Организация фармацевтической деятельности в аптеке готовых лекарственных препаратов (на примере аптеки 'Ладушка' ресурсного центра)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,11 Мб
  • Опубликовано:
    2016-02-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация фармацевтической деятельности в аптеке готовых лекарственных препаратов (на примере аптеки 'Ладушка' ресурсного центра)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ БАЗОВЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Специальность 33.02.01 Фармация







КУРСОВАЯ РАБОТА

МДК 04.01 Организация и управление фармацевтической деятельностью

Тема: Организация фармацевтической деятельности в аптеке готовых лекарственных препаратов (на примере аптеки «Ладушка» ресурсного центра)

Выполнила

студентка группы 241-V Ф (уг.)

Червякова Ольга Алексеевна

Научный руководитель

Яшурина Надежда Юрьевна

г. Нижний Новгород

год

Содержание

Введение

.        Теоретическая часть

.1      Аптечная организация. Виды, классификация, задачи и функции аптечных организаций

.2      Требования, предъявляемые к аптеке

.2.1   Требования к внешнему виду аптеки

.2.2   Требования к внутреннему оформлению аптеки

.3      Организация хранения в аптечной организации

.4      Требования к персоналу аптеки

.        Практическая часть

.1      Ресурсный центр по подготовке специалистов - фармацевтов в Приволжском федеральном округе. Основные цели и задачи

.2      Анализ соответствия аптеки «Ладушка» требованиям к внешнему виду аптеки

.3      Анализ соответствия аптеки «Ладушка» требованиям к внутреннему оформлению аптеки

.4 Анализ организации хранения в аптеке «Ладушка»

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Фармацевтический бизнес в последние годы считается одним из самых доходных. Число аптек увеличивается - больших и маленьких, независимых или входящих в крупные аптечные торговые сети. В каждом торговом центре сейчас обязательно есть аптечный киоск или магазин, иногда даже несколько - и все они выглядят по-разному. И часто от того, насколько привлекательно смотрится аптека снаружи и изнутри, зависит и количество покупателей.

На сегодняшний день аптека готовых лекарственных форм является основным видом аптечных организаций, поэтому крайне важно знать организацию фармацевтической деятельности именно такого вида аптеки.

На современном этапе рыночных отношений обостряется жесткая конкуренция между участниками фармацевтического рынка, что обуславливает поиск эффективных методов организации и управления. Наблюдаются процессы разделения, объединения, укрупнения и ликвидации фармацевтических организаций. Активный рост, предполагавший значительные финансовые вливания, стал затруднительным или даже невозможным в связи с кризисными явлениями на мировом финансовом рынке. В итоге ряд активно развивающихся фармацевтических компаний были вынуждены пересмотреть стратегию развития с быстрого роста и наращивания инфраструктурного потенциала на качественное развитие организации, увеличение оборота существующих точек и увеличение прибыли[16]. Пересмотр стратегии в пользу правильной организации фармацевтической деятельности и грамотного управления аптекой даст положительные результаты и позволит организации выдержать жесткую конкуренцию и остаться участником фармацевтического рынка.

Объект исследования - аптека готовых лекарственных форм «Ладушка».

Предмет исследования - организация деятельности аптеки «Ладушка» ресурсного центра колледжа.

Цель: изучить организацию фармацевтической деятельности в аптеке «Ладушка».

Задачи:

. изучить особенности организации фармацевтической деятельности в аптеке готовых лекарственных препаратов «Ладушка» на базе ресурсного центра ГБОУ СПО НО «НМБК»;

2. изучить особенности организации фармацевтической деятельности в аптеке готовых лекарственных препаратов «Ладушка»;

3. обобщить и проанализировать полученные данные, дать рекомендации и сделать выводы.

Методы:

теоретические (изучение специальной литературы по проблеме);

эмпирические (изучение опыта по проблеме, наблюдение, анализ результатов деятельности);

социологические (беседа).

.        Теоретическая часть

.1      Аптечная организация. Виды, классификация, задачи и функции аптечных организаций

Аптечная организация - организация или структурное подразделение медицинской организации, осуществляющее розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения[1].

Аптечные организации в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 553н от 27.07.2010 представлены следующими видами:

. Аптека:

·        готовых лекарственных форм;

·        производственная;

·        производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.

. Аптечный пункт.

. Аптечный киоск[6].

Аптеки различаются между собой масштабом, объемом работы, формой собственности, ассортиментом и функциями. Существует несколько классификаций аптечных организаций:.       по экономическому признаку:

·        хозрасчетные;

·        бюджетные..       по форме собственности:

·        государственные;

·        муниципальные;

·        частные;

·        иной формы собственности..         по ассортименту товара:

·        специализированные (детские, гомеопатические);

·        неспециализированные.        по обслуживаемому контингенту:

·        аптеки, обсуживающие население;

·        больничные;

·        межбольничные;

·        аптеки мелкооптового отпуска.     по характеру производственной деятельности:

·        производственные аптеки (изготовление лекарственных средств по рецептам врачей и требований медицинских организаций и реализация лекарственных средств);

Основной задачей аптеки является реализация населению и медицинским организациям готовых лекарственных препаратов, медицинских изделий и других товаров аптечного ассортимента. Однако, это далеко не единственная задача аптеки. Полный перечень задач аптечных организаций включает в себя следующие услуги:

.        реализацию населению готовых лекарственных препаратов по рецептам и без рецептов врача, медицинским организациям по требованиям;

.        отпуск лекарственных препаратов бесплатно или со скидкой отдельным группам населения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

.        реализацию лекарственного растительного сырья в заводской упаковке; медицинских изделий; дезинфицирующих средств; предметов (средств) личной гигиены; оптики и средств по уходу за ней; минеральных вод; лечебного, детского и диетического питания; косметическую и парфюмерную продукцию; посуды для медицинских целей; биологически активных добавок; предметов и средств для ухода за больными, новорождёнными и детьми до трех лет; медицинских и санитарно-просветительных печатных изданий для пропаганды здорового образа жизни;

.        отпуск предметов через пункт проката;

.        предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях;

.        предоставление медицинским работникам учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и др. необходимой информации об имеющихся в аптеке лекарственных препаратах, а также о новых лекарственных препаратах;

.        оказание первой доврачебной помощи;

.        оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения [20].

Независимо от классификации и вида аптечной организации, аптека, обслуживающая население должна осуществлять следующие функции:

. коммерческая функция:

·        продажа товаров аптечного ассортимента населению и медицинским организациям;

. логистическая функция:

·        создание товарных запасов и управление ими.

. информационная функция:

·        обеспечение врачей информацией о новых лекарственных препаратах и их наличии;

·        информирование населения о лекарственных препаратах, способах приема и хранения в домашних условиях.

. маркетинговая функция:

·        изучение спроса на товары аптечного ассортимента;

·        проведение маркетинговых исследований;

·        использование системы продвижения товаров;

. медицинская функция:

·        оказание первой доврачебной помощи;

·        проведение санитарно-просветительной работы.

. финансовая функция:

·        ведение бухгалтерского учета и отчетности;

·        проведение расчетных операций с поставщиками, банками, покупателями.

. хозяйственная функция:

·        поддержание в соответствующем состоянии помещений, закрепленной территории;

·        монтаж оборудования;

·        проведение ремонта [21].

.2      Требования, предъявляемые к аптеке

.2.1   Требования к внешнему виду аптеки

С чего начинается аптека? Аптека начинается даже не с крыльца. Знакомство с ней начинается тогда, когда вывеска аптеки попадает в поле зрения потенциального покупателя. Первое впечатление порой много значит для покупателя, и, если не возникает желания войти, самый красивый интерьер останется невостребованным[14]. Внешнее оформление аптек в условиях практически идентичного ассортимента и схожей ценовой политики стало значимым фактором успеха в конкурентной борьбе компаний, реализующих фармацевтическую продукцию. В социологических опросах люди отмечают презентабельный внешний вид аптеки как один из мотивов её регулярного посещения, наряду с удобством расположения, льготной политикой и компетентностью фармацевтов[15].

К внешнему оформлению аптеки также относятся различные дополнительные конструкции. Это могут быть кронштейны, которые крепятся на стену здания рядом с вывеской (зеленый «крест» или знак медицинского учреждения «чаша со змеёй»); штендеры - выносные информационные щиты, которые можно установить на тротуар в некотором отдалении от входа в аптеку - они призваны заранее оповестить потенциального покупателя, что на его пути есть аптека[16].

Все помещения аптечной организации рекомендуется располагать в здании, объединенном в единый блок, изолированный от других организаций. Аптеке следует предусмотреть возможность входа людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, например, наличие пандуса. Двери аптеки должны открываться вовнутрь, как бы приглашая войти, а не наружу, отталкивая покупателя. Желательно наличие надписей: «Открыто», «Закрыто», «От себя», «На себя». Не менее важно обеспечить удобство подъема по ступенькам и переступание порога. Если к двери ведет лестница, следует позаботиться о поручнях и резиновых окантовках на краях ступенек, которые препятствуют скольжению. Также следует регулярно очищать вход в аптеку от грязи, льда и снега[14].

Аптечная организация должна иметь вывеску с указанием:

·        фирменное наименование организации;

·        местонахождение;

·        режим работы организации [5].

Наименование вида аптечной организации целесообразно писать шрифтом, чтобы надпись можно было различить в любое время суток с расстояния не менее 25 метров. При размещении аптечной организации внутри здания вывеска должна находиться на наружной стене здания.

Аптечной организации, оказывающая лекарственную помощь в ночное время, следует предусмотреть освещенную вывеску с информацией о работе в ночное время, с указанием часов работы, звонок для вызова фармацевта.

аптека требование фармацевт соответствие

1.2.2 Требования к внутреннему оформлению аптеки

Большинство населения основным критерием выбора аптеки считают цены, но не менее важен такой фактор, как оформление и внутренняя атмосфера торговой точки. Эти факторы достаточно сильно влияют на динамику потребительского спроса.

Минимальный состав помещений аптеки включает: торговый зал, материальную комнату, кабинет персонала, кабинет заведующего аптекой и санузел. Аптека должна быть оснащена специальным производственным оборудованием, витринами, холодильниками, кассовыми аппаратами, дезинфицирующими средствами, хозяйственным инвентарем и т.д.

Существует несколько правил, в соответствии с которыми следует оформлять витрины:

.        выставлять в торговый зал можно только препараты безрецептурного отпуска и товары аптечного ассортимента, так как рекламировать рецептурные препараты запрещено во избежание создания у покупателя впечатления о безопасности и ненужности обращения к врачу;

.        лекарственные препараты для внутреннего и наружного применения размещаются отдельно;

.        внутри фармакологических групп лекарственные препараты располагаются по фармакотерапевтическому признаку: средства от кашля, средства от насморка и т.д.;

.        товары располагаются по группам: перевязочные средства, оптика и т.д.;

.        лекарственные препараты, требующие особых условий хранения, на витрины не выставляют. В таком случае выставляют только вторичную упаковку;

.        на каждом товаре имеется соответственно оформленный ценник;

.        при оформлении витрин необходимо использовать правила мерчандайзинга.

Как уже упоминалось выше, на каждом товаре должен быть ценник. Все ценники в аптеке следует оформлять в одном стиле. На ценнике должны быть следующие реквизиты:

ü  наименование товара;

ü  цена за единицу товара;

ü  дата поступления;

ü  подпись материально ответственного лица (заведующей аптеки) [5].

В торговом зале аптечной организации, на видном месте должен располагаться информационный стенд, содержащий следующую информацию:

·        номер и срок действия лицензии на фармацевтическую деятельность, а также информацию об органе, выдавшем лицензию;

·        о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего органа;

·        аптека обязана иметь книгу отзывов и предложений, которую предоставляют покупателю по его требованию[3].

Внутренняя отделка помещений аптеки выполняется в соответствии с их функциональным назначением. При этом необходимо учитывать, что интерьер аптечных помещений имеет не только гигиеническое, но и психологическое значение.

Все помещения должны быть сухими, отвечать санитарным нормам и обеспечивать сохранность товаров. Отделка помещений должна учитывать особенности производственного процесса (отделочные материалы должны быть влагоустойчивыми, влагоотталкивающими, антикоррозийными, огнеупорными, с ограниченной статической электризацией, не токсичны и не должны выделять запах), санитарно-гигиенические (не должны быть источником грязи и пыли, должны выдерживать влажную обработку и дезинфекцию) и психофизиологические требования.

В аптеке должно быть отопление. Вентиляция большинства помещений должна быть естественной посредством форточек и фрамуг. Температура в помещениях аптеки должна быть не ниже +18°С, а в торговом зале не ниже +16°С. Освещение должно быть, как естественным, так и искусственным. Освещенность рабочих мест по обслуживанию населения - 300 люкс; остальных помещений - 150 люкс. В качестве источника света используются люминесцентные лампы.

Перед началом работы необходимо провести влажную уборку помещений с применением дезсредств, сухая уборка в аптеке запрещена. Ежедневно протирают оборудование торгового зала и производственных помещений. Генеральная уборка производственных помещений должна проводиться не реже одного раза в неделю. Моют стены, двери, оборудование, полы, шкафы для хранения лекарственных средств Санитарный день в аптеках проводят 1 раз в месяц (моют потолки, оконные стекла и рамы между ними).

Отходы производства и мусор должны собираться в специальные контейнеры с приводной крышкой с удалением из помещения не реже 1 раза в смену. Раковины для мытья рук, санитарные узлы и контейнеры для мусора моют, чистят и дезинфицируют ежедневно[7].

.3      Организация хранения в аптечной организации

Хранение лекарственных препаратов осуществляется в соответствии с требованиями государственной фармакопеи и нормативной документацией, а также с учетом свойств, входящих в состав[8]. Информация о режиме хранения препарата всегда присутствует в инструкции к нему и на вторичной упаковке, поэтому при размещении товара по местам хранения необходимо следовать требованиям изготовителя[9].

·        физико-химических свойств лекарственных средств;

·        фармакологических групп;

·        способа применения (внутреннее, наружное);

·        агрегатного состояния фармацевтических субстанций (жидкие, сыпучие, газообразные);

·        компьютерных технологий (по алфавитному принципу, по кодам) [8].

В аптеке ведется постоянный мониторинг температуры и влажности воздуха. Для измерения относительной влажности воздуха используется электронный гигрометр или психрометр. Гигрометр в небольшом аптечном пункте может быть один, а вот термометр должен иметься не только вблизи аптечных полок, но и в холодильниках. Все приборы должны быть надлежащим образом сертифицированы и калиброваны. Термометр размещают на внутренних стенах помещения вдали от нагревательных приборов на высоте 1,5-1,7 м от пола и на расстоянии не менее 3 м от дверей. Рекомендованная температура воздуха в помещении аптеки - 16-20°C, относительная влажность воздуха - до 60%[8]. Проверка температуры и влажности должна производится ежедневно, при этом показания приборов заносятся в журнал учета температуры и относительной влажности. Журнал может вестись на бумажном или на электронном носителе ответственным лицом. Журнал регистрации хранится в течение одного года, не считая текущего[8].

Хранящиеся лекарственные препараты должны быть также с помощью стеллажной карты, содержащей информацию о хранящемся лекарственном средстве (наименование, форма выпуска и дозировка, номер серии, срок годности, производитель лекарственного препарата). При использовании компьютерных технологий допускается идентификация при помощи кодов и электронных устройств[8].

Хранение резиновых изделий, перевязочных средств, пластмассовых изделий и изделий медицинской техники осуществляется в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 13 ноября 1996 г. № 377 «Об утверждении инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения» (приложение №1).

.4      Требования к персоналу аптеки

Для выполнения своей основной задачи аптека, обслуживающая население, должна располагать определенным составом и количеством сотрудников, выполняющих определенные функции и составляющих в совокупности ее персонал (или штаты).

Персонал аптеки, обслуживающей население, подразделяется на:

.        Административно - управленческий:

·        директор (заведующий) аптечной организации;

·        заместитель директора (заведующего) аптечной организации;

·        заведующий структурного подразделения аптечной организации.

.        Фармацевтический:

·        фармацевтический персонал с высшим образованием:

ü  провизор;

ü  провизор-аналитик;

ü  провизор-стажер;

ü  провизор-технолог;

ü  старший провизор.

·        средний фармацевтический персонал:

ü  старший фармацевт;

ü  фармацевт;

ü  младший фармацевт.

·        младший фармацевтический персонал:

ü  фасовщик;

ü  санитар (мойщик) [10].

.        Хозяйственно-обслуживающий:

·        водитель;

·        уборщица;

·        грузчик.

Заниматься фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют право:

) лица, получившие фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста;

) лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами[2].

При входе в аптеку персонал обязан снять верхнюю одежду и обувь в гардеробной, вымыть и продезинфицировать руки, надеть санитарную одежду и санитарную обувь. Перед посещением туалета обязательно снимать халат. Запрещается выходить за пределы аптеки в санитарной одежде и обуви.

Санитарная одежда и санитарная обувь выдаются работникам аптеки в соответствии с действующими нормами с учетом выполняемых производственных операций. Смена санитарной одежды должна производиться не реже 2 раз в неделю.

В аптеках должен быть предусмотрен необходимый состав санитарно-бытовых помещений для персонала:

гардеробные с индивидуальными шкафами на 100% списочного состава для раздельного хранения верхней, домашней и санитарной одежды;

гардероб верхней одежды и обуви;

санузлы;

помещения для приема пищи и отдыха (должны быть изолированы от других помещений). [7]

Работники аптечной организации обязаны регулярно проходить медосмотр (1 раз в год) и иметь в наличии санитарные книжки[11].

.        Практическая часть

.1      Ресурсный центр по подготовке специалистов - фармацевтов в Приволжском федеральном округе. Основные цели и задачи

Сегодня профессиональное обучение развивается по направлению Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) [4]. Это необходимо, чтобы сократить разрыв между теоретическими знаниями и практической деятельностью. Одной из главных целей ФГОС - преемственность этапов образовательного процесса и максимально плавное, высокоэффективное вхождение молодого специалиста в практическую деятельность, и потому приоритетным стало не только получение «знаний», но и наработка «компетенций» [13]. Для полноценной реализации таких программ обучения специалистов создаются ресурсные центры - грамотно продуманные «тренировочные базы» в структуре учебных заведений. Ресурсный центр - это новая, перспективная модель взаимодействия, которая позволяет предприятиям непосредственно участвовать в подготовке своих будущих сотрудников [17].

Для успешной реализации ФГОС четвертого поколения по специальности «Фармация» 29 апреля 2014 года в Нижегородском медицинском базовом колледже открылся первый в Приволжском федеральном округе ресурсный центр по подготовке специалистов - фармацевтов[13].

Учебный центр профессиональной квалификации (многофункциональный центр прикладных квалификаций, ресурсный центр) - организация или структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ, разработанных на основе профессиональных стандартов (квалификационных требований) [12].

Студенты покинут стены колледжа подготовленными специалистами, адаптированными к реальным условиям работы. Данные инновационные технологии обучения позволят подготовить высококвалифицированных молодых специалистов. Кроме того, ресурсный центр позволяет организовать стажировку преподавателей по усвоению современных аспектов работы аптечных организаций и навыков работы с программными продуктами[18].

Ресурсный центр, оснащенный современным фармацевтическим оборудованием, был создан в рамках совершенствования социального партнерства Нижегородским медицинским базовым колледжем совместно с государственным предприятием Нижегородской области «Нижегородская областная фармация» (ГП НО «НОФ») и федеральной аптечной сетью «Ладушка» [13].

Основные цели ресурсного центра:

.        объединение и концентрация имущественных, информационных, программно-аппаратных, кадровых, научно-методических и иных видов ресурсов для организации высококачественного профессионального образования по специальности «Фармация»;

.        удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в области фармации и передовом опыте;

.        удовлетворение потребности в фармацевтических кадрах ГП НО «НОФ» и федеральную аптечную сеть «Ладушка».

Задачи:

ü  реализация основных профессиональных образовательных программ по специальности «Фармация», в том числе повышенного уровня;

ü  реализация программ дополнительного профессионального образования и аккредитации специалистов со средним фармацевтическим образованием;

ü  разработка учебно-методического обеспечения образовательных программ, отвечающих современным требованиям рынка фармацевтических услуг;

ü  обеспечение материально-технической базы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников колледжа с участием работодателей;

ü  координация деятельности работодателей в лицах ГП НО «НОФ» и федеральной аптечной сети «Ладушка» и ГБОУ СПО НО «НМБК» по диагностике качества подготовки специалистов;

ü  проведение стажировки преподавателей, заседаний методических объединений преподавателей фармацевтических дисциплин по профилю ресурсного центра;

ü  участие в конкурсах профессионального мастерства.

В процессе обучения в ресурсном центре формируются общие и профессиональные компетенции (ПК) по модулям ПМ 01 «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента» и ПМ 03 «Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией при отсутствии специалиста с высшим образованием» (приложение №2).

.2 Анализ соответствия аптеки «Ладушка» требованиям к внешнему виду аптеки

Наружное оформление аптечной сети «Ладушка» выполнено в необычной, но привлекательной цветовой гамме, состоящей из белого, красного и синего цветов. Такое цветовое решение выделяет эту аптечную сеть, так как большинство других сетей используют в своем оформлении зеленые оттенки.

Наружное оформление аптеки включают в себя 3 элемента дизайна:

.        вывеска;

.        информационная табличка;

.        вход.


Рисунок 1. Информационная табличка

Вывеска аптеки выполнена в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (ред. от 19.09.2015) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров...» [6].

На вывеске отражена следующая информация:

·        фирменное наименование организации;

·        местонахождение;

·        режим работы организации;

·        адреса ближайшей и дежурной аптеки (рисунок 2).

Рисунок 2. Вывеска

Вход в аптеку неудобный. Ему предшествует помещение, которое необходимо пройти, чтобы попасть в аптеку. Из положительных моментов стоит заметить легкую дверь, наличие урны для мусора и отсутствие ступеней.

Неординарное и привлекательное оформление аптеки говорит о любви и заботе к покупателю, что в свою очередь обеспечивает лояльность потребителей к данной аптечной организации и аптечной сети в целом.

.3 Анализ соответствия аптеки «Ладушка» требованиям к внутреннему оформлению аптеки

Внутреннее оформление аптеки «Ладушка» выполнено в едином стиле с внешним. Цветовая гамма торгового зала аналогична наружному цветовому решению.

На стенах в торговом зале размещены информационные щиты, на которых можно ознакомиться с политикой, целями и стратегией компании, принципами контроля качества лекарств, а также программой «Доступные Лекарства» аптечной сети «Ладушка (рисунок 3).

Рисунок 3. Информационный щит

Учебная аптека «Ладушка» представлена аптекой готовых лекарственных препаратов и состоит из отдела готовых лекарственных препаратов.

Аптека также подразделяется на зоны:

ü  зона реализации;

ü  зона хранения товаров;

ü  зона информации покупателей;

ü  зона хранения товара.

В торговом зале учебной аптеки созданы все условия для проведения занятий по технологии продаж, консультированию покупателей. Аптека оснащена специальным производственным оборудованием, витринами и холодильниками.

В аптеке организовано два рабочих места по отпуску лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента. Современное кассовое оборудование, компьютер с программой «М-аптека», фискальный регистратор и сканер установлены лишь на одном рабочем месте. (рисунок 4).

Рисунок 4. Рабочее место по отпуску товаров

Оформление торгового зала играет большую роль в отношении потребителей к аптеке, помогает увеличивать товарооборот и прибыль организации. В учебной аптеке всего одна витрина с медицинскими приборами. Остальные товары аптечного ассортимента хранятся в ящиках. Такая организация торгового пространства является форматом аптеки «Ладушка».

Витрина оформлена в соответствии с принципами мерчандайзинга. Мерчандайзинг - (англ merchandising, от merchandise - товары, содействие продаже какого-либо товара), направление маркетинга, способствующее интенсивному продвижению товаров в розничной торговле без активного участия специального персонала - умелое размещение товаров в торговом зале, оригинальное оформление прилавков и витрин, организация презентаций с раздачей сувениров, предоставление скидок и льгот[20].

В процессе изучения Стандарта качества обслуживания покупателей в аптечной сети «Ладушка» были выявлены следующие цели и задачи мерчандайзинга:

·        показать покупателю товар наилучшим образом;

·        повлиять на выбор покупателя;

·        обеспечить удобство для покупателя;

·        облегчить процесс выбора и покупки;

·        подтолкнуть покупателя к покупке большего количества товара;

·        сохранить «старых» и привлечь новых постоянных покупателей;

·        укрепить имидж аптеки, аптечной сети и компании - производителя.

Важными факторами, влияющими на покупательскую эффективность, являются основные принципы оформления витрин в аптеке. Руководствуясь принципами оформления витрин в аптеке и гигиеническими нормами можно привлечь значительное число потенциальных покупателей.

Принципы мерчандайзинга, используемые в аптечной сети «Ладушка»:

.        выкладку можно делать в двух плоскостях - горизонтальной и вертикальной. При этом следует соблюдать следующие требования:

·        вертикальная выкладка на передней линии используется только на двух верхних полках шкафа;

·        вертикальная выкладка на задней линии используется только, начиная, с третьей полки и ниже;

·        горизонтальная выкладка используется только, начиная, с третьей полки и ниже;

·        если товар располагается в низких витринах (с 3-4 полками), то разрешается горизонтальная и вертикальная выкладка на всех плоскостях;

.        выкладку некоторых товаров (зубные пасты, мази и т.д.) можно осуществлять вертикальным способом. Надпись при этом должна читаться снизу-вверх;

.        необходимо следить за расположением надписей на упаковках:

·        упаковка должна стоять лицевой стороной к покупателю;

·        надпись должна читаться слева направо;

·        приоритет отдается русскому наименованию;

·        не допускается расположение упаковки к покупателю стороной с описанием состава или инструкции по применению;

.        запрещено клеить ценник, закрывая им важную информацию (наименование, дозировку, состав, способ применения, срок годности);

.        необходимо размещать объявления о проведении каких-либо акций и наличии скидок, а также рекламные материалы лекарственных препаратов и медицинской техники.

Использование принципов мерчандайзинга при оформлении витрин помогают грамотно разместить товары в аптеке, тем самым привлечь внимание покупателей, увеличить товарооборот организации и тем самым получит прибыль (рисунок 5).

Рисунок 5. Витрина в аптеке

На каждом товаре, располагающемся на витрине, имеется ценник (рисунок 6). Рядом с медицинскими приборами размещают информацию с основными техническими параметрами модели.

Рисунок 6. Медицинские приборы с ценниками

Товарный ценник является обязательным атрибутом торговой деятельности, его главная функция - донесение до потребителя правдивой информации о свойствах товара, его производителе, а также цене на товар. Все ценники оформлены в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (ред. от 19.09.2015) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров...» и выполнены в едином стиле[6].

В торговом зале учебной аптеки на видном месте располагается информационный стенд (рисунок 7). Стенд служит для быстрой и наглядной демонстрации покупателям информации о компании, ее товарах и услугах, о правах и обязанностях покупателя и продавца и т.д.

Информационный стенд в учебной аптеке оформлен в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 13.07.2015) «О защите прав потребителей».

На стенде информации для потребителей представлена следующая информация:

·        копия лицензии на фармацевтическую деятельность;

·        информация о телефонах и адресах органов управления здравоохранением и фармацевтической деятельностью;

·        информация о телефонах и адресах вышестоящей организации;

·        информация о группах населения, имеющих право на внеочередное обслуживание;

·        копия Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 13.07.2015) «О защите прав потребителей»;

·        выписка из Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (ред. от 19.09.2015) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»;

·        книга отзывов и предложений.


Все помещения аптеки отвечают санитарным нормам и обеспечивают сохранность товаров. В аптеке имеется отопление, вентиляция естественная, осуществляемая посредством форточек и фрамуг. Температура в помещениях аптеки должна быть не ниже +18°С, а в торговом зале не ниже +16°С. Освещение как естественное, так и искусственное.

Уборка аптеки проводится с требованиями Приказа Минздрава РФ от 21.10.1997 № 309 № «Об утверждении Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)» [8].

.4 Анализ организации хранения в аптеке «Ладушка»

Правильное хранение лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента напрямую влияет на их качество. Одной из целей аптеки является обеспечение сохранности товаров, которое можно достичь путем правильной организации хранения в аптеке.

Особенность учебной аптеки, созданной в формате ФАС «Ладушка» - размещение лекарственных препаратов в местах хранения по алфавиту. Для этого используется особая конструкция метабоксов - большого количества ящиков, выдвигающихся из шкафа. Эта система позволяет экономить пространство при хранении с целью размещения большого количества товаров (рисунок 8).

Рисунок 8. Конструкция метабоксов

В аптеке ведется постоянный мониторинг температуры и влажности воздуха. Для этого используется гигрометр или психрометр. Гигрометр в аптеке один, а вот термометры расположен не только в торговом зале, но и на полках в холодильнике. Все приборы сертифицированы и калиброваны. Термометр расположен на внутренней стене помещения вдали от нагревательных приборов на высоте 1,6 м от пола и на расстоянии 3 м от дверей. Проверка температуры и влажности производится ежедневно, при этом показания приборов заносятся в журнал регистрации температуры и влажности. Журнал ведется на бумажном носителе. Журнал регистрации хранится в течение одного года, не считая текущего (рисунок 9).

Рисунок 9. Психрометрический гигрометр и журнал регистрации температуры и влажности

Заключение

Аптека «Ладушка» ресурсного центра представлена аптекой готовых лекарственных препаратов. Она представляет собой имитацию реальных условий, в которых работают современные фармацевтические работники.

Внешнее и внутреннее оформление аптеки выполнено в единой цветовой гамме и в одной стилистике, как и реальная аптека. Вывеска, информационный стенд, торговый зал и витрина - полностью соответствуют установленным требованиям действующего законодательства РФ и стандартам компании.

Хранение товаров аптечного ассортимента в аптеке «Ладушка» осуществляется согласно действующим нормативным документам, и абсолютно идентично с хранением в реальной аптеке.

На основании проведенного анализа, можно сделать вывод, что фармацевтическая деятельность в аптеке «Ладушка» ресурсного центра организована согласно всем требованиям нормативно-правовых документов, что подчеркивает ее связь с реальной аптекой.

В аптеке организовано два рабочих места по отпуску товаров аптечного ассортимента. Современное кассовое оборудование, компьютер с программой «М-аптека», фискальный регистратор и сканер установлены лишь на одном рабочем месте. Для усовершенствования аптеки «Ладушка» следует укрепить материально-техническую базу, оборудовав вышеперечисленной техникой второе рабочее место.

Рекомендуется добавить в аптеку следующие зоны:

·        зону приемки товара;

·        зону отдыха персонала;

·        зону самообслуживания покупателей.

Список литературы

1.      Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»

.        Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

.        Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 13.07.2015) «О защите прав потребителей»

.        Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации»

.        Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (ред. от 19.09.2015) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»

.        Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2010 № 553н «Об утверждении видов аптечных организаций»

.        Приказ Минздрава РФ от 21.10.1997 №309 «Об утверждении инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)»

.        Приказ Минздравсоцразвития РФ №706н от 23.08.2010 «Об утверждении правил хранения лекарственных средств»

.        Приказ Минздрава РФ от 13.11.1996 г. № 377 «Об утверждении инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения»

.        Приказ Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н (ред. от 01.08.2014) «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»

.        Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (ред. от 05.12.2014) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»

.        Письмо Минобрнауки России от 17.06.2013 № АК-921/06 «О методических рекомендациях»

.        Обученные специалисты - довольные работодатели. // Вестник медицинских услуг. - 2015. - №10. - 14 с.

14.    http://www.tandemwest.ru/otvety_i_voprosy1/idei_i_opyt/stati1/o_vitrinah _cvete_torgovoj_mebeli_i_nastroenii/ <http://www.tandemwest.ru/otvety_i_voprosy1/idei_i_opyt/stati1/o_vitrinah%20_cvete_torgovoj_mebeli_i_nastroenii/>

15.    <http://medbuy.ru/articles/vneshnee-oformlenie-aptek>

16.      <http://pharmedu.ru/firmennyj-stil-apteki-raskryvaem-sekrety-privlecheniya-pokupatelej/>

17.    <http://ulsc.ru/page/top/RESURSNYI-TSENTR/>

18.    <http://newsnn.ru/news/2015/04/29/138825/>

19.    <http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/82464/%D0%9C%D0%95%D0%A0%D0%A7%D0%90%D0%9D%D0%94%D0%90%D0%99%D0%97%D0%98%D0%9D%D0%93>

20.    <http://avinpharma.ru/obshhie-voprosy/apteka-i-ee-funkcii.html>

21.    <http://pharmprofi.ru/>

Приложение №1

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 13 ноября 1996 г. № 377

«Об утверждении инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения» (выписка)

. Хранение изделий медицинского назначения

.1. Резиновые изделия

.1.1. Для наилучшего сохранения резиновых изделий в помещениях хранения необходимо создать:

защиту от света, особенно прямых солнечных лучей, высокой (более 20° C) и низкой (ниже 0°) температуры воздуха; текучего воздуха (сквозняков, механической вентиляции); механических повреждений (сдавливания, сгибания, скручивания, вытягивания и т.п.);

для предупреждения высыхания, деформации и потери их эластичности, относительную влажность не менее 65%;

изоляцию от воздействия агрессивных веществ (йод, хлороформ, хлористый аммоний, лизол, формалин, кислоты, органические растворители, смазочных масел и щелочей, хлорамин Б, нафталин);

условия хранения вдали от нагревательных приборов (не менее 1 м).

.1.2. Помещения хранения резиновых изделий должны располагаться не на солнечной стороне, лучше в полуподвальных темных или затемненных помещениях. Для поддержания в сухих помещениях повышенной влажности рекомендуется ставить сосуды с 2% водным раствором карболовой кислоты.

.1.3. В помещениях, шкафах рекомендуется ставить стеклянные сосуды с углекислым аммонием, способствующим сохранению эластичности резины.

.1.4. Для хранения резиновых изделий помещения хранения оборудуются шкафами, ящиками, полками, стеллажами, блоками для подвешивания, стойками и другим необходимым инвентарем, с учетом свободного доступа.

.1.5. При размещении резиновых изделий в помещениях хранения необходимо полностью использовать весь его объем. Это предотвращает вредное влияние избыточного кислорода воздуха. Однако резиновые изделия (кроме пробок) нельзя укладывать в несколько слоев, так как предметы, находящиеся в нижних слоях, сдавливаются и слеживаются.

Шкафы для хранения медицинских резиновых изделий и парафармацевтической продукции этой группы должны иметь плотно закрывающиеся дверцы. Внутри шкафы должны иметь совершенно гладкую поверхность.

Внутреннее устройство шкафов зависит от вида хранящихся в них резиновых изделий. Шкафы, предназначенные для:

хранения резиновых изделий в лежачем положении (бужи, катетеры, пузыри для льда, перчатки и т.п.), оборудуются выдвижными ящиками с таким расчетом, чтобы в них можно было размещать предметы на всю длину, свободно, не допуская их сгибов, сплющивания, скручивания и т.п.;

хранения изделий в подвешенном состоянии (жгутов, зондов, ирригаторной трубки), оборудуются вешалками, расположенными под крышкой шкафа. Вешалки должны быть съемными с тем, чтобы их можно было вынимать с подвешенными предметами. Для укрепления вешалок устанавливаются накладки с выемками.

.1.6. Резиновые изделия размещают в хранилищах по наименованиям и срокам годности. На каждой партии резиновых изделий прикрепляют ярлык с указанием наименования, срока годности.

.1.7. Особое внимание следует уделить хранению некоторых видов резиновых изделий, требующих специальных условий хранения:

круги подкладные, грелки резиновые, пузыри для льда рекомендуется хранить слегка надутыми, резиновые трубки хранятся со вставленными на концах пробками;

съемные резиновые части приборов должны храниться отдельно от частей, сделанных из другого материала;

изделия, особо чувствительные к атмосферным факторам - эластичные катетеры, бужи, перчатки, напальчники, бинты резиновые и т.п. хранят в плотно закрытых коробках, густо пересыпанных тальком. Резиновые бинты хранят в скатанном виде пересыпанные тальком по всей длине;

эластичные лаковые изделия - катетеры, бужи, зонды (на этилцеллюлозном или копаловом лаке), в отличие от резины, хранят в сухом помещении. Признаком старения является некоторое размягчение, клейкость поверхности. Такие изделия бракуют.

.1.9. Резиновые изделия необходимо периодически осматривать. Предметы, начинающие терять эластичность, должны быть своевременно восстановлены в соответствии с требованиями НТД.

.1.10. Резиновые перчатки рекомендуется, если они затвердели, слиплись и стали хрупкими, положить не расправляя, на 15 минут в теплый 5% раствор аммиака, затем перчатки разминают и погружают их на 15 минут в теплую (40 - 50° C) воду с 5% глицерина. Перчатки снова становятся эластичными.

. Пластмассовые изделия

Изделия из пластмасс следует хранить в вентилируемом темном помещении, на расстоянии не менее 1 м от отопительных систем. В помещении не должно быть открытого огня, паров летучих веществ. Электроприборы, арматура и выключатели должны быть изготовлены в противоискровом (противопожарном) исполнении. В помещении, где хранятся целлофановые, целлулоидные, аминопластовые изделия, следует поддерживать относительную влажность воздуха не выше 65%.

.1. Перевязочные средства хранят в сухом проветриваемом помещении в шкафах, ящиках, на стеллажах и поддонах, которые должны быть выкрашены изнутри светлой масляной краской и содержаться в чистоте. Шкафы, где находятся перевязочные материалы, периодически протирают 0,2% раствора хлорамина или другими разрешенными к применению дезинфекционными средствами.

.2. Стерильный перевязочный материал (бинты, марлевые салфетки, вата) хранятся в заводской упаковке. Запрещается их хранение в первичной вскрытой упаковке.

.3. Нестерильный перевязочный материал (вата, марля) хранят упакованными в плотную бумагу или в тюках (мешках) на стеллажах или поддонах.

. Изделия медицинской техники

.1. Хирургические инструменты и другие металлические изделия надлежит хранить в сухих отапливаемых помещениях при комнатной температуре. Температура и относительная влажность воздуха в помещениях хранения не должны резко колебаться. Относительная влажность воздуха не должна превышать 60%. В климатических зонах с повышенной влажностью относительная влажность воздуха в помещении хранения допускается до 70%. В этом случае контроль за качеством медицинских изделий должен проводиться не реже одного раза в месяц.

.2. Хирургические инструменты и другие металлические изделия, полученные без антикоррозийной смазки, смазывают тонким слоем вазелина, отвечающим требованиям Государственной Фармакопеи. Перед смазкой хирургические инструменты тщательно просматривают и протирают марлей или чистой мягкой ветошью. Смазанные инструменты хранят завернутыми в тонкую парафинированную бумагу.

.3. Во избежание появления коррозии на хирургических инструментах при их осмотре, протирании, смазке и отсчитывании не следует прикасаться к ним незащищенными и влажными руками. Все работы необходимо проводить, держа инструмент марлевой салфеткой, пинцетом.

.4. Режущие предметы (скальпели, ножи) целесообразно хранить уложенными в специальные гнезда ящиков или пеналов во избежание образования зазубрин и затупления.

.5. Хирургические инструменты должны храниться по наименованиям в ящиках, шкафах, коробках с крышками, с обозначением наименования хранящихся в них инструментов.

.6. Инструменты, особенно хранящиеся без упаковки, должны быть защищены от механических повреждений, а острорежущие детали, даже завернутые в бумагу, предохранены от соприкосновения с соседними предметами.

.7. При переносе хирургических инструментов и других металлических изделий из холодного места в теплое обработку (протирка, смазка) и укладку их на хранение следует производить лишь после того, как прекратится "отпотевание" инструмента.

.8. Хранение металлических изделий (из чугуна, железа, олова, меди, латуни и др.) должно производиться в сухих и отапливаемых помещениях. В этих условиях медные (латунные) нейзильберные и оловянные предметы не требуют смазывания.

.9. При появлении ржавчины на окрашенных железных изделиях она удаляется и изделие вновь покрывается краской.

.10. Серебряные и нейзильберные инструменты нельзя хранить совместно с резиной, серой и серосодержащими соединениями вследствие почернения поверхности инструментов.

.11. Категорически запрещается хранить хирургические инструменты навалом, а также вместе с медикаментами и резиновыми изделиями.

Приложение №2

Профессиональные компетенции, формирующиеся в процессе обучения в ресурсном центре по профессиональным модулям

.        ПМ 01 «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента»

ПК 1.1. Организовывать прием, хранение лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы.

ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.

ПК 1.3. Продавать изделия медицинского назначения и другие товары аптечного ассортимента.

ПК 1.4. Участвовать в оформлении торгового зала.

ПК 1.5. Информировать население, медицинских работников учреждений здравоохранения о товарах аптечного ассортимента.

ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

ПК 1.7. Оказывать первую медицинскую помощь.

ПК 1.8. Оформлять документы первичного учета.

.        ПМ 03 «Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией при отсутствии специалиста с высшим образованием»

ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

ПК 1.8. Оформлять документы первичного учета.

ПК 3.1. Анализировать спрос на товары аптечного ассортимента.

ПК 3.2. Организовывать работу структурных подразделений аптеки и осуществлять руководство аптечной организацией.

ПК 3.3. Оформлять заявки поставщикам на товары аптечного ассортимента.

ПК 3.4. Участвовать в формировании ценовой политики.

ПК 3.5. Участвовать в организации оптовой торговли.

ПК 3.6. Оформлять первичную учётно-отчётную документацию.

Похожие работы на - Организация фармацевтической деятельности в аптеке готовых лекарственных препаратов (на примере аптеки 'Ладушка' ресурсного центра)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!