Экологическая составляющая развития мировой экономики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,27 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экологическая составляющая развития мировой экономики

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ МИРА

.1 Глобальные изменения в окружающей среде

.2 Экологическая ответственность человечества

РАЗДЕЛ 2. ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В МИРЕ, ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ЭКОНОМИКУ СТРАН МИРА

.1 Оценка экологической ситуации в Европе

.2 Ухудшение экологической ситуации на Американском континенте

.3 Экологическая политика в Африке

.4Экологические проблемы развивающихся стран

.5 Позитивный опыт ведущих корпораций мира в преодолении экологических проблем

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Относись к природе так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
«Золотое правило» экологии
Современное развитие экономики ученые рассматривают как техногенный тип, который характеризуется быстрым и истощающим использованием невозобновимых и сверхэксплуатацией возобновимых природных ресурсов со скоростью, превышающей возможности их естественного восстановления и воспроизводства. Игнорирование этих ограничений привело к глобальному экологическому кризису. Сохранение тенденций такого развития неизбежно вызовет экологическую деградацию планеты. В XXI веке станут необратимыми изменения в окружающей среде и биосфере, что будет угрожать самому существованию человека как вида. В настоящее время существует множество моделей техногенного типа развития и альтернативных им концепций, которые ученые пытаются адаптировать для реализации проблем, возникающих в экологической сфере. Однако ни одна из предложенных концепций устойчивого развития не была претворена в жизнь. Поэтому я считаю, что существует огромная потребность в разработке концепций, реализация которых позволит сохранить устойчивое развитие цивилизации, и наряду с этим, обеспечить экономический рост, социальное и экологическое равновесие.

Объект исследования: экологическая составляющая развития мировой экономики.

Цель работы: выявление экологического вектора развития мировой экономики, его ключевых факторов и признаков.

Задачи работы:

на основе комплексного исследования проанализировать главные глобальные экологические проблемы;

выявить ключевые предпосылки и проявления перехода к новому этапу мирового экономического развития - экологически ориентированному росту;

исследовать сдвиги в государственном природоохранном регулировании и их взаимосвязь с осуществлением экологической направленности развития стран;

установить значение регионального и международного сотрудничества в природоохранной ориентации развития и раскрыть проблемы многостороннего регулирования;

выявить условия и перспективы глобального регулирования проблем окружающей среды, включая возможности участия в нем Украины;

обосновать роль и факторы участия транснациональных корпораций в реализации экологической стратегии;

определить тенденции природоохранного инвестирования и инновационной деятельности в области охраны окружающей среды как важнейших факторов и проявлений экологической ориентации развития мировой экономики;

исследовать основные особенности современной экологической ситуации Украины.

Ученые, исследовавшие взаимосвязь между экологией и мировой экономикой: Дж. Беддингтон, У. Белл, А. Косби, Р. Мурадян, А. Найам, П. Нювелл, Р. Ставинс, Дж. Стиглиц, Д. Уиллер, Н. Штерн, Дж. Эдерингтон и др. Однако, несмотря на разносторонние исследования взаимовлияния мировой экономики и изменений в окружающей среде, системные исследования по эколого-экономической проблематике фактически отсутствуют.

Научная новизна исследования: вопросы экологии имеют междисциплинарный характер и рассматриваются в работах ученых разных отраслей знаний. В данной работе выявлены основные тенденции влияния природоохранного фактора на развитие мировой экономики. Мы предприняли попытку доказать, что в настоящее время постепенно обозначается новая ориентация мирового экономического развития, которая заключается в том, что экология становится одной из его главных движущих сил.

Практическим применением являются факторы и проявления процесса изменения ориентации мирового экономического развития под влиянием глобального экологического кризиса.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ МИРА

1.1Глобальные изменения в окружающей среде

Важной особенностью глобализации экономики в конце XX века является все более тесная взаимосвязь ее развития с изменениями в окружающей среде, с влиянием экологии на многие формы международных экономических отношений. В связи с этим особую актуальность приобретает понимание происходящих в мире и еще только набирающих оборот процессов, связанных с экологическими вызовами, в первую очередь это касается таких проблем, как загрязнение и разрушение элементов окружающей среды и нехватка ресурсов. Глобальные экологические проблемы стали осознаваться как угроза самой жизни и возможностям развития последующим поколениям.

Актуальность исследования вопросов, связанных с серьезными экологическими вызовами, определяется также и тем, что следствием современного стремительного развития мировой экономики стало практически неконтролируемое все возрастающее потребление природных ресурсов. Масштабы мирового производства и потребления привели к катастрофическому нарушению равновесия природных и общественных систем, подошли к пределу и даже превысили возможности окружающей среды справляться с результатами деятельности человека на 25-30%; эта ситуация характеризуется как глобальный экологический кризис.

В свою очередь, наличие проблем в природоохранной области оказывает ограничительное воздействие на мировую экономику. Это обусловлено увеличением потребления в условиях деградации и исчерпания природных ресурсов, что ведет к повышению издержек на охрану окружающей среды и цен на сырье, тормозит развитие экономики, торговой и инвестиционной деятельности. В обозримом будущем ограниченность природных ресурсов может стать главным сдерживающим фактором развития глобальной экономики в условиях их возрастающего использования, особенно такими быстро развивающимися крупными экономиками, как Китай и Индия. В условиях финансово-экономического кризиса растущая глобальная конкуренция за владение природными ресурсами, включая не только нефть, но и другие энергоносители, руды, лесные и рыбные богатства сделалась более очевидной. Вопросы стабильности поставок стратегических ресурсов все более становятся предметом глобальной политики.

Глобальные экологические проблемы, в первую очередь, нехватки природных ресурсов и изменения климата в сочетании с политическими и социальными причинами ведут к дестабилизации ситуации в отдельных регионах мира и даже вооруженным конфликтам.

В ответ на глобальные экологические вызовы международное сообщество, государства и компании разрабатывают и реализуют природоохранные стратегии. Руководители и политические деятели многих стран ставят экологию в качестве одного из центральных направлений своей политики. Природоохранный аспект все более становится важным фактором конкурентоспособности и стратегии развития международного бизнеса. Крупные компании меняют свое отношение к экологии и вместе с национальными правительствами все активнее принимают участие в разработке и реализации новой стратегии развития общества, ставшей насущной необходимостью.

Тем не менее, принимаемых мер пока недостаточно, чтобы кардинально изменить ситуацию в природоохранной сфере. Вместе с тем, решение экологических вопросов позволит не только решать ресурсные проблемы и улучшить среду обитания человека, но и представляет собой значительные возможности для экономического развития и повышения конкурентоспособности государств и компаний.

Также актуальным является изучение вопросов изменения вектора мирового экономического развития в сторону экологической составляющей как в свете поиска новых теоретических подходов к решению острейших глобальных природоохранных проблем, так и с точки зрения изменения политики и практики деятельности всех субъектов мировой экономики и политики, в том числе международного сообщества, государств и компаний. Представляется, что, несмотря на наличие многочисленных и серьезных препятствий, в будущем такая направленность будет принимать все более четкие очертания.

В Украине понимание роли природоохранных проблем и экологическая политика значительно отстают от развитых стран. Вместе с тем в настоящее время, несмотря на огромный экологический потенциал, ситуация в окружающей среде в нашей стране остается крайне острой. Природоохранные вопросы превратились из экологических проблем в проблемы экономической безопасности. Финансово-экономический кризис способствовал дальнейшему их обострению, вызванных состоянием окружающей среды.

Экологическая ориентация развития мировой экономики требует от Украины пересмотра ее экономической стратегии для того, чтобы не только не потерять свое место в обновленной мировой экономике, но и приобрести в ней более весомое положение.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью разработки практических рекомендаций по кардинальному улучшению ситуации в природоохранной сфере при осуществлении структурной перестройки украинской экономики, поскольку до настоящего времени, несмотря на политические заявления о важности природоохранной деятельности для развития страны, в этой области сделано явно недостаточно для того, чтобы не отстать от главного направления мирового развития.

1.2 Экологическая ответственность человечества

Как известно, экология - это наука об отношениях отдельных организмов или их групп между собой и с окружающей средой.

Интегральными результатами деятельности человечества, передаваемыми от одного поколения другому, являются демографический, культурный и научно-технический потенциал, бытовое (личное и коллективное) обеспечение, состояние среды обитания. Ухудшение любого из этих результатов по сравнению с полученным от предшествующего поколения означает ухудшение условий существования человечества и - при долговременной тенденции - его ликвидацию. Особо выделим состояние среды, ясно понимая, что все результаты взаимосвязаны и в определенной степени противоречивы.

Большинство экологических проблем имеет интернациональный характер. К ним относятся:

загрязнение международных вод нефтью;

использование гидроресурсов приграничных районов;

сброс загрязненных вод в реки, протекающие через территории других государств;

трансграничный перенос выбросов в атмосфере;

исчезновение редких животных и растений;

тепловое и радиационное загрязнение атмосферы и т. д.

РАЗДЕЛ 2. ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В МИРЕ, ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ЭКОНОМИКУ СТРАН МИРА

2.1 Оценка экологической ситуации в Европе

Экологическая ситуация на Европейском континенте в 1980-2013гг. складывалась под влиянием двух противоречивых тенденций:

·во всех без исключения европейских странах активизировались научные исследования в области экологии. На этой основе были разработаны методические подходы к оценке воздействия загрязнения окружающей cреды на здоровье человека, на животный и растительный мир, производственные, коммунально-бытовые и культурно-исторические объекты. Установлены десятки нормативов по предельно допустимым концентрациям различных загрязняющих веществ в окружающей среде и в ее основных компонентах - воздухе, воде, почве. Одновременно совершенствовалось природное законодательство. Разрабатывались как национальные, так и международные правовые акты по охране отдельных природных объектов - Балтийского моря, Дуная, Рейна и др. Промышленность освоила ряд более чистых технологий, в результате чего выбросы в атмосферу (такие как SO2, NO2), неочищенные сточные воды в расчете на одного жителя и на единицу выпускаемой продукции значительно сократились;

·вместе с ростом численности населения и объемов промышленного и сельскохозяйственного производства увеличивались объемы производственных и бытовых отходов, выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. К этому же вело и появление ряда опасных технологий, искусственных и синтетических материалов с заданными свойствами.

Для стран ЕС главной экологической проблемой остаются кислотные дожди, являющиеся следствием загрязнения атмосферы оксидами азота и диоксида серы. Правда, в последние годы отмечено некоторое снижение таких выбросов, но оно происходит медленно, поскольку средств, выделяемых на экологические цели, недостаточно. В среднем на нужды охраны природы в странах Запада, Японии и США затрачивается не более 200 Евро в расчете на душу населения.

По статистическим данным (на 2012 год) кислотные дожди не только губительно воздействуют на природу, но и наносят значительный ущерб экономике европейских стран. В расчете на год такой ущерб составляет для лесного хозяйства Германии - $0,2 млрд.; сельского хозяйства Германии - $1,0 млрд.; рыбного хозяйства в озерах Скандинавии и Шотландии - $0,3 млрд.; для зданий и памятников Италии - от $0,5 до 2,7 млрд.

Выбросы в атмосферу не только ухудшают качество воздуха, но и отрицательно влияют на ее верхние слои, в частности, разрушают озонную оболочку. Есть основания считать, что расширение уже имеющихся «озоновых дыр» может привести к трагическим последствиям для всего живого на нашей планете (причины разрушения озонной оболочки до конца не выяснены, но специалисты считают доказанным, что это происходит, в частности, под воздействием хлор-фторорганических соединений, поступающих в атмосферу). Так, имеются сведения о том, что уменьшение содержания озона в стратосфере на 1% вызывает увеличение числа заболеваний раком кожи на 5%. Есть расчеты, согласно которым ежегодно по этой причине заболевают около 10 тыс. человек.

Как известно из истории, Совет Европейского Экономического Сообществапринял решение ограничить выбросы этих соединений уровнем 1980 г., когда их суммарный объем в странах-членах сообщества составлял 480 тыс. т. В 1988 г. многими странами мира был подписан Монреальский протокол, в соответствии с которым выпуск хлор-фтороорганических соединений к 2000 г. должен быть сокращен на 50%. Совет ЕС принял свою, более радикальную программу, предусмотрев сократить их выпуск на 85% уже к 1997 г. с полным его прекращением к концу века. Это было выполнено и в настоящее время соблюдается странами-участницами ЕС.

Для стран Западной Европы, где чрезвычайно велик парк легковых автомобилей, особое значение имеет охрана воздуха городов от загрязнения свинцом при сгорании бензина в двигателях. По имеющимся сведениям в крови людей в настоящее время содержится свинца в сотни раз больше предельно допустимой нормы. Между тем если раньше полагали, что существует безопасный уровень содержания свинца в организме, то, согласно современной точке зрения, воздействие даже малых его количеств непредсказуемо.

Охрана воздуха от загрязнения свинцом наиболее активно ведется в Германии. Как известно, здесь еще в 1972 г. была принята программа борьбы с загрязнением воздушного бассейна городов свинцом. В соответствии с этой программой был установлен норматив содержания свинца в бензине сначала на уровне 0,4, а потом 0,15 г/л, тогда как в других странах ЕС он составляет 0,84 г/л, не говоря уже о странах, в которых такой норматив вообще не установлен. Необходимо заметить, что защите воздуха от загрязнения свинцом помогает не только ужесточение нормативов содержания этого опасного токсиканта в бензине, но и экономное расходование горючего. Хотелось бы предложить странам ЕС перенять опыт США в некоторых вопросах экологии. Так, на рассмотрение конгресса США был вынесен вопрос о принятии закона, который устанавливал бы более жесткий стандарт экономичности расхода топлива для автомобилей: сейчас 8,11 л требуется на 100 км пробега, к 2016 году, по проекту, - 6,62 л., а к 2025 - 4.32 л. Аналогичное решение в европейских странах существенно способствовало бы оздоровлению экологической обстановки в городах континента.

Наиболее острой проблемой, связанной с загрязнением воздуха в странах Европы, является повышение заболеваемости людей. По имеющимся оценкам, вызванный этой причиной ущерб, который складывается из затрат на лечение больных, потерь рабочего времени и преждевременной смертности, в Германии составляет от 1,1 до 2,7, а во Франции - 1,2 млрд. Евро. Разумеется, потери здоровья населения в деньгах измеряются уже во вторую очередь, главное же - жизнь и здоровье как самоценности.

О состоянии рек Европы можно судить по ситуации на Дунае, в бассейне которого проживает 80 млн. европейцев. По состоянию на 01.01.13 г., в течение года в эту реку поступает 3 тыс. т никеля, 14 тыс. т марганца, 500 т цинка, 36 тыс. т нефтепродуктов, огромное количество хлора, нитратов, пестицидов. Между тем установлено, что только 1 г попавшей в реку нефти способен полностью погубить жизнь в 1 м3 воды. На проходившем в 2013г. в Софии Международном симпозиуме по проблемам Дуная отмечалось, что с годами экологическая ситуация на реке не улучшается, а ухудшается. Замеры вблизи устья реки у румынского города Галац показали, что содержание меди в воде за последние 10 лет увеличилось в 10 раз, марганца - в 9, олова - в 2 раза. Опасно стало использовать дунайскую воду для орошения. Участники симпозиума констатировали также, что только 30-40% сбрасываемых в Дунай сточных вод подвергается очистке и возможности самой реки для регенерации на пределе. В результате страдают жители придунайских территорий, усугубляется и без того сложное экологическое состояние Черного моря.

Оказавшееся в центре политических, экономических и военных катаклизмов современности Черное море стало самым загрязненным в мире и умирает мучительной смертью. Известное еще со времен Овидия и Геродота жестокими штормами и рыбными богатствами море в последние 30 лет превращается в сточную яму для половины Европы - место сброса огромных количеств соединений фосфора, ртути, ДДТ, нефтяных и других вредных отходов, производимых 160 млн. людей, проживающих на его побережье.

Безусловно, загрязнение окружающей среды результатами экономической деятельности человека не проходит без последствий. На сегодняшний день из 26 видов рыб, которых вылавливали там рыбаки в 1960-е гг., осталось только 5 видов. Коммерческий лов скумбрии, составлявший некогда основу рыбной индустрии странами Причерноморья, проводился последний раз в 1965 г.

Миллионная популяция черноморских дельфинов за 30 лет сократилась менее, чем до 100 тыс. Причем многие из них заражены свиной чумой, которая передалась им в результате сброса в воду отходов крупных свиноводческих ферм в дельте Дуная. Исчез местный вид тюленей. Устрицы и мидии, которых называют «почками моря», потому что они фильтруют воду, также погибают. Густые заросли полезных водорослей, занимавшие раньше более 10 тыс. км.кв. на северо-западном шельфе, теперь сохранились лишь на одной десятой этой территории.

Уже к концу XX века (с 1970-х гг.), вспышки холеры стали обычным явлением в приморских странах, поскольку в них практически отсутствуют очистные сооружения, а пляжи по всему региону регулярно закрываются из-за дурно пахнущих загрязнений.

Турция всегда отдавала предпочтение экономическим программам перед экологическими, но теперь она должна пересмотреть свою позицию. Четырнадцатимиллионный Стамбул сбрасывает нечистоты и отходы в Мраморное море. В результате этот водоем, служивший некогда нерестилищем для рыб Черного моря, превращается в зловонное болото, поверхность которого покрыта экскрементами и нефтяными пятнами.

В бедственном положении находятся и другие крупнейшие реки Европы - Рейн, Влтава, Дон. В Северном, Балтийском, Средиземном и Черном морях скопилось огромное количество тяжелых металлов, нефтепродуктов, фенолов, органических загрязнителей. Опасного уровня достигает скопление сероводорода. В ряде морских акваторий обнаруживаются радионуклиды, в частности в Северном море - цезий-137.

Главная причина загрязнения рек и морей - сброс неочищенных промышленных и коммунально-бытовых сточных вод. Особенно тягостна картина в городах стран Средиземноморья, где таких городов насчитывается свыше 250. От 46 до 66% городов Италии имеют очистные сооружения, которые из-за технического несовершенства не действуют. В городах Испании не работает 80% очистных сооружений. В малых городах и сельских поселениях очистных сооружений зачастую нет вовсе.

Серьезные загрязнения морей и океанов происходят за счет сброса нефтепродуктов, которые опасны своей масштабностью.

В 1994 г. осуществлен так называемый «Ньюфаундлендский эксперимент по сжиганию в море». Это научное мероприятие, стоившее $6,5 млн, дало возможность получить представление о возможностях использования огня для очистки моря от пролитой нефти.

Но сжигание не является универсальным средством. Значительная часть нефти легко соединяется с водой, образуя эмульсию. Такая нефть труднее возгорается, и если содержание воды превышает 60%, то поджечь ее вообще невозможно. Сжигание опасно также вблизи крупных населенных пунктов или там, где могут пострадать дикие животные.

Однако, как показывают исследования, это наиболее удобный способ очистки воды от нефти там, где условия позволяют его применить. С помощью сжигания за один день можно удалить столько же нефти, сколько с помощью механических средств (бонового ограждения, сорбентов, сбора с поверхности) за месяц.

Более того, удаление пролитой нефти сжиганием требует минимального количества оборудования и гораздо меньших затрат труда, чем любой другой способ. Механическая очистка создает огромное количество отходов, объем которых часто превышает объем пролитой нефти в 2-5 раз. При сжигании же, как показали испытания, обычно от 80 до 98% загрязнителя ликвидируется на месте.

Вероятная стоимость сжигания на месте составит $20-50 на баррель уничтоженной нефти. Это существенно ниже, чем $100-150, в которые обходится механическое удаление одного барреля нефти с поверхности воды, или $10 000 за удаление 1 барреля с сильно загрязненных пляжей Аляски, имеющих большую экологическую ценность.

Однако при сжигании образуется огромное количество черного дыма и копоти. Эксперименты со сжиганием небольшого количества нефти, проводившиеся ранее, давали ограниченные результаты. То, что происходит при небольших пожарах, не всегда совпадает с тем, что случается при горении больших нефтяных масс.

Ученые надеются, что данных эксперимента будет достаточно, чтобы на их основе заниматься планированием, подготовкой и получением разрешения на проведение сжигания нефтепродуктов там, где это целесообразно. До сих пор только Аляска ввела в практику получение предварительного разрешения на сжигание нефти, и даже там это применяется только в определенных районах и определенных условиях.

Если взять один из самых масштабных примеров, то в1993 г. была проведена международная акция по очистке морских побережий. Около 160 тыс. добровольцев в 33 странах мира «прочесали» более 8 тыс. км берегов. Они собрали почти 5,5 млн. предметов, выброшенных людьми в море, а морем - на берег. 58,8% собранного составляют предметы из пластмасс, окурки от сигарет с фильтром - 16,8% (около 900 тыс. штук), бутылки и банки из-под напитков, а также пробки и крышечки от них - 12,7%. Рыболовное снаряжение и его остатки (леска, блесны, обрывки сетей, поплавки) составляют всего 1% морского мусора. Но это самый опасный процент: запутавшись в обрывках лески или сетей, гибнет немало морских животных.

Во многих районах Европы водные источники сильно загрязнены детергентами. В странах восточной ее части в 30% рек рыба исчезла, а там, где еще есть, по большей части поражена болезнями.

В экологически неблагополучном состоянии находятся почвы Европы, особенно в ее восточной части. Так, например, в Болгарии 80% окультуренных земель подвержены водной и ветровой эрозии, из них по 100 км кВ. ежегодно выбывают из сельскохозяйственного пользования. В России около 50 млн. га сельскохозяйственных земель засолены, заболочены или подтоплены грунтовыми водами. В странах Западной Европы, особенно в Германии и Нидерландах, сельскохозяйственные земли сильно загрязнены нитратами и пестицидами.

Состояние лесов в Западной и Восточной Европе с каждым годом все больше ухудшается, приближаясь к катастрофическому. Такой вывод содержится в документе - заявлении Европейского фонда природного наследия (Европрирода), которое основано на данных совместного доклада Комиссии европейских сообществ и Экономической комиссии ООН для Европы. Данные получены путем обследования лесов в 35 странах континента. Результат таков: из 558 000 лиственных и хвойных деревьев, за которыми велось наблюдение, 102 800 теряют ежегодно по меньшей мере 25% листвы и иголок. Иначе говоря, почти каждое пятое дерево в Европе «лысеет».

Основная причина - загрязнение окружающей среды. В Западной Европе это связано не только с таким традиционным «источником ущерба», как деятельность промышленных предприятий, но, судя по заявлению Европрироды, и с другими, вызванными чисто экономическими причинами, факторами. Особенно с увеличением числа «экологически грязных» грузовых автомобильных перевозок, которые, однако, более выгодны по сравнению с железнодорожными. Их объем резко возрос в связи с расширением интеграционных процессов в Западной Европе, в частности после введения принципа свободы передвижения товаров в рамках ЕС, а также в связи с «устранением изоляции» Восточной Европы. Согласно документу, интенсификация движения грузового автотранспорта по европейским дорогам привела к тому, что содержание в воздухе таких вредных веществ, как, например, двуокись серы, увеличилось за последние годы на 12-14%.

Наиболее печальная ситуация складывается с лиственными деревьями. Общеевропейский «рекордсмен» - Польша, где только 8,8% обследованных деревьев были признаны здоровыми. Ненамного лучше обстоят дела в Чехии (11,5%), Белоруссии (40,2%), в Украине (32,8%), в Латвии (36,2%). В Западной Европе наихудший показатель имеет Норвегия (17,1%), а самыми здоровыми лиственными лесами располагает Франция (73,1%).

Меньшую тревогу вызывает состояние хвойных лесов, хотя и здесь большинство европейских стран демонстрирует негативную тенденцию.

На 1 января 2013 года часть поврежденных лиственных и хвойных деревьев в европейских странах от общего кол-ва составляла (в %): Чешская республика - 53; Польша - 50; Словацкая республика - 38; Латвия - 35; Дания -33; Литва - 27; Нидерланды - 25; Норвегия - 25; Германия - 24; Греция - 21; Венгрия - 21; Румыния - 21; Хорватия - 19; Швейцария - 18; Великобритания - 17; Финляндия - 15; Бельгия - 15; Испания - 13; Франция - 8; Австрия - 8.

Из перечисленных европейских стран выгодно отличаются Украина и Россия, где здоровыми признано 67,2% и 56,8% деревьев соответственно.

Повсеместно в Европе накапливаются твердые отходы, которые захватывают обширные площади в городах и пригородных зонах. Страны ЕС «производят» в год 2 млрд. т таких отходов, из них 150 млн. т - отходы промышленности и в их числе от 20 до 30 млн. т особо опасны и высокотоксичные. Из общей массы отходов 60% отправляются просто на свалки, 33% сжигаются и 7% компостируются.

Приведенные данные характеризуют экологическую ситуацию в Европе и в Украине как критическую и вызывающую необходимость активизации действий всех стран по ее оздоровлению. О тесной взаимозависимости стран европейского континента в области окружающей среды свидетельствуют данные о трансграничном переносе загрязнений.

Жители стран Восточной Европы страдают от самого сильного в мире загрязнения окружающей среды. Ущерб, причиняемый здоровью людей, сельскому и лесному хозяйству, а также зданиям, ежегодно составляет, например, в Польше сумму, равную 10-20% ВНП.

Первые места по качеству окружающей среды занимают такие города: Осло, Дублин, Хельсинки, Амстердам, Гамбург, Стокгольм, последние - Анкара, Афины, Стамбул. Больше всего квадратных метров зеленых насаждений на одного жителя приходится в ирландской столице - 292. А вот в промышленном Бирмингеме - всего 0,03 м кв., в Лондоне - 25. Париж, не сравнимый по масштабу с Дублином, предоставляет каждому своему обитателю 1204 м кв. газонов и лужаек, немало зелени в Мюнхене и Берлине, Мадриде и Брюсселе, Барселоне и Лиссабоне.

Согласно оценке экономической комиссии ООН, 82% польских лесов, 79% лесов Болгарии страдают из-за загрязнения воздуха. Вред, наносимый сельскохозяйственным культурам диоксидом серы, обходится экономике Чехии и Словакии в $192 млн.

Исследования, проведенные в Болгарии, показывают, что у проживающих вблизи центров тяжелой промышленности уровень заболеваемости астмой и язвой желудка в 3 раза выше, чем у тех, кто живет в относительно экологически чистых районах [1].

экологический проблема преодоление корпорация

2.2 Ухудшение экологической ситуации на Американском континенте

В качестве примера рассмотрим Канаду ее влияние на США, загрязнение воздуха отходами промышленного производства, в Канаде, только за последние четыре года возросло на 7% - сообщают эксперты совместной канадско-американской Комиссии по охране окружающей среды. Виной тому - быстрое промышленное развитие и растущий уровень потребления энергии. Однако резкое ухудшение экологической ситуации в стране беспокоит не только канадских экологов, но и их коллег из Соединенных Штатов Америки.

Чрезвычайно тревожная экологическая ситуация сложилась в Онтарио - самой индустриально развитой и густонаселенной провинции Канады. По данным экспертов-экологов, промышленные предприятия Онтарио выбрасывают в воздух в общей сложности 206 высокотоксичных химических элементов. По загрязненности атмосферы провинция Онтарио занимает первое место в Канаде и третье - на всем континенте. Более грязным воздухом дышат только жители американских штатов Техас и Огайо.

Особенно сильно загрязняют атмосферу теплоэлектростанции, работающие на угле. В провинции Онтарио их три. Ежегодно ТЭС выбрасывают в атмосферу около 35 тысяч тонн двуокиси азота - вещества, способствующего возникновению смога. В дыме, который идет из труб теплоэлектростанций, содержатся также пары высокотоксичных тяжелых металлов, таких, как меркурий [2].

2.3 Экологическая политика в Африке

Экологическая ситуация в африканских странах уже давно вызывает большое беспокойство в мире. Причина тому - угрожающие темпы и размеры деградации, по-своему уникальной, природной среды, что имеет прямое отношение к изменению климата и состоянию экосистем на всей планете. Экологический кризис в Африке начался задолго до того, как он приобрёл волнующие масштабы и последствия для местного населения и природы.

Первые характерные для современной экологической ситуации Африки проблемы обозначились ещё в конце 19-го, начале 20-го веков, что отметил в конце 1940-х годов бельгийский исследователь Ж.П. Гарруа. Экологический кризис в Тропической Африке наступил на несколько десятилетий раньше, чем в развитых странах и, в условиях аграрной экономики подавляющего большинства стран континента, связывается с непосредственным ресурсопользованием, особенно землепользованием.

На комплекс прошлых проблем со временем наложились и продолжают накладываться новые сложности, связанные с отсталостью экономики и многими внешними негативными природными и экономическими тенденциями на континенте.

В связи с этим перед африканскими странами стоят общие проблемы развития, связанные с экологией:

демографический рост, превышающий возможности роста производства продовольствия;

чрезмерная эксплуатация природных ресурсов;

перенаселённость городов и набирающее силу явление "бидонвиллизации" (формальная безработица 50-75% от населения городов);

слабый контроль промышленной деятельности (незначительная доля госсектора);

бедность населения (традиционное порицание накопительства и индивидуализма);

низкий уровень подготовки специалистов и сложность внедрения экологических технологий;

отсутствие понимания проблемы и процедуры Оценки Воздействия на Окружающую Среду (ОВОС) при планировании социально-экономической деятельности и слабое участие в этом процессе населения[3].

.4 Экологические проблемы развивающихся стран

Развивающиеся страны, встав на путь индустриализации, по большей мере переняли от развитых не имеющиеся у них экологические стратегии, а совершенные ими просчеты. На фоне экономической отсталости и роста населения последствия от подобных ошибок более серьезны. На современном этапе экологическая политика развивающихся стран не в состоянии контролировать нарастание экологических рисков форсированной индустриализации.

Среди экологических проблем развивающихся стран можно выделить два типа: глобальные проблемы, характерные для всего мира и специфические проблемы, обусловленные особенностями развития этих государств. Ко второй группе относятся следующие:

Большинство развивающихся стран принадлежат к тропическому и экваториальному поясам, что ограничивает возможности применения природоохранных мероприятий, разработанных для средних широт.

Вторая причина экопроблем развивающихся стран заключается в устойчивом спросе на природные ресурсы. Последние являются единственным источником, который интересует в этом регионе развитые страны и который развивающие страны могут предложить для экспорта, чтобы направить полученные финансы на развитие промышленности.

Научно-техническая отсталость и низкая квалификация рабочей силы приводят к материало- и энергоемким производствам, потребляющим значительное количество ресурсов и оставляющим массу отходов.

Отдельной проблемой следует выделить напряженную демографическую ситуацию, связанною с высокой рождаемостью. Это дестабилизирует медико-санитарную обстановку и приводит к быстрому истощению природных ресурсов.

Развивающиеся страны в финансовом плане не в состоянии осуществлять экологические программы. Между тем, экономическая стоимость экологической деградации оценивается для этих стран в пределах 3-5 % ВНП, для Китая этот показатель составляет 10 %.

Участие в международном экологическом сотрудничестве для развивающихся стран - вопрос политический и экономический. Речь идет о создании благоприятного для них внешнеэкономического фона, от которого зависит предоставление помощи, списание долгов и т. д. Неудивительно, что дискуссии по экологическим проблемам неизбежно скатываются в экономическую плоскость.

Для Азии и Африки большую опасность представляет истощение и деградация природных ресурсов (почв, лесов, фауны, флоры, полезных ископаемых).

Среди серьезных проблем стран Азии, Африки и Латинской Америки следует отметить вырубку тропических лесов. Высокое качество древесины делает ее желанной мечтой при строительных работах, а для самих стран приводит к активному использованию древесины в качестве топлива. (Так, в Индии более половины объектов отапливаются дровами).

Несовершенные сельскохозяйственные методы (в том числе применение вредных, но дешевых химикатов для борьбы с вредителями растений или для повышения урожайности) привели к быстрому истощению почв. Экстенсивное использование пастбищ, отсталые технологии добычи каменного угля вызвали проблему опустынивания (в Африке его скорость около 100 тыс. га в год). В Пакистане интенсификация сельскохозяйственного производства привела к заболачиванию и засолению 20 % орошаемых площадей; в Индии - 30 % .

В тропических лесах сосредоточено около половины все видов флоры и фауны. Индия, Малайзия, Индонезия возглавляют список стран, отличающихся особым разнообразием животного и растительного мира. Но сокращение мест обитания диких животных, нелегальная охота вызвали исчезновение или поставили на грань вымирания многие распространенные ранее виды.

Оборотной стороной туризма стало засорение твердыми отходами. Актуальной для развивающих стран проблема захоронения вредных отходов.

Усиленная эксплуатация лесов, нерациональное использование воды при орошении (при транспортировке к месту поливки теряется до 40 % влаги), заиливание рек вследствие сноса в них пустой породы, образовавшейся при промывке оловянных руд, привели к нарушению водного баланса.

Низкий уровень промышленной технологии, использование старых автомобилей, отсутствие воздухоочистных сооружений приводят к большому количеству выбросов в атмосферу, к выпадению кислотных дождей.

Нефтяной экспорт также является одним из источников проблем.

Экономическими методами проблемы охраны окружающей среды не решить. Нужны внешние инвестиции и экспорт передовых технологий, адаптированных к условиям развивающихся стран.

Тактическими просчетами развивающихся стран при реализации программ структурной перестройки стало предоставление субсидий сельскому хозяйству на химические удобрения, оказание финансовой поддержки отраслям экономики, ориентированным на экспорт и связанным с экологически грязным производством.

Опыт развивающихся стран показывает, что осознание необходимости проведения государственной экологической политики связано с непосредственной угрозой экологического кризиса перспективам экономического роста.

В большинстве развивающихся стран слабо развита законодательная и институциональная система экологического регулирования или возникают сложности в процессе реализации принимаемых решений.

Первые законы по охране окружающей среды возникли в конце 70- начале 80-х годов. Экологическое регулирование сводилось к введению экологических стандартов, как правило, слабо соблюдаемых. Кроме того, допустимые нормы выбросов были явно занижены.

В настоящее время наметились положительные тенденции в реализации экологической политики в большинстве развивающихся стран. В Индии, Нигерии, Филиппинах и др. действуют государственные учреждения по экологии. Однако эффективность экологических контрольных служб осложняется слабой материально-технической базой, дефицитом квалифицированных кадров. В Индонезии с 1989 года запрещены 20 наименований наиболее опасных пестицидов; в Гонконге удалось снизить уровень загрязнения запретом использовать в производстве в качестве источников энергии сырье с высоким уровнем серы; в латиноамериканских странах получила распространение переработка мусора частными фирмами, а в Мексике экологическая экспертиза распространяется на объекты, финансируемые иностранным капиталом. В Сингапуре и Тайване распространена практика вторичного использования сырья и природных ресурсов. Но указанные успехи не носят принципиального характера. Административные меры экологического регулирования лишь частично смягчают остроту экологической обстановки. Меры экологического регулирования наталкиваются на сопротивление предпринимателей. Предприятиям- загрязнителям проще заплатить штрафы или использовать подкуп, чем следовать экологическим нормативам. Между тем экономические механизмы экологического регулирования (прежде всего, принцип «загрязнитель платит») дают эффект в новых индустриальных странах (например, Сингапуре).

Оценивая экономические и организационные возможности в деле обеспечения интересов экологической безопасности в развивающихся странах, международные эксперты приходят к мнению, что эффективнее использовать систему налогов на сырье и готовую продукцию, чем устанавливать плату за загрязнение.(Рогожина Н.Г. Региональная экополитология. - М., 1999. - С. 44).

Для африканских стран экологическая безопасность является необходимым условием для выхода из кризисного экономического положения и снижения остроты социальных проблем.

Сложность решения экологических проблем АС заключается в том, что эти проблемы следует рассматривать в контексте происходящих экономических, социальных, политических, демографических процессов, так или иначе воздействующих на обострение проблемы бедности.

Причины обострения экологической ситуации в Африке связаны с демографическим ростом, внешней задолженностью, слабостью демократических институтов власти.

Для африканских стран наиболее актуальны не столько проблемы промышленного загрязнения, сколько эрозия почвы, опустынивание, обезлесение, истощение ресурсов грунтовых вод, чрезмерная эксплуатация пастбищ. Основное внимание в сфере окружающей среды сосредотачивается на преодолении бедности; продовольственной безопасности; обеспеченности энергоресурсами; устойчивость экономического роста и занятости; стабильности финансов; повышении качества и улучшении условий жизни.

Обострение экологических проблем на Ближнем Востоке стало результатом просчетов, допущенных руководством стран при реализации стратегии экономической модернизации, ориентированной на самообеспечение в сфере аграрного и промышленного производства.

Стратегия решения экологических проблем, предложенная МБРР, предусматривает следующие меры:

расширение полномочий организаций, занимающихся защитой окружающей среды. Однако экологические институты из-за нехватки финансовых и технических средств работают неэффективно;

эффективное использование природных ресурсов, предусматривающее сокращение субсидий в области энергетики и водоснабжения; введение принципа «загрязнитель платит»;

решение проблемы промышленных и бытовых отходов; повторное использование воды.

Следует иметь в виду, что водные ресурсы становятся источником политических конфликтов. Экологические последствия ирригационных и гидроэнергетических проектов в Турции, Сирии и Ираке выходят за пределы этих стран.

К социально-экономическим и демографическим факторам, воздействующим на экологическую ситуацию в богатых нефтяных странах, добавляется политическая нестабильность.

Экологический кризис в ЮА и ЮВА вызван деградацией природных ресурсов и повышением уровня загрязнения окружающей среды. В странах Южной Азии он связан с экономической отсталостью, их полупериферийным положением в системе мирового хозяйства, бедностью населения и его демографическим ростом. Для обеспечения экологической стабильности необходимы укрепление экономической и совершенствование технологической баз производства, дополнительные инвестиции в экологическую сферу.

В странах Юго-Восточной Азии была создана многоступенчатая система регионального управления. Региональная экологическая политика осуществляется в рамках структуры Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Проводятся совместные исследования в сфере производства экологически чистых технологий, развивается сотрудничество по борьбе с нефтяным загрязнением, реализуются программы подготовки специалистов.

Становление экологической политики в странах Восточной Азии в конце 80-х годов совпало с периодом их экономического роста. На Тайване баланс в пользу проэкологически настроенных сил сместило движение, которое сравнивают с японским конца 60-начала 70-х годов. Национальное ведомство по охране окружающей среды ЭПА было создано в 1987 году. Оно контролировало деятельность предприятий-загрязнителей в рамках административно-командной системы экологического регулирования. Эффективными мерами стали операции вертолетной патрульной службы мониторинга, такие как «Летающий орел», «Рембо». Основные проекты по охране окружающей природной среды касались утилизации промышленных отходов, контроля за загрязнением атмосферы, охраны водных ресурсов, модернизации канализационной системы.

Индустриально развитые страны при осуществлении экологической политики поэтапно решали две задачи: преодоление последствий экологической деградации и ее предотвращение. Исключение составляет Тайвань. Там специфика ситуации заключалась в одновременном выполнении указанных задач при слабом влиянии на экополитику местных органов власти. В качестве необходимой меры была признана предварительная оценка экологического риска. Экологическая экспертиза с 1994 года стала охватывать атомные станции, заводы по переработке радиоактивных отходов, аэродромы, промышленные зоны и городские поселения, спортивные, туристические и рекреационные комплексы, небоскребы и т. д. При несоответствии экологическим нормам налагались штрафы или даже тюремное заключение.

С 1995 года ставка была сделана на расширение национального рынка экологически чистых автомобилей, работающих на газовом топливе, мотоциклов и скутеров, работающих на электричестве. При приобретении последних государство возмещало покупателям от 113 $ до 190 $ продажной стоимости. Значительно возросли вложения в рециркуляцию отходов, которые после переработки шли на продажу фирмам производителям синтетических тканей. В большинстве жилых кварталов были созданы пункты по приему стеклотары, консервных банок и пластиковых упаковок.В распределении издержек, связанных с загрязнением окружающей среды, на Тайване распространяется принцип «загрязнитель платит», хотя зачастую власти поддерживают и тех, кто вкладывает средства в оборудование по контролю за загрязнением.На Тайване большое внимание уделяется проведению исследований в области новых технологий и их внедрению на экологически вредных производствах.

Страны Латинской Америки (ЛА) и Карибского бассейна наделены значительными природными ресурсами. Здесь сосредоточено около 60 % лесных площадей, 25 % мирового запаса воды, 50 % биологического разнообразия. К настоящему времени на половине территории этого региона происходят существенные изменения природных экосистем. Около 20 % территории подвержены опустыниванию и засолению.

Ситуация осложнялась тем, что Национальные стратегии развития были ориентированы на максимальную экспортную отдачу ресурсов, их хозяйственное освоение в целях развития добывающей промышленности, сельскохозяйственного производства, решения социальных проблем. Объектом интенсивного освоения стал район Амазонии, богатый минеральными, энергетическими, лесными и земельными ресурсами. В итоге от общей площади в 550 млн га за последние 30 лет было потеряно около 5 % тропических лесов из-за создания новых земледельческих и животноводческих хозяйств, для промышленных нужд, строительств гидроэлектростанций. Природный потенциал региона был задействован в развитии целлюлозной, энергетической, металлургической промышленностей, экспорте минералов. Так, один только проект «Большой Каракас» предусматривал создание в Бразилии железорудного комплекса, системы инфраструктуры и новых поселений, что привело к вырубке тропического леса на площади, превышающей территории Германии, Франции и Австрии, вместе взятые.

В конце 80-х годов экологические проблемы латиноамериканских стран стали объектом пристального внимания мировой общественности в виду обострения угрозы изменения климата, хотя руководство стран ЛА однозначно считало их внутренним делом. В этот же период в странах Латинской Америки возникли многочисленные экологические организации, движение за оздоровление окружающей среды, которое возглавили партии «зеленых». В итоге с 1989 года стал реализовываться план по сохранению природных ресурсов и экосистемы Амазонки, возник Национальный фонд по проблемам окружающей среды, были выделены средства на расширение заповедных и охраняемых территорий. В новую Конституцию Бразилии был включен специальный раздел «Об окружающей среде»; ряд районов Бразилии был объявлен национальным достоянием.Защита окружающей природной среды стала одним из направлений национальной политики и в Мексике.В настоящее время экологическая политика в странах ЛА осуществляется в двух направлениях: охрана и рациональное использование возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов и защита от промышленного загрязнения. Особое внимание уделяется проблемам урбо- экологии. Вместе с тем, одних усилий на национальном уровне недостаточно для решения экологических проблем. Необходима координация усилий с индустриально развитыми странами [И-Р].

2.5 Позитивный опыт ведущих корпораций мира в преодолении экологических проблем

В качестве примера мы взяли ООО «МЕТИНВЕСТ ХОЛДИНГ». Метинвест - крупнейший в Украине и один из крупнейших в СНГ производителей железорудного сырья и стали. Компания входит в десятку крупнейших производителей ЖРС и толстолистового проката, занимает 24-е место в ряду крупнейших металлургических компаний мира по версии Всемирной ассоциации производителей стали (worldsteel).

Рассмотрели основные принципы Группы Метинвест в области охраны окружающей среды, а именно такие пункты:

1.Руководители играют ведущую роль в вопросах охраны труда, здоровья и окружающей среды. Руководители несут полную ответственность за эффективность работы в этой сфере.

2.Охрана труда, здоровья и окружающей среды - дело каждого. Каждый работник обязан соблюдать правила безопасного выполнения работ. Соблюдение правил - обязательное условие работы на предприятиях Группы Метинвест.

.Необходимо определять источники опасности и оценивать риски, прежде чем допускать работников к выполнению производственного задания. По результатам оценки и анализа обязательно выполнять мероприятия, снижающие уровень риска до приемлемого.

.Анализ каждого происшествия - это, прежде всего, возможность улучшения защищенности людей и природы. Все происшествия должны регистрироваться, необходимо определять их коренные причины и принимать адекватные меры для предотвращения повторения.

.Необходимо поддерживать высокий уровень готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации. Каждое предприятие должно быть обеспечено оборудованием и планами действий в случае ЧС. Все сотрудники должны быть ознакомлены с планами действий в случае ЧС и проходить регулярную проверку знаний.

.Необходимо осуществлять эффективный экологический мониторинг и стремиться к предупреждению и постоянному снижению воздействия деятельности каждого предприятия на окружающую среду.

.При планировании деятельности каждого предприятия и принятии инвестиционных решений необходимо в обязательном порядке проводить оценку потенциального воздействия на безопасность людей и окружающую среду. Такая оценка должна выполняться регулярно на всех этапах проекта.

Экологическая безопасность.

Группа Метинвест применяет следующие подходы для того, чтобы интегрировать принципы в области охраны окружающей среды в стратегические цели и задачи развития группы в целом:

расширение экологических обязательств предприятий;

управление экологическими рисками;

мониторинг воздействия операционной деятельности предприятий на окружающую среду;

предотвращение или снижение негативного воздействия производственных циклов предприятий на окружающую среду;

оценка возможного влияния на окружающую среду при подготовке инвестиционных проектов;

рациональность в использовании природных, сырьевых и энергетических ресурсов;

открытость к диалогу с общественностью по экологическим вопросам.

Деятельность предприятий Группы Метинвест в силу отраслевой специфики сопряжена с существенным воздействием на окружающую среду. Предприятие стремится минимизировать это воздействие, чтобы добиться целенаправленного улучшения экологических показателей.

Ежегодно на предприятиях Группы разрабатывают и реализуют экологические программы, цель которых - снижение существующего и потенциального воздействия на окружающую среду. В дополнение к традиционным экологическим мероприятиям, предприятия внедряют новые технологии, позволяющие исключить образование загрязнений и вовлечь отработанные ресурсы в повторный производственный цикл.

Особое место в природоохранной деятельности занимают проекты, направленные на борьбу с глобальным изменением климата. Компания проводит инвентаризацию выбросов, внедряет механизмы Киотского протокола, участвует в международных инициативах и исследовательских проектах [И-Р].

ВЫВОДЫ

В недавние годы случилось несколько крупных техногенных катастроф. Наиболее серьезной из них стала, конечно, авария на атомной электростанции «Фукусима-1» в Японии, в результате которой в океан попало большое количество радиоактивных веществ. Нарастали аномальные явления. Серьезные наводнения произошли в Юго-Восточной Азии. Они нанесли значительный ущерб Таиланду и другим странам и тем самым затронули около 9 млн человек. Стоит отметить и сильные землетрясения в Турции, тайфун на Филиппинах (в результате которого в Маниле 13 млн человек остались без света), сильнейшую за последние 60 лет засуху в Китае, ураган Айрин на восточном побережье США. Такая ситуация в значительной степени обусловлена ростом численности мирового населения (в 2011 году она превысила 7 млрд. человек) и усилением в связи с этим нагрузки на окружающую среду. Многие экологические «напасти» (таяние ледников, аномальная жара, стихийные бедствия) связаны с глобальным потеплением, а оно, по уточненным данным швейцарских ученых, с 74-процентной долей вероятности происходит в результате антропогенных факторов. Экологический кризис набирает обороты. Его последствия будут более серьезными, чем последствия экономического кризиса. Кстати, прямые финансовые потери от экологических катастроф в 2011 г. оценивались, по подсчетам швейцарской страховой компании Swiss Reinsurance Co, в рекордные 315 млрд. $ В глобальном плане это не только экологический кризис, а кризис идеологии и стратегии развития человечества. В течение года наблюдались, однако, и некоторые позитивные тенденции. Активизировалась деятельность международных организаций в экологической сфере. Принята Нуукская декларация международного Арктического совета о начале переговоров о сотрудничестве в области борьбы с морскими разливами нефти в Арктике. ООН объявила 2011 год «Международным годом лесов» с целью сделать мировое лесопользование более устойчивым. Несмотря на сокращение площади лесов, «чистые потери» леса снижаются по сравнению с прогнозируемыми показателями. Это происходит благодаря росту лесопосадок, в первую очередь, в азиатских странах. В конце ноября - начале декабря в ЮАР состоялось самое важное международное «экологическое» событие года - 17-я конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Она была призвана способствовать выработке решений по заключению нового глобального «климатического» соглашения. Это соглашение должно прийти на смену Киотскому протоколу, первый период действия которого истек в 2012 году. Важным положительным итогом сложных переговоров стали решения о продлении Киотского протокола, а также о подготовке к 2015 г. всеобъемлющего соглашения по сокращению выбросов парниковых газов. Его действие, вероятно, начнется с 2020 года.

В работе выявили экологический вектор развития мировой экономики, его ключевые факторы и признаки, что соответствовало цели.

На основе комплексного исследования проанализированы главные глобальные экологические проблемы; выявлены ключевые предпосылки и проявления перехода к новому этапу мирового экономического развития - экологически ориентированному росту; исследованы изменения в государственном природоохранном регулировании и их взаимосвязь с осуществлением экологической направленности развития стран; проанализированы результаты регионального и международного сотрудничества в природоохранной ориентации развития и раскрыты проблемы многостороннего регулирования; выявлены условия и перспективы глобального регулирования проблем окружающей среды, включая возможности участия в нем Украины; обоснована роль и факторы участия транснациональных корпораций в реализации экологической стратегии; исследованы основные особенности современной экологической ситуации Украины.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Глухов Владимир Викторович, Некрасова Татьяна Петровна, Лисочкина Т. В. «Экономические основы экологии: Учебник для вузов. 3-е изд.». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <#"justify">ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

<#"justify">ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Африканские экологические инициативы в XX веке

Конвенция о создании Управления бассейна р.НигерФарана1960г.Конвенция и Статус об освоении бассейна оз.ЧадФорт-Лами1964г.Конвенция относительного статуса р.СенегалНуакшот1972г.Договор о создании рыболовной организации на оз.ВикторияКисуму1994г.Протокол САДК по совместно используемым системам водотоковЙоханнесбург1995г.Соглашение о Плане действий по экологически рациональному использованию общей системы р.ЗамбезиХараре1997г.Протокол об охраняемых районах и дикой фауне и флоре Восточноафриканского разломаНайроби1965г.Фитосанитарная конвенция для АфрикиКиншаса1967г.Африканская конвенция об охране природы и природных ресурсовАлжир1968г.Соглашение о совместных операциях по пресечению незаконной торговли дикой фауной и флоройЛусака1994г.Конвенция об охране, регулировании и освоении морской и прибрежной среды Восточноафриканского разломаНайроби1965г.Конвенция о защите Средиземного моря от загрязненияБарселона1976г.Конвенция о сотрудничестве в области охраны и развития морской и прибрежной среды региона Западной и Центральной АфрикиАбиджан1981г.Региональная конвенция по охране среды Красного моря и Аденского заливаДжидда1982г.Бамакская конвенция о запрете ввоза в Африку опасных отходов и о контроле за их транграничной перевозкой и ликвидацией в пределах АфрикиБамако1991г.Конвенция о мигрирующей африканской саранчеКано1962г.

Похожие работы на - Экологическая составляющая развития мировой экономики

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!