Анализ рынка труда

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,57 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ рынка труда

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Тюменский индустриальный университет"

ИНЖЭКИ

Кафедра экономики строительства







КУРСОВАЯ РАБОТА

по Экономической теории

"Анализ рынка труда"










Тюмень, 2016

Содержание

Введение

. Теоретические основы изучения рынка труда

.1 Развитие взглядов экономистов-теоретиков на сущность и виды рынка труда, его роли в экономике

.2 Развитие трудовых отношений в России

.3 Классификация рынка труда

. Характеристика рынка труда РФ и некоторых областей

.1 Характеристика рынка труда РФ

.2 Характеристика рынка труда Челябинской области

.3 Характеристика рынка труда Тюменской области

. Государственное регулирование рынка труда

.1 Роль Государственной службы занятости в регулировании рынка труда

.2 Роль Федеральной миграционной службы в регулировании рынка труда

.3 Роль Международной организации труда (МОТ) в разработке программ занятости и преодолении безработицы

Заключение

Список литературы

Приложение А. Классификация рынка труда

Приложение Б. Социальная поддержка гражданам, признанным в установленном порядке безработными

Приложение В. Средняя заработная плата за 2011-2013 гг.

Приложение Г. Экономически активное население РФ

Приложение Д. Занятое население РФ

Приложение Е. Безработное население РФ

Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что рынок труда - одно из наиболее важных звеньев современной экономики. В условиях современного развития экономических отношений рынок труда занимает важное место. С одной стороны, он является элементом экономической системы и от эффективности его функционирования зависят национальное благополучие, стабильность общества и эффективность социально-экономических преобразований. В то же время, выступая самостоятельной системой, он опосредует влияние этого развития на благосостояние населения и характер многих социальных процессов, усиливая или сглаживая возникающие противоречия.

Рассмотрение данной темы поможет разобраться в теме "Рынок, его сущность, структура и основные элементы" курса экономики.

Целью работы является анализ рынка труда.

Объектом исследования является РФ и отдельные регионы.

В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:

·Выявить теоретические аспекты сущности, структуры рынка труда, его специфику и особенности на современном этапе;

·Рассмотреть развитие трудовых отношений в России;

·Дать классификацию рынка труда;

·Охарактеризовать рынок труда России, Челябинской и Тюменской областей;

·Объяснить роль государственного вмешательства в рынок труда

Работа составлена на основе изучения трудов экономистов-теоретиков, таких как Д. Рикардо, К. Маркс, А. Маршалл, Дж. Кейнс, а также статей из периодических изданий, официальных сайтов Службы занятости.

Результаты работы изложены на 45 страницах печатного текста и включают в себя:

введение;

3 главы: 1) Теоретические основы рынка труда; 2) Характеристика рынка труда РФ и некоторых регионов; 3) Государственное регулирование рынка труда

заключение;

список литературы;

приложения.

В работе имеется 4 графика, 4 таблицы, 6 приложений.

1. Теоретические основы изучения рынка труда

.1 Развитие взглядов экономистов-теоретиков на сущность и виды рынка труда, его роли в экономике

а) Классическая школа

Классическая концепция рынка труда исходит из того, что полная занятость есть норма рыночной экономики и поэтому государство не должно вмешиваться в проблемы рынка труда. Эта концепция основана на постулатах классической политической экономии. Д. Рикардо полагает, что общее перепроизводство невозможно, т.к предложение порождает спрос. В качестве регулятора рынка труда могут успешно использоваться цена и заработная плата, которые, инициируя сокращение расходов, предотвратят уменьшение реального объема выпуска, занятости и доходов. Конкуренция на рынке труда исключает вынужденную безработицу, а изменения процентной ставки, эластичность соотношения цен и заработной платы обеспечивают полную занятость трудоспособного населения в народном хозяйстве. Государственное вмешательство в экономику и в проблемы рынка труда не только не нужно, но и вредно.

б) Марксистская концепция

Карл Маркс исходил из того, что рабочая сила как "совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека", является товаром, а производственные отношения основываются на свободной купле-продаже рабочей силы, где ее ценой является заработная плата.

В марксистской экономической теории нет рынка труда, а есть рынок рабочей силы. Если рабочая сила в процессе труда создает стоимость, то все прочие виды ресурсов лишь переносятся на новую стоимость самим трудом. Это кардинально отличает рабочую силу от всех прочих ресурсов, обеспечивает ее ключевое значение в общественном производстве. Кроме того, марксисты полагают, что рынок рабочей силы, хотя и подчиняется общим рыночным закономерностям, имеет существенные особенности, поскольку сама рабочая сила, как субъективный фактор производства, будучи товаром, может в то же время активно влиять на соотношение спроса и предложения.

в) Неоклассическая школа

Неоклассическая концепция рынка труда объясняет функционирование рынка труда несколько иначе, чем классики. В соответствии с неоклассической концепцией рынок труда действует на основе ценового равновесия, а главным регулятором рынка труда выступает цена рабочей силы. Маршалл утверждает, что безработица является добровольной, а причину безработицы усматривает в отказе работников трудиться за меньшую заработную плату. Спрос и предложение ресурсов труда обеспечиваются регулированием цены труда, позволяющим достигать равновесного состояния спроса и предложения, цена труда гибко реагирует на спрос рынка рабочей силы. Неоклассики отрицательно относятся к установлению государством минимальной заработной платы, к профсоюзам, они трактуют это как "несовершенство" рынка.

Неоклассики полагали, что рынок труда, как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия, т.е. основным рыночным регулятором служит цена - в данном случае рабочей силы (заработная плата). Именно с помощью заработной платы, по их мнению, регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Инвестиции в образование и квалификацию (в человеческий капитал) - это аналоги инвестиций в машины и оборудование, которые осуществляются до тех пор, пока не понижается норма прибыли на эти вложения. Из неоклассической концепции следует, что цена рабочей силы гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения, а безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие.

Экономисты-неоклассики обосновали вывод о том, что полная занятость является нормой для капитализма. Они объясняют это тем, что в соответствии с классической теорией совокупное предложение в экономике определяет уровень реального объема производства при полной занятости, а совокупный спрос - уровень цен. Кроме того, согласно неоклассическим представлениям в рыночной экономике существует эластичность соотношения цен и заработной платы. Даже если и произойдет временное сокращение общих расходов, то оно будет компенсировано снижением цен и заработной платы и в результате реальный объем производства, занятость и реальный доход не снизятся.

г) Кейнсианская школа

Кейнсианская концепция рынка труда исходит из того, что решение проблем рынка труда нужно искать не на стороне предложения, а на стороне эффективного спроса. По Кейнсу, уровень занятости определяется динамикой эффективного спроса, который складывается из ожидаемых расходов на потребление и предполагаемых инвестиций. Решающим фактором увеличения занятости является повышение нормы накопления. Рынок труда находится в состоянии перманентного неравновесия, поэтому не существует механизма, который бы обеспечивал полную занятость. Полная занятость является случайной, но не закономерной. Государство выступает основным стимулятором роста занятости населения посредством увеличения либо уменьшения совокупного спроса, что предотвратит неравновесное состояние рынка труда. Кейнс отрицает возможность влияния на рынок труда посредством изменения процентной ставки и эластичности соотношения цен и заработной платы. Цена рабочей силы - жестко фиксированная величина и в сущности не изменяется, в частности в сторону понижения, а цена труда не выступает регулятором рынка труда. Спрос на рабочую силу регулируется не изменениями рыночных цен на трудовые услуги, а совокупным спросом либо объемом выпуска продукции.

Согласно концепции рынка труда Кейнса, суть государственного регулирования заключается в том, чтобы переместить уровень равновесия на уровень полной занятости, под которой понимается так называемый нормальный уровень безработицы (от 3 до 7 % общей численности рабочей силы). Решающим фактором увеличения занятости является повышение нормы накопления. Следовательно, государство выступает основным стимулятором роста занятости населения.

Кейнсианская концепция рынка труда утверждает, что рынок труда находится в состоянии перманентного неравновесия, поэтому, согласно этому подходу, не существует механизма, который бы обеспечивал полную занятость.

В отличие от неоклассиков они рассматривают рынок труда как явление постоянного и фундаментального равновесия. Модель рынка труда исходит из того, что цена рабочей силы жестко фиксирована и практически не меняется (особенно в сторону уменьшения). Этот элемент модели никак не доказывается, он берется как безусловный факт. Поскольку цена по данной концепции не является регулятором рынка, такой регулятор должен быть принесен извне. Его роль отводится государству, которое, уменьшая или увеличивая совокупный спрос, может данное неравновесие ликвидировать. Таким образом, спрос на рабочую силу, по этой модели регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом, иначе объемом производства.

В этой модели рынок труда занимает подчиненное положение. Предприниматели предъявляют спрос на такое количество труда, которое позволит им осуществить предложение благ в размере, необходимом для удовлетворения эффективного спроса, который Кейнс определил как фактически реализуемое при данном уровне цен значение совокупного спроса. То есть спрос на труд есть функция от эффективного спроса на блага.

д) Институциональная школа

Еще один распространенный теоретический подход к механизму функционирования рынка труда представлен школой институционалистов. Основное внимание в ней уделяется анализу профессиональных и отраслевых различай в структуре рабочей силы и соответствующих уровней заработной платы. Здесь прослеживается отход от макроэкономического анализа и попытка объяснить характер рынка особенностями динамики отдельных отраслей, профессиональных демографических групп.

е) Монетаристская школа

Рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности. Если в обществе возникают диспропорции, это происходит в первую очередь в результате внешнего вмешательства, например, из-за введения государством минимальных ставок зарплаты, влияния профсоюзов на действия предпринимателей или отсутствия объективной информации о наличии вакантных рабочих мест. Поэтому количество государственных регуляторов следует ограничить. Для уравновешивания рынка труда целесообразно использовать такие рычаги, как учетная ставка ЦБ, размеры обязательных резервов КБ на счетах ЦБ. Это будет стимулировать предпринимательскую активность и тем самым позволит увеличить занятость в стране.

Как и сторонники кейнсианского подхода, представители школы монетаристов исходят из жесткой структуры цен на рабочую силу, более того - из предпосылки их однонаправленного, повышательного движения. Монетаристами вводится понятие некоего "естественного" уровня безработицы, отражающего структурные характеристики рынка труда, делающего цены на нем негибкими, препятствующими нормальному его функционированию, усугубляющими его неравновесие и, стало быть, безработицу.

Для уравновешивания рынка монетаристы предлагают использовать инструменты денежно-кредитной политики. Речь, в частности, идет о необходимости использовать такие рычаги, как учетная ставка центрального банка, размеры обязательных резервов коммерческих банков на счетах центрального банка.

Все концепции представлены ниже в таблице.

Таблица 1. Основные положения теорий

Теория (школа)Сторонники школыОсновные положения теорииКлассическаяД. Рикардо, Дж.С. Милль Конкуренция на рынке труда исключает вынужденную безработицу. Любой желающий работать по определяемой рынком ставке заработной платы может легко найти работу; · Наилучшей экономической политикой государства является политика его невмешательства в экономическую жизнь В условиях рынка именно личный интерес обеспечивает равновесие и совершенство в обществе; · На рынке труда несоответствие между спросом и предложением носит временный характер, поскольку экономика страны - саморегулирующаяся система, в которой полная занятость является нормой; · Такие рычаги рыночного регулирования, как колебания ставки процента и эластичность соотношения цен и заработной платы, способны поддерживать полную занятость в экономике, они превращают полную занятость в неизбежность.МарксистскаяК. Маркс· Нет рынка труда, а есть рынок рабочей силы; · В условиях рынка рабочая сила выступает товаром особого рода; · Если рабочая сила в процессе труда создает стоимость, то все прочие виды ресурсов лишь переносятся на новую стоимость самим трудом; · Рабочая сила создает прибавочную стоимость, присваиваемую безвозмездно капиталистом; · Хотя спрос на рабочую силу и увеличивается с возрастанием капитала, однако темпы роста спроса на труд ниже темпов роста физического капитала.НеоклассическаяА. Маршалл Дж. Перри· С помощью цены труда, или заработной платы регулируются спрос на рабочую силу и ее предложение, поддерживается их равновесие; · Цена на рабочую силу гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения; · Безработица носит добровольный характер; · Рабочие могут сами добровольно обрекать себя на безработицу, не соглашаясь работать за "нормальную" заработную плату, складывающуюся на рынке в результате спроса и предложения; · Поиск рабочего места - это явление, вызывающее нестабильность рынка труда; · Влияние профсоюзов, установление государством минимальных ставок заработной платы, отсутствие информации о вакансиях и свободной рабочей силе свидетельствуют о "несовершенстве" рынка труда; · На рынке существует сильная тенденция к установлению такого соотношения между ставками заработной платы и спросом, чтобы все были заняты.КейнсианскаяДж. Кейнс· В экономике не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость; · Полная занятость скорее случайна, чем закономерна; · Роль регулятора рынка труда должно выполнять государство, которое, уменьшая или увеличивая совокупный спрос, может ликвидировать неравновесие на рынке труда; · Безработица носит вынужденный характер, хотя в некоторой части может быть и добровольной; · Цена рабочей силы жестко фиксирована и практически не меняется, особенно в сторону уменьшения; · Воздействовать на рынок труда при помощи колебания ставок процента и эластичности соотношения цен и заработной платы невозможно.МонетаристскаяМ. Фридмен· Для уравновешивания рынка труда целесообразно использовать такие рычаги, как учетная ставка центрального банка, размеры обязательных резервов коммерческих банков на счетах центрального банка; · Деньги - главный рычаг экономического поведения человека, а спрос на деньги - важнейший инструмент экономического развития общества, включая и рынок труда; · Управление экономикой, в том числе рынком труда, зависит от контроля государства за наличием денег в обществе и их эмиссией; · Установление государством минимального уровня заработной платы, сильные позиции профсоюзов, отсутствие информации о наличии вакансий и резервной рабочей силы усиливают рыночное неравновесие и являются негативными факторами рынка труда; · Число государственных регуляторов необходимо сократить до минимума, исключая налоговое и бюджетное регулирование.ИнституциональнаяЛ. Ульман· Прослеживается отход от макроэкономического анализа и попытка объяснить характер рынка особенностями динамики отдельных отраслей, профессиональных демографических групп; · Не стихийный рынок и свободная конкуренция, а общественные институты определяют политику в области заработной платы, гарантий прав работников и занятости.

Ни один из перечисленных выше подходов не дает полной и адекватной картины механизма функционирования рынка рабочей силы, хотя они и отражают отдельные его элементы.

Как видно из таблицы, каждая из названных теорий имеет свои достоинства и недостатки. В современной практике того или иного государства можно проследить тяготение или к кейнсианству, или к монетаризму. Так, российское правительство проводит свою экономическую политику, опираясь преимущественно на монетаристскую теорию.

.2 Развитие трудовых отношений в России

а) Зарождение трудовых отношений

В любых исторических условиях трудовая деятельность, продуктивно преобразующая природный мир - это первооснова жизнедеятельности человека и общества в целом. Труд является тем фактором, который создал человека и служит основой его развития. Трудовая деятельность определяет социальные связи человека с природой и с другими людьми в самом обществе. Процесс производства - это, прежде всего, процесс труда. Таким образом, можно считать, что зарождение трудовых отношений проходило параллельно с развитием человека. В родоплеменном обществе, например, зачатками трудовых отношений можно считать тот факт, что племя содержало шамана, получая от него взамен "благословение богов". С развитием человеческого общества появляется понятие денег и соответственно денежной платы за труд.

б) Установление крепостного права

Трудовые отношения в средневековой России характеризовались следующей интересной особенностью: необработанной земли в стране было много, а работающего населения мало, вследствие чего, в поисках лучших условий, люди перебегали от одного владельца земли к другому, тем самым разоряя одних и обогащая других. Для сохранения числа состоятельных землевладельцев, которые составляли вооруженное войско страны, в 1649 г. "Соборное уложение" окончательно установило крепостное право и тем самым прекратило конкурентную борьбу за рабочую силу. На этом развитие трудовых отношений в нашей стране для всего населения было приостановлено и возобновилось только с отменой крепостного права.

в) Трудовые отношения в XIX-начала ХХ вв.

Труд, как процесс потребления рабочей силы, представляет собой сознательную деятельность человека, посредством которой он стремится удовлетворить свои потребности в продуктах и услугах. Содержание этой деятельности заключается в том, что продавая на рынке труда такой специфический товар, как рабочая сила, его собственник приобретает необходимые ему жизненные блага. Но при этом человек, продающий свою рабочую силу, то есть способность к труду, должен обладать свободой распоряжаться своей способностью к труду. Это означает, что продажа товара "рабочая сила" может иметь место лишь при условии, если работник юридически свободен и может по своему усмотрению распоряжаться своими способностями к труду.

По ревизии (переписи населения) от 1857 г. в крепостных насчитывалось 34,5% от всего населения Российской Империи. Из оставшихся 2/3 населения страны часть составляли представители дворянства и слоя обеспеченных людей, участвующие в трудовых отношениях только со стоны работодателей. Таким образом, маловероятно, что в стране, где личностно зависимое население составляло 1/3 часть в отсутствии необходимой законодательной базы и постоянно меняющихся внешних условиях, вследствие смены правителя, войн и др. мог сформироваться рынок труда.

После отмены крепостного права в 1861 г. крестьяне получили личную свободу и возможность участвовать в любых гражданских правоотношениях, в том числе и в трудовых отношениях в качестве работника. Однако, система выкупа земельного надела удерживала большую массу крестьян на своем участке, в рамках общинного землепользования. Возможно, наша страна начала бы приходить к развитию рынка труда по завершении выкупного процесса, т.е., согласно "Общему положению о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" 1861 г., примерно к 1920-1930 г. Однако, этому не суждено было случиться.

г) Особенности "рынка труда" в СССР

Первая мировая война 1914-1917 гг., Великая социалистическая революция 1917 г. и Вторая мировая война 1941-1945 гг. блокировали мирное экономическое развитие нашей страны и рынка труда в частности. Так как рассмотрение военной экономики выходит за рамки настоящей работы, будем рассматривать рынок труда СССР после того, как экономика полностью перешла в "мирный режим".

Характерной чертой рынка труда Советского союза была система занятости и сложившаяся к моменту начала рыночных реформ 90-х гг. концепция полной занятости. Полная занятость была одной из основных целей планово-административной экономики, а ее реализация означала гарантированную занятость в течение жизни работника, а также заработную плату и необходимый для удовлетворения минимальных потребностей доход семьи. В результате административных мер и крупных государственных инвестиций в экономику в СССР была достигнута высокая степень трудовой активности населения. К концу 80-х гг. 92% трудоспособного населения было занято в общественном производстве или учебой; в некоторых возрастных группах этот показатель достигал 95-98%. При этом высокий уровень участия в оплачиваемой занятости был характерен не только для мужчин, но и для женщин.

Помимо обеспечения высокой степени занятости социалистическая система в течение относительно короткого периода времени эффективно решила проблему ликвидации неграмотности населения на огромной территории, то есть резко повысила качество рабочей силы.

Высокая степень занятости и доступ к бесплатному образованию были, несомненно, одними из главных условий социальной стабильности и социальной удовлетворенности в советском обществе. Однако, трудовой потенциал общества использовался при этом неэффективно. В последние десятилетия СССР все быстрее снижались адаптационные возможности рабочей силы, слабела система трудовых мотиваций. Происходило это по ряду причин. Во-первых, высокая степень занятости сопровождалась низкой ценой труда. Во-вторых, государственная идеология не поощряла работников к получению общих знаний и производила много специалистов с неконвертируемой квалификацией, таким образом, все более наращивалась искаженная структура рабочей силы, сосредоточение основной массы работников в отраслях промышленности и сельского хозяйства. Следствием выше перечисленного было несоответствие структуры спроса на рабочую силу образовательной структуре работников. В-третьих, в условиях централизованной оценки труда и планового распределения рабочей силы руководители организаций не были заинтересованы в ее эффективном использовании и в большинстве случаев стремились к увеличению штата. Из-за чего в экономике сформировалась так называемая "сверхзанятость" - излишки рабочей силы по сравнению с потребностями экономики. Масштабы "сверхзанятости" в конце 80-х годов оценивались специалистами в размере 15-20% рабочей силы.

Все выше перечисленное привело к тому, что к концу 80-х гг. СССР стал утрачивать свои преимущества в качестве образования и квалификационном потенциале рабочей силы.

д) Слом системы занятости населения СССР

Слом системы государственного строя в 90-е годы поставил все трудовое население страны в очень тяжелое положение. Поменять место своей работы и род деятельности были вынуждены 60 % населения страны. В 90-е годы большинство трудоспособного населения РФ оказалось безработным по причине развала большинства государственных предприятий. Устроиться на новое место работы с имеющейся квалификацией российский гражданин в большинстве случаев не мог. Получить новую специальность, которая являлась для него источником денег, в России было негде, усугубляло ситуацию то, что ответить на вопрос "на кого учиться?" было нелегко. Решение каждый находил свое собственное: занимались челночной торговлей, открывали свой бизнес, или просто были вынуждены работать там, где предлагали и платили заработную плату.

С теоретической точки зрения характерными особенностями рынка труда в переходной экономике являются: снижение количества и качества занятости; ослабление гарантий занятости и сохранения рабочего места; рост длительной безработицы, что в конечном итоге препятствует эффективному использованию трудового потенциала работников. Все это в полной мере наблюдалось при переходе СССР в Российскую Федерацию.

.3 Классификация рынка труда

Для регулирования рынка труда важное значение имеет классификация рынков труда по различным критериям (см. приложение А).

. По критериям пространственной протяженности и административно-территориальной зависимости можно различать международный рынок труда; национальный рынок труда, действующий на территории страны; региональный рынок труда, охватывающий территорию отдельного региона (республики, края, области, района) страны; внутрифирменный рынок труда - рынок труда внутри конкретной организации.

. По критерию временных параметров можно различать текущий (реальный), перспективный, потенциальный и прогнозируемый рынки труда.

. По степени эластичности можно выделить жесткий рынок труда, основанный на строгой регламентации рабочего времени и стандартных формах занятости, и гибкий рынок труда, быстро приспосабливающийся к изменяющимся условиям хозяйствования, как количественно (за счет количества занятых, уровня заработной платы), так и функционально (за счет использования гибких режимов занятости, изменения систем оплаты труда).

. В зависимости от степени конкуренции на рынке труда и взаимодействия продавцов и покупателей рабочей силы можно выделить несколько моделей: чисто конкурентный рынок труда, монопсонистический рынок труда, модель при участии профсоюзов, модель двусторонней монополии.

Чисто конкурентный рынок труда характеризуется следующими чертами: 1) большое число организаций конкурируют друг с другом при найме работников конкретного вида труда; 2) многочисленные квалифицированные работники, имеющие одинаковую квалификацию, независимо друг от друга, предлагают данный вид труда; 3) ни организации, ни работники не контролируют и не диктуют ставки заработной платы.

Модель монопсонии (т.е. монополии одного покупателя) характеризуется следующими чертами: 1) количество занятых в данной организации составляет основную часть занятых каким-то конкретным видом труда; 2) данный вид труда является относительно не мобильным в силу географических или профессионально-квалификационных факторов, когда работники не могут найти другое рабочее место без смены специальности и квалификации; 3) организация диктует заработную плату, т.е. ставка заработной платы находится в прямой зависимости от количества нанимаемых работников.

Монопсонистические условия на рынке труда складываются, как правило, в малых городах и отдаленных районах при наличии там одного крупного предприятия, являющегося единственным источником занятости для населения. Если монопсонию на рынке труда держит небольшое число предприятий, то в этом случае имеет место олигопсония.

В тех случаях, когда на рынке труда профсоюзы представляют интересы работников и от их имени ведут переговоры с нанимателями, имеет место модель рынка труда с учетом действия профсоюзов.

Модель двусторонней монополии характерна для условий монопсонистического рынка труда, на котором действуют сильные профсоюзы, таким образом, на рынке труда действуют монополистический продавец труда в лице профсоюза, контролирующий предложение труда и влияющий на ставки заработной платы, и монополистический наниматель, который тоже может воздействовать на заработную плату путем изменения занятости.

. В разных странах рынок труда приобретает свои специфические национальные модели, например, выделяют японскую, американскую, шведскую модели рынка труда.

Для японской модели характерна система трудовых отношений, основанная на принципе "пожизненного найма", при котором гарантируется занятость постоянного работника на предприятии до достижения им возраста 55-60 лет, повышение размеров заработной платы, премиальных и социальных выплат в прямой зависимости от числа проработанных лет, плановое последовательное повышение квалификации и служебно-профессиональный рост. Японская модель рынка труда способствует формированию рациональной занятости при наиболее полном учете потребностей производства, интересов работодателей и наемных работников.

Модель рынка труда США характеризуется децентрализацией законодательства о занятости и помощи безработным, которое принимается каждым штатом отдельно. На предприятиях действует жесткое отношение к работникам, которые при изменении конъюнктуры рынка могут быть уволены, причем работники не информируются об увольнении заблаговременно. Коллективными договорами охвачена только четверть работников. Недостаточно внимания уделяется внутрифирменной подготовке персонала, за исключением подготовки по специфическим для фирмы работам. Подобная политика фирм ведет к высокой географической и профессиональной мобильности работников.

Шведская модель характеризуется активной политикой государства в области занятости, делающей упор на меры по предупреждению безработицы, а не на содействие уже потерявшим работу, в результате чего уровень безработицы в этой стране минимальный. Политика занятости включает в себя четыре основные элемента: 1) ограничительную фискальную политику, которая направлена на поддержку менее прибыльных предприятий и сдерживание прибыли высокодоходных компаний для снижения инфляционной конкуренции между ними в повышении заработной платы; 2) политику "солидарности" в заработной плате, которая преследует цель достижения равной оплаты за равный труд независимо от финансового положения предпринимателя или отраслевой принадлежности фирмы; 3) стимулирование создания новых рабочих мест, а также центров по подготовке и переобучению кадров: 4) селективную (выборочную) поддержку в секторах экономики, имеющих низкие экономические показатели, но при этом обеспечивающих решение важных социальных задач.

. В зависимости от степени развития рыночных отношений рынок труда может быть фрагментарным (частичным), регулируемым, организованным и теневым (нерегулируемым).

Фрагментарный рынок труда предполагает ограниченное действие фактора спроса и предложения рабочей силы на основе нормативного регулирования труда (трудовое законодательство, регулирующее вопросы найма и увольнения работника, условия труда, его оплату и т.п.).

Регулируемый рынок труда создает правовые основы поведения субъектов, выступающих на рынке труда, и предполагает наряду с законодательным регулированием экономических, социальных и трудовых отношений широко развитую систему коллективных договоров как источника нормативного регулирования.

Организованный рынок труда - высшая степень развитости рынка труда - предполагает, во-первых, развитую инфраструктуру, включающую комплекс организаций и учреждений, обеспечивающих функционирование рынка труда; а во-вторых, тесное взаимодействие политики занятости с другими направлениями социально-экономической и технической политики (научно-техническая политика, политика структурных изменений в экономике, в области образования, пенсионного обеспечения, семейная политика и др.).

Теневой (нерегулируемый) рынок труда включает в себя нерегулируемые формы занятости, проявляющиеся в уклонении от налогов и статистического учета, несоблюдении трудового законодательства и условий коллективных договоров и включающие самые разнообразные виды трудовой деятельности: нелегальный труд на предприятиях, работа по совместительству, подряды, надомничество, кооперативы и т.д., но только в том случае, когда они не контролируются государственными органами и профсоюзами.

. В зависимости от контингента работников, занятых по определенным профессиям и работам в отдельных отраслях промышленности или сферах экономики, складывается рынок труда по критериям сегментации. Сегментация рынка труда - это разделение его на устойчивые замкнутые сегменты (субрынки), лимитирующие движение работников своими границами. Для проведения сегментации рынка труда используются такие факторы, как географическое положение (регион, город, район и т.д.), экономические показатели (распределение покупателей рабочей силы по формам собственности, их финансовому положению; распределение продавцов рабочей силы по уровню материальной обеспеченности и степени нуждаемости в средствах существования и др.), демографические (половозрастной и семейный состав населения), социально-экономические (уровень образования, профессионально-квалификационный состав, стаж работы, национальность и др.), психографические (личностные качества работников), поведенческие (мотивация занятости и др.) характеристики.

. В зависимости от политики занятости, проводимой в различных странах, можно говорить о двух основных моделях рынка труда по критерию моделирования среды - внешнем и внутреннем. Слагаемыми формирования модели рынка труда являются системы профподготовки, методы повышения профессионального и квалификационного уровня, практика продвижения работников и заполнения вакантных рабочих мест, особенности регулирования кадровой политики организаций на основе коллективных договоров. Каждой модели рынка труда соответствуют и свои системы производственных отношений.

Внешний рынок труда предполагает географическую и профессиональную мобильность рабочей силы между организациями. В рамках такого рынка они комплектуются кадрами со стороны, подбирают готовых работников, рассчитывая на их подготовку вне предприятия. Основная же форма подготовки на таких предприятиях - ученичество.

Внутренний рынок труда основывается на внутрифирменном профессиональном движении работников. Профессии работников, замкнутые внутренним рынком труда, сложнее использовать в других организациях, так как они носят специфический, присущий данной фирме характер. Кроме того, и система производственных отношений на внутреннем рынке труда, где гарантии занятости и материальное положение работника (уровень заработной платы, объем социальных выплат и льгот) зависят от стажа работы на данном предприятии, препятствуют переходу работника в другие организации. труд занятость безработица гражданин

Различный уровень гарантий занятости у разных категории работников на внешнем и внутреннем рынках труда привел к образованию так называемого дуального (двойственного) рынка труда, который предполагает деление работников на тех, у кого сильные гарантии занятости, высокая заработная плата, социальные льготы, иначе говоря высокое качество трудовой жизни, и на тех, у кого слабые гарантии занятости. Дуальный рынок труда может существовать как в экономике в целом, так и в отдельных отраслях и на предприятиях, разделяя всех занятых на первичный и вторичный рынки труда.

. Другим важным видом структуризации рынка труда является структуризация по демографическим признакам отдельных категорий и групп трудоспособного населения.

По демографическим признакам различаются рынки труда молодежи, женщин, инвалидов, пожилых трудящихся, отличающиеся различной степенью мобильности рабочей силы, уровнем трудоспособности и активности на рынке труда и другими характеристиками.

. По профессиональным признакам можно выделить: рынок труда инженеров, рынок труда ученых, рынок труда учителей, рынок труда врачей и т.д. На профессиональных рынках труда работников объединяют профессиональные интересы, выходящие за рамки предприятий, где они заняты. За рубежом для специалистов высшей и средней квалификации нередки случаи объединения в профессиональные организации, общества или ассоциации инженеров, врачей и т.п.

Структуризация рынка труда по различным признакам позволяет проводить дифференцированную политику на рынке труда.

2. Характеристика рынка труда РФ и некоторых областей

.1 Характеристика рынка труда РФ

Структуру современного рынка труда нельзя назвать однородной. По сути, на данный момент можно выделить две формы рынка - "скрытый" и "открытый".

"Скрытую" часть составляют те работники, которые имеют статус занятых, но из-за работы по контракту или договору рискуют в будущем лишиться работы. "Открытый" рынок - это те люди, которые нуждаются в трудоустройстве, а, кроме того, в некоторых случаях - переподготовке или повышении квалификации. Также к этой категории относятся существующие вакансии, и ученические места в государственном и частном секторах.

"Открытый" рынок в свою очередь состоит из официально и неофициально организованных частей, причем большую его часть занимает неофициальная. К официальной относятся рабочая сила, вакансии, которые зарегистрированы в службах занятости, а также ученические места. Неофициальная часть является следствием прямых контактов работодателей с потенциальными работниками, а также контактов при участии различных посредников, в качестве которых выступают негосударственные структуры.

Развитию современного рынка труда в России в значительной мере препятствует несоответствие наиболее важных его элементов - цены рабочей силы, потребительского уровня населения - со стоимостью рабочей силы. Это в свою очередь приводит к значительной деформации важнейших компонентов рынка труда - таких экономических понятий как спрос и предложение.

Спрос и предложение основные компоненты рынка труда

Как же проявляются на российском рынке труда спрос и предложение? Что касается первого показателя - спроса, который отражает емкость рынка труда, то здесь становится очевидным, что постепенно состояние нестабильности, которое было двадцать-тридцать лет назад все больше и больше сменяется состоянием определенности. Иными словами, спрос на рабочую силу имеет тенденцию к росту. Такой вывод можно сделать на основе данных о количестве имеющихся вакансий. Немалая доля вакансий на сегодняшний день, так или иначе, связана с физическим трудом. Конечно, развивающиеся новые рыночные структуры провоцируют увеличение спроса на работников сфер деятельности, не связанных физическим трудом - страховых агентов, работников налоговых служб, юристов и нотариусов, банковских работников. Назвать точное число вакансий в этой сфере не представляется возможным, так как трудоустройство не всегда происходит через федеральные службы занятости.

Предложение, же в отличие от спроса наоборот растет - такие выводы позволяет делать количество зарегистрированных безработных. На основании них можно судить о том, что эта тенденция будет расти, и что будет появляться все больше и больше людей, заинтересованных в трудоустройстве.

Таблица 2. Спрос и предложение на рынке труда

Спрос на рабочую силу представляет собой совокупность спроса на ресурсы труда страны при любой цене на них; определяется потребностями работодателей в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг.Предложение труда - это совокупное предложение ресурсов труда работников в стране при всех возможных ценах на труд; определяется численностью населения, долей в нем трудоспособного населения, средним числом часов, отработанных рабочим за год, качеством труда и квалификацией рабочих. Спрос на рынке труда формируется под влиянием следующих факторов: 1. структуры общественного производства; 2. уровня развития и масштабов структуры общественного производства; 3. доминирующих форм общественного производства; 4. объемов общественного производства; 5. уровня научно-технического развития и оснащенности национальной экономики; 6. темпов роста и развития национальной экономики.Предложение на рынке труда формируется под влиянием следующих основных факторов: 1. среднего уровня оплаты труда; 2. количества населения и в целом демографической ситуации; 3. профессиональной структуры рынка труда (заключается в переизбытке или недостатке определенных профессий); 4. мобильности населения; 5. этнических, религиозных, культурных, психологических особенностей населения.Кривая спроса на труд: § W - ставка заработной платы; § L - величина требующегося труда; § - кривая спроса на трудКривая предложения труда: § W - ставка заработной платы; § L - величина предлагаемого труда; § - кривая предложения трудаРоссия - страна, имеющая огромную территорию, но при этом достаточно слабо развитую систему транспорта, информации и связи. Данная система не отвечает требованиям современного рыночного общества и законам бизнеса, и как следствие нуждается в модернизации, которая в свою очередь невозможна без значительных финансовых вложений.

Отметим и недостаточный уровень организованности, который имеет рынок труда в России. В частности нет адекватной инфраструктуры, которая должна обеспечивать несколько функций:

вести работу, цель которой - предотвратить критические ситуации на рынке труда, так называемый "перегрев".

облегчать контакт работника и работодателя, помогать им взаимодействовать для того, чтобы свести разрыв между предложением рабочей силы и спросом на нее до минимума.

предоставлять достаточную информацию о спросе на рабочую силу, чтобы была корректно организована работа по обеспечению населения занятостью на официальном рынке труда.

Что касается формирования трудовых ресурсов, т. е. необходимой рабочей силы, то на рынке труда ситуация стабилизировалась. Уровень безработицы в большинстве регионов России снижается. Уровень безработицы на ноябрь 2013 года составляет 5.4%

График 1. Уровень безработицы в России в 2013 году

Меры борьбы с безработицей:

1.Введение квот на иностранную рабочую силу (квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности).

2.Содействие созданию дополнительных рабочих мест и трудоустройству граждан на предприятиях малого и среднего предпринимательства.

.Выделение средств субъектам Российской Федерации на трудоустройство специально оборудованные рабочие места 14,2 тысячи инвалидов, а также содействовать занятости 20,3 тысячи граждан, проживающих в субъектах Российской Федерации с напряженной ситуацией на рынке труда (включая республики Северного Кавказа).

Уровень безработицы в стране "не вызывает опасений", поскольку сохраняется на минимальном уровне. За 13 лет численность безработных в России упала с 10,6 до 5,5%.

Среднемесячная заработная плата работающих жителей нашей страны составляет 27 339 рублей.

Больше всего получают сотрудники компаний, занимающихся производством нефтепродуктов - в среднем 64,3 тысячи рублей, дальше идут финансисты - 60,6 тысяч рублей и те, кто занимается добычей топливно-энергетических полезных ископаемых - 60,5 тысяч рублей.

Меньше всего зарабатывают те, кто работает на текстильном и швейном производствах - в среднем 13,1 тысячи рублей, а также занятые в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве - 15,8 тысячи рублей.

Всего же сегодня в России трудятся и получают зарплату 75,8 млн человек, или около 53% от общей численности населения страны. При этом 4 миллиона человек - 5,3% от экономически активного населения - классифицируются как безработные, а на учете в службе занятости числятся 0,9 млн человек.

.2 Характеристика рынка труда Челябинской области

По оперативным данным еженедельного мониторинга на 4 декабря 2013 года уровень регистрируемой безработицы в Челябинской области составил 1,26%, напряженность на рынке труда - 0,95 чел./вак.

Численность незанятых граждан, состоящих на учете в центрах занятости населения, составляет 28591 человек, безработных граждан - 23742. Количество имеющихся вакансий в центрах занятости населения области, заявленных работодателями, составило 30019 единиц, в том числе: постоянные рабочие места - 25473, временная занятость - 299, общественные работы - 1522.

С начала года областной службой занятости населения трудоустроено 50299 человек, из них: на постоянные вакантные места - 27252, на временные - 23047; привлечено к самозанятости 138 человек.

На обучение и переобучение направлено 7973 человека, из них по направлению службы занятости - 7783; к общественным работам приступило 7311 человек.

Численность экономически активного населения в среднем за июль-сентябрь 2013 года составила, по итогам обследования населения по проблемам занятости, 1 879 300 человек, или 53,9% общей численности населения области, в их числе 1 767 500. человек или 94,1 % экономически активного населения были заняты в экономике и 111 800 человек (5,9%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные).

В целях стимулирования внутренних миграционных процессов в 2013 году Центром Занятости Населения предоставляется государственная услуга по оказанию содействия безработным гражданам в переезде, и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства.

В целях организации межрегионального обмена трудовыми ресурсами, координации взаимодействия по замещению российскими гражданами рабочих мест, на которые предполагается привлечение иностранных работников, заключены соглашения с органами службы занятости населения Воронежской, Курганской, Новосибирской, Нижегородской, Омской, Рязанской, Свердловской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республик Дагестан и Ингушетия, Ставропольского и Алтайского краев.

Ежемесячно проводится обмен перечня вакантных рабочих мест для трудоустройства граждан, ищущих работу, в том числе с переездом.

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника (номинальная) в январе-августе 2013 года составила 24769,6 рублей (108,9% к январю-августу 2012 года).

Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в III квартале 2013 года (Постановление Губернатора Челябинской области от 24.10.2013 г. № 374) составила 7796 рублей.

Таблица 3. Рейтинг востребованности профессий на 18 ноября 2013 года. Профессии рабочих

№ п/пНаименование профессииКол-во вакансийКол-во состоящих на учете человекКоэффициент востребованностиМинимальная зарплатаМаксимальная зарплата1Изолировщик3321332,08415.0010200.002Овощевод9911099,16800.006800.003Арматурщик178289,023000.0023000.004Трубопроводчик линейный49149,06800.0018000.005Обувщик303837,912000.0012000.006Стрелок100333,35205.0025000.007Официант4722221,515000.0075000.00

Таблица 4. Профессии служащих

№ п/пНаименование профессииКол-во вакансийКол-во состоящих на учете человекКоэффициент востребованностиМинимальная зарплатаМаксимальная зарплата1Ассистент20120,05300.0012000.002Врач8218210,05205.0050000.003Акушер4559,05205.0018000.004Музыкальный руководитель2739,06000.0021160.005Массажист90118,29500.0040000.006Консультант99166,25205.0050000.007Медицинская сестра8341356,22602.0025000.00

На регистрируемом рынке труда в сравнении с январем-октябрем 2012 года наблюдалось

снижение:

-численности граждан, обратившихся в центр занятости населения в поиске подходящей работы;

-численности граждан, зарегистрированных в качестве безработных;

уровня регистрируемой безработицы и напряженности на рынке труда увеличение:

заявленной потребности в работниках организаций области.

.3 Характеристика рынка труда Тюменской области

По данным за 2012 год, Тюменская область находилась на 24 месте по уровню безработицы, который составлял 5.19%, тогда как средний уровень по стране 5.46%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями Международной Организации Труда, в 4,9 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце октября 2013г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 849 тыс. человек, что на 3,4% меньше по сравнению с сентябрем и на 14,0% - по сравнению с октябрем 2012 года.

В октябре 2013г. 71% безработных искали работу самостоятельно, без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в октябре 2013г. составила 24,9%, среди безработных женщин - 32,9%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в октябре 2013г. его использовали 62% безработных. Поиск работы в средствах массовой информации и интернете - второй по популярности способ поиска работы, который использовали более трети безработных.

Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в октябре 2013г. составила 48,1%, доля городских жителей - 63,3%.

Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В октябре 2013г. это превышение составило 1,8 раза.

Средний возраст безработных в октябре 2013г. составил 36 лет. Молодежь до 25 лет среди безработных составляет 23,7%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (19,7%) и 20-24 лет (11,8%).

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в октябре 2013г. составил 12,5%, в том числе среди городского населения - 11,8%, среди сельского населения - 14,4%.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 37,8% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 28,2% безработных (застойная безработица).

Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 35,0%, среди городских - 24,3%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 27,4% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В октябре 2013г. их численность по сравнению с октябрем 2012г. уменьшилась на 77 тыс. человек, или на 6,4% и составила 1,1 млн. человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 9,8% составляет молодежь до 20 лет, 49,5% - от 20 до 24 лет, 21,3% - от 25 до 29 лет.

В октябре 2013г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 17,2%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 27,8% (в октябре 2012г. - соответственно 17,4% и 24,3%).

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в октябре 2013г. составил 64,9%.

По сравнению с сентябрем численность занятого населения в октябре 2013г. уменьшилась на 217 тыс. человек или на 0,3%, численность безработных увеличилась на 152 тыс. человек, или на 3,8%. По сравнению с октябрем 2012г. численность занятого населения сократилась на 153 тыс. человек, или на 0,2%, численность безработных выросла на 254 тыс. человек, или на 6,5%.

Обращающимся в Службу занятости с целью поиска подходящей работы оказываются услуги по содействию в трудоустройстве как на постоянную работу, так и на временные рабочие места, создаваемые в рамках мероприятий активной политики занятости населения, а также дополнительных мероприятий по содействию занятости населения. Благодаря своевременно проведенным мерам, уровень трудоустройства, с учетом численности граждан, зарегистрированных в органах службы занятости на начало года, в среднем по области составил 68,9%. Одним из основных направлений работы органов службы занятости является организация и проведение общественных работ, позволяющее создать условия для сохранения мотивации к труду у лиц, длительно неработающих и лиц, впервые ищущих работу, а также обеспечить их дополнительной социальной поддержкой в период безработицы. В результате предоставления данной государственной услуги с начала года органами службы занятости трудоустроено 1883 человека. Государственную услугу по содействию самозанятости безработных граждан получили 169 человек, из них единовременную финансовую помощь при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо фермерского хозяйства - 144 человека, единовременную финансовую помощь на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации - 135 человек. Кроме того, в рамках дополнительных мероприятий органами службы занятости оказано содействие трудоустройству следующим категориям граждан: - Незанятым инвалидам, родителям, воспитывающим детей-инвалидов, многодетным родителям. В рамках данного мероприятия трудоустроено 765 незанятых инвалидов, 92 многодетных родителя и 25 человек, относящихся к категории родителей, воспитывающих детей-инвалидов; - Выпускникам образовательных организаций в целях приобретения ими опыта работы и гражданам, ищущим работу, путем организации стажировки. На текущую дату в мероприятии принимают участие 251 человек под руководством 136 наставников; - Гражданам, освобожденным из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В рамках мероприятия трудоустроено 64 гражданина. Ищущим работу помогают и с профессиональным самоопределением и выбором оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, а также социально-экономической ситуации на рынке труда. К ним относятся: - Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. Численность участников данного мероприятия составила 23749 человек; - Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда. В мероприятии приняли участие 1141 гражданин; - Психологическая поддержка безработных граждан. В мероприятии приняли участие 737 человек; - Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности. К обучению приступили 1674 гражданина. Оказавшись внезапно без работы и финансовой опоры, не стоит отчаиваться и опускать руки. Быть может, настало самое время осуществить мечту о собственном бизнесе? Начать свое дело даже при отсутствии финансовых средств и шансов на получение банковского кредита вполне реально. Помощь в данном вопросе опять приходит со стороны государства: мероприятия по содействию самозанятости населения реализуется органами службы занятости населения уже не первый год и стали особо актуальными. В рамках мероприятия предусматриваются материальные виды помощи (не более 58800 рублей при государственной регистрации и финансовая помощь на подготовку документов при регистрации не более 1700 рублей). На такую помощь могут рассчитывать те, кто зарегистрирован в установленном законодательством порядке, безработным в органах службы занятости населения. Кроме этого, вас могут протестировать на наличие способностей к организации и ведению бизнеса, обучить основам предпринимательства, проконсультировать по составлению бизнес-планов. В 2013 году для реализации мероприятия было предусмотрено возмещение затрат и выделение субсидий на открытие собственного дела для 166 человек и для трудоустройства 56 человек на дополнительно созданные рабочие места. Получили государственные услуги по содействию самозанятости 166 человек, 141 человек уже организовал предпринимательскую деятельность. Государственную услугу по содействию самозанятости безработных граждан в текущем году получили: около 39% - молодежь в возрасте от 18 до 29 лет, по 2,5% - многодетные родители и граждане с инвалидностью, более 26% - граждане, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва в работе, 44% - жители сельской местности. Наиболее популярными направлениями деятельности предпринимателей стали предоставление различных услуг (парикмахерских, косметических, транспортных, бытовых, юридических), а также открытие магазинов, кафе, салонов красоты. В области сельского хозяйства: пчеловод, овощевод, столяр, а также открытие крестьянско-фермерского хозяйства.

График 2. Динамика заработной платы за 2013 год

Итого средняя заработная плата составляет 29000 рублей.

График 3. Уровень регистрируемой безработицы в среднем от экономически активного населения за 2012 год

График 4. Уровень регистрируемой безработицы в среднем от экономически активного населения за 2013 год

3. Государственное регулирование рынка труда

Рынок труда, как известно, отличается по своим механизмам функционирования от других рынков факторов, на нем нет обычного для других рынков равновесия спроса и предложения. В условиях эффективно функционирующего рынка труда предложение всегда превышает спрос. Неравновесие на рынке труда не может быть ликвидировано путем простого снижения или повышения продажных цен. Для такого товара как рабочая сила подобный механизм приведения в соответствие спроса и предложения не работает. Для нормального функционирования рынка труда необходимо значительное участие государства и социальных институтов в механизмах его координации.

Механизм регулирования рынка труда в узком смысле слова представляет собой свод законов, нормативных, коллективно-договорных актов (коллективные соглашения) и индивидуальные трудовые контракты. В широком контексте государственное регулирование рынка рабочей силы включает как косвенные экономические методы и инструменты, так и административно-правовые методы. При этом экономические методы косвенного регулирования применяют в сочетании с прямым регулированием занятости на основе законов и государственных программ в области занятости (программ по стимулированию занятости, увеличению числа рабочих мест и заработной платы, по подготовке и переподготовке кадров, по содействию занятости лиц с ограниченными возможностями, социальному страхованию безработных и др.). Подобный комплексный подход позволяет сократить экономические и социальные издержки безработицы.

Прежде всего, участие государства и социальных институтов необходимо для поддержания нормального спроса на труд. Предприниматели, как более "сильная сторона" в условиях избыточного предложения, получают возможность экономить свои расходы, снижая доходы работника ниже уровня его текущего воспроизводства. Это вынуждает работников увеличивать предложение труда, чтобы компенсировать снижение дохода. При этом формируется крайне низкая цена труда, которая делает невозможной замену дешевых рабочих рук более дорогостоящей техникой. Создается порочный круг. Чем ниже цена труда, тем выше предложение, тем и меньше стимулов у предпринимателей замещать труд капиталом, рационализировать использование ресурсов и организацию производства и тем больше спрос на труд. Поэтому завершение формирования рынка труда как части воспроизводственного механизма труда, как правило, совпадает с формированием нормального спроса, который ограничивается за счет ужесточения предложения и стабилизации цены труда.

Конечно, предложение и цена труда не должны быть абсолютно жесткими. Более того, нет такого универсального уровня жесткости предложения и цены труда, которые обеспечивают эффективное функционирование и развитие национальной экономики. Существуют значительные исторические и страновые различия. Так, рост относительной жесткости предложения и цены труда в период после Второй мировой войны был фактором, обеспечивающим успешное развитие некоторых стран. Наоборот, в начале 80-х гг., рост гибкости и глобализации производства потребовал некоторого смягчения этих параметров рынка труда. И, тем не менее, без создания "нормальных границ" предложения и цены труда нормальное функционирование рыночной экономики невозможно, и большую роль в их обеспечении играют государство и социальные институты.

Государство, как правило, фиксирует минимальный уровень заработной платы. Законы о минимальном уровне заработной платы и нормальной продолжительности рабочего дня существуют во многих странах. Они появились вследствие длительной борьбы трудящихся за свои права, и, как правило, фиксируют продолжительность рабочей недели и минимальную месячную зарплату (для работающих полный рабочий день), либо минимальную оплату за один час. Эти законы ограничивают возможности работодателей увеличивать найм рабочей силы, не изменяя общего фонда заработной платы и минимизировать свои издержки за счет экстенсивного использования рабочих рук. Такую же функцию по стабилизации цены труда и объемов его предложения играют профсоюзы и другие рабочие организации. Особенно активно их участие в регулировании предложения и цены труда проявилось в послевоенное время.

Социальные институты стабилизируют предложение и цену не только ограничением действия рыночных механизмов, но и за счет активного вмешательства в воспроизводство работника. В отличие от всех остальных товаров, рабочая сила не может полностью нормально воспроизводиться только на основе частного дохода, получаемого от продажи фактора труда. Армия безработных - это необходимый для экономики резерв. Но такой фактор, как труд, не может "храниться" - резервироваться в обычном смысле этого слова.

Институты в рыночной экономике активно вмешиваются и в непосредственное регулирование цены труда. Это происходит за счет установления стандартов национальной цены труда. Под единой национальной ценой труда следует понимать наличие в экономике единых национальных принципов воспроизводства рабочей силы, которые находят отражение в установлении принципов и границ дифференциации и структуре цены труда. В рамках единой цены труда сохраняются значительные различия в оплате труда. Они зависят от характера сложности, условий и престижности работы и т. д.

Для рыночной экономики крайне опасны значительные устойчивые различия в уровне доходов и как следствия в условиях воспроизводства разных групп работников. Они формируют неконкурирующие между собой замкнутые анклавы с обособленными циклами воспроизводства, препятствующими нормальной мобильности труда и других ресурсов. Значительные барьеры между отдельными сегментами рынка труда консервируют его структуру и разрушают нормальное воспроизводство всей экономики. Наиболее опасными формами проявления этих процессов являются: избыточная неэффективная занятость (избыток предложения) в отстающих отраслях, которая чаще всего имеет форму "скрытой безработицы"; резкий избыток спроса (недостаток предложения) в наиболее перспективных отраслях.

Избыток предложения труда в низкопроизводительных отраслях производства тормозит развитие не только в них самих, но и в обществе в целом. Низкая мобильность рабочей силы и невозможность перемещения ресурсов между секторами формируют устойчивое превышение спроса над предложением в развитых секторах производства. Это значительно удорожает стоимость рабочей силы и тормозит нормальное развитие новых отраслей. Кроме того, в обществе активно формируются различные формы неинституциализированных рентных доходов, позволяющих получать большой доход за счет различий в условиях производства. Этот доход, как правило, превосходит размеры экономической прибыли, получаемой в результате простой рационализации производства, и, как следствие, делает невыгодным инвестиции в развитие производства.

Создается ситуация, при которой имеющиеся свободные деньги не могут быть прибыльно вложены в реальный сектор. Как правило, чем больше различий в цене труда, тем ниже мобильность ресурсов и разрыв в условиях производства, тем выше рентные доходы и ниже стимулы к инвестированию в развитие производства. Все эти проблемы в рамках развитых рыночных экономике также решаются с помощью активного государственного и институционального регулирования воспроизводственных процессов на рынке труда.

Таким образом, можно сделать вывод, что для формирования нормально функционирующего рынка труда необходимо активное вмешательство в воспроизводственные и рыночные процессы государства и социальных институтов.

.1 Роль Государственной службы занятости в регулировании рынка труда

Государственная служба занятости (ГСЗ) является единой системой органов и учреждений, деятельность которой направлена на обеспечение контроля и надзора в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования трудовых споров.

Функции ГСЗ:

оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

разработка и реализация федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых про- грамм содействия занятости граждан, находящихся под рис- ком увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в поиске необходимых работников;

организация мероприятий активной политики занятости, при необходимости профессиональной ориентации (прил. Б), профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

Работу ГСЗ возглавляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

ГСЗ осуществляет свою деятельность непосредственно через территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В 2006 г. СЗ имела 2127 по-современному оснащенных центров занятости, имеющих возможность выхода в Интернет. Органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления разрабатывают и реализуют государственную политику в области содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения, включающую:

  • разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию рабочих мест;
  • правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав, интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, направленное на дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;
  • совершенствование разработки и реализации федеральной и территориальных программ содействия занятости населения;
  • создание и развитие инфраструктуры рынка труда;

внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан; оказание социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными (прил. В).

Для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики в сфере труда СЗ использует выделяемые средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации, средства бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов), средства внебюджетных источников (как дополнительные).

.2 Роль Федеральной миграционной службы в регулировании рынка труда

Рынок труда тесно связан с политическими, социальными и демографическими процессами, среди которых особая роль принадлежит миграции населения. Миграционные потоки заметно изменяют трудовой потенциал России и воздействуют на рынок труда.

Регулирование миграционных процессов в области социальной политики государства реализуется посредством комплекса административно-правовых, организационно-экономических, информационных и иных методов. Необходимость государственного регулирования территориального перераспределения населения не только не снизилась, но, напротив, повысилась. Первоочередной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для реализации прав мигрантов, обеспечение гуманного отношения к ним. Федеральная миграционная служба (ФМС) России была создана в июне 1992 г. Ее основными задачами являлись прогнозирование миграционных процессов; защита прав мигрантов; организация внешней трудовой миграции и миграционного контроля; предоставление информации мигрантам (через органы государственной власти и местного самоуправления) о населенных пунктах, рекомендуемых для постоянного проживания, возможностях трудоустройства в них.

Функции ФМС усиливаются в области осуществления мер по регулированию процессов внешней трудовой миграции; подготовки предложений по основным направлениям государственной миграционной политики; разработки проектов федеральных и межрегиональных миграционных программ и обеспечения их реализации, подготовки предложений по совершенствованию законодательства в области ми фации, исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, осуществления в установленном по- рядке сотрудничества с международными организациями по вопросам миграции.

Работа по обеспечению занятости мигрантов осуществляется территориальными органами ФСЗ России совместно с территориальными органами ФМС России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

.3 Роль Международной организации труда (МОТ) в разработке программ занятости и преодолении безработицы

МОТ - межправительственная организация. Но в отличие от других организаций системы ООН она является трехсторонней; в ней представлены и правительства, и социальные партнеры-предприниматели, и трудящиеся, призванные сообща решать поставленные перед ними задачи путем диалога и переговоров. МОТ, аккумулирующая опыт множества стран в решении проблем занятости, предлагает свои нормы в этой области, заключенные в ее конвенциях и рекомендациях, правовая значимость которых различна: конвенции подлежат ратификации и, будучи ратифицированными, возлагают на государство юридические обязательства по их практическому осуществлению; рекомендации ратификации не подлежат. В связи с этим конвенции являются главной нормой творческой деятельности МОТ. Именно они оказывают основное влияние на регулирование условий труда в тех или иных государствах.

В соответствии с конвенциями и рекомендациями МОТ о политике в области занятости для стимулирования экономического роста и развития, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и ликвидации безработицы каждое государство - член МОТ должно провозгласить и осуществлять в качестве главной цели активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости. Эта политика должна обеспечивать:

а) наличие работы для всех, кто ее ищет;

б) наибольшую продуктивность такой работы;

в) существование свободы выбора занятости и самых широких возможностей для каждого трудящегося получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, пола, религии, политических взглядов, происхождения (иностранного или социального).

Заключение

В данной работе я попыталась дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

В первой главе первого параграфа были изучены взгляды теоретиков - экономистов на сущность рынка труда, его функции и регулирование со стороны государства. Но ни одна из перечисленных школ не дает полной и адекватной картины механизма функционирования рынка рабочей силы, хотя они и отражают отдельные его элементы. Каждая из названных теорий имеет свои достоинства и недостатки. В современной практике того или иного государства можно проследить тяготение или к кейнсианству, или к монетаризму. Так, российское правительство проводит свою экономическую политику, опираясь преимущественно на монетаристскую теорию.

Во втором параграфе была выявлена хронология развития трудовых отношений. Считается, что зарождение трудовых отношений проходило параллельно с развитием человека. А с развитием человеческого общества появляется понятие денег и соответственно денежной платы за труд.

В данной работе дана классификация рынка труда по некоторым признакам: по пространственной протяженности, по временным параметрам, по степени эластичности и т. д.

В работе был также решен вопрос о характеристики рынка труда Российской Федерации, Тюменской и Челябинской областей. Проведен сравнительный анализ уровня безработицы и заработной платы, количества занятого и экономически активного населения этих регионов.

В третьей главе изучена роль государственного вмешательства в экономику рынка труда. Он испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и государственные службы занятости, и международные организации труда, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

Список литературы

. Антонова, И. В.Экономика/И.В. Антонова, М.В. Лысенко.-Тюмень.:ТюмГАСУ, 2009.-116-122с, 180-185с.

. Беглова, Е.И. Безработица молодежи: первоочередная проблема современного рынка труда/Е.И. Беглова//Экономические науки.-2010.-№11

. Гафаров, Б.И. Кривая Филлипса и становление рынка труда в России/Б.И. Гафаров//Экономический журнал ВШЭ.-2011.-№2.-с.155-175

..Герций, Ю.В. Российский рынок труда в статистике кризиса/Ю.В. Герций, М.Л. Малышев//Социологические исследования.-2011.-№5.-с.53-60

.. Гоголева, Т.Н. Рынок труда: проблема ассиметрии информации о работодателях/Т.Н. Гоголева, И.Ю. Ляшенко//Национальные интересы: приоритеты и безопасность.-2010.-№7.-с.13-19

. Государственная инспекция труда в Тюменской области:[Электронный ресурс].2009-2013. URL: #"justify">Приложение А. Классификация рынка труда


Приложение Б. Социальная поддержка гражданам, признанным в установленном порядке безработными


Приложение В. Средняя заработная плата за 2011-2013 гг.


Приложение Г. Экономически активное население РФ


Приложение Д. Занятое население РФ


Приложение Е. Безработное население РФ

Похожие работы на - Анализ рынка труда

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!