Принципы функционирования региональной экономики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Принципы функционирования региональной экономики

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Экономико-юридический факультет

Кафедра менеджмента, туризма и экономической теории

Специальность 38.04.01 Региональная экономика





КУРСОВАЯ РАБОТА

ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Оглавление

Введение

Глава 1. Структура и функционирование региональной экономики как системы

1.1 Регион как система

1.2 Особенности функционирования систем.

Глава 2Функционирование экономической системы в регионе

2.1 Структура и функциональные свойства экономической системы

.2 Совершенствование принципов функционирования региональной экономики

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Развитие региона связано с эффективным функционированием экономики как системы. Эффективная экономика, в свою очередь, выражается в результативной деятельности хозяйствующих субъектов, экономических программ и мероприятий и делает регион (страну) более конкурентоспособным.

Вопрос эффективности функционирования экономики в последние годы утратил должное к нему внимание. Такие понятия, как интенсивность труда, эффективность труда и производства, себестоимость выпускаемой продукции, рентабельность - стали непопулярны в современной экономике.

Преимуществом пользуются такие показатели, как инвестиционная привлекательность, инновационная деятельность, внедрение современных технологий, развитие предпринимательства и другие параметры, которые не могут рассматриваться в отрыве от первых.

Цель работы - изучение (универсальных и наиболее актуальных) принципов эффективного функционирования региональной экономической системы. С поставленной целью решались следующие основные задачи:

раскрыть понятие «региональной экономики» как системы;

выявить принципы функционирования региональной экономики;

рассмотреть пути совершенствования принципов эффективного функционирования экономики.

Объект работы - региональная экономическая система

Предмет работы - принципы функционирования экономики региона как системы.

Вопросы совершенствования принципов функционирования региональной экономической системы имеют важную теоретическую и практическую значимость. Данная работа посвящена их изучению в контексте системности.

1.Структура и функционирование региональной экономики как системы

.1 Регион как система

В трудах основоположников региональной экономики «регион» выступал только как сосредоточение природных ресурсов и населения, производства и потребления товаров, сферы обслуживания и не рассматривался как субъект экономических отношений, носитель особых экономических интересов [5].

Понятие "регион" в современной экономической, географической и градостроительной литературе имеет следующие наиболее часто употребляемые критерии:

·географические (расположение, величина территории и количество населения);

·производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности);

·градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);

·социологические (нормы общения, поведения).

Такое разнообразие критериев затрудняет полное раскрытие сущности региона в одном определении. Ведь регион должен рассматриваться одновременно и как элемент территориальной организации национального хозяйства, и как элемент системы расселения, и как элемент социальной организации общества места всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека.

В пространственном отношении, все большее число специалистов в области региональной науки склоняются к мнению, что регионами России необходимо считать субъекты Федерации [6,7].

Итак, основываясь на вышесказанном, можно принять за основу следующее определение региона.

Регион это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.

Экономика региона представляет собой сложную систему с множественными связями. Существует множество подходов к описаниям этой системы, но нет однозначного метода управления, учитывающего ее особенности.

Регион - целенаправленная система, поэтому она должна иметь систему управления. Система управления регионом формируется из перечисленных ниже элементов и обеспечивает функционирование системы регион в интересах достижения поставленных целей.

Существует немало вариантов классификации регионов России по уровню социально-экономического развития. Так, специалисты федеральных ведомств России и ученые РАН выделяют три группы регионов с качественно различными характеристиками состояния экономики и социальной сферы: развитые регионы с достаточно высоким уровнем производства и жизни людей; регионы со средним экономическим потенциалом; проблемные регионы с низким уровнем социально-экономического развития. В группе последних выделяются депрессивные и отсталые регионы.

Одним из основных признаков регионального определения выступает целостность. Она означает вполне рациональное использование природно-ресурсного потенциала региона, пропорциональное сочетание различных отраслей, формирование устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных и технологических связей, наличие особого сообщества людей с определенными традициями и образом жизни.

Сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона определяет комплексность хозяйства. Это такая взаимосвязь между элементами хозяйства, когда эффективно выполняется основная народнохозяйственная функция специализация региона, не наблюдается значительных внутрирегиональных диспропорций и сохраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов.

Показателями комплексности регионального хозяйства могут быть: процент продукции внутри регионального производства потребляемый в самом регионе; удельный вес продукции межотраслевого применения; степень использования региональных ресурсов. Комплексность и целостность служат предпосылками относительного обособления регионов в рамках национального хозяйства. Они проявляются в том, что часть воспроизводственных связей ограничивается данной территорией и на этой основе образуется относительная самостоятельность.

Для определения региональной специализации, по мнению регионоведов, наиболее существенными показателями являются:

·индекс уровня специализации региона по отраслям (отношение удельного веса региона в Российской Федерации по производству продукции данной отрасли к удельному весу региона в стране по всей промышленности и сельскому хозяйству);

·индекс эффективности специализации (отношение объема производства на единицу издержек в регионе к такому же показателю по России);

·общий индекс специализации (произведение предыдущих частных индексов).

Как отмечалось выше, важным признаком региона является управляемость, непосредственно связанная с административно- территориальным делением страны. И здесь важно подчеркнуть, что управляемости в определенной степени способствует целостность региона, т.к. административно-территориальные органы должны обеспечивать координацию (управление) всех элементов общественного хозяйства: материального производства, природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов, а также всевозможные связи внутри системы торговые, финансовые, социальные, экологические, производственные, которые обладают определенной пространственной и временной устойчивостью.

Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.

Непосредственно с регионом связано понятие "территориальная организация общества". В широком смысле слова это понятие охватывает все вопросы, касающиеся: территориального разделения труда; размещения производительных сил; региональных различий в производственных отношениях; расселения людей; взаимоотношений общества и окружающей среды; региональной социально-экономической политики; места региона в международном и общегосударственном разделении труда.

Можно выделить и такое понятие, как "региональное разделение труда" специализация регионов на производстве определенных видов товаров и услуг и последующем обмене ими.

1.2 Особенности функционирования систем

Любая система имеет цель удовлетворения некой потребности, а так же задачи и функции, ведущие к достижению этой цели, структуру, ее элементы и связи с внешней средой. Таким образом осуществляется функционирование системы для решения определенных задач.

Описания целей и задач могут быть основаны на принципах иерархии и декомпозиции, и могут быть выполнены преимущественно в виде деревьев, называемых деревьями целей и задач, хотя на нижних уровнях иерархии в них могут присутствовать функции. Такое соседство объясняется тем, что понятия "цель", "задача", "функция" взаимотрансформируемы, как понятия "система", "подсистема", "элемент". Поэтому в общем случае дерево целей и задач может включать в себя функции. Описание данного типа используются в первую очередь для исследований на качественном уровне. Они позволяют структурировать проблему, облегчают ее понимание исследователями. Однако этим роль "деревьев" в исследовании систем, в том числе систем управления, не ограничивается. Они позволяют также производить количественные оценки значимости целей и задач, определить приоритетные направления развития экономики региона, дают возможность выявить так называемое системное свойство, необходимое для корректной оценки эффективности системы и т.д. [1].

Описания также могут быть основаны на установлении информационных и вещественных связей между функциями, задачами и целями. К наиболее часто исследуемым структурам данного типа относятся структуры функций или, иначе, функциональные структуры. При разработке функциональных структур социально-экономических систем должны быть определены функции, выполнение которых ведет к решению частных задач (а их совокупность, в конечном итоге, к достижению генеральной цели) и установлены связи между ними.

Например, система "субъект федерации" в качестве подсистем включает: муниципальные образования; подсистемы инфраструктуры; систему управления регионом; окружающую среду.

В качестве связей в данном случае будут выступать информационные, финансовые, транспортные и др. потоки. В транспортных потоках необходимо отразить движение природных ресурсов, сырья, полуфабрикатов, комплектующих, готовой продукции, населения рассматриваемого региона, а также регионов и стран, с которыми имеются устойчивые связи. При разработке подобного рода описаний должны использоваться результаты, получаемые смежными науками - экономической географией, регионоведением и др.

Применительно к социально-экономическим системам, изучаемым наукой "региональная экономика", элементами являются следующие материальные объекты [17]:

человек (работник сферы производства, товаров и услуг, социальной сферы, управления, неработающий: пенсионер, инвалид, ребенок, бомж и т.д.);

малая группа (группа людей совместно выполняющих задания или достигающих общую цель);

социальная группа, т.е. группа людей, имеющих общие интересы;

техника, т.е. машины, механизмы и т.п., используемые людьми в производстве или управлении и программные продукты;

предприятия, учреждения и организации, т.е. совокупность людей, техники и программных продуктов, итогом совместного функционирования которых является производство материальных и духовных ценностей или управляющих воздействий;

территориальные системы типа "муниципальное образование" ("муниципальный округ"), т.е. выделенная часть территории, ее природные ресурсы, а также совокупность размещенных на выделенной территории предприятий, учреждений, организаций и проживающего на ней населения, имеющая целью создать приемлемые условия жизни населения и функционирования экономики;

территориальные системы типа "субъект федерации"

Описание, представляющих изучаемую систему как элемент вышестоящей системы, является выявление связи рассматриваемой системы с элементами надсистемы, определение свойств всех элементов и связей и эммерджентного свойства (свойств) надсистемы, которое подлежит изучению, оценка интенсивности свойств элементов и связей. Итогом оценки и исследования должна стать оценка возможных направлений влияния свойств изучаемой системы на окружающую среду (на надсистему первого уровня), а также свойств окружающей среды на изучаемую систему (в первую очередь на ее цели и задачи). Если есть уверенность, что свойства изучаемой системы проявляются в надсистеме второго уровня, то описание следует повторить, рассматривая надсистему первого уровня как элемент надсистемы второго уровня. Перечисленные описания составляют иерархию структурных описаний системы в статике и используются для исследования состояния экономики региона.

Функционирование системы при движении к цели может осуществляться путем декомпозиции процессов - последовательности действий (событий) во времени и условий их наступления и могут быть представлены в виде структуры функционирования (или алгоритма функционирования) изучаемых подсистемы и надсистем.

Стоит отметить, что описания, основанные на декомпозиции процессов функционирования, чаще используются при исследовании систем управления.

Важным фактором динамики систем является развитие системы во времени - трансформации системы, ее элементов и окружающей среды в изучаемый исторический период. При этом исторический период представляется как совокупность последовательных временных интервалов, заканчивающихся существенными изменениями системы и условий ее функционирования.

Предложенные подходы позволяет создать целостную картину экономики региона, ее динамики и истории, дает возможность исследовать любые социально-экономические процессы с учетом влияния реального окружения.

Такие описания должны использоваться при изучении динамических процессов в экономике региона, а также при оценке влияния на них системы управления регионом. В последнем случае показатели, характеризующие свойства системы управления, должны входить в качестве аргументов в модель функционирования экономики региона.

Региональная экономическая система не может успешно функционировать без надлежащей связи между ее элементами. При составлении управленческих рекомендаций необходимо учитывать всю сложность целой системы и то, каким образом будут реагировать на внешние изменения структурные подсистемы.

Применение методологии систем позволяет разобраться со структурой экономической подсистемы региона, ее внутренними и внешними связями, дает возможность построить систему описаний и, соответственно, языков описаний, необходимых для исследований, в том числе для изучения проблем государственного регулирования регионального развития, рационального размещения производительных сил, оценки эффективности экономики региона и управления ею, межрегиональных связей и т.д.

2. Функционирование региональной экономики

.1 Структура и функциональные свойства экономической системы

региональный экономика производительный хозяйство

В современном понимании регион рассматривается как многофункциональная и многоаспектная целостная система [16], со своими: структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Ее характеризуют: высокая размерность; большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями; многоконтурность управления; иерархичность структуры; значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов; неполная определенность состояний элементов.

В функционировании региона определяющую роль играет население, трудовые коллективы. Эффективное управление регионом, городом принципиально невозможно без учета социального фактора. Зависимости между элементами этой сложной системы не могут быть описаны линейными функциями, так как жизнь общества обычно характеризуется нелинейными процессами. Изучение общественной жизни в регионе возможно только на основе структуризации, т.е. выделения подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона [2].

Как социально-экономическая система регион может быть представлен совокупностью пяти основных подсистем, к которым относятся:

системообразующая база;

системообслуживающий комплекс;

экология;

население;

инфраструктура рынка.

Функции экономической подсистемы сводятся к следующим:

посредническая функция, которая состоит в том, что рынок непосредственно напрямую соединяет производителей товаров и их потребителей;

функция ценообразования, которая реализуется в процессе рыночной игры и конкуренции и проявляется в установлении некоторой равновесной цены на тот или иной вид товаров;

информационная функция, суть которой заключается в предоставлении рынком через конкретный разброс цен информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары;

регулирующая функция, предполагающая перетекание капиталов из менее выгодных отраслей производства с пониженными ценами в более прибыльные отрасли с повышенными (то есть из тех отраслей, в которых наблюдается перепроизводство, в отрасли, где налицо недостаток выпускаемой продукции);

санирующая (или оздоравливающая) функция, в рамках которой происходит "освобождение" экономики от неэффективной и социально ненужной хозяйственной деятельности (банкротство нерентабельных предприятий и процветание общественно полезных производств). Основное свойство экономики рыночного типа состоит в распространении рыночных отношений на все хозяйственные сферы, проникновение их во все отрасли, охват всех регионов страны. Это свойство можно назвать всеобщностью рыночных отношений. [3]

Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек органическая часть каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент производительных сил национального хозяйства и, наконец, часть населения, так как через связи и отношения с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность.

Каждая система (в том числе экономика региона) имеет две составляющие: элементный состав и структуру как систему связей между этими элементами. В системах "регион" и "экономика региона" также могут быть выделены составляющие их элементы и установлены связи.

Если взглянуть на регион с точки зрения образующих его материальных объектов, то данная система в масштабе может быть представлена состоящей из трех групп объектов: природные ресурсы, человек (социум) и объекты, созданные трудом людей. Все перечисленные группы объектов могут быть вовлечены в экономическую деятельность по достижению целей системы "регион", таким образом, они могут рассматриваться как элементы экономики региона. Как известно, в структуру экономики региона входят следующие основные элементы:

Природные ресурсы - все полезные ископаемые, имеющиеся в данном районе; различные виды природной энергии (например, солнечной, ветровой); земельные угодья и т.д.

Производственные ресурсы (промышленный капитал).

Финансовые ресурсы (капитал).

Трудовые ресурсы, в которые включаются и интеллектуальные (инженеры, техники, другие специалисты, ученые).

Потребности и возможности населения в приобретении материальных и духовных благ.

К основным структурам, характеризующим региональную экономическую систему, относят следующее.

Экономико-географическая структура - характеризуется географическим положением региона, природно-климатическими условиями, наличием и структурой природных ресурсов. Она является базовой, первичной, она в значительной степени определяет условия функционирования и развития РЭС, специализацию региона и даже достигнутый уровень социально-экономического развития.

Очевидно, что географическое расположение определяет наличие транспортных артерий и узлов в регионе, степень близости (отдаленности) от крупных промышленных центров, от рынков сырья и сбыта продукции. Благоприятное географическое положение региона создает более выгодные условия функционирования региональной экономики, предпосылки для более высокой конкурентоспособности экономики региона.

Природно-климатические условия создают также предпосылки для специализации региона на отдельных отраслях экономики, внешней экономической деятельности.

Производственно-экономическая структура региона характеризуется общим уровнем развития производственно-экономического комплекса, уровнем развития производственной инфраструктуры региона, объемом создаваемого ВРП, структурой производственно-экономического комплекса (характеризуется составом входящих в него отраслей, соотношением между ними по комплексу показателей):

Производственно-экономическая структура любого региона не является замкнутой и не обладает такой степенью самостоятельности, чтобы функционировать и развиваться самостоятельно, без взаимодействия с другими регионами.

Социально-демографическая структура региона характеризуется общей численностью населения региона, его динамикой, соотношением численности городского и сельского населения, его половозрастным и профессиональным составом, миграционными показателями, показателями смертности и рождаемости и т.д.

Очевидно, что социально-демографическая структура предопределяет в значительной степени структуру трудовых ресурсов региона, условия функционирования и развития экономики.

Социальная структура региона (структура обслуживания населения) характеризуется степенью развития социальной инфраструктуры региона, уровнем развития социальных отраслей, количеством и качеством услуг социального характера, оказываемым населению региона.

Уровень развития социальной сферы характеризуется комплексом показателей, например, количество врачей на 10 тыс. человек, количество коек и т.д.

Структура собственности региона характеризуется объемом, состоянием собственности региона, соотношением между видами собственности. В любом регионе присутствуют: государственная федеральная, муниципальная и собственность.

К собственности любого уровня можно отнести финансовые средства, недвижимость, пакеты акций и т.д. В зависимости от того, какой вид собственности преобладает в регионе, органы регионального управления формируют собственную экономическую политику.

Бюджетно-финансовая структура региона характеризуется общим объемом финансовых ресурсов, создаваемых в регионе, его структурой (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, средства предприятий и организаций, средства кредитно-финансовых учреждений, средства населения и др.), размером и направленностью финансовых потоков как внутрирегиональных, так и межрегиональных, их количественным соотношением.

Административно-территориальная структура характеризуется составом муниципальных образований, функционирующих в регионе.

Структурное деление характерно для любого региона России. Наполнение каждой из структур является индивидуальным для каждого из регионов. Рассматриваемые структуры и их содержание определяют специфику каждой РЭС, особенности её функционирования и развития. Система управления функционированием и развитием должна быть адекватна его специфике, учитывать функциональную предрасположенность региона при определении стратегии регионального развития, приоритетных направлений развития, при определении целей, задач, методов управления.

Как отмечалось, структура любой системы определяется не только составом элементов, но и связями между ними. В данном случае между перечисленными элементами существуют материальные связи - вещественные и информационные, которые реализуются в виде инфраструктуры региона, включающей транспортные, энергетические, банковские и телекоммуникационные и другие сети. Транспортные сети обеспечивают перемещение людей, обмен сырьем, комплектующими, готовой продукцией и т.п., энергетические - обеспечивают экономическую деятельность электрической, тепловой и другими видами энергии, банковские - обеспечивают движение денежных средств (финансовые потоки), телекоммуникационные сети - обмен информацией.

Региональная экономическая система (РЭС) имеет также связи с окружающим миром: горизонтальные, т.е. связи взаимодействия, и вертикальные, т.е. координационно-субординационные связи.

В структуре РЭС можно выделить следующие подсистемы:

а) производственно-экономический комплекс региона, который представляет собой сложную многоотраслевую систему, исторически сформировавшуюся в результате процесса социально-экономического развития региона и межрегионального разделения труда. Производственно-экономический комплекс региона обеспечивает производство товаров и услуг производственно-технического назначения и потребительских товаров;

б) социальный комплекс региона, который обеспечивает производство услуг непроизводственного социального характера; в конечном итоге социальный комплекс обеспечивает воспроизводство нормальных условий жизнедеятельности населения региона;

в) бюджетно-финансовая система, которая обеспечивает перераспределение валового регионального продукта между производственной и социальной сферой региона.

Выделенные подсистемы также являются сложными и, в свою очередь, могут быть иерархически структурированы с выделением подсистем второго уровня декомпозиции.

В производственно-экономическом комплексе региона принято выделять:

а) отрасли производственной сферы (материальное и нематериальное производства);

б) производственную инфраструктуру, представляющую собой совокупность систем жизнеобеспечения хозяйственного комплекса и обеспечивающую обмен результатами деятельности отраслей хозяйственного комплекса;

в) сферу природных ресурсов (земельных, ископаемых, водных, лесных и других).

В социальном комплексе можно выделить:

а) отрасли социальной сферы, обеспечивающие производство услуг социального характера (образование, здравоохранение, ЖКХ и другие);

б) социальную инфраструктуру, которая представляет собой материальную основу функционирования социальных отраслей;

в) сфера неприродных ресурсов, которые создаются в результате целенаправленной деятельности человека (трудовые, интеллектуальные, информационные и другие ресурсы).

В бюджетно-финансовой системе выделяются следующие подсистемы:

а) консолидированный бюджет, через который осуществляется перераспределение финансовых ресурсов между отраслями производственно-экономического комплекса и социальной сферы;

б) внебюджетные региональные фонды (социального страхования, пенсионный, медицинского страхования и другие) через которые осуществляется целевое финансирование социальных обязательств государства.

Подсистемы второго уровня декомпозиции, в свою очередь, также являются сложными, и могут быть иерархически структурированы. Например, в производственно-экономическом комплексе региона могут быть выделены промышленность, агропромышленный комплекс, строительство и другие отрасли. На этом декомпозиция региональной экономической системы может быть продолжена. Например, в промышленности выделяются отдельные отрасли - машиностроение, легкая промышленность, энергетика и другие; в составе каждой отрасли могут быть выделены отдельные подотрасли, в составе которых находятся отдельные предприятия и др.

Подсистемы региональной экономики находятся в тесном взаимодействии. Например, производственно-экономический комплекс осуществляет наполнение доходной части регионального бюджета за счет налоговых отчислений, а за счет бюджетных средств осуществляется финансирование отраслей социальной сферы региона; через отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение) осуществляется подготовка трудовых ресурсов и обеспечение ими производственных отраслей; через производственную инфраструктуру осуществляется снабжение производственных отраслей природными ресурсами и так далее.

Поскольку все выделенные подсистемы РЭС связаны между собой сложной системой взаимодействий, главной задачей регионального управления является обеспечение целенаправленного сбалансированного расширенного воспроизводства производственных, социальных, финансовых структур региона, функционирующих в составе РЭС и народнохозяйственного комплекса страны в целом.

.2 Совершенствование принципов функционирования региональной экономики

Целью функционирования экономики региона является обеспечение высокого уровня и качества жизни его населения.

Региональная экономика должна базироваться на использовании следующих основных принципов [20]:

создание условий для максимального приспособления структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам;

участие в реализации федеральных программ с целью активной реализации региональных интересов;

эффективность бюджетной политики, производства, финансов, ценообразования;

организационно- правовые, социально-экономические и технологические связи в региональной экономике.

система потенциалов региональной экономики: ресурсный, экологический, производственный, научный; отраслевые и межотраслевые пропорции в региональной экономике;

региональные балансы: ВНП, ВВП региона, межотраслевой региональный баланс;

стратегические прогнозы и программы комплексного развития региональной экономики;

показатели производственно-хозяйственной специализации региона;

инвестиционно-инновационная деятельность региона.

К принципам регионального менеджмента также относятся: децентрализация, партнерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность, а также принцип выделенной компетенции.

Принцип децентрализации заключается в перемещении принятия решений от центральных органов управления к агентам рынка. Этот принцип ограничивает монополию регионального менеджмента на всевластие, обеспечивает экономическую свободу субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему принятия решений, а также делегирование функций управления сверху вниз.

Принцип партнерства предполагает отход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали. Он диктует правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров.

Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ресурсов под заранее определенные цели. Он реализуется в региональном менеджменте через формирование механизмов перераспределения финансовых ресурсов в целях обеспечения минимальных государственных социальных стандартов для всего населения региона, а также минимальной бюджетной обеспеченности.

Содержанием принципа мобильности и адаптивности является способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды. Этот принцип проявляется через постоянную трансформацию функциональной и организационной структур регионального менеджмента, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям функционирования.

Принцип выделенной компетенции (в отличие от принципа разграничения функций) состоит в дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них. По такому принципу осуществляются перераспределение функций субъектов федерального, регионального и муниципального управления, а также ресурсное обеспечение реализации каждой функции.

С учетом тех или иных принципов функционирование региональной экономики осуществляется в следующих направлениях:

в производстве: выпуск продукции и услуг по региональным программам для внутреннего и внешнего рынков и т.д.;

в ценообразовании: регулирование цен и тарифов, разработка льгот и штрафных санкций, определение налоговой политики;

в области распределения: формирование региональных каналов распределения товаров и услуг;

в потреблении: обеспечение рационального уровня потребления.

Задачи регионального менеджмента многообразны и обусловлены особенностями переходного периода. В число основных задач регионального менеджмента входят:

- обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности населения региона, высокого уровня и качества жизни;

экономическая и социальная трансформация хозяйства региона, анализ, прогнозирование и программирование регионального развития;

оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований;

обеспечение экологической безопасности в регионе, защита окружающей среды;

формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики в регионе, создание и развитие рыночной инфраструктуры.

Основным назначением финансового механизма на региональном уровне в первую очередь является создание финансовой базы для развития региона, а так же обеспечение финансового регулирования на региональном уровне.

Базовые принципы финансового механизма:

. Все составные элементы финансового механизма должны быть взаимосвязаны друг с другом.

Этот принцип вытекает из представления финансового механизма как системы, которая в свою очередь предполагает целостность, а значит взаимосвязь и взаимодействие её составных элементов.

Структура финансового механизма довольно сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений.

Под видом организации финансовых отношений понимается способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют различные виды финансовых ресурсов, каждый из которых является результатом распределительного процесса. На практике это означает, что финансовые ресурсы регионов состоят из конкретных видов налоговых (сюда включаются отчисления от федеральных налогов, а также региональные и местные налоги в полном объёме), неналоговых поступлений (проценты по бюджетным кредитам, суммы пени и штрафов за нарушение бюджетного законодательства и т. Д.). В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов - на финансирование соответствующих отраслей развития экономики региона, на содержание аппарата управления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых обязательств субъектов власти и т. Д.

Под формой организации финансовых отношений принято понимать внешний порядок их организации, т. Е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. В ходе организации бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджетов субъектов РФ (ст. 85 БК РФ), формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.). При формировании налоговых доходов бюджета субъекта РФ в порядок их образования будут включаться регламентируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налога [18

Объективная обоснованность всех элементов, входящих в состав финансового механизма, который должен быть сформирован с учетом объективных закономерностей развития экономики региона и страны в целом.

Только при таком условии использование элементов финансового механизма может обеспечить экономическую стабильность, сбалансированность бюджетов всех уровней, эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, социальную защиту и благосостояние населения;

Принцип соответствия вида финансового механизма условиям развития экономики региона и страны в целом.

Различают два основных и принципиально различных вида финансового механизма - директивный и регулирующий. Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, расходы и доходы бюджеты, бюджетное устройство и финансовое планирование). В условиях централизованной плановой экономики использовался только директивный финансовый механизм, обеспечивающий организацию финансовых отношений, распределение и использование финансовых ресурсов в интересах государства.

В настоящее время с переходом к рыночным основам функционирования экономики используется регулирующий финансовый механизм предполагающий широкое применение разнообразных инструментов финансового регулирования и стимулирования экономического развития. Так, например налоговый механизм строится с учетом не только его фискальной функции, но также способствует регулированию и стимулированию отдельных видов деятельности и отраслей экономики региона; бюджетный механизм характеризуется использованием принципиально новых методов мобилизации и форм использования бюджетных средств, принципов бюджетного планирования и финансирования, методов осуществления финансового контроля;

. Принцип взаимосвязи финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений.

Использование элементов финансового механизма должно способствовать максимальному удовлетворению потребностей всех участников общественного воспроизводства в финансовых ресурсах, достижению их устойчивого развития и реального экономического эффекта от проводимых финансовых операций.

Таким образом, соблюдение указанных выше принципов построения финансового механизма позволяет охватить различные аспекты его функционирования, обеспечивая тем самым комплексный подход к реализации цели и задач региональной финансовой политики.

Как отмечалось выше, основополагающим принципом функционирования экономики региона является ориентация на домашние хозяйства (население).

Домашнее хозяйство также выступает связующим звеном между общественной и экономической системами и является основой социально-экономической системы. Как известно, конечное потребление составляет наиболее значительную часть ВРП. Поэтому, по мнению одних авторов, снижение роли государства в экономических процессах увеличивает роль домашних хозяйств в эффективном функционировании экономики региона [15].

С другой стороны, крайне велика роль государства в регулировании социально-экономических процессов в экономике региона. Особенно актуальным это становится на пути инновационного развития, когда научно-техническому прогрессу должен сопутствовать прогресс в государственном управлении [2].

Заключение

Экономика региона - открытая, самоорганизующаяся динамичная система, включающая структурные подсистемы, реализующая общественно значимые функции.

Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие подсистем экономики региона, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей.

Подсистемы региональной экономики находятся в тесном взаимодействии. Основной задачей регионального управления является обеспечение целенаправленного сбалансированного расширенного воспроизводства производственных, социальных, финансовых структур региона, функционирующих в составе региональной экономической системы.

Функционирование региональной экономики должно быть основано на принципах: удовлетворения потребностей населения региона, активной реализации региональных интересов, эффективности бюджетной политики, производства, финансов, ценообразования, организационно-правовых, социально-экономических связей в региональной экономике и др.

Особое место в ряду существующих принципов занимает принцип инвестиционно-инновационной деятельности региона, т.к. переход о сырьевой модели на инновационную модель развития является стратегической задачей страны в целом. Это связано не только с созданием и внедрением высокотехнологичных разработок, но и совершенствованием всей экономической системы региона (страны) начиная от повышения эффективности работы органов власти, заканчивая повышением уровня жизни населения.

Список использованных источников и литературы

Андреев Г.Н. и др. Региональные экономические системы: методология исследования и практика развития: монография /Под ред.Л.С. Шаховской / ВолгГТУ, Волгоград, 2006.115 с.

Безрукова Т.Л., Шанин Н.И., Забудьков Роль инновационных процессов в функционировании и развитии мировой экономики // Экономические науки: журнал прикладных и фундаментальных исследований. - №10, 2014. - с. 62-63.

Бородин А.И., Киселева Н.Н. Региональные экономические системы и их устойчивость // Вестник Удм. Ун-та. - № 2, Вып. 4, 2011. - с. 3-7.

Виноградов В.В. Экономика России: Учеб. Пособие. - М.: Юристъ, 2001. - 320 с

Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.

Грицай О.В. Центр и периферия в региональном развитии / О.В. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. Учебник. - С.-П. Издательство Михайлова В.А., 1998.

7.Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение: Учебник. - М.: Гардарики, 2002. - 384с.

Ефремова Т.В., Щукина А.Я., Сетевая экономика - этап формирования экономического пространства, минимизирующего потребление природных ресурсов // Вестник Волжского университета им. Татищева. - 2014. №2/31. - с. 63 - 74.

Закономерности и проблемы функционирования и развития экономики региона: теоретический и прикладной аспекты исследования /Под науч. Ред. Проф. С.Ю. Авакова. Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2004. 292 с.

Ивановский Л.В. Применение методологии систем к исследованию экономики регионов // Региональная экономика России. - 2003. - №№ 7 -2. - С. 7 8-25

Иваньков А.Е. Экономическая теория: Учебный минимум. - М.: Юрипруденция, 2008 - 24 с.

Кетова Н.П., Овчинников В.Н. Региональная экономика: универсальный учебный экономический словарь. - Справочник: Ростов н/Д: Феникс, 1996.

Комелина О.В. Ржепишевская В.В. Конкурентный потенциал в системе регионального управления // Экономика региона. - №1, 2014. - с. 93 -101.

Некрасов Н.Н. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы. - М.: Наука, 1995.

Новоселова Н.Н., Новоселов С.Н. Основные параметры функционирования Региональной экономики // Бизнес в законе. - № 4, 2011. - с. 328 - 331.

Региональная экономика. Учебник /Под ред. Т.Г. Морозовой. - М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1999.

Управление социально-экономическими процессами региона / Под ред. А.С. Новоселова - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000.

Финансовая политика России: учеб. пособие / под ред. Р.А. Набиева, Г.А. Тактарова, Р.К. Арыкбаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 400 с.

Шнипер Р.И. Регион: экономические методы управления. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ие, 1991.

Экономическая география России: Учебник. /Под общей ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М. 2000.

Похожие работы на - Принципы функционирования региональной экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!