Понятия и типология инноваций
Содержание
Введение
1. Понятие
инноваций
. Типология
инноваций
3.
Институциональная типология инноваций
Заключение
Список
использованных источников
Введение
В последнее время интерес к инновациям чрезвычайно возрос, необходимость
их разработки и внедрения в российскую практику рекомендуется верхними уровнями
власти Российской Федерации. С инновационной деятельностью связывают будущее
страны. И хотя законодательно закрепленного понятия инноваций в России пока
нет, тем не менее, эта категория тщательно исследуется, в том числе
официальными статистическими структурами.
Подходы к типологии инноваций разнообразны, существуют представления
различных авторов. В институциональной науке также имеется свой подход к
типологии инноваций как блага и типология субъектов инноваций, взаимосвязи
между первыми и вторыми раскрывают преимущества использования отдельных типов
инноваций определенными субъектами инноваций. Таким образом, тема данной работы
достаточно актуальна.
Целью работы стало изучить типы инноваций, в том числе с точки зрения
институциональной экономики. Для этого решены следующие задачи:
. Проанализирована литература по данной тематике;
. Рассмотрена сущность инноваций и подходы к их понятию;
. Исследована типология инноваций различных авторов.
По возможности в работе были использованы свежие источники информации,
включая законодательные акты.
1. Понятие
инноваций
В житейском понимании термин "инновация" ассоциируется, прежде
всего, с изобретением нового, внедрением последних достижений науки и техники в
различные сферы жизни. Обыватель инновацию интерпретирует как
"улучшение", "новшество", в какой-то степени даже
"изобретение". Однако для использования в научной, законодательной
практике следует четко усвоить различия между этими словами (рисунок 1).
Рисунок 1 - Понятия "улучшение", "новшество",
изобретение", "инновация"
В целом понятие "инновация" - достаточно сложное и
многогранное, изучению его посвящено большое число исследований, но, несмотря
на это, общепринятого определения инноваций в науке не существует. Можно
выделить три основных подхода к рассмотрению данного термина (рисунок 2). [7,
эл/с]
Рисунок 2 - Подходы к определению инновации
По Б. Твиссу инновации - это процесс, объединяющий науку, технику,
экономику и управление, так как заключается в достижении новизны и продолжается
от появления идеи до ее коммерческой реализации в виде производства, обмена,
потребления.
Согласно трактовке И.Н. Молчанова инновация является результатом научного
труда, направленного на совершенствование общественной деятельности и
предназначенного для реализации в общественном производстве. [7, эл/с]
Новиков В.С. в своем учебнике ссылается на широкое определение
Оксфордского толкового словаря, в котором инновация - это новый подход к
конструированию, производству или сбыту товара, в результате которого фирма
получает преимущество перед конкурентами. [3, эл/с]
В Российской Федерации в настоящее время отсутствуют нормативные
положения федерального уровня, закрепляющие понятие инноваций. И хотя оно
используется во многих нормативных правовых актах, тем не менее, легального
определения инноваций в российском федеральном законодательстве нет. Но нельзя
сказать, что работа в этом направлении не ведется.
Еще в 1999 году Госдума приняла Федеральный закон "Об инновационной
деятельности и государственной инновационной политике в Российской
федерации", согласно которому под инновациями или нововведениями понимался
конечный результат инновационной деятельности, воплотившийся в виде нового или
усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (инновация-продукт),
нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого на
практике (инновация-процесс). [2, эл/с]
Однако данный закон был отклонен президентом РФ по причине отсутствия
четкого обозначения предмета регулирования и критериев, по которым продукт или
технологический процесс следует относить к новым или усовершенствованным, а
деятельность по созданию этого продукта или технологического процесса - к
инновационной. [1, эл/с]
Позже, в 2010 году предпринимались попытки закрепить понятия
"инновация", "инновационная деятельность" в федеральном
законе "Об инновационной деятельности в Российской Федерации", однако
из-за ряда недоработок подготовленный закон так же остался проектом. [6, эл/с]
Тем не менее, несмотря на отсутствие формального (законодательно
закрепленного на федеральном уровне) института инноваций, в российской практике
данное понятие активно используется.
В частности, в системе Росстата существуют формы статистического
наблюдения (№№4-инновация, 2-МП-инновация), которые хозяйствующие субъекты
обязаны предоставлять в органы государственной статистики, заполняя их в
соответствии с официальной статистической методологией.
По методологии Росстата инновация - это конечный результат инновационной
деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного
продукта (товара, работы, услуги), производственного процесса, нового маркетингового
метода или организационного метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест
или организации внешних связей. [9, эл/с]
Данное определение инноваций можно считать цельным, понятным, кратко
сформулированным и при этом достаточно емким.
. Типология
инноваций
Классик неоэкономической теории Й. Шумпетер определил пять разновидностей
инноваций (рисунок 3). [8, С. 61-62]
Рисунок 3 - Типы инноваций по Й. Шумпетеру
Немецкий ученый Герхард Менш предложил свою классификацию инноваций по
степени значимости. Он выделил три основных вида инноваций (рисунок 4). [7,
эл/с]
Рисунок 4 - Типы инноваций по Г. Меншу
В статистической практике РФ выделяется три вида инноваций (рисунок 5).
Рисунок 5 - Типы инноваций по методологии Росстата
Как изображено на рисунке 5, технологические инновации могут выступать
как продукт-инновации и как процесс-инновации. Новиков В.С. выделяет еще один
вид технологических инноваций - сервис-ииновация.
Сервис-инновация - инновация, связанная с обслуживанием процессов
использования продукта за пределами предприятия (например, программное
обеспечение компьютеров). [3, эл/с]
Существует еще множество классификаций инноваций - по сфере приложения,
по характеру удовлетворяемых потребностей, по глубине изменений, по причинам
возникновения, по характеру воздействия на рыночно-технологические возможности
фирмы, по масштабам распространения, по роли в процессе производства, по
характеру связи с научным знанием и др. Однако в данной работе наиболее
подробно следует рассмотреть институциональную типологию инноваций.
3. Институциональная
типология инноваций
Долгосрочный экономический рост, к которому стремится любое государство,
зависит от особых институциональных условий, создающих стимулы для
инновационной деятельности экономических агентов. Поэтому необходимо понимать
характеристики тех или иных типов инноваций и тех субъектов, которые могут их
осуществить, с институциональной точки зрения.
В учебнике Олейника А.Н. инновации классифицированы с позиций стимулов к
их осуществлению и с помощью теории общественного выбора как противопоставление
частных и общественных благ. Также, по его мнению, в ряде случаев инновациям
можно приписать характер клубных благ.
Общественное благо - это благо, которое потребляется всеми гражданами
коллективно независимо от того, платят люди за него или нет. Оно имеет два
характерных свойства: неизбирательность и неисключаемость в потреблении.
Частное благо - это благо, каждая часть которого может быть продана за
отдельную плату, то есть в противоположность общественному благу оно обладает
избирательностью и исключаемостью. [4, С. 430]
Клубное благо - это смешанное общественное благо, доступ к его
потреблению ограничен, при этом его потребители, имеющие доступ, делят между
собой выгоды и издержки от этого блага. Клубное благо производится без
вмешательства государства. [10, С. 5]
Таким образом, классификацию инноваций с позиций теории общественного
выбора можно представить схематично (рисунок 6).
Рисунок 6 - Типология инноваций по теории общественного выбора
Инновация в виде изменения институциональных рамок деятельности является
общественным благом по отношению ко всем ее участникам.
Инновация в виде создания нового продукта - это по своей сути
производство частного блага, особенно учитывая наличие патентов, защищающих
права на изобретения. В первое время после своего выхода на рынок новый продукт
находится в монопольном положении, его создатель получает монопольную
сверхприбыль - так называемую "ренту инноватора", которая и призвана
стимулировать инновационную деятельность.
Характер клубных благ инновации приобретают на уровне организаций. Число
их пользователей ограничено членами организации - инсайдерами.
Проконтролировать использование инновации инсайдерами затруднительно. Отсюда
исходит характеристика инноваций как клубных благ. [5, С. 40]
Также необходимо типологизировать субъектов инноваций, то есть тех
экономических агентов, которые производят (осуществляют) инновации. Каждый тип
субъекта инноваций имеет свою мотивацию и действует по особым правилам или по
особому типу соглашения (рисунок 7).
Рисунок 7 - Типы субъектов инноваций
В данной схеме два типа субъектов - предприниматели и фирмы - объединены
в один блок по причине схожести целей и вида соглашения. Олейник А.Н. выделяет
еще два типа субъектов инноваций: группы и социальные движения.
Под группой понимаются объединенные общей целью люди, между которыми
властные отношения невозможны. Люди образуют группы для того, чтобы объединить
свои усилия с единомышленниками, которые стремятся к достижению таких же целей.
Существует три способа формирования групп (рисунок 8). [5, С. 40]
Группа отличается и от домашнего хозяйства, и от фирмы, и от государства,
и действует на основе компромисса между тремя соглашениями - традиционным,
рыночным и гражданским. Цель группы - максимизация совокупной полезности ее
участников на основе использования социальных связей.
Социальное движение, по Алену Турэну (известному исследователю социальных
движений), зарождается на основе конфликта действующего агента
(преобразователя) и его противника в сфере управления культурными ресурсами и
производительными силами. Социальное движение опирается на такие виды
соглашений как традиционное, индустриальное, гражданское. Отличие социального
движения от группы заключается в том, что оно защищает интересы не только своих
непосредственных участников, но и всех имеющих сходные интересы людей. Пример:
принцип женской солидарности. инновация типология институциональный благо
Для понимания того, как инновации влияют на долгосрочный рост
социально-экономической системы, необходимо связать тип инновации с оценкой
стимулов к ее осуществлению различных субъектов (рисунки 9, 10, 11). [5, С. 40]
Стрелка на рисунках показывает направление снижения интереса субъектов
инноваций.
Рисунок 9 - Взаимосвязь инновации как частного блага с типами субъектов
инноваций
Очевидно, что в отношении инновации, представляющей собой частное благо,
максимально будет задействован потенциал предпринимателя. Группа, имея слабые
стимулы к данному виду инноваций, могла бы повысить их, решив конфликт
распределения прибыли достаточно легко путем использования социальных санкций и
эффекта репутации, то есть собственных выработанных в группе мер воздействия на
индивида. Фирмы и домашние хозяйства не заинтересованы в данном виде инноваций,
социальные движения и государство относятся к нему отрицательно.
Наибольший интерес к клубным инновациям возникает у групп, так как они
имеют наиболее подходящую для этого структуру. Предприниматель может повысить
свои слабые стимулы, оперевшись на организационную структуру, фирму и передав
часть полномочий, связанных с доступом к результатам инновации, другим лицам.
Фирма и домашнее хозяйство, как и в случае частного блага, нейтральны к
подобного рода инновациям. Отношение социальных движений и государства к
клубным инновациям отрицательно.
Рисунок 10 - Взаимосвязь инновации как клубного блага с типами субъектов
инноваций
В производстве общественных благ в большей степени заинтересовано
государство, затем по шкале сокращения интереса находятся социальное движение,
фирма и группа. При этом фирма может повысить свои стимулы за счет
использования принуждения для финансирования инноваций, но в ограниченных по
сравнению с государством масштабах.
Рисунок 11 - Взаимосвязь инновации как общественного блага с типами
субъектов инноваций
Предприниматель нейтрален к общественным инновациям, а домашнее хозяйство
имеет негативную оценку.
Так выглядят взаимосвязи трех типов инноваций и шести типов субъектов
инноваций. Каждый из субъектов инноваций - предприниматель, группа, фирма,
домашнее хозяйство, социальное движение, государство - имеет сравнительные
преимущества в осуществлении одного из типов инноваций, носящих характер частных,
клубных или общественных благ.
Заключение
На основе изученных источников литературы в работе рассмотрена,
во-первых, сущность понятия инноваций как изменения, как процесса и как
результата, его отличия от других схожих понятий (улучшение, новшество,
изобретение), приведено определение инноваций из российской статистической
практики.
Во-вторых, изучены подходы к типологии инноваций различных авторов - пять
разновидностей Й. Шумпетера, три типа Г. Менша, четыре типа, предложенных
методологией Росстата (включая экологические инновации), подтипы инноваций В.С.
Новикова.
В-третьих, более подробно приведена институциональная типология
инноваций, в которой предмет исследования рассматривается как общественное,
частное и клубное благо, а среди субъектов инноваций выделено шесть, каждый из
которых имеет свою мотивацию по использованию того или иного типа инноваций.
В итоге можно сделать вывод, что в инновациях, относящихся к частным
благам, заинтересованы в большей степени предприниматели, относящихся к клубным
благам - группы, а к общественным благам - государство. Эти обстоятельства
должны быть основой политики управления инновационной деятельностью.
Список
использованных источников
Нормативные
акты
. Проект
Федерального закона "Об инновационной деятельности и государственной
инновационной политике в Российской федерации" [Электронный ресурс].
Доступ из справ. - правовой системы "ГАРАНТ" (по состоянию на
28.10.2014).
Учебники и
статьи
. Новиков
В.С. Инновации в туризме. М.: ИЦ "Академия", 2007. - 208 с.
[Электронный ресурс] Режим доступа:://tourlib.net/books_tourism/novikov.htm.
. Нуреев Р.М.
Курс микроэкономики: [учебник для вузов] / Р.М. Нуреев. - М., 2008. - 560 с.:
ил. - Рек. УМО.
. Олейник
А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2002. 416 с.
(Серия "Высшее образование"). [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://uchebnik.biz/book/344-institucionalnaya-yekonomika/23-lekciya-14-import-institutov-141-revolyucionnyj-variant-razvitiya-institutov.html.
. Осипов В.
(заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по науке и
наукоемким технологиям). Закон об инновационной деятельности / Аккредитация в
образовании (электронный журнал об образовании). Дата публикации: 27.12.2010.
[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.akvobr.ru.
. Шавель А.В.
Сущность понятия "инновация" как экономической категории / Управление
экономическими системами (электронный научный журнал). Дата публикации:
31.10.2013. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.uecs.ru.
. Шумпетер
Йозеф Алоис (Schumpeter Joseph Alois). Теория экономического развития. /
Перевод В.С. Автономова и т.д. Воспроизводится по изданию: Шумпетер Й.А. Теория
экономического развития. М.: Прогресс, 1982. Директмедиа Паблишинг, Москва,
2008, 203 с.
Интернет-источники
.
Методологические пояснения (инновации) / Официальный сайт Кировстата. Дата
публикации: 31.01.2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://kirovstat.gks.ru - Загл. с экрана.
. Садовникова
Е.Н. Парадоксы общественных благ. Воронежский институт экономики и социального
управления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/issues/2011/4/sadovnikova.pdf
- Загл. с экрана.