Муниципальное хозяйство. Структура, субъекты управления, бюджет, направления

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,43 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Муниципальное хозяйство. Структура, субъекты управления, бюджет, направления

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Институт управления»

(г. Архангельск)

Северодвинский филиал

Кафедра экономических дисциплин







КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Государственное муниципальное управление»

Тема: «Муниципальное хозяйство. Структура, субъекты управления, бюджет, направления»

Студент: Богданов Илья Александрович

Факультет: экономический

Курс: второй Группа: 26 ГЗБ

Специальность: 081100.62

Шифр зачетной книжки: 121316

Руководитель: доцент

Распутина Любовь Николаевна

Северодвинск

Оглавление

Введение

. Теоретические аспекты муниципального хозяйства

.1 Понятие муниципального хозяйства в системе муниципальных отношений

.2 Структура и инфраструктура муниципального хозяйства

. Анализ бюджета муниципального хозяйства

.1 Понятие и значение финансов муниципального хозяйства

.2 Финансовая политика муниципального хозяйства

.3 Финансовые основы муниципального хозяйства в настоящее время

Заключение

Список источников и литературы

Приложения

Введение

Темой данной курсовой работы является «Муниципальное хозяйство. Структура, субъекты управления, бюджет, направления». Эта тема мне показалась наиболее интересной в настоящее время, потому как муниципальное хозяйство - это жизненно важный элемент местного самоуправления, именно поэтому изучение проблем муниципального хозяйства становится особо актуальным в условиях современного российского общества.

Сегодня возрастает роль муниципального хозяйства, которая в современных условиях является основой жизни населения и жизнедеятельности каждого города в целом. Однако ее уровень развития зависит не только от действующего механизма управления городом, но и от создания эффективной системы управления им и городским хозяйством в частности.

Поэтому муниципалитетом называлось городское управление, берущее на себя бремя решения общегородских задач, распоряжения хозяйственными средствами.

В законодательстве России термин «муниципальный» применяется для характеристики как городского, так и сельского самоуправления. При этом, однако, надо учитывать, что в Конституции РФ используются понятия не «муниципалитет», «муниципальные органы», «муниципальное право», а «местное самоуправление», «органы местного самоуправления». Но вместе с тем в качестве одной из форм собственности Конституция Российской Федерации закрепляет муниципальную собственность, признавая право самостоятельного управления ею за органами местного самоуправления как городских, так и сельских поселений. Термины «муниципальный» и «местный» и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.

Объектами муниципальной собственности в городах становятся прежде всего системы их жизнеобеспечения: водопроводная и канализационная сети, газовое хозяйство, электроснабжение, транспорт, жилой фонд и другое. Сосредоточение указанных служб в ведении городских властей дает немало преимуществ, как самим городам, так и населению. Прежде всего, это экономическая выгода - объединенное городское хозяйство и предоставляемые им населению услуги оказываются, как правило, значительно дешевле, нежели в случае рассредоточения этих служб по отдельным частным собственникам, благодаря упорядочению финансов содержание муниципальной собственности и городского хозяйства обходится дешевле государственному бюджету: муниципализация способствует уменьшению дотаций из последнего.

Таким образом, можно сказать, знание муниципальной экономики, муниципального управления становятся определяющим для эффективного хозяйствования, эффективного управления территорией, для практической реализации миссии муниципального самоуправления.

Учитывая все вышесказанное как мне кажется, делает очевидным, что тема курсового проекта «Муниципальное хозяйство. Структура, субъекты управления, бюджет, направления» актуальна. Основная цель данной работы является анализ структуры управления муниципальным хозяйством.

В этой связи в работе поставлены следующие задачи:

. рассмотрение основных теоретических аспектов касающихся муниципального хозяйства;

. рассмотреть субъекты управления и структуру муниципального хозяйства;

. провести анализ бюджета и его направление в системах муниципального управления.

Предметом исследования является система муниципального управления, а объектом исследования выступает структура управления муниципальным хозяйством.

При написании курсовой работы информационную базу исследования составили данные статистической отчетности из журналов, наиболее важными оказались такие учебные пособия как «Государственное и муниципальное управление» В.Е. Чиркин, «Муниципальное управление» В.Н. Парахина, «Комплексное развитие городов и городского хозяйства» Т.Ю. Семенова.

Также большую пользу в подготовке работы я извлёк из статей журналов «Вопросы государственного и муниципального управления», «Практика муниципального управления» и «Городское управление».

1. 
Основные теоретические аспекты муниципального хозяйства

1.1 Понятие муниципального хозяйства в системе муниципальных отношений

Историческое развитие хозяйственной жизни страны, любого муниципального образования осуществляется при постоянном усложнении общественных отношений, что способствует переходу от одного этапа развития хозяйственных систем к другому.

Каждый этап развития общества требует определенных условий, необходимых для развития экономики, т.е. необходима концентрация ресурсов, обеспечивающая жизнедеятельность страны и муниципальных образований, а также развитие отраслей народного хозяйства. На каждом этапе развития экономики и хозяйственных систем государство пытается регулировать хозяйственные отношения, используя различные методы управления [9, С. 26].

Для современного этапа развития экономических и управленческих отношений, а также соответствующих наук, характерно создание новых понятий и модернизация традиционных. Таким понятием и является «муниципальное хозяйство».

Понятие «муниципальное хозяйство» возникло объективно, в связи со сложившейся в стране обстановкой. Поэтому необходимо изучать компоненты муниципального хозяйства, закономерности развития, связи с народно-хозяйственными комплексами, решать вопросы оптимизации его структуры с целью повышения эффективности функционирования в условиях рынка.

Государственная система управления должна соответствовать типу хозяйственных отношений того или иного этапа развития экономики и общественных отношений. Следовательно, государственная система управления и хозяйственная система зависят от вида и типа хозяйства страны и муниципальных образований. Поэтому необходимо рассмотреть и изучить составляющие муниципального хозяйства.

Муниципальное хозяйство - это хозяйственные системы, характеризующие потенциальные возможности в пределах МО, которые обеспечивают его жизнедеятельность [11, С. 89]. К муниципальному хозяйству относятся предприятия материального и нематериального производства. Иными словами, муниципальное хозяйство отражает отраслевую структуру потенциальных возможностей МО, существующих в определенных границах, а права государства при осуществлении хозяйственной деятельности определяются формами собственности.

Таким образом, муниципальное хозяйство - это совокупность объектов и субъектов, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей населения.

Состав отраслей муниципального хозяйства, объемные и качественные показатели деятельности предприятий и организаций основных подотраслей определяется размером города, численностью его населения и особенностями планировки, а также выполняемым им функциям.

Численность населения муниципального образования, а так же его функции определяют не только площадь занимаемой территории, но и сложность его административно - территориального устройства, функциональное разнообразие территорий, сложность и многогранность его городского хозяйства.

Следует обратить, внимание на то, что муниципальное хозяйство как объект управления имеет ряд особенностей [14, С. 108]:

. Местный характер производства, оказания и потребления услуг (продукции); эти процессы, как правило, протекают в границах территории муниципального образования или городских территорий.

. Индивидуальность (незаменяемость) услуг и продукции предприятий муниципального хозяйства; предоставляемые каждым из этих предприятий услуги являются уникальными и не могут быть заменены на другие.

. Специфичность связей производства и потребления продукции (услуг), которые либо следуют одно за другим либо совпадают во времени.

. Тесная взаимосвязь развития и состояния муниципального хозяйства с предприятиями градообразующей сферой, с тем видом деятельности, который оправдывает появление территориально-административного образования, его существование, развитие и обеспечивает для этого необходимые ресурсы.

. Комплексность и пропорциональность развития подотраслей сферы муниципального хозяйства. Очевидно, что отсутствие каких-либо жизненно важных коммунальных услуг способно резко снизить качество и удобство жизни населения города. Строительство жилых домов необходимо вести одновременно со строительством дорог, благоустройством, формированием транспортной, социальной, торговой инфраструктуры, то есть осуществлять комплексную застройку территорий.

. Зависимость размера предприятий муниципального хозяйства и их размещения от местных условий. Планировка городов и их размер непосредственно влияет на уровень развития муниципального хозяйства и определяет наличие или отсутствие тех или иных видов услуг. Например, в компактно расположенном городе с небольшой территорией может отсутствовать внутригородской пассажирский транспорт, что не оказывает существенного влияния на нормальное функционирование комплекса городского хозяйства.

Муниципальное хозяйство можно представить как совокупность субъектов и объектов, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей населения. В теории муниципального хозяйства принято выделять две основные субъект-объектные группы (рис. 1) [6, С. 122].

Рис. 1 Субъекты и объекты муниципального хозяйства

Органы местного самоуправления играют особую роль в муниципальном хозяйстве. Они должны учитывать и пытаться сбалансировать интересы различных субъектов: населения и отдельных социальных групп, предприятий, организаций, учреждений различных форм собственности, а также направлять их деятельность в единое русло для осуществления комплексного социально-экономического развития территории и удовлетворения коллективных интересов и потребностей местного сообщества (населения). Роль органов местного самоуправления в управлении муниципальным хозяйством представлена в Приложении 1.

Таким образом, содержание деятельности органов местного самоуправления закономерно распадается на два направления: властное и экономическое. Как субъект, наделенный законным правом регулировать экономическую деятельность на своей территории, каждый орган местного самоуправления с необходимостью реализует властные полномочия в отношении любого хозяйствующего субъекта, функционирующего в пределах муниципального образования. Совокупность полномочий позволяет муниципалитетам в различной мере подчинять деятельность всех предприятий и учреждений, расположенных на территории местного сообщества, общественным интересам граждан.

С другой стороны, как субъект хозяйственной деятельности, обладающий определенной собственностью, любой орган местного самоуправления изначально наделен всеми базовыми признаками предпринимательской структуры и потому имеет полное право вступать в экономические взаимоотношения с любыми другими хозяйствующими субъектами - предприятиями, учреждениями, организациями как находящимися, так и не находящимися в муниципальной собственности.

Однако, как показывает практика, при построении отношений между населением муниципального образования и хозяйствующими субъектами по вопросам местного значения муниципалитетам наиболее выгодно иметь отношения с муниципальными предприятиями, особенно если последние действуют в рентабельных отраслях муниципальной экономики. В пользу такого выбора говорят два основных факта [14, С. 187]:

2.      являясь фактическими собственниками принадлежащего муниципальным предприятиям имущества, местные органы власти могут более мобильно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры и предоставлять жителям муниципального образования именно тот набор услуг, который способен наилучшим образом удовлетворить их общественные интересы.

Однако это лишь теоретическая модель, поскольку подобное состояние муниципальных предприятий является плодом достаточно длительной и сложной работы.

1.2. Структура и инфраструктура муниципального хозяйства

Что из себя представляет структура муниципального хозяйства, каковы его элементы, и по какому основанию мы можем вести их классификацию. Методика, предложенная при определении самого понятия «муниципальное хозяйство», предлагает подход, исходящий из того, что:

. Муниципальное хозяйство это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.

. Деятельность этих предприятий и учреждений направлена на удовлетворение общественных интересов.

. Поскольку деятельность осуществляют разнородные по своей природе субъекты этой деятельности, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.

Исходя из данного анализа, основным признаком, по которому мы можем классифицировать элементы муниципального хозяйства, является роль и место того или иного элемента в реализации общественных потребностей.

И с этой точки зрения следует выделить следующие элементы [11, С. 93]:

• муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования);

• иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований:

• органы местного самоуправления.

Весь мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективно работают отнюдь не муниципальные предприятия, а предприятия, находящиеся в частной собственности, поэтому целесообразно заинтересовывать их в производстве товаров и услуг, направленных на удовлетворение общественных потребностей населения данной территории. Сделать это органы местного самоуправления могут с помощью муниципального заказа, льгот, предоставляемых таким предприятиям.

Система местного самоуправления занимает особое место в государстве в силу своей общественно-государственной природы. С этой точки зрения она выполняет две важнейшие функции:

. связь между государством и населением;

. связь между государством и мелким собственником.

В связи с этим очень важно определить отличия местного самоуправления от государственной власти, и муниципального хозяйства от государственного и частного.

Местное самоуправление обладает всеми признаками власти и прежде всего главным - обязательностью ее решений для населения муниципального образования. Являясь неотъемлемой частью государства, органы местного самоуправления тем не менее имеют особенности, отличающие его от органов государственной власти. Эти особенности местного самоуправления сформулированы в книге Л. Велихова «Основы городского хозяйства». Велихов определяет четыре основных отличия органов местного самоуправления от органов государственной власти, вызванных общественным характером этой власти [6, С. 191]:

·        Самоуправление в отличие от государственной власти - власть подзаконная, действующая в пределах и на основании законов, принимаемых органами государственной власти.

·        Самоуправление возможно лишь тогда, когда строго определена часть общественных дел, которыми оно занимается (предметы его ведения). В этом его отличие от советов, где все уровни власти занимались всем, и окончательным являлось только решение центральных органов власти.

·        Для реализации полномочий по этим предметам ведения местное самоуправление должно иметь собственные ресурсы в виде самостоятельного бюджета и муниципальной собственности.

·        Эта власть требует обязательного наличия представительства населения, другими словами она выборна по своей природе.

Эти четыре принципа показывают, с одной стороны, отличия местного самоуправления от государственной власти, с другой стороны, - неразрывную связь местного самоуправления с государственной властью в целом.

Важнейшим условием характеристики муниципального образования как объекта управления является представление его в качестве многофункциональной системы. Муниципальное образование как многофункциональный и сложный объект может быть представлено как экологическая, транспортная, административно-территориальная, производственно-хозяйственная, демографическая система, состоящая из пяти основных подсистем:

. градообразующей, включающей промышленность, транспорт, науку и научное обслуживание, строительство;

. градообслуживающей, к которой относятся отрасли сферы нематериального производства, то есть предприятия торговли, общественного питания, система образования, здравоохранения, учреждения культуры, жилищно-коммунальное хозяйство и другие виды обслуживания населения и предприятий города;

. социальной, состоящей из блоков профессионально-квалификационной структуры населения, характеризующей наличие рабочих, служащих, специалистов и уровень их квалификации, и социально-демографического;

. управленческой, включающей комплекс управленческих структур и общественных организаций, расположенных в городе;

. пространственной, включающей природные ресурсы, районы жилой застройки, производственные, торговые, санитарно-защитные и другие функциональные зоны города.

Понятие «Муниципальное хозяйство» допускает трактовку как в широком смысле как совокупность отраслей градообеспечивающей сферы, предоставляющих услуги следующих видов [13, С. 58-59]:

·        услуги производственные, удовлетворяющие запросы производства, но не входящие в его технологический процесс; в основном связанные со снабжением производства водой, тепло и электроэнергией, доставкой сырья и продукции потребителю и другое;

·        услуги личные, удовлетворяющие как материальные, так и духовные запросы населения (это услуги торговли, общественного питания, большинства подотраслей жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), бытового обслуживания, здравоохранения и т.п.);

·        услуги общественные, связанные с развитием самого города и его подсистем (это услуги органов управления, охрана общественного порядка, науки и научного обслуживания внутригородского значения, услуги по благоустройству и озеленению территории и т.п.);

так и в узком смысле, как комплекс градообслуживающих отраслей, которые выделяются по принципу жизнеобеспечивающей роли, то есть выполняют функции удовлетворения первоочередных жизненно необходимых потребностей населения и предприятий муниципального образования.

Предприятия и организации муниципального хозяйства имеют специфические черты своей производственной деятельности, которые определяют особенности организации производственной структуры и управления [13, С. 68]:

1.      Продукция предприятий как правило не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например услуги теплоснабжения заключаются в нагреве воды для целей отопления, городского транспорта - в предоставлении услуг по перевозке пассажиров и т. д.

2.      Целью деятельности предприятий муниципального хозяйства является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг, и, в отличие от коммерческих предприятий, извлечение прибыли (дохода) не должно являться основной задачей и главным критерием эффективности их деятельности.

.        Переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий муниципального хозяйства имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток (часы с максимальными «пиковыми» нагрузками), и предоставление этих услуг должно быть согласовано с режимами потребления.

.        Наличие на предприятиях муниципального хозяйства достаточно значительных резервных мощностей (до 30% оборудования), необходимых для покрытия максимальных сезонных и пиковых нагрузок. Последствием этого является снижение коэффициента полезного действия и других показателей использования оборудования и повышение себестоимости услуг.

.        Невозможность компенсировать невыполнение производственной программы муниципального предприятия без ущерба для потребителей ни ее последующим перевыполнением ни предоставлением других видов услуг.

.        Отсутствие прямой зависимости между численностью работников предприятия муниципального хозяйства и объемом оказываемых услуг. На предприятиях широко применяются нормы обслуживания, нормативы трудоемкости работ и численности персонала, распространена повременная система оплаты труда.

.        Большинство предприятий муниципального хозяйства производят однородную продукцию, то есть предоставляют один вид услуг, который на территории города как правило является уникальным.

.        Значительная часть предприятий на территории муниципального образования является естественными локальными монополистами в производстве и предоставлении услуг (предприятия коммунальной энергетики, водоснабжения и отведения и другое), или занимают олигопольное положение (организации жилищной сферы, дорожно-мостового хозяйства и другое), что затрудняет развитие конкурентных отношений в сфере муниципального хозяйства.

Современное состояние российских городов не позволяет реализовывать основную цель муниципальной экономики - удовлетворение нужд членов местного сообщества. Поэтому важнейшей задачей хозяйственной деятельности муниципалитетов является структурная перестройка городского хозяйства, призванная обеспечить высвобождение имеющихся на территории собственных ресурсов и способствовать их эффективному использованию для производства необходимых обществу товаров и услуг.

Успешному развитию структуры муниципального хозяйства содействует становление его инфраструктуры

Инфраструктура муниципального хозяйства - комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование поселений и межселенных территорий.

В составе современного муниципального хозяйства выделяются [16, С. 76]:

. социальная инфраструктура, включающая жилой фонд, торговлю, общественное питание, просвещение, здравоохранение, культуру, детские учреждения, физкультуру и спорт, зрелищные организации и систему социальной защиты и социального обеспечения;

. коммунальная инфраструктура (обеспечение водными, энергетическими и другими ресурсами, услугами благоустройства, транспорта, связи). Ее специфика состоит в том, что она обслуживает не только население, но и предприятия, учреждения, расположенные на территории города;

. производственная инфраструктура, удовлетворяющая потребности производства, но не входящая в его технологический процесс. К ней относятся заготовительно-складские, снабженческо-сбытовые, консалтинговые, маркетинговые, научные, инновационные и другие подразделения;

. деловая инфраструктура, которая включает в себя банки, страховые компании, инвестиционные фонды, информационную систему, связь, выставочные комплексы и другое.

Инфраструктура включает (помимо перечисленных выше): природные ресурсы (земля, недра); инженерные сети; коммуникации (дороги, включая вокзалы ж/д); связь; транспорт источники тепла, газо и водоснабжения; жилищный фонд; сферу услуг и развлечений; доступность офисных сооружений; обеспеченность квалифицированными кадрами; уровень правовой защиты населения, собственности и предпринимательства; социальную сферу (школы, детские сады, здравоохранение, спорт и т.д.).

Чем многообразнее и сложнее хозяйство в муниципальном образовании, тем большее значение приобретает комплексная увязка всех отраслей производственного и непроизводственного характера.

Из определения муниципального хозяйства следует, что некоторое число предприятий и учреждений, выполняющих общественно значимые функции, нуждается в координации их деятельности. Именно эту функцию на практике и выполняют органы местного самоуправления.

2. Материально-финансовые основы муниципального хозяйства

.1 Понятие и значение финансов муниципального хозяйства

Муниципальное хозяйство должно формироваться как экономическая и социальная целостность, решающая многообразные задачи развития оптимальной по управляемости территории, нацеленная на удовлетворение потребностей проживающего на ней населения. Успешное функционирование муниципального хозяйства определяется прежде всего материально-финансовыми ресурсами.

Всякое муниципальное хозяйство стремится быть эффективным, т.е. получить максимальные результаты при минимальных затратах, при этом, как и любая деятельность, деятельность в рамках муниципального хозяйства должна обеспечиваться различного вида ресурсами.

Мы более детально рассмотрим финансовые ресурсы муниципального хозяйства.

Муниципальные финансы согласно Бюджетному кодексу РФ в ред. Федерального закона от 20.08.2004 г. №120-ФЗ включают в себя средства местного бюджета, муниципальных внебюджетных фондов, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.

Муниципальные финансы основываются на принципах:

1.       самостоятельности;

2.      государственной финансовой поддержки;

.        гласности.

Участники бюджетного процесса осуществляют свою деятельность в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ, субъекта РФ, уставом муниципального округа и Положением о бюджетном процессе в муниципальном округе.

Состав участников бюджетного процесса в муниципальном округе и их функции представлены в Приложении 2.

Муниципальные финансы составляют экономическую основу местного самоуправления наряду с муниципальной собственностью, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам местного самоуправления, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Основными источниками формирования муниципальных финансов выступают [5, С. 211]:

. средства, передаваемые органам местного самоуправления вышестоящими органами власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством (перечисления из бюджетов вышестоящих органов власти);

. собственные средства муниципального образования;

Итак, доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах со стороны вышестоящих уровней власти, средства по взаимным расчетам, а также неизрасходованный остаток средств по бюджету за прошлый финансовый год.

К регулирующим доходам относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым на определенный срок устанавливаются нормативы отчислений в местные бюджеты по разным видам таких доходов. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах местного бюджета.

К собственным доходам относятся местные налоги и сборы, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе, доходы от использования и продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного муниципальным образованиям, доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей другое.

В местный бюджет также поступают ассигнования на финансирование отдельных делегированных государственных полномочий, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, а также иные неналоговые доходы, такие, как не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, платежи за пользование недрами и природными ресурсами, устанавливаемые в соответствии с федеральным законодательством и другое [5, С. 213].

Расходы бюджета района осуществляются за счет их доходов, а также дотаций и субвенций, полученных из бюджета города. Местная администрация может увеличивать, исходя из имеющихся средств, нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, учреждения здравоохранения, органов правопорядка и другое. Они вправе устанавливать дополнительные льготы и пособия для отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите. Свободные средства местная администрация может вкладывать в акции, ценные бумаги и другое. Финансовые ресурсы местной администрации могут быть на договорной основе объединены со средствами предприятий, учреждений, организаций и граждан для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов социальной и производственной инфраструктуры.

Бюджетные расходы в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы, согласно экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Капитальные (инвестиционные) расходы бюджетов представляют собой часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность, в т.ч. инвестиции в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов. В составе капитальных расходов бюджетов может формироваться бюджет развития.

К текущим расходам бюджетов относятся расходы, обеспечивающие текущее функционирование органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включаемые в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации [5, С. 214].

В целом, расходная часть местных бюджетов включает:

)        расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;

)        расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

)        расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам и ссудам;

) ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, гражданской ответственности и предпринимательского риска, а также и иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

Более половины консолидированного бюджета государства сосредоточены на федеральном уровне, менее одной трети - на уровне субъектов федерации, и лишь менее одной пятой - на уровне муниципального самоуправления. В этих условиях совершенно закономерно, что система социальной защиты, которая отдана на откуп местным властям, не может нормально функционировать, т. к. у муниципальных образований просто нет денег. Кардинальное изменение ситуации возможно лишь в том случае, когда муниципальные образования будут обладать реальной финансовой самодостаточностью и независимостью, а это невозможно без изменения самой сути налоговой политики в России: изменений связанных с закреплением за муниципальным самоуправлениям таких налогов как подоходный налог и налог на недвижимость, с возможностью реализации такого резерва поступлений в местный бюджет, как земельный налог.

Подытожив можно сказать следующее, средства бюджета развития расходуются на капитальное строительство, капитальный ремонт и иные инновационные мероприятия. В условиях экономического кризиса и неплатежей по текущим расходам большинство муниципалитетов сегодня не в состоянии сформировать бюджет развития и все имеющиеся у них средства направляют на неотложные текущие нужды. Но и в экономически благополучных странах прямые бюджетные расходы на цели развития обычно невелики, и основная доля средств формируется за счет займов.

2.2 Финансовая политика муниципального хозяйства

муниципальный финансы инфраструктура государство

Муниципальное хозяйство должно разрабатывать свою финансовую политику, планируя доходы и расходы бюджета, муниципальное образование должно ставить перед собой следующие цели:

. обеспечить объем текущих расходов бюджета, необходимых для достижения качества жизни населения на уровне не ниже, а по возможности выше минимальных государственных социальных стандартов;

. обеспечить формирование бюджета развития;

. обеспечить через субъект Федерации финансирование отдельных государственных полномочий, возложенных на органы местного самоуправления, а также финансирование выполнения федеральных и региональных законов;

. обеспечить обслуживание и погашение долговых обязательств;

. иметь сбалансированный бюджет.

Для реализации этих целей муниципальное образование заинтересовано в разумном, не подавляющем деловую активность на территории увеличении доходов бюджета и экономном, эффективном расходовании бюджетных средств.

Увеличение доходов местного бюджета может происходить за счет внешних поступлений и за счет внутренних источников.

Возможности увеличения внешних источников достаточно ограничены. Здесь главным направлением политики муниципальной власти является грамотное обоснование потребности в бюджетных средствах как на решение вопросов местного значения, так и на выполнение государственных полномочии и зашита этой потребности перед субъектом РФ. При этом всегда желательно сокращение встречных финансовых потоков. Не редки случаи, когда субъект РФ оставляет в распоряжении муниципального образования малую долю собираемых на его территории налогов и в то же время дотирует это муниципальное образование. Такой политике можно противостоять объединенными усилиями муниципальных образований региона. Внутренними источниками увеличения доходов бюджета могут быть [12, С. 145]:

·        увеличение налогооблагаемой базы (налогового контингента) за счет поддержки развития промышленности и малого бизнеса на территории муниципального образования:

·        повышение эффективности использования муниципальной собственности, включая собственность на землю и иные природные ресурсы. В качестве регуляторов могут выступать ставки арендной платы за землю, нежилые помещения и другое имущество, их умелая дифференциация в зависимости от местоположения, инфраструктурной обеспеченности, вида деятельности;

·        использование в отдельных случаях заемных средств.

Серьезной проблемой для обеспечения доходов местных бюджетов является собираемость налогов. Для ее повышения органы местного самоуправления взаимодействуют с территориальными налоговыми органами, оказывают содействие в их работе, осуществляют взаимообмен информацией.

Источниками сокращения расходов бюджета являются [14, С. 206]:

. повышение эффективности хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и учреждений, снижение их дотационности, нормирование расходов на оказание отдельных видов муниципальных услуг, контроль за деятельностью муниципальных предприятий и учреждений;

. регулирование цен и тарифов на продукцию и услуга муниципальных предприятий и учреждений, расширение платности муниципальных услуг, устранение необоснованных льгот и привилегий:

. привлечение частного капитала к оказанию отдельных видов муниципальных услуг, создание эффективно действующей системы муниципального заказа с использованием конкурсов.

. поддержка, а в отдельных случаях прямое финансирование внедрения ресурсосберегающих технологий в муниципальном хозяйстве.

В настоящее время финансовая помощь из федерального бюджета субъектам Российской Федерации представляется через пять фондов:

Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации - основной инструмент выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации по текущим расходам.

Фонд компенсаций используется для предоставления субъектам Российской Федерации целевой финансовой помощи (субвенций) на реализацию делегированных государственных полномочий.

Фонд софинансирования социальных расходов создан для стимулирования субъектов Российской Федерации поддерживать на определенном уровне предоставление (финансирование) основных общественных услуг.

Фонд регионального развития - в его рамках сосредоточена финансовая помощь субъектам Российской Федерации на поддержку инвестиций в региональную инфраструктуру.

Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов на конкурсной основе финансирует программы реформ в бюджетной сфере (Приложение 3).

Следует отметить, что важным инструментом муниципальной финансовой политики является мониторинг финансового положения муниципального образования и прогнозирование на его основе финансовых потоков в зависимости от изменения отдельных факторов. Для решения этой задачи предложено несколько вариантов компьютерных моделей. Так в Томске на практике используется компьютерная модель финансового положения города, разработанная в Рисерч Трайэнг инститьют, США. Модель предназначена для отработки вопросов планирования и контроля доходов и расходов бюджета. Она позволяет в определенной степени автоматизировать и формализовать процесс составления бюджета на очередной год, а также разрабатывать разные варианты привлечения заемных средств с определением долговой нагрузки на городские финансы [7, C. 12].

2.3 Финансовые основы муниципального хозяйства в настоящее время

Из вышесказанного, очевидно, что для современной финансовой системы характерен процесс усиления роли финансов местного самоуправления. Основными факторами этого процесса являются:

·        увеличение поступлений налоговых платежей при их обоснованном распределении между бюджетами различных уровней;

·        повышение общей эффективности использования финансовых ресурсов при осуществлении определенных расходов на местном уровне;

·        необходимость повышения качества жизни населения, в частности, комфортности проживания;

·        усиление требований к инфраструктуре городов и поселков при размещении производительных сил (при создании новых предприятий).

Объем полномочий, который могут выполнять муниципальные органы власти, определяется объемами ресурсов, которыми они располагают. В широком плане ресурсы административной единицы - это ее возможности по обеспечению совместно удовлетворяемых потребностей населения. К таким потребностям относится обустроенность среды обитания; обеспеченность граждан видами деятельности, приносящими доход; образование; здравоохранение; социальная помощь нетрудоспособным.

Разграничение компетенций уровней власти в значительной степени обусловливается разделением ресурсов на федеральные, региональные и местные. Отдельные территории имеют запасы редких полезных ископаемых; в других - такие ископаемые отсутствуют. В этой связи возникает проблема распределения природной ренты, приносимой этими ресурсами на общегосударственном уровне. Поэтому на конкретной территории могут находиться как ресурсы, используемые федеральной и региональной властями вследствие их значения для обеспечения общегосударственных интересов, так и ресурсы, используемые муниципалитетами. Политика местной власти должна быть направлена на максимизацию использования ресурсных возможностей [11, C. 196].

Ресурсы территории можно условно разделить на потенциальные и реализованные. Последние в основном выражаются в финансовых ресурсах.

Сбор ряда налогов наиболее эффективен именно на местном уровне. В этих условиях снижаются затраты, связанные с аккумулированием налогов, уменьшаются возможности уклонения от их уплаты. Это прежде всего относится к плате за землю и налогу на имущество.

В настоящее время общепризнанно, что определенный круг бюджетных расходов наиболее целесообразно осуществлять на муниципальном уровне. К таким расходам относятся: расходы, предназначенные для улучшения материального положения конкретных людей; расходы, связанные с удовлетворением совместных потребностей групп людей, проживающих на определенной территории; капитальные вложения в развитие местной инфраструктуры [10, С. 18].

Первую группу составляют средства, выделяемые в соответствии с действующим законодательством в виде льгот по оплате жилья и коммунальных услуг пенсионерам и другим категориям граждан. Наиболее обоснованное использование этих средств возможно лишь при их сугубо адресном распределении.

Ко второй группе относятся расходы по развитию сети образования и здравоохранения, благоустройству территории, охране окружающей среды. Осуществление этих расходов на местном уровне позволяет учесть интересы населения и одновременно оптимизировать затраты путем рациональной концентрации предоставляемых услуг, в частности, с использованием нормативов затрат, учитывающих местные условия. Сегодня из местных бюджетов финансируется 100% расходов на среднее образование и 85% - на здравоохранение.

Третью группу затрат составляют дорожное строительство и развитие средств связи. Осуществление этих расходов на местном уровне позволяет решать наиболее острые проблемы жизнеобеспечения населенных пунктов [10, С. 19-20].

В последнее десятилетие наблюдались как периоды расширения самостоятельности региональных и местных финансов, так и периоды ее сужения.

Избыточная централизация финансовых ресурсов на верхних уровнях управления лишает местные власти стимулов к эффективному использованию средств и к наращиванию налогового потенциала. Однако излишняя децентрализация ресурсов не позволяет федеральным властям проводить активную региональную политику и закрепляет репрессивность недостаточно развитых регионов.

Обоснованное сочетание полномочий высших уровней власти и местного самоуправления определяется текущей экономической ситуацией, а также теми задачами, которые центральные власти ставят перед собой в выравнивании уровня экономического развития территорий.

Избыточная концентрация ресурсов на федеральном уровне является следствием сырьевой направленности экспорта в сочетании с депрессивным состоянием импортозамещающих отраслей. В таких условиях основные финансовые ресурсы концентрируются в федеральном бюджете.

В связи с этим большое значение для сбалансированности местных бюджетов приобретает организация эффективной системы регулирования межбюджетных отношений на уровне субъект Российской Федерации - муниципальные образования.

Важно отметить, что в условиях финансовой нестабильности и необходимости восстановления должно происходить совершенствование контроля за исполнением бюджетов особую актуальность приобретают муниципальные балансовые построения, делающие их прозрачными, отражающие социально-экономические, финансовые и кредитно-денежные отношения и позволяющие удовлетворить информационные потребности органов власти и населения. Не менее актуальными являются задачи определения прогнозных параметров финансовой базы на основе сводного баланса финансовых ресурсов и затрат для оценки перспектив социально-экономического развития муниципального образования.

Таким образом, можно сказать, что в бюджетной системе России проявляется такая черта как неспособности органов власти обеспечивать население гарантированными благами, а бюджетные учреждения - достаточным финансированием. Поэтому бюджетной системе необходима разработка моделей управления муниципальными финансами, призванных обеспечивать устойчивое финансово-бюджетное равновесие в муниципальных образованиях, организация рационального движения потоков финансовых ресурсов, развитие финансового потенциала муниципального образования на основе финансовой реструктуризации предпринимательских структур в регионе.

Заключение

Таким образом, из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы.

Муниципальное хозяйство - жизненно важный элемент местного самоуправления, поэтому изучение проблем муниципального хозяйства становится особо актуальным в условиях современного российского общества.

Муниципальное хозяйство представляет собой сложную и динамичную систему подотраслей, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей населения, а также различных организаций и предприятий, расположенных на территории любого административно-территориального образования. Сложность системы муниципального хозяйства состоит в многообразии состава предприятий и организаций, которые существенно различаются по характеру оказываемых услуг, организационным формам и структурам управления, а динамичность - в постоянном развитии муниципального хозяйства территориальных образований и повышении требований к предоставляемым услугам.

Целью муниципального самоуправления и управления муниципальным хозяйством становится такое комплексное развитие территории муниципального образования, при котором безусловным приоритетом становится формирование системы социальной защиты, рассматриваемой как создание и поддержание основных сфер жизнедеятельности человека.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими экономическую и финансовую деятельность муниципального самоуправления являются Федеральные Законы: «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Гражданский кодекс, Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс.

Структура муниципального хозяйства может быть определена как совокупность локализованных на территории компонентов и связей всех видов деятельности, определяемых системой общественного разделения труда и делением на сферы трудовой деятельности. Структура муниципального хозяйства состоит из следующих элементов: государственные предприятия хозяйственных систем, муниципальные предприятия, организации и учреждения, предприятия частной и иных форм собственности.

Всякое муниципальное хозяйство стремится быть эффективным, т.е. получить максимальные результаты при минимальных затратах, при этом, как и любая деятельность, деятельность в рамках муниципального хозяйства должна обеспечиваться различного вида ресурсами. От ресурсов зависит выбор той или иной модели муниципального хозяйства.

Развитие муниципального хозяйства невозможно без финансовых ресурсов. Основные доходные источники, которыми располагают органы местного самоуправления, можно отнести к следующим категориям - налоги, неналоговые поступления, доходы от собственной хозяйственной деятельности и муниципальный кредит.

К собственным доходам местных бюджетов относятся:

. налоговые доходы, зачисляемые в местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;

. неналоговые доходы, зачисляемые в местные бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации;

. доходы, полученные местными бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций.

Расходы бюджета района осуществляются за счет их доходов, а также дотаций и субвенций, полученных из бюджета города. Бюджетные расходы в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы, согласно экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

В целом муниципальные финансы составляют экономическую основу местного самоуправления наряду с муниципальной собственностью, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам местного самоуправления, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Проблема формирования финансовой основы органов местного самоуправления, проведения сбалансированной бюджетно-финасовой политики относится к числу наиболее сложных.

Основным инструментом формирования финансовой основы органов местного самоуправления является право органов муниципального образования самостоятельно пополнять, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, а также контролировать его исполнение.

На практике органы местного самоуправления планируют свои доходы, исходя из распределения регулирующих федеральных и региональных налогов. Но такое распределение ежегодно меняется. Такое положение снижает у муниципалитетов стимулы к наращиванию налоговых усилий.

В современных условиях органы местного самоуправления имеют весьма ограниченные возможности по проведению собственной налоговой политики.

Таким образом, можно сказать, что современное состояние бюджетной системы характеризуется децентрализацией расходных полномочий и одновременно концентрацией доходных источников на федеральном уровне.

Для создания условий для нормальной работы системы муниципальных финансов следует пересмотреть подходы к формированию и исполнению местных бюджетов. Необходимо:

. эффективно осуществлять сбор собственных налогов;

. оптимизировать ставки по налогам, вводимым местными властями;

. эффективно использовать муниципальную собственность.

Кроме того, необходимо учитывать, что на размер доходной базы местных бюджетов влияет:

. предоставление предприятиям налоговых льгот;

. предоставление предприятиям отсрочек в уплате местных налогов;

. организация налоговых зачетов;

. выявление новых налогоплательщиков, в частности, расположенных на территории муниципального образования структурных подразделений предприятий, зарегистрированных в других административных единицах [7, С. 10].

Таким образом, если данные принципы будут соблюдаться, то муниципальные образования получат мотивацию к увеличению доходной части бюджетов, стабильные и определенные условия бюджетного финансирования. Однако, любые решения, связанные с финансированием деятельности органов местного самоуправления должны быть в первую очередь, сориентированы в нынешнее положение муниципальных образований.

Список источников и литературы

1.       Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, принят ГД ФС РФ 16.09.2003, действующая редакция от 30.01.2014.

2.      Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ, принят ГД ФС РФ 17.07.1998, действующая редакция от 01.01.2014.

.        Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994).

.        Андриченко, Л. В. Ежеквартальный научно-образовательный журнал «Разграничение полномочий между органами власти различных территориальных уровней: проблемы централизации и децентрализации» / Л. В. Андриченко. - 2013. - №11. - С. 32-34.

.        Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление. Учебник. / И.А. Василенко. - М.: Гардарики, 2012. - 431с.

.        Велихова, Л.А. «Основы городского хозяйства. / Л.А. Велихой. - Издательство: Наука, 2006. - 480с.

.        Грачев, Г.А. Бюджет муниципального хозяйства / Г. А. Грачев // Городское управление. - 2013. - № 10. - С. 7-11.

.        Кваша, Ю.Ф. Налоговый кодекс РФ (НК РФ), Части 1 и 2. принят ГД ФС РФ 16.07.1998, (действующая редакция от 03.11.2013). - Москва: Проспект, КноРус, 2013. - 1150с.

.        Ковалев, С.А. Успешный опыт работы муниципальных образований / С. А. Ковалев // Практика муниципалиных образований. - 2013. - №03. - С. 26-27.

.        Ларионов, В.А. Комментарии экспертов по применению законодательства в сфере местного самоуправления / В. А. Ларионов // Практика муниципальных образований. - 2013. - №09. - С. 18-21.

.        Парахина, В. Н. Муниципальное управление: учебное пособие / В. Н. Парахина, Е. В. Галеев, Л. Н. Ганшина. - М.: КНОРУС, 2007. - 496с.

.        Ряховская, А. Н. Рыночные методы управления жилищно-коммунальным хозяйством (вопросы антикризисного управления): учебное пособие / А. Н. Ряховская, Ф. Г. Таги-заде. - М.: ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2012. - 300с.

.        Семенова, Т. Ю. Комплексное развитие городов и городского хозяйства: учебное пособие / Т. Ю. Семенова. - СПб.: СПбГИЭУ, 2008. - 200с.

.        Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управления. Учебник. / В.Е. Чиркин. - М.:Юристъ, 2008. - 320с.

.        Яковлев, В. О ходе реализации Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» (стенограмма выступления в Госдуме России) // Муниципальная власть, № 5 (сентябрь-октябрь), 2012. - С.6-7.

.        Яновский, В.В. Государственное и муниципальное управление. Учебное пособие. / В.В. Яновский. - Издательство: Кнорус, 2013. - 200с.

Приложение 1

Роль органов местного самоуправления в управлении муниципальным хозяйством

Приложение 2

Участники бюджетного процесса

Участники бюджетного процесса

Функции участников бюджетного процесса

Примечания

Представительные органы МСУ

Рассматривают и утверждают местные бюджеты и отчеты об их исполнении; осуществляют последующий контроль за исполнением местных бюджетов; формируют и определяют правовой статус муниципальных органов, осуществляющих контроль за исполнением местного бюджета; осуществляют другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством и правовыми актами органов МСУ.

Под представительными органами МСУ в данной работе понимаются муниципальные советы

Исполнительные  органы МСУ

Вносят проект местного бюджета с необходимыми документами и материалами на утверждение представительного органа МСУ; утверждают поквартальное (помесячное) распределение доходов, расходов и источников финансирования дефицита местного бюджета; исполняют местный бюджет; осуществляют ведомственный контроль за исполнением местного бюджета; составляют и представляют на утверждение представительного органа МСУ отчет об исполнении бюджета; осуществляют другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством и правовыми актами органов МСУ.

Под исполнительными органами МСУ в данной работе понимаются местные администрации

Финансовые органы МСУ (входят в состав исполнительных органов)

Осуществляют составление проекта местного бюджета; организуют исполнение местного бюджета; утверждают сводную бюджетную роспись; управляют муниципальным долгом; осуществляют другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством и правовыми актами органов МСУ.

Под финансовыми органами МСУ в данной работе понимаются органы, уполномоченные муниципальными советами для составления и исполнения бюджета.

Налоговые органы

Организуют сбор доходов местного бюджета; осуществляют другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством и правовыми актами органов МСУ.

Под налоговыми органами в данной работе понимаются территориальные органы Государственной налоговой службы РФ (Министерства по налогам и сборам) либо муниципальная налоговая служба

Главный распорядитель бюджетных средств

Определяет задания по предоставлению муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей средств из местного бюджета с учетом нормативов финансовых затрат; утверждает сметы доходов и расходов подведомственных муниципальных бюджетных учреждений; составляет бюджетную роспись; распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть местного бюджета; вносит изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего местный бюджет; осуществляет контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого их использования, своевременного возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению муниципальных услуг; осуществляет контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств, муниципальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в оперативное управление муниципальная собственность; готовит и представляет органу, ответственному за контроль исполнения местного бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению муниципальных услуг.

Главный распорядитель средств местного бюджета - орган МСУ, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов местного бюджета.

Распорядитель бюджетных средств

Составляет бюджетную роспись; распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет; определяет задания по предоставлению муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат; утверждает сметы доходов и расходов подведомственных учреждений; осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств - орган МСУ, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств

Получатели бюджетных средств

Подают бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств; используют бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением; своевременно и в полном объеме возвращают бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе; представляют отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств распорядителю; осуществляют другие функции в соответствии с Положением о бюджетном процессе

К получателям бюджетных средств относятся бюджетные учреждения, государственные и муниципальные предприятия и иные организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью.

В соответствии с действующим законодательством о банках

Кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе.

Органы государственного (муниципального) финансового контроля; аудиторы

осуществляют контроль за исполнением местных бюджетов, проводят экспертизы проектов местных бюджетов, муниципальных целевых программ, правовых актов органов МСУ; осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением местных бюджетов.

Органы муниципального финансового контроля, создаются органами МСУ. Полномочия этих органов определяются нормативными правовыми актами представительных органов МСУ

Иные органы

На эти органы могут быть возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия по осуществлению бюджетного процесса в МО в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ



Приложение 3

Фонды финансовой поддержки регионов

Характеристики

Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации

Фонд компенсаций

Фонд софинансирования социальных расходов

Фонд регионального развития

Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов

Цель

Выравнивание бюджетной обеспеченности по текущим расходам

Финансирование федеральных законов (как правило, социальных пособий и льгот)

Стимулирование приоритетных расходов и поддержка реформ в социальной сфере

Поддержка развития региональной инфраструктуры

Поддержка и стимулирование бюджетных реформ

Принцип распределения

Формула на основе оценки налогового потенциала и нормативных бюджетных расходов

Формула на основе численности населения

Формула на основе нормативных расходов и их частичного возмещения (с оценкой хода реформ)

Квоты на основе формул (с последующим конкурсным отбором инвестиционных проектов)

Конкурс (программы реформ и их выполнение)

Тип финансовой помощи

Дотация (с выделением средств с особыми условиями перечисления)

Субвенция на финансирование федеральных законов

Субсидия (долевая) на определенную функциональную статью расходов (отрасль)

Субсидия (как правило, долевая) на финансирование инвестиционных проектов и программ Субсидия (субвенция) на определенный тип (направление) расходов

Субсидия (субвенция) на определенный тип (направление) расходов


Похожие работы на - Муниципальное хозяйство. Структура, субъекты управления, бюджет, направления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!