Рационализация документооборота в туристской фирме
Введение
Производств практика с по проводилась на базе турфирмы «Аррива».
Главная цель - освоение практических навыков работы в туристском
агентстве.
Задачи производственной практики: формирование профессиональных навыков;
закрепление, обобщение и систематизация знаний путём их применения в рабочей
ситуации; расширение профессионального кругозора.
Реализация цели и задач осуществлялась в рамках практического участия в
деятельности турфирмы «Аррива», участия в работе основных служб названного
туристского предприятия и создания информационно-аналитической базы для
написания Отчета.
Предмет исследования в данной работе в период прохождения практики:
Изучена организационная структура управления и особенности деятельности
турагентства;
Проведен анализ организации и ее документооборота;
Изучены особенности туристского рынка;
Сформулированы предложения по совершенствованию деятельности организации.
Информационной основой для Отчета послужили данные, полученные в ходе
практики. В ходе практики активно использовались полученные в Университете
знания и умения. В данной работе рассматривались вопросы документационного
обеспечения деятельности туристической фирмы, рассматривается регулирование
документооборота между туроператором и турагентом, турагентом и туристом, показаны
изменения, произошедшие в этой сфере в последние годы.
Объект исследования работы - турагентство «Аррива», предмет исследования
- все стороны деятельности организации, особый акцент сделан на
документооборот.
Цель составления отчета - обобщение и анализ информации, раскрытие
дипломной темы, полученной в ходе прохождения практики.
Раздел 1.
Комплексный анализ деятельности предприятия (организации)
.1 История
создания ООО «Аррива»
История создания и существования ООО «Аррива» насчитывает более 6 лет.
Данная организация является одной из конкурирующих турфирм на туристском рынке
города Санкт-Петербурга. Фирма была организована в 2008 году, главным
директором которой является Косенко Ю. А. Товарный знак «Сеть Магазинов Горящих
Путевок» используется по договору исключительной лицензии №239 от 15.01.2008г.
Общество с ограниченной ответственностью "Аррива" является
юридическим лицом и строит свою деятельность на основании учредительных
документов и действующего законодательства. Участники данной фирмы не отвечают
по ее обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью турфирмы,
в пределах стоимости внесенных ими вкладов в уставный капитал. Размер уставного
капитала составляет 200 000 рублей, который состоит из одной доли,
принадлежащей Косенко Юлие Анатольевне. В соответствии с уставом ООО
"Аррива", турфирма вправе осуществлять любые виды деятельности, не
запрещенные законом, включая: турагентскую деятельность; туроператорскую
деятельность; иную деятельность по организации путешествий; организацию
культурного досуга населения; организацию массовых зрелищных, культурных и
спортивных мероприятий; оказание бытовых услуг; организацию общественного
питания; другие виды деятельности, не запрещенные действующим
законодательством.
ООО "Аррива" располагается по адресу: 196655, г.Колпино,
ул.Тверская, д.36/9. Офис фирмы находится в жилом пяти этажном здании. Вход - с
торца здания, рядом с подъездами. Серьезным преимуществом является близость к
центру города; удобное расположение автобусных остановок; удачное расположение
торговой и иной инфраструктуры (центральный рынок, магазин одежды, оптика и
парикмахерская).
.2 Структура управления предприятием
Структура управления предприятием изображена на рисунке 1.
Рисунок 1. Организационная структура управления ООО «Аррива».
ООО «Аррива» характеризуется простой линейно-функциональной структурой,
то есть при высшем звене управления созданы специализированные по выполняемым
функциям отделы, которым соответствуют аналогичные по выполняемым функциям
отдельные исполнители. Структура линейного типа, многоуровневая. Структура
является гибкой и соответствует функциональному назначению предприятия.
Управляет предприятием генеральный директор по найму. Он несет
персональную ответственность за организацию рабочего процесса, за подбор и
расстановку кадров в организации, финансовую политику. Анализ численности ООО
«Аррива» по категориям приведен в таблице 1.
1.3 Штат сотрудников ООО «Аррива»
Таблица 1: Численность работающих ООО «Аррива» по категориям за 2014-2015
годы
Показатели
|
2014 год
|
2015 год
|
отклонение
|
|
численность
|
% к итогу
|
численность
|
% к итогу
|
Абс.
|
Отн.
|
Среднесписочная численность
работников, в том числе:
|
32
|
100
|
25
|
100
|
7
|
0
|
АУП
|
6
|
24,0
|
6
|
18,8
|
0
|
-5,25
|
ИТР и специалисты
|
22
|
68,8
|
15
|
60,0
|
7
|
8,75
|
Вспомогательные рабочие
|
4
|
16,0
|
4
|
12,5
|
0
|
-3,50
|
Приведенные данные показывают уменьшение общей численности в 2015 году в
сравнении с 2014 годом на 7 человек (за счет уменьшения численности ИТР и
специалистов). Анализ показывает, что основной удельный вес в структуре кадров
приходится на специалистов.
Данные об оплате труда работников турфирмы в соответствии со штатным
расписанием предприятия по состоянию на 1.09.2015 приведены в таблице 2
Таблица 2. Штатное расписание работников по состоянию на 1.09.2015г.
№
|
Должность
|
Кол-во чел
|
Оклад в месяц (тыс.руб).
|
Переменная часть зарплаты
(50%),Тыс.руб.
|
Всего зарплата 1 работника
в м-ц тыс.руб.
|
Всего ФОТ в месяц, Тыс.руб.
|
1
|
Генеральный директор
|
1
|
50
|
25
|
75
|
75
|
2
|
Отдел реализации
|
5
|
|
|
|
|
|
начальник отдела
|
1
|
34
|
17
|
51
|
51
|
|
менеджер по продажам
|
2
|
25
|
12,5
|
37,5
|
75
|
|
менеджер по маркетингу
|
2
|
25
|
12,5
|
37,5
|
75
|
3
|
Отдел отправки
|
5
|
|
|
|
|
|
начальник отдела
|
1
|
25
|
12,5
|
37,5
|
37,5
|
|
менеджер по отправке
|
2
|
22
|
11
|
33
|
66
|
|
менеджер по билетам
|
2
|
22
|
11
|
33
|
66
|
4
|
Финансовый отдел
|
5
|
|
|
|
|
|
начальник отдела
|
1
|
22
|
11
|
33
|
33
|
|
экономисты
|
2
|
25
|
12,5
|
37,5
|
75
|
|
бухгалтера
|
2
|
20
|
10
|
30
|
60
|
5
|
Рекламный отдел
|
3
|
|
|
|
|
|
начальник отдела
|
1
|
20
|
10
|
30
|
30
|
|
менеджер по рекламе
|
2
|
25
|
12,5
|
37,5
|
75
|
6
|
Административный отдел
|
6
|
|
|
|
|
|
начальник отдела
|
1
|
20
|
10
|
30
|
30
|
|
секретарь
|
1
|
16
|
8
|
24
|
24
|
|
курьеры
|
2
|
10
|
5
|
15
|
30
|
|
водитель
|
1
|
18
|
9
|
27
|
27
|
|
уборщица
|
1
|
7
|
3,5
|
10,5
|
10,5
|
|
Итого
|
25
|
|
|
|
840
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общий месячный фонд оплаты предприятия составляет: 840 тыс.руб. Затраты
на оплату труда в год составляют: 840х12= 10080 тыс.руб. , в том числе:
постоянная часть оплаты-550 тыс.руб. и переменная часть оплаты-272,5 тыс.руб.
Как отмечалось выше, в 2015 году штат городской турфирмы уменьшился на 7
человек. Из штата организации сокращены менеджер по билетам и менеджер по
маркетингу в количестве по 1 чел., раформирован рекламный отдел с введением в
штат начальника отдела и менеджера по рекламе, в то время как в 2014 году на
предприятии имелся только менеджер по рекламе; уволен из штата курьер. Данные
нововведения вызваны спадом спроса на услуги турфирмы и, соответственно, объема
реализации услуг.
Анализ оплаты труда показывает дифференциацию заработной платы в
зависимости от квалификации труда, а также материальную заинтересованность
персонала в конечных результатах труда предприятия. Проведенный анализ
показывает не достаточно эффективное использование трудовых ресурсов в
2014-2015 году [1,576с].
Анализ затрат на реализацию услуг.
Затраты на реализацию туристических услуг ООО «Аррива» за 2014-2015 годы
приведены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели
|
2014г.
|
2015г.
|
Изменения
|
|
|
|
тыс. руб.
|
%
|
Оплата труда персонала
|
12762
|
9064
|
3698
|
40,80
|
Страховые взносы(34%-2013
г., 30%-2014 г.)
|
3829
|
3082
|
747
|
24,24
|
Амортизация
|
301
|
224
|
77
|
34,38
|
Материальные расходы
|
1772
|
1405
|
367
|
26,12
|
Аренда помещений
|
480
|
436
|
44
|
10,00
|
Коммунальные услуги
|
276
|
251
|
25
|
10,00
|
Услуги сторонних
организаций
|
16905
|
15820
|
1085
|
6,86
|
Сторонние транспортные
услуги
|
17260
|
11363
|
5897
|
51,90
|
Командировочные расходы
|
500
|
408
|
93
|
22,77
|
Связь
|
398
|
377
|
21
|
5,60
|
Охрана
|
145
|
134
|
11
|
8,21
|
Канцелярские расходы
|
102
|
98
|
4
|
4,08
|
Прочие расходы
|
56
|
54
|
2
|
3,70
|
Коммерческие расходы
|
3619
|
2975
|
644
|
21,64
|
Себестоимость полная всего,
в том числе
|
58405
|
45690
|
12715
|
27,83
|
Переменные расходы
|
39695
|
31231
|
8464
|
27,10
|
Постоянные расходы
|
18710
|
14459
|
4251
|
29,40
|
.4 Затраты на реализацию туристических услуг ООО «Аррива»
В составе переменной части затрат отнесена переменная часть заработной
платы персонала, которая является доплатой в процентах от выручки за объемы
оказанных услуг, страховые взносы на переменную часть оплаты труда, услуги
сторонних организаций и затраты на транспортные услуги, которые напрямую
зависят от реализации туров.
год: 4254+4254х0,3+16905+17260=39695 тыс.руб.
год: 3021+3021х0,34+15820+11363=31231 тыс.руб.
Остальные затраты являются постоянными.
Доля переменной части затрат составила в 2015 году -68%
(39695/58405х100=68,0%), в 2014 году-68,4% (31231/45690х100=68,4%)от всех
затрат предприятия, что связано со спецификой деятельности предприятия. Потери
за 2015 год в сравнении с 2014 годом составили 12715 тыс.руб.или 27,83%.
Наибольшие затраты наблюдаются по оплате труда: за счет уменьшения
численности персонала, из-за сторонних транспортных услуг, материальных и
коммерческих расходов, что связано со спадом объемов реализации услуги и ростом
стоимости потребляемых ресурсов и услуг [2,511с].
Анализ прибыли и рентабельности.
В таблице 1.4 в соответствии с отчетом о прибылях и убытках предприятия
проведен анализ динамики и структуры прибыли ООО «Аррива» за 2014-2015 годы.
Таблица 4
№
|
Показатель
|
2014 год
|
2015 год
|
Потери
|
|
|
|
|
Тыс. руб.
|
%
|
1
|
Выручка от реализации услуг
|
62396,4
|
49586,4
|
12810
|
25,8
|
2
|
Себестоимость услуг
|
54786,1
|
42714,7
|
12071,4
|
28,3
|
3
|
Валовая прибыль (п.1-п.2)
|
7610,3
|
6871,7
|
738,6
|
10,7
|
4
|
Коммерческие расходы
|
3272,7
|
2975,2
|
297,5
|
10,0
|
5
|
Прибыль от реализации
(п.3-п.4)
|
4337,6
|
3896,5
|
441,1
|
11,3
|
6
|
Прочие доходы
|
0
|
0
|
0
|
7
|
Прочие расходы
|
11,7
|
11,1
|
0,63
|
5,6
|
8
|
Балансовая прибыль
(п.5+п.6-п.7)
|
4325,9
|
3885,4
|
440,5
|
11,3
|
9
|
Налог на прибыль(20% от
п.8)
|
865,2
|
777,1
|
88,1
|
11,3
|
10
|
Чистая прибыль (п.8-п.9)
|
3460,7
|
3108,3
|
352,4
|
11,3
|
Как видно из приведенных данных за 2015 год, снижение выручки составил
25,8 %, себестоимости - 28,3%; валовая прибыль снизилась на 10,7%, что
свидетельствует о снижении конечной эффективности деятельности предприятия в
2015 году.
Снижение выручки обусловлен уменьшением объемов реализации услуг.
Коммерческие расходы снизились на 10% в сравнении с фактом 2014 года, что
связано с уменьшением затрат на рекламу.
Прибыль от реализации снизилась на 11,3% или 441,1 тыс.руб., балансовый
спад - на 11,3% или 440,5 тыс.руб., уменьшение чистой прибыли составил 352,4
тыс.руб. или 11,3%.
Приведенные данные показывают более сниженную деятельность предприятия в
2015 году в сравнении с 2014 годом, что характеризует его деятельность как
менее развивающуюся, направленную на сохранение компании на рынке.
Подводя итоги, представим сводную таблицу технико-экономических
показателей деятельности предприятия за 2014-2015 годы (таблица 1.6).
Сводная таблица технико-экономических показателей деятельности
предприятия за 2014-2015 годы
№
|
Наименование показателя
|
Ед.
|
2014 год
|
2015 год
|
Изменения
|
пп
|
|
изм.
|
|
|
+/-
|
%
|
1
|
Выручка (без НДС)
|
тыс. руб.
|
62396
|
49586
|
12810
|
25,8
|
2
|
Себестоимость
|
тыс. руб.
|
58059
|
45690
|
12369
|
27,1
|
3
|
Стоимость основных фондов
(остаточная)
|
тыс. руб.
|
534
|
505
|
28
|
5,6
|
4
|
Численность работающих
|
Чел.
|
32
|
25
|
7,0
|
28,0
|
5
|
Фонд оплаты труда
|
тыс. руб.
|
12762
|
9064
|
3698
|
40,8
|
6
|
Прибыль от реализации (с.1
- с.2)
|
тыс. руб.
|
4338
|
3896
|
441
|
11,3
|
7
|
Рентабельность производства
(с.6/с.2)х100
|
%
|
7,47
|
8,53
|
-1,1
|
Х
|
8
|
Рентабельность продаж
(с.6/c.1)х100%
|
%
|
6,95
|
7,86
|
-0,9
|
Х
|
9
|
Производительность труда
(с.1/c.4)
|
Руб./чел.
|
1949,9
|
1983,5
|
-33,6
|
-1,7
|
10
|
Фондоотдача (с.1/с.3)
|
Руб./
|
116,9
|
89,2
|
18,8
|
19,1
|
11
|
Средняя заработная плата
(с.5/с.4)
|
тыс.руб./чел.
|
398,8
|
362,6
|
36,3
|
10,0
|
Приведенные данные показывают уменьшение затрат в опережающем темпе в
сравнении с темпом роста выручки. Но также имеется потеря прибыли от реализации
услуг на 441 тыс.руб.
Наблюдается снижение основных фондов предприятия на 28 тыс.руб. или 5,6%
и уменьшение фондоотдачи на 18,8 руб./руб. или 19,1%. Данные показатели
являются подтверждением того, что предприятие замедляет основные средства и
неэффективно их использует, о чем свидетельствует также снижение фондоотдачи.
Снижение средней заработной платы (10%) опережает прирост
производительности труда, которая повышена на 1,7%. Данный факт свидетельствует
о том, что снижение численности в 2015 году на 7 человек не обеспечен спадом
выручки от реализации услуг.
Приведенные данные показывают незначительное снижение рентабельности
производства на 1,1% и рентабельности продаж на 0,9%, что вызвано опережающим
ростом затрат в сравнении со спадом объемов реализации услуг. Можно сделать
вывод, что снижение рентабельности свидетельствует о снижении конечной
эффективности деятельности предприятия в 2015 году [3,121с].
Раздел 2.
Анализ рынка туристических услуг
Как известно, на протяжении первых двенадцати лет двадцать первого века
туристский рынок Санкт-Петербурга и России успешно развивался. Эксперты
связывают данный процесс с ростом платежеспособности населения и
социально-политической стабильностью, которую не смогли поколебать даже
кризисные явления 2008 года [4,209 с].
Основные показатели деятельности туристских фирм
Таблица 6
|
2008г.
|
2009г.
|
2010г.
|
Число туристских фирм (на
конец года), всего
|
6477
|
6897
|
9133
|
из них занимались:
туроператорской деятельностью
|
928
|
906
|
1193
|
турагентской деятельностью
|
4787
|
5238
|
6941
|
Средняя численность
работников (включая внешних совместителей и работников несписочного
состава), тыс.человек
|
42
|
40
|
48
|
Число реализованных
населению турпакетов - всего, тысяч
|
4305
|
3666
|
4389
|
из них гражданам России:
по территории России
|
1030
|
830
|
872
|
по зарубежным странам
|
3183
|
2772
|
3397
|
Стоимость реализованных
населению турпакетов - всего, млн.рублей
|
117811
|
128243
|
169669
|
из них гражданам России:
по территории России
|
17736
|
15558
|
18343
|
по зарубежным странам
|
98940
|
111642
|
149883
|
Таблица 7.
Численность туристов, обслуженных туроператорами и турагентами,
тыс.человек
|
2008г.
|
2009г.
|
2010г.
|
|
всего
|
в том числе
|
всего
|
в том числе
|
всего
|
в том числе
|
|
|
Граждане России
(отправлено)
|
граждане других стран
(принято)
|
|
Граждане России
(отправлено)
|
граждане других стран
(принято)
|
|
Граждане России (отправлено)
|
граждане других стран
(принято)
|
Обслужено туристов, всего
|
7668,6
|
7470,2
|
198,3
|
7008,8
|
6830,5
|
178,3
|
8499,5
|
8273,6
|
225,9
|
в том числе по странам:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Россия
|
1924,0
|
1924,0
|
-
|
1585,4
|
1585,4
|
-
|
1741,0
|
1741,0
|
-
|
государства-участники СНГ
|
98,1
|
90,2
|
7,9
|
79,8
|
72,7
|
7,1
|
129,7
|
113,7
|
16,0
|
Европа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Австрия
|
32,7
|
31,3
|
1,4
|
30,4
|
29,3
|
1,0
|
31,6
|
30,4
|
1,2
|
Болгария
|
96,4
|
96,2
|
0,2
|
116,1
|
116,0
|
0,1
|
122,9
|
122,6
|
0,3
|
Великобритания
|
18,8
|
15,0
|
3,8
|
16,0
|
12,9
|
3,1
|
21,8
|
17,0
|
4,8
|
Германия
|
56,6
|
20,5
|
36,1
|
54,7
|
21,8
|
32,9
|
81,0
|
25,1
|
55,8
|
Греция
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
169,2
|
168,7
|
0,4
|
Испания
|
106,3
|
104,8
|
1,5
|
194,8
|
191,4
|
3,4
|
201,0
|
195,6
|
5,5
|
Италия
|
156,8
|
145,6
|
11,2
|
173,8
|
151,8
|
22,0
|
157,5
|
140,0
|
17,5
|
Норвегия
|
10,8
|
10,2
|
0,6
|
5,8
|
4,8
|
1,0
|
6,1
|
4,6
|
1,6
|
Польша
|
10,0
|
9,5
|
0,6
|
7,7
|
6,5
|
1,1
|
12,2
|
10,7
|
1,5
|
страны Прибалтики
|
16,7
|
14,8
|
2,0
|
16,4
|
14,9
|
1,5
|
38,9
|
36,2
|
2,7
|
Финляндия
|
60,4
|
47,5
|
12,9
|
59,6
|
47,4
|
12,1
|
72,7
|
59,3
|
13,4
|
Франция
|
122,4
|
104,3
|
18,0
|
77,6
|
16,8
|
77,4
|
60,0
|
17,5
|
Хорватия
|
51,7
|
51,6
|
0,1
|
44,4
|
44,4
|
0,0
|
29,4
|
29,4
|
0,0
|
Черногория
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
17,5
|
17,5
|
0,0
|
Чешская Республика
|
87,9
|
87,5
|
0,4
|
70,3
|
70,2
|
0,1
|
88,5
|
87,7
|
0,8
|
Швеция
|
31,9
|
31,3
|
0,5
|
29,3
|
28,8
|
0,4
|
53,2
|
50,9
|
2,3
|
другие страны Европы
|
260,8
|
254,6
|
6,2
|
199,7
|
195,6
|
4,1
|
114,1
|
106,6
|
7,5
|
Азия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Израиль
|
17,6
|
17,3
|
0,3
|
21,5
|
19,7
|
1,8
|
35,1
|
32,6
|
2,5
|
Индия
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
74,2
|
74,1
|
0,1
|
Кипр
|
35,4
|
35,4
|
0,1
|
58,6
|
58,6
|
0,0
|
45,9
|
45,9
|
0,0
|
Китай
|
1661,8
|
1606,6
|
55,2
|
704,5
|
666,7
|
37,8
|
915,0
|
878,7
|
36,3
|
Корея
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
4,1
|
3,9
|
0,2
|
ОАЭ
|
86,9
|
86,9
|
0,0
|
83,4
|
82,5
|
0,9
|
119,1
|
119,0
|
0,1
|
Таиланд
|
181,4
|
178,5
|
2,9
|
228,0
|
225,3
|
2,7
|
402,1
|
401,9
|
0,2
|
Турция
|
1473,9
|
1473,8
|
0,1
|
1650,9
|
1649,6
|
1,3
|
1919,3
|
1917,2
|
2,1
|
Япония
|
24,6
|
11,6
|
13,1
|
15,9
|
4,6
|
11,3
|
28,5
|
10,1
|
18,4
|
другие страны Азии
|
85,7
|
81,5
|
4,2
|
81,6
|
78,0
|
3,6
|
69,5
|
67,6
|
1,9
|
Африка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Египет
|
786,0
|
786,0
|
0,0
|
1207,7
|
1207,6
|
0,1
|
1537,3
|
1537,3
|
0,0
|
Тунис
|
61,8
|
61,8
|
0,0
|
53,8
|
53,8
|
0,0
|
70,0
|
70,0
|
0,0
|
другие страны Африки
|
7,8
|
6,9
|
0,9
|
16,3
|
14,5
|
1,9
|
18,0
|
17,4
|
0,5
|
Америка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Канада
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
1,3
|
1,1
|
0,3
|
США, включая Гавайские
острова
|
20,4
|
7,5
|
12,9
|
14,2
|
6,3
|
7,9
|
21,5
|
10,5
|
10,9
|
другие страны Америки
|
22,9
|
21,2
|
1,7
|
17,9
|
17,4
|
0,5
|
19,0
|
17,2
|
1,8
|
Австралия и Океания
|
6,8
|
3,3
|
3,6
|
4,7
|
3,1
|
1,6
|
15,3
|
13,9
|
1,4
|
с посещением нескольких
стран
|
53,0
|
53,0
|
-
|
71,2
|
71,2
|
-
|
38,4
|
38,4
|
-
|
Туристический рынок стал глобальным. Региональные российские туррынки
тоже теряют свою изолированность, постепенно становясь частью общероссийского,
макрорегионального и глобального рынков. В сегменте выездного туризма вхождение
в глобальный рынок уже произошло, и теперь россияне имеют вполне реальную
возможность выбирать между российскими и зарубежными турпредложениями. Для
российских компаний это означает появление новых конкурентов, количество
которых на каждом этапе будет последовательно возрастать. На примере
Северо-Запада в целом и Санкт-Петербурга, в частности, эта ситуация
представлена в таблице 2.3.
.1 Характеристики туристского рынка
Таблица 8
Характеристики туристского рынка
Тип туризма
|
Регионы РФ
|
Конкуренты на туристическом
рынке зарубежных стран
|
|
|
2007
|
2012-2015
|
2020-2025
|
Культурно-познавательный
туризм
|
Санкт-Петербург,
Ленинградская, Калининградская, Новгородская, Псковская, Вологодская области
|
столицы Восточной Европы
(Будапешт, Прага)
|
Столицы Прибалтики
(Таллинн, Рига), Киев (Украина)
|
Нестоличные города Европы и
европейской части СНГ (Краков, Львов)
|
Этнотуризм
|
Архангельская область,
Карелия
|
страны Скандинавии
|
страны Прибалтики,
Юго-Восточной Азии, Юг России, Юг Сибири
|
-
|
Рыболовный, охотничий
|
Карелия, Мурманская область
|
страны Скандинавии,
Астрахань
|
Канада, страны Африки,
Тверская область, Сибирь
|
Северная Америка, Африка
|
Активный и экстремальный
туризм
|
Карелия, Псковская,
Мурманская, Ленинградская, Архангельская, Новгородская, Вологодская области
|
страны Скандинавии
|
Урал, Юг России, Сибирь,
Монголия
|
Американский континент,
Африка
|
Оздоровительный туризм
|
Ленинградская,
Калининградская, Новгородская области, Карелия
|
страны Прибалтики
|
Московская агломерация,
Украина
|
-
|
Конгресс-туризм
|
Санкт-Петербург, Калининград,
|
Москва, страны Прибалтики
|
Сочи, Екатеринбург,
Владивосток, Казань
|
-
|
В то же время глобализация рынка туристических услуг открывает новые
возможности для партнерских отношений, давая импульс консолидационным процессам
в отрасли. Вопрос заключается в том, как российские регионы могут
воспользоваться ситуацией и какие именно услуги они могут предложить новому
конкурентному рынку[6,191с].
Как показывает практика, на российском туристическом рынке появляются
крупные западные игроки, своими стандартами и высоким уровнем услуг оказывающие
мощное давление на всю рыночную ситуацию в отрасли. Так, приход в Россию новых
операторов авиа - и круизных перевозок влечет за собой внедрение новых
стандартов работы. Они привнесены иностранными компаниями с наиболее
конкурентных рынков. В последнее время новые технологии внедряются и в
управление туристическим бизнесом. Отдельные российские регионы начинают
проектировать и создавать туристические кластеры - взаимосвязанные и
взаимодополняющие предприятия и организации, обеспечивающие функционирование
туристической индустрии[9].
Таблица 10
Новые технологии управления в туризме