Особенности разработки и управления инновационными проектами в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    827,37 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности разработки и управления инновационными проектами в России

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ИННОВАЦИИ

ГЛАВА 2. РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

2.1 Использование новых технологий для модернизации российской промышленности        

2.2 Анализ системы внешних источников финансирования малых инновационных предприятий в регионе (на примере Липецкой области)

ГЛАВА 3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

финансирование инновационный технология

Успех инновационной деятельности и развития любого промышленного предприятия в рыночной экономике определяется конечными финансовыми результатами от реализации «нового продукта», достижение которых зависит от ряда ключевых факторов. Между конечными результатами коммерциализации «нового продукта» и ключевыми факторами существуют сложные причинно-следственные зависимости.

Раскрытие механизма воздействия факторов на конечные результаты коммерциализации позволяет определить подходы к построению методики оценки «нового продукта», которая может быть применена как на ранних стадиях его проектирования, так и на последующих этапах жизненного цикла.

Новый продукт считается инновационным, если он востребован рынком и обеспечивает производителю получение прибыли. Разработчики и производители нового продукта заинтересованы в оценке ожидаемого успеха коммерциализации продукта на ранних стадиях его проектирования. На всех последующих этапах жизненного цикла продукта также необходимо оценивать результаты его продвижения на рынок.

Оценки успеха коммерциализации нововведений позволяют принимать решение о внесении соответствующих изменений для продления его жизни на рынке. Анализ результатов коммерциализации продукта позволяет определять момент запуска альтернативной инновации для удержания целевого сегмента рынка, однако построение их оценки представляет собой сложную задачу.

Проведено исследование причинно-следственных связей между коммерциализацией продукта, его инновационностью, ресурсами и условиями, при которых достигается успех инновации на рынке. Сформулировано определение инновационного потенциала как модели оценки эффективности достижения коммерческого результата. Предложена числовая мера оценки инновационного потенциала продукта. Данная мера характеризует способность нового продукта обеспечивать получение высоких результатов коммерциализации при рациональном использовании ресурсов, выделяемых на управление его жизненным циклом. Этим обусловлена актуальность данной работы.

Целью работы является анализ российского и зарубежного опыта реализации и внедрения инновационных проектов. Исходя из данной цели, можно выделить следующие задачи работы:

рассмотреть теоретические аспекты модернизации и инновации;

проанализировать использование новых технологий для модернизации российской промышленности;

провести анализ системы внешних источников финансирования малых инновационных предприятий в регионе (на примере Липецкой области);

рассмотреть зарубежный опыт внедрения новых технологий и инновационной экономики.

В работе рассмотрены некоторые вопросы развития инновационного потенциала предприятия. Даны понятия новшества и инновации в их взаимосвязи между собой. Приведены виды новшеств и инноваций. Проанализировано влияние внедрения различных инноваций на глубину изменения существующих производственных систем. Подробно рассмотрена пятая стадия инновационного процесса - научно-техническая подготовка к выпуску новой инновационной продукции. Приведены отдельные факторы, тормозящие внедрение инновационных процессов в стране.

Исследуются проблемы управления инновационным потенциалом промышленного предприятия. Рассматривается процедура формирования инновационной стратегии на предприятии. Предлагаются методические рекомендации по оценке инновационного потенциала.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ИННОВАЦИИ

Процесс устойчивого роста экономики закономерно связан с модернизацией и формированием его инвестиционно-инновационной системы - последовательным возрастанием капитальных вложений и улучшением качественной характеристики применяемых ресурсов

Модерниза́ция - (от англ. Modern - обновленный, современный) это быстрый рост научных знаний. Также модернизацию определяют как обновление объектов, приведение их в соответствие с новым набором требований и норм, технических условий, показателей качества.

В историческом значении под модернизацией понимают макропроцесс, который обуславливает переход от традиционного типа общества к модерному типу, от аграрного <#"722786.files/image001.gif">






бенно затруднено в области синхронизации затрат и результатов, отдаленных не только длительностью локальных инвестиционных циклов и сроков службы средств, но и намного большей длительностью всего хозяйственного оборота. Это предъявляет особые требования к разработке методических рекомендаций, вариантов и нормативных материалов, определяющих основные принципы управления инновационной деятельностью с учетом имеющейся типологии и видов хозяйствования [9, с. 9].

Конструктивные элементы, входящие в конкретную хозяйственную систему, имеют очень широкий спектр, всегда опираются на общесистемную технологию формирования и управления инновационными системами. Становится очевидным, что управление полноценным технологическим циклом «наука-производство-рынок», ориентированное на эффективное движение главных стадий: финансовой, научно-технической, производственной и рыночной, исключительно более важное, чем управление сферами по отдельности. Поэтому модернизация инновационных систем в экономике может быть рассмотрена с разных позиций и с разной степенью детализации, поскольку принципы действия данной системы отражаются как в многоуровневых связях, так и на различных стадиальных интервалах.

По своей сути, реальный сектор экономики характеризуется не только сферой производства и реализации товаров, но и степенью участия в финансовых рынках, динамикой инвестирования, степенью применения результатов инноваций. Системный подход к анализу инновационных проблем предусматривает использование многоуровневой стратификации экономики, проведение комплекса научно-обоснованных макро, мезо- и микроэкономических мер эффективного управления инвестиционно-инновационной системой [10, с. 121].

С этой точки зрения, «модернизация инновацинной системы - понятие гораздо более широкое, чем представлялось ранее. Включение его в экономическую систему дает возможность раскрыть объективную природу происходящих радикальных изменений в логике, структуре и содержание всех основных составляющих экономической деятельности» [11, с.4].

Следует отметить, что модернизация экономики страны не может быть ограничена «догоняющей» модернизацией физического капитала, связана с преобразованием в соответствии с современными требованиями и национальными приоритетами, организационными и ресурсными возможностями всей системы экономических отношений, распространяется на институциональную структуру экономики России. Именно такой подход позволяет говорить о приобретении стратегией модернизации экономики характерных черт и элементов стратегии инновационного развития, обеспечивает приоритет качественных факторов, то есть новых технологий, моделей управления, тотальной информатизации.

Резюмируя, отметим, что для поэтапного вывода экономики из кризисного состояния самым прогрессивным и надежным вариантом является формирование и периодическая модернизация инвестиционно-инновацинной системы - реализация достижений научно-технического, передового опыта в производстве. Это означает, что императив уравнивания технико-технологической отсталости отдельных отраслей, улучшения качественных характеристик кадрового персонала, а также перехода на новые формы рыночного функционирования тесно связан <#"722786.files/image005.gif">


 решением триединой задачи: достижение нестационарного темпа инвестиционно-инновацинной деятельности; повышение контрольной роли государства в бюджетном финансировании отсталых отраслей и увеличении их возможности активно использовать достижения НТП; формирование и укрепление институциональных и правовых основ для устранения опасных межотраслевых финансово-инвестиционных противоречий [12, с. 78].

Следовательно, в среде экономических понятий «модернизация инвестиционно-инновационной системы» занимает свое существенное место и выражает собой более расширенную трактовку дефиниций экономической теории и конкретных практических задач, рассматриваемых с различных позиций и меняющихся ценностей экономической системы.

С переходом на новые условия хозяйствования появляются совершенно новые подходы к разработке и развитию инновационной деятельности, которые вынуждают предпринимателей коренным образом менять принятый стиль управления - переходить на совершенно иные формы экономической деятельности, которые становятся более значимыми в части повышения роли интеллектуального капитала, профессиональной компетентности персонала. Высокая конкуренция на товарных рынках сегодня поставила перед их субъектами главную задачу: для того, чтобы успешно развиваться, необходимо провести периодическую модернизацию инновационной системы экономики на основе прогрессивных методов управления.

В настоящее время среди аналитиков отсутствует единое представление о понятии «инновационный потенциал продукта». Однако словосочетание «инновационный потенциал» широко применяется в описании исследований инновационных процессов [2; 3], причем каждый исследователь понимает под инновационным потенциалом собственную систему понятий для описания инновационных возможностей объекта изучения.

В исследованиях новых продуктов понятие «инновационный потенциал» обычно применяется как описание ожидаемых успехов продукта на рынке. Довольно часто в аналитических отчетах можно встретить выражение созданный продукт обладает большим инновационным потенциалом». В такой трактовке данный термин используется для словесной характеристики качества созданного инновационного продукта.

Прежде чем дать определение понятия «инновационный потенциал нового продукта», следует рассмотреть семантику терминов «потенциал» и «инновационный». Термином «потенциал» [4] обозначается способность объекта к реализации скрытых возможностей. Применительно к новому продукту, скрытые возможности понимаются как «инновационные», т.е. сообщающие продукту новизну, которая воспринимается потребителями через свойства инновационности. Реализация в продукте свойств инновационности означает, что новое изделие при запуске на рынок должно за счет воплощенной в нем новизны достигнуть определенных результатов при его коммерциализации.

Необходимость управления жизненным циклом нового продукта требует применения системного подхода для описания сложной системы факторов, от которых зависит создание и продвижение «инновации» на рынок в условиях конкурентного окружения. Анализу должны быть подвергнуты условия формирования свойства инновационности в новом продукте и достигаемые коммерческие результаты. Прежде чем сформулировать определение понятия «инновационный потенциал нового продукта», необходимо уточнить наиболее важные принципы:

Системное представление - применение системного подхода к изучению инновационных технологий создания продукта в условиях конкурентного окружения. Предполагает рассмотрение нового объекта как элемента системы, в состав которой могут входить изучаемый новый продукт как «ядро» системы, ее внешнее окружение (продукты-конкуренты, потребители в целевых сегментах, конкурирующие предприятия), внутренние элементы системы (производитель и его технологии). Между элементами системы инновационного продукта существуют отношения, которые определяют динамические изменения значений факторов инновационности на протяжении всего жизненного цикла «инновации».

Диффузия инновации и жизненный цикл нового продукта - предполагает, что особенности этапов создания и продвижения нового продукта на рынок должны быть изучены с привлечением понятия диффузии инновации, рассматриваемой как процесс распространения информации о новом продукте между потенциальными покупателями (потребителями). Диффузионный процесс продвижения продукта на рынок определяет динамику продаж на этапах его жизненного цикла, а распространение информации о новом продукте является объективной закономерностью, которая должна быть учтена при исследовании инновационного потенциала продукта.

Диффузионный характер распространения «инновации» на этапах ее жизненного цикла необходимо изучать при исследовании инновационного потенциала нового продукта на ранних стадиях проектирования инновации, а на всех последующих этапах проводить аудит достигнутых и ожидаемых коммерческих результатов от его продаж. Такой аудит способствует принятию управленческих решений по продвижению на рынок, развитию и продлению жизни продукта на рынке. Оценка результативности продаж позволяет выделить информацию о создании и продвижении продукта, на основе которой принимаются решения о запуске улучшающих «инноваций» как нового поколения действующего продукта.

Потребительские свойства нового продукта - целью «инновации» является предоставление качественно новых преимуществ потребителям, а ее успех определяется превосходствами над продуктами-аналогами. Новый продукт должен занять долю на целевом сегменте рынка и потеснить своих конкурентов.

Затраты и достигнутые результаты при создании нового продукта - это поиск баланса между затратами, ожидаемыми и достигаемыми коммерческими результатами, который следует рассматривать как определяющий момент при разработке «инновации» и последующем продвижении ее на рынок.

ГЛАВА 2. РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

.1 Использование новых технологий для модернизации российской промышленности

Одно из направлений в процессе модернизации экономики путем внедрежния новых технологий и создания нового ряда возможностей для инновационных предпринимательств и внедрения венчурных инвестиций - это использование механизмов трансферта технологии для модернизации российских промышленных предприятий и механизмов.

В деятельности современного ряда предприятий, объем накапливаемых ими знаний и ноу-хау, ряд развиваемых ими интеллектуальных способностей, с одной стороны, становится основой в приобретении конкурентного преимущества на рынке и превращения предприятия в интеллектуальную организацию, с другой стоны, посредством этих элементов интеллектуального капитала предприятия становятся менее гибкими и конкурентоспособными.

Вместе с тем мировой финансовый кризис привел к падению производства, росту безработицы, снижению дохода населения, падению совокупного мирового спроса на группы товаров и услуг, вызвал рост рисков и угроз в экономической, политической и социальной сферах.

Для развития инновационных направлений и внедрения новых технологий в экономику в России необходима ликвидация институциональных барьеров, тормозящих процессы эффективной коммерциализация интеллектуальной собственности определенного уровня качества. При этом важнейшая закономерность процессов коммерциализации интеллектуальных объектов собственности состоит в формировании ее в региональных и федеральных структурах, в ряде крупных вузов и инновационно - активных предприятий.

Кроме того, процессы глобализации, характеризующиеся системными сдвигами в динамике мировых экономических систем, также влияют на процессы модернизации экономики и внедрения новых технологий. Если раньше успехи в предпринимательстве зависели больше от классических комбинаций факторов производства, то сегодня эти успехи в значительной степени определюется сложными комбинациями элементов знаний, интеграцией данного набора факторов и новых технологий, объединениями капиталов, и интеллектуальных информационных ресурсов.

Процессы производства и продвижения на мировые рынки наукоёмких видов продукции и новых технологий являются одними из важнейших характеристик и показателей конкурентоспособности любой страны. В последнее время, особым значением в повышении эффективности производства обладает нетехнологический, организационный и маркетинговый вид инноваций. Он находится в зачаточных состояниях в производственных сферах на российских предприятиях, и ограничивает процесс их внедрения в экономику страны.

К организационному типу нововведений относят нововведения, которые: связаны с процессом модернизации стратегии предприятия; выходом на новый тип рынка; слиянием и поглощением; внедрением международного типа стандартов в системы менеджмента качества и сертификации продукции.

Для ряда российских компаний характерным, прежде всего, является процесс внедрения системы контроля качества и сертификации продукции, подготовки персонала, управления на основе информационных технологий. Результаты практической реализации и эффективного использования имеющихся научно-технических потенциалов, новых технологий и технологических заделов в указанной области позволит российским предприятиям в среднесрочных перспективах повышать свой уровень конкурентоспособности на внутреннем и мировов рынке.

Как известно, управление новым продуктом на всем протяжении его жизненного цикла - от возникновения идеи, проектирования, запуска, роста, зрелости и до момента вывода с рынка и замены на новую инновацию - требует различных затрат. При создании продукта предприятие устанавливает приемлемые для него пропорции между понесенными / ожидаемыми затратами и достигаемыми финансовыми результатами.

Обоснование перспективности продукта и его успешности может рассматриваться как аргумент в пользу увеличения определенных статей затрат. На завершающих этапах жизненного цикла продукта принимается решение о прекращении его производства или замене на новую «инновацию». Решение принимается на основе сопоставительного анализа суммарных затрат, полученных суммарных финансовых результатов и ожидаемых результатов до момента выведения продукта с рынка. Для оценки ожидаемых результатов применяются методы оценки рисков.

Современные концепции инноваций - создатель нового продукта должен использовать в своей деятельности современные модели инноваций с учетом их эволюционного развития.

При анализе инновационности нового продукта изучается соответствие используемой технологии проектирования нового продукта принципам выбранной модели создания инновации («парадигме инновации»). Необходимо учитывать, что «модель инновации» является развивающейся во времени категорией знаний, и следовательно, при реализации нового продукта должны быть использованы стратегические и технологические решения, которые представляют собой современные инновационные подходы, а не технологии, которые считались «инновационными» в прошлом. Использование модели инноваций предполагает следование принципам и методам организации создания нового продукта, который должен стать инновационным, т. е. обладать новыми потребительскими свойствами и приводить к соответствующим коммерческим результатам. Стратегический выбор модели создания инновационной продукции определяет систему метрик, которые должны системно описывать технологию создания продукта и его жизненный цикл с позиций выбранной категории инновации.

Многокритериальность анализа инновации - это использование инновационного потенциала как инструмента исследования инновационности нового продукта, требующее совместного изучения многих факторов, от которых зависят результаты коммерциализации. Воздействие факторов на результаты коммерциализации оценивается многими числовыми значениями. Применение многих критериев при анализе продукта и его конкурентов предполагает привлечение многокритериальных методов сравнения альтернатив.

Практическая направленность означает, что инновационный потенциал продукта должен быть практическим инструментом исследования, который позволяет оценить создаваемую «инновацию» относительно альтернатив и конкурирующих продуктов, применяется на всех этапах жизненного цикла для принятия стратегических и технологических решений.

Рассмотренные принципы необходимо учитывать при определении понятия «инновационный потенциал», которое следует рассматривать как инструмент для сравнительной оценки нового продукта относительно конкурентов в рамках развиваемого системного подхода к исследованию инновационности на всех этапах его жизненного цикла. Вводимое понятие инновационного потенциала нового продукта можно рассматривать с двух точек зрения. В широком смысле инновационный потенциал является моделью оценки эффективности достижения коммерческого результата при помощи увеличения инновационности продукта при рациональном использовании затрат на его создание.


.2 Анализ системы внешних источников финансирования малых инновационных предприятий в регионе (на примере Липецкой области)

В современных условиях развития экономики видится необходимым выстраивание системы государственных организаций как федерального, так и регионального уровня, способных обеспечить «сквозную» финансовую поддержку малых наукоемких предприятий. При этом очевидно следует сконцентрировать внимание на координации деятельности уже существующих организаций, оказывающих содействие развитию инновационной деятельности. В отдельных сегментах поддержки у инфраструктурных организаций различных типов наблюдается не располагающее к эффективной деятельности дублирование функций, в некоторых - взаимное дополнение, обусловливающее существование возможностей для координации и кооперации.

На каждом из этапов становления (которые можно условно выделить почти для каждого инновационного предприятия и сформулировать основные особенности развития на каждой из стадий) малым инновационным предприятиям (МИП) важно представлять, какие формы финансовой поддержки можно получить и какими видами услуг воспользоваться. В этом смысле существенным является не только выстраивание такой структуры поддержки, при которой на любом из этапов жизненного цикла высокотехнологичной компании она может воспользоваться в той или иной форме подержкой государства, но и повышение степени доступности информации об инфраструктуре, а также повышение прозрачности ее деятельности [1].

Анализ имеющейся литературы, средств массовой информации, сети Интернет по МИП позволяет сделать вывод о том, что существующие формы ВИФ только отчасти удовлетворяют потребностям МИП. Охарактеризуем каждую форму внешнего финансирования в отдельности.

Данные таблицы 1 отражают распределение средств из областного и федерального бюджетов на финансовую поддержку малого бизнеса [2].

 Таблица 3 - Средства, направленные на выполнение основных мероприятий «Программы развития малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 2009-2012 гг.», по итогам 2012 г. млн руб.

 Наименование мероприятия

Средства областного бюджета

Средства федерального бюджета

Всего

Субсидирование процентной ставки по банковским кредитам

30,88

17,3

48,18

Субсидии начинающим молодым субъектам малого предпринимательства на организацию и развитие собственного дела

50,00

36,67

86,67

Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, применяющим энергосберегающие технологии

0,85


0,85

Субсидии на разработку, внедрение, сертификацию систем менеджмента качества

0,25


0,25

Обучение в рамках президентской программы «Подготовка управленческих кадров»

0,10


0,10

Дополнительная капитализация Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства

10,00

12,20

22,20

Проведение семинаров, конференций, создание регионального портала малого бизнеса

2,32

0,2

2,52

Софинансирование муниципальных программ

1,70

2,10

3,80

Итого

96,1

68,47

164,57


Субвенции и субсидии субъектам малого предпринимательства на развитие инновационного проекта являются эффективной формой финансирования деятельности инновационной организации на начальном этапе ее деятельности. В субвенциях в первую очередь заинтересованы МИП с низкой инновационной способностью, но суммы, заложенные в данную форму финансовой поддержки МИП, малы, так как средняя потребность МИП в внешних источниках финансирования лежит в пределах от 1 до 5 млн руб.

При определенных изменениях кредитных продуктов для МИП с высокой инновационной способностью эта форма может быть интересной и востребованной, если в качестве обеспечения использовать договора на поставку продукции. Существуют также такие виды кредитного финансирования деятельности МИП, как:

бюджетные кредиты, предоставляющиеся на конкурсной основе после проведения финансово-экономической экспертизы, наличия бизнес-плана и достаточного (на 100 % суммы кредита и процентов по нему) высоколиквидного обеспечения. В качестве залога могут быть предоставлены, прежде всего, банковские гарантии, ликвидные ценные бумаги, а также оборудование, помещение, запасы на складе. Однако подобным обеспечением МИП в большинстве случаев не обладают;

лизинг, являющийся актуальной формой финансирования деятельности предприятий (с высокой инновационной способностью), особенно на этапе закупки МИП производственного оборудования.

Рекомендуется выводить отношение с подобными организациями на более высокий качественный уровень - «взаимовыгодное сотрудничество», т. е. совместное проведение выставок, встреч с инвесторами, использование на возмездных условиях консультационных, организационных ресурсов, совместная разработка и реализация программ привлечения инвестиций в МИП, конкурсов лучших инноваций и выставок. Создание Информационно-методического центра развития малого и среднего бизнеса (в том числе и инновационного) значительно расширяет возможности МИП. Он отвечает за оказание консультационного сопровождения деятельности МИП в юриспруденции, налогообложении, маркетинге, финансах, а также проводящий обучение и тренинги по актуальным вопросам [4].

Недостатком в инфраструктуре является отсутствие таких элементов, как: каналы коммуникации с руководителями МИП. Основным каналом по распространению информации об инфраструктуре поддержки привлечения ВИФ в МИП является сайт администрации Липецкой области. Таким образом, существующие формы привлечения ВИФ не удовлетворяют в целом интересам и потребностям МИП, поэтому для развития инфраструктуры поддержки привлечения ВИФ в МИП необходимо:

увеличить размер субсидии / субвенции, разработать механизм поэтапного финансирования проекта для уменьшения риска растраты средств;

увеличить число лизинговых компаний, участвующих в финансовой поддержке МИП;

ввести (дополнить) информационный сайт для руководителей МИП Липецка и Липецкой области, а также проводить его систематическое обновление;

ввести в инфраструктуру элементы:

элементы (дополнительные функции, подразделения), оказывающие содействие МИП и владельцев внешних источников финансирования (ВВИФ) (финансовым институтам, инвесторам) в поиске друг друга (организация целевых встреч);

элементы (дополнительные функции, подразделения), непосредственно участвующие в процессе организации привлечения средств ВВИФ - венчурных фондов, бизнес-ангелов, стратегических партнеров.

Учитывая найденные недостатки существующей инфраструктуры поддержки привлечения ВИФ в МИП, предлагается перспективная инфраструктура, которая показана на рисунке 1.

Рисунок 1 - Перспективная финансовая поддержка привлечения ВИФ в МИП

Для устранения недостатков в существующей инфраструктуре (таких как отсутствие продвижения услуг инфраструктуры поддержки привлечения ВИФ в МИП и отсутствие механизма, оказывающего содействие МИП и ВВИФ в поиске друг друга) необходимо организовывать и проводить конкурсы молодых ученых на лучший инновационный проект совместно с крупными высокотехнологичными предприятиями и финансово-промышленными группами, а также создать и поддерживать в Интернете портал с целью информирования руководителей МИП о возможностях привлечения ВИФ.

Создание информационного портала в Интернете возможно на базе существующего сайта администрации Липецкой области, который должен содержать следующую информацию:

по существующим и вновь принятым законам и постановлениям по оказанию поддержки МИП как на Федеральном, так и на региональном уровне;

по имеющимся формам ВИФ МИП, условия и порядок их получения;

о существующих конкурсах и условиях участия в них;

об имеющимся консультационном центре, созданном для поддержки МИП;

о предприятиях, состоящих в общем реестре МИП г. Липецка и Липецкой области;

о результатах мероприятий по привлечению ВИФ.

Организация взаимовыгодного сотрудничества со структурами, осуществляющими поддержку МИП (технопарками, фондами, крупными высокотехнологичными компаниями, консультационными компаниями, российскими и зарубежными венчурными фондами) по привлечению ВИФ предполагает:

осуществление образовательных проектов для руководителей МИП с целью получения практических навыков по составлению бизнес-планов, организации презентации своих предприятий, по финансам, маркетингу, управлению персоналом и т. д.;

совместное проведение конкурсов на лучшие инновационные проекты;

проведение встреч с потенциальными инвесторами - российскими и зарубежными венчурными фондами, которые должны носить периодический характер (например, раз в месяц или квартал) и могут быть не только выездными, но и интерактивными.


ГЛАВА 3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

В целом, если рассматривать успешный зарубежный опыт в формировании эффективных направлений использования новых технологий и внедрения инновационной политики, то для него характерны следующие черты:

− отказ от традиционных линейных моделей, ориентированных на предложения в цепочках «научных исследований - трансфера знаний и технологий предпринимателям - инноваций», и переходе к нелинейным моделям, предусматривающим сложные системные взаимозависимости указанного набора элементов и ориентации новых технологий на спрос (как национального, так и глобального рынков);

− содействие бизнесу, которые выступает в качестве системного интегратора научно-технического и инвестиционного ряда решений, в процессах реализации крупных проектов по внедрению новых технологий и, соответственно, повышения качества институтов (норм, правил и законов), которые обеспечивают заинтересованность во внедрении новых технологий и инноваций;

− учет национального ряда особенностей в экономическом и социально-политическом, историческом развитии страны, формирующем НИС, структуры которых постоянно трансформируются в соответствии с новым видом потребностей и возможностей.

Одним из важнейших факторов расширения масштабов инновационной деятельности в экономике развитых стран стало ускоренное освоение инновационных решений отраслями, обеспечивающими качество жизни, нацеленными на потребности человека [1]. В свою очередь, переход отраслей «обслуживания» людей на инновационный путь развития потребовал освоения ими методов коммерциализации научных открытий и как следствие - роста расходов на них, формирования соответствующих технологий взаимодействия с потребителями принципиально новых продуктов и процессов.

Особенно этот процесс активизировался в сфере здравоохранения, в которой в последние 15-20 лет произошли радикальные технологические и институционально-организационные изменения и модернизация. Их формирование как одних из ведущих инновационных объектов объясняется как фактором спроса, так и фактором роста предложения. К первому относится ряд демографических факторов: население в развитых странах становится старше и в среднем богаче, уровень платежеспособного спроса оформлен в системе страхований и пенсионных обеспечений, обеспечивающих предсказуемый масштаб потребностей в направлениях медицинских услуг.

Так, в США министерством здравоохранения занимается второе место после министерства обороны по общему объему расходов на науку и технологии уже не первое десятилетие оно является одним из лидеров по объемам расходов на фундаментальный вид исследований - на них министерство тратит более половины реального объема расходов в федеральных ведомствах. Таким образом, создаются огромные научные потенциалы в сферах медицины и смежных сферах, укрепляются лидирующие позиции американской науки по всем фронтам в биомедицинских исследованиях. В Европейском Союзе также подчеркивают необходимости увеличения финансирования научного ряда исследований и сферы подготовки. Предусмотрены расширения инноваций и инвестиций в так называемые «зеленые» развития и инфраструктуры.

Особое внимание будет уделено ИР в трех крупных направлениях [6]:

− автомобильная промышленность - «Европейская инициатива зеленого автомобиля» - партнерство ЕС, стран-членов, Европейского банка инвестиций и частной промышленности по финансированию проектов общим объемом в 5 млрд. евро. Предусмотрено проведение исследований в целях создания новых технологий и «умной» энергетической инфраструктуры. Это обеспечит прорыв в использовании возобновляемых источников энергии и создании безопасных и бесперебойных систем движения;

− строительство - «Европейская инициатива энергетически эффективных зданий. Разработка технологий и материалов строительства новых и модернизации старых зданий в целях кардинального снижения энергопотребления и выбросов углекислого газа;

− машиностроение - «Инициатива по созданию заводов будущего» с общим финансированием в 1,2 млрд. евро. Модернизация технологической базы машиностроительных компаний, включая малый и средний бизнес [2, C.43].

Вместе с тем существующая, например в КНР, бизнес-модель пока лишь имитирует инновационность: процессы роста наиболее успешного ряда китайских компаний основываются не столько на собственных новых технологиях и инновациях и разработках действительно новых видов продукции, сколько на локализациях имеющегося набора зарубежных технологий, на расширениях товарных линеек. Китаем много лет эксплуатируется догоняющая модель в инновационном развитии с опорой на прямые иностранные инвестиции.

Среди стран Европейского союза лидерами является Франция, Германия и Великобритания. Причем, Германией занимается на мировых рынках высоких технологий третье место, уступает она лишь Японии и США. Наиболее перспективные для нее технологические направления в развитии, в рамках которых немецкими промышленными компаниями будет совершаться противостояние конкуренции иностранных фирм, - это направления электронных технологий, гибких дисплеев, цифровой медицины и т.д.

Рисунок 2 - Организационная схема инновационной инфраструктуры [6]

Обобщая опыт развитых стран мира, можно констатировать, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке выигрывает не только тот, кто имеет перспективные научные заделы, но и кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности и развивает эффективную инновационную систему (прежде всего - развитую инфраструктуру). Представим схематично основные элементы инновационной инфраструктуры (см. схему 2), включающие технопарки, венчурные фонды, центры коллективного пользования, трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические, лицензионные центры, учреждения бизнес-образования и др.

Причиной популярности во многих странах мира идей технополисов является то, что они являются перспективной формой взаимодействия науки и производства. Мировой наукой делаются попытки активного формирования новой пирамиды научно-технического развития (см. рис. 3).

 

Рисунок 3 - Новая пирамида научно-технического развития [6]

В идеальном виде инновационная экономика должна базироваться на сбалансированном развитии фундаментальной и прикладной наук, образования и наукоемкой промышленности. Именно таким образом она формируется сегодня на уровне крупных высокоразвитых государств и межгосударственных сообществ. Но для большинства европейских стран, не обладающих серьезным потенциалом фундаментальной науки, характерен другой вид инновационной экономики, основу которой составляют прикладные исследования, образование и наукоемкие отрасли промышленности [2].

Экстраординарными изменениями в технике и новых технологиях, приводящими к обеспечению интенсивных процессов роста знаний, обеспечивается глубокая трансформация категорий, в которых обществом осмысливают все происходящие процессы и генерируются новые идеи. Эти изменения приводят к трансформации общих производственных и социальных структур, которые формируются как результат организационного взаимодействия потоков информации, капитала и технологии.

Опыты развития глобальных финансовых рынков свидетельствуют о наличиях у международного ряда корпораций вполне определенных стратегий по извлечению сверхприбыли на основании дестабилизации экономического развитися отдельного ряда стран путем их «сплавлений» в единые глобальные экономические пространства для обеспечения свободных движений транснациональных капиталов. В процессе подобных финансовых интеграций происходят расслоения мировых сообществ на категории осваивающих и осваиваемых стран.

Предполагается, что новая экономическая система должна стать основой прогрессивного социально-экономического развития социума в условиях сокращения природных ресурсов и возрастания угроз экономической и экологической безопасности. Теория и практика показывают, что в долгосрочной перспективе новые информационные технологии создают примерно столько же рабочих мест, сколько ликвидируется.

Поскольку они проникают практически во все секторы жизни, их воздействие на занятость оказывается более существенным, чем просто изменение ее численности: происходит рост качества рабочей силы при резком возрастании потребности в ее высокой квалификации. Причем, участники инновационного процесса находятся в различных отраслях и сферах деятельности, на их активность влияют решения, которые могут принимать многие, если не все, государственные министерства и ведомства.

Практики передовых стран свидетельствуют, что в исключительном ряде случаев создаются специальные министерства, комитеты или ведомства, регулирующие весь спектр вопросов инновационного развития государства. Однако чаще всего эти задачи решаются немного иначе, а именно, путем выработки общенационального ряда задач и целей в инновационном развитии, то есть стратегий или общих планов действий, а затем встраиваний различного рода механизмов для достижения данных национальных целей в политике министерств и ведомств.

С целью демонстрации принципиально важного набора характеристик процессов разработки политики и основного набора критериев для ее оценки можно использовать опыт европейских стран. Подобные практики широко используются в странах Европейского Союза для международного сопоставления, выявления лучшего набора практик, что позволяет преодолевать сложности и относительные проблемы новизны инновационных направлений политики как одного из инструментов государственного регулирования, а также создавать возможности коррекции выбранных курсов по результату оценок.

Анализ изменений, ставших следствием государственных решений, может быть основой определения правильности действий и внесения соответствующих позитивных коррективов в инновационную систему. Системные усилия в области мониторинга эффективности инновационной политики страхуют от переинвестирования в то или иное направление и значительно снижают высокие инновационные риски.

Переход отраслей «обслуживания» людей на инновационный путь развития потребовал роста научных расходов соответствующих организаций и компаний, освоения ими методов коммерциализации научных открытий, формирования новых технологий взаимодействия с потребителями принципиально новых продуктов и процессов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в работе показана взаимосвязь технологического и экономического потенциала предприятия в рамках инновационного потенциала. Моделирование инновационного потенциала продукта предполагает построение формализованной процедуры оценки его способности получать коммерческие результаты на основе реализованных свойств инновационности.

Реализуемые в продукте свойства инновационности позволяют с наибольшей отдачей использовать ресурсы, которые выделены на его создание и продвижение. Образно можно сказать, что свойства инновационности «преобразуют» затраты и условия создания нового продукта в достигнутые или ожидаемые результаты коммерциализации.

Создание эффективного механизма управления инновационным потенциалом на промышленных предприятиях позволит принимать обоснованные решения в сфере управления на стратегическом уровне, снизить риск инновационной деятельности в результате внедрения комплексной оценки инновационного потенциала, повысить эффективность использования имеющихся ресурсов предприятия.

На протяжении последних шести лет решающими препятствиями реализации инновационных процессов являются: недостаток собственных денежных средств организаций, недостаток финансовой поддержки со стороны государства, высокая стоимость нововведений. Руководители организаций выделяют названные препятствия как на множестве отраслей экономики, на множестве видов экономической деятельности, в организациях различных форм собственности, а также при группировке организаций в технологические комплексы.

Это свидетельствует о том, что названные препятствия носят системный характер. Вместе с тем, постепенно повышал свою значимость фактор инновационного потенциала хозяйственной среды и его оценка как одного из решающих препятствий инновационному развитию вплотную приблизилась к главному фактору-препятствию - недостаток собственных средств предприятия. Организационно-управленческие изменения, осуществляемые руководителями предприятий для повышения эффективности инновационной деятельности, не привели к снижению значимости.

В условиях рыночной экономики непрерывное осуществление инновационной деятельности промышленными предприятиями,­ а именно регулярное обновление номенклатуры выпускаемой продукции, разработка и внедрение новых товаров, является ключевым фактором успеха в борьбе за потребителя. Маркетинговыми аспектами данной проблемы является содействие стабилизации экономических отношений посредством исследования организации товарного рынка, способов конкуренции и уровня производства, а также осуществления кампании продвижения продукции на рынок и обеспечения устойчивого развития предприятия путем получения запланированной нормы прибыли.

Чтобы решение указанных проблем было полноценным, на предприятии должны быть созданы наиболее благоприятные условия для эффективного использования его потенциала выпуском высококачественной продукции при минимально возможных затратах, что, как правило, повышает конкурентоспособность этой продукции. Между тем конкурентоспособность предприятия в первую очередь определяется технико-экономическим уровнем имеющихся на нем производств, величиной издержек производства, качеством продукции, развитием инфраструктуры, наличием абсолютных и относительных преимуществ.

В нынешних меняющихся условиях хозяйствования устойчивого роста предприятие может достичь, если будет реализовывать одну из базовых конкурентных стратегий. Зависимости от экономической ситуации ими могут быть либо преодоления неустойчивости и выживания, или поддержка устойчивости, но предприятие может обеспечить свою высокую конкурентоспособность в случае разработки и реализации наиболее действенной конкурентной стратегии, а именно стратегии развития и устойчивого роста.

К важным стратегическим альтернативам устойчивого конкурентного развития предприятия согласно этой конкурентной стратегии принадлежит интенсивный, интеграционный­ рост и диверсификация. В свою очередь, интенсивный рост означает рост выпуска продукции при существующих производственных мощностях, глубокое внедрение на рынок и модификацию товаров, а еще существеннее - организацию выпуска новых высококачественных товаров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Анискин Ю.П. Корпоративное управление инновационным развитием: Монография. М.: Омега-Л, 2011. 411 с.

Барышева А.В., Балдин К.В., Галдицкая С.Н., Ищенко М.М., Передеряев И.И. Инновации: Учебное пособие.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 382 с.

Белоусов Д.А. Оценка инновационного потенциала производственной деятельности организаций: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Новосибирск, 2013.

Бобылев А.Л. Экономика организаций (предприятий): опорный конспект лекций. - Калининград: БИЭФ, 2011. - 240 с.

Волынкина М.В. Инновационное законодательство России /М.В. Волынкина.-М.: Аспект Пресс, 2012. - 240 с.

Инновационный менеджмент: уч. / под ред. В.Я. Горфинкеля и Б.Н. Чернышева. - М.: Вузовский учебник, 2012. - 463 с.

Миско К.М. Ресурсный потенциал региона (теоретические и методические аспекты исследования) - М.:Наука, 2011. - 94 с.

Основы инновационного менеджмента: Теория и практика / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. М.: Экономика, 2012. - 475 с.

Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венг. М.: Прогресс. 2011.

Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. Сокр. пер. с англ. М.: Экономика. 2013.

Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 176 с.

Фатхундинов Р.Л. Инновационный менеджмент. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2012. - 600 с.

Бухонова С.М., Дорошенко Ю.А. Оценка эффективности и моделирование интеграционных подходов к активизации инновационной деятельности предприятия // Экономический анализ: теория и практика. -2011. - № 9. - С. 8-19.

Иванов С.А., Осип Е.Я. Инновационный потенциал развития экономической безопасности хозяйственной системы // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России - 2009. - № 2. - С. 120-133.

Клебанов И.И. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу: Тезисы к выступлению на заседании Совета Безопасности РФ 20 марта 2012 г. // Инновации. - 2012. - № 2-3 (49-50). - С. 3-5.

Николаев А. Инновационное развитие и инновационная культура // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - № 5. - С. 75-79.

Цукерман В.А., Кондратович Д. Финансовое обеспечение инновационных проектов // Научно-информационный бюллетень Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2012 - № 1 (7). - С. 88-91.K. Guide to Quality Control. Asian Productivity Organization, UNIPUB, 2011.

Похожие работы на - Особенности разработки и управления инновационными проектами в России

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!