Разработка плана развития предприятия сферы кино и телевидения

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    65,11 Кб
  • Опубликовано:
    2015-08-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка плана развития предприятия сферы кино и телевидения

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения»

Факультет продюсирования, экономики и управления

Кафедра продюсирования и управления в социально-культурной сфере

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

Студента Керимова Фархада Олеговича

на тему: «Разработка плана развития предприятия сферы кино и телевидения»

Руководитель к.э.н., доцент

А.С. Губченкова

Студент Ф.О. Керимов



Санкт-Петербург - 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования направлений развития предприятия и осуществления стратегического планирования

1.1 Понятие и назначение плана развития предприятия

1.2 Порядок разработки и реализации плана развития предприятия

1.3 Принципы и методы планирования на предприятии

Глава 2. Анализ деятельности ЗАО «ТВ Дарьял»

.1 Анализ развития ЗАО «ТВ Дарьял»

.2 Анализ текущего положения дел в ЗАО «ТВ Дарьял»

.3 Анализ финансового состояния ЗАО «ТВ Дарьял»

Глава 3. Разработка плана развития ЗАО «ТВ Дарьял»

3.1 Формирование комплекса мероприятий по совершенствованию деятельности предприятия ЗАО «ТВ Дарьял»

3.2 Экономическое обоснование мероприятий по развитию ЗАО «ТВ Дарьял»

Заключение

Библиография

ВВЕДЕНИЕ

Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обусловливают возрастание важности стратегического менеджмента.

Стратегическое планирование как концепция позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство, т. е. почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка.

Актуальность данной работы состоит в том, что стратегическое планирование является одним из наиболее действенных способов выживания компании в жесткой конкурентной борьбе.

Объектом димломного исследования является закрытое акционерное общество «ТВ Дарьял» - телевещательная компания.

Предметом данного исследования являются экономико-организационные отношения в организации.

Цель данного дипломного проекта заключается в том, чтобы на основе диагностики телевещательной компании ЗАО «ТВ Дарьял» разработать комплекс мероприятий по развитию данного акционерного общества, который будет максимально точно отвечать концепции телеканала.

Исходя из указанной цели нужно решить следующие задачи:

.        Рассмотреть понятие и назначение плана развития предприятия.

.        Рассмотреть порядок разработки и реализации плана развития предприятия.

.        Рассмотреть принципы и методы планирования на предприятии и изучить основные показатели плана развития предприятия.

.        Провести рестроспективный анализ развития ЗАО «ТВ Дарьял».

.        Провести анализ текущего положения дел в ЗАО «ТВ Дарьял».

.        Проанализировать финансовое состояние ЗАО «ТВ Дарьял».

.        Разработать альтернативы совершенствования деятельности ЗАО «ТВ Дарьял».

.        Провести экономическое обоснование альтернатив развития ЗАО «ТВ Дарьял».

Практическая значимость дипломного исследования состоит в комплексной оценке деятельности предприятия сферы кино и телевидения и формировании мер по его развитию.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

.1 Понятие и назначение плана развития предприятия

Деятельность предприятий сферы кино и телевидения (продюсерских компаний, телекомпаний, кинокомпаний, дистрибьюторов, ретрансляторов) как субъектов и объектов хозяйствования должна рассматриваться в рамках организованной системы экономики государства в которой все большее значение обретают методы программно-целевого управления.

Именно по этой причине среди наиболее важных задач развития компаний одним важнейших является планирование развития с учетом направлений определенных в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» и в целевых программах, в том числе Федеральной целевой программе «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы» [74, 79]. Это подтверждается и мнениями специалистов, так Жанна Александровна Алексанова, консультант отдела развития отрасли Департамента культуры Ярославской области, отмечает, что основными элементами современной методологии планирования в сфере культуры являются [72]:

·        стратегии (программы) развития организации;

·        целевые программы развития культуры (федеральные, региональные, муниципальные);

·        специальные, социальные программы и долгосрочные проекты территории (региона, города, микрорайона, поселения);

·        государственные (муниципальные) задания.

Разработка и реализация мер по развитию хозяйствующих субъектов невозможна без учета в деятельности основ стратегического управления.

Заведующий кафедрой корпоративного управления РАНХиГС Александр Александрович Огарков под понятием «стратегия» подразумевает план управления фирмой, который направлен в первую очередь на укрепление ее позиций, удовлетворение потребностей потребителей и достижение поставленных организацией целей [31, 54].

В свою очередь Альфред Дюпон Чандлер, автор одной из ключевых работ в области стратегического планирования, отмечал, что стратегия представляет собой определение основных долгосрочных целей и задач организации и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения данных целей. [53]

План развития организации, как правило, состоит из [29, 37, 47]:

·        заранее продуманных целенаправленных действий;

·        возможные реакции на непредвиденное развитие событий и на усилившуюся конкурентную борьбу между участниками рынка.

Оценка выполненной работы, анализ ситуации на рынке, своевременное внесение корректировок в долгосрочные ключевые направления деятельности, в цели, в стратегию или в ее осуществление в соответствии с приобретенным в процессе деятельности опытом, изменившихся условий, новых идей или новых возможностей для развития фирмы. [65]

Для того, чтобы определить план развития предприятия, нужно изучить внутреннее состояние фирмы и внешние факторы. Только четко представляя положение своей компании на рынке, учитывая нюансы рынка, управленец может максимально точно определить план развития, которая поспособствует достижению намеченных целей и финансовых результатов, так как неверная оценка ситуации увеличивает риск ошибочной разработки стратегических действий. [2, 57]

Эффективный план развития предприятия невозможно разработать, не имея предпринимательского таланта и стратегического образа мышления. План развития должен предельно точно учитывать события, которые происходят за пределами организации, в особенности периодическое (в зависимости от вида товара или услуги) изменение запросов целевой аудитории, недавние действия компаний-конкурентов, возможности и опасности рынка, только что появившиеся новые условия ведения бизнеса. [22]

Если выбранный менеджментом план развития предприятия приносит положительные результаты, управленцы концентрируются на решении внутренних проблем компании: организационных процессах и процедурах, отчетах и крайних сроках, политике фирмы, кадровых вопросах. Соответственно стратегические действия, которые предпринимаются менеджерами, ориентированы на внутреннюю среду организации и разрабатываются в соответствии с традиционными подходами стратегического менеджмента. [69, 73]

Планы развития предприятия, которые были разработаны «изнутри», не полностью оторваны от отрасли, где работает компания, и от конкурентной борьбы, но невозможно сказать также то, что они учитывают тенденции рынка и запросы потребителей. [2, 5]

Основным критерием профессиональности менеджера является его реакция на новые стратегические возможности, то, как он воспринимает инновационные разработки компаний-конкурентов, его планы и действия по совершенствованию работы компании. Управленцы, обладающие предпринимательским талантом, как правило являются первопроходцами в своей отрасли деятельности, раньше других воспринимают все новшества и тем самым учатся предугадывать запросы потребителя, формируя их будущие потребности. [11, 56] Они готовы брать на себя высокую долю риска и инициировать кардинально новые стратегии.

В некоторых организациях, в частности крупнейших корпорациях («Газпром», «Лукойл»), документ, содержащий стратегический план на будущий календарный год, подготавливается и распространяется среди менеджеров и персонала (при этом некоторые положения могут быть опушены или изложены кратко, чтобы не раскрывать некоторые шаги до того, как они будут сделаны). [3]

Однако, годовые стратегические планы крайне редко содержат в себе все стратегические события, которые будут иметь место в ближайший год. [39, 78] Непредвиденные события, неожиданные возможности или угрозы, а также постоянный поток новых предложений заставляют управленцев корректировать на ходу спланированные действия и принимать внеплановые меры. Нельзя откладывать изменения плана развития предприятия до тех пор, пока не придет время работать над стратегическим планом следующего года. [5] Особенно это важно учитывать в такой сфере, как телевидение, где в ежедневной борьбе за зрителя телеканалы могут корректировать эфирную сетку непосредственно «на ходу», не допуская падения доли аудитории телеканала. [35]

Таким образом, по итогам данного параграфа можно сделать вывод, что стратегический план - это план управления фирмой, который направлен в первую очередь на укрепление ее позиций, удовлетворение потребностей потребителей и достижение поставленных организацией целей; а назначение стратегического плана состоит в составлении плана действий и прогнозировании возможных реакций на непредвиденное развитие событий и на усилившуюся конкурентную борьбу между участниками рынка.

1.2 Порядок разработки и реализации плана развития предприятия

Организациям необходимы стратегические планы, для того чтобы видеть путь достижения своих целей и выполнения миссии. Разработка плана развития предприятия всегда вращается вокруг вопроса «как?» - Как достичь целей? Как устранить конкурентов? Как достичь преимуществ в конкурентной борьбе?

При формировании плана развития предприятия из многих выполнимых вариантов управленец, своевременно и оперативно реагирующий на изменения на рынке, находит новые возможности и является так называемым синтезатором различных течений и подходов, взятых в разное время и в разных подразделениях организации. [6]

В современных реалиях рыночные стратегии предприятий сферы средств массовой информации (СМИ) требуют определенного адаптированного подхода.

Как правило, на телевидении выделяют две основных стратегии развития - стратегию коммерческой эффективности и стратегию качества продукта. Стратегия коммерческой эффективности заключается в приобретении прав на повторный показ успешных программ, фильмов и сериалов, ранее прошедших в эфире других каналов. При минимальных затратах обеспечивается максимальная монетизация. Так, например, права на единоразовый показ фильма из библиотеки киностудии «Мосфильм» стоят от 50 до 500 тысяч рублей (в зависимости от фильма, цена варьируется), тогда как минута рекламы на федеральном ТВ варьируется от 1 до 8 миллионов рублей. Стратегия качества продукта подразумевает борьбу за зрителя с помощью собственного производства - программ и сериалов, снимающихся по заказу канала.

Елена Леонидовна Вартанова, декан факультета журналистики МГУ [14], анализируя опыт организаций медиаиндустрии отмечает, что для того чтобы охарактеризовать существующие сегодня рыночные планы развития медиапредприятий, необходимо выделить две важнейшие мотивации, которыми они руководствуются при создании этих планов.

Во-первых, предприятия СМИ все чаще используют концепцию «вертикальной производственной цепочки» для анализа своего производственного цикла. [9] Основываясь на ней, медиакомпании ориентируют свои рыночные стратегии на установление жесткого контроля над ценами, сокращение расходов, кооперацию производственных процессов. Это становится возможным в результате создания многоотраслевых корпораций, которые объединяют под одной крышей различные стадии производства, а также и производство разных СМИ. [10, 45] Значительным преимуществом при таком подходе становится возможность проведения комплексных рекламных кампаний в СМИ, находящихся под единым управлением. [1, 33, 49] Так, например, контролируемая Юрием Ковальчуком «Национальная Медиа-группа» контролирует и банк «Россия», и телеканалы («Пятый канал», «РенТВ»), и газеты («Известия», «Метро»), и продюсерские компании («Art Pictures Vision», «Прайм-Тайм»).

Во-вторых, медиабизнес, как и другие отрасли экономики, находится под воздействием тенденции отчуждения собственности от управления. Сегодня целью деятельности многих предприятий СМИ становится рост, расширение на рынке. [12] Это воспринимается как условие устойчивости на рынке и как залог успешной репутации наемных топ-менеджеров. [41] Так, например, в 2004 году холдинг «СТС-Медиа» состоял лишь из одного телеканала СТС. В настоящий же момент бизнес компании расширился до четырех каналов в России (СТС, «Домашний», «Перец», «СТС Love») и нескольких каналов за рубежом («СТС Мир», «Перец International», «31 канал» в Казахстане, «СТС Dixi» в Молдавии).

Горизонтальный рост - это расширение компании в той же сфере, где она уже ведет свой бизнес, увеличение рыночной доли компании благодаря расширению производства или за счет приобретения аналогичных компаний. Примером первого направления может быть расширение ассортимента за счет новых товаров - аналогов. Так, например, в холдинг «Газпром-Медиа», в который входит развлекательный канал ТНТ с целевой аудиторией «все зрители 14-44 лет», с недавних пор вошел другой развлекательный канал с той же целевой аудиторией - «Пятница!». Тем самым холдинг усиливает свое влияние на качественную платежеспособную аудиторию, в текущей конъюнктуре телевизионного рынка считающуюся премиальной. Во втором случае примером горизонтального роста предприятий СМИ может служить создание газетных цепей, т.е. приобретение газетной компанией конкурирующих изданий или издания на других географических рынках. Это характерно практически для всех стран. [44] И в Соединенных Штатах Америки, и в странах Западной Европы горизонтальная экспансия существует также для теле- и радиоиндустрий, в частности в 2004 году компания «TNS Gallup Media», проигравшая тендер на вычисление рейтингов телевизионных каналов в Российской Федерации компании-конкуренту «GFK», решила проблему, приобретя компанию «GFK», благодаря чему еще в течение более десяти лет именно «TNS Gallup Media» занимается исследованиями телевизионной аудитории. [55]

Вертикальный рост - это рост, который связан с расширением производства на различных стадиях обработки одного продукта. Примерами могут служить строительство собственной типографии для газет или журналов, создание ими сетей распространения, производство собственных программ кабельными или телестанциями. Так, например, лидеры киноотрасли Сергей Сельянов (кинокомпания «СТВ»), Валерий Тодоровский (кинокомпания «Красная стрела») и Игорь Толстунов (кинокомпания «Профит») объединили усилия и создали совместное предприятие для проката фильмов - кинопрокатную компанию «Наше кино». По аналогичной схеме холдинги ВГТРК и «Национальная Медиа-Группа» создали единого производителя телевизионного контента - ООО «Прайм-Тайм» под руководством Вячеслава Муругова. По существу вертикальный рост ведет к объединению в рамках одного медиапредприятий всех звеньев производственной цепочки. В настоящее время большинство медиакомпаний, действующих на информационно богатых рынках СМИ, «растут» вертикально в той или иной степени по схеме: газета + типография; газета + система распространения; кабельная сеть + компания-производитель развлекательных шоу. [50] Вопрос покупки производителей контента стоит особенно остро: найдя успешного партнера, руководители канала не желают допускать его сотрудничества с конкурентами.

В условиях развития новых технологий и падения популярности традиционного телевизионного смотрения [20], телеканалы стремятся закрепить права на контент за собой, а также установить контроль над ключевыми его создателями - продюсерами, сценаристами и режиссерами. [34] Так, приобретение холдингом «Газпром-Медиа Холдинг» продюсерской компании «Good Story Media» негативно сказалось на деятельности телеканала СТС, для которого «Good Story Media» производила сериалы «Воронины» и «Восьмидесятые». [60] В свою очередь, топ-менеджеры «Газпром-Медиа Холдинга» заинтересованы в том, чтобы «Good Story Media» сосредоточилась на производстве контента для ТНТ («Физрук», «Реальные пацаны», «Сладкая жизнь», «ЧОП»). Покупая производителя контента, телеканал получает обширное число возможностей: контроль работы творческих групп, обеспечивающих разработку и создание новых проектов; регулирование цен на контент и возможность пресечь работу партнеров с конкурентами.

Вертикальный рост выгоден, так как придает медиакомпаниям уверенность в контроле над своими рынками, намечает новые направления экономии ресурсов. Эксперты предполагают, что в связи с расширением производства цифрового содержания вертикальный рост будет только продолжаться. [19] Данное положение вещей связано с падением традиционного телевизионного смотрения (с экрана телевизора) и росту популярности онлайн-кинотеатров и кабельных тематических каналов. Для успешной дистрибьюции своего контента на данных видах платформ телевизионный канал должен обладать соответствующими правами, в то время как многие производители контента, в частности «Yellow, Black & White», «Продюсерская компания «Среда», борются за сохранение данных прав у себя.

Диагональный рост представляет собой объединение компаний, которые не производят одинаковую продукцию и не являются участниками общего производственного процесса. Данная стратегия роста в конце XX века стала невероятно востребованной, так как подобная синергия предприятий вела к появлению многоотраслевых диверсифицированных корпораций, способных контролировать цены, перераспределять внутренние ресурсы, привлекать рекламу транснациональных корпораций, заинтересованных в комплексном использовании различных рекламных ресурсов. [40, 46]

Схема диагонального роста выглядит следующим образом: газета + ТВ + PB + компьютерные информационные услуги + немедийные предприятия. [43] В результате данной стратегии создаются корпорации, в частности «Балтийская Медиа-Группа» (газеты «Вечерний Петербург», «Невское время», телеканал «100ТВ», радиостанция «Балтика»), «Национальная Медиа-Группа» (газеты «Известия», «Метро», телеканалы «Пятый канал» и «РенТВ»), «Комсомольская правда» (газеты «Комсомольская правда», «Экспресс-Газета», «Советский спорт», радио «Комсомольская правда», телеканал «Комсомольская правда», а также десять газетных типографий), «РосБизнесКонсалтинг» (телеканал РБК, газета «РБК», ИТ-компания «Армада»). Так, например, в «Газпром-Медиа Холдинг» помимо телеканалов НТВ, ТНТ, «Пятница!», «ТВ-3», «2х2» и других, входят журналы «7 дней» и «Панорама TV», что позволяет рекламировать новые проекты каналов холдинга на страницах данных периодических изданий.

Данный подход эффективен не только с точки зрения усиления маркетинга, но и с точки зрения оптимизации затрат. Так, по расчетам кино- и телепродюсера Александра Роднянского, кинофильм «Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть 2» окупился в прокате только за счет того, что выпускавшая фильм компания «Warner Bros.» контролировала не только производство фильма, но и его дистрибьюцию, в ином же случае фильм был бы убыточным. [44]

Универсальные телевизионные каналы традиционно являются лидерами рынка, поскольку в их задачу входит максимизация аудитории. Универсальные каналы отличаются всесторонней (или достаточно широкой) программной политикой, предлагающей зрителям программы различных жанров в течение длительного периода времени. В России есть три универсальных канала, чей контент рассчитан на максимально широкую аудиторию - «Первый канал», «Россия-1» и НТВ. [52]

Производя различные программы для различных аудиторий, современные телеканалы должны осознавать свои сильные и слабые стороны по отношению к конкурентам, четко позиционировать себя. Так, например, на «Первом канале» разные тайм-слоты рассчитаны на разные аудитории: дневной эфир рассчитан на домохозяек и пенсионеров (ток-шоу «Время покажет!», «Мужское/женское», вечером идут фильмы и программы для семейного просмотра («Давай поженимся», «Пусть говорят», «Голос», «Клуб веселых и находчивых»), ночью же выходят программы для молодой активной аудитории («Вечерний Ургант», «Городские пижоны», «Познер»).

Таким образом, универсальные телеканалы - в противовес нишевым - все чаще предлагают зрителям программную концепцию «потока» (flow), собирающую вместе программы широкого спектра тем и жанров и предлагающую их зрителям как всестороннюю услугу. Программная концепция «потока» ориентируется на самые различные запросы телевизионной аудитории и нуждается в постоянном обновлении и совершенствовании в ответ на изменение требований аудитории. Успех этой стратегии определяется рядом факторов. Среди них выделяются экономические возможности телеканалов обеспечить полноту и многомерность «потока», сезонная гибкость (например, создание «летних» или «рождественских» программных стратегий), умение стимулировать потребление своих программ и отбирать у конкурентов инициативу. [32]

При этом важно, чтобы в каждом сезоне года в прайм-тайме канала были бы один-два хита (как правило, это новые сезоны успешных сериалов или шоу), которые бы удерживали внимание аудитории. Следует отметить, что дорогостоящие премьеры следует ставить в эфирную сетку осенью, когда к экранам приковано внимание максимального числа зрителей, тогда как летом происходит отток аудитории на 20-30 %.

Нишевые каналы позиционируют себя в определенной нише - тематической или жанровой. Так, например, каналы СТС и ТНТ позиционируют себя как каналы ситкомов, «РенТВ» специализируется на актуальной документалистике, а «Домашний» и «Пятница!» привлекают аудиторию за счет life-style программ о путешествиях, кулинарии и моде. С экономической точки зрения нишевые каналы обладают преимуществом узкой направленности на целевую аудиторию. Нишевые каналы могут действовать в самых разных секторах - кино, новости, погода, мода, развлечения.

Неписанное правило телевизионного бизнеса - чем ниша уже, тем она глубже: канал, круглосуточно показывающий контент одной конкретной тематики для конкретной целевой аудитории, способен в короткие сроки сформировать лояльное зрительское ядро, тем самым повысив свою коммерческую привлекательность в глазах потенциальных рекламодателей канала.

Однако, конкуренция среди нишевых каналов тоже весьма высока, поскольку многие из них, несмотря на тематические различия программ, обращаются к одним и тем же сегментам аудитории. [1] Так, например, за внимание любителей нового отечественного кино борются каналы «TV 1000 Русское кино» и «НТВ+ Наше кино», за внимание любителей спорта - «Спорт-1», «Евроспорт» и спортивные каналы «НТВ+» и т.д.

Именно по этой причине многие нишевые каналы стремятся внести в свою деятельность значительную долю новаторства, которая позволила бы им отличиться от других каналов. [51] В связи с этим говорят о концепции «редакционной стратегии», которая подразумевает наличие программ с четкой редакционной идентичностью, отличающей именно этот канал. [7]

Особую роль в этом играет грамотный маркетинг - многие каналы («Пятый канал», «Звезда», «Перец»), показывая одни и те же сериалы из «Библиотеки прав «Первого канала», по-разному их продвигают в телевизионном эфире, привлекая к экранам целевую аудиторию канала. [27]

Следует заметить, что в условиях растущей сегментации телевизионного рынка, каждый канал ориентирован на свою целевую аудиторию (табл. 1.1.):

Таблица 1.1. Целевая аудитория российских телеканалов

Телеканал

Техническое проникновение, %

Целевая аудитория (пол, возраст)

1

2

3

Первый канал

99,4

Все 14-59

Россия-1

99

Все 25+

НТВ

98,5

Все 18+

СТС

96,1

Все 10-45

ТНТ

95,5

Все 14-44

Пятый канал

94,4

Все 25-59

ТВ Центр

93,5

Все 18+

РенТВ

93

Все 25-59

Россия-2

92,8

Мужчины 25-59

Домашний

91,4

Женщины 25-59

ТВ-3

89,1

Все 25-59

Звезда

88,1

Все 29+

Перец

87,6

Мужчины 25-49

Ю

87

Женщины 14-39

Пятница!

81,6

Все 14-44

Disney

80

Все 10-45

СТС Love

55,8

Все 11-34


В основе программной политики телевизионных станций лежат два вида факторов: стратегические и тактические. Стратегия телевизионной компании предполагает планирование ее деятельности и управление ею в течение длительного времени. Тактика вырабатывается на относительно короткий период времени для решения стратегических задач с учетом множества конкретных специфических обстоятельств - состояния рынка, интересов и запросов аудитории и т.п. [4]

При создании стратегии канала нельзя забывать о том, что для монетизации необходимо учитывать не только количество аудитории (доля и рейтинг), но и ее качество - рекламодатели борются в первую очередь за социально обеспеченных зрителей, жителей регионов с населением более 100 тыс. человек.

При программировании телевещания учитывается также примерный распорядок дня аудитории, в разные часы у телеэкранов собираются разные категории зрителей, из-за этого различается цена рекламного времени [48] (табл. 1.2):

Таблица 1.2. Суточный цикл программной сетки телеканалов

Время суток

День недели

Часы

1

2

3

Раннее утро

Понедельник - пятница

6.00-9.00

Дневное время

Понедельник - пятница

9.00-16.30

Ранний вечер

Понедельник - пятница

16.30-19.30

Предпрайм-тайм

Понедельник - пятница

19.30-20.00

Прайм-тайм

Понедельник - пятница

20.00-23.30


Выходные дни

19.00-23.30

Поздний вечер

Все дни недели

23.30-01.00

Утро

Выходные

08.00-13.00

Дневное время

Выходные

13.00-19.00


Прайм-тайм - самое дорогое эфирное время, когда у экранов собирается максимум аудитории. По опыту Александра Роднянского, в 2002-2008 гг. занимавшего должность генерального директора холдинга «СТС-Медиа», прибыль телеканала на 80 % зависит от рейтингов сериалов, выходящих в прайм-тайм.

Задача реализации плана развития состоит в четком понимании того, что необходимо сделать для того, чтобы план развития работал и были соблюдены запланированные сроки ее реализации. [13]

Задача реализации плана развития предприятия являет собой наиболее трудозатратную часть стратегического планирования. Данная задача проходит через все уровни управления и должна быть учтена в большинстве подразделений организации. [26]

Как необходимо скорректировать внутреннюю политику организации, чтобы максимально эффективно осуществлять план развития фирмы, зависит от степени стратегических изменений и от того, как отклоняется внутренняя политика от требований стратегии и насколько хорошо стратегия согласуется с существующей корпоративной культурой. [15]

Когда необходимые изменения обозначены, управляющим необходимо проконтролировать каждый аспект реализации плана развития предприятия, а также оказывать достаточное давление для трансформации сформулированные целей в конкретные результаты. В зависимости от объема внутренних изменений для полного выполнения плана развития предприятия может потребоваться от нескольких месяцев до нескольких лет. [25]

Таким образом, по итогам материалов исследования изложенных автором в данном параграфе можно сделать вывод о том, что работа по реализации плана развития предприятия включает в себя создание организационных возможностей для успешного выполнения плана развития предприятия; управление бюджетом с целью выгодного размещения средств; определение политики фирмы, обеспечивающей реализацию плана развития предприятия; мотивацию служащих для более эффективной работы; при необходимости видоизменение их обязанностей и характера работы с целью достижения наилучших результатов по реализации плана развития предприятия; увязывание размеров вознаграждения с достижением намеченных результатов; создание благоприятной атмосферы внутри компании для успешного выполнения намеченной цели; создание внутренних условий, обеспечивающих персоналу компании условия для ежедневного эффективного исполнения своих стратегических ролей; использование самого передового опыта для постоянного улучшения работы; обеспечение внутреннего руководства, необходимого для продвижения по пути реализации плана развития предприятия и контроля за тем, как план развития предприятия должен быть выполнен.

А также учитывать специфические особенности деятельности телевещательных компаний, в том числе то, что при создании плана развития канала нельзя забывать о том, что для монетизации необходимо учитывать не только количество аудитории (доля и рейтинг), но и ее качество поскольку рекламодатели борются в первую очередь за социально обеспеченных зрителей, жителей регионов с населением более 100 тыс. человек.

1.3 Принципы и методы планирования на предприятии

Методические основы планирования предполагают определение принципов и методов планирования. В общем понимании принцип представляет собой руководящее правило, на основе которого разрабатывается решение; метод же в свою очередь являет собой систематизированную совокупность различных шагов, которые необходимо предпринять, для того чтобы достичь определенной цели.

В современной практике основной уклон делается на принципы научности, комплексности, пропорциональности, оптимальности, эффективности, детализации, простоты и ясности [58].

В тоже время в целях обеспечения качественной процедуры планирования необходимо применение ключевых принципов планирования [30], которые призваны направлять компанию на достижение наилучших экономических показателей:

·        непрерывности планирования - означающий, в компании должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (годовые) планы. Причем среднесрочные и долгосрочные планы необходимо регулярно корректировать с учетом меняющихся обстоятельств, а годовые планы должны вытекать из среднесрочных планов;

·        единства планов - разработка общего плана социально-экономического развития компании, т.е. все разделы годового плана необходимо объединить в комплексный план;

·        гибкости планов - тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности организации;

·        точности планов - определяется рядом факторов, как внешними, так и внутренними. [24]

В экономической практике в качестве основных выделяют несколько групп методов планирования: балансовые, нормативные, факторные, экономико-математические и программно-целевые [28].

Балансовый метод планирования предназначен для обеспечения установления устойчивых связей между потребностями в материальных, трудовых и финансовых ресурсах и источниками их покрытия, сбалансированность по времени и объему, а также между разделами плана. При этом формируются условия действенного контроля за поступлением средств и их целевым использованием. [8]

Нормативный метод планирования предполагает использование в плановых расчетах абсолютных и относительных норм и нормативов. Эти нормы могут быть заданы для предприятия извне (нормативы отчислений в бюджет, использования трудовых ресурсов, санитарные нормы, нормативы эксплуатации оборудования и др.) или разработаны и утверждены в компании (нормы выработки работниками, нормативы распределения чистой прибыли по направлениям, численности персонала и др.). [23]

Различают текущие нормативы, которые используются для обоснования текущих и оперативных планов и фиксируют достигнутый уровень эффективного использования ресурсов, и целевые (стратегические), предназначенные для отражения желаемого состояния компании в обозримом будущем.

Нормативы могут быть абсолютные (нормативы численности работников по категориям, недельная норма рабочего времени и др.) и относительные (доля чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов).

Нормы и нормативы составляют часть всей экономической информации, характеризующей ключевые элементы производственного процесса, предполагающего взаимодействие труда человека, предметов и средств труда. В связи с этим нормы и нормативы подразделяют на следующие группы:

·        нормы затрат труда (нормы выработки, нормы времени- трудоемкость изделия, нормы обслуживания оборудования);

·        нормы использования материальных ресурсов (нормы расхода сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, электроэнергии);

·        нормы и нормативы использования основных производственных фондов (оборудования, транспортных средств) в натуральных показателях, а также в стоимостных (выпуск продукции на один рубль основных производственных фондов и др.). [16]

Факторный метод планирования основывается на количественной оценке роли отдельных факторов в динамике изменений величины обобщающих показателей и направлен на повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Факторный анализ может быть одноступенчатым и многоступенчатым. Первый тип используется для исследования только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части.

При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов на составные элементы с целью изучения их поведения.

Главными задачами факторного анализа являются отбор факторов, определяющих исследуемые результативные показатели; классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности предприятия. [38]

Экономико-математические методы основываются на использовании экономико-математических моделей и вычислительной техники, что позволяет обеспечивать перебор множества вариантов плана и выбор наиболее целесообразного (оптимального). [42]

Программно-целевые методы позволяют составлять план в виде программы, то есть комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам. Как отмечают специалисты наиболее эффективным в практике планирования деятельности организаций социально-культурного типа является не отдельно взятый метод, а сочетание различных методов.

Строго регламентированного по разделам  <#"879191.files/image001.jpg">

Рис. 2.1. Организационная структура ЗАО «ТВ Дарьял»

В штате канала трудятся более 100 человек (для сравнения в холдинге «СТС-Медиа» трудится более трех тысяч человек). Техническое проникновение по России составляет 84%, а потенциальная аудитория - около 60 млн. россиян. [71]

В настоящее время канал занимает 15 место среди российских каналов по доле аудитории (табл. 2.1):

Таблица 2.1. Доли телеканалов в 2013-2014 гг. аудитории «все зрители старше 4 лет»

№ телеканала по доле аудитории в 2014 г.

Телеканал

Доля в 2014 г., %

Доля в 2013 г., %

Изменение в 2014 г. по отношению к 2013 г., %

1

2

3

4

5

1

Первый канал

14.8

14

+5

2

Россия-1

13.2

12.9

+2,3

3

НТВ

11.4

12.8

-12,2

4

ТНТ

6.9

7.2

-4,3

5

СТС

5.9

6.7

-13,5

6

Пятый канал

5.5

5.7

-3,6

7

РенТВ

4.1

5.1

-24,3

8

ТВ Центр

3.1

2.9

+6,8

9

Россия-24

2.9

1.1

+163,3

10

ТВ-3

2.5

2.7

-8

11

Домашний

2.4

2.5

-4,1

12

Звезда

2.3

2.1

+9,5

13

Россия-2

2.2

2.3

-4,5

14

Disney

1.6

1.8

-12,5

15

Перец

1.6

2.0

-25

16

Карусель

1.4

1.5

-7,1

17

Пятница!

1.2

1.0

+20

18

Россия-К

1.1

1.2

-9

19

Ю

0.9

0.8

+12,5

20

2х2

0.6

0.7

-16,6

21

СТС Love

0.4

-

-

22

RU TV

0.4

0.5

-25

23

МУЗ ТВ

0.3

0.3

-

24

МИР

0.2

0.2

25

Euronews

0.2

0.1

+100


Как видно из выше указанных данных, за в 2014 году среди федеральных каналов у телеканала «Перец» был максимальный отток аудитории - доля зрителей уменьшилась на 25 %. Однако, следует заметить, что в той или иной степени уменьшилась аудитория и других развлекательных каналов, зато наблюдался рост популярности каналов, где транслируют новости («Первый канал», «Россия-1», «ТВ Центр», «Звезда», «Euronews»). Максимальный рост же продемонстрировал круглосуточный информационный телеканал «Россия-24», чья аудитория увеличилась на 163,3 % - с 1.1 до 2.9. Данный рост эксперты связывают в связи с ростом интереса зрительской аудитории к новостям о политической ситуации в Украине.

В аудитории «все зрители старше 4 лет» у телеканала «Перец» 1,3% зрителей, в целевой аудитории «мужчины 25-49 лет» - 2%. Как было сказано ранее, несмотря на резкий взлет популярности канала в 2012 году, показатели очень быстро вернулись к уровню ДТВ.

Практика показала, что концепция «Из Интернета в телевизор», основывавшаяся на UGC-контенте, смогла лишь на короткое время привлечь внимание масс за счет новизны, и, как результат, доля упала до 1,6 %. 1,6% зрителей - это сформировавшаяся за годы лояльная аудитория телеканала, которые в настоящий момент смотрят контент канала.

Рассмотрим, какие программы собственного производства пользуются у целевой аудитории наибольших спросом (табл. 2.2):

Таблица 2.2. Топ-10 программ, транслировавшийся на телеканале «Перец» с 1 января по 31 декабря 2014 года

Дата

Название

Начало

Конец

Рейтинг

Доля

1

2

3

4

5

6

7

1

13.01.2014

Есть тема! Опасные дороги

17:58:09

18:30:06

1.0

4.0

2

01.02.2014

+100500

23:02:23

23:32:02

1.0

3.2

3

25.01.2014

Улетное видео по-русски

22:00:43

23:00:09

1.0

2.7

4

06.02.2014

Вне закона. Вой

17:27:59

17:57:26

0.9

4.1

5

22.01.2014

КВН. Играют все!

22:00:57

22:59:46

0.9

2.5

6

02.02.2014

Анекдоты

16:08:13

16:28:31

0.8

2.8

7

13.01.2014

Дорожные войны

20:32:19

22:02:42

0.8

2.2

8

09.11.2014

Машина

18:05:56

23:00:06

0.8

2.1

9

01.03.2014

Смешно до боли

23:30:54

23:58:13

0.6

2.4

10

08.11.2014

Моя Рассея

23:32:12

00:01:39

0.6

2.3


Из таблицы 2.2 видно, что из десяти наиболее популярных программ канала «Перец» за 2014 год только две премьеры - реалити-шоу «Машина» и юмористическая программа «Моя Рассея» от создателей «+100500», остальные же программы-лидеры не меняются на протяжении последних нескольких лет (программа «Есть тема!» в эфире с 2012 года, «+100500» - с 2011 г., «Улетное видео по-русски» - с 2010 г., «Вне закона» - с 2009 г., «КВН. Играют все!» - с 2012 г., «Анекдоты» - с 2013 г., «Дорожные войны» - с 2010 г., «Смешно до боли» - с 2011 г.), что говорит о стагнации программной сетки канала.

По данным социологических исследований, портрет зрителя канала выглядит следующим образом: мужчина, чуть старше 40 лет, работает либо в органах правопорядка или частном охранном предприятии, не женат. Данный зритель активно смотрит криминальную документалистику («Есть тема!», «Вне закона», «Дорожные войны»), любительские видео («+100500», «Улетное видео по-русски», «Смешно до боли», «Моя Рассея»), повторы игр КВН («КВН. Играют все!»), экранизации анекдотов («Анекдоты») и реалити-шоу, в котором люди готовы трое суток продержать руку на автомобиле и выполнять провокационные задания ради выигрыша машины («Машина»).

Исходя из стагнации рейтингов канала и очевидных предпочтений целевой аудитории в апреле 2014 года Дмитрий Троицкий запустил на канале ряд программ, которые должны были вписаться в психографию лояльного зрителя: документальные сериалы «Дорога», «На грани», «Будущее», «Пропавшие. Последняя надежда», «Фанаты», познавательно-развлекательные проекты «Готовит Готовцев» и «Четыре мачо и неудача», спортивное шоу «Короли нокаутов», постановочное реалити-шоу «Слежка» однако, все вышеперечисленные программы прошли в эфире с долей ниже среднего и не смогли вывести канал на ожидаемый уровень роста. Как правило, подобные ошибки в первую очередь связаны с некорректным тестированием «пилотных» (пробных) выпусков данных программ на фокус-группах.

Рост конкуренции со стороны каналов, показывающих новости, низкие рейтинги новых проектов и падение интереса к старым хитам заставили руководство канала перепрограммировать эфирную сетку и заменить UGC-контент на сериальную продукцию: с апреля 2014 года основу утреннего и дневного эфира же составили повторы культовых мужских сериалов отечественного производства - «Солдаты», «Дальнобойщики» и «Агент национальной безопасности»пользующихся высокой популярностью у зрителя, что подтверждается тем, что данные телепродукты попали в топ-10 наиболее рейтинговых сериалов канала за 2014 год (табл. 2.3):

Таблица 2.3. Топ-10 сериалов, транслировавшийся на телеканале «Перец» с 1 января по 31 декабря 2014 года

Дата

Название

Начало

Конец

Рейтинг

Доля

1

2

3

4

5

6

7

1

26.01.2014

Даша Васильева. Любительница частного сыска

12:28:22

13:30:06

1.1

4.2

2

19.10.2014

Агент национальной безопасности

15:29:23

16:31:57

0.9

3.6

3

08.11.2014

Дальнобойщики

17:42:33

18:44:58

0.8

2.7

4

30.03.2014

Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант

11:14:19

12:20:43

0.7

2.9

5

08.12.2014

Хроники ломбарда

20:02:09

20:32:12

0.7

1.8

6

11.05.2014

Иван Подушкин. Джентльмен сыска

11:15:05

12:22:20

0.6

3.2

7

20.04.2014

Виола Тараканова. В мире преступных страстей

10:57:10

11:58:37

0.6

2.7

8

05.06.2014

Солдаты

22:58:45

00:00:36

0.6

2.4

9

12.09.2014

Дневники Красной туфельки

00:30:06

00:59:46

0.5

3.2

10

06.10.2014

Ходячие мертвецы

22:00:56

23:00:45

0.5

1.7


Из таблицы 2.3 видно, что в списке самых популярных рейтинговых сериалов, транслировавшихся в 2014 году на «Перце», также есть оригинальный сериал собственного производства «Хроники ломбарда» и два культовых зарубежных сериала «Дневники Красной туфельки» и «Ходячие мертвецы». Данные многосерийные проекты вписываются в концепцию канала, в отличие от присутствующих в топ-10 экранизаций романов Дарьи Донцовой - «Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант», «Иван Подушкин. Джентльмен сыска», «Виола Тараканова. В мире преступных страстей» и «Даша Васильева. Любительница частного сыска», ставшая лидером не только среди сериалов канала, но и среди программ, получив долю 4,2% и рейтинг 1,1%. На наш взгляд, несмотря на то, что данные сериалы обладают высоким рейтинговым потенциалом и показывают высокую долю на протяжении более десять лет (в том числе и во время существования ДТВ, в рамках концепции которого их показ был вполне уместен), трансляция подобного контента на мужском канале приводит к размыванию аудитории.

Отсутствие новых хитов ограничивает финансовые возможности канала и заставляет по несколько раз в день повторять один и тот же контент. Так, например, сериал «Дальнобойщики» (один 20-серийный сезон и два сезона по 12 серий) был показан в течение 2014 года 8 раз, показ сериала продолжается и в 2015 году. Сериал «Агент национальной безопасности» (четыре сезона по 12 серий) был повторен за 2014 год 6 раз, в феврале 2015 года он также вернулся в эфирную сетку. Дважды в течение 2014 года были повторены 557 серий сериала «Солдаты». На наш взгляд, большая проблема канала в том, что для производства оригинального сериального контента в жанре боевика у канала нет достаточных финансовых ресурсов, а права на большинство подобных проектов, с успехом прошедших в эфире НТВ, закреплены за каналом на 70 лет и не отдаются в продажу другим вещателям.

Так, например, телевизионные права на показ первых четырех сезонов сериала «Агент национальной безопасности» принадлежат «Первому каналу», который перепродает их многим каналам, в том числе и «Перцу», который также покупает права на ряд проектов «Первого канала», среди которых шоу «Розыгрыш» и ряд кино- и телефильмов («Десантура. Никто, кроме нас», «По ту сторону волков», «72 метра», «Ночной дозор» и многие другие). Исключительные права же на 5 сезон «Агента национальной безопасности» принадлежат телеканалу НТВ, который не продает права на показ. Владея сетью тематических каналов под контролем собственного спутникового телевидения «НТВ-Плюс» и рядом Интернет-площадок («Rutube», «Now.ru»), холдинг «Газпром-Медиа», контролирующий НТВ, предпочитает монетизировать сериалы из библиотеки НТВ исключительно на своих платформах.

По прогнозам специалистов компании «TNS Gallup Media», с учетом развития высокоскоростного Интернета и уменьшения традиционного телесмотрения (с экрана телевизора) другие российские медиахолдинги будут реже продавать права на показ контента сторонним каналам. [61]

Отсутствие возможности рисковать ограничивает возможности канала и не позволяет менять эфирную сетку даже в праздничные дни. В отличие от 2011 года, когда в новогоднюю ночь был показан премьерный концерт певца Богдана Титомира, на тот момент выступавшего лицом канала «Перец», в 2014 году запустили повтор «Дискотеки 80-х» за 2006 год и повторы программ «Анекдоты», «+100500» и «Улетное видео» (табл. 2.4):

Таблица 2.4. Прайм-таймовая эфирная сетка канала «Перец» 31 декабря 2014 года

Время

Название

Жанр

1

2

3

19:00

Фестиваль «Авторадио» «Дискотека 80-х»

Музыкальный концерт

23:55

Новогоднее обращение Президента РФ Путина В.В.

Обращение Президента

00:05

Анекдоты

Юмористическое скетч-шоу

02:05

+100500

Юмористическое UGC-шоу

04:05

Улетное видео

Остросюжетное UGC-шоу


Из таблицы 2.4 видно, что в праздничной сетке канала за исключением фестиваля «Авторадио» выходили те же программы, что и обычно - никаких новогодних спецпроектов показано в эфире не было. В результате подобного программирования телеканал «Перец» занял последнее место среди 25 федеральных каналов, получив 0,1% зрительской аудитории. [61]

На наш взгляд, основная проблема телеканала «Перец» в том, что за все время своего существования в эфире канала не появилось ни одного суперхита, вызвавшего значительный резонанс среди телеаудитории (хитовые «Дорожные войны» и «Улетное видео», как было сказано ранее, были запущены еще на ДТВ). К примеру у телеканала «Пятница!», появившегося на два года позже «Перца» и уже обгоняющего его по доле аудитории, рейтинг-мейкером эфира стал проект «Орел и решка» и всевозможные его вариации. Как результат, у «Пятницы!» наблюдается положительная динамика доли аудитории, в отличие от «Перца», который уже эксплуатирует шестой год эксплуатирует любительские видео, не создавая ничего принципиально нового.

Таким образом, по итогам данного параграфа можно сделать вывод: популярность телеканала «Перец», выпуск в эфир которого является основным видом деятельности ЗАО «ТВ Дарьял», катастрофически быстро падает, и среди федеральных каналов у канала «Перец» наибольший отток зрительской аудитории. Данное положение дел связано с падением популярности программ-хедлайнеров эфира, отсутствием новых хитов и ростом конкуренции со стороны вещателей информационного контента.

2.3 Анализ финансового состояния ЗАО «ТВ Дарьял»

Стагнация, впоследствии превратившаяся в падение рейтингов канала «Перец» и высокое количество «провалившихся» проектов («Слежка», «Будущее», «Очень страшная правда», «Четыре мачо и неудача» и многие другие) не могла не сказаться на результатах финансовой деятельности канала.

Финансовое состояние ЗАО «ТВ Дарьял» и его устойчивость в значительной степени зависит от того, каким имуществом располагает предприятие, в какие активы вложен капитал, и какой доход они приносят.

Сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, содержатся в активе баланса. В данном случае речь идет о средствах предприятия, либо принадлежащих ему на праве собственности, либо о которых предполагается, что в соответствии с договором право собственности на них перейдет в некотором будущем и которые в силу этого поставлены на баланс предприятия. Именно этим объясняется тот факт, что в оценке имущественного положения предприятия используется ряд показателей, рассчитываемых по данным бухгалтерской отчетности.

Похожие работы на - Разработка плана развития предприятия сферы кино и телевидения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!