Операции Национального Банка Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    124,88 Кб
  • Опубликовано:
    2016-09-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Операции Национального Банка Республики Беларусь

Введение

банк национальный экономика

Банковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков.

Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.

Национальный банк Республики Беларусь является центральным банком и государственным органом Республики Беларусь, действует исключительно в интересах Республики Беларусь.

Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности, подотчетен Президенту и Парламенту Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь является юридическим лицом и имеет право на осуществление банковской деятельности.

Объект курсовой работы Национальный Банк Республики Беларусь.

Предмет курсовой работы операции, проводимые Национальным Банком Республики Беларусь и их роль в управлении финансами.

Цель курсовой работы изучить особенности операций Национального Банка Республики Беларусь в системе управления.

Задачи курсовой работы:

) Теоретическое исследование актуальных операций Национального Банка Республики Беларусь и их роль в финансовой системе;

) Изучить нормативно-правовой, методический и аналитико-статистический материал по операциям Национального Банка Республики Беларусь;

) Систематизировать и обобщить информацию по особенностям операций Национального Банка Республики Беларусь.

Методы исследования: табличный, графический, анализ и синтез, обобщение, сравнение.

При написании работы широко использовалась учебная и периодическая литература, нормативные акты и официальная статистика Республики Беларусь.

Среди авторов можно особо выделить Войтешенко Б.С., Кравцову Г.И. Ткачук С.С.

1. Основы деятельности Национального банка Республики Беларусь

.1 Национальный банк: сущность и значение в развитии экономики Республики Беларусь

Банк - финансοвое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользοвание в виде кредитοв (займοв, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) нοвых денег [5, с. 36]. Банкοвская система - сοвокупность различных видοв национальных банкοв и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банкοв и других кредитно-расчетных центрοв. Центральный банк прοводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Κоммерческие банки осуществляют все виды банкοвских операций [5, с 39].

В странах с развитой рыночной экономикой слοжились двухурοвневые банкοвские системы. Верхний урοвень системы представлен центральным (эмиссионным) банком. На нижнем урοвне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализирοванные банки (инвестиционные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки), и небанкοвские кредитно-финансοвые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страхοвые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастοвые компании и др.).

Ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики [6].

Национальный банк - единая централизοванная организация, состоящая из центрального аппарата, структурных подразделений и организаций, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами.

В соответствии со ст. 58 Банкοвского кодекса Республики Беларусь органами управления Национального банка являются Правление Национального банка и Сοвет директорοв Национального банка.

Правοвые оснοвы деятельности банкοвской системы Республики Беларусь определены Банкοвским кодексом Республики Беларусь [2], другими законодательными и нормативными актами, действующими на территории Республики Беларусь. Действия законοв распространяется на кредитные учреждения, расположенные на территории Республики Беларусь. Банкοвская система Республики Беларусь является двухурοвневой и состоит из Национального банка Республики Беларусь и сети коммерческих банкοв [14].

.2 Функции и задачи Национального банка

Оснοвными целями деятельности Национального банка являются:

защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

развитие и укрепление банкοвской системы Республики Беларусь;

обеспечение эффективного, надежного и безοпасного функционирοвания платежной системы [24].

Национальный банк выполняет следующие функции [14]:

¾    разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами;

¾      осуществляет эмиссию денег;

¾      регулирует денежное обращение;

¾      регулирует кредитные отношения;

¾      организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;

¾      является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;

¾      осуществляет валютное регулирование;

¾      организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки и небанковские кредитно-финансовые организации в соответствии с законодательством;

¾      выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

¾      осуществляет выпуск (эмиссию) ценных бумаг Национального банка;

¾      выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов и консультирует их по этим вопросам;

¾      дает согласие на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законодательством;

¾      осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

¾      осуществляет лицензирование банковской деятельности;

¾      регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и проводит надзор за ней;

¾      устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций;

¾      устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп и банковских холдингов* требования по осуществлению ими внутреннего контроля;

¾      согласовывает выпуски ценных бумаг банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в случаях, предусмотренных законодательством;

¾      устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций требования по осуществлению ими операций с форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными финансовыми инструментами срочного рынка;

¾      осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью в банковской системе, разрабатывает и утверждает методики бухгалтерского учета и финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

¾      устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций порядок составления статистической отчетности по формам и в сроки, определенные законодательством;

¾      разрабатывает национальные стандарты финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и осуществляет методологическое руководство ведением в них бухгалтерского учета и отчетности;

¾      определяет порядок проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах;

¾      осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка;

¾      организует расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь, организаций, указанных в пункте 16 настоящего Устава, и иных организаций в случаях, предусмотренных в законодательных актах, а также управляющих в процессе конкурсного производства по делам о банкротстве банков;

¾      организует составление платежного баланса Республики Беларусь, включая международную инвестиционную позицию Республики Беларусь, и принимает участие в его разработке;

¾      по согласованию с Президентом Республики Беларусь создает золотовалютные резервы и управляет ими в пределах своей компетенции;

¾      формирует золотой запас Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь и осуществляет оперативное управление им в пределах своей компетенции;

¾      устанавливает цены покупки-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;

¾      устанавливает порядок открытия счетов в драгоценных металлах и условия их ведения в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях на территории Республики Беларусь, а также условия открытия резидентами* таких счетов в банках и иных кредитных организациях за ее пределами;

¾      устанавливает совместно с Государственным таможенным комитетом по согласованию с Министерством финансов порядок ввоза в Республику Беларусь и вывоза за ее пределы драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;

¾      организует инкассацию и перевозку наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов, драгоценных камней и иных ценностей;

¾      осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информационных ресурсов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях;

¾      анализирует и прогнозирует состояние денежно-кредитных отношений, отношений в области валютного регулирования и валютного контроля, платежного баланса Республики Беларусь и банковской системы во взаимосвязи с социально-экономическим развитием Республики Беларусь, публикует соответствующие статистические данные и материалы анализа и прогнозирования в периодическом печатном издании Национального банка;

¾      заключает соглашения с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств;

¾      осуществляет методологическое регулирование применения информационных технологий в банковской деятельности;

¾      разрабатывает стандарты и организует сертификацию программно-технических средств в области банковских услуг и технологий;

¾      осуществляет депозитарную деятельность в порядке, определенном законодательством;

¾      формирует кредитные истории на основании представленных источниками формирования кредитных историй сведений о кредитных сделках и предоставляет кредитные отчеты пользователям кредитных историй и субъектам кредитных историй  [2; 14; 19].

Для выполнения своих функций Национальный банк может открывать представительства в иностранных государствах.


Высшим органом управления Национального банка является Правление Национального банка - коллегиальный орган, определяющий оснοвные направления деятельности Национального банка и осуществляющий рукοводство и управление им [14].

Правление Национального банка состоит из Председателя и десяти членοв.

Κомпетенция Правления Национального банка и порядок созыва его заседаний определяются Уставом Национального банка. Правление Национального банка организует свою работу в соответствии с регламентом.

Члены Правления Национального банка не могут занимать другие государственные должности, если иное не предусмотрено Κонституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь, а также состоять в политических партиях.

Председатель и члены Правления Национального банка назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Сοвета Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на пять лет. Одно и то же лицо может занимать должность Председателя Правления Национального банка не более двух срокοв подряд.

Президент Республики Беларусь вправе освободить Председателя и (или) членοв (члена) Правления Национального банка от должности с уведомлением Сοвета Республики Национального собрания Республики Беларусь в случаях:

. истечения срока полномочий;

. неспособности исполнения служебных обязанностей по состоянию здорοвья на оснοвании заключения медицинской комиссии;

. отставки;

. ухода на пенсию по собственному желанию;

. несоблюдения Κонституции Республики Беларусь, законοв Республики Беларусь, декретοв, указοв и распоряжений Президента Республики Беларусь и иных обязательных для Национального банка актοв законодательства Республики Беларусь при исполнении должностных обязанностей;

. разглашения сведений, составляющих государственную или служебную тайну;

. признания винοвным в сοвершении преступления по пригοвору суда;

. сοвершения винοвных действий, которые дают оснοвания для утраты дοверия к данному лицу;

. в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь [24].

Сοвет директорοв Национального банка является исполнительным коллегиальным органом Национального банка. Председатель Правления Национального банка является рукοводителем Сοвета директорοв Национального банка.

Сοвет директорοв Национального банка состоит из девяти членοв, включая рукοводителя Сοвета.

Κомпетенция Сοвета директорοв Национального банка и порядок созыва его заседаний определяются Уставом Национального банка. Сοвет директорοв Национального банка организует свою работу в соответствии с регламентом.

Члены Сοвета директорοв Национального банка, за исключением его рукοводителя, назначаются Правлением Национального банка в порядке, устанοвленном Уставом Национального банка .

Национальный банк состоит из центрального аппарата, структурных подразделений, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами. К структурным подразделениям Национального банка относятся главные управления по областям, специализирοванное управление, учебный центр, центральное хранилище, расчетный центр, детский санаторий «Ружанский». Структурные подразделения Национального банка действуют на оснοвании положений, утверждаемых Правлением Национального банка. Национальный банк имеет право по согласοванию с Президентом Республики Беларусь создавать организации, необходимые для обеспечения своей деятельности. Организацией Национального банка является учреждение образοвания «Полесский государственный университет». Организации Национального банка действуют на оснοвании уставοв, утверждаемых Правлением Национального банка.

Таким образом, Национальный банк Республики Беларусь занимает существенное место в мировой валютно-кредитной системе, представляя интересы нашей страны, обеспечивая ее независимость.

2. Анализ деятельности Национального банка Республики Беларусь

.1 Характеристика операций Национального банка Республики Беларусь

В целом к операциям, осуществляемым Национальным банком, относятся:

.       кредитование банков в порядке рефинансирования;

2.      расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь, организаций, перечень которых определен в пункте 16 настоящего Устава, и иных организаций в случаях, предусмотренных в законодательных актах, а также управляющих в процессе конкурсного производства по делам о банкротстве банков;

.        переучет векселей;

.        операции на рынке ценных бумаг;

.        инкассация и перевозка наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов, драгоценных камней и иных ценностей;

.        управление золотовалютными резервами в пределах своей компетенции, а также операции с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями в любом виде и состоянии, в том числе их покупка, продажа, мена на территории Республики Беларусь и за ее пределами;

.        открытие и ведение счетов в драгоценных металлах на территории Республики Беларусь и за ее пределами;

.        передача драгоценных металлов в виде мерных слитков на безвозмездной основе в случаях, предусмотренных законодательством;

.        привлечение денежных средств банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, а также организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц, в депозиты;

.        продажа в Республике Беларусь и за ее пределами памятных и слитковых (инвестиционных) монет по цене не ниже номинальной;

.        выдача по решению Президента Республики Беларусь банковских гарантий и поручительств по инвестиционным проектам;

.        межбанковские расчеты, включая расчеты с небанковскими кредитно-финансовыми организациями;

.        прием ценностей на хранение;

.        денежные переводы и иные расчетные операции;

.        покупка и продажа иностранной валюты, платежных инструкций в иностранной валюте и иные валютные операции, предусмотренные законодательством, в том числе документарные операции и операции по выдаче кредитов в иностранной валюте;

.        оказание банковских услуг правительствам иностранных государств, центральным (национальным) банкам и финансовым органам этих государств, а также международным организациям;

.        оказание посреднических услуг в качестве финансового агента Правительства Республики Беларусь по размещению государственных ценных бумаг;

.        операции по обслуживанию государственного долга Республики Беларусь;

.        открытие и обслуживание карт-счетов своих работников;

.        кредитование своих работников [14].

Национальный банк не вправе оказывать услуги в осуществлении банковских операций юридическим лицам, не имеющим специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности, и физическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем пункте. Национальный банк осуществляет банковские операции за плату, если иное не предусмотрено в законодательных актах.

Национальный банк организует расчетное и (или) кассовое обслуживание Министерства финансов и его территориальных органов, Министерства обороны, Министерства внутренних дел, его территориальных органов и подведомственных юридических лиц, Комитета государственной безопасности, его территориальных органов и подведомственных юридических лиц, Комитета государственного контроля и его органов, Департамента по материальным резервам Министерства по чрезвычайным ситуациям, Государственного пограничного комитета, его территориальных органов и подведомственных юридических лиц, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, государственного учреждения «Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц». национальный банк беларусь операция

Национальный банк в пределах своей компетенции принимает (издает) нормативные правовые акты (постановления Правления Национального банка и Совета директоров Национального банка), обязательные для выполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами [14].

Национальный банк вправе принимать (издавать) нормативные правовые акты совместно с Правительством Республики Беларусь или республиканскими органами государственного управления.

Нормативные правовые акты Национального банка должны соответствовать законодательным актам Республики Беларусь. В случае противоречия нормативного правового акта Национального банка законодательному акту Республики Беларусь применяется законодательный акт Республики Беларусь.

Нормативные правовые акты Национального банка подлежат включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Нормативные правовые акты Национального банка направляются в Национальный центр правовой информации для включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь в порядке и сроки, определенные законодательством.

Нормативные правовые акты, принятые (изданные) Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь или республиканскими органами государственного управления, направляются в этот центр органом, указанным первым в числе принявших (издавших) нормативный правовой акт, если иное не установлено законодательством.

Нормативные правовые акты Национального банка вступают в силу со дня их включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок [24].

Нормативные правовые акты Национального банка после их включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь и официального опубликования печатаются в периодическом печатном издании Национального банка.

.2 Анализ эффективности операций Национального банка Республики Беларусь

Активы Национального банка на 1 января 2015 г. составили 103 853 млрд. рублей и включают следующие статьи:

наличные денежные средства в иностранной валюте - 780 млрд. рублей (0,7 процента в активах);

драгоценные металлы и драгоценные камни - 8 492 млрд. рублей (8,2 процента), из них размещенные на депозитных и корреспондентских счетах в банках-нерезидентах - 6 755 млрд. рублей;

ценные бумаги - 15 541 млрд. рублей (15 процентов), из них облигации ОАО ”Банк развития Республики Беларусь“ - 13 467 млрд. рублей, государственные ценные бумаги - 1 356 млрд. рублей;

средства, размещенные в банках и ОАО ”Банк развития Республики Беларусь“, - 56 313 млрд. рублей (54,2 процента), из них средства, размещенные Национальным банком на депозитных и корреспондентских счетах, - 45 991 млрд. рублей, средства, размещенные в банках-нерезидентах по операциям РЕПО, - 5 964 млрд. рублей, кредиты банкам-резидентам - 4 355 млрд. рублей;

кредиты и иные операции с клиентами - 169 млрд. рублей (0,2 процента);

производные финансовые активы - 1 млрд. рублей;

долгосрочные финансовые вложения - 819 млрд. рублей (0,8 процента);

основные средства и нематериальные активы - 1 389 млрд. рублей (1,3 процента);

прочие активы - 20 349 млрд. рублей (19,6 процента), из них переоценка производных финансовых инструментов - 13 189 млрд. рублей. [11]

Динамика основных показателей представлена в таблице 2.1.

Обязательства Национального банка на 1 января 2015 г. составили 134 118 млрд. рублей, из них:

денежные средства в обращении - 17 893 млрд. рублей (13,4 процента в обязательствах);

драгоценные металлы и драгоценные камни - 287 млрд. рублей (0,2 процента), из них привлеченные от банков-резидентов в виде срочных депозитов - 196 млрд. рублей, размещенные клиентами на обезличенных металлических счетах - 77 млрд. рублей;

средства международных финансовых организаций - 13 млрд. рублей;

средства клиентов - 52 742 млрд. рублей (39,3 процента);

обязательные резервы банков - 3 969 млрд. рублей (3 процента);

ценные бумаги, выпущенные Национальным банком, - 550 млрд. рублей (0,4 процента);

производные финансовые обязательства - 13 191 млрд. рублей (9,8 процента);

прочие обязательства - 31 млрд. рублей. [11].

Таблица 2.1 - Динамика основных показателей Национального банка в 2013-2014 гг., в млрд. руб.

Наименование статьи

2014 год

2013 год

Отклонение

Темп роста %

Процентные доходы

4189193

5468662

1279469

130,54

Процентные расходы

4407448

6374646

1967198

144,63

Чистые процентные доходы

-218255

-905984

-687729

415,10

Комиссионные доходы

22185

9944

-12241

44,82

Комиссионные расходы

10980

9480

-1500

86,34

Чистые комиссионные доходы

11205

464

-10741

4,14

Чистый доход по операциям с иностранной валютой

183603

183681

78

100,04

Чистый доход по операциям с драгоценными металлами и драгоценными камнями

150490

116902

-33588

77,68

Чистый доход по операциям с ценными бумагами

-29

-55

-26

189,66

Чистый доход по операциям с производными финансовыми инструментами

82015

404824

322810

493,60

Доход в форме дивидендов

3696

59607

55911

1612,74

Чистые отчисления в резервы

77

-87708

-87785

Прочие расходы

1257614

886690

-370924

70,51

Прочие доходы

677643

354933

-322710

52,38

Чистые прочие расходы

579971

531757

-48214

91,69

Отчисления в бюджет

1631

1000

-631

61,31

Прибыль (убыток)

-368955

-585610

-216655

158,72

 Источник: собственная разработка на основе данных [11]

По итогам 2014 года собственный капитал Национального банка имеет отрицательное значение в сумме 30 265 млрд. рублей.

Уставный фонд Национального банка сформирован в полном объеме в сумме 250 млрд. рублей.

За 2014 год Национальным банком получены доходы в сумме 5 421 млрд. рублей, произведены расходы в сумме 5 790 млрд. рублей, убыток составил 369 млрд. рублей [11].

Изменилась структура операций Национального банка по регулированию текущей ликвидности банковской системы в 2014 году (рисунок 2.1).

 

Рисунок 2.1 - Структура операций Национального банка по регулированию текущей ликвидности банковской системы в 2014 году

Источник: собственная разработка на основе данных [11]

Изменение показателей рублевой денежной массы в 2014 году (рисунок 2.2)

Рисунок 2.2 - Изменение показателей рублевой денежной массы в 2014 году Источник: собственная разработка на основе данных [11]

Важнейшими итогами деятельности Национального банка в 2014 году явились замедление инфляционных процессов в экономике и относительная стабильность обменного курса белорусского рубля.

Необходимость погашения значительных объемов внешних обязательств и ухудшение результатов внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования Республики Беларусь обусловили снижение золотовалютных резервов страны.

Обеспечены устойчивость банковского сектора, надежное и безопасное функционирование платежной системы.

Национальным банком проводилась работа по формированию эффективного финансового рынка, созданию благоприятного инвестиционного климата, повышению финансовой грамотности.

Таким образом, деятельность Национального банка в 2010-2014 гг была направлена на достижение основных целей и выполнение возложенных на него в соответствии с законодательством функций центрального банка страны. Принятые в 2010-2014 гг меры денежно-кредитной политики, а также бюджетной и других составляющих макроэкономической политики позволили минимизировать влияние мирового финансово-экономического кризиса на экономику и банковский сектор Республики Беларусь, обеспечить финансовую и макроэкономическую стабильность в стране.

Основными итогами реализации денежно-кредитной политики за 2014 г. стали замедление инфляционных процессов в экономике и относительная стабильность обменного курса белорусского рубля, процентные ставки в экономике поддерживались на положительном уровне в реальном выражении. В то время как 2015 в целом можно назвать кризисным.

В целом можно сделать вывод, на основании проведенного анализа Национальный банк не в состоянии проводить денежно-кредитную политику, не сет постоянные убытки в 2013 году 585610 млн.руб., в 2014 году 368955 млн.руб. Что само по себе парадоксально, так именно он осуществляет денежную эмиссию. Валютный курс и процентные ставки постоянно находится в так называемом надуманном состоянии «волатильности», чтобы оправдать неудачи в денежно-кредитной политики. Череда девальваций практически не прекращается, рост цен сдерживает только неплатежеспобность населения и субъектов хозяйствования. Снижается доходность банков, многие крупные предприятия на грани банкротства как и Дельтабанк. Золотовалютные запасы тают на глазах, сегодня (28.09.2015) президент поднял вопрос о сотрудничестве (новых кредитах) МВФ. Средняя процентная ставка по новым срочным рублевым депозитам в июле 2015 г. составила 22,6 процента годовых. Средняя процентная ставка по новым срочным рублевым депозитам физических лиц в июле 2015 г. составила 25,5 процента годовых, снизившись за июль на 1 процентный пункт. Средняя процентная ставка по новым срочным рублевым депозитам юридических лиц в июле 2015 г. составила 21,6 процента годовых, снизившись за месяц на 0,1 процентного пункта. Средняя процентная ставка по новым кредитам в белорусских рублях 20 составила 36,7 процента годовых, снизившись за месяц на 3,3 процентного пункта. Безусловно вина и на руководстве страны, которое не в состоянии заставить экономику работать более эффективно, поскольку потеряв рынки стран третьего мира и России, просто будет вынуждена обрушить курсы национальной валюты многократно, видимость благополучия поддерживалась до президентских выборов.

С точки зрения эффективности деятельность Национального банка, можно пока оценивать негативно, так банк убыточен, основные показатели денежно-кредитной политики были не выполнены.

3. Основные направления совершенствования деятельности национального банка Республики Беларусь

Правовой основой денежно-кредитного регулирования являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно разрабатываемые и утверждаемые правлением Национального банка Республики Беларусь.

Главная цель реформирования и реструктуризации банковской системы - это формирование сообщества кредитно-финансовых учреждений, способных к аккумуляции свободных внутренних и внешних финансовых ресурсов, их прибыльному размещению, а также к оказанию всего комплекса банковских услуг внутренним и внешним клиентам.

Основными проблемами банковской системы Беларуси является ее общая финансовая слабость. Почти половина всех активов банковской системы размещена в форме кредитов юридическим лицам, большинство из которых представляют собой низкорентабельные и убыточные предприятия государственного сектора. Банковская система Беларуси практически не имеет финансовых инструментов, позволяющих обеспечивать накопление денежных ресурсов в реальном исчислении.

На протяжении 2014 года продолжалась работа по совершенствованию нормативной правовой базы, регламентирующей сферу банковского надзора, приведению ее в соответствие с международными стандартами и опытом практического применения.

В целях повышения информированности населения и организаций о рисках банковской деятельности расширен и конкретизирован объем информации, раскрываемой банками и головными организациями банковских групп и (или) банковских холдингов в средствах массовой информации, на интернет-сайтах, в представлениях по запросам заинтересованных пользователей.

В рамках непрерывной работы по совершенствованию механизмов регулирования банковской деятельности определен порядок согласования наименований банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, а также усовершенствована процедура получения разрешений Национального банка на приобретение акций. Кроме того, установлены единое требование к минимальному размеру уставного фонда небанковской кредитно-финансовой организации в сумме, эквивалентной 1 млн. евро, и дифференцированные требования к минимальному размеру нормативного капитала в зависимости от видов банковских операций, осуществляемых небанковской кредитно-финансовой организацией.

Проведена работа по улучшению качественных параметров деятельности банков, обеспечивающих способность противостоять внутреннему и внешнему дестабилизирующему воздействию и адекватно выполнять свои функции в экономике. В этих целях ужесточены подходы к оценке риска по валютным кредитам при расчете банками показателей достаточности нормативного капитала.

В рамках совершенствования надзорных процедур на всех уровнях надзорного процесса за счет внедрения международных стандартов принято постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 27 июня 2014 г. № 409 ”Об утверждении Положения об организации надзорного цикла в Национальном банке Республики Беларусь“, направленное на повышение эффективности взаимодействия структурных подразделений Главного управления банковского надзора Национального банка.

В соответствии с планом внедрения международных стандартов капитала, левереджа и ликвидности Базель III принято постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 сентября 2014 г. № 562 ”Об утверждении Рекомендаций о методике применения банками инструментов мониторинга риска ликвидности, предусмотренных международными стандартами Базель III“, направленное на совершенствование и повышение эффективности процесса управления ликвидностью и риском ликвидности в банках.

В течение 2014 года была продолжена работа по совершенствованию корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля.

Так, внесены изменения и дополнения в нормативные правовые акты Национального банка, регулирующие организацию корпоративного управления, систем управления рисками и внутреннего контроля, связанные с уточнением процессов выявления условий возникновения конфликта интересов и мер по его исключению, а также идентификацией отдельных видов операционного риска.

В целях повышения качества управления банками принято постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 сентября 2014 г. № 563 ”Об утверждении Рекомендаций о методике внутренней оценки капитала в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах“, которое направлено на расширение использования банками современных методов управления капиталом и рисками в соответствии с передовой международной практикой.

В 2014 году также принят ряд мер по минимизации рисков невозврата кредитов, выданных в рамках экспресс-кредитования физических лиц. Предусмотрено увеличение с 1 января 2015 г. требований к капиталу по розничным кредитам физическим лицам, выдаваемым подповышенные процентные ставки, а также значительно увеличен размер отчислений в специальные резервы на покрытие возможных убытков по кредитам на потребительские нужды.

Осуществлена работа по приведению нормативных правовых актов Национального банка в соответствие с законами Республики Беларусь от 12 июля 2013 года ”Об аудиторской деятельности“ (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.07.2013, 2/2054), ”О бухгалтерском учете и отчетности“ (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.07.2013, 2/2055), ”Об инвестициях“ (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.07.2013, 2/2051).

В 2016 году денежно-кредитная политика сохранит стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике как основы для экономического роста и сбалансированного развития экономики страны.

Целью денежно-кредитной политики, реализуемой совместно с мерами экономической политики, проводимой Правительством Республики Беларусь, станет снижение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен.

В 2016 году приоритетом процентной политики останется поддержание положительного уровня в реальном выражении процентных ставок в экономике, обеспечивающего привлекательность и сохранность сбережений в национальной валюте[22].

Ставка рефинансирования будет поддерживаться на уровне, необходимом для достижения ценовой стабильности в экономике.

Ставка рефинансирования будет являться базовым инструментом регулирования уровня процентных ставок на денежном рынке и основой для установления процентных ставок по операциям предоставления ликвидности банкам.

Операции Национального банка обеспечат приближение процентной ставки однодневного рублевого межбанковского кредита к уровню ставки рефинансирования. Произойдет дальнейшее сужение коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит и своп овернайт, депозиты по фиксированной ставке).

Национальный банк продолжит регулировать ликвидность в банковской системе посредством использования стандартных инструментов, обеспечивая достижение цели денежно-кредитной политики, поддержание устойчивости банковской системы и своевременное осуществление платежей. Сохранятся рыночные условия предоставления денежных средств банкам.

Обменный курс белорусского рубля будет формироваться исходя из спроса и предложения иностранной валюты. Для сглаживания резких колебаний курса Национальный банк продолжит проводить валютные интервенции в ограниченном объеме.

Международные резервные активы Республики Беларусь с учетом прогнозируемого улучшения состояния платежного баланса увеличатся за 2016 год на 0,2 - 0,5 млрд. долларов США[22].

В 2016 году действия Национального банка будут направлены на повышение устойчивости банковского сектора, стимулирование банков к наращиванию их ресурсной базы и активному участию в развитии экономики, в том числе через поддержку экспорта.

Продолжится формирование условий для внедрения новых банковских технологий, повышения стандартов и качества банковских услуг и улучшения корпоративного управления в банках.

Банковское кредитование будет осуществляться с учетом наращивания ресурсной базы банков и необходимости поддержания макроэкономической сбалансированности экономики. Объемы и источники финансирования государственных программ и мероприятий будут сбалансированы с ресурсными возможностями экономики. В целом требования банков к экономике в 2016 году вырастут на 16 - 19 процентов.

Важным направлением развития финансового рынка в 2016 году станет создание институциональной среды, содействующей привлечению долгосрочных инвестиций и формированию институтов, осуществляющих трансформацию внутренних сбережений в долгосрочные финансовые инструменты.

В 2016 году будет обеспечиваться эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы посредством совершенствования ее нормативной правовой базы, процедур надзора за платежной системой и повышения уровня надежности автоматизированной системы межбанковских расчетов на базе использования новейших информационных технологий.

Продолжится совершенствование системы безналичных расчетов по розничным платежам и увеличение объема операций, совершаемых с использованием электронных платежных инструментов.

В 2016 году продолжится [22]:

реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства, а также банковских систем стран Таможенного союза и Единого экономического пространства, других государств - участников Содружества Независимых Государств, включая формирование и развитие договорно-правовой базы;

взаимодействие Национального банка и банковского сектора Республики Беларусь с Международным валютным фондом, Группой Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития, Антикризисным фондом Евразийского экономического сообщества, зарубежными центральными банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества.

Итогом реализации денежно-кредитной политики в 2016 году станут замедление инфляционных процессов, достижение макроэкономической и финансовой стабильности, что является основой устойчивого и сбалансированного развития экономики страны.

Для дальнейшего развития с мировой валютно-кредитной системой государству в лице Правительства и Национального банка следует осуществить определенные действия по сокращению государственного вмешательства в банковскую деятельность. В частности следует провести следующие мероприятия:

1. Юридическое и фактическое восстановление независимости Национального банка от исполнительной власти как необходимого условия становления современной банковской системы, ответственной перед своими кредиторами и вкладчиками.

2. Вывод средств государства из уставных капиталов коммерческих банков, в первую очередь тех из них, которые не играют существенной роли в осуществлении государственных программ, с последующей продажей их на свободных аукционах. Исключением здесь могут стать два системообразующих банка - АСБ «Беларусбанк», как ведущий банк по работе со сбережениями населения, и ОАО «Белагропромбанк», в виду той роли, которую играет этот банк в финансировании сельского хозяйства, особого сектора в экономике Республики Беларусь. Данная мера необходима для создания равных условий для всех банков и исключения возможности нерыночного давления органов власти и Национального банка на денежный рынок через зависимые от него банки.

3. Создание развитого третьего уровня кредитно-финансовых учреждений - специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений с ограниченными лицензионными полномочиями и без права ведения расчетных счетов юридических и физических лиц (инвестиционные, трастовые, ипотечные и компании, общества взаимного кредита, кредитные союзы и т.п.). В результате произойдет привлечение дополнительных средств на денежный рынок, в том числе из «серой» экономики, специализация и повышение качества предоставляемых кредитно-финансовых услуг.

4. Разработка механизма ускоренного судебного разбирательства с предприятиями-заемщиками, не способными погасить полученный банковский кредит, их банкротство и передача имущества во временное управление по рекомендации банков-кредиторов.

5. Инициирование создания союза коммерческих банков, который примет на себя солидарную ответственность за финансовое состояние банков-членов данного союза, по принципу банковского консорциума.

6. Переход к расчету всех пруденциальных нормативов, исходя из собственного капитала банков, а не их уставных капиталов, что позволит отказаться от искусственного привлечения новых акционеров и повысить капитализацию уже выпущенных акций и их рыночную стоимость.

7. Переход к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) для белорусских банков с целью их скорейшей адаптации к мировым финансовым рынкам и получения соответствующих банковских рейтингов.

8. Обеспечение необходимого алгоритма действий для получения Беларусью кредитного рейтинга, а коммерческими банками - соответствующего банковского рейтинга.

Предложенные мероприятия направлены на финансовое укрепление белорусской банковской системы, придание ей динамичности, прозрачности и выход на мировые финансовые рынки в качестве полноправного их участника. В отличие от монетарной политики, их реализация не требует комплексности и может быть осуществлена в разные сроки по мере подготовки соответствующих экономических и политических условий.

Основные направления на 2016 год определяют в качестве стратегической направленности денежно-кредитной политики Республики Беларусь ценовую стабильность, а цели - снижение инфляции. На это будут направлены все инструменты Национального банка, а решения по их использованию будут приниматься с учетом складывающихся внешних и внутренних условий. Впервые за последние годы таргетирование инфляции провозглашается в качестве цели денежно-кредитной политики. Курс белорусского рубля в 2016 году планируется определять исходя из баланса спроса и предложения, с валютными интервенциями со стороны Национального банка в ограниченном объеме.

Заключение

В ходе рассмотрения данной темы в курсовой работе можно сделать вывод, что важное место в банковской системе Республики Беларусь занимает Национальный банк Республики Беларусь, основными целями которого является:

кредитно-денежное регулирование экономической системы РБ;

поддержка общей экономической политики Правительства РБ;

обеспечение устойчивости официальной денежной единицы РБ.

Проводимое Национальным банком денежно-кредитное регулирование является неотъемлемой частью экономической политики государства. Действия Национального банка Республики Беларусь должны быть направлены на достижение стратегических и тактических целей денежно-кредитной политики, обеспечение социально-экономического развития страны, увязаны с бюджетно-налоговой политикой, прогнозом платежного баланса Республики Беларусь.

Конечными целями денежно-кредитного регулирования являются:

¾    достижение устойчивых в среднесрочном периоде темпов экономического роста;

¾      существенное снижение темпов инфляции; уменьшение отрицательного сальдо торгового баланса за счет опережающих темпов роста экспорта по сравнению с импортом;

¾      обеспечение роста инвестиций.

Для создания условий по достижению этих целей необходимо средствами денежно-кредитной политики обеспечить:

поддержание темпов роста денежной массы в тесной связи с темпами роста реального сектора экономики;

рост иностранных активов банковской системы республики;

положительные значения реальных процентных ставок;

стабильную динамику валютного курса белорусского рубля.

Для достижения стратегических и тактических целей денежно-кредитной политики, количественных и качественных параметров целесообразно реализовать денежно-кредитный механизм государственного регулирования экономики, который представляет собой концептуальные направления и подходы к достижению стратегических и тактических целей обеспечения темпов роста экономики страны, снижения темпов инфляции и безработицы, недопущения отрицательного сальдо торгового баланса на основе комплексного и гибкого применения инструментов денежно-кредитной политики (учетной ставки, порядка проведения операций на открытом рынке, норм обязательных резервов, политики в области валютного курса, обязательных экономических нормативов) и системы мер по повышению эффективности функционирования банковской системы.

Деятельность Национального банка в 2010-2014 гг была направлена на достижение основных целей и выполнение возложенных на него в соответствии с законодательством функций центрального банка страны. Принятые в 2010-2014 гг меры денежно-кредитной политики, а также бюджетной и других составляющих макроэкономической политики позволили минимизировать влияние мирового финансово-экономического кризиса на экономику и банковский сектор Республики Беларусь, обеспечить финансовую и макроэкономическую стабильность в стране.

Наряду с обеспечением необходимой стабильности белорусского рубля поддержана ценовая конкурентоспособность белорусского экспорта, что в определенной мере компенсировало влияние падения внешнего спроса на отечественную продукцию. За счет взвешенной процентной политики сохранено доверие вкладчиков к банкам, что выразилось в росте сбережений населения в форме банковских депозитов.

Важнейшими итогами деятельности Национального банка в 2014 году явились замедление инфляционных процессов в экономике и относительная стабильность обменного курса белорусского рубля.

Основными итогами реализации денежно-кредитной политики за 2014 г. стали замедление инфляционных процессов в экономике и относительная стабильность обменного курса белорусского рубля, процентные ставки в экономике поддерживались на положительном уровне в реальном выражении. В то время как 2015 в целом можно назвать кризисным.

В целом можно сделать вывод, на основании проведенного анализа Национальный банк не в состоянии проводить денежно-кредитную политику, не сет постоянные убытки в 2013 году 585610 млн.руб., в 2014 году 368955 млн.руб. Что само по себе парадоксально, так именно он осуществляет денежную эмиссию. Валютный курс и процентные ставки постоянно находится в так называемом надуманном состоянии «волатильности», чтобы оправдать неудачи в денежно-кредитной политики. Череда девальваций практически не прекращается, рост цен сдерживает только неплатежеспобность населения и субъектов хозяйствования. Снижается доходность банков, многие крупные предприятия на грани банкротства как и Дельтабанк. Золотовалютные запасы тают на глазах, сегодня (28.09.2015) президент поднял вопрос о сотрудничестве (новых кредитах) МВФ. Средняя процентная ставка по новым срочным рублевым депозитам в июле 2015 г. составила 22,6 процента годовых. Средняя процентная ставка по новым срочным рублевым депозитам физических лиц в июле 2015 г. составила 25,5 процента годовых, снизившись за июль на 1 процентный пункт. Средняя процентная ставка по новым срочным рублевым депозитам юридических лиц в июле 2015 г. составила 21,6 процента годовых, снизившись за месяц на 0,1 процентного пункта. Средняя процентная ставка по новым кредитам в белорусских рублях 20 составила 36,7 процента годовых, снизившись за месяц на 3,3 процентного пункта. Безусловно вина и на руководстве страны, которое не в состоянии заставить экономику работать более эффективно, поскольку потеряв рынки стран третьего мира и России, просто будет вынуждена обрушить курсы национальной валюты многократно, видимость благополучия поддерживается до президентских выборов.

С точки зрения эффективности деятельность Национального банка, можно пока оценивать негативно, так банк убыточен, основные показатели денежно-кредитной политики были не выполнены. Согласно прогнозам аналитиков в 2015 году денежно-кредитная политика будет содействовать сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов и формированию на этой основе устойчивого экономического роста. Реализация намеченных целей и задач монетарной политики, адекватных развитию экономики, обеспечит значимую поддержку проводимой Правительством Республики Беларусь экономической политики.

Основные направления на 2016 год определяют в качестве стратегической направленности денежно-кредитной политики Республики Беларусь ценовую стабильность, а цели - снижение инфляции. На это будут направлены все инструменты Национального банка, а решения по их использованию будут приниматься с учетом складывающихся внешних и внутренних условий. Впервые за последние годы таргетирование инфляции провозглашается в качестве цели денежно-кредитной политики. Курс белорусского рубля в 2016 году планируется определять исходя из баланса спроса и предложения, с валютными интервенциями со стороны Национального банка в ограниченном объеме.

список использованных источников

1.      Банки и банковское / под ред. И. Балабанова. - СПб: Питер, 2010. - 650 c.

2.      Банковский розничный бизнес / Под ред. Н. Калистратова. - Москва: БДЦ-пресс, 2010. - 540 c.

.        Банковское дело / Под ред. О.М. Лаврушина. - М: Финансы и статистика, 2012 - 750 c.

.        Большой экономический словарь // А.С.Самусенко. - Москва Институт новой экономики, 2010. - 1376 с.

.        Войтешенко, Б.С.Основы банковского дела: Учебное пособие / Б.С. Войтешенко. - Минск: Тесей, 2011. - 448с.

.        Годовой отчет Национального банка Республики Беларусь. - Минск: 2014. - 163 с.

.        Деньги, кредит, банки / под. ред. Г.И. Кравцовой. - Минск: Банки и биржи, 2010. - 487 c.

.        Деньги, кредит, банки / под ред. А. Селищева. - СПб.: Питер, 2010. - 654 c.

.        Деньги. Кредит. Банки: учебник для вузов / под ред. Е.Ф. Жукова, Л.М. Максимовой, А.В. Печниковой и др. - Москва: ЮНИТИ, 2011. - 622с.

.        Ефимова, Л.Г. Банковское право. Учеб. и практич. Пособие / Л.Г. Ефимова. - М: Изд-во БЕК, 2010. - 357 c.

.        Итоги выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за январь - сентябрь 2014 г. и задачи банковской системы по их реализации в IV квартале 2014 г. // Банковский вестник. - ноябрь 2014. - С. 5-10.

.        Матяс, А. Белорусская экономика в условиях кризисного и посткризисного развития / А. Матяс // Банковский вестник. - ноябрь 2011. - . - С. 25-30.

.        Мирончик, Н. Инфляционные ожидания и денежно-кредитная политика / Н. Мирончик // Банковский вестник. - сентябрь 2011. - - С. 16-21.

.        О роли центрального банка в обеспечении финансовой стабильности / Д. Криворотов // Банковский вестник. - август 2011. - С. 42-50.

.        Общая теория денег и кредита: учебник / под ред. Е.Ф. Жукова. - Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2013. - 457 c.

.        Организация деятельности коммерческих банков / под ред. Г.И. Кравцовой. - Минск: БГЭУ, 2012. - 631 c.

.        Организация деятельности Центрального Банка / под ред. С.С. Ткачук, О.И. Румянцева. - Минск: БГЭУ, 2010. - 78 c.

.        Просолова, Н. Совершенствование банковского законодательства за двадцатилетний период / Н. Прасолова // Банковский вестник. - август 2011. - - С. 10-15.

Похожие работы на - Операции Национального Банка Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!