Применение методов ценовой дискриминации в современных рыночных условиях

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    56,29 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Применение методов ценовой дискриминации в современных рыночных условиях

Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Национальный исследовательский ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИСиС»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Кафедра экономической теории



УРСОВАЯ РАБОТА

Учебный курс

«Теория отраслевых рынков»

на тему: «Применение методов ценовой дискриминации в современных рыночных условиях»









Москва 2014

Содержание

Введение

. Ценовая дискриминация: понятие, причины и условия ее осуществления

.1 Виды ценовой дискриминации и условия ее осуществления

.2 Ценовая дискриминация первой степени

.3 Ценовая дискриминация второй степени

.4 Ценовая дискриминация третьей степени

.5 Ценовая дискриминация в России на примере операторов сотовой связи.

. Практическая сторона рынка сотовой связи России

.1 Рынок сотовой связи

.2 Расчет концентрации на отраслевом рынке

.3 Анализ рынка сотовой связи на основании расчетов индексов концентрации и других показателей

Заключение

Список использованной литературы

Введение


Данная работа посвящена ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация играет значительную роль в перераспределении доходов, также она определяет, кому и сколько достанется потребительского излишка. Ценовая дискриминация - ситуация, при которой фирма-производитель назначает разным покупателям различные цены на одинаковые товары и услуги. Данная тема актуальна, так как ценовая дискриминация оказывает влияние на общественное благосостояние.

Выделяют три вида ценовой дискриминации: совершенная ценовая дискриминация, дискриминация второй степени, дискриминация третьей степени. Совершенная ценовая дискриминация - производителю известны кривые спроса всех потребителей, тем самым он назначает различные цены на одну и ту же единицу товара разным покупателям. Ценовая дискриминация второй степени - производитель продает различные единицы выпуска по разным ценам, но при этом каждый покупатель, который покупает одинаковое количество единиц товара или одинаковые по качеству товары, платит одну и ту же цену. Дискриминация третьей степени - фирма продает производимый товар разным покупателям по различным ценам.

Практика ценовой дискриминации существует и в России, что делает тему более привлекательной. Падение цен на аренду жилья летом, различные цены на доставку товара по Москве и Подмосковью, различные цены на посещение музеев и выставок для иностранцев и местных жителей - все это примеры ценовой дискриминации в нашей стране.

В работе поставлены следующие задачи:

.        Изучить явление ценовой дискриминации и условия ее возникновения;

.        Рассмотреть действие ценовой дискриминации в Российской Федерации;

.        Дать качественное описание рынка сотовой связи России.

Данные для курсовой работы взяты из учебных пособий и других экономических источников, а также с сайтов исследуемых компаний.

Курсовая квалификационная работа выполнена на 34 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, проиллюстрирована одним рисунком, восьмью таблицами, содержит список литературы из 27 источников. В первой главе приведен теоретический анализ ценовой дискриминации. Во второй главе выполнены расчеты и количественный анализ рынка мобильной связи России.

1. Ценовая дискриминация: понятие, причины и условия ее осуществления

 

.1      Виды ценовой дискриминации и условия ее осуществления


Ценовая дискриминация - ситуация, при которой фирма-производитель назначает разным покупателям различные цены на одинаковые товары и услуги. Также различные единицы одного и того же товара могут быть проданы одному и тому же покупателю по разной цене. Цель ценовой дискриминации заключается в захвате фирмой потребительского излишка в максимально возможном количестве.

Ценовая дискриминация возникает и тогда, когда потребители приобретают дифференцированный товар. К примеру, продажа товаров наборами - компьютерные программы, комплексные обеды и т.д. Покупатель может купить товар целиком или по отдельности. Однако покупка товара отдельно, скорее всего, обойдется дороже. При географической ценовой дискриминации покупатели, которые находятся на различных расстояниях, могут обслуживаться по одинаковой цене, но она будет являться дискриминационной, так как она не отражает различия в затратах на обслуживание клиента (к примеру, расходы на транспортировку).

Для осуществления ценовой дискриминации фирме необходимо выполнять следующие условия:

.        Фирма должна обладать монопольной властью, а это возможность контролировать цены на свою продукцию, т.е. являться price-maker. На совершенно конкурентном рынке, фирма является price-taker, ее товары не могут быть проданы по цене, которая не соответствует рыночной. При отклонении от рыночной цены price-taker теряют часть своей прибыли. А значит, что выгодное осуществление ценовой дискриминации для конкурентной фирмы невозможно.

.        Для осуществления ценовой дискриминации необходимо произвести деление потребителей на группы. К примеру, возможно деление покупателей на классы, т.е. рынок делится на сегменты с различной эластичностью спроса. При отсутствии информации о предпочтениях потребителей селекция производиться косвенно - выбор самих покупателей между различными товарными единицами (наборами). Это так называемый механизм самоотбора - покупатели разделяются в зависимости от их готовности платить.

.        Существование ценовой дискриминации не должно допускать наличия арбитража, т.е. последующей перепродажи продукта между потребителями. Например, при низких арбитражных издержках попытки продавца продать сой товар по различным ценам приведут к тому, что покупатель, купивший товар по низкой цене, будут перепродавать его тем, кто готов платить более высокую цену.

При исследовании ценовой дискриминации экономисты вслед за А.С.Пигу выделяют три ее основных типа. Ценовая дискриминация может быть первой, второй и третьей степени.

Ценовая дискриминация первой степени (совершенная ценовая дискриминация, first-degree price discrimination) означает, что монополист продает различные единицы выпуска товара по разным ценам и эти цены различны для разных индивидов. Т.е. монополист знает вкус каждого потребителя и каждому может предложить индивидуальный набор товаров или услуг. При этом весь потребительский излишек получает монополист.

При ценовой дискриминации второй степени (second-degree price discrimination) фирма-монополист продает различные единицы выпуска по разным ценам, но при этом каждый покупатель, который покупает одинаковое количество единиц товара или одинаковые по качеству товары, платит одну и ту же цену. При этом потребительский излишек присваивается монополистом не полностью.

При осуществлении ценовой дискриминации третьей степени (third-degree price discrimination) потребители заранее делятся монополистом на группы, а цена товара различается для потребителей, принадлежащим к разным категориям, но не будет изменяться для каждого из потребителей при покупке разного количества товара.

1.2    Ценовая дискриминация первой степени


Совершенный тип ценовой дискриминации возникает тогда, когда производителю известны кривые спроса всех потребителей, тогда каждому покупателю назначается именно та цена, которую он готов заплатить за товар.

Рис. 1

При осуществлении совершенной ценовой дискриминации оптимальным объемом монополиста будет расширяющийся объем до оптимума Q совершенно конкурентного рынка.

В этих условиях прибыль монополиста площадь треугольника АЕС. Она включает в себя весь потребительский излишек, т.е. фирма извлекает максимально возможную прибыль.

На практике данный вид дискриминации практически невозможен, поскольку для ее осуществления производителю необходимо знать цены спроса всех возможных покупателей продукции. Некоторое приближение к ценовой дискриминации данного вида возможно при наличии небольшого числа покупателей.

К примеру, в маленьком городе практикует единственный семейный врач (тогда он является монополистом), тогда он может назначать различные цены на свои услуги разным клиентам (ему известна каждая семья и ее доходы). Такая ситуация может возникнуть в случае услуг, представляющих собой частную практику - юристы или бухгалтеры. Они также могут оценивать размер доходов своих клиентов, а значит, цена для каждого клиента будет назначена в соответствии с его готовностью платить.

1.3    Ценовая дискриминация второй степени


При ценовой дискриминации второй степени может осуществляться количественная (нелинейные и двухставочные тарифы), временная и качественная дискриминация.

Для осуществления такой дискриминации монополисту необходимо разделить спрос, предъявляемый на рынке неоднородными потребителями, на n частей (n≥2). Предположим, что полная информация о предпочтениях потребителей отсутствует, поэтому монополист не может сразу разделить покупателей на соответствующие группы. Но, так как потребители неоднородны, то каждый из них обладает скрытыми характеристиками, которые и будет использовать производитель. Он может предложить всем покупателям ценовой прейскурант, цена в котором зависит от какого-либо параметра (качество, количество, время), при этом он предоставляем им возможность самим определить наиболее приемлемый вариант набора товаров (цена-количество, цена-качество и т.д.). То есть происходит самоотбор потребителей - их косвенная рассортировка через собственный выбор в зависимости от готовности платить. Это и есть основная идея дискриминации второй степени. Устанавливая ее, производитель ограничивает возможность того, что потребитель, которому предназначен определенный набор, выберет набор, предназначенный другому потребителю (не дает потребителю A «прикинуться» потребителем B, чтобы заплатить меньше, чем он готов).

При данном виде ценовой дискриминации монополисту не удается присвоить весь потребительский излишек, а лишь большую его долю, за счет которой он также максимизирует свою прибыль.

Для предотвращения покупки потребителем с высоким спросом покупки товара, предназначенного для потребителя с низким спросом, монополист использует дискриминацию по качеству - сознательно сокращает потребляемое потребителем 1 количество (или ухудшает качество), чтобы уменьшить соблазн покупки потребителем 2 «чужого набора».

Рассмотрим примеры дискриминации второй степени.

.        Одним из примеров данной дискриминации является использование количественных скидок.

Это значит, что при продаже товара оптом и в розницу для оптовых покупателей назначается более низкая цена (печать одной фотографии размера 10х15 стоит 7 руб., но при печати в количестве больше 100 штук, цена снижается до 6 руб. 50 коп.). Также сюда можно отнести продажу напитков в пластиковых бутылках разного размера. Во всех случаях цена единицы товара снижается с увеличением объема покупки. А значит, покупатели с большим спросом заплатят меньше, чем покупатели, имеющие меньший спрос.

.        Другой пример - качественная дискриминация.

Одним из способов осуществления качественной дискриминации является установление разных тарифов на водные, железнодорожные и авиаперевозки. Потребителям предлагаются билеты первого, второго и третьего класса по различным ценам. Различия в удобстве и уровне сервиса при пользовании первым и третьим классом вызваны тем, что компаниям необходимо отговорить потребителей, способных оплатить билет первого класса, воспользоваться более низким классом. Компании сознательно создают сильно различающиеся условия проезда в различных классах, чтобы предотвратить попытки состоятельных людей сэкономить на билетах (пассажирам первого класса предоставляются дополнительные услуги, при этом пассажиры третьего класса терпят множество неудобств).

Такая же ситуация складывается в театрах: устанавливаются различные цены на билеты на один и тот же спектакль в зависимости от мест. Более дорогие билеты продаются в партер, а более дешевые - в бельэтаж или на балкон.

.        Часто производители применяют ценовую дискриминацию, осуществляя продажу товаров наборами.

Набор может состоять из нескольких единиц одного товара (подписка на журнал на месяц или на год; каждый номер для подписчиков обходится дешевле, чем для тех, кто покупает отдельные номера), так и из нескольких товаров.

Продажа товаров в наборах экономит издержки, когда оказывается легче продать несколько скрепленных между собой товаров, чем каждый товар отдельно. При продаже товаров по отдельности цена каждого товара определяется покупателем, имеющим самый низкий спрос, а соединение товаров в набор уменьшает разброс готовностей платить и позволяет установить за набор цену, которая увеличивает прибыль производителя (пакет Microsoft Office - одни пользователи используют Word, но совсем не пользуются Publisher или Power Point, в другие - наоборот).

Примеры различных товарных наборов: шампунь с кондиционером, комплексный обед в столовой, сборник книг поэта и т.д.

.        Следующий вид ценовой дискриминации второй степени - временная дискриминация: установление различных цен на один и тот же товар в разные периоды времени.

При такой дискриминации устанавливаются высокие цены на новинки (новые модели телефонов, коллекция одежды, кино и т.д.). Такие товары покупаются лишь теми, кто имеет максимальную готовность платить (потребители с высокими доходами). Далее, с течением времени, цена будет снижаться, и товар будут покупать также люди с меньшей готовностью платить.

Кинотеатры также используют временную дискриминацию: билеты на премьеру кинофильма или спектакля стоят намного дороже, чем последующие показы. В вечернее время цена на билеты на сеансы в кино отличается от утренних сеансов тоже.

1.4    Ценовая дискриминация третьей степени


В данной ситуации монополист также продает производимый товар разным покупателям по различным ценам. Каждая единица продукции продается потребителю из данной категории по одинаковой цене. Отличие ценовой дискриминации третьей степени от предыдущего вида это то, что производитель изначально может разделить рынок на n сегментов. Признаками для разделения потребителей на сегменты могут являться пол, возраст, род занятий и т.д.

Каждый сегмент характеризуется различной эластичностью спроса. В зависимости от эластичности на каждом из рынков монополист будет устанавливать различные цены. На каждом отдельном сегменте будет устанавливаться единая для всех покупателей из этой группы цена. На рынках с большей эластичностью будет установлена более низкая цена, а на рынках с меньшей эластичностью - более высокая.

Невозможно однозначно сказать, как влияет данный тип дискриминации на благосостояние общества. Для определения общественного выигрыша (увеличивается ли или уменьшается от наличия ценовой дискриминации), необходимо сравнить потери потребителей на сегментах рынка с низкоэластичным спросом с увеличением излишка потребителей на сегментах с высокой эластичностью спроса и выигрышем самого производителя.

Ценовая дискриминация третьей степени влияет на распределение доходов. Она перераспределяет доход от групп потребителей с низкоэластичным спросом к группам с высокоэластичным спросом и производителю, что не так плохо, так как часто категории с более эластичным спросом образуют обычно люди с низким уровнем доходов.

Рассмотрим несколько примером ценовой дискриминации третьей степени.

.        Скидки определенным категориям потребителей.

Сюда можно отнести предоставление скидок студентам, пенсионерам и инвалидам, т.е. людям с высокой эластичностью спроса. Также это:

-       проездные билеты на метро для студентов;

-       льготные билеты (50% от стоимости) на проезд в пригородных поездах для студентов, пенсионеров и других категорий граждан;

-       вход в ночной клуб для женщин дешевле, чем для мужчин.

.        Географическая ценовая дискриминация.

При нахождении покупателей на различных расстояниях от завода, на котором производится товар, то может оказаться, что транспортные расходы на доставку потребителям составляют значительную часть стоимости заказа. Это может привести к тому, что производитель будет осуществлять ценовую дискриминацию в пользу более удаленных потребителей.

Жители Москвы и Подмосковья сталкиваются с проблемой данной дискриминации при покупки мебели, бытовой техники и других товаров, доставка которых до места проживания требует значительных расходов. Фирмы, применяющие ценовую дискриминацию, предлагают единую стоимость доставки на территории Москвы (в черте города) и единую стоимость доставки по Подмосковью на любое расстояние. К примеру, покупатель, живущий в Химках, заплатит за доставку столько же, сколько и житель Обнинска, расположенного в несколько раз дальше от Москвы. Цена не будет отражать реальной разницы в издержках по транспортировке (это одно из проявлений ценовой дискриминации). А фирмы, не применяющие ценовой дискриминации будут устанавливать цену пропорционально расстоянию от Москвы до места назначения, которая будет отражать разницу в издержках по транспортировке.

1.5 Ценовая дискриминация в России на примере операторов сотовой связи


Несмотря на конкуренцию, существующую между различными операторами сотовой связи, по своей экономической модели операторы похожи на монополистов. Для оптимизации своей прибыли они используют ценовую дискриминацию как типичные монополисты.

В услугах мобильной связи больше всего проявляется ценовая дискриминация второй степени, когда цена одинакова для всех потребителей, но зависит от объема потребляемой услуги. Прежде всего, она выражается в линейках тарифных планов и пакетных услуг с абонентской платой. В этом случае цена будет тем ниже, чем больше объем выкупленной услуги (таблица 1.1).

Таблица 1.1 Семейство тарифных планов Билайн «Всё за …».

Стоимость и пакет услуг

Наименование тарифа


Все за 150

Все за 390

Все за 600

Все за 900

Все за 1200

Все за 2700

Стоимость ежемесячной абонентской платы

 150

 390

 600

 900

 1200

 2700

Предоставляемых пакет услуг:

Звонки на местные номера других операторов

 -

 60 мин

 300 мин

 500 мин

 900 мин

 2400 мин

Пакет мобильного интернета в месяц

 300 мб

 2 гб

 3 гб

 5 гб

 7 гб

 15 гб

Безлимитные звонки на номера Билайн

 +

 +

 +

 +

 +

 +

SMS

-

300 sms в месяц

100 sms в день

150 sms в день

200 sms в день

300 sms в день

Входящие звонки в поездках по России

 -

0 руб. за минуту

0 руб. за минуту

0 руб. за минуту

0 руб. за минуту

0 руб. за минуту


Из таблицы мы видим, что с увеличением цены увеличивается объем пакета услуг. Однако, чем дороже тариф, тем шире пакет предоставляемой услуги. Начиная с тарифа «Всё за 600» бесплатные смс-сообщения предоставляются ежедневно, а в пределах этого тарифа смс не предоставляются либо предоставляются раз в месяц.

Каждый из вышеперечисленных тарифов предоставляет пакет минут на звонки другим операторам сотовой связи. После исчерпания пакета цена на звонки другим операторам станет значительно дороже базовых цен непакетных тарифов. Это связано со стремлением операторов снизить затраты на роуминг.

Рассчитаем примерную стоимость 1 мб интернета (таблица 1.2), чтобы наглядно увидеть, что цена снижается с увеличением потребляемого объема услуги.

Таблица 1.2 Стоимость 1 мб интернета в каждом из тарифов.

Стоимость и пакет услуг

Наименование тарифа


Все за 150

Все за 390

Все за 600

Все за 900

Все за 1200

Все за 2700

Стоимость ежемесячной абонентской платы

 150

 390

 600

 900

 1200

 2700

Пакет мобильного интернета в месяц

 300 мб

 2 гб

 3 гб

 5 гб

 7 гб

 15 гб

Стоимость 1 мб

0,5 руб

0,19 руб

0,19 руб

0,17 руб

0,16 руб

0,17 руб


Мы видим, что стоимость 1 мб интернета снижается при увеличении стоимости тарифа. Однако в последнем из тарифов стоимость выше, чем в тарифе «Всё за 1200», но тариф «Всё за 2700» дополнительно предоставляет бесплатные минуты на международные звонки (другие тарифы не предоставляют их), поэтому можно сказать, что 1 мб интернета будет обходиться дешевле.

Также кроме различий в тарифных планах существует дискриминация, при которой цена за минуту повышается после n-ой минуты разговора ии nn-минуты всех разговоров сутки (таблица 1.3 и 1.4).

Таблица 1.3 Тариф Smart МТС.

Звонки в другие регионы России

В пределах 400 минут

0,00 руб

На мобильные МТС России

Свыше 400 минут

5,00 руб

На мобильные МТС России


Таблица 1.4 Тариф «Ноль сомнений» Билайн

Звонки на номера Билайн

1-я минута разговора

1,5 руб за минуту

со 2-й минуты разговора

0 руб а минуту


Еще один метод, применяемый операторами - подключение заранее услуг, которые через некоторое время становятся платными. В данной ситуации используется смешанный тип дискриминации (второй и третий), оператор разделяет абонентов на «продвинутых» и «непродвинутых». То есть когда данная услуга становится платной, «продвинутый» абонент сразу ее отключат и будут платить меньше, а «непродвинутые» будут платить больше.

Сегодня практикуется подключение услуги «GOOD’OK». При подключении сим-карты данная услуга уже подключена и на месяц предоставлена бесплатно. После истечения этого срока с баланса абонента будет списываться ежемесячная плата за услугу, если ее не отключить. Для физических и юридических лиц также устанавливаются различные цены.

Таким образом, мы видим, что на рынке сотовой связи существует ценовая дискриминация, зависящая от качества и количества предоставляемых пакетов услуг связи.

2. Практическая сторона рынка сотовой связи России

 

.1 Рынок сотовой связи


Основой наших расчетов будет являться рынок сотовой связи в России. На этом рынке действуют следующие компании: «МТС», «Вымпелком», «Мегафон», «Ростелеком», «Tele2», «Смартс», «Мотив», «СкайЛинк».

 

.2 Расчет концентрации на отраслевом рынке


На основе статистических данных за последние 5 лет создаем сводную таблицу пользования услугами сотовых операторов за 2013 и 2008 года (таблица 2.1).

Таблица 2.1 Рынок мобильной связи России, 2008 и 2013 гг.

Оператор сотовой связи

2008 год

2013 год


Количество абонентов, чел

Доля, %

Ранг

Количество абонентов, чел

Доля, %

Ранг

«МТС»

64535400,0

36,30%

1

71687898,0

30,49%

1

«Tele2»

10391744,0

5,85%

4

23236000,0

9,88%

4

«Вымпелком»

47676844,0

26,82%

2

57097753,0

24,28%

3

«Ростелеком»

5655780,0

3,18%

5

13768000,0

5,86%

5

«Смартс»

3501870,0

1,97%

6

1829018,0

0,78%

7

«Мегафон»

43289127,0

24,35%

3

64072887,0

27,25%

2

«СкайЛинк»

1231357,0

0,69%

8

1054789,0

0,45%

8

«Мотив»

1491720,0

0,84%

7

2382794,0

1,01%

6

Итого:

177773842,0

100,00%


235129139,0

100,00%



Рассчитаем долю рынка каждого оператора на основе количества абонентов, пользующимися услугами мобильной связи.

Воспользуемся формулой:


Из полученных данных видно, что лидирующая компания («МТС») осталась на своей позиции, а «Мегафон» (доля рынка увеличилась на 11,91%) заняла 2 место компании «Вымпелком» (доля рынка уменьшилась на 9,45%). Доли остальных сотовых операторов менялись незначительно.

 

.3 Анализ рынка сотовой связи на основании расчетов индексов концентрации и других показателей


.        Индекс концентрации.


CRk - показатель концентрации, yi - доля продаж i-й фирмы (qi) в общем объеме выпуска (количестве абонентов) Q.

-       CR3 < 45% - рынок не концентрированный;

-       CR3 = 45-70 % - умеренно концентрированный;

-       CR3 > 70% - высококонцентрированный.

Рассчитаем индекс концентрации за 2008 год по первым трем сотовым компаниям.

Рынок является умеренно концентрированным с наличием низкой конкуренции, высокая рыночная власть крупных фирм.

Далее рассчитаем данный показатель за 2013 год:

Рынок по-прежнему остается умеренно концентрированным.

2.      Индекс Херфиндаля-Хиршмана.


Чем меньшие значения принимает данный индекс, тем сильнее конкуренция на рынке и наоборот (таблица 2.2).

Таблица 2.2 Оценка уровня концентрации.

Показатель

Концентрация


низкая

средняя

высокая

Индекс Херфиндаля-Хиршмана

менее 1000

1000-2000

2000-10000


Полученное число показывает, что рынок имеет концентрацию больше средней, он неравномерный, значит рыночная власть сосредоточена в руках нескольких крупных фирм.

Ситуация на рынке практически не изменилась, рынок по-прежнему концентрированный, но не монопольный.

3.      Дисперсия рыночных долей.


ӯ - средняя рыночная доля, N - число фирм в отрасли.

 - та часть рынка, которую в идеале занимала бы каждая компания при чистой конкуренции.

И в 2008 и в 2013 году рынок остается достаточно неравномерным.

4.      Индекс Линда.


K - число крупных продавцов, Qi - отношение между средней долей рынка i-тых продавцов и долей K-i-тых продавцов, i - число ведущих продавцов среди К крупных продавцов, Ai - общая доля, приходящаяся на i-тых продавцов, Ak - доля рынка, приходящаяся на k крупных продавцов.

4.1.   Индекс Линда за 2008 г.

Таблица 2.3 Значения индекса Линда за 2008 г.

i

1

2

3

4

5

6

7

8

L

k










2

1,35








0,68

3

1,42

1,30







1,81

4

1,91

2,09

4,98






6,74

5

2,41

2,84

6,46

7,34





15,23

6

2,92

3,57

7,95

9,06

9,80




27,75

7

4,36

9,85

11,68

13,74

19,54



53,68

8

3,99

5,13

11,63

13,97

16,54

21,45

20,56


81,62


1.      k=2, i=1;

2.      k=3, i=1;

3.      k=3, i=2;

4.      k=4, i=1;

5.      k=4, i=2;

6.      k=4, i=3;

7.      k=5, i=1;

8.      k=5, i=2;

9.      k=5, i=3;

10.    k=5, i=4;

11.    k=6, i=1;

12.    k=6, i=2;

13.    k=6, i=3;

14.    k=6, i=4;

15.    k=6, i=5;

16.    k=7, i=1;

17.    k=7, i=2;

18.    k=7, i=3;

19.    k=7, i=4;

20.    k=7, i=5;

21.    k=7, i=6;

22.    k=8, i=1;

23.    k=8, i=2;

24.    k=8, i=3;

25.    k=8, i=4;

26.    k=8, i=5;

27.    k=8, i=6;

28.    k=8, i=7;

Из вычислений видно, что индекс Линда не нарушал непрерывности, т.е. постоянно возрастал, значит, рынок не является олигопольным, следовательно, это - рынок монополистической конкуренции.

4.2.   Индекс Линда за 2013 г.

Таблица 2.4 Значения индекса Линда за 2013 г.

i

1

2

3

4

5

6

7

8

L

k










2

1,26








0,63

3

1,18

1,00







1,46

4

1,49

1,48

2,77






4,30

5

1,81

1,91

3,47

3,92





8,89

6

2,24

2,50

4,96

6,92

25,07




34,75

7

3,15

3,06

6,24

9,01

21,85

16,26



51,06

8

3,07

3,63

7,60

11,35

26,19

22,50

31,60


92,70


1.      k=2, i=1;

2.      k=3, i=1;

3.      k=3, i=2;

4.      k=4, i=1;

5.      k=4, i=2;

6.      k=4, i=3;

7.      k=5, i=1;

8.      k=5, i=2;

9.      k=5, i=3;

10.    k=5, i=4;

11.    k=6, i=1;

12.    k=6, i=2;

13.    k=6, i=3;

14.    k=6, i=4;

15.    k=6, i=5;

16.    k=7, i=1;

17.    k=7, i=2;

18.    k=7, i=3;

19.    k=7, i=4;

20.    k=7, i=5;

21.    k=7, i=6;

22.    k=8, i=1;

23.    k=8, i=2;

24.    k=8, i=3;

25.    k=8, i=4;

26.    k=8, i=5;

27.    k=8, i=6;

28.    k=8, i=7;

В 2013 году индекс Линда также не нарушал непрерывности, т.е. постоянно возрастал, значит, рынок не является олигопольным, следовательно, он также является рынком монополистической конкуренции.

5.      Индекс Холла-Тайдмана.


В обоих годах индекс практически одинаковый, и, так как 0,125<0,28488<1 и 0,125<0,2604<1, то это рынок монополистической конкуренции с 3-мя крупными фирмами («МТС», «Вымпелком» и «Билайн»).

 


Заключение

ценовой дискриминация индекс концентрация

В итоге выполненных исследований достигнуты следующие результаты:

.        Изучено явление ценовой дискриминации и условия ее существования.

Ценовая дискриминация - ситуация, при которой фирма-производитель назначает разным покупателям различные цены на одинаковые товары и услуги. Также различные единицы одного и того же товара могут быть проданы одному и тому же покупателю по разной цене. Цель ценовой дискриминации заключается в захвате фирмой потребительского излишка в максимально возможном количестве.

Ценовая дискриминации существует, если: фирма может контролировать цену на свой товар, потребителей возможно разделить на группы (сегменты), отсутствует арбитраж (перепродажа услуги/товара).

.        Рассмотрены примеры ценовой дискриминации в России.

Одним из примеров использования ценовой дискриминации в России является рынок сотовой связи, а именно различия между линейками тарифных планов. На данном рынке применяется дискриминация второй и третьей степени, когда цена услуги зависит от ее объема, а также от сегмента, которому принадлежит тот или иной абонент.

.        Дана количественная оценка рынку сотовой связи в России.

Исходя из проведенных расчетов, следует вывод, что на рынке сотовой связи в России существует концентрация выше средней, слабая конкуренция и сильная власть крупных производителей (операторов сотовой связи). Рынок сотовой связи в России неравномерный и имеет тип монополистической конкуренции.

 


Список использованной литературы


1.      Васильева С.В. Секисов А.Г. Экономика отраслевых рынков. Учебное пособие. - Чита: ЧГУ, 2011.

.        Голощапов Н.А. Организация ценообразования на предприятии. - Москва, 2011

3.          Джуха В.М., Курицын А.В., Штапова И.С. Экономика отраслевых рынков: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2012

4.      Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособие. - М.: Бослен, 2008. - 528 с.

.        Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика отраслевых рынков и политика государства: учебник. - М.: Экономика, 2009. - 815 с.

.        Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: учебник. - М.: Юрайт, 2009. - 912 с.

7.          Рой Л.В. Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008.

8.      Савицкая Е.В. Курс лекций по микроэкономике: метод. пособие - 4-е изд., М., 2012.

.        Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности: В 2 т. - СПб.: Эконом. шк. 2002. - 780 c.

.        Шерер Д., Росс Д. Структура отраслевых рынков. - М.: Инфра-М, 1997. - 698 с.

.        50 лекций по микроэкономике: в 2-х т. СПб.: Экономическая школа, 2011

.        http://moskva.beeline.ru/

.        http://www.mts.ru/

.        http://www.mtset.ru/

Похожие работы на - Применение методов ценовой дискриминации в современных рыночных условиях

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!