защита прав осужденных на социальное обеспечение и другие социальные льготы.
Принципы социальной работы являются одновременно и элементами научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. Они делятся на общефилософские, общенаучные (организационно-деятельностные, социально-политические, психолого-педагогические и др.) и специфические принципы социальной работы.
Специфические принципы социальной работы это: принцип универсальности, принцип охраны социальных прав, принцип профилактики, принцип социального реагирования, принцип клиентоцентризма, принцип опоры на собственные силы, принцип максимизации социальных ресурсов, принцип конфиденциальности и толерантности. Все эти принципы также являются и принципами пенитенциарной социальной работы, как части социальной работы.
Однако на основе выполненного анализа можно утверждать, что социальная работа в пенитенциарной сфере обладает еще несколькими специфическими принципами, это: гуманизм, законность и справедливость.
Принцип законности в деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере имеет глубокие моральные основания. Социальный работник должен способствовать приведению осужденного к законопослушному поведению.
Наиболее общее содержание принципа законности вытекает из ч.2 ст.15 Конституции РФ: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию РФ и законы". Лица, отбывающие наказание обязаны неуклонно соблюдать требования законов, определяющие порядок и условия исполнения наказания.
В соответствии с новой редакцией ст.10 Исправительно-трудового кодекса осужденным должны быть разъяснены в полном объеме их права и обязанности, условия труда и отдыха, предусмотренные для них законом. Реализация принципа законности при исполнении уголовных наказаний состоит в том, что: во-первых, должно быть строго соблюдено правовое положение осужденных, обеспечено неуклонное выполнение ими возложенных на них обязанностей и запретов; во-вторых, должна быть обеспечена реальная возможность использования осужденными или лицами, представляющими их интересы, прав предоставляемых законом.
Однако, зачастую применение этого принципа к осужденным носит преимущественно декларативный характер и задача социального работника обеспечивать и использовать данный принцип к осужденным в реальности. Принцип справедливости содержит требование соответствия между практической ролью различных людей в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правонарушением и взысканием, заслугами людей и их признанием. Несоответствие в этих отношениях расценивается как несправедливость. В философской литературе принято усматривать в справедливости два аспекта: уравнивающий и распределяющий. Первый связан с необходимостью обеспечения равенства граждан перед законом, второй аспект гласит, что: "наказание или иная мера уголовно-правового воздействия, подлежащая применению к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного" (ст.6 УК РФ).
Принцип справедливости должен реализовываться не только исполнением уголовно-карательных правоограничений, но и применением к осужденным льгот и поощрений. В целом справедливость - один из наиболее важных принципов, который должен обеспечиваться в деятельности социального работника в пенитенциарной сфере.
Принцип гуманизма является основополагающим в деятельности социального работника, Он находит свое выражение в Конституции РФ провозглашающей, что: "человек, его права и свободы являются высшей ценностью" (ст.2). В соответствии с ч.2 ст.21 Основного Закона, "никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию". Принцип гуманизма отражен в ст.7 УК РФ: "Наказание и иные меры уголовно-правового воздействия не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства".
Гуманизм - это отказ от так называемого "функционального" подхода к осужденному, когда он рассматривался как "функция", средство достижения уголовно-исполнительной системой экономических, финансовых, политических и т.п. целей.
Гуманизм - это прежде всего признание возможности каждого осужденного вернуться к законопослушной жизни в обществе, это признание сотрудниками уголовно-исполнительной системы, осужденных как равных себе по их человеческому естеству и сущности.
Принцип гуманизма отражается в международных документах об обращении с осужденными. Таким образом, принцип гуманизма опровергает то мнение, что тюрьма делает ужасным плохого человека, а хорошего - плохим.
Социальный работник более чем другие специалисты пенитенциарной системы должен ориентироваться на принцип гуманизма в своей работе с осужденными, так как именно он понимает, что обращаясь с осужденными как с " низшим существом" мы только вызываем к проявлению худшие качества его личности, которые он проявляет в отместку обществу.
Используя репрессивные меры, по отношению к осужденному мы никогда не сможем добиться, чтобы осужденный смотрел на мир и совершал свои поступки с позиций гуманизма и человеколюбия. Поэтому ориентация пенитенциарной системы именно на нравственно-гуманистические принципы и проведение в соответствии с ними пенитенциарной политики является важнейшей задачей современного общества. И проводить в жизнь эти принципы должен именно социальный работник в виду специфических особенностей его профессиональной деятельности.
Функции социального работника в пенитенциарных учреждениях РФ:
В пенитенциарных учреждениях важнейшие функции социальных работников состоят в том, чтобы: вместе с осужденными и персоналом-администрацией составить план обучения и работы в период лишения свободы; помочь осужденным преодолеть психологический кризис в связи с нахождением их под арестом; содействовать в адаптации их к среде ИТУ; помочь организовать свободное время и продолжить обучение; защищать и наблюдать, чтобы не нарушались права осужденных; помогать советом родственникам заключенного в решении проблем связанных с лишением его свободы; помогать заключенному в регулировании финансовых вопросов; подготовить заключенного к выходу на свободу, в том числе по возможности подыскать ему жилье, работу; регулировать отношения осужденных и персонала, ибо зачастую сотрудники ИТУ относятся к осужденным как к безнадежно неисправимым, что служит благодатной почвой для властного произвола. Также одной из главнейших функций остается помощь наиболее нуждающимся в ней группам и категориям осужденных, которые и на воле традиционно являются объектами социальной работы. Это, прежде всего - несовершеннолетние, молодежь, женщины, безработные, пенсионеры, инвалиды.
Одна из наиболее социально-незащищенных категорий осужденных - инвалиды. Рассмотрим функции социальных работников по оказанию помощи данной категории осужденных. По статистическим данным в учреждениях уголовно-исполнительной системы отбывают наказание около 22 000 инвалидов, из которых 54,7 % имеют инвалидность 1 и 2 групп, 48 000 осужденных старше 55 лет, из них 17,3 % пенсионного возраста.
Исполнение наказания в отношении осужденных с инвалидностью и осужденных достигших пенсионного возраста имеет свои особенности обусловленные необходимостью учета состояния их здоровья и физических возможностей, социального положения в обществе. Исправительно-трудовым законодательством для них предусмотрены особые условия, льготы, направление инвалидов по их просьбе в дома инвалидов и престарелых. Социальные работники должны способствовать получению инвалидами всех отмеченных льгот предоставляемых действующим законодательством.
Известно также, что большое число инвалидов (71,7 %) имеют хронические заболевания или часто болеют, 56,6 % из них испытывают затруднения в бытовом обслуживании, а 8,2 % не могут обойтись без посторонней помощи. Однако ни состояние здоровья инвалидов, ни наличие у них хронических заболеваний фактически не учитывается при организации исполнения наказания.
Очень низка эффективность системы профессиональной реабилитации инвалидов, тогда как инвалиды в большей степени, чем здоровые осужденные нуждаются в специальных программах реабилитации. Подавляющее большинство осужденных - инвалидов не только социально дезадаптированы, но и лишены социальных связей.
В отношении 37,8 % осужденных медицинское заключение об инвалидности было сделано в местах лишения свободы, имеющие право на пенсию вынуждены вновь проходить комиссии, собирать справки на это уходит несколько месяцев, и все это время не имея средств к существованию такие лица вынуждены жить либо на иждивении родственников, либо попрошайничать.
Поэтому в местах лишения свободы для инвалидов должны быть созданы особые условия для обеспечения социальной защиты. Создавать и контролировать выполнение этих условий должен именно социальный работник, он также должен определять объем и структуру реабилитационных мероприятий на основании проводимой совместно с врачами медико-социальной комиссии.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ
3.1 Нормативно-правовая база
В условиях реформирования Российского государства, становления рыночных отношений десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите. Поэтому все большее внимание уделяется социальной работе, которая призвана решить социальные проблемы людей. Социальная работа - функциональное выражение социально-политической и социально-правовой ответственности государства и общества перед населением. Социальная работа, как деятельность, не может эффективно реализовываться без ее законодательного закрепления в нормах права государства.
Правовые основы социальной работы косвенно закреплены в главном законе государства - Конституции Российской Федерации. Так, в статья 7 Конституции Российской Федерации говорится:
«1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
В части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации так же косвенно упоминается о правовых основах социальной работы. В соответствии с этой статьёй, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. А государство обязано обеспечить охрану здоровья своих граждан и медицинскую помощь нуждающимся в ней. Эта функция государства осуществляется различными методами, включая правовые, направленные на предупреждение повреждения здоровья и на оказание гражданам медицинской помощи. Медицинская помощь гражданам оказывается бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Правом на охрану здоровья и медицинскую помощь пользуются также и осужденные, ведь Конституция не ограничивает их в этом праве. Подтверждение этого содержится в Основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 1993 года в статье 29, где специально закрепляется право на получение медицинской помощи задержанных по подозрению в совершении преступлений, заключенных под стражу и осужденных, отбывающих наказания. В частности, подчеркивается, что они имеют право на получение медицинской помощи не только в уголовно-исполнительной системе, но и в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств бюджета всех уровней. Однако в отношении лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, действие договора о добровольном медицинском страховании приостанавливается до окончания срока отбывания наказания.
В статье 43 Конституции Российской Федерации также косвенно отражены правовые аспекты социальной работы. Так в соответствии с ней каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их замещающие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Основой государственных гарантий получения гражданами образования является государственное и муниципальное финансирование образования.
В Российской Федерации сфера образования рассматривается в качестве приоритетной. И это не случайно, ведь как показывает мировая практика образование влияет на социальную, политическую и экономическую сферы жизнедеятельности человека; от образования зависит будущее государства.
В Российской Федерации каждый в праве на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в соответствующем высшем учебном заведении. Каждое высшее учебное заведение имеет свой устав, действует в соответствии с выдаваемой ему в установленном порядке лицензией. Лицам, окончившим высшее учебное заведение, выдается диплом государственного образца. Лицам, имеющим диплом о высшем образовании, предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования для повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации и соответственно ученой степени.
Следует отметить, что наряду с бесплатным обучением в высших учебных заведениях ныне в соответствии с Законом «Об образовании» допускается возможность организации учебного процесса на платной основе в негосударственных образовательных учреждениях либо в учреждениях, создаваемых при научных центрах и т. п.
Этими правами могут пользоваться и осужденные, так как в Конституции не говорится о том, что осужденные ограничены в обладании и пользовании этим правом, подтверждение этого содержится в Уголовно-исполнительном кодексе. Из выше сказанного видно, что в этой статье также косвенно подтверждается о наличии правовых основ социальной работы с осужденными в УИС Минюста России в Конституции. Конституционное закрепление социальных прав придает им статус основных и содержит условия для развития социального законодательства, для расширения правовой основы социальной работы.
В части 1 статьи 55 Конституции говорится о том, что «перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Однако они могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
При этом следует отметить, что правами и свободами, закрепленными в Конституции Российской Федерации, могут пользоваться и осужденные, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы в УИС Минюста России, так как Конституция не ограничивает их в пользовании выше перечисленными правами. Ведь они являются гражданами Российской Федерации. Это граждане, которые совершили преступление и теперь отбывают уголовное наказание за совершенные деяния. Хотя следует отметить, что осужденные ограничены в следующих правах: на передвижение, на место пребывания, на место жительства, на неприкосновенность частной собственности, на тайну переписки, телефонных переговоров и другие.
Упоминаемые статьи Конституции РФ содержат основополагающие нормы (основные права) прямого действия, на базе которых развивается социальное законодательство.
Далее государственно-правовые основы социальной работы конкретизируются в следующих нормативно-правовых актах: федеральных законах, актах субъектов Федерации, Указах Президента, постановлениях и распоряжениях Правительства, распоряжениях ведомств и министерств, а также актах местных властей. В этом направлении проделана значительная работа законодательными, исполнительно-распорядительными, судебными органами в центре и на местах.
В последнее время мы становимся свидетелями формирования системы социального права, социально - правовой государственности, при которой либеральные ценности, в частности индивидуальная свобода (экономическая, политическая и др.), дополняются социальными ценностями, такими, как равенство, являющееся основой социальной справедливости.
Государство, определенное в Конституции как «социальное», в силу поспешного разрушения преемственности с социалистическими достижениями и расхождения рыночных и социальных приоритетов оказалось как бы только в начале большого пути. Этот путь начат как движение к социальному правовому государству. Последнее утверждение справедливо и по отношению к правовой базе социальной работы с гражданами пожилого возраста, наркоманами, мигрантами, беженцами, вынужденными переселенцами и безработными. Необходимо усилить государственно-правовое регулирование социальных конфликтов, социальные аспекты трудовых отношений, социальную поддержку молодежи и студентов, систему образования и здравоохранения. Совсем незначительны шаги по снижению острой жилищной проблемы. На трудном пути к правовому социальному государству необходимо принять еще немало правовых нормативных актов, организационных и финансовых мер. Но для социального работника в конечном счете создается правовое поле, позволяющее реализовывать на практике ряд основных направлений профессиональной деятельности.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными приняты 30 августа 1955 года I Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.
Когда эти Правила принимались, не было намерений придать им статус конвенции или договора, но в последующие годы Правила получили широкое признание со стороны международных органов, правительств многих государств и неправительственных организаций. Уже с конца 1965 года различные органы ООН по борьбе с преступностью неоднократно возвращались к вопросу реализации этих Правил в тюремных системах стран мира. И поэтому не случайно девятый Конгресс по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Каир, 1995 г.) принял резолюцию о выполнении на практике Минимальных стандартных правил обращения с заключенными.
Таким образом, широкое признание Минимальных стандартных правил свидетельствует о том, что они занимают особое положение среди международных документов, посвященных уголовному правосудию. Фактически они стали частью международного права в области регулирования правового статуса заключенных. Поэтому не случайно многие положения Правил отражены и закреплены в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации. Несмотря на это, следует уделить более пристальное внимание Минимальным стандартным правилам, так как они содержат не только правовые, но и социальные аспекты деятельности пенитенциарной системы, которые еще не полностью отражены в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации. Это относится, в частности, и к правовому регулированию социальной работы с осужденными в УИС Минюста России.
В Минимальных стандартных правилах регламентируются как прямо, так и косвенно различные направления социальной работы. Так, большое внимание уделяется в Правилах такому направлению социальной работы, как подготовка заключенных к освобождению.
Согласно Правилу 61 «в обращении с заключенными следует подчеркивать не их исключение из общества, а то обстоятельство, что они продолжают оставаться его членами, общественные организации следует поэтому привлекать всюду там, где это возможно, к сотрудничеству с персоналом заведений в целях возвращения заключенных к жизни в общество. При каждом заведении следует иметь социальных работников, заботящихся о поддержании и укреплении желательных отношений заключенного с его семьей и могущими принести ему пользу социальными организациями. Следует принимать меры для того, чтобы заключенные могли сохранять за собой максимум совместимых с законом и условиями их приговора прав в области их гражданских интересов, социального обеспечения и других социальных льгот».
В международной практике получила развитие идея максимального приближения условий отбывания наказания в виде лишения свободы к условиям жизни на свободе. Правильность этой идеи подтверждается многими фактами, свидетельствующими о том, что ужесточение условий не способствует исправлению осужденных.
Правила подчеркивают, что связи с внешним миром, социальное обеспечение оставляют существенную часть жизни в исправительных учреждениях и способствуют возвращению осужденных к жизни в обществе. Администрация должна проводить в жизнь программу по поддержанию связей осужденных с внешним миром, обеспечению их гражданских интересов с самого начала отбывания наказания. При этом поддержанием социально полезных связей, социальным обеспечением заключённых и их подготовкой к освобождению занимаются социальные работники во взаимодействии с социальными организациями.
В Минимальных стандартных правилах отражены и правовые основы таких направлений социальной работы, как сохранение и поддержание социально полезных связей с внешним миром и подготовка к освобождению. Так в соответствии с Правилом 37 заключенным следует давать возможность общаться через равные промежутки времени и под должным надзором с их семьями или пользующимися незапятнанной репутацией друзьями, как в порядке переписки, так и в ходе посещений. Это правило преследует цель сохранения семейных, родственных и иных социально полезных связей осужденных. Особое внимание следует уделять поддержанию и укреплению связей между заключенным и его семьей, которые представляются желательными и служат интересам обеих сторон. Предоставление заключенным возможности сноситься с внешним миром исходя из разумных условий и ограничений, предусмотренных законом, а также о создании при помощи и содействии общественности и социальных институтов и условий для реинтеграции бывших заключенных в общество (Правило 79).
Согласно Правилам 39 администрация учреждения обязана доводить до сведения заключенных наиболее важные новости, позволяя им читать газеты, журналы или особые тюремные издания, слушать радио и присутствовать на лекциях или же при помощи других средств, допускаемых и контролируемых органами администрации. Сообщение сведений и предоставление возможности получения информации о событиях, происходящих за стенами учреждения позволяет сохранять адаптацию заключенных к внешним условиям, что благоприятно сказывается при освобождении и устройстве на свободе.
В соответствии с Правилом 80 с самого начала отбывания срока заключения следует думать о будущем, которое ждет заключенного после освобождения. Поэтому ему следует помогать поддерживать и укреплять связи с лицами или учреждениями, находящимися за стенами заведения, которые способны защищать интересы его семьи и способствовать его включению в жизнь общества после освобождения. В данном положении связь заключенного с внешним миром, семьей рассматривается как стабилизирующий фактор в подготовке его к жизни на свободе. В этом правиле также говорится о правовых основах социальной работы.
В обращении с лицами, приговоренными к тюремному заключению или другой подобной мере наказания, следует стремиться, учитывая продолжительность отбываемого ими срока, прививать им желание подчиняться законам и обеспечивать свое существование после освобождения. Так согласно Правилу 66 с этой целью следует принимать все подходящие для этого меры, обучение, профессиональную подготовку и ориентацию, изучение конкретных социальных случаев, консультации в области трудоустройства, физическое воспитание и укрепление характера, принимая во внимание индивидуальные потребности заключенного, его социальное прошлое, истории его преступления, его физические и умственные способности и возможности его темперамент, продолжительность срока его заключения и его возможности после освобождения. В Минимальных стандартных правилах говорится и об участии внешних организаций в оказании помощи осужденным в устройстве на свободе после освобождения. Так, согласно Правилам 80, правительственные или другие органы и учреждения, помогающие освобожденным заключенным находить свое место в обществе, должны там, где это возможно и необходимо, заботиться о том, чтобы такие заключенные получали необходимые документы и удостоверения личности, находили подходящее жилье и работу, имели подходящую и достаточную для данного климата и времени года одежду и располагали средствами, достаточными для проезда на место их назначения и для жизни в течение периода, непосредственно следующего за их освобождением.
В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными уделяется внимание и такому аспекту социальной работы, как охрана здоровья и медицинское обслуживание заключённых. И это не случайно, ведь здоровье признается высшей ценностью человечества, и забота о нем должна стоять на одном из первых мест. Так согласно Правилам 62 медицинские службы заведения должны выявлять все физические и психические заболевания или недостатки, могущие воспрепятствовать перевоспитанию заключенного, и заботиться о их излечении. С этой целью заведения должны иметь возможность обеспечивать все необходимое медицинское, хирургическое и психиатрическое обслуживание. Здоровье и благополучие осужденного органически связаны с его перспективами возвращения к нормальной жизни. Администрация исправительных учреждений несет ответственность за обеспечение как психического, так и физического здоровья осужденных.
О физическом и психическом здоровье заключенных обязан заботиться врач, который должен ежедневно принимать или посещать всех больных, всех тех кто, жалуется на болезнь. Ведь своевременное оказание помощи заключенному - залог его быстрого излечения.
В Минимальных стандартных правилах отражено и такое направление социальной работы как получение образования заключенными во время отбывания наказания. Так заключенным, способным извлечь из этого пользу, следует обеспечивать возможность дальнейшего образования. Обучение неграмотных и молодежи следует считать обязательным, и органы тюремного управления должны обращать на него особое внимание. При этом обучение заключенных следует по мере возможности увязывать с действующей в стране системой образования, с тем чтобы освобождаемые заключенные могли учиться и далее без затруднений. Организация обучения осужденных, повышение их обще образовательного и профессионального уровня не только выступают важным профилактическим средством в период отбывания наказания, но и значительно увеличивают возможности успешной социальной адаптации этих лиц после освобождения из мест лишения свободы (Правило 77).
3.2 Технологии социальной работы с осужденными
пенитенциарный социальный работник осуждённый
Технология социальной работы - это одна из отраслей социальных технологий ориентированная на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В рамках данной курсовой работы нас, прежде всего, интересуют технологии социальной работы, применяемые в пенитенциарных учреждениях. Однако понять их суть невозможно без общей характеристики универсальных социальных технологий, к которым относятся социальная диагностика, социальная терапия, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная адаптация, социальное консультирование.
Социальная диагностика является непременным элементом любого технологического цикла, даже самого простейшего. Диагностика обычно предшествует другим технологическим процедурам социальной работы. С позиции практика, социальная диагностика - это процесс получения информации о состоянии клиента, его ситуации.
Необходимость овладения навыками социальной диагностики обусловлена следующими обстоятельствами: во-первых, субъект, не всегда имеет четкие и адекватные представления о причинах, возникших у него проблем; во-вторых, часто внешнее выражение проблемы, с которой сталкивается субъект, не совпадает с ее внутренним, сущностным содержанием; в-третьих, в процессе социальной диагностики появляется возможность не только установить проблемы, затрудняющие процесс социального и личностного функционирования субъекта, но и выстроить их иерархию по степени значимости для клиента, прогнозировать их развитие.
Следующей универсальной социальной технологией является социальная терапия - комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации. К наиболее часто применяемым в практике социальной работы видам терапии относятся следующие:
- трудовая терапия, основанная на возможности оказывать тонизирующее и активизирующее воздействие на человека через процесс труда;
- терапия самовоспитания представляет собой собственную деятельность субъекта по самопознанию, самоанализу и самооценке. Она включает в себя процессы саморефлексии и самоизучения, переоценку собственной личности, собственных решений, собственного прошлого;
дискуссионная терапия предполагает решение какой-либо проблемы через её активное обсуждение в кругу заинтересованных лиц. При этом предполагается, что каждый из участников обсуждения может высказать свою точку зрения и аргументированно её отстаивать.
Еще одной универсальной социальной технологией является социальная профилактика - сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.
При характеристике социальной профилактики обычно подчеркивают ее процессуальный характер, например, выделяя следующие стадии:
а) стадия предупреждения - основной задачей, которой является принятие мер, формирующих у человека социально приемлемую систему ценностей, потребностей и представлений;
б) стадия предотвращения - направлена на принятие своевременных и эффективных мер недопущения возникновения ситуации, чреватой осложнением процесса жизнедеятельности субъекта;
в) стадия пресечения - используя социально приемлемые способы, блокировать формы деятельности и поведения субъекта, которые могут привести к возникновению негативных последствий как для него и его ближайшего окружения, так и для общества в целом.
Несмотря на сложность работы по социальной профилактике, жизнь постоянно убеждает, что легче и с гораздо меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в поведении и деятельности социального субъекта, чем потом бороться и преодолевать возникшие негативные и неблагоприятные последствия.
Следующая универсальная социальная технология - это социальная реабилитация: комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта.
Основные цели социальной реабилитации: во-первых, восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта. Во-вторых, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости. В-третьих, повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.
При характеристике социальной реабилитации обычно выделяют ее основные виды, к которым относят следующие:
социально-медицинская реабилитация - восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства;
социально-психологическая реабилитация - предназначена для повышения уровня психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи;
социально-педагогическая реабилитация - направлена на решение таких задач, как преодоление состояния «педагогической запущенности», организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования (организация образовательного процесса в больницах и местах заключения, обучение инвалидов и детей с нестандартными интеллектуальными способностями и т.п.);
профессиональная и трудовая реабилитация - позволяет формировать новые или восстанавливать утраченные человеком трудовые и профессиональные навыки и впоследствии трудоустроить его, приспособив режим и условия труда к новым нуждам и возможностям;
социально-средовая реабилитация - направлена на восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды.
Следующая социальная технология, которую можно отнести к универсальным, социальная адаптация - процесс взаимодействия субъекта с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейшим элементом этого процесса является согласование самооценок, притязаний и возможностей субъекта с реалиями социальной среды.
Участвуя в процессе социальной адаптации клиента, социальный работник должен помнить о том, что рассматриваемый процесс представляет собой единство следующих стадий:
а) адаптационный шок, под которым понимается общее расстройство функций социального субъекта или системы, вследствие какого-либо потрясения социогенного характера, вызванного резким нарушением привычного взаимодействия с внешней средой. Это одна из наиболее болезненных стадий социальной адаптации, и период парализующего страха и бездействия и, одновременно, первичной, эмоциональной оценки и попытки самого первого осмысления сути происходящих изменений;
б) мобилизация адаптационных ресурсов. Здесь для субъектов, сумевших пережить стадию адаптационного шока, наступает этап глубокого осмысления ситуации и концентрации усилий на сознательном поиске выхода из неё. Эта стадия связана с активным, сознательным поиском, выбором и освоением на поведенческом уровне новых моделей жизнедеятельности. Под адаптационным потенциалом понимается совокупность свойств и ресурсов, которая имеется у человека или группы в скрытом виде и активизируется и актуализируется в процессе социальной адаптации;
в) ответ на «вызов среды». Это завершающая стадия процесса социальной адаптации. Её содержание представляет собой реализацию конкретной модели поведения и деятельности, которые выбираются субъектом с учётом собственных адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, а также основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс социальной адаптации.
К основным барьерам социальной адаптации в современном обществе можно отнести:
социально-психологические (убеждения, принципы, привычки, стереотипы поведения и деятельности, присущие субъекту);
- социальные (представляющие собой негативные характеристики социальной среды, в которой протекает процесс адаптации);
- социокультурные (ценностно-нормативные характеристики субъекта).
Эти и многие другие барьеры социальной адаптации для своего преодоления требуют подчас значительных усилий, которые оказываются даже не под силу одному человеку.
Еще одной универсальной социальной технологией является социальное консультирование. Современное общество и протекающие в нём процессы ставят перед человеком целый ряд проблем, с которыми не сталкивались даже его ближайшие предшественники. Разумеется, ряд проблем, с которыми сталкивается человек, он может успешно решить либо самостоятельно, либо с помощью близких ему людей. Но в ряде случаев ему не хватает знаний, опыта, информации и т.п. Тогда человек вынужден прибегнуть к помощи специалиста, т.е. получить консультацию.
Человек, столкнувшийся с какой-либо проблемой и не имеющий возможности решить её самостоятельно, может осознать и обозначить зону собственных затруднений, но, как правило, не представляет, что именно и каким путём необходимо изменить, чтобы проблема была решена. В этом случае можно говорить о существовании более сложных видов социального консультирования:
а) рефлексивное консультирование, т.е. совместное с клиентом осмысление какой-либо жизненной ситуации, её анализ, поиск приоритетов, возможностей изменения и развития. Процесс консультирования в этом случае превращается в совместное размышление;
б) проектное консультирование, включающее поиск и построение возможной программы (проекта) преобразования сложившейся ситуации, её гармонизации и улучшения;
в) технологическое консультирование, предполагающее поиск оптимальной последовательности действий для решения конкретной проблемы или задачи. Это консультация - рекомендация, где консультант - это человек, обладающий необходимыми знаниями и необходимым опытом;
г) Прогностическое консультирование, представляющее собой построение идеальной модели возможного, вероятного состояния конкретной ситуации при сохранении или отсутствии каких-либо тенденций. Это консультация - предвидение, где консультант - это человек, который способен подняться над ситуацией, и её нынешним состоянием, способный увидеть скрытые в ней возможности развития, как позитивного, так и негативного характера.
Таким образом, основными технологиями социальной работы являются: социальная диагностика, социальная терапия, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная адаптация, социальное консультирование. Эти технологии носят универсальный характер, то есть их можно применять при работе с любыми категориями граждан, в том числе и с лицами, отбывающими наказание.
3.3 Организация социальной работы с различными группами осужденных
Организуя работу с осужденными, важно иметь в виду, что в учреждения исполнения наказания попадают люди, имеющие к преступной деятельности очень разное отношение. Чаще других там оказываются те, кто, совершая преступление, не планировал ссориться с обществом всерьез (в запальчивости, из легкомыслия, по глупости, под влиянием одурманивающих средств и т.п.).
Иногда запрещенной деятельностью занимаются этнические группы, подчиняющиеся клановым, общинным, родовым правилам в таких видах правонарушений, как спекуляция, контрабанда, незаконный оборот наркотиков, наряду с которыми совершаются и другие правонарушения.
Наконец, встречаются и люди, чьи преступные побуждения не вытекают из их жизненного опыта и личностного склада, они, скорее, должны быть отнесены к психопатологии.
Все перечисленные группы людей - безусловно, преступники по факту правонарушения. Однако, по большому счету, их привычки и привязанности мало отличаются от привычек и привязанностей окружающих, что важно учитывать, организуя социальную работу с заключенными. Им присущи страхи, тревожность, мнительность, беспокойство, возбудимость, агрессивность, чувство собственной неполноценности, подавленности. Эти состояния вызваны рядом обстоятельств:
изоляцией от общества и помещением в замкнутую социальную среду;
ограничением в удовлетворении потребностей посредством тотальной регламентации поведения;
принудительным включением в однополые социальные группы.
Оказавшись в среде, где доминирует тюремная субкультура, осужденный попадает сразу под влияние нескольких механизмов отчуждения: отторжение близкими, разочарованными в нем; лишение права на признание личного достоинства со стороны общества; произвол социальной стихии в чистом виде или в форме так называемого «воровского закона».
Типичные задачи, решаемые социальными работниками в исправительных учреждениях, включают в себя:
прием и изучение новоприбывших;
определение причин правонарушения и классификация осужденных;
наблюдение;
разработка исправительных мер;
подготовка к освобождению.
На заключительном этапе возникают проблемы, связанные с предстоящим выходом на свободу: самообеспечение, восстановление связей с родными и близкими, трудоустройство, наличие места будущего проживания. На этом этапе актуализируется согласование социального воспитания и социальной работы, предопределяющее эффективность исправительной деятельности в целом.
Следующая группа осужденных, нуждающаяся в особой социальной помощи и поддержке - это женщины, находящиеся в местах лишения свободы.
Женская преступность характеризуется следующими чертами:
а) Несмотря на то, что количество женщин в стране превышает количество мужчин, абсолютное число зарегистрированных преступлений, совершенных женщинами, остается ниже уровня преступности мужчин;
б) Женская преступность отличается от мужской иным соотношением корыстных и насильственных преступлений. Доля женщин среди лиц, совершивших насильственные преступления, отдельные преступления против интересов службы, бандитизм, разбои и некоторые другие, значительно меньше мужской;
в) В структуре женской преступности преобладает корыстная преступность, а в группе корыстных преступлений - те, которые связаны с профессиональной деятельностью. Для женщин наиболее характерно хищение государственного общественного имущества, совершенное путем присвоения, растраты, злоупотребления служебными полномочиями. Типично "женским" преступлением можно назвать обман потребителей.
Обобщенный социальный паспорт свидетельствует, что за последнее время категория осужденных женщин несколько повзрослела (ее средний возраст - 37,1 год). Уровень образования женщин, лишенных свободы, свидетельствует не только о наличии профессиональной квалификации, жизненного опыта, сформированного сознания и ценностно-мотивационной сферы, приоритетов в удовлетворении потребностей, но и общей культуры, развития, информированности, в том числе по проблемам материнства, детства, воспитания и обучения.
Осужденная-мать - понятие широкое. Это лицо, имеющее ребенка не только в доме ребенка при ИУ, но и у родственников, а также находящегося на социальном попечении государства. В сложившейся ситуации осужденные матери в значительной степени являются не только преступниками, достойными наказания, но и жертвами социального неблагополучия, нуждающимися в помощи и поддержке. Вдвойне жертвами становятся их дети, отклонения и различные деформации в развитии которых при отсутствии матери приобретают характер неизбежности и часто - необратимости. Наука убедительно доказала: заменить ребенку мать крайне сложно, в период младенчества и раннего детства в силу особой биопсихической зависимости практически невозможно.
Разрыв социальных (в том числе и позитивных) связей, отчужденность по отношению к людям и самой себе, отсутствие поддержки близких, обуславливают отчужденность и к ребенку. Бессознательно мать, содержащаяся в ИУ, воспринимает ребенка как дополнительную обузу, усугубляющую и без того сложную жизненную ситуацию. Объективно неблагоприятными для реанимации материнских качеств являются условия содержания в ИУ: отсутствие нормальных бытовых условий, проблемы соблюдения требований гигиены, неполноценное питание, скученность и отсутствие индивидуального пространства, строгая регламентация распорядка жизни, ограничение возможности для проявления самостоятельности и ответственности, сужение сферы социальных контактов и отчужденность.
Основная цель работы социального работника с осужденной матерью - возрождение материнства и семьи как основных компонентов ценностно-мотивационной сферы и институтов социальной реабилитации. Достижение поставленной цели должно способствовать исправлению и успешной ресоциализации осужденных матерей, а также снижению негативных влияний, обусловленных лишением свободы, на развитие и воспитание их детей, особенно в период младенчества и раннего детства. Для этого необходимо создать в исправительном учреждении, во-первых, условия для нормализации психического состояния осужденных матерей; во-вторых, сформировать систему постоянных социальных и межличностных контактов с ребенком, членами семьи, консультаций специалистов психологов, социальных педагогов и работников, педиатров; в-третьих, с учетом гендерных особенностей подчинить весь воспитательный процесс формированию женских начал, организовать дифференцированную подготовку и обучение осужденных, имеющих детей, основам материнства; в-четвертых, выработать рекомендации по расширению практики применения к этой категории осужденных льгот, возможности совместного проживания с ребенком до достижения им трехлетнего возраста, преимущественного предоставления права на высокооплачиваемую работу, трудовое и жилищно-бытовое устройство после освобождения, других социальных гарантий.
Психологическая помощь, воспитательная и социальная работа с женщинами должны проводиться в комплексе и вместе с тем, дифференцировано по содержанию и методикам. Наиболее глубокое представление о личности конкретной осужденной дает психодиагностика. Личностные опросники, тесты, индивидуальные беседы, анализ жизненного пути, наблюдение и другие методы позволяют выявить не просто особенности осужденной, а значимые свойства, типичные психические состояния, криминогенные качества, личностные и социальные детерминанты деформаций, а также преступного поведения. Кроме того, программой первичного изучения личности матери, отбывающей наказание в местах лишения свободы, должен предусматриваться анализ социально-демографических данных, конкретных условий и обстоятельств ее воспитания, формирования и развития, выявление факторов риска (наследственных, семейных, социальных), повлиявших на историю и образ жизни, результаты воспитания и развития, деформацию материнских качеств, в своей совокупности закономерно обуславливающих преступное поведение, осуждение и последующее наказание.
Следующим этапом организации социальной работы является прогнозирование вариантов развития трудной жизненной ситуации и личности осужденной, комплексное планирование, составление программ ее исправления и ресоциализации осужденной. При этом с учетом социально-психологических характеристик осужденных женщин и на основании результатов диагностики конкретной личности необходимо сосредоточить внимание на устранении и профилактике социальных проблем, личностных криминогенных качеств и свойств; позитивном развитии личности путем создания условий для реализации положительного потенциала, самоутверждения и реализации в социально одобряемых и личностно значимых видах деятельности (производственном труде, обучении, творчестве, улучшении быта, досуга, организации благотворительности, помощи нуждающимся, в том числе - детям, содержащимся в домах ребенка, интернатах, приютах); создании благоприятного эмоционального фона в общении и деятельности; помощи в получении социальных пособий; вовлечении в процесс планирования и реализации намеченного начальника отряда, психолога, специалиста по социальной работе, а также самой осужденной, ее родственников, взрослых детей.
Таким образом, большинство женщин содержащихся в исправительном учреждении имеют детей, именно поэтому социальную работу с такими осужденными следует выстраивать в связи мать-дитя. Необходимо пробуждать в женщинах материнский инстинкт, обеспечивать им условия свиданий с детьми.
Следующая категория осужденных, особо нуждающихся в социальной помощи и поддержке, включает в себя лиц пенсионного возраста, инвалидов и престарелых. Среди лишенных свободы редко встречаются лица, у которых старение является естественным физиологическим процессом. Часто в ИУ приходится иметь дело с осужденными, у которых проявляются существенные патологические отклонения в процессе старения в виде преждевременной старости, связанной с соматическими и психическими заболеваниями, нарушением компенсаторных и адаптационных механизмов, дисгармонией жизненных процессов и их проявлений.
Престарелые осужденные весьма неоднородны по уровню образования, трудовому стажу, состоянию здоровья, семейному положению, количеству судимостей и общего времени, проведенного в местах лишения свободы. У большинства из них сформировалась низкая культура здорового образа жизни и безответственное отношение к своему здоровью.
Престарелые осужденные - это лица со сложившимся косным стереотипом, перестройка которого происходит особенно болезненно, порой приводит к существенным психическим аномалиям.
Наряду с престарелыми осужденными, в исправительных учреждениях отбывают наказание осужденные, являющиеся инвалидами. В большинстве случаев это лица, которые уже до осуждения и попадания в места лишения свободы получили со стороны государственных экспертных врачебных комиссий по месту проживания оценку своей трудоспособности и состояния здоровья, но есть и такая категория осужденных, что стали инвалидами в процессе отбывания уголовного наказания.
Организация социальной работы с осужденными престарелого возраста и инвалидами начинается с выявления и учета лиц данной категории. Изучая их, необходимо, прежде всего, установить: состояние их здоровья, наличие трудового стажа и права на получение пенсии после освобождения, родственные связи, специальности, мотивацию и цели жизни, наиболее характерные психические состояния, старческие аномалии. В работе с престарелыми осужденными и инвалидами следует опираться на присущие им положительные качества (их опыт, знания, общую эрудицию и т.п.), нейтрализовать отрицательные возрастные особенности, особенности заболеваний.
Этого можно достичь, если исходить из основного принципа социальной работы с этой категорией осужденных - сделать жизнь этих лиц деятельной.
Особое внимание следует уделять организации свободного времени и досуга осужденных пожилого возраста и инвалидов. Организация досуга должна преследовать две цели: во-первых, создание наилучших условий для восстановления физической и психической энергии; во-вторых, максимальное занятие свободного времени деятельностью, способствующей развитию у них общественных интересов. Сотрудники обязаны научить престарелых и инвалидов организовывать свой досуг, что потребуется им и на свободе, особенно тем, кто будет направлен в дома для престарелых и инвалидов.
Значительное место в работе с престарелыми осужденными и инвалидами в исправительном учреждении занимает организация и проведение с ними оздоровительно-профилактических мероприятий, включающих наряду с мерами чисто медицинского характера, также и меры социально-психологические и социально-педагогические. Особую роль играет правильная организация социально-гигиенической службы, включающей в себя постоянный контроль над здоровьем престарелых осужденных и инвалидов, медицинский уход, профилактику психопатологических старческих отклонений и старческого маразма путем занятия осужденных престарелого возраста и инвалидов общественно-полезной деятельностью, привлечения к общественной работе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пенитенциарная социальная работа очень важна для современного Российского общества, которое находится в довольно сложной криминогенной обстановке.
Организация социальной работы в российской уголовно-исполнительной системе только в начале пути. При правильном построении системы социальной работы в пенитенциарных учреждениях можно сократить рецидив преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, помочь осужденным адаптироваться к жизни после освобождения из исправительного учреждения.
Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, необходимо обеспечить международные стандарты обращения с осужденными в местах лишения свободы, в том числе материально-бытовые условия содержания осужденных, обеспечение режима и безопасности, медицинское обслуживание, трудовая деятельность и профессиональная подготовка осужденных, социальная, психологическая, воспитательная и образовательная работа с осужденными.
Признание человека, его прав и свобод в качестве наивысшей гуманистической самоценности, даже если он совершил преступление и законно отбывает наказание, предполагает для выхода из этой ситуации оказание ему разнообразной помощи по развитию позитива, нейтрализации негатива (исправления), подготовки к полноценной жизни в обществе и оздоровлению среды (ресоциализации, реабилитации и реадаптации). Разрешить эти проблемы большой социальной важности в статистически значимых масштабах удается далеко не везде и не всегда. Социальная работа с осужденными, включенная в систему основных средств их исправления, законодательно закрепленная задача ресоциализации в процессе исполнения наказания и организованная в соответствии с новейшими достижениями науки, способна значительно повысить результативность деятельности исправительных учреждений.
Социальная работа должна помогать человеку развиваться как личности с высокими гуманистическими ценностями и не должна осуществляться путем ломки личности и нарушения гуманистических ценностей. Подлинная социальность, как определенный тип и степень развития социального сознания, поведения и активности в обществе возможна только при отношении к себе и другим людям как к личности, при уважении их индивидуальности, свободы и ответственности. Таким образом, личностно-гуманистический подход определяет границы содержания и методов социальной работы, выход за пределы которых ведет к деструкции и деформации человека и общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными. (Приняты 30 августа 1995 года I Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями).
.Конституция Российской Федерации.-М.: Юрид. лит., 1993.-64 с.
.Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.-М.:Проспект,2001.-112 с.
.Федеральный закон от 21 июня 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
.Федеральный закон от 28 июля 1991 года № 1499-1 (ред. от 29.05.2002) «О медицинском страховании граждан в РСФСР».
.Федеральный Закон от 11.02.2002 № 17-ФЗ «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год».
.«Основы Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1).
.Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. Под общ. ред. П.Г. Мищенкова. -М.: Экспертное бюро-М,1997.- 800 с.
.Конституция Российской Федерации. Комментарий/Под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова.-М.: Юрид. лит., 1994.- 624 с.
.Антонян Ю.М. Причины преступного поведения. М., 2008.-188 с.
.Актуальные проблемы девиантного поведения (борьба с социальными болезнями) / Под ред. Б.М. Левина. - М.: РАН Ин-т социологии.,2005.
.Российская энциклопедия социальной работы. − М., 1997.
.Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. − Новосибирск, 1990.
.Социальная работа. /Под общ. ред. проф. В. И. Курбатова, серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс», 1999.-576 с.
.Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие /Отв. ред. д.и.н., проф. Е. И. Холостова, д.и.н., А. С. Сорвина. -М.: Инфра-М, 2002.-427 с.
.Александров, Ю.К. Очерки криминальной субкультуры /- М.: Права человека, 2001.
.Старостин С.А. Ресоциализация как одно из направлений уголовной и уголовно-исполнительной политики. Уголовная и уголовно-исполнительная политика современной России: проблемы формирования и реализации: Тезисы межд. науч.-прак. конф., ч.2. - Вологда, 2006.
.Хохряков Г.Ф. Парадоксы тюрьмы /Г.Ф. Хохряков. М., 1991
.Саблин Д.А. Права человека: Учебное пособие /Д.А. Саблин. - Оренбург: ОГУ, 2004
.Черносвитов Е.В. Социальная медицина. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
.Ускачева И., Шатов С. Совершенствование нормативно-правового регулирования в области социальной и воспитательной работы с осужденными к лишению свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - М.: Юрист, 2008, № 4.