Разработка основных показателей деятельности предприятия 'Альфа'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,74 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка основных показателей деятельности предприятия 'Альфа'















Составление бизнес-плана предприятия «Альфа»

Содержание

Введение.

Характеристика предприятия.

Баланс производственной мощности предприятия.

Баланс рабочего времени.

Организационный план. Расчет трудоемкости производственной программы.

Расчет численности и фонда заработной платы работников предприятия.

Расчет производительности труда.

Планирование себестоимости продукции. Калькуляция и группировка затрат на производство продукции.

Планирование прибыли и рентабельности. Распределение прибыли в соответствии с налоговой системой.

Производственная программа предприятия. Основные показатели деловой активности предприятия.

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение

Главной целью курсовой работы является разработка основной деятельности предприятия «Альфа» на 2012 год, т.е. составления бизнес-плана.

Бизнес-планирование является главным этапом в деятельности любого предприятия. Разработка показателей деятельности предприятия - это главная задача бизнес-плана.

Бизнеc планирование - одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством на предприятии. Бизнес планирование - это построение плана, способа будущих действий, определение экономического содержания и последовательных шагов, ведущих к намеченной цели.

Бизнес-план является принципиально новым для нашей экономики документом. В традиционном для отечественного планирования технико-экономическом обосновании оценке экономической эффективности проекта отводилось всего несколько страниц текста. Этого было вполне достаточно в условиях централизованно планируемой экономики, где инвестором выступал госбюджет, а своеобразным маркетингом занимался Госснаб. В отличие от технико-экономического обоснования бизнес-план детально характеризует все основные аспекты будущего предприятия, анализирует проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.

Бизнес-план необходим:

для разработки концепции ведения бизнеса и генеральной стратегии развития предприятия;

для выполнения функции планирования;

для оценки и контроля процесса развития основной деятельности предприятия;

для привлечения денежных средств;

для привлечения частных инвесторов, эффективного использования инвестиций, конкурсного размещения государственных инвестиций в высокоэффективные проекты.

В условиях перехода к рыночной экономике овладение искусством составления бизнес-плана становится крайне актуальным, что обусловлено следующими причинами:

В нашу экономику входит новое поколение предпринимателей, многие из которых не имеют опыта руководства предприятием и поэтому весьма смутно представляют себе все ожидающие их проблемы.

Главной целью данного курсового проекта являются разработки основных показателей деятельности предприятия. В условиях рыночной экономики значение повышения экономической и социальной эффективности производства очень велико, поэтому целью данной курсовой работы является расчёт показателей деловой активности предприятия «Альфа» на 2012 год.

В своей курсовой работе я рассчитываю такие показатели, как:

·баланс производственной мощности - это система показателей, характеризующих величину мощности, факторы ее изменения и уровень использования в отчетном периоде.

·баланс рабочего времени - это система показателей использования рабочего времени одним среднесписочным сотрудником в течение определенного календарного периода. Цель расчета баланса рабочего времени - определение эффективного (полезного) фонда времени работы одного сотрудника с учетом средней продолжительности рабочего дня, принятого календарного режима работы, планируемых невыходов на работу и внутрисменных регламентированных перерывов.

·производительность труда - это показатель эффективности труда, который определяется по количеству или объему производимой продукции в единицу времени на одного работника.

·себестоимость продукции - это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

«Характеристика предприятия»

Предприятие - это самостоятельный хозяйственный субъект созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения. Предприятие имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством и отвечающей целям, предусмотренным в уставе предприятия. Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать со своим наименованием.

Общество с ограниченной ответственностью - это общество, учрежденное одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью несут риск убытков, связанный с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Основное направление деятельности - розничная торговля бытовой техникой. Для осуществления своей деятельности фирма на данный момент имеет три специализированных магазинов два из которых расположенны на окраинах города и один -в центре Москвы

Общество с ограниченной ответственностью «Альфа» сеть магазинов бытовой техники. В соответствии с целями своей деятельности ООО «Альфа» осуществляет сотрудничество с юридическими и физическими лицами.

Общество с ограниченной ответственностью создается, с целью получения прибыли и может заниматься любой деятельностью, за исключением запрещенной законом. При этом для определенных видов деятельности необходимо получение специального разрешения (лицензии).

Высшим органом общества является общее собрание его участников. Для текущего руководства деятельностью общества создан исполнительный орган. В фирме «Альфа» он является единоличным в лице директора.

«Альфа» - мировой лидер в области новейших технологий - это многоотраслевой производитель и поставщик новейших электронных и электрических приборов и оборудования, аппаратуры, систем связи и передачи информации, решений и услуг, основанных на использовании сети Интернет, электронных комплектующих и материалов, энергетических установок и систем электропитания, систем промышленной и социальной инфраструктуры, а также бытовых приборов.

Сегодня «Альфа» - это группа из десяти компаний, каждая из которых специализируется на одном из направлений бизнеса. Это один из мировых лидеров в области производства офисной и бытовой электроники, высокое качество которой обеспечивают научно-технические разработки крупнейшего научно-исследовательского центра «Альфа».

Корпорация «Альфа», основанная в 1875 году, за 126 лет вошла в число крупнейших мировых производителей, специализирующихся в области электроники и энергетики.

Исходные данные к курсовой работе по теме: «Разработка основных показателей деятельности предприятия»

Исходные данные на 2012 г.:

·Утюг «Tefal»- 670 шт.

·Телевизор «SONY» - 1150 шт.

·Компьютер «BENQ» - 870 шт.

·Холодильник «Samsung»- 735 шт.

Трудоёмкость планируемых изделий по цехам основного производства (норм/часы)

Наименование выпуска продукцииВид производствазаготовительноеобрабатывающеесборочноеУтюг «Tefal»423524Телевизор «SONY»312730Компьютер «BENQ»293118Холодильник «Samsung»382520

Баланс производственной мощности

Таблица № 1. Баланс производственной мощности.

Номенклатура выпуска продукцииПроизводственная мощность предприятия, шт.Вводимая мощность, шт.Выбывшая мощность, шт.Среднегодовая мощность, шт.Планируемый объём предприятия, шт.Коэффициент использования мощности, шт.1234567Утюг «Tefal»73075687376700,91Телевизор «SONY»1300110125128511500,90Компьютер « BENQ»92085799268700,94Холодильник «Samsung»82060648167350,90Итого-----0,91

Производственная мощность предприятия - это максимально возможный выпуск продукции за единицу времени в натуральном выражении при полном использовании производственного оборудования и площадей.

Производственная мощность измеряется в тех же единицах, которых планируется производство данной продукции в натуральном выражении.

Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих производственных цехов, участков или агрегатов, то есть по мощности ведущих производств.

В целях увязки планируемых объемов производства продукции с необходимыми производственными мощностями на предприятии рассчитываются балансы производственных мощностей по производству или переработке продукции.

Под выбывающей мощностью понимают производственную мощность предприятия, цеха, участка на конец планового периода.

Среднегодовая мощность - это мощность, которой будет располагать предприятие, цех, участок в среднем за расчетный период или за год.

Пример расчёта Таблицы №1.

Среднегодовая производственная мощность определяется для соответствия производственной программы и имеющейся мощности. Для расчёта использовалась формула:

М ср. г = М н.г. + (М вв. * n1) / 12 - (М выб. * n2) / 12, где

М ср. г - производственная мощность предприятия

М н.г. - мощность предприятия на начало года

М вв. - вводимая мощность предприятия в начале года

М выб. - выбывающая мощность предприятия в течение года

n1 - количество полных месяцев с момента ввода в действие основных фондов до конца года

n2 - количество полных месяцев с момента выбытия основных фондов до конца года

Коэффициент фактического (планового) использования производственной мощности Ким. Определяется по формуле:


где N - планируемый объём выпускаемой продукции

Пояснения к таблице 1: « Баланс производственной мощности », пример расчета по изделию №1:

М ср. г = М н.г. + М вв. - М выб.

М ср. г = 730 шт. + 75 шт. - 68 шт. = 737 шт.

Ким. = N / M ср.г.

Ким. = 670/737= 0,91

Найдем средний коэффициент использования мощности:

К им.ср. = (Ким. изд.1 + Ким. изд.2 + Ким. изд.3 + Ким. изд.4)/4 = (0,91 + 0,90+ 0,94 + 0,90)/4 = 0,91

Вывод: коэффициент использования мощности у всех товаров приближён к максимальному, ресурсы используются полно. Самый низкий коэффициент мощности по холодильнику «Samsung» составляет величину 0,90 и по телевизору «SONY» 0,90. Повысить его можно за счёт увеличения среднегодовой мощности. Самый высокий показатель у компьютере «BENQ», его величина 0,94, следовательно, производительная мощность по выпуску этого продукта работает наиболее полно. В целом, общий коэффициент равен 0,91. Уровень коэффициента достаточно высок, значит, предприятие работает эффективно.

Баланс рабочего времени

Балансом рабочего времени называется количество дней и часов, которые работник предприятия должен отработать в течение планового периода.

Баланс рабочего времени - система показателей использования рабочего времени одним среднесписочным сотрудником в течение определенного календарного периода. С помощью балансов рабочего времени осуществляется анализ его использования. Они составляются в человеко-днях и человеко-часах.

Различают три фонда времени:

·Календарный;

·Номинальный;

·Полезный (действительный).

На полезный фонд времени влияют неявки, очередные ученические отпуска, численность студентов, обучающихся в учебных заведениях.

В плановых расчётах неявки определяются следующим образом: за отчётный период определённое количество неявок по первой из причин делится на среднесписочную численность работников предприятия, после чего данные корректируются на изменения в плановом периоде.

Таблица № 2. Баланс рабочего времени.

ПоказателиЕдиница измеренияРасчётные данные1. Календарный фонд временидни.3652. Количество нерабочих дней, в том числе: · Праздничных · Выходныхдни.113 9 1043. Номинальный фонд рабочего временидни.2524. Неявки на работу, в том числе: · Ежегодные отпуска · Отпуска по учёбе · По болезни · Отпуска в связи с родами · Прогулы · Простой · Массовые невыходы на работу · С разрешения администрациидни.35 27 3 3 1 - - - 15. Число рабочих дней в периодедни.2176. Продолжительность рабочего днячас87. Бюджет рабочего временичас17368. Потери рабочего времени, связанные с сокращением рабочего дня, в том числе: · Льготное время подростков · Предпраздничные дни · Внутрисменные простоичас 9 - 9 -9. Полезный (действительный) фонд рабочего времени одного работника предприятиячас1727

Пример расчёта Таблицы №2.

Номинальный фонд рабочего времени = календарный фонд времени - количество нерабочих дней = 365 дн. - 9 дн. - 104 дн = 252дн.

Число рабочих дней в периоде = номинальный фонд рабочего времени - неявки на работу = 252 дн. - 35дн. = 217 дн.

Бюджет рабочего времени = число рабочих дней в периоде * продолжительность рабочего дня = 217дн. * 8ч. = 1736ч.

Полезный (действительный) фонд рабочего времени одного работника предприятия = бюджет рабочего времени - потери рабочего времени = 1736ч. - 9ч. = 1727ч.

Полезный фонд рабочего времени одного работника предприятия составил 1727ч.

Организационный план. Расчёт трудоёмкости производственной программы. Расчёт численности и фонда заработной платы работников предприятия

Организационный план является важнейшим разделом бизнес-плана, так как в нём рассчитываются трудовые показатели, устанавливаются правильные пропорции заработной платы для всех категорий рабочих в соответствии с количеством и качеством труда; определяется рациональное соотношение между численностью основных рабочих и остальных категорий работающих.

Состав и количественные соотношения отдельных категорий и групп работников предприятия характеризуют структуру кадров.

К промышленно-производственному персоналу (ППП) относятся основные, вспомогательные рабочие, младший обслуживающий персонал, управленческий персонал, специалисты и служащие.

Трудоемкость - это затраты рабочего времени на производство единицы продукции. В зависимости от состава включаемых в нее трудовых затрат различают технологическую трудоемкость, трудоемкость обслуживания производства, производственную трудоемкость и трудоемкость управления производством.

Численность основных производственных рабочих рассчитывается по трудоёмкости:

Rосн = (N * tшт.) / (Fд. * Кв)

где Rосн - численность основных рабочих, чел;

N - годовая производственная программа, шт.;

t шт - трудоёмкость единицы изделия, н/час;

Fд - действительный фонд времени одного рабочего, час;

Кв - коэффициент выполнения норм (принимается в пределах от 1,1 до 1, 17).

Кв = 1,1

производственный программа себестоимость заработный

Таблица № 3. Трудоёмкость и численность основных рабочих.

Номенклатура выпускаемой продукцииТрудоёмкость единицы продукции, н/ч.Годовая произнная программа, шт.Трудоёмкость произ-нной программы, н/ч.Полезный фонд времени, час.Численность основных рабочих, чел. 123456Заготовительный цех:Утюг «Tefal»4267028140172715Телевизор «SONY»31115035650172719Компьютер «BENQ»2987025230172713Холодильник «Samsung»3873527930172715итого--116950-62Обрабатывающий цех:Утюг «Tefal»3567023450172712Телевизор «SONY»27115031050172716Компьютер «BENQ»3187026970172714Холодильник «Samsung»2573518375172710итого--99845-52Сборочный цех:Утюг «Tefal»246701608017278Телевизор «SONY»30115034500172718Компьютер «BENQ»188701566017278Холодильник «Samsung»207351470017278итого--80940-42Всего--297735-156

Пример расчёта по первому изделию таблицы №3.

Заготовительный цех.

Трудоемкость производственной программы Утюг «Tefal» = трудоемкость единицы продукции (н/ч) * годовая производственная программа (шт)

R осн = (N * t шт) / (Fд * Кв) = (670*42) / (1727*1,15) = 9 чел.

Обрабатывающий цех.

Трудоемкость производственной программы газовой плиты «Gefest»=

*580 = 24360 н/ч.

R осн = (580*42) / (1711*1,15) = 13 чел.

Сборочный цех.

Трудоемкость производственной программы газовой плиты «Gefest»= 25*580= 14500 н/ч.

R осн = (580*25) / (1711*1,15) = 8.

Под фондом заработной платы понимается сумма денежных средств, необходимая для оплаты труда работников предприятия. Для каждой категории рабочих предприятия фонд заработной платы рассчитывается отдельно. Затем полученные результаты суммируются, и определяется фонд заработной платы предприятия.

Фонд заработной платы основных рабочих рассчитывается следующим образом:

а) прямой ФЗП:

ФЗП пр. = Т ст. * t шт. * N,

где Т ст. - часовая тарифная ставка основных производственных рабочих, руб.

б) основной (часовой) ФЗП

ФЗП осн. = ФЗП пр. + Д 1,

где Д 1 - доплата до основного фонда заработной платы, руб.

в) общий ФЗП

ФЗП общ. = ФЗП осн. + Д 2,

где Д 2 - доплата до общего ФЗП, руб.

При расчёте ФЗП основных рабочих необходимо учесть, что расчёт производится для каждого изделия с учётом трудоёмкости его изготовления в каждом производстве (заготовительном, обрабатывающем, сборочном).

Для определения общей трудоемкости изготовления одного изделия в производстве необходимо суммировать трудоемкость изготовления производственной программы данного изделия по 3 цехам:

Т пр.пр. 1 = Т пр.заг.1 + Т пр.обр.1 + Т пр.сб.1,

где Т пр.пр. - трудоемкость производственной программы изготовления первого изделия, н/ч;

Т пр.заг., Т пр.обр., Т пр.сб. - трудоемкость изготовления данного изделия в заготовительном, обрабатывающем, сборочном цехах.

Отчисления на социальные нужды составляют 34 % от ФЗП общ.


ЗП = ФЗП общ / (12*R осн)

Таблица № 4. Фонд заработной платы основных рабочих.

Номенклатура выпускаемой продукцииТрудоёмкость произнной программы, н/ч.Тарифная ставка, руб.Прямой ФЗП, руб.Доплата до основного ФЗП,Основной ФЗП, руб.Доплата до общего ФЗП,Общий ФЗП, руб.Отчисления на соц. нужды, руб.Среднемесячная з/п рабочего, руб. % Руб. % Руб.123456789101112Утюг «Tefal»6767065.12440667035154233559490051589245957929178737914186Телевизор «SONY»10120066.306709560352348346905790615135879071493272144814263Компьютер «BENQ»6786066.52451404735157991660939631591416103104183093114531Холодильник «Samsung»6100566.95408428535142950055137851582715522056165661713945Итого:297735-197145626900097266146593992326654582799637514238

Расчеты:

На основе исходных данных заполним имеющиеся колонки и строки.

Тарифная ставка составляет у основных рабочих составляет:

65, 12 руб.

,30руб.

,52 руб.

,95 руб.

Для того чтобы рассчитать прямой ФЗП, надо производительность труда умножить на тарифную ставку:

67670 * 65,12 = 4406670 руб.

На этом примере рассчитаем прямой ФЗП для остальных изделий.

Доплата до основного ФЗП - 35%

4406670 * 0,35 = 1542335руб.

На этом же примере рассчитаем сумму доплаты для остальных изделий. Для того чтобы найти основной ФЗП, надо к прямому ФЗП прибавить доплату до основного ФЗП:

4406670 + 1542335 = 5949005руб.

Доплата до общего ФЗП составляет 15%

5949005 * 0,15 = 1121346руб.

Найдем общий ФЗП:

+ 1121346= 8596981руб.

Отчисления на соц. нужды составляет 30%.

* 0,3 = 2579095руб.

Определи среднемесячную заработную плату. Для этого общий ФЗП, рассчитанный выше разделим на количество месяцев в году - 12 месяцев и умножим на количество рабочих, рассчитанных в таблице 4. На основе произведенных данных рассчитаем среднемесячную заработную плату основных рабочих.

Расчетные данные сведем в таблицу №5.

Таблица № 5. Численность и фонд заработной платы вспомогательных рабочих.

Номенклатура выпускаемой продукцииЧислен. основн. рабочих, челНормативная численность вспомогательных рабочихЧисленность вспомогательных рабочих, челТариф-н став-ка,руб.Полезный фонд времени, часПрямой ФЗП, руб.Доплата до основного ФЗП,Основной ФЗП, руб.Доплата до общего ФЗП,Общий ФЗП, руб.Отчисления на социальные нужды, руб.Среднемесяч-ная зара-ботная плата, руб.%руб.%руб.123456789101112131415Газовая плита «Gefest»30321051,2217118763742017527410516491111568111673303968929727,75Стиральная машина «Ardo»57321853,161711163722120327444196466611216113218077974146410096,2Посудомоечная машина «Electrolux»40321352,41171111657552023315113989061115387915527865279479953,76Холодильник «Electrolux»48321654,121711138898920277797166678711183346185013462904510278,52Итого:175-56--5068341-10136886082009-6690216751030229535010014

Пример расчёта Таблицы №5 по первому изделию.

Численность основных рабочих считаем по Таблице №3

Нормативную численность вспомогательных рабочих по данному предприятию принимаем равную 32%

Численность вспомогательных рабочих = 30 * 0,32 = 10 чел.

Полезный фонд времени берём из Таблицы №2

Прямой ФЗП = 1711 час* 51,22 руб. * 10 чел. = 876374 руб.

Доплаты до основного ФЗП = 876374 руб. * 0,20 = 175274 руб.

Основной ФЗП = 876374 руб. + 175274 руб. = 1051649 руб.

Доплаты до общего ФЗП = 1051649 руб.* 0,11 = 115681 руб.

Общий ФЗП = 1051649 руб. + 115681 руб. = 1167330 руб.

Отчисления на социальные нужды = 1167330 руб. * 0,34 = 396892 руб.

Среднемесячная заработная плата вспомогательных рабочих = 1167330 / 12*10 = 9727,75 руб.

При расчёте численности административно-управленческого персонала (АУП) необходимо воспользоваться укрупнённым расчётом (методом относительной численности):

R ауп = (0, 1…0, 15) * (R осн + R всп),

где (0, 1…0, 15) - нормативная численность административно-управленческого персонала и специалистов.

Расчёт численности рабочих предприятия производится по каждому цеху и изделию.

Определим ФЗП АУП и специалистов:

а) прямой ФЗП:

ФЗП пр = Т пл*О*R ауп,

где Т пл - количество месяцев в плановом периоде;

О - должностной оклад, руб.

б) общий ФЗП:

ФЗП общ = ФЗП пр + Д 2

Отчисления на социальные нужды рассчитываются аналогично отчислениям основных и вспомогательных рабочих.

Среднемесячная заработная плата определяется по формуле:

ЗП = ФЗП общ / (12* R ауп)

Расчетные данные сведем в таблицу №6.

Таблица 6. Численность и ФЗП АУП и специалистов.

Номенклатура выпускаемой продукцииЧисленность основных рабочих, чел.Числен вспомогательных раб, чел.Норм численность АУП и специалистов, %Численность АУП, чел.Должностной оклад, руб. План период, месяцПрямой ФЗП, руб.Доплата до общего ФЗПОбщий ФЗП, руб.Отчисления на соц нужды, руб.Среднемесячная заработная плата, руб.%Руб.12345678910111213Газовая плита «Gefest»3010135120001213860003021600093600031824015600Стиральная машина «Ardo»571813101400012159600030504000218400074256018200Посудомоечная машина «Electrolux»40131371350012960000303402001474200501278175550Холодильник «Electrolux»4815138125001288200030360000156000053040016250Итого17556-30--4824000-14202006154200209242816900

Пример расчёта Таблицы №6 по первому изделию.

Нормативную численность АУП и специалистов по данному предприятию принимаем равную 10%

Численность АУП = (Численность основных рабочих + Численность вспомогательных рабочих) * Нормативную численность АУП и специалистов = (30+ 10) * 0,13 = 5 чел.

Прямой ФЗП = 12000 руб.* 12 мес.* 5 чел. = 720000 руб.

Доплаты до общего ФЗП = 720000 руб.* 0.30 = 216000 руб.

Общий ФЗП = 720000 руб. + 216000 руб. = 936000 руб.

Отчисления на социальные нужды = 936000 руб. * 0,34 = 318240 руб.

Среднемесячная заработная плата специалистов = 93600 / 12*5 = 15600 руб.

Расчёт производительности труда

Производительность труда является одним из важнейших показателей эффективной работы производства. Производительность труда характеризует эффективность затрат живого труда в процессе производства продукции.

Уровень производительности труда характеризуется двумя показателями: выработкой и трудоёмкостью продукции.

Выработка продукции - наиболее распространённый и универсальный показатель производительности труда. В зависимости от того, в каких единицах измеряется объем продукции, различают определение выработки в натуральных показателях, а также показателях нормированного рабочего времени.

Необходимо рассчитать выработку в денежном выражении и нормо-часах на 1-го рабочего и 1-го работающего.

Выработка в нормо-часах определяется по формуле:


где R рабоч. - численность рабочих (основных и вспомогательных);

R работ. - численность работающих (основных, вспомогательных и АУП).

Выработка в денежном выражении определяется по формуле:

В = ТП / R рабоч.; В = ТП / R работ.,

где ТП - товарная продукция, руб.

Трудоёмкость выражает затраты рабочего времени на производство единицы продукции. Показатель обратный выработке.

Таблица №7. Выработка в нормо-часах.

Тип производстваТрудоёмкость производственной программы, н/ч.Численность рабочих, чел.Норма выработки, н/ч.Численность работающих, чел.Норма выработки, н/ч.123456Заготовительный107870751438,27851269,06Обрабатывающий127240901413,781021247,45Сборочный94330661429,24751257,73ИТОГО:3294402311427,092621258,08

Пример расчёта по первому изделию таблицы № 7.

Трудоёмкость производственной программы, н /ч по цехам равно итого

по таблице №3.

Численность рабочих = 57 чел.+ (57 чел.* 0,4) = 75 чел.

Норма выработки = 107870 н/ч / 75 чел. = 1438,27 н / ч

Численность работающих = 75 чел. + (75 чел. * 0,14) = 85 чел.

Норма выработки = 107870 н/ч / 85 чел. = 1269,06 н / ч

Таблица №8. Норма выработки в стоимостном выражении.

Товарная продукция, руб.Численность рабочих, чел.Норма выработки, н /чЧисленность работающих, чел.Норма выработки, н /ч115406183231499594262440482

Пример расчёта по первому изделию таблицы №8.

Товарная продукция из таблицы №13 «Стоимость годовой программы»:= 3487162,45 руб.

Численность рабочих и работающих из таблиц №5 и №6.

Планирование себестоимости продукции. Калькуляция и группировка затрат на производство продукции

Себестоимость - сумма затрат на производство и реализацию продукции.

В соответствии с планом счетов различают следующие виды себестоимости:

·Производственную;

·Полную.

Производственная себестоимость - затраты, связанные непосредственно с производством продукции.

Полная себестоимость - затраты, связанные с производством и реализацией продукции.

Все затраты классифицируются по ряду признаков:

1.По способу отнесения затрат на себестоимость - прямые и косвенные;

2.По степени участия в процессе производства - основные и накладные;

.В зависимости от объема производства - условно-постоянные и условно-переменные;

.В зависимости от состава - простые(элементарные) и сложные(комплексные).

При определении себестоимости изделия используются группировка затрат по статьям калькуляции и экономическим элементам.

Группировка затрат по калькуляционным статьям определяет затраты на единицу продукции, работ, услуг в соответствии с их назначением и местом возникновения, группируя их по статьям.

Группировка затрат по экономическим элементам включает затраты, израсходованные независимо от места их возникновения, как правило, это прямые затраты.

При составлении плановой калькуляции укрупнено выделяют три основных элемента:

С = М + ЗП + Н,

где С - себестоимость изделия,

М - материальные затраты,

ЗП - зарплата основных рабочих,

Н - накладные расходы.

Стоимость материальных затрат определяется следующим образом:

1.Стоимость основных материалов на изделие определяется по формуле:

См.изд. = Цм. * Нр.,

Где Цм. - цена материалов,

Нр. - норма расхода материала на изделие.

2.Стоимость основных материалов на программу определяется по формуле:

См.пр. = Цм. * Нр. * N

3.Стоимость полуфабрикатов на программу определяется по формуле:

Спф.пр. = Цпф. * N,

Где Цпф. - цена полуфабрикатов

4.Стоимость топлива и энергии на технические цели определяется по формуле:

Ст.пр. = Цтопл. * N,

Где Цтопл. - цена топлива и энергии на технические цели

5.Стоимость транспортно-заготовительных расходов на изделие:

Стзр.изд. = (СМизд. + СПФизд.) * а,

Где а - процент ТЗР

6.Стоимость ТЗР на программу определяется по формуле:

Стзр.пр. = Стзр.изд. * N

7.Материальные затраты с учётом ТЗР определяется по формуле:

на изделие:

Мизд. = Си.изд. + Спф.изд. + Ст.изд. + Стзр.изд.

на программу:

Мпр. = См.пр. + Спф.пр. + Сст.пр. + Стзр.пр.

Расчетные данные сведем в таблицу №9.

Таблица №9. Материальные затраты.

Номенклатура выпускаемой продукцииНорма расхода матер, тн.Цена матер за 1тн, руб.Годо-вая произная программа, шт.Стоимость осн матер- на изделие, руб.Стоимость ПФ на изделие, руб.Стоимость топлива на изделие, руб.Стоимость основматер на программу, руб.Стоимость ПФ на программу, руб.Стоимость топлива на программу, руб.ТЗР на изделие, руб.ТЗР на программу, руб.Матер затраты с учётом ТЗР, на изделие, руб.Матер затраты с учётом ТЗР, на программу, руб.1234567891011121314Газовая плита «Gefest»0,032330005801056,00865,92307,51612480502234178356557,363232692786,791616338Стиральная машина «Ardo»0,0343600012501224,001040,40362,301530000130500452875656,688208503283,384104226Посудомоечная машина «Electrolux»0,03132000740992,00803,52287,28734080594605212587520,783853182603,501926590Холодильник «Electrolux»0,035380008201330,001064,00383,041090600872480314093694,265692933471,302846466Итого------396716032698191157911-2098730-10493620

Пример расчёта таблицы №9.

. Примем норму расхода материала по каждому изделию:

Изделие 1=0,032 т;

Изделие 3=0,031 т;

Изделие 4=0,035 т.

. Цену материала берём от 20000 до 50000рублей:

Изделие 1=33000руб.;

Изделие 2=36000руб.;

Изделие 3=32000руб.;

Изделие 4=38000руб.

. Годовую производственную программу пишем из начальных данных.

. Стоимость основных материалов = Норма расхода материала* Цена материала за 1тн = 0,032 * 33000= 1056 руб. на 1 изделие

. Стоимость полуфабрикатов принимаем от 80 до 90%: 1056 руб. * 82% = 865,92 руб.

Изделие 1=82%;

Изделие 2=85%;

Изделие 3=81%;

Изделие 4=80%.

. Стоимость топлива на изделие от 15 до 20%: 1056 руб.*16%=307,51 руб.

Изделие 1=16%;

Изделие 2=16%;

Изделие 3=16%;

Изделие 4=16%.

7. Стоимость основных материалов на программу = стоимость основных материалов на изделие* годовая производственная программа = 168,00руб.*610 шт.= 102480 руб.

. Стоимость полуфабрикатов на программу = стоимость ПФ на изделие * годовая производственная программа = 100,80руб. * 610шт. = 61488 руб.

. Стоимость топлива на программу: 53,76руб. *610шт. = 32794руб.

. ТЗР на изделие: (168руб. + 100,80руб. +53,76руб.) *14% = 45,15руб.

Изделие 1=25%; Изделие 2=25%; Изделие 3=25%; Изделие 4=25%.

. ТЗР на программу: 45,15руб.*610 шт. = 27541руб.

. Материальные затраты с учётом ТЗР на изделие, руб.: 168,00руб. + 100,80руб. + 53,76руб. +45,15руб. = 37,71руб.

.Материальные затраты с учётом ТЗР на программу, руб.: 367,71руб. *610шт=224303руб.

К общепроизводственным расходам относятся:

·амортизация зданий, сооружений цехового назначения;

·амортизация, содержание и ремонт оборудования;

·зарплата вспомогательных рабочих с отчислением на социальные нужды;

·зарплата АУП и специалистов с отчислением на социальные нужды;

·расходы по охране труда и т.п.

Для того, чтобы определить величину общепроизводственных расходов, необходимо рассчитать процент общепроизводственных расходов. Для этого составляется смета затрат на производство по цехам.

Расчетные данные сведем в таблицу №10.

Таблица №10. Смета общепроизводственных расходов

Наименование статей сметыЗаготовительный цехОбрабатывающий цехСборочный цехПримечание12345Амортизация оборудования345000420000285000020% от стоимости оборудованияЭксплуатация оборудования1380001680001140006% от стоимости оборудованияТекущий ремонт оборудования1610001960001330007% от стоимости оборудованияКапитальный ремонт оборудования13800016800011400040%от амортизации оборудованияИзнос456005440040000800 рублей на 1 человекаСодержание АУП и вспомогательных рабочих538175168525835058666По расчётуАмортизация зданий10000095000900005%от стоимости зданийСодержание зданий1400001330001260006%от стоимости зданийТекущий ремонт зданий1200001140001080007%от стоимости зданийКапитальный ремонт зданий40000380003600040%от амортизации зданийРасходы по охране труда765009180067500900 руб. на 1го рабочего в годПрочие расходы23164882763529203200730% от ФЗП основного рабочегоИТОГО:822033911094312820417327518824

Пример расчёта таблицы №10 по заготовительному цеху.

Стоимость оборудования каждого цеха:

Заготовительный цех = 2000300 руб.

Обрабатывающий цех =2000800 руб.

Сборочный цех =1000900 руб.

Амортизация оборудования = 1000300 руб. * 20% = 345000 руб.

Эксплуатация оборудования =1000300руб. * 6% = 138000 руб.

Текущий ремонт оборудования = 1000300 руб. * 7% = 161000 руб

Капитальный ремонт оборудования = 345000 руб. * 40% = 138000 руб.

Содержание АУП и вспомогательных рабочих по цехам производства.

Затраты на содержание 1 АУП = (общ ФЗП АУП + отчисления на соц. нужды)/общая численность АУП = (6154200+2092420)/40 = 206155руб.

Затраты на содержание АУП заготовительного цеха находим аналогично затратам на содержание вспомогательных рабочих заготовительного цеха:

*16 = 3298480руб.

Стоимость зданий каждого цеха:

Заготовительный цех = 2000000 руб.

Обрабатывающий цех = 1000900руб.

Сборочный цех = 100800 руб.

Амортизация зданий = 2000000 руб.*5%= 1000000 руб.

Содержание зданий = 2000000руб.*6%= 1200000 руб.

Текущий ремонт зданий =2000000 руб. * 7%= 1400000 руб.

Капитальный ремонт зданий = 1000000 руб. *40%=400000 руб.

Таблица №11. Себестоимость продукции, руб.

Статьи калькуляцииГаз плита «Gefest»Стир машина «Ardo»Посудомоечная машина «Electrolux»Холодильник«Electrolux»Итого на программуНа 1 изделиеНа программуНа 1 изделиеНа программуНа 1 изделиеНа программуНа 1 изделиеНа программу123456789101.Основн материалы1056,006124801224,001530000992,007340801330,0010960039671602.Полуфабрикаты865,925022341040,401300500803,525946051064,0087248032698193.Транспортно заготов расходы557,36323269656,68820850520,70385318694,2656929320987304.Топливо и энергия307,36178356362,30452875287,28212587385,0431409311579115.Основн зарплата7287,1242265325939,3774242187284,0753902158129,006665781237067466.Допол зарплата874,45507183712,72890906874,09646825975,4879989328448077.Отчисления на соц нужды2774,9416094632261,7128271422773,7820525943095,52253832990275288.Общепроиз расходы8458,8949061566894,4286180258455,3562569599436,147737635275187759.Общехоз расходы8194,0535925495048,4663105756191,4645816806909,6556659132015071410.Итого произ-нная себестоимость28376,241645821924140,063017507528182,252085486534413,09282187339570689211.Расходы на продажу567,52329162482,80603500563,65417101688,26564373191413612.Итого полная себестоимость28943,761678738024622,863077857528745,902127196635101,35127831079762102813.Планируемая прибыль7235,9441968456155,7276946507186,485317995702,035756651778515514.Оптовая цена36179,702098422630778,683847322535932,382658996135803,382935877111540618315.НДС6512,3537771635540,1469251756467,8347861946444,6152845802077311216.Отпускная цена42692,052476138936318,724539840042400,213137615542247,9934643352136179296Пример расчёта Таблицы №11.

Основные материалы, полуфабрикаты, ТЗР, топливо и энергия берем из таблицы №9

Основная заработная плата на изделие = Основной ФЗП по таблице №4 итого/годовая производственная программа =4226532руб./580 = 7287руб.

Основная заработная плата на программу равна основному ФЗП по таблице №4 на изделие.

Дополнительная заработная плата на изделие = Доплата до общего ФЗП/ годовая производственная программа =507183руб./580 = 874 руб.

Дополнительная заработная плата на программу равна доплате до основного ФЗП по таблице №4 на изделие.

Отчисления на социальные нужды от заработной платы основных рабочих - Таблица № 4= 1609463 руб.

Отчисления на социальные нужды = 1609463 /580 =2774 руб..

Общепроизводственные расходы = П * Основная заработная плата на 1 изделие

Общепроизводственные расходы на программу = Общепроизводственные расходы на изделие* годовая производственная программа =8458,89руб.*580 = 14,58 руб.

Общехозяйственные расходы на программу и последующие показатели рассчитываются аналогично общепроизводственным расходам на программу.

Коммерческие расходы = Итого производственная себестоимость * 2%= 28376,24руб.

*2% = 567,52 руб.

Коммерческие расходы на программу = 567,52 руб.*580 = 329161 руб.

Планируемая прибыль = Итого полная себестоимость * 25% = 28943,76 руб.*25% = 7235,94руб.

Планируемая прибыль на программу = 11340,37 руб.*615 = 6974327,55 руб.

Оптовая цена = Итого полная себестоимость + Планируемая прибыль = 28943,76руб. + 7235,94руб. = 36179,70 руб.

Оптовая цена на программу = 36179,70руб.*580 = 20983226руб.

Налог на добавленную стоимость на изделие = Оптовая цена * 18 %= 36179,70руб.

*18%= 6512,35руб.

Налог на добавленную стоимость на программу = 6512,35руб.*580 = 3777163 руб.

Отпускная цена на изделие = Оптовая цена + Налог на добавленную стоимость = 36179,70руб. + 6512,35руб. = 42692,05руб.

Отпускная цена на программу = 42692,05руб.*580 = 24761389 руб.

Таблица №12. Группировка затрат по экономическим элементам.

Группировка статейСумма, руб.Примечания1231. Материальные затраты10493620См. таблицу №92. Расходы на оплату труда39456786См. таблицы №4,5,63. Отчисления на социальные нужды13415298См. таблицы №4,5,64. Амортизация основных фондов3520000См. таблицу №105. Прочие затраты7112024См. таблицу №10Итого:73997728См. таблицу №11

Пример расчетов к таблице №12:

.Материальные затраты из таблицы № 9, итого по материальным затратам с учетом ТЗР на программу = 10493620руб.

. Расходы на оплату труда складываются из общего ФЗП по таблицам №4,5,6 = 26551556руб. + 6751030 руб. + 6154200 руб. = 39456786руб.

. Отчисления на социальные нужды складываются по таблицам №4,5,6 = 9027528 руб. + 2295350руб. + 2092420руб. = 13415298 руб.

. Амортизация основных фондов состоит из амортизации оборудования и зданий = 345000 руб. + 420000 руб. + 285000 руб. + 100000 руб. + 95000 руб. +900000 руб. = 3520000 руб.

.Итого = Производственная себестоимость на программу, итого по программе (таблица №11) = 73997728 руб.

. Прочие затраты- это разница между итого и суммой материальных затрат, расходов на оплату труда, отчислений на социальные нужды и амортизации основных фондов = 73997728руб. - (10493620руб. +39456786руб. +13415298 руб. +3520000 руб.) = 7112024 руб.

Планирование прибыли и рентабельности. Распределение прибыли в соответствии с налоговой системой

Финансовый план сводит воедино все разделы бизнес-плана. Финансовым результатом является прибыль, которую предприятие получает от различных видов деятельности. Различают балансовую и чистую прибыль.

Балансовая прибыль - это налогооблагаемая прибыль. Балансовая прибыль определяется как разница между выручкой от реализации продукции и затратами на её изготовление и реализацию.

Чистая прибыль - это прибыль, которая непосредственно остаётся в распоряжении предприятия. Определяется чистая прибыль как разница между балансовой прибылью и налогом на прибыль. Общий размер налога на прибыль составляет 20%. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распределяется в фонд накопления. В фонд потребления, в фонд социального развития и резервный фонд.

Общая сумма налога на прибыль составит: планируемая прибыль (итого по программе) * 20%

,09руб. * 20% = 5747997,42руб.

Планирование рентабельности в бизнес-плане может быть выполнено по следующим направлениям:

.Общая рентабельность:

Р общ = Пб/(С осн + С об) * 100%,

где Пб - балансовая прибыль,

С осн - стоимость основных фондов,

С об - стоимость оборотных фондов.

Р общ = 5747997,42руб./( 21913798,95 руб. + 35400000руб.) * 100 % = 43,9%

.Расчетная рентабельность:

Р расч =Пч/(Сосн + Соб) * 100%,

где П ч - чистая прибыль.

Р расч = (22991989,67руб./57313798,95 руб.)*100% = 40,12%

.Рентабельность изделия:

Р изд = (Ц опт - S п)/S п * 100%,

где Ц опт - оптовая цена изделия,

S п - полная себестоимость изделия.

Р изд.1 = (56701,83руб. - 45361,46руб.)/ 45361,46руб.*100% = 25%.

Р изд.2 = (63058,89руб. - 50447,11руб.)/50447,11 руб.*100% = 25%.

Р изд.3 = (63029,95руб. - 50423,94руб.)/50423,94 руб.*100% = 25%.

Р изд.4 = (95189,25руб. - 76151,4руб.)/76151,4 руб.*100% = 25%.

.Рентабельность продаж:

Р прод = Пб(и)/Вреал*100%,

где В реал - выручка от реализации продукции (отпускная цена, Таблица 11).

Р прод = 28739987,09руб./ 143699905,72руб.*100% = 20%.

Производственные программы предприятия. Основные показатели деловой активности предприятия

Производственная программа - это перечень продукции в натуральном и стоимостном выражении.

Производственная программа позволяет определить объём товарной продукции.

Таблица №13. Объём товарной продукции.

Номенклатура выпускаемой продукцииОптовая цена изделия, руб.Годовая программа, шт.Стоимость годовой программы, руб.1234Газовая плита «Gefest»36179,7058020984226Стиральная машина«Ardo»30778,68125038473225Посудомоечная машина«Electrolux»35932,3874026589961Холодильник«Electrolux»35803,3882029358771Итого:--115406183

Пример расчетов к таблице №13:

Оптовую цену единицы изделия берем из таблицы №11:

Газовая плита «Gefest» = 36179,70 руб.

Стиральная машина «Ardo»= 30778,68 руб.

Посудомоечная машина «Electrolux»= 35932,38 руб.

Холодильник «Electrolux» = 35803,38 руб.

Годовая программа по исходным данным.

Стоимость годовой программы = оптовая цена изделия * годовая программа = 36179,70 руб. *580 шт. = 20984226 руб.

Таблица 14. Показатели деловой активности предприятия.

Наименование показателейЕдиницы измеренияВеличина показателяПримечание.12341.Годовая производственная программа: - - - -шт. 580 1250 740 820Исходные данные2.Трудоёмкость производственной программын/ч329440Таблица №33.Объём товарной продукцииРуб.115406183Таблица №134.Численность работающих на предприятии всего, в том числе: - основных рабочих; - вспомогательных рабочих; - АУП и специалистов.Чел. 261 175 56 30 Таблица №4 Таблица №5 Таблица №65.Среднемесячная заработная плата: - Основных рабочих; - Вспомогательных рабочих; - АУП и специалистов.Руб. 1258 10014 16900 Таблица №4 Таблица №5 Таблица №66.Производительность труда: а) По трудоёмкости: на одного рабочего; на одного работающего. б) В стоимостном выражении: на одного рабочего; на одного работающего н/ч Руб. 1427,09 1258,08 499594 440482 Таблица №7 Таблица №87.Балансовая прибыльРуб.17785155Таблица №118.Стоимость основных фондовРуб.12700000Стоимость оборудования и стоимость зданий9.ФондоотдачаРуб.9,09ТП/основные фонды10.ФондоёмкостьРуб.0,11основные фонды/ТП11.ФондовооружённостьРуб.48659основные фонды/численность работающих12.Рентабельность: - Общая; - Расчётная; - Изделия; - Продаж.Руб. 25,41% 20,33% 25% 10,45%Раздел VII13.Затраты на один рубль товарной продукцииРуб.0,85Полная себестоимость/ТП

Пример расчетов Таблицы №14:

.Фондоотдача = ТП/Стоимость основных фондов

Фондоотдача = 115406183 руб./ 12700000 руб. = 9,09 руб.

.Фондоёмкость = Стоимость основных фондов/ ТП

Фондоёмкость = 12700000 руб./ 115406183руб. = 0,11 руб.


Фондовооруженность = 12700000 руб. /261 чел. = 48659 руб.

.Затраты на один рубль товарной продукции = Полная себестоимость /ТП

Затраты на один рубль товарной продукции = 0,85 руб.

Маркетинговые исследования

Маркетинговые исследования - любая исследовательская деятельность, обеспечивающая потребности маркетинга, т. е. система сбора, обработки , сводки, анализа и прогнозирования данных, необходимо для конкретной маркетинговой деятельности .Таким образом, маркетинговое исследование выступает как начало и логическое завершение любого цикла маркетинговой деятельности предприятия. Цель проведения подобного исследования - уменьшение неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений.

ООО «Samsung» функционирует на рынке города Липецка уже достаточно продолжительное время. И занимает на данном рынке относительно высокую долю.

В ближайшее время наше предприятие планирует выпуск новых перспективных видов продукции, удовлетворяющей потребителей, требования и запросы которых постоянно растут, в связи с ростом реальных доходов населения. Новые виды продукции будут разрабатываться в соответствии с требованиями стандартов по качеству и на основе учета мнения потребителей. Также планируется значительное увеличение числа магазинов, в которых будет реализовываться продукция нашего предприятия и даже создание собственного автотранспортного предприятия для доставки , бытовой продукции в разные районы города и области. Предполагается открыть собственную архитектурную службу, которая будет разрабатывать проекты комплектации, размещения бытовой продукции в квартирах и чертежи индивидуальных изделий по желанию заказчиков.

Необходимо повышение действенности рекламы на телевидении, радио, в газетах и на общественном транспорте, более широкое использование рекламных щитов, проведение всевозможных презентаций и конкурсов.

Для снижения цен, повышения конкурентоспособности своей продукции ООО «Samsung» необходимо снижать себестоимость продукции за счет снижения доли накладных расходов в себестоимости продукции и за счет работы по замене традиционных материалов на более дешевые современные синтетические и полимерные материалы

Чтобы работники предприятия работали с большей отдачей, следует усовершенствовать систему оплаты труда и мотивации персонала, повысить удовлетворенность персонала.

Главной задачей нашего предприятия является еще большее укрепление своих позиций на старых рынках и выход на новые рынки. Предприятие надеется, что продукция будет высоко оценена иностранными покупателями, и они станут его постоянными клиентами.

Микросреда маркетинга - группы людей, проявляющие реальный или потенциальный интерес к организации или оказывающие влияние на ее способность достигать поставленных целей. Микросреда маркетинга может быть условно разбита на следующие большие группы.

Поставщики - деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие компанию и ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров и услуг.

Маркетинговые посредники - фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении ее товаров среди потребителей. К маркетинговым посредникам относятся:

а)торговые посредники - фирмы, помогающие предприятию в поиске клиентов или продаже товаров;

б)посредники по организации товародвижения - транспортные организации, железнодорожные фирмы и другие грузообработчики;

в)агентства по оказанию маркетинговых услуг, помогающие предприятию точнее позиционировать и продвигать его товары на рынки.

Анализ микросреды маркетинга позволяет оценить параметры поля, на котором приходится работать предприятию. Основная цель подобного анализа - выявление сильных и слабых сторон в деятельности контактных аудиторий фирмы, позволяющее планировать стратегические и тактические действия по разработке и распространению товара.

Заключение

Предприятие ООО «Samsung» занимается производством морозильных и холодильных камер различного типа.

Коэффициент использования производственной мощности равен 0,88. Коэффициент достаточно высок, но требуется привлечение ресурсов и наибольшей занятости рабочих на предприятии.

Средняя заработная плата на предприятии составляет: для основных рабочих -12458,19 руб., вспомогательных рабочих -7492,46 руб., АУП и специалисты -16900 руб.

Объём товарной продукции на 2010 г. составляет при общей трудоёмкости работ-143699905,72 руб.

Фондоотдача равна 9,09 руб., фондоемкость-0,11 руб., фондовооруженность составила 48659 руб.

Затраты на 1 руб. товарной продукции равен 0,85 руб.

Данные показатели характеризуют предприятие как наиболее успешное и развивающиеся, в целом работа на предприятии достаточно эффективна.

Список используемой литературы:

1. Волков О.И., Скляренко В.К., Москва, ИНФРА- М,2010 г., Экономика предприятия,стр.275.

. Горфинкеля В.Я., Купрякова Е.М., г. Москва, Банки и биржа, Издательское объединение ЮНИТИ ,2014 г., стр.359.

. Горфинкеля В.Я., Швандера В.А., г. Москва, «Экономика предприятия» «ЮНИТИ», 2011г., стр. 714.

. Кнышова Е.Н., Панфилова Е.Е., г. Москва, Форум ИНФРА - М, 2004г., стр. 318.

. Ковальский В.И., «Организация и планирование производства на машиностроительном производстве», г. Москва, 2014г., стр. 281.

. Робинсон, К. Конкурентоспособность и маркетинг / Робинсон К. // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2009. - №1. - с. 49 - 51.

Похожие работы на - Разработка основных показателей деятельности предприятия 'Альфа'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!