Развитие государственного предпринимательства в России

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,99 Кб
  • Опубликовано:
    2015-11-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие государственного предпринимательства в России

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»

Вечерне-заочный факультет

Кафедра экономической теории и предпринимательства






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по экономике



Выполнил

Хураськина Анна Алексеевна




Барнаул-2015

1. Государственное предпринимательство в рыночной экономики в современной России

На современном рынке государственное предпринимательство играет важную роль. Рынок, свободный от какого бы ни было вмешательства государства, может быть только теоретической абстракцией. Экономическая же реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений. В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутренних и внешних рынках. Сегодняшнее усилие межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие экономические процессы перешагивают национальные границы, формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы. Рыночный механизм не в состоянии решить все проблемы экономического роста. Наряду с двигательными силами в нем заложены элементы сдерживающие экономическое развитие. Это наблюдалось и раньше, когда равновесие в экономике достигалось при неполной занятости ресурсов и прежде всего рабочей силы. Поэтому, говоря в настоящее время о рыночной экономике, мы говорим, как о роли государства вообще, так и о государственном предпринимательстве.

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства.

Объектами государственной собственности являются предприятия, которые оказываются экономически неэффективными для целей частного бизнеса; отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего народного хозяйства (энергетика, связь, оборона); «общественные товары» (дороги, экология, уличное освещение и др.).

Разновидностью государственного предпринимательства следует считать и сдачу в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов. В результате предпринимательства государство регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к ней сила, но и непосредственным участием в производственно-коммерческих операциях.

В развитой рыночной экономике государственное предпринимательство как интегрированная совокупность предпринимательских организаций выполняет следующие функции:

общеэкономическую

ресурсную

инновационную

организаторскую

Определяющей функцией в развитой экономике является, общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций как субъектов рынка. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров и их доведение до конкретных потребителей. Причём предпринимательская деятельность осуществляется её субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что выступает объективной основой проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие государственного предпринимательства - одно из определяющих условий общеэкономического роста, увеличение объёмов валового внутреннего продукта и национального дохода, а это выступает как появление в системе хозяйственных отношений общеэкономической функции. Важнейшей функцией государственного предпринимательства является - ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причём под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. Разумеется в первую очередь это трудовые ресурсы, земля и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а так же предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если нововведения в той сфере деятельности, в которой он создаёт собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Предпринимательству как новому, типу анти бюрократического экономического хозяйствования свойственна инновационная функция связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей.

Важная функция предпринимательства - организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы. Сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему функций, которые объективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектах предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства. На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все больше значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих, государству производится от одной пятой до трети валового национального продукта.

Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как:

-       Обеспечение необходимых темпов роста,

-       Сглаживание циклических колебаний,

-       Поддержание занятости,

-       Стимулирование научно-технического прогресса, и т.д.

Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь. Но не только это, государства осваивают программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4, Италии и Великобритании - до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40 % общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования. Располагая финансами, государство выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.

Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру.

Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздо легче, чем предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить персоналов и повысить заработную плату и т.д.). Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т.д. Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек. Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давления, они сумеют в полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий.

Государственное предпринимательство является важной составляющей картины предпринимательского бизнеса во всех странах с рыночно ориентированной экономикой. Его особенности в современной России обусловливаются наличием четырёх обстоятельств:

Во-первых, в Российской Федерации современное государственное предпринимательство выступает как продолжение прежних экономических отношений, присущих дореформенной российской (советской) экономике, базировавшейся на почти повсеместном огосударствлении (национализации) предприятий.

Во-вторых, в России, как и в других странах, где развиваются рыночные отношения, существует объективная необходимость государственного предпринимательства и существования государственного сектора экономики.

В-третьих, в России сильны традиции вмешательства в экономику органов государственной власти и управления, основанные на государственнических традициях российских чиновников, полагающих, как правило, что именно им и только им присуще правильное понимание закономерностей функционирования и развития всех аспектов национальной экономики, включая и национальное предпринимательство.

В-четвертых, в России традиционно силен государственнический менталитет. Широкие массы населения зачастую испытывают к государственному предпринимательству больше доверия, чем к любой организационно-правовой форме негосударственного предпринимательства, особенно в результате многочисленных фактов мошенничества со стороны различных компаний, основанных «новыми русскими».

В России в первой половине 1990-х годов ускоренными темпами стала осуществляться тотальная приватизация основной массы предприятий. «На начало 1998 г. общее число приватизированных предприятий составило 126,7 тыс., или 59% от количества государственных предприятий к началу приватизации в 1991 г. Параллельно создавались новые частные предприятия, в результате общее число предприятий возросло почти в 10 раз и составило 2,76 млн., в том числе по основным отраслям, тыс.:

-       Торговля и общественное питание - 868,3

-       Промышленность - 341,6

-       Сельское хозяйство - 336,7

-       Строительство - 289,1.

Почти 50% от общего числа хозяйствующих субъектов создано отдельными гражданами; в торговле их доля - 81,7%, строительстве - 70,2%. Государственных предприятий насчитывается не более 40 тысяч. На долю негосударственного сектора экономики теперь приходится около 70% валового национального продукта».

Государство рассталось с подавляющей частью производственных мощностей. Но в его собственности остаются природные ресурсы, в том числе ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны, акции предприятий промышленности, транспорта, иное имущество, необходимое для выполнения хозяйственно-организаторских функций. Конституцией РФ определен базовый перечень объектов государственной собственности в двух ее формах: федеральная собственность и собственность субъектов РФ (региональная собственность). В ведении Российской Федерации находятся:

-       Федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;

-       Федеральные - транспорт, пути сообщения, связь, информация;

-       Оборонное производство, производство ядовитых веществ, наркотических средств;

-       Деятельность в космосе;

-       Федеральные банки;

-       Денежная эмиссия.

-       Природопользование, общие вопросы образования, науки, культуры, координация вопросов здравоохранения, социальное обеспечение являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

-       Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, его органы утверждают и исполняют бюджет и решают иные вопросы местного значения.

На базе ограниченного круга государственных предприятий создаются казенные предприятия, основанные на праве оперативного управления. Казенным может стать государственное предприятие в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, которое:

-       Действует в рамках, определяемых законами исключительно для государственных предприятий;

-       Преобладающую часть (более 50%) продукции поставляет государству;

-       Не подлежит приватизации.

Кандидатами на получение статуса казенного предприятия, прежде всего, являются предприятия военно-промышленного комплекса, силовых министерств и ведомств; объекты, которые в интересах безопасности должны быть в ведении государства (порты, АЭС, ГЭС, метрополитены и др.) или представляют особую общественную важность (железные дороги, связь, мелиоративные системы и т.д.). В дореволюционной России все государственные предприятия были казенными.

Казенные предприятия являются коммерческими организациями (хотя не все нацелены на извлечение прибыли) и вступают в экономические отношения с другими предприятиями рыночной среды.

Статус казенного предприятия не является раз и навсегда данным: если потребность в соответствующем виде продукции отпадает, то госзаказ снимается, и предприятие переходит в разряд обычного государственного предприятия или приватизируется. Количество казенных предприятий определяется размером тех средств, которые могут быть направлены из федерального бюджета на поддержание их деятельности.

В заключении можно сказать:

Во-первых, государственное предпринимательство необходимо в условиях рыночной экономики для эффективного функционирования экономики страны. Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Его основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как, обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса.

Во-вторых, приоритетно государственное предпринимательство, в условиях рыночной экономики, должно осуществляться в следующих отраслях: обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей; стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций; координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды; создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение; выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом; поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.

Говоря о государственном предпринимательстве относительно России необходимо отметить, что в современной законодательной базе еще недостаточно актов, направленных на обеспечение предпринимательства всеми правовыми гарантиями и обеспечение условиями для эффективной работы и развития.

предпринимательство экономика управление

2. Тестовые задания

.        Чем Вы можете объяснить выпуклый (от начала координат) характер кривой производственных возможностей:

Ответ: Д

КПВ имеет выпуклый характер от начала координат, из-за возрастающих издержек, т.е. увеличение производства одного из предметов потребления на каждую единицу требует сокращение производства другого.

.        Выберите условие максимизации среднего продукта (АР):

В случае равенства значений среднего продукта (АР) и предельного продукта (МР) - средний достигает своего максимума.

.        В условиях совершенной конкуренции точкой «закрытия фирмы» называется такой объем производства, при котором цена равна минимальному значению:

Ответ: А

Точка закрытия фирмы наступает тогда, когда цена равна себестоимости продукции, т.е. средним общим издержкам.

.        Общая полезность растет, когда предельная полезность:

Ответ: В

Общая полезность возрастает с уменьшением предельной полезности т.к. чем большим количеством блага обладает индивид, тем меньшую ценность для него представляет каждая дополнительная единица этого блага.

.        На рынке монополистической конкуренции:

Ответ: В

На рынке монополистической конкуренции продается и покупается дифференцированный продукт. Дифференцированный продукт - это продукт, отличающийся по качеству у различных производителей, в силу различий в технологии.

.        Категория производного спроса на ресурс отражает зависимость спроса на него от:

Ответ: Б

Производным спросом называется спрос, зависящий от спроса на продукт.

Верны ли следующие утверждения? (ответ обоснуйте):

.        Рост потребительских доходов вызовет расширение спроса на все товары.

Ответ: Неверно

При увеличении потребительских доходов расширение спроса произойдет не на все товары, т.к. при увеличении доходов потребительский спрос возрастет на более качественные и дорогие товары, а спрос на дешевую и некачественную продукцию упадет.

.        Если коэффициент ценовой эластичности спроса на товар равен 0,75, то такой спрос является эластичным.

Ответ: Неверно

Если  < 1, - спрос неэластичный. Это значит, что изменение цены вызывает изменение в объеме спроса в меньшей пропорции.

9.      Изменение в величине дохода приводит к изменению в наклоне бюджетной линии.

Ответ: Неверно

Увеличение дохода при неизменных ценах приводит к сдвигу бюджетной линии вправо, но не приводит к изменению ее наклона.

.        Если на олигополистическом рынке фирма повысит или снизит цену или объем выпуска продукции, то это окажет влияние на продажи и прибыль фирм-конкурентов.

Ответ: Неверно

Если фирмы считают, что снижение цен поможет им вытеснить конкурента с рынка, то между ними начинается ценовая война. Снижение цен будет продолжаться до тех пор, пока цена не упадет до уровня предельных издержек. Цена фактически станет такой же, как и в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль в результате войны станет равной нулю. От ценовой войны выиграют потребители и проиграют производители.

. Задача

Допустим, фирма полностью монополизировала производство холодильников. Следующая информация отражает положение фирмы:

-       Предельный доход: MR = 1000 - 20 Q,

-       Общий доход (выручка): TR = 1000 Q - 10 Q2,

-       Предельные издержки: МС = 100 + 10 Q,

где Q - объем выпуска холодильников (шт.).

Сколько холодильников будет продано и по какой цене, если фирма функционирует как простая монополия?

MR=MC- Максимальный объем прибыли фирмы.

- 20 Q = 100 + 10 Q

Q = 900

Q = 30шт.

P =? (цена товара)

TR= P*Q= TR/Q = (1000Q - 10 Q2) / 30 = 700

Ответ: Р =700

Список использованной литературы

1.      Ермишин П.Г. Основы экономической теории. М.: Луч, 1998

.        Камаев В.Д. Экономическая теория, 10-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2003

.        Лапустина М.Г. «Предпринимательство», ИНФРА-М, 2008

.        Никоноров С.М. «Проблемы предпринимательства в современной России» 2005г.

.        И.Н. Сычева, А.Л. Полтарыхин, Т.Л. Данильчик, Ю.П. Кожекин Микроэкономика. Макроэкономика для бакалавров: учебное пособие / И.Н. Сычева, А.Л. Полтарыхин, Т.Л. Данильчик, Ю.П. Кожекин; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. - Барнаул: АЗБУКА, 2015. - 392 с.

Похожие работы на - Развитие государственного предпринимательства в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!