Развитие государственного предпринимательства в России
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Алтайский
государственный технический университет им. И.И. Ползунова»
Вечерне-заочный
факультет
Кафедра
экономической теории и предпринимательства
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по экономике
Выполнил
Хураськина Анна Алексеевна
Барнаул-2015
1. Государственное предпринимательство в
рыночной экономики в современной России
На современном рынке государственное
предпринимательство играет важную роль. Рынок, свободный от какого бы ни было
вмешательства государства, может быть только теоретической абстракцией.
Экономическая же реальность состоит в том, что государство выступает активным участником
рыночных отношений. В условиях монополистической конкуренции, когда
производство стало характеризоваться большой сложностью, сами монополии
оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в
постоянной поддержке с его стороны на внутренних и внешних рынках. Сегодняшнее
усилие межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие экономические
процессы перешагивают национальные границы, формируют новые
социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводством
рабочей силы. Рыночный механизм не в состоянии решить все проблемы
экономического роста. Наряду с двигательными силами в нем заложены элементы
сдерживающие экономическое развитие. Это наблюдалось и раньше, когда равновесие
в экономике достигалось при неполной занятости ресурсов и прежде всего рабочей
силы. Поэтому, говоря в настоящее время о рыночной экономике, мы говорим, как о
роли государства вообще, так и о государственном предпринимательстве.
В обеспечении нормального функционирования любой
современной экономической системы важная роль принадлежит государству.
Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами
поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло
определенные функции в сфере экономики.
Государственное регулирование экономики имеет
важное значение для экономического и социального развития страны. При этом,
осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор
средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги,
кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.
В любой экономической системе, в том числе и
рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический
агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой
политики, государственного законодательства.
Объектами государственной собственности являются
предприятия, которые оказываются экономически неэффективными для целей частного
бизнеса; отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности
всего народного хозяйства (энергетика, связь, оборона); «общественные товары»
(дороги, экология, уличное освещение и др.).
Разновидностью государственного
предпринимательства следует считать и сдачу в коммерческую аренду принадлежащих
государству природных и производственных ресурсов. В результате
предпринимательства государство регулирует рыночную экономику не только как
внешняя по отношению к ней сила, но и непосредственным участием в
производственно-коммерческих операциях.
В развитой рыночной экономике государственное
предпринимательство как интегрированная совокупность предпринимательских
организаций выполняет следующие функции:
общеэкономическую
ресурсную
инновационную
организаторскую
Определяющей функцией в развитой экономике
является, общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью
предпринимательских организаций как субъектов рынка. Предпринимательская
деятельность направлена на производство товаров и их доведение до конкретных
потребителей. Причём предпринимательская деятельность осуществляется её
субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной
экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что выступает
объективной основой проявления общеэкономической функции. Поступательное
развитие государственного предпринимательства - одно из определяющих условий
общеэкономического роста, увеличение объёмов валового внутреннего продукта и
национального дохода, а это выступает как появление в системе хозяйственных
отношений общеэкономической функции. Важнейшей функцией государственного
предпринимательства является - ресурсная. Развитие предпринимательства
предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных
ресурсов, причём под ресурсами следует понимать все материальные и
нематериальные условия и факторы производства. Разумеется в первую очередь это
трудовые ресурсы, земля и природные ресурсы, все средства производства и
научные достижения, а так же предпринимательский талант. Предприниматель может
добиться наивысших успехов, если нововведения в той сфере деятельности, в
которой он создаёт собственное дело, будет использовать высококвалифицированную
рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Предпринимательству как
новому, типу анти бюрократического экономического хозяйствования свойственна
инновационная функция связанная не только с использованием в процессе
предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и
факторов для достижения поставленных целей.
Важная функция предпринимательства -
организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями
самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации,
во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании
предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских
структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы.
Сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех
присущих ему функций, которые объективно свойственны цивилизованному
предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектах
предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и
регулирования предпринимательства. На протяжении ХХ столетия формировалась и
расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства,
приобретал все больше значение государственный сектор в экономике. В развитых
странах на предприятиях, принадлежащих, государству производится от одной пятой
до трети валового национального продукта.
Государственное предпринимательство
осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных
фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от
частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного
предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении
социально-экономических задач, таких как:
- Обеспечение необходимых темпов
роста,
- Сглаживание циклических колебаний,
- Поддержание занятости,
- Стимулирование научно-технического
прогресса, и т.д.
Данная форма регулирования обеспечивает
поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно
важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической
инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь. Но не только это, государства
осваивают программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной
промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Государственные инвестиции в
экономику, в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4,
Италии и Великобритании - до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40 % общего
объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся
фундаментальные научные исследования. Располагая финансами, государство
выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство
продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность
рынку.
Государственное предприятие, пусть даже
наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от
частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности
госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от
государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от
правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто
оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного
сложнее, чем рыночную конъюнктуру.
Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен
гораздо легче, чем предугадать поведение нового министра или же чиновника,
решения которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять
политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению
(стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить персоналов и
повысить заработную плату и т.д.). Как правило, государственные предприятия не
готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но
и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии
сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств
перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно
сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий,
качестве организации производства и т.д. Конкуренция в сфере коммерческой
деятельности недопустима еще и потому, что частный сектор втягивается в
коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за
счет снижения издержек. Если экономика обременена избыточным количеством
государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно
они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на
преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе,
первыми ощущают замораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации,
прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких
протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе. Люди
рассчитывали, что, освободившись от государственного давления, они сумеют в
полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами
частных предприятий.
Государственное предпринимательство является
важной составляющей картины предпринимательского бизнеса во всех странах с
рыночно ориентированной экономикой. Его особенности в современной России
обусловливаются наличием четырёх обстоятельств:
Во-первых, в Российской Федерации современное
государственное предпринимательство выступает как продолжение прежних
экономических отношений, присущих дореформенной российской (советской)
экономике, базировавшейся на почти повсеместном огосударствлении
(национализации) предприятий.
Во-вторых, в России, как и в других странах, где
развиваются рыночные отношения, существует объективная необходимость
государственного предпринимательства и существования государственного сектора экономики.
В-третьих, в России сильны традиции
вмешательства в экономику органов государственной власти и управления,
основанные на государственнических традициях российских чиновников, полагающих,
как правило, что именно им и только им присуще правильное понимание
закономерностей функционирования и развития всех аспектов национальной
экономики, включая и национальное предпринимательство.
В-четвертых, в России традиционно силен
государственнический менталитет. Широкие массы населения зачастую испытывают к
государственному предпринимательству больше доверия, чем к любой
организационно-правовой форме негосударственного предпринимательства, особенно
в результате многочисленных фактов мошенничества со стороны различных компаний,
основанных «новыми русскими».
В России в первой половине 1990-х годов
ускоренными темпами стала осуществляться тотальная приватизация основной массы
предприятий. «На начало 1998 г. общее число приватизированных предприятий
составило 126,7 тыс., или 59% от количества государственных предприятий к
началу приватизации в 1991 г. Параллельно создавались новые частные
предприятия, в результате общее число предприятий возросло почти в 10 раз и
составило 2,76 млн., в том числе по основным отраслям, тыс.:
- Торговля и общественное питание -
868,3
- Промышленность - 341,6
- Сельское хозяйство - 336,7
- Строительство - 289,1.
Почти 50% от общего числа хозяйствующих
субъектов создано отдельными гражданами; в торговле их доля - 81,7%,
строительстве - 70,2%. Государственных предприятий насчитывается не более 40
тысяч. На долю негосударственного сектора экономики теперь приходится около 70%
валового национального продукта».
Государство рассталось с подавляющей частью
производственных мощностей. Но в его собственности остаются природные ресурсы,
в том числе ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны, акции
предприятий промышленности, транспорта, иное имущество, необходимое для
выполнения хозяйственно-организаторских функций. Конституцией РФ определен
базовый перечень объектов государственной собственности в двух ее формах:
федеральная собственность и собственность субъектов РФ (региональная
собственность). В ведении Российской Федерации находятся:
- Федеральные энергетические системы,
ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;
- Федеральные - транспорт, пути
сообщения, связь, информация;
- Оборонное производство, производство
ядовитых веществ, наркотических средств;
- Деятельность в космосе;
- Федеральные банки;
- Денежная эмиссия.
- Природопользование, общие вопросы
образования, науки, культуры, координация вопросов здравоохранения, социальное
обеспечение являются предметом совместного ведения Российской Федерации и
субъектов РФ.
- Местное самоуправление обеспечивает
самостоятельное решение вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной
собственностью, его органы утверждают и исполняют бюджет и решают иные вопросы
местного значения.
На базе ограниченного круга государственных
предприятий создаются казенные предприятия, основанные на праве оперативного
управления. Казенным может стать государственное предприятие в сфере
промышленного и сельскохозяйственного производства, которое:
- Действует в рамках, определяемых
законами исключительно для государственных предприятий;
- Преобладающую часть (более 50%)
продукции поставляет государству;
- Не подлежит приватизации.
Кандидатами на получение статуса казенного
предприятия, прежде всего, являются предприятия военно-промышленного комплекса,
силовых министерств и ведомств; объекты, которые в интересах безопасности
должны быть в ведении государства (порты, АЭС, ГЭС, метрополитены и др.) или
представляют особую общественную важность (железные дороги, связь,
мелиоративные системы и т.д.). В дореволюционной России все государственные
предприятия были казенными.
Казенные предприятия являются коммерческими
организациями (хотя не все нацелены на извлечение прибыли) и вступают в
экономические отношения с другими предприятиями рыночной среды.
Статус казенного предприятия не является раз и
навсегда данным: если потребность в соответствующем виде продукции отпадает, то
госзаказ снимается, и предприятие переходит в разряд обычного государственного
предприятия или приватизируется. Количество казенных предприятий определяется
размером тех средств, которые могут быть направлены из федерального бюджета на поддержание
их деятельности.
В заключении можно сказать:
Во-первых, государственное предпринимательство
необходимо в условиях рыночной экономики для эффективного функционирования
экономики страны. Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях,
где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные
вложения средств и риск. Его основное отличие от частного предпринимательства
состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства
состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких
как, обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний,
поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса.
Во-вторых, приоритетно государственное предпринимательство,
в условиях рыночной экономики, должно осуществляться в следующих отраслях:
обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной
промышленности, стимулирование новых отраслей; стратегическое прогнозирование
развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в
целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса
с общенациональных позиций; координация усилий общества по охране и
оздоровлению окружающей среды; создание производственной и социальной
инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение;
выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения,
которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом; поддержание
в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.
Говоря о государственном предпринимательстве
относительно России необходимо отметить, что в современной законодательной базе
еще недостаточно актов, направленных на обеспечение предпринимательства всеми
правовыми гарантиями и обеспечение условиями для эффективной работы и развития.
предпринимательство экономика
управление
2. Тестовые задания
. Чем Вы можете объяснить выпуклый (от
начала координат) характер кривой производственных возможностей:
Ответ: Д
КПВ имеет выпуклый характер от начала координат,
из-за возрастающих издержек, т.е. увеличение производства одного из предметов
потребления на каждую единицу требует сокращение производства другого.
. Выберите условие максимизации среднего
продукта (АР):
В случае равенства значений среднего продукта
(АР) и предельного продукта (МР) - средний достигает своего максимума.
. В условиях совершенной конкуренции
точкой «закрытия фирмы» называется такой объем производства, при котором цена
равна минимальному значению:
Ответ: А
Точка закрытия фирмы наступает тогда, когда цена
равна себестоимости продукции, т.е. средним общим издержкам.
. Общая полезность растет, когда
предельная полезность:
Ответ: В
Общая полезность возрастает с уменьшением
предельной полезности т.к. чем большим количеством блага обладает индивид, тем
меньшую ценность для него представляет каждая дополнительная единица этого
блага.
. На рынке монополистической конкуренции:
Ответ: В
На рынке монополистической конкуренции продается
и покупается дифференцированный продукт. Дифференцированный продукт - это
продукт, отличающийся по качеству у различных производителей, в силу различий в
технологии.
. Категория производного спроса на ресурс
отражает зависимость спроса на него от:
Ответ: Б
Производным спросом называется спрос, зависящий
от спроса на продукт.
Верны ли следующие утверждения? (ответ
обоснуйте):
. Рост потребительских доходов вызовет
расширение спроса на все товары.
Ответ: Неверно
При увеличении потребительских доходов
расширение спроса произойдет не на все товары, т.к. при увеличении доходов
потребительский спрос возрастет на более качественные и дорогие товары, а спрос
на дешевую и некачественную продукцию упадет.
. Если коэффициент ценовой эластичности
спроса на товар равен 0,75, то такой спрос является эластичным.
Ответ: Неверно
Если < 1, - спрос неэластичный. Это
значит, что изменение цены вызывает изменение в объеме спроса в меньшей
пропорции.
9. Изменение в величине дохода приводит к
изменению в наклоне бюджетной линии.
Ответ: Неверно
Увеличение дохода при неизменных ценах приводит
к сдвигу бюджетной линии вправо, но не приводит к изменению ее наклона.
. Если на олигополистическом рынке фирма
повысит или снизит цену или объем выпуска продукции, то это окажет влияние на
продажи и прибыль фирм-конкурентов.
Ответ: Неверно
Если фирмы считают, что снижение цен поможет им
вытеснить конкурента с рынка, то между ними начинается ценовая война. Снижение
цен будет продолжаться до тех пор, пока цена не упадет до уровня предельных
издержек. Цена фактически станет такой же, как и в условиях совершенной
конкуренции, а экономическая прибыль в результате войны станет равной нулю. От
ценовой войны выиграют потребители и проиграют производители.
. Задача
Допустим, фирма полностью монополизировала
производство холодильников. Следующая информация отражает положение фирмы:
- Предельный доход: MR = 1000 - 20 Q,
- Общий доход (выручка): TR = 1000 Q -
10 Q2,
- Предельные издержки: МС = 100 + 10
Q,
где Q - объем выпуска холодильников (шт.).
Сколько холодильников будет продано и по какой
цене, если фирма функционирует как простая монополия?
MR=MC-
Максимальный объем прибыли фирмы.
- 20 Q = 100 + 10 Q
Q = 900
Q = 30шт.
P =? (цена товара)
TR= P*Q= TR/Q = (1000Q - 10 Q2)
/ 30 = 700
Ответ: Р =700
Список использованной литературы
1. Ермишин П.Г. Основы
экономической теории. М.: Луч, 1998
. Камаев В.Д. Экономическая
теория, 10-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2003
. Лапустина М.Г.
«Предпринимательство», ИНФРА-М, 2008
. Никоноров С.М. «Проблемы
предпринимательства в современной России» 2005г.
. И.Н. Сычева, А.Л.
Полтарыхин, Т.Л. Данильчик, Ю.П. Кожекин Микроэкономика. Макроэкономика для
бакалавров: учебное пособие / И.Н. Сычева, А.Л. Полтарыхин, Т.Л. Данильчик, Ю.П.
Кожекин; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. - Барнаул: АЗБУКА, 2015. -
392 с.