Избирательное право Российской Федерации и практика его реализации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,63 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Избирательное право Российской Федерации и практика его реализации

Содержание

Введение

. Избирательное право и избирательные системы в российском государстве

.1 Возникновение избирательного права в России

.2 Понятие избирательного права и избирательная система в Российской Федерации

. Основные стадии избирательного процесса

.1. Назначение выборов

2.2 Регистрация избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков

.3 Избирательные комиссии и порядок их формирования

.4 Выдвижение и регистрация кандидатов

.5 Порядок проведения голосования, подсчет голосов, опубликование итогов голосования и выборов

Заключение

Список использованных источников

Введение

В настоящее время, выборы прочно вошли в жизнь российского общества в качестве реально работающего института формирования представительных основ народовластия. Происходит развитие и становление современной избирательной системы России.

На практике реализуются юридические формулы осуществления и защиты конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

В России проводится серьезная политическая реформа, которая предполагает развитие демократических начал в формировании и деятельности институтов государственной власти и местного самоуправления. Эта реформа влечет за собой изменение избирательной системы государства. Поэтому важное значение в процессе изменения институтов публичной власти приобретает исследование действующего избирательного права и законодательства.

Избирательное право Российской Федерации является одним из важнейших институтов российского права и входит в составную часть конституционного права Российской Федерации.

Целью работы является комплексное изучение теории современного российского избирательного права, основных образующих данную отрасль институтов, а также формирование теоретических положений и рекомендаций, имеющих практическое значение для совершенствования избирательного законодательства и практики его применения.

В соответствии с целью работы предполагается решить следующие задачи: проанализировать историю российского избирательного права; раскрыть понятие избирательного права Российской Федерации; изучить принципы российского избирательного права; рассмотреть избирательную систему Российской Федерации; раскрыть юридическое содержание различных стадий организации и проведения выборов; выделить понятие, основания и виды ответственности за нарушение требований выборного законодательства.

Объектом данной работы является общественные отношения и интересы, возникающие в процессе реализации избирательных прав граждан в Российской Федерации.

Предметом работы являются правовые нормы выборного законодательства, способствующие регулированию порядка избрания в различные выборные органы власти и местного самоуправления Российской Федерации.

Кроме того, необходимо выделить следующее.

Избирательное право обладает двумя основными значениями: с одной стороны, под избирательным правом понимается совокупность правовых норм, регламентирующих выборный процесс в органы государственной власти и органы местного самоуправления; с другой стороны, избирательное право представляет собой возможность гражданина избирать и быть избранным в указанные органы.

Также, избирательная система - есть система общественных отношений, предполагающих выборы в органы власти, но, вместе с тем, является способом определения того, кто из выдвигавшихся кандидатов был избран на выборную должность или в качестве депутата.

Еще избирательный процесс объединяет в себе совокупность последовательностей, включающих в себя конкретные избирательные процедуры и избирательные действия.

1. Избирательное право и избирательные системы в российском государстве

.1 Возникновение избирательного права в России

В настоящее время, в каждом государстве существует данный институт демократии, неоднократно оправдавший себя в мировой политической истории. Выборы могут играть и роль как орудия в борьбе за власть господствующего класса (или блока политических сил), так выражение демократизма в государстве и обществе. Путем избирательных процессов формируются представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, избираются должностные лица в государстве и некоторых регионах.

Необходимо отметить, что институту выборов с момента его возникновения, в любой исторический период, придавалось очень важное политическое значение. В этой связи, необходимо вспомнить историю развития избирательного права в России, чтобы понять положение вещей в современный период.

Российское избирательное право имеет свою историю, которая включает в себя дореволюционное, советское и современное избирательное право.

В России выборы стали играть особую политическую роль в начале XX века, когда широким кругам населения было предоставлено право принимать участие в формировании высшего представительного органа - Государственной Думы, образование которого было провозглашено в ходе революции 1905-1907 г.г.

Избирательное право в этот период характеризует себя скрупулезным подбором круга избирателей. Положение о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 года выделяло категории населения, которые не наделялись избирательным правом - это женщины, молодые люди до 25 лет, студенты, военнослужащие. Не имели право участвовать в выборах и кочевые народы. Существенные ограничения избирательных прав накладывались на национальные меньшинства: в законе указывалось, что Государственная Дума должна быть «русской по духу».

Конституция РСФСР 1918 года, которая была принята после Октябрьской революции 1917 г., провозглашала совсем другие принципы избирательного права. Активным и пассивным избирательным правом были наделены граждане РСФСР как женского, так и мужского пола, достигших ко дню выборов 18 лет, невзирая на вероисповедание, национальность, оседлость, если они зарабатывали средства на жизнь производительным и общественно полезным трудом или занимались домашним хозяйством, которое обеспечивало возможность производительного труда. Также необходимо отметить, что по Конституции 1918 года избирательными правами обладали не только советские граждане, но и иностранные граждане, проживавшие на территории России и принадлежавшие к рабочему классу или крестьянству.

Конституция СССР 1936 года значительно изменила избирательную систему. Впервые в истории советских конституций, появилась отдельная глава «Избирательная система». Выборы проходили на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

С вступлением в силу Конституции СССР (1936г.) появились прямые выборы вышестоящих звеньев представительных органов власти.

Новый этап развития российского избирательного права наступил в результате прекращения деятельности Верховного Совета и Съезда народных депутатов (согласно Указу Президента от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ»), когда после событий 3-4 октября 1993 года возникла острая необходимость за короткий срок провести досрочные выборы в новый законодательный орган государства - Федеральное Собрание. Правовое регулирование порядка проведения данных выборов отличалось совершенно новыми особенностями для законодательства (например, избрание депутатов нижней палаты Федерального Собрания на основе сочетания мажоритарной и пропорциональной систем, выдвижение кандидатов избирательными объединениями по общефедеральным спискам и другие).

На сегодняшний день, принято и действует ряд законодательных актов, например Федеральный закон РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (далее об основных гарантиях); Федеральный закон РФ от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ» (далее о выборах Президента); Федеральный закон от 20 декабря 2002 года №175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (далее о выборах депутатов Государственной Думы), Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и другие законы о выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, которые защищают и обеспечивают избирательные права граждан.

.2 Понятие избирательного права и избирательная система в Российской Федерации

Избирательное право представляет особо важную часть конституционного права Российской Федерации, являясь одной из наиболее значимых его подотраслей и регулирует общественные отношения, которые складываются при проведении выборов в различные органы власти федерального и регионального уровня, а также в органы местного самоуправления.

Содержание избирательного права - это принципы, положения и гарантии, установленные правовыми нормами, в соответствии с которыми проводятся выборы, осуществляются действия и принимаются решения гражданами, политическими объединениями, избирательными комиссиями, другими органами, наделенными полномочиями по подготовке и проведению выборов, иными субъектами правоотношений на разных этапах проведения избирательной кампании.

Исходя из позиций субъективного избирательного права, различают активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право - это прямое или косвенное право граждан при достижении установленного законом возраста обладать решающим голосом при избрании органов государственной власти (депутатов в парламенты, Президента Российской Федерации), органов местного самоуправления или принимать участие в отзыве представителей выборных органов. Это право реализуется путем участия гражданина в голосовании.

Пассивное избирательное право - это право граждан быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.

Из этого следует, что, с одной стороны, избирательное право регулирует публично-правовые отношения, представляя собой систему правовых норм, и как подраздел конституционного права является неотъемлемой частью избирательной системы, а с другой стороны, избирательное право представляет из себя возможность гражданина избирать и быть.

Раскрыв, что включает в себя понятие избирательного права, следует перейти к рассмотрению избирательной системы Российской Федерации.

Так в широком смысле избирательная система является системой общественных отношений, связанных с выборами в органы публичной власти государства.

В узком смысле, избирательная система представляет собой определение того, кто из баллотировавшихся кандидатов был избран на должность или в качестве депутата.

В зависимости от способа определения результатов выборов избирательные системы принято разделять на мажоритарную, пропорциональную и смешанную. В России используются все три системы.

При применении мажоритарной системы избранным считается тот кандидат, за которого отдано большинство голосов избирателей, а голоса, отданные за оставшихся кандидатов, не учитываются.

Мажоритарная система с двумя турами голосования применяется в России во время выборов главы государства.

Мажоритарная система имеет две разновидности: абсолютного большинства (избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов, то есть 50 процентов от числа проголосовавших избирателей плюс один голос) и относительного большинства (победившим считается тот кандидат, который набрал простое большинство голосов, на таких выборах число набранных голосов может быть менее процентов).

Так, например, в соответствии с законом о выборах Президента Российской Федерации, предусматривается избрание главы российского государства на основе мажоритарной системы абсолютного большинства. В соответствии с п. 3 ст. 76 данного закона, избранным Президентом Российской Федерации считается зарегистрированный кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Округ, по которому проходят выборы по мажоритарной системе называется мажоритарным или одномандатным избирательным округом.

Плюсом мажоритарной избирательной системы является то, что она результативна - дает победителя; вместе с тем, голосование достаточно предметно - избиратель отдает свой голос конкретному кандидату; депутаты, при данной системе, должны поддерживать постоянные связи с избирателями, возлагая надежду на их поддержку при данной системе выборов.

Недостатком данной системы заключается в том, что голоса избирателей, отданные за не победивших кандидатов, не учитываются, а победитель в этом случае имеет поддержку другого явного меньшинства избирателей, то есть можно говорить о низкой репрезентативности такого депутата.

В Российской Федерации для выборов в Государственную Думу с 1993 года применяется принцип сочетания пропорциональной и мажоритарной избирательной системы. При этом мажоритарная избирательная система выглядит так: половина депутатов Госдумы избираются на основе мажоритарной избирательной системы по одномандатным избирательным округам. Для победы по округу надо набрать количество голосов больше, чем у других кандидатов, то есть это мажоритарная избирательная система относительного большинства. Выборы считаются состоявшимися, если проголосовало не менее 25 процентов зарегистрированных избирателей.

Пропорциональная избирательная система - это избирательная система, при применении которой мандаты по избирательному округу распределяются между партиями.

Все партии, участвующие в выборах, получают количество мандатов, пропорциональное числу голосов избирателей, набранных ею на выборах.

Основная суть этой системы заключается в том, что: за голоса избирателей борются политические партии, а не конкретные кандидаты; партиями на выборы выдвигаются партийные списки кандидатов; избиратель голосует за партию, то есть за список в целом; мандаты распределяются пропорционально числу голосов набранных партиями на выборах.

Достоинствами данной системы заключаются в следующем: при проведении выборов с политической арены не устранятся небольшие политические партии; более точно отражается расстановка политических сил в обществе; система динамична.

Вместе с тем, у данной системы существуют и недостатки: многопартийная картина политических сил; большое количество политических партий, участвующих в выборах, вводит в заблуждение избирателей; избиратели часто не знают всех членов партии представленных в списках; нет ни прямой, ни обратной связи между конкретными депутатами и конкретными избирателями.

Для устранения указанных недостатков вводится заградительный барьер для недопущения проникновения совсем небольших партий и способствования тому, чтобы в парламенте были представлены средние и крупные партии. В результате достигается стабильность.

Партии, набравшие менее 5 % голосов, считаются не преодолевшими заградительный барьер и к распределению депутатских мандатов не допускаются.

О смешанной избирательной системе можно говорить в случае, когда при проведении выборов в один и тот же законодательный (представительный) орган применяются различные системы.

Это обычно происходит при стремлении соединить преимущества различных систем и по возможности исключить их недостатки.

Таким образом, можно дать определение избирательной системе, под которой понимается, в первую очередь, система общественных отношений, связанных с проведением выборов в органы публичной власти; во вторую - способ определения того, кто из выдвигавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата; а также рассмотрены основные ее виды: мажоритарная, пропорциональная и смешанная, освещены положительные и отрицательные их черты.

2. Основные стадии избирательного процесса

.1 Назначение выборов

Одной из стадий избирательного процесса, обеспечивающей определенную периодичность проведения выборов соответствующего уровня в государстве, является порядок назначения выборов уполномоченным на то органом или должностным лицом, а также порядок смены состава депутатов региональных законодательных (представительных) органов государственной власти.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях» выборы в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления или выборы депутатов указанных органов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.

При истечении сроков полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, днем голосования является второе воскресенье сентября года, в который истекают полномочия. В случае, если в указанный год проводятся выборы в нижнюю палату Федерального Собрания, день голосования в указанные выборные органы будет совпадать. За исключением случаев, предусмотренных законодательством о проведении выборов в Российской Федерации.

Решение о назначение выборов уполномоченным на то органом либо должностным лицом в федеральные органы власти принимается не раньше 110 дней до дня голосования и не позднее 90 дней. О назначении выборов в региональные органы государственной власти - не ранее 100 дней и не позднее 90 дней, в органы местного самоуправления - не ранее 90 дней и не позднее 80. Если уполномоченным на то органом или должностным лицом решение о проведении выборов не принято в положенный срок, то данное решение принимается соответствующими избирательными комиссиями. В данном случае сроки назначения выборов сокращаются. При проведении выборов на уровне субъекта Российской Федерации - не позднее, чем за 80 дней, в органы местного самоуправления - не позднее 70 дней.

Порядок выборов Президента Российской Федерации, как установлено Конституцией Российской Федерации, определяется соответствующим федеральным законом.

Следовательно, при назначении различных выборов применяются следующие основные механизмы: институт общих и досрочных выборов, общих и выборов, приводящих к смене либо обновлению составов различных выборных органов; право назначения выборов соответствующими избирательными комиссиями, в случае пропуска сроков их назначения; наличие в законодательстве конкретной даты проведения выборов; возможность совмещения выборов различного уровня.

.2 Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков

Как писал в своем комментарии к Конституции Российской Федерации Лазарев В.В.: «Ключевая проблема при организации подготовки и проведения избирательных кампаний различного уровня - регистрация избирателей».

Составление списков избирателей - есть сложная, ответственная и трудоемкая работа. Списки избирателей необходимы для идентификации личности избирателя при его явке на избирательный участок, обеспечения его избирательного права, допуска к участию в процедуре голосования, и для защиты его прав от посягательств со стороны иных лиц.

В списки избирателей включаются граждане Российской Федерации, достигшие на момент голосования восемнадцатилетнего возраста.

Формирование и уточнение сведений об избирателях, осуществляется главой муниципального образования, командиром войсковой части, руководством дипломатического представительства, консульства Российской Федерации. Далее, списки избирателей направляются в территориальные избирательные комиссии (при их отсутствии в окружные (участковые) избирательные комиссии).

Для исполнения требований федерального законодательства, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации совместно с региональными избирательными комиссиями, органами исполнительной власти государства различного уровня было разработано «Положение о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации», утвержденное 6 ноября 1997 года Постановлением ЦИК РФ № 134/973-11.

Целью создания указанного Положения является обеспечение гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации при составлении списков избирателей, образовании избирательных округов, а также при совершении других действий, связанных с подготовкой и проведением выборов всех уровней.

Порядок формирования списков избирателей определяется Федеральным законом об основных гарантиях, а также другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

На основании имеющихся данных о численности избирателей, зарегистрированных на определенной территории, предоставляемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, формируются избирательные округа и избирательные участки.

Как говорится в энциклопедическом словаре конституционного права: «избирательный округ - часть территории государства, субъекта федерации или административно-территориальной единицы, на которой (от которой) избираются один, два или более депутатов в представительный орган государственной власти или местного самоуправления».

Избирательные округа, при проведении выборов, образовываются по следующим требованиям:

приблизительное равенство избирательных округов по числу избирателей с разрешенным отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов, в отдаленных и труднодоступных местностях - не более 15 процентов. При проведении выборов в государственные органы федерального значения, если федеральным законом обозначается обязанность образования не меньше, чем один избирательный округ на территории субъекта Российской Федерации, указанное требование не применяется;

при формировании избирательного округа на территории компактного проживания коренных малочисленных народов допускается отличие от средней нормы представительства, в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, может превышать указанные пределы, но должно составлять не более 30%;

тельный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ. При соблюдении указанных требований учитывается административно-территориальное деление.

Избирательные участки образуются для проведения голосования и подсчета голосов избирателей. Создаются они главой муниципального образования при согласовании с соответствующей избирательной комиссией. При этом учитываются местные и иные условия. Участки образуются из расчета не более 3000 избирателей на каждом избирательном участке. Создаются не позднее, чем за 45 дней до дня выборов. Границы избирательных участков не могут выходить за границы избирательных округов.

В больницах, санаториях, домах отдыха, то есть в местах временного пребывания избирателей, на судах, находящихся в день выборов в плавании, в труднодоступных и отдаленных районах, на полярных станциях избирательные участки образовываются в тот же срок, как исключение - не позднее пяти дней до дня выборов. Избирательные участки могут образовываться и в воинских частях, также военнослужащие могут голосовать на общих избирательных участках.

Таким образом, образование избирательных округов и избирательных участков является существенной стадией избирательного процесса.

.3 Избирательные комиссии и порядок их формирования

Избирательным комиссиям, как одним из самых важных субъектов избирательных отношений, принадлежит ведущая роль в системе организационного обеспечения реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В соответствии со статьями 2 и 20 Федерального закона об основных гарантиях избирательные комиссии - это коллегиальные органы, образующиеся в порядке и сроки, определенные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, для обеспечения реализации и защиты прав граждан, осуществление подготовки и проведения выборов в Российской Федерации.

В основу правового статуса избирательных комиссий заложен принцип независимости органов, которые осуществляют организацию и Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и субъектовые избирательные комиссии на законодательном уровне являются государственными, органами, не входящими в систему органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона об основных гарантиях к избирательным комиссиям относятся: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии (приложение).

Именно избирательные комиссии осуществляют самый тщательный контроль за соблюдением избирательных прав граждан, распределяют финансовые средства на обеспечение выборов и следят за их целевым использованием, составляют списки избирателей, занимаются регистрацией кандидатов и их доверенных лиц, утверждают тексты, расположенные в бюллетенях для голосования, и занимаются их изготовлением, контролируют соблюдение правовых условий участия избирателей и кандидатов в предвыборной агитации в равной степени, решают вопросы материально-технического характера по подготовке и проведению голосования, подводят итоги выборов и доводят их до сведения избирателей, осуществляют другие полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми государственными и негосударственными структурами, их должностными лицами и гражданами.

Из вышесказанного следует, что избирательные комиссии играют основополагающую роль в организации и проведении выборов на всех уровнях. Учитывая обстоятельство, что избирательные комиссии являются обязательным субъектом избирательных кампаний, от которого напрямую зависит функционирование организационно-правового механизма выборов, стоит признать, что вопросы развития их правового статуса должны оставаться в постоянном внимании со стороны юридической науки и законодательной практики.

.4 Выдвижение и регистрация кандидатов

Выдвижение и регистрация кандидатов - одна из основных стадий избирательного процесса. На этой стадии появляются граждане Российской Федерации, претендующие выборную должность или на то, чтобы стать членом представительного (законодательного) органа в системе органов государственной власти и местного самоуправления, в результате выборов.

Выдвижение кандидата происходит в порядке:

самовыдвижения (происходит на основании сбора подписей избирателей);

выдвижения кандидатов (списка кандидатов) от избирательных объединений.

Решение о регистрации кандидатов (списка кандидатов) или об отказе в регистрации в установленный законом срок принимается соответствующей избирательной комиссией. Срок принятия решения не может превышать 10 дней.

В случае отказа, избирательная комиссия должна в течение суток выдать кандидату копию решения комиссии с указанием оснований отказа.

Жалобы на решение комиссии об отказе в регистрации, о регистрации кандидата может обжаловаться в судебном порядке в десятидневный срок со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит.

Стоит отметить, что главными причинами отказа в регистрации кандидатов является:

недостаточное количество, а также достоверных ненадлежащее оформление подписей избирателей в поддержку кандидата в подписных листах;

недостоверность сведений, представленных кандидатами о себе, своем имуществе, своих доходах;

несвоевременное открытие специального счета избирательного фонда;

кандидатами не представлены все необходимые документы.

избирательный право голосование выборный

2.5 Организация и порядок проведения голосования, подсчет голосов и опубликование результатов выборов

Голосование, подсчет голосов, установление и опубликование результатов выборов являются завершающими, самыми ответственными этапами избирательного процесса. На этом этапе подводятся итоги всей проделанной работы по подготовке и проведению выборов. Беря в учет всю важность и ответственность процедур, которые осуществляются на данной стадии избирательного процесса, законодательно довольно детально регламентировано создание правового механизма для свободного волеизъявления граждан путем тайного голосования. При этом обеспечивается открытость и гласность всех проводимых действий избирательных комиссий при организации голосования, подсчете голосов, заполнении избирательных документов, которые унифицируются на всех выборах, проводимых в Российской Федерации.

Помещения для проведения голосования предоставляются в распоряжение соответствующим избирательным комиссиям заблаговременно до дня голосования, чтобы избирательная комиссия смогла своевременно и качественно осуществить необходимые мероприятия по подготовке к голосованию.

Участковая избирательная комиссия обязана оборудовать помещения для голосования необходимой информацией в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, регламентирующими ее перечень и места размещение.

Помещения должны быть оборудованы таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, кабинки и ящики для голосования одновременно находись в поле зрения членов избирательной комиссии и наблюдателей.

После регистрации наблюдателей, уполномоченных лиц кандидатов и избирательных объединений, опечатки урн для голосования начинается голосование избирателей на избирательном участке.

Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса выдают бюллетени избирателям, включенным в список избирателей на данном участке, при предъявлении паспорта или заменяющего его документа

Бюллетень заполняется лично избирателем в специально оборудованной кабине.

Таким образом, каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Заполненные бюллетени опускаются избирателями в ящики для голосования.

Для реализации конституционных и избирательных прав граждан законодательно предусмотрена возможность голосование вне помещения, досрочное голосования избирателей, голосование по открепительным удостоверениям (при проведении федеральных выборов).

Необходимо отметить, что введение института открепительных удостоверений на выборах, при определенных условиях, позволяет устранить основные недостатки досрочного голосования, поскольку уменьшает вероятность подкупа избирателей и скрытого административного воздействия.

Подсчет голосов избирателей производится членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. Во время подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает избирательные бюллетени недействительными, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей и избирательные бюллетени не установленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы об итогах голосования необходимые данные.

Для исключения возможности фальсификации итогов выборов подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования, проводится без перерыва до установления итогов голосования, о чем должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, наблюдатели кандидатов (избирательных объединений) и международные наблюдатели.

После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет протокол об итогах голосования.

На основании протоколов избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия в соответствии с действующими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ устанавливает результаты выборов по избирательному округу.

Избирательные комиссии, которые проводили регистрацию кандидатов (списков кандидатов), направляют обобщенные данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение суток после определения результатов выборов.

Официальное опубликование результатов выборов и данных о количестве голосов избирателей, полученных по результатам каждым кандидатом (списком кандидатов), осуществляется соответствующей избирательной комиссией не позднее одного месяца со дня голосования.

Официальное опубликование полных данных о результатах выборов в федеральные органы государственной власти осуществляется в течение трех месяцев со дня голосования.

Официальное опубликование полных данных о результатах выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования.

Описанный выше порядок подсчета голосов фактически исключает возможность фальсификации результатов на данном этапе избирательного процесса, делает его «прозрачным».

Заключение

Подводя итоги, хотелось сделать некоторые выводы.

Принятие 12 июня 2002 года Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» стало неоценимым вкладом в развитие избирательной системы Российской Федерации.

Современное избирательное законодательство в российском государстве, к сожалению, еще довольно противоречиво, зачастую на уровне законодательства субъектов Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 21 Федерального закона об основных гарантиях Центральной избирательной комиссии России необходимо в большей мере оказывать правовую, организационно-техническую и методическую помощь избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации при проведении выборов регионального уровня.

В настоящее время, недостаточно урегулированы вопросы ответственности за несоблюдение избирательного законодательства. Оптимальным вариантом стал бы разработка Избирательного кодекса Российской Федерации, который включал бы в себя нормы, содержащиеся в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Уголовном кодексе Российской Федерации, Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации, других нормативных правовых актах, предусматривающих ответственность за нарушение выборного законодательства.

По итогу, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что избирательное право понимается как совокупность правовых норм, регулирующих выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления, так и то, что избирательное право есть субъективная возможность гражданина избирать и быть самому избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Также стоит отметить, что в избирательный процесс включается совокупность стадий, которые состоят из конкретных избирательных процедур и избирательных действий.

Кроме того, юридическая ответственность за несоблюдение избирательного законодательства является публично-правовым средством, которое обеспечивает реализацию прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными. Она включает в себя четыре основных вида: уголовную, административную, дисциплинарную и избирательно-правовую ответственность.

В заключение хочется отметить, что продолжать необходимо в дальнейшем в Российской Федерации осуществление реформы избирательного законодательства, в целях преобразования законодательной базы избирательного права и избирательной системы в целом. Значение этих преобразований заключается в том, что общество, стабилизируя основные институты и нормы избирательного права, сможет приобрести устойчивость в политической жизни и обеспечить законную ротацию власти по итогам общенародных конституционных выборов.

Список использованных источников

Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [Электронный ресурс]/Правовая система «КонсультантПлюс» - 1997-2015 - Режим доступа: www.consultant.ru

Избирательное право и избирательный процесс в РФ. Отв. ред. А.В. Иванченко. - М.,1999.- 856 с.

Коваленко А.И. Конституционное право России. - М.,1997, - 208 с

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России.- М., 1999.-520с

Похожие работы на - Избирательное право Российской Федерации и практика его реализации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!