования позволяет совместить в прогнозировании имеющиеся статистические данные с аналитическими выводами высококвалифицированных экспертов, основанных на интуиции, нестандартном логическом мышлении и научном подходе. Этот метод используется при невозможности с достаточной достоверностью определить динамику внешних условий социально-экономического развития. Этот метод содержит субъективный подход к прогнозированию и возможность ошибочности прогноза. С целью увеличения достоверности экспертного прогноза приходится привлекать большое количество экспертов, но и в этом случае выбор оптимального варианта носит субъективный характер.

.Метод экстраполяции переносит тенденции развития текущего и прошлых этапов на планирование последующего. Ряды значений различных показателей в прошлом и настоящем продолжаются на будущее с учетом закономерности построения соответствующего ряда. Учитывая цикличность развития экономики, метод экстраполяции может быть применим в пределах одного этапа цикла, но в критические периоды смены этапов цикла математические закономерности построения ряда показателей резко изменяются, в этом случае прогноз, построенный по методу экстраполяции, может оказаться ошибочным.

.Метод моделирования позволяет заложить в модель различные условия динамики социально-экономических процессов и в случае ошибочности выбранного варианта прогноза быстро откорректировать допущенные отклонения и адаптироваться к реальным условиям.

.Метод экономического анализа увязывает закономерности развития макроэкономики и ее объектов.

В зависимости от сложившихся условий при составлении бюджетов используется совокупность тех или иных методов прогнозирования и планирования с учетом их специфических особенностей.

Бюджетное планирование является составной частью федерального стратегического планирования развития макроэкономики. Сбалансированность и научность бюджета определяют эффективность социально-экономического развития на планируемом этапе общего стратегического плана.

Федеральный бюджет обеспечивает баланс в макроэкономике и рациональное использование всех ресурсов производства. Бюджеты всех уровней увязывают интересы регионов страны и субъектов микроэкономики с общегосударственными стратегическими целями.

В целях достижения сбалансированности бюджетов всех уровней используются различные методы бюджетного регулирования:

.Закрепленные доходы - доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет (например, в бюджет субъектов РФ всегда перечисляется налог на имущество предприятий);

.Регулирующие доходы - доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год (например, налоговые доходы бюджетов субъектов РФ в настоящее время формируются в основном за счет регулирующих доходов из федерального бюджета);

.Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов (в отличие от регулирующих доходов дотации перечисляются в фиксированной форме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците);

.Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных, строго целевых расходов (могут быть текущими и инвестиционными, направленными на финансирование, связанное с расширением производства);

.Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;

.Трансферт - перевод средств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты нижестоящего территориального уровня;

.Секвестр - специальный механизм бюджетного регулирования, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем незащищенным статьям бюджета;

.Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах;

.Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

2. Бюджетный процесс. Задачи и стадии бюджетного процесса

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Задачами бюджетного процесса являются:

.Выявление материальных и финансовых резервов государства;

.Максимально приближенный к реальности расчет доходов и расходов бюджетов;

.Обеспечение сбалансированности бюджетов;

.Согласование бюджетной политики с реализуемой экономической программой;

.Осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и т. д.

Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:

.Составление проектов бюджетов;

.Рассмотрение бюджетов;

.Утверждение бюджетов;

.Исполнение бюджетов, а также составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Годовой бюджет РФ составляется на один финансовый год, начинающийся с 1 января и заканчивающийся 31 декабря.

В Великобритании, Японии, Канаде бюджетный год начинается с 1 апреля, а заканчивается 31 марта. В Швеции, Норвегии, Италии он длится с 1 июля по 30 июня. В США - с 1 октября по 30 сентября. Во Франции и Нидерландах - совпадает с календарным. Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года и осуществляется Правительством РФ в соответствии с бюджетной политикой, определенной в Бюджетном послании Президента РФ.

Составление бюджета основывается на:

.Бюджетном послании Президента РФ;

.Прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год (ПСЭР);

.Основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;

.Прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;

.Плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

Сведения, необходимые для составления проектов бюджетов включают:

.Действующее на момент разработки проекта бюджета налоговое законодательство;

.Нормативы отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, минимальной бюджетной обеспеченности;

.Предполагаемый объем финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

.Виды и объемы расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы РФ на другой.

В проекте закона о бюджете должны содержаться следующие основные характеристики бюджета:

.Общий объем доходов;

.Общий объем расходов бюджета;

.Бюджетный дефицит и источники его финансирования;

.Показатели прогнозируемых доходов бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджета;

.Нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы РФ;

.Сведения о государственном долге и его пределы.

А также должны быть установлены:

.Расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ;

.Общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;

.Расходы и доходы целевых бюджетных фондов;

.Объемы финансовой помощи бюджетам других уровней;

.Распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета и иные показатели.

Исходными макроэкономическими показателями бюджета являются: объем ВВП на очередной финансовый год и темп его роста, уровень инфляции (темп роста цен).

Правительство РФ организует разработку прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточнение параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, положенного в основу перспективного финансового плана. Министерство финансов РФ разрабатывает проектировки основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу и проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год одновременно со среднесрочной программой Правительства РФ, среднесрочным прогнозом социально-экономического развития РФ и прогнозом сводного финансового баланса по территории РФ. Первый этап формирования федерального бюджета включает разработку федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.

На основании выбранного Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики на очередной финансовый год Министерство финансов РФ осуществляет разработку основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и распределение расходов федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ и проектировок основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу.

При этом Правительством РФ рассматриваются предложения о величине прожиточного минимума, минимальном размере оплаты труда, минимальном размере пенсии по старости, минимальными размерами стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также предложения о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу.

Министерство финансов РФ в двухнедельный срок со дня принятия Правительством РФ основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и распределения расходов федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета и уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ.

Второй этап формирования федерального бюджета состоит в распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ и по получателям бюджетных средств, а также разработке предложений о проведении структурных организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году, о приостановлении действия указанных нормативных правовых актов или об их поэтапном введении.

Разработка и согласование федеральными органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета на очередной финансовый год завершаются не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году.

С 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу, представленные Министерством финансов РФ, Министерством экономики РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года.

Одновременно указанный законопроект представляется Президенту РФ.

Рассмотрение и утверждение федерального бюджета начинается с того, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вносится на рассмотрение Государственной Думы РФ не позднее 26 августа текущего года. Совет Государственной Думы направляет проект в Комитет Государственной Думы по бюджету для подготовки заключения о формальном соответствии представленных документов требованиям закона, после получения которого проект направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам законодательной инициативы для замечаний и предложений и в Счетную палату РФ на заключение.

Государственная Дума рассматривает проект бюджета в четырех чтениях.

При этом федеральные законы о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год должны быть приняты Государственной Думой до утверждения основных характеристик федерального бюджета в первом чтении. Федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов, о минимальном размере пенсии, о размере тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, о порядке индексации и перерасчета государственных пенсий, о минимальном размере оплаты труда должны быть приняты Государственной Думой до рассмотрения во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.

Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 5 дней со дня его принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, который рассматривает закон в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой и голосует в целом. В случае одобрения в течение 5 дней закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В случае отклонения проекта он передается в согласительную комиссию, перерабатывается, передается в Государственную Думу для утверждения в одном чтении, затем повторно передается в Совет Федерации для окончательного утверждения. Вето Совета Федерации может быть отклонено Государственной Думой повторным голосованием не менее чем двумя третями голосов. В случае не подписания закона Президентом в течение 14 дней закон направляется в согласительную комиссию и вновь рассматривается Федеральным Собранием. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента РФ. Для преодоления вето Президента требуется не менее двух третей голосов Федерального Собрания.

Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке (для федерального бюджета - подписания Президентом РФ). В РФ устанавливает казначейское исполнение бюджетов. В настоящее время на эту систему перешли федеральный бюджет и более половины бюджетов субъектов Федерации, а в случае заключения бюджетного соглашения перейдут и местные бюджеты. При ней регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное казначейство.

На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения бюджетов, управления счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Особая роль отведена Федеральному казначейству Министерства финансов РФ. Именно этот орган обеспечивает соблюдение принципа единства кассы - зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета. Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволяет обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета. Для исполнения федерального бюджета предусмотрено открытие в Казначействе лицевых счетов для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств. Федеральное казначейство должно регистрировать все бюджетные операции в Главной книге Казначейства и вести сводный реестр бюджетополучателей.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

.Перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

.Распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;

.Возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

.Учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

Исполнение бюджетов по расходам осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета и подразделяется на этапы:

.Составление и утверждение бюджетной росписи;

.Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств и утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

.Утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

.Принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

.Подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства.

В процессе исполнения федерального бюджета запрещается осуществление операций, минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства.

Единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) находится в Банке России.

Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение - неотъемлемый элемент бюджетного процесса.

Единая методология отчетности об исполнении бюджета устанавливается Правительством РФ.

В установленном порядке уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство.

Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом.

Финансовый год в РФ завершается 31 декабря.

Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря.

Принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение денежных обязательств должно быть завершено органом, исполняющим бюджет, 28 декабря.

До 31 декабря включительно орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства.

Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждениям лицевые счета.

После завершения операций по принятым денежным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.

Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового контроля (последующий контроль), осуществляемого законодательными (представительными) органами власти.

Для контроля за исполнением бюджета Федеральное Собрание РФ образует специальный орган - Счетную палату.

Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палату РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении бюджетов внебюджетных фондов и следующими документами, и материалами:

.Отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ;

.Отчетами МФ РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов и о предоставленных государственных гарантиях;

.Отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам; Отчетом о доходах, полученных от использования государственного имущества;

.Сводными отчетами о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг;

.Годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;

.Реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;

.Отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.

Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год и готовит заключение по нему в течение 4,5 месяцев после представления отчета в Государственную Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты, после чего принимает решение об утверждении или отклонении отчета.

3. Бюджетный процесс зарубежных стран

Бюджетный процесс в зарубежных странах характеризуется своими особенностями, что обусловлено формой государственного устройства, формой правления, уровнем экономического развития страны, историческими традициями.

Период, в течение которого действует бюджет, считается бюджетным годом. Бюджетный год не везде совпадает с календарным, однако практически во всех странах охватывает около 12 месяцев.

Как правило, стадии бюджетного процесса в зарубежных странах следующие: составление проекта бюджета, рассмотрение и утверждение, исполнение и утверждение отчета по нему. Так, в частности, в Республике Армения, так же как в других странах, в составлении проекта бюджета принимают участие органы исполнительной власти, а именно работу по составлению проекта бюджета организует Правительство, но, в отличие от Российской Федерации, где проект бюджета включает Бюджетное послание Президента, проект бюджета Республики Армения включает бюджетное послание Правительства.

Правительство Армении при составлении бюджета консультируется с Центральным банком. Министерство финансов и экономики Республики Армения составляет проект закона и представляет его в правительство, который представляет проект на рассмотрение Национального собрания. Председатель Национального собрания в двухдневный срок после получения проекта бюджета, проведя консультации с премьер-министром, а также рассмотрев вопрос на рабочем совещании Национального Собрания, составляет график проведения в постоянных комиссиях и на их совместных заседаниях предварительных обсуждений по проекту бюджета, представления предложений и внесения правительством изменений, который вместе с представленным проектом бюджета направляется депутатам, фракциям, депутатским группам, в постоянные комиссии и Контрольную палату. График направляется также и в Правительство.

Обсуждение проекта закона о бюджете на заседании Национального собрания начинается не позднее первых трехдневных заседаний декабря месяца, предшествующего бюджетному году. Во многих странах проект бюджета правительство передает на рассмотрение в парламент, который в нижней или в верхней палате рассматривает и утверждает закон о бюджете.

Во Франции закон о финансах рассматривается сначала в нижней палате парламента (Национальное собрание), потом в верхней палате. В ФРГ проект закона о федеральном бюджете одновременно рассматривается нижней палатой и верхней палатой.

На стадии рассмотрения и утверждения органы исполнительной власти вносят проект на рассмотрение в законодательный орган, срок внесения проекта на рассмотрение в разных странах разный.

Правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете не позднее 26 августа текущего года.

В Армении Правительство вносит проект бюджета на рассмотрение Национального Собрания не менее чем за 60 дней до начала бюджетного года и может потребовать, чтобы он был поставлен на голосование с принятыми им поправками до окончания этого срока.

Во многих странах при рассмотрении и утверждении проекта бюджета используется процедура рассмотрения и утверждения обычного законопроекта. Но в Армении обычный законопроект рассматривается в Национальном Собрании в трех чтениях, а процедура рассмотрения проекта бюджета отличается и имеет свои особенности.

Законодательный орган рассматривает проект закона в некоторых странах в трех чтениях (Польша, ФРГ), в некоторых странах в двух чтениях (Республике Болгария, но если после утверждения Президент Болгарии мотивированно возвращает закон Народному Собранию, то повторно принятый закон рассматривается в одном чтении). В Армении отсутствует прямое указание на количество чтений, которое определяется тем, что основное обсуждение и изучение проекта бюджета осуществляют постоянные комиссии. На заседаниях или совместных заседаниях постоянных комиссий осуществляется предварительное обсуждение проекта бюджета, в этих обсуждениях могут участвовать также уполномоченные премьер-министром лица.

Во Франции Национальное Собрание выносит решение в одном чтении в течение 40 дней, затем проект передается в Сенат, который рассматривает в течение 15 дней, и возвращается в Национальное собрание с дополнениями, и, если нет единого решения, создается смешанная комиссия.

Процесс исполнения бюджета предусматривает аккумуляцию и распределение доходов посредством перечисления и зачисления доходов на единый счет бюджета; распределения в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов; возврата излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; учета доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

В зарубежных государствах действуют три системы кассового исполнения бюджета:

.Казначейская система предусматривает кассовое исполнение бюджета специализированными органами министерства финансов, например, казначейскими кассами во Франции;

.Банковская система означает, что кассовое исполнение бюджета осуществляется Центральным банком (США);

.Смешанная система предполагает сочетание казначейской и банковской систем. Например, в ФРГ кассовое исполнение бюджета на уровне Федерации осуществляется по банковской системе, а на уровне общин - по казначейской

В Республике Армения исполнение бюджета осуществляется по принципу единой кассы, Правительство после утверждения государственного бюджета устанавливает квартальные пропорции исполнения бюджета и является ответственным за исполнение бюджета. В течение сорока дней после окончания каждого квартала Правительство представляет в Национальное Собрание информацию о ходе исполнения бюджета, таким образом, в Республике Армения контрольные функции за исполнением бюджетов осуществляет Национальное Собрание через Контрольную палату.

Существует три основные формы финансового контроля:

.Предварительный контроль - осуществляется при составлении проектов бюджетов, документов и при открытии кредитов при перечислении бюджетных средств;

.Текущий контроль - в процессе исполнения бюджета;

.Последующий контроль - по результатам исполнения расходных и доходных статьей бюджета с целью установления законности и эффективности финансовых операций.

Как правило, в соответствии с системой разделения властей текущий контроль осуществляет исполнительная власть, а последующий - законодательная власть.

В Республике Армения разделяют контрольные полномочия, которые осуществляет Национальное Собрание, и надзорные полномочия, которые осуществляет Правительство. Таким образом, можно предположить, что Правительство надзирает и контролирует сам процесс исполнения бюджета постоянно, организация которого осуществляется Министерством финансов и экономики Республики Армения. Фактически правительство контролирует деятельность Министерства финансов и экономики, т.е. осуществляет текущий контроль. А Национальное Собрание как законодательный орган контролирует результат исполнения бюджета (последующий контроль). Национальному Собранию представляется отчет об исполнении бюджета на рассмотрение и утверждение. Контрольная палата дает заключение о рассмотрении годового отчета об исполнении государственного бюджета, которое содержит два пункта:

.Оценка достоверности цифр, отраженных в годовом отчете об исполнении государственного бюджета;

.Оценка выполнения требований, установленных законом о государственном бюджете отчетного бюджетного года.

В Канаде контроль за исполнением бюджета осуществляет, прежде всего, министр финансов. Существует также парламентский контроль, в нижней палате парламента создан Комитет по государственным расходам. В США контрольные функции осуществляет Конгресс. Особое место отводится Бюджетному управлению конгресса и Главному контрольно-финансовому управлению. В Японии существует специально созданный орган для контроля за исполнением бюджета - Ревизионная палата, которая состоит из Совета ревизоров и Генерального секретариата. В ФРГ контроль за исполнением бюджета осуществляет и законодательная, и исполнительная власть. Контроль за исполнением бюджета осуществляет и Счетная палата, которая является независимым органом. Контрольные полномочия законодательных и представительных органов регулируются прежде всего конституциями, законами и подзаконными актами.

Круг участников бюджетного процесса довольно широк, к ним относятся органы законодательной власти, органы исполнительной власти, президент (а в некоторых странах и королева), органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного и муниципального финансового контроля, государственные внебюджетные фонды, получатели бюджетных средств, кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов, и др.

Особое место среди участников бюджетного процесса занимает президент, он во многих странах подписывает закон о бюджете, после чего закон считается принятым. В Великобритании одобренный парламентом законопроект утверждается короной (английской королевой) как необходимое условие, без такого утверждения ни один законопроект не становится законом. В США президент представляет проект бюджета и вносит его в Конгресс. В РФ Бюджетное послание президента определяет бюджетную политику на очередной финансовый год и направляется Федеральному Собранию не позднее марта. Президент Республики Армения имеет право выступать на заседаниях Национального Собрания при рассмотрении проекта бюджета.

Как правило, органы исполнительной власти осуществляют полномочия по составлению проекта бюджета, осуществляют исполнение бюджета, а также контрольные функции. Основными функциями органов законодательной власти являются рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджета.

Заключение

Бюджетное законодательство РФ закрепляет основы бюджетного процесса и регламентирует его. Понятие бюджетного процесса четко раскрывает задачи, которые поставлены перед органами государственной власти. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Большое значение при регулировании бюджетного процесса имеет бюджетная классификация.

В основе бюджетного процесса лежат определенные, присущие только бюджетному процессу принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества.

В процессе данной деятельности общественные отношения регулируются нормами бюджетного права и являются бюджетными правоотношениями. Субъекты данных правоотношений- органы государственной власти, местного самоуправления и иные субъекты. Бюджетные полномочия законодательных органов включают рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении, осуществление последующего контроля за исполнением бюджетов, формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы и иные полномочия. Бюджетные полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления связаны: с составлением проекта бюджета; внесением его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного органа; с исполнением бюджета; управлением государственным, муниципальным долгом; ведомственным контролем за исполнением бюджета; представлением отчета об исполнении бюджета и другими полномочиями.

Весь бюджетный период делится на стадии бюджетного процесса: стадии составления, рассмотрения, утверждения бюджета, стадия исполнения бюджета и стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, которые периодически сменяют друг друга.

Бюджетное законодательство предусматривает возможность утверждения проекта федерального бюджета на соответствующий год после четырех чтений. После четвертого чтения проект федерального бюджета рассматривается на пленарном заседании Государственной Думы для голосования в целом. Принятый Федеральный закон "О Федеральном бюджете на соответствующий год" в соответствии со ст.105 и 107 Конституции РФ подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом.

Исполнение бюджета совпадает с бюджетным годом и длится 1 год. Исполнение возложено на соответствующие органы исполнительной власти. Исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджетах доходов и финансировании соответствующих расходов. Оперативное исполнение бюджетов осуществляется по бюджетной росписи, которая составляется соответствующим финансовым органом. Исполнение бюджета завершается 31 декабря.

Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета осуществляется представительным органом власти. Отчет об исполнении федерального бюджета должен быть составлен в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении бюджета после получения заключения Счетной палаты и принимает соответствующее решение. Бюджетный процесс в зарубежных странах имеет свои особенности как в сфере нормативно-правового регулирования, так и в сфере реализации каждой стадии бюджетного процесса. Основное отличие, которое следует отметить - это принятие бюджета в одних странах в форме закона, а в других - в форме резолюций или решений. В Великобритании принимается два закона, один из которых охватывает доходную часть бюджета, а второй - расходную. Хоть и практически во всех странах выделяют идентичные стадии, но процесс осуществления этих стадий характеризуется своими особенностями. Стадии отличаются своими участниками, сроками, процедурой рассмотрения и утверждения бюджетов и осуществления контроля за исполнением бюджетов.

Список использованных источников и литературы

1.Конституция Российской Федерации: (принята 12 декабря 1993 года): - М.: Издательство «Омега - Л», 2007. - 40 с.

.Бюджетный кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой 17 июля 1998 г.), в редакции, вступившей в силу с 1 января 2008 года. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. - 256 с.

.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: №131 ФЗ от 6 октября 2003 г., в действующей редакции. 8-е изд. - М.: Ось - 89,2008. - 160 с. - (Федеральный закон).

.Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. О. Врублёвской, М. Романовского. - СПб.: Питер, 2008 - 576 с.

.Ермасова Н.Б. Бюджетная система Российской Федерации: конспект лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2008. - 138 с.

.Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / А.С. Нешитой. - 10-e изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2012. - 336 с.

.Финансы и кредит: Учебник / А.Н. Трошин, Т.Ю. Мазурина, В.И. Фомкина. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 408 с.

.Кузнецова, Е. И. Финансы. Денежное обращение. Кредит : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям экономики и менеджмента / Е. И. Кузнецова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 687 с.

.Поляк Г. Б. Государственные и муниципальные финансы : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит» / Г. Б. Поляк; под ред. Г. Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 375 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!