Понятия и типология инноваций

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    141 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятия и типология инноваций

Содержание

Введение

1. Понятие инноваций

. Типология инноваций

3. Институциональная типология инноваций

Заключение

Список использованных источников

Введение


В последнее время интерес к инновациям чрезвычайно возрос, необходимость их разработки и внедрения в российскую практику рекомендуется верхними уровнями власти Российской Федерации. С инновационной деятельностью связывают будущее страны. И хотя законодательно закрепленного понятия инноваций в России пока нет, тем не менее, эта категория тщательно исследуется, в том числе официальными статистическими структурами.

Подходы к типологии инноваций разнообразны, существуют представления различных авторов. В институциональной науке также имеется свой подход к типологии инноваций как блага и типология субъектов инноваций, взаимосвязи между первыми и вторыми раскрывают преимущества использования отдельных типов инноваций определенными субъектами инноваций. Таким образом, тема данной работы достаточно актуальна.

Целью работы стало изучить типы инноваций, в том числе с точки зрения институциональной экономики. Для этого решены следующие задачи:

.        Проанализирована литература по данной тематике;

.        Рассмотрена сущность инноваций и подходы к их понятию;

.        Исследована типология инноваций различных авторов.

По возможности в работе были использованы свежие источники информации, включая законодательные акты.

1. Понятие инноваций


В житейском понимании термин "инновация" ассоциируется, прежде всего, с изобретением нового, внедрением последних достижений науки и техники в различные сферы жизни. Обыватель инновацию интерпретирует как "улучшение", "новшество", в какой-то степени даже "изобретение". Однако для использования в научной, законодательной практике следует четко усвоить различия между этими словами (рисунок 1).

Рисунок 1 - Понятия "улучшение", "новшество", изобретение", "инновация"

В целом понятие "инновация" - достаточно сложное и многогранное, изучению его посвящено большое число исследований, но, несмотря на это, общепринятого определения инноваций в науке не существует. Можно выделить три основных подхода к рассмотрению данного термина (рисунок 2). [7, эл/с]

Рисунок 2 - Подходы к определению инновации

По Б. Твиссу инновации - это процесс, объединяющий науку, технику, экономику и управление, так как заключается в достижении новизны и продолжается от появления идеи до ее коммерческой реализации в виде производства, обмена, потребления.

Согласно трактовке И.Н. Молчанова инновация является результатом научного труда, направленного на совершенствование общественной деятельности и предназначенного для реализации в общественном производстве. [7, эл/с]

Новиков В.С. в своем учебнике ссылается на широкое определение Оксфордского толкового словаря, в котором инновация - это новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате которого фирма получает преимущество перед конкурентами. [3, эл/с]

В Российской Федерации в настоящее время отсутствуют нормативные положения федерального уровня, закрепляющие понятие инноваций. И хотя оно используется во многих нормативных правовых актах, тем не менее, легального определения инноваций в российском федеральном законодательстве нет. Но нельзя сказать, что работа в этом направлении не ведется.

Еще в 1999 году Госдума приняла Федеральный закон "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской федерации", согласно которому под инновациями или нововведениями понимался конечный результат инновационной деятельности, воплотившийся в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (инновация-продукт), нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого на практике (инновация-процесс). [2, эл/с]

Однако данный закон был отклонен президентом РФ по причине отсутствия четкого обозначения предмета регулирования и критериев, по которым продукт или технологический процесс следует относить к новым или усовершенствованным, а деятельность по созданию этого продукта или технологического процесса - к инновационной. [1, эл/с]

Позже, в 2010 году предпринимались попытки закрепить понятия "инновация", "инновационная деятельность" в федеральном законе "Об инновационной деятельности в Российской Федерации", однако из-за ряда недоработок подготовленный закон так же остался проектом. [6, эл/с]

Тем не менее, несмотря на отсутствие формального (законодательно закрепленного на федеральном уровне) института инноваций, в российской практике данное понятие активно используется.

В частности, в системе Росстата существуют формы статистического наблюдения (№№4-инновация, 2-МП-инновация), которые хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять в органы государственной статистики, заполняя их в соответствии с официальной статистической методологией.

По методологии Росстата инновация - это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (товара, работы, услуги), производственного процесса, нового маркетингового метода или организационного метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей. [9, эл/с]

Данное определение инноваций можно считать цельным, понятным, кратко сформулированным и при этом достаточно емким.

 

. Типология инноваций


Классик неоэкономической теории Й. Шумпетер определил пять разновидностей инноваций (рисунок 3). [8, С. 61-62]

Рисунок 3 - Типы инноваций по Й. Шумпетеру

Немецкий ученый Герхард Менш предложил свою классификацию инноваций по степени значимости. Он выделил три основных вида инноваций (рисунок 4). [7, эл/с]

Рисунок 4 - Типы инноваций по Г. Меншу

В статистической практике РФ выделяется три вида инноваций (рисунок 5).

Рисунок 5 - Типы инноваций по методологии Росстата

Как изображено на рисунке 5, технологические инновации могут выступать как продукт-инновации и как процесс-инновации. Новиков В.С. выделяет еще один вид технологических инноваций - сервис-ииновация.

Сервис-инновация - инновация, связанная с обслуживанием процессов использования продукта за пределами предприятия (например, программное обеспечение компьютеров). [3, эл/с]

Существует еще множество классификаций инноваций - по сфере приложения, по характеру удовлетворяемых потребностей, по глубине изменений, по причинам возникновения, по характеру воздействия на рыночно-технологические возможности фирмы, по масштабам распространения, по роли в процессе производства, по характеру связи с научным знанием и др. Однако в данной работе наиболее подробно следует рассмотреть институциональную типологию инноваций.

3. Институциональная типология инноваций


Долгосрочный экономический рост, к которому стремится любое государство, зависит от особых институциональных условий, создающих стимулы для инновационной деятельности экономических агентов. Поэтому необходимо понимать характеристики тех или иных типов инноваций и тех субъектов, которые могут их осуществить, с институциональной точки зрения.

В учебнике Олейника А.Н. инновации классифицированы с позиций стимулов к их осуществлению и с помощью теории общественного выбора как противопоставление частных и общественных благ. Также, по его мнению, в ряде случаев инновациям можно приписать характер клубных благ.

Общественное благо - это благо, которое потребляется всеми гражданами коллективно независимо от того, платят люди за него или нет. Оно имеет два характерных свойства: неизбирательность и неисключаемость в потреблении.

Частное благо - это благо, каждая часть которого может быть продана за отдельную плату, то есть в противоположность общественному благу оно обладает избирательностью и исключаемостью. [4, С. 430]

Клубное благо - это смешанное общественное благо, доступ к его потреблению ограничен, при этом его потребители, имеющие доступ, делят между собой выгоды и издержки от этого блага. Клубное благо производится без вмешательства государства. [10, С. 5]

Таким образом, классификацию инноваций с позиций теории общественного выбора можно представить схематично (рисунок 6).

Рисунок 6 - Типология инноваций по теории общественного выбора

Инновация в виде изменения институциональных рамок деятельности является общественным благом по отношению ко всем ее участникам.

Инновация в виде создания нового продукта - это по своей сути производство частного блага, особенно учитывая наличие патентов, защищающих права на изобретения. В первое время после своего выхода на рынок новый продукт находится в монопольном положении, его создатель получает монопольную сверхприбыль - так называемую "ренту инноватора", которая и призвана стимулировать инновационную деятельность.

Характер клубных благ инновации приобретают на уровне организаций. Число их пользователей ограничено членами организации - инсайдерами. Проконтролировать использование инновации инсайдерами затруднительно. Отсюда исходит характеристика инноваций как клубных благ. [5, С. 40]

Также необходимо типологизировать субъектов инноваций, то есть тех экономических агентов, которые производят (осуществляют) инновации. Каждый тип субъекта инноваций имеет свою мотивацию и действует по особым правилам или по особому типу соглашения (рисунок 7).

Рисунок 7 - Типы субъектов инноваций

В данной схеме два типа субъектов - предприниматели и фирмы - объединены в один блок по причине схожести целей и вида соглашения. Олейник А.Н. выделяет еще два типа субъектов инноваций: группы и социальные движения.

Под группой понимаются объединенные общей целью люди, между которыми властные отношения невозможны. Люди образуют группы для того, чтобы объединить свои усилия с единомышленниками, которые стремятся к достижению таких же целей. Существует три способа формирования групп (рисунок 8). [5, С. 40]


Группа отличается и от домашнего хозяйства, и от фирмы, и от государства, и действует на основе компромисса между тремя соглашениями - традиционным, рыночным и гражданским. Цель группы - максимизация совокупной полезности ее участников на основе использования социальных связей.

Социальное движение, по Алену Турэну (известному исследователю социальных движений), зарождается на основе конфликта действующего агента (преобразователя) и его противника в сфере управления культурными ресурсами и производительными силами. Социальное движение опирается на такие виды соглашений как традиционное, индустриальное, гражданское. Отличие социального движения от группы заключается в том, что оно защищает интересы не только своих непосредственных участников, но и всех имеющих сходные интересы людей. Пример: принцип женской солидарности. инновация типология институциональный благо

Для понимания того, как инновации влияют на долгосрочный рост социально-экономической системы, необходимо связать тип инновации с оценкой стимулов к ее осуществлению различных субъектов (рисунки 9, 10, 11). [5, С. 40]

Стрелка на рисунках показывает направление снижения интереса субъектов инноваций.

Рисунок 9 - Взаимосвязь инновации как частного блага с типами субъектов инноваций

Очевидно, что в отношении инновации, представляющей собой частное благо, максимально будет задействован потенциал предпринимателя. Группа, имея слабые стимулы к данному виду инноваций, могла бы повысить их, решив конфликт распределения прибыли достаточно легко путем использования социальных санкций и эффекта репутации, то есть собственных выработанных в группе мер воздействия на индивида. Фирмы и домашние хозяйства не заинтересованы в данном виде инноваций, социальные движения и государство относятся к нему отрицательно.

Наибольший интерес к клубным инновациям возникает у групп, так как они имеют наиболее подходящую для этого структуру. Предприниматель может повысить свои слабые стимулы, оперевшись на организационную структуру, фирму и передав часть полномочий, связанных с доступом к результатам инновации, другим лицам. Фирма и домашнее хозяйство, как и в случае частного блага, нейтральны к подобного рода инновациям. Отношение социальных движений и государства к клубным инновациям отрицательно.

Рисунок 10 - Взаимосвязь инновации как клубного блага с типами субъектов  инноваций

В производстве общественных благ в большей степени заинтересовано государство, затем по шкале сокращения интереса находятся социальное движение, фирма и группа. При этом фирма может повысить свои стимулы за счет использования принуждения для финансирования инноваций, но в ограниченных по сравнению с государством масштабах.

Рисунок 11 - Взаимосвязь инновации как общественного блага с типами субъектов  инноваций

Предприниматель нейтрален к общественным инновациям, а домашнее хозяйство имеет негативную оценку.

Так выглядят взаимосвязи трех типов инноваций и шести типов субъектов инноваций. Каждый из субъектов инноваций - предприниматель, группа, фирма, домашнее хозяйство, социальное движение, государство - имеет сравнительные преимущества в осуществлении одного из типов инноваций, носящих характер частных, клубных или общественных благ.

Заключение


На основе изученных источников литературы в работе рассмотрена, во-первых, сущность понятия инноваций как изменения, как процесса и как результата, его отличия от других схожих понятий (улучшение, новшество, изобретение), приведено определение инноваций из российской статистической практики.

Во-вторых, изучены подходы к типологии инноваций различных авторов - пять разновидностей Й. Шумпетера, три типа Г. Менша, четыре типа, предложенных методологией Росстата (включая экологические инновации), подтипы инноваций В.С. Новикова.

В-третьих, более подробно приведена институциональная типология инноваций, в которой предмет исследования рассматривается как общественное, частное и клубное благо, а среди субъектов инноваций выделено шесть, каждый из которых имеет свою мотивацию по использованию того или иного типа инноваций.

В итоге можно сделать вывод, что в инновациях, относящихся к частным благам, заинтересованы в большей степени предприниматели, относящихся к клубным благам - группы, а к общественным благам - государство. Эти обстоятельства должны быть основой политики управления инновационной деятельностью.

Список использованных источников


Нормативные акты

. Проект Федерального закона "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской федерации" [Электронный ресурс]. Доступ из справ. - правовой системы "ГАРАНТ" (по состоянию на 28.10.2014).

Учебники и статьи

. Новиков В.С. Инновации в туризме. М.: ИЦ "Академия", 2007. - 208 с. [Электронный ресурс] Режим доступа:://tourlib.net/books_tourism/novikov.htm.

. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: [учебник для вузов] / Р.М. Нуреев. - М., 2008. - 560 с.: ил. - Рек. УМО.

. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2002. 416 с. (Серия "Высшее образование"). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://uchebnik.biz/book/344-institucionalnaya-yekonomika/23-lekciya-14-import-institutov-141-revolyucionnyj-variant-razvitiya-institutov.html.

. Осипов В. (заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по науке и наукоемким технологиям). Закон об инновационной деятельности / Аккредитация в образовании (электронный журнал об образовании). Дата публикации: 27.12.2010. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.akvobr.ru.

. Шавель А.В. Сущность понятия "инновация" как экономической категории / Управление экономическими системами (электронный научный журнал). Дата публикации: 31.10.2013. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.uecs.ru.

. Шумпетер Йозеф Алоис (Schumpeter Joseph Alois). Теория экономического развития. / Перевод В.С. Автономова и т.д. Воспроизводится по изданию: Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. Директмедиа Паблишинг, Москва, 2008, 203 с.

Интернет-источники

. Методологические пояснения (инновации) / Официальный сайт Кировстата. Дата публикации: 31.01.2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kirovstat.gks.ru - Загл. с экрана.

. Садовникова Е.Н. Парадоксы общественных благ. Воронежский институт экономики и социального управления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/issues/2011/4/sadovnikova.pdf - Загл. с экрана.

Похожие работы на - Понятия и типология инноваций

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!