Роль корпорации Honda Motor в современной мировой экономике
Министерство
образования и науки Российской Федерации
(МИНОБРНАУКИ
РОССИИ)
Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего
образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра
мировой экономики
Институт:Экономики
и финансов
На
тему:
«Роль
корпорации Honda Motor в современной мировой экономике»
ПО
ДИСЦИПЛИНЕ: «Корпорации в мировой экономике»
Исполнитель:
Студент 4курса 1
группы
Щербинин М.Д.
Руководитель:
К.э.н. доцент
Смирнов Е.Н.
Москва
- 2016
Глава 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КОМПАНИИ
Фирменное наименование - «Honda Motor Co. Ltd.»
Организационно-правовая форма компании -
Публичная компания
Позиции в глобальных рейтингах
корпорация honda мировой
Таблица 1
Позиции корпорации Honda в глобальных рейтингах.
Наименование
рейтинга / Год
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
Financial
Times
|
99
|
90
|
101
|
163
|
134
|
Fortune
|
45
|
64
|
45
|
45
|
44
|
Forbes
|
80
|
93
|
86
|
45
|
63
|
Источник:
FT «Global 500» 2011 - 2015 гг.,
FORTUNE 500» 2011 - 2015 гг.,Forbes
«Global 2000» 2011-2015 гг.
Глядя на динамику изменения позиций компании в
глобальных рейтингах, можно сказать, что она немного сдает свои позиции на
рынке. В 2012 году у компании началось незначительное снижение финансовых
показателей. На 12% по сравнению с предыдущим годом сократились объемы продаж,
что в абсолютном эквиваленте составило порядка 982миллиардовйен(8 262 млрд
долларов).
В целом, объем продаж компании рос с 2012года.
На 31 марта 2015года продажи компании
увеличились на 6,6%(¥13,328.0
млрд), по сравнению с предыдущим. около 90% акций компании находятся в
свободном обращении. Сегодня рыночная капитализация компании составляет 183
миллиарда долларов.
Компания Honda была удостоена нескольких наград
от национальной Ассоциации малых автомобильных дилеров США (NAMAD) и компании
HIS Automotive на Североамериканском международном автосалоне в 2015 году.
В конце 2015 года компания Honda получила
награды премии HispanicMotorPress. Рейтинг был составлен в результате опроса
среди представителей латиноамериканского сообщества США.
В целом, компания показывает положительные
результаты роста продаж, связи с повышением качества выпускаемой продукции.
Основные этапы развития
История корпорации включает четыре основных
этапа развития..1948-1961
В 1946 году Соитиро Хонда основал «Институт
технических исследований Хонда», который выпускал небольшие моторчики и мопеды.
В 1948 году появилась HondaMotorCompany, производившая мотоциклы. Примерно в то
же время Хонда нанимает опытного инженера КихачироКавасиму и знакомится с
ТакеоФудзисавой, который считается вторым отцом-основателем компании. Вместе
они создавали автопроизводителя с мировым именем, причем Хонда был сосредоточен
на технической части, а ТакеоФудзисава занимался маркетингом и коммерцией..
1962-1969
Сборкой автомобилей марка занялась в 60-х годах,
довольно поздно по сравнению с остальными «монстрами» автопрома. Японское
правительство сопротивлялось вступлению компании в конкурентную борьбу с
Nissan, Toyota и Mitsubishi, полагая, что это негативно отразится на интересах
страны. Однако дебют Honda был упрямым и амбициозным. Когда в мае 1955 года
Министерство международной торговли и промышленности Японии объявило о старте
программы «Народный автомобиль», компания заявила, что будет в деле. Программа
предусматривала создание четырехместного авто с максимальной скоростью до 100
км/час по цене 150 000 иен.
Чтобы разработать автомобиль, Honda в 1957 году
наняла почти 50 инженеров и создала новый научно-исследовательский центр.
Вопреки ожиданиям, прототипы долго тестировались и все не находили своего
производственного воплощения. Хонда был перфекционистом и потратил много
времени на то, чтобы быть уверенным в качестве своего дебютного авто.
октября 1962 года во время Японского
национального автосалона Honda представляет три новых модели: спорткары S360 и
S500, а также небольшой грузовик T360. Несмотря на теплый прием, S360 так и не
вышел на рынок. Основная причина - модель S500 на то время была более
актуальной.использовал высокотехнологичный двигатель с максимальным крутящим
моментом на уровне 9500 оборотов в минуту. При объеме в 531 куб. см он выдавал
44 л.с. при 8000 оборотах в минуту. Автомобиль весом в 680 кг разгонялся до 129
км/час..1970-1990
В 1970-м компания открывает два новых
исследовательских центра: один посвящен вопросам безопасности дорожного
движения, второй - снижению загрязнений окружающей среды. Спустя год
представлен новый мотор CompoundVortexControlledCombustion (CVCC), который
соответствовал по характеристикам и уровню выбросов «Акту о чистом воздухе»,
появившемуся только в 1975 году.
В 1974 году в Японии разразился нефтяной кризис
и все компании существенно сократили объемы производства. Все, кроме Honda,
которая, напротив, увеличила их в два раза, сократив цену до разумно
обоснованной. Это помогло увеличить продажи на 76%.
Чтобы стимулировать рост продаж, марка запустила
программу HondaCreditSystem, позволяющую покупать автомобили в кредит. Еще один
шаг на пути увеличения объемов реализации был вполне успешным.
В 1984 создание новой марки Acura, обособленное
подразделение японского автопроизводителя Honda, выпускающее автомобили
премиум-класса..1991-настоящее время
В 1991-м в возрасте 85 лет умирает основатель
компании Соичиро Хонда. В 1996 году представлена система автоматического
распределения крутящего момента (ATTS), появляются модели Logo и Stepwgn.
июня 2008 года HondaMotors выпустила первый
автомобиль на водородных топливных элементах FCX Clarity, который не
выбрасывает в атмосферу никаких вредных веществ. Результатом сгорания топлива
остаются только тепло и водяной парКомпания активно занимается слияниями и
поглощениями, укрепляет свои позиции на биржах.
Направления деятельности
Основным направлением деятельности Honda
является производство автомобилей, мотоциклов, гидроциклов и силовой техники.
Сейчас предприятия компании HondaMotor
расположены в таких странах, как Китай, США, Канада, Великобритания, Пакистан,
Бельгия, Бразилия, Мексика, Новая Зеландия, Малайзия, Индонезия, Индия,
Филиппины, Таиланд, Вьетнам, Турция, Тайвань, Перу и Аргентина. Марка известна
не только своими передовыми взглядами на автомобили будущего, но и масштабными
экспериментами в области создания человекоподобных роботов.
Глава 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ
Финансовые показатели корпорации Honda за
2011-2015 гг.
№
П/п
|
Показатель
(млн. йен/ Год)
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2.1.1.
|
Продажи
|
8,936,867
|
7,948,095
|
9,877,947
|
11,842,451
|
12,646,747
|
|
в
т.ч. зарубежные
|
7,433,025
|
6,430,168
|
8,224,952
|
9,929,947
|
9,929,947
|
2.1.2.
|
Численность
занятых (чел.)
|
179,060
|
187,094
|
190,338
|
198,561
|
203,902
|
|
в
т.ч. зарубежные
|
149,064
|
154,420
|
160,891
|
167,243
|
172,584
|
2.1.3.
|
Чистые
операционные доходы
|
569,775
|
231,364
|
544,810
|
750,281
|
606,878
|
2.1.4.
|
Активы
|
11,577,714
|
11,787,599
|
13,635,357
|
15,622,031
|
18,088,839
|
|
в
т.ч. зарубежные
|
9,800,119
|
9,720,712
|
11,003,190
|
12,869,186
|
15,375,513
|
2.1.5.
|
Задолженность
компании
|
2,043,240
|
2,235,001
|
2,710,845
|
3,234,066
|
3,933,860
|
2.1.6.
|
TNI
(%) GSI NSI (%)
|
83,68
|
81,72
|
82,07
|
82,26
|
82,54
11,6 88
|
ИсточникHonda
Motor Co., Ltd. Annual Report 2015;Honda motor co., ltd. reports consolidated
financial results for the fiscal fourth quarter and the fiscal year ended march
31, 2015;
2.1
Выводы по динамике показателей
По итогам отчетного периода на заводах Honda по
всему миру было выпущено 4 543 838 моделей. Это является абсолютным рекордом
календарного года и на 0,7% превышает показатели 2014. Также стоит отметить,
что предприятия компании в декабре произвели 379 502 автомобиля, что также
является лучшим результатом данного месяца за всю историю.
Наиболее значительный рост был в азиатском
регионе и в частности в Китае. С конвейеров заводов сошло рекордное количество
автомобилей - 1 660 561, на 12% больше, чем в 2014 году.
Стоит отметить, что столь высокий показатель
удалось достичь благодаря росту производства в Северной Америке (было выпущено
962 372 модели) и Азии (был установлен очередной рекорд - 836 595 созданных
транспортных средств). В целом же результаты общемирового производства удалось
увеличить на 0,9%.
Североамериканские предприятия также закончили
год с высоким результатом - 1 862 491 произведенных единиц.
Напомним, что первые шесть месяцев текущего
финансового года также оказались успешными для Honda. В общемировом масштабе
было создано 2 272 071 автомобиль.
*по данным FORBES GLOBAL 2000
**по
данным
Center Automative Research(CAR)
Расчет индексов:
, где
GSI - индекс географического охвата, -
количество зарубежных филиалов, - совокупное количество филиалов, - количество
стран, в которых присутствуют филиалы.
FA ~400~500~170~11,6index:
, где
TNI - индекс транснационализации (в процентах);
- зарубежные
активы;- совокупные активы;
- объем зарубежных
продаж;- совокупный объем продаж;
- зарубежный штат
сотрудников;- общее число сотрудников в штате.:
=0,88, где
NSI - индекс распространенности сети;-
количество стран, в которых присутствуют филиалы;- количество стран, в которых
могут присутствовать филиалы (т.е. общее количество стран минус страна
базирования) = 193
Глава 3. СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ КОРПОРАЦИИ НА РЫНКЕ
ФАРМАЦЕВСТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
3.1 Основные конкуренты компании
Таблица 3
Основные конкуренты компании в производстве
Автомобилей 2014 года.
Рейтинг
|
Рейтинг
в GLOBAL 2000
|
Компания
|
1
|
12
|
Toyota
|
2
|
19
|
VolkswagenGroup
|
3
|
31
|
Daimler
<#"879063.files/image007.gif">
Рисунок 1. Выручка корпорации по географическим
зонам(продажа авто). Источник - HondaAnnualReport 2015
В географическом разрезе бизнес Honda довольно
диверсифицирована. На американский рынок приходится более 5,000,000 млн. йен
доходов, или порядка 54% от общей выручки. По сравнению с 2014 годом продажи
увеличились на 10,1%.
Второй по значимости рынок - азиатский, доходы
от которого составляют 1,795,791 млн.йен (более 18% от выручки и рост продаж на
9,4% по сравненнию с 2014). По итогам 2015 финансового года по значимости с
азиатским рынком практически равны продажи японского рынка - 1,526,054 млн.
йен( 15% и доходы упали на 9% )
Европейский и другие регионы показывают спад на
7,4% и 2,7% соответственно. Выручка в 2015 году составила 456,562 млн. йен в
европейском регионе и 625,920 млн. йен в других регионах. Это связано с тем,
что конкуренты предлагают более выгодные условия сотрудничества именно в этих
регионах.
В целом, динамика продаж автомобилей японоского
автопрома Honda Motor в 2015 годуположительная и составляет 9,603,335 млн. йен.
Это на 4,6% выше показателей 2014 года, доходы в котором составили 9,178,773
млн. йен.
Самая продаваемая модель в 2015 году оказалась
Honda CR-V. Продав 697 тыс. автомобилей данной марки Honda СR-V заняла 8 место
опередив по
продажам ChevroletSilverado и Toyota RAV4*.
Однако, по сравнению с 2014 годом количество проданных авто данного типа
показало отрицательную динамику продажи в котором составили 627тыс. шт.
Рисунок 2. Выручка корпорации по географическим
зонам(продажа мотоциклов). Источник - HondaAnnualReport 2015
Что касается продаж мотоциклов, то основная
выручка с продаж приходится на азиатский регион и составляет 1,050,490 млн йен.
Это более 56% от всех продаж в остальных зонах.
Второй по значимости рынок - остальные регионы,
доходы от которых составляют 451,977 млн.йен (чуть больше 24%). Эти
регионы
показывают
спад
на
4,1%.
В это же время выручка в североамереканском и европейских
зонах показывает рост на 9,4% и 13,8% соответственно.
Продажи мотоциклов Honda в 2015 году
положительная и составляет 1,846,666 млн. йен. Это на 9,3% выше показателей
2014 года, доходы в котором составили 1,689,228 млн. йен.
*по версии bestsellingcarsblog
3.4 Особенности участия компании в
трансграничных слияниях и поглощениях
Особенность корпорации в сфере слияний
заключается в том, что она использует их как эффективный источник повышения
доходов и доли на рынке. В то же время, поглощение конкурентов ведет к
качественному улучшению отдела исследований и разработок, а также к доступу на
новые рынки сбыта.
В начале 60-х годов компания «Хонда мотор»
попыталась внедриться в автомобилестроение, обратившись за разрешением на
производство легковых автомобилей. Это было не самое удачное время. Тогдашнему
Министерству внешней торговли и промышленности как раз удалось провести через
парламент закон, запрещавший создание новых автомобильных компаний.
Министерство настаивало на слиянии мелких фирм и образовании на их базе крупной
корпорации. Оно оказывало давление на компании «Тойота мотор» и «Ниcсан мотор»,
стремясь добиться их согласия на слияние с более мелкими автомобильными
фирмами. «Хонда мотор» смогла ответить на давление Министерства чисто
бюрократическими методами, подключив к борьбе своих влиятельных сторонников в
Министерстве транспорта и во всемогущей Федерации экономических организаций
(Кэйданрэн).
В нынешнее время достижение Honda в поглощении
компании гораздо скромнее по сравнению с другими автопромами. Кроме
премиум-бренда Acura да мотоциклетного отделения, японцам больше похвастать
нечем.
В последние годы в число лидеров мирового
автопрома стремительно вырывается альянс Hyundai-Kia. В настоящее время альянс
выпускает автомобили под марками Hyundai и Kia, но в ближайшем будущем корейцы
планируют создать премиум-бренд. По неподтвержденной пока информации он будет
называться Genesis
Глава 4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
КОМПАНИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ
.1 Основные приоритеты стратегии компании
Принцип работы:
«Руководствуясь глобальной стратегией компании,
мы стремимся создавать продукцию высшего качества по доступной цене для
удовлетворения требований потребителей по всему миру».
Фундаментальные принципы:
Уважение к личности
Три радости - радость покупки, радость продажи и
радость создания
Политика управления:
Всегда стремиться к поставленным целям
Уважать обоснованную теорию, развивать новые
идеи, максимально эффективно использовать время
Наслаждаться работой и поощрять открытость в
общении
Стремиться к гармонии во всех процессах
Помнить о ценности научных исследований и
проделанной работы
4.2 Роль отраслевых инноваций в деятельности
компании
Инновации, безусловно, являются «ядром», вокруг
которого складывается вся деятельность корпорации Honda и благодаря которому
она продолжает сохранять передовые позиции на рынке.
На своем русскоязычном сайте компания пишет об
инновациях так:
«Мечты вдохновляют нас на создание инновационной
продукции, которая приносит пользу обществу. Чтобы удовлетворять индивидуальные
потребности наших клиентов в разных регионах мира, мы создаем торговые сети,
научно-исследовательские центры и производственные предприятия в каждом
регионе. Более того, являясь социально ответственными членами корпорации, мы стремимся
решать важные задачипо охране окружающей среды и обеспечению безопасности.»
За создание автомобиля, работающего на водороде,
- Honda FCX Clarity - и достижения в развитии водородных технологий HondaMotor
удостоилась престижной премии GroveMedal. Награждение прошло в Лондоне в рамках
11 Международного симпозиума Гроува, посвященного топливным элементам
(GroveFuelCellSymposium).FCX Clarity - это не просто экологически чистый
автомобиль будущего. Уже сейчас эта модель не только не уступает, но во многом
и превосходит в практичности традиционные автомобили. Новая модель Honda
гораздо более комфортна как для водителя и пассажиров, так и для окружающей
среды. Благодаря использованию альтернативного вида топлива значительно
снизится уровень шума и вибрации, также в окружающую среду не будут происходить
вредные выбросы, такие как углекислый газ. FCX Clarity опровергает миф о том,
что автомобили на биотопливе не могут сравниться с традиционными по
экономичности, - по этому параметру FCX Clarity в 2-3 раза превосходит
автомобили с двигателем внутреннего сгорания и в 1,5 раза - ныне существующие
гибридные авто.
4.3 SWOT - анализ компании.
Сильные
стороны
|
1.
Один из самых больших автопроизводителей в мире; охватываетболее100 стран. 2.
Развитая продуктовая линейка 3. Доля рынка мотоциклов в Азии 4. Узнаваемое
имя и логотип бренда
|
Слабые
стороны
|
1.
Сильная конкуренция со стороны других ведущих брендов в Европе в отрасли
ведет к ограничению роста объемов занимаемой доли рынка. 2. Отзывы о
продукции
|
Возможности
|
1.
Повышение цен на топливо. 2. Позитивный прогноз для глобальной индустрии
мотоциклов 3. Растущий глобальный спрос на экологически чистые транспортные
средства 4. Рост за счет поглощений
|
Угрозы
|
1.Повышение
курса йены 2.Спад цен на нефть 3.Рост цен на сырье 4. Интенсивная конкуренция
|
Глава 5. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОМПАНИИ
HONDAС РОССИЙСКИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
В январе 2004 года компания HondaMotor RUS
официально появилась на российском автомобильном рынке. С момента своего
открытия по май 2013 года при активном участии партнеров и дилеров было
реализовано 250 000 автомобилей Honda на территории Российской Федерации.Как
крупнейшая биофармацевтическая компания в мире с собственной
научно-исследовательской базой, Pfizer поддерживает инициативы Правительства
Российской Федерации в области инновационного развития фармацевтической
промышленности и здравоохранения.
Но в связи со сложившейся политической и
экономической обстановкой в мире, в частности в РФ, компания Honda значительно
сократила свои продажи в нашей стране.
В ближайшие несколько месяцев в нашу страну
будет поставлено 1 000 машин, из которых большая часть приходится на модель
CR-V. С январь по июль 2015 года продажи Honda сократились до 2 742
автомобилей, что на 78% меньше, чем за аналогичный период года прошлого.
Напомним, компания Seat ушла из России в ноябре
прошлого года. В середине лета нынешнего года GeneralMotors остановила свой
выпуск в Санкт-Петербурге. Значительно сократился модельный ряд Chevrolet, на
складах Opel подходят в концу последние запасы автомобилей.
Официальное представительство Honda в России
опубликовало комментарий, согласно которому компания сохраняет своё присутствие
на рынке РФ и продолжает выполнять обязательства перед действующими владельцами
автомобилей Honda и Acura. Тем не менее, рассматривается возможность изменения
схемы поставок.
Вероятен сценарий, при котором продажи
автомобилей марок Honda и Acura будут вестись по предварительному заказу, при
этом дилеры, возможно, смогут размещать заявки на поставки автомобилей напрямую
через головной офис Honda в Японии.
Запуск новой схемы поставок автомобилей
планируется в 2016 году, тогда как до конца года нынешнего компания продолжает
работать в текущем режиме. Изменений в сфере сервиса, поставок запасных частей
и гарантийного обслуживания не планируется.
По мнению представителей Honda, оптимизация
работы с дилерскими центрами позволит обеспечить стабильность в сложившейся
экономической ситуации. Хорошей новостью для покупателей силовой и мототехники
марки Honda является то, что поставки продукции пока продолжатся в прежнем
режиме.
Сказать о дальнейшей судьбе присутствия компании
Honda motor очень сложно, так как многое зависит от тех шагов, которые
предпримет наше правительство.
Похожие работы на - Роль корпорации Honda Motor в современной мировой экономике
|