Анализ ассортимента и экспертиза качества сахарного печенья, реализуемого в ООО 'Абсолют № 42'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    6,72 Мб
  • Опубликовано:
    2015-06-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ ассортимента и экспертиза качества сахарного печенья, реализуемого в ООО 'Абсолют № 42'

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ПетрГУ)

Агротехнический факультет

Кафедра зоотехнии, рыбоводства и товароведения




анализ ассортимента и экспертиза качества сахарного печенья, реализуемого в ооо «абсолют № 42»

Дипломная работа

на присвоение квалификации товаровед - эксперт

ЛЕБЕДЕВА Наталья Геннадьевна

Научный руководитель: ЛЕПЕШЕВА И.А.,

доцент, кандидат с.-х. наук

К защите допущена:

зав. кафедрой зоотехнии,

рыбоводства и товароведения,

профессор, доктор с.-х. наук        А.Е. БОЛГОВ

Петрозаводск 2014

Содержание

 

Введение

. Обзор литературы

.1 Пищевая ценность печенья сахарного и пути ее повышения

.2 Факторы, формирующие ассортимент и качество печенья

.3 Требования к качеству печенья, дефекты, упаковка, маркировка и хранение

. Собственные исследования

.1 Объекты и методы исследования

.2 Анализ отечественного рынка мучных кондитерских изделий

.3 Краткая характеристика торгового предприятия ООО «Абсолют №42»

.4 Анализ ассортимента мучных кондитерских изделий в ООО «Абсолют № 42»

.5 Экспертиза качества сахарного печенья

.6 Потребительские предпочтения на рынке сдобного печенья в городе Петрозаводске

.7 Экологическая оценка деятельности ООО «Абсолют № 42»

Выводы и предложения

Список литературы

Приложения

 

Введение


Кондитерские изделия - это элемент ежедневной продуктовой корзины среднего российского покупателя. В ряду других первоочередных покупок в качестве необходимой рассматривается покупка «чего-то к чаю».

Печенье - наиболее распространенный вид мучных кондитерских изделий. Для приготовления печенья используют пшеничную муку высшего, первого и второго сорта с обязательным добавления жира и сахара. Форма может быть квадратной, прямоугольной, круглой или фигурной. [5]

В зависимости от рецептуры и особенностей приготовления печенье подразделяют на сахарное (выпекаемого из пластичного, легко рвущегося теста), затяжное, сдобное.

Все мы с детства любим сладости, кондитерские изделия, а особенно печенье. И даже будь уже взрослыми и влиятельными людьми мы с удовольствием с чаем можем позволить себе любимого печенья. И именно это печенье переносит нас в мир детства. Печенье в рационе человека появилось буквально одновременно с хлебом. И это примерно где-то десять тысяч лет назад. И получается, что можно сказать, что история печенья - это кулинарная история человечества.

Печенье не всегда было сладким. Наше сегодняшнее печенье сильно отличалось от печенья тех давних времен. Сегодня мы привыкли к сладким печеньям, а тогда, 10 тыс. лет назад они не были сладкими, как сейчас. Сахар появился в рационе человека гораздо позже и до того времени вкус печенья был не самым приятным.

Готовили печенье тоже из разных видов муки. Народ, проживавший в Европе, изготовлял печенье из пшеничной муки, а народ, который проживал на Востоке, приготавливал печенье из рисовой муки. Уже позднее люди начали использовать для приготовления печенья овсяную, кукурузную и другие виды муки.

Как ни странно, войны, происходившие на протяжении многих столетий и торговые караваны, путешествия - все это способствовало обмену рецептами печенья, мармелада и других сладостей. Ассортимент раннего печенья не радовал своим разнообразием, чего нельзя сказать о сегодняшнем. Есть печенье на самый взыскательный вкус.

Мучные кондитерские изделия занимают одно из ведущих мест на российском кондитерском рынке. На сегодняшний день данный продукт занимает одно из первых мест по объему производства в кондитерской промышленности и представлен различными сегментами. Такая популярность обусловлена многими факторами, но основным является то, продукты этой группы позволяют удовлетворить потребности потребителя, при этом цена на них не находится в жесткой зависимости от поставок импортного сырья, как, например, в шоколадных изделиях.

Сейчас уже никто не может точно определить количество видов печенья. Все печенье отличается по своим составам теста и начинок, глазури, а так же по форме, цвету и т. д. [10]

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что печенье -одно из самых популярных кондитерских изделий. В силу своей невысокой себестоимости доступно практически всем слоям населения нашей страны. К тому же печенье обладает высокой энергетической ценностью и его можно хранить в течении длительного срока.

Приоритетной социальной проблемой в Российской Федерации является обеспечение населения качественными, разнообразными и экологически безопасными продуктами питания. При этом необходимо увеличение доли продуктов массового потребления с высокой пищевой и биологической ценностью, а также создание продуктов питания функционального назначения, а ввиду того, что сейчас на рынке мучных кондитерских изделий продукции очень много и не вся она является качественной, то целью данной работы является изучение ассортимента и экспертиза качества печенья сахарного, реализуемого в магазине ООО «Абсолют № 42».

Задачи данной работы:

·      проанализировать отечественный рынок мучных кондитерских изделий

·        изучить ассортимент сахарного печенья в торговом предприятии ООО «Абсолют № 42»

·        провести экспертизу качества сахарного печенья, реализуемого в торговом предприятии ООО «Абсолют № 42»

пищевой печение сахарный сдобный

1. Обзор литературы

 

.1 Пищевая ценность печенья сахарного и пути ее повышения


В настоящее время наметилась устойчивая тенденция повышения спроса населения на мучные кондитерские изделия, в том числе и на печенье, которое делится на:

сахарное - мучное кондитерское изделие, вырабатываемых из пластичного теста с большим содержанием сахара и жира. Изделия рассыпчатые с равномерной пористостью, с четким отпечатком рисунка на поверхности;

затяжное - мучное кондитерское изделие, вырабатываемых из упруго-пластичного вязкого теста. Изделия с хрупкой, рассыпчатом структурой, гладкой поверхностью, печенье имеет всегда проколы, на его поверхность наносится простейший рисунок или надпись сделанные острыми надрезами трафарета;

сдобное - мучное кондитерское изделие, выпеченное и сдобного теста с высоким содержанием сахара и жира с различной отделкой поверхности или без отделки.

Пищевая ценность продукта - это содержание в нем углеводов <#"882196.files/image001.gif">

Рис.1 Структура рынка мучных кондитерских изделий в 2013 году в натуральном выражении, %

Как видно из таблицы 6, наибольшим спросом на рынке мучных кондитерских изделий пользуются печенье овсяное и сахарное - на них приходится соответственно 18,6 и 18,3% общего объема потребления.

На российском кондитерском рынке доминируют отечественные производители. Однако доля зарубежной продукции постепенно увеличивается: в 2012 году она составила - 12,3%.

Таблица 6

Распределение долей рынка по видам печенья, % от среднего объема потребления

Виды печенья

Доли рынка по потреблению, %

Доли рынка упакованной продукции по потреблению, %

Доли рынка развесной продукции по потреблению, %

1

2

3

4

Сахарное

18,3

12,7

5,6

Творожное

9,3

2,6

6,7

Замелах

1,8

0,8

1,1

Курабье

11,3

4,2

7,1

Сдобное с начинкой

5,8

3,7

2,1

Другое сдобное

3,6

1,6

2,0

Сухое типа «Мария»

11.5

9,4

2,1

Овсяное

18,6

10,3

8,3

Многослойное

6,2

12,7

5,6

Крекеры

13,5

2,6

6,7

Всего

100

56,8

43,2


В структуре импортируемых мучных кондитерских изделий традиционно самую большую долю занимает сдобное печенье. Эта категория включает в себя имбирное печенье, бисквитное печенье, печенье - сэндвичи и печенье в шоколаде. В первом полугодии 2013 года доля импорта сладкого сдобного печенья составила 37,3% общего объема поставок мучных кондитерских изделий в натуральном выражении (рис. 2).

Рис. 2 Структура импорта мучных кондитерских изделий в первом полугодии 2013 года в натуральном выражении, %

Для сравнения, объем импортных закупок затяжного печенья (крекеры, галеты) составил лишь 4,5%. На втором месте по объемам поставок располагаются пирожные и десерты - этим сладостям принадлежит 22,8% общего объема импорта. Стоит отметить, что около 8% импортируемых пирожных и десертов составляет замороженная продукция. Замыкают тройку лидеров вафли (в том числе вафельные облатки и вафельные торты), доля импорта которых составляет 12,9%. В категорию «другие» включены торты, коржи, рулеты, кексы, булочки, пончики, пряники, полуфабрикаты, готовые завтраки, сухари, сушки, тарталетки и некоторые другие виды мучных кондитерских изделий.[27]

Более 38% мучных кондитерских изделий, поступивших на территорию нашей страны в первом полугодии 2013 года, было произведено на предприятиях Украины, которая традиционно является крупнейшим поставщиком этой продукции в Россию (рис. 3).

Рис. 3 Структура импорта мучных кондитерских изделий по странам в первом полугодии 2013 года в стоимостном выражении, %

На долю Германии приходится 16% импорта в денежном выражении, следом за ней идет Италия с долей импорта в 15%, далее идут Польша, Нидерланды, Республика Корея и Франция - их доли составили от 7 до 2% общего объема импорта. Оставшаяся доля в 18% распределена между 43 странами.

С российской стороны региональная структура импорта мучных кондитерских изделий представлена 46 регионами. Лидером по закупкам является Владимирская область, доля рынка которой составляет 28% в стоимостном выражении, или 10,9 тысячи тонн на сумму $ 44,2 млн (рис. 4).

Рис. 4 Структура импорта мучных кондитерских изделий по регионам-потребителям в первом полугодии 2013 года в стоимостном выражении, %

Лидерство региона обусловлено тем, что на его территории располагаются два крупных импортера: ЗАО «Ферреро Руссия», занимающее первое место среди российский компаний-импортеров, и ООО «Мондэлис Русь», которому принадлежит третье место. Четвертую часть рынка (9,6 тысячи тонн на сумму $ 38,4 млн) занимает Москва - столичному региону принадлежит второе место по объемам прямых импортных поставок. В тройку основных регионов-импортеров мучных кондитерских изделий также вошла Курская область с долей в 12% (9,2 тысячи тонн на сумму $ 18 млн) благодаря расположенному на территории области ЗАО «Конти-Рус» - предприятие занимает второе место среди компаний-импортеров.

Стоит отметить, что за первое полугодие 2013 года закупки совершались 529 организациями. Тем не менее, 51% рынка заняли шесть компаний (рис. 5).

Рис. 5 Структура импорта мучных кондитерских изделий по импортерам в первом полугодии 2013 года в стоимостном выражении, %

Наибольшим спросом у иностранных компаний пользовались российские вафли и вафельные торты, доля которых в структуре продаж составила 40,3% (рис. 6).

Рис. 6 Структура экспорта мучных кондитерских изделий в первом полугодии 2013 года в натуральном выражении, %

На втором месте по объемам продаж оказалось сладкое сдобное печенье - на долю этого вида кондитерских изделий приходилось 32,8%. Рулеты и другие кондитерские изделия занимают 22,9 %.

Украина, лидирующая по поставкам мучных кондитерских изделий в Россию, занимает ведущую позицию и по закупкам данной продукции - ей принадлежит 20% экспорта (рис. 7).

Рис. 7 Структура экспорта мучных кондитерских изделий по странам-потребителям в первом полугодии 2013 года в стоимостном выражении, %

На втором и третьем месте располагаются Азербайджан и Бразилия с долями соответственно 17 и 16%. Одинаковые доли занимают Монголия и Киргизия - этим странам принадлежит по 8%. На долю Таджикистана и Грузии приходится соответственно 6 и 4% экспорта.

При подробном рассмотрении структуры экспорта сладкого печенья можно отметить, что половину поставок составляет печенье, покрытое шоколадной глазурью или содержащее в себе какао. На втором месте в структуре экспорта сладкого печенья - сахарное печенье, доля которого составляет 42,4%. Основные поставки данного печенья направлены в страны ближнего зарубежья - Киргизию, Азербайджан, Таджикистан и Грузию. Третье место в структуре экспорта делят печенье-сэндвичи и сдобное печенье - на их долю приходится соответственно 3,5 и 3,2%. Основным производителем печенья-сэндвичей является компания «Конти-Рус», а сдобное печенье более чем на 40% произведено ОАО «Оркла Брэндс Россия».

Всего в первом полугодии 2013 года экспортом мучных кондитерских изделий занимались 276 российских предприятий. На долю лидера - ООО «Нестле Россия» (Самарская обл.) приходится 25% экспортируемой продукции.

Эта компания за рассматриваемый период продала 3,7 тысячи тонн вафель KitKat на сумму $ 16,3 млн. Второе место среди предприятий-экспортеров заняло ООО «Марс» (Московская обл.) с долей в 9%. Это произошло благодаря тому, что объем продаж печенья Twix составил $ 5,8 млн. Замыкает тройку экспортеров-лидеров ООО «Чипита Санкт-Петербург», которому принадлежит 6% поставок на сумму $ 3,6 млн. Продукция данной компании узнаваема под ТМ 7-Days. (рис. 8).

Рис. 8 Структура экспорта мучных кондитерских изделий по компаниям-поставщикам в первом полугодии 2013 года в стоимостном выражении, %

Подводя итог, можно отметить, что в последние годы наблюдается тенденция к увеличению объемов импорта и экспорта мучных кондитерских изделий, меняется структура импорта и экспорта, появляются новые игроки. К 2015 году с точки зрения перспектив вступления в ВТО, ставка пошлины на ввозимые мучные кондитерские изделия сократится с 15 до 10%. Ожидается, что товаров станет больше, а цены снизятся. В плане экспорта также возможны положительные изменения. Российские производители будут увеличивать объемы поставок, улучшать качество и больше продукции продавать за границу. [26]

Сегмент печенья можно разделить на две группы, которые сильно отличаются как по цене, так и по своей структуре - это печенье развесное и фасованное. По сути, это два разных рынка. Главным отличием этих двух групп друг от друга является различие цены (развесное печенье намного дешевле) и отсутствие единого российского лидера, предлагающего свою продукцию по всей территории России в сегменте развесного печенья. В каждом регионе наибольшую часть рынка занимают местные производители. В целом по России объемы продаж развесного печенья больше, чем упакованного, и составляют по оценкам экспертов порядка 60% от общего объема. Основные плюсы нефасованного печенья: доступная розничная цена, возможность любого развеса при покупке, возможность наглядно убедиться в качестве и свежести продукта. Подобный товар не требует особой рекламы.

С упакованным печеньем ситуация несколько иная. Успех небольших пекарен на локальных рынках объясняется большей гибкостью производственных возможностей и возможностью удовлетворения быстро меняющихся потребностей потребителей. В последние годы отмечается рост доли упакованного печенья и уменьшение доли развесного. Причиной этому является повышение роли современной розницы, а именно супермаркетов с самообслуживанием.

Упаковка для печенья может быть самой разной - в ход идут и картон, и пленка, и даже достаточно дорогая жесть. При создании своей упаковки, которая позволила бы выделить продукт на рынке и привлечь внимание потребителей именно к нему, производители проводят маркетинговые исследования и тест - опросы фокус - групп. С одной стороны, российских потребителей, по их же словам, привлекает яркая, стильная, оригинальная упаковка. С другой - все очень хорошо помнят советские времена, когда россыпное печенье обладало высокими вкусовыми качествами и сразу можно было точно оценить его свежесть и сохранность.

Именно поэтому многие производители выпускают фасованное печенье в прозрачной пленке - единственным акцентом на такой упаковке становится яркий логотип фирмы. Но такое печенье действительно должно привлекать внимание и быть само по себе оригинальным.

Рынок упакованного печенья более концентрирован по сравнению с развесным печеньем - на долю десяти производителей приходится до 70% от общего объема продаж, и именно в этой категории печенья наблюдается повышенная конкуренция среди производителей. В сегменте упакованного печенья на первый план выходит важность торговой марки, структурирование ценового предложения. Традиционно на рынке печенья лидируют изделия нижнего ценового сегмента - в основном за счет объема продаж на емких региональных рынках. Однако аналитики говорят о том, что ниши среднего и нижнего ценового сегментов на рынке печенья приближаются к своему насыщению.

Растет сегмент дорогого печенья, сегмент «здоровых продуктов», обогащенных витаминами, низкокалорийных продуктов и т.п. Увеличивается производство сложных видов печенья. Все это сопровождается выводом на рынок запоминающихся брендов и предложением продуктовых концепций. Такие реакции производителей вызваны изменением культуры потребления кондитерских изделий в целом - потребительский спрос постепенно перестраивается в сторону более качественной продукции, эстетично оформленной и функциональной.

Фактор цены в упакованном печенье менее значим, поскольку упакованное печенье по сравнению с развесным ориентировано на более обеспеченные слои населения, потребитель готов платить дополнительные деньги за бренд. [21]

Распределение продаж между разновидностями печенья зависит от региона, от величины города и удаленности его от федерального центра. Обычно в больших городах у потребителей выбор больше и предпочитают они что-нибудь «оригинальное». Но в основном россияне отдают предпочтение сладкому печенью, доля которого в общем объеме продаж составляет около 50%.

Доля сложного печенья в продажах упакованной продукции пока ниже, что во многом объясняется высокой ценой на этот продукт. В целом цены на печенье имеют большой разброс, который обусловлен наличием большого количества различных разновидностей печенья. Ассортиментный ряд, представленный в магазинах, очень широк.

Сегодня на рынке появляется все большее количество фасованной и брендированной продукции от небольших локальных производителей. Не в последнюю очередь это связано с требованиями, предъявляемыми к продукции сетевыми магазинами, и с тем, что при сегодняшнем изобилии различных сладостей выпускать «просто» печенье уже невыгодно. Более того, для успешного запуска новинки продукты должны производиться под хорошо известными и/ или активно рекламируемыми брендами.

К примеру, «Пищекомбинат «Бежицкий» (город Брянск) выпустил оригинальную линейку крекеров под ТМ «Пикантель», в которую входят такие позиции, как «Пикантель с базиликом» - душистый крекер с пикантным вкусом базилика и тонким ароматом сыра и «Пикантель со вкусом пиццы», обладающий вкусом классической пиццы.

Сегодня многие производители находят некую «изюминку», на которой можно удачно акцентировать внимание потребителей и натолкнуть их на необходимые ассоциации.

Так, компания «Сладкая слобода» (город Киров) выпустила в 2008 году печенье «Деревенское глазированное» в цветной флоу - упаковке весом 285 грамм. Внимание покупателей производитель привлек к тому факту, что печенье изготовлено именно на деревенском молоке, что ассоциируется с натуральностью, экологической чистотой и пользой.

Популярный в последнее время маркетинговый ход российских компаний - позиционирование своей продукции как товаров для людей, соблюдающих пост. Например, Кондитерское объединение «Любимый край» (Ленинградская область, город Отрадное) в 2008 году разработало постную продукцию к началу Великого Поста. Компания выпустила овсяное и сдобное печенье под брендами «Штучки» и «Посиделкино».

Еще одним трендом является рост продаж сложных кондитерских изделий - печенья, покрытого шоколадом, или же изделий с начинкой, например, печенья с зефиром, печенья с мармеладом. Покупателю нравятся интересные продукты, поэтому любые необычные решения производителей пользуются у потребителя повышенным спросом. Большинство крупных производителей имеют в своем ассортиментном портфеле такую продукцию.

Компания «Харрис» выпускает печенье «БисКвик» типа сэндвич с различными начинками: ванильной, клубничной, какао, «вареная сгущенка». Кондитерская фабрика «Большевик» производит как печенье с начинками, так и покрытое глазурью.

В ассортименте фабрики - печенье «Юбилейное», покрытое молочной или шоколадной глазурью, печенье «Причуда» с различными начинками (абрикосовой, апельсиновой, вишневой, грушевой, клубничным джемом, карамельным суфле) и покрытое глазурью из темного шоколада, а также печенье «Принц» в виде сэндвича с ореховой, шоколадной и молочной начинками.

На выпуске сложного печенья специализируется компания «Orion». Наиболее известны бисквитное печенье в шоколадной глазури с начинкой из крема машмэллоу «Choco-Pie» и песочное печенье в форме грибка со шляпкой из шоколада «Choco Boy».

Эксперты видят необходимость в постоянном расширении ассортимента производителями. Кондитерские изделия - это тот сегмент, в котором потребитель в меньшей степени имеет стойкие предпочтения и в большей степени готов экспериментировать и пробовать все новое.

На рынке фасованного печенья среди основных российских производителей можно выделить следующие компании:

Компания ОАО «Большевик» (г. Москва) - ведущий производитель и дистрибутор кондитерской продукции. К торговым маркам данной компании относятся «Юбилейное», «Барни», «Торнадо», «Шокобарокко». Компания «Большевик» является одним из крупнейших производителей фасованного печенья в России (ее рыночная доля составляет 30 - 40% от 40% общего объема продаж фасованного печенья). Среди основных марок сахарного печенья максимальный рост доли рынка был зафиксирован у наиболее дорогой марки - «Юбилейного» с глазурью.

Результаты исследований показывают, что марку «Юбилейное» знают 97 % населения России, 50 % потребителей предпочитают «Юбилейное» другим маркам.

Холдинг «Объединенные кондитеры» - крупнейший в России кондитерский холдинг, объединяющий более полутора десятков предприятий пищевой промышленности Москвы и многих регионов от Санкт - Петербурга до Благовещенска. В числе активов холдинга - самые известные и старейшие московские кондитерские фабрики - «Красный Октябрь», «Рот Фронт» и «Кондитерский концерн «Бабаевский», основанные еще в XIX веке.

Предприятия холдинга владеют самыми узнаваемыми и популярными кондитерскими брендами России и СНГ, под которыми выпускаются почти все виды кондитерской продукции: шоколад и батончики, конфеты массового потребления и премиум - сегмента, различные виды печенья и бисквитов, мармелад, зефир и другие сладости. «Рот Фронт», «Красный Октябрь» и «Бабаевcкий» входят в список «Top - 40 самых дорогих брендов России» (по версии «Interbrand Zintzmeyer & Lux AG»).

Холдинг «Объединенные кондитеры» с успехом конкурируют на российском рынке с транснациональными корпорациями «Nestle», «Mars» и «Kraft Foods». Продукция реализуется через развитую сеть дистрибуции по всей России, а также в США, Европе, Израиле, странах СНГ и ряде государств Ближнего Востока. Среди постоянных потребителей продукции холдинга - ФГУП комбинат питания «Кремлевский», Правительство России, мэрия Москвы и Московская Патриархия. [23]

Российская холдинговая компания «Юнайтед Бейкерс» (город Воронеж) является крупнейшим российским производителем крекеров, печенья и экструзионной продукции, владеет 38% российского рынка крекеров, 7,5% печенья, 23,5% производства экструзионной готовой продукции, 90% полуфабрикатов для кондитерской промышленности.

Компании принадлежат зарегистрированные торговые марки:

«Любятово» - лидирующий бренд России в сегменте экструзионных продуктов, готовых к употреблению.

«Янтарь» - популярные сорта печенья, объединенные под зонтичным брендом крупного производителя.

«Удивляндия» - экструзионные завтраки для детей.

«Фантекс» - экструзионные полуфабрикаты для использования в пищевой промышленности. Используются при изготовлении конфет высшего сорта, шоколада и мороженого хорошо известных российских и зарубежных производителей (Кэдберри, Нестле, Крафт Фудз, Коркунов и другие). [20]

Кондитерское объединение «СладКо» - один из крупнейших производителей кондитерских изделий в России. Объединение - в пятерке лидеров кондитерской отрасли и производит все основные виды кондитерских изделий: шоколад, конфеты, карамель, печенье, вафли.

«СладКо» - компания с национальной дистрибьюцией, продукция которой представлена на территории всей России от Хабаровска до Калининграда. Продукция «СладКо» также присутствует в странах СНГ. В 2005 году компания была приобретена норвежским концерном «Orkla». В настоящий момент «СладКо» - компания с иностранным капиталом (100%).

Кондитерское объединение представлено в трех основных категориях:

. Шоколад (конфеты в коробках, шоколадные плитки, батончики, весовые конфеты, упакованные весовые конфеты);

. Мучные кондитерские изделия (печенье, вафли, вафельные торты, крекеры);

. Карамель (весовая, пакетированная).

В настоящее время продукция «СладКо» производится на двух производственных площадках: в Екатеринбурге; в Ульяновске.

Качество продукции и интересы потребителя - абсолютный приоритет для компании.

-Группа «Лаком»  крупный российский торгово  производственный  <javascript:dess=window.open(\'/products/catalogs/wafers/wafers14/1622.php\',\'dess\',\'width=530,height=600,scrollbars,resizable\');dess.focus();>холдинг кондитерского направления. Головной офис расположен в  <#"882196.files/image009.gif">

Рис. 10 Соотношение фасованного и весового печенья магазина ООО «Абсолют № 42», %

Из рисунка видно, что фасованное печенье занимает 52,2%, а весовое немногим меньше, что составляет 47,8%.

Ассортимент фасованного и весового печенья по видам в стоимостном выражении представлен на рисунках 11 и 12.

Рис. 11 Соотношение отдельных подвидов фасованного печенья магазина ООО «Абсолют № 42», %

Наибольший удельный вес принадлежит сахарному печенью - 42,2%, за ним следует с большим отрывом затяжное печенье и крекер по 7,8%, а на последнем месте сдобное печенье - 31,3%.

Рис. 12 Соотношение отдельных подвидов весового печенья магазина ООО «Абсолют № 42», %

В ассортименте весового печенья преобладает крекер, его доля составляет 37,9 %, за ним следует сдобное печенье 31%, сахарное печенье 17,7 % и галеты 13,4 %.

Ассортимент сахарного печенья можно разделить на печенье без наполнителей и печенье с наполнителями. В фасованном сахарном печенье процент печенья без наполнителей составляет 71 % , а с наполнителями 29 %.

В весовом сахарном печенье преобладает продукция с наполнителем, процент которой составляет 52 %, без наполнителя 48 %.

При разделении ассортимента сахарного печенья на ценовые сегменты можно выделить низкий ценовой сегмент до 150 руб/кг, средний ценовой сегмент от 151 до 250 руб/кг, высокий от 251 до 300 руб/кг (прил. 7).

На диаграмме 13 наглядно представлена градация сахарного печенья в магазине ООО «Абсолют № 42» по ценовым сегментам.

Рис. 13 Структура ассортимента сахарного печенья в зависимости от ценового сегмента, %

Ассортимент сахарного печенья в магазине «Абсолют № 42» представлен в основном сахарным печеньем низкого и среднего ценового сегмента, это обусловлено тем, что данный магазин расположен в месте проживания людей среднего достатка.

На рисунке 14 наглядно представлена структура сахарного печенья по производителям. В таблице 4 Приложения 8 представлено деление сахарного печенья по производителям.

Рис. 14 Структура сахарного печенья по поставщикам в натуральном выражении, %

Доля ОАО «Большевик» составляет 29 %, 12,2% занимает продукция ООО «Производственная Фирма АВАНГАРД», таких производителей как ОАО «Кондитерская фабрика «БЕЛОГОРЬЕ», ЗАО «Кондитерская фабрика им. К.Самойловой», ОАО «Брянконфи», ООО «Сладкая слобода», ООО «Диво-Хлеб» по 8,4%, на продукцию ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика», ООО «Оригинал-С», ОАО «Пензенский хлебозавод №2», ОАО «ЛЮБЯТОВО» приходится по 4,2 %.

Ассортимент магазина ООО «Абсолют № 42» достаточно полный, но можно включить в перечень товаров и продукцию местных производителей.

2.5 Экспертиза качества сахарного печенья


Данные информационной экспертизы приведены в таблицах 9 и 10.

Таблица 9

Оценка информативности маркировки образцов № 1, 2, 3

Показатель

Образец №1 Печенье «Сахарное»

Образец №2 Печенье сахарное круглое

Образец №3 Печенье сахарное «Волшебные звездочки с сахаром»

1

2

3

4

Основополагающая (вид, наименование, сорт, масса, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения)

Печенье «Сахарное», 340 г., ОАО «Кондитерская фабрика «БЕЛОГОРЬЕ», Россия, г. Белгород ул. Промышленная, 19, тел. (4722) 34-94-22, 35-90-57, 06.11.13, 6 месяцев

Печенье сахарное круглое, 500 г, ООО «Оригинал-С», РФ, Московская область, г. Павловский Посад, ул. Интернациональная, д. 34А, тел. 8(496) 437 03 67, 16.11.13, 6 месяцев

Печенье сахарное «Волшебные звездочки с сахаром», 295 г., ОАО «Брянконфи», Россия, г. Брянск, ул. Вокзальная, 116, тел./факс: (4832) 57-82-59, 57-76-55, 57-87-13, 28.11.13, 6 месяцев

Соответствие НД

Соответствует

Соответствует

Соответствует

Коммерческая (штрих-кодирование, данные о НД)

Штрих-код, ГОСТ 24901-89

Штрих-код, ГОСТ 24901-89

Штрих-код, ГОСТ 24901-89

Соответствие НД

Соответствует

Соответствует

Соответствует

Потребительская (состав, пищевая ценность)

Состав имеется Углеводы-73,00 г. Жиры-10,10 г. Белки-7,50 г. Энергетическая ценность-415 ккал.

Состав имеется Углеводы-64,4 г. Жиры-25,8 г. Белки-6,7 г. Энергетическая ценность-516 ккал.

Состав имеется Углеводы-68,1 г. Жиры-15,4 г. Белки-7,0 г. Энергетическая ценность-439 ккал.

Соответствие НД

Соответствует

Соответствует

Не указан сорт муки

Достаточность (насыщенность, неполная или излишняя информация)

Маркировка соответствует требованиям НД

Маркировка соответствует требованиям НД

Маркировка соответствует требованиям НД

Доступность (открытость сведений, понятность)

Размер шрифта и расположение информации удобны для восприятия, текст отчетливо виден на основном фоне

Размер шрифта и расположение информации удобны для восприятия, текст отчетливо виден на основном фоне

Размер шрифта и расположение информации удобны для восприятия, текст отчетливо виден на основном фоне

Дизайн маркировки

Обычный, гармоничное цветовое решение

Обычный, гармоничное цветовое решение

Обычный, гармоничное цветовое решение


Таблица 10

Оценка информативности маркировки образцов № 4, 5

Показатель

Образец №4 Печенье сахарное «Сормовское» сливочное

Образец №5 Печенье сахарное Утреннее

1

2

3

Основополагающая (вид, наименование, сорт, масса, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения)

Печенье сахарное «Сормовское» сливочное, 200 г., ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика», Россия, г. Нижний Новгород, ул. Базарная, д. 10, тел.: (831) 273-10-81, факс:: (831) 225-11-15, 24.09.13, 6 месяцев

Печенье сахарное Утреннее, 520 г., ОАО «Пензенский хлебозавод №2», Россия, г. Пенза, пр. Победы, 42, тел.: (8412) 95-79-83, 95-32-31, 03.12.13, 6 месяцев

Соответствие НД

Соответствует

Соответствует

Коммерческая (штрих-кодирование, данные о НД)

Штрих-код, ГОСТ 24901-89

Штрих-код, ГОСТ 24901-89

Соответствие НД

Соответствует

Соответствует

Потребительская (состав, пищевая ценность)

Состав имеется Углеводы-64,8 г. Жиры-15,4 г. Белки-7,9 г. Энергетическая ценность-435 ккал.

Состав имеется Углеводы-69,1 г. Жиры-13,1 г. Белки-8,2 г. Энергетическая ценность-428 ккал.

Соответствие НД

Не указан сорт муки

Соответствует

Достаточность (насыщенность, неполная или излишняя информация)

Маркировка соответствует требованиям НД

Маркировка соответствует требованиям НД

Доступность (открытость сведений, понятность)

Размер шрифта и расположение информации неудобны для восприятия, текст неотчетливо виден на основном фоне

Размер шрифта и расположение информации удобны для восприятия, текст отчетливо виден на основном фоне

Дизайн маркировки

Обычный, гармоничное цветовое решение

Обычный, гармоничное цветовое решение


Результаты оценки информативности маркировки (Приложение 6) свидетельствуют о том, что маркировка трех образцов соответствует требованиям ГОСТа 51074 - 2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя, это образцы №1 Печенье «Сахарное» (ОАО «Кондитерская фабрика «БЕЛОГОРЬЕ»), №2 Печенье сахарное круглое (ООО «Оригинал-С»), №5 Печенье сахарное Утреннее (ОАО «Пензенский хлебозавод №2»).У образцов №3 Печенье сахарное «Волшебные звездочки с сахаром» (ОАО «Брянконфи») и №4 Печенье сахарное «Сормовское» сливочное (ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика») на маркировке не указан сорт муки. Также у образца №4 Печенье сахарное «Сормовское» сливочное (ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика») размер шрифта и расположение информации неудобны для восприятия, текст неотчетливо виден на основном фоне, что затрудняет прочтение маркировки, а согласно ГОСТу 51074 - 2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя», информация должны быть четкой и легко читаемой. Нами была проведена проверка соответствия массы нетто образцов заявленной производителем. (табл. 11)

Таблица 11

Результаты проверки массы нетто образцов

Номер образца

Требования ГОСТ 24901-89 Печенье. Общие технические условия

Заявленная масса нетто

Масса брутто

Масса нетто

Отклонение, %

Образец №4 Печенье сахарное «Сормовское» сливочное

При массе 50 - 400 г отклонение составляет минус 5 %

200 г

207,92 г

201,19 г

+ 0, 6

Образец №3 Печенье сахарное «Волшебные звездочки с сахаром»


295 г

297,59 г

291,91 г

- 1, 04

Образец №1 Печенье «Сахарное»


340 г

354,27 г

350,96 г

+ 3, 2

Образец №2 Печенье сахарное круглое

При массе 400 - 500 г отклонение составляет минус 2,5 %

500 г

525,52 г

476,52 г

- 4, 7

Образец №5 Печенье сахарное Утреннее


520 г

541,65 г

537,89 г

+ 3, 4


В результате проверки массы нетто было выявлено, что образцы под номерами 1, 3, 4 и 5 соответствуют требованиям ГОСТа 24901-89 «Печенье. Общие технические условия». При массе нетто 500г допустимое отклонение составляет минус 2,5%, у образца под номером 2 отклонение составило 4,7%, что не соответствует требованиям стандарта, данное печенье не должно быть допущено к реализации.

Органолептическая оценка качества исследуемых образцов печенья сахарного была осуществлена в два этапа: в соответствие с требованиями ГОСТа 24901-89, а также с привлеченными экспертами по разработанной пятибалльной шкале, которая представлена в Приложении 9. Результаты оценки экспертов и характеристика образцов приведены в таблице 12.

Таблица 12

Характеристика образцов сахарного печенья

Показатель

Образец №1 Печенье «Сахарное»

Образец №2 Печенье сахарное круглое

Образец №3 Печенье сахарное «Волшебные звездочки с сахаром»

Образец №4 Печенье сахарное «Сормовское» сливочное

Образец №5 Печенье сахарное Утреннее

1

2

3

4

5

6

Форма

Квадратная, края ровные, без вмятин, без деформации Размеры изделия: сторона квадрата - 5,7 см Толщина - 0,5 см

Круглая, края ровные, плоская, без деформа-ции Размеры изделия: Диаметр - 5,5 см Толщина - 0,7 см

Круглая, ровная, Без деформации Размеры изделия: Диаметр - 4,3 см Толщина - 0,5 см

Квадратная, без вмятин, фигурный край Размеры изделия: Сторона квадрата - 5,3 см Толщина - 0,6 см

Прямоугольная, с небольшой деформацией, фигурный край Размеры изделия: Длина - 11,5 см Ширина - 5,8 см Толщина - 0,7 см

Оценка

4,8

4,8

5

4,8

4

Поверхность

Гладкая с четким рисунком на лицевой стороне, не подгорелая, без вкраплений крошек.

Гладкая с четким рисунком на лицевой стороне, не подгорелая, без вкраплений крошек.

Гладкая с четким рисунком на лицевой стороне, с сахарной обсыпкой

Гладкая с четким рисунком на лицевой стороне. 

Четкий рисунок на лицевой стороне,

Оценка

4,2

5

5

4,8

4,8

Цвет

Темно-коричневый, однородный На изломе коричневый

Бледно - желтый, однородный На изломе белый

Светло-коричне-вый, однород-ный На изломе коричне-вый

Светло-коричне-вый, однород-ный На изломе коричневый

Светло-коричневый, однородный На изломе коричневый, края подгорелые

Оценка

3,2

4,6

4,6

4,8

Вкус и запах

Свойствен-ный, без посторонних привкусов

Несвойственный с привкусом прогоркло-сти

Свой-ственный, без посторон-них привкуса и запаха

Со вкусом сливок, без посторон-них привкуса и запаха

В меру сладкий, свойствен-ный, без посторонних привкуса и запаха

Оценка

4,4

2

4,8

4,8

4

Вид в изломе

Пропечен-ное, равномерно пористое, без пустот и следов непромеса

Слабопро-печенное, недоста-точно пористое, без пустот и следов непромеса

Пропечен-ное, равномерно пористое, без пустот и следов непромеса

Пропечен-ное, равномерно пористое, без пустот и следов непромеса

Пропечен-ное, равномерно пористое, без пустот и следов непромеса

Оценка

4,6

3,4

5

4,4

4,4

Итого:

22,4

18,4

24,4

23,4

22


По результатам экспертной оценки выявлено, что наивысший балл 24,4 набрал образец №3 Печенье сахарное «Волшебные звездочки с сахаром» (ОАО «Брянконфи»), на втором месте образец №1 Печенье «Сахарное» (ОАО «Кондитерская фабрика «БЕЛОГОРЬЕ») 22,4 балла, на третьем месте образец №4 Печенье сахарное «Сормовское» сливочное (ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика») с результатом 23,4 балла, на четвертом месте образец №5 Печенье сахарное Утреннее (ОАО «Пензенский хлебозавод №2») 22 балла. Данные образцы по результатам органолептической экспертизы соответствуют требованиям нормативных документов. Образец под № 2 признан не соответствующим требованиям ГОСТ 24901-89 «Печенье. Общие технические условия» по показателям вкуса и запаха, вида в изломе и соответственно должен быть снят с реализации.

Экспертиза физико - химических показателей качества печенья проводилась в лаборатории Петрозаводского Государственного Университета. При проведении экспертизы было использовано следующее оборудование и материалы: ступки с пестиками, бюксы металлические, колбы конические вместимостью 100, 250, 500 куб. см., мерные колбы вместимостью 25 куб. см., пипетки, воронки, вата, фильтровальная бумага, марля, индикатор - спиртовой раствор бромтимолового синего, раствор серной кислоты. Использовался сушильный шкаф. (Прил. 10, 11)

Расчеты физико - химических показателей содержатся в Приложении 12 и 13.

Результаты определения массовой доли влаги представлены в таблице 13.

Таблица 13

Результаты проверки массовой доли влаги печенья

Показатель

Наименование образцов печенья


Образец №1 Печенье «Сахарное»

Образец №2 Печенье сахарное круглое

Образец №3 Печенье сахарное «Волшебные звездочки с сахаром»

Образец №4 Печенье сахарное «Сормовское» сливочное

Образец №5 Печенье сахарное Утреннее

1

2

3

4

5

6

Масса бюкса с крышкой, г

27,98

29,25

28,27

29,49

29,37

Масса навески М, г

5,01

5,01

5,00

5,01

5,01

Масса бюкса с навеской до высушивания М1,г

32,99

34,26

33,27

34,50

34,38

Масса бюкса с навеской после высушивания М2,г

32,70

33,94

33,05

34,21

34,02

Влажность, %

5,8

6,4

4,4

5,8

7,1

Норма по ГОСТу,%

3,0 -9,0

3,0-8,5

3,0 -9,0

3,0 -9,0

3,0 -9,0


Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что все пять образцов сахарного печенья по содержанию влаги соответствуют требованиям ГОСТа 24901-89 «Печенье. Общие технические условия».

Важным показателем качества является щелочность, ее переизбыток сказывается на вкусовых характеристиках готового печенья, кроме того, степень щелочности некоторым образом влияет на разрыхленность готового печенья, поскольку эти понятия взаимосвязаны.

Если щелочность, по какой либо причине будет завышена, то в результате технологического процесса, у готового изделия будет интенсивно окрашена верхняя корочка, что является недопустимым и считается браком на производстве. Результаты определения щелочности сахарного печенья представлены в таблице 14.

Таблица 14

Результаты определения щелочности образцов сахарного печенья

Показатель

Образцы


Образец №1 Печенье «Сахарное»

Образец №2 Печенье сахарное круглое

Образец №3 Печенье сахарное «Волшебные звездочки с сахаром»

Образец №4 Печенье сахарное «Сормовское» сливочное

Образец №5 Печенье сахарное Утреннее

1

2

3

4

5

6

Объем раствора серной кислоты, пошедшего на титрование, см3

1,0

0,6

0,7

0,6

0,6

Щелочность, град

2

1,2

1,4

1,2

1,2

Норма по ГОСТу, град

Не более 2,0

Не более 2,0

Не более 2,0

Не более 2,0

Не более 2,0


По результатам определения щелочности печенья сахарного выявлено, что все образцы соответствуют требованиям ГОСТа 24901-89 «Печенье. Общие технические условия» и не превышают норму 2,0 град.

2.6 Анализ потребительских предпочтений на рынке сахарного печенья в городе Петрозаводске

Цель маркетинговых исследований - определение рынка сахарного печенья города Петрозаводска и выявление потребительских предпочтений по данному продукту.

С целью выявления потребительских предпочтений было проведено анкетирование покупателей.

В опросе принимали участие покупатели различных возрастов, с различным материальным положением. Анкета представлена в Приложении 14, ответы респондентов представлены в таблице 5 в Приложении 15.

Анализ результатов анкеты показал, что не все респонденты, принявшие участие в исследовании потребляют печенье сахарное, 70% респондентов ответили, что любят сахарное печенье, а 30% ответили, что нет. Анализ интенсивности покупок показал, что 28,6 % респондентов покупают печенье несколько раз в неделю, 21,5 % редко покупают и 49,9 % покупают 1 раз в неделю. Продукцию отечественного производства предпочитает 35,7 % респондентов, 57 % безразличен производитель сахарного печенья и 7,3 % покупают печенье иностранного производства. Покупают печенье в одном и том же продовольственном магазине/супермаркете 42, 8 % потребителей, 49,9 % в любом магазине и 7,3 % в фирменных магазинах.

Среди предприятий - производителей печенья наибольшей популярностью пользуется продукция компании «Большевик» 35,4 %, «БЕЛОГОРЬЕ» и «Брянконфи» предпочитают по 14,6 % респондентов, для остальных 35,4 % производитель печенья не имеет значения.

В пределах цены за упаковку печенья 21-40 руб. покупает 73 % опрошенных, от 41 до 60 руб. 19,7 %, до 20 руб. 7,3 %.

Наиболее удобной с точки зрения покупателей является упаковка печенья массой 300г. Красочная упаковка печенья нравится 51,1 % опрошенных, для 41,6 % внешний вид упаковки не имеет значения, 7,3 % потребителей предпочитают покупать печенье на развес.

С такими наполнителями как орехи, изюм, кокосовая стружка предпочитают покупать печенье 48,9 % потребителей, с фруктово-ягодной начинкой 7,3 %, с шоколадной 29,2 % и 14,6 % покупают традиционное печенье без наполнителей.

Исследования показали, что наиболее важными критериями при выборе сахарного печенья являются свежесть печенья 58,4 % и цена 58,4 %., внешнему виду упаковки уделяют внимание 51,1 %, на состав смотрят 21,9 %, а на производителя обращают внимание всего лишь 14,6 %.

Результаты наших маркетинговых исследований во многом отражают тенденции российского рынка печенья, в частности следует отметить высокую популярность сахарного печенья преимущественно эконом - класса, наибольшее доверие к отечественному производителю, более высокий интерес к сложным видам печенья.

2.6 Экономическая оценка результатов исследования

Доход торгового предприятия ООО «Абсолют № 42» за 3 месяца составляет 360 000 рублей, доход от продажи печенья в общей структуре составляет 73 586 руб. или 20 %.

Нами проведен анализ дохода от реализации исследуемых образцов сахарного печенья от разных производителей в ООО «Абсолют № 42а» за период с 01.10.13 по 31.01.14 г. В таблице 15 приведен доход от реализации сахарного печенья за 3 месяца.

Таблица 15

Доход от реализации сахарного печенья за 3 месяца в ООО «Абсолют № 42»

Показатель

Образец №1

Образец №2

Образец №3

Образец №4

Образец №5

Итого

1

2

3

4

5

6

7

Объем реализации, шт

192

96

108

144

96

636

Цена закупа, руб.

27,60

29,20

30,70

10,70

30,70


Цена продажи, руб.

35, 90

37, 90

39, 90

13, 90

39, 90


Наценка, %

30

30

30

30

30

30

Сумма закупа, руб.

5 299, 20

2 803, 20

3 315,60

1 540,80

2 947, 20

15 906

Сумма продажи, руб.

6 892, 80

3 638, 40

4 309, 20

2 001, 60

3 830,40

20 672,4

Доход от продажи, руб.

1 593, 60

835, 20

993, 60

460, 80

883, 20

4 766, 4

Доход от продажи одной уп. ед., руб.

8,30

8,70

9,20

3,20

9,20


Доход от продажи, %

33,5

17,5

20,8

9,7

18,5

100


Минимальную розничную цену как за упаковочную единицу, так и за 1 кг продукции (69,50 руб.) имеет печенье сахарное «Сормовское» сливочное производства ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика», максимальную (135,30 руб.) - печенье сахарное «Волшебные звездочки с сахаром» и Печенье сахарное Утреннее.

Торговая наценка на печенье в ООО «Абсолют № 42»» составляет 30 %. Таким образом, наибольший доход за три месяца с учетом объема продажи был получен от реализации печенья «Сахарное» производства ОАО «Кондитерская фабрика «БЕЛОГОРЬЕ» - 1 593, 60 руб, наименьший - от реализации печенья сахарного «Сормовское» сливочное - 460,80 руб.

Таким образом, в общем доходе от реализации сахарного печенья исследуемых образцов наибольший удельный вес 33,5 % имеет печенье «Сахарное», Печенье сахарное «Волшебные звездочки с сахаром» - 20, 8%, Печенье сахарное Утреннее - 18, 5 %, Печенье сахарное круглое - 17, 5 % и наименьшую долю в доходе от продажи имеет Печенье сахарное «Сормовское» сливочное - 9,7%. Образец под № 4 по объему реализованных упаковочных единиц занимал 2 место, но ввиду самой низкой цены показал наименьший доход от реализации.

Подводя итог, можно сказать, что по результатам экспертизы качества и экономической оценки лучшими являются: образец № 1 Печенье «Сахарное» и образец № 3 Печенье сахарное «Волшебные звездочки с сахаром».

По поводу образца под № 4 следует отметить, что с потребительской точки зрения «цена - качество» он является лучшим, так как имеет высокие показатели качества при наименьшей розничной цене.

2.7 Экологическая оценка деятельности ООО «Абсолют № 42»


Экологическая оценка основана на простом принципе: легче выявить и предотвратить, чем обнаружить и исправлять.

Таким образом, экологическая оценка предприятия сосредоточена на воздействии на окружающую среду.

Экологическая оценка предприятия выполняется в отношении любого вида намечаемой деятельности.

Экологическая экспертиза - это проверка соответствия документации, на основании которой будет производиться хозяйственная деятельность, установленным законодательством требованиям. В ходе экспертизы определяют, допустима ли реализация объекта. Цель такой проверки - предотвращение негативного влияния деятельности человека на окружающую среду. Так определяет это понятие закон "Об экологической экспертизе".

У предприятия ООО «Абсолют № 42» заключен договор с Петрозаводским муниципальным унитарным предприятием «Автоспецтранс». Данный договор предусматривает, что исполнитель («Автоспецтранс») принимает на себя обязательства оказывать услуги по сбору, вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) на специальные объекты, санкционированные для этих целей. Оказание услуг по приему и утилизации ТБО осуществляется на территории в м. Орзега. Исполнитель не берет на себя обязательств по сбору и вывозу опасных отходов.

Мусорные баки закрытого типа, огороженные, находятся на территории жилого дома, рядом с которым располагается магазин.

Также имеется договор с ЧП Кудрявцевым на вывоз макулатуры, полиэтилена и картонной тары.

2.8 Мероприятия по безопасности жизнедеятельности и охране труда в ООО «Абсолют № 42»

В ООО «Абсолют № 42» проводят инструктаж по технике безопасности.

По характеру и времени проведения инструктажи работающих подразделяются на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, текущий на рабочем месте. Проводит инструктаж специалист по технике безопасности.

Инструктаж включает в себя ознакомление с имеющимися опасными или вредными имеющимися производственными факторами, ознакомление с технической эксплуатационной документацией, с правилами электробезопасности (прил. 16), правилами пожарной безопасности (прил. 17).

Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных инструктируемым знаний и навыков безопасной работы.

Вводный инструктаж проводят со всеми принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, а также с командированными для работы на данном предприятии, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

О проведении вводного инструктажа делается запись в "Журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда" с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

Журнал регистрации вводного инструктажа находится на предприятии.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят перед началом выполнения работы со всеми вновь принятыми в организацию, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, и с персоналом, выполнявшим новую для него работу.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда.

Проведение первичного инструктажа возлагается на руководителя, в распоряжение которого направляется работник. О проведении инструктажа делается запись в "Журнале регистрации инструктажа по технике безопасности на рабочем месте", который хранится у руководителя .

Повторный инструктаж проводят:

в целях проверки и повышения уровня знаний правил и инструкций по технике безопасности;

при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;

при нарушении работниками требований безопасности труда, которые могут принести или привели к травме или аварии;

Внеплановый инструктаж проводят на рабочем месте с указанием причины, вызвавшей его проведение.

Выводы и предложения

В ходе дипломной работы был проанализирован отечественный рынок мучных кондитерских изделий, изучен ассортимент сахарного печенья в торговом предприятии ООО «Абсолют № 42» , проведена экспертиза качества сахарного печенья, реализуемого в торговом предприятии ООО «Абсолют № 42» и сделаны следующие выводы:

. На отечественном рынке мучных кондитерских самым популярным является - печенье, его доля в рамках данного сегмента составляет до 60%. В последние годы наблюдается тенденция к усложнению и специализации продукции.

На российском кондитерском рынке доминируют отечественные производители. Однако доля зарубежной продукции постепенно увеличивается. В структуре импортируемых мучных кондитерских изделий традиционно самую большую долю занимает сдобное печенье.

. Анализ потребительских предпочтений показал, что наиболее важными критериями при выборе сахарного печенья являются свежесть печенья, цена и внешний вид упаковки. к сожалению, на состав продукта обращают внимание только пятая часть респондентов.

. В торговом предприятии ООО «Абсолют № 42» доля сахарного печенья в структуре мучных кондитерских изделий занимает 60%, из них большую часть - фасованное печенье - 52,2%.

Ассортимент сахарного печенья в магазине «Абсолют № 42» представлен в основном сахарным печеньем низкого и среднего ценового сегмента.

Наибольший объем реализуемого сахарного печенья - 29 %, составляет продукция ОАО «Большевик», 12,2% занимает продукция ООО «Производственная Фирма АВАНГАРД», доля других производителей незначительна.

. По результатам экспертизы качества всех групп показателей требования нормативной документации соответствуют три образца сахарного печенья следующих производителей: печенье «Сахарное» (ОАО «Кондитерская фабрика «БЕЛОГОРЬЕ»), печенье сахарное «Волшебные звездочки с сахаром» (ОАО «Брянконфи»), печенье сахарное Утреннее (ОАО «Пензенский хлебозавод №2»).

У образца под № 4 «Сормовское» сливочное (ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика») размер шрифта и расположение информации неудобны для восприятия, текст неотчетливо виден на основном фоне.

Образец под № 2 печенье сахарное круглое (ООО «Оригинал-С») не отвечает требованиям ГОСТ 24901-89 «Печенье. Общие технические условия» по массе нетто с превышением допустимого отклонения ( - 2,5 %) на 2,2 %, показателям вкуса и запаха, вида в изломе.

В качестве замечания следует отметить отсутствие информации о сорте муки у образцов под номерами 3 и 4.

Предложения:

. ужесточить контроль качества при приемке продукции

. расширить ассортимент печенья путем сотрудничества с местными производителями

Список используемой литературы


1.           Боровикова Л.А., Гримм А.И., Дорофеев А.А.и др. Исследование продовольственных товаров: учебное пособие для товароведных факультетов торговых вузов -М.:Экономика, 1980. - 336с.

2.      Бровко О.Г., Гордиенко А.С., Дмитриева А.Б. и др. Товароведение пищевых продуктов. М.: Экономика, 1989. -424 с.

.        Вытовтов А.А. Физико-химические свойства и методы контроля качества товаров: учебное пособие для вузов - СПб.: ГИОРД, 2007. - 175с.

.        Галун Л.А. и др.; под ред. Галун Л.А. и Лисовской Д.П. Теоретические основы товароведения и экспертиза товаров: учеб пособие - Минск: ИВЦ Минфина, 2007 - 352 с.

.        Герасимова И.В., Новикова Н.М., Карушева Н.В. Основы кондитерского производства. - М.: Колос, 1996. - 223 с.

.        Грачок М.А.; под ред. Грачка М.А.. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров: пособие - Минск: БГЭУ, 2008. - 151 с.

.        Дубовик Е.В., Ржеусская М.И., Анихимовская Л.В.; под общ. ред. Дубовик Е.В.. Товароведение и экспертиза кондитерских товаров: учеб. - метод. пособие - Минск: БГЭУ, 2006. - 145 с.

.        Зуева Н.Н., Торгунакова Л.Г. Технохимический контроль производства. Лабораторный практикум. Часть 2: Учебное пособие. - Кемерово, 2008. - 79 с.

.        Криштафович В.И., Колобов С.В. Методы и техническое обеспечение контроля качества (продовольственные товары): учебное пособие для вузов - М.: Дашков и К, 2007. - 123 с.

.        Кузнецова Л.С., Сиданова М.Ю. Технология и организация производства кондитерских изделий: учебник для сред. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 480 с.

.        Малютенкова С.М. Товароведение и экспертиза кондитерских товаров: Учебное пособие для вузов - СПб.: Питер, 2004.-288с.

.        Матюхина З.П., Ащеулова С.П., Королькова Э.П. Пищевые продукты: (Товароведение): учеб. для проф. - техн. уч-щ - 3-е изд., перераб. - М: Экономика, 1987. - 255с.

.        Нечаев А.П., Траубенберг С.Е., Кочеткова А. А [и др.]. Пищевая химия: учеб. изд. - СПб: ГИОРД, 2001. - 592 с.

.        Николаева М.А. Товароведение и экспертиза зерномучных товаров: учебник для вузов - СПб: ГИОРД, 2005. - 411с.

.        Рыжакова А.В. Товароведение и экспертиза кондитерских товаров: учебник для вузов - М.: Академия, 2005. - 223 с.

.        Скуратовская О.Д.; под. ред. Скуратовской О.Д.. . Контроль качества продукции физико-химическими методами. Мучные кондитерские изделия: практ. рук. - М: ДеЛи принт, 2001. - 141 с.

.        Талейсник М.А., Аксенова Л.М., Бернштейн Т.С. Технология мучных кондитерских изделий.- М.: Агропромиздат, 1986.- С. 176-180.

.        Тутельян, В. Кондитерские изделия в питании населения России: риск и польза: Хлебопродукты. - 2008. - №7. - с.2-3.

.        Чепурной И. П. Товароведение и экспертиза кондитерских товаров: Учебник. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005. - С.351-353

20.    Кондитерская отрасль: состояние и некоторые прогнозы: [Электронный ресурс]: // Режим доступа: <#"882196.files/image014.gif">


Образец № 2

 

Приложение 2

Образец № 3

 

Образец № 4

Приложение 3

Образец № 5

Приложение 4


Устав ООО «Абсолют»

 


 

 


Приложение 5

Схема планировки магазина ООО «Абсолют № 42»


Приложение 6

Таблица 1

Расчёт установочной площади

Вид оборудования

Длина оборудования, м

Ширина оборудования, м

Площадь оборудования, м2

Количество, шт.

Площадь установочная,м2

 

1

2

3

4

5

6

 

Стойка для чипсов

0,50

0,55

0,28

1

0,28

 

Стойка для шоколада

0,50

0,30

0,15

1

0,15

 

Стойка для минеральной воды «Аква минерале»

0,50

0,50

0,25

1

0,25

 

Стеллаж для вино-водочной продукции

1,3

0,40

0,52

5

2,6

 

Холодильник для пива

0,94

0,65

0,61

3

1,83

 

Холодильник для рыбных товаров

0,86

0,60

1

0,52

 

Холодильник для тортов

0,9

0,70

0,63

1

0,63

 

Стеллаж для безалкогольных напитков

1

0,50

0,50

4

2

 

Холодильник дл молочной продукции

3

0,90

2,7

1

2,7

Холодильник для безалкогольного напитка «Пепси»

1,01

0,57

0,58

1

0,58

Стеллаж для хлебо-булочных изделий

1

0,50

0,50

1

0,50

Стеллаж для бакалейных изделий

1

0,50

0,50

4

2,0

Холодиль-ник для овощей и фруктов

1,05

0,55

0,58

1

0,58

Стеллаж для сопутствующих товаров

1,30

0,50

0,65

1

0,65

Стойка для жвачек

0,30

0,15

0,05

2

0,1

Стойка для шоколадных батончиков

1,25

0,25

0,31

1

0,31

Морозиль-ный ларь

1

0,66

0,66

2

1,32

Стойка для сигарет

0,90

0,60

0,54

1

0,54

Итого

-

-

12,53


22,04


Таблица 2

Расчёт демонстрационной площади

Вид оборудования

 Длина полки, м

Ширина полки, м

Площадь полки, м2

Количество полок, шт.

Количество оборудования данного вида, шт.

Площадь демонстрационная, м2

1

2

3

4

5

6

7

Стойка для чипсов

0,50

0,55

0,28

5

1

1,4

Стойка для шоколада

0,50

0,30

0,15

6

1

0,9

Стойка для минеральной воды «Аква минерале»

0,50

0,50

0,25

4

1

1

Стеллаж для вино-водочной продукции

1,3

0,40

0,52

4

5

10,8

Холодильник для пива

0,94

0,65

0,61

3

3

5,49

Холодильник для рыбных товаров

0,86

0,60

0,52

3

1

1,56

Холодильник для тортов

0,9

0,70

0,63

3

1

1,89

Стеллаж для безалкогольных напитков

1

0,50

0,5

3

4

6

Холодильник дл молочной продукции

3

0,90

2,7

3

1

8,1

Холодильник для безалкогольного напитка «Пепси»

1,01

0,57

0,58

5

1

2,9

Стеллаж для хлебобулочных изделий

1

0,50

0,50

3

1

1,5

Стеллаж для бакалейных изделий

1

0,50

0,50

4

4

8

Холодильник для овощей и фруктов

1,05

0,55

0,58

3

1

1,74

Стеллаж для сопутствующих товаров

1,30

0,50

0,65

4

1

2,6

Стойка для жвачек

0,30

0,15

0,05

10

2

0,9

Стойка для шоколадных батончиков

1,25

0,25

0,31

6

1

1,92

Морозильный ларь

1

0,66

0,66

1

2

1,32

Морозильный ларь

2,50

0,80

2

1

2

4

Стойка для сигарет

0,90

0,60

0,54

3

1

1,32

Итого

-

-

-

-


49,1


Анализ эффективности использования торговой площади магазина производится с учетом установочной, демонстрационной площадей и площади торгового зала по формулам:

(3)

где, kу. - коэффициент установочной площади;

Sу. - установочная площадь торгового оборудования, кв.м.;т.з. - площадь торгового зала магазина, кв.м.

 (4)

где, kд. - коэффициент демонстрационной площади;

Sд. - демонстрационная площадь торгового зала, кв.м.;т.з. - площадь торгового зала магазина, кв.м.

Для продовольственных магазинов оптимальное значение установочного и демонстрационного коэффициентов должно составлять соответственно 0,3 - 0,35 и 0,7 - 0,75.

Рассчитаем значение установочного и демонстрационного коэффициентов для ООО «Абсолют №42».

Таким образом, значение установочного и демонстрационного коэффициентов соответствует оптимальному.

Приложение 7

Таблица 3

Деление ассортимента сахарного печенья в магазине ООО «Абсолют № 42» с учетом ценового сегмента

п/н

Наименование печенья

Цена за кг

1

2

3

Низкий ценовой сегмент (до 150 руб/кг)

1

печенье сахарное Сормовская кондитерская фабрика Сормовское сливочное 0,200

69,50

2

печенье Оригинал-С сахарное круглое 0,500

75,80

3

печенье сахарное Пензенский хлебозавод №2 Утреннее 0,520

76,70

4

печенье сахарное Авангард топленое молоко ГОСТ

93,00

5

печенье БЕЛОГОРЬЕ Сахарное 0,340

105,50

6

печенье Коровка 0,375 вкус тол. молоко

112,00

7

печенье сахарное Добрая сказка сахар с кунжутом Авангард

119,00

8

печенье сахарное Добрая сказка сахар с маком

119,00

9

печенье Русские узоры Белгород

122,00

10

печенье Брянская изюминка

133,00

11

печенье сахарное Брянконфи Волшебные звездочки с сахаром 0,295

135,30

12

печенье Топленое молоко 0,400 Любятово

135,50

13

печенье Юбилейное 0,352 традиционное

140,90

Средний ценовой сегмент (от 151 до 250 руб/кг)

1

печенье Лужское 0,300 сгущ. молоко

154,30

2

печенье Юбилейное 0,126 молочное

155,50

3

печенье Юбилейное 0,126 традиционное

155,50

4

печенье Лужское 0,300 топл. молоко

163,30

5

печенье Коровка 0,115 вкус топ. молока с глазурью

168,70

6

печенье Рио карнавал 0,180 клубника/банан

177,20

7

печенье Рио карнавал 0,200 клубника

184,00

8

печенье Юбилейное 0,130 мол. с мол. глаз.

233,90

9

печенье Юбилейное 0,130 с глазурью

240,80

Высокий ценовой сегмент

1

печенье Юбилейное 0,156 фрукт. и ягодами клюква с йог. глаз.

369,90

2

печенье Юбилейное 0,250 Утреннее мед.фунд

287,20

Приложение 8

Таблица 4

Доля производителей сахарного печенья, реализуемого в магазине ООО «Абсолют № 42»

п/н

Наименование печенья

Производитель

1

2

3

1

печенье Юбилейное 0,352 традиционное

ОАО «Большевик» г. Москва, Ленинградский проспект, 15

2

печенье Юбилейное 0,126 молочное

ОАО «Большевик» г. Москва, Ленинградский проспект, 15

3

печенье Юбилейное 0,126 традиционное

ОАО «Большевик» г. Москва, Ленинградский проспект, 15

4

печенье Юбилейное 0,130 мол. с мол. глаз.

5

печенье Юбилейное 0,130 с глазурью

ОАО «Большевик» г. Москва, Ленинградский проспект, 15

6

печенье Юбилейное 0,156 фрукт. и ягодами клюква с йог. глаз.

ОАО «Большевик» г. Москва, Ленинградский проспект, 15

7

печенье Юбилейное 0,250 Утреннее мед.фунд

ОАО «Большевик» г. Москва, Ленинградский проспект, 15

8

печенье сахарное Авангард топленое молоко ГОСТ

ООО «Производственная Фирма АВАНГАРД» г. Санкт - Петербург, Химический пер., д.1, лит.А 3

9

печенье сахарное Добрая сказка сахар с кунжутом Авангард

ООО «Производственная Фирма АВАНГАРД» г. Санкт - Петербург, Химический пер., д.1, лит.А 3

10

печенье сахарное Добрая сказка сахар с маком Авангард

ООО «Производственная Фирма АВАНГАРД» г. Санкт - Петербург, Химический пер., д.1, лит.А 3

11

печенье БЕЛОГОРЬЕ Сахарное 0,340

ОАО «Кондитерская фабрика «БЕЛОГОРЬЕ», Россия, г. Белгород ул. Промышленная, 19, тел.

12

печенье Русские узоры Белгород

ОАО «Кондитерская фабрика «БЕЛОГОРЬЕ», Россия, г. Белгород ул. Промышленная, 19, тел.

13

печенье Коровка 0,375 вкус тол. молоко

ЗАО «Кондитерская фабрика им.К.Самойловой» г. Санкт-Петербург, Английский пр., 16

14

печенье Коровка 0,115 вкус топ. молока с глазурью

ЗАО «Кондитерская фабрика им.К.Самойловой» г. Санкт-Петербург, Английский пр., 16

15

печенье Брянская изюминка

ОАО «Брянконфи», Россия, г. Брянск, ул. Вокзальная, 116,

16

печенье сахарное Брянконфи Волшебные звездочки с сахаром 0,295

ОАО «Брянконфи», Россия, г. Брянск, ул. Вокзальная, 116,

17

печенье Рио карнавал 0,180 клубника/банан

ООО «Сладкая слобода» Кировская область г. Киров, ул. Производственная, 35

18

печенье Рио карнавал 0,200 клубника

ООО «Сладкая слобода» Кировская область г. Киров, ул. Производственная, 35

19

печенье Лужское 0,300 сгущ. молоко

ООО «Диво-Хлеб» Ленинградская обл, , г.Луга, ул.Пислегина 45

20

печенье Лужское 0,300 топл. молоко

ООО «Диво-Хлеб» Ленинградская обл, , г.Луга, ул.Пислегина 45

21

печенье сахарное Сормовская кондитерская фабрика Сормовское сливочное 0,200

ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика», Россия, г. Нижний Новгород, ул. Базарная, д. 10

22

печенье Оригинал-С сахарное круглое 0,500

ООО «Оригинал-С», РФ, Московская область, г. Павловский Посад, ул. Интернациональная, д. 34А,

23

печенье сахарное Пензенский хлебозавод №2 Утреннее 0,520

ОАО «Пензенский хлебозавод №2», Россия, г. Пенза, пр. Победы, 42

24

печенье Топленое молоко 0,400 Любятово

ОАО «ЛЮБЯТОВО» Псковская обл., г. Псков, Зональное шоссе, 30


Приложение 9

Шкала для оценки органолептических показателей качества

5 баллов - отличное качество: соответствует требованиям ГОСТа 24901-89 по всем показателям

балла - хорошее качество: соответствует требованиям ГОСТа 24901-89 по всем показателям, но с незначительными отклонениями

балла - удовлетворительное качество: положительные характеристики ухудшены, имеет заметные дефекты или недостатки

балла - плохое качество (едва приемлемое): не соответствует требованиям ГОСТа 24901-89 по нескольким показателям с значительными отклонениями

балл - очень плохое качество (неприемлемое): значительные дефекты, не пригоден для употребления

Приложение 10

Пробы образцов сахарного печенья

Приложение 11

Оттитрованные пробы образцов сахарного печенья для определения щелочности


Приложение 12

) Расчет влажности образца №1 Печенье «Сахарное» (1 сорт)% = (32,99 - 32,70) / 5,01*100% = 5,8%

). Расчет влажности образца №2 Печенье сахарное круглое (в/с)% = (34,26 - 33,94) / 5,01*100% = 6,4%

). Расчет влажности образца №3 Печенье сахарное «Волшебные звездочки с сахаром»% = (33,27 - 33,05) / 5,00*100% = 4,4%

). Расчет влажности образца №4 Печенье сахарное «Сормовское» сливочное% = (34,50 - 34,21) / 5,01*100% = 5,8%

). Расчет влажности образца №5 Печенье сахарное Утреннее (1 сорт)% = (34,38 - 34,02) / 5,01*100% = 7,1%

Приложение 13

). Расчет щелочности печенья образца №1 Печенье «Сахарное» (1 сорт)

Х = (1*1,0*250*100) / (50*25*10) = 2

). Расчет щелочности печенья образца №2 Печенье сахарное круглое (в/с)

Х = (1*0,6*250*100) / (50*25*10) = 1,2

). Расчет щелочности печенья образца №3 Печенье сахарное «Волшебные звездочки с сахаром»

Х = (1*0,7*250*100) / (50*25*10) = 1,2

). Расчет щелочности печенья образца №4 Печенье сахарное «Сормовское» сливочное

Х = (1*0,6*250*100) / (50*25*10) = 1,2

). Расчет щелочности печенья образца №5 Печенье сахарное Утреннее (1 сорт)

Х = (1*0,6*250*100) / (50*25*10) = 1,2

Приложение 14

Анкета «Изучение потребителей сахарного печенья»

В настоящее время наметилась устойчивая тенденция повышения спроса населения на мучные кондитерские изделия. При этом приоритет - за продукцией длительного хранения, высоких вкусовых достоинств из преимущественно отечественного сырья.

Петрозаводский государственный университет в научных целях проводит изучение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на примере сахарного печенья.

Вам будет предложено несколько вопросов, выберите вариант ответа, наиболее соответствующий вашему мнению. Ваше мнение очень важно для нас. Заполнение анкеты займет у вас 5-10 минут.

Заранее благодарим Вас за участие в опросе!

. Ваш пол:

1.    М

2.      Ж

. Ваш возраст:

1.    менее 20 лет;

2.      20-24 года;

.        25-29 лет;

.        30-39 лет;

.        40-49 лет;

.        50-59 лет;

.        больше 60 лет

. Каков Ваш основной род занятий в настоящее время:

1.    студент неработающий;

2.      студент работающий;

.        рабочий;

.        служащий;

.        специалист с высшим образованием;

.        руководитель;

.        предприниматель;

.        домохозяйка;

.        пенсионер (работающий и неработающий);

.        безработный

. Любите ли Вы сахарное печенье? ( Если Ваш ответ «нет», то дальше не отвечайте на вопросы анкеты):

1.    да;

2.      нет;

. Как часто Вы покупаете сахарное печенье? (выбранный Вами ответ обведите):

1.    редко

2.      1 раз в неделю

.        несколько раз в неделю

. Сахарное печенье какого производства Вы предпочитаете? (выбранный Вами ответ обведите):

1.    иностранное

2.      отечественное

.        не имеет значения

. Какая упаковка печенья Вам кажется наиболее привлекательной? (выбранный Вами ответ обведите):

1.    в развес в полиэтиленовом пакете

2.      красочная упаковка

.        не имеет значения

. Каким, по Вашему мнению, должен быть объем упаковки? (выбранный Вами ответ обведите):

1.    100г.

2.      300г.

.        500г.

.        1кг

.        другое ________________

. Где вы обычно покупаете печенье?

1.    постоянно в одном и том же продовольственном магазине/супермаркете

2.      в фирменных магазинах

.        в любом магазине

.        в небольших стационарных киосках

.        Другое _______________

. Сахарное печенье какого производителя вы предпочитаете?

1.    «Большевик»

2.      «Производственная Фирма АВАНГАРД»

.        «Кондитерская фабрика «БЕЛОГОРЬЕ»

.        «Кондитерская фабрика им.К.Самойловой»

.        «Брянконфи»

.        «Сладкая слобода»

.        «Сормовская кондитерская фабрика»

.        «ЛЮБЯТОВО»

.        не имеет значения

.        Другое ______________________________

. С какими наполнителями вы покупаете печенье?

1.    без наполнителей

2.      фруктово-ягодные

.        шоколадные

.        орехи, изюм, кокосовая стружка

.        другое _________________

. По какой цене за упаковку вы предпочитаете покупать сахарное печенье?

1.    До 20 рублей

2.      21-40 рублей

.        41-60 рублей

.        Свыше 61 рубля

. Оцените важность приведенных в таблице показателей при выборе печенья по 5-ти бальной шкале: (для этого напротив каждого показателя в соответствующей графе «Балл» поставьте знак плюс)

Показатель

Балл


1

2

3

4

5

Свежесть изделия






Цена






Внешний вид упаковки






Качество, состав






Известность производителя







Большое спасибо за оказанную помощь в проведении данного социологического исследования!

Приложение 15

Таблица 5

Потребительские предпочтения при выборе печенья

Респондент

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

Пол

2

2

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

2

2

1

2

2

2

Возраст

2

2

4

3

6

4

1

3

7

6

2

2

2

5

4

1

3

5

3

1

Род занятий

2

1

6

5

9

3

1

5

9

3

2

2

2

9

5

1

4

6

5

1

Любите ли Вы сахарное печенье?

1

1

1

2

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

2

Как часто Вы покупаете сахарное печенье?

3

1

2


2


1


3

2

2

1

3

2


2

2


3


Сахарное печенье какого производства Вы предпочитаете?

2

3

1


2


3


3

2

3

2

3

2


3

3


3


Какая упаковка печенья Вам кажется наиболее привлекательной?

2

2

2


3


3


3

2

2

1

3


2

3


3


Каким, по Вашему мнению, должен быть объем упаковки?

2

2

3


2


2


3

2

2

3

2

2


2

2


2


Где вы обычно покупаете печенье?

1

3

2


3


3


3

1

1

3

1

3


1

3


1


Сахарное печенье какого производителя вы предпочитаете?

3

1

1


9


9


9

3

1

5

5

9


1

9


1


С какими наполнителями вы покупаете печенье?

4

3

4


1


3


4

2

4

1

3

4


4

3


4


По какой цене за упаковку вы предпочитаете покупать сахарное печенье?

2

2

3


2


3


3

2

2

1

2

2


2

2


2


Важность показателей


Свежесть изделия

4

5

5


5


5


5

4

5

4

4

5


4

4


5


Цена

5

4

3


4


5


5

5

4

5

5

5


4

5


4


Внешний вид упаковки

4

3

4


4


4


4

4

4

2

3

2


3

3


3


Качество, состав

3

5

5


3


3


2

4

4

3

3

3


2

2


3


Известность производителя

2

2

4


2


2


2

2

3

2

2

2


2

2


2




Приложение 16


Приложение 17

Похожие работы на - Анализ ассортимента и экспертиза качества сахарного печенья, реализуемого в ООО 'Абсолют № 42'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!